- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 1,66 Мб
Селькупы. Традиционное мировоззрение. Духи
Министерство образования и науки Российской Федерации
(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)
Исторический факультет
Кафедра археологии и исторического краеведения
КУРСОВАЯ РАБОТА
СЕЛЬКУПЫ. ТРАДИЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ. ДУХИ
Студентка группы №03102
А.А. Патрушева
Руководитель
д. и. н., профессор
Л.А. Чиндина
Томск 2012
Оглавление
Введение
Глава I. Селькупы
.1 Этнографический очерк
.2 Из истории изучения селькупов
Глава II. Традиционные представления селькупов. Духи
.1 Духи леса
.2 Духи воды
.3 Духи огня
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Культура любого народа – совокупность отдельных этнических черт: это типы жилищ, одежды, украшения, специфики культа и погребальных обрядов, орудии труда, средства передвижения, керамики. Любая современная культура – наследница прошлого, зачастую это слияние нескольких культур, иногда так непохожих и даже противоречащих в чем-то друг другу.
Мировоззрением называют совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющее общее видение, понимание мира, места в нем человека. Оно придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Мировоззрение любого народа зависит от окружающей его географической, историко-культурной среды, социально-экономических факторов, и конечно же, от времени. Но невозможно изучать отдельную деталь жизни без подробного изучения и других ее сторон. Именно поэтому, желая разобраться в мировоззрение, нужно изучать и происхождение, быт, внутренние и внешние связи этого народа.
Разнообразие во взглядах, быту можно наблюдать на примере селькупов Нарымского края. Они сохранили архаические черты, которые давно исчезли из быта других народов, благодаря специфичному историческому развитию, но при этом происходит развитие и заимствование частей индустриального мира из вне. Различия между отдельными элементами культуры селькупов очень велики, и эти различия могут объясняться синтезом прошлых культур, которые сложили нынешний селькупский этнос.
Формы общественного сознания народов Сибири, по сей день, исследованы недостаточно полно. Многое остается неясным, многое невозможно восстановить из-за отсутствия письменных фактов. С 1933 года печаталась литература для начальной школы на тазовском диалекте, однако широкого распространения письменный язык даже у северных селькупов не получил. В 1950-х годах выпуск селькупской литературы был прекращён, а преподавание языка свёрнуто. Быстро меняющийся сегодняшний мир стирает и разрушает самобытность культуры, архаичные черты размываются, уходят из жизни народа, заменяются новациями, которые со стремительной скоростью проникают в жизнь любого общества. В СССР были приняты меры по внедрению атеистических взглядов для преодоления религиозных предрассудков среди населения страны. Единственное, что помогло как-то сохранить архаические черты мировоззрения – изоляция селькупов от окружающего его мира.
Уникальность нарымских селькупов заключается в их совмещение технологий индустриального мира и архаических взглядов. Годы Советской власти, с одной стороны, нанесли ущерб самобытной культуре селькупов, с другой же стороны, внедряя индустриальные наработки, позволили селькупам перейти на новый этап развития. На данный момент селькупы живут почти ничем не отличающимся бытом от быта русских. Большинство из них работают в местных учреждениях, школах, больницах. Все подростки, так же как и русские обучаются в школах, заканчивают университеты.
Но на уроках, когда учителя пытались рассказать о действительном положении земли по отношению к солнцу, селькупы возражали: « Если бы земля вертелась вокруг своей оси, как вы говорите, то вода в реках текла то туда, то сюда». Такие взгляды невольно напоминают ребенка, который пытается объяснить происходящее без физических законов, версиями, более легко укладывающимися в сознании человека. В этом особенность дологического мышления, человека невозможно убедить даже практикой. Но в то же время, не стоит забывать, что эти народы не дикари, в их сознании сталкиваются два типа мышления – логическое, рациональное, отличающее современного человека, и дологическое, эмоциональное, когда объясняешь происходящее с точки зрения природного превосходства, которое не заключено в рамки физических законов. Наверное, такое переходное состояние является самым тяжелым для изучения, идеи этих двух типов мышления переплетаются, приводя нас в непонимание, но они легко уживаются в сознании этих народов. Объектом своего изучения я выбрала Нарымских селькупов, потому что считаю, что именно в Сибири менее затронута эмоциональная составляющая человека, его глубинное сознание, открывающее загадки древности.
Целью моей курсовой работы является изучение основного пантеона духов в селькупской жизни.
В связи с этим ставятся такие задачи:
v Изучить письменные материалы исследователей по селькупам.
v Рассказать о изучаемом народе.
v Описать внешний вид различных духов из пантеона.
v Выяснить какое значение имели, и какие функции выполняли духи в селькупской жизни.
В работе будут использоваться опубликованные этнографические и исторические источники и исследования, включающие в себя материалы XVII-XXI веков. Если говорить о территориальном охвате исследования – это места проживания южных селькупов, обращаясь и к районам проживания северных селькупов.
Так же стоит поговорить об актуальности темы. Изучение коренных народов России, а в особенности Сибири многие десятилетия занимают исследователей отечественной этнографии. Изучение, фиксация и сохранение мировоззренческой традиции становятся актуальными при существующих тенденциях к унификации, забвению и, равно, к возрождению национальных форм культур (Степанова 2005а). Традиционные взгляды подобных обществ дают почву для изучения первобытного мышления на основе метода пережитков. Но не только с научной точки зрения изучение этих обществ очень важно, но и эстетически, для любого современного человека имеет смысл, окунутся в жизнь, которая управляется не личными качествами людей, где без воли духов не существует и сама эта жизнь.
Глава I. Селькупы
.1 Этнографический очерк
Селькупы – коренной народ самодийской языковой группы в Западной Сибири.
Еще в XVI столетие невозможно было бы найти письменные сведения о селькупах. Но по археологическим находкам можно судить, что и тогда они существовали в Сибири. Но до XIX века эта общность не была известна как селькупы, они входили в состав «остяков»: хантов, манси и кетов.
По письменным свидетельствам Российского государства к концу XVI века существовало объединение Селькупов – Пегая орда. Только с построением Нарымского острога (1598 г.) Пегая орда была покорена. В это время селькупы обитали на Средней оби и ее правых и левых притоках – Тым, Кеть, Чулым, Васюган (до среднего его течения, включая приток Чижапку), Парабель (с истоками Чузиком и Кёнгой), Чая, Шегарка (Долгих, 1960).
В середине XIX века М. А. Кастрен выделил селькупов в отдельный народ, назвав его «остяко-самоедами», с этого и началась отдельная история отдельного народа. Остяко-самоедами их называли до 1930-х годов.
Свое современное название селькупы получают в 1930-х годах по самоназванию северных селькупов. В отечественную научную литературу было введено Г.Н. Прокофьевым. В группе южных селькупов оно утвердилось лишь в 1970-е годы, так как у них существовали свои названия – чумыль-куп – «земляной человек», суссе кум или шош кум – «таежный человек» (Народы Западной Сибири, 2005).
Селькупскому национальному самосознанию было присуще деление всего человечества на две части: 1) свой народ – «гула», т.е. люди, и 2) все остальное человечество – «квели». Селькупы выработали терминологию для обозначения диалектно-локальных групп, входивших в состав селькупского этноса. Внутри своего народа они различают: чумульгула, сюсигула, шиешгула, сельгула, тегула, соргула, пайгула, кайбангула (Г.И. Пелих, 1972, 1981).
В науке общепринятно разделение селькупов на две группы – северную и южную. Селькупы северной группы проживают в Ямало-Ненецом автономном округе и Красноярском крае, селькупы же южной группы (нарымские) проживают в Томской области (Народы Сибири, 1956).
В языковом и культурном отношении селькупы принадлежат к самодийской ветви уральско-юкагирской семьи языков. Е.Д. Прокофьева выделяет у селькупов два наречия – тазовско-баишенское и нарымское. Согласно же концепции современного лингвиста Е.А. Хелимского (1980), в селькупском языке устанавливаются шесть основных диалектов: 1) северный (Таз с Пуром, Турухан с Баихой, Егулой и Карасино на Енисее); 2) тымский; 3) нарымский (Обь в районе Нарыма, Васюган, Парабель); 4) кетский; 5) обский (Обь в районе Колпашево); южный (чулымский). Кроме того, автор выделил два переходных селькупских говора: нарымско-обский (на Оби между Нарымом и Колпашевым) и кетско-обский (на Нижней Кети).
На сегодняшний день сложилась ситуация, когда историки (включая археологов) и этнологи пользуются бинарной классификацией, а лингвисты с конца 1980-х гг. перешли к тернарной классификации, разработанной М.А. Кастреном, К. Доннером, Т. Януриком, Е.А. Хелимским, Ю.А. Моревым.
Знание родного языка почти не сохранилось в Томской области, большинство молодежи говорит и пишет только по-русски. Это имеет под собой историческую глубину, т.к. селькупы живут в одних поселках с русскими, вступают с ними в брак. Так же стоит сказать и о том, в Томской области селькупы уже не составляют отдельной биологической общности, а являются составной частью популяции русскоязычного населения.
Если говорить о численности, то в 1979 г. Селькупов было 3518 человек, в 1989 г. В СССР насчитывалось 3612, в РСФСР – 3564. По данным Всероссийской переписи 2002 г. Селькупов – 4249 человек (Народы Зап. Сибири, 2005). Наблюдается прирост населения фактического, а не естественного. Причина этого в том, что взрослое население меняет паспортные данные о национальности для получения различных социальных льгот. Но проблема со сменой и получением льгот возникает из-за «национальности» родителей, т.к. в их свидетельствах о рождении указано «остяк» («остячка»). А т.к. этот этноним не принадлежит к числу малочисленных народов Севера, то и чиновники отказываются начислять льготы обратившимся.
По общепринятой хозяйственно-культурной типологии селькупы могут быть отнесены к таежным охотникам и рыболовам, охотникам-оленеводам тайги и рыболовам бассейнов крупных рек. Основу их жизнеобеспечения составляли рыболовство, охота и собирательство. Но так же зависимо от ареала их обитания этот комплекс дополнялся у северных селькупов оленеводством, у южных – домашним животноводством (Н.А. Тучкова, 2011).
В результате социально-экономических причин в хозяйстве и материальной культуре произошли значительные изменения. Появились новые хозяйственные занятия, стали исчезать традиционные. Охота в настоящее время имеет любительский, спортивных характер. Имеются факты лицензионной охоты на лося. Основными орудиями охоты стали капканы и промышленного производства ловушки. Полностью утрачены способы зимнего подледового лова рыбы и запорного рыболовства. Так же произошло сокращение добычи орехов и ягод.
Большое влияние на хозяйство и быт оказало развитие транспорта, изменились средства передвижения селькупов. Многие семьи имеют мотоциклы, легковые автомобили, моторные лодки. Традиционные средства передвижения сохраняются, но играют подсобную роль.
Значительная часть среднеобских селькупов проживает в государственных квартирах. На смену традиционным жилищам пришли срубные и брусовые дома.
Так же подверглась трансформации и одежда среднеобских селькупов. Больше всего традиционных черт сохраняет обувь, свое распространение имеют чирки, но в большинстве случаев для их изготовления используют покупные материалы. Название же традиционных видов одежды сохраняются только у незначительной части населения, преимущественно пожилого возраста.
.2 Из истории изучения селькупов
Одно из самых ранних упоминаний селькупов встречается в Есиповской летописи 1636 г., где население, которое соотнесли селькупам, именуется Пегой ордой. Есипов называет это население и соотносит их культуру к «остякам», что позднее внесло определенные трудности в разграничение народов Приобья.
Весьма подробное описание населения Оби принадлежит Николаю Спафарию, который в 1675 г. направляясь в Китай, проехал по Оби от Тобольска до Нарыма, и далее – по Кети до Маковского острога. Им были перечислены фактически все населенные пункты, находящиеся вдоль речных побережий. Спафарий первым обрисовал ареал обитания «остяцкого» населения, объединив хантов и среднеобских селькупов. Хоть он и не разграничивал хантов и селькупов территориально, но отметил наличие двух разных языков. Ко всему прочему, Спафарий так же записал и основные этнонимы, которыми себя называли селькупы. Так «чугулы» явились первой и самой ранней фиксацией этнонима, бытующего в несколько измененном виде до настоящего времени (цитирование Н.А. Тучковой, 2011).
С.У. Ремезов в 1701 г. отметил на карте население на Оби между Нарымским и Томским острогами, так же назвав их «остяками».
Вклад в становление лингвистических и этноисторических исследований в России внес Герард Миллер, который обследовал в 1740 г. территорию обского бассейна и выделил отличную от хантов группу «остяков». Материалы Миллера дополняют Спафария и дают возможность более точно обрисовать территорию расселения. Миллер проводил целенаправленный сбор этнонимики населения Сибири, ему удалось записать самоназвание северных селькупов, по мнению лингвистов, которое и дало позже укороченный вариант – селькуп. Так же Миллер сделал запись о население р. Вах, которые говорили на одном языке с нарымскими остяками. Это ценный материал – свидетельство пребывания селькупов в этом районе в середине XVIII в.
Огромное значение имеют исследования Александра Кастрена, который в 1845 г. останавливался в Нарыме, откуда и написал профессору Лёнроту, что «наткнулся на несколько самоедских племен, доселе неизвестных» (Кастрен, 1999; Н.А. Тучкова, 2011). Эти материалы стали первыми квалифицированно записанными данными о культуре и языке среднеобских (нарымских) селькупов. Кастрен дал описание границ проживания томских самедов, которых называл «остяко-самоедами». Ему удалось выявить в языке нарымских селькупов несколько самостоятельных наречий: нижнее, среднее и верхнее, локализовав их по территории проживания их носителей. Так же он писал о типах жилищ, одежде, условиях питания. Благодаря работе Кастрена селькупы обрели свое «этническое лицо» и стали узнаваемы среди других народов Сибири.
Во второй половине XIX в. на территории Нарыма продолжались сборы данных о культуре и языке селькупов Средней Оби. Н.П. Григоровский собрал ценный материал по этнографии и фольклору. Представил в своей работе чаинский диалект южной группы селькупов. В 1888 г. венгерский этнограф Карой Папаи сделал первые фотографии коренных жителей Васюгана. А через 10 лет, в 1898 г. Уно Сирелиус посетил селькупские юрты, так же оставив ценные описания и фотографии, которые до сих пор хранятся в коллекции архива этнографического отдела Центрального управления финских музеев в Хельсинки.
В это время С.К. Патканов настойчиво изучает коренной язык остяков, он научился не только разговаривать на нем, но и писать. Впоследствии благодаря хорошему знанию языка Патканов смог проникнуть в тайны не только общественно-хозяйственной жизни остяков, но и их верований. Его перу принадлежат четыре из двадцати двух томов «Материалов для изучения экономического быта крестьян и инородцев Западной Сибири», ряд работ по фольклору и языкознанию народов и племен областей и губерний сибирского края. Он записал большое количество легенд, сказок, мифов и песен. В 1891 году он опубликовал в журнале «Живая старина» статью «Стародавняя жизнь остяков и их богатыри, по былинам и сказаниям». Как сказал академик А. Ферсман: «Без трудов Патканова совершенно невозможны были бы наши работы, особенно по племенной карте Сибири».
С.В. Бахрушина занимался в это же время изучением сибирских народов. Всего по истории Сибири им было создано около шестидесяти работ, первой из которых стала блестящая статья "Туземные легенды в "Сибирской истории" С. Ремезова", опубликованная в 1916 году. В 1925 г. он опубликовал свою первую работу в области – "Самоеды в XVII в.". В 1935 г. напечатана книга "Остяцкие и вогульские княжества в XVI-XVII вв.". В 1948 г. вышла статья "Основные линии истории обских угров".
Путешествие Кая Доннера, финского исследователя, в Сибирь началось в 1911 г. Во время этой поездки он обследовал практически все группы остяко-самоедов. В свое второе путешествие, в 1914 г. он побывал в юртах Байдоновых, где сделал записи об одном из исчезнувших в XX в. диалектов – «верхнеобскому» (чулымскому). Доннер привез с собой огромное количество фотографий, аудиоматериалов, этнографических предметов.
В 1927 г. Е. Н. Орлова объехала остяцкие населенные пункты в бассейне рек Тым и Кеть, после написав книгу, которая стала по сути первой монографией, посвященной исключительно селькупскому населению. Она предоставила материалы по двум основным локальным группам среднеобских селькупов – южной (кетской) и центральной (тымской).
Г.Н. Прокофьев и его жена Е.Д. Прокофьева (Боровкова) с 1925 по 1928 гг. живут среди селькупов, работают в Тазовской тундре в пос. Янов Стан в школе-интернате для селькупских детей, там ими и был собран основной материал. Прокофьевым принадлежит большое количество работ по описанию различных сфер жизни селькупов. Г.Н. Прокофьев доверял жене первичную обработку фольклорного и языкового материала, так же она составляла картотеки селькупско-русского словаря. Кроме того она сама работала учителем в школе и собирала самостоятельно материал. Большое количество работ она посвятила духовной культуре селькупов: шаманизм, мифология. Так же у нее есть статьи по материальной культуре – оленеводство, водный транспорт. Она первая написала этнографический очерк для энциклопедии «Народы Сибири» (Прокофьева, 1956).
Б.О. Долгих был крупным специалистом по этногенезу северных народов. В 1930-е годы он работает в различных учреждениях и организациях Сибири, целенаправленно собирая материал по истории и этнографии народов Севера. В 1960-ом году выходит его монография «Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке»; это было фундаментальной исследование в изучение этнической истории сибирских народов.
Огромную роль для реконструции этнической истории сыграли работы А.П. Дульзона, он занимался вопросом локализации селькупского, кетского, хантыйского населения в Среднем Приобье и изменения этой локализации в течение II тысячелетия.
Стоит сказать и о вкладе в развитие селькуповедения, который внесла Г.И. Пелих. Она в течение 30 лет собирала материал на северных и южных селькупов, проводила собственные полевые исследования и обследовала фактически весь селькупский ареал. Она обратила внимание на то, что собирательного названия для всех селькупов в Нарымском крае никогда не существовало. Галина Ивановна писала о том, что племена нарымских селькупов делились, по ее предположениям, на так называемые таджэ, которые подразделялись на экзогамные рода, состоящие, в свою очередь из патриархальных семей (Пелих, 1963 по Н.А. Тучковой, 2011).
«Происхождение селькупов» (1972) явилось объемным этнографическим очерком о материальной культуре селькупов, описывающим рыболовство, охоту, домашнее ремесло, жилища, захоронения. Эта работа была первой наиболее последовательной и выполненной профессиональным этнографом. В этой же работе Галина Ивановна попыталась реконструировать этногенез селькупов с помощью вычленения отдельных древних элементов культуры, причем рассматривались, прежде всего, нарымские селькупы. Она выделила пять компонентов, которые составляют селькупский этнос, причем каждый из этих компонентов ассоциировала с различными культурами. Вокруг ее работ до сих пор не утихают споры, критикуют методики и результаты, например Соколова, 1980 г. (Н.А.Тучкова, 2011).
В 1970-х гг. Пелих расширила ареал своих экспедиций в сторону северных селькупов, и с этого момента работы, которые писала, сопоставляла как взаимодополняющие друг друга с материалами южных селькупов.
Во второй половине XX в. стало больше исследователей, которые занялись культурой селькупов, возросло количество публикаций. Например, Э.Г. Беккер, собравший базу данных селькупских топонимов.
А.А. Ким, которая исследовала лексику селькупов, и сделала важнейшие выводы для интерпретации религиозно-мифологических представлений селькупов.
В 2004 г. вышел энциклопедический словарь «Мифология селькупов», авторами которого являлись Н.А.Тучкова и др., который стал обобщающим трудом в изучение традиционного мировоззрения селькупов.
Но, к сожалению, здесь перечислены не все имена исследователей, которые занимались и занимаются селькупами. Представлен общий очерк об истории изучения этого народа, и названы имена исследователей, с которыми пришлось работать, и которые явились классикой селькуповедения.
Глава II. Традиционные представления селькупов. Духи
Духи в современном сознании воспринимаются как бесплотное существо, зачастую пугающее и враждебное. По верованием же селькупов, наряду с материальном миром живых людей существовал невидимый мир духов, или лозов, как они их называли. Лозы имели возможность пребывать в невидимом состоянии, но могли и принимать материальный облик, при этом иногда даже фантастический. Духи не только ели и пили, как и живые люди, но даже могли умирать. Именно такое представление появилось на ранних этапах развития этого понятия (Е.Д. Прокофьева, 1976).
Сравнительная оценка Юнгом души и духа по основным своим параметрам, в общем, соответствует языческому пониманию соотношения этих двух главных анимистических категорий. По представлениям сибирских язычников, практически каждый богочтимый дух порождается той или иной конкретной человеческой душой (Юнг, 1996).
Лозы имели доступ в другие «миры», именно поэтому они и имели власть над человеком, его будущим и судьбой. Прокофьева в своей статье «Старые представления селькупов о мире», говоря о «мирах», по которым путешествуют лозы, устанавливает вертикальную ориентацию строения мира. М.Ф. Косарев же, в начале своей книги делает предположение, что не исключено, что мы сами домысливаем многое. В селькупских же сказаниях, песнях и шаманских призывах нет «связно оформленных концептуальных идей» насчет строения мира.
Духи были не только злыми, но и добрыми, помогающие людям в охоте, рыбалке и т.д. Но у духов так же, как и у людей могло меняться настроение, именно поэтому их нужно было задобрить. Эти духи были хозяевами леса, водного мира; облик их соответствовал среде их обитания – рыбы, звери, птицы.
В изготовление изображений духов селькупы пользуются двумя идеями: духи материалы, у них есть тело, соответствующее образу духа (деревянному или железному, антропоморфному или зооморфному); душа-дух нематериальна, но без тела не существует, она будет обязательно «привязана» к материальному телу (Степанова, 2007).
Все изображения хранятся в священных местах – родовых амбарах, под священными деревьями на лесных святилищах, «на вышках» – чердаках домов или в хозяйственных свайных амбарах, в ящиках, лукошках, женских сумках, «женских углах», в шаманских и женских нартах, а священном месте чума за очагом и т.д. (Степанова, 2007).
Степанова в «Традиционном мировоззрение селькупов» разделила существующие изображения духов на 4 категории:
. Изображения домашних/семейных духов-предков, которые покровительствовали семье. Эта группа так же была разделена на 3 разряда с нечеткими границами:) Изображения личных духов-охранителей человека;) Изображения духов, изготовляемые по случаю смерти члена семьи;) Изображения духов, изготовляемые по случаю болезни члена семьи.
. Изображения общеродовых и общеплеменных духов;
. Изображения духов – хозяев мест;
. Изображения шаманских духов.
В этом исследовании основной темой будет именно группа духов – хозяев мест и основных «стихий» (огонь, вода).
.1 Духи леса
В лесу, по мнению селькупов, живут как Лесная женщина, так и Лесной хозяин. Образ Лесной женщины хорошо разработан в южноселькупском фольклоре.
Лесная женщина или Матчыннейд (тым.), Маделнелгуп (вас.), Маджилнелгуп (Ласкино), Масуйнейкум или Кыбанейкум (Обь, Сондорово) (Тучкова, 2011). Считалось, что Лесная женщина живет в лесу и является хозяйкой всех лесных зверей. У нее была спутница – белка с золотой лентой (или маленькая черная собака). Если охотник видел белку – это был знак милости, после этого он был «помечен» этим духом, его уважали сородичи и более мелкие духи. Сам же охотник приносил жертву, после же охоты отдавал часть добытого. Увидеть же саму Лесную женщину – это наивысшая удача, означало, что охота удастся.
Образ Лесной женщины так же был хорошо разработан. Красивая девушка, волосы длинные до пят, зимой ходила на лыжах, подбитых мехом, к поясу у нее были подвешены беличьи шкурки, а на голове – белый платок, на ногах белые чирки. Нюх у нее звериный, обязательно учует человека.
Есть представление Хозяйки Леса как самки соболя, которая вступала в любовную связь с охотниками, тем самым принося им удачу.
На Оби Лешачку представляют невысокого роста с длинной рыжей косой, синонимичным именем является «Маленькая женщина».
Ей приписывалась и функция творения лесных зверей; говорили, когда она расчесывает волосы, звери «как вши валятся».
Так же записаны сказки селькупов о лесной хозяйке. « Лесная лешачка, с виду такая же баба, только без бровей», кто женится на «чертовке» лесной богатым всегда будет. Перед тем как показаться выбранному мужчине Лешачка ему испытания устраивает. Но и показавшись мужчине, она продолжает его испытывать: на хитрость – должен жечь пихтовые ветки, чтобы показать свою мужскую силу, затем должен мясо беличье съесть, при этом забрав переднюю часть тушки, а ночью перед сном должен капкан из под шубы достать. Но если умирает лесная хозяйка, то суждено первым умереть тому, кто живет с ней. Эти сказки подтверждают то, что лозы так же, как и люди могут есть, чувствовать и умирать.
Помимо Лесной женщины в лесу живет и Лесной хозяин (Леший, Лесовик). Варианты названия: Матьегул, Маджил лоз, Массу лоз, Мачиль лоз (Тучкова, 2011). Живет этот Лесной дух в подземной берлоге, способен проникать внутрь деревьев. Охоткам он показывается в образе невысокого мужичка, одетого в фуфайку, бурки, шапку. Отличает духа от человека то, что у него один глаз на лбу, шерсть на теле или тяжелый взгляд двух глаз из-под кустистых бровей. Человеку лучше не смотреть ему в лицо. Так же Леший хромает, у него острые локти. Когда идет, шевелит острыми локтями и может заколоть ими спутника.
В сказаниях о лесной духе зачастую четко прописано, что человек должен делать и чего не должен делать при встрече с Лешаком, для того, что не навлечь на себя беды. Если же человек побывает в доме у Лесного хозяина, то может лишиться рассудка. После встречи с Духом леса нужно было принести на место встречи подарок, обычно это ткани не меньше метра (Пелих, 1972). В то же время мачиль лоз считался добрым духом, так как именно от него в первую очередь зависела охотничья удача. Сегодня представления об этих сверхъестественных существах еще настолько живы, что информаторы порой просто боялись говорить о них, поскольку, “когда в лесу буду, испугает лоз”.
Рис. 1. Изображение духа леса, сделанное К. Доннером, взятое из публикации «У самоедов в Сибири»
2.2 Духи воды
селькуп дух мировоззрение лес вода
В фольклоре присутствует и образ Водного духа (Водяного) – Удигул лоз (тым.), Уткыль лоз (Ратта). Водных духов можно найти в каждом рыболовном месте; он обеспечивает хороший улов, живет в воде или на суше возле воды, в балагане, сделанном из рыбьей чешуи. Его угощают рыбой из улова и просят даровать больше рыбы. Но люди Водяного видят крайне редко. Говорили, что если остаться на ночь у балагана Водяного, то не уснешь, а если пойти за Водяным, так вообще можно пропасть. Но обычно все-таки Водяной помогает человеку, но может не дать улова за плохие приношения (Н.А. Тучкова, 2011).
Правда, К. Доннер говорит, что «Водяной дух заодно с духами нижнего мира, которым он служит». Если дух леса не требует больших жертв, то Водяному отдавалось большое количество улова. Но Водяной способен вылечить человека, если рядом нет шамана, для этого ему жертвуют тряпочки, одежду (Доннер, 2008).
Рис. 2. Изображения духа воды в 80 км от пос. Ратты, сделанные И.В. Белич
Два изображения находятся в 80 км вверх по Тазу от пос. Ратты, на подковообразной гриве, окаймляющей старицу реки. Изображения (рис. 1, 2) вырублены на двух стволах старых кедров, растущих в 2 м друг от друга, на одной линии. Личины обращены на север. Изображения, выполненные в одной манере техникой “врезанного рельефа”: глаза (или глазницы) и рот углублены, нос, смоделированный удлиненными косыми врубками, похож на птичий клюв, – несколько отличались друг от друга. Левое изображение, в том числе и сама личина, немного меньше правого, удлиненного стесом. Ниже левой личины, оконтуренной правосторонней врубкой стеса, на коре прорублен левосторонний клин, на правом изображении имелся правосторонний клин на удлиненной нижней части стеса, с длинной косой зарубкой. Верхняя часть левой личины оформлена в виде прорубленного полукруга, правая личина такого контура головы не имеет. “Подбородок” левой личины скошен влево, правой – вправо. По сравнению с левой, ноздри и особенно глазницы на правой личине даны выше и “расставлены” шире.
По легенде, данные порге были некогда изготовлены по указанию шамана или самим шаманом, жившим неподалеку, но объяснить их предназначение информаторы уже не смогли. Однако нетрудно заметить, что перед нами два различных изображения, воплощавших, вероятно, двух разных духов, составляющих единую пару. “Стилистика” изображений подчеркивает, видимо, их разнополость. По ряду признаков в трактовке головы и других деталей рассматриваемые изображения обнаруживают наиболее близкие аналогии среди личин “хозяев” водоемов и деревянных фигур духов, помещавшихся на родовых святилищах (И.В. Белич).
Помимо самого Водного духа, в селькупском фольклоре существует гагара, которая является духом – охранителем водных просторов, о чем говорит Е.Д.Прокофьева. М.Ф. Косарев рассказывает о древнейшем прауральском мифе, где гагара, ныряя за куском тины, возрождает земную твердь. Но далее М.Ф.Косарев пишет, что гагара не имела особой тотемистической значимости. И, к сожалению, ни сказаний, ни изображений гагары найти мне не удалось.
В «Происхождение селькупов» Г.И. Пелих записана сказка о «Водных женщинах», которые раньше жили в реках, выходили на берег реки. Женщины с длинными косами, спадающие на землю. Но кроме как в этой сказке, ничего не найдено мною о «Водных женщинах».
В общей сложности, по мнению исследователей, духи-хозяева мест занимали второе место в иерархии, более значимыми являлись аналоги и антиподы бога Нума, а меньшее значение в селькупском фольклоре занимали более мелкие духи, подчиненные главным божествам или шаманам, и домашние духи-идолы (Н.А.Тучкова, 2011).
.3 Духи огня
Дух-хозяин огня – это старуха («огня-пламени бабушка») – Тюка Пальчиль Имиля (Таз), Тюн Амба (Тым). К огню относились с почтением, нельзя было плевать в огонь, бросать в него мусор, выметенный из чума, стельки от обуви. Запрещалось ворошить огонь и тыкать в него железными острыми предметами, из опасения поранить хозяйку огня (Прокофьева, 1976).
Разжигали огонь «чистым» мусором, который собирали на берегах, принесенным с верховьев реки.
Над огнем нельзя было сушить женской обуви и прочих «нечистых» предметов. Хозяйка могла строго покарать за непочтительное к ней обращение (пожар?).
Ни один смертный человек не может взглянуть ей в глаза и остаться в живых. Под ее взглядом все обращается в уголь и пепел (Пелих, 1998). Огонь кормили едой, которую ели сами. А женщины старались договориться с ней, чтобы она «присмотрела» за детьми, в их отсутствие.
Заключение
Жизнь малочисленного народа, затерянного когда-то в Сибирской тайге, ставит множество вопросов для изучения. Селькупами занимались, занимаются, и я думаю, будут заниматься еще долго. В ходе своей работы я не один раз пожалела, что не родилась раньше, когда были живы носители неискаженной информации.
Но правильно выразился Юнг о пережитках первобытного язычества: «хотя и исчезли с поверхности, уходя далеко в глубь, однако, меняя свою форму, возвращались и возвращаются снова, чтобы компенсировать односторонность современной ориентации сознания».
В ходе выполнения данной курсовой работы, было, положено начало изучению коренного народа Сибири – селькупам. Цели работы, поставленные в начале, были достигнуты: была изучена «классика» селькуповедения и исследования тех, кто учился на этой «классике». Составлен этнографический очерк, который послужил началом исследовательской деятельности и обозначены главные темы исследования. В ходе работы предоставлены основные образы духов природы в селькупском фольклоре, был разобран их образ и функции в жизни человека.
Так же, во время работы были выявлена проблема недостаточного освещения именно этой части селькупского мировоззрения. После проделанной работы, я заметила, что больше освещены другие аспекты селькупского мировоззрения. Именно поэтому, считаю, что выбранная мною тема имеет целесообразность будущего изучения.
В работе были приведены основные «хозяева». Помимо основных духов-хозяев существовали хозяева каждой реки, каждого водоема и рощи. Каждый род почитал животных, которые являлись «братьями» рода и вместе с тем хозяевами «стихий». А раз есть почва для будущих исследований, то, надеюсь, эта работа станет не последней в изучение духов-хозяев.
Список использованных источников и литературы
1. Белич И.В. К вопросу о культовых местах тазовских селькупов : [Электронный ресурс]: Тобольск, Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. URL : http://www.ipdn.ru/rics/va/_private/a1/3-beli.pdf (дата обращения: 09.05.2012)
2. Губайдуллин Ф.Ф. Музыкально-инструментальная культура селькупов: к истории изучения. // Вестник Том. Гос. ун-та. Культурология и искусствоведение – 2011. – №3.
. Долгих О.Б. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. / О.Б. Долгих. – М: Изд-во АН СССР, 1960. – 622 с.
. Доннер К. У самоедов в Сибири. / К. Доннер. – Томск: Ветер, 2008.
. Косарев М.Ф. Основы языческого миропонимания. / М.Ф. Косарев. – М.: Ладога-100, 2003. – 352 с.
. Пелих Г.И. Происхождение селькупов. / Г.И. Пелих. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1972. 424 с.
. Пелих Г.И. Селькупы XVII в. / Г.И. Пелих. – Новосибирск: Изд-во Наука, 1981.
. Пелих Г.И. Селькупская мифология./ Г.И. Пелих. – Томск, 1998.
. Прокофьева Е.Д. Старые представления селькупов о мире // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. – Л.: Наука, 1976. – С. 106-128.
10. Селькупы // Народы России. Атлас культур и религий. – М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010.
11. Селькупы // Народы Западной Сибири. – М.: Наука, 2005.
. Степанова О.Б. Традиционное мировоззрение селькупов: представление о круговороте жизни и душе: дис. … канд. истор. наук / О.Б. Степанова. – СПб., 2007. – 154 с.
. Тучкова Н.А. [и др.] Мифология селькупов. // Н.А. Тучкова [и др.] – Томск, 2004.
. Шаргородский Л.Т. Селькупы // Народы Западной и Средней Сибири. Культура и этнические процессы. – Новосибирск: Наука, 2002. – С. 155 – 174.
. Энциклопедия мифологии [Электронный ресурс] / URL: http://dic.academic.ru (дата обращения: 9.05.2012)