- Вид работы: Доклад
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 73,22 kb
Шостакович
Д О К Л А Д:
Дмитрий Дмитриевич Шостакович
Ученика 7 «Г» класса
средней школы N 8
Снытко Николая
2006
Шостакович Дмитрий Дмитриевич (1906-1975) – один из крупнейших композиторов современности, выдающийся пианист, педагог и общественный деятель. Почетный член академий и университетов многих стран мира.
Польского происхождения, Дмитрий Шостакович родился в Санкт-Петербурге 12(25) сентября 1906 г. Отец – инженер-химик, любитель музыки. Мать – одаренная пианистка, она дала первоначальные навыки игры на фортепиано.
Когда наступил 1917 год, одиннадцатилетний подросток был захвачен историческими событиями, совершавшимися в Петрограде — его родном городе. Он видел, как в одной из стычек рабочих с полицией и казаками был убит мальчик; этот эпизод потряс его и запомнился надолго. Первые композиторские опыты—пьесы под названиями “Гимн свободе”, “Траурный марш памяти жертв революции” – появились в ответ на эти впечатления.
На редкость одаренный подросток обратил на себя внимание директора Петроградской консерватории А. К. Глазунова и стал студентом. Шостаковичу было тогда 13 лет. Писатель К. Федин сохранил для нас живое воспоминание о его удивительном таланте: “Худенький мальчик за роялем перерождался в очень дерзкого музыканта, с мужским ударом пальцев, с захватывающим движением ритма. Он играл свои сочинения, неожиданные и заставлявшие переживать звук так, как будто это был театр, где все очевидно, до смеха или до слез. Его музыка разговаривала, болтала, иногда весьма озорно”.
Склонность к шутке, юмору—иногда саркастическому, причудливому—к “представлению в лицах” шаржированных сценок и персонажей проявилась у Шостаковича раньше всего. Не случайно его первым студенческим сочинением было именно Скерцо—жанр, впоследствии занявший весьма важное место в его музыкальных концепциях. Затем появились “Три фантастических танца” — первые напечатанные сочинения, которые сразу и надолго вошли в репертуар и учебные программы пианистов. Тогда же была написана музыка на тексты двух басен Крылова для голоса с оркестром — “Стрекоза и Муравей” и “Осел и Соловей”. Театральный склад музыкального воображения Шостаковича сказался в них особенно явственно.
Еще студентом он начал работать – был тапером во время показа “немых” кинофильмов.
В 1923 г. Шостакович окончил консерваторию как пианист (у Л.В. Николаева), а в 1925 г. – как композитор. Его дипломной работой была Первая симония. Она стала крупнейшим событием музыкальной жизни и положила начало мировой известности автора.
В эти же годы Шостакович концертирует как пианист. Он получил почетный диплом на первом Международном конкурсе им. Ф. Шопена в Варшаве, какое-то время стоял перед выбором – сделать своей профессией сочинение музыки или концертную деятельность.
Вторая симфония оказалась гораздо менее удачной, и композитор направил свои усилия на оперный жанр. Но и первый его опыт в этой области – «Нос», по фантастической повести Гоголя (1928–1929), продемонстрировавший и театральное чутье, и сатирическое дарование автора, все-таки не был шедевром. Шостакович продолжал много работать, и к тридцати годам в его творческом портфеле имелось множество опусов: сочинения для фортепиано и струнных инструментов, для голоса с фортепиано, четыре симфонии, три балета, две оперы и целый ряд партитур для кино и драматического театра. Первый балет Шостаковича, «Золотой век», пользовался большим успехом. Вторая его опера, «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Лескова с мрачным, кровавым сюжетом, блестяще прошла на премьере в Ленинграде 22 января 1934, но через некоторое время, в 1936, подверглась разгрому в официальной печати за «отсутствие простой и понятной мелодии» и потакание извращенным вкусам буржуазных слушателей «своей дергающейся, крикливой, неврастенической музыкой». Этот суровый приговор, опубликованный на страницах центральной советской газеты «Правда» (редакционная статья называлась «Сумбур вместо музыки»), некоторое время служил препятствием для исполнения музыки Шостаковича, однако прекрасная Пятая симфония, впервые сыгранная оркестром Ленинградской филармонии 21 ноября 1937, вполне реабилитировала ее автора. Шестая симфония появилась в 1939. Седьмая симфония (1941) —выдающийся памятник героизму советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941 —45 — начата в осажденном Ленинграде и посвященная этому городу. Драматургия симфонии основана на резком образном конфликте темы Родины и темы фашистского нашествия: пронизанная страстным пафосом обличения милитаризма, симфония имела большой политический резонанс во всём мире. В 1942 Шостакович получил Сталинскую премию за это сочинение, в котором, как следует из более позднего высказывания композитора, он воплотил мужество своих соотечественников перед лицом, как войны, так и сталинского террора.
Композитор вновь впал в немилость в 1948: его музыка была названа формалистической и декадентской. Как примеры «типичного формализма» (т.е. искусства, непонятного народу и чуждого ему) упоминались Восьмая и Девятая симфонии, написанные в период 1943–1945. Шостакович покорно принял адресованные ему обвинения, и это спасло его от более тяжких последствий партийной критики. В том же 1948 он получил официальное поощрение за «реалистическую» и «демократическую» музыку к кинофильму «Молодая гвардия». Тринадцатая симфония Шостаковича носит название «Бабий Яр» и представляет собой вокально-симфонический цикл на стихи Е.А.Евтушенко.
Умер Шостакович в Москве 9 августа 1975.
Громадный объем, высочайший уровень творчества Шостаковича – это не только вклад в судьбу и историю отечественной музыки, но и вклад в развитие мировой культуры.