Меню
  • Главная
  • Новости
    • Cтатьи, культурология
  • Учебные материалы
    • Основные темы по культурологии
    • Студенческие работы
  • Редакция
    • Вопросы по культурологии
  • Архивы по культурологии

Шостакович

Культурология
Подробнее о Культорологии: Скачать доклад

  • Вид работы: Доклад
  • Предмет: Культурология
  • Язык: Русский , Формат файла: MS Word 73,22 kb

Шостакович

Д О К Л А Д:

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Ученика 7 «Г» класса

средней школы N 8

Снытко Николая

 

2006

Шостакович Дмитрий Дмитриевич (1906-1975) – один из крупнейших композиторов современности, выдающийся пианист, педагог и общественный деятель. Почетный член академий и университетов многих стран мира.

Польского происхождения, Дмитрий Шостакович родился в Санкт-Петербурге 12(25) сентября 1906 г. Отец – инженер-химик, любитель музыки. Мать – одаренная пианистка, она дала первоначальные навыки игры на фортепиано.

Когда наступил 1917 год, одиннадцатилетний подросток был захвачен историческими событиями, совершавшимися в Петрограде — его родном городе. Он видел, как в одной из стычек рабочих с полицией и казаками был убит мальчик; этот эпизод потряс его и запомнился надолго. Первые композиторские опыты—пьесы под названиями “Гимн свободе”, “Траурный марш памяти жертв революции” – появились в ответ на эти впечатления.

На редкость одаренный подросток обратил на себя внимание директора Петроградской консерватории А. К. Глазунова и стал студентом. Шостаковичу было тогда 13 лет. Писатель К. Федин сохранил для нас живое воспоминание о его удивительном таланте: “Худенький мальчик за роялем перерождался в очень дерзкого музыканта, с мужским ударом пальцев, с захватывающим движением ритма. Он играл свои сочинения, неожиданные и заставлявшие переживать звук так, как будто это был театр, где все очевидно, до смеха или до слез. Его музыка разговаривала, болтала, иногда весьма озорно”.

Шнитке. Жизнь и творчество

Склонность к шутке, юмору—иногда саркастическому, причудливому—к “представлению в лицах” шаржированных сценок и персонажей проявилась у Шостаковича раньше всего. Не случайно его первым студенческим сочинением было именно Скерцо—жанр, впоследствии занявший весьма важное место в его музыкальных концепциях. Затем появились “Три фантастических танца” — первые напечатанные сочинения, которые сразу и надолго вошли в репертуар и учебные программы пианистов. Тогда же была написана музыка на тексты двух басен Крылова для голоса с оркестром — “Стрекоза и Муравей” и “Осел и Соловей”. Театральный склад музыкального воображения Шостаковича сказался в них особенно явственно.

Еще студентом он начал работать – был тапером во время показа “немых” кинофильмов.

В 1923 г. Шостакович окончил консерваторию как пианист (у Л.В. Николаева), а в 1925 г. – как композитор. Его дипломной работой была Первая симония. Она стала крупнейшим событием музыкальной жизни и положила начало мировой известности автора.

В эти же годы Шостакович концертирует как пианист. Он получил почетный диплом на первом Международном конкурсе им. Ф. Шопена в Варшаве, какое-то время стоял перед выбором – сделать своей профессией сочинение музыки или концертную деятельность.

Вторая симфония оказалась гораздо менее удачной, и композитор направил свои усилия на оперный жанр. Но и первый его опыт в этой области – «Нос», по фантастической повести Гоголя (1928–1929), продемонстрировавший и театральное чутье, и сатирическое дарование автора, все-таки не был шедевром. Шостакович продолжал много работать, и к тридцати годам в его творческом портфеле имелось множество опусов: сочинения для фортепиано и струнных инструментов, для голоса с фортепиано, четыре симфонии, три балета, две оперы и целый ряд партитур для кино и драматического театра. Первый балет Шостаковича, «Золотой век», пользовался большим успехом. Вторая его опера, «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Лескова с мрачным, кровавым сюжетом, блестяще прошла на премьере в Ленинграде 22 января 1934, но через некоторое время, в 1936, подверглась разгрому в официальной печати за «отсутствие простой и понятной мелодии» и потакание извращенным вкусам буржуазных слушателей «своей дергающейся, крикливой, неврастенической музыкой». Этот суровый приговор, опубликованный на страницах центральной советской газеты «Правда» (редакционная статья называлась «Сумбур вместо музыки»), некоторое время служил препятствием для исполнения музыки Шостаковича, однако прекрасная Пятая симфония, впервые сыгранная оркестром Ленинградской филармонии 21 ноября 1937, вполне реабилитировала ее автора. Шестая симфония появилась в 1939. Седьмая симфония (1941) —выдающийся памятник героизму советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941 —45 — начата в осажденном Ленинграде и посвященная этому городу. Драматургия симфонии основана на резком образном конфликте темы Родины и темы фашистского нашествия: пронизанная страстным пафосом обличения милитаризма, симфония имела большой политический резонанс во всём мире. В 1942 Шостакович получил Сталинскую премию за это сочинение, в котором, как следует из более позднего высказывания композитора, он воплотил мужество своих соотечественников перед лицом, как войны, так и сталинского террора.

Эпоха барокко

Композитор вновь впал в немилость в 1948: его музыка была названа формалистической и декадентской. Как примеры «типичного формализма» (т.е. искусства, непонятного народу и чуждого ему) упоминались Восьмая и Девятая симфонии, написанные в период 1943–1945. Шостакович покорно принял адресованные ему обвинения, и это спасло его от более тяжких последствий партийной критики. В том же 1948 он получил официальное поощрение за «реалистическую» и «демократическую» музыку к кинофильму «Молодая гвардия». Тринадцатая симфония Шостаковича носит название «Бабий Яр» и представляет собой вокально-симфонический цикл на стихи Е.А.Евтушенко.

Умер Шостакович в Москве 9 августа 1975.

Громадный объем, высочайший уровень творчества Шостаковича – это не только вклад в судьбу и историю отечественной музыки, но и вклад в развитие мировой культуры.

Похожие записи

Открытия и находки балетмейстеров США

Культурология

Непристойные фамилии у донского казачества

Культурология

Койсанские языки

Культурология

Рубрики

  • Cтатьи
  • Архивы по культурологии
  • Вопросы по культурологии
  • Новости
  • Редакция
  • Социология как наука
  • Студенческие работы
  • Учебные материалы
  • Основные темы по культурологии

Последние статьи о культурологии

  • Культурная антропология
  • Теоретические подходы к пониманию природы культуры
  • Господство сократической философии
  • Георг Зиммель и Освальд Шпенглер
  • Противостояние культуры и цивилизации
  • Духовная культура
  • Культурно-исторический подход к культуре. Основные варианты культурно-исторической типологии
  • Данилевский
  • Тойнби
  • Общая концепция цивилизаций
  • Ясперс
  • Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)
  • Транзитивный контекст современной культурной политики
  • ТЕМА 2. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе и древних цивилизациях
  • Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима
  • Культура Западноевропейского Средневековья
  • Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века
  • ТЕМА 6. Своеобразие русской культуры в ее историческом становлении
  • ТЕМА 7. Цивилизация и культура XX века
  • Выполнение контрольной работы
  • Темы контрольных работ и рекомендуемая литература
  • Основные функции культуры
  • Понятие «Культура»
  • Основные культурологические школыКультурно-исторические типы Данилевского
  • Особенности концепции Тойнби
  • Осевое время в концепции Ясперса
  • Культура в концепции З.Фрейда
  • Понятие культуры как символ в концепции Кассирера
  • Элитарная и массовая культура



© 2011 - 2021 Copyright :: Культурология / карта сайта | культура
При копировании материалов с сайта обратная активная ссылка обязательна.