- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 1,97 Мб
Символические знаки в разных религиозных системах
Введение
Человеческая жизнь со всех сторон окружена символами. Иногда мы даже не задумываемся, какой смысл скрыт под тем или иным знаком, словом, обрядом. Целью данной работы является анализ религии как символической системы. Задачи работы: изучить основные виды символов и выяснить, какое значение они имеют для различных культур и религий.
Объектом этой исследовательской работы являются религиозные символы, следовательно предметом будет влияние и содержание символов в различных религиях.
Символ – это особая коммуникационная модель, интегрирующая индивидуальные сознания в единое смысловое пространство культуры. По словам Гёте, все можно считать только символом, за которым скрыто еще нечто другое. Существуют следующие основные виды символов: природного происхождения (человек, природные объекты и явления, царство флоры, мир фауны, фантастические существа) и универсальные (геометрические фигуры, цвета, числа, предметы, архитектурные сооружения, смерть).
Особое значение символы приобретают в религии. Следует отметить, что современные теории религии видят в ней, прежде всего, символическую модель, которая формирует человеческий опыт – как познавательный (когнитивный), так и эмоциональный.
В сложных системах при взаимообмене информацией символы, как правило, выполняют функции посредников. К их числу можно отнести: на самом общем уровне системы действия – язык; во взаимообмене между организмом и личностью – удовольствие; между культурой и социальной системой – деньги, власть, влияние, ценностные приверженности.
Символы играют большую роль в человеческом мышлении и поведении. В религии они незаменимы, поскольку представляют то, что не может быть представлено иными путями. Особенность религиозных символов заключается в том, что они связаны с чем-то священным, сакральным, отличным от повседневной, профанной жизни. На латыни слово «сакер» имеет двойственное значение: «освященный» и «проклятый». В обоих случаях так характеризуемый объект отличен от повседневного за нечто а-нормальное.
Опорные элементы религиозно-символической системы – ритуалы и мифы, на основе которых в религии получают развитие концепции общего порядка бытия – мировоззрение, и общепринятые установки и мотивации, ценности и нормы – религиозный этнос.
Я считаю что эта тема несомненно актуальна, так как, символы до сих пор имеют огромное значение в жизни человека. В наше время многие люди используют в качестве атрибутики символы, истинное глубокое значение которых они редко осознают или не верно воспринимают. В ходе развития человечества символы принимают все больше и больше значений за счет развития разных культур и религий. Сегодня определенный символ может олицетворять мир и дружбу, а через несколько лет быть опороченным или вовсе вычеркнутым из культуры какого-либо народа. Стоит заметить, что для разных религий один и тот же символ может иметь совершенно противоположные значения. Символ есть знак, наглядно выражающий сверхчувственное содержание предмета. Выразительный и изобразительный моменты в символе настолько слиты, что их почти не удается разделить сознанием и порознь однозначно осмыслить разумом. Символизм иногда определяют как искусство мыслить наглядными образами и выражать скрытые сущности в материале преобразованных внешних чувственных восприятий. Правда, во множество символов, отвечающих такой задаче, не следует включать класс обычных условных символов, например, математических, но и среди последних встречаются знаки, тесно связанные внутренним образом с обозначаемыми реальностями.
В каждой религии есть свои отличительные символы для зримого воплощения принципиальных идей и доктрин. Осваивая принципиальные символы той или иной религии, мы приближаемся к пониманию ее основного содержания. Вместе с тем в любом религиозном символе обнаруживается нечто недоступное однозначному рациональному истолкованию тайный смысл, неоднозначность, эзотеричность, амбивалентность. Поэтому невозможно исчерпывающе объяснить ни один священный символ. К.Г. Юнг называл символ мостом, «ведущим ко всем величайшим достижениям человеческого духа», Мирча Элиаде указывал на первостепенную роль символа в мышлении, как для архаического, так и для любого традиционного общества. А.Ф. Лосев считал, что символ «утверждает человека в вечности». Загадочные, а порой вполне «понятные» и «естественные» символы встречаются нам повсюду. Но особенно широко символизм представлен в религиозных традициях и прослеживается с глубокой древности и до наших дней. Что же представляет собой религиозный символ, какую информацию он несет о той или иной вере, почему он так важен для религиозной жизни? Это и предстоит нам узнать в этой исследовательской работе.
1. Символ и его значение
.1 Историческое значение символа
Символика имеет огромное значение в истории искусства и литературы. Мысль и язык самым тесным образом связаны с символикой. По толкованию академического словаря русского языка, символ – это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного для означения качества предмета. В понятие символа входят, не поглощая его, художественный образ, или аллегория, или сравнение. Многие символы получили необъятно широкое значение, например, символы креста, орла, рыбы. Происхождение символов и способы их распространения в научном отношении мало выяснены. Несомненно, что некоторые символы возникли у народов самостоятельно; многие сходные символы могут быть объяснены общими психологическими и культурными причинами, например, символ солнца – в виде колеса, молнии – в виде молота; но во многих случаях обнаруживается культурное взаимодействие народов и передача символики путем торговых связей, монетного обращения, религиозных представлений. О культурной истории главных символов древнего мира трактует историк д’Алвилла в обширном сочинении "La migration des symboles" (1891). В его труде говорится о символах общих, популярных у разных народов – о кресте (у персов, халдеев, индусов, китайцев, греков – в значении символа земли, символа ветров, символа света, истины и прочих представлений).
О двуглавом орле, об орле, разрывающем змея (символ победы солнца над тучами, вообще победы, силы), о трезубце, о руке с неба (в христианской иконографии, амулетах галлов, ассирийских камнях), о лотосе как символе божества и вселенной у египтян, индусов и многих других восточных народов.
С наибольшей подробностью д’Алвилла говорит о свастике (кресте с загнутыми концами) и о различных символических образах древа вселенной, древа жизни. Он останавливается на пороге христианской символики и совсем не затрагивает обширного литературного материала древности. Средневековая христианская символика нашла разнообразные выражения в архитектуре, в живописи, в миниатюрах, в легендах. С наибольшей простотой христианская символика выражена в катакомбах (см. сочинения де Росси, Фрикена и др.). О византийской и русской старинной церковной символике много ценного в исследованиях Буслаева («Исторические очерки», «Лицевой Апокалипсис» и др.), Покровского («Евангелие в иконографии», «Страшный суд» и др.), Кондакова («Византийское искусство»), Стасова (по орнаментике рукописей и др.). В истории развития научных исследований по церковной символике важное значение имела статья Буслаева «Византийская и древнерусская символика по рукописям от XV до конца XVI веков»;. Здесь Буслаев выяснил важное значение древних иллюстрированных рукописей, в частности псалтыри (во 2 томе «Исторических очерков", 198-216).
Древними символами принято считать: солнце, вода, корабль, женщина, птица феникс.
Гравюра к книге Геродота «История», Париж, 1510 год. В античные времена в Древней Греции символике предметов и явлений стало придаваться огромное значение. Греческое слово το σύμβολον (σύμ – с, βόλος – бросание, метание; συμβάλλειν – совместно нескольким лицам бросать что-либо, напр. рыбакам сети при ловле рыбы) позже стало означать у греков всякий вещественный знак, имевший условное тайное значение для известной группы лиц, например, для поклонников Цереры, Цибелы, Митры. Древнегреческая история и пророчества античного мифотворчества всегда несли символико-смысловую нагрузку. Тот или иной знак (συμβόλον) со времен древней Эллады служил также отличием корпораций, цехов, разных партий – государственных, общественных или религиозных. Слово Символ в житейской речи заменило более древнее слово σήμα (знак, знамя, цель, небесное знамение). Еще позже в Греции σύμβολον называли то, что на Западе называли lagritio – номер или билет на получение бесплатно или по уменьшенной цене хлеба из казенных складов или от щедрых богачей, а также перстни, означавшие должность (напр. перстни афинских судей), билеты на вход в театры, на народные игры, на гладиаторские бои, римские тессары (tessarae – навощенные дощечки, на которых писались военные командные слова).
Воины, расставаясь, брали иногда такую дощечку, писали или рисовали на ней что-либо и потом разрывали ее пополам: одна часть оставалась у одного, другая – у другого (tessarae hostiales). При встрече они признавали себя друзьями, если, приложив одну половину дощечки к другой, видели, что обе плотно прилегают одна к другой по линии разрыва. Иногда слово символ означало долю денежного взноса в складчину на доброе дело, на покупку чего-либо нужного для целой общины, а также верительную грамоту иностранного посла. Συμβολαί, δειπνόναπόσυμβολων назывались пиршества или обеды на сборные деньги, а также добровольные приношения на общее угощение. Тем же словом именовались письменные договоры между двумя соседними греческими государствами относительно образа действий, который следовало соблюдать при тяжбе гражданина одного из этих государств с гражданином другого. В Афинах такие договоры назывались δικαί από συμβολων и выполнялись строго, если были утверждены афинской дикастерией.
В эпоху появления в мире христианства символами назывались проекты постановлений, составлявшиеся на общинных собраниях. Большую роль символы и символический культ играли и у других языческих народов древности, напр. у египтян, от которых их могли воспринять и евреи. Климент Александрийский («Стромата», V) утверждает, что Моисей методом иероглифическим объяснял под таинственными символами животных правила нравственного закона и что декоративные украшения скинии извлечены им из того же источника. Весь почти культ евреев имел символически-преобразовательный характер по отношению к грядущему царству Мессии. Не только апостолы, но и сам Иисус Христос (Иоанн, III, 14; Лука, XXIV, 27) относит к себе, как символ свой и прообраз, воздвигнутого Моисеем в пустыне медного змия. Отцами церкви, начиная с Варнавы, каждая подробность в Ветхом Завете толкуется как символ или прообраз того или другого факта христианской истории. Во время гонений христиане создали для себя особый символический язык. Найденные и описанные до сих пор символические изображения первых веков относятся отчасти к ересям (например, гностицизму), но главным образом – к древней христианской церкви. Уже Апокалипсис содержит в себе массу символов, изображающих отношения первобытной церкви к тогдашнему римскому государству, и наоборот. Во втором веке христианские символы украшают уже не только места религиозных собраний и молитвы, но и частную домашнюю жизнь верующих. Главные свидетельства о символах на перстнях и тайных документах верных находятся в труде теолога и писателя Климента Александрийского «Педагог» (Тит Флавий Климент, книга 3, 106). Символическими изображениями, образами или иконами заменялись нередко между христианами tessarae hostiales. Лилия и роза составляют постоянную принадлежность Пресвятой Девы Марии в ее изображениях; святой Георгий всегда поражает своим копьем морского дракона; нимб окружает главы святых.
В эпоху средневековья в Европе символ становится одним из общекультурных принципов. Однако предметом культивирования в первую очередь становятся эмблематические возможности символа, собственная же его специфика выявляется лишь в творческой практике культурного взлета 13 – начала 14 веков. Ситуация существенно не меняется вплоть до последней четверти 18 столетия: ренессанс, маньеризм, барокко богаты своими символическими художественными и религиозными мирами, но не видят при этом в символе ничего, кроме средства иносказания и «геральдической» репрезентации. Особый интерес к символизму проявлялся в период Ренессанса, хотя и в более грубой, литературной и эстетической манере. В частности, Данте построил систему своей «Божественной комедии» на основе восточных символов. В XV веке обращались прежде всего к двум греческим авторам II и III веков – Гораполлону с его «Иероглификой» и анонимному составителю «Physiologus» («Физиолога»). Вдохновленный египетской иероглифической системой, ключ к которой был утрачен в его время, Гораполлон попытался установить ее значение на основе символизма знаков. В 1467 году итальянский автор Франческо Колонна написал работу «Hypnerotomachia Poliphili» (опубликованную в Венеции в 1499), где символ приобрел значение, близкое к современному. В 1505 году редактор Колонны опубликовал работу Гораполлона, которая, в свою очередь, повлияла на двух значимых авторов того же времени. Первым стал Андреа Альчиати, автор книги («Эмблемы», 1531), вызвавшей интерес к символизму во всей Европе. Вторым стал Дж. Валерьяно, автор «Hieroglyphica» («Иероглифика», 1556).
Во второй половине 19 века осмысление проблемы символа берет на себя философствующее искусство: в музыку и литературу приходит миф, истолкованный не как формальная оболочка смысла, а как смыслопорождающая стихия (наиболее показателен Р. Вагнер – практик и теоретик). С 1880-х годов символизм как художественное течение и теоретическое самообоснование, вбирая в себя и романтическое наследие и идеи философии жизни, создает в полемике с позитивизмом новую философию символа, претендующую на тотальную мифологизацию не только творчества, но и жизни творящего субъекта. Русское ответвление символизма конца 19 – начала 20 века дает обильные философские плоды: в построениях В.С. Соловьева, Вяч. И. Иванова, П.А. Флоренского, А.Ф. Лосева символизм получает систематическое многовариантное философское обоснование. Течения западной мысли 20 столетия представляют несколько моделей понимания символа. Выросшая из неокантианства «Философия символических форм» Кассирера делает символ универсальным способом объяснения духовной реальности. «Глубинная психология» Юнга и его школы, наследуя открытый психоанализом феномен символа, укорененного в коллективном бессознательном, переходит от установки Фрейда на разоблачение символа к его легитимизации и сознательного включения символов и архетипов в процессы самовыражения и самопостроения души. Философия языка вскрывает символический потенциал, позволяющий естественному языку играть роль миросозидающей силы. Новейшая философия продолжает хранить и изучать проблематику символа [1].
1.2 Символ и его содержание
Понятие символа тесно соприкасается с такими категориями как художественный образ, аллегория и сравнение. Появившись в Древней Греции символ первоначально обозначал вещественный знак, имевший тайный смысл для группы лиц, объединенных вокруг какого-нибудь культа. Например, в эпоху поздней античности крест стал символом христианства. В новейшее время свастика стала символом фашизма[2]. С древнегреческого символ (греч. symbolon – признак, примета, пароль, эмблема) – знак, который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию. Уже у истоков философского мышления (Упанишады) можно найти искусство построения символов, в тех случаях, когда понятие сталкивается с трансцендентным. Как философская проблема символ осознается Платоном, который ставит вопрос о самой возможности адекватной формы абсолютного. Европейское средневековье делает символ одним из общекультурных принципов, однако специфика символа наиболее полно выявляется лишь в творческой практике культурного взлета 13 – начала 14 веков. Средневековая христианская символика нашла разнообразные выражения в архитектуре, в живописи, в миниатюрах, в легендах. Символика – явление очень сложное и широкое. Можно наметить три отдельных направления: символика предметная (солнце – око, борода, диск, древо жизни и т.д.), символика обрядовая (танцы диких, воспроизводящие войну, охоту, свадебные обряды умыкания и др.) и символика словесная. Обрядовая символика чрезвычайно разнообразна. Многие обряды на родинах, свадьбах, на рождественских святках, на масляной имеют исключительно символическое значение в смысле внешнего обрядового предопределения урожая, богатства, счастья. Еще более велика народная словесная символика; она вплетается во все проявления народной словесности, особенно в песни. О русской словесной символика есть два старых сочинения, составляющих ныне библиографическую редкость: диссертация Н.И. Костомарова «Об историческом значении русской народной поэзии» (1843) и диссертация А.А. Потебни «О некоторых символах в славянской народной поэзии» (1860). У Костомарова после кратких общих замечаний о символике дан свод малорусских народо-поэтических символов из царств растительного и животного мира, например, фиалка – символ девственности, барвинок – брака, любисток – любви, василек – чистоты и святости, хмель – волокитства, лоза – бедности, голубь – любви, пава – нарядности, селезень – жениха, сова – зловестия и др. Потебня останавливается на символике в языке, причем отмечает три главных признака символики – сравнение, противоположение и отношение причинное. Он рассматривает вкратце символическое значение многих песенных мотивов – пить (любить), соль (печаль), кованье (любовь), дым и пыль (печаль), разлив (горе), орать (любить), горы (горе) и другую символику.
Символ как элемент и инструмент культуры становится специальным предметом внимания и научного исследования в связи с формированием новой гуманитарной дисциплины – культурологии. В одних случаях культура в целом трактуется как символическая реальность (вплоть до их отождествления, как в “философии символических форм” Касеирера), в других – вырабатывается методология “расшифровки” того смысла, который бессознательно (или, во всяком случае, нецеленаправленно) был придан объекту культуры, в третьих – символ изучается как сознательно творимое сообщение культуры, и в этом случае интерес представляет как поэтика его создания, так и механизмы его восприятия.
Если выделить три типа передачи сообщения в культуре -прямое (однозначная связь смысла и знаковой формы), косвенное (полисемантичная форма, имеет фиксированный смысл, но предполагает свободную интерпретацию) и символическое (полисемантичная форма, имеет смысл только как заданность предела интерпретации), то символическое сообщение будет наиболее специфичным для культуры как мира творческих объективации, поскольку частные целеполагания всегда остаются для культуры в целом лишь встроенными в нее элементами. В этом смысле даже однозначный авторский замысел в культурном контексте становится символом с бесконечной перспективой интерпретации.
Наиболее проблематичным является понимание символов культуры, лишенных прямой эмблематйчности: такими могут быть художественный образ, миф, религиозное или политическое деяние, ритуал, обычай и т. п. Среди подходов, задающих алгоритмы понимания культурного символа, выделяются как наиболее влиятельные морфология Шпенглера с ее вычленением биоморфных первосимволов творчества; марксистская и неомарксистская социология, разоблачающая культурную символику как превращенную форму классовых интересов; структурализм и семиотика (особенно МосковскоТартуская школа), стремящиеся найти и описать устойчивые закономерности порождения смысла знаками и значащими системами; психоанализ, сводящий символотворчество культуры к защитной трансформации разрушительной энергии подсознательного; иконология (Варбург, Панофский), расширившая искусствоведение до общей дисциплины о построении и передаче культурного образа; герменевтика, онтологизирующая символ, перенося при этом ударение не столько на него, сколько на бесконечный, но законосообразный процесс его интерпретации; близкие герменевтике, но полемизирующие с ней диалогизм (Бахтин, Бубер, Розеншток-Хюсси) и трансцендентальный прагматизм (Апель), делающие акцент на непрозрачности и нередуцируемости культурного символа, обретающего смысл в межличностной коммуникации. Часто ключевым решением проблемы оказывается вычленение и изучение своего рода элементарной частицы культурной символики (напр., “прафеномены” Шпенглера, “архетипы” Юнга, “патос-формулы” Варбурга), что позволяет объяснять мир культуры методами, аналогичными анализу и синтезу (т. е. традиционными методами европейского рационалистического знания).
Символ играет исключительную роль в религиозной духовности, поскольку позволяет находить оптимальное равновесие образной явленности и взыскуемой трансцендентности. Символикой насыщена ритуальная жизнь архаических религий. С рождением теистических религий возникает коллизия принципиальной невидимости единого Бога и видимых форм его проявления: возникает опасность того, чтосимвол может обернуться языческим идолом. Поэтому для теизма предпочтительней символ-знак с его отвлеченностью и дистанцированностью от натуралистических образов и психологических переживаний, чем символ-образ, провоцирующий кумиротворчество. Спектр решений этой проблемы простирался от запретов чувственной (особенно антропоморфной) образности в иудаизме и исламе до относительно строгой цензуры символической образности в протестантизме и интенсивной символической образности в католицизме и православии. Показательно в этом отношении иконоборческое движение в Византии 8-9 вв., высветившее религиозные и культурные антиномии символа.
Средневековая христианская культура делает символ основой понимания и описания тварного мира. Догматической опорой этого явилось Боговоплощение, сделавшее не только допустимым, но и обязательным признание возможности полноценного присутствия “небесного” в “земном”, абсолютного в относительном. Понятие символа является ключевым не только для понимания поэтики пластического и словесного искусства средневековья, но и дляхарактеристики средневековой экзегетики и герменевтики в той мере, в какой их методы восходят к Александрийской богословской школе (Климент, Ориген), Филону Александрийскому и отчасти к традиции неоплатонического аллегоризма. Этот стиль экзегезы стремился представить Св. Писание и весь тварный мир как стройную систему взаимосвязанных иносказаний и провозвестий, причем бесконечность связей этой системы фактически превращала аллегорию в символ. Христианство Нового времени менее чувствительно к различению символа и аллегории, однако теология 20 в. вновь заострила эту проблему: здесь мы находим и попытки очистить религиозное сознание от символизма (ср. программу демифологизации у Бультмана), и стремление восстановить плодотворные возможности христианского символизма (напр., тема аналогии сущего в неотомизме). Следует также отметить существенные успехи в изучении функционирования символа в религиях древних обществ, достигнутые в 20 в. структурализмом и культурной семиотикой.
2. Символические знаки в мировых религиях
.1 Символические знаки христианства
Для каждой религии имеются различные религиозные символы. На мой взгляд, религиозный символ – это то, что способно символизировать те или иные аспекты каждой веры. В древние времена символы были средством общения, способным в себе нести глубокую информацию. В религии эти символы созданы самой природой и людьми, и в этом контексте они способны нести неисчерпаемый смысл. Также религиозный символ необходим для условного обозначения каждой веры. По этому символу мы определяем нашу причастность к ней.
На протяжении многих веков христиане использовали символы, чтобы выразить ими свою веру. Вряд им хоть кто-нибудь, посетив церковь или взяв религиозную книгу, не увидит при этом какие-ли-6о символы. Они помогают передавать Евангелие (благовествовать), питать веру и создавать особую атмосферу во время богослужений. Они служат нам как "путевые знаки" в земном странствии.
Существует множество христианских символов. Некоторые из них хорошо известны, но зачастую даже верующие (а не просто крещеные) люди не знают, для чего же в действительности первоначально был предназначен тот или иной знак. Хотелось бы остановиться на некоторых из них.
Агнец (ягненок) как символ пришел из Ветхого Завета. Белого агнца "без пятна и без порока" приносили иудеи в жертву Богу. Согласно преданию, один из двух агнцеа, принесенных Аароном в жертву, был украшен терновым венцом. Пророки Ветхого Завета называли Агнцем Божиим ожидаемого Мессию. Агнец стал символом искупления, смирения и кротости Христа.
Бабочка – символ Христова Воскресения и вечной жизни для верующих.
Весы – символ справедливости и символ справедливого Божьего суда. На Страшном суде по левую руку Христа или непосредственно под его престолом разворачивается сцена взвешивания душ, которое проводит архангел Михаил. Он держит в руке весы, и на двух их чашах души – праведника (на правой от архангела) и грешника (на левой).
Душа праведника тяжелее, и она перевешивает; чашу грешника тянет вниз дьявол. Так распределяются – кто в рай, кто в ад – представшие на этот Суд воскресшие.
Виноградная лоза – евхаристический образ, а также символ народа Божия, Церкви. В последней беседе с учениками Иисус сказал: "Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь…"
Вода – символ быстротекущего времени и Крещения. Недаром один из многочисленных символов Христа – ручей. Тот самый источник, который вытекает из-под Древа Жизни в раю, вода живая. Это о нем говорится в Евангелии: "Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек".
Голубь с зеленой ветвью является символом новей жизни, пришел из Ветхого Завета: после потопа голубь вернулся к Ною с зеленой ветвью в клюве, оповестив, таким образом, Ноя о том, что вода уже сошла, и гнев Божий сменился на милость. С тех пор голубь с оливковой ветвью в клюве стал символом мира. Белый голубь без ветви может олицетворять Божье присутствие и Божье благословение.
Два дерева: зеленое и высохшее -идея деревьев зеленых и деревьев высохших связывалась с древом познания добра и зла и древом жизни, стоявшими рядом в Эдемском саду.
Зерцало – прозрачная сфера в руках ангела с надписью "ИС ХР" – символ, указывающий, что ангел служит Иисусу Христу и является духом, но не антропоморфным существом.
Ключи – золотой и железный символизируют врата рая и ада.
Корабль изображает церковь, которая ведет верующего безопасным путем через штормовые волны моря жизни. Крест на мачте символизирует весть Христа, которая дает власть церкви и руководит ею. Название части церкви, где располагается община, неф, означает "корабль".
Крест с пятью точками – вокруг креста мы очерчиваем окружность и в результате получаем пять точек: точка осеннего равноденствия, весеннего равноденствия, летнего солнцестояния, зимнего солнцестояния и центральная точка. Это та неподвижная ось, вокруг которой и движется время. Такая наглядная модель дает некоторое представление об отношении времени и вечности в рамках христианской культуры.
Кровь Христа, излившаяся из его ран на крест, обладает, согласно христианской доктрине, искупительной силой. Потому обычным было изображать ее обильно льющейся. Она может течь на череп (Адама), лежащий у основания креста. Череп иногда изображается перевернутым, и тогда святая кровь собирается в нем, как в чаше.
Кровь Христа, как считали средневековые теологи, – реальное вещество, одной капли которого было бы достаточно для спасения мира.
Луна и Солнце – луна символизирует Ветхий Завет, а солнце -Новый Завет, и как луна получает свой свет от солнца, так Закон (Ветхий Завет) становится понятным лишь при освещении его Евангелием (Новым Заветом). Иногда солнце символизировалось звездой, окруженной языками пламени, а луна – женским ликом с серпом. Имеются также объяснения фигур солнца и луны как указания на две природы Христа или как символов самого Христа (солнце) и церкви (луна).
Оливковая ветвь – символ установления мира между Богом и человеком. Оливковая ветвь является символом надежды и мира.
Нимб – ореол, символ святости, славы. Изображается в виде круга вокруг головы.
Песочные часы традиционно символизируют быстротечность времени и смертность всего сущего.
Раковина с тремя каплями воды напоминает нам о крещении, когда вода была трижды пролита на нас во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Рыба – один из самых распространенных в древности символов, олицетворявших Христа. В древнейшей части римских катакомб обнаружено изображение рыбы, несущей на спине корзину с хлебами и сосуд с вином. Это евхаристический символ, обозначавший Спасителя, дарующего пищу спасения и новую жизнь.
Греческое слово "рыба" состоит из начальных букв фразы "Иисус Христос Божий Сын Спаситель". Это первый зашифрованный символ веры.
Изображение рыбы было весьма удобным знаком, так как ни о чем не говорило людям, не посвященным в таинства христианства.
Трилистник-клевер символизирует Троицу, объединение, равновесие, а также разрушение. Он может символически заменяться на один, большой лист. Является эмблемой святого Патрика и гербом Ирландии.
Свечи в Церкви используются по сей день, благодаря их символичности. Они обозначают Христа, Который есть Свет миру. Две свечи на алтаре подчеркивают две природы Христа – божественную и человеческую. Семь свечей в канделябре за алтарем символизируют семь даров Святого Духа.
Четыре символа представляют главные события в жизни Христа: крылатый человек – Его воплощение; крылатый телец – Его смерть; крылатый лев – Его воскрешение; и крылатый орел – Его вознесение.
Языки пламени символизируют помазание и силу Духа Святого. Огонь символизирует духовную ревность и может также представлять муки ада. Когда изображается святой с пламенем в руке, это символизирует религиозный пыл[3].
Подробнее остановлюсь на самом известном символе христианства, на кресте.
Крест в христианстве – один из самых старейших и самых универсальных символов. Он является совершенным символом Христа, ибо на нем Христос принес себя в жертву. Однако в более широком смысле крест стал символом христианства, а также символом искупления и спасения через христианство.
Графически крест может изображаться по разному. Для наглядности в пример хочу привести таблицу( приложение №1 )[4].
Следует отметить, что существует несколько десятков совершенно различных форм креста как с изображенным на них Спасителем, так и без Него, как с другими атрибутами или лицами, так и без них. В разные периоды истории христианства Распятие изображалось по-разному. Для христиан никогда сама форма креста или атрибуты не играли важной роли в духовной жизни. Важен был лишь искупительный подвиг Христа, после которого Крест стал знамением нашего искупления. Впервые о форме креста начали спорить русские старообрядцы со свойственными им обрядоверием и фанатизмом. Ведь в конечном итоге не так важна форма Креста, на который Себя отдал Господь, а духовное и спасительное значение добровольных страданий Иисуса.
И все таки на сегодняшний момент два основных вида креста это католический и православный.
Православный крест. На большой горизонтальной перекладине были пригвозжены руки Спасителя Иисуса Христа. Верхняя малая горизонтальная перекладина означает табличку, на которой было начертано «Иисус Назарей Царь Иудейский». Косая перекладина означает двух распятых рядом с Христом, где конец перекладины направленный вверх означает прощённого разбойника, который попал в рай, а конец перекладины направленный вниз – другого пригвождённого, который попал в ад. По другой версии, косая перекладина показывает упор для ног приговоренного в перспективе, который не давал распятому умереть сразу и применялся для увеличения времени казни.
Форма креста в виде двух балок взяла начало в древней Халдее и употреблялась там, а также в соседних странах, включая Египет, как символ бога Таммуза (в виде мистического Тау, первой буквы его имени). К середине III века н. э. церкви либо отступили от некоторых учений христианской веры, либо исказили их. Церкви отступнического христианства, чтобы укрепить свои позиции, принимали язычников в свою веру без духовного перерождения и позволяли им сохранять языческие знаки и символы. Таким образом Тау, или Т, в наиболее распространенном виде с опущенной перекладиной, был перенят для обозначения креста Христова[5].
2.2 Символические знаки у ислама
Ислам (по-арабски буквально – «покорность», предание себя воле Божьей) – одна из наиболее распространенных религий мира. Ее последователи – мусульмане – составляют большую часть (от 80 до 98% ) населения в таких странах, как Иран, Ирак, Пакистан, Афганистан, население Аравийского полуострова и значительной части Индии и Северной Африки. Мусульманство исповедуют люди, проживающие на Северном Кавказе, в Татарстане и в республиках Средней Азии. Общая численность мусульман в мире составляет около 500 млн. чел.
Традиционный ислам продолжает играть весьма заметную роль в различных сферах социальной жизни мусульманских стран. Для жителей этих стран ислам – не только государственная религия, но и важнейший компонент национальной культуры, во многом определяющий нормы поведения, быта, отношения к другим народам и событиям в мире.
Есть такие символы веры, как:
Минарет. Минарет (от араб, «манара», букв, «маяк») – башня для призыва мусульман на молитву, ставится рядом или включается в здание мечети.
Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи, поздние – внутри башни. Призывы муэдзинов, часто усиленные динамиками, звучат с минаретов 5 раз в день, что придает непередаваемую самобытность мусульманским городам.
Коран. Коран (от араб, «кур’ан», букв, «чтение») – главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний и молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в форме «пророческих откровений» в Мекке и Медине между 610-632 гг. и положивших начало религиозному учению ислама. Как «слово аллаха» Коран был провозглашен недостижимым идеалом совершенства арабского языка и стиля.
Большинство современных исследователей арабской литературы в Европе и в странах Востока высоко оценивают поэтический строй Корана, особенно короткие, полные поэтического вдохновения рифмованные «откровения» раннего («мекканского») периода.
Миниатюрные кораны на цепочке носят на шее в качестве талисмана.
Число восемь. В исламе престол, управляющий миром, поддерживают восемь ангелов, соответствующих восьми направлениям и восьми группам букв арабского алфавита.
В связи с этим в восточных орнаментах приветствуются и восьмиконечные звезды.
Намаз. Установлен в I веке хиджры (622 г.). Пять раз в день мусульманин становится на колени на специальный коврик и, обратившись лицом на Восток (к Мекке), кладет земные поклоны до земли, молясь Аллаху и излагая свои просьбы. Намаз совершается на рассвете, в полдень, во второй половине дня, при закате солнца и в начале ночи. Каждой молитве предшествует обязательное омовение (водой или песком). Молящиеся читают (на арабском языке) отрывки из Корана. По пятницам полуденная молитва совершается в мечети (пятничный намаз).
Запрещено совершать молитву в семи местах: местах скопления мусора, местах убоя скота, среди могил, посреди дороги (где проходит много людей), в бане, местах постоянного нахождения верблюдов (или других животных), а также на крыше «Каабы» (хадис от Ибн Сумара)[6].
Более подробно хочу остановиться на звезде и полумесяце.
Символ ислама – полумесяц и пятиконечная звезда. Стал символом турецкой династии после захвата османами Константинополя, где он и был позаимствован. Позже стал символом всех мусульман. Есть утверждение, что полумесяц связан с хиджрой Посланника Аллаха, когда он тайно покидал Мекку и отправлялся в Медину. По их словам, в эту ночь, якобы, на небе был полумесяц. По другим версиям, полумесяц символизирует приверженность мусульман лунному календарю, а пятиконечная звезда – пять столпов Ислама или пять ежедневных молитв. Символы полумесяца и звезды были известны человечеству за несколько тысяч лет до Пророка Мухаммада. Точно проследить их происхождение затруднительно. Но большинство специалистов согласны с тем, что эти древние символы небесных светил почитались еще древними народами Центральной Азии и Сибири, поклонявшимися солнцу, луне и небу.
В наши дни этот символ можно увидеть на каждой мечети, например на мечетях Стамбула. Нет ни одного классического изображения полумесяца со звездой (Приложение №2). Так же этот символ стали изображать на флагах мусульманских государств (Приложение №3).
2.3 Символические знаки у буддизма
Когда буддизм как следует прижился в Тибете, вместе с ним появились символы, представляющие то, что происходит в уме. Если мы сегодня задумаемся над тем, что несут в себе эти символы, – нам придется признать, что сами по себе они не выглядят однозначно ясными и понятными. С нашей западной тенденцией критического мышления и натренированной в школе способностью к работе с абстракциями, мы должны уметь явно отделять внешний, "культурный" слой учений, концентрирующийся на явлениях в уме, от того, что касается непосредственно природы ума. Нам также следует избегать сухих ситуаций, предназначенных главным образом для изучения, – ситуаций, которых в этой традиции очень много, но которые не принесут нам непосредственной пользы и не помогут лучше жить, лучше умирать и лучше перерождаться.
Главным и основным символом буддизма является изображение самого Будды Шакьямуни – основоположника этой религии. Хотя историческая традиция сделала почитание изображения Будды схожим с поклонению образу Бога, Будда остается только человеком, достигшим просветления.
В буддизме есть такое понятие как 8 символов удачи, такие как:
Драгоценный белый зонт однажды преподнес Будде повелитель богов, Махадева, как украшение для головы. Символизирует защиту от болезней, злых духов и страданий в этой и будущих жизнях. На духовном уровне рассеивает гнев, страсть, гордость, зависть и тупость.
Пара золотых рыб была подарена Будде богом Вишну как украшение для его глаз. Символизирует свободу от страха утонуть в океане страдания и духовное освобождение.
Белая раковина, закрученная по часовой стрелке, была преподнесена Будде богом Индрой как украшение для его ушей. Символизирует звук Учений Будды, распространяющихся повсюду свободно и пробуждающих учеников от сна неведения.
Белый цветок лотоса с тысячью лепестками вручил Будде бог Кама как украшение для его языка. Символизирует чистоту учения и очищение тела, речи и ума, приводящие к Просветлению.
Драгоценный сосуд, исполняющий все желания, преподнес Будде бог Шадана как украшение для его горла. Символизирует исполнение всех желаний, как временных (обретение долголетия, богатства и заслуг), так и наивысшего – обретение освобождения и Просветления.
Бесконечный узел подарил Будде бог Ганеша как украшение для его сердца.Символизирует переменчивый характер времени, непостоянство и взаимосвязь всех вещей, а также единство сострадания и мудрости.
Победное знамя преподнес Будде бог Кришна как украшение для его тела. Эта цилиндрическая многоярусная фигура символизирует победу учения Будды над невежеством и смертью.
Золотое колесо учения с тысячью спиц вручил Будде Брахма как украшение для его стоп. Оно стало называться «Колесо Дхармы». Его вращение символизирует проповедь Учения Будды, несущее освобождение всем живым существам. Обычно изображается с восемью спицами, которые обозначают «Благородный Восьмеричный Путь» Будды Шакьямуни:
Правильное воззрение.
Правильное размышление.
Правильная речь.
Правильное поведение.
Правильный образ жизни.
Правильное усилие.
Правильное памятование.
Правильное созерцание.
Аштамангала (по-тибетски «Таши Тагъе») – это все восемь символов нарисованные вместе. Их часто изображают на стенах домов, в монастырях, храмах, на дверях и занавесях. последних оснований[7].
Так же в буддизме выделяют такие религиозные символы, как:
Лотос – наиболее чистое растение в природе. Это сила созидания, творческой силы, долголетия. В буддизме лотос олицетворяет отсутствие привязанности к сансаре (кругу перерождений), а, следовательно, свободу от необходимости воплощаться, чтобы жить на земле. Из семян этого растения изготовляют чётки, используемые при чтении молитв.
Традиционно многие боги Индии изображались с цветком лотоса в руках, либо сидящими на лотосе. Это символизирует их чистоту, целомудрие и божественную власть. Лотос связан с тремя первоэлементами (земля, вода и воздух), а человек – с тремя мирами (интеллектуальным, материальным и духовным).
Канглинг. Это музыкальный инструмент, используемый мистиками Тибета при совершении различных ритуалов и церемоний. Изготовляется канглинг из человеческой берцовой кости, нередко его оправляют в серебро.
Бесцельно дуть в канглинг запрещается – его применение допустимо только во время выполнения определённых церемоний. К изготовлению этого символа буддизма предъявляются строгие требования: нельзя использовать кости с дефектами, кости безумцев, убийц, самоубийц и прочих осквернённых людей.
Пурба. Ритуальный кинжал, который предназначен для изгнания злых духов. Используют этот предмет следующим образом – совершающий обряд должен наносить кинжалом колющие удары (разумеется, демонам, с которыми он сражается) и произносить при этом мантру «хум».
В некоторых ритуалах тантрического буддизма кинжал пурба используется в качестве оружия, способного подчинить себе силы, противоборствующие учению. Кроме того, этот символ буддизма позволяет разрушить привязанность к собственному «я» – один из основных барьеров на пути к просветлению.
Мандала – сакральный символ и ритуальный предмет, используемый в медитациях. Мандала символизирует чистые земли будд, сферу обитания божественных существ. Обычно мандала представляет собой символ чрезвычайно сложной структуры, который можно интерпретировать как «карту космоса», своего рода модель вселенной.
Бывают рельефные и двухмерные мандалы, эти символы изображают на песке, рисуют на ткани, изготовляют из камня, металла либо дерева. Для проведения некоторых ритуалов изготовляют мандалы из цветных порошков. Их разрушают по завершению обряда.
Сансара – круг перерождения. Многие символы буддизма взаимосвязаны, и круг сансары не стал исключением, его можно связать с законом кармы. Сансара – это вечный цикл, круг, который находится в когтях демона.
Человек будет перевоплощаться снова и снова до тех пор, пока не будет отработана вся его карма (как отрицательная, так и положительная). А когда его ничто не будет привязывать к земле, то он сможет отправиться в более совершенные миры и фактически стать просветлённым – Буддой.
Мантра. Это не совсем чтобы символ буддизма, скорее мистическая формула, состоящая из звуков. Мантры с давних времён использовались в различных духовных традициях Индии, обычно в сочетании с ритуальными жестами (мудра), а также с особыми положениями тела (асана).
В священных текстах буддизма упоминается множество мантр, одной из главных считается слово «ОМ» – смех вселенной. Символическое значение мантр заключается в возможности разума оказывать влияние на материю. Но мантру нельзя назвать молитвой в полном смысле этого слова, поскольку при их прочтении значение имеет только точное воспроизведение звуков, но не смысл высказывания (Приложение №4)[8].
3. Символы национальных религий
Из символов национальных религий можно привести в пример, такие как:
Бахаи. Наиболее распространенные символы, ассоциирующиеся с Верой Бахаи, – девятиконечная звезда (девять – священное число), символ Наивеличайшего Имени и «Символ на перстне»
Даосизм. Даосизм – китайское учение, носящее религиозно-философский характер, а также сочетающее в себе черты мистики, шаманизма и медитационной практики.
Основными источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы царства Чу и других «варварских» государств на юге Китая, учение о бессмертии и магические практики, развившиеся в царстве Ци и философская традиция северного Китая. Философские сочинения, относящиеся к даосизму, начинаются с эпохи Борющихся Царств (Чжаньго) в 5-й век до н.э., практически одновременно с учением Конфуция. Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуанди.
Символ Инь и Ян. Ян – белое, мужское, акцент на внешнее; Инь – чёрное, женское, акцент на внутреннее.
Зороастризм. Символ зороастризма – фаравахар – крылатый диск с верхней частью тела человека. Означает Божественное Благословение. По одной из версий – Царская Слава, Сияющая Слава. Также использовался в Древнем Египте, Месопотамии и у других народов Востока.
Индуизм. Символом индуизма является квинтэссенция слова «Ом» или «Аум» – универсальное имя Бога, три буквенных знака которого олицетворяют трёх главных богов и сферу их действия – Создание, Поддержание и Разрушение, а также отождествляют три состояния сознания – пробуждение, медитационное погружение и глубокий сон.
Свастика – индуистский символ Солнца, гармонии, единства сил и стихий, а также благоприятных предначертаний.
Иудаизм. Звезда Давида – это шестиконечная звезда, которая изображалась целиком, без пересечений и линий (то есть не так, как на флаге современного государства Израиль). Смысл ее заключался в том, что она отображала пять основных чувств человека (символизированы пятью концами, кроме верхнего), которые должны были все подчиниться шестому важнейшему чувству – стремлению и послушанию Богу Живому. Такое изображение, которое иногда встречается даже на старинных иконах.
Оккультизм. Один из древнейших сложных мистических символов – пентаграмма – правильный невыпуклый пятиугольник, она же правильный звездчатый пятиугольник, или правильная пятиугольная звезда. Первые упоминания о пентаграмме относятся к Древней Греции. В переводе с греческого «пентаграмма» означает дословно пять линий. Пентаграмма была отличительным знаком школы Пифагора (около 580-500 года до нашей эры). Они считали, что этот красивый многоугольник обладает многими мистическими свойствами. Например, число лучей этой звезды представлялось пифагорейцами как число любви: 5 = 2 + 3; 2 – первое женское число, 3 – первое мужское число. Именно поэтому пентаграмма являлась символом жизни и здоровья, ей присваивалась способность защищать человека от злых духов. Пентаграмма считалась защитой против зла и колдовства. В средние века ее рисовали перед входом в дом и на дверях, чтобы отогнать таким образом зло. Пентагон (пятиугольник) – это амулет здоровья, символ вечности и совершенства, магическое средство в заговорах и некоторых ритуалах. Правильный пятиугольник в виде звезды служил эмблемой многих богов: египетского Тота, ацтекского Кетцалькоатля, римского Меркурия, кельтского Гавайна… Этот знак был тотемом американских индейцев. Греки использовали его как знак креста, евреи – как знак благополучия, легендарный ключ Соломона. Войско же Соломона имели щиты с изображением желтой шестиконечной звезды. У христиан он символизировал пять ран Иисуса, а Японцам служил знаком высокого положения в обществе. Судя по всему, пентаграмма первоначально появилась четыре тысячи лет назад в Месопотамии, вероятно как астрономическая схема движения планеты Венеры. Она стала шумерским и египетским знаком звезд. Эта фигура обозначает преимущественно человека: верхняя точка – голова, четыре остальные – конечности. Иногда её рассматривают как изображение пяти чувств. Светлые маги, чтобы действовать на духов, пользовались Пентаграммой головой кверху, а чёрные маги чертят Пентаграмму головой вниз. Фауст нарисовал пентаграмму для того, чтобы Мефистофель не смог переступить порог его дома. Пентаграмма, вписанная в круг, означала у пифагорейцев молчание посвящаемого. Пять концов пентаграммы символизировали пять лет молчания и учения, которые предшествовали посвящению. В последнее время истинная роль пентаграммы стала забываться, хотя ранее она служила символом защиты даже у христиан. Сейчас её используют некоторые «забытые» религии (не являющиеся оккультными), основанные на магии и почитании природы.
Сикхизм. Символ сикхов называется «кханда». Он составлен из трёх церемониальных кинжалов «кирпан», собранных вместе у рукояти и стального браслета «кара», расположенного за средним кинжалом.
Сатанизм. Печать Бафомета – официальный символ Церкви Сатаны. Являет собой перевернутую пентаграмму (правильную пятиконечную звезду, два луча которой направлены вверх) с вписанной в нее головой козла. В кольцо вокруг пентаграммы, напротив каждого луча звезды, вписано имя «Левиафан». Либо может использоваться только перевернутая пентаграмма, которая известна как Сатанинский символ с XIX века(Приложение № 5)[9].
Заключение
христианство символ буддизм пентаграмма
Главным назначением символики религий является отображение Бога или Богов, почитаемых данной религией. Символов, как и религий, в мире величайшее множество.
В каждой религии есть свои отличительные символы, передающие через зрительные образы принципиальные идеи данной традиции. Символы религий, как правило, содержат в себе недоступное однозначному рациональному толкованию тайный смысл, эзотеричность. Наиболее известные символы религий: символ буддизма – Дхармачакра или колесо закона; символ ислама – полумесяц и пятиконечная звезда; символ христианства – различные формы креста.
Религиозные системы складываются вокруг комплексов символических значений – кодов, на основе которых они структурируются, особых сочетаний символов, в них используемых, условий их использования, сохранения и изменения как частей систем действия.
В религии символы выражают то, что иным способом никак не может быть выражено. Это единственный способ выразить священное. С точки зрения Дюркгейма, "священные вещи" суть символы, значения которых нельзя интерпретировать в терминах свойств, присущих самим этим вещам.
Все религиозные обряды имеют свое символическое значение, без понимания которого становятся пустым суеверием. Судьбы религий и символов всегда тесно переплетались. С глубокой древности сложилась традиция обозначать религиозные понятия при помощи особых «кодовых» изображений, которые стимулируют восприятие человека, когда дело касается слишком сложных реалий. В ритуале все слова, жесты, звуки, запахи – это символы, отображающие внутреннее содержание религии и имеющие глубокий смысл. Религиозная символика – важная часть культуры, тесно сплетающаяся с природой и нуждами человека.
Главной задачей многочисленных символов всех мировых религий является видимое изображение Высших Сил при помощи аллегории. Символы религий помогают верующим осознать и глубже понять свою веру, они соединяют осмысленное восприятие веры с эмоциональным.
Символика в различных религиях присутствовала всегда, она играет неотъемлемую роль в культуре религии. Каждая религия обладала и обладает богатым миром символов. В моей курсовой работе изложено, что есть как мировые так и национальные религии. Я рассмотрела и изучила основные виды символов в различных религиозных системах, и поняла значение каждого символического знака.
Символы – это внешние и видимые формы внутренних духовных реальностей, и достижение способности обнаруживать реальность за любой конкретной формой. Мы выяснили что есть три мировых религии, такие как: христианство, ислам, буддизм. Каждая из этих религий обладает большим количеством символических знаков.
Главным символов у христианства является крест. Крест в христианстве – один из самых старейших и самых универсальных символов. Он является совершенным символом Христа, ибо на нем Христос принес себя в жертву. Однако в более широком смысле крест стал символом христианства, а также символом искупления и спасения через христианство.
Символом буддизма является изображение Будды, эта религия так же богата символами, их множество.
Так же помимо мировых религий есть и национальные. Они так же имеют большое количество знаков и символов.
В заключении хотелось бы сказать, что любой символ и знак в религии имеет свое содержание, и каждому из нас оно видится по разному, я считаю что в этом и состоит суть самого символа.
Список используемой литературы
1. #”608468.files/image001.gif”> <#”608468.files/image002.gif”> <#”608468.files/image003.gif”> <#”608468.files/image004.gif”> <#”608468.files/image005.gif”> <#”608468.files/image006.gif”> <#”608468.files/image007.gif”> <#”608468.files/image008.gif”> <#”608468.files/image009.gif”> <#”608468.files/image010.gif”> <#”608468.files/image011.gif”> <#”608468.files/image012.gif”> <#”608468.files/image013.gif”> <#”608468.files/image014.gif”> <#”608468.files/image015.gif”> <#”608468.files/image016.gif”> <#”608468.files/image017.gif”> <#”608468.files/image018.gif”> <#”608468.files/image019.gif”> <#”608468.files/image020.gif”> <#”608468.files/image021.gif”> <#”608468.files/image022.gif”> <#”608468.files/image023.gif”> <#”608468.files/image024.gif”> <#”608468.files/image025.gif”> <#”608468.files/image026.gif”> <#”608468.files/image027.gif”> <#”608468.files/image028.gif”> <#”608468.files/image029.gif”> <#”608468.files/image030.gif”>
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5