Меню
  • Главная
  • Новости
    • Cтатьи, культурология
  • Учебные материалы
    • Основные темы по культурологии
    • Студенческие работы
  • Редакция
    • Вопросы по культурологии
  • Архивы по культурологии

Скульптура XVIII века

Культурология
Подробнее о Культорологии: Скачать контрольную работу

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский , Формат файла: MS Word 10,50 kb

Скульптура XVIII века

Во
второй половине XVIII столетия начинается
неуклонный расцвет отечественной пластики. Круглая скульптура развивалась до
этого медленно, С трудом преодолевая восьмисотлетние древнерусские традиции в
отношении к языческому «болвану». Она не дала ни одного большого русского
мастера в первой половине XVIII в., но тем блистательнее был её взлёт в следующий период. Русский
классицизм как ведущее художественное направление этой поры явился величайшим
стимулом для развития искусства больших гражданских идей, что и обусловило
интерес к ваянию в этот период. Ф.И. Шубин, Ф.Г. Гордеев, М.И. Козловский, Ф.Ф.
Щедрин, И.П. Прокофьев, И.П. Мартос – каждый сам по себе был ярчайшей
индивидуальностью, оставил свой, лишь ему свойственный след в искусстве. Но
всех их объединяли общие творческие принципы, которые они усвоили ещё в
Академии в классе скульптуры профессора Никола Жилле.

Русских художников объединяли также общие идеи
гражданственности и патриотизма, высокие идеалы античности.

Интерес к “героической античности” влияет и на выбор
богов и героев: на смену излюбленным в петровское время Нептунам и Вакхам
приходят Прометей, Поликрат, Марсий, Геркулес, Александр Македонский, герои
гомеровского эпоса.Русские скульпторы стремятся воплотить в мужском образе
черты героической личности, а в женском – идеально прекрасное, гармонически
ясное, совершенное начало. Это прослеживается как в монументальной,
архитектурна-декоративной, так и в станковой пластике.

Французские просветители XVIII века

В отличие от барокко архитектурно-декоративная пластика
в эпоху классицизма имеет страгую систему расположения на фасаде здания: в
основном в центральной части, главном портике и в боковых ризалитах, или
венчает здание, читаясь на фоне неба.

Говоря в целом о скульптуре второй половины XVIII в., следует признать одно
очень важное общее, в той или иной степени характерное для всей русской
пластики этого времени, независимо от её отношения к архитектуре или её жанра:
она всегда представляет совмещение, слияние черт барокко и классицизма,
барочных и классических тенденций, особенно на заре рождения классицизма.

Вместе русский классицизм отличался от
общеевропейского отношением к античности. Для русских мастеров античность
никогда не была важнейшим и почти единственным объектом изучения и подражания.
В русском классицизме нет также безусловного и жесткого приоритета разума над
чувством, эмоциональность образа всегда напоминает о живой связи с барокко. Кроме
того, в основе всех классицистических произведений русских мастеров лежит
внимательное изучение натуры, как лежало оно в основе работ скульптора
Растрелли, всем своим творчеством как бы подготовившего расцвет русской
пластики второй половины
XVIII в.

Достижения портретного жанра  в скульптуре
связаны прежде всего с творчеством Федота Ивановича Шубина (1740-1805),
земляка Ломоносова, прибывшего в Петербург, в сущности, уже художником,
постигшим тонкости костерезного дела. Первое произведение Шубина по возвращении
на родину – бюст бывшего вице-канслера А.М Голицына – свидетельствует уже о
полной зрелости мастера. Такой характерный образ скульптору помогает создать
необычайное разнообразие выразительных средств, которыми он владеет.

После успеха бюста Голицына императрица приказала
«никуда его не определять, а быть собственно при Ея Величестве». В 1774 г.
Шубину присуждено звание академика. Скульптор редко обращалс к бронзе, он
работал в основном в мраморе и и всегда использовал, в сущности, очень замкнутую и
ограниченную форму бюста. Языкрм пластики он создает образы необычайной
выразительности, исключительной энергии, совсем не стремясь к их внешней
героизации.

Шубин работал не только как иортретист, но и как
декоратор. Он исполнил 58 овальных мраморных исторических портретов для Чесменского
дворца(находятся в Оружейной палате), скульптуры для Мраморного дворца и для
Петергофа.

В 1775-1785гг. Шубин был занят работами для
Мраморного дворца. Это 42 скульптурных произведения, которые он исполнил вместе
с итальянцем Валли и австрийским скульптором Дункером.

В 70-е годы рядом с Шубиным работает ряд молодых
выпускников Академии. Годом позже Шубина её закончил и проходил пенсионерство в
Париже и в Италии  Федор Гордеевич Гордеев (1744-1810).  Н возвратился
в Петербург в 1772г., в 1776г. получил звание академика. Творческий путь
Гордеева был тесно связан с Академией он всю жизнь преподавал там и даже
некоторое время был её ректором.

XVII век

Гордеев – мастер монументально-декоративной
скульптуры. Русские мастера умели глубоко проникнуться идеалами античности,
именно гремческой античности. Подобно тому, как в средневековый период были
творчески восприняты древнерусскими мастерами традиции византийского искусства,
так в период классицизма во второй половине XVIII столетия русские ваятели постигали и творчески
переосмысливали принципы эллинистической скульптуры.

Так, первая работа Гордеева «Прометей » и два
надгробия Голицыных несут в себе много барочных черт: сложность силуэта, экспрессию
и динамику, живописность общего композиционного замысла, патетику жестов
аллегорических фигур.

Ещё яснее принципы классицизма в творчестве
Гордеева прослеживаются в барельефах на античные сюжеты для фасадов и
интерьеров Останкинского дворца.

Гордеев принимал участие в создании главных
памятников Петербурга: ему принадлежат змея «Медного всадника» и рельеф на
воронихинском постаменте памятника Суворову Козловского: знамёна, гении и щит с
надписью « Князь Италийский граф Суворов-Рымникский 1801»

Последние работы Гордеева – четыре барельефа на
северном портике Казанского собора.

В творчестве замечательного русского скульптора
редкого дарования Михаила Ивановича Козловского (1753-1802)

Похожие записи

Индийская культура

Культурология

Война и мировая культура

Культурология

Становление белорусской нации как самостоятельного народа в Европе

Культурология

Рубрики

  • Cтатьи
  • Архивы по культурологии
  • Вопросы по культурологии
  • Новости
  • Редакция
  • Социология как наука
  • Студенческие работы
  • Учебные материалы
  • Основные темы по культурологии

Последние статьи о культурологии

  • Культурная антропология
  • Теоретические подходы к пониманию природы культуры
  • Господство сократической философии
  • Георг Зиммель и Освальд Шпенглер
  • Противостояние культуры и цивилизации
  • Духовная культура
  • Культурно-исторический подход к культуре. Основные варианты культурно-исторической типологии
  • Данилевский
  • Тойнби
  • Общая концепция цивилизаций
  • Ясперс
  • Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)
  • Транзитивный контекст современной культурной политики
  • ТЕМА 2. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе и древних цивилизациях
  • Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима
  • Культура Западноевропейского Средневековья
  • Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века
  • ТЕМА 6. Своеобразие русской культуры в ее историческом становлении
  • ТЕМА 7. Цивилизация и культура XX века
  • Выполнение контрольной работы
  • Темы контрольных работ и рекомендуемая литература
  • Основные функции культуры
  • Понятие «Культура»
  • Основные культурологические школыКультурно-исторические типы Данилевского
  • Особенности концепции Тойнби
  • Осевое время в концепции Ясперса
  • Культура в концепции З.Фрейда
  • Понятие культуры как символ в концепции Кассирера
  • Элитарная и массовая культура



© 2011 - 2021 Copyright :: Культурология / карта сайта | культура
При копировании материалов с сайта обратная активная ссылка обязательна.