- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 15,28 Кб
Война и мировая культура
Вступление
Может ли Война стать Музой? Война является катализатором творчества, идеи, которые в мирное время медленно ворочаются в голове творца, становятся взрывом эмоций. Под вражеским гнётом рождается искренняя мысль, исполненная надеждой и верой в победу. Обострены все чувства человека, в том числе чувство прекрасного и чувство долга. Таких примеров в мировой истории великое множество. В истории российских воин мы также находим огромное количество таких примеров.
Цель данной работы проанализировать роль войны, как силы способствующей развитию культуры.
Объектом исследования является война. Предметом – влияние феномена войны на культуру людей.
Актуальность данной темы состоит в том, что само явление войны неоднозначно и несёт в себе как негативные, так и позитивные изменения. Как форма социального конфликта война сопровождает всю историю развития мирового сообщества. Наша эпоха также не составляет исключения, ее облик определялся в значительной мере вооруженными столкновениями, в том числе двумя мировыми войнами. За последние пять с половиной тысяч лет в мире состоялось примерно 14,5 тыс. больших и малых войн, в ходе которых погибло, умерло от голода и эпидемий свыше 3,6 млрд. человек.
1. Война и мировая культура
Издревле люди ищут ответ на роковой вопрос, что есть война, есть ли она «нечто доброе или нечто злое, нечто неизбежное или нечто избежимое?» Русский и советский военачальник, военный публицист и педагог Андрей Евгеньевич Снесарев в своей книге Философия войны предлагает читателям обратиться за ответом в «семью великих мыслителей, ученых, художников». И их мнения разделяются, одни из них восхвалили войну, другие осудили. И среди людей, осудивших и проклявших войну, мы находим такие, имена, как Аристофан Платон, Монтень, Паскаль, Руссо, Кант, Ламартин, Виктор Гюго, Ричард Кобден, Джон Брайт, Л. Толстой, Жорес. С другой стороны, среди тех, что защищали и благословили войну, вам попадутся такие имена, как Гераклит, Аристотель, Маккиавели, Жозеф-де-Местр, Гегель, Виктор Кузен, Прудон, Клаузевиц, Лассаль, Ницше, Трейчке, Мольтке и т.д. Автор делает вывод, что «война − явление сложное, трудно выяснимое.»
Роль войны в человеческом обществе оценивается неоднозначно. К негативным последствиям войн, помимо гибели людей, можно отнести тот комплекс, который обозначается как гуманитарная катастрофа: голод, эпидемии. Современные глобальные войны связаны с огромными людскими и материальными потерями, с небывалыми прежде разрушениями и бедствиями. Например, потери в войнах европейских стран (убитые и умершие от ран и болезней) составили: в XVII веке – 3,3 млн чел., в XVIII веке – 5,4, в XIX и начале XX века (до Первой мировой войны) – 5,7, в Первой мировой войне – свыше 9, во Второй мировой войне (включая погибших в нацистских концлагерях) – свыше 50 млн чел.
К позитивным последствиям войн относят обмен информацией (благодаря Таласской битве арабы узнали у китайцев секрет изготовления бумаги), всплеск научно-технических открытий, а также снятие противоречий (война как диалектический момент отрицания у Гегеля).
Некоторые исследователи относят также к позитивным для человеческого общества в целом (не для человека) следующие факторы:
война возвращает в человеческий социум биологический отбор, когда потомство оставляет наиболее приспособленных к выживанию, поскольку в обычных условиях человеческого сообщества действие законов биологии при выборе партнёра сильно ослабляется.
на время военных действий снимаются все запреты, которые налагаются на человека в обществе в обычное время. Как следствие, войну можно рассматривать как способ и метод снятия психологического напряжения в рамках целого социума.
страх перед навязыванием чужой воли, страх перед лицом опасности является исключительным стимулом к техническому прогрессу. Неслучайно многие новинки изобретаются и появляются сначала для военных нужд и лишь потом находят своё применение в мирной жизни.
оздоровление международных отношений на высшем уровне и обращение мирового сообщества к таким ценностям как человеческая жизнь, мир и пр. в поствоенный период.
Что несет с собой война? Многие мыслители прошлого рассматривали историю человечества как «историю войн», а сами войны – как естественное и даже необходимое состояние политической жизни общества. Гераклит называл войну «отцом и царем и господином всех». Он порицал Гомера за пацифизм; «Гомер, молясь о том, чтобы «вражда сгинула меж богами и меж людьми», сам того не ведая, накликает проклятье на рождение всех существ, ибо они рождаются в силу противоборства и противодействия». Через два с лишним тысячелетия Гегель напишет: «Из войны народы не только выходят укрепленными, но и нации, внутри которых существуют непримиримые антагонизмы, обретают внутреннее спокойствие благодаря внешним войнам».
Многие стали считать войну и художественное искусство явлениями чуть ли не взаимно противоположными, одно другое исключающими. В действительности же война часто вызывает могучий взлёт духовной деятельности, рождает новые произведения и целые направления в искусстве. Война вдохновляла писателей, поэтов, художников, композиторов на бессмертные творения, и история даёт этому массу примеров, в особенности история двух мировых войн ХХ века. Всё это достаточно очевидно, но, видимо, данное явление не может быть в достаточной мере осознано без удовлетворительного объяснения.
Настоящих художников, литераторов, музыкантов война привлекает и вдохновляет именно потому, что она выявляет в человеке лучшие качества: героизм, чувство долга, любовь к своей нации. Поэтому в веках будут жить те произведения о войне, которые насыщены боевой героикой, воспевают человеческую волю и таинство самопожертвования. Диалектическое взаимопроникновение жизни и смерти, ощущаемое во время войны гораздо большим числом людей, чем в дни мира, превращается в мощный источник творческого подъёма у одарённых личностей.
Если мы обратимся к самым истокам человеческого существования, то сможем легко сделать вывод, что это влияние войны было благотворно; мало того, можно утверждать, что без войны и вытекающих из нее институтов, человек никогда не сделал бы тех шагов, какие он сделал в действительности, а может быть и совсем не поднялся из глубины своего полуживотного состояния. Этот вывод никогда не вызывал возражений, на столько он ясен сам по себе. Даже яркие враги войны находили в себе достаточно искренности, чтобы указать на ее культурную роль на заре жизни человечества.
На стадии перехода от доклассового общественного строя к классовому возникают племенные боги. Чаще всего это боги-воители. Такие боги известны прежде всего у воинствующих племен. Постепенно, когда вокруг самого сильного племени-завоевателя складывался союз племён, в дальнейшем перераставший в государство, племенной бог становился верховным богом, вбирая в себя черты племенных богов покорённых племен. Таким образом зачастую верховный бог несёт в себе черты бога-воителя (Один и т.д.). Это лишний раз свидетельствует о том, что война, являясь неотъемлемой частью жизни, внушала людям уважение и трепет, вызывала эмоции по силе своей мало с чем сравнимые.
По мере разрастания политеистического пантеона боги приобретают более узкую сферу покровительства. Так возникали более специализированные Боги войны и т.д. Причем нередко первоначально они несли несколько иной смысл. Так Марс вначале был богом полей и урожая и лишь потом стал богом войны. В различных мифологиях боги войны имели женский облик (Морриган и Маха у кельтов). Нередко функцию Богини войны совмещали Богини-матери, воинственность и агрессивность у этих богинь сочетаются с атрибутами сексуальности и плодородия (Ма и т.д.).
Войны в индийской мифологии изображают битвы героев и демонов в невообразимых количествах. И те, и другие обладают неимоверной силой, умеют обращаться с мифическим оружием, побеждают при помощи религиозных практик, мистических и сверхъестественных способностей. В войнах участвуют боги и мифические существа. Описание устрашающих битв с использованием мельчайших деталей имеет, на самом деле, глубинную цель укрепления веры и религиозного почитания.
В то время как ни одно индийское эпическое произведение не упускает возможности описать ужасы войны и поражения, основные войны происходили по религиозной причине: обычно для того, чтобы искоренить демонические сущности, а также богов или правителей, склонных развязывать боевые действия только для удовлетворения своих собственных амбиций. Самые разрешительные войны в индийской мифологии велись для того, чтобы добро победило зло.
Индуистское учение предписывает использовать войну как крайний метод, который следует применять только после того, как все мирные методы исчерпали себя. Но, если таковой момент наступает, то война должна иметь огромное личное и религиозное значение. Каждый человек должен исполнять свой долг воина, проявляя легендарную храбрость, уважение и бесстрашие, вне зависимости от своего происхождения или статуса.
У каждой древней языческой культуры были свои Боги Войны. Арес, Марс, Один, Ваханг, Перун, Хадур, Сехмет, Маха, Таранис, Уицилопочтли… Это лишь немногие из имён древних богов войны разных народов.
Богам войны часто приносили в жертву волков, собак, а также людей. В жертвы богам на жертвенники часто приносились миниатюрные модели предметов оружия (кельты и т.д.).
А. Назаретян пишет: «Почти все культуры были в большей или меньшей степени ориентированы на периодические силовые конфликты и нуждались в потенциальном противостоянии для воспроизводства своей духовной идентичности. Фигуры героя, богатыря, воителя, стилизованные национальными писателями XIX века в «защитников отечества», относятся к числу стержневых образов едва ли не каждой традиционной культуры. Память о звенящих мечах и победных литаврах актуализируется в критические моменты, подсказывая испытанные способы решения проблем».
Между походами Александра Македонского и Наполеона пролегает большая аналогия по идеологии, и по техническим соотношениям, то нужно думать, что далекий суд истории над Наполеоном будет такой же, какой она вынесла Александру. История отбросила многие из личных недочетов македонца, крайности его увлечений, его капризы и произвол, отринула мучительство масс, таскаемых по необъятным углам Средней Азии. Можно выделить положительные стороны в виде конечного вывода о плодотворном синтезе европейской и азиатской культур, как основном результате походов Александра.
Важнейшим фактором, давшим сильный толчок развитию русской культуры, явилась «гроза двенадцатого года». Подъем патриотизма в связи с Отечественной войной 1812 г. способствовал не только росту национального самосознания и формированию декабризма, но и развитию русской национальной культуры, что подчеркивал В.Г. Белинский, который писал: «1812 год, потрясший всю Россию, возбудил народное сознание и народную гордость». Сама тема войны 1812 г. заняла видное место в произведениях литературы, живописи, архитектуры.
2. Влияние войны на культуру России
социальный конфликт война культура
Во время тяжёлых испытаний, войн деятели искусства находились в авангарде, поднимали дух воинов – защитников Отечества. Жизнь показала, что не совсем точна народная мудрость: «Когда говорят пушки-молчат музы».
Музы не молчали в страшные годы войны. Об этом свидетельствует масса примеров во всех сферах искусства. Если мы обратимся к живописи, было бы неправильным не упомянуть имя великого русского художника Василия Васильевича Верещагина. Через его творчество тема войны проходит красной нитью. Глубокое и сильное впечатление производит его картина «Апофеоз войны», написанная в 1871 году.
«Апофеоз войны» – это суровое осуждение художником захватнических войн, несущих смерть, уничтожение, разрушение. Картина воспроизводит одну из «пирамид», которые по приказу Тамерлана и других восточных деспотов складывали из черепов их поверженных врагов. На раме картины художник начертал знаменательные слова: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Картина полностью сохраняет свою обличительную силу и до нашего времени, раскрывая преступность современной империалистической агрессии, обрекающей на уничтожение целые страны и народы.
Узнав в апреле 1868 года о том, что бухарский эмир, находившийся в Самарканде, объявил русским войскам «священную войну», Верещагин устремился вслед за армией навстречу неприятелю. «Война! И так близко от меня! В самой центральной Азии! Мне захотелось поближе посмотреть на тревогу сражений, и я немедленно покинул деревню». Верещагин не застал сражения, развернувшегося на подступах к Самарканду 2 мая 1868 года, но содрогнулся перед картиной трагических последствий этого сражения. «Я никогда не видел поля битвы, и сердце мое облилось кровью». Эти слова художника – крик ужаса еще не огрубевшей, впечатлительной души, получившей первый толчок для глубоких размышлений о том, что же такое война. Отсюда было еще очень далеко до выработки твердых антимилитаристских взглядов. И все же первое сильное потрясение имело далеко идущие последствия.
Любая война – это не только противостояние армий, оружия и тактических схем. Любая война – это мощнейшая идеологическая битва, преимущество в которой помогает побеждать на полях сражений. Великая Отечественная стала самым ярким, зримым подтверждением этого факта. Одержав победу над врагом в смертельных битвах, мы победили его морально. Победили еще в страшном и гибельном 41-м. Потому что уже тогда апеллировали к самым лучшим, светлым сторонам человеческой души. Наша война была справедливой, жертвенной, отечественной. Мы воевали за свою землю, за свой народ, за поруганную честь своей страны.
В «Окнах ТАСС» – серии плакатов, регулярно выходивших на протяжении всей войны и отражавших в сатирической или патриотической форме наиболее значительные, актуальные события, происходившие на фронте, в тылу или на международной арене, талантливо работал коллектив лучших художников, писателей и поэтов того времени. «Окна ТАСС» – цветные сатирические плакаты, вошедшие в историю Великой Отечественной войны неповторимой героической страницей, как один из грозных видов идеологического оружия, беспощадно разившего немецко-фашистских оккупантов и их генералитет. Эти плакаты делались, как правило, с большим мастерством и обладали необычайным воздействием на зрителя, рождая в нем пламя советского патриотизма, разжигая священный гнев и испепеляющую ненависть к жестокому и смертельному врагу, вероломно напавшему на нашу Родину. Их хорошо знали на фронте и в тылу, в подполье на оккупированной территории и в партизанских отрядах, во многих странах мира, в том числе и в самой Германии.
Художникам удавалось передать в карикатурах портретное сходство с оригиналом и вместе с тем выделить самое характерное в облике или поступках фашистского главаря. Тассовцы рассказывали, что они подолгу внимательно смотрели немецкую кинохронику, фотографии, изучали характерные жесты, походку, внешность своих будущих «героев»: Гитлера, Геббельса, Геринга, Гиммлера и других. Здесь, помимо художественного мастерства, необходимо было быть тонким психологом. Борис Ефимов вспоминает: «Я где-то вычитал, что в интимном кругу гитлеровской верхушки Геббельс носил кличку «Микки Маус» по имени известного мультипликационного мышонка. Такое уподобление мне понравилось, и я стал изображать «мастера большой лжи» в соответствующем облике». Кукрыниксы изображали Гитлера в лихорадочном движении с указующим перстом, устрашающими жестами, растрепанными волосами.
Первый плакат «Окон ТАСС» был выпущен 27 июня 1941 года, в дальнейшем плакаты стали выходить еженедельно. В «Окнах ТАСС» работало более 130 художников и 80 поэтов. В едином патриотическом порыве в мастерской трудились люди самых разных профессий: скульпторы, художники, живописцы, театральные художники, графики, искусствоведы.
Основное ядро коллектива составляли те, кто в начале 20-х годов работали с Владимиром Маяковским в «Окнах РОСТА»: художники М. Черемных, Н. Денисовский, Б. Ефимов, В. Лебедев и В. Козлинский. Многие имена художников и поэтов, работавших в «Окнах ТАСС», были широко известны не только в Советском Союзе, но и в мире – трио Кукрыниксы (Куприянов, Крылов, Соколов), Демьян Бедный, Самуил Маршак, Константин Симонов.
Каждый выпуск «Окон» в действующей армии ждали не меньше, чем поставок боеприпасов и военной техники. Связь с фронтом поддерживалась постоянно. У дверей мастерской на Кузнецком мосту постоянно можно было видеть фронтовые машины, приехавшие за очередным тиражом. Нередко тассовцы сами выезжали в расположение воинских частей и устраивали прямо на передовой импровизированные выставки «Окон ТАСС».
Не раз темой для изображения становились легендарные исторические личности, великие русские полководцы: Александр Невский, Дмитрий Донской, Кутузов, Суворов. Так же часто в плакатах использовались крылатые строчки Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Маяковского. Написанные о других событиях, они приобретали современное звучание.
Великая Отечественная война уже стала для нас историй. Мы узнаем о ней по книгам, фильмам, старым фотографиям, воспоминаниям тех, кому посчастливилось дожить до Победы. О ней писали участники и очевидцы тех трагических событий. И сейчас эта тема продолжает волновать писателей, которые открывают в ней новые аспекты и проблемы.
Военная тема всегда была значима для русской литературы – и не в силу ее, литературы, особой воинственности, а как раз наоборот: потому что помогала понять природу человека, выявить силы добра, могущие противостоять злу.
Когда в мирную жизнь людей врывается война, она всегда приносит горе и несчастье в семьи, нарушает привычный уклад жизни. Русский народ испытал на себе тяготы многих войн, но никогда не склонял головы перед врагом и мужественно переносил все невзгоды. Самая жесточайшая, чудовищная из всех войн в истории человечества – Великая Отечественная – затянулась на пять долгих лет и стала настоящей катастрофой для многих народов и стран, а для России особенно. Фашисты преступили законы человеческие, поэтому сами оказались вне всяких законов. Весь русский народ поднялся на защиту Отечества.
Тема войны в русской литературе – это тема подвига русского человека, потому что все войны в истории страны, как правило, носили народно-освободительный характер. Среди книг, написанных на эту тему, мне особенно близки произведения Бориса Васильева. Герои его книг – люди сердечные, отзывчивые, с чистой душой. Одни из них героически ведут себя на поле боя, храбро сражаясь за Родину, другие – герои в душе, их патриотизм никому не бросается в глаза.
Война и песня: на первый взгляд, что может быть общего между ними? Ведь все ужасы, трудности и лишения военного времени не оставляют места для песен… И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою.
Именно песни позволяли солдатам, хоть ненадолго, вернуться в мирное время, выразить свои чувства, расслабиться, сделав передышку. Они были слышны и во время короткого отдыха. А в решительные минуты помогали мобилизовать свои силы, избавиться от слабости, страха и усталости.
Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных, хранились блокноты с записями фронтовых песен. Устраивались полевые концерты, которые помогали на время забыть обо всех горестях и трудностях. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня – это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая. Потому, что порой именно песня могла вдохновить на новые подвиги, придать новую силу.
Заключение
Война влияет на изменение целей и задач политики, испытывает жизнестойкость и жизнеспособность конкретной социально-политической системы, вызывает изменения во всех сферах жизни общества, обостряет протекающие в них процессы, переводит общество в новое качественное состояние. Также огромное влияние она оказывает на культуру людей, их убеждения и нравы. Зачастую, военные действия приводят к обострению чувства национального самосознания. Война это своеобразный импульс, толчок к действию, «будильник», который пробуждает в людях спавшие до этого эмоции, и даже таланты.
Следствием войны может стать как дезинтеграция, так и интеграция, в том числе и культурная.
Геродот писал о войне с точки зрения божественного промысла, Фукидид стал первым, кто различал причины и повод войны, пожалуй, он впервые поставил вопрос о связи войны с политикой и культурой. Платон и Аристотель рассматривали войну как «часть искусства политического». Л. Морган, Ф. Энгельс указывали, что первобытные войны не имели политического содержания. Они были определенной стороной производственной, трудовой деятельности, самой жизни, образа жизни.
Война как социально-политическое явление возникла, когда появилась политика, а вместе с ней и государство. А это значит, что пока существуют государства, будут вестись войны, и граждане этих государств снова и снова будут писать стихи и прозу, картины, снимать кино, чтобы увековечить память о войне и выразить свои чувства, накалённые до предела.
Список литературы
- Юлиус Эвола. Метафизика войны. – Тамбов, 2008. – 168 с.
- Стрэчен Х. Карл фон Клаузевиц «О войне». – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Полиграфиздат, 2010. – 330 с.
- Куинси Райт – Некоторые размышления о войне и мире
- Теория Международных отношений: Хрестоматия / Сост. П.А. Цыганков. – М.: Гардарики, 2003. – 400 С.
- Мифы народов мира, под ред. С.А. Токарева, М.: Российская энциклопедия, 1994, т. I с. 177-178.
- Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры: Синергетика исторического прогресса – М., 1996. – С. 137.
- Снесарев А.Е. Философия войны. – М.: Финансовый контроль, 2003. – 287 с.
- В. Заболотный «Роль войны в истории развития
- культуры». См. журн. «Война и мир». №10.1906 г.
- Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия URL: #”justify”>Википедия свободная энциклопедия URL: #”justify”>Жизнь и труды Клаузевица. М., 2007.
- Письма с фронта: 1914-1917. Москва, 2012.
- Интернет-портал «Вся политология» URL: http://allpolitologia.ru/tag/problemy-vojny-i-mira/