- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 12,37 Кб
Современное изобразительное искусство, представленное в г. Омске
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Омская академия МВД России»
Кафедра философии и политологии
Контрольная работа
по дисциплине: «Эстетическая культура сотрудника отдела внутренних дел»
Тема (вариант): Современное изобразительное искусство, представленное в г. Омске
Выполнил: Слушатель ОмА МВД России
заместитель командира роты по работе
с личным составом роты обеспечения боевой службы
Старший лейтенант (должность)
Лябаев Жоламан Нуртаевич (звание)
ПФЗОП-583 № 9854 аббревиатура учебной группы
ОМСК 2012 г.
Содержание
Введение
.Живопись современных художников
.Современная живопись в Омске
Заключение
Список используемой литературы
изобразительное искусство омск
Последние два десятилетия XX столетия и начало века XXI можно охарактеризовать как неоднородный, противоречивый и в тоже время насыщенный, активный период, время поисков в художественной жизни России.
В постсоветский период можно наблюдать определенную общность в художественной жизни городов Сибири. Черты этого сходства связывают с тем, что в творческом процессе и в формах трансляции соответствующих ценностей (продуктов художественного творчества) отразились сложности переходного времени. Схема прежних отношений центр-периферия отходит на второй план, уступая приоритетное место инициативе регионов и крупных городов, а также межрегиональному общению творческой среды без оглядки на центр.
С одной стороны в советской институциональной системе в изобразительном искусстве с середины 1980-х годов начинаются процессы трансформации, которые привели к потере монопольной власти со стороны Союза Художников в таких практиках как: организация творчества, публичная оценка, репрезентация и продвижение художественных произведений на арт-рынке. Тем не менее, на сегодняшний день Союз Художников остается главной государственной организацией художников.
С другой стороны, ослабление прежних корпоративных связей дало возможность активно проявиться объединениям художников изначально противопоставивших себя «официальному» искусству. Это время выхода на арт-рынок как отдельных мастеров, так и творческих групп. 1990-е годы становятся временем экспериментов, когда кураторские проекты встают во главе художественного процесса.
В русле этих кураторских проектов можно наметить две линии: теоретическую и практическую.
Теоретическая линия связана с возросшим вниманием общества к феномену музея, как носителю культурного наследия. Расширилась тематика и возросло количество музееведческих исследований, что нашло проявление в организации научно-практических акций. Одно из перспективных направлений изучения музейного дела связывают с возникновением городских музеев, а также внедрением инновационных практик в классических художественных музеях. Здесь кураторами становятся, как правило, сообщества музейных работников в союзе с представителями научных университетских кругов.
Среди практических кураторских проектов в конце 1990-х годов появляются всевозможные конкурсы и фестивали как новая специфическая форма трансляции современного искусства. Одним из больших проектов в Омске становится такое уникальное образование как Городской музей «Искусство Омска», ставший непосредственным участником художественного процесса и определивший цель своей деятельности в «прочтении» жизни города и творчества его жителей в настоящем времени.
Еще одна наметившаяся линия практик в среде кураторов оказывается организация первых частных выставочных пространств – галерей. Однако этот новый транслятор требует особо пристального внимания, так как отработка механизмов его функционирования находится на начальном этапе, когда происходит становление и первые пробные шаги в выстраивании индивидуальной выставочной политики. Существует мнение, что демонстрация новейших тенденций в искусстве сегодня происходит именно в галерейном пространстве, что прошедшие через это пространство работы попадают в частные и публичные коллекции. В современном мире, когда произведение искусства больше не является исключительно предметом эстетического наслаждения, оно обретает статус эксклюзивного товара в рамках определенных связей внутри масштабного культурного поля. При этом галереи – неотъемлемые звенья этой культурной цепочки. Поэтому становится очевидным, что невозможно закрывать глаза на необходимость изучения феномена галерей в рамках крупного города.
Таким образом, современная культурная жизнь городов-мегаполисов уже немыслима без таких институций как музей, галерея, выставочный зал, художественный салон. И подтверждение тому – постоянное внимание публики и средств массовой информации к культурной жизни общества. Отсутствие научных исследований по данной теме лишает организаторов данных культурных ячеек теоретической базы. В связи с этим, на рубеже XX – начала XXI века, характеризующегося бурным развитием галерейного дела в России, часть возникающих галерей, не сумев найти и занять свою нишу, и выжить в сфере товарно-денежных отношений, прекращают свою деятельность. Изучение вопросов места и роли современных трансляторов искусства, в рамках исторического исследования, подразумевает под собой рассмотрение трансформации культурных компонентов городской жизни и является обоюдно необходимым процессом, как для создателей этих трансляторов, так и для потребителей современного искусства.
1.Живопись современных художников
год является поворотным пунктом в истории искусства по двум причинам. Первое – это год возникновения терминов «постмодерн» и «постмодернизм». Во-вторых, 1970 год – последняя веха, до которой художественные движения было относительно легко классифицировать. Если сравнить количество художественных направлений в период до 1970 года и после, то легко заметить, что во времена модернизма их было значительно больше. И это не смотря на то, что художников, работающих в данное время больше, а арсенал средств и технических возможностей шире. Еще одной особенностью искусства последних 30-ти лет является его социальная ориентированность, гораздо более ярко выраженная, чем во все предыдущие эпохи. В русском языке используется также термин «актуальное искусство», который во многом схож, но не тождественен по смыслу термину «современное искусство». Под актуальным искусством участники художественного процесса в России подразумевают новаторское современное искусство (в плане идей и/или технических средств). Актуальное искусство быстро устаревает, становясь частью истории современного искусства 20-го или 21-го столетия. Во многом участники арт-процесса в России наделяют определение «актуальное искусство» смыслом, которое в свое время приписывалось авангардизму (новаторство, радикальность, использование новых техник и приемов).
Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов. Художественные искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму (зачастую это выливалось в отрицание через введение прямо противоположных модернизму принципов). Это выразилось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта (перформансы и хеппенинги). Можно сказать, что произошел сдвиг от объекта к процессу.
Самыми заметными явлениями рубежа 60-х и 70-х годов можно назвать развитие концептуального искусства и минимализма. В 70-х заметно усилилась социальная направленность арт-процесса как с точки зрения содержания (тем, подымаемых в творчестве художниками), так и состава: самым заметным явлением середины 70-х стал феминизм в искусстве, а также нарастание активности этнических меньшинств (1980-е) и социальных групп (например, «искусство аутсайдеров»). Конец 70-х и 80-е годы охарактеризовались «усталостью» от концептуального искусства и минимализма и возвратом интереса к изобразительности, цвету и фигуративности (расцвет таких движений как «Новые дикие»).
На середину 80-х приходится время подъема движений, активно использующих образы массовой культуры – кэмпизм, искусство ист-виллиджа, набирает силы нео-поп. К этому же времени относится расцвет фотографии в искусстве – все больше художников начинают обращаться к ней как к средству художественного выражения. На арт-процесс, начиная с 80-х, большое влияние оказало развитие технологий – видео, аудио, компьютеров и интернет – это существенно расширило палитру средств, используемых художниками.
Как и современное искусство, современная живопись в нынешнем своем виде сформировалась в 60-70-е гг XX века. Шли поиски альтернатив модернизму, часто вводились и противоположные ему принципы. Французские философы ввели термин "постмодернизм", и к этому течению присоединились многие художники.
Самыми заметными явлениями искусства 60-70х стали концептуальное искусство и минимализм. В 70-х произошло усиление социальной направленности художественного процесса. Это проявилось в содержании тем, которые поднимали художники; в составе: самое заметное явление этого времени-феминизм, а также активность этнических меньшинств и социальных групп. В 70е и 80е люди словно устали от концептуального искусства и понемногу вернулись к изобразительности, цвету и фигуративности. В середине 80х происходит подъем движений, использующих образы массовой культуры – кэмпизм, искусство ист-виллиджа, а также нео-поп. Расцветает фотография – всё больше художников начинают обращаться к ней как к средству художественного выражения. На живописный арт-процесс большое влияние оказало развитие технологий: в 60-х – видео и аудио, затем – компьютеры, и в 90-х – интернет.
2.Современная живопись в Омске
Масштабные проекты последних лет по реставрации монументальных полотен завершились возвращением в экспозицию работ, находившихся долгие годы на валах в музейных запасниках. Забытым для целого поколения оставалось живописное произведение В.М.Васнецова «Снятие с креста» (1900), поступившее из Русского музея в 1927 году. Входившее в страстной цикл, оно являлось основой для выполнения наружной мозаики храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. После реставрационных работ стало возможным экспонирование произведения академика исторической живописи М.П.Боткина «Жены, издали смотрящие на Голгофу» (1867). Эта картина, сюжетно связанная с центральным событием Евангелия, поступила в 1925 году в дар от дочери художника Е.М.Боткиной и длительное время пролежала в фондах в свернутом состоянии. Возможность возвратить в экспозицию русского искусства два большеформатных полотна появилась в 1996 году, когда музей получил еще одно здание, где разместилась новая реставрационная мастерская живописи.
Второе здание музея также является архитектурным памятником и достопримечательностью исторического центра Омска. Известный сибирский архитектор А.Д.Крячков проектировал здание в вошедшем в моду «стиле империи», обращенном к отечественной архитектуре периода царствования Александра I – московскому ампиру. Построенное в 1914 году как Городской торговый корпус, оно получило название Врубелевского корпуса по месту экспонирования монументального триптиха М.А.Врубеля «Цветы».
Заметную роль в современной художественной жизни и продвижении произведений искусства в Омске играют частные картинные галереи. Ярким подтверждением этого является проект "Пост № 1", инициатором которого стала омская арт-галерея "Квадрат". Галерея с первых шагов сделала ставку на современное искусство Омска и начала активно сотрудничать с художниками. Прежде всего, проводить персональные, групповые выставки концептуального характера. IV Всесибирская выставка-конкурс современного искусства Сибири "Пост № 1" стартовала в Омске 31 марта 2005 г. В результате жесткого отбора на IV конкурс выставлены произведения 72 авторов из 22 городов Сибири. В экспозицию включены 27 произведений в живописных техниках, 20 – в графических, 7 – в авторских, 6 – в пластике, 9 – актуального искусства (объекты, видео). В каталоге, изданном к открытию выставки, дана обширная статья о деятельности галереи "Квадрат" и ее проекте "Пост № 1", портреты участников выставки-конкурса, биографические справки о них, репродукции их произведений, сведения о партнерах проекта. Арт-проект "Пост № 1" – это смотр возможностей, достижений и точек отсчета перспектив сибирского, в том числе омского, искусства в XXI веке.
Коллекция живописи XX века насчитывает около двух тысяч произведений отечественных художников 1910-2000-х гг. и в своем составе имеет следующие разделы:
. Московская школа живописи 1910-1990-х гг.
. Ленинградская школа живописи 1910-1990-х гг.
. Искусство автономных республик и республик СССР.
. Сибирское искусство.
. Искусство Омска 1910-1990-х гг..
Первые поступления произведений отечественного искусства XX века шли из московского и ленинградского отделений Государственного музейного фонда в 1925 и 1927 гг. (А. Архипов, Н. Крымов, П. Мансуров, С. Нагубников).
В 1932 г. в музей поступили произведения живописи художников Москвы и Ленинграда из коллекции Омского художественно-педагогического училища, в том числе пейзажи А. Рылова, А. Тюлькина, В. Федоровича.
Коллекция живописи отражает характерные особенности развития советского изобразительного искусства. Редкими примерами авангардного искусства 1910-х годов являются «Супрематическая композиция» П. Мансурова и «Супрематическая композиция» неизвестного художника.
Яркий своими поисками и достижениями период искусства 1920-х гг. включает произведения А. Архипова, А. Лентулова, А. Осмеркина, Н. Крымова, П. Кончаловского, А. Рылова, Г. Ряжского, А. Самохвалова, П. Соколов-Скаля, Е. Чепцова, Н. Чернышева, М. Яковлева.
В 1930-е гг. созданы пейзажи Н. Симонович-Ефимовой, В. Крайнева, монументальные портреты передовиков производства, выполненные С. Дымшиц-Толстой, натюрморты М. Гранавцевой, Е. Коровай, А. Ромма, портреты современников работы В. Лебедева и А. Лебедева-Шуйского, монументальная композиция П. Вильямса «Октябрьские дни» и др.
Художественное наследие сороковых в собрании ООМИИ включает произведения живописи в основном московских художников: Л. Аронов, Н. Глущенко, А. Нюренберг, Б. Васильев (Суходольский), В. Мешков, Н. Денисов, Б. Неменский, П. Крылов и М. Куприянов, входившие в авторский коллектив Кукрыниксы, Н. Ромадин, Н. Шифрин.
Достаточно полно представлен раздел московской школы живописи: 1950-е – портреты В. Ездакова, В. Ефанова, жанровые композиции К. Максимова, Е. Самсонова, В. Нечитайло и Б. Яковлева; 1960-е – пейзажи Е. Зверькова, В. Иванова, Ю. Кугача, В. Стожарова, В. Сидорова, портреты и жанровые работы П. Оссовского, В. Попкова, В. Игошева, Ю. Пименова, Ф. Решетникова; 1970-е – композиции и пейзажи Э. Браговского, В. Брайнина, О. Булгаковой, В. Гаврилова, Н. Нестеровой, А. Ситникова, И. Старженецкой.
Искусство Ленинграда 1960-1970-х гг. представлено целым рядом ярких имен – Е. Моисеенко, А. Мыльников, В. Ватенин, Г. Егошин, Р. Ермолин, Р. Карклин, Я. Крестовский, А. Левитин, Г. Песис, В. Токарев, Н. Тимков, Ю. Тулин, В. Тюленев, Б. Угаров.
История сибирского искусства отражена в полотнах художников разных поколений, работавших в различных жанрах: Н. Чевалков, Н. Смолин, В. Рогаль, Т. Ряннель, Б. Ряузов, А. Поздеев, А. Костовский, И. Наседкин, Г. Новикова, Н. Рыбаков.
Особый раздел составляют произведения мастеров республик Советского Союза: Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Латвии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Эстонии, частично приобретавшиеся в мастерских художников, основная же часть поступила из МК СССР в 1950-1990-е гг. Наиболее полно представлено искусство Армении. Это классики армянского искусства – М. Сарьян и Е. Кочар, признанные живописцы М. Асламазян, Д. Налбандян, Л. Бажбеук-Меликян, Ф. Мирзоян, Р. Атоян, А. Папикян и др. Национальное своеобразие грузинской живописи предстает в полотнах В. Маргиани и Р. Тордии. Среди мастеров Средней Азии – имена туркменских художников: Х. Хушвахтова, В. Боборыкина, З. Хабибуллаева, А. Хайдарова, узбекских мастеров – Н. Кашиной и У. Тансыкбаева.
Среди работ латвийских художников – жанровые композиции, портреты и натюрморты мастеров нескольких поколений: М. Гольц, И. Заринь, Я. Анманис, Д. Симсоне, автор проекта национальной валюты Латвии Я. Струпулис. Пейзажная живопись Украины и Белоруссии, представлена именами заслуженных мастеров Ф. Захарова, а также В. Бялыницкого-Бирули и В. Цвирко.
Наиболее значителен в численном отношении раздел искусства Омска. В нем сосредоточены полотна живописцев, живших и работавших в нашем городе. Это представители авангардного и реалистического направлений в искусстве 1920-х г. – В. Уфимцев, С. Фельдман и И. Волков, мастера реалистической живописи старшего поколения – К. Белов и А. Либеров, К. Щекотов, В. Волков, художники-шестидесятники Н. Брюханов, Н. Третьяков, Г. Штабнов, В. Кукуйцев и многие другие мастера, составившие яркую картину омской живописи.
Заключение
История культуры – процесс открытый не только для ее продолжения, но и бесконечного множества ее индивидуальных осмыслений. «Личностная» культура рождается именно в результате соприкосновения, скрещения, синтеза духовного наследия человечества и моего личного уникального духовного опыта.
В нашем прекрасном, ярком и ритмичном городе Омске имеется несколько мест, пропагандирующих современное искусство и объясняющих его замысловатый язык. И, несмотря на одинаковые цели, они заметно отличаются друг от друга.
Арт-галерея «Квадрат» – одно из приятнейших и стильных мест города, где воссоздана атмосфера уютного аристократического дома, наполненного картинами, скульптурами, арт-объектами. Несколько лет здесь проводится всероссийская выставка-конкурс в области современного искусства Сибири "ПОСТ №1". Яркое мероприятие, собирающее талантливых художников, искусствоведов и всех целителей искусства. Галерея живет динамично – много выставок групповых, персональных, концептуальных.
Деятельность галереи «Лошадь Пржевальского» началась в 1996 году с персональных камерных выставок, но на этом не остановилась. Сейчас поле деятельности галереи – концептуальное искусство в разных проявлениях, будь то графика, живопись, предметный дизайн.
Галерея «Золотой путь», находящаяся на Малой сцене Татьяны Ожиговой Академического театра драмы, сложилась исторически на стыке театрального и изобразительного искусства. А идейное возникновение обязано существовавшей в 80-ые гг. творческой группе «Эхо», которую возглавил талантливый художник постмодернистского направления Владимир Владимиров. В свое время галерея напоминала больше творческую лабораторию. Сегодня галерея словно сливается с театром в единое целое, картины гармонично вписываются в таинственный интерьер.
При галереях «Квадрат» и «Лошадь Пржевальского» находятся студии для детей и взрослых, в которых художники обучают почти всему, что связано с современным искусством. Проводятся авторские курсы. И совершенно не имеет значения отсутствие или присутствие художественного образования.
Список используемой литературы
.Визитная карточка омской галереи «Да-Да» // Фонд галереи «Да-Да». Научный архив Городского музея «Искусство Омска».
2.Визитная карточка омской галереи «Мир живописи» // Фонд галереи «Мир живописи». Научный архив Городского музея «Искусство Омска».
.Визитная карточка омской галереи «Скит» // Фонд галереи «Скит». Научный архив Городского музея «Искусство Омска».
.Визитная карточка омской галереи «Скит» // Фонд галереи «Скит». Научный архив Городского музея «Искусство Омска».
.Живопись. Графика. "ЭХО"» Каталог. 2011 // Научный архив музея «Искусство Омска».
.Хроника художественной жизни Омска. 2011. (Выставки. Презентации. Конференции) // Первые Омские культурологические искусствоведческие чтения. Омск, 2011. – 62с.
.Художественные хроники галереи «Мир живописи»: Искусствоведческие и методические материалы для учителей Мировой Художественной Культуры. Омск. 2010. -44с.1. Артпринт1. Каталоги
.Человек в пространстве времени. Современный портрет в Сибири». Каталог. – Омск. 1995 // Научный архив музея «Искусство Омска».