- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 125,1 Кб
Современные формы организации досуга молодежи в учреждениях культуры
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУРМАНСКИЙ АРКТИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «МАГУ»)
ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ И СЕРВИСА
КАФЕДРА ИСКУССТВ, СЕРВИСА И ТУРИЗМА
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
современные формы организации досуга молодежи в учреждениях культуры
Выполнила студентка:
Галкина Анастасия Вячеславовна специальность 071401.65
«Социально-культурная деятельность»,
заочная форма обучения
Научный руководитель:
Веселова Елена Владимировна, к.п.н.,
Доцент
Консультант: Терещенко Елена Юрьевна
кандидат культурологических наук,
Мурманск, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Социально-педагогические условия организации досуговой деятельности молодежи в центрах досуга.
.1 Специфика и содержание молодежного досуга
.2 Психологические особенности молодежи как субъекта социально-культурной деятельности
.3 Современные формы досуга молодежи в центре досуга.
.4 Современные формы досуга молодежи, используемые в работе МБУК ЦДМ
Глава II. Исследование и практическая разработка социально – культурного проекта.
.1 Предпочтения молодежи при выборе досуга
.2 Подходы к разработке творческого проекта.Молодежная новогодняя дискотека Главы муниципального образования ЗАТО г.Североморск "Елка мэра"
Заключение.
Список литературы.
Приложения
Введение
В современном мире социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов а именно: утратой духовно-нравственных ориентиров, отстранение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых.
Культура – это пространство воспитания, которое присущими ему методами способствует формированию не только эстетического, но и духовного, нравственного идеала. Через экран, книгу, сцену, эстрадную площадку, залы музеев человеком осознается творческая деятельность народа, его культура, его будущее.
Основной задачей учреждений культуры как социального института, является организация содержательного досуга, который характеризуется возможностью реализации творческого потенциала, развитиятворческой активности путем использования разнообразных форм досуга.
В процессе реформирования культурного строительства сложились различные типы Центров культуры: молодёжные центры досуга и кафе, культурно-развлекательные центры, информационно-просветительские центры. Перед центрами досуга ставится задач, как можно более широко представить населению высококачественные услуги. Центры досуга выполняют следующие функции: развлечения, стимулирования творческой активности, досугового общения, обучение досуговым навыкам, информационно- методическую и другие.
Одной из актуальных проблем деятельности центра досуга на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи.
В связи с социально-экономическими трудностями общества, безработицы, девиации в молодежной среде, происходит развитие внеинституциональных форм молодежного досуга. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки.Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.
Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в не физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.
Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда центры досуга строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, уметь предложить новые формы и виды досуга.
Совершенствование деятельности центров досуга по организации досуга сегодня является актуальной проблемой. И ее решение должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, подходы к модели и профессии клубного работника, содержание деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуга.
Таким образом, современный этап развития культурно – досугового учреждения характеризуется переходом от критики существующего положения к конструктивным решениям.
Интерес к проблемам молодежи носит постоянный и устойчивый характер в отечественной философии, социологии, психологии, педагогике.
Социально-философские проблемы молодежи как важной социальной группы общества нашли свое отражение в исследованиях С.Н. Иконниковой, Андреевой Г.М и др. Значительный вклад в исследовании досуга молодежи внесли А.А. Гордон, Э.В. Соколов, И.В. Бестужев-Лада по вопросам психологии личности (Г.М. Андреева, А.В. Петровский и др.).
В научный анализ теории и практики культурно – досуговой деятельности значительный вклад внесли Ю.А. Стрельцов, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.
Объект исследования – молодежный досуг в учреждениях культуры.
Предмет исследования -современные формы молодежного досуга.
Гипотеза, подтверждаемая на защите, в смысловом контексте тесно переплетается с понятием культуротворчества, а именно: современные формы работы с молодежью несут в себе педагогическую, эстетическую и художественную концепции. Ведь ожидаемым результатом является повышение уровня эстетического восприятия,культуры молодежи посредством привлечения ее в культурную жизнь города, ее участия в мероприятиях города.
Поэтапное исследование включало в себя следующие аспекты: анализ литературы по выбранной теме исследования, организация и проведение отчётного мероприятия по теме исследования, репетиционная работа, написание отчёта о проведённом мероприятии, анкетирование и проведение математического анализа и составления диаграмм.
Что касается методологии исследования, то в ходе написания работы были тщательно проанализированы труды:
. Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. – М.: Альфа-М, 2003. – 432 с. ISBN 5-98281-003-7 (в пер.);
. Григорьева Е.И. (ред.) Современные технологии социально-культурной деятельности, Тамбов: ТГУ им. Державина, 2002.;
. Горева, Л. В. Социально-культурные условия развития творческой активности детей в процессе художественной деятельности: Дис. канд. пед. наук: 13.00.05: Тамбов, 2001.;
. Бестужев-Лада, И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторыхсоциальных проблемах молодежи. – М.: Политиздат, 1984г;
. Петрова, З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: МГИК, 1990.
Цель дипломной работы – изучить особенности организации молодежного досуга в условиях центра досуга.
Задачи исследования:
.Определить сущность и функции досуга молодежи.
. Рассмотреть современныеформы досуга молодежи.
.Проанализировать деятельность МБУК Центра досуга молодежи по организации досуга молодежи.
Базой исследования дипломной работы является: МБУК Центр досуга молодежи г.Североморск.
Методы исследования:
теоретический анализ специальной литературы;
статистический метод;
мониторинг и проведение социологического опросав молодежной среде.
Практическая значимость: изученные материалы по молодежному досугу могут быть использованы специалистами учреждений культуры клубного, библиотечного типов в образовательных учреждениях, а также в организациях специализирующихся по работе с молодежью.
Теоретическая значимость состоитв изучение и обобщении современных форм организации досуга молодежи.
Структура работы – обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава I. Социально-педагогические условия организации досуговой деятельности молодежи в центрах досуга
Досуг – это часть социального времени личности, группы или общества, которое используются для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального самосовершенствования.
Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – этим и многим другим может быть занята личность в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры молодежного досуга.
От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижениеобщезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сил во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность своим свободным временем.
И.В. Бестужев – Лада отмечает, что к специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной активности. Молодежь более склонна к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций, новых ощущений, и с трудом приспособляется к деятельности однообразной, специализированной.
Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения молодежных культурно – досуговых мероприятий свидетельствует о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуры игровых блоков, стимулирующих у молодых людей стремление ксостязательности, импровизации и изобретательности.
К особенностям молодежного досуга относится своеобразие среды его протекания. Родительская среда, как правило, не является приоритетным центром проведения досуга молодежи. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне дома, в компании сверстников. Когда речь идет о решении серьезных жизненных проблем, молодые люди охотно принимают советы и наставления родителей, но в области специфических досуговых интересов, то есть при выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, они ведут себя самостоятельно. Эту особенность молодежного возраста точно подметил и описал И.В. Бестужев – Лада: «…для молодежи «посидеть компанией» – жгучая потребность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм самоутверждения!.. При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста«индустрии свободного времени» – туризма, спорта, библиотечного и клубного дела – при всем этом молодежь упрямо «сбивается» в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании – это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически».Тяга к общению со сверстниками объясняется огромной потребностью молодежи в эмоциональных контактах.
Примечательной особенностью досуговой деятельности молодежи стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Общение молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности:
в эмоциональном контакте, сопереживании;
в информации;
в объединении усилий для совместных действий.
Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Но справедлива и обратная связь. Культурным может быть только содержательно-насыщенный и, следовательно, эффективный по своему воздействию на личность досуг.
Основные особенности культурного досуга молодежи – высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных досуговых технологий и форм, методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса. У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации проведения свободного времени – творческий или нетворческий.
В сегодняшней социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает как общественно-осознанная необходимость. Общество заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня молодежный досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом.
Активный отдыхвоспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых в отличие от пассивного требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки.
К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение. Многие стороны личности могут быть развиты и усовершенствованы активным отдыхом, если индивид обладает хорошо развитым умением отдыхать. Отдых, есть своего рода искусство, которое состоит в способности знать возможности своего организма и сделать выбор наиболее подходящих в данное время занятий. Между работой и отдыхом социологи, психологи, экономисты установили прямую взаимосвязь. В культурно – досуговой деятельности также был проведен ряд исследований в этой области. Наиболее точными и плодотворными являются исследования Ю.А.Стрельцова, который считает «что любой вид свободной деятельности несет в себе как функцию восстановления сил, так и функцию развития знаний и способностей человека. Однако одна из этих функций является преобладающей, доминирующей: как вид деятельности, имеет свойство развивать человека либо преимущественно восстанавливать его силы», конечно отдых и развлечения тесно переплетаются друг с другом, но есть и свои различия.
С активным отдыхом связана активизация духовных интересов, которые побуждают молодого человека к активным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности, состоящую в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок. Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств, и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носитцеленаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.
Характерной для культурно-досугового учреждения общностью является коллектив. Природа отношений в коллективе обладает особым свойством: признанием важнейшей роли совместной деятельности в качестве фактора, образующего коллектив и последующую в систему отношений между его членами. Важнейший признак коллектива, по Макаренко, – «это не любая совместная деятельность, а социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества.
Коллектив не является замкнутой системой, он включен во всю систему отношений общества, и поэтому успешность его действий может быть реализована лишь в том случае, когда нет разногласий целей коллектива и общества».
Исходя из этого, сформулируем требования к организации и проведениюдосуга молодежи. Прежде всего, необходимо подходить к нему как к средствувоспитания и самовоспитания человека, формирования всесторонне,гармонически развитой личности. При выборе и организации тех или иных занятий, форм досуговой деятельности необходимо учитывать их воспитательное значение, четко представлять, какие качества личности они помогут сформировать или закрепить в человеке. Наиболее рельефно социальная ценность молодежного досуга раскрывается под углом зрения проблемы предназначения человека, смысла его бытия. В этих словах, формулирующих жизненную задачу каждого, в особенности молодого человека, выражен идеал нашего общества – всесторонне, гармонически развитая личность.
Таким образом, активный, содержательный досуг требует определенныхпотребностей и способностей людей. Упор на творческие виды досуговыхзанятий, на обеспечение прямого участия в них каждого молодого человека -вот путь формирования у юношей и девушек личностных качеств, способствующих содержательному и активному проведению досугового времени.
.2 Психологические особенности молодежи как субъекта социально-культурной деятельности
Переход к рыночной экономики вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких, которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодёжи.
Молодость охватывает период жизни от 14 до 25лет, когда человек более или менее прочно утверждается во взрослой жизни. Верхняя граница молодости может существенно сдвигаться, особенно в сторону следующей за ней взрослости.
Молодость – это, прежде всего, время создания семьи и устройство семейной жизни, время освоения выработанной профессии, определения отношения к общественной жизни и к своей роли в ней.
В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональнойдеятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболеелегко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношение дружбы илюбви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации.
Возникшие трудности не являются камнем преткновения, сопутствующие им сомнения и неуверенность быстро проходят, активно ищутся новые возможности достижения целей.
Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?»молодой человек формирует: самосознание – целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно- теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему; стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т. п.
Молодежный возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью, так как биологическое, физиологическое и половое созревание завершено (уже не ребенок), но всоциальном отношении это еще не самостоятельная взрослая личность.
Молодость выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения. Важнейший психологический процесс – становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я».
Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:
) открытие своего внутреннего мира – восприятие своих эмоций не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляетсячувство своей особенности, непохожести на других, порой появляется ичувство одиночества («Другие люди меня не понимают, я одинок»);
) появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляетчеловека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своембудущем, о своих целях. Постепенно из мечты, где все возможно, и идеала как абстрактного, но часто недосягаемого образца начинают вырисовыватьсянесколько более или менее реалистичных планов деятельности, между которыми предстоит выбирать. Жизненный план охватывает всю сферу личного самоопределения: моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни. Осознание своих целей, жизненных устремлений, выработка жизненного плана – важный элемент самосознания;
) формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности его тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические, интеллектуальные, волевые качества. На основе анализа достигнутых результатов в разных видах деятельности, учета мнений других людей о себе и самонаблюдения, самоанализа своих качеств и способностей, формируется самоуважение – обобщенное отношение к себе:
) происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности.
В молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшее психические и физические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. В молодости легче всего приобретаются все необходимые выбранные профессии, знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество и находчивость, четкость и аккуратность и т.д.).
Таким образом, в молодости, помимо выбора спутника жизни и создания семьи, человек развивается и реализуется, утверждает себя в выбранном деле, приобретая профессиональное мастерство и компетентность.
В социологическом плане выделяют две стороны влияния общественного прогресса как объективного фактора на тенденции социального развития молодёжи. С одной стороны, изменяющиеся объективные и субъективные условия макросреды опосредуют особенности включения молодёжи в социальную структуру общества, что сказывается как на формировании социального облика молодого поколения, так и на степени развитости самой социальной структуры. С другой стороны, факторы общественного прогресса, отображаясь в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации в их поведенческих программах, что, в конечном счете, также отражается на социальном облике молодёжи.Молодежь – это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения.
Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят отсоциально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.
Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступаетфизическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью(период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей). В этот период человек проживает важный этап семейной и вне семейной социализации.
Социализация – это процесс становления личности, обучения, усвоенияценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые характеризует ее как самостоятельную социально-демографическую группу.
Молодые люди выбирают демократическую форму правления, учитывая даже негативные стороны современного социального развития общества. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более, что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постепенно снижается. Наблюдается тенденция к деморализации в содержании искусства, что проявляется прежде всего в принижении и разрушении образа человека (сцены и эпизоды насилия и секса, жестокости), что противоречит законам человеческой нравственности и оказывает негативное воздействие на молодёжную (в частности) аудиторию. Это воздействие подтверждается многочисленными исследованиями.
Каждый молодой человек представляет собой конкретную личность, для которой характерно то или иное отношение к окружающим людям, явлением, предметам, характерно определенное поведение в разных жизненных ситуациях.
Ситуация в отечественном массовом искусстве, особенно в экранных его видах, стала резко изменяться, приобретая всё более негативный характер. В частности «идолы потребления» (поп-/рок-/и т.п. музыканты, шоумены, королевы красоты, культуристы, астрологи,…) вытеснили собой на теле/кино/видеоэкранах «идолов производства». Репертуар телевидения конца 20 – начала 21 на 90% состоит из зарубежных фильмов, жанровый репертуар которых возглавляют боевик.
В создавшейся ситуации именно культурно-досуговым учреждениям приходится выполнять роль «очага культуры», привлекать в свои объединения молодежь и подростков для организации их социального досуга, прививать молодым людям художественный вкус.
Создавая различные досуговые программы для молодых людей, чередуя занятия в свободное время, надо соблюдать временные, энергетические и другие лимиты, обдумывая определенный набор переключений с одного занятия на другое. Нарушение меры в любом виде деятельности (концерты, игры, праздники и т.д.) превращает ее в утомительную, а значит и неугодную для отдыха. Следовательно: много хорошего – тоже плохо, ведь не всегда чем ярче тем лучше, здесь тоже есть свои границы, когда мероприятие становится утомительным и даже начинает раздражать.
1.3 Современные формы досуга молодежи в центре досуга
Формы досуга- это своего рода виды, варианты организации культурного досуга, характеризующиеся особенностями построения, целями, задачами и содержанием, видами и формами деятельности его участников, а также местом и временем проведения.
Приемлемыми формами организации культурного досуга являются активные формы вовлечения молодежи в культурно-досуговую деятельность, основанной на инициативе и практическом участии каждого. В практике работы учреждений культуры сложились разнообразные виды организации культурного досуга молодежи, которые можно свести в следующие организационные формы:
· организация деятельности клубных формирований (клубов по интересам и любительских объединений, творческих коллективов;
· организация культурно-досуговых мероприятий.
Организация деятельности клубов по интересам.
Клуб – общественная организация, объединяющая людей в целях общения на основе совместных научных, художественных и других интересов; добровольное объединение молодёжи с определенной целью, функционирующее на общественных началах; сообщество людей с едиными интересами, объединенное в организацию или ассоциацию.
Разновидность клубов весьма широка это интеллектуальные, политические, спортивные, развлекательные и т. п.,
Организация деятельности творческих коллективов.
Творческий коллектив – добровольное объединение любителей музыкального, хореографического, театрального и других жанров художественного творчества, основанное на общности интересов и совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию культурных ценностей.
Участие в творческих коллективах осуществляется в свободное от учебы время и представляет собой одну из форм активной общественной и культурно-досуговой деятельности.
Творческие коллективы – ансамбли, кружки, студии, секции, клубы
Репертуар творческих коллективов выступает одним из ведущих воспитательных факторов, при формировании которого учитываются следующие задачи:
o способствовать формированию и развитию у моложежи гражданственности и патриотизма;
o развивать уважение к отечественной истории, традициям и культуре народа;
o приобщать к достижениям отечественной и мировой художественной культуры;
o способствовать формированию поликультурной и толерантной личности;
o развивать культурный кругозор
Организация культурно-досуговых мероприятий.
Работа по организации досуга как активной формы внеучебной деятельности предусматривает включение молодежи в подготовку и проведение культурно-досуговых мероприятий. Молодежь и творческие коллективы активно участвуют в организации, подготовке, разработке и проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий.
Культурно-массовые мероприятия:
· официальные и торжественные встречи;
· концертные;
· шоу-программы;
· театрализованные представления;
· конкурсы и фестивали;
· акции;
· театрализованные шествия;
· Творческие встречи с выдающимися деятелями культуры, искусства.
· Танцевальные вечера и др.
Для молодежи наибольший интерес представляют досуговые программы исключительно рекреационного характера, которые позволяют снять утомление, стресс, нервное напряжение, отключиться от всех повседневных забот. И поэтому такие формы как небольшие тетрализованное представление с танцевально-конкурсной программой нашли отклик у молодежи. Данные формы досуга способствуют получению заряда бодрости и положительных эмоций.
Одним из самых распространенных среди молодежи видов досуговой деятельности, отдыха, развлечения является дискотека.
«Дискотека» (греч. diskos – диск и theke – хранилище) – одна из наиболее популярных среди современной молодежи форм организации досуга. Основное предназначение дискотеки – танцы с использованием записей современной музыки. Оборудованная по всем правилам дискотеки имеет совершенную звукопроигрывающую аппаратуру, системы светомузыки и т. д., руководителя музыкальных программ – диск-жокея (DJ). «Диск-жокей» или «Ди-джей» (DJ) – Диск-жокей, МС, ведущий дискотеки, тот, кто ставит пластинки и крутит их в разных направлениях, чтобы добиться звуков и ритмов. От его музыкального вкуса зависит настроение аудитории.
В современном мире дискотека в большинстве случаев – часть разветвленной системы шоу-бизнеса, преследующей как коммерческие, так и идеологические цели по отвлечению молодежи от политических, социальных и серьезных культурных проблем. Хочется заметить, что дискотека определена как форма организации досуга.
Дискотека – это форма досуга, объединяющий людей различных специальностей, наклонностей, дарований на основе интереса к музыке, искусству.Целью дискотек является нравственного и эстетического воспитания молодежи с применением эффективных технических средств.Дискотека – это творческая лаборатория, в которой осуществляется синтез различных жанров искусства; небольшой «институт социологических исследований», где изучаются вкусы, потребности молодежи путем анкетирования, опроса, непосредственного диалога; «проектно-конструкторское бюро», где задумываются, конструируются и изготавливаются самые различные технические устройства.
Также большой популярностью пользуются акции (флэшмобы).Флешмоб (флеш-моб, флэш-моб) (от англ. flashmob; flash – вспышка; миг, мгновение; mob – толпа; переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа») – это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут выполняет заранее оговорённые действия (по подготовленному сценарию) и затем одновременно быстро расходится в разные стороны, как ни в чём не бывало. Главный принцип: «Флешмоб вне политики и экономики». Флешмобы не могут проводиться как рекламные или общественно-политические акции.
Интеллектуальные игры также находят свой интерес у молодежи.
Интеллектуальная игра – это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта (от лат. intellectus – понимание, познание) или эрудиции (от лат. eruditio – ученость, познания; глубокие всесторонние познания, широкая осведомленность). Интеллектуальные игры часто строятся в форме викторины: как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни и областей знания.
В нашей стране одним из популярных форм организации досуга стали шоу программы. Получив, благодаря телевидению, миллионы поклонников всех возрастов, они широко вошли в практику учреждений культуры, клубов по работе с молодежью. Молодежь активно принимает участие в различных шоу программах. Ток-шоу (от англ. talk – говорить) – разновидность шоу, в котором участники ведут обсуждение предлагаемых ведущим тем. Как правило, при этом присутствуют зрители, которым предоставляется возможность задать вопрос или высказать своё мнение.
игровое шоу – разновидность шоу, в основе которого лежит игра, проводимая по определённым правилам.
концерт-шоу – вид шоу-программы, в основе которой особо яркий, зрелищный концерт (гала-концерт).
танцевальное шоу – вид шоу-программы, основанное на использовании хореографии.
спортивное шоу – разновидность шоу, основанное на демонстрации какого-либо вида спорта.
Фэшн-шоу (с англ. Fashion – стиль, мода)-модное шоу, показ модной одежды; выступление театра моды и др.
Различные фестивали и конкурсы также являются неотъемлемой частью досуговой жизни молодежи, особенно это актуально для молодежных творческих коллективов, клубов, кружков, а также отдельных людей увлекающихся различными направлениями субкультур молодежного досуга. Фестиваль может включать не только конкурсную, но и другую развлекательную (экскурсионную, концертную и пр.) программу для его участников и зрителей.
КВН, не новая форма, но по-прежнему остается актуальной для молодежной среды. Молодежь активно принимает участия в КВН. КВН (Клуб Веселых и Находчивых) – популярные юмористические игры, в которых команды различных коллективов (вузов, учебных заведений, классов и т.д.) соревнуются в юмористических ответах на заданные вопросы, импровизациях на заданные темы, разыгрывании заранее заготовленных сцен и т. д.
Сегодня в наше время информации, компьютеров и компьютерных сетей, современнейшей аппаратуры, у молодежи возрастает интерес к «индустриальным» видам досуговых игр, связанных с использованием игровых автоматов и компьютеров. Создание зала современных игровых автоматов. Эти игры требуют определенных умений, компьютерной грамотности, новой информации и знаний.
Салонные игры- это игры в команде психологически пошаговые ролевые игры с детективным сюжетом. Это вариант проведения праздника для небольших групп участников (от 10 до 30 человек). Как самостоятельное событие или в структуре Вечеринки салонная игра позволяет участникам интересно и необычно провести время.
Нельзя сказать,что все вышеперечисленные формы являются новыми в современном досуге молодежи. Большинство из них существовали и ранее, но со временем содержание их менялось в связи с изменением интересов молодежи,появлением новых молодежных субкультур и ростом технического прогресса.Как отмечает И.В. Носова, несмотря на консервативность традиций при их передаче от поколения к поколению всегда имеются неограниченные возможности для маневрирования их содержанием. Это проявляется в изъятии некоторой части устаревших элементов или пополнении указанного наследия новыми материалами, более соответствующими сложившимся условиям. Упрощение видов молодежной досуговой деятельности и примитивизацию их содержания, невозможность организованно проводить досуг, можно объяснять неразвитостью инфраструктуры досуга, а также отсутствием у большинства молодых людей достаточных материальных средств. Подтверждением этому могут служить результаты исследования Ю.Р. Вишневского и Л.Я Рубиной, которые свидетельствуют, что, например, уровень расходов студентов на сферу досуга достаточно тесно коррелирует со степенью удовлетворенности проведением свободного времени. Более того, исследователи фиксируют наличие прямой связи между количеством денег, расходуемых на досуговую деятельность и удовлетворенностью ею.
Интернет как вид досуговой деятельности организуется не только дома, но и в различных компьютерных клубах, Интернет-кафе. Вместе с тем функционирование подобных предприятий в сфере досуга молодежи связано с рядом проблем. Так, в ходе экспертного опроса ведущего специалиста отдела организации воспитательной работы департамента образования и науки Краснодарского края были обсуждены результаты рейдов по компьютерным клубам г. Краснодара в сентябре и ноябре 2002 года. Во время интервью с экспертом были высказаны опасения по поводу «губительного влияния чрезмерного увлечения компьютерными играми сомнительного содержания на психику молодого человека».
К современным формам работы со старшеклассниками и молодежью можно также отнести:
• Оздоровительные мероприятия, в число которых входит туризм, беседы с врачами-специалистами, профилактические мероприятия;
• Вечера отдыха (тематические дискотеки, праздничные вечера, вечера общения и знакомств, молодежные балы);
• Диспут-клубы, ток-шоу, брифинги, научные и нравственные конференции, коммунарские сборы;
• Встречи с интересными людьми, построенные в различных формах – беседы, «темные», программы по сюжетам телевизионных передач. Широко практикуются встречи с ветеранами ВОВ и Афганистана, встречи с создателями и участниками молодежных объединений для обмена опытом работы;
• Концерты и фестивали, конкурсы с участием творческой молодежи и самодеятельных молодежных коллективов, выставки работ молодых художников, поэтов, начинающих писателей. Постановка молодежных спектаклей и мюзиклов, шоу с участием молодых исполнителей и коллективов.
1.4 Современные формы досуга молодежи, используемые в работе МБУК ЦДМ
молодежный досуг социальный культурный
Кинотеатр «Россия», ныне МБУК Центр досуга молодежи, – первое здание, спроектированное в г. Североморск на улице Душенова. Кинотеатр построен по типовому проекту «Гипрокино» Министерства кинематографии СССР по замыслу знаменитого архитектора И. В. Желтовского. Проект адаптирован к северным условиям Е. В. Пантелеймоновым.
Открытие кинотеатра в августе 1956 года стало знаменитым событием не только в жизни города. Кинотеатр «Россия» стал первым широкоформатным кинотеатром в Мурманской области. Многие годы он являлся лучшим экраном республики, став не только киноцентром, но и местом проведения художественных выставок, концертов, встреч с известными киноактерами страны.
декабря 2005 года состоялась праздничная презентация Муниципального бюджетного учреждения культуры Центр досуга молодежи. После реконструкции кинотеатра сохранили яркий художественно-выразительный архитектурный облик здания, распложенный в исторически сложившемся культурно – административном центре города.
В результате изменения функционального назначения здания выполнена частичная перепланировка с несколькими видами универсальных пространств:
Прекрасно оборудованный УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЗАЛ с размещением бара на 200 человек, пригоден для проведения разнообразных мероприятий.
Современный РАЗВЛЕКАТЕЛЬНО – ИГРОВОЙ ЗАЛ вмещает 75 человек.
Репетиционный МАЛЫЙ ЗАЛ рассчитан на 50 человек.
Помещения для работы клубных формирований.
Многофункциональное назначение МБУК ЦДМ рассчитано на одновременное использование, что позволяет работать в праздничном режиме.
К основным направлениям работы учреждения относятся:
. Услуга по организации деятельности клубных формирований;
. Работа по проведению культурно-массовых мероприятий.
Приоритетная целевая аудитория ЦДМ – молодежь в возрасте 15-24 г. и молодая семья. Несмотря на это, учреждение работает с разной возрастной категорией: старшее поколение, дети.
Направления деятельности клубных формирований Центра досуга молодежи разнообразны: есть вокальные, хореографические, декоративно-прикладные, волонтерские и др. клубы. На базе ЦДМ функционирует 15 клубных формирований(9 клубов, 5 кружков, 1 профессиональный коллектив «Баренц-Камерата»), из них 7 молодежных клубов, 2 – для людей с ограниченными возможностями здоровья, 2 – детских.Общее количество участников: >263 человек (по результатам 2015 г.) Все клубные формирования работают на бесплатной основе. На сегодняшний день в ЦДМ функционирует 2 платные группыв коллективах: кружке бального танца «Сияние Севера» и клуба современного танца «Динамикс». Также осуществляется набор в платную группу «Спортивного фехтования» в рамках народного самодеятельного коллектива исторической реконструкции военных доспехов и военного искусства клуба «Фьорд». Существует проблема отсутствия специально оборудованных помещений и залов, но тем не менее за последние 3 года деятельности учреждения наблюдается рост доходов от платных коллективов.
Основной приоритет направлен на организацию деятельности молодежных клубов и любительских объединений, подготовку и проведение культурно-досуговой работы в рамках этих клубов.
На таблицах наглядно отображено количество мероприятий учреждения за год (2014 г.) и посещаемость. С каждым годом эти цифры растут.
Специалисты ЦДМ стараются сделать упор на массовость, красочность и зрелищность. В основу театрализованных программ входят современные молодежные веяния и тенденции моды. ЦДМ ежегодно проводит традиционные уличные проекты – 10 культурно-массовых мероприятий проведено в 2014 г., 12 – в 2015 г.
Спрос рождает предложение, с чем и связано большое количество молодежных мероприятий развлекательного характера.
Проанализировав культурно-досуговую деятельность учреждения, мы пришли к выводу о недостаточном количестве молодежных проектов патриотической и остро-социальной направленности. В 2014 г. было проведено 26 мероприятий по патриотическому воспитанию, в 2015 г. – более 30.
К молодежным мероприятиям на платной основе относится большое разнообразие услуг ЦДМ, среди которых тематические дискотеки и шоу-программы, новогодние программы, выпускные вечера, свадебные услуги (разработан обряд чествования молодоженов в русском народном стиле, выездная церемония бракосочетания в европейском стиле), фотосессии в Зимнем саду и др.
К современным формам работы с молодежью в МБУК ЦДМ относится создание волонтерских движений, открытие новых клубов по интересам. В сентябре 2015 г. состоялся набор на новый творческий сезон 2015-2016 г.г. в 4 молодежных клуба: Любительское объединение творческой молодежи «Триумф»; Молодежный клуб активистов «DIVA»; Клуб молодой семьи «Счастливы вместе»; Молодежная группа клуба людей с ограниченными возможностями здоровья «Надежда». Творческая молодежь клубных формирований не только принимает участие в мероприятиях, но реализует и развивает потенциал, проявляет себя как волонтерская группа, к примеру, оказывая помощь социально-незащищенным слоям населения на мероприятиях подобной направленности. Примером такой помощи является участие в Маршруте памяти в рамках акции «Георгиевская ленточка», юбилейном вечере Общества слепых. Это возложение цветов к памятникам ВОВ, почетный караул, сопровождение ветеранов, людей с ограниченными возможностями здоровья, на концертных площадках, участие в парадном шествии и др. С 2014 г. на базе ЦДМ функционирует негосударственное клубное формирование – рок-группа «Попутный ветер». Работа с подобными коллективами – это, прежде всего, взаимовыгодное сотрудничество. Основные перспективы развития – концертная деятельность и выход на социальные проекты. Центр досуга молодежи готов предоставить не только помещение для концертов, но и специалистов по световому и звуковому оборудованию, ведущих, костюмера, а также подготовить рекламную компанию мероприятия клуба. Такие мероприятия засчитываются в годовой план учреждения.
Отдельной особенностью работы, связанной с молодежью, являетсяреклама. Она должна быть броской и яркой, регулярной, адресной. С 2014 г. ЦДМ активно практикует «живую рекламу», в которой принимают участие специалисты учреждения, а также участники клубных формирований.
К основным тенденциям МБУК ЦДМ в формах работы с молодежью относятся:
Увеличение числа молодежных клубных формирований, количества участников в них;
Увеличение молодежных проектов патриотической и остро-социальной направленности;
Увеличение количества и качества как бесплатных, так и платных мероприятий;
Рост прибыли от приносящей доход деятельности, увеличение мероприятий на платной основе;
Сотрудничество и совместная работа с учреждениями культуры (ЦБС, Музейно-выставочным комплексом), учреждениями дополнительного образования (УПК), отделом по делам молодежи, войсковыми частями Североморского гарнизона и др.
Глава II. Исследование и практическая разработка социально – культурного проекта
.1 Предпочтения молодежи при выборе досуга
Досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.
Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.
В последнее время наметилась тенденция в объединении многих форм и видов досуговой деятельности с выделением основных функций: саморазвитие, развлечение, отдых, общение.