- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 42,38 kb
Вопросы воспитания в Коране
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ГОУ ВПО «АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОТДЕЛЕНИЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»
КАЛОЕВА АЛАНА КАЗБЕКОВНА
« Вопросы воспитания в Коране»
Допускается к защите:
Дата 20.12.2010 г.
Научный руководитель:
Дёмкина Е.В.
Зав. кафедрой:
Бегидова С.Н.
г. Майкоп, 2010 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. КОРАН – СВЯЩЕННАЯ КНИГА ИСЛАМА
.1 Ислам как монотеистическая мировая религия
.2 Забота о ребенке в исламе
.3 Семейные традиции в мусульманской культуре
Глава II. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИСЛАМА
.1 Воспитание ребенка в исламе
.2 Аспекты воспитания по Корану
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы воспитания человека, формирования его личности относятся к актуальным проблемам современности и представляют громадный интерес для широкого круга научных дисциплин: антропологии, философии, социологии, психологии, педагогики и др.
На воспитание человека влияет очень много факторов: семья, друзья, школа, средства массовой информации, фильмы, книги и т.д. Но нельзя исключить влияние такого серьезного фактора как религия.
Ислам провозглашает братство всех людей, независимо от их племенной, национальной или расовой принадлежности. Он также объявляет о превосходстве Божьих Законов, которыми должны были руководствоваться все мусульмане в своей личной и общественной жизни.
Объект исследования – религия.
Предмет исследования – процесс влияния религии на воспитание в Исламе.
Цель исследования – рассмотреть и проанализировать процесс влияния религии на воспитание в Исламе.
Задачи исследования:
провести анализ литературы по теме исследования;
охарактеризовать Ислам как монотеистическую мировую религию;
выделить идеологические и воспитательные основы ислама;
проанализировать влияние религии на воспитание и образ жизни в Исламе;
рассмотреть особенности воспитания в Исламе;
выявить важные моменты воспитания в Суннах Пророка Мухаммада.
Глава I. КОРАН – СВЯЩЕННАЯ КНИГА ИСЛАМА
.1 Ислам как монотеистическая мировая религия
Ислам – монотеистическая (авраамическая) мировая религия. Слово «ислам» имеет несколько значений, буквально переводится как «мир». Другое значение этого слова – «предание себя Аллаху» («покорность Богу»). В шариатской терминологии ислам – это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, Его приказам и запретам, отстранение от многобожия (ширк). Людей, которые покорились Аллаху, в исламе называют мусульманами.
С точки зрения Корана, ислам – единственная верная религия человечества, её последователями были все пророки. В окончательном виде ислам был представлен в проповедях Пророка Мухаммада, получившего сведения о новой религии в виде Божественного Откровения.
С точки зрения ислама, последователи древних пророков отошли от первоначального пути, который был указан им Богом, a священные тексты древних книг постепенно искажались.
Аллах – имя истинного Бога, Творца и Господа всего сущего. Мусульмане верят в то, что Аллах – Создатель и Управитель всего сущего. Помимо Него, никто не обладает этими качествами. Существование Аллаха является необходимым для мироздания, а Его отсутствие – невозможным. Ему нет равных, и в этом выражается Его Единственность.
Согласно исламским первоисточникам, сущность Аллаха непостижима для человеческого разума. Постижимы лишь Его существование и единственность. В отличие от сотворённой Им природы, Он сам не сотворён никем. Не существует ничего, подобного Ему. Аллах создал всё сущее из ничего и привёл в упорядоченное состояние. Он управляет всеми процессами и событиями в сотворённом Им мире. Аллах – Творец всех форм жизни.
Всё в мироздании совершается только по воле Аллаха. Только Он обладает абсолютной волей и могуществом. Ничто не происходит без Его ведома. Аллах видит и слышит всё непостижимым для человека образом, и невозможно скрыть что-либо от Его взора. Кроме Аллаха, других богов не существует, и единственным объектом для служения и поклонения является только Он. Аллах запрещает служение лжебогам. Служение Аллаху возвышает человека, освобождает его от рабства и преклонения перед различными мифическими образами, силами природы или другими людьми.[18]
Большинство мусульман, если объясняют своим детям о вере иногда, то делают это по 2 часа, а потом целый месяц вообще ничего не говорят, так вот это ошибка.
Если вы будете всего по 10 минут, но каждый день рассказывать вашему ребёнку о вере, будь это аяты Корана, хадисы или истории из жизни мусульман это поможет ему правильно понять и полюбить истинную веру и успешно преодалевать козни шайтана (ля`натуллах). И когда он вырастит и у него будут свои собственные дети, то он будет воспитывать их также, так как почувствует на себе положительные результаты такого воспитания.
Посланник Аллаха сказал: "Самое ценное, что дает отец своему ребенку, – хорошее воспитание". (Ат-Тирмизи)
Здоровое и развитое общество, прежде всего, заботится о человеке. Оно стремится воспитать и поддержать в нем добрые начинания и искоренить стремление к злу и разрушению.
Воспитание подрастающего поколения является первым и самым важным шагом в этом направлении, ибо это наше будущее. О важности воспитания детей свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и изречения Пророка Мухаммада (сас). Так, Всевышний Аллах говорит в Коране: "О вы, которые уверовали! Остерегайте себя и свои семьи от огня адского, топливом которого служат люди и камни" (сура "Запрещение", аят 6).
Также Посланник Аллаха сказал: "Чтите ваших детей и хорошо воспитывайте их" (Ибн Мад).
Таким образом, Всевышним Аллахом и его Посланником Мухаммадом (сас) на родителей и учителей возложена большая ответственность по воспитанию детей.
Тяжесть этого груза заключается в том, что дети доверены нам Всевышним, и в Судный день мы будем отвечать за них перед Аллахом. Воспитание человека наиболее плодотворно в раннем возрасте. Ведь именно в эти годы формируются основы личности. Чем взрослее ребенок, тем труднее он поддается переделке. Из мягкого воска можно слепить что угодно, но затвердевший воск легче превратить в порошок. [6]
.2 Забота о ребенке в Исламе
Тем не менее, Коран до сих пор остается главным источником знаний для правоверных мусульман. Известно, что когда ООН начала проявлять заботу о детях, то приняла специальный документ, в соответствии с которым в ноябре каждого года празднуется международный День ребёнка, посвящённый Декларации прав ребёнка. Однако Ислам уделяет внимание вопросам детства уже более тысячи четырёхсот лет, обеспечив своими принципами постоянную заботу о детях и не ограничиваясь гарантиями прав ребёнка после его появления на свет, но гарантируя ему его права ещё до того, как он рождается. Весть о появлении детей является радостным известием. В Коране сказано:
«О Закарийа! Поистине, Мы сообщаем тебе радостную весть о мальчике по имени Йахйа: не создавали Мы прежде никого с таким именем?» (Коран; 15:25)
И дети приносят большую радость, а в Коране сказано:
«Господь наш, даруй нам усладу очей в наших жёнах и нашем потомстве…» (Коран; 4:12)
И, наконец, Коран называет детей украшением земной жизни:
«Богатство и сыновья – украшение этой жизни…» (Коран; 30:15)
Забота о ребенке до появления на свет.
Ислам проявляет заботу о ребёнке не только после его появления на свет, но и до того, как он сформируется или даже будет зачат. Так, например, Ислам велит мужчине, желающему жениться, выбирать себе религиозную жену, так как Пророк говорит:
«…ищи же ту, которая придерживается заповедей религии, иначе ты потеряешь всё!» (Коран;14:6)
М. Фирдоуси в книге «Секс и Ислам» пишет, что Ислам направляет мужчину, чтобы для него красота, происхождение или богатство женщины не являлись решающим фактором. Как замечает автор, что несмотря на это, на практике происходит другое. Именно эти факторы часто служат решающими, при выборе будущей невесты. Сегодня огромное значение имеет материальная сторона, и если мужчине удается жениться на обеспеченной родителями девушке, то это дает возможность более простого устройства, скажем, на работу. В таком случае нравственный фактор практически не играет роли, и будущие дети будут воспитываться «как все».[20]
Однако, есть и другие подходы.
Ахмад Фарид Мустафа считает, что для правоверного мусульманина традиционный институт семьи в Исламе до сих пор жив. По его мнению, раскрытого в книге «Ислам – всеобъемлющий образ жизни», будущая супруга должна быть религиозной и происходить из достойной семьи, так как её дети обязательно воспримут её нравственные качества, и будут вести себя так же, как и она. Ахмад Фарид Мустафа приводит пример, что Пророк велит опекунам той девушки, к которой кто-нибудь сватается, искать жениха, отличающегося религиозностью и достойными нравственными качествами, чтобы он должным образом заботился о собственной семье, соблюдая права своей жены и детей.
Автор замечает, что девушка на сегодняшний день не только выбирает себе мужа самостоятельно, не спрашивая разрешения опекунов, но и часто родителей ставит просто перед фактом, что, конечно, не приемлемо в традиционном Исламе.[1]
Невыполнение родительских обязанностей.
Но если ребёнок наследует какие-то особенности своих родителей, то Ислам обязательно должен регулировать связи между ними, чтобы обеспечить ребёнку уважение в обществе.
Не смотря на это, мы постоянно можем наблюдать невыполнение родительских обязанностей. Существует ряд объективных причин, вынуждающих отца, мать или их обоих частично или полностью отказываться от выполнения возложенных на них обязанностей по воспитанию своих детей.
Вот некоторые из них:
üСмерть одного из родителей и, соответственно, увеличение ответственности оставшегося в живых. Не каждый может нести неожиданно обрушившийся на него груз ответственности. Но даже сегодня мы видим одиноких матерей и отцов, отдающих все свои силы воспитанию детей. Но, как не прискорбно, также бывают случаи, когда ребенок предоставляется сам себе.
üРазвод.
üРабота отца, занимающая большую часть его времени, вследствие чего он видит своих детей в основном спящими: утром, когда уходит на работу, и вечером, когда возвращается. Ситуация еще более ухудшается, если мать также работает весь день.
üБезответственность, причины которой кроются в душевной лености и религиозном невежестве. У таких родителей всегда наготове отговорка: чему быть, того не миновать. Подобное поведение одного из родителей увеличивает объем обязанностей другого. Многие родители, проводящие больше времени в мечети, чем со своими детьми, считают, что тем самым выполняют свой религиозный долг. Но забывают, что одним из важнейших принципов Ислама является правильное и полноценное воспитание детей.
Коран – священная книга ислама. Согласно учению ислама, Коран является прямым, вечным и несотворённым словом Божьим. Коран был ниспослан Всевышним Богом на Седьмое Небо, а затем ангел Джибрил передавал его по частям пророку Мухаммаду путём Откровения в течение 23 лет его пророческой деятельности. Слово «Коран» происходит от арабского кыраа («чтение вслух, наизусть»). Коран состоит из 114 сур (глав) и около 6600 аятов (стихов). Хронологически выделяют мекканские и мединские суры. В мекканских сурах основное внимание уделяется доктринам пророчества, эсхатологии, духовности, а также этическим проблемам. Важнейшим постулатом и лейтмотивом всего содержания Корана является доктрина Единобожия (таухид). В Откровениях мединского периода больше места отводится социальным, экономическим вопросам, проблемам права, семейным отношениям, повествуется о древних пророках и т. д. Коран был ниспослан не только арабам, но и остальному человечеству – «Мы направили тебя, Мухаммад, посланником только как милость к обитателям всех миров».
Мусульмане считают, что Коран содержит в себе новый Закон Бога, имеющий малозначимые отличия от предыдущих Законов, что Коран служит средством различения истины, содержащейся в прежних Писаниях, от многочисленных искажений, правок и добавлений.
Можно отделить государство от Церкви, но невозможно лишить людей веры в Творца. После долгих лет тщетного строительства "рая на земле" и отчуждения человека от Бога, от богатейшего наследства, оставленного нам в священных книгах, наступило время возвращения "блудного сына" к своему Родителю. Не будем забывать и то немаловажное обстоятельство, что религия в кризисные годы общественного развития обладает некоей компенсаторной функцией, замедляя размывание того или иного этноса. Равным образом подчеркнем такой феномен, как взаимосвязь образования и религии. Именно поэтому сейчас в обществе снова начала доминировать та точка зрения, что сохранение культуры, духовности, морали без религии невозможно.
Соответственно чувствуется настоятельная необходимость проанализировать роль и значение ислама в жизни мусульманина, тем более что многие СМИ дают искаженную картину ценностей в этом вероучении.
Владимир Соловьев, русский философ, христианин и ученый, назвал ислам великой религиозной культурой, выросшей на исторической почве из живого зерна, брошенного туда гением первооснователя, с именем которого связано образование в мусульманском мире.
Сегодня многие ученые – исламоведы рассматривают ислам как цельное учение о смысле земного существования человека. При этом роль образования в его жизни в контексте этого учения представлена очень выпукло. Достаточно сказать, что в Коране более 700 раз можно встретить сюжеты, связанные с наукой и образованием. Знатоки ислама не раз подчеркивали, что наука в мусульманском понимании не сводится только к теологии, а охватывает познание всего мира, в первую очередь самого человека во всем многообразии его деятельности на земле.
В Священном Коране сказано: "Не в том благочестие, что вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие – это кто дает имущество близким, сиротам, беднякам, путникам, просящим" (сура "Корова", аят 172).
Говоря об исламе, следует подчеркнуть, что в нем, как и в других вероучениях, совесть является основой человеческих взаимоотношений, для которых должна быть характерна честность, правдивость, ответственность, доброта. Мусульманин совестлив перед самим собой, обществом, Аллахом. В мусульманских семьях, следующих Корану, господствует уважение и верность. Еще издревле исламское общество не принимало плутовства, бесчестия, обмана, неблагодарности, неуважения к старшим. Характеру истинного мусульманина всегда были присущи такие черты, как справедливость и прощение. В Священном Коране это подтверждается такими изречениями: "Держись прощения, побуждай к добру и отстранись от невежд" (сура "Преграда", аят 198).
Мы почему-то долго помним горькие страницы наших межнациональных отношений, но забываем, что мусульмане России вместе с другими народами иных вероисповеданий верно служили и защищали ее в годы бедствий. Можно вспомнить татарскую конницу, наметом стлавшуюся по равнинам на помощь Петру I, сражавшемуся с неприятелями России. Нужно не забывать и отечественные войны, и кровь, пролитую мусульманами, защищавшими обширную многонациональную родину.
Не только молитва и закят (налог, взимаемый с движимого имущества в пользу бедных) обязательны для каждого правоверного мусульманина, но и такие черты характера, как искренность, правдивость. Особенно эти качества ценятся в людях, занимающих ключевые посты в управлении государством. У Низами есть такие строки: "Кто, подобно Исе, бросит душу в надзвездный полет, / Тот весь мир завоюет. По праву его он возьмет. / Притесняя подвластных, ты править страной не сумеешь. / Лишь призвав правосудье, ты царством своим овладеешь. / То, в чем нет справедливости, твой не умножит доход. / То, в чем нет правосудья, как ветер, тебя унесет".[12]
В исламе человек должен нести ответственность за свои слова, поступки, обладать чувством верности своим обязательствам и обещаниям. В Священном Коране сказано: "Речь добрая и прощение – лучше, чем милостыня, за которой следует обида" (сура "Корова", аят 265). К величайшему сожалению, в наше грубое, прагматичное время у людей постепенно исчезает чувство стыда. Именно он во все времена являлся одним из критериев нравственности человека, к какому бы он ни принадлежал вероисповеданию. В одном из своих бейтов (двустиший) Низами говорит: "Да изведаю стыд, проходя по неправым дорогам! / Устыдясь пред собой, устыдиться я должен пред Богом". Именно стыдливость оберегает, удерживает нас всех от неблагопристойных поступков, но… она сейчас все чаще подменяется так называемой крутостью.
Огорчительно слышать, что наши дети на вопрос: "Когда и за что вам бывает стыдно?" – отвечают, что им "не за что стыдиться, пусть другие стыдятся". Думается, что здесь есть над чем подумать и родителям, и учителям, и власть предержащим, если они не хотят, чтобы будущие поколения выросли черствыми и самонадеянными эгоистами. В суре "Подаяние" Священного Корана есть следующие строки: "Видал ли ты того, кто ложью считал религию? Это ведь тот, кто отгоняет сироту и не побуждает накормить голодного. Горе же молящимся, которые о молитве своей небрегут, которые лицемерят и отказывают в подаянии". Эта тема, постоянно присутствующая в исламе, относится к числу "вечных". Нельзя сказать, что те же учителя веры не уделяют этой важнейшей сфере должного внимания, но зачастую "улица" берет верх. Требуется большая и основательная работа по возвращению верующих мусульман в мир нравственной культуры ислама. Мусульманские хадисы (предания о пророке Мухаммеде и его сподвижниках) гласят: верующий не должен быть грубияном, сквернословом, беспутным и безнравственным человеком; кто обманывает нас, тот не из нас; посланник Аллаха проклял дающего взятку и берущего ее; старайся не ссориться с людьми, будь добр к тем, кто плохо с тобой обошелся. Говори правду даже в том случае, если она не в твоих интересах; несчастен раб денег и вещей. Когда ему подают, он доволен, а если не подают, он недоволен; не поднимайте человека с его места, чтобы самому сесть, а старайтесь расширить круг и всем дать место; не завидуйте друг другу, не испытывайте ненависти, не прислушивайтесь к беседующим, не будьте скаредными эгоистами и стяжателями. Не выискивайте недостатки у других людей, не покидайте друг друга, не ссорьтесь, не ропщите по поводу сделок других.[6]
Идеал настоящего человека выразил в нескольких емких словах В. А. Сухомлинский: "Это семьянин, труженик, гражданин, ценитель и творец прекрасного, приверженец здорового образа жизни".
Эти качества ценятся и в исламе, по заветам которого настоящий мусульманин должен жить достойной и чистой жизнью, придерживаться справедливости, милосердия, стремиться к знаниям, ставить совесть высшим критерием духовности. "Ты других не кори и себя не считай без порока. / Опусти свои очи. В злоречии много ли прока! / Держишь зеркало ты, отраженье родное любя. / Ты разбей это зеркало. / Надо ли славить себя?" (Низами).
Воспитательный потенциал ислама огромен. И Коран для мусульманина, так же как Библия для христианина, является настольной книгой воспитания.
Пророк Мухаммед, проповедуя честность и искренность в мыслях и поступках, говорил: "О, купцы, ложь и обман сродни торговле; очищайте же ее милостыней, отдавайте сколько – нибудь на дело милосердия, не пользуйтесь нуждой другого, чтобы купить у него за бесценок; лучше избавить его от нищеты; не смотри гневно на ближнего и не ходи по земле нахально: потому что самый неблагодарный из всех голосов есть голос осла".
Безусловно, в Коране можно отыскать при желании строки, свидетельствующие о воинственности ислама, но не следует забывать, что священная книга мусульман велит оказывать соседу почет, уважение, проявлять великодушие. Настоящий правоверный тот, кто радуется успехам своего ближнего, желает ему того, к чему стремится сам, не злословит, не завидует, творит добро по мере своих возможностей. И здесь неважно какой национальности твой сосед, кто он по вероисповеданию – всем нужно оказывать уважение. Не зло или гнев, а терпение и любовь должны доминировать в отношениях между людьми. "В тебя камнями, а ты отвечаешь хлебом" – так гласит татарская пословица. А в Священном Коране говорится: "Самые близкие по любви к уверовавшим (мусульманам) те, которые говорили: "Мы – христиане!"" (сура "Трапеза", аят 85).
Для одних людей Коран – это обращенная к человеку священная книга, проникнутая глубочайшим нравственным смыслом, насыщенная моральными заповедями, поучениями, принципами, имеющая непреходящее значение для «уверовавшего» в ислам. Для других – памятник мировой культуры, шедевр эстетико-философской мысли, неисчерпаемый источник для творчества. Многое их разъединяет, но есть и нечто общее – это признание духовных начал, по которым должна строиться жизнь человека, его судьба, которую он выбирает сам.
Коран об отношениях родителей и детей.
Не оглядываясь на это, Ислам рассматривает семью прежде всего как первичную ячейку общества, а семья состоит из родителей и детей. Сообщается, что однажды посланник Аллаха спросил своих сподвижников, указав на одну женщину:
«Считаете ли вы, что эта мать способна бросить своего ребёнка в огонь?» Они сказали: «Нет». Тогда он сказал: «Аллах же, поистине, проявляет по отношению к рабам Своим больше милосердия, чем эта женщина к своему ребёнку!» (Коран;7:32).
Как правило, любовь родителей к детям является врождённым свойством, которое человек не может отбросить и которому не может помешать проявляться, и в силу всех вышеупомянутых причин Аллах даёт мусульманину наставления относительно его родителей, но не даёт родителям таких же наставлений относительно их детей. Аллах Всевышний сказал:
«И Мы дали человеку заповедь (относительно) его родителей. Мать носила его, теряя силы, а отнимают его от груди в два года. Благодари же Меня и родителей своих: ко Мне (предстоит) вернуться» (Коран;30:24).
Аллах Всевышний также сказал:
«И Мы заповедали человеку оказывать родителям его благодеяния. Мать носила его в муках и родила его в муках, а (от) зачатия его до отлучения от груди (проходит) тридцать месяцев. Когда же он достигает полной зрелости и доживает до сорока лет, он говорит: «Господь мой, внуши мне (чувство) благодарности за милость Твою, оказанную Тобой мне и моим родителям, и (внуши мне), чтобы совершал я праведные дела, которыми Ты останешься доволен, и сделай праведным моё потомство! Поистине, я приношу Тебе покаяние и, поистине, я – (один) из предавшихся (Аллаху)!» (Коран;41:7). Самый эффективный способ воспитания… это быть человеком для подражания…
Б.Д. Бурмистров говорит, что самый эффективный способ воспитания, по Исламской традиции, это быть человеком для подражания. Не зависимо от того хотим мы того или нет, дети учатся вести себя в жизни наблюдая за родителями. Даже отсутствующий родитель – модель для подражания. Так, мальчик, выросший в семье, которую бросил отец, возможно, поступит аналогично со своими детьми. Каждый раз при общении с детьми, родители учат их, не зависимо от их намерения делать это или нет . Таким образом, родителям необходимо проанализировать, то как они обращаются с ребенком, что бы получить желаемый результат. Герман С.С. в работе «Ребенок в традиции Ислама» приводит высказывания, что маленькие дети, как считается в Исламе, в основном хорошие. К тому же они хотят порадовать своих родителей. К сожалению, многие родители игнорируют хорошие поступки своих детей и обращают внимание только на плохие поступки. Сегодня это прежде всего связано с нехваткой времени на ребенка. Что можно ожидать от матери, которая приходит с работы вечером, сразу же начинает заниматься домом, полагая, что ребенок относиться к этому нормально, или хотя бы с пониманием…[2]
Приведем пример из книги Солнцевой Ю.Г. «Ребенок и религия», хорошо доказывающий вышесказанное.
Иман 3 года и у нее есть младший брат Самир, которому 1 год. Она достает свои кубики и начинает играть, ну и конечно же Самир ползет к ней чтобы поучаствовать. Она дает ему красный кубик и продолжает строить башню. Самиру надоел 1 кубик и он пытается взять еще один. И тем самым он рушит башню. Иман реагирует со злостью, забирает все кубики и говорит брату, что он не может забрать ни одного кубика. Ее мама слышит ее, и со злостью кричит на нее: «Иман, ты плохая девочка, ты не делишься кубиками. Дай ему несколько.»
Иман совершила 2 действия по отношению к брату:
. Она дает ему кубик
. Она берет кубик обратно
Но мама заметила только плохое действие! Это учит Иман тому, что если она хочет привлечь внимание матери, то она НЕ должна делиться. Как еще могла повести себя мама? Если бы она похвалила Иман за первое действие когда она поделилась кубиком («Иман, какая ты хорошая сестра. Я так рада видеть как ты делишься с братом»), тогда Иман запомнила бы, что совершения этого «хорошего» привлекло внимание мамы. Когда ее брат собьет кубики, возможно, ее первой реакцией будет отнять все кубики, но если ее мама успокоит ее и ободрит ее на новую попытку, («О Иман, это плохо что брат разрушил твои кубики. Он пытался поиграть с тобой, но он еще мал что бы строить башни. Почему бы тебе не построить маленькую башенку, чтобы он играл с ней, и тогда ты сможешь построить большую для себя) тогда, возможно, она с радостью даст ему больше кубиков. Она захочет поделиться кубиками в следующий раз, так как это действие привлекло внимание ее мамы.[17]
Обязанности супругов друг перед другом.
Несмотря на вышесказанное, на все возможные противоречия, все равно остаются обязанности в семье, которые со временем могут видоизменяться, но не терять своей актуальности.
Основа семьи – это муж и жена. Пророк говорил: «Обратите внимание на то, что есть ваши обязанности перед женщинами, и на то, что есть обязанность женщин перед вами». ( Коран;3:16)
) супруги должны любить друг друга. Конечно, сейчас это не считается безоговорочной обязанностью, однако для семьи это необходимо. Мы живем во время, когда уже даже ради детей семьи не сохраняются, не говоря уже о каком-то нравственном аспекте.
) муж должен работать и зарабатывать халяль для того, чтобы обеспечить свою семью пищей, одеждой и др. На сегодняшний день заработком занимаются оба супруга, поскольку женщина получила, хоть и частичную, но свободу выбора. Часто работать просто приходиться, так как муж не может обеспечить всю семью, позволяя женщине заниматься детьми и домашним хозяйством, что и приводит к проблемам в воспитании детей.
)Муж должен помогать членам семьи в развитии религиозных и нравственных обязанностей.
)мужчина должен обращаться с женой мягко, не быть грубым и жестким.
Сказал Пророк: «Лучший из вас тот, кто хорошо обращается с женой». (Коран;12:6)
На сегодняшний день очень распространено рукоприкладнечество, что неприятно само по себе, не говоря уже и о том, что это запрещено в Коране.
) жена должна любить и уважать мужа, быть привязанной к нему, помогать ему в управлении домом, в воспитании детей. В современном Исламе женщина уже не чувствует себя должной, что тоже отражается как на семейной жизни, так и на воспитании ребенка вообще. 6) жена должна быть привязана к дому и оберегать свою честь. Пророк сказал: «Женщине, которая выполняет пятикратный намаз, совершает пост месяца Рамадан, бережет свою честь и послушна мужу, будет сказано: Войди в Рай в ту дверь, которую выберешь». ( Коран;12:24) Пророк сказал также: «Если умерла какая-нибудь женщина и муж был доволен ею, она войдет в Рай». ( Коран;34:7)
Обязанности родителей перед своими детьми.
Конечно, помимо обязанностей супругов друг перед другом, есть еще и обязанности родителей перед своими детьми. Радует, что данные правила действуют и по сей день, а родители, в свою очередь, стараются им следовать.
Дети – это дар от Аллаха родителям, говорит Нуруллина. Г, они являются украшением семьи и источником счастья. Родители ответственны перед Аллахом и обществом за воспитание ребенка.
) вырастить ребенка в здравии, сохранить душу и тело его здоровыми; 2) не кормить запретным (харамом); сказал Пророк: «Самый большой саваб за деньги, потраченные ради Аллаха – это деньги, потраченные на семью». (Коран; 57:4);
) хорошо воспитывать ребенка, быть ему примером нравственности; Сказал Пророк «Никакой отец не может сделать своему ребенку лучшего подарка, чем хорошее воспитание» (Коран;65:3) 4) научить ребенка намазу и другим религиозным и нравственным обязанностям;
)дать образование, обучить какой-нибудь профессии для его существования; 6) Любить детей и уделять им время, потому что они нуждаются в ласке так же, как и в пище;
) быть справедливым к детям, не выделять любовью или подарками одного больше, чем другого.
Обязанности детей перед родителями.
Ну и конечно, обязанности детей перед родителями. Здесь, выполняется далеко не все, а иногда даже противоречит современному поведению ребенка. Однако, опираясь на С.С. Германа, можем сделать выводы, что Коран предписывает:
) хорошо относиться к родителям;
) помогать им в их нуждах;
) не причинять боли родителям при общении с ними;
) быть с родителями улыбчивыми, разговаривать с ними ласково и приветливо и не смотреть на них сурово и гневно;
) приходить к ним по первому же зову;
) выполнять все, что прикажут родители (если в этих приказах нет того, что противоречит шариату);
) доставлять им удовольствие своим поведением;
) не говорить при родителях повышенным тоном;
) когда они нуждаются в уходе, ухаживать за ними с любовью;
О правах родителей:
«Самое лучшее действие перед Аллахом – это вовремя выполненный намаз и хорошее отношение к родителям». ( Коран;5:8).
Также Пророк сказал:
«Аллах наказывает за грехи в Судный день того, кого хочет, но только те, кто восстал против родителей, понесут наказание еще при жизни».
В нашем постоянно меняющемся мире, в котором причудливо сочетаются традиция и новизна, одной из доминант является семья – первооснова общества. Не является секретом, что уже давно идет сложный, изобилующий отступлениями и прорывами, процесс ее размывания, что, в первую очередь, связано с понижением социальной роли родителей. Чему вы нас можете научить, если сами едва сводите концы с концами? – вот вопрос детей к отцам и матерям, которые зачастую в ответ срываются на крик и набившие оскомину нравоучения. Подобная ситуация характерна для современной семьи, где отсутствует уважение к старшим, утрачена связь племени, рода, фамилии.
Исламское общество также встречается с подобными проблемами, но, как представляется, в меньшей степени, чем, например, западноевропейский мир с его убыстряющимся технолизированным темпом жизни. Архаика ислама в данном случае играет положительную, сдерживающую роль в сфере сохранения традиционных ценностей, приоритета воспитания над образованием. Огромные пространства исламского мира с его оригинальным мировосприятием сущего не позволили цивилизованному сообществу окультурить мусульманство, вследствие чего оно смогло сохранить себя и свою религию. Разумеется, это всего лишь одно из многих объяснений, которые могут быть задействованы в этой чрезвычайно деликатной сфере.
В священном Коране неоднократно говорится о почитании родителей, родственников: К родителям благодеяния, и к родичам, и к сиротам, и к беднякам (Сура Корова, аят 77).
Семья как общность людей, связанных отношением, супружества, родительства и родства, как основная ячейка нашего общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворение духовных потребностей, обеспечении социализации. Семья является тем уникальным социальным институтом, посредником между человеком и государством, транслятором фундаментальных, общечеловеческих, национальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на такие процессы как: воспитание и образование подрастающего поколения, развитие национальной культуры и языка, формирование целостной личности, демографические изменения, здоровье общества, становление гражданских отношений. Здоровая семья имеет консолидируюшее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности. Она является институтом экологии личности, экологии души человека. Поэтому сегодня актуальной проблемой является не только определение социальной роли семьи в обществе, но и раскрытие ее педагогического потенциала, разработка стратегических направлений интеграции семьи и школы, внедрение тех технологических механизмов в систему образования, которые бы принесли положительные результаты.
Модернизация общественных отношений в XX веке оказала мощное воздействие на функционирование семей. Существенные сдвиги произошли во взглядах людей на семью, брак, семейные отношения, роль мужчин и женщин в семье. Наблюдается сокращение число браков, рост внебрачных рождений, разводов, доли неполных семей и воспитывающихся в них детей. Изменились отношения некоторой части родителей к своим детям в плане их воспитания, развития, социального становления. Семья, к сожалению, становится порой фактором дивиантного поведения молодежи, причиной падения духовного, человеческого достоинства.
На фоне долгосрочных неблагоприятных тенденций общественного развития, углубление экономического кризиса, роста нищеты и безработицы, ухудшается здоровье семей, крайне низкой остается продолжительность жизни. Углубляется дезорганизация жизни семей, возрастает нестабильность семейных отношений, нравственно-этических норм и традиций. Усиливается конфликтность не только между супругами, но и между родителями и детьми, что приводит к депрессивным состояниям и т.д. Снижается роль семьи в социализации детей. Малообеспеченность семей, высокий уровень занятости родителей пагубно влияет на их взаимоотношения, воспитание и развитие, нравственное и физическое здоровье.
Сегодня нам всем нужно признать, что семья является важнейшим социальным институтом, консолидирующим общество, снижающим социальную напряженность, является основным звеном воспитания, формирования духовной личности. Семейный кодекс Российской Федерации, принятый в 1995 году, отражает традиционный подход к семье как личному делу каждого гражданина. Однако, как правило, семейные отношения, развитие и роль семьи в воспитании подрастающего поколения нам небезразлична.
По своей природе и предназначению семья является союзником общества в решении его коренных проблем, утверждение нравственных устоев, социализации детей, развитие культуры и экономики. Заслуживает внимания рассмотрения вопроса о роли и месте семьи, о семейных отношениях в исламе. Основная тема всех религий – дети, воспитание. Вы знаете, о чем говорят мусульмане в предмечетье перед тем, как войти в зал для молений? О детях и внуках, только о них – оценки, характеристики, взаимный обмен мнений по поводу их воспитания. Воспитательный потенциал ислама огромен. Священный Коран – это настольная книга воспитания. В Коране наибольшей силы исполнены заповеди милосердия. Непреложный закон справедливости, нравственный долг мусульман: поступай с другими так, как хочешь, чтобы и с тобой поступали. Мухаммед проповедовал честность и искренность в поступках. О, купцы! – говорил он, – ложь и обман сродни торговле; очищайте же ее милостыней, отдавайте сколько-нибудь на дело милосердия, не пользуйтесь нуждою другого, чтобы купить у него за бесценок; лучше избавить его от нищеты; не смотри гневно на ближнего и не ходи по земле нахально: потому что самый неблагодарный из всех голосов есть голос осла. Дети являются целью, результатом жизни человека, они делают нас счастливыми, а порой и несчастными. Это все связано с семейными отношениями, какие ценности заложены в семье, с хорошим воспитанием детей и формированием у них благочестивого поведения, Родители должны заниматься воспитанием своих детей, а если они не уделяют этому должного внимания, то дети становятся бедствием, несчастьем, и постоянной заботой, лишающей сна и покоя. Каждый родитель несет ответственность за воспитание своих детей. Важным условием хорошего воспитания детей в семье считается создание положительной психологической атмосферы, чтобы дети чувствовали что они желанные в семье, что их любят, им доверяют, ими гордятся. Психологический климат в семье основа духовного и физического здоровья детей, этому вопросу очень серьезное внимание уделяется и в исламе.
Родители должны использовать такие приемы воспитания, как совместная игра, общение, похвала, поддержка, пример и другие. Любовь к детям, уважение, высокая оценка и доверие являются мудрыми и успешными приемами воспитания, используемые и в народной педагогике, и современной культуре воспитания. В исламской литературе описан такой пример, что пророк Мухаммед любил детей и часто играл с ними. Он выстраивал в ряд сыновей своих родственников, а потом говорил им: Кто добежит до меня первым, получит то-то! – после чего все бросались к нему наперегонки и прыгали к нему на шею, а он их целовал. Примером для многих отцов и дедов на все времена в воспитании детей был Мухаммад. Однажды он вышел из дома, неся на руках сына Хасана, затем поставил его на землю и начал молиться. Мальчик же взобрался к нему на спину и оседлал его. Мухаммед подождал пока сын наиграется, а затем продолжил молитву. В исламе считается, что так и должен вести себя мусульманин со своими детьми, общаться с ними, проявлять к ним доброту и нежность.
Главной ценностью для мусульманина является его семья. Существуют определенные отношения между родителями и детьми, Мусульманин с большим уважением и почтением относится к старшим, родственникам и родителям. Приведем ряд хадисов, подтверждающих это: Рай находится под ногами ваших матерей.
Если одновременно позовут тебя отец и мать, то прежде подойди к матери.
Слушайте слово старших.
Уважайте женщин, они ваши матери, жены и сестры.
Навещайте своих родичей.
Описывается такой случай из жизни Мухаммеда, что однажды к нему пришел какой-то бедуин, который сказал: Разве вы целуете своих детей? А мы не целуем их – на что Мухаммед ответил: Что же я могу сделать для тебя* если твое сердце лишено милосердия? Мухаммед, когда к нему приходили его дети, он вставал к ним навстречу, приветствовал и целовал. Дети отвечали ему взаимностью. Мусульмане не должны встречать своих детей хмурыми, сердитыми проявлять сухость и говорить им грубые слова. Дети в исламе, как сказал о них поэт, являются частичками наших сердец. Важное место в исламе, рассматривая семейные отношения, отводится вопросам материального благополучия детей. Ислам объявляет расходы на семью и детей наилучшим способом траты денег. В одном из хадисов сообщается, что лучшим динаром, который может истратить человек, является тот динар, который он потратит на своих детей.
Дети в нашей многонациональной, поликонфессиональной российской стране требуют к себе пристального внимания и заботы со стороны государства. Сегодня в стране растет число учреждений для детей сирот, беспризорных, детских домов и приютов. Что же делается с нашими семьями, что заставляет родителей бросать своих детей? Дети остаются одни в этом жестоком мире, они пополняют ряды маленьких преступников.
Самым дорогим для детей являются их родители, теплота и материнская любовь, отцовская доброта и забота. Ничто не может заменить родителей. В исламе покинуть детей, оставить их без средств существования, обречь их на нужду и гибель большое преступление. Поэтому даже если мужчина разводится с женой, он обязан заботиться о ее материальном благополучие. Если же случается, что отец забывает свои родительские обязанности, то это относится к числу тягчайших грехов и влечет за собой суровое наказание. Мать же, давшая жизнь ребенку никогда не оставит его. Такие нравственные добродетели в отношении детей так актуальны для некоторых наших родителей. Дети в исламе всю свою жизнь чувствуют заботу своих родителей, ибо только в семье, в родительском доме они получают сочувствие, поддержку, любовь и теплоту родных сердец.
Сознательный родитель беспокоится за развитие своего ребенка, он изучает его окружение, друзей, интересы и потребности. Если он видит, что сын или дочь общается с сомнительными подростками, злословит, посещает не пристойные места, то в этом случае он, тактично и решительно, возвращает свое чадо на путь истинный.
Ответственность родителей за формирование разума ребенка, становление его личности и его воспитание предполагает: знание книг, журналов, которые читает ребенок; друзей, с которыми он дружит; увлечений, школьной атмосферы, учителей; что посещает ребенок; средств массовой информации, которые предпочитают дети и всего того, что влияет на развитие личности; ценностные отношения родителей к разуму, душе, поведению своих детей (переживание, сострадание, доверие, откровение, забота, строгость, заинтересованность, внимание и т.д.); непосредственное участие родителей в различных видах деятельности со своими детьми (игра, беседа, похвала, наказание,- совместный труд и отдых, личный пример родителей, взаимопомощь и т.д.
Принимая во внимание все вышесказанное; можно сделать вывод, если в семье детям уделяется серьезное внимание, то дети становятся настоящими людьми, которыми гордятся не только их родители, но все общество. Поэтому очень важно в школах проводить родительские лектории, конференции, где раскрывать ту огромную значимость ислама в деле воспитания молодежи.
Серьезное внимание в исламе отводится вопросам отношения детей к своим родителям. Это отношение основывается на почитании, уважении, признательности к своим родителям. Хорошее отношение к родителям рассматривается как одно из достоинств человека. В Коране отводится высокое место родителям, где сказано, что если один из них или оба состарятся, лишатся сил, то не кричи на них, не груби, а говори им достойные слова и проявляй по отношению к ним смирение и милосердие. В Коране дается наставление мусульманам, что они должны думать о своих родителях, заботиться о них, делать им приятное, радовать их своими делами, материально поддерживать, не перечить, не обижать, не оставлять одних, не ослушиваться. Особую почтительность в исламе отводится матери, в одном из хадисов сказано: Рай находится под ногами ваших матерей: Мама самый дорогой человек на земле, она всегда готова пожертвовать собой ради детей. Персидский поэт XV века А.Джами писал об этом так:
Не забывай, кто б ни был ты, что матерью рожден,
Что теплым молоком груди был в детстве напоен,
Что в час напасти и беды, терзаясь и томясь,
Она, как рыба без воды, душой к тебе рвалась…
Всю жизнь с начала до конца в дар принесла тебе,
И словно вещая звезда она в твоей судьбе.
Ты мать родную защити! Всю славу и почет
Сложи ковром на том пути, каким она пройдет.
Стань пылью домочадцев. ног ее скорей и путь ей облегчай…
Ведь ноги наших матерей идут дорогой в рай!
Благородные чувства, любовь, верность своему родительскому очагу, родителям украшают нашу жизнь, делают нас счастливыми и уверенными. Поэтому очень важно воспитать в детях эти качества, используя различные формы воспитательной работы (этические беседы, дни Семьи, родительские посиделки, совместные вечера, конкурсы, встречи поколений и т.д.).
Наши дети должны помнить, что самое святое – это родители. К сожалению, сегодняшняя социальная ситуация в обществе, показывает стремительное разложение семейных отношений (разводы, лишение родительских прав, определение родителей в дома престарелых, отказные дети и многое другое). Примером благочестивого отношения к своим родителям может служить ислам.
Мусульманин не ограничивается проявлением доброты по отношению к своим родителям, жене, детям, но точно также относится и к своим родственникам, поддерживая с ними крепкие родственные связи. В Коране проявления доброты, уважения к родственникам на шкале семейных отношений ставится на второе место после родителей. Это соответствует природе человека, который склонен проявлять доброту, заботу, уважение по отношению к близким. Основа социальной солидарности закладывается в семье, а потом уже распространяется на все общество. В Исламе разрыв связей с родственниками является большим грехом. Объясняется же это тем, что причиной разрыва родственных связей является несправедливость, которая порождается завистью, высокомерием, элементарным невежеством. Пророк Мухаммед поведал, что Аллах сказал: Я сотворил родственные связи и я награжу того, кто станет их поддерживать, а того, кто будет их порывать, я отделю. Эти слова указывают на то, что те, которые стремятся сохранять родственные связи, получат награду и почет, а другие окажутся униженными и злосчастными.
Человек сохраняет связи со своими родственниками и ни богатство, ни жена, ни дети не могут отвлечь его от проявления заботы и доброты по отношению к своим родственникам и близким и оказания им уважения и помощи. Человек в исламе
проявляет высшие нравственные качества по отношению к своим родственникам и не ждет, что ему ответят тем же.[10]
Глава II. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИСЛАМА
.1 Воспитание ребенка
Под обобщающим названием «Столпы веры» понимают идеологические и воспитательные основы религии. В исламском вероучении существуют шесть основополагающих постулатов:
· Вера в Аллаха – Творца всего сущего. Включает в себя ряд положений, главным из которых является Единобожие.
· Вера в Ангелов. Ангелы – существа, сотворённые Аллахом из света, исполнители Божьей воли.
· Вера в Священные Писания, ниспосланные Аллахом через пророков. Имеются в виду Божественные Откровения, которые ниспосылались в различные периоды истории человечества. Мусульмане признают истинными тексты Тауры (Торы), Забура (Книги Псалмов Пророка Давида), Инджила (Евангелия), а также более древних свитков, ниспосланных нескольким пророкам. Но все предыдущие Писания были отменены Кораном. С точки зрения мусульманских богословов, современные варианты всех Священных Книг, кроме Корана, искажены.
· Вера в пророков (посланников) Божьих. Кораном и Сунной предписывается принять истинными всех посланников Аллаха. Они были посланы к разным народам и племенам, но посланником ко всему человечеству был только Мухаммад.
· Вера в Судный День. Включает в себя веру в конец света, грядущее воскрешение, Божий Суд, наличие Ада и Рая (Ахира).
· Вера в предопределение. Мусульмане верят в то, что Аллах предопределил судьбы всего сущего (Кадар), то есть — в то, что все события происходят по замыслу Творца. Предопределение понимается как извечное знание Аллаха обо всех событиях и процессах, которые произойдут в мироздании; все события происходят с одобрения Аллаха, в соответствии с Его Знанием. Таким образом, человек обладает свободной волей, имеет способность выбирать между добром и злом, и потому несёт ответственность за свои поступки.[5]
Столпы ислама сводятся к пяти постулатам:
· Шахада – соблюдение строжайшего Единобожия (Таухид). Предписание засвидетельствовать принятие Единобожия и посланническую миссию Пророка Мухаммада заключено в символе веры ислама: «Я свидетельствую, что нет никого, достойного поклонения, кроме Единственного Господа, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник». В этой формулировке сосредоточена основная идея, из которой следуют все остальные теоретические и практические положения ислама. Веры в Единого и Единственного Господа и подтверждения пророческой миссии последнего Божьего Посланника Мухаммада достаточно для принятия ислама.
· Намаз – совершение ежедневной пятикратной молитвы (салят). Мусульмане совершают молитву строго определённым образом, в предписанное время, сопровождают её соответствующими положениями тела. Во время молитвы читают суры Корана и мольбы (дуа).
· Закят – материальное пожертвование. Мусульманин обязан ежегодно отдавать часть средств в помощь обездоленным и беднякам, сиротам, а также на некоторые социальные программы. Закят взимают в строго определенном количестве. Малоимущие мусульмане освобождены от выплаты закята. Закят – это разновидность поклонения Аллаху посредством расходования имущества.
· Саум – соблюдение поста в месяц Рамадан. Сущность поста заключается в поклонении Богу посредством воздержания от еды, питья и интимной близости в светлое время суток, более усердным служением Господу и старательным воздержанием от грехов в этот месяц.
· Хадж – совершение паломничества в Мекку. Этот столп ислама обязателен к совершению один раз в жизни, только для тех мусульман, которые материально и физически могут совершить его.
Перечисленные пять столпов составляют фундамент, на котором построена жизнь мусульман.[19]
Всем известно, что священный Коран – это жизнь. Это безбрежный океан знаний и истины.
Один из методов предлагаемый в Коране для развития личности человека это рекомендуемый достойный образец поведения и отрицание аморального поведения.
Знакомство с желаемыми образцами побуждает общество двигаться в сторону прогресса, и соответственно выбор аморального поведения ведет к деградации общества. В этой передаче мы постараемся раскрыть суть достойного поведения с точки зрения Священного Корана.
Понятие воспитание, обучение – это первоначальная и основополагающая потребность в жизни человека, это двигатель жизни с рождения до смерти. Человек имея мысли и цели в жизни при хорошем воспитании и стремлении к чему-то возвышенному без особых трудностей имеет возможность счастливо жить. Обучение − это значит развитие человека как личности, оно помогает заложенным внутренним способностям развиться в нужном направлении. В каждом человеке заложены скрытые внутренние возможности «скрытые таланты», которые если не развивать, останутся нераскрытыми и человек не достигнет совершенства, каких-то особых успехов.[7]
Великий Пророк Ислама сказал: «Каждый человек – это природный ресурс как золото и серебро».
Обучение стирает с человека все нечистое и неискреннее и закладывает в человеке зерно добра. Обучение наставляет и созидает человека. Благодаря обучению незрелые и необразованные люди приобретают мудрость и опыт. Воспитание влияет на качество и характер общества, диктующее правила сосуществования и понимания между людьми. Мусульманский ученый имам Мухаммад аль-Газали сказал, что для человека, который находится в обществе, главной составляющей считается воспитание, и, если бы не было ученых и учителей, люди жили бы как четвероногие животные. Это значит, благодаря обучению и воспитанию человек поднялся на цивилизованный уровень, от ступени животных к разумным существам.
Согласно истинной религии Ислама, воспитание значит направление человека, завершенность и улучшение его со всех сторон. Даже достаточно сказать о том, что Аллах во многих аятах указывал на важную роль воспитания. В суре «Аль-Алак» (Сгусток крови), в аятах 3 – 5, сказано:«Читай, ведь твой Господь – Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости – научил человека тому, чего тот не знал». Согласно другому аяту священного Корана: «Бог, учитель и создатель живой, неживой природы и человека, земли и неба. Он Господь – умный и творец всего мира». Поэтому когда человек попадает в атмосферу знаний, обучения и под влияние учителя, то благодаря ему человек раскрывает свои внутренние способности, доводит их до совершенства. Аллах – Он учитель и мудрый наставник. Пророк, великий посланник и главный учитель, послан Богом для воспитания и развития людей. Аллах в 129 аяте суры «Аль-Бакара» сказал, что обучение и воспитание людей – это главная миссия Пророка, с которой он был ниспослан. Главная цель Пророка заключается в очищении людей, их развитие и росте как личности. В суре «Семейство Имрана», в аяте 164 сказано, что Бог милостив к набожным, он выбрал одного из них Пророком, который будет нести к ним слово божье и очищать их, знакомить с Священным Кораном и давать знания, т. к. люди заблудшие совершают ошибки. Именно такой образец (т.е. Пророк) играет важную роль в воспитании и наставлении человека на истинный путь. Поэтому человек постоянно учится и использует в качестве образца поведение людей и знакомых и старается воспроизвести то, что понравилось в других людях. Человек выбирает образец и использует его в формировании своего характера, и выбирает, таким образом, основу своей жизни. Ислам ожидает, что его последователи будут образцом в обществе, поэтому в Коране записаны заповеди, которые должен соблюдать человек. В суре «Покои» сказано, что самый лучший человек ближе всех к Богу, поэтому такие люди не вершат дурных поступков, они в своих действиях целомудренны. Важную роль в развитии общества играет эталон таких людей с положительным характером. Каждая эпоха и время имели одного из божьих посланников, которые служили эталоном для людей. Великий Коран дает сравнительную характеристику добродетельных и презренных людей и дает право выбора образца поведения. В Коране понятие «добродетельный» включает в себя такие качества как чистый, целомудренный, осведомленный, совершающий хорошие дела, старательный, усердный и т. п. Понятие «отвратительный» включает в себя: поступающий скверно, насильник, безбожный, расточительный, высокомерный, жестокий, не справедливый, лицемерный. Цель священного Корана – донести наилучший образец, разъяснить обязанности в жизни человека и его действия. Коран гласит, что пророк Мухаммад (с) – наилучший и наиболее совершенный эталон для подражания людей. В суре «Аль-Ахзаб» в аят 21, сказано: «Аллах создал для Вас великий эталон в жизни – Пророка, чтобы вы могли снискать милости Бога в день Страшного суда и Аллах помнит о Вас». Посланник Аллаха – Мухаммад – величайшая модель человека. Своей правильной жизнью он притягивал людей к себе и его беседы были лучем света для них. Свои практические советы и знания он передавал другим во время путешествий. Имам Али (мир ему!), член семьи посланника Аллаха, говорил, что уважаемый Пророк каждый день демонстрировал свое достойное поведение и наказывал ему, т.е. Али, следовать этим божественным законам. Великий Пророк Ислама обладал благородным характером и являет собой источник милости и благословения для всего мира. Пророк, который являет собой отражение благочестия, говорил, что он – посланник божий, посланный для обучения и совершенства общества.[8]
Рассмотрение ислама в контексте государственного образования и одновременно мировой культуры позволяет выстроить трехуровневую структуру понимания и усвоения его нравственно-культурных ценностей, духовного богатства.
Первый уровень представляет собой блок учебного материала, который включает в себя знания о сущности ислама, его истории, развитии, о социальных, правовых, экономических и политических аспектах. По нашему мнению, молодежь в системе государственного образования должна знать религию своих предков хотя бы в сумме первоначальных представлений.
Второй уровень связан с формированием религиозного мировоззрения в семье, в конфессиональных учебных заведениях.
Третий уровень характеризуется степенью вовлеченности человека в реализацию заветов мусульманского вероучения.
Знания в исламе рассматриваются как обязанность и достоинство человека. Всю свою жизнь он должен стремиться к науке и познанию. Достаточно вспомнить, что согласно мусульманскому вероучению "всякий мусульманин в течение своей жизни должен учиться, так как Аллах приказал учиться". Толкователи мусульманского права подчеркивали необходимость изучения медицины, геометрии, астрономии и других наук. При этом еще с древних времен отмечалось, что тот, "кто учился наукам и не применил их на деле, похож на человека, вспахавшего волом землю, но не сеявшего семян".
Татарский просветитель XIX в. Каюм Насыйри в своей замечательной "Книге о воспитании", состоящей из 113 наставлений о нравственном совершенстве человека, отмечал, что знания, полученные в детстве, подобны орнаменту, выбитому на камне.
Не было забыто и ремесло, о котором Саади говорил: "Любимые дети, учитесь какому-нибудь ремеслу, ибо не заслуживает доверия богатство и мирское добро… Если человек, владеющий ремеслом, лишится власти, – не беда, ибо ремесло в его душе – богатство. Куда бы он ни пошел, он всюду встретит уважение… а человек, не владеющий ремеслом, всегда нищенствует и терпит лишения".
Общеизвестны имена Ибн-Сина, Улугбека, Аль-Фараби и многих других мусульманских ученых, труды которых вошли в мировую сокровищницу знаний. Свой вклад исламский мир внес и в воспитание, считавшееся важнейшим делом родителей, общества, государства. Недаром во всех низших образовательных исламских заведениях первейшее внимание уделялось именно вопросам нравственного характера.
"Кто в детстве не получит воспитанья.
Не будет счастья в жизни знать потом;
Сгибай сырую палочку как хочешь –
Однако в революционно-атеистической России XX в. приоритет образования привел к тому, что современная школа стала больше походить, по выражению одного из классиков, на "магазин готового платья", нежели на воспитательное заведение. У нас учат той же истории, представляющей собой систематизированный хаос дат, сюжетов, имен, событий, но не ведут ученика к пониманию нравственной истории, составляющей суть происходившего и происходящего с нами и у нас.[7]
И здесь ислам, имеющий многовековой социальный опыт, глубоко разработанную систему воспитания, может и должен быть востребован образованием, прежде всего в самом мусульманском мире России, где так долго властвовал воинствующий атеизм.
В ходе нашего исследования был проведен эксперимент с целью выявления значимости нравственных качеств личности у учащихся татарской гимназии и среди воспитанников одного из медресе (религиозной школы) Казани.
Учащиеся татарской гимназии на первые пять мест поставили такие качества: доброта, скромность, честность, трудолюбие, образованность. Воспитанники медресе выбрали следующие: уважение к старшим, забота о родителях и детях, послушание, терпеливость, трудолюбие.
Чем вызвано такое различие? Причины этого, видимо, следует искать в семье, социальной среде, в учителях, формирующих во многом нравственное сознание. Именно этим можно объяснить то, что учащиеся медресе, воспитываемые на этических нормах ислама, на первое место ставят уважение к старшим, а не абстрактную доброту.
Воспитание духовности, уважение к религиозным ценностям, знакомство с философскими учениями – все это предопределяет наше обращение к исламской и христианской культурам. Не отказ от знакомства с Библией или Кораном, а их изучение, позволяющее обогатить учебно-воспитательный процесс.
"Народ, – писал Д. С. Лихачев, – не должен терять своего нравственного авторитета ни при каких обстоятельствах. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Эти слова обращены прежде всего к педагогам, которые должны понимать, что духовная культура человека – это особый мир образов, мышления, своеобразная психологическая установка и особое восприятие мира. Поэтому, используя религиозно-философскую проблематику на уроках, учителя очень осторожно и бережно должны относиться к национальным религиозным святыням. Один из важнейших уроков нашего века состоит в том, что гуманное, человеческое возможно лишь там, где отчетливо и внятно различается высокое и низкое, где уважают святое, где любовь к человеку, детям превыше всего.
Сегодня ученые, педагоги Татарстана разрабатывают концептуальные подходы использования религиозной культуры в содержании учебно-воспитательного процесса, где критериями отбора служат духовно-нравственные категории развития личности ребенка, поликультурность; этноэтические нормы общежития.
Безусловно, что стержень нравственного становления личности – это совесть, которая является "эмоциональным стражем убеждений". Судя по светской педагогической литературе, совесть является плодом культуры чувств, индивидуального подхода, семейного воспитания, коллективистской среды, самовоспитания и самосовершенствования. Были "забыты" только религия, вера, традиция, в которых в концентрированной форме ярко и образно представлена суть того, что мы называем совестью, порядочностью, душевностью.
Выбор эталона для подражания имеет судьбоносное значение для личности и его общественной жизни. Несколько пророков являлись образцами для подражания. Бог ради раскрытия достоинств человека нашел людей, которые только по одному Ему известным причинам являются объективными достойными образцами поведения, например пророка Моисея, который ради приобретения источника могущество, т.е. знаний, шел по жизни вместе с пророком Хизром и перенимал его знания и опыт, мудрость и достойное поведение. В суре «Каф» в аяте 66, Моисей спросил Хизра: «Если я буду твоим последователем, твои знания помогут мне вырасти как личности?» Моисей, задавая вопрос, показал, что для познания не надо определенного места или времени и человек в любом возрасте, с любым уровнем знаний, полагаясь на учителя и при его поддержке, станет светлым человеком и определится с истинным направлением. Священный Коран указывает на образец в жизни человека, раскрывает заложенные в него добродетели. Св. Коран прославляет достойную линию поведения общества, обучает людей вырабатывать в себе характер, заслуживающий уважения, задает ему правильный курс в жизни, так что человек выбирает новое направление в общественной жизни и определяет свою судьбу. Священный Коран приводит в пример для верующих людей супругу фараона как эталон благородства души. Асия, жена фараона, была женщиной сознательной и верующей, которая, несмотря на то, что жила в центре тирании, в деспотическом государстве, противостояла своим образом жизни. Опираясь на знания и с верой в Бога, она, несмотря на плохое окружение, выбрала разумный путь в жизни. В суре «Ат-Такрим» в аяте 11 сказано, что Бог ради верующего человека поставил в пример жену фараона. Она сказала: «Бог для меня построит дом в аде и спасет от фараона, его пороков и его сподвижников-угнетателей».[13]
Из всего вышесказанного, можно проследить последствия. Ио мнению некоторых авторов, таких как Боков Н.Д. , Хашбикар Хакишевич, Вагабов М.В., в поведении многих мусульманских детей прослеживается двойственность: дома они стараются вести себя в соответствии с установленными правилами, но, оказавшись за его пределами – на улице или в школе, – ведут себя совершенно по-другому. И сколько бы причин тому ни находилось, главной является то, что ребенок, как в армии, принужден соблюдать строгие правила и приличия, в то время как его душа противится им и ищет путь обхода.
Конечно, родителей заменить нельзя не при каких обстоятельствах. И именно они могут привить правильное воспитание, основанное не на навязывании, пусть даже самых верных и необходимых правил поведения, а на убеждении в их важности и полезности. Последнее время распространен феномен обучения «из-под палки». Некоторые мусульманские родители пытаются заставить ребенка четко следовать предписаниям Корана. Это вызвано распущенностью современной молодежи и страхом, что ребенок будет таким же. Но как заметила Г. Нуруллина в своей книге «Женщина в исламе», если ребенок будет воспринимать следование наставлениям и соблюдение правил как возможность проявить свою личность, то его сердце откроется для этих наставлений и правил. Таким образом, отпадет необходимость в постоянном контроле над ребенком, так как он укрепит свои убеждения, будет в состоянии контролировать себя сам и избавится от потребности лицемерить.[14]
2.2 Аспекты воспитания по Корану
воспитание дети коран религия
На основе многочисленных опытов русский физиолог И. П. Павлов установил связь между причинами того или иного поведения и внешними раздражителями. В связи с этим надо напомнить об одной важной закономерности: хорошее поведение не возникает само по себе и не входит в привычку, если у ребенка нет стимулов. Но здесь следует выйти за материальные рамки теории условного рефлекса Павлова и указать, что мусульманское воспитание, всегда опиравшееся на поощрение и вознаграждение любого доброго деяния и хорошего поведения, подразумевает два вида вознаграждения: мирскую награду и награду в жизни вечной.
Плоды хорошего воспитания достаются ценою большого труда и забот, поэтому в процессе воспитания необходимо учитывать следующие аспекты:
. Религиозный
. Нравственный
. Физический
. Интеллектуальный
. Психологический
. Социальный
. Половой
1. Религиозный.
Здесь подразумевается приобщение ребенка с самого рождения к иману, обучение его основам ислама и шариата.
Иман – это вера во Всевышнего Аллаха , Его ангелов, Его небесные книги и Его пророков, в Судный день и предопределение судьбы, в то, что все хорошее и плохое происходит по воле Всевышнего Аллаха
Столпы ислама – это поклонение в форме аш-шахадата, намаза, поста, аз-заката, аль-хаджа и т. д.
Принципы шариата – это комплекс предписаний и норм, установленных Всевышним Аллахом для людей, уверовавших в него, и регулирующих их поведение как на уровне отдельного человека, так и на уровне общества.
Все дети рождаются с присущей природе человека верой в существование Единого Бога. По словам Абу Хурайры, Посланник Аллаха сказал: "Все дети рождаются в "фитре" ( врожденное состояние веры в Единого Бога)" – родители их делают христианами, иудеями или многобожниками" (Аль-Бухари). означает, что все дети появляются на свет, готовыми принять все. Иными словами, ребенок покидает утробу матери, открывая перед собой двери жизни без навязанных представлений и страстей. Их души подобны чистому листку бумаги, именно родители дают детям представление об окружающем мире, выбирают им религию. Поэтому именно они несут ответственность за будущее ребенка перед Всевышним Аллахом.
. Нравственный.
Этот аспект подразумевает комплекс морально-нравственных принципов, которые необходимо привить ребенку с раннего детства. Эти принципы должны стать стержнем его психологической личности.
Посланник Аллаха определил основную цель своей великой миссии словами: "Я был послан для того, чтобы усовершенствовать нравственность".
О важности нравственного воспитания свидетельствует и другой хадис, где говорится: "Обучайте ваших детей и домочадцев нравственности и воспитывайте их" (Абд-ар-Разак).
В результате нравственного воспитания ребенок, растущий с верой в Аллаха, воспитанный в богобоязненности, будет чувствовать Его контроль и ответственность за свои поступки. В его психике, несомненно, начнут закладываться фундаментальные морально-нравственные ценности. Он будет отличаться исключительной уравновешенностью, честностью, правдивостью, глубоким чувством любви к своим родителям, братьям, сестрам, друзьям.
3. Физический.
Задача этого аспекта воспитания заключается в формировании сильного, крепкого, здорового человека, который должен испытывать радость и удовлетворение от той пользы, которую он приносит своей семье и обществу.
Физическое воспитание направлено на совершенствование организма, укрепление иммунитета, предупреждение заболеваний. Здоровье, с точки зрения ислама, одна из самых больших милостей Аллаха Посланник Аллаха (сас) сказал: "Сильный верующий лучше для Аллаха и более любим Им, нежели слабый". Ислам настоятельно рекомендует укреплять и сохранять телесное здоровье при помощи физических упражнений, спортивных игр и тренировок.
. Интеллектуальный.
Это сторона воспитания не менее важна, чем предыдущие. Интеллектуальное воспитание формирует у ребенка стремление к постижению наук и познанию окружающего мира. Главные усилия необходимо прикладывать к овладению религиозными знаниями, помогающими достичь покоя и счастья на этом и том свете. О ценности знаний и об обязанности людей постигать исламское учение свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и хадисы Пророка (сас) Всевышний говорит: "Скажи: равны ли те, которые знают, и те, которые не знают?" (сура "Толпы", аят 9). Однако нельзя забывать и о других науках. Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха сказал (сас): "Тому, кто идет по дороге знаний, Аллах облегчит дорогу в Рай" (Муслим).
5. Психологический.
Этот аспект подразумевает воспитание здоровой, устойчивой психики, проявлением которой у ребенка являются смелость, самостоятельность, стремление к совершенству, добру, любви.
При правильном психологическом воспитании ребенок становится неуязвимым к ненависти, зависти или неприязни и лишается чувства страха перед кем-либо, кроме Всевышнего Аллаха. Он доволен волей своего Господа и постоянно желает снискать Его благословение. В нем нет ненависти, зависти или неприязни.
. Социальный.
Задача этого аспекта – приучить ребенка соблюдать общественные нормы поведения. Одним из его основополагающих принципов является неукоснительное следование важным правилам человеческого общежития. Необходимо с раннего детства формировать в ребенке умение и навыки установления социальных контактов и связей. При этом нужно ориентироваться на модель поведения, предложенную Пророком Мухаммадом (сас): "…поддерживай отношения с тем, кто порывает их с тобой, давай тому, кто отказывает тебе, и прощай тому, кто притеснял тебя".
. Половой.
Этот вид воспитания подразумевает просвещение ребенка в вопросах пола. Он включает в себя разъяснение сущности взаимоотношений между полами, инстинкта продолжения рода и других вопросов, связанных с браком.
Судя по аятам Корана и хадисам Пророка (сас), родителям и воспитателям можно откровенно говорить с детьми о вопросах, связанных с половой жизнью. Цель полового воспитания – прежде всего физическое и моральное здоровье ребенка, а также его просвещение в области разрешенного и запретного в этой сфере человеческой жизни.
Таковы некоторые аспекты исламского воспитания, и опыт мусульманских стран убедительно показывает его благотворность и эффективность.[14]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполненной работы: проведен анализ литературы по теме исследования; охарактеризован Ислам как монотеистическая мировая религия; выделены идеологические и воспитательные основы ислама; проанализировано влияние религии на воспитание и образ жизни в Исламе; рассмотрены особенности воспитания в Исламе; выявлены важные моменты воспитания в Суннах Пророка Мухаммада.
Анализ процессов влияния религии на воспитание в Исламе позволил сформулировать следующие выводы:
. Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог – Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков – это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.
. Исламская религия оказывает большое влияние на воспитательный и образовательный процессы.
. Наблюдая за развитием ребёнка, следует проследить за тем, чтобы первым словом, которое он произнесёт, было, имя Всевышнего, для чего ему надо постоянно повторять имя Создателя. Далее, постепенно обучать ребёнка произнесению слов «Бисмилля!», поскольку эта фраза не содержит каких-либо сложных по произношению букв, и эту фразу очень легко произносить детям, особенно имя Создателя – Аллах. Произнесение этой фразы и имени Всевышнего является весьма желательным, так как в них скрыто множество неописуемых благ и, с произнесением этих слов, постепенно взрослея, подрастающий человек непременно будет воспринимать их благодать. Есть надежда, что эти слова сыграют очень важную роль в его жизни и в целом очень важны для дальнейшего его воспитания. Поэтому не следует торопиться обучать детей произносить такие слова, как «мама», «папа» и т.д.
. Также следует обучать тому, на что следует смотреть, а на что нет, что разрешено слушать и что запрещено, какие части тела необходимо скрывать от людей и т.д. В этом деле самым лучшим является пример самих родителей. Если ребёнок становится свидетелем того, как родители не пропускают намазы, то ещё тогда, когда он, ползая по полу, уже будет стремиться к молитвенному коврику, стараясь подражать родителям. Таким образом, пример для подражания – всегда самый лучший метод воспитания детей.
. Когда дети становятся юношами, самым важным становится своевременный брак. Большинство распутств происходят по той причине, что юноши остаются без семьи до 27 лет и выше лет. В среднем к двадцати годам молодые люди должны вступать в брак, и не следует обращать внимание ни на какие обычаи, которые ведут к откладыванию вступления в брак. Пророк сказал: «Когда к вам приходит тот, чья религиозность и нравственность вас устраивает, выдайте за него замуж свою дочь. Если так не будете поступать, будет широкая смута в обществе».
. В Исламе проявляют огромное усердие в воспитании детей, обучении их религии Ислам, так как дети относятся к категории тех явлений, которые даже после смерти родителей, приносят своим родителям пользу. Таким образом, если правильно воспитанный, праведный сын, подняв руки, станет молить: «О Аллах, прости грехи моим родителям!», то ничто не сравнится с этим. Подобная мольба сына за родителей будет в помощь им.
Таким образом, цель работы, заключающаяся в рассмотрении и анализе процессов влияния религии на воспитание в Исламе достигнута, задачи выполнены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахмад Фарид Мустафа. «Ислам- всеобъемлющий образ жизни». М., «Политбюро», 2001.
. Б.Д. Бурмистров «Воспитание детей в Исламской традиции» М., 2001
. Велитаев С.С. «Западный взгляд на проблему семейно-брачных отношений» М., 1995.
. Герман С.С. «Ребенок в традиции Ислама» М., 1997.
. Значение и смысл Корана. Сборник толкований в 5 томах.1999.
. Коран. Перевод И. Ю. Крачковского. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
. Кузьмина С.Л.: XIX век: наука и религия в искусстве воспитания // Педагогика. – 2009. – №2 – С.76 – 81.
8. Ислам и проблема национализма в странах Ближнего и Среднего Востока – М., 2006.
. Марван Ибхарим ал-Кайси Абу Аиша. «Исследования о семье в Исламе». М., 1997.
. М. И. Родионов. «Ислам класический». СПб.: «Петербург. Востоковедение», 2001.
. Мень А. История религии в поисках пути, истины и жизни. – М.: Инфра-М, 2006.
. Писманкина М.Г. Религия в истории и культуре. – М.: Юнити, 2007.
. Серивов У.У. «Ислам. Как прийти к правильному воспитанию». Чебоксары: Чувашия, 1998.
. Смирнов Г.В. Мистика. Религия. Наука.- М.: Канон, 2008.
. Солдатова А.В. Основы религиоведения. – М.: Высшая школа, 2007.
. Солнцева Ю.Г. «Ребенок и религия». Томск, 1999.
. Справочник по Исламу. Сост.: Х.А. Дулдаева, В.Н. Гилязов. Саратов: Приволж. книж. из-во, 1998.
. Ханиф, Сюзанн. «Что должен знать каждый об Исламе и мусульманах». Пер. с анг. Д.Б. Пальца. Киев: «Молодь», 1998.
. Фирдоуси, Мухаммад. «Секс и Ислам». Казань, 1993.