- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 35,17 Кб
Современный витраж
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
Факультет институт прикладного искусства
Кафедра декоративно-прикладного искусства
Курсовая работа
СОВРЕМЕННЫЙ ВИТРАЖ
Студентки Барановой О.К.
Санкт-Петербург 2012
Содержание
Введение
. История витража
.1 Зарубежный витраж
.2 Витраж в России
. Эволюция витража
.1 Паечный витраж
.2 Живописный витраж
. Художественные стили витражей
.1 Классический стиль
.2 Готический стиль
.4 Абстракция
.5 Авангард (New Age)
.6 Античный стиль
.7 Византийский стиль
.8 Египетский стиль
. Витражные техники
.1 Классический (наборный) витраж
.2 Техника Тиффани
.3 Техника SGO
.4 Техника фьюзинг
.6 Техника пескоструйной гравировки
.7 Фацетированный витраж
.8 Пленочный витраж
.9 Витражи в технике мозаики
.10 Витраж с росписью по стеклу
. Разновидности витражных изделий
.1 Витражное панно
.2 Витражные столы
.3 Витражные окна
.4 Витражные потолки
.5 Витражные люстры, лампы, торшеры
.6 Витражные перегородки, ширмы
.7 Витражные двери
. Применение витражей в интерьере
.1 Витражи в кухне
.2 Витражи в ванной комнате
.3 Витражи в кабинете
.4 Витражи спальне
.5 Витражи на лестнице
Заключение
Список литературы
Введение
Применение витража в современном декоре вновь становится актуальным. Его использование носит функциональный и эстетический характер. Назначение витражей разнообразно: они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность изолировать помещения первых этажей от посторонних взглядов.
Благодаря своей способности пропускать свет, плоскость витража может служить прекрасным приемом зонирования, не нарушающим целостности восприятия пространства. Только витраж способен создать особую световоздушную среду , изменчивую и непредсказуемую игру света.
Витражи выигрывают не только от яркого солнечного света, но и от мягких тонов заката и сверкающих вечерних огней. Что касается искусственного освещения витражей, хотя бы и лампами дневного света, то установлено, что такое освещение придает витражам как бы застывшее выражение, оно не может вызвать той игры света и теней, тех световых и цветных эффектов, которые создает естественное освещение, бесконечно сменяющееся на протяжении дня и в течение года. Возможно, конечно, в отдельных случаях применение специальных установок с синхронно сменяющимся искусственным освещением, но это уже относится к области дорогостоящего оборудования и едва ли оправданных эффектов.
В данной работе я поставила для себя следующие цели и задачи выяснить:
какие художественные стили витражей существуют
какие технологии изготовления витражей актуальны на сегодняшний день
какие витражные изделия существуют и как они применяются в интерьере
1. История витража
.1 Зарубежный витраж
Для обозначения мозаики расписных оконных стекол, называемой у нас витражами, в европейских языках нет единого по форме и однозначного по содержанию термина. При наименовании этих произведений (например: stained glass windows, painted glass – в английском языке; Glasgemalde – в немецком) описательными понятиями пользуются далеко не случайно. Их смысл указывает на то, что производство витражей как самостоятельный вид декоративно-прикладного искусства появилось в сравнительно недавнее историческое время. И только французский термин "vitrail", от которого происходит и наше название "витраж", содержит в своей основе латинское слово "vitrum", указывающее на предысторию этого вида искусства.
Первые сведения об использовании стекла в отделке общественных зданий мы находим в трактате Плиния Старшего "Naturalis historia". Подробно излагая историю искусства создания павиментов (наборных полов, в основе которых лежат живописные картины), Плиний отмечает, что только в его время, то есть не ранее последней четверти I века до н. э., "вытесненные с земли павименты перешли на своды, уже из стекла". Позднее в литературе имеются лишь отдельные упоминания об использовании цветного стекла в оконных переплетах. Они относятся к IV-VII векам и происходят из Византии. Первые прототипы средневекового витража, обнаруженные в церквях монастырей Джарроу и Монкуирмот на северо-востоке Англии, датируются 7 веком. Здесь уже использованы орнаментальные и фигурные стекла, хотя и не окрашенные. Возможно, старейшим из дошедших до нас фрагментов витражей с полноценной росписью является голова из лоршского монастыря (ныне хранится в музее земли Гессен в Дармштадте). Датируют этот фрагмент по-разному, однако, вероятнее всего, он был создан во второй половине 9 века.
Вплоть до начала 12 столетия витражи встречались редко, хотя в письменных источниках сообщается, что церкви уже украшали выполненными из цветного стекла сценами из Библии и житий святых, а также монументальными портретами отдельных исторических и легендарных лиц. В Средние века сведения о живописных стеклах встречаются в источниках XI столетия. Ученый монах Феофил в книге "Scedula diversarum artium" писал: "Ты, кто прочтешь эту книгу! Я не скрыл от Тебя ничего, что мне известно. Я научил Тебя тому, что знают многие греки в искусстве подбора и смешения красок, итальянцы – в чеканке серебра, в нарезах слоновой кости, шлифовке тонких камней, чем славна Тоскана, в искусствах Дамаска, какими владеют арабы, тому, чем сильна Германия: в ковке золота, железа, меди; в сочетании драгоценного и блестящего оконного стекла, какими славна Франция".
Наиболее ранние из сохранившихся витражей, созданные в середине XI века, находятся в Германии. Они вставлены в оконные проемы центрального нефа Аугсбургского собора. Известно, что аугсбургские витражи были изготовлены в монастыре Тегернзее, расположенном неподалеку от Аугсбурга, где в XI веке были витражные мастерские.
К 1140-1144 годам относятся витражи церкви Сен-Дени близ Парижа, сохранившиеся до наших дней лишь во фрагментах. Художественная школа, находившаяся при монастыре Сен-Дени, развивалась под руководством министра короля Людовика VII – аббата Сугерия. Для поднятия престижа королевской власти Сугерий предпринял строительство собора Сен-Дени, служившего усыпальницей французских королей. Для украшения собора он пригласил крупнейших мастеров своего времени, которые значительно расширили круг сюжетов, традиционно использовавшихся в композиции витражей. Заимствованные из Библии, эти сюжеты давали простор для творческой фантазии художников. В Сен-Дени соединились элементы и мотивы, которые мы теперь считаем характерными признаками готического искусства, став основой для возникновения нового стиля – готики.
Прозрачность строений готической архитектуры привела к практически полному исчезновению сплошного пространства стен, а тем самым – и главного носителя живописных изображений, использовавшихся в романском искусстве. Компактное стенное пространство романской эпохи преобразовалось в готическую просвечивающую систему колонн и окон. Первыми соборами, построенными в готическом стиле, были Нотр-Дам в Париже и Кентерберийский собор. В ходе многочисленных перестроек в Кентербери хоры часовни Святой Троицы, апсида и усыпальница Томаса Бекета получили новые большие окна, заполненные историческими сюжетами. В усыпальнице впервые в средневековом искусстве были созданы повествовательные описания современных событий.
Наивысшего подъема витражное искусство Франции достигло в XIII веке. Главный центр производства расписных стекол переместился в Шартр, где образовалась самостоятельная школа мастеров. Известно, что только за первую половину XIII века художниками этой школы были изготовлены витражи более чем для 200 готических окон. Эти данные свидетельствуют о размахе деятельности и популярности шартрских мастеров. Шартрская школа в начале XIII века играла ту же роль, что и Сен-Дени в XII столетии.
Во второй половине XIII века и далее – в течение XIV столетия, с историческим нисхождением готики, предпосылки для дальнейшего продуктивного развития витража оказываются утраченными. Весь дальнейший путь живописи (ответвлением которой в своем существе явился в ту пору витраж как вид искусства, оперирующий фигуративными красочными изображениями на плоскости) во времена поздней готики и, в особенности, с наступлением Раннего Ренессанса, был направлен на нарастающее объективирование зримых образов, на все более тесное их соотнесение с реальной эмпирией. Этот путь означал неминуемый отход от тех форм претворения, которые в пору ранней и зрелой готики дали в искусстве витража примеры высочайшей художественной результативности. Отступая от принципов монументальной мозаики цветовых плоскостей, витраж с своей изобразительной сути и в технических приемах все более приближался к живописной картине, неизбежно утрачивая при этом изначально присущие ему сильные качества. Решающим признаком витражных созданий времен зрелой готики была их ансамблевость, в своем предельном выражении объединявшая обширные циклы оконных композиций во всеохватывающую изобразительную оболочку храмового интерьера. Вразрез с этим в поздней готике и в еще большей мере в раннеренессансные десятилетия в искусстве витража нарастают черты станковости и, как естественно следствие этого, устанавливается "штучность" витражных работ, превращение их в отдельные автономные объекты, сопутствуемое утратой подлинной монументальности. А с наступлением Ренессанса, с исчезновением каркасных форм готической архитектуры витраж лишается естественной среды своего существования и утрачивает статус эпохально-значимой художественной отрасли, равноправной с другими видами искусства.
.2 Витраж в России
В России витражи существовали еще в XII веке, однако они не были характерным элементом убранства интерьеров русских домов.
Николай I проявлял к транспарантным картинам большой интерес и желал распространить их в России, прежде всего в столице империи – С.Петербурге. В первую очередь витражи появились в императорских дворцах. Так как российские придворные заводы в этот период еще не были в состоянии производить подобные изделия, они отбирались из музейных коллекций, например из собрания древних готических стекол, хранившихся в Эрмитаже. Витражи в этот период стали главным элементом, формировавшим «готический стиль» русского интерьера – той изюминкой, благодаря которой на любом помещении появлялся налет европейского средневековья. Стоимость «готических окон» в то время была невероятно высока. На всероссийской мануфактурной выставке 1839 г. «картина в 61 стекло» завода М. Ф. Орлова вызвала восторженные отзывы как «изящнейшее изображение» и была оценена в 6 тысяч рублей . Мало кто мог себе позволить приобрести такие дорогие вещи. Так как витражи в это время вызывали в Петербурге повышенный интерес публики, на них приезжают смотреть как на чудо.
Владельцы частных стекольных заводов пытались изготавливать витражи. Результат, как правило, не оправдывал вложенных усилий. Незнание рецептов керамических красок, технологии обжига, дороговизна импортных материалов, отсутствие необходимого оборудования сводили все старания на нет: либо опыты были неудачными, либо стоимость стеклянных картин оказывалась чрезмерно высокой, и дело не приносило выгоды. Опыты предпринимались на заводах М. Ф. Орлова, Н. А. Бахметева, Мальцевых, П. М. Воробьева. Результаты их деятельности до нас не дошли. Пока одни бились над секретами изготовления витражей, другие осваивали рынок, выпуская на него «подделки»: расписывали оконные стекла недолговечными масляными красками, или клеили на окна бумагу с рисунками и тем имитировали разноцветные витражи. Императорский стеклянный завод по воле Николая I также оказался вовлечен в процесс освоения нового для России ремесла. На этом придворном предприятии первоначально изготавливали одноцветные стеклянные пластины без росписи. Поэтому витражи этого завода первоначально представляли собой набор однотонных стекол, образующих в оконном переплете простой геометрический узор. Так, в церкви Св. Александра Невского в Александрии (1831-1833); проект К. Ф. Шинкеля; арх. А. Менелас, И. Шарлемань), первые разноцветные розы над порталами были сделаны в 1833 году и напоминали калейдоскопическую мозаику. Такие примитивные витражи были распространены в русских интерьерах на протяжении всего XIX века, однако, они мало походили на своих прародителей – тысячецветные окна в каменном кружеве готических соборов.
До 1840-х гг. русская стекольная промышленность не могла предложить ничего, кроме этих малохудожественных имитаций окон средневековых храмов. В тот момент, когда было решено установить в алтаре Исаакиевского собора витраж с изображением Воскресшего Спасителя, в России не нашлось завода, способного выполнить такое задание. Поэтому алтарный образ был заказан за границей – в Мюнхене, на знаменитом в XIX столетии предприятии – «Заведении живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре (нем. Königlich Bayrische Hofglasmalerei) по эскизу Г. М. фон Хесса М. Э. Айнмиллером . В 1847 году стеклянный запрестольный образ уже находился в алтарном окне собора, и с тех пор его не покидал. Это расписное окно является самым ранним из сохранившихся в Петербурге витражей XIX столетия. Значение его для всей истории русского витражного искусства очень велико. Это – первый фигуративный витраж в русском православном храме. До его установки стеклянных икон не было ни в древнерусских культовых постройках, ни в храмах XVIII века. Появление в Исаакиевском соборе заалтарной стеклянной картины с изображением Иисуса Христа стало результатом взаимодействия западной и восточной христианской традиций, своеобразного синтеза фигуративного католического витража и запрестольной православной иконы.
Впоследствии витражи стали распространенным элементом в убранстве православных храмов, а иконографическая схема витража Исаакиевского собора часто использовалась при росписи алтарных окон русских церквей в разных городах России.
Следующий этап истории витражей в России связан с производством на Императорском стеклянном заводе, где в приказном порядке начинают расписывать стекла для окон. Эти работы представляли собой картины на стекле. Такой тип витражей распространился в Европе с 1830-х годов. Первоначально картины для окон составляли из нескольких крупных пластин стекла. Однако постепенно техника стеклоделия, росписи и обжига настолько усовершенствовались, что появилась возможность писать картину на цельном стекле, как на куске холста. Сохранились всего два витража Императорского завода: «Ангел молитвы» (1857) – копия картины Т. А. Неффа (Государственный музей-заповедник г. Павловска) и «Святое семейство» – копия работы итальянского живописца эпохи Возрождения (музей фарфорового завода им. М. В. Ломоносова).
Императорские заводы были «образцовыми» предприятиями, законодателями мод и вкусов: частные стекольные заводы стремились подражать придворной продукции. Однако из-за сложности исполнения и, как следствие – дороговизны подобных картин на стекле, производство их было невозможным. Деятельность по созданию витражей на Императорском стеклянном заводе существовала около 50 лет – от возникновения в 1840-е до 1890 года, когда ИСЗ как самостоятельное предприятие прекратил свое существование.
Тем временем в русской архитектуре сменился не один «исторический стиль». Витражи, появившиеся как атрибут «готики», не исчезли вместе со снижением интереса к западному средневековью. Они настолько прочно укоренились на русской почве, что в период эклектики их можно было увидеть в интерьерах самой разнообразной стилистики. Разноцветные композиции украшали окна как дворцов и особняков знати, так и общественных сооружений и церквей. Витражи стали олицетворять богатство хозяина дома, древность его рода. Российская стекольная промышленность на протяжении всего XIX века не обеспечивала спрос на произведения художественного стеклоделия: развитие этой отрасли было недостаточным для удовлетворения спроса населения даже на простые изделия первой необходимости. Поэтому витражи в основном привозили из-за рубежа. В 1860-е гг. среди заграничных мастерских появилось конкурентоспособное ателье, организованное русским художником Владимиром Дмитриевичем Сверчковым (1822-1888). Его мастерская находилась в Шляйсхайме под Мюнхеном, она была ориентирована в первую очередь на заказы российского императорского Дома, выполняла витражи для церквей и особняков Петербурга, Москвы, Берлина, Лондона, Мюнхена, Турку. Витражи Сверчкова сохранились в зданиях Петербурга и музейных коллекциях, часть известна по старым фотографиям. Среди самых известных его работ – фигуративные витражи в конференц-зале С.-Петербургской Академии художеств. Они сохранились в фондах музея Академии художеств и ожидают реставрации.
В конце XIX века наступил новый этап в развитии витражного искусства, которое за короткий период 1880-1910-х гг. достигло необычайного расцвета в странах Европы, Англии и Америке. Благодаря техническому прогрессу в области стеклоделия упростилось производство листового стекла, были разработаны новые технологии его окраски, обработки, декорирования. Основные художественные принципы стиля модерн – графичность контуров, плоскостность рисунка, локально окрашенные поверхности изображения как нельзя лучше соответствовали природе витража, набранного из кусочков цветного стекла. Стиль модерн выявил художественные достоинства техники мозаичного набора, замаскированного в эпоху эклектики эффектными росписями. Витраж-картина остался в прошлом. В конце XIX-начале XX века господствует витраж-панно. Это эволюционное превращение не только кардинально изменило иконографию витражей, но и чрезвычайно расширило сферу их применения. В эпоху эклектики месторасположение витража в доме было жестко ограничено рамками оконного проема. Теперь витраж «вышел» из «рамы» окна: композиции из цветных стекол стали включать в межкомнатные перегородки, затем появились разноцветные стеклянные потолки и купола, после чего витраж «вырвался» и за стены дома: светящиеся вывески, рекламные надписи из стеклянных букв преобразили облик города.
Древняя техника витража – мозаичный набор из фигурных кусочков стекла – стала активно использоваться и для многих предметов прикладного назначения: мебели, каминных экранов, ширм, зеркал, музыкальных инструментов, ювелирных украшений. А после усовершенствования способа соединения стекол между собой витражная техника стала применяться не только для плоских поверхностей, но и для объемных предметов – ламп и светильников самых причудливых форм.
В российскую стекольную промышленность проник иностранный капитал, что изменило саму ее структуру. Появился новый тип предприятия – акционерное общество, которое часто объединяло несколько фабрик. Эти общества часто возглавляли иностранные предприниматели, которые вместе с капиталом привозили в Россию современное оборудование, сырье для производства и мастеров. В сфере российской стекольной промышленности произошла специализация: если раньше производство стекла, его отделку и декоративную обработку осуществляла одна и та же фабрика, то теперь заводы лишь производят листовое стекло, а отделочные и художественные работы выполняют специализированные мастерские, среди которых появилось большое число витражных ателье. В Петербурге за почти тридцатилетний период (1890-1917 гг.) в общей сложности работали около 20 витражных мастерских. Наиболее известные среди них – ателье братьев М. и А. Франк, братьев Оффенбахер, М. Кноха, А. Аноховича и другие Они изготавливали витражи не только для столицы, но и для многих других городов России. Наряду с ними художественную продукцию предлагали представительства заграничных ателье, но их Количество в это время было незначительным.
Если в 1890-1890-е в сфере отделочных и художественных работ по стеклу приглашение иностранных мастеров было необходимостью, то в 1900-х в России формируются собственные кадры профессиональных художников-витражистов. Подготовка специалистов была организована в образовательных учреждениях столицы: в 1895 году – в Императорском обществе поощрения художеств, в 1899 – в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица.
Таким образом, к началу XX века в России было все необходимое для успешного развития витражного дела. Разноцветные окна перестали быть предметом роскоши и стали доступны большому числу заказчиков. Применение витражей в петербургских зданиях в начале XX столетия приобрело массовый характер. Особняки, церкви, больницы, школы, магазины, рестораны, театры и даже бани украшались витражами. В конце XIX-начале XX века изменилось и терминологическое обозначение витражного произведения: от «транспаранта», «живописи на стекле» или «стеклянной картины» XIX столетия – к «стеклянной мозаике» в 1880- 1890-е. Затем в русской лексике появились термины, в которых подчеркивалась функция витража как декоративно оформленного окна: «узорное окно», «витро» (vitro или vitreau). Лишь в 1900-е в русском языке появилось слово «витраж». Русские витражи конца XIX-начала XX вв. отразили основные принципы стиля модерн. Основой его художественной и декоративной практики было подражание природным формам во всем многообразии их проявлений. Круг иконографических мотивов витражей этой эпохи чрезвычайно широк. Цветы и ветки растений, сплетенные в сложном рисунке стебли или орнаментально упорядоченные мотивы, беспредметные композиции с текучими, плавно изгибающимися линиями, часто образующие букву «омега» – основной набор изображений на витражах стиля модерн. Наряду с ними существовали и другие – геометрические композиции, вариации на тему готической стрельчатой арки, стилизованные изображения гербов, пейзажные композиции. Фигуративные композиции сохранились в нашей стране в незначительном количестве: один из самых эффектных сюжетных витражей посвящен античной мифологии и находится в ресторане гостиницы «Европейская».
«Программным» произведением русского витражного искусства, наиболее полно сконцентрировавшее в себе «дух» времени, стало художественное остекление Торгового дома братьев Елисеевых на Невском проспекте (сохранился лишь небольшой фрагмент). Многофигурная витражная композиция в огромном окне-экране главного фасада выражала идеи богатства страны, национальной самобытности и включенности России в общеевропейскую культуру. В конце девятнадцатого века Джон Ла Фарж и Луис Тиффани стали намеренно добиваться неоднородности стекла. Современное витражное стекло получается в результате использования множества разнообразнейших технологий. Стекло может быть прозрачным и глухим, однородного цвета и смесью различных цветов и оттенков одного цвета, гладким и с разнообразной фактурой. Надо сказать, что витражи у нас никогда широко не применялись, поскольку витраж во все времена был изделием дорогостоящим. Недоступность витражей для широких слоев населения при остром желании их все-таки иметь, например, в советский период, привела к появлению различных технологий-заменителей.
С началом Первой мировой войны в 1914 году объемы стекольного производства в России сократились, строительная деятельность в стране, а вместе с ней и выпуск отделочных материалов были прекращены. После Октябрьского переворота все крупные частные производства были национализированы. Витражные мастерские, существовавшие почти исключительно в структуре крупных стекольно-промышленных объединений, прекратили свое существование. Так, недолгая история российских витражей оказалась прервана. Лишь в 1930-е годы в советской архитектуре вновь появился интерес к полихромным просвечивающим композициям, которые составили уже совсем другую эпоху – советского витражного искусства со своей тематикой, новыми материалами, находками и экспериментами.
2. Эволюция витража
.1 Паечный витраж
Около X столетия наступает перелом в витражном искусстве. Уже несколько раньше, точно не известно когда, появляется описанный Теофилом способ изготовления тонкого листового стекла, который позволяет получать фасонные куски значительно большего размера, чем это было возможно раньше, когда витраж представлял собой, в сущности, прозрачную мозаику. Вырезанные фигурные кусочки листового цветного стекла научились к X в. соединять свинцовым переплетом. Делалось это, судя по описанию, оставленному Теофилом, следующим образом. Сначала отливали в железных или деревянных формах свинцовые стерженьки, которые затем расплющивали в полоски. Этими полосками обертывали края заранее нарезанных и точно пригнанных один к другому кусков цветного стекла, составляющих в своей совокупности тот или иной узор или картину. Затем эти куски стекла, обернутые по краям свинцом, раскладывались в надлежащем порядке на большом столе и плотно пригонялись один к другому. После этого соприкасающиеся свинцовые перемычки спаивались, для чего применялся припой – сплав олова со свинцом. В качестве паяльника служил железный стержень особой формы.
Швы пропаивали с начала с одной стороны витража, а затем с другой, для чего лист приходилось переворачивать. Фигурная вырезка кусков стекла производилась при помощи раскаленного железного прута, концом которого проводили по контуру, предварительно нанесенному на стекло краской. В месте прикосновения прута к стеклу возникали сквозные трещины, которые следовали за движущимся концом прута. Разрез получался неровный, так как от главной трещины вправо и влево отходили маленькие ответвления, характерные для витражей средних веков. Такова была в основных чертах техника изготовления так называемого "паечного" витража в начальный период его появления, т.е. в IX-X вв. К этому времени он уже успел приобрести свои типические черты, удержавшиеся в течение нескольких столетий.
Характерную особенность паечного витража составляет фигурная сетка свинцовых перемычек, вкомпанованная в более крупные прозовы железных или резных каменных переплетов. Перемычки обычно располагались по главным контурным линиям изображения, акцентируя их, что было важно при рассматривании картины с большого расстояния.
Вся эта система – совокупность прочно скрепленных разноцветных кусков стекла – охватывалась общей деревянной или железной рамой, вставлявшейся в окна нередко гигантских размеров – до нескольких десятков квадратных метров в готических зданиях.
.2 Живописный витраж
век для витражного искусства стал знаменательной вехой, поскольку в это время впервые на цветных церковных стеклах появилась живопись. В качестве краски широкое распространение получил и удержался на долгие годы состав, известный под названием "шварцлота" (SchwartzLoth) и представлявший собой тонко растертую смесь окислов меди и железа с легкоплавким иногда свинецсодержащим стеклом.
Такой порошок, имевший коричневый цвет, замешивался на воде вине или на каком-нибудь растительном масле в кашицу, которой и наносился на стекле рисунок при помощи волосяной кисти. После высыхания разрисованное стекло подвергалось обжигу при умеренной температуре достаточной для размягчения того легкоплавкого стекла, которое вводилось в состав краски. В результате рисунок "прижигался", т. е. прочно закреплялся на стекле.
В X в. в витражном искусстве были открыты новые пути воздействия на зрителя – через восприятие сюжета изображения. Прибегая к помощи живописи, начали воспроизводить на стекле фигуры людей, зверей и птиц, оставляя орнаменту все меньше и меньше места.
Один из наиболее ранних, дошедших до нас памятников этого рода – витраж с изображением пророков в окнах собора в Аугсбурге. Витраж исполнен в ранней технике "прозрачной мозаики". Фронтально поставленные фигуры имеют застывшее, статичное выражение.
Несмотря на то, что палитра цветных стекол этого периода была ограниченной, художникам удавалось достигнуть большой согласованности тонов, производивших вследствие этого впечатление яркой красочности.
Детали обычно прорисовывались шварцлотом. Наносился контур, изображались лица, руки, складки на одежде. При этом трактовка форм была достаточно обобщенной, не нарушающей плоскостного характера витража.
От толщины слоя краски зависела большая или меньшая степень ее прозрачности и различие в оттенках. Для смягчения светотеневых переходов применялась штриховка.
Теофил очень точно описывает способы передачи светотени в живописи на стекле: "Тени и свет на одеждах… ты можешь делать так же, как это практикуется в живописи, а именно следующим образом. Когда ты вышеупомянутой краской (шварцлотом) сделаешь линии на одеждах, распространи их кистью так, чтобы стекло в той части просвечивало, которою ты привык в живописи наводить свет. Пусть одна линия в одной части будет тяжелая, в другой – легкая, наконец, – еще нежнее, чередуясь нюансами с такой тонкостью, что они кажутся тремя нанесенными красками. Этот порядок ты должен соблюдать у бровей, вокруг глаз, носа и подбородка, вокруг юношеских лиц, обнаженных ног и рук и прочих обнаженных частей тела. Этот характер живописи основывается на богатстве меняющихся тонов".
Как видно из книги Теофила, техника изготовления витражей уже в его время имела многолетний опыт и достигла большого совершенства. Она дала возможность использовать в витражах готических соборов выдающиеся декоративные свойства стекла. Обычно витраж готического храма представлял собой расположенные во всю вышину огромных окон вертикальные ряды медальонов различной формы: круглых, овальных, четырехугольных. Эти медальоны, в которых помещались изображения, обычно окаймлялись богатым орнаментальным узором из листьев, цветов, лент или геометрических фигур.
3. Художественные стили витражей
.1 Классический стиль
Интерьер оформленный в классическом стиле, – это помещение правильной формы, светлое, излучающее покой и устойчивый домашний уют. Такой интерьер не перегружен деталями, а исполнен сдержанного достоинства, респектабельности, вкуса. Классический стиль отличают простота, естественность форм и строгое соблюдение принципа пропорциональности. В таком интерьере витраж, выполненный в классической стиле, будет гармонично смотреться в оконных и дверных проемах, в качестве межкомнатных перегородок, в дверцах шкафов и гардеробных. Главное для витража, расположенного в классическом интерьере, это не место расположения, а рисунок. Он тоже должен быть классическим, т.е. симметричным, с правильными, гармоничными линиями. Цветовая гамма классических витражей теплая, тяготеющая к пастельным и насыщенным темным тонам. Авторские витражи являются выгодным вложением средств, поскольку, как и большинство произведений искусства, со временем значительно возрастают в цене. Такое украшение интерьера зримо свидетельствует о высоком социальном статусе хозяина дома, его респектабельности и достатке.
.2 Готический стиль
Готика – «историческая родина» витражей, способна создать особое пространство, вневременное, вечное. Особую атмосферу помещению придает кобальтовое или пурпурное стекло, вставленное в классические тяжелые свинцовые рамы, своим мерцанием наполняющие комнату таинственной атмосферой средневековья. Для готики, апогея средневековья, характерны яркие краски, позолота, арочные формы, вертикальные, вытянутые линии.
Тематика изображения – бытовые сцены: труд ремесленников и земледельцев, городская и сельская жизнь. Художественные витражи хорошо будут смотреться с роскошной, особенно антикварной, мебелью, изготовленных из дорогих материалов.
3.3 Модерн
Основная идея стиля модерн – превознесение формы. Начавшийся с глубоко символизма, модерн впоследствии распространился на все области в искусстве, а основным постулатом стиля стала идея, что «форма важнее содержания». Именно поэтому начало 20-го века, эпоху стиля модерн, до сих пор вспоминают с восхищением – любые, даже самые обыденные вещи были сделаны с любовью и изысканно оформлены. Плавные, замысловатые линии, одухотворенность, изысканность, утонченность, изменчивость подобно морскому прибою. Основная тема стиля – морская, все линии оформления «модерн» так или иначе символически воспроизводят контур морской волны. Часто можно встретить причудливые цветы, морские диковины, волны. Витраж в стиле модерн, как правило, расцвечен не чистыми красками, а полутонами. Бледные, приглушенные, неоднозначные оттенки как пастельного, так и темного стекла, причудливые контуры решеток, сложные и плавные линии – вот те основы, которые делают витраж модерн великолепным артефактом, реликвией, которая со временем становится все более и более ценной. Витраж в стиле модерн – это с одной стороны талантливое художественное произведение, а с другой – пожалуй, наименее требовательный к интерьеру из всех стилей витражей. Дело в том, что классический или готический витраж могут смотреться неуместно в неподходящем интерьере. А художественный витраж в стиле модерн «приспосабливается» к имеющейся обстановке, и подчиняет ее себе, создавая силой цвета и линий непередаваемую атмосферу поэтического уюта. Витраж в стиле модерн прекрасно подойдет для спальни или гостиной. Надо отметить, что этот тип витражей прекрасно гармонирует с современной бытовой техникой в стиле хай-тек и предметами интерьера, решенными в ультрасовременном дизайне.
.4 Абстракция
витраж готический художественный интерьер
Абстрактный стиль, пожалуй, более других балансирует между живописью и дизайном. В основе абстрактного рисунка лежат глубинный смысл и гармония цвета и формы. Абстракционизм базируется на целом комплексе визуальных концепций, основ восприятия и цветовых сочетаний. Кажется, нет ничего проще, чем случайным образом скомпоновать две-три разноцветные геометрические фигуры. Однако первое впечатление обманчиво. Художественная импровизация требует от художника большого таланта, тонкого чувства гармонии, особого эмоционального настроя, который передается картине, развитого чувства цвета. Настроение, эмоциональный заряд и конечно яркий танец красок – все это несет в себе витраж в абстрактном стиле, воздействие которого усиливается проходящими сквозь цветное стекло солнечными лучами. Абстрактный витраж украсит ваш дом, наполнит его сиянием радости и оптимизма. Он не требователен к интерьеру и подойдет, пожалуй, почти к любой обстановке, за исключением совсем ортодоксальных интерьеров, строго и без единого отступления выдержанных, например, в стиле «ампир». Витраж в абстрактном стиле никогда не надоест. Окно, декорированное таким витражом, поможет вам скорректировать некрасивый вид за окном, окрасив унылую индустриальную серость яркими необычными красками. Абстрактный витраж преобразит ваш дом, будет способствовать творчеству, отдыху, релаксации, расширяя рамки привычного восприятия мира.
3.5 Авангард (New Age)
Витражи в стиле авангард подразумевают частичный или полный отказ от классических технологий изготовления витража. В данном случае стилистика определяется не сюжетом или окраской – они могут быть самыми классическими, а новаторскими идеями в процессе создания витража. Фрагменты витража могут соединяться свинцом, сталью или пластиком. Узор на стеклах витражей в стиле New Age можно поучить путем вытравливания на стекле плавиковой кислотой, или гравировкой. Авангардный витраж может быть объемным, многослойным, с трехмерными деталями. Некоторые витражи делают из монолитных стекол и расписывают спекающимися красками. Для достижения большего эффекта объема и пространственной перспективы активно используются градиентные окраски отдельных стекол. Витражи приобретают объем с несколькими пространственными планами. Витражное стекло с помощью специальной обработки можно делать прозрачным или матовым, глянцевым или шероховатым, сияющим, искрящимся, и даже придавать ему эффект «хамелеон». Помещение с таким витражом автоматически переводится в разряд ультрамодных.
.6 Античный стиль
Античные витражи будут хорошо смотреться в спокойных минималистских интерьерах, потому, что сами они содержат массу деталей. На близком расстоянии они напоминают античную мозаику. Сюжеты таких витражей воспроизводят античные мозаики, рисунки греческих амфор и т.д. Иногда кроме цветного стекла в композицию витража привносят слюду, керамические элементы, перламутр и металл. Из-за маленьких размеров отдельных элементов витражи-мозаики не очень хорошо подходят для оконных проемов. Ими лучше оформлять межкомнатные двери или стеновые проемы. Так же можно повесить витражное панно на стену, а за ним установить подсветку. Вы получите интересный эффект: при выключенной подсветке витраж будет смотреться обычной картиной, а при включенном вы увидите ожившую мозаику из древних эпох, светящуюся волшебным внутренним светом.
.7 Византийский стиль
Византийские витражи напоминают уже скорее не мозаику, а роспись по стеклу. Помимо цветного стекла в византийских витражах используют и бесцветное. Это создает эффект «отсутствующего» фона, а цветные элементы витража кажутся висящими в воздухе. Византийская техника соединяет классический витраж с живописью на стекле. Для мелких деталей композиции не делают отдельного металлического обрамления, чтобы не утяжелять витраж, а наносят их на несущее стекло росписью. Такие витражи не выглядят плоскими, кажется, что стеклянных элементов гораздо больше, чем есть на самом деле, просвечивающий фон создает эффект иррациональной пространственной перспективы.
.8 Египетский стиль
Витраж в древнеегипетском стиле не очень яркий. Основными стилеобразующими элементами в данном случае являются стекла оттенков пустыни и рисунок – древнеегипетские мотивы. Для «древнеегипетского» витража используются цветные стекла следующих оттенков: желтый, песочный, оранжевый, кремовый, коралловый, красный, телесный, бежевый, коричневый, зеленый, хаки, кармин. Рисунок на стеклах художественных витражей должен воспроизводить древнеегипетские орнаменты, сцены из жизни богов и фараонов, древние египетские иероглифы.
4. Витражные техники
.1 Классический (наборный) витраж
Технология изготовления классических витражей сохранилась с древних времен без изменений. Художник делает эскиз будущего витража, переносит его на картон в натуральную величину. Затем по шаблонам из разных цветов стекла нарезаются элементы рисунка. Когда все элементы витража подобраны и вырезаны (т.е. рисунок полностью собран из кусочков стекла) кусочки скрепляются между собой свинцовым Н-образным профилем разной толщины. Оправленные в металл стекла спаивают в местах стыка с обеих сторон витража. Затем изделие по периметру одевают в латунную боковую протяжку для прочности конструкции и (в большинстве случаев) обслуживают. Весь свинцовый профиль пайки патинируют, и витраж начинает мерцать, как старая бронза (патина может быть черной). Чем богаче фактура стекла, тем красивей и эффектнее витраж. Солнечные лучи, преломляясь, заставляют стекло гореть яркими сочными красками, делая его всякий раз новым и неповторимым. Роспись в классическом витраже выполняют специальными красками с обжигом, она не выгорает и не стирается долгие годы.
.2 Техника Тиффани
В конце ХIX века в США Луи Комфорт Тиффани, представитель известной семьи ювелиров, занялся изготовлением витражей. Тиффани произвел ряд экспериментов, касающихся совершенствования сборки, и под его руководством было изобретено несколько новых видов стекол. Этими новыми в то время технологиями в настоящее время пользуются изготовители витражей во всем мире. Принцип техники Тиффани состоит в том, что кусочки стекла скрепляются между собой не с помощью протяжки, а по другому принципу: каждый фрагмент витража оборачивается медной самоклеящейся фольгой, раскладываются на кальке в соответствии с эскизом и спаиваются между собой оловянным припоем с обеих сторон. Готовый витраж покрывается патиной.
Подавляющее большинство витражей выполняется в технике Тиффани. Стекло, благодаря своим уникальным свойствам, открывает бесконечные возможности для творчества и реализации новых идей. Техника Тиффани позволяет изготавливать объемные витражи, в которых отдельные элементы витража сделаны выпуклыми или вогнутыми. Это придает витражу дополнительную оригинальность и неповторимость. Техника Тиффани позволяет использовать больше мелких деталей, при этом линии рисунка на витраже получаются тонкими и изящными. С помощью этой технологии можно заполнять большие проемы любой формы и практически любого объема.
.3 Технология SGO
Технология пленочного витража возникла в США в начале 70-х гг. прошлого века и получила широкое распространение в более чем 35 странах мира. На прозрачное листовое стекло наносится твердое многослойное покрытие, придающее будущему изделию цвет и фактуру. Рисунок на стекле выполняется с помощью свинцовой протяжки, закрепленной с обеих сторон стекла. Это дает возможность использовать такой витраж в стеклопакетах и применять наряду с силикатным и акриловое стекло. Это значительно снижает вес конструкции, позволяет обыгрывать вид из окна с помощью полупрозрачного рисунка и создавать любую пластику линий. И, наконец, такой витраж в два раза дешевле классического.
4.4 Техника фьюзинг
Впервые данная технология, в виде близком к современному, была применена в 1990г, в одном из городов Германии. Техника фьюзинг напоминает классический витраж: и в витраже и во фьюзинге, конечная композиция представляет собой совокупность разноцветных стекол. И зачастую фьюзинг изделия используют там, где обычно мы встретили бы классический витраж.
Фьюзинг-технология действительно является родственной витражу, и может даже считаться одной из его разновидностей. Но, в отличии от классического витража, фьюзинг-технология исключает использования металлического профиля.
Суть технологии фьюзинг ("спекание") заключается в том, что на цельном пласте стекла собирается рисунок будущего витража из кусочков цветного стекла, стеклянных гранул, шихты, дротов и т.п. Затем стекло разогревается в специальной печи до температуры 850 градусов и спекается в цельный пласт. Несмотря на трудоемкость изготовления, витражи, выполненные по технологии "фьюзинг", могут иметь различную форму, толщину и фактуру. Это позволяет использовать их в качестве различных эффектных элементов интерьера: в виде перегородок, вставок в стене, в качестве столешницы. Выглядят такие витражи современно и эстетично и пользуются заслуженной популярностью. Особенно выигрышно они выглядят в интерьерах постмодернизма и хайтека.
.5 Технология кастинг (муранское стекло)
Для отливки витражей используются металлические формы, в нижней части которых есть рельефные углубления. В эти углубления заливается расплавленное цветное стекло, которое затем покрывается слоем прозрачного стекла. Но в отличие от стекла в технике "спекания" рисунок на "муранском стекле" ограничен той металлической формой, с помощью которой оно было изготовлено.
.6 Техника пескоструйной гравировки
Витраж в технике Пескоструйной гравировки на стекле и зеркале представляет собой стекло толщиной не менее 5 мм, на которое в несколько слоев нанесен рисунок. С помощью этого метода можно создать матированный рисунок или придать стеклу глубокорельефную структуру. Это позволяет делать на стекле всевозможные рисунки и надписи. В основном работы, выполненные этим методом, ассоциируются с композициями на «цветочновиноградную тему», также можно изображать и абстрактные фигуры. Такой витраж идеально подходит для интерьера в классическом стиле.
Частицы кварцевого песка в сильной струе сжатого воздуха делают поверхность стекла матовой. Изолируя участки обрабатываемой поверхности, можно создавать самые причудливые композиции. Степень обработки может достигать горельефной глубины. Очень эффектна техника сочетания матирования с ультрафиолетовой «наклейкой» в дверных вставках и нишах.
.7 Фацетированный витраж
Это техника создания витража из предварительно ограненных (фацетированных) кусочков стекла, композиция которого носит орнаментальный характер. Чтобы получить широкую фаску, требуется более толстое стекло, что увеличивает вес витража. Стекла в данном случае скрепляются между собой с помощью блестящего латунного профиля, который гораздо прочнее любого другого. А за счет того, что фацетированное стекло идеально подгоняется по рисунку и зачастую закреплено в профиле с помощью специального клея, повышается прочность витража, что позволяет использовать его, например, в остеклении дверей без какой-либо дополнительной защиты.
Использование затейливых композиций из фацетного стекла дает широкий спектр для выбора стиля рисунка витража. Игра солнечных лучей на гранях фацета придадут витражу хрустальную изысканность и подчеркнут ажурность рисунка.
Использование фацетированного стекла в сочетании со свинцовой лентой и цветными пленками дает трехмерный эффект.
Это самая молодая и одновременно самая перспективная технология витража. Суть технологии довольно проста. На обычное стекло наносятся разнообразные пленки, имитирующие цветное стекло. Затем на стыки с обеих сторон будущего витража аккуратно наносится свинцовая лента.
Пленочный витраж изготавливается путем нанесения на целый лист полированного прозрачного стекла, пленок, имитирующих натуральное витражное стекло и декоративных полосок, имитирующих металлический профиль или пайку натурального витража.
Пленка, как правило, наклеивается с изнаночной стороны витража, чтобы защитить ее от повреждений при эксплуатации. Спектр витражных самоклеющихся пленок достаточно широк, хотя значительно уступает по разнообразию натуральным витражным стеклам. Витражные пленки могут быть фактурными и гладкими, прозрачными, полупрозрачными и полностью непрозрачными. Они не выцветают, хотя не могут сравниться с витражным стеклом по устойчивости к механическим повреждениям.
Декоративные полоски могут быть цвета полированной латуни, матового золота, серебристыми, свинцовыми, графитовыми, черными и иметь ширину от 3 до 6 мм. В пленочных витражах могут быть использованы декоративные элементы из спеченного стекла (техника «фьюзинг») и элементы с фацетом (стекло с «гранью»).
.9 Витражи в технике мозаика
Мозаика (фр. mosaico, от лат. musivum – букв. " посвящённое музам") – один из видов монументального искусства. В мозаике изображения и орнамент составляются из кусочков разноцветных натуральных камней, стекла (смальты), керамики, дерева и других материалов. Существуют два типа мозаики: составленные из малых кубиков смальты или камня (античная техника называется римской мозаикой) и получаемые из тонких пластов разноцветных мраморов и яшм, вырезанных и составленных по контурам изображения (флорентийская мозаика). В России в 18 веке технику смальтовой мозаики возродил М.В.Ломоносов. Огромные мозаичные картины, точно воспроизводящие живописные оригиналы, для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге были выполнены во 2-й пол.19 века способом "обратного набора".
Стеклянная мозаика популярна и в наши дни. Объясняется это тем, что стеклянная мозаика имеет ряд неоспоримых достоинств – это износостойкий, жаропрочный морозостойкий непористый материал, что дает возможность использовать мозаику при оформлении бассейнов, саун, фасадов домов; можно облицовывать криволинейные поверхности; благодаря богатой цветовой гамме мозаичные панно позволяют создавать роскошные интерьеры.
Смальта – это разновидность стеклянной мозаики и представляет собой прокалённую непрозрачную стеклянную массу, обладающую особой прочностью. Благодаря этому смальтой можно облицовывать полы в помещениях с интенсивным движением. Все технические качества, присущие стеклянной мозаике, относятся и к смальте. Кубики смальты всегда имеют некую толщину, не только боковые стороны, но и лицевая поверхность может быть неровной. Это можно виртуозно обыграть при укладке рисунка. Мерцающий эффект смальтовой мозаики достигается именно за счёт грамотного распределения кубиков. Безусловно, укладывать смальту должен специалист.
Витраж в технике мозаика может иметь любой стиль и любое цветовое решение. В качестве основы для панно из мозаики можно использовать любой сюжет. Размер сегментов художник определяет в зависимости от размера вашего пространства, художественного решения, стиля интерьера и других составляющих. Крупные сегменты используют при монументальных панно больших размеров с крупными элементами мозаики. Оно будет выглядеть словно картина, написанная широкими мазками.
.10 Витраж с росписью по стеклу
Художественная роспись по стеклу выполняется специальными силикатными красками. Обычно расписываются детали в витражах. Использование только этой техники создает впечатление свежести акварели. Краски, после нанесения их на стекло, закрепляются в печи при высокой температуре, становясь при этом очень прочными и невосприимчивыми к выгоранию. При применении этой технологии витраж становится более дорогим, но в результате стекло выглядит по-настоящему элитным и тонко декорированным.
Для росписи стекла используются современные краски. Но, как и в Средние века, несмотря на обилие современных технологий, основой витража является талант художников и мастерство исполнителей.
5. Разновидности витражных изделий
.1 Витражное панно
Витражное панно является богатым декоративным украшением. Отражая характер и назначение сооружения и дополняя его художественный образ, витражное панно играет значительную роль в оформлении помещения.
Панно станет эмоциональным акцентом в комнате, связывая в гармоничное целое окружающее пространство. Жанр и стиль панно будут зависеть от того, для какого помещения оно предназначено. Так, например, гостиная располагает к неспешному времяпрепровождению, которому должна соответствовать окружающая обстановка. Можно выбрать для этой комнаты панно со стилизованными натюрмортами или напоминающие полотна импрессионистов. В кабинете хорошо будут смотреться морские пейзажи. Широкие панорамные витражи подчеркнут респектабельность помещения. Для того чтобы снять эмоциональное напряжение, улучшить работоспособность можно использовать в оформлении строгие линии или панно, имитирующее хрестоматийные произведения известных художников.
Интерьер детской комнаты не должен содержать никаких агрессивных и раздражающих элементов. Благотворное влияние на детскую психику может оказать витражное панно с видом панорамы гор или больших водных пространств. Если ребёнок маленький, его порадуют сказочные картины, стилизованные под живопись Васнецова.
Спальня – это особый мир, в котором царит интимная атмосфера. Здесь следует отдавать предпочтение спокойной цветовой гамме – голубым, зелёным, розовым тонам и, по возможности, избегать насыщенного красного цвета. Панно, предназначенное для столовой, должны подчеркнуть особую теплоту обстановки. Здесь наиболее органично будут смотреться сюжеты-натюрморты или пейзажи.
5.2 Витражные столы
Всё более модно и престижно становится в последнее время стеклянная мебель с использованием витражей. Склеенные витражные конструкции вместе с декоративностью обладают функциональностью корпусной мебели, к тому же витраж – весьма артистичный материал, который способен создавать в интерьере особенную атмосферу, вступая во взаимоотношения со светом: пропуская его сквозь себя, отражая и преломляя.
Стекло – экологически чистый, натуральный материал, не затрудняющий доступ света в помещение,- сделает интерьер более прозрачным, лёгким и изысканным. Стеклянные витражные столы можно изготавливать из полированного, а также закалённого стекла с использованием технологии ультрафиолетовой склейки. Прочность склейки превосходит прочность стекла. Стекло витража может быть склеено со стеклом, металлом, деревом, камнем, оставаясь совершенно прозрачным в месте склейки и создавая магический эффект невесомости.
.3 Витражные окна
Окна – это глаза квартиры, и они должны быть прекрасными. Красиво оформленное окно делает любое помещение уютнее и привлекательнее.
Окна, украшенные витражами, будут визуально изолировать помещение от внешнего мира, позволяя создать насыщенный и яркий пейзаж, особенное настроение. Витражи, декорирующие окна, забирают много света и, как в средневековых соборах, преобразуя световые лучи, создают иллюзию иного измерения, времени, пространства.
При выборе витража нужно всегда делать поправку на прямой свет. В жарких солнечных странах витраж всегда более яркий, из непрозрачных стёкол, не пропускающих свет. Жителям же более северных широт больше подойдёт светлый витраж. Если за окном неприглядный вид, стоит собрать витраж с внутренней стороны стеклопакета -это украсит интерьер, и украсит панораму за окном.
Витражом можно украсить окна ванной комнаты. Очень интересное решение – оформить при помощи витража стеклянные поверхности душевой кабинки. Витраж в раме, подвешенный у окна, может выполнять роль интересного декоративного элемента. Живой горящий огонь могут оживить фигуры на каминном экране со вставкой цветного стекла.
После установки витражей иногда становится понятно, что в помещении, где они находятся, не нужно практически никакой мебели. Даже большие комнаты выглядят не пустыми, а эстетически и информационно насыщенными. Необходимо помнить о том, что цветное стекло по-настоящему играет там, где достаточно света. При создании же фальшивых окон необходима искусственная подсветка.
Готовый витраж можно также вставить в стеклопакет. Его необходимо вмонтировать в пластиковую раму, герметично запечатав в стеклопакет.
.4 Витражный потолок
Вместо традиционного решения потолка – гипсокартон с подсветкой можно установить также витражные плафоны. Для создания светового потолка фрагменты витража можно поместить в несущую деревянную раму, что позволит легко менять перегоревшие лампы. Такой потолок создаст приглушенное, рассеянное мягкое освещение. Яркие необычные витражи придадут строгим и холодным пространствам недостающую теплоту и индивидуальность. Так, например, абстрактный рисунок, построенный на контрасте тёплых оттенков мрамора и синих оттенков неба, оживят прозрачные вставки.
При создании витражного купола можно уйти от чересчур помпезного и претензионного «эффекта собора», если правильно выбрать цвета и сюжет. Стеклянный купол, «заплетённый» ветками и листвой, превратит прихожую в подобие садовой беседки. Можно выстелить по нему хрустальные зелёные лианы и экзотические цветы, чтобы создать иллюзию джунглей. Выпуклый рисунок поддержит оптическую иллюзию – объёмные растения будут выглядеть одновременно и живыми, и сказочными.
Витражному потолку можно придать металлический оттенок. При этом заиграют архитектурные детали, и потолок будет сверкать. Можно подобрать цвет, сходный с цветом стен, но более светлого оттенка. В этом случае комната будет казаться просторней.
Потолок с элементами светлого лака будет отражать и рассеивать освещение.
Хорошо смотрится на зелёном или аквамариновом потолочном витраже деревянная решётка. Можно сделать потолок глянцевым. Это создаст некую загадочность.
Цвет витража потолка должен отражать и дополнять цвет пола. В данном случае важен элемент правильного взаимодействия.
Если на стенах деревянные панели, то пространство над ними нужно выдержать в тех же тонах, что и витражный потолок.
Для того чтобы украсить витражом потолок, необходимо помнить, что наиболее долговечными являются витражи, расположенные под углом к горизонту. Это могут быть выпуклые или вогнутые купола. Во многих случаях высота потолков не позволяет соорудить качественный вогнутый витражный плафон. В таких случаях единственным выходом является горизонтальный подвесной потолок.
Для создания витража на потолках можно использовать методику аппликативного витража. Современное качество этих материалов выросло, техника мастеров усовершенствовалась. Суть этого метода заключается в том, что на целый лист стекла наносится свинцовая самоклеящаяся лента, а необходимый цвет стекла достигается путём нанесения листового полимера.
5.5 Витражные люстры, лампы, торшеры
Витражи не бояться высоких температур. А это значит, что их можно использовать в украшении светильников: торшеров, бра, люстр, настольных ламп. Витражные светильники или плафон создадут необыкновенно уютную и в то же время романтичную обстановку.
Работа в технике Тиффани на очень маленькой, по сравнению с классическим витражом, к тому же криволинейной поверхности светильников требует использования большого количества очень мелких фрагментов, из которых необходимо собирать целое изображение. При этом линии рисунка на витраже должны быть достаточно тонкими и изящными. Толщину шов можно менять, чтобы усилить впечатление естественности, случайности возникшего объёмного или пространственного эффекта. Растения, вода, солнце на изделиях будут смотреться как живые. Мозаичные абажуры будут мягко приглушать резкий свет лампочки, и этот ореол таинственности соответствует стилю модерн. При несомненной сложности исполнения получатся вещи редкой красоты.
В дизайне современных светильников можно использовать и оригинальные сюжеты, популярные в начале XX века, например знаменитые ирисы и стрекозы. Современные витражи в технике Тиффани можно выполнить по эрзац -технологии: вместо дорогостоящей бронзы применить сплав пластика и металла , похожий на патинированную бронзу.
Можно применить и декоративные новшества. Например, абажур с геометрическим орнаментом или небольшие светильники в виде фигурок животных . Рисунок является лишь обрамлением, а большая часть абажура остаётся одноцветной, что само по себе будет явным отступлением от стиля.
Витраж необязательно должен занимать большую площадь и представлять собой нечто грандиозное. Даже небольшая витражная люстра превращается из бытового осветительного прибора в изюминку интерьера.
5.6 Витражные перегородки, ширмы
В небольшом помещении неуместны громоздкие конструкции. Лучший выход -лёгкие ширм, которые при необходимости можно передвинуть, свернуть и тем самым освободить дефицитные квадратные метры. Если для оформления этих ширм применить витражные вставки или создать ширмы из витражных панелей, то такой элемент декора привнесёт в интерьер изысканность и неординарность.
Витражная композиция может иметь уникальное свойство -она является зрительной преградой, пропускающей при этом свет. Перегородки внутри комнаты могут служить для зонирования помещений, а также средством декорирования, органично вписываясь в интерьер и украшая его. С одной стороны, стена продолжается и одно пространство отделяется от другого, а с другой -перегородка из витража настолько легкая и светлая, что стен и украсить интерьер в любое время суток и при любом освещении.
Стекло в таких перегородках может быть не только плоским. Ему можно придать изогнутую форму, добавляя наполнитель в виде воздушных пузырьков или цветных тонких нитей, а можно вплести тонкую цветную проволоку, которая будет давать дополнительные яркие блики при прохождении света.
Для визуального укрепления и слияния комнаты пространств также можно применить внутренние витражные двери – перегородки. Сквозь них будут просматриваться другие комнаты, а свет будет как – бы перетекать из стороны в сторону. С помощью этого приёма, например, коридор из тёмного и замкнутого пространства может превратиться в светлую и открытую часть квартиры.
Современные конструкции достаточно лёгкие, и их можно ставить в жилом помещении любого размера и планировки. В такую перегородку можно врезать витражные двери по принципу шкафа – купе. Такая дверь не будет бить ручкой по мебели или перекрывать проход. Перегородки могут быть как неподвижными, так и раздвижными. Если есть необходимость разделить большую комнату на несколько маленьких, при этом не обязательно чтобы перегородки были абсолютно звуконепроницаемыми. Тогда можно поставить прозрачные витражные перегородки в алюминиевых, пластиковых или деревянных каркасах. Для разделения помещения на отдельные звукоизолируемые кабинеты лучше монтировать гипсокартонные перегородки с изоляционным материалом. Они абсолютно надёжны и позволят повесить тяжёлые потолки или прикрепить умывальник, Украсить гипсокартонную перегородку также можно витражной вставкой. Можно поставить полностью деревянные перегородки, если делать отдельный кабинет. Используя дерево, есть возможность совместить две конструкции – сделать одновременно перегородку и шкаф с полками и нишами для бытовой аппаратуры. Полки можно закрыть витражными дверцами.
.7 Витражные двери
Витражные двери весьма удобны. Они создают особую атмосферу уюта, но при этом прячут от любопытных взоров то, что происходит внутри комнаты. Источник света необходимо расположить рядом с дверным проёмом – укрепить по обе стороны от наличников бра или поставить рядом торшер. Это позволит рисунку искриться гранями. Так искусственно создаётся эффект окна.
Всегда в моде стеклянные витражи в дверях. Помимо того что они придадут помещению лёгкость и нарядность, у них есть ещё одно преимущество перед обычными. Благодаря витражу они пропускают свет, и даже при закрытых дверях в коридоре никогда не будет темно. Витраж из прозрачного стекла простоват и подходит разве что для кухни, необходимо выдержать в едином стиле и цветовой гамме стены по разные стороны этой двери. Прекрасно будут смотреться стеклянные дверные полотна с разноцветными витражными вставками, либо вплавленными в поверхность стекла, либо припечёнными к ней. Стеклянные вставки могут быть выполнены в технике муранского декора: абстрактные цветные радуги, эллипсы или овалы, стилизованные венецианские или морские пейзажи. Эффектно будут смотреться также витражные пластины с абстрактным рисунком и стеклянные двери современного дизайна с витражными миниатюрами. Межкомнатная дверь может стать самостоятельным художественным произведением, если в неё вставлен авторский витраж, а не стандартное рифлёное стекло.
Витражи можно вставить между двумя стёклами стеклопакета – и использовать его, таким образом, для декорирования дверей. Такая прозаическая вещь, как дверцы шкафа-купе, может стать неповторимым акцентом интерьера, если это не просто дверцы, а витраж. Раздвижные двери также могут крепиться к потолку, а если это двери шкафа, то к верхней части его корпуса. Возможен вариант крепления раздвижных дверей к полу или , соответственно, к нижней части шкафа. Обрамление стеклянных или зеркальных дверей и перегородок можно выполнить из прочного анодированного или металлизированного сплава нескольких цветов, а также из материала, имитирующего дерево.
В современном помещении двери – основополагающая часть интерьера, которая часто служит его украшением. Модное дополнение к традиционным филенкам – эксклюзивные деревянные двери, украшенные узорами из стеклянных окошек различной формы; двери с аппликациями на стекле, выполненными в технике фьюзинга; стеклянные двери в алюминиевом профиле. Алюминиевая дверь также может выглядеть роскошно.
6. Применение витражей в интерьере
Витраж впишется далеко не в каждую жилплощадь, и ещё нужно заранее продумать, соответствует ли жильё этому старинному виду декоративного искусства. Число витражей в одной отдельно взятой квартире должно быть строго дозировано, иначе они будут подавлять друг друга и весь интерьер в целом.
.1 Витражи в кухне