- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 34,51 Кб
Специфика религиоведческой концепции Джеймса Фрэзера
Религиозная организация – духовная образовательная организация высшего образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА БОГОСЛОВИЯ
Заочное отделение
Специфика религиоведческой концепции Джеймса Фрэзера
Курсовая работа
Оглавление
Введение
Глава I. Дж. Фрэзер и исторический континуум конца XIX- начала XX веков
.1 Биография и мировоззрение Дж. Фрэзера
.2 Классические религиоведческие концепции к. XIX – н. XX веков
Глава II. Религия через призму научного подхода Дж. Фрэзера
.1 «Золотая ветвь»: от магии к религии
.2. «Фольклор в Ветхом Завете» – антропологический взгляд на религию
.3 Сущность религиоведческой концепции Дж. Фрэзера
Заключение
Библиография
Введение
Данная курсовая работа посвящена изучению процесса формирования научных взглядов и религиоведческой концепции у британского антрополога, этнографа и религиоведа Джеймса Джорджа Фрэзера.Дж. Фрэзер, уделив много десятилетий своей научной деятельности на написание ценнейших фундаментальных очерков, где через призму этнографического и сравнительного анализа он рассматривал происхождение религии, пытался доказать, что у неё нет уникального прошлого и, соответственно, будущего. Будущее, по его мнению, должно принадлежать науке.
Актуальность диссертационного исследования обусловлена тем, что наука, оставаясь такой же влиятельной, как и при Дж. Фрэзере, вновь стала сосуществовать бок о бок с религией. Ученые уже сумели доказать, что Бог существует на самом деле и в современный период религия и наука становятся все более взаимовлияющими, чем взаимоисключающими.Многочисленные исследователи религиоведы давно пытаются проанализировать проблемный вопрос о том, каким именно образом сформировались взгляды Дж. Фрэзера на религию.
Принимая во внимание все вышесказанное, становится очевидной цель: в рамках данной курсовой работы необходимо провести комплексный анализ всех факторов, которые способствовали составлению религиоведческой концепции Дж. Фрэзера, а также понять, в чем была ее специфическая особенность.Выявление же латентных и явных задач данного процесса поможет, в значительной степени, их скоррелировать, понять значение и роль в жизни исследователя. Временные рамки исследования включают в себя период, начинающийся с первого издания «Золотой ветви» в 1890 году, и до последнего прижизненного издания данной работы 1923 году.
Для достижения цели необходимо поэтапно решить следующие задачи в каждой главе курсовой работы. По смысловой части работа разделена на две главы.
В первой главе «Дж. Фрэзер и исторический континуум конца XIX – начала XX веков» в задачи входит: проанализировать биографическую ретроспективу о Джеймсе Фрэзере; исследовать факторы, влиявшие на становления Фрэзера как личности; рассмотреть научную жизнь исследователя; изучить его мировоззрение; детально изучить влиятельные классические религиоведческие теории и концепции к. XIX – н. XX века.
Во второй главе «Религия через призму научного подхода Дж. Фрэзера» основными задачами являются: глубокое рассмотрение и детальный анализ главных научных работ Дж. Фрэзера о происхождении религии «Золотая ветвь: исследование магии и религии» и «Фольклор в Ветхом Завете»; выявление явных и латентных составляющих сущности религиоведческой концепции Фрэзера.
Эмпирическую базу нашего исследования составили работы Дж. Фрэзера «Золотая ветвь: исследование магии и религии» и «Фольклор в Ветхом Завете», а также работа Э. Ланга «Миф, ритуал и религия». Несомненно, каждый из указанных письменных источников требует к себе критического подхода. религиоведческий фрэзер латентный
Степень разработанности вопросов в отечественной историографии, касающихся биографии Дж. Фрэзера и его взглядов на религию, не достаточно высока. В СССР, где превалирующей была идея атеизма, было неактуально изучать религиоведческие концепции и их авторов. Одним из самых ранних исследователей вопросов о теории религии Фрэзера был советский религиовед, библеист, доктор философских наук Крывелев И. А. в своей статье в сборнике «Вопросы истории религии и атеизма» в 1958 году, также в 1968 году вышла его монография «Религиозная картина мира». Также в 1964 году свою работу «О специфике религии» издал социолог, философ, религиовед Угринович Д. М., который исследовал психологию религии, а также изучал ее источники и влияниена социум религиозного мышления.
В 1970-1980-х годах вышло в свет еще несколько стоящих внимания работ религиоведов: Попова М. А. «Критика психологической апологии религии» 1972 г.; этнограф и историк Токарев С. А. «История зарубежной этнографии» 1978 г., который также занимался издательством работ Дж. Фрэзера;протоиерей, богослов Мень А. В. «Истоки религии» 1981 г., который внес огромнейший вклад в понимание религиоведческих концепций.
В 1990-х годах тема практически не исследовалась,несколько работ этого периода принадлежат языковеду Телии В. Н.«Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты» 1996 г.;Емельянову С. Н., Токареву С. А., а также протоиерею А. Меню, чьи работы о религии были изданы уже посмертно.
Новый этап в исследовании нашей темы ознаменовали 2000-ые.Это связано с нарастающим интересом российских ученых к западноевропейским тенденциям в истории религиоведения. Работы И. Т. Касавина, А. Никишенкова, А. Шевцова, О. Ермишина, Е. А. Подольской, В. П. Бранского, Г. Синило, Б. И. Шаревской и многих других замечательных ученых отличаются широкой базой источников и сравнительным анализом.
Всё же стоит особо подчеркнуть, что в отечественной историографии на данный момент пока не издано полноценной специальной работы, посвященной исследованию специфики религиоведческой концепции Дж. Фрэзера.
В зарубежной историографии теме становления теорий религии уделялосьнамного больше внимания, чем в отечественной исторической науке. В нашем распоряжении из зарубежных трудов были англоязычные исторические, богословские и религиоведческие статьи и монографии. В американской и английской историографии по нашей прослеживалось их взаимовлияние, которое выражалось в некотором сходстве методологических установок и теоретических принципов. В последние годы эта тенденция лишь укрепилась.
Одним из первых западных исследователей темы религиоведческих теорий являются Дж. Харрисон «Дарвин и современная наука», Дж. Ирвинг«Философия и феноменологические исследования» 1949 г. и И. Аскернехт«Метод и перспективы антропологии» 1954 г. Статья 1909 года британской лингвистки Джейн Харрисон о тенденциях в религиоведении особенно ценна, так как она являлась современницей Фрэзера. Также нельзя не отметить виднейшего антрополога и этнолога БрониславаМалиновски и его работу «Научная теория культуры» 1944 года. Этот известнейший ученый, помимо ценных этнографических комментариев по поводу работ Фрэезра, также занимался исследованием его биографии. На Б. Малиновского часто ссылался биограф Дж. Фрэзера Р. Аскерман, отмечая его исследовательские заслуги и информативность.
Больше всего работ о работах Дж. Фрэзера в западной историографии появилось в 1990-е и 2000-ые годы. Работа голландского религиоведа Жака Ваарденбурга «Классические подходы к изучению религии: цели, методы, теории исследования» 1999 года издания совершила настоящий переворот в религиоведении. На основе герменевтики он пересмотрел все подходы к изучению теорий религии. Религиовед Брайан Кларк в работе «Виттгенштейн, Фрэзер и религия» 1999 года издания уделяет внимание психоанализу и философии религиоведческих концепций Дж. Фрэзера и его оппонента немецкого философа Л. Виттгенштейна.
В 2000-х антрополог и религиовед Дж. Майлс-Уотсон в соавторстве с С. Куниным создал информативную монографию «Теории религии» 2006 года, где рассматривают религиоведческие теории со всего мира и сравнивают их между собой по значимости и актуальности. В 2013 году вышла работа философа и религиоведа Гари Кесслера «Пятьдесят ключевых исследователей религии», где автор подробно изучает биографию и труды мыслителей и ученых, седлавших огромный вклад в формирование теорий религии.
Особенно следует отметить работы Р. МкКатчена «Изучая религию» 2014 года издания и немецкого ученого религиоведа И. Стренски «Понимая теории религии» 2015 года. Работа последнего заслуживает особенного внимания, так как автор по-настоящему глубоко исследовал различные теории религии Европы, путешествуя по странам и лично собирая материал для своей монографии.
Таким образом, изучение процесса развития в зарубежной историографии вопросов о развитии религиоведческих концепций, их подходов и методов позволяет сделать вывод о том, что иностранными учеными накоплен большой объем информации, который осмысливается большинством исследователей сквозь призму новых тенденций в исследованиях истории религии.
Настоящая курсовая работа по структуре состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава I. Дж. Фрэзер и исторический континуум конца XIX – начала XX веков
1.1 Биография и научное мировоззрение Дж. Фрэзера
Джеймс Джордж Фрэзер родился 1 января 1854 года в Глазго, Шотландия в семье Даниэля Ф. Фрэзера, фармацевта и химика, и Кэтрин Браун из Хеленсбурга. Отец Джеймса Фрэзера был трудолюбив, пунктуален, и очень экономным; мать, Кэтрин Фрейзер была романтичной и любила рассказывать истории про путешествия по миру. Старший из четырех детей, Фрэзер был воспитан в нравах набожной пресвитерианской семьи.
Необходимо отметить, что отец юного Джеймса постоянно рассказывал о религии и доктринах Свободной Церкви Шотландии. Также у Джеймса Фрэзера был дядя по маме – священник Свободной Церкви Шотландии. Преподобный Баннатйн жил в Старом Каммоке и когда Джемс Фрэзер был ещё мальчиком,то часто посещал дядю и с ним беседовал. Подчиняясь принципам Свободной Церкви, члены семьи Фрэзеров были бережливыми и добропорядочными, усердно исполняли религиозные посты, обряды. Семейные молитвы каждый вечер, церковь несколько раз в неделю и обязательно в воскресенье – все эти традиции сопровождали детство и юность Фрэзера.
В юности Джеймс Фрэзер стал изучать латинский и греческий языки, продолжив расширять свои знания позже уже в университете Глазго. Он получил среднее образование в академии Спрингфилда и академии Ларчфилда в Хеленсбурге. Когда он подрос, то начал проявлять интерес к классической литературе, которая стала его основным предметом изучения, когда он поступил в университет Глазго в возрасте пятнадцати лет. В университете Глазго он изучал классику с Дж. Г. Рэмси, философию с Джоном Фейтохом, и там же он работал с естествоиспытателем сэром Уильямом Томсоном, (лордом Кельвином), который считал, что универсальные закономерности природы могут и должны быть сформулированы математически. Фрэзер получил степень магистра в 1874 году.
После окончания университета в Глазго он стал стипендиатом Тринити-колледжа (Колледж Святой Троицы) в Кембридже, где он получил должность преподавателя в 1879 году. Всю свою жизнь, за исключением периода в один год (1907-1908) в Ливерпульском университете, где он преподавал социальную антропологию, Фрэзер был связан с Тринити-колледжем. Работая в данном колледже Фрезер постоянно поддерживал активную переписку с многочисленными исследователями в области религиоведения.
В свои ранние годы в Тринити колледже как молодой ученый, Дж. Фрэзер сделал свой первый научный вклад с переводом и комментариями к «Описанию Греции» Павсания. Когда он работал над этим, его заинтересовала работа антрополога и этнолога Эдварда Тайлора «Первобытная культура». Пылкий интерес Дж. Фрэзера, наконец, окончательно сосредоточился на антропологии в 1884 году, когда он встретил Уильяма Робертсона-Смита в Кембридже, где последний был назначен профессором арабского языка.
Стоит подчеркнуть, что Робертсон-Смит нашел Фрэзера увлеченным антропологом, который мог помочь ему с выпуском девятого издания Британской энциклопедии,поэтомуон попросил Джеймса Фрезера написать статью о тотемизме для энциклопедии «Британника». Фрэзер отнесся очень серьезно к заданию: он проводил по двенадцать-четырнадцать часов в день исследуя данную тематику в библиотеке. Когда он закончил свои изыскания, то по объему информации оказалась слишком много, чтобы включить ее в энциклопедию, и поэтому он опубликовал ее в качестве своей первой книги «Тотемизм» в 1887 году.
Вскоре после этого Джеймс Фрезер начал писать труд, который стал определяющим делом всей его жизни – «Золотая Ветвь: исследование в сравнительной религии». Двухтомное издание был опубликовано в 1890 году; далее книга была расширена до трехтомника, который был опубликован в 1900 году. Фрэзер уже не мог оставить исследования в области антропологии.В предисловии к своей книге, он откровенно написал, что обязан многим как Э. Тайлору и, даже в большей степени, У. Робертсонону-Смиту. В таком же научном подходе – методе сравнительной религии – была написана книга «Фольклор в Ветхом Завете», уже в 1918 году.
Дж. Фрэзер обратил основную идею «Золотой ветви» (позаимствовав из научной работы Робертсона-Смита«Религия семитов»)на концепцию «убитого Бога».В этом многотомнике Джеймс Фрэзер дал волю своим выдающимся литературным талантам, которые сделали его книгу основной для прочтения и изучения для многих будущих поколений.В период с 1911 по 1915 годы всего вышло тринадцать томов издания. В 1922 году Фрезер уже отредактировал и собрал вместе двенадцать книг в одном сокращенном издании. Пересмотренное издание с сокращениями было выпущено 37 лет спустя в 1959 году, уже после смерти автора.
Важно понимать, что «Золотая ветвь» Фрэзера – это ретроспектива и последующая реконструкция всей истории человеческой мысли. В этой книгепоказывается широкий спектр экзотических верований и обычаев с точки зрения поиска человека истинного знания и эффективного контроля над своим окружением и его состоянием. Джеймс Фрэзер выделил три основополагающих элемента в развитии человеческой психики и в духе эволюционного мышления своего времени он видел их как характеризующие три этапа мышления в психическом развитии человечества: магический, религиозный и научный.Главным был вопрос – кто управляет ходом вещей в мире? На разных стадиях, по Фрэзеру, было по-разному: в магии – природа сама наделяла человека силой, в религии боги и духи, а в науке – сами законы природы.
Основная ценность «Золотой ветви» для многих современников Фрэзера лежит в широком диапазоне источников, на которые он ссылается, упорядоченной сложной и разнообразной информации, и то, что он показал сходства верований и обычаев, которые, на первый взгляд, могли весьма сильно отличаться друг от друга, а также идею психического единства всех народов.
В 1918 году Джеймс Джордж Фрэзер опубликовал свой трехтомный труд под названием «Фольклор в Ветхом Завете». В данной научной работе, сравнивая этнографическую и фольклорную литературу,Фрэзер стремился продемонстрировать, что существуют параллели в различных повествованиях и обычаях в Ветхом Завете. Почти весь объем трех частей был посвящен, например, версиям мифа о наводненияхпо всему миру (около 200 различных сравнений и параллелей). Фрэзер ничего не говорил, однако, о возможных фольклорных параллелях к содержанию Нового Завета.
Также из многочисленных публикаций Джеймса Фрезера следует перечислить наиболее известные: «Тотемизм» 1887 г.; исследования «Табу» и «Тотемизм» в энциклопедии Британника, 9-е издание 1888 г.; «Золотая ветвь», 1-е издание 1890 г.; «Золотая ветвь» 1900 г., 2-е издание (3 т.); «Задача Психеи» 1909 г.; «Тотемизм и экзогамия» 1910 г.; «Золотая ветвь» 1911-1916 гг., 3-е издание; «Вера в Бессмертие и культ умерших» 1913-1924 гг. (3 т.); «Фольклор в Ветхом Завете» 1918 г.; «Страх смерти в примитивных религиях» 1933 г.; «Творение и эволюция в примитивных космогониях» 1935 г.
Тематика большинства других работ Фрэзера касалась антропологических обзоров народов и их культур, которые были вкратце рассмотрены в «Золотой ветви». К ним относятся «Сфера социальной антропологии» 1908 г.; «Почитание природы» 1926 г.; и «Мифы о происхождении огня» 1930 г.; «Антология антропологии» 1938-1939 гг.
В 1914 году Дж. Фрэзер был посвящен в рыцари в знак признания его исследовательских заслуг. Джеймс Фрэзер был женат на французской писательнице Элизабет Гроув, которая переводила его книги на французский язык, благодаря чему о нем узнали во Франции в начале 1910-х годов. Фрезер умер в возрасте 87 лет в 1941 году в Кембридже, где он преподавал, в тот же день умерла его жена Элизабет. Он признан многими известными писателями и учеными как один из самых влиятельных исследователей религии ХХ века.
Связи и совместная работа Джеймса Фрэзера с известными исследователями установили приоритеты и основы его работы на всю последующую жизнь. К примеру, курсовая работа по философии познакомила егос великими деятелями шотландской эпистемологической традиции, в первую очередь Дэвидом Юмом, «Трактат о человеческой природе» которого, с детальным исследованием источников человеческих суеверий, сформировал у Фрэзера представление об основном плане исследования верований людей в «Золотой ветви».
Латинский и греческий языки предоставили Джеймсу Фрэзеру доступ к широкому спектру классических источников, которые он позже использовал, чтобы предоставить и обосновать историческую глубину своих аргументов. С помощью науки, как, например, индуктивной логики,Фрэзер мог использовать новую методологию, четкость и основу, которую он будет позже использовать в своих работах с большим успехом. Также физика, которую преподавал профессор Кельвин, повлияла на более рациональный взгляд Фрэзера на исследуемые вопросы.
Хотя Фрэзер, в основном, считается одним из основателей антропологии, его можно смело назвать также основоположником сравнительной религии. Он недвусмысленно назвал в одном из первых изданий свое произведение «Золотая ветвь» как «исследование в сравнительной религии», а в последующих изданиях уже «исследование в магии и религии».
Джеймс Фрэзер всегда имел некоторые собственные, определенные взгляды на религию как таковую, но во всей своей работе он старался применять сравнительный метод, прилагая массу доказательств, огромное количество материалов, которые были связаны с литературными, историческими и антропологическими исследованиями и которые были так или иначе связаны с религией и магией. Как отмечает исследователь О. Ермишин: «Сам Фрэзер признавал многообразие сил, участвовавших в становлении религии, а попытки объяснить «сложный организм» религии из одного фактора считал тщетными и абсурдными».
Таким образом, религиозная атмосфера, в которой рос юный Джеймс Фрэзер, образованная семья и, потом, университетское окружение повлияли на его исследовательские предпочтения. Дж. Фрэзер был настолько многогранен, что не мог остановиться лишь на одной теме – ему хотелось охватить все антропологические, фольклорные и этнографические факторы, влияющие на человеческое самосознание. Он разработал несколько общих теорий по темам тотемизма, магии и табу, исходя из таких принципов, как эволюционное развитие психического единства человечества, веру в суеверия, а не рациональность. Тем не менее, стоит заметить, что Фрэзер никогда не предоставлял абсолютно законченную, доказанную теорию.
.2 Классические религиоведческие концепции к. XIX – н. XX веков
В рассматриваемый период конца XIX – начала XX веков в европейских странах появилось множество религиоведческих и философских концепций, авторы которых пытались понять истоки религий и верований. Это было связано с исследованием и активной колонизацией стран не западного мира, откуда от путешественников и миссионеров начала поступать до этого момента неизвестная, но чрезвычайно ценная этнологическая информация о т.н. примитивных народах и их религиях. У западных ученых появилась уникальная возможность глубоко изучать и сравнивать религии всего мира.
Классические теории религии конца XIX – начала XX веков – Э. Тайлора, Дж. Фрейзера, У. Робертсона-Смита, Ф. Макса Мюллера, Э. Лэнга и Э. Дюркгейма – были построены на разнообразных данных и смеси религиозных явлений. Некоторые из этих авторов принимали во внимание и занимались исследованием древних религий, как это делали Дж. Фрейзер и У. Робертсон-Смит; некоторые искали истоки религий в Индии, как это делал Ф. Макс Мюллер; в это же время многие из них были заинтересованы в так называемых «примитивных» культурах, как Э. Тайлор и Э. Дюркгейм.
Немецкий и английский ученый языковед, лингвист, филолог и религиовед, профессор сравнительного языкознания в университете Оксфорда Фридрих Макс Мюллер (1823-1900 гг.) больше, чем кто-либо другой внес свой вклад за основание сравнительного метода в изучении религий. Как отмечает известный российский исследователь И.Т. Касавин, именно Ф. Макс Мюллер первым ввел понятие «наука о религии», сформулировал важнейшие методологические принципы этой науки и дал мощный импульс для ее дальнейшего развития.
В работах («Введение в науку о религии» 1873 г.; «Естественная религия» 1889 г.; «Физическая религия» 1891 г.; «Антропологическая религия» 1892 г., «Теософия, или психологическая религия» 1897 г.; «Шесть систем индийской философии» 1899 г.) Ф. М. Мюллер в своей теории происхождения божеств и религии делал акцент на изучении «солнечной мифологии», описывал генотеизм и его отличия от моно и многобожия.
Фридрих Макс Мюллер, в отличие от своего коллеги Э. Б. Тайлора, который писал свои работы на основе этнологических данных, работал с индоевропейскими текстами. Говоря о разработанной им теории «солнечной мифологии» учёный, на основе сравнительного метода, пытался доказать, что в индоевропейских языках есть много лингвистических корней в мифах о солнце. Поэтому Мюллер был уверен, что все религии имеют одно общее происхождение – в мифах о солнце что древние люди обожествляли солнечный свет.
Он считал, что мифы – это персонифицированные природные явления, которые внушали благоговение и почитание среди древних людей. По мнению Мюллера мифы о богах, восставших из мертвых и путешествующих по подземным мирам, связаны с восприятием древних людей восхода и заката солнца. Для Мюллера религия являлась ощущением бесконечного и язык служил связующим звеном между религией, Богом и человеком.
Работы Мюллера даже при жизни автора сильно критиковали за недостаточную доказательную базу суждений, но, нельзя не заметить, что влияние Ф. М. Мюллера на современников в XIX веке было велико, и, не смотря на критику его работ и выводов, он остается авторитетным исследователем даже сегодня.
Эдвард Б. Тайлор (1832-1917 гг.) – британский этнолог, религиовед, культуролог, антрополог также, как и М. Ф. Мюллер пользовался данными колонистов и миссионеров, но для доказательств своих теорий он использовал гораздо более широкую научную базу. Он читал лекции в Оксфордском и Абердинском университетах, являлся президентом Антропологического института Великобритании и Ирландии. Его наиболее известные публикации: «Первобытная культура: Исследования развития мифологии, философии, религии, языка, искусства и обычаев» 1871 г.; «Антропология: Введение к изучению человека и цивилизации» 1881 г.
Эдварда Тайлора можно назвать одним из основателей антропологии как науки о человеке и его культуре, а также антропологического подхода в изучении религии. Он разработал теорию «психического единства» человечества и теорию эволюции цивилизации, в которой первобытный человек верил в духовных существ. Тайлор считал своей задачей воссоздать процесс развития от примитивного до цивилизованного человека и, таким образом, использовал мифы, фольклор, различные религии и обычаи в качестве доказательств убеждений и взглядов, которые являются внутренними генераторами человеческого поведения.
Э. Тайлор строго придерживался мнения, что даже у самых примитивных человеческих обществ есть свои религиозные верования и традиции. В своих исследованиях он использовал сравнительный метод, разработал теорию рекуррентности, и то, что душа как самостоятельная сущность стоит у истоков веры в духов («анимизм»).
Монументальная теория прото-антропологического анимизма Тайлора определяется как «вера в души или духов» и используется как синоним религии. Тайлор хотел назвать свою теорию «спиритизм», но этот термин был уже в значительной степени связан с устоявшимся религиозным движением. Термин «анимизм» имеет ассоциации (от латинского anima- душа) со словами «души» и «духи», которые Э. Тайлор видел, как основополагающие составляющие религиозных верований во всех религиях, ведь он всегда искал т.н. первую религию или основу всех религий. Стоит заметить, что Э. Тайлор даже предложил, что «анимизм» уже может служить минимумом в определении религии.
Но, тем не менее, Э. Тайлор считал, что все религии сами по себе дожили до определенного времени и, опять же со временем, должны исчезнуть перед лицом объективных научных факторов. По его мнению, научное исследование человеческих культур будет постепенно раскрывать эти «пережитки» и укажет на ошибки, которые были сделаны ранее.
Работы Э. Тайлора- это хороший пример наиболее влиятельных теорий XIX века, в особенности теории однолинейной эволюции. Э. Тайлор видит «анимизм» как самую раннюю форму, из которой появились все религии. Стоит заметить, что в будущем, в то время как теория однолинейной эволюции Тайлора и его современников была пересмотрена или заменена полностью, более гибкая эволюционная модель, в частности, полилинейная, продолжала развиваться в XX веке.
Нельзя оставить без внимания религиоведческую концепцию шотландского историка, этнографа, переводчика и профессора университета Св. Эндрю в Шотландии Эндрю Лэнга (1844-1912 гг.). Среди его многочисленных трудов нижеследующие работы по религиоведению: «Миф, ритуал и религия» 1887 г.; «Создание религии» 1898 г.; «Магия и религия» 1901 г.; «Истоки религии» 1908 г.
Он искал интерпретацию своих идей посредством мифологического подхода, который был для него более актуален, чем, например, лингвистическо-этимологический подход. Он проводил исследования по фольклору, а также никогда не говорил об одностороннем развитии религии и был чувствителен к религиозным и моральным элементам, содержащихся в источниках.
В своей работе «Создание религии» 1898 года Эндрю Лэнг выступает против аргументации и самой анимистической теории Э. Тайлора. В своих исследованиях Э. Лэнг обратил внимание на существование в начале религии так называемых высших существ, которые не могут быть объяснены с помощью теории анимизма, поэтому анимизм не мог быть первой ступенью религии, а прогрессивный эволюционизм являлся неправильным подходом.
Среди некоторых очень примитивных племен, Э. Лэнг обнаружил наличие веры в высших богов. По данным, которые Эндрю Лэнг нашел в разнообразных источниках, мифическое и религиозные элементы сосуществуют одновременно в вере. Рациональный фактор проявляется в религии, иррациональный занимает видное место в мифе.
В анти-эволюционном подходе Э. Лэнг считал, что религия в своем моральном аспекте всегда восходит к вере в силу, которая является доброй и работает на справедливость. Эта вера в высших Богов не эволюционировала от веры в духов природы. Наоборот, эта предварительная анимистическая вера в высших Богов являлась оригинальной религиозной формой, которая позже деградировала в таких формах, как поклонение духам или умершим героям племени, почтенных предков или духов природы.
Стоит особенно рассмотреть религиоведческую концепцию Уильяма Робертсона-Смита (1846-1894 гг.), который, наряду с Э. Тайлором, имел особое влияние на формирование научных взглядов Дж. Фрэзера. Уильям Робертсон-Смит был родом из Шотландии, и читал лекции в Крист-Колледже и в Кембриджском университете. Его наиболее известные работы «Библия» для Британской энциклопедии (1875 г.); «Пророки Израиля и их место в истории» (1882 г.); «Лекции по семитической религии» (1889 г.).
Как исследователь Ветхого Завета, Робертсон-Смит изучал религию евреев в контексте религиозных обычаев и взглядов народов семитских кочевников в целом. Он разработал теорию о тотемизме и о характере жертвоприношений среди этих людей. Робертсон-Смит подчеркивал превосходство ритуала над его интерпретацией и уравнение племенной и религиозной идентичности у этих народов.
В итоге исследования, проведенного Уильямом Робертсоном-Смитом в рамках т.н. семитских религий, были получены данные, которые показали, что тотемное животное символически представляло клан и что ритуал жертвоприношения и в последствии употребления такого животного подтверждало и укрепляло единство клана, а также связь людей с Богом. Ученый нашел в тотемном ритуале единые семантические основы для еврейской установки на жертвоприношение и определенного типа отношений между человеком и Богом, и для христианской сакральной интерпретации таких отношений в принятии на Святом Причастии вина и хлеба (по его мнению тотемные, символические заменители крови и плоти Иисуса Христа) для достижения коллективного единения и взаимодействия.
Таким образом, Робертсон-Смит в своей концепции о самой ранней религии выбрал методологический подход в интерпретации ритуализма в рамках эволюционистской антропологии. Он пришел к выводу, что религия в первобытные времена не была упорядоченной системой веры с практической применимостью. Она, скорее, была основой всех видов традиционных практик, которым соответствовал каждый член общества. Для человека из древнего клана вся религия заключалась в исполнении ритуалов и их практическом применении.
Попытка представить социально-психологическую интерпретацию религии была сделана известнейшим французским социологом и философом Эмилем Дюркгеймом (1858-1917 гг.) в его фундаментальной работе «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемистическая система в Австралии» (1912 г.). Автор стремился представить психологический анализ религиозного сознания также, как и пример самой примитивной религиозной совокупности.
Эмиль Дюркгейм считал, чтобы найти фундаментальную основу религии следует обратиться к религиозному комплексу примитивных народов и их верований. Такой комплекс представлен в австралийском тотемизме – он раскрывает все черты, которые, в своих развитых формах, повторно проявляются в самых крупных мировых религиях. Австралийский тотемизм имеет социальный аспект в тотемизме клана и индивидуальный аспект веры в духов-хранителей, он также обладает космогонией и включает в себя молитву и жертвенность, а также веру в существование души. Тотем является критерием сакральности. Тотемизм Дюркгейм называет истинной, первоначальной религией.
На основе изученных данных Э. Дюркгейм пришел к выводу, что религия должна быть определена как совокупность концептуальных, эмоциональных и активационных элементов. Не существует никакой религии без Церкви. Каждая религия, как полноценный институт, охватывает богословие, веру и ритуалы. Религия, по его мнению, возникла для удовлетворения четко определенных потребностей социума, а ее смысл состоит в том, чтобы поощрять чувства общества, а также удовлетворять их ожидания посредством ритуалов и культовых сакральных действий. Эмиль Дюркгейм совершил ценные научные открытия, изучая религию через призму философии и социологии, и не смотря на критику его идей и теорий, его вклад в религиоведение остается незаменимым.
Итак, на фоне успехов науки ученые религиоведы все больше уходили от строгих догматических богословских исследований христианства в область изучения происхождения всех религий в целом, разрабатывали новые рациональные методы и концепции изучения вопроса. Стоит особенно подчеркнуть, что никто из перечисленных ученых не занимался полевыми работами – они полагались на отчеты миссионеров, путешественников и другие данные. И даже если некоторые из них и попытались построить свою теорию на основе разнообразных данных, то их идеи были в основном вдохновлены из концепции изучения христианской религии.
Тем не менее, рассмотренные религиоведческие концепции имели колоссальное влияние на формирование научных взглядов Джеймса Фрэзера и всего мира религиоведения в целом. Ученые, о которых мы говорили в данном параграфе, исследовали происхождение и суть религии через различные призмы собственного образования, вероисповедания и менталитета, что и послужило отправной и финальной точкой их научных выводов.
Глава II. Религия через призму научного подхода Дж. Фрэзера
2.1 «Золотая ветвь»: от магии к религии
Джеймс Фрэзер был пророком в своем поколении ученых антропологов. Его работа «Золотая ветвь: исследование магии и религии» является самой популярной и влиятельной книгой в истории дисциплины с точки зрения широкого культурного воздействия на исследования в области религиоведения. Несмотря на критику ученых «Золотой ветви», бесспорно, этот труд является кульминацией классической антропологической традиции.
Попытка Джеймса Фрэзера, подробно рассказать об одноименной легенде о «Золотой ветви» переросла в большой научный экскурс по человеческой культуре во времени и пространстве, который с большим трудом можно суммировать и обобщить в едином пересказе. Стоит особенно подчеркнуть, что мотивом к написанию книги и ее названию послужили впечатления Фрэзера от картины У. Тернера «Золотая ветвь» 1834 года, на которой изображен храм Дианы, озеро Неми и священная роща.
В предисловии к самому первому изданию 1890 года Джеймс Фрэзер определил основную идею произведения, как «концепцию убитого Бога». Во втором издании 1900 года уже добавилась фраза «Исследование в сравнительной религии», а затем название полностью сменилось на «Золотая ветвь: сравнительное исследование в магии и религии», что означало новый теоретический подход (сравнительный метод), который был разработан многими учеными, такими как, например, Ш. де Бросс, О. Питт-Риверс, Ч. Дарвин и Э. Тайлор. Третье издание «Золотой ветви» приходится на 1910 год – когда школа эволюционизма, идей которых придерживался Фрэзер, основанная еще в 1860-х годах достигла своего наибольшего влияния на научный мир.
Джеймс Фрэзер, приверженец теории анимизма Э. Тайлора, в данном фундаментальном труде рассматривает множество примеров со всех частей мира и все периоды истории. К примеру, обычаи приносить в жертву людей и животных у многих народов имеют божественное происхождение. Исследователь классифицирует их в соответствии с трехступенчатой моделью эволюции.
Хотя Джеймс Фрэзер в «Золотой ветви» представил довольно скудную правдоподобность теории бессознательного и упорно отказывался от исследовательских выводов Фрейда, он также в XX веке способствовал отображению уровней и режимов человеческого сознания. «Золотая ветвь» переполнена примерами и пояснениями, которые являются анализом практик пророческого предвидения, шаманских трансов, массовой психологии, отрицанием разумных категорий мысли.
Как бытие и небытие, в данной работе сливается психология и фантастика. Для Дж. Фрэзера, особенности мышления народов разных культур выявили функциональный, прагматический и суеверный характер их институтов столь же разнообразным, как и религия, правительство, частная собственность и брак в современном ему обществе.
Большая часть данных Фрэзера, как и у других великобританских антропологов и религиоведов, была позаимствована в разнообразных докладах миссионеров и других путешественников со всего мира. Сложность таких данных заключается в том, что они состоят не из целых историй, а из тысяч разрозненных фрагментов информации о местных обычаях. Для более детального рассмотрения идей Дж. Фрэзера, которые помогут понять его взгляд на религию, нам следует рассмотреть главы «Золотой ветви» 1923 года издания, распределив по превалирующим в них тематикам.
Главы 1-2. Вся линия исследования «Золотой Ветви» развивается из одной конкретной ритуальной практики, которую Джеймс Фрэзер описывает в самых первых главах книги. Как он объясняет, в Италии находится лесистая местность на берегу озера Неми, названному в честь памяти римской богини Дианы. По традиции, каждый священник Дианы, который охраняет лес, известный как «король леса», получал свою должность при условии, что убьёт священника, который занимал этот пост перед ним.
По данным мифологической традиции считалось, что король леса должен был быть убит беглым рабом, который будет бить его до смерти золотой ветвью, взятой с дерева, которое росло в священной роще. Джеймса Фрэзера особенно интересовало несколько элементов в этой традиции. Он задавался вопросом, почему священник упоминается в качестве короля, а также, почему золотая ветвь была так важна для ритуала. Поиск Дж. Фрейзера дополнительной информации к этому древнему мифу породил довольно скрупулёзное изучение множества мифов и верований разных культур.
Главы 3-15. В данных главах Дж. Фрэзер рассматривает понятия, связанные с магией и то, как магия превратилась в религию. Он показывает, как трансформировались поверья, от того, что будто бы короли, обладали магической силой и до идеи восприятия короля как религиозного деятеля, а иногда его даже отождествляли с Богом.
Главы 16-28. После установления взаимосвязи между светскими правителями и религией, Дж. Фрэзер рассматривает табу, исходя из особенностей различных культур, чтобы установить, что табу происходит как из примитивных суеверий, так и как из определенных убеждений, культивируемых обществом.
Также в этих главах Фрэзер приводит в примерах, где именно и когда запрещенные действия фактически становятся частью свода законов социума, сосредоточив внимание на табу, которые ограничивают действия короля или священника. Затем исследователь рассказывает о культурах, которые практикуют убийства королей (для того, чтобы их божественные силы не нивелировались с возрастом), а также убийства священных деревьев.
Главы 29-49. В указанных двадцати главах Джеймс Фрэзер старается найти взаимосвязь между мифами, которые связаны с историей Дианы, (с участием Адониса, Аттиса, Осириса и Деметры, и Персефоны), а также показывает, как различные божества в мировых религиях были связаны с сельскохозяйственным циклом жизни и смерти. Каждый из этих мифов предполагает наличие важной личности, которая идентифицируется с циклом плодородия, и эта личность, которая умирает или отправлена в подземный мир, но возвращается на Землю на ограниченный отрезок времени, иллюстрирует идею о том, что гибель богов не является чем-то катастрофическим, а всего лишь часть естественных процессов в природе.
Главы 50-61. В этих главах Джеймс Фрэзер исследует различные методы жертвоприношения во все времена и в разных странах, в том числе ритуальные убийства священных животных, чтобы почтить богов и убийства животных как способ символического уничтожения зла. Этот момент представляет собой концепцию т. н. козла отпущения, который первоначально представлялся в виде животного (козла) и олицетворял вселенское зло, но позже зло стал воплощать человек и его убивали ради той же цели. Исследователь пытается установить связи между идеей убийства короля, дабы сохранить его божественную силу и идеей убийства людей, которые могут унести зло в могилу вместе с ними. Фрэзер предполагает, что эти две практики вскоре объединились в одно целое.
Главы 62-67. Развивая теорию о том, почему золотая ветвь стала таким важным элементом традиции преемственности короля леса, Джеймс Фрэзер соединяет между собой мифы о золоте, солнце, огне и власти. Фрэзер предполагает, что золотая ветвь может быть древним названием омелы, которая растет как виноградная лоза на дубовых деревьях, желтеет или становится золотой в то время как остальная часть дерева остается зеленой, и в некоторых культурах считается, что она обладает мистическими свойствами. Пытаясь объединить волшебную силу царей с магической силой, приписываемой омеле, Фрэзер хочет показать, что существовало поверье, будто бы душа человека может быть помещена в какой-либо предмет или объект на сохранение. Также он считал, что существовало убеждение, если власть короля леса уже была заключена в омеле, поэтому золотая ветвь – это единственное, что нужно для его убийства.
Главы 68-69. В последних двух главах, Фрэзер возвращается к вопросу о том, почему священник Дианы должен был быть убит и почему посредством определенного способа. Один из выводов, к которому пришел исследователь в данной работе, состоит в том, что непрерывный процесс цивилизации ведет от примитивной веры в магию к более упорядоченной вере в религию, и приводит, в конечном счете, к вере в науку.
Касательно христианства – здесь Фрэзер навлек на себя массу отрицательных отзывов среди католиков и протестантов, так как усердно пытался доказать в «Золотой ветви», что все христианские обычаи и традиции имеют свои корни в язычестве. К примеру, про пасхальные огни исследователь говорит следующее: «О языческом характере праздника пасхальных огней можно судить как по особенности празднования его крестьянами, так и по связанным с ним суевериям». А дата Рождества Христова – 25 декабря – взята из митраизма, где эта дата была связана с днем рождения Солнца Непобедимого или зимнего солнцестояния. Также неодобрительные отзывы он получил за то, что, к примеру, сказал, истинная дата рождения Иисуса Христа – 6 января. И, тем не менее, не смотря на свое особенное понимание религии и христианства в частности, он говорил о том, что вся культура вышла из храма.
Таким образом, ясно видно, что Джеймс Фрэзер лучшим образом систематизировал многочисленные данные о мифах и легендах и выявил основной, родительский миф, в котором содержится их история. В этом мифе благосостояние народа связано с благосостоянием короля, и поэтому король должен был быть убит, прежде чем его силы истощатся от возраста и болезней. Апеллируя к этому организующему мифу, Дж. Фрэзер старался выявить не только значимость его фрагментов, но и выявить сходство между современностью и древним миром.
Он также использовал разные элементы мифов для объяснения эволюционных фаз развития общества (которые разработал сам Фрэзер): магической – в которой люди пытались контролировать события посредством выполнения ритуалов; религиозной – где люди обращались к богам за помощью, или старались их умилостивить, но без гарантии получить ответ; и, наконец, научной, когда они берут сами на себя задачу управления миром, пытаясь понять законы, которые регулируют природные явления.
Нельзя не согласится с многими исследователями работ Дж. Фрэзера, такими как, например, А. Мень, А. Никишенков, А. Шевцов, О. Ермишин, Д. Брэдшоу, Дж. Смит, К. Лернинг, что одной из причин огромного влияния фундаментального труда Дж. Фрэзера «Золотая ветвь» на современную литературу в том, что его работа представляет собой плодородную форму и зеркало идей, наблюдений, верований и образов актуальных на все времена. В «Золотой ветви» главные идейные пункты исследования были, помимо трех ступеней развития общества, понятия разумности, плодородия, иррациональности, суеверия и выживания.
Как мы об этом говорили в вводной части данного параграфа, ровно, как и большинство ученых начала XX века, Джеймс Фрэзер придерживался эволюционной компаративистики. В «Золотой ветви» он исходил из предположения, что эволюция означает прогресс: появление науки означало торжество самой подходящей фазы. Однако, Джеймс Фрэзер, будучи уверенным, что такой процесс является естественным для развития любого общества, напоминает читателям, что наука не обязательно являет собой конец развития человечества, и что могут появляться и другие системы верований, которые придут на смену этой формации в будущем.
2.2 «Фольклор в Ветхом Завете» – антропологический взгляд на религию
В 1918 году Джеймс Джордж Фрэзер опубликовал свой трехтомный труд под названием «Фольклор в Ветхом Завете», который, по сути, был сборником статей автора, которые он постарался объединить в одно целое. На этом этапе сравнительного метода в науке Дж. Фрэзер стремился продемонстрировать, что в мировых культурах и традициях их народов существуют многочисленные параллели к различным повествованиям и обычаям, описанным в Ветхом Завете.
«Фольклор в Ветхом Завете» Фрэзера стал первым исследованием, которое образовало связь между такими дисциплинами, как фольклористика, этнология и антропология. Эта работа также стала первой, где автором была осуществлена попытка оценить в какой степени и насколько Ветхий Завет содержит в себе элементы фольклора. Методы Фрэзера были, как и при написании «Золотой ветви», в значительной степени сравнительными, и, несмотря на то, что его работа была подвергнута критике за ее эволюционную точку зрения о человеческих обществах, тем не менее, остается и по сегодняшний день истинной кладезю фольклорного материала.
«Фольклор в Ветхом Завете» разделен автором на четыре смысловые части, неравноценные и неравнозначные: от сотворения Богом человека до описания выбранных Фрэзером библейских повествований. Также, как и «Золотую ветвь», «Фольклор в Ветхом Завете» довольно сложно обобщить под единой обобщающей все части идеей, которая двигала автором при написании работы. По размерам глав видно, какие темы вызывали наибольший интерес у автора, а какие он описывал лишь поверхностно.
Следует подчеркнуть, что данная работа Фрэзера не отличается широким и глубоким анализом пересказанного материала. Например, его обсуждение историй о Великом потопе, охватывает более 250 страниц в первой части IV главы исследования и описывает каждый населенный континент. Тем не менее, интерес Фрэзера в происхождении или видоизменении рассказов о наводнении был намного более значительным, чем в области моральных или религиозных ценностей различных версий данного всемирного события.
Джеймс Фрэзер также не проявлял большого интереса к тому фактору, насколько его сравнительные данные изменили интерпретацию Библии. Вместо этого он предложил, как этнограф и антрополог, собранное в единое целое и отсортированное обширное собрание культурного (особенно литературного) материала со всего мира. Возможно предоставив столько рассказов о потопе Фрэзер, с одной стороны, хотел показать, что еврейский компонент Библии имел бесчисленные параллели между дикими варварами и крестьянами; или это был неоднозначный намек на возможную не уникальность иудейской и христианской составляющей в Библии.
Дж. Фрэзер в данной работе, возможно, хотел показать, что работа мифа и ритуала вместе в Ветхом Завете ознаменовала радикальное переосмысление израильской религии. Прежде всего, подход Дж. Фрэзера подчеркивает общность религиозных переживаний, верований и практик на всём Ближнем Востоке и, таким образом, идентифицирует израильскую религию в качестве члена большой семьи родственных религий.
Вместо того чтобы полагаться на сравнительные данные о примитивных семитских религиях, Дж. Фрэзер, посредством подхода «миф и ритуал», опирался на данные развитых религиозных систем традиционных культур. Для него сложилась общая картина для различных религий, которая вобрала в себя религиозные верования и практики в рамках того, что можно было бы назвать сферой природы и создания мира, противоположной сфере истории.
Примерно в такой же манере, как и в «Золотой ветви» Дж. Фрэзер исследует появление и развитие религии: «Легенда эта является отражением первобытной формы религиозного мышления – поклонения животным (так называемая зоолатрия): различие между человеком и животным». Также он пишет о жертвоприношениях и ритуалах, о религиозных институтах евреев и других народов и их поверьях: «В религии и мифологии тлинкитов, крупного индейского племени на Аляске, большую роль играет ворон, по туземному -Йел»; «религия племени вачева состоит в поклонении духам предков; поэтому если человек умирает без потомства, то некому будет приносить жертвы»; «Сами кхаси объясняют привилегированное положение младшей дочери возложенными на нее религиозными обязанностями. Она, как выражаются кхаси, хранит религию. Это значит, что она должна совершать семейные религиозные церемонии и заботиться о снискании милости предков».
Джеймс Фрэзер писал с сожалением: «Сфера моей работы вынудила меня остановиться в основном на низменной стороне жизни древних евреев, которая раскрывается в Ветхом Завете, в основном на темах предрассудков, дикости и суеверий, рассказы о которых можно найти на страницах книги». Тем не менее, он полагал, что он, возможно, сумел показать и более высокую сторону жизни евреев, их положительные качества, которые проявлялись в духовной религии и чистой морали, благодаря которым Ветхий Завет является нетленным памятником на все времена».
Придерживаясь сравнительного подхода, Дж. Фрэзер выделил ряд верований и обычаев в Ветхом Завете, которые, как он утверждал, являлись пережитками более древних практик. Фрэзер считал, что каждая культура претерпела один и тот же процесс эволюции, хотя и с разной скоростью. Культуры в любой точке мира, таким образом, всегда взаимосвязаны и всегда производили и будут производить идентичную литературу и другие формы искусства, которые можно было бы сравнить между собой. По словам Фрэзера, «магическая религия» развивались с естественным течением времени и переросла в «этическую религию», такую, как у пророков Ветхого Завета.
Дж. Фрэзер был уверен, что общества создают свои собственные средства устной передачи традиции, и что они являются неотъемлемой частью любого фольклора. Получается, что авторы повествований-первоисточников описывали либо то, чему они сами были свидетелями или записывали обычаи, которые сохранились в устной традиции. Тем не менее, сам Джеймс Фрэзер не придерживался жестко определенной теории о надежности устной передачи традиции. В некоторых случаях он все же признавал, что библейское повествование сохранило надежный отчет об описанных в нём событиях.
Таким образом, Фрэзер накопил достаточное количество сравнительного материала, с помощью которого, чтобы доказать древность различных обычаев, описанных в Ветхом Завете, продолжал утверждать, что некоторые из этих были известны в других примитивных культурах, а не только в развитой израильской религии и традиции.
2.3 Сущность религиоведческой концепции Дж. Фрэзера
Джеймс Фрэзер в 1920-х годах, после издания своих основных трудов и пересмотре своих первоначальных теорий заявлял, что отношения между магией и религией являются двумя принципиально противоположными полюсами, где исторически магия предшествовала религии. В тот период времени Фрэзер начал обобщать проблемы своих книг и его методов работы: он собирал вместе, с учетом данных проблем, параллельные материалы из культур во всем мире, а также продолжил разрабатывать некоторые общие принципы или законы для анализа такого материала. Он признает, что религия является слишком сложной структурой, которую можно объяснить с помощью одного фактора, концепции или метода.
В основном в своих работах Дж. Фрэзер пытался объяснить не только различие между религией и магией, но и их эволюционную связь. Для него, магия стремится контролировать природу и тем самым благосостояние людей, имея дело с якобы безличными силами. Религия, однако, пытается контролировать природу, имея дело с личными посредниками. Как отмечал Фрэзер, религия отвергает идею безличных сил или влияний и заменяет ее идеей о том, что реальная власть над природой является личной. Люди на ступени развития религии теперь должны узнать, как получить эти личные силы. Молитва, пост, благочестивая жизнь теперь становится гораздо более важной, чтобы обеспечить благополучие человека, чем заклинания в магии.
Как и Э. Тайлор, Дж. Фрэзер принял как руководство для себя модель однолинейной эволюции. Учитывая его концепцию религии, когда человек сам знает, что он и его жизнь находится в зависимости от богов, которым он поклоняется, которых он может умолять или даже убеждать, Фрэзер пришел к выводу, что ни тотемизм, ни магия не могут полностью идентифицироваться с религией. Магия, с точки зрения Фрэзера, является элементарным способом мышления, в то время как религия, с другой стороны, является принятием сверхчеловеческого сознания и личных сил.
Магия предшествует религии, религия возникает, когда магия слабеет. Наука идет как следующий этап и с магией идею о том, что безличные силы могут контролировать природу. Наука, в отличие от магии, может распознать истинную природу этих сил и разработать соответствующие технологии для борьбы или взаимодействия с ними. В таких высказываниях Фрэзер подчиняет факты своим собственным оценочным категориям в рамках эволюционного метода. Тем не менее, ученый, как и ряд многих других антропологов (Дж. Кинг, Э. Ланг), отмечает важность магии в качестве одного из источников религии.
Фрэзер подчеркивает сильную сторону дисциплины сравнительной религии или компаративистики, утверждая, что сравнительное изучение верований и религиозных институтов человечества является основным двигателем прогресса. Стоит заметить, что, на самом деле, дисциплина наносит сильный удар по основам мировых религий и христианству в частности, так как он показывает много существующих суеверий в западном обществе.
Джеймс Фрэзер в своих работах изложил три основные проблемы примитивной религии, изучением которой занималась современная ему антропология: магия и ее отношение к религии и науке; тотемизм и социологический аспект ранних верований; культа плодородия и растительной жизни.
Ранний человек стремился прежде всего контролировать силы природы для практических целей, и он делает это целенаправленно, посредством обрядов и заклинаний, заставляя ветер и погодные условия, животных и сельскохозяйственные культуры подчиняться его воле. Только намного позже, обнаружив ограниченность своего магического могущества, примитивный человек совершает в страхе или надежде, в мольбе призыв к высшим существам, будь то демоны, духи предков или боги.
Именно в этом различии между непосредственным контролем с одной стороны и умилостивлении высших сил, с другой стороны, сэр Джеймс Фрэзер видит разницу между религией и магией. Магия, основанная на уверенности человека, что он может прямо доминировать над природой, в том случае если только он знает законы, которые регулируют ее силы магическим образом, в этом ключе магия чем-то похожа на науку. Религия, как признание и раскаяние в человеческом бессилии в некоторых вопросах, поднимает человека над уровнем магического мировоззрения, а затем сохраняет свою независимость рядом с наукой, к которой магия должна подчиняться.
К концу жизни, некогда искренне верующий в Бога протестант, Дж. Фрэзер стал называть себя атеистом. Эволюция религии по его мнению подорвала веру в уникальность христианства. Джеймс Фрэзер утверждал, что христианство на самом деле было сформировано из языческого религиозного образца. В отличие от своего прогрессивного христианского друга Уильяма Робертсона-Смита, Дж. Фрэзер отверг христианство довольно рано, хоть и в первые годы работы не называл себя атеистом.
Он присоединился к антихристианскому лагерю Д. Юма и Э. Тайлора, против христиан Макса Мюллера и даже У. Робертсона-Смита. Таким образом, Фрэзер не был хранителем религии. Он стал своего рода тем, кто хотел похоронить христианство, говоря: «я не христианин, наоборот я отвергаю христианскую религию как совершенно ложную». Возможно именно поэтому автор сознательно в «Золотой ветви» обсуждая теорию «умирающих и оживающих богов», опускает явные сравнения таких мифов с умершим и воскресшим Иисусом Христом. А те немногие параллели мифов с христианством, которые были описаны в книге, явно говорят, по мнению Фрэзера, о культурологических заимствованиях в христианстве с других культур.
Дж. Фрэзерподчеркивал, что сравнив столько культурологических материалов между собой, теперь понял истинную картину мироздания. Получается, для Фрэзера религия – это ступень в эволюционном развитии человеческого мышления. Она не является уникальной в своем роде и все религиозные традиции, по мнению ученого, имеют свои корни в язычестве. Религия, как он считает, давно устарела со своими пережитками и предрассудками и только наука, как следующая, высшая эволюционная ступень, рационально объясняет все природные и исторические явления, происходившие тысячелетиями на Земле.
Заключение
Исследовав различные области, сферы жизни и научные выводы сэра Джеймса Фрэзера, стоит сделать вывод о том, что вся его жизнь была окружена религией и, одновременно, подчинена науке и сравнительным антропологическим исследованиям.
С самого детства всё окружение твердило ему, что религия и Церковь – это единственные истины, которым следует подчиняться в жизни. Скорее всего, родители Дж. Фрэзера были излишне догматичны и тенденциозны, что и вызвало у уже состоявшегося исследователя Фрэзера стойкое неприятие христианства и религии в целом. На протяжении всей жизни исследователь боролся с «врожденным» пониманием религии и приобретенным, когда он поступил в университет.
Ученые, которые составляли ближайшее окружение Дж. Фрэзера большую часть его жизни, были антропологами, этнографами, философами – теми, кто не признает религию или отрицает ее значение. Они развивали собственные антагонистические религии теории и концепции, которые сильно влияли на мировосприятие Дж. Фрэзера.
Также стоит отметить период времени, в котором жил и работал Дж. Фрэзер конец XIX – начало XX века – это период научных открытий, революций и войн. Это время, когда многие люди стали сомневаться в Боге, ведь, если говорить о Первой мировой войне, гибло неимоверное число людей и этой войне не было конца.
Несомненно, на Фрэзера повлияли многочисленные новые методы в исследовании религиоведения, например, сравнительный метод Э. Тайлора, побудил Дж. Фрэзера заняться компаративистикой этнологических материалов о мифах, ритуалах и легендах всего мира. Многие науки в данный период времени стали обращаться к исследованию истоков религии, как, например, антропология, этнология, фольклористика, лингвистика. Вероятно, из-за переплетения различных дисциплин религия у Дж. Фрэзера могла так легко лишиться своей т.н. уникальности, так как все равно все мировые события во все времена связаны между собой. Но для Фрэзера данные, собранные из разных культур, могли послужить доказательством того, что все религии – это заимствования.
Библиография
Источники
Фрэзер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. Т. I. – М.: Терра – Книжный клуб. 2001. – 528 с.
Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. – [Электрон. ресурс]. – Электрон, дан. (1 файл). – URL: ://lib.ru/HRISTIAN/ATH/folklore.txt. (18.01.17).A. Myth, Ritual & Religion. Vol I. – N.Y.: Cosimo Inc., 2005. – 388 p.J.G., Frazer R. The Golden Bough: A Study in Magic and Religion. – Oxford: OUP Oxford, 1998. – 912 p.
Литература
Акимова Л. И. Жертвоприношение. Ритуал в культуре и искусстве от древности до наших дней. – М.: Языки русской культуры. 2000. – 536 с.
Борзова Е. Сравнительная культурология. Том 1. – СПб.:СПбКО. 2013. – 360 с.
Бранский В. П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология. – СПб.: Политехника. 2002. – 476 с.
Бутинов Н. А. Проблемы этнографии и истории культуры народов Азиатско-Тихоокеанского региона. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2004. – 367 с.
Васильев Г. Е. Введение в философию культуры. – М.: Директ-Медия, 2015. – 429 с.
Емельянов Ю. Н. Культуральная антропология. – СПб.: СПбГУ, 1996. -186 с.
Ермишин О. Философия религии. Концепции религии в зарубежной и русской философии. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. 2012 . – 222 с.
Касавин И. Т. Наука и религия: междисциплинарный и кросс-культурный подход. – М.: Канон+, 2006. – 576 с.
Крывелев И. А. Вопросы истории религии и атеизма: сборник статей. – М.: АН СССР, N 5. 1958. – 440 с.
Крывелев И. А. Религиозная картина мираи ее богословская модернизация. – М.: Наука. 1968. -294 с.
Лебедев В. Ю., Прилуцкий А. М. Семиотика религиозных коммуникативных систем: дискурсы смыслов. – М.: Директ-Медиа, 2015. – 380 с.
Мень А. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. В семи томах: Том 1. Истоки религии. – М.: СП «Слово». 1991. – 287 с.
Мень А. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. В семи томах: Том 2. Магизм и единобожие. – М.: Жизнь с Богом. 1990. – 688 с.
Никитин В. А. Основы православной культуры. – М.: Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, 2001. – 484 с.
Никишенков А. История британской социальной антропологии. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета. 2008. – 496 с.
Овчинников Г. И. Пиктографическое письмо Фестского диска. – М.: Эдитус. 2016.- 375 с.
Писманик М. Г. Религия в истории и культуре. – М.: Книжный мир, 1995. – 301 с.
Подольская Е. А. Социальная философия. – Харьков: НУА, 2009. – 543 с.
Попова М. А. Критика психологической апологии религии. – М.: Мысль, 1972. -261 с.
Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. – СПб.: Питер. 2010. – 672с.
Синило Г. Библия и мировая культура. – Минск: Высшая школа. 2015 – 687 с.
Телия В. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. – М.: Языки славянской культуры. 1996. – 289 с.
Токарев С. А. История зарубежной этнографии. – М.: Высшая школа. 1978. – 352 с.
Токарев С. А. Ранние формы религии. – М.: Политиздат, 1990. -621 с.
Угринович Д. М. О специфике религии. – М.: МГУ. 1961. – 156 с.
Шаревская Б. И. Старые и новые религии Тропической и Южной Африки. – М.: Наука. 1964. – 388 с.
Шевцов А. Общая культурно-историческая психология. – СПб.: Тропа Троянова. 2007. – 407 с.E. H. Method and perspective in anthropology. – Minneapolis: Univof Minnesota PR .1954. – 323 р.R. J G Frazer: His Life and Work. – Cambridge: CUP Archive. 1987. – 348 р.D. Structure and Creativity in Religion: Hermeneutics in MirceaEliade’s Phenomenology and New Directions. – Paris: Mouton 1978. – 585 p.C. Ritual: Perspectives and Dimensions. – Oxford: Oxford University Press, 1997. – 368 p.D. A Companion to Modernist Literature and Culture. – Oxford: John Wiley & Sons. 2008. – 616 р.B. Wittgenstein, Frazer and Religion. – London: Macmillan. 1999. – 200 р.A. Holy Writ as Oral Lit: The Bible as Folklore. – Lanham: Rowman& Littlefield Publishers, 2001. – 176 p.A., Hamilton P. Emile Durkheim. – London: Routledge, 1995. – 678 p.T. Religion and the Secular: Historical and Colonial Formations. – London: Routledge, 2014. – 320 p.J. Darwin and modern science. – Cambridge: Cambridge University Press. 1909. – 595 р.G. Animism: Respecting the Living World. – N.Y.: Columbia University Press, 2013. – 304 p.C. B. Hidden Riches: A Sourcebook for the Comparative Study of the Hebrew Bible and Ancient near East. – Louisville: Westminster John Knox Press, 2014. – 425 р.A. W. Defining Judaism: A Reader. – Abingdon: Routledge. 2016. – 416 р.G. Fifty Key Thinkers on Religion. – London: Routledge, 2013. – 254 p.H. G. Discovering Religious History in the Modern Age. – Princeton: Princeton Univ PR, 2002. – 280 p.A. L. The nature of culture. – Chicago: Textbook Publishers, 1954. – 437 p.S.D., Miles-Watson J. Theories of Religion: A Reader. – New Brunswick: Rutgers University Press, 2006. – 524 p. T. The Slain God: Anthropologists and the Christian Faith. – Oxford: Oxford Univ. Press. 2014. – 256 р. B. A scientific theory of culture. – Cambridge: Routledge, 1944. – 240 p.R. T. Studying Religion: An Introduction. – N.Y.: Routledge. 2014. – 320 р.B. H. The Cursed Christ: Mediterranean Expulsion Rituals and Pauline Soteriology. – Sheffield: A&C Black. 1996. – 263 р.R. A. The Bible without Theology: The Theological Tradition and Alternatives to it. – Chicago: University of Illinois Press. 1987. – 198 р.J. Supernaturalism in Human Life: A Discourse on Myth, Rituals & Religion. – Fullerton: Vedams eBooks Ltd 2002. – 279 p.W. S. Durkheim’s Sociology of Religion: Themes and Theories. – Cambridge: Casemate Publishers, 2009. – 577 p.F. D. Old Testament Theology: Its History and Development. – Atlanta: Westminster John Knox Press. 1985. – 290 р.W. Durkheim’s Philosophy of Science and the Sociology of Knowledge: Creating an Intellectual Niche. – Chicago:University Of Chicago Press, 1994. – 324 p.B. Spirit Possession and Trance: New Interdisciplinary Perspectives. – London: Bloomsbury, 2011. – 258 p.J. Z. Drudgery Divine: On the Comparison of Early Christianity and the Religions of Late Antiquity. – London: Psychology Press, 1999. – 145 p.I. Understanding Theories of Religion: An Introduction. Oxford: Wiley-Blackwell. 2015. – 280 р.J. Classical Approaches to the Study of Religion: Aims, Methods, and Theories of Research. Vol. I. – N.Y.: Walter de Gruyter. 1999. – 742 р.