- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 8,37 Кб
Спор о технике и его значение для культуры XX-XXI веков
Содержание
Введение
Спор о технике и его значение для культуры XX-XXI веков
Техника и культура
Техника как средство создания культурной среды
Образ техники в культуре
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Вряд ли кто усомнится в том, что техника лежит в основе культуры. Человек обязан ей своим становлением. Хотя технические устройства – природные тела, все они суть материальные ценности. Прогрессируя, техника определила культурный образ жизни человека. Она содействовала повышению эффективности трудовых усилий работника и рационализации хозяйственного и бытового уклада. Человек, создав технику, получил возможность менять условия своего существования и меняться сам. При этом он стал основоположником принципиально нового объективного процесса – культурного, когда форма и материал оказались в разных руках (человека и природы), а изделия мастера обрели собственную основу и получили возможность функционировать наряду с человеком и в определённой степени дистанцироваться от природы.
Если техника – законное состояние всей культуры, каждый народ в той или иной степени создал соответствующее своим возможностям и потребностям технические средства, но только западноевропейская культура обогатила себя культом техники. Культ техники готовился на протяжении ряда столетий. Роджер Бекон, Френсис Бекон, французские материалисты XVIII века сулили обществу и господство над природой, и материальное благополучие и т.д., если оно возьмёт на вооружение формулу «знание-сила», познает законы природы и материализует их в разнообразных машинах.
Культ техники породил многочисленную философскую литературу, в которой нашло своё отражение противоречивое отношение общества и к самой технике, и к её культу.
Включая в социально-исторический процесс природные силы, человек не может с уверенностью сказать, что он культурно адекватен этим силам. В природе подобная ситуация невозможна. Всё, что стихийно реализуется в естественном царстве, адекватно природной системе. Далеко не всё реализованное природой безопасно для человека. Многим потенциям природы в социально-культурном плане человек просто не адекватен. И сам способ перевода природных сил в общественную жизнь – своеобразный вызов ему и судьбе, от которой он не может уйти. И в этом отношении человек в зависимости от техники, хотя ему кажется, что он её создатель и хозяин.
Техника – это особое явление культуры, это сформированная мастером природная материя. Тем самым объективный процесс как бы раздваивается на естественный и культурный. Естественный характеризуется единством формы и материала, культурный – их разрывом.
Ещё одна группа вопросов, раскрывающих актуальность проводимого культурологического анализа, – соотношение техники и культуры в целом. Современный научно – технический прогресс был достигнут в немыслимо короткие сроки. Мир стоит сегодня на пороге неслыханного технологического переворота. Сегодня трудно представить себе в полной мере его социальные последствия. На повестке дня – радикальное преображение цивилизации. Новый этап технического прогресса связан с качественными изменениями прежде всего в развитии и применении микроэлектроники, информатики и биотехнологии.
Гигантские успехи в развитии науки и техники во всех странах мира бесспорны. Они порождают стремление осмыслить содержание современных общественных сдвигов. Бурное развитие переживает «философия техники». Каковы последствия нового технологического переворота? Чем объяснить столь радикальные сдвиги в общественном сознании современного человечества?
ТЕХНИКИ И КУЛЬТУРА
Вообще говоря, техника – так же, как и сам человек, человеческое общество, человеческая деятельность – выходит за пределы пространства культуры. Конечно ни человек, ни общество, ни человеческая деятельность, ни техника без культуры не мыслимы и не возможны. Но все же культура – это не вся жизнь людей, а лишь информационно-семиотическая сторона их жизни.
Техника как совокупность средств и способов человеческой деятельности выполняет в жизни людей прагматическую функцию: люди создают и применяют ее для того, чтобы получить от этого какую-то пользу. И выступая в этой функции, она действует в «многомерном» пространстве жизни, которое охватывает «трехмерное» пространство культуры и простирается далеко за рамки последнего.
Отсюда, однако, не следует, что техника существует независимо от культуры. Зависимость между ними носит двоякий характер.
С другой стороны, техника есть сила, которая активно воздействует на все культурное пространство. Во-первых, она образует культурную среду обитания человека – ту искусственную, артефактную «вторую природу», в которой люди живут и которая является «материальным телом» культуры. Во-вторых, она представляет собой средство приложения достижений культуры к решению материально-практических задач общественной жизни, т.е. способ ответа культуры на «социальный заказ» со стороны общества. В-третьих, она создает инструментарий культуры – средства и способы деятельности в сфере культуры, т.е. информационно-семиотической деятельности. В-четвертых, она выступает как культурный код – как одна из важнейших знакомых систем культуры, несущая в себе огромное количество социальной информации.
Взаимодействие техники с культурой позволяет сделать вывод, что технику можно рассматривать не только в прагматическом, но и в информационно-семиотическом аспекте – как форму получения, хранения, обработки и использования информации, как мир смыслов, воплощенных в технических конструкциях. А это значит, что она предстает формой культуры, занимающей свою нишу в культурном пространстве. В этом аспекте она и представляет собой важнейшую область технологической культуры. Таким образом, техника есть сфера человеческой деятельности, которая частично находится за пределами культурного пространства, а частично – входит в него.
ТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ
Одна из важнейших функций культуры – адаптивная функция. Она состоит в том, что культура дает человеку возможность приспособиться к природным условиям, в которых оно возникло и существует. Если животные адаптируются к окружающей среде благодаря устройству своих органов, то человек – благодаря растущему умению изготовлять искусственные органы, внешние «добавки» к его телу, увеличивающие его силы и способности. Эти искусственные органы и есть техника. Именно через нее осуществляется адаптивная функция культуры. Техника служит человеку средством воздействия на природу с целью защиты от неблагоприятных для него природных процессов приспособления природы к своим нуждам.
Внедрение в производство машинной техники привело в 18 веке к промышленной революции, в результате которой происходит преобразование аграрной экономики в индустриальную. Развивается обрабатывающая промышленность, главным объектом производственной деятельности людей становится уже не столько сама природа, сколько продукты добывающего производства – сырье, материалы, которые подвергаются дальнейшей обработке. Цивилизацию этого типа называют «индустриальной». Культурная среда в такой цивилизации постепенно все больше наполняется сложными техническими конструкциями и сооружениями. Технизация захватывает сферу быта: в повседневную жизнь входят пароходы, железная дорога, телеграф, швейная машина, электрическое освещение, автомобили, радиотехника.
Во второй половине 20 века наступает время научно-технической революции, в которой на основе новейших достижений науки развертывается переход от механизации к широкой автоматизации труда во всех отраслях хозяйства. Это кладет начало формированию цивилизации нового типа. Ее называют «постиндустриальной» (Дж. Белл, Д. Гильберт), а также «сверхиндустриальной» (А. Троффлер), «неотехнической» (Л. Мэмфорд), «информационной» (М. Маклюэн, Е. Масуда), «технотронной» (З. Бжезинский), «научно-технологической» (Ф. Бурлацкий). Возникают новые виды производства: атомная энергетика, микроэлектроника, роботостроение. Открытия в области генетики и химии, а также усовершенствование техники и технологии растениеводства и животноводства ведет к «зеленой революции», резко увеличивающей продуктивность сельского хозяйства. Высокопроизводительная и автоматизированная техника материального производства почти полностью вытесняет ручной труд.
техника культура общество
ОБРАЗ ТЕХНИКИ В КУЛЬТУРЕ
Изучение столь сложного и многоаспекного феномена, как техника, занимаются различные науки (не только технические, но и общественные – история, культурология, социология), а за последние полтора сущность техники стала предметом философских размышлений. Но одно дело – теоретические концепции техники, а другое – представление о ней в массовом сознании, у людей, не читающих научных и философских трудов о технике и не задумывающихся о ее сущности.
Однако вместе с появлением машин, заменяющих ручной труд, вызывает недовольство и у части населения. В первой трети 19 века в Англии, тогда наиболее промышленно развитой стране, поднимается волна негативного отношения к технике. В глазах пролитариев, теряющих работу из-за того, что применение машинной техники ведет к сокращению рабочих мест, машина представляется источником их бед. Возникает луддистское движение против машин, участники которого громят их.
Образ техники в массовом сознании получает у разных народов национальную окраску, связанную с историко-географическими способностями страны.
В России, где крестьянство до 20 века составляло основную массу населения, народный образ техники формировался как отражение нехитрых хозяйственных и бытовых приспособлений. Техника воспринималась крестьянами как естественное условие быта, им было чуждо противопоставление ее природе.
С эпохи Петра І развитие промышленности в России сопровождалось ввозом западной машинной техники. Ее отличие от традиционной сельскохозяйственной и ремесленной техники с самого начала бросалась в глаза. К ней относились как к чужой, «басурманской», она не редко казалось ненадежной, вызывала подозрение и недоверие.
А между тем уже в 19 веке и в западной, и в русской дореволюционной культуре развертывается борьба двух тенденций – техницизма (технофилии) и антитехницизма (технофобии). Техницизм изображает технику как благо, а антитехницизм – как зло. Эти два противоположных образа техники существуют в мировой культуре и поныне, выражаясь в общественном мнении, в искусстве и философии. Технофилы уверены в необходимости и благотворности дальнейшего технического прогресса, они оптимистично смотрят в будущее, пологая, что развитие техники обеспечит процветание человечества. Технофобы, наоборот, считают технический прогресс пагубным для человечества, они весьма пессимистично оценивают будущее человеческого общества, если оно не свернет на путь «нетехнологического» развития.
Заключение
Природа не создаёт кентавров, в ней форма и материал едины. С самыми лучшими побуждениями человек пытался обмануть природу, навязать ей такую форму, которая чужда её естеству. Но физико-химическое содержание природных процессов нельзя формально изменить. Через технику в социально-исторический процесс врываются радиация и микроволновая вибрация, агрессивность химических реакций и электромагнитные поля. При этом перевод природных потенций в мир человека не техничен, а социален. Природные потенции можно актуализировать лишь с помощью техники. В античные времена люди стали смотреть на технику как на творение разума. Для античной культуры было характерно преклонение перед его волшебной силой, которая позволяет изобретать орудия, механизмы, способы и приемы ремесла. В ходе истории идет постоянно растущая технизация среды обитания человека. С помощью техники люди «окультуривают» эту среду, превращают ее в «материальное тело» культуры. Значение техники в этом процессе настолько велико, что уже первые стадии развития человеческого общества историки именуют, указывая на то, какие технические средства используются людьми: каменный век, бронзовый век, железный век. В зависимости от уровня развития техники различают и последующие этапы исторического развития общества.
Список используемой литературы
1.Карамин А. С. Культурология – СПб.: Издательство «Лань», 2001 г.
.Гуревич П. С. Культурология: учебное пособие / П. С. Гуревич – 2-ое изд., стер. – М. : Издательство «Омега», 2010 г.
.Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М. : Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010 г.