- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 31,91 Кб
Сравнение русских праздников с китайскими
1. Определение и значение праздников
1.1 Определение праздников
Пра́здник – день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. В том числе, день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. Выходной, нерабочий день. День радости и торжества. День игр и развлечений.
Социальное время можно разбить на три вида: повседневность (будни), выходные и праздники. Повседневность – это череда практик, повторяющихся изо дня в день. Выходные – это регулярные перерывы в беге повседневности. Повседневность и выходные имеют тенденцию к рутинизации. Чаще всего основным содержанием повседневности является труд. В выходные же преобладает свободное время. В это свободное время может меняться график и содержание питания, индивид может сам выбирать свое окружение. Считается, что в выходные человек должен восстанавливать свои силы после рабочих будней.
Сохранившаяся редкая литература, документальные источники свидетельствуют, что наши предки, жившие трудно, сурово, умели отводить душу в празднествах. Праздничные дни были временем необходимого и осмысленного отдыха, часами взрывной радости, встречей с уникальной российской природой, ее незабываемой красотой. Каждый месяц текущего года давал людям повод восхищаться смыслом бытия, с уважением вспоминать глубины и давние традиции.
В силу того, что праздник утверждает принцип ритма (точнее, соответствия ритмов человека, общества и космоса), его становление как особого феномена культуры неразрывно связано с формированием представления о времени и тем самым с появлением календаря. Как отмечал, в частности, известный польский ученый К. Жигульский, «счет времени, одно из величайших достижений человеческой культуры, – календарь – везде в своих истоках выступает как форма упорядочения, закрепления, заблаговременного исчисления праздничных дней и периодов».
Национальные праздники – это такое состояние, когда ежеминутно находишься в эпицентре урагана: шоу, конкурсы, розыгрыши, развлекательные праздничные программы на основе традиций страны, ее национальных нравов, обрядов.
1.2 Значение праздника
Праздник является особым элементом в структуре социального времени. Главная функция праздника – социокультурная интеграция той или иной общности людей. Разные праздники осуществляют разные виды интеграции.
Праздничный спектакль любого уровня строится по образу семейного праздника, при этом делаются попытки усилить интеграцию социокультурных полей, приблизить управляющих к управляемым, главу государства к народу. В общем, сплотить ту или иную социальную общность.
Цель государственных праздников – сплочение граждан вокруг официальных лидеров. Государственные праздники бывают двух уровней: организуемые самими властями и индивидуальные. Второй уровень, это когда государственный праздник сливается с индивидуальным и люди устраивают застолья. В случае первого уровня праздник просто становится дополнительным выходным.
Религиозные праздники обеспечивают интеграцию всех членов данной церкви вокруг её руководства.
Праздники используются и бизнесом, преследующим ту же цель, что и государство: сплотить потребителей вокруг своей марки. (например, праздник Пива)
Семейные праздники выполняют функцию сплочения членов семьи и родственников.
Важную роль в праздничных ритуалах играет потребление. Оно выражается в застолье, подарках и специальной праздничной одежде. Формирование общества потребления превращает бизнес в ключевого участника праздничного дискурса. Праздник – это инструмент маркетинга.
К тому же, праздник выполняет важную функцию релаксации. Праздник делает перерыв в рутинизированной жизни человека.
Функции праздника как интегратора и стабилизатора общественной системы непосредственно связаны с тем обстоятельством, что он является важнейшим элементом механизма традиции, играет огромную роль в деле сохранения и передачи от поколения к поколению социально значимой информации относительно главных ценностных ориентаций и норм поведения. В силу этого праздник всегда выступает как чрезвычайно важный фактор социализации: именно через участие в праздничных церемониях и обрядах во всех культурах происходит первичное приобщение к принятым в том или ином обществе нормам и ценностям.
1.3 Праздник и культура
М.М. Бахтин когда-то сказал, что праздник как важнейшая первичная форма человеческой культуры. Специфика праздника как феномена культуры: в нем в максимальной степени отражаются и универсальные черты, и особенности различных типов цивилизаций, и неповторимая специфика той или иной социокультурной общности. Значение праздника как важнейшего элемента любой цивилизационной системы определяется в первую очередь тем, что он представляет собой один из главных механизмов, посредством которых осуществляется действие такого ключевого по своей важности социального интегратора, как система ценностей. В основе формируемой в том или ином культурно-цивилизационном контексте системы ценностных ориентаций и предпочтений лежит избранный определенной социокультурной макрообщностью способ решения фундаментальных проблем – противоречий человеческого существования: между мирской и сакральной сферами бытия, человеком и природой, индивидом и обществом, традиционной и инновационной сторонами культуры. Центральное место занимает проблема соотношения мирской и сакральной сфер человеческой экзистенции. Праздник – совершенно особый период непосредственного интенсивного контакта данных сфер, противоположный в этом смысле будням, когда подобного прямого контакта не наблюдается. Причем это относится ко всякому празднику, в том числе, казалось бы, сугубо светскому или даже семейному, ограниченному интимным кругом близких людей. На эту особенность праздника как феномена культуры обращали внимание многие мыслители и исследователи.
Мысль о том, что «утверждение жизни» является одним из наиболее существенных моментов «праздничного события» (Х. Кокс) подчеркивалась многими видными исследователями, как зарубежными, так и русскими (М. Элиаде, Х. Кокс, А.И. Мазаев и др.).
Словом, праздничная культура является одной из составляющих общенациональной культуры, восходит своими корнями к традиционной культуре, которая остается ее ядром и питательной средой для развития. Она есть часть общей культуры, находящееся на пограничье сакральных и профанных миров, первичный этап в принятии культурных инноваций. Она является открытой системой, хотя существует в качестве отдельного культурного института, где реализуется целый набор составляющих его компонентов.
2. Похожие праздники в Китае и России
2.1 Одинаковые международные праздники в Китае и России
Целый ряд международных фестивалей, хотя и не в связи с историей данной страны, но благодаря широкому распространению и положительному значению, уже принят в большинстве стран мира в качестве неотъемлемой части уставных праздников. Следующие праздники одинаковы в Китае и России:
(1) 1 января: Большинство стран отмечает Новый год 1 января, в первый день года по григорианскому календарю.
В России до XV века (возможно, также и до принятия христианства) новый год наступал 1 марта по юлианскому календарю. С XV века новый год начинался 1 сентября, сведения о праздновании Нового года появляются с конца XV века. «Парижский словарь московитов» (XVI век) сохранил русское название новогоднего праздника: Первый день во году. С 1700 года по указу Петра I Новый год в России празднуют, как и в европейских странах, 1 января, причём по-прежнему по юлианскому календарю. Во времена Петра юлианский календарь был ещё принят во многих протестантских государствах Европы, и Россия тогда праздновала Новый год одновременно с ними, но на 11 дней позже, чем в католических странах, где c 1582 действовал григорианский календарь. По мере того, как в XVIII веке практически все протестантские государства перешли на григорианский стиль (а в России до 1918 года сохранялся юлианский), Новый год в России вновь перестал совпадать с западноевропейским.
Только с 1919 года новогодний праздник в России стали отмечать в соответствии с григорианским календарём. С 2005 года в России с 1 по 5 января установлены новогодние каникулы и эти дни объявлены нерабочими, а с учетом выходных дней и Рождества – официального праздничного дня, выходные длятся до 8-10 января.
В современности празднование Нового года является во многих странах очень широким мероприятием. Оно сопровождается разнообразными эстрадными мероприятиями, застольем, народными гуляниями. Согласно традиции в доме устанавливается Новогодняя ёлка. В западных странах эта ёлка устанавливается на Рождество 25 декабря и называется рождественской ёлкой. В России раньше также была такая традиция, но в 1916 году, во время Первой мировой войны, ёлка была запрещена Священным Синодом как «немецкий обычай» и вновь разрешена специальным указом ВЛКСМ перед новым 1936 годом, но уже как Новогодняя ёлка.
В Китае тоже отмечают первое мая как Новый год. Но у них ещё есть свой новый год – праздник Весны, который традиционно приурочивается к зимнему новолунию. В григорианском календаре это соответствует одному из дней между 21 января и 21 февраля. Каждый новый год связан с одним из 12 животных и одним из пяти элементов. Первый день Нового года начинают с запуска фейерверков и шутих и сжигания благовоний. Фейерверки должны отпугнуть злых духов и тем самым привлечь в семью дух умиротворения и счастья. В конце дня семья приветствует возвращение божеств домой после их посещения мира духов, где они «давали отчет» о прошедшем годе, а затем отдает дань уважения памяти предков.
(2) 8 марта – Междунаро́дный же́нский день: праздник, отмечаемый ежегодно 8 марта в ряде стран как «женский день». Ежегодно отмечается как Международный день борьбы за права женщин и международный мир. Исторически появился как день солидарности трудящихся женщин в борьбе за равенство прав и эмансипацию. Празднование 8 марта в России включает устоявшийся «ритуал» дарения женщинам цветов и подарков.
(3) 1 ма́я – другие названия: День труда, День весны, Праздник весны и труда (в РФ). День международной солидарности трудящихся отмечается и в Китае, и в России.
(4) 1 июня – «День защиты детей» – международные дни, призванные привлечь внимание к охране прав ребёнка.
). День космонавтики и авиации
апреля во всем мире празднуют Всемирный день авиации и космонавтики. Дата выбрана не с проста, ведь именно 12 апреля, в 1961 году Юрий Алексеевич Гагарин впервые в истории человечества вылетел в космическое пространство на корабле «Восток».
В этот день человечество впервые увидело вид планеты с ее орбиты. Это открытие стало основой рождения эпохи космических пилотируемых полетов. Это был первый шаг новой космической эры Земли. Далее космонавтика продолжила собственные исследования и стала развиваться уже в нужном русле.
Такой яркий успех, который показали российские космонавты, был получен в результате неустанного труда множества ученых и профессоров, людей по профессии близких к авиации и космонавтике.
Итак, 12 апреля по решению Международной авиационной федерации отмечают Всемирный день авиации и космонавтики и еще раз вспоминают с уважением и преклонением людей этой профессии.
Празднуя эти общие праздники в мире, которые хотя внешне разные, но имеют одинаковое существенное значение, воплощается в себе единство мира, выражаются общие точки зрения так же на защиту достоинства и национальной независимости, соблюдение руководящих принципов, как же на поддержание статуса женщин и уходу за ребенком, желание всего наилучшего в начале года. Это значит, хотя нации разные, но душа одна.
2.2 Похожие национальные праздники в Китае и России
В Китае и России имеются собственные национальные праздники, которые отмечают в разное время и получили разное название, но в сущности имеются одинаковые содержания и эмоции:
(1) 23 февраля-Де́нь защи́тника Оте́чества: был установлен в 1922 году как День Красной армии. Сегодня 23 февраля в России является неформальным народным праздником мужчин, который празднуется как коллегами в своих коллективах, так и в семьях, и носит массовый характер. В этот день поздравляют также и женщин – ветеранов Великой Отечественной войны, женщин – военнослужащих.
А в Китае день рождения Народно-освободительной армии Китая отмечается ежегодно 1 августа.
августа 1927 года свыше 30 тысяч солдат и офицеров НРА под руководством Чжоу Эньлая, Хэ Луна, Е Тина, Чжу Дэ и Лю Бочэна подняли в Наньчане восстание против правления Чан Кайши и перешли на сторону коммунистической партии Китая. 30 июня 1933 года Центральный комитет КПК по военно-революционным делам постановил ежегодно отмечать 1 августа как день Красной армии Китая. 11 июля это решение было официально утверждено правительством Китайской Советской Республики. Таким образом день 1 августа стал отмечаться как день рождения войск Коммунистической партии Китая, а впоследствии трансформировался в день рождения НОАК.
(2) 9 мая – День Победы: праздник победы СССР над нацистской Германией в Великой Отечественной войне в 1945 году, отмечается 9 мая. Нерабочий день в России и некоторых государствах на территории бывшего СССР. Введён в 1945, однако с 1947 долгое время фактически не отмечался и являлся рабочим днём: впервые широко был отпразднован в СССР лишь спустя два десятилетия. В том же юбилейном 1965 году День Победы вновь стал нерабочим. После распада СССР некоторое время парады в День Победы не проводились, возобновили этот обряд в юбилейном 1995 году. Тогда в Москве прошли два парада: на Красной площади (в пешем строю) и на Поклонной горе (с участием войск и боевой техники). С тех пор парады на Красной площади проходят ежегодно – правда, теперь без боевой техники. В этот день традиционно встречаются фронтовики, возлагаются венки к памятникам Славы и воинской доблести, гремит праздничный салют.
Годовщина образования Китайской Народной Республики отмечается 1 октября. Это самый главный государственный праздник Китая. Прежде, в 50-е годы, непременной частью посвященных ему торжеств был грандиозный военный парад на площади Тяньаньмэнь в Пекине. После 1959 года решено было проводить парады только по «круглым» датам, но из-за начавшейся «культурной революции» их отменили совсем, и только в 1984 году к 35-летию КНР перед трибунами прошли войска и техника. Главные улицы столицы, центральные площади к этому празднику всегда украшаются огромными композициями из живых цветов. Под них сначала сооружают помост и каркасы из досок, реек, труб и проволоки. Затем в центре устанавливают искусно выполненную фигуру из зеленых ветвей и цветов: дракона, павлина, слона. С особой выдумкой оформляется площадь Тяньаньмэнь. Здесь в октябре 1987 года миллионы пекинцев восхищались фонтанами и бассейнами, среди которых высились сплетенные из ветвей и цветов Великая китайская стена, пагода в городе Яньань, двойная беседка с острова Тайвань, лодка, на которой проходил первый съезд КПК.
Празднование дня образования Китайской Народной Республики продолжается два дня. В центральных парках столицы 1 октября проводятся народные гуляния по тому же сценарию, что и 1 мая, вечером иногда устраивается большой фейерверк.
(3) В России, в июне каждого года в последнюю неделю воскресенье – День молодежи. В рамках фестиваля в этот день, молодые мужчины и женщины с радостью принимают участие в различных праздникиах. Некоторые районы молодежи в этот день, чтобы выполнять обязательства, труда, энергично чистой или облесение. В некоторых регионах занимал различные театральные представления воли, тусовках. Некоторые молодые люди используют праздничную атмосферу свадьбы, чтобы сделать праздники веселее.
В Китае День молодежи отмечают в честь антиимпериалистического движения Четвертого мая 1919 года. В День молодежи в различных областях Китая устраивают торжественные мероприятии. Теперь молодые люди также сосредотачивают внимание на различные социальные проблемы. Основное содержание Четвертого мая – дух патриотизма, прогресса, демократии, стремления к науке.
Не трудно видеть из вышеприведённого, между двумя странами существует много сходств по праздникам национальной независимости и воспитания молодежи. Нюанс разницы заключается в том, что День молодежи Четвертого мая движение в Китае носит более глубокое историческое значение. В России хотя проводят различные волонтерские деятельности, но культурный фон не так глубокий, как в Китае.
3. Различные праздники в Китае и России
3.1 Религиозные праздники в Китае и России
Государственной религией России когда-то было православие, оказывающее довольно сильное влияние на психологию и характерные черты русских за долгое время. Несмотря на то, что русская национальная психология и структура личности зависит от географии, климата и природной среды, но она тесно связана с религией.
После Октябрьской революции, советское правительство попыталось устранить влияние религии на людей, поэтому отменили все религиозные праздники. После распада Советского Союза большое количество религиозных праздников было восстановлено. Но старые религиозные праздники для многих потеряли своё первоначальное религиозное значение, а только в виде народной традиции, когда люди придерживаются различных торжеств и развлекательных мероприятий.
) Рождество Христово – один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения по плоти Иисуса Христа от Девы Марии. Русская православная церковь и другие церкви, использующие юлианский календарь, празднуют 7 января по григорианскому календарю (в XX-XXI веках). В православии входит в число двунадесятых праздников и предваряется Рождественским постом. В иерархии праздников Русской православной церкви Рождество занимает второе место после Пасхи. Тексты богослужебных последований праздника содержатся в Минее, а порядок их совершения – в Типиконе.
Богослужение Рождества Христова имеет значительные отличия от богослужения прочих двунадесятых праздников. Так, в состав всенощного бдения накануне праздника входит великое повечерие (как и в канун Богоявления) вместо Великой вечерни (как в остальные двунадесятые праздники). В праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», отвечая на них – «Славим Его!».
Среди нехристиан в многих культурах Рождество связывается прежде всего с ёлкой, дарением подарков и загадыванием желаний. Обычай дарить на Рождество подарки всячески поощряется продавцами, что привело к коммерциализации Рождества. В период перед Рождеством выручка специализированных магазинов может составить половину и более выручки за остальной год.
) Пасха-древнейший христианский праздник; главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю (переходящий праздник).
В православной традиции Пасха считается «царем дней», «праздником всех праздников, торжеством всех торжеств». По всей России Пасху отмечали как день великой радости. Главным событием празднества было торжественное богослужение в храме. Пасхальная служба начиналась в ночь с субботы на воскресенье. Первая ее часть называлась полунощница. Она проводилась в память о ночной молитве Иисуса Христа в Гефсиманском саду, предшествовавшей преданию его в руки фарисеев. После чтения молитв и песнопений священник вместе с причтом вносили из середины храма в алтарь плащаницу, которая оставалась там до Вознесения. В полночь раздавался колокольный звон (благовест), одновременно зажигались все свечи и паникадила, священники в светлом облачении, с крестом, светильниками и фимиамом выходили из алтаря и вместе со всеми присутствовавшими в храме пели стихарь: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небеси, и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити», а затем под колокольный звон начинался крестный ход вокруг церкви. По возвращении в храм священник пел тропарь праздника: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Затем открывались царские врата, что символизировало открытие Христом райских врат, закрытых для людей после грехопадения Адама и Евы, и начиналась заутреня. Исполнялся канон: «Воскресения день, просветимся людие…», а затем провозглашалась вечная победа Христа над смертью и адом: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе». После заутрени начиналась праздничная литургия, в конце которой освещался артос – специальный хлеб с изображением креста и тернового венца.
С праздником Пасхи связано множество различных поверий. По народным представлениям, день Пасхи настолько чист и свят, что черти и бесы с пасхальным благовестом проваливаются сквозь землю, а их вопли и стоны, вызванные злобой на Воскресение Иисуса Христа, можно слышать во время пасхальной всенощной и всего первого дня Пасхи. Крестьяне верили, что в этот день становится видимым то, чего не увидишь в другие дни, и разрешается попросить у Бога то, что очень хочется. Считалось, что во время пасхальной службы, если перевернуть свечу пламенем вниз, можно увидеть колдуна: он будет стоять спиной к алтарю, а на голове у него будут видны рожки. А если встать у дверей с творогом, то легко будет опознать проходящую мимо и помахивающую маленьким хвостиком ведьму.
Пасха ассоциировалась у русских с чудесным исполнением желаемого. Считалось, что в этот день можно обеспечить себе преуспевание в делах на целый год. Если, например, человек первым придет после пасхального богослужения домой, то для него весь год будет удачным. Если старик в день Пасхи станет расчесывать волосы, то у него будет столько внуков, сколько волос на голове. Если во время литургии девушка шепотом обратится к Богу: «Дай мне жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади», то жених посватается уже в ближайшее время, картежники, по поверью, могли просить у Бога постоянного везения в картах: для этого надо было взять c собой в церковь туз пик – «винный и, когда священник первый раз произносит «Христос воскресе!», ответить «Карты здеся!», во второй раз – «Хлюст здеся!», а в третий – «Тузы здеся!». Удача не покинет святотатца до тех пор, пока он не раскается в содеянном. Верили, что удача будет обеспечена и вору, если он украдет во время заутрени какой-либо предмет у молящихся людей и при этом не попадется на краже. Идея воскресения из мертвых легла в основу представлений о том, что в пасхальную ночь на землю приходят души умерших. При желании люди, тоскующие о смерти своих близких, могут увидеть их в церкви на пасхальной службе, выслушать их просьбы и жалобы. После литургии русские крестьяне, несмотря на запреты священников, шли на кладбище христосоваться с покойниками. Продолжением дня Пасхи была Пасхальная (светлая) неделя, длившаяся восемь дней, до Фомина воскресенья включительно.
) Двунадеся́тые пра́здники (также дванадесятые праздники) – двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы, входят в число великих праздников, в Типиконе отмечены красным крестом в полном круге. Имеют предпразднства, попразднства и отдания праздника. Вот как располагаются двунадесятые праздники (по хронологии церковного года, который начинается 1 (14) сентября):
Рождество Богородицы – 8 (21) сентября;
Воздвижение Креста Господня – 14 (27) сентября;
Введение во храм Пресвятой Богородицы – 21 ноября (4 декабря);
Рождество Христово – 25 декабря (7 января);
Крещение Господне – 6 (19) января;
Сретение Господне – 2 (15) февраля;
Благовещение Пресвятой Богородицы – 25 марта (7 апреля);
Вход Господень в Иерусалим – воскресенье перед Пасхой – переходящий;
Вознесение Господне – 40-й день после Пасхи, всегда в четверг – переходящий;
Преображение Господне – 6 (19) августа;
Успение Богородицы – 15 (28) августа;
Большинство двунадесятых праздников непереходящие, то есть имеют фиксированную дату. В зависимости от прославляемого, двунадесятые праздники разделяются на Господские и Богородичные, причем Господские стоят выше Богородичных.
) Масленица (Масленка) – это веселый праздник, длящийся целую неделю. После Масленицы начинается Великий пост, который закончиться только в Пасху. Начиналась Масленица в зависимости от даты Пасхи, в период с 3 февраля по 14 марта. Хотя Масленица досталась русским в наследство от язычества, она хорошо вписалась в православный религиозный календарь. Нет ничего зазорного в том, чтобы веселиться и объедаться перед строгим Великим постом. Масленица отмечалась по всей России и в деревнях, и в городах. Ее празднование считалось для всех русских людей обязательным: «Хоть себя заложи, а масленицу проводи».
Масленичный комплекс включал в себя такие развлечения, как катание с гор, катание на санях, различные обряды чествования молодоженов, кулачные бои, шествия ряженых, военные игры, как, например, «Взятие снежного городка» и т.д. Характерной особенностью масленицы было употребление большого количества жирной пищи, а также пьянящих напитков. Из напитков предпочитали пиво, а из пищи – сметану, творог, сыр, яйца, всевозможные мучные изделия: блины, сырники, пряженцы, хворост, лепешки. Преобладание молочной еды обусловливалось церковным запретом на употребление мяса в неделю, предшествовавшую Великому посту.
Прощались с масленицей в воскресенье. В этот день в северных и центральных районах Европейской России жгли костры, а в южных – хоронили соломенное чучело Масленицы. Масленица – явление сложное и неоднозначное. Этот праздник восходит к весенним аграрным обрядам дохристианской эпохи жизни славян, когда масленица приурочивалась к дню весеннего равноденствия – рубежу, отделяющему зиму от весны. Обрядовые действия были направлены на то, чтобы зимние тяготы закончились и наступила весна, а за ней теплое лето с обильными хлебами. Поэтому второе значение Масленицы – это проводы зимы и встреча весны. Символом проводов зимы было сжигание чучела Зимы.
Самая распространенная еда в Масленицу – это блин. Древние считали блин символом солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А поскольку блин, как и солнце, жёлтый, круглый, румяный и горячий, то верили, что вместе с ним они съедают частичку солнечного тепла и могущества. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал «родительский день», когда славяне поклонялись душам усопших предков.
Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. С утра и до позднего вечера веселился честной народ. Ряженые с соломенным чучелом (символом уходящей зимы), одетым в женские наряды ходили по улицам. Раньше было принято одевать чучело в мужской кафтан и лапти, а в руки давать посуду на которой пекли блины. Было принято разводить костры и бросать в огонь старое и ненужное. В центре устанавливался высокий столб, на вершине которого, символизируя ярко пылающее солнце, находилось колесо.
В народе каждый день масленицы имеет свое название.
Понедельник – «встреча». К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших.
Вторник – «заигрыши». С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны – просим жаловать».
Среда – «лакомки», «разгул», «перелом». В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
Четверг – «разгуляй-четверток», «широкий разгул». С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, катаниям на лошадях, карнавалам, кулачным боям, шумным пирушкам.
Пятница – «тещины вечера», «тещины вечерки». Тёщи приглашали в гости своих зятьёв, угощали их блинами.
Суббота – «золовкины посиделки», «проводы». Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.
Воскресенье – Последний день Масленицы – «прощёное воскресенье». Все просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, а в ответ слышат: «Бог простит, и я прощаю».
Китайские праздники также отражают поклонение душам и религиозную психологию древних китайцев. В формировании любой страны сопровождаются религиозные суеверия, которые неизбежны в истории человечества. Китай – многонациональная страна. Хотя теперь в Китае мало религиозных праздников сохранилось, но в Тибете ещё отмечают праздник «Шотон», в переводе на русский язык означающий праздник Простокваши или Кислого молока. В тибетском диалекте слово «шо» означает простоквашу, а «тон» – банкет. Праздник отмечается обычно в начале июля по тибетскому календарю, то есть выпадает на период с конца августа по начало сентября по новому стилю, и продолжается примерно неделю.
Праздник Шотон появился в 16-м столетии; тогда он был чисто религиозным мероприятием. Основатель секты Гелуг-ба, то есть Желтой секты ламаистского буддизма, Цзонг-Кхава в 14 веке установил для монахов правила, согласно которым летом буддийские монахи не покидают монастыря, живут как затворники, и не выходят даже на воздух. Поскольку лето – это самый оживленный сезон для всего живого, то комары, мошки, мухи и мелкая живность, резвятся повсюду; и это правило затворничества помогает уберечь монахов от невольного убийства живых тварей. Запрет на выход из дому продолжается до конца июня – начала июля по тибетскому календарю, а когда запрет снимают, монахи выходят из храма и спускаются с гор; местные жители жертвуют монастырям и храмам простоквашу, которая очень полезна для здоровья. После домашнего заточения монахи восстанавливают силы простоквашей, а также радуются жизни и развлекаются.
Со временем помимо вкушения простокваши и представлений тибетской оперы, постепенно главным содержанием этого праздника стало вынесение на люди огромной танки, то есть тибетской иконы с изображением Будды. Люди идут на поклонение, и сегодня праздник Шотон уже превратился в одно из самобытных массовых религиозно-культурных мероприятий тибетских народностей, в демонстрацию и смотр художественной самодеятельности народов Тибета. Праздник Шотон получил еще и название Праздника Выноса Будды, а также Праздника Тибетской оперы.
Видно из вышесказанного, религиозные праздники сыграли определенную роль в двух странах, но роль в России является более большой, чем в Китае. Причина различий в том, что в качестве государственной религии, православная церковь преобладалаза за долгое время в истории России, хотя существуют различные религиозные конфликты, но конфликты не так сильны, как в Китае. Каждый народ имеет свои уникальные верования, хотя феодальные правители использовали религию как инструмент господства, но религия не занимала доминирующее положение в Китае.
3.2 Государственные официальные праздники в Китае и России
Государственные официальные праздники всегда были политико-идеологический и культурно-национальный аспекты. Первый аспект в данном случае является приоритетным, доминирующим. В то же время популярность и распространение любого государственного праздника зависела от национальных и культурных особенностей региона, менталитета населения.
В России отмечают следующие официальные праздники
). День независимости
июня для России значимая дата. В этот день вся страна празднует День независимости России. Это один из самых молодых праздников государственного значения.
Эта дата днем независимости России была принята Борисом Ельциным – первым президентом России в 1994 году. В этот день президентом была принята декларация о государственном суверенитете России.
Документ о независимости страны был подписан еще в 1990 году на съезде народных депутатов РСФСР. Именно тогда все страны, входившие в СССР становились независимыми.
Несколько позже День независимости России превратился просто в День России. В этот день Россия кроме независимости приобрела еще и первого за свою историю президента, назначенного на пост по выбору народа. Им стал Б.Н. Ельцин.
). День народного единства (День примирения и согласия)
ноября – дата для празднования религиозного праздника. Этот день принадлежит религии, и отмечают православные христиане в осенний календарный срок день Казанской иконы Божией Матери.
Но с 2005 года дата 4 ноября стала не только днем для религиозных празднеств, но отмечается всеми российскими гражданами как «День народного единства».
Закон о наречении даты 4 ноября днем народного единства или Днем примирения и согласия был принят на уровне Госдумы РФ еще в конце 2004 года. Изначально задумывалось датой празднования столь значимого для всех россиян торжества назначить 7 ноября. Ведь память и привычка праздновать 7 ноября прочно закрепилась в сознании россиян за долгие годы существования СССР. Но немного позже решение, перенести дату празднования Дня народного единства с 7 ноября на 4, было все же принято.
Почему позже днем празднования народного единства, примирения и согласия была выбрана дата 4 ноября? Этот день выбирался русским правительством как день победы в освободительной войне 1612 года под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов. В этот день российскими народными войсками была освобождена Москва. Такой подвиг свидетельствовал о народном героизме, единстве и силе народа Руси, независимо от национальностей, вероисповедания и классовой принадлежности.
). День знаний отмечается 1 сентября как государственный праздник в СССР и Российской Федерации с 1984 года. Для первоклассников – это праздник Первого звонка, а в целом, праздник начала нового учебного года, прежде всего для учеников, учащихся, студентов, учителей и преподавателей. Первоначально день 1 сентября, уже после придания ему статуса государственного праздника, всё же был учебным днём в школах: праздник в школах начинался с торжественной линейки, затем проводился Урок Мира, затем другие уроки. Теперь в школах проводятся только торжественные линейки (когда учащиеся школ выстраиваются в линии согласно своему классу) и другие праздничные мероприятия, на которых особое внимание уделяется первоклассникам. В средних специальных и высших учебных заведениях, как правило, обходится без линеек (для первокурсников проводится торжественное собрание, но учащиеся старших курсов учатся), но торжественность момента от этого не уменьшается. 1 сентября ученики и их родители дарят учителям цветы, поздравляют с началом учебного года. Первые лица государства традиционно поздравляют с Днём знаний учителей и учеников. Различные учебные заведения посещает администрация районов, руководители городов и страны.
) День Конституции отмечается 12 декабря в современной России. 12 декабря 1993 всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации, а с 1994 года указами президента России («О Дне Конституции Российской Федерации» и «О нерабочем дне 12 декабря») день 12 декабря был объявлен государственным праздником.
В Китае отмечают следующие официальные праздники
). День посадки деревьев в Китае:
День посадки деревьев в Китае – национальный праздник в КНР, который отмечается ежегодно, 12 марта. Не является нерабочим днём.
В Китайской Народной Республике дата для «Дня посадки деревьев» была выбрана коммунистической партией Китая не случайно. 12 марта – день смерти китайского революционера Сунь Ятсена, который выступил с инициативой массовых посадок деревьев в Китае и подал личный пример. И по сей день, в празднике принимают личное участие руководители КНР и коммунистической партии Китая. Этот праздник получил статус официального в 1981 году, на V национальном народном конгрессе Китая, где была принята «Резолюция по проведению общенациональной добровольной кампании по посадке деревьев». В резолюции предписывалось каждому жителю Китая от 11 до 60 лет (если позволяет состояние здоровья) высаживать 3-5 деревьев ежегодно. При невозможности по каким-либо объективным причинам исполнить резолюцию, следует выполнить работы эквивалентного масштаба (культивация, посадка цветов, сеяние, прополка, обрезка кустов и веток деревьев и т.п.).
Эта инициатива была активно поддержана населением страны. Ежегодно в празднике принимают участие около 500 миллионов китайцев!
). День учителя:
День учителя (10 сентября) – отмечается в Китае с 1989 года. Он был установлен, чтобы вернуть престиж интеллектуального труда, утраченный в годы культурной революции.
Таким образом, можно засвидетельствовать, что в целом, под влиянием государственной политики сложилась целостная система общественных праздников и обрядов, на которую возлагались определенные идеологические функции. Государственная система, общественный строй, экономическое положение отражались на отношении людей к официальным праздникам.
3.3 Традиционные народные праздники в Китае и России
И в Китае, и в России, имеются свои уникальные традиционные народные праздники, связанные с обычаями и нравами.
В Китае широко отмечаются многие традиционные народные праздники, уходящие своими корнями вглубь тысячелетий. К наиболее важным и распространённым из них относятся праздник Фонарей, праздник Цинмин, праздник Дуаньу, праздник Чжунцю и др.
) Праздник фонарей отмечают в 15-й день 1-го месяца по лунному календарю в Китае, знаменующий собой окончание праздника Весны или традиционного Нового года. Обычай зажигать в этот день красочные уличные фонари очень древний. По одним данным, праздник начали отмечать ещё за 180 лет до н.э. Согласно легенде представитель династии Западная Хань по имени Вэньди был провозглашён императором именно в этот день. В честь этого он повелел везде развесить красные фонари, что переросло в традицию. В 104 году до н.э. праздник фонарей становится государственным. В этот день едят специальные пирожные «юаньсяо» (или «танюань») из рисовой муки со сладкой начинкой. В качестве начинки могут использоваться ягоды боярышника, финики, фасоль, кунжут, шоколад и т.д. Обычно пирожные делаются в форме шариков или обычных пряников. Также устраиваются различные фольклорные представления: танец Янгэ, львиный танец и хождение на ходулях и т.д. Особенно примечателен львиный танец, который исполняется также и в канун Нового года и в другие праздники.
) Праздник Цинмин приходится на один из дней с 4 по 6 апреля, история его насчитывает более 2000 лет. Издревле в этот день поминали предков. А теперь, Цинмин – это скорее день, когда приводятся в порядок могилы и места захоронений павших революционеров и погибших героев и когда почитают их память. Праздник Цинмин – это время потепления и появления растительности, когда люди компанией выежают за город на прогулку, где запускают воздушных змеев и наслаждаются весенним колоритом, поэтому этот праздник иногда называют и тацинцзе – день прогулок по первой зелёни.
) Праздник Дуаньу отмечается 5-го числа пятого месяца по лунному календарю. Считается, что он возник в память о древнекитайском поэте Цюй Юань (примерно 340-278 гг. до н.э.). Поэт был подданным царства Чу в эпоху Воюющих царств. Он не смог осуществить свои политические идеалы и оказался не в силах спасти своё царство. После уничтожения Чу царством Цинь, на 5-й день пятого месяца по лунному календарю он утопился в реке Милоцзян, держа камень за пазухой. В память об этом великом поэте-патриоте, потомки отмечают этот день как Праздник Дуаньу. Всякий раз, когда настепает этот день, в народе принято носить с собой мешочек с ароматическими веществами, есть цзунцзы (голубцы с начинкой из клейкого риса), проводить состязание на драконовых лодках. Ароматический мешочек символизирует высокую и чистую мораль и целомудрие Цюй Юаня, прославившие поэта на все времена. Цзунцзы, впоследствии ставший праздничной едой, предназначался для того, чтобы рыба не съедала тело поэта, а драконова лодка – чтобы спасти его.
) Праздник Луны или урожая Чжунцю отмечают в Китае 15-го числа восьмого месяца по лунному календарю. Он приходится на середину осени, поэтому еще в древности его называли Чжунцю – середина осени. Праздник зародился в эпоху династии Тан и занимает важное место в китайском календаре – это день поклонения богу Луны. По традиции в день праздника китайцы едят особые сладкие пирожки и читают стихи при свете луны, которая в этот день считается самой круглой и самой яркой. Цветение кассии наполняет благоуханием романтические пейзажи лунной ночи. Лунные лепешки напоминают о восстании китайского народа против монгольских завоевателей, так как много веков назад маленькие записки, запеченные в такие пирожки, призывали к бунту и неповиновению захватчикам. Тесто для таких пирожков готовят из зерен лотоса и дробленого кунжута. В этот день влюбленные молят богов соединить их вместе, чтобы слиться в одно целое подобно луне. Праздник также известен как Лунный Праздник, поскольку луна находится в своей самой полной форме. В этот день все члены семьи собираются, чтобы оценить яркую полную луну, полакомится лунными пирогами ночью, выразить сильную тоску по своим домам и подумать о членах своих семей, которые живут далеко.
) «24 сезона сельскохозяйственного года» являются культурным сокровищем китайского народа-труженика. Они определялись в зависимости от различных положений Солнца на небе в течение года. Хотя даты сезонов сельскохозяйственного года меняются, но условия погоды, характерные для каждого сезона, остаются почти без изменений, поэтому сельскохозяйственное производство ведется в зависимости от этих сезонов. В названиях каждого из 24 периодов находят свое отражение погодно-атмосферные особенности данного времени года. Зная их, не требуется наблюдать за восходом и заходом отдельных созвездий, как это практиковалось в древнем Китае.
В связи с тем, что в течение более двух тысяч лет политический центр Китая в основном находился в бассейне реки Хуанхэ, календарь «24 сезона сельскохозяйственного года» был основан на особенностях климата в этом регионе. Однако территория Китая огромна, в различных регионах свой климат. Поэтому календарь «24 сезона сельскохозяйственного года» для ряда провинций не совсем подходит.
Вот как располагаются 24 Сезона Сельскохозяйственного Года (по новому календарю):
Весна:
«начало весны» (с 3 – 5 февраля)
«начало дождей» (с 18 – 20 февраля)
«пробуждение природы после зимней спячки» (с 5 – 6 марта)
«весеннее равноденствие» (с 20 – 21 марта)
«ясная погода» (с 4 – 6 апреля)
«хлебные дожди» (с 20 – 21 апреля)
Лето:
«начало лета» (с 5 – 7 мая)
«малое изобилие» (с 20 – 22 мая)
«колошение хлебов» (с 5 – 7 июня)
«летнее солнцестояние» (с 21 – 22 июня)
«малая жара» (с 6 – 8 июля)
«большая жара» (с 23 – 24 июля)
Осень:
«начало осени» (с 7 – 9 августа)
«прекращение жары» (с 22 – 24 августа)
«осеннее равноденствие» (с 23 – 24 сентября)
«холодные росы» (с 8 – 9 октября)
«первый иней» (с 23 – 24 октября)
Зима:
«начало зимы» (с 7 – 8 ноября)
«малые снега» (с 22 – 23 ноября)
«большие снега» (с 6 – 8 декабря)
«зимнее солнцестояние» (с 21 – 22 декабря)
«малые холода» (с 5 – 7 января)
«большие холода» (с 20 – 21 января)
Таким образом, календарные праздники складывались в течение веков и тысячелетий в процессе трудовой деятельности людей. И в настоящее время они неразрывно связаны с традиционной культурой народов.
В России отмечают следующие праздники:
). Встреча весны
Основная встреча весны на Руси праздновалась в день весеннего равноденствия – 22 марта, называли его Сороки.
У славян повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок. «Бывают, – уверяют опятные старики-крестьяне, – что прилетают жаворонки и раньше, только те непутящие: прилетит и смерзнуть может. А уж тот жаворонок, который на сороки прилетит, и тот настоящий, он не сдохнет». Тому, кто его первый увидит и услышит его песню, дарили булку птицу от всей деревни.
На Сороки обычно пекли печение «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Делали куколок Мартиничек. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.
Взрослые закликали весну на пригорках, пели веснянки. Дети с «жаворонками» залезали на повети, крыши, деревья. Там, где не было возвышенностей, обряды встречи весны обычно проходили на первой проталине. Считали, на счастье, проталинки, «если до сорока досчитать, то по весне горя не знать».
После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был». Или печенье раздавали детям со словами со словами «Жаворонки прилетели, на головку сели» – тем самым благославляя детей. Ребята это печенье крошили, разбрасывая на 4 стороны птицам на корм.
). День берёзы
В этот день (24 июня) слушали берёзу. На Руси всегда любили березу, она стала символом России. Ее считали деревом жизни, здоровья и света. С березой было связано множество поверий. Например, русские предки верили, что если заболевшего ребенка хлестнуть березовым прутиком, то болезнь немедленно уберется восвояси. Апрель у славян назывался «березень». Весна вступает в свои права. В это время появляются первые «изумруды весны» в виде сока на молоденьких березках, уже набухают почки.
). Праздник Урожая.
Праздник урожая посвящён собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. В земледельческом календаре этот день называли «осенинами» или «оспожинками» и отмечали как праздник урожая. Ведь в это время завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.
С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенин (в православии – день Рождества пресвятой Богородицы) устраивались угощение, на которое собиралась вся семья. Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана). Из муки нового урожая пекли лирог. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы.
Таким образом, на протяжении времен праздники, подвергаясь влиянию исторических событий и мировоззренческих взглядов, претерпевали изменения. Сначала они вели свои корни от мифологических воззрений, затем от возникших позднее философских. Также повлиял и ход времени на празднование событий – стали возникать новые праздники, новые обычаи. Со временем праздники в жизни людей стали отходить на второй план. Если в древнее и средневековее время они занимали одно из наиважнейших мест в жизни китайцев и русских, то в современное время они играют уже не такую роль, как раньше. К тому же обряды стали менее пышными, чем в более ранние периоды истории человека. Но тем не менее, они не ушли полностью из жизни народа, оставаясь оплотом культуры китайского и русского этноса.
4. Причины различий китайско-русских праздников и отражение национальной культуры
4.1 Специфика национальной культуры и народного характера, отображающиеся в праздниках двух стран
По сравнению с русскими праздниками, традиционные китайские праздники состоят из двух основных характеристик: во-первых, они тесно связаны с сельскохозяйственной деятельностью китайского народа; Во-вторых, они конкретно отображают великую культуру Китая.
Все китайские традиционные мероприятия праздников, в том числе богослужения, празднества, социальных обобщений и религиозных мероприятий, имеют тесную связь с сельскохозяйственной жизнью и происходят непосредственно от сельскохозяйственной деятельности, не говоря уже о «24 сезона сельскохозяйственного года». Древние китайские праздники гораздо отличаются от русских религиозных праздников (Рождество, Пасха и т.д.) тем, что китайские праздники просто для «реальной жизни», а русские для сверхъестественности, для Бога. Очевидно, их различия настолько велики.
Праздники в Китае играли, и по сей день играют очень важную роль, так как они имеют неразрывную связь с традициями и обычаями китайского народа. Китай – одна из тех цивилизаций, имеющих многотысячелетнюю историю, на протяжении которой веками складывалось особое мировоззрение и менталитет. Они, в свою очередь, нашли отражение в традициях, нравах и в праздниках в том числе, которые почитаются и свято охраняются китайцами, передаваясь из поколения в поколение.
В жизни китайцев годовой цикл праздников имел тем большее значение, что он был тесно связан с естественной сменой сезонов, движением небесных светил, а также традиционной космологией и даже моралью китайцев. Этот цикл был наиболее последовательным и полным выражением традиционной основы китайской цивилизации – идеи гармонического единства Неба, Земли и Человека. Жизнь природы, по китайским понятиям, сходилась с жизнью общества, а праздники выступали как важнейшая связующая нить между социальным и природным. Согласно концепции выдающегося китайского философа Лао-цзы, основополагающей категорией выступает дао. Эта концепция лежит в основе философии даосизма. Дао, согласно Лао-цэы, «пусто, но в применении неисчерпаемо». Дао выступает праотцом всех вещей. Вопрос о причинах появления Дао не ставится. Оно невыразимо словами. В нем начало неба и земли. Тайна дао доступна только тем, кто лишен страсти. Уже здесь – начало созерцательности, самоуглубления для достижения сути первосущего, столь характерное для большинства философских систем на Востоке. Дао как путь, согласно которому происходит развитие Космоса, реализует себя во внешнем мире по принципу у-вэй, что означает непреднамеренную активность.
Неудивительно, что уже в нашем столетии традиционные календарные праздники заняли видное место в ряду факторов, определяющих этническое самосознание китайцев.
У русских праздников есть относительная стабильность и наследственность. Существуют различия в наследственности и изменения в развитии. Единство наследственности и изменения – одна примечательная особенность праздников. Популярные русские праздники начались с древних времен, которые до сих пор люди соблюдают. Многие обычаи праздников, как сжигание чучела в масленицу, песни в рождество и т.д., имеют долгую историю и до сих пор полны большой жизненной силы, которые также отражают, что Россия является жизнерадостнной страной.
4.2 Причины различий национальной культуры и народного характера, отображающиеся в китайско-русских праздниках
Причины различий национальной культуры и народного характера, отображающие в китайско-русских праздниках, являются следующими.
Во-первых, китайская и русская культура в целом разные: ядром китайской культуры является средняя философия, а русская культура показывает религию.
Китайская культура стремится найти оптимальное решение между идеальным и беспомощным в разное время и окружающей среде. Известный русский поэт Тютчев написал: Умом Россию не понять, /Аршином общим не измерить: /У ней особенная стать – / В Россию можно только верить. (Ф.И. Тютчев) Говоря о русском характере, религиозный философ Н.О. Лосский отметил, что самая основная характеристика русского национального характера является глубокой религиозностью, связанная с абсолютной добротой, которая может быть достигнута только в Небесном Царстве. Вот почему земледельческая культура занимает главное место в Китае, а религиозная культура в России.
Во-вторых, происхождение и свойство китайской и русской культуры разные: Китай является одним из древнейших стран в Азии, ее культура относится к родной местной культуре и немножко сочетанию с современной западной культурой, а также окружающей культурой. Китайская культура всё время является представителем и осью восточной культуры. Перед опиумной войны, из-за географической закрытости и собственного творения цивилизации, китайская культура не подвергнулась мытью и потрясению западной культуры. Россия находится на стыке пластина Евразии, благодаря относительно открытому географическому расположению и более быстрому развитию культуры близких соседей, она тесно связана с внешним миром. Так как культура Россия постепенно формируется под воздействием и проникновением окружающих культур, она не имеет местной культуры глубокими корнями, и следовательно, относится к типично культуре прививки или культуре края. В истории Россия не только подвергалась долгосрочному влиянию западной культуры, но и купалась в крещении восточной культуры, тем самым создалась культура, соединяя восточную и западную культуру вместе. Именно поэтому китайские праздники основаны на сельскохозяйственной культуре, в то время как русские праздники более разные и сложные.
В-третьих, светская степень культуры разная: Китай всё время является страной с сильной традиционной культурой, отличающаяся местной культурой на основе этики и морали, приобретающих и соблюдающих в своей повседневной жизни. Русская нация является нацией веры в религию, которая всё носит приру и цвет религии. С 988 года Православие стала духовной опорой русского народа и жо сих пор играет превосходную роль в социальной и политической жизни. Можно сказать, без православия, и без русской культуры. Религиозность культуры составляет характеристики рациональности, фантазии, мистики, стремления к истине русской нации, и развивает ее чувство миссии избранного Богом, чтобы спасли человечество. Поэтому религиозные идеи русских глубоко укоренились.
В-четвертых, структура и форма выражения культуры разны:
). Открытость культуры содействует идею совместимости Китая.
Китайская культура очень открыта, не отказывается от никакой иностранной культуры, все виды культуры могут выживать и развивать в Китае. Таким образом, китайская культура относится к типично многомерной структуре. Кроме того, китайская культура подчеркивает умеренность, гармонию и согласие, за неактивность и включительность, против упорности одной стороны. Каждое изменение в истории Китая, независимо от успеха или неудачи, испытывает долгосрочный процесс осторожных проб.
) Структура культуры пересекает русский образ мышления.
Как горячий и холодный климат России, русская культура ярко носит поляризацию и относительность, является типичным сочетанием /инь/ и /ян/. Здесь два очень разных культуры Востока и Запада любопытно смешиваются, сталкиваются и борются друг с другом, взаимодействуют друг на друга. Во время культурного выбора русский народ всегда прыгает между двумя крайностями, выполнив крайний выбор. И каждый выбор значит новое начало, который не имеет никакой разницы между начальной точкой и концом. Мало перехода и даже не нужно подготовления.
В-пятых, разные взгляды на семью и государство:
) Чувство семьи является основой китайской культуры
В сознании китайского народа, семья и интересы семьи выше национальных интересов. Для китайца семья значит свой мир, распад семьи значит распад мира. В общем забота китайцев о семье больше, чем забота о стране. Когда они сталкиваются с выбором семейных интересов и национальных интересов, китайцы часто предпочитают первое, потом выбирают последнее. Конечно, есть исключения, в конце концов в Китая много героев погибло за страну. Но вообще традиционные китайские праздники не обходятся без воссоединения семьи.
) Национализм доминирует в России.
В русской культуре доминируют национализм и патриотизм. У русских сознание семьи не так сильно, как у китайцев. Их праздники главное предназначаются в честь страны и религии. Русские не обязательно с семьей отмечают такие праздники, как масленицу, день березы и т.д.
Заключение
Процесс формирования традиционных праздников – это длительный процесс обогащения истории и культуры нации или государства. В дошедших до наших дней обычаях национальных праздников живёт история нации. Первобытное поклонение, суеверные запреты, светская жизнь, дух народа, влияние религии – всё это переплетатся в обычаях и традициях праздников.
У каждой нации есть своя культура и традиционные праздники, которые глубоко укоренились в сердце народов. Китай и Россия, как две страны с длинной историей, сформировали свою собственную уникальную традиционную культуру в развитии и эволюции более чем тысячи лет. Как мягкий носитель культуры, праздники также считают зеркалом национальной культуры. Китай и Россия – две соседние страны, имеющие одинаковые, похожие праздники, так и совершенно разные праздники. Сравнивая эти праздники, мы можем исследовать различия национальной культуры и народного характера. Через сравнения мы сделали такой вывод, что в традиционной китайской культуре полны стремлений к умеренности и гармонии между небом и человеком, а в традиционной русской культуре полны религиозности, конфликтов и интеграции.
Зная происхождение, обычай и различия праздников в Росии и Китае, мы можем глубже понимать специфику культуры двух стран. В праздниках не только отражаются культура и история, но и открывается дверь к обмену двух стран. Во время формальных двусторонних обменов, хорошо понимая фестивали, фольклор друг друга, не только можно избежать неприятностей, вызванных непониманием, но и можно улучшить чувство народов обеих стран и углубить дружбу между двумя странами.
Список литературы
1. Алимов И.А., Ермаков М.Е., Мартынов А.С. Срединное государство. Введение в традиционную культуру Китая. М.: ИД «Муравей», 2003.-268 с.
. Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси. Калиниград, ГИПП «Янтарный сказ».
. Васильев Л.С. История Востока. М.: Дрофа, 2003.-254 с.
. История китайской философии. Пер. с кит./ Общ. ред. и посл. М.Л. Титаренко. М.: Прогресс, 1989. -189 с.
. К. Жигульский. Праздник и культура. Праздники старые и новые. Размышления социолога. – М., 1985, с. 58
китайский русский праздник международный