- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 24,4 Кб
Сравнительный анализ картин С. Дали ‘Фигура и ткань с драпировкой в пейзаже’ и С. Харченова ‘Лик – птицы, покрывало’
Сравнительный анализ картин С. Дали "Фигура и ткань с драпировкой в пейзаже" и С. Харченова "Лик – птицы, покрывало"
Введение
Актуальность: На сегодняшний день в России много художников, работы которых неповторимы и гениальны, но в большинстве случаев их создатели (да и сами работы) остаются безызвестными.
Творчество художника – это всегда открытие, в котором разрешается противоречие между устоявшимся известным – коллективным опытом предшествующих поколений, и новым неизвестным – индивидуальным опытом художника, что и приводит к поиску нового смысла.
В своем исследовании я сравниваю картины знаменитого художника-сюрреалиста Сальвадора Дали и почти неизвестного в России художника, нашего земляка, Сергея Харченова.
Проблема: Каждый, кто видел картины С. Харченова, невольно сравнивал их с произведениями С. Дали. В своем кругу енисейского художника даже называют сибирским Сальвадором Дали, но сам художник категорически не согласен с этим. Осознавая несправедливость и ложность этого мнения, я решила провести собственное исследование.
С. Харченов практически неизвестен в России, однако его картины находятся во многих частных коллекциях, в том числе и за рубежом в Швеции, Польше, Италии, Франции, Германии, Голландии, Японии, Китае, Корее, США и даже на острове Мальта. Почему же на Родине художник неизвестен, ведь мы должны знать свои таланты и гордиться ими? В настоящее время нет ни одного исследования, посвященного творчеству нашего талантливого земляка, никаких описаний его картин, только «народная молва».
Цель исследования: доказать, что картины С. Харченова – это не слепое подражание С. Дали, они в корне отличаются от произведений знаменитого сюрреалиста.
Гипотеза: творчество С. Харченова радикально отличается от творчества С. Дали.
Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
·проработать имеющуюся литературу по биографии и творчеству художников;
·познакомиться с большим количеством произведений обоих художников;
·провести анализ структуры и содержания двух наиболее схожих картин;
·провести сравнительный анализ двух выбранных картин. Методика исследования комплексная. Для решения задач применялись эвристические методы анализа структуры и содержания художественных произведений изобразительного искусства и метод сравнительного анализа произведений.
1. Сюрреализм
.1 Что такое сюрреализм
Сюрреализм (фр. surrealisme – сверхреализм) – направление в литературе и искусстве XX в. сложившееся в 1920-х годах. Возникнув во Франции по инициативе писателя А. Бретона, сюрреализм скоро стал международным направлением. Сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя во время сна, гипноза, болезненного бреда, внезапных озарений, автоматических действий (случайное блуждание карандаша по бумаге и др.). Сюрреализм в живописи развивался по двум направлениям. Одни художники вводили бессознательное начало в процесс создания живописных полотен, в которых преобладали свободно текущие образы, произвольные формы, переходящие в абстракцию (Макс Эрнст, А. Масон, Миро, Арп). Другое направление, которое возглавлял Сальвадор Дали, основывалось на иллюзорной точности воспроизведения ирреального образа, возникающего в подсознании. Его картины отличаются тщательной манерой письма, точной передачей светотени, перспективы, что характерно для академической живописи. Зритель, поддаваясь убедительности иллюзорной живописи, втягивается в лабиринт обманов и неразрешимых загадок: твердые предметы растекаются, плотные приобретают прозрачность, несовместимые объекты скручиваются и выворачиваются, массивные объемы приобретают невесомость, и все это создает образ невозможный в реальности. Общие особенности искусства сюрреализма: фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость, изменчивость образов. Главной целью сюрреалистов было через бессознательное подняться над ограниченностью как материального, так и идеального мира, продолжить бунтарство против выхолощенных духовных ценностей буржуазной цивилизации. [1]
1.2 Сюрреализм в XXI веке
Принято говорить, что сюрреализм наступил в 1924 году, а отступил в 1969-м. Но некоторые исследователи считают, что мы сейчас живем в эпоху развитого сюрреализма – а значит, ничего не кончилось, напротив, все только начинается.
В свое время сюрреалисты утверждали, что бессознательное (внеразумное) является истиной в последней инстанции. У австрийского психолога Зигмунда Фрейда они позаимствовали идею об отсутствии различий между здоровым человеком и больным. Они продолжили мысль так: сумасшествие не контролируется разумом, поэтому творить лучше в припадках безумия (разумеется, искусственно вызываемого).
С. Дали: «Все мои притязания в области живописи состоят в том, чтобы материализовать с самой воинственной повелительностью и точностью деталей образы конкретной иррациональности.» «Сюрреалисты отрицали социальную роль искусства, но время перехитрило их. Сюрреалистические формы были с восторгом приняты архитекторами и дизайнерами, шокирующий кинематограф стал достоянием масс и собственно – обыденностью. [2]
Сюрреалисты хотели изменить сознание, свершились ли их грандиозные планы? Сюрреалистические идеи проникли во все сферы и изменили наш мир до неузнаваемости, хотя мы этого даже не заметили. «Плоды бессознательного процветают повсюду. В изобразительной сфере, кино, искусстве и даже литературе. [2] Но того ли хотели сюрреалисты, разве к такой жизни они стремились?
«Я верю, что в будущем сон и реальность – эти два столь различных, по видимости, состояния – сольются в некую абсолютную реальность, в сюрреальность». Андре Бретон. [3]
Фрейд: «Один из наиболее надежных способов вызвать ощущение тревожащей странности – это создать неуверенность насчет того, является ли предстающий нашим глазам персонаж живым существом или же автоматом.»
Фрейд был любимым идеологом сюрреалистов. Его обожал Сальвадор Дали и уважал Андре Бретон. Его идеи о высвобождении бессознательного во сне переплелись с отказом сюрреалистов от здравого ума. В начале 21 века, когда оплотом сюрреализма стал кинематограф, наше бессознательное развлекают роботолюди, звероподобные монстры, ожившие куклы и зловещие мертвецы. И все это уже кажется нам привычным, обыденным, мы не считаем это сюрреализмом. А так ли это? «В сюрреализме мы имеем дело исключительно с фурором. Важно понимать, что речь идет не о простой перестановке слов или произвольном перераспределении зрительных образов, но о воссоздании состояния души, которое сможет соперничать по своей напряженности с истинным безумием.» Андре Бретон, отец сюрреализма. [3]
2. Сальвадор Дали
Одним из наиболее ярких представителей сюрреализма по праву можно считать испанского живописца Сальвадора Дали, образ жизни, образ мышления которого неимоверно сюрреалистичен, практически с рождения и до самой смерти. «Нормальность ставит меня в тупик» – утверждал он и был здесь искренен.
.1 Становление художника
Поиск новых решений, форм в искусстве Дали искал уже в детстве. Однажды, решив употребить для своих упражнений старую дверь, он всего тремя красками и без использования кисти нарисовал натюрморт, изумивший друзей и родственников. Это было изображение пригоршни вишен, лежащих на солнце, хвостики которых были хвостиками настоящих ягод. Восторгу зрителей не было предела.
В Мадриде С. Дали поступил в Школу Изящных Искусств. Открытый всем новым веяниям и преклоняющийся перед мастерством великих итальянцев Возрождения, старых фламандцев, Вермера и Веласкеса, именно в это время он ищет свой путь, окунаясь с головой в разные направления. О том, как начиналось его сюрреалистическое творчество, Дали пишет: «Но вот случилось то, чему суждено было случиться – явился Дали». Сюрреалист до мозга костей, движимый ницшеанской «волей к власти», он провозгласил неограниченную свободу от какого-либо эстетического или морального принуждения и заявил, что можно идти до конца, до самых крайних, экстремальных пределов в любом творческом эксперименте, не заботясь ни о какой последовательности или преемственности». [4]
2.2 Сальвадор Дали и сюрреализм
В той или иной степени Дали обошелся дерзко, провокационно, парадоксально, непочтительно буквально со всеми теми идеями, принципами, ценностями, явлениями и людьми, с которыми он имел дело. Он взял идеи сюрреализма и довел их до крайности. В таком виде эти идеи действительно превратились в динамит, разрушающий все на своем пути, расшатывающий любую истину или принцип, если они опираются на основы разума, порядка веры, добродетели, гармонии, идеальной красоты – всего того, что стало в глазах радикальных новаторов искусства и жизни синонимом обмана и безжизненности.
Художник предпочитает быть богатым, а не бедным; поэтому научись делать так, чтобы кисть твоя рождала золото и драгоценные камни.
Не бойся совершенства – ты никогда его не достигнешь!
Сначала выучись рисовать и писать красками, как старые мастера, затем можешь делать что хочешь – все будут тебя уважать.
Не отказывайся от собственного видения, своей манеры и своих представлений: они тебе пригодятся, если ты станешь художником. [4]
Дали прикасался буквально ко всему, что было существенно для человека его времени. Его картины не обошли таких тем, как сексуальная революция («Загадка желания», «Великий мастурбатор») и гражданские войны («Лицо войны», «Предчувствие гражданской войны»), атомная бомба («Ядерный крест») и нацизм («Загадка Гитлера»), католическая вера («Распятие», «Христос св. Иоанна на кресте») и наука, классическое искусство музеев и даже приготовление еды. И почти обо всем он высказывал что-то немыслимое, что-то шокирующее практически всех здравомыслящих людей. Однако бессмысленно упрекать Дали в непоследовательности, т. к. алогизм и иррациональность – его программа и его стихия.
2.3 Анализ творчества Сальвадора Дали
Используя движение аналитической мысли, навеянное «Толкованием сновидений» Зигмунда Фрейда и «Метаморфозами и символами либидо» Карла Густава Юнга, художник придумал собственную сюрреалистическую иконографию: маленький мальчик в матроске, который с завидным постоянством появляется почти во всех картинах; пугающий своим видом буржуа в черном костюме; притягательные фигуры женщин с головами из цветов с намеком на скоротечность жизни; вертикальная округлая «Башня желаний»; разрушающие и пронизывающие плоть бивни слона и носорога; ключи, открывающие тайны; тачки, отправляющиеся в далекое загробное путешествие; ручки тачек, превращающиеся в носорожьи рога; мягкие омары и лангусты, защищенные хитиновыми панцирями; угрожающие слоновьи хоботы; телефон, создающий иллюзию присутствия кого-то важного; хлеба, совмещающие пищевой и половой инстинкты; «расплющенные» и «растекающиеся» от удовольствия часы и лица; остатки человеческой сути в виде черепа и других костей человеческого скелета; Смерть; Иисус Христос; Мадонна; кресты; многочисленные испражнения, означающие круговорот жизни в природе и перевоплощение; пожирающая порочных людей саранча; сгибающиеся под бременем ответственности слоны на журавлиных ногах; разлагающиеся животные; питательные муравьи; мухи – символы порока и духовного разложения; детская сексуальная символика – «палочка-кружочек».
Нет ни одной детали, которая была бы случайной в картинах великого испанца и не имела никакого смысла.
Имея знания о значении символов в подсознании человека, воспринимая их интуитивно, художник зашифровал собственное душевное состояние, эмоции и чувства на холсте. Картины Сальвадора Дали – это своего рода ребусы, которые «читаются» как текст древней книги.
Выведенные закономерности автоматически сложились в соответствующие группы символов. С целью рассеивания внимания к конкретному содержанию своей сюрреалистической живописи, Дали придумал «Параноико-критический метод». [5]
3. Сергей Харченов
.1 Биография
Сергей Харченов родился в городе Енисейске Красноярского края 30 марта 1962 года. С детства увлекался рисованием. Учился в Енисейском педучилище на художественно-графическое отделении, хотя сам признает: научиться можно ремеслу – не искусству. Действительно каждый год тысячи людей получают образование, позволяющее им стать художниками, а становятся ими единицы.
На пятом курсе Енисейский краеведческий музей заказал студенту Харченову портрет протопопа Аввакума, в училище эту работу засчитали за дипломную. «Харченов до сих пор хвастает, что единственный из одногруппников сумел нажиться на защите диплома, а вот картину по прошествии лет оценивает не слишком высоко.
Можно сделать две ошибки, – говорит он, – написать полотно на религиозную тематику в молодости, когда ты еще ни черта не смыслишь, или написать его в старости, когда ты уже маразматик. О религии надлежит рассуждать в середине жизни! Но кто бы мне это подсказал в мои двадцать лет… Я замахнулся на Аввакума – вышло неинтересно, хотя портрет до сих пор висит в краеведческом музее.» [6]
Эта картина как и большинство ранних творений была написана в реалистической манере. И сейчас периодически у него появляются реалистические портреты, натюрморты, пейзажи. В 2000 году по заказу енисейской администрации был создан цикл «Все храмы Енисейска» – 12 картин, их репродукции украсили перекидной календарь.
«Но если не на заказ, если для души и по душам, то художник предпочитает говорить на языке сюрреализма. Он уверен: только этот язык в состоянии рассказать мечту или сон, только он может передать какую угодно эмоцию, совместить прошлое, настоящее и будущее, а главное – заставить человека размышлять, чувствовать, фантазировать.
Пишу в сюрреалистической манере не ради выпендрежа! – настаивает Сергей. – Я действительно не знаю другого направления в живописи, которое дает художнику такой простор для самовыражения. К примеру, у меня есть картина, посвященная истории Енисейска: там и реальные здания выписаны, и вместе с этим есть фантазии о том, каким город мог бы быть, каким я хочу его видеть, – с лестницами, балюстрадами, с венецианским карнавальным духом. Я не ограничиваю себя! В пределах одного полотна совмещаю и реалистический городской пейзаж, и фантасмагорию! В портретной живописи-то же самое. Писать обычные портреты – старо и скучно, хочется создавать то, до чего, кроме тебя, никто не додумался.» [6]
Сергей Харченов – патриот своего города. Ему часто задают вопрос, почему он живёт в полусонном провинциальном городе, на что он гордо отвечает, что Енисейск, хоть и кажется представителям мегаполисов провинциальным, на самом деле не так уж прост. Енисейские пейзажи привлекают художников – пленэрщиков со всего края. Но сейчас едут «дикарями», а Харченов хочет их «цивилизовать»: обустроить специальную гостиницу, кафе, организовать настоящие туры для живописцев. Жаль только, енисейские власти его желание пока не разделяют. Но Сергей не сдается, верит: город превратится в художническую столицу края.
«Только маленькие и слабые оправдывают себя тем, что ничего в жизни не достигли из-за того, что родились в глуши. Сильные на внешние обстоятельства не кивают, они самодостаточны и в какой угодно глуши реализуются да еще свою родную глушь на мировой уровень вытягивают» С. Харченов. [6]
3.2 Анализ творчества С. Харченова (мотивы, детали, особенности)
Рассматривая творчество С. Харченова, можно выделить целый ряд особенностей и мотивов, свойственных художнику.
Первое, что бросается в глаза – это высокая детальность картин, благодаря которой смысловой центр становится рассеянным. Изучая картины хочется внимательно рассмотреть все композиционные изящества и скрытые задумки, изображенные автором. В большинстве работ Харченова преобладают синие, зелёные и желтые оттенки.
Синий цвет наиболее часто рассматривается как символ всего духовного. В отличие от энергичного красного цвета – синий воздействует «сдерживающе» и настраивает большинство людей на задумчивость. Это цвет мудрости. Бесконечность, вечность, истина, преданность, вера, чистота, целомудрие, духовная и интеллектуальная жизнь. Синий цвет неба – наиболее спокойный и в наименьшей степени «материальный» из всех цветов.
В качестве примера можно взять картину «Дыхание океана» [Приложение 4]. История двух женщин, изображенных на картине. Две судьбы, две противоположности, но между ними какая-то негласная солидарность, внутренняя гармония и при этом загадка. Их взор направлен на один и тот же предмет, но что они думают, каковы их эмоции – тайна…
Зеленый цвет неоднозначен по смыслу. Это жизнь в ярко-зеленом цвете и смерть, выраженная мертвенным серо-зеленым флуоресцирующим светом. Юность, надежда и радость, но, вместе с тем – изменение, непостоянство и ревность. Зеленый – это весна, воспроизведение, радость, уверенность, природа, рай, изобилие, преуспевание, мир. Зеленый – это символ Леса. Зеленый цвет соотносится с растительностью, изменчивостью, незрелостью, обладает продуцирующей символикой, в то же время зеленый цвет – атрибут «чужого» пространства, где обитает нечистая сила.
«Зелёный сад» – в мифологии обычно употребляется в метафорическом значении «цветущая жизнь».
В картине «сфокусированная жара». Благодаря игре света, песчаные барханы становятся уже не желтыми, как мы привыкли их представлять, а зелеными. Интересная деталь, что зеленый цвет использован художником не как типичный цвет для растений, а как авторский ход. Возможно, используя столь неоднозначный цвет, художник хотел обратить внимание на вечный круговорот жизни и смерти.
Желтый – это цвет солнца, интеллект, интуиция, вера. Золотисто – желтый является символом божественности. Это цвет Благородства и достоинства.
Например, в картине «Не мир принес я вам, но меч» [Приложение 3] Иисус одет в желтые одежды, причем цвет с золотистым оттенком, что символизирует божественность и сакральность. Стоящие внизу люди окутаны бременем войны и желают свободы.
Для многих картин С. Харченова характерны ракушки, раковины и прочая морская тематика.
РАКУШКА
Добрый, лунный, женский символ, связанный с зачатием, обновлением, крещением и, во многих культурах, – с процветанием. Редкие раковины играли роль денег в странах Океании. Ракушка – один из семи символов удачи в китайском буддизме. Как символы загробного мира или возрождения, ракушки служили иногда и траурными атрибутами. В последнее время раковины стали символами самоанализа и ухода от действительности.
РАКОВИНА
Двустворчатая раковина – символ женского водного начала, вселенской матки, порождающей все живое. В этом смысле весьма знаменательно, что богиню Афродиту, возникшую из пены морской, изображали стоящей на раковине.
Изображение морской раковины, закрывающей створки, означает самопознание.
Водная тематика присутствует в таких картинах, как «Дыхание океана», «Занавес женской души» «Женский мир» – именно в этих работах ракушки представлены как дополнительный знак женственности и утонченности.
ЖЕМЧУГ
Именно в картине «Женский мир» мы можем полностью проследить предназначение этого символа, ведь здесь это, и образ красоты, и показатель женской мудрости, многогранности и духовности. Жемчуг – символ женского начала. Становится очевидным употребление художником именно этого камня. Кошка, изображенная на заднем плане, олицетворяет жизненную силу, женское начало. Особенно кошки почитались в Египте. Египетская тема еще один излюбленный мотив творца. В частности в некоторых произведениях прослеживается изображение Сфинкса. В картине «Женский мир» Сфинкс символизирует загадочность женской души, её бесконечную непознанность.
Главным сходством картин Харченова, объединяющим их в один глобальный Замысел, является их духовность, возвышенность, позитивность, целостность и символичность. Все предметы использованные художником являются частью единого целого, несут определенную смысловую нагрузку. Детали сочетаются и гармонично дополняют друг друга.
4. Творческий анализ
.1 Выбор картин для анализа
В процессе изучения творчества двух художников я рассмотрела следующие картины Сергея Харченова: «Яблочный спас», «Торжество бубнового туза», «Соблазн», «Не мир принёс я вам, но меч», «Занавес женской души», «Дыхание океана», «Женский мир», «Женский диалог», «Могло быть и так…», «Двойной портрет», «Опустошение», «Сфокусированная жара», «Чувствительность», «Лик-птицы покрывало», и др. всего около 30 и Сальвадора Дали: «Жираф в огне», «Плоть на камнях», «Мёд слаще крови», «Сюрреалистическая композиция», «Загадка желания», «Незримый человек», «Просвещённые удовольствия», «Игра в тёмную», «Фонтан», «Кровоточивые розы», «Одиночество», «Головокружение», «Рождение текучих желаний», «Мягкие часы», «Треугольный час», «Мадонна Порт-Льигата», «Христос Хуана де ла Крус» и многие другие всего около 50 картин. [8]
После такого детального знакомства с творчеством этих художников, я еще прочнее утвердилась в своем желании доказать самобытность и уникальность С. Харченова, исключающие слепое подражание творчеству гениального С. Дали. И теперь мне непонятно, как можно сравнивать (отождествлять) и даже путать произведения этих двух художников.
4.2 Композиционный анализ картин С. Дали и С. Харченова
.2.1 Лик – птицы, покрывало
Эмоциональный уровень анализа
Несмотря на достаточно яркие цвета, использованные художником, картина в целом несет энергетику умиротворения и гармонии. Картина, словно пробуждает сокрытие эмоции, глубинные чувства, побуждая к размышлениям. Причудливые переплетения семантической принадлежности предметов словно завлекают в загадочный лабиринт, откуда выбраться можно только, постигнув глубинные смыслы, новые истины, выбраться, приобретя что-то новое.
Предметный уровень анализа
На данной картине изображены синие птицы, покрывало, телега и человек, скрытый мороком песчаной бури. Представленные объекты кажутся несколько разобщенными, одни из них бросаются в глаза сразу, другие же блекнут на общем фоне. Самой яркой деталью является зелёное покрывало, контрастирующее с фоном пустынной бури. Яркий цвет и положение в центре дают зрителю понять, важность этого объекта в данной композиции. Под покрывалом стоит человек. Из-за песчаной бури нельзя различить его фигуры полностью, нам видна лишь голова, ярким красным пятном выступающая из желто-оранжевого буйства стихии. Над ним стремительным вихрем пролетают четыре синие птицы, придавая картине некоторую динамику. Справа от человека стоит телега, присутствие которой наталкивает на мысль о том, что человек этот – путешественник.
Композиция открыта, не загружена излишними деталями, аскетична. Сюжетно-композиционный центр сдвинут вверх относительно центра холста, в соответствии с правилом Золотого сечения.
В картине присутствуют несколько основных линий: четыре вертикали (две жерди и нисходящее с двух сторон полотно), диагональ, проводимая движением птиц, и горизонталь, представленная еще одной жердью. Преобладание вертикальных линий создает ощущение устремленности вверх, к Богу.
Композиционно картина разделена на своего рода, смысловые прямоугольники, каждый из которых представляет отдельный элемент всеобщего замысла.
Интересная деталь – средний правый и средний левый прямоугольники разделены еще на две части, причем в равных пропорциях в соответствии с правилом золотого сечения.
Предметы, расположенные в центре картины, размещены на фоне дюны, простирающейся вдаль. Если задний план изображения, довольно нечеткий, превращен в размытую перспективу, то композиционный центр (передний план) исполнен более ярко, отчетливо и ясно, за счет использования художником сочных оттенков палитры и детальной проработки форм объектов.
Пустыня в изображении художника тоже не является тривиальным бэкграундом, бессмысленным фоном. Слева пески, словно образуют песчаную тучу, поднятую порывом ветра, справа же пейзаж довольно размеренный, земля и небо разделены четкой границей горизонта.
Цветовая палитра
В целом, цветовая схема образована контрастом голубого и коричневого цветов. Цветовым центром является зелёное полотно, которое, в сочетании с общей гаммой, придаёт картине скрытую динамику и оттеняет колорит картины, объединяет цвета.
Сюжетный уровень анализа
В картине С. Харченова «Лик – птицы, покрывало» сокрыт глубокий смысл. Начнем с основных объектов, расположенных на картине. Прежде всего, рассмотрим покрывало и птиц, наличие которых отображено в названии. Птицы стремительно пикируют куда-то вниз по направлению к земле и незаметно растворяются, превращаясь в мираж. Зеленое покрывало напоминает тент, укрытие под которым решил спрятаться от песчаной бури странствующий путник. Неподалеку стоящая телега, да и сама ткань указывают на то, что человек является загадочным путешественником, оказавшимся посреди пустыни знойным утром.
Немного позади расположена телега, возможно автор хотел показать то, откуда появились эти предметы: их привез человек. Картина динамична, доказательством этого является порыв ветра, который поднял песок и превратил его в песчаную бурю. Местность на этой картине, так же как и на предыдущей, пустынна, но выглядит совершенно по-другому.
Символический уровень анализа
Если абстрагироваться от рассмотрения отдельных предметов, расположенных на картине, произойдет нечто потрясающее и удивительное – сквозь комбинацию предметов проступает чудесный женский лик. Напрашивается вывод, что в своем произведении художник хотел объединить, воссоединить материальное с духовным. О реальном мире напоминают простые бытовые предметы и то, каким образом они оказались в пустыне (их доставил человек). Однако то чистое, возвышенное, чудесное, что появилось или привиделось, как знамение, как свыше посланное, явно погружает зрителя в размышления о божественном, духовном, ведь этот светлый облик эти тонкие черты – не что иное, как лик Богоматери (спасительницы, покровительницы, заступницы).
На картине мы видим синих птиц. Какой смысл вложен автором в эти детали? Я просмотрела фото множества видов птиц, и увидела сходство птиц с полотна автора с японским фазаном. Оказывается, во многих восточных философиях фазан имеет несколько символических значений. В Китае образ фазана означает свет и добро, в Японии – символизирует защиту и материнскую любовь. А ведь и Богородица является олицетворением материнской любви и заботы, защиты. Таким образом, получается, что автор хотел подчеркнуть общий замысел, изображая именно этих птиц.
Центральное место в художественной композиции занимает изображение человека, скрытого мороком песчаной бури. Рядом с ним – деревянная телега. Вполне вероятно, что человек, путешествуя, что-то везет, и на время бури решил остановиться… Он стоит прямо под покровом Богородицы, словно находясь под её защитой. Это опять же подчеркивает философский смысл картины, помогает глубже понять авторский замысел. Зеленый цвет покрова – цвет жизни, веры, гармонии, иногда символ путешествий и открытия новых земель. Не случайно выбраны и жерди, поддерживающие покров – они словно столпы, поддерживающие робкую, как только что распустившуюся ветвь, веру человека, и разнятся, как и основания веры у разных людей.
В нижнем левом углу, в складках ткани мы видим картину, напоминающую икону. И вновь тонкий намек на связь духовного и материального миров.
Прямоугольники, образованные линиями золотого сечения разделяют картину на некие смысловые части. Нижний левый прямоугольник олицетворяет материальный мир, верхний правый – небесный. Средний прямоугольник, расположенный в центре холста, представляет сочетание, объединение, материального и духовного, здесь и рождается чудный лик.
Верхняя и нижняя части картины отличаются цветовым решением. Верх выполнен в светлых гармоничных оттенках голубого, белого, зеленого они словно олицетворяют божественный мир. Нижняя часть выполнена в красноватых оттенках, более экспрессивных. Таким образом, автор подчеркивает материальность, мелочность, ограниченность физического, земного мира. С правой стороны наблюдается четкая граница, разделение высшего и низшего, а слева граница стирается, исчезает. Пока человеку хорошо, он редко вспоминает о Боге, а вот в момент опасности часто бессознательно мы всегда взываем к высшим силам, молим о помощи, о спасении.
4.2.2 Фигура и ткань с драпировкой в пейзаже
Эмоциональный уровень.
Несмотря на то, что в своей работе С. Дали использовал сдержанную цветовую палитру (что для него не характерно), общее впечатление от картины совпадает с впечатлением от остальных его произведений. Картина пробуждает целую бурю неоднозначных эмоций. Автор хотел встряхнуть, быть может, напугать человека, побудить его к размышлениям. Общее впечатление от картины неоднозначно. Глядя на нее, ощущаешь отрешение, страх, напряжение.
Предметный уровень
На данной картине изображено дерево со свисающим с его ветвей полотном, из-за которого осторожно выглядывает человек. На заднем плане виднеются постройки и редкие деревья. Смысловым центром картины является человек, это подчеркивается светлотным контрастом. Композиция достаточно скудная, создаётся ощущение незавершенности, дисбаланса. В построении картины прослеживаются три плана: передний (фигура, дерево, ткань), средний (человек, кипарис) и задний (горы, жилые постройки, люди). Композиционно-смысловой центр расположен в нижнем среднем прямоугольнике, образованном линиями золотого сечения.
В картине «Фигура и ткань с драпировкой в пейзаже» на переднем плане мы видим человека, скрывающегося за белым полотном. Задний же план представлен маленькими, едва заметными людьми, редкими деревьями и постройками. Если провести линии перспективы, становится заметным, что предметы на втором плане значительно меньше, чем должны быть на самом деле.
В картине просматривается интересное композиционное расположение объектов. Изображенные фигуры размещаются таким образом, что образуют прямоугольник. Основа этого прямоугольника и главная его составляющая – это лоскут ткани.
Основная тенденция построения прослеживается диагональным расположением: из левого верхнего угла, в нижний правый. Композиция картины открытая, никаких границ нет, основные предметы окружает лишь пустынная местность, однако вдали виднеются горы и поселение. Сюжетно-композиционный центр не совпадает с центром холста, он немного смещен вниз и вправо от центра. Основной объект размещен на фоне пустынной местности, художник акцентирует внимание на нем. Картина вытянута в высоту. Присутствует несколько основных линий – две вертикали (границы ткани), две диагонали (одна, сдвинутая от центра вниз, образована веткой, другая – направлением складки драпировки ткани и формой облака) и две горизонтали (линия горизонта и тень, отбрасываемая тканью). Вертикальные линии здесь не создают ощущения устойчивости и гармонии, так как образованы зыбкой тканью, держащейся на двух тонких ветках. В сочетании же с диагоналями, создающими впечатление нестабильности, данные вертикали лишь подкрепляют чувство напряженности и обеспокоенности. В произведении присутствуют так же второстепенные линии, вертикали кипариса и человека на втором плане, намеренно уменьшенные автором, и сильно удлиненные горизонтали их теней.
Цветовая палитра
Произведение выполнено в сдержанных тонах, ярко выраженных контрастов нет. Художник обеспечил плавный переход от светлого неба к почти черной земле.
Сюжетный уровень.
Человек, который является основным объектом на картине, осторожно выглядывает из-за ткани, словно чего-то боится, от чего-то убегает, пытается скрыться. Он напоминает отшельника. Интересной деталью является изображение этого человека без лица. Чёрные голые ветви отдалённо напоминают худую, алчущую руку. При этом, сам пейзаж очень однообразен: то ли степь, то ли пустыня, и лишь на заднем плане виднеются какие-то постройки, люди и деревья.
Желание отрешиться от мира, уединиться охватило этого человека. На заднем плане изображен кипарис – дерево, которое не случайно стоит одиноко. Это наталкивает на мысль, что основным замыслом автора было стремление к одиночеству. Приглядевшись, вдалеке мы видим поселение, но у нас не возникает мысли, что человека изгнали, кажется, что он сам ушел, сбежал, из-за невозможности находиться с людьми, которые его окружают.
Небо словно отражает внутренний мир этого человека. Душа у него светлая (голубое небо), но та ситуация, в которой он находится, выбила его из колеи, ощущается внутренняя дисгармония.
Символический уровень
Страх и желание скрыться – вот то, что ощущает человек, изображенный на картине. Различить черты лица у этого человека нельзя, и это не случайно, при помощи такого приема автор хочет показать, что любой из нас в этом «бренном» мире может оказаться на месте этого «картинного» героя. В целом картина, «источает» страх, напряжение, тяжесть. Все детали, изображенные на полотне, работают на общую концепцию, на общий смысловой и эмоциональный посыл. Своеобразной макротемой картины является увядание, оскудение, опустошение, уныние на это указывают и образы-символы. Изображенное дерево имеет печальный вид, несмотря на то, что на некоторых ветках еще виднеются листочки, оно не выглядит жизнеспособным, животворящим. Нижние ветки понуро глядят вниз, а единственная торчащая вверх, по направлению к небу, ветвь уже давно умерла, высохла. Еще одним подтверждением «катастрофичности человеческого бытия», выраженного автором является необычная «подсветка» картины. Основное действо разворачивается не свежим, прозрачным утром и не солнечным днем, а пасмурным вечером, когда суровая туча грозно «шагает» по огромному недоброму, мрачному небу. При этом солнце, тусклыми лучами освещающее все это, явно заходит за горизонт и стремится оставить этот страшный мир в полной темноте (которая была бы логическим продолжением авторского замысла). Белая ткань, наброшенная на дерево тоже не случайна, это очень важный элемент. Белый цвет толкуется по-разному: с одной стороны это символ невинности, чистоты, молодости (чистый белый, с голубым оттенком), а с другой – это белый саван, символ смерти (скорее такое смысловое толкование наиболее подходит для этой картины т. к. этот белый – грязный, с коричневатым оттенком.) Более того белый цвет ткани, если мыслить ассоциативно, можно сравнить с белым флагом. Человек, скрывающийся за полотном, словно хочет сдаться, сказать: «Отпустите меня, оставьте в покое».
Царящий страх и напряжение автору удалось воплотить при помощи ярких образов, несущих определенную смысловую нагрузку. Например, дерево, выглядывающее из-за ткани черной голой веткой, отдалённо напоминают худую, алчущую руку, а кипарис, совсем не случайно стоит отстраненно и одиноко, таким образом, автор хочет помочь нам разгадать его непростой ребус. (Кипарис по латыни Cupresus Sempervirens. Символизирует смерть. Дерево траура, символ печали и смерти, правда, с приходом христианства символика кипариса поменялась, из символа смерти он стал символом вечной жизни). А разгадка такова: бесконечное напряжение, нависшая угроза и стремление к одиночеству (или одиночество во всех его проявлениях).
В произведениях Сальвадора Дали задний план является отражением реального мира, а передний – подсознания художника. Передний план картины представлен изображением человека робко выглядывающего из-за отреза ткани, а задний – маленькими, размером со спичечную головку, людьми, одинокими кипарисами и домами. Если обратиться к законам перспективы, то можно заметить, что размер фигур на среднем плане умышленно преуменьшен. Таким образом, художник акцентирует внимание на том, что, хотя человек и воспринимает себя чем-то важным, на самом деле он является лишь незначительной частью этого мира. Человек мнит себя основой, стержнем бытия, воспринимая окружающую реальность как нечто второстепенное, но на деле он мелок и незаметен, словно муравей в гигантском муравейнике. Осознание этого факта пугает человека, из-за чего он и совершает все трагичные и тёмные поступки.
Общее впечатление угрозы и напряжения С. Дали удалось передать и при помощи необычного сочетания пропорций, а именно размеры неба по отношению к размерам земли (они соотносятся почти как 10/1).Тяжелое небо давит на человека, появляется такое ощущения что всё, и силы природы, и физический и духовный мир, восстало против изображенного человека.
4.3 Сравнительный анализ картин
Эмоциональный уровень анализа
Хотя С. Харченов в своей работе использовал достаточно яркие цвета, картина в целом несет энергетику умиротворения и гармонии. Картина же С. Дали, несмотря на сдержанные тона, пробуждает целую бурю неоднозначных эмоций, глядя на нее, ощущаешь отрешение, страх, напряжение.
Предметный уровень анализа
И в той и в другой картине мы видим пустыню, одинокого человека и некую ткань. В картине С. Харченова кроме этого присутствуют красивые синие птицы, телега, картина, жерди с перекладиной, с которой свисает ткань. На картине С. Дали ткань свисает с высохшего дерева, вдали виднеется одинокий кипарис и еще один человек, а на самом горизонте у подножия гор или холмов расположилось селение.
На картине С. Харченова с одной стороны горизонт делит плоскость картины на две практически равные части, с другой же горизонта нет совсем, и небо и земля слились в песчаной буре. А у Дали горизонт очень низкий, небо огромное, высокое, земля плоская.
Ткань у Харченова зеленого цвета, спокойно струится с перекладины, несмотря на песчаную бурю где-то вдали, словно здесь под этим покрывалом островок покоя в бушующем мире. У С. Дали белое полотно растянуто на скрюченных ветках почти засохшего дерева, и здесь не чувствуется покоя, человек скрыт от того, что впереди, но не защищен сзади.
На картине С. Дали человек изображен без лица, он прячется за драпировкой, видны только голова и рука. У С. Харченова силуэт человека только угадывается в песчаном мороке, а лицо просвечивает сквозь дымку ярким красным пятном, которое одновременно является губами на чудесном лике.
Рассмотрев произведения со стороны общей идеи и способов её достижения, я утверждаю, что у данных картин есть еще одно существенное отличие. Картина Сальвадора Дали дедуктивного характера, а Сергея Харченова – индуктивного. Ведь картина «Фигура и ткань с драпировкой в пейзаже» изображает неопределенное, безликое отчуждение, но при этом любой зритель при желании может мысленно поставить себя на место отшельника, то есть осуществляется переход от общего к частному. Рассматривая картину «Лик – птицы, покрывало», прежде всего, мы замечаем разрозненные предметы: ткань, птицы, жерди, и только после отрешенного рассмотрения перед нами появляется лик Мадонны, олицетворение всепрощения и спасения. Невзрачность пейзажа, его ненавязчивость наталкивает на мысль, что выявление божественного образа может произойти где угодно. А значит, осуществляется переход от частного к общему. Следовательно, представленные картины не просто не похожи друг на друга, но и являются абсолютно противоположными по смыслу и идее.
Заключение
В ходе работы, для достижения поставленной цели я ознакомилась с литературой по биографии и творчеству художников, большим количеством произведений обоих живописцев, провела анализ структуры и содержания двух наиболее схожих картин, а затем сравнительный анализ двух выбранных картин.
Главное отличие картин «Лик – птицы, покрывало» С. Харченова и «Фигура и ткань с драпировкой в пейзаже» С. Дали состоит том, что С. Харченов изобразил надежду на лучшее, на спасение души от утопания в болоте серых будней божественным началом, а С. Дали – безысходность, тяготение человека от общества.
В результате анализа я пришла к выводу, что картина Сальвадора Дали дедуктивного характера, а Сергея Харченова – индуктивного. Следовательно, представленные картины не просто не похожи друг на друга, но и являются абсолютно противоположными.
Картины Дали – это кошмарные фантасмагории, бредовые видения, где противоестественные ситуации и нарочито бессмысленные сочетания предметов обретают видимую реальность и достоверность. При создании своих работ, Дали использовал методы изменения сознания, состояние сомнамбулы. Метод творчества сюрреалиста – алогизм и иррациональность, благодаря которым зритель втягивается в лабиринт обманов и неразрешимых загадок. Картины же Харченова, напротив, отличаются продуманностью смысловой принадлежности деталей. Эмоциональный и символический посыл каждого объекта тождествен общему замыслу картины.
Таким образом, творчество С. Харченова отнюдь не является бессмысленным подражанием и существует независимо от творчества С. Дали.
Надеюсь, что мое исследование не останется единственным, что ситуация, когда художника признают только после его смерти, изменится коренным образом.
Несмотря на трудности С. Харченов не унывает и продолжает творить.
Когда сижу невостребованный, меня греет мысль, что мои картины есть в коллекциях за тридевять земель… С Мальты человек, купивший картину «Испарение океана», даже письмо прислал, дескать, молодец. Это не тщеславие. Это, если угодно, планетарный масштаб искусства: где бы ни родился, все равно пригодишься!
Библиографический список:
харченов сюрреализм дали художник
1.Сюрреализм (#”justify”>2.Над реальностью (#”justify”>.Манифест сюрреализма. Андре Бретон. #”justify”>.«Иллюстрированная энциклопедия мировой живописи» Е.В. Иванова Олма Медиа Групп, 2007 г.
.Тайнопись Сальвадора Дали #”justify”>.«Нет не Дали он, он другой» Н. Сойнова газета «Вечерний Красноярск». #”justify”>.Символы и знаки #”justify”>.Сальвадор Дали. Москва, 2008 ЗАО «ОЛМА Медиа Групп»