- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 25,54 Кб
Управление сферой культуры в Нижегородской области
План
Введение
Глава 1. Понятие, сущность и структура сферы культуры в регионе
.1 Понятие, сущность и история развития культуры
1.2 Управление сферой культуры в регионах России
1.3 Финансирование культурной сферы в России
Глава 2. Управление сферой культуры в Нижегородской области
.1 Задачи, функции и структура управления культурой в Нижегородской области
.2 Анализ состояния культурного потенциала Нижегородской области
.3 Итоги функционирования Министерства культуры Нижегородской области за 2013год
Заключение
Список литературы
культура финансирование регион
Введение
Человек, живущий на планете, является частью какого-либо этноса, народа или частью какой-либо страны. Но так же человек – это частичка сферы культуры и играет для нее огромную роль. Ведь человек это двигатель эволюции культуры.
Так что же такое культура? У разных деятелей и ученых разные мнения на этот счет. Изначально культура понималась как возделывание земельных угодий, земледелие, затем кто-то считал, что культура это некие формы общения, с помощью которых люди общаются между собой. Также были точки зрения, что культура это степень образованности человек. Вся история культуры неразрывно связана с человеком, ведь он единственный на этой планете, кто обладает мышлением, средствами передачи информации (язык).
По моему мнению, культура, это то, что отображает историю и духовное состояние определенной нации или определенного народа. Например, если взять гордость нашей страны хохломскую роспись по дереву, она отображает красоту русской души. Или взять за пример законы японских самураев, они отражают всю строгость воспитания, ответственность мужчины за свои поступки и верность своему хозяину и государству. Это тоже часть культуры определенной страны.
В настоящее время, да впрочем, и в прошлые годы, культура не могла бы развиваться, если бы государство не помогало бы ей в этом. Роль государства в развитии государства также велика, как и роль деятелей культуры. Государство вкладывает в данную сферу средства на безвозмездной основе. Нужно ли это ему? Кажется ведь что государство не получает с этого никаких дивидендов. Это не так, культура является инструментом реализации мер социальной политики. Тем самым регулируя какие либо нравственные аспекты, проблемы людей в общении между разными народами и много других факторов. Это важно для сохранения определенного государственного строя.
Культура как средство заработка? Почему бы и нет. Сфера культуры это выгодная ниша для малого бизнеса. Малый бизнес имеет простор для развития в этой сфере. Например, кинотеатр, в котором можно показать художественный фильм и получить с этого прибыль за продажу билетов.
Актуальность работы заключается в том, что сфера культуры непосредственно связана с человеком и государством. И на протяжении всей истории развития человечества, культура развивается с ней на равных.
Целью моей работы стало разобрать сущность культуры, ее главные теоритические аспекты и историю развития культуры, как в других странах, так и в России. Также стоит рассмотреть структуру культуры и культурную политику в стране на общих началах и углубленно рассмотреть её на примере региона. В своей работе я рассмотрел культурную политику на примере Нижегородской области.
В своей работе я использовал метод анализа, метод дедукции и индукции и синтез.
Задачи исследования вытекаю из цели работы:
рассмотреть сущность культуры
показать источники финансирования сферы культуры
на примере Нижегородской области показать, как работает государственный орган, отвечающий за реализацию культурной деятельности в регионе
Глава 1. Понятие, сущность и структура сферы культуры в регионе
.1Понятие, сущность и история развития культуры
Культура представляет собой сложное многосистемное образование, захватывающее все сферы жизни общества. В значительной степени этим обусловлено многообразие определений исследуемого феномена. Слово cultura (лат.) обозначает «обработка», «земледелие», «возделывание». По-другому говоря – очеловечивание, изменение природы как среды обитания.
Поначалу термин «культура» имел смысл возделывания, облагораживания земли. Такое представление о культуре, очевидно, обусловлено тем, что с появлением земледелия влияние человека на природу становится огромным, а сам человек заметно выделяется из природной среды. Работая на земле, строя дома и сооружения, занимаясь ремеслом и др., человек как бы создает для себя свою (отличную от природы) среду обитания. Поэтому социологическое представление о культуре связано с внеприродным в человеке, с тем, что создается в результате его осознанной целенаправленной деятельности.
Некоторые исследователи считают главным в культуре не производство материальных и духовных ценностей, а производство форм общения, которые и составляют сущностную определенность культуры. В марксистской философии существенное распространение получили теории культуры, в которых она понимается как мера развития человека, его сущностных сил и творческой активности. Значимой составляющей в данном определении культуры отводится гуманистическим качествам самого человека.
Более объемное понимание культуры предложено А. Швейцером, он считает, что «культура – это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу». Культура предполагает не только уровень развития человека, но и деятельность, наполненную определенным ценностным содержанием. «Именно культура как менталитет, – по мнению А.Г. Эфендиева, – наводняет внутреннюю деятельность совершенно определенной системой ценностей, предлагает сопряженные с ней проекты, выборы, предпочтения и т.д. Тут проявляется еще одна характеристика культуры – это элемент, который организует, определяет содержание, устремленность практической деятельности людей».
Слово культура вошло в русский словарный состав лишь с середины 30-х годов XIX века. Наличие данного слова в русском лексиконе зафиксировала выпущенная И. Ренофанцем <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A0%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%84%D0%B0%D0%BD%D1%86_%D0%98.&action=edit&redlink=1> в 1837 году «Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов». Этот словарь выделял два значения лексемы: во-первых, «хлебопашество, земледелие»; во-вторых, «образованность».
За год до выхода в свет словаря Ренофанца, из определений которого становится ясно, что слово культура ещё не вошло в сознание общества как научный термин, как философская категория, в России появилась работа, автор которой не только обратился к понятию культура, но и дал ему развернутое определение и теоретическое обоснование. Речь идет о сочинении академика и именитого профессора Императорской Санкт-Петербургской медико-хирургической академии Данилы Михайловича Велланского <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BB%D0%BE_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87> (1774-1847) «Основные начертания общей и частной физиологии или физики органического мира». Именно с данного натурфилософского труда ученого-медика и философа-шеллингианца следует вести отсчет не только введению в научный обиход термина «культура», но и становлению собственно культурно-философских идей в России.
Современное понятие «культуры» как цивилизации в основном сложилось в XVIII <https://ru.wikipedia.org/wiki/XVIII_%D0%B2%D0%B5%D0%BA> – начале XIX веков <https://ru.wikipedia.org/wiki/XIX_%D0%B2%D0%B5%D0%BA> в Западной Европе <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0>. В дальнейшем это понятие, с одной стороны, включало различия между разными группами людей в самой Европе, а с другой стороны – различия между метрополиями <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%8F> и их колониями <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F> по всему миру. Отсюда то, что в данном случае понятие «культуры» является эквивалентом «цивилизации <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F>», то есть антиподом понятия «природа <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0>». Используя такое определение, можно с лёгкостью систематизировать отдельных людей и даже целые страны по уровню цивилизованности. Некоторые авторы даже определяют культуру просто как «всё лучшее в мире, что было создано и сказано» (Мэтью Арнольд <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B4,_%D0%9C%D1%8D%D1%82%D1%8C%D1%8E>), а всё, что не попадает в это определение, – хаос <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%BE%D1%81> и анархия <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%8F>. С этой точки зрения, культура тесно связана с социальным развитием и прогрессом в обществе. Арнольд последовательно использует своё определение: «…культура является результатом постоянного совершенствования, вытекающего из процессов получения знаний обо всём, что нас касается, её составляет всё лучшее, что было сказано и помыслено» (Арнольд, 1882 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1882>).
На практике, понятие культуры относится ко всем лучшим изделиям и поступкам, в том числе в области искусства <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> и классической музыки <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0>. С этой точки зрения, в понятие «культурный» попадают люди, каким-либо образом связанные с этими областями. При этом люди, причастные к классической музыке, находятся по определению на более высоком уровне, чем любители рэпа <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%8D%D0%BF> из рабочих кварталов или ведущие традиционный образ жизни аборигены <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B5%D0%BD> Австралии <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F>.
Однако в рамках такого мировоззрения, существует своё течение – где менее «культурные» люди рассматриваются, во многом, как более «естественные», а «высокой» культуре приписывается подавление «человеческой природы». Данная точка зрения встречается в работах многих авторов уже начиная с XVIII-го века <https://ru.wikipedia.org/wiki/XVIII_%D0%B2%D0%B5%D0%BA>. Они, например, подчёркивают, что народная музыка <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0> (как созданная простыми людьми) честнее выражает естественный образ жизни, в то время как классическая музыка выглядит поверхностной и декадентской <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81>. Придерживаясь такому мнению, люди за пределами «западной цивилизации» – «благородные дикари», не испорченные капитализмом <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC> Запада.
Сегодня большинство исследователей отвергают обе крайности. Они не принимают как концепцию «единственно правильной» культуры, так и полное противопоставление её природе. В данном случае признаётся, что «неэлитарное» может обладать столь же высокой культурой, что и «элитарное», а «незападные» жители могут быть столь же культурными, просто их культура выражается другими способами. Однако в данной концепции проводится различие между «высокой» культурой как культурой элит и «массовой <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0>» культурой, подразумевающей товары и произведения, направленные на потребности простых людей. Следует также отметить, что в некоторых работах оба вида культуры, «высокая» и «низкая», относятся просто к различным субкультурам <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B1%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0>.
Немецкий представитель философии жизни <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F_%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8> Освальд Шпенглер <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B4_%D0%A8%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B5%D1%80> излагал взгляд на культуру как на множество самостоятельных организмов (различных народов), которые проходят свой эволюционный цикл, продолжающийся несколько веков, и умирая, превращаются в свою противоположность – цивилизацию <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F>. Цивилизация противопоставляется культуре как сменяющий её этап развития, где не нужен творческий потенциал отдельной личности и главенствующим является мёртвый, бесчеловечный техницизм.
Культура включает в себя общий способ производства, поведения, самовыражения, систему и иерархию ценностей, определенные нормы морали, свой особый язык и свои особенности психики. Она является совокупностью действий, взглядов и мыслей, санкционированных обществом.
Основу культуры составляют ценности, регулирующие взаимоотношения людей и определяющие способы ценностного освоения действительности. По сути, культура и начинается с ценностей, с оценки, что хорошо, а что плохо. По мнению М. Вебера, каждый человеческий поступок является осмысленным лишь в соотнесении с ценностями, в соответствии с которыми определяются нормы поведения людей и их цели. Социальные ценности – это делимые социальной общностью положительные или отрицательные отношения к объектам и явлениям окружающего мира. Это общественные представления, мнения, убеждения по поводу значимости тех или иных объектов, приоритетности тех или иных целей и способов их достижения. Социальные ценности являются главными критериями в создании социальных норм.
Социальные нормы (от лат. norma – руководящее начало, правило, образец) – предписываемые стандарты, правила, образцы и социальные ожидания, регулирующие поведение и способы взаимодействия людей. Нормы выполняют функции интеграции и предсказуемости в процессе социального взаимодействия. Нормы-правила, нормы-ожидания создают общие правила игры и допускаемые отклонения в поведении индивидов и социальных групп.
Ценностно-нормативные регуляторы подразделяются на правовые и моральные. Первые функционируют в форме закона, государственного или административного акта, юридической нормы. В случае нарушения правовых норм, к нарушителю могут быть применены соответствующие правовые санкции. Соблюдение моральных норм обеспечивается силой общественного мнения и моральными качествами самой личности. Существуют различные взгляды и научные направления о том, какие социальные «элементы» включает в себя культура как целостная система. Наиболее распространенное представление о структуре – это диалектическое единство двух составляющих: материального и духовного в культуре.
В первой половине ХХ века появилось представление о культуре, как о единстве трех составляющих: материальной, социальной и духовной. Материальная составляющая культуры – это взаимоотношения человека со средой обитания, способ производства и удовлетворения его потребностей. Социальная составляющая культуры – это взаимоотношения людей в системе социальных институтов и статусов. Духовная составляющая культуры – это идеи, ценности, нормы, обычаи, традиции, способы мышления, ориентирующие людей в их жизнедеятельности.
По мнению антрополога Уорда Гуденау, культура состоит из четырех основных элементов:
Понятия (концепты) – представления и понятия, позволяющие человеку ориентироваться в окружающем мире;
Отношения – взаимосвязи со всем, что есть во времени и пространстве;
Ценности – как относиться к тому, что есть и к тому, что может быть;
Правила – что делать и как делать (нормы, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.
На мой взгляд, культура включает в свою структуру следующие элементы:
Сознание – это основное, что отличает человека от других видов животного мира. Сознание (память, мышление) дает человеку возможность не только узнавать мир и себя, получать знания и опыт, но и передавать их последующим поколениям.
Ценностное восприятие окружающего мира. Любой живой организм в природе хочет в полной мере удовлетворить свои биологические потребности, не пытаясь (не имея возможностей) оценивать свои действия и поступки. Отличие человека от животных в том, что он оценивает и свои, и чужие действия и желания. Система социальных ценностей является одним из главных регуляторов в человеческих отношениях и деятельности. При этом в каждой культуре имеются свои особенности (индивидуальность) в системе ценностных ориентаций.
Язык – важнейшее средство человеческого общения, неразрывно связанное с мышлением. Это особая система коммуникаций, состоящая из звуков и символов. Язык является также основным средством хранения и передачи культуры. Каждая культура имеет свой язык, свой понятийно-логический аппарат восприятия мира и организации деятельности. Как социальное явление, язык передается от поколения к поколению путем социализации. Единство языка, как и культуры в целом, способствует интеграции людей; языковые разногласия могут стать причиной взаимной неприязни и вражды.
Деятельность – это осознанные действия людей, направленные на удовлетворение своих потребностей, реорганизация окружающего мира и своей собственной «природы». Человеческая деятельность в отличие от поведения животных, носит осознанный характер. Благодаря этому, человек может создавать и производить материальные объекты, продукты потребления, духовные ценности, которые сами по себе в природе не встречаются. Культура воплощается (объективируется) в результатах деятельности людей и передается последующим поколениям.
Культура многофункциональна и различна. Она имеет свойство показывать свои особенности в разных видах жизнедеятельности и в разных социальных единствах. Например, можно говорить о духовной и материальной культурах, о культуре труда, о политической, этнической, национальной и других видах культуры. Отсюда возникает проблема типологизации культуры. На глобальном уровне принято делить культуру на западную и восточную. Более частное деление на макроуровне разграничивает культуры в зависимости от социокультурных особенностей того или иного региона мира. Например, выделяют такие культуры как Европейская (Западная), Латиноамериканская,
1.2 Управление сферой культуры в регионах России
Россия огромная страна, как по территории, так и по количеству народов проживающих в ней народов. Для управления сферой культуры в каждом регионе должны быть отработаны и внедрены свои методы и способы управления.
Ведь не возможно применить какие то одни культурные ценности, к примеру для русского населения страны и к народам Кавказа. И таких примеров можно привести очень много. В практической плоскости реализация национальной культурной политики должна быть в большей мере сконцентрирована на налаживании взаимоотношений с новыми "действующими лицами" российской культурной политики, связана с содействием процессов, которые вовлекают в себя этих новых субъектов, регуляцию отношений, сотрудничество. Это важнейшие шаги могут в значительной степени содействовать развитию демократии и гражданского общества в России.
Другим важнейшим аспектом деятельности государства является повышение роли культур производящих и культур сохраняющих организаций, активизация разработки комплексных государственных программ для решения задач наиболее полной социализации человеческой личности, усложнения ее ценностных и идентифицирующих установок, форм социальной престижности.
Необходимы эффективные усилия по взаимодействию культурной политики с другими типами политики, прежде всего этно-национальной, информационной, образовательной. Такого рода процессы весьма затруднены в условиях, когда неделимость политической системы государства только формируется, и нередки случаи превращения той или иной политики в решение частных вопросов и усилий отдельных групп по "перетягиванию каната". Тем не менее, в построении новой парадигмы культурной политики сегодня уже нельзя пренебрегать вопросами по отношению к глобальным информационным системам, средствам массовой информации, этнокультурным и др. процессам, которые не лежат в одной плоскости, а требуют комплексного государственного подхода.
Государство призвано реализовывать свою культурную политику на разных уровнях – межнациональном, региональном, беря на себя определенные обязательства и обеспечивая на территории всей страны равные гарантии для населения.
Функции современного государства предполагают необходимость государственной политики в области культуры (культурной политики). Средствами выработки и осуществления такой политики выступают разработка и принятие государственных программ, создание специализированных исполнительных органов (министерств, госкомитетов и т.п.), государственных организаций, учреждений, предприятий культуры.
На федеральном уровне такие функции реализовывает Министерство культуры Российской Федерации. В соответствии с положением Министерство культуры Российской Федерации (далее – Минкультуры России) – это федеральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в области культуры, искусства, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны и историко-культурного наследия. Минкультуры России также осуществляет государственное регулирование и координацию деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в сфере культуры в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства России.
Существование полноценного и самостоятельного Министерства культуры представляется целесообразным в контексте национальных традиций государственного управления. Это обеспечивает сфере культуры лучшее финансирование, а также – определенное равенство с другими отраслями в государственном механизме и дает свободу инициативы. Существование министерства необходимо, поскольку государственный сектор в культуре сохраняет свое значение, в государственном ведении находится значительное число учреждений культуры.
На основании Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ в субъектах Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации, который обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также формирует органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Региональные органы государственной власти могут выступать учредителями организаций культуры в соответствии с федеральным законодательством в пределах своей компетенции. В собственности субъектов Российской Федерации могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения.
Региональные органы государственной власти не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материально-технического обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, их перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут присваивать ведущей универсальной библиотеке статус центральной библиотеки. Они могут учреждать специальные центральные библиотеки по отраслевому принципу и по обслуживанию особых групп пользователей библиотек (детского и юношеского возраста, слепых, слабовидящих и др.).
Особое внимание уделяется деятельности, связанной с государственным контролем в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации. Музейный фонд состоит из государственной и негосударственной частей. В состав государственной части входят музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, независимо от того, в чьем владении они находятся. Решения об управлении этими музейными предметами и музейными коллекциями принимаются региональными органами исполнительной власти, на которые возложено государственное регулирование в области культуры.
Эти органы обязаны обеспечивать финансовые и иные условия, необходимые для хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав государственной части Музейного фонда и переданных в оперативное управление государственным музеям, иным государственным учреждениям, а также предоставлять необходимые гарантии возмещения ущерба, причиненного музейным предметам и музейным коллекциям.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать особые формы поддержки государственных музеев в связи с необходимостью принятия дополнительных мер по сохранению уникальных историко-художественных комплексов, а также создания наиболее благоприятных условий для деятельности крупнейших государственных музеев, хранящих музейные предметы и музейные коллекции, имеющие мировое значение. В пределах своих полномочий органы государственной власти регионов могут оказывать поддержку негосударственной части Музейного фонда и негосударственным музеям в различных формах.
1.3 Финансирование культурной сферы в России
Реализация социальной сферы общества происходит в границах определенных территорий. Основные принципы финансирования социальной сферы в России:
) Субсидиарность – принцип, согласно которому задачи должны
решаться на самом низком, малом или удалённом от центра уровне, на
котором их решение возможно и эффективно.
) Относительное сокращение бюджетных и рост внебюджетных
финансовых источников.
) Рост значения социального страхования
) Законодательное закрепление минимального набора государственных
социальных гарантий.
Тенденции развития финансирования социальной сферы:
) Расширение сферы финансирования рыночных инструментов сфер
защиты (страхование за счет деятельности внебюджетных фондов и
т.д.).
) Расширение сферы платности социальных услуг
дифференцированного качества.
) Привлечение ресурсного потенциала нко (на региональном уровне)
) Нетрадиционные формы привлечения средств фирм и домашних
хозяйств.
Источники финансирования социальной сферы бывают бюджетными и внебюджетными. Бюджетные источники финансирования изображены в таблице 1.
Федеральный бюджетРегиональный бюджетМестный бюджетналоговыйненалоговыйналоговыйненалоговыйналоговыйненалоговыйНДС; НДФЛ; Нал. на Pr орг.; Налог на добычу полезных ископаемых; Акцизы; Гос. пошлины; Водный;Таможенные пошлины; От внешне- экономической деятельности; от использования государств. имущества; Pr-ЦБ РФТранспортный; Налог на имущество организаций; Налог на Игорный бизнес;От пользования имуществом, находящимся в собственности; Pr унитарных предприятий создание S.Земельный; Налог на имущество ФЛ.;Pr. Унитарных предприятий; Созд местн. властиТаблица 1. Бюджетные источники финансирования.
Внебюджетное финансирование осуществляются из государственных
внебюджетных фондов.
С 2011 г. была произведена реформа по формированию средств
государственных внебюджетных фондов. До 2011г единый социальный налог 35,6%, который устанавливали работодатели в соответствии с фондом. Администрированием налога занимается ФНС.
С 2011г. единый социальный налог заменен на 3 взноса: ПФ РФ (22%),
ФОМС (5,1%), ФСС (2,9 %)
С 2011г. администрированием занимаются сами фонды.
)ПФ РФ
Средства ПФ РФ расходуются на выплаты государственных пенсий;
выплату ритуальных пособий; социальных пенсий и др. Создание персонифицированного учета пенсионного взноса.
2) ФСС:
Задачи:
Обеспечение гарантированных государственных пособий по временной
нетрудоспособности, беременности и родов, уходу за ребенком, санаторно-культурному обеспечению, оздоровление детей. По вопросам социального страхования и охраны труда, а также страхование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
3) ФОМС
Это финансовое обеспечение прав граждан на медицинскую помощь за счёт ОМС.
Глава 2 Управление сферой культуры в Нижегородской области
2.1 Задачи, функции и структура министерства культуры в Нижегородской области
В Нижегородской области управлением в сфере культуры занимается Министерство культуры Нижегородской области. Главой министерства является Горин Сергей Александрович. Полная структура Министерства культуры отображена на рис 1.
Рис. 1. Структура Министерства культуры Нижегородской области.
Основными задачами министерства культуры являются:
. Реализация мер по обеспечению гарантий прав граждан на свободу всех видов творчества, участие в культурной жизни Нижегородской области и пользование услугами организаций культуры, искусства, кинематографии, получение образования в сфере культуры и искусства, доступ к информации и культурным ценностям.
. Проведение государственной политики в области профессионального искусства, социально-культурной деятельности, библиотечного и музейного дела, кинематографии, а также управление образованием в сфере культуры и искусства на территории Нижегородской области.
. Формирование культурной среды, эстетических взглядов и вкусов населения и приобщение граждан к художественному творчеству, духовным и материальным культурным ценностям через поддержку государственных учреждений искусств.
. Создание нормативной правовой базы для эффективного функционирования организаций культуры Нижегородской области.
. Обеспечение сохранности и защиты культурных ценностей, хранящихся в библиотеках, музеях и других учреждениях культуры Нижегородской области.
. Обеспечение государственных социальных гарантий для работников государственных учреждений культуры и образования (в сфере культуры и искусства) Нижегородской области.
. Обеспечение сохранения и развития существующего комплекса областных организаций культуры, искусства, кинематографии, образования (в сфере культуры и искусства).
. Оказание поддержки организациям культуры, искусства, кинематографии, образовательным учреждениям в сфере культуры и искусства Нижегородской области.
. Определение целей и приоритетов в развитии библиотечного, музейного дела, профессионального искусства, народного творчества, образования и науки (в сфере культуры и искусства) на территории Нижегородской области.
. Содействие сохранению и развитию культурного наследия, региональных и местных национально-культурных традиций (фольклора, народных праздников, обрядов, ремесел и других) народов, проживающих на территории Нижегородской области, во взаимодействии с другими органами исполнительной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления.
. Контроль за соблюдением действующего законодательства в Нижегородской области в подведомственной Министерству сфере в пределах его компетенции.
. Участие в проведении мероприятий, направленных на поддержку социально значимых приоритетных направлений в развитии культуры и искусства.
Функции министерства
Министерство в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:
. Координирует деятельность органов исполнительной власти Нижегородской области по вопросам культуры.
. Проводит анализ законодательства Российской Федерации и Нижегородской области по вопросам, отнесенным к сфере ведения Министерства, обобщает практику применения законодательства в сфере его компетенции.
. Осуществляет в установленном порядке функции государственного заказчика и заказчика (застройщика) (в том числе функцию хозяйственного и технического обеспечения) по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту объектов в сфере культуры, по проведению научных, исследовательских, проектных, изыскательских, ремонтно-реставрационных и иных работ на объектах недвижимости, отнесенных к объектам культурного наследия, закрепленных за подведомственными Министерству учреждениями на праве оперативного управления, за счет средств областного бюджета и иных источников финансирования.
. Осуществляет контроль соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг в области культуры стандартам качества бюджетных услуг.
. Направляет своих представителей для участия в конкурсных комиссиях, рабочих группах, совещательных органах, экспертных и координационных советах, семинарах, работа которых связана со сферой деятельности Министерства.
. Исполняет поручения Губернатора Нижегородской области, Председателя Правительства (далее – Губернатор Нижегородской области), заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области.
. Организует профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку работников Министерства.
. Разрабатывает и реализует совместно с иными заинтересованными органами исполнительной власти Нижегородской области и заинтересованными организациями программы кадрового обеспечения в области культуры, а также организует подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров.
. Участвует в установленном порядке в оформлении и представлении Губернатору Нижегородской области и полномочному представителю Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе документов о награждении работников сферы культуры государственными, правительственными и ведомственными наградами, премиями и почетными званиями.
. Организует и обеспечивает мобилизационную подготовку Министерства, а также контроль и координацию деятельности подведомственных учреждений по мобилизационной подготовке.
. Обеспечивает исполнение мероприятий по реализации антикоррупционной политики в Министерстве.
. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Министерства.
. Осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.
. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.
. Заключает, изменяет и расторгает трудовые договоры (контракты) с директорами (художественными руководителями) подведомственных Министерству учреждений в области культуры и искусства, согласовывает прием на работу их заместителей, главных бухгалтеров, заключение, изменение и прекращение трудового договора с ними.
. Разрабатывает и реализует в порядке, установленном законодательством Нижегородской области, областные целевые программы в области культуры, разрабатывает предложения для их внесения в установленном порядке в федеральные целевые программы, принимает участие в разработке и реализации иных областных целевых программ по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, осуществляет мероприятия по реализации федеральных целевых программ в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.
. Участвует в разработке проектов соглашений, договоров и программ по сотрудничеству Нижегородской области с другими субъектами Российской Федерации в области культуры, а также в осуществлении международных культурных связей.
. Обеспечивает в пределах своей компетенции совместно с другими органами исполнительной власти участие в деятельности международных организаций в области культуры, обмен делегациями работников культуры, студентов образовательных учреждений сферы культуры и искусства.
. Способствует расширению культурных связей Нижегородской области с зарубежными странами.
. Обеспечивает финансирование мероприятий в области культуры в рамках своей компетенции.
. Организует в установленном порядке финансирование подведомственных организаций за счет средств областного бюджета, осуществляет в пределах своей компетенции анализ их финансово-хозяйственной деятельности.
. Содействует проведению научно-исследовательских работ, имеющих приоритетное прикладное значение для организаций в области культуры, обеспечивает внедрение достижений науки и техники, отечественного и зарубежного опыта в практическую деятельность этих организаций.
. Осуществляет разработку прогнозов и перспективных направлений развития материально-технической базы организаций в области культуры, содействует удовлетворению потребностей отрасли в материально-технических ресурсах.
. В пределах своей компетенции регулирует процессы развития театрального, музыкального, изобразительного искусства, библиотечного, музейного дела, кинематографии, образования (в сфере культуры и искусства).
. Устанавливает ежегодно для подведомственных образовательных учреждений среднего профессионального образования контрольные цифры по приему обучающихся на бесплатное обучение, финансируемое за счет средств областного бюджета, в соответствии с действующим законодательством.
. Участвует в разработке и реализации мероприятий по развитию кинопроката и кинопоказа в Нижегородской области, улучшению кинообслуживания населения.
. Осуществляет в соответствии с действующим законодательством государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, принимает решения об управлении музейными предметами и музейными коллекциями, находящимися в государственной собственности Нижегородской области.
. Реализует от имени Нижегородской области преимущественное право покупки музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации.
. Участвует в организации мероприятий, направленных на сохранение и развитие нематериального культурного наследия, региональных и местных национально-культурных традиций народов, проживающих на территории Нижегородской области.
. Организует в установленном порядке проведение аттестации педагогических и руководящих работников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования Нижегородской области в сфере культуры и искусства на первую и высшую квалификационные категории и аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства на высшую квалификационную категорию.
. Участвует в установленном порядке в проведении государственной аккредитации государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования Нижегородской области в сфере культуры и искусства и образовательных учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства (музыкальных и художественных школ, школ искусств).
. Разрабатывает и представляет в установленном порядке Губернатору Нижегородской области и Правительству Нижегородской области проекты правовых актов, в том числе нормативных, в сфере культуры.
. Проводит правовую экспертизу учредительных документов организаций культуры, искусства, кинематографии, образовательных учреждений в сфере культуры и искусства Нижегородской области, а также утверждает уставы этих организаций.
. Способствует развитию концертной, театральной и гастрольной деятельности, проведению фестивалей, конкурсов профессионального искусства, художественных выставок и других мероприятий, связанных с показом достижений профессионального искусства Нижегородской области.
. В рамках своей компетенции организует и контролирует зарубежную гастрольную и выставочную деятельность подведомственных учреждений.
. Представляет в установленные сроки в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, сведения о деятельности организаций культуры, искусства и кинематографии по формам, утвержденным Федеральной службой государственной статистики.
. Участвует в работе областной комиссии по экспертной оценке материалов, подрывающих моральные устои общества, и подготовке соответствующих заключений.
. Осуществляет контроль и координацию деятельности подведомственных Министерству организаций культуры, искусства, кинематографии, образования.
. Осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Нижегородской области, в установленной сфере деятельности.
.2 Анализ состояния культурного потенциала Нижегородской области
Сфера культуры Нижегородской области насыщена множеством культурно-просветительскими учреждениями, в данной сфере также работает достаточно много заслуженных работников и деятелей культуры.
Культурная сфера в точных статистических данных изложена ниже:
Свыше 17,5 тысяч человек работающих, из них:
заслуженных деятелей искусств Российской Федерации – 20
заслуженных деятелей искусств РСФСР – 7
заслуженных работников культуры Российской Федерации – 198
заслуженных работников культуры РСФСР – 55
Широкая сеть культурно-просветительских учреждений.
Свыше 2,8 тысяч государственных и муниципальных учреждений культуры,
в том числе: клубных учреждений библиотек
государственных и 61 муниципальных музеев
выставочных залов
муниципальных парков культуры и отдыха
театров
филармония
консерватория
средних специальных профессиональных учебных заведений
детских музыкальных, художественных школ и школ искусств
оркестра
профессиональный хоровой коллектив
государственное предприятие Нижегородской области «Облкиновидеообъединение»
киноцентр «Рекорд»
киноустановок
областной научно-методический центр народного творчества
областной методический кабинет по учебным заведениям культуры и искусства
государственное образовательное учреждение Нижегородской области инновационно-научный ресурсный «Центр «Культура» и др.
В своем исследовании управления культурной сферой я решил рассмотреть данное управление на примере того, как государство в лице министерства культуры Нижегородской области осуществляет поддержку библиотек и библиотечного фонда. Также в работе отражена работа министерства во всех направлениях своей работы за 2013 год.
В 2013 году в рамках реализации областной целевой программы «Развитие культуры Нижегородской области» на 2011-2013 годы», продолжилась реализация проекта «Создание корпоративного электронного каталога государственных и муниципальных библиотек Нижегородской области», финансирование которого осуществлялось из областного бюджета (в 2013 г. освоено 400 тыс. руб.) и местными районными бюджетами.
На третьем этапе проекта решались задачи расширения возможности системы корпоративного электронного каталога (КЭК) по подключению неограниченного числа пользователей, настройка АБИС для новых участников проекта, обучение библиотек-участниц работе в корпоративной среде, и предоставление открытого доступа к библиографическим ресурсам корпоративного каталога для всех пользователей интернета.
Серьезное внимание было уделено оснащению центрального сервера и материальной базе проекта: в рамках годичного финансирования закуплены мониторы (32 шт.), лицензия АБИС «Absotheque Unicode» на неограниченное число пользователей, ОС MS Windows Server 2012 и СУБД MS SQL Server 2012. Также была проведена доконвертация данных из системы АИБС LiberMedia, выявление и устранение ошибок этого процесса.
В рамках проекта в мае и в октябре 2013 г. прошли 2 часть курсов по обучению работе в корпоративной среде сотрудников библиотек-участниц 2 этапа проекта (22 чел.) и 1 часть курсов для сотрудников библиотек-участниц 3 этапа (33 чел.). Обучение затронуло традиционные для проекта темы: настройка АБИС «Моя библиотека» для заимствования записей по протоколу Z39.50, заимствование и выгрузка записей из сводного каталога, упрощенная каталогизация и добавление мест (сигл) хранения документа в АБИС «Absotheque Unicode», особенности каталогизации сложных изданий.
С участниками 1 и 2-го этапов проекта в октябре-декабре проведен курс дистанционного обучения расширенной каталогизации в базу проекта с целью подтверждения квалификации каталогизаторов сводного каталога. 25 декабря 2013 г. тридцать сотрудников библиотек получили свидетельства (сертификаты) об успешном завершении учебы и приступили к созданию сводного ресурса.
Участниками 3-го этапа проекта стали библиотечные системы следующих районов:
Большемурашкинского; Варнавинского; Ветлужского; Вознесенского; Володарского; Выксинского; Воротынского; Воскресенского; Гагинского; Дальнеконстантиновского; Дивеевского; Княгининского; Кулебакского; Первомайского; Перевозского; Починковского; Сеченовского; Сокольского; Сосновского; Спасского; Тонкинского; Автозаводского, Канавинского, Ленинского, Московского, Нижегородского, Советского, Сормоского районов Нижнего Новгорода.
А также ЦБС Семеновского городского округа, ЦГБ им. В.И. Ленина и ЦГДБ им. А.М. Горького г. Н.Новгорода.
Таким образом, в проект включен еще 31 участник, получивший возможность проводить каталогизацию заимствованием записей из корпоративного каталога в собственные электронные каталоги.
На конец 2013 г. объем корпоративного электронного каталога муниципальных библиотек Нижегородской области достиг 490 тыс. записей.
.3 Итоги функционирования Министерства культуры Нижегородской области за 2013год.
В отчетном году министерство культуры совместно с подведомственными областными учреждениями и творческими союзами, органами управления культуры городов и районов продолжили работу по сохранению и развитию единого культурного пространства на территории области, оказанию государственной поддержки сети организаций культуры.
На настоящий момент сеть учреждений культуры состоит из 2531 учреждения культуры: театров, выставочных залов, библиотек, музеев, клубов, домов культуры, кинозрелищных и концертных организаций и др. Общая численность работающих в отрасли составляет 16911 человек.
Основные экономические показатели
.1. В целях обеспечения достойной оплаты труда работников учреждений культуры, повышения престижности и привлекательности профессий в сфере культуры распоряжением Правительства Нижегородской области утверждена «дорожная карта», где установлены целевые показатели по повышению заработной платы работников учреждений культуры и мероприятия по их достижению до 2018 года.
С 1 апреля 2013 года заработная плата работников учреждений культуры Нижегородской области увеличена на 62,1%.
По итогам года средняя заработная плата работников учреждений культуры Нижегородской области составила 14511 рублей, что на 58 % выше 2012 года.
.2. На содержание государственных учреждений культуры и организацию мероприятий в области культуры, искусства и кино из областного бюджета было выделено 867,2 млн. рублей (2012 год – 797,3 млн. рублей).
1.3. Из федерального бюджета выделены средства на:
информатизацию общедоступных библиотек в объеме 1,584 млн. рублей;
выплату денежного поощрения лучшим муниципальным учреждениям культуры, находящимся на территориях сельских поселений, и их работникам в объеме 3,4 млн. рублей (2,4 млн. рублей – для лучших учреждений; 1 млн. рублей – для работников культуры села);
на создание экспозиции в музее В.П.Чкалова» и межрегиональный конкурс исполнителей народной песни «Вишнёвая метель» (Бутурлинский район).
Укрепление материально-технической базы объектов культуры
Многим учреждениям культуры, особенно на селе, необходимы реконструкция и техническое переоборудование.
За отчетный период Министерством продолжены работы по укреплению материально-технической базы объектов культуры.
По Программе «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области» на реализацию мероприятий раздела «Культура» освоено 39,344 млн. рублей.
Заключены договоры о совместных действиях по финансированию расходов по объектам культуры с 2 муниципальными районами Нижегородской области.
Введены в эксплуатацию 2 объекта культуры:
Дом культуры в с. Семьяны Воротынского района,
Дом культуры в п. Память Парижской Коммуны городского округа г. Бор.
В 22 государственных учреждениях культуры выполнен капитальный ремонт, проведены противопожарные мероприятия на общую сумму 22,6 млн.рублей.
В области киноискусства
В течение года прошли 4 областные киноакции: кинофестиваль «Время. Родина. Кино», который представил фильмы – лауреаты национальной кинопремии «Золотой Орел»; киноакции «Право на жизнь!» и «Кино за здоровый образ жизни» (по профилактике наркомании); областной фестиваль патриотического кино «Набат».
В 2013 году на выделенные из областного бюджета средства были заключены договоры на приобретение прав на 22 фильма для взрослой и детской аудитории. Фильмы демонстрировались в 27 районах области.
На средства, выделенные из областного бюджета, и собственные средства областного центра народного творчества в киноцентре проведен частичный ремонт крыши, гардероба, санузлов.
Все учреждения культуры и искусства, как и прежде, активно осуществляли благотворительную деятельность в виде бесплатного обслуживания инвалидов, детей из детских домов и школ-интернатов, многодетных семей, участников ВОВ, ветеранов труда.
В филармонии традиционно прошли благотворительные летние акции – более 20 симфонических концертов.
Благотворительные спектакли нижегородских театров посмотрели около 3000 зрителей.
Государственными и муниципальными музеями было обслужено свыше 600 тыс. граждан льготных категорий населения.
В 2013 году на высоком организационном уровне министерством культуры проведены торжественные мероприятия в рамках государственных праздников: Дня защитника Отечества, Международного женского дня 8 марта, Дня работника культуры, Дня России, Дня народного единства и Дня Героев Отечества.
За большой вклад и достижения в различных направлениях сферы культуры:
присуждены премии Нижегородской области имени Н.И. Собольщикова-Самарина (3 человека);
премии в области библиотечного дела (5 человек);
присвоены почетные звания Нижегородской области «Лауреат премии Минина и Пожарского» (2 человека);
11 премий Губернатора Нижегородской области «Душа России» за заслуги в сфере народного художественного творчества.
Кроме этого за многолетнюю плодотворную деятельность в сфере культуры отмечены государственными наградами 13 человек, из них:
Благодарность Президента России – 1 человек;
орден Дружбы – 2 человека;
медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени – 2 человека;
медаль Пушкина – 1 человек.
работникам отрасли присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации»; 530 человек награждены ведомственными, региональными и отраслевыми наградами.
Заключение
В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что работа министерства культуры или других органов действующих в этой сфере, прямо пропорционально влияет на развитие людей, их мировоззрение и личностные качества людей.
Развитие области культуры подразумевает под собой постоянное изменение представления о народах своей страны, о народах других стран и обычаях, их традициях и памятных событиях.
Для государства сфера культура является местом, куда надо постоянно инвестировать средства. С помощью данных инвестиций государство контролирует и направляет массы людей в нужных для него направлениях.
Также сфера культуры является привлекательной нишей и для бизнеса, в основном для малого бизнеса. Индивидуальные предприниматели создают различные блага, которые употребляются в культурных мероприятиях. Также предприниматели могут сами проводить такие мероприятия для привлечения внимания к себе.
На примере Нижегородской области в своей работе я выявил, что в нашей области развитие культурной сферы проходит в позитивном настрое. Проводится достаточно много разных концертов, выставок, спектаклей. Что, не мало важно, культурные мероприятия могут проводиться, и на благотворительной основе, это не посредственно влияет на духовное и материальное состояние граждан области.
В Нижегородской области также присутствует огромное количество заслуженных работников и деятелей культуры России. Данный факт свидетельствует о том, что кадры в культурной сфере находятся на высочайшем уровне. Что позволяет говорить о надлежащем выполнении своих функций и обязанностей Министерством культуры Нижегородской области.
Список литературы
1. Астафьева О.Н. Культурная политика: теоретические аспекты и практика. 2013г. 47-50с.
. Новичков Н. В. Организация государственной власти: вопросы теории и практики вуправлении культурой // Вопросы культурологии* – 2013. – № 2 (февраль).- С.14-26.
. Переверзев М.П., Косцов Т.В. Менеджмент в сфере культуры и искусства 35-37с.
. К. Разлогов, Т. Санделл. Обзор культурной политики в Российской Федерации: Аналитический доклад /Совет Европы (Council of Europe) 29-36с.
. Роднянский Д.В. Управление социальной сферой. 2013г. 3-4 стр.
. Культурология : Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М. : Высшее образование, 2013. – 69-74с
. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие, 2013. 15-17с.
. Управление в социальной работе: Учебник для бакалавров. под ред. Е.И. Холостовой, О.Г. Прохоровой, Е.И. Комарова 2013г. 53-57с.