- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 34,34 Кб
Становление и развитие культуры и досуга населения в Средние века (Япония)
Курсовая работа
Становление и развитие культуры и досуга населения в Средние века (Япония).
Оглавление
Введение
1. Общая характеристика японского общества в Средние века
1.1 Историко-культурное развитие Японии
1.2 Географическое положение страны
. Досуг в Японии: Средние века и новейшее время
.1 Организация досуга в Японии
.2 Роль и место досуга
.3 Учреждения культуры и досуга (традиции и новации в XXI веке)
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Японские средние века не совпадают по хронологии с европейскими и определяются по характерным особенностям этому периоду. Средние века в Японии делят на три периода:
·Период раннего феодализма (VII-IX вв.);
·Период развитого феодализма (X-XVI вв.);
·Период позднего феодализма (XVII-XIX вв.).
Тема курсовой работы: Становление и развитие культуры и досуга населения в Средние века (Япония).
Актуальность исследования этой темы заключается в том, что вплоть до XX в. Япония была изолирована, обособлена от всего мира. И на ее развитие, на ее культурные традиции не оказывали влияние ведущие европейские державы. Япония с древних времен имеет интересную, не похожую на другие, культуру и досуг. Досуг всегда занимал у японцев немаловажное место. И поэтому на взгляд автора, актуальным является изучение опыта организации досуга в Средневековой Японии и попытка провести аналогию с современностью.
Цель работы: исследование становления и развития культуры и досуга Японии в Средние века.
Задачами исследования являются:
·Осветить особенности исторического развития Японии;
·Проследить становление и развитие культуры и досуга;
·Провести аналогию с сегодняшней культурной ситуацией в Японии. Объект исследования формирование досуга Японии со Средних веков до Нашего времени, его содержание и виды.
Предмет исследования исторические аспекты формирования и становления досуга в Японии.
Методы исследования анализ литературы по теме культура и досуг средневековой и современной Японии (специальная научная литература, научно-популярная литература, художественная литература, монографии, журналы, а также информационные ресурсы Интернета).
Структура курсовой работы. Курсовая работа начинается с введения. Данное исследование состоит из двух основных глав: Общая характеристика японского общества в Средние века и Досуг в Японии: Средние века и новейшее время. Заканчивается работа Заключением и Списком использованной литературы.
1. Общая характеристика японского общества в Средние века
Первая глава состоит из двух параграфов: историко-культурное развитие Японии в средние века и географическое положение страны. Эти параграфы в полной мере раскрывают особенности японского общества и как историко-культурные, и географические факторы повлияли на культурный облик Японии, на японскую культуру.
.1 Историко-культурное развитие Японии
Период раннего феодализма (VII-IX вв.). VII-IX века – время оживленных сношений японцев с окружающим миром. Раннефеодальный период в Японии, начиная с реформ Тайка по 794 г., называют периодом Нара, получившем наименование по местонахождению первой японской столицы и отчасти в Хэйан (Киото), поэтому в японской историографии он фигурирует как период Нара-Хэйан.
Этот период характеризуется большим влиянием культуры, религии, философии, искусства феодального Китая на культурное развитие Японии, вернее ее господствующего класса. Китайский язык стал языком высшего общества, официальной переписки, литературы. Большое влияние наряду с буддизмом имело конфуцианство. Его доктрина обожествления предков, сыновнего почитания родителей, беспрекословного подчинения низших общественных слоев высшим, его учение о том, что порядок мироздания определяется поведением людей, что стихийные бедствия вызываются порочностью или нерадением государей, отвечали интересам феодального общества.
Китайское влияние сказалось, в частности, в архитектуре. Города Нара и Хэйан, роскошные дворцы, монастыри и храмы создавались по китайским образцам. Китайская культура в свою очередь дала толчок развитию самобытной японской культуры. В этот период создаются японские хроники Кодзики (составитель писец Ясумаро) и Нихонсёки (коллективный труд, созданный группой авторов во главе с принцем Тонэри), содержащие древние мифы и легенды, а также запись событий (в Кодзики до 628 г., в Нихонсёки до 697 г.). Во второй половине VIII в. появляется знаменитая «Манъёсю» («Мириады лепестков»), антология народной поэзии и произведений японских поэтов IV- VIII вв., включающая около 4500 стихотворений.
В последующие века процесс формирования японской национальной культуры еще больше усилился, хотя влияние китайской культуры оставалось значительным. В связи с изобретением в IX в. японской слоговой письменности (кана), которая употребляется наряду с иероглифической, растет число грамотных людей, упрощается создание литературных произведений, многочисленных хроник, дневников, произведений художественной литературы. В поэзии получила широкое распространение особая, специфическая для Японии форма стихосложения – танка (пятистишие, состоящее из 31 слога).
В конце X – начале XI в. появляются «Гэндзи моногатари» и сборник повестей «Макура-но соси» («Записки у изголовья»), составленный придворной дамой – Сей-сёнагон. Оба произведения дают живое описание нравов императорского двора и придворной знати.
Блестящая культура этого периода охватывала лишь немногочисленный слой высшего общества – императорский двор, придворную знать, небольшую часть провинциальной земельной аристократии, верхушку буддийского и синтоистского духовенства. Эти верхушечные слои феодального общества, особенно придворная знать, утопали в роскоши. Народ же пребывал в нищете и невежестве, умирал от голода и эпидемий.
Несмотря на внешнюю культуру, в японском высшем обществе того времени, как и среди народных масс, были широко распространены вера в магию и сверхъестественное, в астрологию, в различные заклинания, изгнание духов и т. п.
Велико было влияние и буддийской церкви. Многочисленные буддийские секты, в первую очередь секта Тэндай, чей оплот-монастырь Энрякудзи – был построен в 788 г. на горе Хиэй (Хиэйдзан) вблизи Киото, и секта Сингон, соорудившая в начале IX в. монастырь на горе Койя (Койясан), стремились играть не только идеологическую, но и политическую роль. Они имели многотысячные вооруженные отряды из монахов-воинов (сохэй) и выступали соперниками светской власти (хотя и не в такой степени, как папство в средневековой Европе). Буддизм как религия уживался с синтоизмом, поскольку синтоистские ками были включены в буддийский пантеон, но как феодальные организации буддийские монастыри часто враждовали с синтоистскими храмами, равно как и между собой. [26, c.89].
Период развитого феодализма (X-XVI вв.). В IX в. в истории культуры японского народа произошло событие огромного значения: была создана собственная письменность. До этого времени японцы писали китайскими иероглифами, лишь с трудом приспосабливаемыми для передачи японской речи. Новая письменность была звуковой, т. е. буквы в ней обозначали звуки языка; она была при этом слоговой, т. е. каждая буква обозначала в ней слог. За этой письменностью упрочилось название кана. Происходит разграничение светской и религиозной литературы, выделяются различные жанры внутри отдельных видов искусства. В 905 г. по императорскому указу составляется первый сборник стихов, написанных японской азбукой, "Кокин вакасю". Появление своей письменности способствовало развитию художественной прозы, основу которой составили народные легенды и рассказы. Но сюжеты были заимствованы из жизни господствующего класса, главным образом из жизни его верхов. Эта литература изображает только узкий мир хэйанского двора и придворной аристократии.
Продолжала развиваться и придворная поэзия. Один за другим выходили сборники – поэтические антологии. Важнейшая из них – «Кокинсю» («Собрание стихотворений древности и настоящего времени») появилась в начале X в. В ней помещены стихотворения, ставшие для последующих времён классическими образцами поэзии. Главный составитель этой антологии Цураюки вошёл в историю японской литературы как выдающийся поэт и как зачинатель литературной теории и критики.
Помимо литературы, в Японии в IX-XI вв. расцвело и искусство. Об этом свидетельствуют скульптура в многочисленных буддийских храмах, живопись во дворцах знати, а также всякого рода произведения прикладного искусства. Больших успехов достигла также архитектура. Приобретает популярность японский архитектурный стиль синдэндзукури. Особенно же процветали живопись и музыка: уметь рисовать и играть на музыкальных инструментах считалось в то время столь же необходимым для образованного человека, как и слагать стихи.
С Х в. появились популярные буддистские учения, не связанные с государством, основным постулатом которых была вера в приход Будды и спасение в раю. Буддизм стал говорить о спасении индивидуума, утверждалось, что каждый может стать Буддой. Эти идеи были приняты аристократией, столкнувшейся с кризисом власти своего сословия, в ее среде большую популярность получили представления о грядущем конце света, но одновременно она окружила себя роскошными культовыми сооружениями и предметами, которые служили удовлетворению скорее эстетического, чем религиозного чувства. Буддизм сближается с синтоистскими верованиями, появляется теория, утверждающая, что синтоистские божества суть воплощения Будд. В XI веке настроение хейанского общества стало меняться. В различные области культуры все больше проникают вкусы и настроения, близкие простому народу, как городскому – всяких профессий и родов занятий, так и деревенскому – крестьянству. На поверхность истории выходят именно эти слои общества со своей жизнью и со своим творчеством: поэзией – песнями, прозой – рассказами; со своими театральными представлениями. В ХII-ХIII вв. в Японии отмечается оформление популярных буддистских верований в виде необуддистских сект, проповедующих возможность спасения каждого человека, возрождения в раю после смерти, без отрешения от мирской жизни и без сложных обрядов. Слепая вера в милосердие Будды удачно подходила для распространения культа верности сюзерену. Активизация буддизма определялась чувством пессимизма, охватившим общество в результате социальных катаклизмов. Одновременно в Японию проникло учение дзэн, согласно которому сущность буддизма можно понять интуитивным самосозерцанием, приводящим к просветлению. Это учение проповедовалось несколькими сектами и было популярно среди воинского сословия. В 1252 г. в Камакура была сооружена вторая по величине статуя Будды высотой свыше 11 м. Необуддизм в живописи вызвал усиление реалистического характера, это был период расцвета картинных свитков эмакимоно и время появления портретной живописи.
Если XI век являлся временем расцвета аристократической литературы, то литература XII в. отражала вкусы самураев. Составленные в первой половине XIII в. кодекс "Дзёэй сикимоку" и официальная хроника прихода самураев к власти "Адзума кагами" ("Зерцало Востока") проникнуты историческим оптимизмом сословия, находящегося на подъеме. В области литературы важным элементом стали военные повести гунки ("записки о войнах"). Самая знаменитая из них – "Повесть о доме Тайра", пронизанная буддистскими идеями упадка буддистского и императорского закона. Гунки писались для воинов, были наполнены самурайской моралью, отражали неписаный кодекс поведения самураев – бусидо. Из синто бусидо заимствовал идеи патриотизма и любви к государю, из буддизма дзэн – идею самоконтроля и медитации как средство выработки у самурая мужества, из конфуцианства – требования верности долгу, послушания господину. Главной в бусидо была идея верности господину. Монах Дзиэн (выходец из дома Фудзивара) в "Записках глупца" (1219 г.) в своей пятичленной периодизации истории страны рассматривал два последних периода как "мир воинов".
Следующим этапом развития японской культуры стал период Камакура (1192-1333). На исходе XII в. к власти пришло военно-феодальное сословие самураев. Образовался сёгунат – военное правительство (просуществовавшего до XIXв.). Столица страны была перенесена в бывшую военную ставку – селение Камакура, давшее название культуре периода.
В XII-XIII вв. в Японию проникло учение дзэн-буддизм. Особенно популярным оно стало в самурайских кругах. Под его влиянием сформировалась эстетическая концепция XIV в. (красота сокровенного), в основе которой лежал метод отражения истины, сокрытой в красоте вещей – сада, букета, картины. Возникла также монохромная живопись символического "сухого пейзажа" – сада из песка и камней, а также знаменитый обряд чайной церемонии.
Пространственные искусства в период Камакура находились также под сильным влиянием дзэн-буддизма. Это проявилось в подчеркнуто строгом облике дзэнских монастырей, интенсивное строительство которых развернулось в столице в XIII в.
Период Муромати (1333-1575) начался с приходом в 1333 г. в стране к власти сегунов из рода Асикага и получил свое название по имени квартала в столице Киото, Муромати. Где расположилось военное правительство.
Из дворцовых комплексов исчезли парадная площадь перед фасадами главного здания и галереи. Размеры залов уменьшаются, в комнатах появляются ниши, в стены встраиваются книжные полки. Важным новшеством было введение раздвижных стен и скользящих перегородок, благодаря которым интерьер дома мог объединятся с пространством примыкавшего сада. Стремление к красоте в повседневной жизни делало японцев чуткими к смене природных явлений. Особенности архитектуры XIV-XVI вв. наиболее ярко отражены в небольших деревянных полудворцах-полухрамах. В 1398 г. был построен "Золотой павильон" в Киото, который первоначально использовался как дворец сегуна, а в 1408 г. был превращен в монастырь.
В течение небольшого по времени периода между вторым и третьим сёгунатами (1575-1614) власть в стране сосредоточили в своих руках могущественные правители Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси, при которых наступил долгожданный мир. При них получает расцвет крепостное зодчество. Строятся небывалые по величине замки феодалов с возносящимися дозорными башнями. Ярким образцом такой постройки является "Замок белой цапли" (1580-1600). Это нерегулярный в плане комплекс в виде деревянного здания на высоком каменном пирамидальном основании, с несколькими дворами, воротами-ловушками, надземными и подземными этажами, тайными переходами и тремя белоснежными башнями.
Искусство сада (сутэиси) было призвано создать у человека иллюзию большого пространства и погрузить его в идеальный мир, далекий от житейской суеты. Чайная церемония, или "тя-но-ю", уникальная особенность эстетики прошлого Японии, представляет собой способ оригинальной заварки и угощения маття (измельченным в пудру зеленым чаем). Чай был завезен в Японию приблизительно в VII в., однако не получил широкого распространения вплоть до конца XII в.
По инициативе дзэнского монаха Мурато Сюко впервые при монастырях были выделены специальные помещения для проведения нового ритуала – чайные дома (тясицу). [6, c.286].
Под влиянием условностей и обычаев, регулировавших повседневную жизнь самураев определились правила и требования, которым следовали участники этих чайных процедур. Так возникла чайная церемония. Та форма тя-но-ю, которая существует сегодня, была введена в конце XVI в. в течение периода Момояма мастером чайных церемоний Сэн-но Рикю.
В XIV-XVI вв. сложилось искусство монохромной живописи – картина, выполненная водой и тушью, и картина, выполненная тушью. Оно пришло из Китая и в XV в. достигла своего расцвета. Задачей художника было заставить дух изображаемого предмета двигаться на бумаге.
Пределом и синтезом всего дзэнского искусства является Ногаку – классический театр но. Популярная форма драматического искусства, называемая театром Но, происходит от "саругаку" (буквально: "обезьяний театр"), возникшего приблизительно в VIII в. в виде комплекса танцев, связанных с крестьянским трудом. Он несет в себе элементы акробатики и другие движения. Выдающимися фигурами на ранних этапах развития Но были актер и драматург Канъами и его сын Дзэами. В частности, именно Дзэами создал Но в той форме, в которой он существует сегодня: стилизованная форма музыкального танцевально- драматического искусства, где актеры обычно играют в масках.
Комедийная форма саругаку, однако, стала самостоятельным видом театра, получившим название Гкёгэн-Кёгэн обычно исполняется в интервалах между пьесами Но. В театрах "ногакудо", где ставятся пьесы ноо и кёгэн, актерами являются исключительно мужчины.
Бунраку. Кукольный театр бунраку возник, по последним данным, в конце XVI в. Как в но и кёгэн, в бунраку играют только мужчины.
Кабуки. Первые спектакли театра кабуки исполнялись женской труппой в начале VII в., однако в 1629 г, сёгунат Токугава, обеспокоенный состоянием общественной морали, издал указ, запрещающий женщинам участвовать в представлениях. С тех пор и до периода Мэйдзи в Японии не было ни одной актрисы.
Период позднего феодализма (XVII-XIX вв.)
Период Эдо (1614-1868) – завершающий период японского феодализма и вместе с тем начало эпохи Нового времени. Это годы третьего сёгуната Токугава, Свое название он получил по имени новой столицы Эдо (Токио). Главными творцами и потребителями культурных ценностей были представители третьего сословия горожан. Это был расцвет декоративно-прикладного искусства. Художники часто создавали произведения разных жанров живописи, гравюры, изделия из лака, керамику, расписывали ширмы, веера, кимоно.
В архитектуре конца XVI – первой трети XVII вв. произошел резкий поворот от религиозности к светскости. Идея утверждения власти и могущества новых правителей воплотилась в замковой архитектуре. Немногие из сохранившихся японских замков конца XVI – начала XVII вв. (в Осаке, Нагое, Мацумото, Кумакото) демонстрируют мощь архитектурных форм, красоту и разнообразие планировочных и пластических решений.
В XVII-XVIII вв. возникает новый тип керамики, яркой, украшенной многоцветными росписями с добавлением золота по черному или белому фону. С керамикой и лаком соперничал своей нарядностью фарфор, изготавливавшийся с XVII в. Поскольку власти запрещали горожанам использовать в одежде дорогие ткани, развивается искусство оформления простых тканей замысловатыми рисунками. Национальная одежда кимоно по рисунку должна соответствовать времени году, а по цвету – возрасту, характеру и даже настроению владельца. Пояса для кимоно (оби), как правило, отличаются сочетанием неярких тонов и утонченным изображением цветов, птиц, веток, вееров. С развитием национального костюма связано появление специфического вида декоративного искусства – нэцке, в котором как бы завершилась скульптурная традиция веков. Японский костюм не имеет карманов, поэтому чтобы к поясу на шнурке прикрепить необходимые предметы, стали использовать нэцке – брелок-пуговица. Такие подвески создавали из дерева, слоновой кости, лака, янтаря, металла, фарфора. Популярным объектом изображения была лиса, обладающая, по японским представлениям, редким даром перевоплощения. Итак, как мы видим, японская культура, родившись на национальной почве, впитала в себя многие черты культуры индокитайского региона и не потеряла при этом своеобразия. На протяжении всех этапов своего развития японская культура отличалась особенной чуткостью к красоте, способностью привносить ее в мир повседневности, трепетным отношением к природе, сознанием неразрывности мира человеческого и божественного. [6, c.256].
1.2 Географическое положение страны
культурный японский живопись досуг
Япония – государство в Восточной Азии, расположенное в западной части Тихого океана на островах Хонсю, Кюсю, Хоккайдо, Сикоку и множестве других более мелких островах. Столица – Токио. В ландшафте страны преобладают обрывистые горы, перемежающиеся равнинами. Насчитывается 60 активных вулканов. Самая высокая точка страны – Канто расположена на острове Хонсю. Япония располагает незначительными месторождениями полезных ископаемых, из них промышленное значение имеют запасы каменного угля, меди, свинцово-цинковой руды. В данный момент главный природный ресурс – рыба. Пахотные земли занимают 13% от всех земель, леса и кустарники – 67%. Население около 126,5 млн. человек. Население страны на 99% составляют японцы. Наиболее многочисленные национальные меньшинства – корейцы (0,5%), айны (коренные жители островов, 0,3%) и окинавцы. [22, с. 608].
Известно, что историческую судьбу каждого народа в значительной мере определяют географическое положение, природные и климатические условия. Островное положение Японии привело к относительной изолированности японского этноса и сохранению вплоть до современности его однородности. С 16в. Япония превратилась в одну из самых закрытых, изолированных цивилизаций: под страхом смертной казни японцам было запрещено покидать пределы своей страны, строить большие суда, пригодные для дальних плаваний. Страна была практически закрыта и для иностранцев – исключение было сделано только для голландцев и китайцев, которым разрешалось (с ограничениями) вести торговлю. Правительство изгнало из страны всех католических миссионеров, так как христианство приобрело большую популярность, особенно в народных массах. Но даже в ту эпоху искусственной изоляции, длившейся почти два века, Япония продолжала усваивать достижения других культур; через голландских купцов в Японию попадали европейские книги. Ученая элита, пользуясь плодами западной культуры и науки, полезнее, в 19 в., смогла применить их для преобразования своей страны.
Восхищение красотой необычайно богатой и разнообразной природы Японии, умение наслаждаться каждым ее мгновением стало особенностью национального характера и получило прямое выражение во всех видах искусства. Особое внимание к жизни природы, связанное с зависимостью от ее стихий (тайфуны, землетрясения и т. д.), повлияло на отношение к ней как к живой и чувствующей. Поэтому не только деревья и травы, птицы и звери, но даже реки, горы и камни представлялись японцам воплощением духов, божеств – Ками, которые влияли на жизнь людей во всех ее проявлениях и, соответственно, требовали к себе внимания и хорошего отношения. Ками подносили подарки, посвящали ритуальные песнопения и танцы. Такое почитание духов природы, древние магические обряды и легли в основу национальной религии синто ("Путь богов"). Культ предков также был важным компонентом синтоизма. В японской мифологии нет единого творца. В завершении космогонического процесса главная роль принадлежала богам супругам Идзанаги и Идзанами. Их старшая дочь Аматэрасу стала главным солнечным божеством, и, как свидетельствуют мифы, именноот нее ведет свое начало японский императорский род. Все правители Японии считаются ее потомками. [Изоляция сформировала национальный характер.// Япония сегодня. – 1998 г. – №1].
Итак, автор делает вывод, что долгая изоляция Японии привела к двум казалось бы противоположным, если не взаимно исключающим последствиям. С одной стороны, японцы восприимчивы ко всему новому, необычному, приходящему из-за рубежа в куда большей степени, чем представитель большинства народов. С другой – они держатся за старое, привычное, традиционное.
Глава 2. Досуг в Японии: Средние века и новейшее время
Данная глава состоит из трех параграфов: Организация досуга в Японии, Роль и место досуга (в средние века и на современном этапе), Учреждения культуры и досуга (традиции и новации в XXI веке). В этой главе дано понятие досуга, выявлена роль досуга в разные периоды, описана деятельность учреждений Японии, описаны все театральные жанры, рассказывается о традиционных видах проведения досуга, занимающем большое место в жизни японцев. Также говорится о видах японского досуга, получивших наибольшее распространение в настоящее время.
Традиционные формы проведения досуга занимают огромное место в жизни японцев. И по сей день существуют клубы любителей чая, проводятся соревнования составителей ароматов – кодо. До сих пор гейша остается идеалом самой искусной собеседницы. Большое значение японцы отводят бане, которая служит местом общения, нивелирующим все социальные различия. Рассказывается об универсальной и сохранившейся до наших дней японской одежде – кимоно, которая распространилась далеко за пределы японского острова. [24, c.327]
Досуг – время, свободное от работы и рутинных домашних обязанностей и пригодное для восстановления, расслабления, хобби, отдыха, а также культурных и художественных занятий. Деятельность, занимающая "свободное время". Досуг, происходящий от латинского licere – «быть позволенным», имеет общее происхождение с «лицензией» и, следовательно, содержит в самом себе двойственность свободы и управления, личной воли и принуждения. [5, c.194].
Чайная церемония, известная в Японии как тя-но-ю, является эстетическим обрядом, свойственным японской культуре, который определяет порядок и процесс чаепития измельчённого в порошок зеленого чая – матча.
Культ чая был заимствован японцами из Китая. Полагают, что отвар из листьев чайного куста стал употребляться китайцами примерно с середины первого тысячелетия нашей эры. А в период династии Тан (618-907 гг.) чай уже прочно вошел в быт китайцев. В 760 г, появляется книга писателя Лю Юя «Ча цзин» («Трактат о чае»), в которой рассказывается об истории чая в Китае, способах создания чайных плантаций, о сборе чайного листа, приемах приготовления напитка, о чайной утвари. Лю Юй придавал большое значение этикету чаепития, выбору воды, которая применялась для заваривания чая.
Считается, что первоначально настой из чайных листьев как бодрящее, стимулирующее средство использовали буддийские монахи в монастырях секты Чань (яп. Дзэн,кор-Сон) во время длительных медитаций.
В Японию чай попал в VII в. Его могли привезти буддийские монахи из Китая, Кореи или Индии, а также японские путешественники, посещавшие тайский Китай. Считается, что первые плантации чая были разбиты монахом Сайсё в Киото, у подножия священной горы Хэйдзан в 802 г. Однако только с XII в. употребление чая получает в Японии широкое распространение. Это было связано с деятельностью священника Эйсая (1141–1215 гг.). Вместе с несколькими японскими буддийскими монахами он побывал в Китае. Распространению культуры чая и чаепития способствовал и основатель другого направления дзэн-буддизма в Японии – священник Догэн (1200–1253 гг.), также побывавший в Китае. В XI–XV вв. с усилением влияния дзэн-буддийских монастырей питье чая получает популярность не только среди монахов, но и среди самураев, горожан, аристократов.
Начиная с XII в. из Китая в Японию проникает способ приготовления размельченного чая. Оттуда же пришел и обычай устраивать своеобразные развлечения в форме чайных турниров. Первоначально такие турниры проводили монахи в монастырях, причем в них властвовали самураи – приверженцы дзэн-буддизма. Особенно широкое распространение чайные турниры получили в XIV-ХV вв. Среди горожан и крестьян были широко распространены чаепития называемые «чайными собраниями». Это были скромные, порой молчаливые встречи единомышленников. При дворе Сюгуна Йосинасы Асигаки Мурата стал использовать для чайной церемонии крохотную комнатку Додзинсай. Роскошным пирам чайных турниров он противопоставил естественность и простоту но, как заметил Н.И.Конрад, «простота в данном случае была отнюдь не простотой: она была изысканна и внутренне сложна». В чайной комнате Мурата установил открытый очаг («ириори»), над которым в железном котелке кипятилась вода. Чайная церемония, которую С.Мурата проводил сам, была попыткой отрешиться от забот и тягот бренного мира, уйти от суровой действительности в обстановку тишины и умиротворенности. Мурата впервые сформулировал 4 принципа чайной церемонии: гармония («ва»), почтительность («кэй»), чистота («сэй») и тишина, покой («сэки»). Примечательно, что чайная церемония, как одно из величайших явлений японской культуры, сформировалось в тяжелое, смутное для страны время, когда междоусобные войны, распри между феодалами, кровавые сражения делали жизнь невыносимой. В 15 – 16 веках чайная церемония превратилась в своеобразный ритуально-философский мини-спектакль, в котором каждая деталь, предмет, порядок вещей имеет свое особое неповторимое значение. Со временем ритуал проведения чайной церемонии канонизировался, заданными стали последовательность действий и поведения. Как это принято во всех японских домах, входя в чайный павильон, гости снимали обувь и оставляли ее у порога. Низко склонившись, они входили внутрь и также в молчании рассаживались, сосредоточенно любуясь свитком в токономе и утонченной естественностью композиции цветов. Подбору цветов, как и свитку, хозяин уделял особое значение.
Чайная церемония и сад учили видеть красоту в обыденном и простом, видеть прекрасное в малом, осознавать высокую ценность всего, что дано в этой жизни.
В наши дни искусством чайной церемонии в основном занимаются женщины. Сейчас нередко чайная церемония проводится не только в чайных павильонах, но и в одной из жилых комнат дома: час-то чайной церемонии предшествует угощение. Однако неизменным остается дух чайной церемонии: стремление создать обстановку душевности, отойти от суетных, повседневных забот и дел. По-прежнему чайная церемония – это время для бесед о прекрасном, об искусстве, литературе, живописи, о чайной чаше и свитке в токономе. В Японии существует множество школ чайной церемонии. Одной из самых известных является школа Урасэнкэ в Киото. [9, с.16].
Большинство народов мира, в своем развитии осваивая действительность по законам красоты из многих органов чувств использовали только зрение и слух. Только в Японии существует как искусство оценка тонких ароматов, искусство кодо, искусство благовоний. Искусство эстетического отношения к запахам, отношения по законам красоты насчитывает в Японии более тысячелетия. И еще в эпоху Хэйан (794 – 1192 гг.) которая отличалась высоким развитием придворной культуры, аристократы месяцами осваивали секреты смешения благовонных веществ для участия в специальных состязаниях на вечерах при императорском дворе. В кодо, как и в различных традиционных японских видов прикладных искусств, существуют различные школы и стили. В данную эпоху в искусстве кодо наибольшее распространение имел стиль нэрико. Ароматические вещества в нем составлялись на основе ладана, растертого в порошок, а потом формировавшегося в виде конусов и палочек, которые поджигались. Современное искусство кодо ведет отсчет примерно с 16 века с эпохи сёгуната Муромати (1336-1573). В наши дни наиболее распространен стиль кодо оиэ. В большинстве случаев кодо-кай проводится в комнатах японского стиля. Участники рассаживаются в круг на татами. Один их членов группы назначается ведущим. Он готовит реквизиты. Тлеющим углем наполняются специальные сосуды-чаши, на внешней поверхности которых обязательно есть рисунки и узоры. Кодо хорошо гармонирует с другими видами японских искусств, будь то чайная церемония или икебана. Как правило, каждая встреча кодо-кай увязывается с определенным поэтическим произведением или сценами из японской классической литературы, при этом различные запахи характеризуют определенные персонажи. Это примерно также как в балете языком танца передаются характеры литературных персонажей. В кодо используется язык ароматов. Кодо представляет шанс открыть для себя еще один путь расслабления, отдыха, концентрации наших мыслей на прекрасное. [26, c.14].
До сих пор на Западе у многих людей гейша вызывает оживленное любопытство. Она по-прежнему окутана загадочным ореолом неотразимой красавицы, перед чарами которой не может устоять ни один мужчина. Даже самим японцам по сей день о жизни гейш известно не так уж много. Они выходят из своего замкнутого мира яркими, необычными существами, что бы выступить в роли остроумных образованных собеседниц, обаятельных хозяек приемов, искусных музыкантш, певиц, танцовщиц. Самой первой профессиональной гейшей в кварталах ЁСИВАРЫ была Касэн из дома Огия. Она выплатила все свои долги и стала выступать самостоятельно как гейша в 1761 г.
Профессиональная обязанность гейши – развлекать гостя шутками, танцами и пением, если необходимо, аккомпанировать на Сямисэне (трехструнный щипковый инструмент). В эпоху Токугава гейши выступали законодательницами мод, образцом истинной женственности и вкуса. В Киото сохранился целый квартал Гион, где гейши живут уже более 200 лет. Раньше этот квартал наряду с гейшами населяло множество мастеров художественных ремесел, которые обслуживали их. Они создавали кимоно, украшения, обувь, различные аксессуары, музыкальные инструменты, предметы быта. Их можно увидеть на различных празднествах – они проводят чайные церемонии, дают небольшие представления, и одним своим присутствием привносят аромат старины. Только в Киото существует школа, где девочек с 7-8 лет начинают обучать искусство гейш: умению петь, танцевать, гримироваться, надевать и носить кимоно, играть на сямисэне – трехструнном инструменте с длинным грифом, проводить чайную церемонию, различным развлекательным играм и конечно особому мастерству беседы с мужчинами. Нынешние гейши – своеобразный осколок старого феодального уклада жизни. Сегодня вечер с гейшами стоит немало денег и само их присутствие даже самое краткосрочное, означает высокий уровень банкета. С одной стороны они были изгоями в обществе, а с другой знаменитостями, законодательницами мод и губительницами мужских сердец. И поныне у гейш существуют разные варианты взаимоотношений с мужчинами, среди которых у них могут быть искренние привязанности, и постоянные покровители, в том числе и очень влиятельные, но гейша сегодня может быть и абсолютно свободной, ибо ее заработок позволяет быть ей независимой. К тому же гейши часто подрабатывают, как исполнительницы на радио и телевидении. [26, c.29].
Баня в Японии – это больше, чем гигиеническая процедура. Это возможность расслабиться, время для телесного и духовного очищения, мисоги (обряд очищения водой). Баня – это и гигиена, и ритуал, и терапия. Японцы любят посещать общественные бани. Для многих после рабочего дня баня – сущий раё. Здесь беседуют, спорят, решают важные проблемы. Считается, что, расслабившись, можно успешнее прийти к соглашению по многим сложным вопросам. Баня как раз то место, где японец забывает о своей характерной сдержанности и делается доступнее. Баня разделяется на мужскую и женскую половины. Перед банным отделением посетитель снимает обувь, платит за вход и попадает в раздевалку. Здесь он складывает одежду в специальную корзинку, которую ставит на полку. Потом идет в банный зал, где моется, отдыхает, принимает водные процедуры для расслабления. [19, c.74].
Как мы видим из этого параграфа многие традиции живы до сих пор и находят широкое применение в повседневной жизни. Существование многих традиционных форм поддерживают различные клубы, фестивали, соревнования. Но многие традиции утратили свою актуальность, и остаются лишь напоминание и колоритности японской культуры.
.2 Роль и место досуга
Большое влияние на досуг оказывает религия, таким образом, многие праздники, традиции и обряды строятся и осуществляются по религиозному принципу. В досуг вплетены элементы синтоизма и буддизма.
Насколько разнообразны способы использования свободного времени, настолько разнообразна по своему составу и индустрия досуга. Внутри этой отрасли имеются и производства, предназначенные полностью или в своей преобладающей части для снятия усталости и восстановления работоспособности потребителя, и производства чисто или почти чисто развлекательного характера. Один из входящих в индустрию досуга производства принадлежат к числу времясберегающих, т. е. как бы растягивающих лимиты свободного времени, вроде посреднических служб, организующих путешествия, другие к числу времяпотребляющих, т. е. насыщающих использование свободного времени реальным содержанием. Подобно остальным системным отраслям, индустрия досуга воплощает в себе неразрывное единство сфер материального производства и производства услуг. Доминирующее положение среди досуговых форм занимает туризм, давший в 1997 г. 23,4% общей выручки индустрии досуга. За ним следуют коммерческие увеселения – 13,6%, далее спорт (9,5%) и, наконец, зрелищные увеселения (3,5%). По доле предприятий туризм и коммерческие увеселения также сохраняют лидерство (соответственно 19,7 и 4,8%), и последующие места занимают зрелищные увеселения (1,2%) и спорт (0,8%). Этот порядок, особенно в части, касающейся соотношения удельных весов выручки, довольно точно отражает итоги развития каждой из названных суботраслей на протяжении всего периода высоких темпов экономического роста. Но прежде, чем охарактеризовать эти итоги, полезно остановиться на некоторых особенностях развития предприятий и предпринимательства в индустрии досуга, особенностей, повторяющих и миниатюре процессы, типичные для экономики страны в целом.
В 1966 году при Министерстве просвещения было создано бюро по делам культуры, в 1968г. преобразованное в самостоятельное управление по делам культуры, основная функция которого заключалась во всестороннем долговременном планировании государственной политики в области культуры. Одна из важнейших задач управления – сохранение традиционных видов японского искусства, их пропаганде среди населения и воспитание нового поколения художников и артистов, работавших в этих жанрах. Во второй половин 60-х годов в Японии началась планомерная организация культурной работы с молодежью. Стала осуществляться широкая программа специальных театральных представлений для молодежи, в которых принимали участие лучшие театральные силы Японии. Правительство также субсидирует строительство культурных центров. [20, c.336].
Упор, который делает государство на пропаганду японского искусства, внимание к специфическим японским его видам – явление не новое, но если до середины 90-х годов подобные тенденции проявлялись в деятельности отдельных частных компаний и лиц, то во второй половине 80-х – начале 90-х годов и до наших дней это становится официальной государственной политикой в области культуры. Наряду с традиционными формами досуга, практикуются и суперсовременные формы и виды вплоть до виртуальных которые в последнее время завоевывают все большую популярность и в определенных видах развлекательной деятельности, где японцы явились первооткрывателями: караоке, мультфильмы покемоны, игра «Сега» и т.д.
.3 Учреждения культуры и досуга
В данном параграфе описаны основные учреждения культуры и досуга. Выявлены формы досуга, действующие и в настоящее время. Раскрыты основные театральные направления.
Чтобы лучше понять, что же такое японский сад, надо в первую очередь вспомнить о религии Японии. В стране существуют три основные религии: синтоизм, даосизм и дзен-буддизм. Самая древняя из них – синтоизм. В нем нет разделения на живое и не живое, поскольку живым считается всё: животные и растения, горы и реки, весь предметный мир. А значит, в каждом предмете признается душа, то есть божество. Отсюда и трепетное отношение ко всему живому (и неживому в нашем понимании).
Еще одна особенность синтоизма – всеобъемлющая веротерпимость, что способствовало распространению на территории Японии других религий. Одно вероисповедание не мешало человеку одновременно иметь и другую веру. Такой религией стал даосизм, основной постулат которого – стремиться к слиянию с природой. Главным в деятельности человека должен быть принцип невмешательства, то есть не преобразование окружающего мира и природы, а следование по его пути развития.
И наконец, дзен-буддизм. Он пришел в Японию в 550-х годах нашей эры и принес собой новые веяния, идеи, письменность. Согласно доктрине дзэн каждый человек – художник (в широком смысле, то есть творец прекрасного), который в своих произведениях передает только истину. А истина – это Будда, который «растворен» везде и во всём.
Но как любой художник, человек не может слепо копировать природу в своих произведениях (в частности, садах), он свое видение, свое понимание природы. Поэтому, во-первых, в каждом произведении (саде) есть частичка души художника, а во-вторых, художник имеет право на творчество.
В японских садах царит дух умиротворенности, спокойствия. Все подчинено особому ритму, который совсем не такой, как на шумных улицах мегаполисов. Это ритм природы, размеренный и неторопливый, настраивающий на размышления и созерцание.
Чтобы создать столь чудесный сад, мастер руководствуется особыми правилами.
Сад на земле – это модель рая. Он должен быть прекрасен и настраивать на определенный лад. Японские сады создаются для любования и для того, чтобы давать пищу для ума. Японские сады нельзя назвать богатыми, скорее им присущ минимализм. И эта простота, недосказанность должны рождать у зрителя ряд ассоциаций.
Источником вдохновения для японских садоводов всегда был окружающий мир. Еще одна особенность японского сада – естественность. При создании своих произведений мастера используют только натуральные материалы – камни, дерево.
Один из принципов создания японского сада – не дать посетителю охватить взглядом сразу всё пространство.
Вход в сад обычно оформлен воротами. Изгороди бамбуковые и живые из низких или высоких кустарников очень характерны для садиков. Однако никогда не встретятся параллельные линии. Здесь царит асимметрия, каждая деталь неповторима и утонченна. Цвет в саду для японских мастеров был не столь важен, хотя современным садам свойственна яркая декоративность. Но все это строго и лаконично. Первое упоминание о японском саде относится к 74 году нашей эры. Первые сады были настолько велики, что там можно было охотиться. Создание садов стало модой, и каждый представитель высшего общества заводил свой. В конце XI века была издана первая книга по садоводству. Позднее сады стали появляться и у простых людей. Они создавались прямо в центре дома. [16, с.12].
Япония – это традиционно театральная страна. Ее театр отличается необыкновенным жанровым разнообразием. Каждый из жанров располагает своим специфическим арсеналом выразительных средств, которыми он воздействует на зрителя.
Бугаку – наиболее ранний и самый экзотичный из всех жанров театрального искусства Японии. Созданные в VII – VIII веках как искусство аристократии, придворные и храмовые представления бугаку включают музыкально-танцевальные формы японского происхождения и разнообразные заимствования. В этом жанре сохранены не только наиболее ранние японские музыкальные и танцевальные традиции, в нем содержаться элементы соответствующих традиций, заимствованные в Индии, Юго-восточной Азии, Китае, Манчжурии, Корее и давно утраченные в странах их происхождения. Это бесценное культурное наследие и в то же время уникальное искусство.
Бугаку двуединая форма музыкально-хореографического представления. Музыка, его сопровождающая, носит название гагаку. Музыка и танец были непременными атрибутами обрядовых действ и ритуалов, распространенных во всей Японии с древнейших времен. Расцвет искусства бугаку приходится на конец VIII – начало IX века. Он связан с деятельностью талантливых японских музыкантов Ото-но Киегами и Овари-но Хамануси. Чаще всего танцы бугаку исполняются под открытым небом на специально сооружаемых перед храмом или на дворцовых территориях прямоугольных деревянных помостах высотой 91 см. и площадью 52,8 кв.м. Перед помостом, лицом к нему, прямо на земле располагаются музыканты, одетые как синтоистские священники. Оркестр состоит из разнообразных духовых и струнных инструментов, барабанов и гонгов. Большую роль в танцах играют элементы пантомимы. Маски, используемые в танцах бугаку, представляют собой либо человеческие лица японского типа, либо лики фантастических существ и морды животных. Танцы бугаку различаются по происхождению и по характеру. По происхождению они делятся на сахо-но маи (танцы левой стороны), куда входят танцы китайского, индийского и индокитайского происхождения, и ухо-но маи (танцы правой стороны), куда входят танцы корейского и маньчжурского происхождения. По характеру танцы делятся на несколько типов: бун-но маи, или хирами (мирный танец), – спокойный грациозный танец; бу-но маи (танец воинов) – военный танец с саблями, алебардами или копьями; хасиримаи (танец бегущих) – быстрый танец с оружием, барабанными палочками или другими предметами; добу (детский танец) и т.д. Танцы исполняются парами (цугуи-но маи). В пару обычно входит один танец из группы сахо-но маи и один из группы ухо-но маи.
Но, или ноогаку, – самая строгая театральная класика Японии. Это первая всесторонне развитая форма традиционного театрального искусства Японии. Усилиями двух выдающихся театральных деятелей Японии того времени, Канъами и Дзэами, был создан театр Но. Дзэами оставил примерно двадцать трактатов о тайнах искусства театра Но. Эти книги – ценный материал для изучения театрального искусства средневековой Японии. Среди его трудов особенной известностью пользуются «Кадэнсё» и «Хана-но кагами». [14, с.78].
Дзэами во времена формирования этого искусства учил, что театр Но должен обращаться к аудитории своей эпохи, а не тратить силы и время на сохранение отживших традиций прошлого. И в наши дни искусство Но предстает живым перед современным миром. Оно ценится не потому, что древнее, а потому, что все шесть веков своего существования владело сердцами зрителей и было с ними связано. [25, c.231].
Кёгэн. Народный драматический жанр кёгэн развился из комических элементов представлений саругаку и вполне сложился к XIV веку. Сначала он существовал как самостоятельный жанр. В XIV веке устраивали представления, состоящие исключительно из кёгэнов. В дальнейшем этот жанр был привлечен как дополнение искусства Но. В кёгэнах тоже применяются маски, но гораздо реже, чем в пьесах Но, и носят они другой характер. Существует двадцать стандартных масок, используемых примерно в тридцати кёгэнах, входящих в традиционный репертуар. Это маски старика, старухи, красивой и безобразной женщин, богов, демонов, животных и насекомых.
Театр ёсэ. Среди популярных театральных представлений в Японии особенно распространен театр ёсэ, отличающийся редким своеобразием. Это зрелище типа варьете, участники которого выступают с разнообразными номерами. Однако, несмотря на большую свободу в составлении программы ёсэ, один принцип выдерживают довольно строго: на сцену этого театра допускают только традиционные виды национального искусства. Этот вид театрального искусства возник в XVII веке. Слово «ёсэ» означает «место, где собираются люди». Сначала представления ёсэ устраивли на площадях под открытым небом, и были они известны как дайдо-гэй или цудзи-гэй (уличное представление). К концу XVIII века для ёсэ стали строить специальные театральные помещения. Театры ёсэ значительно меньше обычных театров и вмещают всего триста-четыреста зрителей, что помогает установлению атмосферы непринужденности в зале. Ни декорации, ни световые, ни другие сценические эффекты не применяются. Все в этом театре держится на актерах, выступающих без грима, в обычном японском платье. Основную часть программы театра ёсэ составляют устные рассказы кодан и ракуго, которые перемежаются номерами разнообразных жанров народного искусства. Слово «кодан», или «косяку», как прежде называли этот вид устных рассказов, означает «чтение лекции» или «толкование написанного». Этот вид рассказа зародился в XVI веке, когда странствующие священники, стремясь привлечь внимание аудитории, стали рассказывать историческую хронику «Тайхэйки».
В послевоенной Японии несколько изменилось отношение к театру вообще и к кабуки в частности. Прежде кабуки существовал как семейное развлечение. Люди шли на представление кабуки семьями и проводили в театре целый день. Вели себя во время действия вполне непринужденно: ели, пили, разговаривали, входили и выходили, маленькие дети свободно бегали по всему залу. Театралы отлично знали репертуар и актеров и потому в самые ответственные моменты все внимание сосредоточивали на сцене и живо реагировали на все там происходящее.
Сейчас старое отношение к театру исчезло, и кабуки как семейное развлечение не существует. Прежде всего, кабуки стал теперь дорогим удовольствием, доступным далеко не всем. Посещение театра кабуки в наши дни – это чаще всего парадный выход служащих отдельных компаний, которые периодически закупают большие партии билетов на его спектакли. Это повод сделать приятное выгодному клиенту, послав ему приглашение в театр. Это обязательный пункт программы для иностранных туристов и для туристов из провинции, приезжающих познакомиться со столицей. Иногда билеты на спектакли закупают профсоюзы, устраивая коллективные посещения театра для своих членов. Иногда устраивают специальные программы кабуки для школьников и студентов, чтобы приобщить их к традиционному национальному театральному искусству.
Изменилась обстановка в зрительном зале. Прежняя непринужденность исчезла. Хотя зрители по-прежнему свободно входят и выходят во время действия, едят и поют теперь в многочисленных столовых и буфетах театра. Правда, встречаются еще строгие блюстители традиций, которые приносят с собой коробочки с рисом и приправой (бэнто) и питаются прямо в зрительном зале. Но в Государственном театре администрацией это запрещено.
Кабуки – ведущий жанр японского традиционного искусства, вобравший в себя все лучшее из богатой сокровищницы многовековой театральной культуры этой страны. Это театр синтетический. Его искусство – органическое соединение музыки, слова, актерской игры, традиционного японского танца, пантомимы и необыкновенной декоративности постановки. [12, c.156].
Симпа (буквально – новая школа) – самый старый из новых традиционных жанров, занимает видное место в театральном мире современной Японии. Движение за создание новых форм в японском театре началось в период широких социальных преобразований, последовавших за революцией Мэйдзи, охвативших все сферы жизни страны, как революционный протест против традиционной неподвижности, царившей в классическом японском театре. Жанр симпа появился в результате стремления в более реалистической форме отразить на сцене события и идеи современности.
Еще одной, кроме кабуки и симпа, театральной труппой, дающей представления на больших сценах (так называемые дайгэкидзё энгэки), является труппа синкокугэки (буквально – «новый национальный театр»). Жанровая принадлежность ее неопределенна, хотя она и обладает ярко выраженным индивидуальным творческим лицом. Японские театроведы единодушно причисляют эту труппу к категории тюкан энгэки – промежуточных театральных жанров, находящихся между традиционными национальными жанрами и современной европейской драмой сингэки.
Сингэки (буквально- «новая драма») – современная драма европейского типа – появилась в Японии в начале XX века благодаря усилиям крупных прогрессивных театральных деятелей Цубоути Сёё и Осанаи Каору (1881-1929).
В 1906 году профессор Университета Васёда Цубоути Сёё создал общество «Бунгэй кёкай» («Литературно-художественное общество»). Первоначально это общество стремилось поддерживать искусство вообще. Однако постепенно круг его интересов сконцентрировался только на театре. С начала 1909 года «Бунгэй кёкай» фактически превратилось в театральное общество. [8, c.5].
Для суботрасли зрелищных увеселений, особенно для таких самых важных ее предприятий, как кинотеатры (а, следовательно, и для киностудий), равнодействующая разных сил сложилась явно неблагоприятно. Кинопромышленность вместе с прокатом достигла пика в конце 80-х годов. По данным на 1988 г., в Японии имелось около 9 тыс. кинотеатров, выручка которых от реализации билетов (после вычета налогов) составляла 72,4 млрд. йен, а число посетителей достигало 1,1 млрд. При этом и среднем на одного посетителя приходилось 12,2 посещения кинотеатра в год. Через 10 лет, и 1998 г., число кинотеатров едва превышало 4 тыс., выручка от продажи билетов, несмотря на почти четырехкратное повышение их цены, составила 83,1 млрд. йен, т. е. возросла всего на 15%, а число посетителей сократилось примерно до 300 млн. человек, на каждого из которых пришлось три посещения кинотеатра в год Главный удар кинотеатрам нанесло, конечно, телевидение, но и другие направления диверсификации способов проведения досуга, поворот к дорогостоящим их видам также сыграли отрицательную для кинотеатров роль.
Была сделана попытка оживить конъюнктуру в кинопромышленности и кинопрокате путем известного смягчения системы «закрытого распределения фильмов». Система «закрытого распределения фильмов» была организована пятью крупнейшими компаниями («Тоэй», «Сётику», «Дайэй», «Тохо», «Никкацу»), практически монополизировавшими производство и прокат кинокартин в конце 80-х годов, и опиралась на наличие у каждой из этих кинокомпаний сети контролируемых кинотеатров.
Первый в Японии аквариум появился в Токийском зоопарке, поскольку Япония это островная страна, то все что связано с обитателями моря имеет для японцев большое значение. Первый японский аквариум был открыт в 1882 году на территории Токийского зоопарка в Уэно. Его 15 весьма скромных по размеру емкостей выглядели бы сейчас как маленькие баночки с водой на фоне новых многоэтажных музеев океанической жизни.
По мнению многих японских обозревателей, аквариумомания в этой стране ведет свой отсчет с октября 1989 года, когда в Токио распахнул двери для посетителей Си лайф парк (Парк морской жизни). Его устроители отказались от привычных стеклянных коробок различного размера для демонстрации рыб и прочих морских организмов. Аквариум был построен в форме тора или, проще говоря, бублика, внутри которого беспрерывно циркулировала морская вода. Это давало обитателям аквариума возможность бесконечно долго перемещаться в пространстве, не тыкаясь каждую минуту носами в стеклянную стену. А посетителям аквариумный бублик предоставил немыслимую возможность увидеть крупных рыб типа тунца или бонито, не вяло шевелящих плавниками, в тесной клетке, а проносящихся на крейсерской скорости по кольцевому маршруту. А в Камогавском аквариуме (префектура Тиба) эскалатор проносит посетителей по трубе, проложенной внутри бассейна. Человек чувствует себя ныряльщиком, оказавшимся в толще воды, окруженным со всех сторон рыбами и прочими морскими организмами.
Иногда возникшую в Японии моду на посещение аквариумов связывают с императорской семьей. Самым замечательным парком считается осакский океанариум Огненное кольцо, открывшийся в 1990 г. Он был спроектирован с целью воссоздать жизнь обитателей морского дна в районах размещения подводных вулканов. Его резервуар огромен и не имеет аналогов в мире. Это четырехэтажное здание 35 метров в поперечнике содержит 5 400 тонн воды. Посетители начинают свой осмотр сверху, постепенно спускаясь по спиральной дорожке все ниже к морскому дну. Д.Т. [4, c.16].
Автор делает вывод, что все существующие виды учреждений в Японии, а это – театры, парки, кинотеатры, как с традиционным содержанием досуга так и ультрасовременным. Имеет свое происхождение от обычаев обрядов и ритуалов. Они лишь корректируются временем и видоизменяются. Огромное влияние на деятельность учреждений культуры Японии оказывает религиозное сознание японцев и дух коллективизма, зачастую посетителей какого либо парка, музея или кинотеатра являются служащими какой-либо из фирм.
Заключение
История не раз избирала Японию местом проведения интересных экспериментов. В VI – IX вв. происходило широкое заимствование культуры других народов, Китай, Корея, Индия. XVII – XVIII века развитие самобытной культуры в условиях длившейся более 200 лет изоляции. Тот же период до наших дней успешная попытка приостановления военной техники, запрет на огнестрельное оружие и воцарение в стране довольно стабильного роста как экономики так и культуры. Очень сильными оказались исторические средневековые корни в японской культуре. Ведь столько веков прошло, а японцы хранят верность традициям, а произведения японских мастеров не только не устарели, а всегда имеют в себе что-то новое, то, чего нет ни у одного другого народа. В японской культуре нет места штампам, шаблонам. При всем старании найти повторения, невозможно найти даже два одинаковых творения. И даже сейчас произведения искусства японских мастеров невозможно спутать с произведениями других художников. В японской культуре время замедлило свой ход, но оно не остановилось. В японской культуре традиции далекой древности дожили до наших дней и до сих пор оказывают сильное влияние на жизнь всего японского народа. В стране имеют место сразу три основные религии: синтоизм, даосизм и дзен-буддизм. Самая древняя из них – синтоизм. Одно вероисповедание не мешало человеку одновременно иметь и другую веру. В IX в. в истории культуры японского народа произошло событие огромного значения: была создана собственная письменность. За этой письменностью упрочилось название кана. Появляется чайная церемония, японцы открывают для себя искусство сада.
В начале VII века появился театр кабуки, один из самых древнейших тетров – Но, возник в VIII в., театр бунраку начал свою деятельность в конце XVI в. С XVI в. до начала XIX в. Япония была изолирована от внешнего мира и развивалась непосредственно от европейских и западных государств.
Все виды досуга в Японии ведут свое происхождение от ритуалов и обрядов и уходят своими корнями в далекое прошлое. Виды досуговой деятельности лишь видоизменяются со временем. Научно-технический прогресс вности свои коррективы. Многие традиции японце живы до сих пор и находят свое применеие в повседневной жизни. Существование отдельных форм поддерживают различные клубы, фестивали, выставки, соревнования и не только на территории самой Японии, но и далеко за ее пределами. Но также многие традиции утратили свою актуальность, и остается лишь напоминанием о колоритности японской культуры.
Традиционные виды досуга, также как и современные активно поддерживаются как государством, так и общественными организациями, одинаково присутствуют как созерцательные виды досуга, так и физически активные. Как исторически сложившиеся, так и заимствованные.
У каждого народа свой неповторимый путь и при всем желании мы не сможем скопировать модель развития Японии, в какой бы области это не предпринималось. Да и не нужно копировать просто есть то, чему у японцев научиться нашему народу, скорее всего, стоит. И прежде всего уважению к своему, пусть временами трагическому, прошлому, нашей истории, нашим вековым традициям и нашему замечательному культурному достоянию.
Список использованной литературы
1.Горегляд В. Н. Классическая культура Японии: очерки духовной жизни / В. Н. Горегляд; РАН. Ин-т востоковедения. – СПб.: Петербургское Востоковедение 2011. – 352 c.
.Гришелёва Л.Д. Театр современной Японии. – М.: Искусство, 2007 г., c.5
.Джарылгасимова Р. Чайная церемония//Япония сегодня. – 2008 г. – №6.
.История и культура Японии. – М.: ИВ РАН-КРАФТ+, 2012. – 288с.
.Климов Р.Б. Японское искусство. Сборник статей. – 2009.
.Конрад Н.И. Избранные труды. Литература и театр/.Под ред. Храпченко Ю.В./ – М.: Наука, 2008 г., c.342
.Кудряшова А. В. Язык и система образов японских чайных свитков "итигв-моно" / А. В. Кудряшова // Обсерватория культуры. – 2010. – № 4 – С. 126-132
.Культура классической Японии: словарь-справочник / [сост. С. Б. Рыбалко, А. Ю. Корнев]. – Ростов н/Д: Феникс; Харьков: Торсинг, 2012. – 351 с.
.Максютин Н.Ф. Очерки истории досуга: учебное пособие / Н.Ф. Максютин; Казанская гос. академ. культуры и искусства. – Казань: Медицина, 2008. -128 с.
.Немцова А. Волшебные сады Страны восходящего солнца: японский сад / А Немцова //Деко. – 2010. – № 2. – С. 12-16.
.Пол Нобури. Япония (путеводитель по обычаям и этикету). – 2007.
.Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы (этнопсихологические очерки, 3 изд., испр. и доп.). – М.: изд. «В.И.М.», 2008 г., – 400с.