- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 12,09 Кб
Статуя Свободы Фредерика Огюста Бартольди
Введение
БАРТОЛЬДИ, ФРЕДЕРИК ОГЮСТ (Bartholdi, Frédéric Auguste) (1834-1904), французский скульптор. Его самая известная работа – Статуя Свободы в Нью-Йоркской гавани.
Бартольди родился 2 апреля 1834 в Кольмаре (Эльзас). Учился архитектуре в Кольмаре и Париже. В Париже он также занимался живописью под руководством Ари Шеффера и у Жана Франсуа Суату.
Интересы Бартольди лежали в основном в сфере монументального искусства. Здесь Бартольди очень помогло полученное им архитектурное образование; его знания позволили ему успешно справиться с решением трудных проблем конструкции и использования материалов.
Статуя Свободы, полное название которой Свобода, несущая свет миру, была создана по инициативе Бартольди на средства, изысканные им самим во Франции и США. Эта гигантская статуя, задуманная как монумент в честь заключения франко-американского альянса 1778, была сбита вручную по деревянной модели из трехсот огромных медных пластин и имеет внутри стальной каркас. Она демонстрировалась в Париже в 1884, затем была разобрана и перевезена в Америку, где 28 октября 1886 состоялось ее торжественное открытие.
Другой грандиозный памятник, созданный Бартольди, – Бельфорский лев(1888). Он высечен из скалы красного песчаника, возвышающейся над городом Бельфором. Эта огромная статуя воздвигнута в память героической обороны города во время франко-прусской войны 1870.
Среди других работ Бартольди – скульптурная группа Маркиз де Лафайет и Джордж Вашингтон (1873), установленная на площади Соединенных Штатов в Париже, и памятник маркизу де Лафайету, украшающий площадь Юнион в Нью-Йорке.
Биография
Бартольди Фредерик Огюст – выдающийся французский скульптор 20 века, знаменитый благодаря своим многочисленным монументальным работам, наиболее известной из которых, несомненно, является статуя Свободы <#”justify”>бартольди скульптор статуя свобода
Бартольди принадлежат 35 скульптур, находящихся по всему миру. Из них наиболее знамениты:
·Фигуры четырех трубящих ангелов в церкви в Бостоне, США, 1874 г.
·Статуя генерала Лафайета <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%B5%D1%82,_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8-%D0%96%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%84> в Нью-Йорке, США, 1876 г.
·«Фонтан Капитолия» в Вашингтоне, США, 1878 г.
·«Бельфорский лев <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BB%D0%B5%D0%B2>» в Бельфоре, Франция, 1880 (уменьшенная копия находится на площади Данфер-Рошро в Париже) г.
·Статуя Дидро <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%BE,_%D0%94%D0%B5%D0%BD%D0%B8> на площади Дидро в Лангре, Франция, 1884 г.
·Статуя Свободы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%8F_%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D1%8B> в Нью-Йорке, США, 1886 г.
·«Фонтан Бартольди» в Лионе, Франция, 1892 г.
·«Швейцария, защищающая Страсбург» в Базеле, Швейцария, 1895 г.
·Статуя Верцингеторига <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D1%86%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B3> в Клермон-Ферране, Франция, 1903 г.
Многие произведения Бартольди находятся в Кольмаре <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0%D1%80>, департамент Рейн Верхний <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B9%D0%BD_%D0%92%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%B9>, Франция. Некоторые проекты скульптора (например, монументальный маяк на входе в Суэцкий канал <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D1%8D%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB>) так и не были воплощены в жизнь.
Хотя Американцы и считают Статую свободы своим национальным символом. Но всё-таки идея и художественное воплощение этого грандиозного монумента принадлежит Европейцам, точнее французам и фактически она является подарком Старого света – Новому Свету.
Вот с чего начиналась история "Статуи свободы": «Символ Нью-Йорка и США», «одна из самых знаменитых скульптур мира», «символ свободы и демократии», «Леди Свобода», – каких только эпитетов и имен ни придумывали для этой статуи в Нью-Йорке! Одни поражаются ее размерами, другие – отдают дань идее, заложенной в скульптуре, третьи просто воспринимают ее, как одно из современных чудес света.
Каждый из четырех миллионов посетителей, ежегодно приезжающих на небольшой остров в нью-йоркской гавани, где установлен монумент, может составить свое мнение о последнем. И каждый по-своему будет прав… Статуя поистине грандиозна: ее высота от основания до кончика факела – почти 47 метров, а вместе с мощным гранитным пьедесталом – 93 метра. Один ноготь на руке женщины, олицетворяющей Свободу, весит полтора килограмма. Под ветром статуя слегка раскачивается: диапазон колебаний доходит до 7,6 сантиметра, а у факела – даже до 12,7 сантиметра!
Торжественное открытие скульптуры состоялось 28 октября 1886 года. Но рождалась она не просто и не скоро. Идея создания этого символа возникла у французского ученого, юриста и сторонника отмены рабства Эдуарда Рене Лефевра де Лабулайе еще в конце 1860-х годов. Он исходил из того, что Америку и Францию связывают старые дружеские узы. Франция оказывала моральную и материальную поддержку борьбе американцев за независимость – французский генерал Лафайет даже стал национальным героем США. Парижские либералы смотрели на американскую конституцию, как на образец для подражания. К этому кругу принадлежал и Лабулайе. Собрав группу интеллектуалов, он предложил в знак дружбы с Америкой передать ей некий символический дар от французского народа…
Скоро явилась идея гигантской скульптуры. Автором Лабулайе предложил стать скульптору Фредерику Огюсту Бартольди, который уже имел репутацию создателя монументальных памятников. Есть сведения, что Бартольди, создавая статую для Нью-Йорка, которую он назвал «Свободой, несущей свет миру», взял за основу свой ранний проект гигантской скульптуры, предназначенной для Египта. Ваятель действительно побывал там в 1860-е годы. Познакомившись со строителем Суэцкого канала Фердинандом де Лессепсом, Бартольди предложил египтянам создать к открытию водной трассы между Средиземным и Красным морями огромную скульптуру с маяком-светильником в руке.
Статуя должна была называться «Прогресс» или «Египет, несущий свет в Азию». Однако правитель Египта Исмаил-Паша не принял эту идею – видимо, из финансовых соображений… Сам скульптор всегда отрицал «египетское» происхождение Свободы и твердил, что проект, предназначенный для Америки, совершенно оригинален. Тем не менее, любопытно, что именно Лессепс, ставший знаменитостью после открытия Суэцкого канала, возглавил комитет по созданию «дара Франции» Соединенным Штатам…
Множество предположений существует и относительно того, кто явился моделью Свободы. Некоторые, например, считают, что эскиз скульптуры Бартольди срисовал со своей матери – Шарлотты. Загадка доселе не разгадана…
Лабулайе посоветовал Бартольди съездить в Америку, познакомиться с этой страной, почувствовать ее дух, набраться впечатлений. И скульптор тут же нашел место для будущего памятника – гавань Нью-Йорка.
Сложный внутренний каркас статуи должен был проектировать Гюстав Эйфель, уже зарекомендовавший себя специалистом по созданию оригинальных железных конструкций для железнодорожных мостов, будущий автор знаменитой парижской башни. Сбор средств на создание гигантской скульптуры начался в 1874 году. Примечательно, что к открытию, как это сейчас назвали бы, «рекламной кампании» специальную кантату «Свобода» написал композитор Шарль Гуно. Начиная с 1875 года, бригада из двадцати человек трудилась в специальных мастерских – без выходных, по десять часов в день… Корпус делали из медных листов, которым вручную придавали необходимую форму.
Сначала планировали установить статую к 100-летию американской независимости, в 1876-м. Но работа тянулась крайне медленно. На международную выставку в Филадельфии, посвященную юбилею независимости США, смогли доставить лишь руку с факелом, да и то уже к окончанию работы выставки. Делегацию тогда возглавлял Бартольди. Съездив на выбранный им остров Бедлоуз-Айленд в Нью-Йорке, скульптор предложил, чтобы этот клочок суши переименовали в остров Свободы. Так оно и случилось спустя 80 лет: в 1956 году остров получил имя Либерти-Айленд.
Если проблемы, возникшие во Франции со сбором средств, были успешно решены благодаря лотерее, то в США мало кто проявлял энтузиазм относительно возведения пьедестала… Тогда кампанию по сбору средств возглавил Джозеф Пулитцер, издатель газеты «Нью-Йорк уорлд». Имя этого человека известно по самой престижной журналистской премии в США -Пулитцеровской… В результате умело построенной пропаганды, обращенной к простым американцам и критикующей жадных толстосумов, удалось собрать пожертвования в размере 100 тысяч долларов (а заодно и значительно поднять тираж газеты!).
Теперь можно было приступать к строительству постамента, проект которого создал американский архитектор Ричард Моррис Хант. Первый камень в основание заложили 5 августа 1884 года. А в Париже скульптура уже давно «переросла» мастерскую и поднялась над городом. В июне 1884 года сооружение статуи завершилось; четвертого июля, на торжественной церемонии, она была «преподнесена в дар» представителям Америки.
Особенно хотелось отметить женщину, чья фигура и лицо явилось образом для создания "Статуи свободы" – это Изабелла Бойер – жена Исаака Зингера, создателя и предпринимателя в области швейных машин. «Она освободилась от неловкого присутствия её мужа, который оставил её лишь с самыми предпочтительными в обществе атрибутами: состоянием… и детьми. С самого начала своей карьеры в Париже она была общеизвестной личностью. Будучи красивой французской вдовой американского предпринимателя, она оказалась подходящей моделью для статуи Свободы Бартольди».
Таким образом, эту величайшее художественное и инженерное сооружение можно считать настоящим достоянием всего Мира!
В следующем году статую, которая весила 225 тонн, разобрали на части и на французском фрегате «Изер» переправили в США. Там скульптура снова была собрана – на пьедестале в Нью-Йорке. Бартольди, приехав на церемонию в Америку, сказал просто: «Мечта моей жизни свершилась». На открытии статуи 28 октября 1886 года президент США Кливленд заявил: «Мы не забудем, что свобода обосновалась здесь». В это время Бартольди находился в голове колосса – он должен был перерезать веревку, чтобы с монумента упало покрывало цветов французского флага…
С тех пор и стоит знаменитая статуя на острове Либерти-Айленд, бывшем Бедлоуз-Айленд, на месте крепости Форт-Вуд, которая некогда защищала гавань Нью-Йорка. На табличке, которую держит Свобода в левой руке, написана дата – 4 июля 1776 года, день, когда была провозглашена независимость США.
А в 1903 году к пьедесталу была прикреплена еще одна, меньшая табличка со стихотворением Эммы Лазарус «Новый колосс», написанным в 1883 году, в рамках программы сбора средств на сооружение пьедестала. Примечательно, что поэтесса даже не смогла присутствовать на церемонии открытия. Жанна-Эмилия, жена Бартольди, и восьмилетняя дочка Лессепса Тотот были единственными женщинами, допущенными на церемонию открытия статуи. Вот уж, действительно, исторический курьез: идеи свободы и равноправия тогда еще не распространялись на лиц «слабого пола»!..