- Вид работы:
Реферат - Предмет:
Культурология - Язык:
Русский , Формат файла: MS Word 11,32 kb
Степан Анкиевич Дегтярёв
Министерство общего и профессионального
образования РФ
Средняя школа №31
Реферат
Степан Анкиевич Дегтярёв
Приняла:
Выполнила:
Серкина В. Ф.
Ученица 10 “Б” класса
Курченко
Инна
Белгород 2002
План:
1.
Детство и юность.
2.
Творческий путь.
А) Солист оперы и
музыкальный руководитель театра.
Б) Оратория “Минин
и Пожарский”.
В) Хоровые
произведения.
3.
Трудности личной
жизни.
4.
Значение
творчества.
Детство и юность.
Степан Аникиевич
Дегтярёв родился в слободе Борисовке нынешней Белгородской области в 1766 году
в семье крепостного крестьянина Аникия Дегтярева. Известно, что Дегтярёв
пользовался уважением, и доверим жителей слободы и их выборных атаманов. Уже с
ранних лет Степан Аникович Дегтярёв увлекался музыкой. У Степана и его сестры
Стефаниды и брата Евдокима были хорошие музыкальные данные и певческие голоса.
Степан с братом учились пению в хоре одной из местных церквей и в певческой
школе. В то время слобода Борисовка была вотчиной известных меценатов
Шереметевых и поэтому трое детей Аникия Дегтярёва, оказались в школе при
крепостном Шереметевском театре в подмосковном Кускове. И в 1773году Н.Б.
Шереметев очень обрадовался появлению в его театре талантливых детей, и решил
отблагодарить их отца освобождением "от повинности сдачи отсыпного
хлеба". "Трудно назвать истинную причину, заставившую А. Дегтярёва
отпустить своих детей их дома, скорее всего А. Деггярёв мечтал устроить судьбу
своих детей лучше собственной… Он не мог не знать хотя бы внешней разницы
между условиями жизни крепостных крестьян и привилегированных дворовых с их
сытостью, нарядной униформой, более высокой культурой”.[1] В школе Деггярёвы быстро
выдвинулись в число самых перспективных и талантливых музыкантов. Стефанида
стала ведущей солисткой оперного репертуара. Считали, что своим дарованием она
не уступала даже легендарной певице П.И. Жемчуговой. Но из-за скоротечной
болезни она была вынуждена сойти со сцены. Не меньшую одарённость обнаружил
Степан Дегтярёв. Заметив это, Шереметьевы дают обычному крепостному отличное по
тем временам музыкальное и общее гуманитарное образование. Программа его
музыкального обучения включал сольное и хоровое пение, игру на скрипке,
фортепиано, гуслях, теорию музыки. Сольному пению Степана обучал
педагог-вокалист и хормейстер итальянец Бабарини. В 1780году в театре
Шереметевых начал работать известный в своё время виолончелист, композитор,
дирижер и педагог Иопан Фациус, семья которого находилась в Близких отношениях
с Л. Бетховеном. Под его руководством и продолжал музыкальное образование С.
Деггярёв. Большое влияние на формирование Дегтярева — музыканта оказал
знаменитый композитор и капельмейстер Дж. Сарти. 9 конце 1790-х годов Степан
Аникиевич получал консультации у одного из крупнейших его в Европе музыкального
теоретика, композитора и педагога Р. Манфредини. В молодости, как пишет один из
биографов: "Деггярёв получил позволение посещать лекции Московского
университета, где особенно ревностно занимался русской словесностью и
иностранными языками. Обучение крепостного в столичном университете кажется
почти невероятным. В те годы крепостному не просто было поступить даже в
гимназию."[2]
Творческий путь. А) Солист оперы и
музыкальный руководитель театра.
Главной школой артистического, певческого,
капельмейстерского и композиторского мастерства для С. Деггярёва продолжали
оставаться уже в те годы великолепные хор и театр Шереметевых. Труппа ставила
оперные, балетные и д1иматические спектакли. В копелли и театре Степан поначалу
выступал как артист хора, солист оперы, актёр драмы. Одной из первых опер, где
Дегтярев был занят в качестве солиста стала опера на местный сюжет
"Тщетная ревность или переводчик Кусковский". Как указывают некоторые
биографы, примерно в 1780е годы Н.П. Шереметев посылал С. Дегтярёва
в Италию для развития композиторского дарования, углубления художественного
воспитания, а также совершенствования в значении итальянского языка. После
завершения учебы С.А. Деггярёв стал "учителем концертов" с
фактическим использованием обязанностей капельмейстера, музыкального редактора,
композитора и музыкального руководителя театра. За время его активного участия
в деятельности труппы Шеретевского театра, в нем поставлено было не менее 114
пьес, в том числе 75 опер. Уровень их был столь высок, что ценители отдавали
предпочтение не профессиональным театрам, выступавшим в центре Москвы, а
спектаклям в далёких загородных Кусково и Останкино.
"Получив великолепное гуманитарное и специальное
образование, консультируясь у выдающихся музыкантов, жадно впитывая всё, что
давала окружающая его удивительно богатая художественная атмосфера театра и
дома Шеремевых, к 20-25 годам С.А. Дегтярёв стал едва ли не самым образованным
музыкантом своего времени".1 Завершив карьеру оперного певца,
Дегтярёв становился музыкальным руководителем театра и грандиозно удивлявших
иностранцев музыкальных празднеств. Его по праву можно отнести к числу
крупнейших деятелей культуры своего времени. Он мог иметь соответствующие его
образования и таланту жалованье, должности, знания, почести, однако Дегтярёв
оставался крепостным. Это было очень удобно Н.П. Шереметеву: одаренный и
отлично подготовленный, Дегтярёв во всем зависел от него.
Частный Шеремевский театр оказал
огромное влияние на всё театральное искусство России конца XVIII столетия, Вот
что о деятельности труппы пишет доктор искусствоведения О.Е. Левашова:
"театр Шереметевских был в первую очередь оперным, причём основу
репертуара составили последние театральные "новинки"… Исполнение
стояло на самом высоком уровне театрального мастерства".2
Большая часть аранжировок и
оригинальных произведений принадлежала Степану Дегтярёву.
Б) Оратория "Минин и
Пожарский"
О том, что у Дегтярёва был соответствующий опыт, говорит
блестящее использование им рогового оркестра в оратории "Минин и
Пожарский, или Освобождение Москвы" (на текст Н.Д. Горчакова) Журнал
"Вестник Европы" писал: "Знавшие талант господина Дегтярёва
давно ожидали от него какого-нибудь важного произведения для полного хора
музыки; ожидание исполнилось: Дегтярёв своею ораториею доказал, что он может
поставить имя своё наряду с первейшими композиторами в Европе. Не многие
музыкальные произведения знаменитых иностранных авторов приятны были с такою
похвалою от всей публики, как музыка оратории Дегтярёва. Рукоплескания
сопровождались почти каждый куплет её."3 Эта опера стала важной
вехой в истории музыки, задала "тон" в разработке патриотической темы
в национальном музыкальном искусстве. Оркестр обслуживал приёмы гостей,
маскарады, принимал участие в музыкальных спектаклях, часто выступал в
публичных концертах, активно пропагандируя инструментальную музыку. Об истории
рогового оркестра с изумлением писала А.П. Керн: "Известная всей Европе
роговая музыка была для нас большим наслаждением. Она разъезжала тихо в большой
лодке по Неве и своими чарующими звуками, далеко разносившимися по реке,
доставляла удовольствие тысячам людей".1 Но был и совершенно
противоположные отзывы об этой музыке. "В книге "Россия и
рабство" её автор Лассенан писал: "Этот род музыки может исполняться
только рабами, издавать один звук."2
В) Хоровые
произведения.
Правила в Шеремевском театре были очень строгие. За
личной жизнью музыкантов жёстко следили. Свидания запрещались, карманных денег
не выдавали. Музыканты лишь тайно могли участвовать в концертах на стороне. И
Степан Аникиевич участвовал в таких концертах.
Пик популярности у оркестра наступил
в 1800е годы. Отличный коллектив мог бы ещё многие годы
славить исполнительное русское искусство. Но в 1807 году, в связи с болезнью
графа, оркестр, оперная и балетная труппа были ликвидированы.
Любимым детищем Дегтярёва и
Шереметева и в те годы продолжала оставаться певческая карьера. В круг
обязанностей Дегтярева-учителя входила репетиционная работа с солистами и
хористами. К ученикам Дегтярёв относился с заботой, старался облегчить их
учесть. Благодаря хорошо продуманной системе занятий, хормейстерскому таланту
С. Дегтярёва к концу 1780х годов капелла выросла до лучших хоров
Москвы. В репертуар капеллы входили хоровые концерты различных русских
исполнителей и сочинение самого Дегтярёва, поэтому Дегтярёва часто называли
"учителем певчих" или "учителем концертов".
Успешное
выступление певческой и инструментальной капелл Н.П. Шереметева в публичных
концертах продолжались многие последующие годы. В состав их программы входили
кантаты, оратории, реквиемы, концерты многих иностранных и русских
композиторов.
За время работы в капелле Степан
Аникиевич воспитал сотни великолепных певцов, хористов, учителей приходских
школ и училищ.
Для Дегтярева капелла стала вторым
домом, в котором он стал талантливым капельмейстером, где он разрабатывал свою
систему вокально-слухового воспитания, где он имел право называться основателем
новой школы пения.
Степан Аникиевич хорошо знал
многие языки и имел возможность следить за новинками музыкального искусства
Европы. Это позволило ему перевести наиболее нужный для подготовки музыкантов
труд "Правила гармонические и мелодичные для обучения всей музыки",
сочиненный Манфредини. Эта книга была одна во всём роде написания на русском
языке и давала истинное представление о круге гармонической мелодии.
Трудности личной
жизни.
За личной жизнью Дегтярева всё также строго следили. И
только когда ему шел пятый десяток лет, разрешили жениться. Его женой стала Агафона
Григорьевна Кохановская, дочь талантливого актёра, ей было 23 года. Уже много
лет Дегтярёв просил у Шереметева вольную, впервые её Шереметьев пообещал в 1802
году. Время шло многих граф отпускал, но только композитору давал одни пустые
обещания. Дегтярёв всё больше и больше нервничал и стал в вине искать решение
проблемы. В январе 1808 года Н,П. Шереметев умирает, так и не дав вольную
Дегтярёву. После смерти Шереметева Дегтярёв с женой и сыном-первенцем решили
покинуть Кусково. В Москве жизнь стоила дороже и пенсии на жизнь не хватало.
Найти работу было трудно. В добавок к этому С.А. Дегтярев болел чахоткой.
Заказов сочинений, предложений работы не поступало. В семье Дегтярёвых ждали
второго ребенка. Тогда Степан Аникиевич отправляет жену с сыном к родственникам
в Борисовку. Сам же в Москве дает большую музыкальную ораторию "Минин и
Пожарский". Дегтярёва ожидает грандиозный успех, но это не повлияет на
общественное положение композитора, он по-прежнему оставался полунищим
крепостным. Положение усугубилось с нашествием наполеоновских войск. Учить было
некого, продавать свои сочинения тоже было некому. Пришлось уехать из Москвы. С
толпой беженцев Дегтярёв отправился к родным местам. В Борисовке для него
работы не оказалось. Вскоре он нашёл работу учителя пения в семье одного
помещика в Харькове. После изгнания наполеоновских войск Степан Аникиевич с
женой сыном вернулись в Москву. Здесь он приступает к работе над ораторией
"Торжество России, или истребление врагов её и бегство Наполеона". Но
завершить сочинение композитору так и не удалось 23 апреля 1813 года он
скончался.
В некрологе, опубликованном
"Северной почтой" 23 августа 1813 года, биограф музыканта А.К.
Кириленко всех любителей отечественных произведений, скончался здесь господин
Дегтярёв, Знаменитый сочинитель музыки, и в особенности образовавший вкус и
метод новейшей музыки вокальной, или певческой. Кому неизвестны превосходные
его концерты…, которые для певческих хоров сделались классическими?…1
Вдова композитора осталась с 3мя
детьми без денег и жилья, не приняв отпускной, которую ей предоставили, решила
остаться крепостной, но хоть с каким-нибудь, пусть и убогим, жильём и мизерной
пенсией.
Значение
творчества.
Жизнь и деятельность таких людей, как Степан
Аникиевич Дегтярёв, показывает, как богата была Россия в то время блестящими
дарованиями, находившими в себе силы пробиться даже через тяжёлый гнёт
крепостничества. "Дегтярёв вошёл в историю русской культуры, как
выдающийся композитор, талантливый дирижёр, музыкальный редактор и переводчик,
солист и инструменталист, музыкальный руководитель лучшего в России частного
театра Шереметевых".2
Хоровой деятель России
С.В. Смоленский писал:" Дегтярева, судя по его музыкальным сочинениям и по
оратории "Минин и Пожарский". Следует считать художником весьма
большого таланта, глубоко искреннего, "хорошо воспитанного".3
"По совершенству формы, по какому-то особенному
изяществу, по изобразительной насыщенности фактуры творения Дегтярёва в своём
жанре не уступает лучшим страницам как русской, так и западно-Европейской
хоровой литературы рубежа XVIII — Х1Х веков".4
Список используемой литературы:
1.
Горяйнов Ю. С. “С. А.
Дегтярёв” Белгород 1991 г.
2.
Горяйнов Ю. С. “России
славу пел” Воронеж, центрально-чернозёмное книжное издательство, 1987г.
3.
Белгородская энциклопедия,
Белгород, издательство областная типография 2000 г.
“Наши
замечательные земляки” Белгород, издательство Белгородская областная типография
1974г.
книжное издательство, 1987 г. стр. 8 [2] Горнилов Ю. С. “С. А. Дегтярёв” Белгород 1991 г. стр. 5
1
Горяйнов Ю. С. “С. А. Дегтярёв” Белгород 1991 г. стр. 6
2
Горяйнов Ю. С. “С. А. Дегтярёв” Белгород 1991 г. стр. 7
3
Горяйнов Ю. С. “России славу пел” Воронеж, центрально-чернозёмное книжное
издательство, 1987 г. стр. 121
1
Горяйнов Ю. С. “С. А. Дегтярёв” Белгород 1991 г. стр. 8
2
Горяйнов Ю. С. “С. А. Дегтярёв” Белгород 1991 г. стр. 8
1
Горяйнов Ю. С. “С. А. Дегтярёв” Белгород 1991 г. стр. 36
2
Горяйнов Ю. С. “С. А. Дегтярёв” Белгород 1991 г. стр. 2
3
Горяйнов Ю. С. “С. А. Дегтярёв” Белгород 1991 г. стр. 36
4
Горяйнов Ю. С. “С. А. Дегтярёв” Белгород 1991 г. стр. 43