- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 27,92 Кб
Свадебный этикет и ритуал балкарцев
Кабардино-Балкарская Государственная Сельскохозяйственная академия имени В.М. Кокова.
Реферат
Свадебный этикет и ритуал Балкарцев
Нальчик, 2012
Введение
Балкарцы и карачаевцы по своему происхождению, языку и культуре являются родственными народами, издавна населяющими северные склоны центральной части Главного Кавказского хребта. Их язык принадлежит к западной ветви тюркских языков. В настоящее время балкарцы живут в Кабардино-Балкарии и некоторых районах Казахстана и Средней Азии. С древнейших времен они соседствуют с кабардинцами, черкесами, осетинами, абазинами, ногайцами и их жизнь тесно связана с жизнью этих народов в экономическом и культурном отношении. Богатейшим культурным наследием балкарцев и карачаевцев является свадебный обряд. В нем нашли отражение уклад жизни, труд, характер, нравы, традиции, обычаи этих народов, социальное положение человека в обществе и т.д. Карачаево-балкарская свадьба имеет много общего с осетинской, кабардинской, черкесской, абазинской, ногайской, кумыкской и свадьбами других народов Кавказа. Например: умыкание невесты, калым за нее, приданое, подарки, расходы на свадьбу. У балкарцев и карачаевцев иногда невесту везли не в дом жениха, а в дом одного из его родственников. Этот обычай существовал также у осетин, чеченцев и ингушей. Были запрещены браки между материнскими и отцовскими родственниками у балкарцев, адыгов, карачаевцев, осетин. Запрещались браки между представителями разных сословий, мусульманки с иноверцем. И многое другое. Изучение дошедшего до нас культурного наследия как своеобразного историко-этнографического источника – неотложная задача. Ведь все меньше и меньше остается тех людей, которые знают народные обряды, танцы, игры, старинные песни.
1. Из истории вопроса
Сведения о народной свадьбе балкарцев и карачаевцев большей частью относятся ко второй половине XIX- началу XX века, но, к сожалению, они у многих авторов носят поверхностный, обзорный характер, очень скудны, порой ошибочны. Дореволюционные путешественники, исследователи, которые по разным причинам посещали Балкарию и Карачай, интересовались лишь в общих чертах их бытом, обычаями, обрядами песнями, танцами играми.
Карачаевцы и балкарцы, как и многие народы Северного Кавказа, не имели своей письменности, поэтому не могли письменно отразить свою историю. Известия дореволюционных авторов служат единственным источником для изучения их истории, и в том числе народной свадьбы. Но «…при всей ценности такого рода источников,- указывает В.К. Гарданов,- они являются обычно малодоступными не только для широких кругов читателей, интересующихся историей своего народа, но даже и для специалистов- исследователей. Причиной тому, прежде всего, является трудность и сложность выявления всех тех иностранцев, которые писали о данном народе в эти периоды. Но даже тогда, когда эти авторы выявлены, использование их сочинений остается весьма затруднительным. Так как они бывают представлены очень редкими изданиями, хранящимися в крупнейших библиотеках мира и написаны на самых различных европейских и восточных языках».
Обращают на себя внимание труды Э.Кемпфера, Ж.Д.де Басса. Они занимались изучением истории, этнографии, языка, фольклора народов Кавказа.
И.Ф. Бларамберг оставил описание природных богатств Карачая и Балкарии, внешности, одежды, оружия, жилища, пищи, языка, нравов, обычаев, похорон, брака, танцев народов Кавказа. Более полную картину балкарской свадьбы представил Н.Ф.Грабовский. Он описал свадебный транспорт, знамя невесты, одежду, свадебную песню «Орайда», тамаду, дружков жениха – киеу женгерле, музыкальные инструменты, брак, калым, знакомство юноши и девушки, свадебные церемонии, приданое, свадебные бокалы. Наиболее полно все стороны свадебного обряда балкарцев отражены в работе Н.П. Тульчинского. В ней он пишет о характере народа, его нравственном облике, выносливости, охоте, функции очага, о положении женщины в семье, одежде, свадьбе. Значительным явлением в исследовании народной свадьбы карачаевцев и балкарцев стал Очерк И.М.Шаманова «Брак и свадебные обряды карачаевцев в XIX- начале в.»
В «Очерках истории балкарского народа» кратко представлены брак и свадебный обряд, даны названия нескольких свадебных танцев («Тегерек тепсеу», «Тюз тепсеу», «Абезех»).
1.1 Брак и его формы
Порядок заключения брака и свадьба у высшего и низшего сословий балкарцев и карачаевцев во многом отличались. В высшем сословии брак заключался по расчету, преследовалась цель, получить побольше калым. У жениха и невесты очень редко спрашивали их согласия на брак. Богатые роднились с богатыми – с лицами, равными себе. Князья и дворяне считали себя людьми благородного происхождения. высоких нравов, поэтому заключение брака с представителями низшего сословия было равносильно позору. Запрещалось не только выдавать за них замуж своих до- черей и женить сыновей, но и дружить с ними, посещать их дома.
О браке в крестьянской среде В. Я. Тепцов писал: «Доверенные отправляются к родителям невесты и сговариваются с ними. Если соглашение между доверенными жениха и родителями невесты состоится, то призывается невеста, и ее спрашивают, согласна ли она выйти замуж за такого-то. Невеста, но обычаю, должна ответить: «Кто мил моим родителям, тот мил и мне» или «Я исполню волю моих родителей» О нежелании невесты догадывались только по второму ответу. Отвечать же отказом она, по обычаю, не имела права. А если она молчала, то это значило, что жених ей не нравится». По обычаю, девушка не имела права говорить слово «люблю» в присутствии отца, дедушки, братьев. Если ответ девушки был непонятен сватам и ее родителям, тогда ее уводили в другую комнату, и женщины у нее спрашивали, любит ли она предлагаемого ей жениха.
Если девушка расплетала косу и заплетала волосы в две косы, это говорило о том, что она согласна выйти за того, кого ей предлагают. Знаком согласия было, если на голову она надевала высокую шапочку с платком или белый платок. Девушка могла отказать, попросив подать соответствующую пищу. Если она говорила: «Отдайте всю пищу жениху», было ясно, что это – полное согласие. Узел большого платка на затылке – отказ. Праздничное платье, надетое без пояса, – отказ. Если девушка говорила: «Чабакъчы чабакъны тутду» – «Рыбак поймал рыбу», «Къуш кегюрчюнню тутду»-«Орел поймал голубку», «Кюн чыгъады» – «Солнце восходит», «Ай жарытады»- «Светит луна» – это означало согласие. Бывали случаи, когда родители свою дочь выдавали замуж против ее воли.
У молодого человека прав в заключении брака было больше, чем у девушки. Он чаще сам выбирал себе невесту. Но бывало и так, что невесту сыну искал его отец. Если девушка не нравилась сыну, то он давал понять об этом родителям следующим образом: шапку надевал наоборот – верхом на голову; отворачивал правый рукав черкески; правую полу черкески затыкал за пояс; целое яблоко клал на стол. Если девушка нравилась, то поступал так: отворачивал левый рукав черкески, затыкал за пояс левую полу черкески; шапку надевал с наклоном влево; яблоко делил пополам; вытаскивал один газырь; вынимал кинжал из ножен; показывал подарок девушки – носовой платок (къол жаулукъ). Отказ или согласие он мог выразить словами. Выражения «Жай да келир, къыш да келир» – «Наступит и лето и зима» означали отказ, а выражения «Кимни арбасына минсенг, аны жырын жырла» – «На чью арбу сядешь, его песню пой», «Мени сюйген жырым «Акътамакъ» » – «Моя любимая песня «Актамак» », «Мени сюйген тепсеуюм «Къысыр» »-«Мой любимый танец «Кысыр» »- согласие. Слово «люблю» мужчина мог произнести только перед своей возлюбленной и наедине.
Одной из форм заключения брака являлось умыкание невесты. К умыканию – похищению – прибегали по разным причинам. Например, молодой человек и девушка очень любили друг друга, и родители обеих сторон не были против их брака, но он не имел возможности заплатить калым, и тогда родители девушки давали согласие на ее похищение. Жених со своими товарищами увозил невесту, которая ждала их в условленном месте. Ее родители для вида устраивали за ними погоню, скандал. Н. П. Тульчинский об этом писал так: «Когда есть согласие на брак, но у жениха нет калыма, то в подобных обстоятельствах претендент с товарищами выкрадывает девушку, и родители последней волей-неволей должны мириться с совершившимся фактом». Старшие со стороны жениха обычно улаживали дело.
Если парень похищал девушку без ее согласия, она могла покончить с собой. Когда его догоняли, то девушку возвращали родителям, а его наказывали. Насильственное похищение всегда сурово осуждалось.
Бывало и так. Родители хотели выдать свою дочь за человека, который нравился им, и дочь давала на это согласие, чтобы не обидеть их, но сама любила другого. Тогда девушка могла договориться со своим возлюбленным, чтобы он похитил ее. Совершившееся дело старались уладить калымом.
Многоженство у балкарцев и карачаевцев широко не было принято, хотя, по шариату, они имели право иметь несколько жен. Богатые иногда имели две жены, бедные, как правило, – одну. Последние брали вторую жену в том случае, если первая болела или была бездетной – для продолжения рода.
Брак у балкарцев и карачаевцев был и остается экзогамным. По сообщению старейших, брак между родственниками не мог быть заключен вплоть до седьмого колена.
Брачные поселения у карачаевцев и балкарцев всегда были патрилокальными. Матрилокальные поселения допускались, если родители невесты были очень старыми, и некому за ними было ухаживать, а также, если братья и сестры невесты были маленькими, а родители умерли. В этих случаях муж переселялся к жене.
.2 Сватовство
Молодой человек, посещая общественные места, веселья, торжества, присматривал себе невесту. Парень и девушка свои отношения обычно держали втайне от родителей и даже от друзей. Хотя те и догадывались, делали вид, что ничего не знают. В нужное время молодой человек официально сообщал своим родителям через сестру или друга, кто у него невеста и откуда она. Это он мог сделать лишь в том случае, если знал, что родители одобрят его выбор, и не будут препятствовать. Если невеста жила в другом селении, то родители жениха вначале посылали туда близкого им человека в роли посредника, чтобы тот разузнал, какая она. Он приезжал в это селение под видом гостя, останавливался по закону гостеприимства в любом доме и через хозяина этого дома узнавал о ней подробнее. Возвратившись домой, посредник сообщал родителям жениха о результатах своей поездки. Потом с этой же целью в селение невесты ехали сами родители жениха.
Б. А. Ланге писал о балкарских сватах: «Что касается брака, то он заключается путем свободного уговора с родителями невесты, причем предварительные переговоры поручаются кому-либо из родственников жениха. Сначала собираются сведения о семействе, к которому принадлежит невеста, и если, по справкам, окажется, что семейство это удовлетворяет условиям обычая, т. е. хорошего происхождения – равного с желающим свататься, имеет достаточное состояние, то приступают к сватовству. Родственник, которому поручены переговоры, отправляется к родителям невесты и, смотря по обстоятельствам или прямо, объявляет им о цели своего приезда или дает знать о ней намеками. Тогда собираются все родственники девушки и сообща решают, принять или отклонить предложение. Если и жених, в свою очередь, удовлетворяет всем требованиям обычая, то родственники дают свое согласие на брак, но не решают вопроса окончательно» .
Имея все нужные сведения друг о друге, обе стороны готовились к переговорам о браке. Во главе сватов назначали близкого к жениху человека, уважаемого, красноречивого. Обычно это был дядя по матери. В состав сватов жениха входили родственники, близкие знакомые, соседи и родственники невесты, если они жили в его селении (последние могли оказать помощь сватам жениха). Первое посещение сватов предполагало знакомство с родителями и родственниками невесты. Их принимали по закону гостеприимства как самых дорогих и почетных гостей – у очага, где горел огонь. Очаг считался в доме святым местом, и приему очага означал, что сватам оказывается высокая честь. Хозяйка дома ставила у очага три полена, давая этим понять сватам, что переговоры одним посещением не кончатся, что им придется посетить дом невесты три раза. Поставленный у очага чистый чугун говорил: пока ничего ответить не можем. Очажные щипцы в вертикальном положении показывали, что родители хотят спросить согласие невесты на брак. Шампур в вертикальном положении – отказ от брака. Полное ведро воды – надежда на брак. Когда шли переговоры сватов с родней невесты, в очаге постоянно поддерживали огонь. Обе стороны верили: если все время будет гореть огонь, то переговоры окончатся удачно, а если огонь потухнет, то нет. Во время переговоров старались не ругаться, не проявлять неудовольствия, быть сдержанными. Огонь в очаге выступал как очистительная сила, способная помочь в успехе переговоров. Тушить огонь, когда шли переговоры, считалось большим оскорблением для сватов.
Большое значение во время переговоров имели пища и напитки. Горячую пищу для сватов готовила невеста. Это был для нее экзамен: каждая горянка обязана была уметь вкусно приготовить любое блюдо. Хозяева дома старались, подать гостям самую лучшую пищу, даже если они им не нравились. Если на стол подавалось парное молоко, сваты должны были понять, что невеста еще очень молода, айран – у невесты старшая сестра еще не вышла замуж, а, по обычаю, младшей не полагалось раньше нее выходить замуж. Масло на столе – невеста богатая. Сыр – невесту сватает много женихов. Яйцо в сметане – родители невесты хотят узнать поподробнее о женихе.
При первом посещении сваты преподносили невесте небольшие подарки – платок, кольцо, серьги, бусы, зеркало, браслет, отрез на платье, мыло, ножницы. Если подарки принимались, значило, что переговоры будут продолжаться.
Сваты возвращались домой, и сообщали о результатах визита. О времени второго посещения родители невесты сами сообщали родителям жениха. Получив приглашение со стороны невесты, сваты снова отправлялись на переговоры. Стол для них накрывался как можно богаче. Если перед старшим ставили отдельно один кусочек печени, это значило, что сватам надо посетить дом невесты еще один раз – еще якобы не все решено. Если переговоры шли благоприятно, то старший из сватов раздавал детям почетную пищу – голову, в которой каждый кусочек имел смысловое значение. Ухо, данное ребенку, было, пожеланием, чтобы уши слышали хорошо. Глаза – чтобы хорошо видел. Язык – красноречиво говорил. Мозг – был умным. А ноги – чтобы хорошо бегал. За успешные результаты переговоров; пили бульон – шорпу.
При третьем посещении дома невесты сватов принимали также радушно, с обильным угощением, но с новыми испытаниями. На стол с богатыми блюдами подавали очень жидкую похлебку, которая означала, что семья невесты очень бедная. Похлебку ставили, и состоятельные семьи, чтобы повысить калым. Каша означала, что семья не очень состоятельная. Густая каша (баста), которая заменяет хлеб, – семья живет в достатке. Сырой хлеб – жених очень молодой. Жареная кукуруза означала: невесту сватает много женихов или количество подарков родственникам невесты. Хлеб, покрошенный в айран, – жених очень старый, без зубов. Хатлама. (лепешки из кукурузной муки, замешанные с внутренним салом и сваренные в мясном бульоне) – отказ от переговоров. Обычаи подачи пищи, связанные со сватовством, в каждом селении Балкарии имели свои особенности. Как говорит пословица, «в каждом селении по-своему разделывают барана». Если при третьем посещении переговоры прошли удачно, то обе стороны выпивали бузу из почетного бокала- гоппана или рога, а хозяйка правой рукой касалась очажной цепи в знак того, что отныне обе семьи породнились навеки.
О калыме. Точного размера калыма не было. В народе говорят, что он зависел от результатов переговоров сватов. Обычай уплаты калыма в народе рассматривали по-разному: как помощь, восстановление потерянных рабочих рук, как поднятие авторитета невесты и т.д. Если невеста была очень красивая, хорошо умела готовить и шить, хорошего воспитания, единственная дочь, то за нее просили и большой калым. Сумма денег колебалась от 700 до 1500 рублей серебром; у людей простого сословия не выше 300 рублей. Кроме денег в качестве калыма мог выступать скот. Н.П Тульчинский писал: «В Хуламе, Безенги и Чегеме таубии вносят калым до 1500 бублей, пару быков, две лошади, а по совершении некяха еще одну хорошую лошадь». Засватанная девушка оставалась у себя дома один-два года, а то дольше. Продолжительность этого времени зависела от материального состояния жениха и невесты, а также от других причин (смерть близкого человека, например). Но самую главную роль играло материальное положение жениха. Чем богаче был жених, тем короче было время пребывания засватанной девушки дома. За поведением невесты, пока она оставалась в родительском доме, строго следили. Они старались не получать каких-либо замечаний.
1.3 Свадебный ритуал
Как только достигалась договоренность о браке и уплачивалась часть (или весь) калыма, обе стороны начинали тщательно готовиться к свадьбе. Когда обе стороны были готовы к свадьбе, то сообщали об этом через специальных людей. Но преимущество было на стороне невесты: ее сторона устанавливала, в какой день приехать за невестой. Сторона жениха тщательно к этому готовилась. Назначали дружков жениха, решали, сколько их поедет за невестой, кто их возглавит, какой будет транспорт, кто будет везти знамя (байракъ), ореховую шапку (къоз берк) и т. д. Когда все были готовы к отъезду, выносились «ореховая шапка» и знамя жениха.
Ореховую шапку делали из плотного войлока и прикрепляли к палке. На шапку нашивали орехи, конфеты, ленты, монеты, платочки. Говорили, чем больше предметов будет пришито к шапке, тем больше будет счастья и детей у молодоженов. Орехи на шапке выступали как символ счастья. Считалось, что они оберегают от зла. Ореховую шапку давали самому ловкому наезднику, чтобы он мог сохранить его, довезти до дома невесты, и вручить матери невесты.
На знамени жениха сверху изображали родовое тавро жениха, а снизу – невесты, что означало – эти два рода породнились. Знамя жениха вручали тоже самому лучшему наезднику. Местная молодежь старалась увезти ореховую шапку и знамя. Если ей это удавалось, то дружки жениха должны были платить выкуп.
Важную роль в свадьбе играл транспорт. Невесту везли в дом жениха в фаэтоне, на арбе, санях, куда впрягали чаще всего лошадей. Но возили и на волах и ослах, в труднопроходимых местах – верхом на лошади. Свадебный транспорт украшался, особенно конская сбруя. Вместе с дружками за невестой мог поехать и жених. Н. Ф. Грабовский писал: «Когда настанет время взять невестку в дом жениха, последний собирает во всем ауле молодежь, и вместе с нею сам или ближайший родственник его отправляется туда, где живет невеста».
Тем временем обе стороны готовили свадебную пищу, которая считалась важным моментом торжества. Это – холодные закуски, горячие блюда, напитки, приправы, сладкое и т. п. На стол подавалось: масло, сыр, сливки, сметана, творог, тузлук, вареные печень и легкие, жёрме ,закуска из вареных бараньих ног, засоленных в сыворотке с ароматными приправами, сушеное мясо в жареном виде, кушанье в виде колбасы из мякоти мяса (мясо резали на мелкие кусочки, добавляли чеснок, лук, перец, соль, закладывали в толстую кишку и коптили над очагом). Все перечисленные блюда считались, да и сейчас считаются, самой вкусной и почетной пищей. Из сладкого подавали сахар, повидло, халву, къууут (сушеные дикие груши мололи на ручной мельнице и полученную муку смешивали с водой). Из напитков – айран, молоко, нарзан, бузу, пиво и т. д. Некоторые из мясных, молочных и мучных блюд имели свое особое назначение.
Пока дружки ездили за невестой, в доме жениха забивали быка, баранов, птицу для приготовления мясных блюд к свадебному столу. При разделывании птицы и скота и при приготовлении мясных и других блюд придерживались определенных правил и обычаев. Нарушать их строго запрещалось. Птицу резали мужчины, а разделывали, варили и жарили женщины. Баранов и быка резали, разделывали и готовили только мужчины. В семье невесты для встречи дружков жениха и гостей тоже готовили холодные и горячие мясные и мучные блюда, сладкие напитки. Дружков жениха и его самого встречали радушно, приветствовали, пожимая руку двумя руками и обнимая трижды. Эти знаки приветствия выражали особое уважение друг к другу. Старшему дружков жениха подносили почетный бокал с бузой. Взяв его двумя руками, он произносил тост (алгъыш). После этого гостей рассаживали за свадебным столом по старшинству: старших – со старшими, младших – с младшими. Женщин усаживали отдельно от мужчин. Как объясняют старики, это делалось, чтобы они не стесняли друг друга. После этого на стол перед старшим ставили гоппан. Он произносил тост.
После тоста старшего дружков жениха ореховую шапку от имени родителей жениха сразу же преподносили родителям невесты со словами: «Отныне ваш зять считается вашим сыном, таким, как у своих родителей». Молодежь же со стороны невесты делала вид, что старается отнять ореховую шапку у дружков жениха, говоря при этом: «Не хотим потерять свою сестру», но те зорко оберегали ее. Ореховую шапку торжественно получал старший со стороны невесты. Считалось, что брак теперь будет очень крепким.
За женихом организовывался соответствующий уход. Его обслуживали его товарищи, которые находились при нем. Ему посылали почетные бокалы и блюда. Женщины и девушки под разными предлогами пытались увидеть жениха, а его охрана старалась не показывать жениха раньше времени. Пока невесту готовили к отъезду, между молодежью обеих сторон устраивались соревнования в песнях, танцах, шутках, потехах, скачках, джигитовке. Глава дружков жениха спрашивал у старшего со стороны невесты, готова ли она к отъезду. Но сторона невесты требовала показать жениха. Женщины и девушки говорили в адрес жениха, что он, может быть, горбатый, хромой, даже рыжий или маленького роста. По сигналу старшего дружков жениха последние приводили жениха, плотно окружив его. Он шел, опустив голову, надвинув шапку на глаза. По обычаю, местные женщины и девушки должны были сорвать шапку с жениха. Сопровождавшие жениха дружки делали вид, что очень бдительно охраняют его, давая в то же время им возможность сделать это. За шапку дружки платили выкуп. Местные смотрели на жениха, говоря в его адрес разные комплименты. Старшим подносили гоппан от имени жениха и невесты. Они произносили в честь молодых тосты. Кто-нибудь из дружков жениха клал подарок в пустой гоппан, и его возвращали матери невесты. Жениха снова уводили в тот дом, где он до этого находился.
Келин (невеста). У балкарцев был обычай – невесту одевали в то платье, которое привозил с собой жених. Если он был богатый, то привозил полный комплект праздничной одежды – платье, шапочку, платок, пояс, нагрудник, обувь, украшения – кольцо, серьги, бусы. Если менее состоятельный – одно платье, а если очень бедный, то тоже одно платье, но занятое на время свадьбы, которое потом возвращалось. В наши дни этот обычай исчез. Когда невеста была готова, об этом сообщали старшему дружков жениха. В. Я. Тепцов писал: «Невесту одевают в белую одежду, накрывают лицо большим платком и вручают старшему доверенному от жениха» . Невесту старались одеть в белое платье, что считалось символом красоты и молодости. Эта традиция сохраняется и сейчас.
При выводе невесты за дверь родителям ее необходимо делать подарки. Самым трудным было выбраться со двора невесты, так на каждом шагу, за каждую мелочь здесь требовали выкуп, чинили всяческие преграды. Свадебный кортеж при приближении к родному селу жениха, давал о себе знать: дружки жениха пели песню «Орайда», стреляли из ружей. Свадебный кортеж обязательно совершал почетный круг вокруг селения жениха.
В доме жениха к приему невесты тщательно готовились. Невесту в комнату (отоу), отведенную для нее, нес на руках доверенный жениха. Там она сидела на табуретке с подушкой за ширмой. Около невесты находилась девушка-родственница , которая приехала с ней. С невестой приезжали также парни- родственники, которые выполняли роль ее телохранителей. Они уезжали после заключения некяха, получив подарки.
В условленное время к невесте приводили жениха. В комнате у нее разжигала огонь и стелила постель многодетная женщина- родственница жениха. Верили, что, если это сделает такая женщина, то у молодых будет много детей. Время первой брачной ночи держали строго в тайне. Но молодежь все равно узнавала об этом и устраивала всякие шутки. Если жених был состоятельным, то при каждом посещении молодой жены в течение трех дней он делал ей подарки. Родители и близкие родственники жениха дарили подарки невестке на второй день свадьбы.
Через определенное время проводилось торжество по поводу показа жениха старшим, родственникам.
Через определенное время после свадебного пира проводили снятие покрывала (ау алгъан). В день снятия покрывала с головы новобрачной в очаге должен был ярко гореть огонь, чтобы жизнь ее была светлой, счастливой. Новобрачной расплетали косу, заплетали волосы в две косы – знак того, что она уже женщина. На голову одевали легкий платок, что означало – она молодая женщина, не имеющая еще детей. Сверху на голову ей набрасывали несколько платков, которые потом снимали и дарили родственникам жениха. На руки ей надевали по кольцу, к ним прикрепляли по платочку, которые предназначались дедушкам по матери или по отцу.
Когда молодая была готова, ее из комнаты под руку выводил доверенный новобрачного – его близкий родственник или друг.
Под ноги новобрачной стелили шкуру с длинной мягкой шерстью, чтобы жизнь молодоженов была такой же мягкой и благополучной, как эта шерсть. На голову новобрачной сыпали зерно злаковых культур, монеты, орехи, конфеты. Зерно – чтобы всегда было изобилие; монеты- чтобы имелись деньги; орехи- чтобы здоровье было крепким; конфеты- чтоб жизнь была сладкой. После этого с головы новобрачной снимали покрывало. Доверенный жениха снимал с головы покрывало кинжалом, рукояткой плетки, небольшим флажком. Женщина, которой дарили покрывало, трижды обнимала новобрачную, желая ей счастья, мира, покоя. Свекровь подходила к снохе с чашкой, наполненной медом, они обе мазали друг другу губы медом. Значение этого обычая – чтобы они жили мирно, дружно и никогда не ссорились. Все это время невеста стояла почти не шевелясь, опустив голову ни с кем не разговаривая. Потом к очагу выносили приданное невесты и подарки для раздачи родственникам жениха. Приданое девушки начинали готовить с малых лет. В приданое входило: серебряный или золотой пояс, нагрудник, кольца, серьги, браслеты, бусы, платья, платок, ковер, кошма, сундук, постельные принадлежности, шкатулка, таз, котел, кумган, деньги, ткацкий станок. Приданое невесты увеличивалось за счет подарков жениха, его родни и частично за счет калыма. Приданое девушки считалось неприкосновенным. В случае развода оно не подлежало разделу. Берне – это те подарки, которые невеста дарила родным жениха и его близким родственникам. Она дарила платья, платки, бешметы, башлыки, шапки, кольца, серьги бусы, иголки, зеркальца, платочки; жениху – от имени отца кинжал, пистолет, ружье, пояс, лошадь. Особые подарки от имени невесты делали сватам. Как только подарки были розданы, невесту снова уводили в ее комнату. свадьба балкарец брак ритуал
После приобщения к очагу молодая вставала очень рано, убирала в своей комнате, делала дела по дому и хозяйству. После обряда «видеть родителей жениха», новобрачная уже могла свободно ходить по дому, убирать, готовить пищу. Большое торжество устраивалось также для новобрачных, после которого молодой муж мог свободно общаться со своей женой. Когда все обряды, связанные с приобщением невестки к дому мужа, завершались, ее родители приглашали в гости зятя, чтобы увидеть его и поближе познакомиться. Он для родителей и близких родственников жены готовил подарки и в назначенный день отправлялся к ним. Его встречали с большим радушием.
Через некоторое время в дом зятя приглашались родители его жены. Они приезжали с подарками для дочери, родителей и родственников зятя и для него самого.
2. Свадебные торжества и сопутствующие им ритуалы в современных условиях
В настоящее время балкарская семья претерпела значительные изменения, которые были вызваны общими социально-экономическими переменами, происходящими в стране.
Изучение разных аспектов формирования семьи в современных условиях, формы заключения брака и форм самого брака позволяет констатировать снижение уровня брачности у народов Северного Кавказа. Это положение в значительной степени обуславливается последствиями бурно происходящих процессов урбанизации и демократизации в обществе.
В целом городская семья балкарцев значительно глубже, чем сельская, затронута процессами демократизации семейных отношений.
Свобода брачного выбора в среде горожан в настоящее время увеличилась еще больше, чем в сельской местности, хотя и здесь некоторая часть молодых людей продолжает учитывать мнение родителей, а есть и такие, которые еще уступают прежнему авторитарному порядку. Среди балкарцев юноши ориентируются только на собственный выбор несколько чаще девушек, уступают же воле родителей девушки вдвое чаще, чем юноши.
Подверглось переоценке и традиционное отношение к целому ряду запретов и ограничений, при подборе будущих супружеских пар. К таким запретам относятся родственная, сословная и конфессиональная экзогамия, причем сегодня отмечается значительное ослабление этих запретов, из которых в полном объеме соблюдается, пожалуй, лишь родственная экзогамия. Скорее всего, этот вид запретов свое лидирующее положение сохраняет под влиянием негативной информации о последствиях родственных браков. В то же время рост городов, миграционные процессы, расширение межнациональных контактов привели и к более одобрительному и взвешенному отношению к смешанным бракам. Произошли определенные изменения и в мотивации брачного выбора. Большое значение стали придавать профессии, возможности самостоятельно заработать на жизнь. По мере того, как брачный выбор семей жениха и невесты вытесняется выбором самих брачующихся, все большее значение стали приобретать и их внешние данные.
В новое время, с его социальной активизацией молодежи, общение юношей и девушек, сначала в учебной и производственной, а затем и бытовой сфере, стало несравненно раскованней. Допускаются более свободные знаки внимания. Примечательная черта начального этапа свадебного цикла, получившая особенное распространение именно в городе,- почти неизвестное в прошлом балкарцам досвадебное ухаживание. Подавляющее большинство женихов и невест теперь свободно появляются вдвоем в общественных местах. Это наблюдается тем чаще, чем они моложе: нынешнее поколение женихов и невест встречается в несколько раз чаще, чем поколение 1920-х годов.
При выборе невесты в большинстве случаев традиционно особое внимание обращается на ее характер и деловые качества. Обозначился новый подход к оценке достоинств девушки: престижно иметь невесту с образованием, профессией. Желательно, чтобы невеста была по профессии врачом; сейчас наблюдается рост престижа экономических и юридических профессий, хотя врач все еще остается предпочтительной профессией для будущей невестки.
Как и у других народов Кавказа, у балкарцев практиковался брак по сговору и брак умыканием, или похищением. Первый из них считался более традиционным и предпочтительным. Ко второму прибегали в особых случаях, препятствующих браку или оттягивающих сроки вступления в брак. Сейчас фиктивное похищение девушки с ее согласия и с ведома семьи превратилось в обычное явление.
Промежуточное брачное поселение невесты – явление в среде горожан совсем редкое: как правило, невесту везут прямо в дом жениха. Гражданская регистрация бракосочетания до семейного торжества свадьбы стала практически общепринятой. Относительно широко сохраняется параллельное религиозное оформление брака. В новое время калым, потеряв былую суть, сохраняется в форме «сговорных денег» (сез тауусханлыкъ ахча ).
В традиционной и современной свадьбе ее центральному звену – празднеству в доме невесты и жениха – предшествует сватовство (келечилик, сёз тохташдырыу). В настоящее время преобладает полутрадиционная и традиционная свадьба, но выраженность отдельных элементов свадебного цикла и отношение к этим элементам нередко иные. Так же обстоит дело с сопровождающими оформление брака платежами, взаимоодариванием и другими расходами. По универсальной древней традиции на всех этапах подготовки к свадебному торжеству (выбор брачного партнера, сватовство, организация материальной помощи, приглашение гостей и др.) активное участие и у балкарцев принимают близкие родственники. Заручившись предварительным согласием девушки на брак, сваты официально переступают порог дома невесты. В настоящее время официальное сватовство носит формальный характер, поскольку разрешение или запрет родителей девушки или парня обычно не играют решающей роли, если имеется обоюдное согласие молодых. Тем не менее, сватовство продолжает и поныне считаться обязательной церемонией, в основном как знак уважения к родителям невесты и дань традиции, хотя сложный ритуал традиционного сватовства сейчас несколько упрощен. Сватовство рассматривается как исключительно деликатное дело. При успешном его завершении сват или сваха получают определенное вознаграждение в виде подарка (нохтабау). При положительном исходе сватовство завершается сговором (сез тауусу, сез тохташтырыу), когда оговаривается и размер калыма. Официальный сговор может происходить в двух вариантах: до переезда невесты в дом жениха по традиционному обряду или после ее переезда. Второй вариант бывает при фиктивном похищении, т. е. браке без предварительного сватовства.
Для совершения церемонии сговора стороной жениха направляются три-пять человек, среди которых обычно бывают дядя жениха, который должен представить фамильный клан, зять жениха, младший брат жениха, остальные – по выбору семьи. Один из присутствующих обязательно должен представлять родственников матери жениха. Обычно делегация везет с собой сговорные деньги. В доме невесты гостей встречают почтительно. Вместе с ними за стол садятся не члены семьи невесты, а приглашенные для этого родственники. Разговор о сумме денег не занимает много времени. Ведутся беседы на другие темы. Уходя, делегация оставляет определенную сумму денег, их передают семье, завернув в шелковый платок.
Материальные расходы на свадьбах всегда значительны, но все зависит от состоятельности семьи. Нигде и никогда не обходится без жертвенного животного (къурманлыкъ) – чаще бычка или телки. В каждом квартале имеются женщины-мастерицы выпечки мучных изделий. Под их руководством пекут из дрожжевого теста лакумы, из сдобного и тонко раскатанного теста – трубочки (чихиртла). Эти мучные изделия, наряду с традиционными балкарскими хичинами, можно отнести к разряду национальных блюд, распространенных на свадьбах. Сегодня национальная кухня пополнилась мантами, заимствованными у среднеазиатских народов, среди которых находились балкарцы в годы ссылки. Часто готовят плов по рецептам, усвоенным в Средней Азии. В Баксанском и Чегемском ущельях распространены пирожки с мясом.
Гости постоянно приходят и прибывают в дом невесты, причем никто не является без подарков. С более ценными подарками приходят близкие родственники. Это бывают украшения из золота, серебра, дорогие ткани на платья, фабричные изделия, начиная от головных уборов и кончая обувью. Из этих предметов часть уходит на приданое, часть – на подарки родным жениха.
Если раньше жених не участвовал в свадебном поезде, то в современной свадьбе жених прибывает вместе со своей свитой для увоза невесты. Именно с этим визитом связана особо тщательная подготовка стороны невесты. Попутно с другими приготовлениями в доме невесты определяются лица, которые будут сопровождать молодую в дом жениха. Роль наставницы (къыз женгер къатын) поручается одной из замужних женщин. Определяется и ее свита в составе двух-трех молодых мужчин из числа родственников со стороны отца и матери, чаще всего во главе со старшим зятем. На роль наставницы или покровительницы (къыз женгер къатын), как правило, избирается одна из молодых невесток семьи. Вместе со свитой она несет ответственность перед семьей невесты за соблюдение обычаев, начиная с момента выхода за порог отцовского дома и до финала брачной ночи. При фиктивном умыкании девушку сопровождает юноша из числа ее родственников, кому сама девушка вверяла свои секреты и планы. Он обязан быть при ней до примирения сторон.
В наши дни в назначенный для увоза невесты день в ее доме накрывают столы – раздельно для мужчин, женщин и молодежи. Бывает и специальный стол, за которым должен сидеть жених с двумя-тремя дружками. На столы для мужчин ставят мясные, мучные и овощные блюда, коньяк, водку, шампанское, импортные вина и т. д.
Основные церемонии в доме невесты – это прием свиты жениха и отправка невесты в дом жениха. В доме же жениха, ожидая привода невесты, оборудовали одну из комнат для новобрачных. Такая комната называется «отоу». Она обставлялась как можно более нарядно.
Перед свадьбой молодежь оформляет свадебный флаг (той байракъ). С этим знаменем отправлялась за невестой свита жениха (киеу жёнгер). Экипировка и поведение поезжан должны подчеркивать торжественность события. В качестве семейного флага используется дорогой ковер. Свадебные флаги по прибытии в дом невесты сдавались доверенному лицу, который возвращал их перед увозом невесты. В доме невесты иногда допускался обмен семейными флагами. Свита, отправляющаяся за невестой, везла къоз бёрк в ее дом. Къоз бёрк, как и юй байракъ, оказывался в центре внимания. Чем богаче и краше убирались эти ритуальные символы, тем больше похвал заслуживали их оформительницы, а вместе с тем вся родня жениха. Къоз бёрк – знак особой чести, оказываемый невесте.
В доме жениха за день-два до привоза невесты, как и в доме последней, происходит распределение ролей: назначается распорядитель свадьбы (той баш) главный над продовольственной частью (той ашны таматасы), обслуживающий персонал (шапала). Параллельно с подготовкой к пиршеству комплектуется состав свиты жениха (киеу жёнгер).
Перед отправлением за невестой один или двое из друзей жениха собирают со всех присутствующих мужчин деньги, называемые киеу дженгер ахча. По заведенному обычаю, взносы родственников и близких друзей бывают более солидные. Некоторые из участников церемонии как бы соревновались в том, кто больше выложит денег. Часть собранных денег или же всю сумму несут затем родителям невесты.
Во главе свадебного кортежа легковых машин следует та, в которую должны посадить невесту. В наши дни особым шиком считается составить кортеж автомобилей из иностранных моделей. Машина, где должна ехать невеста, украшается особенно богато. На ее капоте укрепляют ковер фабричного производства или дорогое шелковое покрывало. В городе сейчас она красиво оформляется цветами. К остальным машинам свадебного поезда прикрепляют также различные предметы: плюшевый ковер, парчовые отрезы, покрывала, шелковые платки. Сейчас вместо этого нередко используют цветы и ленты. Во время короткого застолья и танцев сторона невесты старается всячески потешаться над поезжанами: юноши и девушки норовят незаметно что-либо подвесить к их одежде, заманить кого-либо в укромное помещение и объявить о потерявшемся члене свиты, а потом потребовать «выкуп» за его освобождение и т. п.
Несколько девушек-родственниц и подружек невесты с целью знакомства с женихом заходят парами в комнату, где он сидит. При себе обычно жених имеет подарки, которые получают девушки за честь, оказанную ими зятю своим посещением. Значимым моментом традиционной свадьбы был специальный ритуал – знакомство зятя со старшими родственниками невесты. Он выполняется до сих пор, сопровождаемый элементами некоторой импровизации. В теплое время года во дворе, а в непогоду – в доме собираются пожилые мужчины и женщины, которые сидят на скамьях. Группа молодых людей из свиты жениха приводит его, сопровождая свой ход песней «Орайда». Жених оказывается как бы в кругу. И в этот момент начинается «охота» за шапкой жениха. Тот, кому удается снять шапку с жениха, может потребовать за нее выкуп. Этот момент вызывает общее оживление молодежи. Для группы жениха устраивают всевозможные испытания, чтобы проверить их умение выйти из любой ситуации, демонстрируя юмор и находчивость. Весьма сложным оказывается поднять «кубок зятя» (киеу аякъ). На низком столике стоит чаша (гоппан), наполненная водкой (раньше – обязательно бузой) или чаще – коктейлем из разных алкогольных напитков. Главный в группе обязан поднять эту чашу или поручить кому-то более ловкому сделать это, не расплескав содержимого. Исполнитель обряда отпивает первый глоток и передает стоящему справа. Таким образом чаша идет по кругу. Жениха подводят к старикам, и он со смущенным видом поочередно здоровается с сидящими, а затем возвращается к своему месту в окружении сопровождавших его молодых людей. В доме невесты пиршество особо не затягивается.
Дверь в комнату, где наряжают невесту, закрывают до момента ее вывода. Чтобы забрать ее из этой комнаты, необходимо дать выкуп, называемый «за снятие девушки с подушки» (къыз жастыкъдан тюшген). Под песню «Орайда» и звуки гармоники невесту выводят во двор и тут же сажают ее в автомобиль. С нею рядом по правую руку садится наставница, а по левую – сестра или сноха жениха. Кроме того, с невестой находится кто-либо из ее родственников-мужчин (къыз нёгер жаш). В наши дни жених вместе со своими дружками едет в отдельной машине. За ними следуют и все остальные. С развернутыми свадебными флагами красочный кортеж теперь направляется в обратный путь – к дому жениха.
Возвращение свадебного поезда с невестой всегда вызывает всеобщее оживление собравшихся. Сегодня свадебная процессия, прежде чем завернуть в дом жениха, очень часто направляется к месту торжественной регистрации. Это стало входить в традицию городских свадеб. Торжественный момент сопровождается всеми соответствующими атрибутами: музыкой, шампанским, обменом кольцами, фотографиями на память. Вошло в моду и снятие свадеб на видеопленку. После всех церемоний и торжественной регистрации кортеж въезжает в населенный пункт, где живет жених. О прибытии его и пути следования можно догадаться по продолжительным сигналам автомобилей и декоративному убранству машин. Так, «киеу женгер» возвращается с невестой в дом жениха, где идут торжества.
Свадебные обряды балкарцев имеют сходство с обрядами соседних народов, но обнаруживается полная идентичность только с карачаевцами.
В большинстве случаев и сейчас жених в первый день торжеств скрывается с друзьями в «другом доме» (болуш юй), находясь там до наступления темноты. На некоторых свадьбах жених остается у себя дома, но старается не попадаться на глаза близким, особенно старшего поколения, чаще находясь в отдельной комнате. На городских свадьбах иногда жениха можно увидеть в кругу гостей-сверстников в одной комнате с невестой, но никогда он не сидит рядом с ней. На сельских свадьбах жених и невеста в общем застолье и веселье участвуют исключительно редко.
Невеста в первые дни пребывания в доме жениха находится в комнате для новобрачных; по давней традиции она должна стоять в углу, отгороженном ширмой, не снимая с головы платка или шарфа. К невесте бывает приставлена женщина – золовка или другая близкая родственница жениха в качестве «дигизы». В старинной свадьбе роль дигизы выполняла женщина-наставница, прибывшая с ней. Она оставалась в доме жениха иногда до года (особенно если невеста была знатного происхождения), пока подопечная не освоится в новой семье. Перед возвращением домой дигиза устраивала почетное угощение. Возвращалась она к себе домой с почестями и дорогими подарками.
В свадебных обрядах особое отношение проявляется к добрачному целомудрию невесты. В редких случаях перед женщинами принято устраивать освидетельствование невинности невесты. Однако излишнее внимание к этому факту не допускается.
В современной балкарской свадьбе более сжаты сроки исполнения основных обрядов. Из-за объективных причин промежутки между обрядами могут быть иногда и растянуты, чтобы лучше подготовиться, так как много хлопот доставляет семье невесты комплектование подарков (сый), а семье жениха – подготовка к церемонии приема родителей невесты. Этот прием (раньше это был самостоятельный обряд) оказывается важным моментом семейно-свадебного ритуала, так как с ним совмещается церемония ввода невестки в «большой дом» (келинни юйге кийиреен, келинни баш ауун алгъан). Смысл ритуала – приобщение невестки к очагу новой семьи. «Большой дом» и очаг символически считались организующим центром жизни семьи, дающим семейному коллективу ориентир этических и морально-нравственных ценностей. Помимо сказанного выше, ритуал «келинни баш ауун алгъан» сопровождался передачей многочисленных подарков родственникам жениха.
Умеренность в пище и питье, учтивость и корректность к тамаде и сотоварищам по столу считаются главными добродетелями горца за столом. Напротив, чье-либо опьянение, как и непослушание старшему за столом,- позор для всех присутствующих.
Соблюдается застольный этикет – выбор тамады, традиционные тосты, подношение старшему в знак особого почитания правой половины головы жертвенного барана и т. д.
В современном мире идет унификация свадебных институтов. Тенденция к этому проявляется и в балкарской свадебной обрядности. И все же многие обряды не исчезают из жизни, делая балкарскую свадьбу неповторимой частью традиционной культуры народа.
Заключение
Современная свадьба создана на основе старинной.
Балкарцы и карачаевцы сохраняют традиционный свадебный обряд, который приемлем и в наши дни, за исключением отдельных его ритуалов.
В современной свадьбе сохранились функции сватов и дружков жениха, роль тамады, ореховая шапка, знамя жениха, национальное платье невесты, срывание шапки с головы жениха, народные танцы игры, национальные блюда. Из материальной и духовной культуры самыми устойчивыми оказались пища и танцы, которые украшают современную свадьбу.. Наряду с национальными блюдами, такими, как сохта, жёрме, шашлык, вареное мясо, шорпа, хычины, айран, тузлук, на свадебный стол подают котлеты, гуляш, тефтели, пельмени, манты, хинкали, торты, конфеты, халву, печенье, соки, газированные воды и т. д. На свадьбе исполняются не только кавказские, но и современные танцы. Гостями на свадьбе бывают люди разных национальностей. Если в деревне свадьбу организуют традиционно в своем доме, то в городе-в кафе, ресторане. Жених и невеста могут сидеть за свадебным столом со всеми гостями. Современная свадьба проходит весьма торжественно, ярко, эмоционально, сохраняя традиции и ритуалы.
Глубокое изучение старинного и современного карачаево-балкарского свадебного обряда является важным источником этнографии и имеет огромное значение для воспитания молодежи и сохранения традиций и обычаев народа.
Литература
1. М.Ч. Кудаев «Карачаево- балкарский свадебный обряд.», Нальчик,1988.
. Новое и традиционное в культуре и быте кабардинцев и балкарцев, Нальчик, 1986.
. Кучмезова М.Ч., Соционормативная культура балкарцев: традиции и современность, Нальчик, 2003.
. Свадебная обрядность у народов Карачаево-Черкесии: традиционное и новое. Черкесск, 1988.
. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа, М., 1983.