- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 431,09 Кб
Свято-Троицкий Храм г. Балаково
Министерство образования и науки РФ
Саратовский государственный технический университет
Реферат на тему
«Свято-Троицкий Храм г. Балаково»
Саратов
год
Оглавление
История Свято-Троицкого храма
Биография Епископа Покровского
Описание по фильму, посвященному Московскому Кремлю
Список используемой литературы
История Свято-Троицкого храма г. Балаково
Г. Балаково был основан в 1762 г. старообрядцами, которым Манифестом Екатерины II было позволено вернуться из-за рубежа, куда они во множестве бежали от преследований властей, и заселить обширные и пустынные степи Заволжья.
С тех пор там формировались старообрядческие общины. Но строительство каменного храма в Балаково стало возможным только в 1905 г. после Манифеста императора Николая II «О веротерпимости». До этого каменные церкви старообрядцам строить не разрешалось. В короткий период в Балаково происходит становление старообрядческого храма. Заботу о его строительстве взял на себя староста Белокриницкой общины, влиятельный и богатый купец, хлеботорговец и крупный благотворитель, Анисим Михайлович Мальцев. Он задумал построить в Балаково церковь, не похожую ни на одну во всей России. Но, подсчитав свои капиталы, понял, что это даже ему не под силу, – нужны были колоссальные средства. Тогда был брошен клич по всей Волге, и необходимые деньги были собраны.
В 1908 г. Московское архитектурное общество организовало конкурс имени А.М. Мальцева на создание проекта балаковского храма, в состав жюри которого вошли известные архитекторы того времени. На выставке конкурсных проектов были представлены 34 работы из Москвы, Петербурга, провинции и даже из-за границы. При проектировании нового храма главным условием для всех участников конкурса было использование образцов древнерусского зодчества до 17 в.
Но ни один из проектов полностью не устроил Мальцева, и он обратился к председателю жюри, архитектору Федору Осиповичу Шехтелю. Он работал над такими архитектурными памятниками, как особняк М. Горького и Ярославский вокзал в Москве, Русские выставочные павильоны в Париже и Глазго, десятки домов в Ростове-на-Дону, Таганроге, Нижнем Новгороде, а также в Саратове, где прошло детство Шехтеля. Этот архитектор был в числе непосредственных создателей нового направления в архитектуре в России под названием «модерн». Именно в стиле модерн, в его неорусском направлении и был построен балаковский Троицкий храм.
Шехтель предложил проект храма на 1200 мест молящихся с колокольней, просвирней и оградой. Церковь с мощным восьмигранным шатром напоминала древнерусские шатровые храмы дониконовской Руси. И по внешнему, и внутреннему убранству он мог соперничать с самыми знаменитыми соборами России.
В 1910 г. началось строительство храма. Ф. Шехтель несколько раз приезжал в Балаково, чтобы контролировать ход строительства. В краеведческом музее г. Балаково хранятся фотографии, сделанные на разных этапах строительства храма, а в Государственном архиве Самарской области – чертежи и эскизы храма, выполненные самим мастером. Необычность архитектурного облика храма и оригинальность его конструкции широко отмечались в прессе того времени.
Вот что писали о храме в газете «Саратовский листок» от 11 сентября 1913 г.: «В архитектурном отношении церковь очень красива и оригинальна, а главное, производит впечатление необыкновенной прочности, как будто высечена из целого камня. Для любителей старины тут будет немало интересного, и нет сомнения, когда церковь окончится постройкой, то многие будут приезжать, чтобы осмотреть это чудо архитектуры и древнего благочестия». Журнал «Зодчий» в 1911 г. поместил заметку о строительстве церкви Ф. Шехтеля в селе Балаково. В.Я. Курбатов писал: «Церковь в Самарской губернии (г. Балаково до 1928 г. относился к Самарской губернии – ред.) поражает искусно решенной задачей шатрового перекрытия большой площади».
Строительство храма было завершено к осени 1912 г. – в октябре подняли 17 колоколов. Кстати, колокола были одной из особенностей Мальцевской церкви. Они не обладали большой звучностью, но по мелодичности были уникальными. Колокола лили открыто на площади, а через газеты приглашали желающих при этом присутствовать. Во время литья верующие бросали в расплавленный металл серебряные, золотые и даже платиновые украшения. И это придавало колоколам особую гармонию и чистоту звучания.
Когда именно в храме был установлен иконостас, неизвестно. Есть лишь сведения, что он был пятиярусным, обитым басмой. В нем было 73 больших иконы и 45 маленьких. Особенность храма – мозаичные панно выполненные по эскизам И.О. Чирикова в знаменитой петербургской мастерской В.А. Фролова: Троица – над западными вратами (главным входом), икона Божией Матери «Знамение» над северными и Нерукотворенный образ Спасителя над южными. В начале 20 в. мастерская Фролова была одной из ведущих мозаичных школ. Из рук мастеров выходили величайшие шедевры, воссоздать которые современным мозаичникам уже не под силу.
Разорение и возрождение
Храм освятили, но его спокойное существование продлилось всего несколько лет. Начиная с 1919 г., большевики начинают изымать из храма церковное имущество: серебряную утварь, канделябры, лампады, иконы, сусальное золото с главок.
В 1930 г. одновременно с разрушением всех церквей города разрушили шатры центрального объема и колокольни Троицкого храма. В 1931 г. храм переделали под драматический театр. Были разрушены и алтари, а на месте главного, Троицкого, построили сцену. Кокошник над главным входом вместе с мозаичной иконой Пресвятой Троицы был срублен. Неоднократно предпринимались попытки закрасить икону Спаса Нерукотворного, но на каждую Пасху краска осыпалась, и лик Иисуса Христа появлялся вновь. Другая же икона, «Знамение», после перестройки здания оказалась в недоступном для обозрения месте и поэтому дошла до наших дней неповрежденной.
Чего только не располагалось за годы безбожия в здании церкви – склад, народный театр, клуб дизелестроителей, городской отдел регистрации браков. Долго стоял обезглавленный, без крестов, высоких шатров и сияющих мозаик, оскверненный и обезображенный храм Святой Троицы. Но стоял как твердыня, уцелевшая в огне, и как немой укор тем, кто предал веру своих отцов.
После долгих лет запустения только в 1989 г., храм был передан Русской Православной Церкви. С первых же дней началась его активная реставрация, и в течение срока более 20 лет был восстановлен первозданный вид храма. Он был признан памятником архитектуры федерального значения, но его восстановление оказалось многотрудным делом, в котором были задействованы Саратовская епархия, администрация Балаково, архитекторы, инженеры и жители города.
И теперь, глядя на Свято-Троицкий храм г. Балаково, на это поистине высокое произведение русского зодчества, понимаешь, что этот храм построен во славу Единого Бога – в Троице прославляемого Отца и Сына и Святого Духа.
Биография Епископа Покровского
Родился 5 июля 1976 г. в Москве. Крещен в младенчестве
В 1993 г. окончил Московский технический лицей № 1.
В 1993-1997 гг. обучался в Московском государственном технологическом университете «Станкин» на факультете информационных технологий по специальности «Системы автоматизированного проектирования». Присуждена степень бакалавра техники и технологий по направлению «Автоматизация и управление».
В 1997 г. поступил послушником на московское подворье Троице-Сергиевой лавры. В 1998 г. принят в число братии Троице-Сергиевой лавры.
В 1998-2002 гг. обучался на заочном секторе Московской духовной семинарии.
апреля 1999 г. на московском подворье Троице-Сергиевой лавры игуменом Лонгином (Корчагиным) пострижен в монашество с именем Пахомий в честь преподобного Пахомия Великого.
июля 2000 г. в храме Всех святых на Соколе г. Москвы архиепископом Бронницким Тихоном рукоположен в сан иеродиакона.
В 2003 г. переведен в Саратовскую епархию. 28 августа 2003 г. в соборе Сошествия Святого Духа г. Саратова епископом Саратовским и Вольским Лонгином рукоположен в сан иеромонаха.
С 29 августа 2003 г. служил в Архиерейском храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».
декабря 2003 г. назначен экономом, 23 января 2004 г. – настоятелем Свято-Троицкого собора г. Саратова
января 2006 г. назначен председателем архитектурно-реставрационного отдела Саратовской епархии.
апреля 2007 г. возведен в сан игумена.
апреля 2011 г. удостоен права ношения палицы.
В 2005-2011 гг. являлся духовником Саратовского регионального общества трезвости и здоровья. С 2007 г. – преподаватель в Саратовской духовной семинарии. С 2007 г. – член Президиума регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В 2008-2010 гг. – член Общественной палаты Саратовской области.
Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 136) избран епископом Покровским и Николаевским.
октября 2011 г. возведен в сан архимандрита.
декабря 2011 г. в Патриарших покоях кафедрального соборного Храма Христа Спасителя состоялось наречение архимандрита Пахомия во епископа Покровского.
декабря 2011 г. за Божественной литургией в Николо-Угрешском монастыре Святейший Патриарх Кирилл возглавил архиерейскую хиротонию архимандрита Пахомия.
Описание по фильму, посвященному Московскому Кремлю
Фильм повествует о московском кремле, его святой сущности и об истории данного памятника истории России. Также, в фильме описаны известные и почитаемые святыни московского кремля. За стенами кремля, а также на его площадях находятся знаменитые соборы:
Успенский собор
Благовещенский собор
Архангельский собор
Колокольня Ивана Великого
Храм Положения ризы Божией Матери во Влахерне
Патриарший дворец и собор Двенадцати Апостолов
Верхоспасский собор
Покровский собор (Собор Василия Блаженного)(находится на Красной площади).
В фильме особое внимание уделяется история соборам, самому кремлю на протяжении от его создания до современной реставрации, основным священнослужителям, а также тому, как Кремлёвские святыни и соборы помогали переживать разные событиям гражданам Москвы, приезжим из других городов и т.д. Кремль Москвы имеет огромное значение для истории как города, так и всей страны. Также, в фильме называются утраченные (разоренные или сожжённые, перестроенные ли уничтоженные) постройки монастырей, церквей и памятников.
В фильме упоминается образ и икона святой Богородицы. Образ Богородицы в русском искусстве занимает совершенно особое место. С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа. Одна из первых церквей в Киеве – Десятинная, построенная еще при князе Владимире, была посвящена Богородице. В XII веке князь Андрей Боголюбский ввел в русский церковный календарь новый праздник – Покров Пресвятой Богородицы, ознаменовав тем самым идею покровительства Божьей Матери русской земле. Затем в XIV веке миссию града Богородицы возьмет на себя Москва и Успенский собор в Кремле будут именовать Домом Богородицы. Фактически с этого времени Русь осознает себя посвященной Деве Марии.
Этот дар символизировал глубокое преемство двух культур – византийской и русской и теснейшую духовную связь двух миров – греческого и славянского. Из Киева икону перенес в новую столицу – Владимир – князь Андрей Боголюбский. С возвышением Москвы в конце XIV века святыня перемещается в новый духовный и политический центр. Московский Успенский собор с тех пор называют Домом Богородицы, но за самой иконой закрепляется наименование "Владимирской".
Торжественная встреча иконы описана в летописях, в память о ней введен праздник Сретения Владимирской иконы Божьей Матери, на месте, где москвичи во главе с митрополитом Киприаном встречали чудотворную икону, основан Сретенский монастырь, а улица, по которой двигалась процессия со святыней, получила название Сретенка. В 1395 г. вся Москва молилась перед Владимирской иконой о спасении Москвы от страшного нашествия Тамерлана и Божья Матерь отвела 6еду. В 1480 г. Заступница поворачивает войска хана Ахмата от границ Руси. Река Угра, где стояли войска Ахмата, получила в народе название Пояса Богородицы, именно здесь, по преданию, явилась хану Сияющая Дева и повелела покинуть русские пределы. В 1591 г. вновь россияне прибегают к заступничеству Пречистой, в этот год приступает к Москве Казы-Гирей.
Тогда москвичи молились перед иконами Владимирской и Донской. И вновь Бог даровал победу. В дни смуты и интервенции начала XVII века войска народного ополчения борются не просто за Москву и Кремль, но за свою национальную святыню. В ранних летописных источниках победа над интервентами приписывается Владимирской, а не Казанской иконе Божьей Матери.
Данный фильм является хорошим документальным источником для изучения истории Кремля, его святынь. Смотрится легко, интересно. По фильму видно, как много значило для русских вера в Бога и хранение, почитание данных святынь.
Список использованной литературы
собор икона кремль храм
1. Официальный сайт Свято-Троицкого храма г. Балаково http://pravpokrov.ru/eparchy/map/?SECTION_ID=42&ecclesia=Y&ChurchID=73
. Биография Епископа Покровского http://pravpokrov.ru/eparchy/clergy/detail.php?ELEMENT_ID=453
. История архитектурных памятников г. Балаково://www.balkray.ru/arh/hram.html