- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 8,09 Кб
Суфизм. Общие характеристики
Введение
Суфизм или тасаввуф – мистическое направление ислама, проповедующее аскетизм, духовность, в своей философии выработавшее концепции «соединения с Абсолютом» и «эманации». Целью учения является воспитание «совершенного человека», который сумел возвысится над мирской суетой и соединиться с Истиной.
Суфизм. Основные характеристики
Этимология термина
«Прекрасно имя, если имя это
Нам открывает существо предмета,
Как дверь. Когда ж названье – как стена,
То может вспыхнуть среди нас война,
Поскольку, в звуке видя господина,
Уходим мы от сущности единой!»
Джалаладдин Руми
Считается, что слово «тасаввуф» или «суфий» стало употребляться мусульманами уже через полтора века после смерти пророка Мухаммеда, почти также стары споры о происхождении термина, непрекращающиеся до сих пор.
Наиболее распространенная версия связывает слово «суфий» с арабским «суф» (шерсть), поскольку первые исламские мистики-аскеты носили одежду из грубой шерсти, иногда смешанной с лошадиным или верблюжьим волосом.
Существует вариант происхождения термина от слова «саф» (линия, ряд), для обозначения тех, кто ступает в авангарде по Пути Истины. Этимология слова возводится также к арабскому «сафа» (чистота), что отсылает нас к совершаемым мусульманами ритуальным омовениям. Многие считают, что термин происходит от греческого «софия» (мудрость).
На начальном этапе формирования суфизма термина этого не существовало, вместо него использовались «зухд» (аскетизм) или «абид» (богомолец). Суфий Х века Абу аль-Хасан Фушанджи говорил: «В наше время тасаввуф это название без реальности, но когда-то он был реальностью без названия».
Краткая история течения
Несмотря на то, что слово «тасаввуф» в Коране не упоминается, основы суфизма были положены самим пророком Мухаммедом, который, согласно традиции, вел аскетичный образ жизни, проводил большую часть времени в молитве и передал своим Попутчикам два вида знания: экзотерическое, которое те в свою очередь передали народу, и эзотерическое.
К VIII веку ислам начал отчетливо разделяться на несколько частей. Сунниты и шииты боролись за власть, а некоторые арабы вернулись к доисламским верованиям. Примерно в то же время начинает оформляться суфизм. К середине VIII – началу IX века появляется термин «тасаввуф» и формируется суфийская терминология. К течению примыкают беднейшие представители мусульманской общины, чтецы Корана, собиратели хадисов и часть христианского населения, принявшего ислам.
Суфийские учения изначально были антропоцентрическими и характеризовались вниманием личному переживанию и внутреннему осознанию религиозных истин. Знаменитый поэт XIII века, суфий ДжалаладдинРуми, говоря о разных способах истолкования стиха Корана, в котором Аллах говорит: «И вот сделали Мы этот дом сборищем для людей и надежным местом: «И возьмите себе место Ибрахима местом моления» (Коран 2:125), отмечает что существуют как люди толкующие слово «дом» как Каабу в Мекке, что «совершенно верно и безупречно», но толковать его можно и в духовном смысле (т.е. так как это делают суфии). Румиутверждает что «дом» – внутренний мир, который суфии стремятся очистить от мирских желаний и искушений.
Овладение теорией и практикой суфизма без руководства наставника было невозможно. Передача знания осуществлялась в процессе длительного обучения, по окончании которого учитель вручал новоиспеченному проповеднику суфийское рубище.
Несмотря на недоброжелательное отношение религиозных авторитетов, в XII -XIII столетиях суфизм переживает период, называемый Золотым веком. Именно тогда жили Джалалиддин Руми и Мухиддин Ибн Араби, творчество которых и поныне оказывает влияние на суфийскую философию. Тогда же наблюдается расцвет персидской поэзии как средства распространения учения.
К XIV веку суфизм становится составной частью ислама, его философия достигает наивысшего расцвета, но не задерживается в этом положение и в скором времени демонстрирует иссякание творческой потенции. Возможно причиной тому явилось то, что увеличение числа последователей течения привелок бюрократизации его институтов, верхушка братств стала зависеть от правящих кругов, а бесконечная полемика с суннитами о выбранной концепции не могла быть плодотворной и, в конечном итоге, этой концепции не соответствовала. Однако, эта ситуация привела к отделению от братств отдельных личностей, недовольных формой, которую приняло учение. Став дервишами, не связанными с каким-либо братством, эти люди возродили традицию мистико-аскетического движения.
В начале ХХ века, в связи с изменениями в культурной жизни и стремлением правительства к усилению своего влияния, суфизм начал подвергаться осуждению в большинстве арабских стран. Сегодня суфизм запрещен в ряде мусульманских стран, где тем не менее продолжают действовать его тарикаты (братства). Одним из самых известных является тарикатМелеви или Орден вертящихся дервишей, основанный Руми в городе Конья (Турция). Братство отличается практикой ритуального танца, во время которого дервиши кружатся каждый вокруг своей оси, а также вокруг шейха и других дервишей. Этот танец призван обеспечить единение с Богом.
Символика
Суфийские поэты оставили богатейшее наследие символической поэзии, несколько примеров из которой мы приведем вместе с кратким словарем основных значений.
Один из классических мотивов в творчестве поэтов-суфиев – капля воды соединившаяся с океаном, как метафора возвращения человеческой души к своему Истоку.Идеалом является чистая, драгоценная, навсегда соединенная с океаном капля – жемчужина.
Перенеся лишенья, ты станешь вольной птицей.
А капля станет перлом в жемчужнице-темнице.
Раздашь свое богатство – оно к тебе вернется.
Коль чаша опустеет – тебе дадут напиться.
Омар Хайям
Суфии пытались достичь особенного состояния сознания, которое позволило бы им приблизиться к Божественному и противопоставляли это состояние, находящееся за пределами понимания людей, обычной трезвости. В качестве метафоры в таких случаях выступало алкогольное опьянение, хотя употребление спиртных напитков и наркотических веществ крайне не приветствовалось в суфизме. Пьяница как символ – экстатичный суфий.
Благородство страданием, друг, рождено,
Стать жемчужиной – всякой ли капле дано?
Можешь все потерять, сбереги только душу, –
Чаша снова наполнится, было б вино.
Омар Хайям
Значения некоторых символов нам известны благодаря комментариям, которые Ибн Араби, исламский богослов, представитель и теоретик суфизма, был вынужден составить к своим стихам, после обвинения в безнравственности.
Любовь суфия к божественной сущности олицетворяется образом Возлюбленной. Лицо/щека – лицо Бога, скрываемое локонами – миром множества над ликом Единства. Родинка – Единство Знания, символируемое точкой. Благоухание – благословение.
Из-за томной, стыдливой и скромной я тягостно болен.
Стонут голуби горько в полете крутом и прощальном;
Их печали меня навсегда оставляют печальным.
Мне дороже всего это личико с мягким овалом,
Среди прочих красавиц сокрыто оно покрывалом.
Было время, глядел я влюбленно на это светило,
Но оно закатилось, и душу печаль помутила.
Ибн Араби
Основной персонаж суфийских притч – Ходжа Насреддин, ведущий себя порой как безумец, попадающий в анекдотические ситуации. Однако, Насреддин, являющий собой образец суфийского «святого» не стремится быть понятым и соответствовать обычным представлениям о поведении религиозного человека.
Наиболее известные суфии
В истории суфизма множество ярких личностей и интересных биографий. Однако, мы перечислим здесь лишь несколько известных широкой публике следователей течения.
Возглавляет этот список как для соблюдения хронологического порядка, так и по степени известности, персидский философ, астроном, математик и поэт Омар Хайям (1048 – 1131). Хайям знаменит в первую очередь как выдающийся ученый, известный, ко всему прочему, созданием более точного, по сравнению с европейским, календаря. Также всему миру хорошо известны его стихотворные афоризмы – рубаи. Однако, большинство, подписанных сейчас его именем произведений, было приписаны Хайяму поэтами следующих поколений из страха быть обвиненными в богохульстве. На данный момент определить которые из рубаи написаны самим Хайямом представляется невозможным.
Джалаладдин Руми (1207 – 1273) – знаменитейший персидский поэт-суфий, называвший свою концепцию «поклонением Сердцу». Будучи уже знаменитым, Руми избрал своим наставником никому неизвестного дервиша Шамса, которого из ревности убили ученики поэта. Скорбь Руми выразилась в проникновенных, пронизанных пантеистическим духом газелях, представив их как вложенные ему в уста Шамсом, слившимся с Богом. Руми подписал газели именем своего наставника, соединив их в «Диване ШамсаТебризи». суфизм поэзия хайям
Хазрат Инайят Хан (1882 – 1927) – музыкант и философ, способствовавший распространению суфизма на Западе и в России, автор множества книг о суфизме. В Москве у Инайят Хана родилась дочь Нур, впоследствии замученная в концлагере Дахау как английская разведчица.
Заключение
Суфизм в настоящем его состоянии представляется крайне неоднородным. Гибкость и подверженность влияниям не раз за историю суфизма становились причинами выбора его в качестве идеологии движений, прямо противоположных характеру его первоначального учения. Под прикрытием суфизма стали действовать общины «крайнего толка», что исказило в глазах большого количества людей представление о нем.
Тем не менее, в настоящее время, для составления собственной картины развития суфизма, кроме многочисленных исследований мы имеем перед собой богатейшее наследие философской и поэтической литературы этого течения.
Список литературы
Балдок, Джон. Суфизм. Традиции. Основы. Учения / Джон Балдок. – М.: ИПЛ, 2015. – 240 с.
Брагинский И. Иранское литературное наследие. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1984. – 294 с.
Инайят Хан, Хазрат. Философия, психология, мистицизм. Сборник. – М.: Сфера, 2012. – 320 с.
Руми, Джалаладдин. Дорога превращений :суфийские притчи / ДжалаладдинРуми ; сост., пер. [фарси], религиоз. филос. коммент. Дмитрия Щедровицкого ;этико психолог. коммент. Марка Хаткевича. – М. : Оклик, 2007. – 380 с.
Хайям, Омар. Рубайят / Под ред. В.П. Бутромеева, В.В. Бутромеева. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 448 с.
Шиммель, Аннемари . Мир исламского мистицизма / Пер. с англ. Н.И. Пригариной, А.С. Рапопорт.2-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Садра», 2012. – 536 с.