- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 35,08 Кб
Суперстудии и независимые кинокомпании
Курсовой проект
на тему «Суперстудии и независимые кинокомпании»
Оглавление
Введение
Глава 1. Студии в сфере киноискусства
.1 Понятие и виды киностудий
.2 Суперстудии
.3 Независимые кинокомпании
Глава 2. Зарубежный опыт суперстудий и независимых компаний
.1 Суперстудии Голливуда
.2 Независимое кино США
.3 Экономические показатели деятельности суперстудий Голливуда
Глава 3. Российские крупнейшие студии и независимые компании
.1 Крупнейшие киностудии России
.2 Российские «независимые» кинокомпании в конце ХХ века
Заключение
Список литературы
Введение
Влияние кинематографа на культуру и искусство бесспорно велико, высказываются даже предположения о значимости влияния кинематографа на политику и экономику. Во многих странах киноиндустрия является значимой отраслью экономики. Производство кинофильмов сосредоточено на киностудиях. Фильмы демонстрируются в кинотеатрах, по телевидению, распространяются «на видео» в форме видеокассет и видеодисков, а с появлением скоростного интернета стало очень популярным скачивание кинофильмов в форме видеофайлов.
Актуальность темы курсового проекта заключается в том, что в настоящее время мир современного кино захлестнули суперстудии, так называемые мэйджоры, а система производства кинофильмов сосредоточена на извлечении гигантских прибылей, позабыв о моральной и эстетической ценности кинематографа в целом.
Мэйджоры все время взаимодействуют с мини-суперстудиями – независимыми компаниями, у которых порой «подхватывают» совсем законченные картины, организуя и финансируя стратегию и тактику их продвижения в своей системе проката. Это соответствует реальному положению дел: руководство кинематографом переходит к финансистам-конгломератам, штаб-квартиры которых могут находиться уже не в Голливуде, а, скорее, в Нью-Йорке или Атланте. Там принимаются многомиллиардные решения, создаются сложные схемы финансирования мегапроектов, ведутся маркетинговые исследования рынков, переговоры по предпродажам на вторичные рынки, определяется стратегия национального и мирового проката.
Цель курсовой работы – выполнение исследования современных суперстудий и независимого кинематографа на примере зарубежного (Голливуд) и отечественного опыта.
Объектом исследования являются суперстудии и независимое кино, а предметом работы – их деятельность в сфере кино и фильмопроизводства, а так же непосредственное взаимодействие друг с другом.
Главными задачами выполнения курсового проекта стали:
·Изучение сущности киностудии, ее функций и видов;
·Рассмотрение понятия суперстудии, их главных целей и задач, а так же независимых кинокомпаний;
·Анализ главных суперстудий Голливуда и их противоположностей – независимых кинокомпаний, их истории и современного состояния;
·Обзор современных крупнейших киностудий России, а так же независимого отечественного кинематографа.
Глава 1. Студии в сфере киноискусства
.1 Понятие и виды киностудий
Киностудия (от kino и итал. studio – изучение; комната для занятий) – организация, предоставляющая технические и иные средства, необходимые для снятия кинофильма.
Современная киностудия представляет собой сложный производственный организм, в котором сочетаются художественно-творческие и производственно-технические процессы.[1]
Едва ли можно найти другое предприятие, где были бы собраны столь разнообразные виды работ. Прежде всего само искусство кино представляет собою синтез многих различных искусств. Поэтому сценарно-редакторский отдел киностудии можно сравнить с редакцией литературного журнала, актерский отдел – с труппой театра, а работа кинорежиссеров, художников, композиторов, кинооператоров и звукооператоров во многом перекликается с театром, радиовещанием, телевидением.[4]
Точно так же и техника кинематографа – сложнейшее сочетание самых разнообразных отраслей техники. Так, в съемочной технике используются достижения точной механики, оптики и телевидения, звуковая техника связана с акустикой и радиоэлектроникой, осветительная техника – со светотехникой, электротехникой и телемеханикой, обработка кинопленок-с тонкой химической технологией, сенситометрией и автоматикой, декорационное дело-с техникой строительства и переработкой пластмасс, с деревообработкой и архитектурой, работы костюмерных и гримерных цехов – с технологией бытового обслуживания, швейной и парфюмерной промышленности, ремонт и изготовление оборудования для съемок – со всеми видами металлообработки, электрохозяйство – с электромеханикой и техникой полупроводников, пиротехника – с оружейным и взрывным делом, производством боеприпасов, а техника монтажа кинофильмов стоит на пороге внедрения кибернетики.[4]
Многие киностудии специализируются на производстве либо художественных (игровых или мультипликационных), либо документальных, либо научно-популярных, а также учебных кинофильмов.
Кино не является бизнесом в чистом виде. Кино требует уникального таланта и уникального понимания дела, чтобы удержаться в кинобизнесе. Успешная киностудия должна суметь:
.реорганизоваться так, чтобы свести свои накладные расходы к минимуму
.развить свой «нюх» среди потенциальных авторов на хороший киноматериал;
.привлечь к этому материалу соответствующих авторов;
.дипломатически сохранить финансовый контроль над всей командой одаренных продюсеров, режиссеров, писателей н «звезд», оставаясь с ними в отношениях сотрудничества и взаимопонимания:
.найти оптимального прокатчика, сохранив за собой право на вторичные рынки или хотя бы на их часть.
Наиболее сложным предприятием в отношении технического оснащения, организации производства и структуры является киностудия художественных фильмов.[1]
Для правильной организации производства кинофильмов и успешной работы цехов и отделов киностудии большое значение имеет ее планировка. Наиболее сложны планировочные решения киностудий художественных и научно-популярных фильмов.
Рыночные отношения в системе кинопромышленности регулируются системой договорных отношений, определяющих взаимные обязательства участников, условия передачи и продажи прав на интеллектуальную собственность, размеры гонораров и распределение доходов от проката фильма. Гильдии режиссеров, сценаристов, актеров, продюсеров, профсоюзы технических работников кино совершенствуют договорную систему в соответствии с изменениями в макроэкономике, включая изменения в государственной экономической политике.[4]
В зависимости от характера фильмов различают следующие виды киностудии:
·художественных фильмов,
·документальных фильмов,
·научно-популярных и учебных фильмов,
·мультипликационных фильмов.
Состав киностудии:
·съёмочная группа (режиссёр-постановщик, актеры, художники, операторы, звукооператоры, звукооформители, музыканты, инженерно-технические работники, рабочие, гримёры, монтажёры, специалисты по комбинированным съёмкам;
·сценарный отдел;
·отдел декоративно-технических сооружений,
·цеха съёмочной техники, звукотехнический, светотехнический, комбинированных съёмок, монтажа и обработки фильмов.
кинематограф суперстудия голливуд российский
1.2 Суперстудии
th Century Fox, Paramount Pictures, Warner Brothers, Columbia Pictures, Metro-Goldwyn-Mayer, United Artists, Universal Pictures, Walt Disney Production – знаменитые флагманы американской киноиндустрии времен «золотого века» Голливуда, объединенные в 1922 г. в Ассоциацию кинопродюсеров Америки (Motion Picture Association of America, MPAA), которая многое определяет в киноиндустрии США. Их назвали мэйджорами (majors). Суперстудии держали и по-прежнему держат в руках экономику американского кино. Они не только снимают самые дорогие фильмы – блокбастеры, но и сами владеют этой прокатной системой, являясь крупнейшими прокатчиками своих и чужих фильмов у себя в стране и за рубежом.[4]
Став частью транснациональных промышленных корпораций, суперстудии наполнили киноиндустрию капиталом и привнесли в нее современный бизнес-менеджмент. Они начинали как «фабрики грез», занимавшиеся исключительно производством, прокатом и показом собственных фильмов, а пришли к наднациональной диверсифицированной индустрии конгломератов, для которых кино – лишь часть их большого бизнеса. Родовая черта мощной киноиндустрии сегодня – финансовое и организационное переплетение центров кинопроизводства и гигантов промышленного бизнеса.
История суперстудий – это драматичная история крахов и взлетов, покупок и продаж, слияний и разделений, постепенный выход за пределы кинопроизводства в сферы развлечений, строительства, спорта, издательской деятельности, производства музыкальных записей, сопутствующих товаров, компьютерных игр, пленки и бумаги и дальше – в банковское дело, электронику, авиабизнес. С 1960-х годов началось постепенное включение отдельных секторов киноиндустрии в структуру компаний с «широкой сферой интересов». По остроумному замечанию американского исследователя кино Джеймса Монако, раньше кинематограф в США был индустрией, теперь он становится бизнесом №1. Это означает, что если раньше его хозяева были ориентированы на производство фильмов, то теперь они гораздо больше заинтересованы в производстве денег.
Структурно суперстудии состоят из ряда функциональных отделов. Если попытаться их проранжировать, то одними из важнейших окажутся отдел деловых отношений и отдел проката. Далее следуют отделы рекламы и маркетинга, финансирования, производства.
Как уже говорилось, суперстудии объединены в Ассоциацию кинопродюсеров Америки (МРАА) – некоммерческую организацию, посредством которой они отстаивают свои интересы, проводят исследования, сбор и анализ статистических данных о киноиндустрии. Ассоциация и ее бессменный президент Джек Валенти широко известны в мире не только кинематографистам, но и политикам. В настоящее время в МРАА входят восемь голливудских студий-мэйджоров: Buena Vista, Sony Pictures, Metro-Goldwyn-Mayer, Paramount Pictures, 20th Century Fox, DreamWorks, Universal Pictures, Warner Brothers.[4]
МРАА играет важную роль в регулировании законодательства в области кино, продвижении американских фильмов за рубеж, совершенствовании экранных технологий, системы рейтинга фильмов для разных аудиторий. В последние годы ассоциация осуществляет весьма активную политику в области защиты авторских и имущественных прав своих членов во всем мире. Именно МРАА не раз выступала инициатором серьезных переговоров о неэффективности борьбы с пиратством на просторах СССР и впоследствии в России.
Шлейф истории голливудских мэйджоров – это целые города декораций, мастерские, похожие на строительные комбинаты, костюмерные, напоминающие музеи, цеха по созданию спецэффектов, смахивающие на научные институты, лаборатории по обработке пленки, тон-студии, бесконечные склады реквизита. В период кризиса 1950-1960-х годов суперстудии спешили распродать свое имущество и землю, чтобы спастись от банкротства. Или сдавали производственные мощности оживившимся и осмелевшим независимым кинокомпаниям, у которых не было ничего, кроме сценарных идей и желания снимать кино. Кризис научил: вместо того чтобы лежать на бюджете каждого фильма грузом накладных расходов, все это хозяйство должно работать.[3]
Когда в начале 1970-х годов кризис миновал и мэйджоры нашли общий язык с «независимыми», собственность так или иначе снова вернулась к прежним владельцам.
Уолт Дисней открыл «золотую жилу» на отработанных материалах кинопроизводства. Он воссоздал мир своих сказок в виде парка детских развлечений – великолепного Диснейленда, вечного праздника для миллионов посетителей. Вместо того чтобы сжигать использованные декорации, Warner Brothers, Paramount и другие суперстудии тоже стали создавать такие же фантастические миры с аттракционами, искусственными озерами, подземным царством призраков, населенные персонажами известных фильмов.[9]
Важным источником дохода суперстудий были и остаются их фильмы, их фильмофонд. При бурном развитии вторичных рынков представление о том, что фильм – это скоропортящийся продукт, изменилось.
Иногда понятие «мэйджор» толкуют слишком узко, основываясь только на критерии наличия или отсутствия у компании имущества. Если компания не располагает павильоном для звукозаписи или производственным оборудованием, она не суперстудия.[4]
Мэйджоры все время взаимодействуют с независимыми компаниями, у которых порой «подхватывают» совсем законченные картины, организуя и финансируя стратегию и тактику их продвижения в своей системе проката. Это соответствует реальному положению дел: руководство кинематографом переходит к финансистам-конгломератам, штаб-квартиры которых могут находиться уже не в Голливуде, а, скорее, в Нью-Йорке или Атланте. Там принимаются многомиллиардные решения, создаются сложные схемы финансирования мегапроектов, ведутся маркетинговые исследования рынков, переговоры по предпродажам на вторичные рынки, определяется стратегия национального и мирового проката.[9]
1.3 Независимые кинокомпании
Независимым может называться любое кино, снимаемое вне сложившейся системы кинопроизводства. Так что вообще термин «независимое кино» (а также «подпольное кино» и «экспериментальное кино») можно отнести к части кинематографа любой страны мира. Например, «новая волна» 1960-х годов во Франции и неореализм в итальянском кино после войны могут быть отнесены к этой категории. Также туда может быть смело отнесена и солидная часть советского (а затем и российского) кино, претендующая на особый «авторский» взгляд. Например, к независимым можно отнести питерских некрореалистов во главе с Евгением Юфитом, а также мастеров безбюджетных жанровых лент времён перестройки вроде Анатолия Эйрамджана.[9]
Для достижения успеха независимая кинокомпания или киностудия должна:
·свести накладные расходы к минимуму;
·сохранять финансовый контроль над всей командой;
·развить «нюх» на хороший киноматериал;
·наладить связь с рынком сценаристов, чтобы держать при себе талантливых авторов;
·иметь суперстудию-прокатчика, готовую взять сформированный «пакет» в производство;
·сохранять за собой право на вторичные рынки или хотя бы на их часть.
Настоящие «независимые» кинокомпании – это те, что смело экспериментируют и зачастую очень вольно обходятся с консервативными ценностями. Не секрет, что сцены насилия и интима в независимом кино часто переходят грань допустимого в кино массовом. Поэтому несовершеннолетние на сеансы независимого кино не допускаются. Вероятно, что именно по этой причине многие звёзды обычного голливудского кино не соглашаются сниматься в кино независимом. Впрочем, некоторые актёры наоборот считают за честь сняться у «независимых».[4]
Существует несколько видов независимых компаний. Часть из них периодически прекращает свою деятельность (ибо накопленных средств хватает только на один или несколько фильмов) и потом вновь возобновляет ее. Есть компании непрерывного производства – «один фильм за другим», а есть такие, что созданы для производства лишь одного фильма.[9]
Подводя итог первой главы, можно сказать, что современный мир кинематографа и его экономика практически полностью захвачены и подвластны так называемым мейджорам – крупнейшим суперстудиям, контролирующим рынок кино. Они снимают фильмы с многомиллионными бюджетами и не имеют конкурентов по количеству снимаемых в год картин и числу областей, в которые они переносят свои лучшие фильмы и их главных героев.
Существуют и противоположности суперстудий – независимые кинокомпании, которые снимают такое же качественное кино, но с гораздо меньшим бюджетом. Фильмы «независимых» отличаются тонкостью мысли, зачастую переходя грани дозволенного в искусстве, но являются не менее популярными среди современных зрителей и ценителей кинематографа.
Глава 2. Зарубежный опыт суперстудий и независимых компаний
.1 Суперстудии Голливуда
Рассмотрим подробнее процесс активного переплетения киноиндустрии и гигантов промышленного бизнеса – эпоху, когда кинозвезды перешли под контроль собственных агентов, а в кино пришли большие деньги. Традиционным символом Американского кинематографа стал Голливуд – район Лос-Анджелеса (Калифорния), расположенный к северо-западу от центра города, в котором находится много киностудий и живут многие известные киноактёры.
В восьмерку самых крупных киностудий США входят: 20th Century Fox, Paramount Pictures, Warner Brothers, Columbia Pictures, Metro-Goldwyn-Mayer, United Artists, Universal Pictures, Walt Disney Production.[4]
Metro-Goldwyn-Mayer – одна из величайших голливудских студий, которая на самом деле никогда не находилась в Голливуде. Семью милями южнее знаменитых холмов находится городок Калвер-Сити, где в 1915 году была организована компания Triangle Pictures, ставшая базовым предприятием будущего могучего производства. 9 лет спустя компанию приобрел Луис Майер, так началась история Metro Goldwyn Mayer.
Название MGM родилось из трех составляющих: Metro – один из первых фильмов компании бизнесмена Маркуса Лоу, Goldwyn – фамилия великого продюсера Сэмюэла Голдвина, а Mayer – автограф основателя Луиса Майера. Лев на знаменитой заставке пришел из первого полнометражного фильма студии – «Лев Лео» (1928), а девизом компании стала идиома Art Gratia Artis – «Искусство ради искусства».[9]
Марка MGM стала для нескольких поколений американцев символом «большого стиля» в кино. Два великих фильма Виктора Флеминга «Волшебник из страны Оз» (1939) с Джуди Гарланд, «Унесенные ветром» (1939) с Кларком Гейблом и Вивьен Ли, комедии братьев Маркс (1935-1941) и «похождения Тарзана» Вайсмюллера (1932-1948) были лишь частью легенды. Майер следовал принципу «Больше звезд, чем у нас, могут вобрать только небеса» и подписывал контракты со знаменитостями – Бастером Китоном, Фрэнком Синатрой, Элизабет Тейлор и многими другими. В 1959 году студия установила рекорд: ее фильм «Бен Гур» с Чарлтоном Хестоном выиграл одиннадцать «Оскаров». Картине «Камо грядеши» (1951) Мервина Ле Роя принадлежит еще одно мировое достижение: на съемках исторического эпоса было использовано 32 тысячи оригинальных костюмов. Среди достижений MGM такие картины, как «Поющие под дождем» (1952), «Доктор Живаго» (1965), «Грязная дюжина» (1967) и «2001: Космическая одиссея» (1968).
Черная полоса в истории компании началась в 1969 году, когда ее впервые приобрел Керк Керкорян. Он не специализировался на кино, у него был весьма обширный круг интересов – от автомобилестроения до игорного бизнеса. В последующие 10 лет ни одна картина MGM не стала событием. Соответственно падали и доходы. В итоге в 1979 году Керкорян продал часть акций компании и 38 акров территории студии. Вырученные деньги пошли на строительство монументального отеля MGM в Лас-Вегасе. В том же 1979 году Керкорян объявил, что отныне марка MGM принадлежит исключительно гостиничному бизнесу.[8]
Но разлучить кино и MGM эксцентричному бизнесмену не удалось. Уже вскоре, в 1983 году, Керкорян купил переживавшую кризис кинокомпанию United Artists и в 1986-м продал объединенную MGM/UA медиамагнату Теду Тернеру. Владычество Тернера длилось несколько месяцев. За это время Тернер осуществил довольно сомнительную с эстетической точки зрения акцию по «раскрашиванию» черно-белой голливудской классики, а также снял эмблему MGM с крыши студии в Калвер-Сити. Но вскоре Тернер по одному ему известным соображениям решил избавиться от компании, оставив за собой раскрашенную студийную фильмотеку. А купил MGM все тот же Керкорян. Вообще купля-продажа некогда великой кинокомпании стала для него чем-то вроде хобби. В очередной раз он продал MGM уже в 1990 году итальянскому финансисту Джанкарло Паретти за 1,3 миллиарда долларов. После этого начинается чехарда со сменой хозяев империи. Через два года Паретти продает MGM французскому банку Credit Lyonnais. В 1996 году, понеся убытки в размере 3,7 миллиарда долларов, французы продают злосчастную киностудию Керкоряну.
На этой покупке история подлинной Metro Goldwyn Mayer кончается. Керкорян переименовывает студию в MGM Plaza и начинает стабильно производить до 12 картин в год. Но это уже совершенно другое производство – остатки построек старой студии MGM купили всесильные японцы из Sony Entertainment (уже владевшие к тому времени Columbia Pictures и Tri-Star Pictures). Японцы вложили в остатки кинофабрики 100 миллионов долларов и превратили их в исторический аттракцион, не имеющий к кинопроизводству отношения.[4]
У MGM Plaza ставка делалась на блокбастеры-однодневки, а символом маркетинговой политики стала покупка прав на продолжение бондианы, с каждым фильмом становящейся все менее успешной. Провалы, преследовавшие студию, казалось, прекратились, когда ставка MGM, сделанная на «Звездные врата» Роланда Эммериха, оправдалась. Затем неудачи («Стриптизерши» Пауля Верхувена и «Хакеры» Йена Софтли) чередовались с проектами, приносившими приличную прибыль («Ганнибал» Ридли Скотта), а иногда имевшими и успех у критики («Покидая Лас-Вегас» Майка Фиггиса). Сегодня единственным устойчивым источником дохода для этой организации по-прежнему остается непробиваемый Бонд.[9]
Warner Brothers – американская компания, являющаяся одним из крупнейших концернов по производству фильмов и телесериалов. В настоящее время это филиал группы компаний Time Warner с офисом в Калифорнии. Компания названа в честь четырёх братьев Уорнеров.
К началу Первой мировой войны братья начали заниматься производством собственных фильмов и в 1918 открыли студию Warner Bros. Studio, расположившуюся на Бульваре Сансет в Голливуде. Сэм и Джек Уорнеры занимались производством картин, в то время как Гарри и Альберт занимались финансами в Нью-Йорке. В 1923 они формально объединились в корпорацию Warner Bros. Pictures, Inc.[8]
В настоящее время Warner Brothers – это 10 дочерних компаний, таких как New Line Cinema, Cartoon Network, DC Comics и прочие.
Columbia Pictures – Компания Columbia Pictures была основана в 1919 году Гэри Коном, его братом Джеком Коном и Джо Брендтом. Логотипом компании стала женщина с факелом в руке, символизирующая США. Свой первый художественный фильм студии вышел в августе 1922.
Киностудия начала расти в конце 1920 во главе с директором Франком Кэпрой. Columbia Pictures стала одной из ведущих киностудий эксцентричной комедии. В 1930-ых, главными звездами были Жан Артур и Кэри Грант. В 1940-ых, Рита Хэйуорт стала главной звездой студии и продлила успех студии до 1950-ых. Розалинд Рассел, Гленн Форд, и Уильям Холден также стали главными звездами в студии.[9]
В 1982, студия была куплена Coca-Cola. Пять лет спустя, Coca-Cola объединила компании Columbia Pictures и Tri-Star, чтобы создать Columbia Pictures Entertainment. После краткого периода независимости с Coca-Cola, поддерживающей финансовый интерес, объединенная студия была приобретена Sony в 1989. По сей день Columbia Pictures является компанией, принадлежащей Sony Pictures Entertainment.[8]
th Century Fox Film – студия имеет не менее славную историю, чем другие голливудские гранды. В 1913 году Уильям Фокс основал компанию собственного имени – Foх. Полноценная студия открылась в 1928 году на территории ранчо звезды вестернов Тома Микса, а семь лет спустя Фокс объединил капиталы с владельцем Twentieth Century Pictures Дэррилом Зануком. Так родилась еще одна легенда – 20th Century Fox, расцвет которой пришелся на середину 60-х и был связан с выходом на экраны «Клеопатры» (1963) с Элизабет Тейлор. Часть земельных угодий была продана, и компактное производство заработало на полную мощность. В этот период появились «Звуки музыки» (1965), «Хэлло, Долли!» (1968), затем «Паттон» (1970), «Французский связной» (1971) и «Приключения Посейдона» (1972), определившие 20th Century Fox как одно из лидирующих предприятий Голливуда. Дальнейшая история продемонстрировала справедливость этого утверждения: «Роман с камнем» (1984), «Крепкий орешек» (1988) и «Один дома» (1990). Компания двигалась к триумфу – «Титанику» Джеймса Кэмерона; кроме того, четырнадцать «Шерлоков Холмсов», многочисленные «Чужие», «Омены», «Доктора Дулитлы» всегда собирали кассу. Среди последних хитов: «Ледниковый период», эпос всех времен «Звездные войны, часть вторая: Атака клонов», «Мулен Руж», «Из Ада» и «Планета обезьян». Эти фильмы наглядно доказывают: 20th Century Fox на сегодняшний день является компанией, наиболее адаптированной к переменчивым вкусам зрителей.[4] – единственная студия, которая всегда располагалась на святых голливудских холмах. История этой компании началась в 1913 году. Первым классическим фильмом Paramount стал «Шейх» с Рудольфо Валентино (1921). Здесь ставил свои триллеры Альфред Хичкок, Фрэнсис Форд Коппола снял «Крестных отцов» (1972-1990), Роман Поланский – «Китайский квартал» (1974). Здесь сыграл в большинстве своих фильмов Элвис Пресли, а молодой Джон Траволта блистал в «Лихорадке субботнего вечера». В подразделении Paramount – RKO был сделан главный американский фильм «Эта прекрасная жизнь» (1946) Франка Капры, девять мюзиклов с Фредом Астером и Джинджер Роджерс. Здесь родились «Кинг Конг» (1933) и один из лучших фильмов в истории кино – «Гражданин Кейн» (1941) Орсона Уэллса. Впоследствии RKO купил эксцентричный магнат Ховард Хьюз. Именно из RKO впоследствии родилась медиакорпорация Си-би-эс. Тем временем основная компания процветала, не обращая внимания на неудачи и продолжая потакать творческим амбициям ведущих режиссеров Голливуда. «Красные» (1981) Уоррена Битти, «Роковое влечение» (1987) Эдриана Лайна, а впоследствии «Форрест Гамп» Роберта Земекиса, «Сонная лощина» Тима Бертона и другие прекрасные картины последних десятилетий пополнили фонд классики мирового жанрового кино. По своим размерам Paramount составляет приличную конкуренцию Диснейленду, на самой студии работают 5000 человек. Монументальные размеры этой организации отражены в ее логотипе – заснеженной вершине горы, окруженной обручем из золотых звезд. В России последние релизы Paramount прошли на ура: «Медвежатник», «Образцовый самец» и «Ванильное небо» сделали отличные сборы. Свежие проекты: исторический блокбастер Шехара Капура «Четыре пера», подводная трагедия «К-19» с Харрисоном Фордом и Лайамом Нисоном, а также дебют в кино Бритни Спирс «Перекрестки» лишний раз подчеркивают состоятельность компании в мире современного кино.[9]Studios – кинокомпания Голливуда, расположена в Лос-Анджелесе (Калифорния). Начиная с 20-х гг. прошлого века в качестве своего логотипа компания Universal использует изображение планеты Земля. История кинокомпании, имеющей самую долгую историю в Голливуде, уходит своими корнями в 1909 год, когда на свет появился ее предшественник – Yankee Film Company. Одним из основателей Universal был Карл Леммле (Carl Laemmle) (1867-1939), еврейский иммигрант, перебравшийся из Германии в Висконсин.[8]
В 1908 г. в Америке при поддержке Эдисона (Thomas Edison) была создана компания Motion Picture Trust. Это означало, что Леммле и подобные ему владельцы кинотеатров по всей стране должны были теперь отчислять комиссию за каждый фильм, созданный этой компанией, который они показывали в кинотеатрах. Вскоре недовольные существующей политикой в области кино Леммле и другие владельцы кинотеатров, чтобы избежать отчислений в Траст Эдисона, решили создавать свои картины.
В июне 1909 г. Леммле с партнерами Абе и Джулиусом Штернами (Abe & Julius Stern) основал Yankee Film Company, которая вскоре была переименована в Independent Moving Picture Company (IMP), а 8 июня 1912 г. вновь сменила название на Universal Film Manufacturing Co., впервые включив слово «universal» в свое имя. Отказавшись от уплаты платежей в фирму Эдисона, компания обрела успех. Отчасти этому также способствовало нежелание Эдисона указывать в титрах картин имена актеров, снимавшихся в них. Нарушив эту традицию, Леммле смог привлечь многих известных актеров того времени и создал систему звезд, которая и сегодня помогает фильмам зарабатывать деньги.[4]
Классическая серия фильмов ужасов студии Universal, называемые также «Монстры Universal» – это несколько фильмов ужасов, которые были сняты в 1930-1950-х годах и оказали значительное влияние на развитие жанрового кинематографа. В 1931 году студия Universal выпустила фильм ужасов «Дракула», успех Дракулы закрепил фильм «Франкенштейн», а в 1932 году Лугоши и Роберт Флори создали фильм «Убийство на улице Морг» по мотивам рассказа Эдгара Аллана По. Следующими фильмами, на сегодняшний день ставшими классикой фильмов ужасов, стали «Мумия» и «Человек-невидимка».[9]
United Artists Entertainment – американская киностудия, создана 5 февраля 1919 года. Её создателями выступили Чарльз Чаплин, Мэри Пикфорд, Дуглас Фэрбенкс и Дэвид Уорк Гриффит. Поскольку в основании студии участвовали звёзды первой величины, с самого начала студия была в состоянии самостоятельно заниматься распространением своей продукции.
Помимо фильмов вышеуказанной «Большой четвёрки», в XX веке среди продукции студии значатся такие бестселлеры, как сериалы о Джеймсе Бонде, о Розовой Пантере, фильм «Пролетая над гнездом кукушки».[4]
К 2006 году студия, находившаяся под патронажем MGM, влачила жалкое существование. С марта по ноябрь 2006 она фактически прекратила существование, однако была воссоздана в результате соглашения продюсера-актера Тома Круза, его партнёра – продюсера Полы Вагнер, и компании Metro-Goldwyn-Mayer. Пола Вагнер покинула студию 14 августа 2008.
Крузу принадлежит небольшая доля студии. Metro-Goldwyn-Mayer входит в состав MGM Holdings, Inc., образованный консорциумом, в который входят Sony, Comcast, TPG Capital и Providence Equity Partners.[9]Walt Disney Company – одна из крупнейших корпораций индустрии развлечений в мире. Основанная 16 октября 1923 года братьями Уолтером и Роем Диснеями как небольшая анимационная студия, в настоящее время является одной из крупнейших голливудских студий, владельцем 11-ти тематических парков и двух аквапарков, а также нескольких сетей телерадиовещания, к числу которых относится Американская телерадиовещательная компания (Эй-Би-Си).
Первоначальным и единственным до 1955 года направлением бизнеса компании Уолта Дисней был кинематограф. Подразделение также известно как Walt Disney Studios, включает кино- и анимационные студии Дисней, лейблы звукозаписи и серию бродвейских театральных представлений. Начиная с 2002 года это подразделение возглавляет Дик Кук.
Выручка в финансовом году, закончившемся 30 сентября 2006, составила $34,3 млрд (годом ранее – $31,9 млрд), чистая прибыль – $3,4 млрд ($2,5 млрд).[9]
.2 Независимое кино США
Независимое американское кино (англ. (american) independent film, indie film, experimental film, underground film) – этим термином обозначают часть американской киноиндустрии, существующую вне крупных кинокомпаний.
Рассматривая независимое кино США, имеется в виду не подпольное и не экспериментальное кино, а прежде всего фильмы социальной направленности, повлиявшие на эстетику и тематику кинематографа мейнстрима.[9]
Отличительными чертами независимого американского кино являются смелые творческие эксперименты и небольшие бюджеты фильмов. В отличие от голливудского кинематографа, независимое американское кино не так популярно, но его популярность в Канаде и Европе, вероятно, даже больше, чем в самой Америке.
Точную дату зарождения независимого американского кино определить сложно, но всё же она уходит корнями в 1940-е годы, когда начались эксперименты «мастера оккультизма» Кеннета Энгера и Майи Дерен. Также одним из самых значимых режиссёров так называемого киноавангарда 40-х и 50-х годов является Йонас Мекас.
Другой «крёстный отец» современных независимых, Джон Кассаветис, вкладывал в свои режиссёрские работы деньги, добытые актёрским трудом. Другой «иконой» для независимых стал Энди Уорхол, малообразованный выходец из рабочих кварталов Питсбурга, свято веривший в то, что любой человек имеет право на 15 минут славы. При просмотре «Кинопроб» Уорхола (это серия трёхминутных чёрно-белых кинопортретов) создаётся впечатление интерактивности, характерное и для некоторых фильмов Кассаветиса. Хотя сегодня Энди Уорхола всё же принято считать скорее представителем киноавангарда. Из сегодняшних независимых режиссёров такие смелые эксперименты характерны в большей степени для Гаса Ван Сента.[4]
На сегодняшний день самыми известными и успешными режиссерами независимого кинематографа являются Мартин Скорсезе, Джеймс Кэмерон, Квентин Тарантино, Джордж Лукас, Фрэнсис Форд Коппола, Джим Джармуш и братья Коэн.
Фрэнсис Форд Коппола – человек, который работал и учился у Роджера Кормана, также повлиял на развитие американского независимого кино. Он и его единомышленники – среди них были такие кинематографисты как Джордж Лукас, Джон Милиус, Уолтер Мёрч – основали в Сан-Франциско студию American Zoetrope. Фрэнсис Форд Коппола и его единомышленники увлекались работами европейских режиссёров, в частности работами, снятыми режиссёрами французской «новой волны». Именно их решительные эксперименты, призванные сломать старые принципы кинопроизводства, вдохновили Копполу.
Начиная с 80-х годов культовой фигурой стал мистик и фантазёр Дэвид Линч, последнее время находящий в своих фильмах необычный баланс между авангардностью деталей и размахом повествования в целом. В стилистике его работ пытаются делать триллеры многие другие авторы, но пока достичь уровня Линча мало кому удалось.[4]
Существенную поддержку сектору независимого кино оказал в свое время Роберт Редфорд. Он, вероятно, и не предполагал, какое значение будет иметь «дом творчества» молодых кинематографистов, выстроенный им на лесистых холмах в родном штате Юта вдали от Сиэтла и других центров. Sundance Institute уже много лет успешно проводит зимние и летние школы для независимых сценаристов и режиссеров. Sundance Festival вывел в свет немало новых имен.
После эпохи контркультуры стало очевидно, что на независимом кино можно делать деньги. Диапазон дозволенности на экране резко расширился, и это открыло дорогу к повседневности, к новым темам и закоулкам сознания. Не раз продюсеры убеждались: в кино нет линейной зависимости между размером затрат и кассой. Для успеха пульс кино должен совпасть с пульсом времени. И тогда получится, как, например, в 1999 г., когда Эдуардо Санчес и Дэниел Мирик со студией Artisan Entertainment сняли фильм всего за 60 тыс. долл., а собрали в прокате 140,5 млн, – «Ведьма из Блэр» стала самым рентабельным фильмом в истории Голливуда.
Продюсеры, агенты, адвокаты и даже режиссеры охотно вступают с «независимыми» в деловые отношения, обсуждая самые невероятные проекты. «Независимых» обоснованно рассматривают как придаток студийной системы, недаром некоторые руководители таких компаний сами вышли из суперстудий, поэтому последние прислушиваются к их суждениям и предложениям.[3]
Ежегодно в киноиндустрии США рождается и умирает немало амбициозных компаний. Среди них есть совсем небедные, а некоторые даже обладают возможностью финансировать фильм за счет собственных средств, что в некоторой степени сближает их с суперстудиями.
Среди наиболее известных и успешных независимых компаний можно выделить:
·New World;
·New Line Cinema;
·Management Company Entertainment Group;
·Pixar.
Все независимые кинокомпании непохожи друг на друга, отличаются их исходные организационные и экономические принципы и творческие концепции, разрабатываемые их создателями в поисках новых и максимально эффективных путей удовлетворения быстроменяющихся вкусов аудитории.[4]
Компанию New World основал в 1970 г. Роджер Корман. Студия American International Pictures, в которой он снимал свои картины, перемежавшиеся фильмами ужасов, пользовалась дурной репутацией из-за примитивности последних. В 1960-х годах Корман, почувствовав присутствие в кинозалах поколения хиппи, создал модель молодежного фильма – непритязательного дешевого развлечения со сценами секса и насилия. По результатам проката в 1969 г. бизнес присудил студии премию «За коммерческий гений в кино».
Производить он продолжал такие же малобюджетные фильмы для нетребовательного зрителя, а прокатывал не только свои, но и приобретенные за рубежом картины. Причем приобретал только престижные фильмы, что для американского проката было делом новым, нелегким.[9]
Корманом были прокатаны такие фильмы, как «Амаркорд» Федерико Феллини, «Шепоты и крики» и «Осенняя соната» Ингмара Бергмана. Прокат таких картин не оказалось самым прибыльным делом, поскольку на большой экран с ними не пробиться, а организовать премьеру крайне сложно. Все-таки престижные фильмы, которые Корман брал без авансов, принесли ему небольшую прибыль, а главное – «Оскара».World выпускала около 15 фильмов в год, причем часть из них снимал сам Корман. В те времена самый дорогой фильм компании – «Аваланчи» (1979) – стоил лишь 2 млн долл. благодаря малым накладным расходам.
История компании заканчивается в 1983 г., когда Корман продал торговое имя и прокатную сеть New World и на собственные средства снова создал небольшую компанию Concord New Horizens, главным доходом которой стала фильмотека.[4]
Фирма New Line Cinema являлась одной из немногих независимых прокатно-производственных компаний, чей особый стиль деятельности помог ей пережить самые тяжкие для «независимых» времена. Директор и главный администратор Роберт Шейе когда-то организовал ее как компанию по выпуску некоммерческих фильмов для колледжей. В декабре 1985 г. он создал внутреннюю прокатную сеть по учебным заведениям, а в сентябре 1986 г. сделал компанию общественной, т.е. акционерной.
Стратегия New Line Cinema заключалась в приобретении готовых фильмов и в производстве 8-10 среднебюджетных картин в год, которые предназначались для достаточно образованного, а также специального зрителя. По словам Шейе, один из факторов успеха состоял в том, что все фильмы компании находили своего зрителя.[9]
В 1989 г. баланс компании изменился в пользу не своих, а приобретенных фильмов. «Подхват» чужих почти готовых картин составил 4-6 из 6-8 намеченных на 1989-1990 г. Причем были среди них и зарубежные, на которых компания специализировалась давно. Для этой цели в ней был создан международный отдел, внимательно следящий за кинематографом других государств с целью приобретения иностранных картин, а так же проката за рубежом своих фильмов.
В течение пяти лет после выпуска в 1984 г. первой серии ставшего знаменитым «Кошмара на улице Вязов» вся серия «Кошмаров» принесла компании 300 млн долл. от внутреннего и международного проката в кинотеатрах, а также 3 млн долл. за лицензии на продажу этих фильмов на видеокассетах. Цикл «Кошмаров» ознаменовал вступление New Line Cinema в деятельность по прокату фильмов с выходом на вторичные рынки.
Прокатный механизм New Line Cinema был рассчитан на 16 фильмов в год. Основным имуществом компании являлась ее обширная фильмотека. Повторный прокат запасов помогал покрывать накладные расходы компании, так что как таковая фильмотека оказалась очень ценным материалом.[4]
Фирма Pixar за свою историю выпустила всего 7 фильмов. И этого было достаточно, чтобы в 2006 г. скромную независимую компанию приобрела на корню за 7,4 млрд долл. корпорация Disney.родилась в 1979 г. как подразделение Lucasfilm для разработки компьютерных программ по созданию спецэффектов. В середине 1980-х годов ее лично для себя купил глава Apple Computer Inc. Стив Джобе, решивший с помощью специалистов фирмы разработать новые модели компьютеров Pixar с графическими программами.
Дело не выгорело, и в 1991 г. компания заключила сделку с Disney, оплатившей производство 5 цифровых анимационных фильмов на условиях 87,5% прибыли от проката. Disney также забирала 56% от продаж DVD и все 100% от лицензий на игрушки. Сделка была невыгодной, но спасительной для Pixar на том этапе. Главным оставалось продолжать работать и использовать свои интеллектуальные наработки.[9]
Вскоре Pixar выпустила в прокат трехмерный анимационный фильм «История игрушек». В 1995 г. фильм собрал только в США 192 млн долл. Он не только стал одним из лидеров сезона, но и перевернул старые представления об анимации. Второй фильм – «Приключения Флика» (1998) – дал в США 162,8 млн долл., «История игрушек 2», выпущенная через год, принесла 246 млн, «Корпорация монстров» (2001) – 256 млн, «В поисках Немо» (2003) – 339,7 млн долл. Когда 7 фильмов Pixar только в США суммарно собрали 1,7 млрд долл., Disney сделала все, чтобы после окончания контракта не выпускать такую «дойную корову» из своих рук. В результате Джобе, владевший 50,1 % акций Pixar, стал самым крупным акционером Disney (1% акций) и получил в ней место в совете директоров.[9]
Принято считать, что «независимое кино» – исключительно американское понятие. В Европе, где активно практикуется государственное финансирование национального кинопроизводства и проката, о нем вспоминают гораздо реже и при этом имеют в виду отдельного, независимого от крупных студий продюсера, снимающего без господдержки, но часто с помощью привлеченных заемных средств или средств от сделок предпродаж с дистрибьюторами.[4]
Однако умение снимать нестандартные и интересные фильмы, сохраняя пристальное внимание и интерес зрителя, демонстрируют независимые кинокомпании. Не затрачивая огромных средств на съемку и производство кинокартин, они имеют стабильную прибыль и никогда не стоят в тени своих главных конкурентов в лице суперстудий. Кроме того, многие знаменитые актеры считают за честь сняться в фильмах «независимых». Все это определенно подогревает интерес со стороны суперстудий в целях сотрудничества, которое становится взаимовыгодным для обоих участников сделки.
.3 Экономические показатели деятельности суперстудий Голливуда
Статистика мирового проката голливудских фильмов впечатляет намного больше их истории. Их общий доход в 2006 г. достиг рекордных 25,82 млрд долл., дав прирост на 11% по сравнению с предыдущим 2005 г. А если сложить вместе валовой кассовый доход в США и доходы от продажи видеокассет и DVD, то, например, в 2004 г. все носители вместе принесли киноиндустрии 34,3 млрд долл.[4]
Обратимся к сборам по отдельным фильмам. В 1979 г. на внутреннем рынке США 50 голливудских фильмов заработали по 8 и более млн долл. каждый. В 1981 г. во внутреннем прокате дал кассу от 10 млн и выше 31 фильм. В 1983 г. более 20 млн. собрали 18 фильмов. А в 2005 г. 56 фильмов дали свыше 50 млн долл. каждый, из них 18 собрали более чем по 100 млн! В 2006 г. уже 63 фильма перевалили за рубеж в 50 млн, из них фильмов, принесших урожай свыше 100 млн, было уже 20.[4]
Первые пять самых кассовых фильмов 2006 г. собрали во внутреннем театральном прокате США и Канады более 200 млн долл. каждый, а один даже перешел планку в 400 млн долл. Вот эти фильмы:[10]
. Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца…………423 млн. долл.
.Тачки………………………………………………………..244 млн. долл.
. Люди «X»: Последняя битва……………………………. 234 млн. долл.
. Ночь в музее…………………………………………….…219 млн. долл.
. Код Да Винчи……………………………………………..218 млн. долл.
Приведем еще несколько примеров гигантских прокатных доходов только на внутреннем рынке США и Канады за предыдущие годы:
.И.Т.: Инопланетянин (1982)…………………..…………. 229 млн. долл.
. Звездные войны. Эпизод VI (1983)……………..………168 млн. долл.
. Полицейский из Беверли Хиллз. Часть II (1987)……….152 млн. долл.
. Кто подставил кролика Роджера? (1988)……………… 147 млн. долл.
. Звездные войны. Эпизод V (1980)……………………….142 млн. долл.
. Челюсти (1975)……………………………………….….. 130 млн. долл.
Тройка чемпионов мирового проката (данные на 2010 г.):
. Аватар (2009)………………………………………….. 1 959 млн. долл.
. 2012 (2009)………………………………………………. 603 млн. долл.
. Алиса в стране чудес (2010)…………………………… 422 млн. долл.
Все же история знаменитых суперстудий – это история и непредсказуемых потерь, казалось бы, от абсолютно выигрышных, рассчитанных на успех фильмов. Возьмем для примера Columbia Pictures с ее наиболее дорогостоящими проектами.[4]
Таблица 1.
Расходы и доходы фильмов студии Columbia Pictures в 1960-1980 годах (млн. долл.)
ФильмБюджетПрокатные отчисленияПрибыль1234«Тутси» (1982)2195,374,3«Тесные контакты третьей степени» (1977)1877,059«Бездна» (1977)1571,356,3«Парень – каратист» (1968)1456,942,9«Смешная девчонка»(1968)1024,914,9«Оливер!» (1968)1016,86,8«Игрушка» (1982)2024,64,6«Лоуренс Аравийский» (1962)1316,73,7«Ганди» (1982)2224,82,8«Белые ночи» (1985)2020,80,8«Казино Рояль» (1968)1010,20,2 «Голубой гром» (1983)2221,8-0,2«Путешествие в Индию» (1984)1413,4-0,6«Николай и Александра» (1971)117-4«Выживание» (1983)146,8-7,2«Невеста» (1985)141,9-12,1«Идеал» (1985)196-13«Кордебалет» (1985)279,8-17,2
Американцев, проявляющих заботу о демократии во всем мире, не взволновала и не привлекла картина «Ганди» Ричарда Аттенборо, показывающая вдохновляющий успех исторического массового движения – ненасильственного сопротивления британскому колониализму в Индии в первой половине XX в. В 1983 г. «Ганди» был выдвинут на соискание премии «Оскар» в 11 номинациях, в результате получил 8 из них, включая награду «Лучший фильм» 1982 г: Кроме того, картина стала обладателем 5 премий Британской академии кино и телевидения и 5 премий «Золотой глобус». И едва свела концы с концами в прокате.[9]
Киноверсия культового мюзикла «Кордебалет», поставленного легендарным американским хореографом Майклом Беннетом в 1975 г. Несмотря на участие в фильме звезды первой величины – Майкла Дугласа, картина стала самой неудачной экранизацией бродвейского мюзикла в истории Голливуда.
В 1982 г. фильм «Тутси» («Милашка») Сидни Поллака, завоевавший «Оскара» всего лишь в номинации за лучшую женскую роль второго плана (Джессика Ланж), вышел практически к стомиллионной отметке внутренних кассовых сборов.[4]
Глава 3. Российские крупнейшие студии и независимые компании
.1 Крупнейшие киностудии России
Первый в России публичный киносеанс состоялся в Петербурге 4 мая 1896 в помещении летнего театра «Аквариум». До 1907 в Петербурге демонстрировались фильмы, снятые иностранными фирмами (главным образом французские). История фильмопроизводства России начинается летом 1907 года, когда фоторепортёр А. О. Дранков открыл «Первое синематографическое ателье А. О. Дранкова» (первое русское предприятие по производству кинолент) и снял отрывки из «Бориса Годунова» А. С. Пушкина (демонстрировались под названием «Сцена из боярской жизни»). В 1908 вышел на экраны первый отечественный игровой фильм той же фирмы – «Стенька Разин и княжна» («Понизовая вольница»; в исполнении труппы Петербургского народного дома; сценарий В. М. Гончарова, режиссер В. Ф. Ромашков, операторы Дранков и Н. Ф. Козловский).
В настоящее время в России существует множество киностудий и фильмопроизводящих организаций, но в числе самых крупных можно выделить:
·«Ленфильм»
·«Мосфильм»
·Киностудия им. М. Горького
·«Союзмультфильм» (крупнейшая мультипликационная студия).
Богатую событиями историю «Аквариума» (1886 – 1923) продолжила старейшая отечественная киностудия, в 1934 году получившая название «Ленфильм» («Ленинградский фильм»).
Ее история восходит к 1908 году, когда на Каменноостровском проспекте инженер Владислав Карпинский основал одну из первых в Петербурге кинофабрик (его опередил лишь Александр Дранков).[9]
За всю историю на «Ленфильме» было снято около полутора тысяч фильмов, многие из которых вошли в историю мирового киноискусства. Трудно себе представить нашу жизнь без таких лент как «Дикая собака динго», «Старик Хоттабыч» или «Человек-амфибия», а историю кино – без «Золушки», «Чапаева», «Гамлета», «Дамы с собачкой», «Двадцать дней без войны».
Возникло понятие «ленинградская школа», среди фильмов которой такие ленты, как «Проверка на дорогах» Алексея Германа, «Торпедоносцы» Семена Арановича, «Порох» Виктора Аристова. Особый отпечаток питерской культуры, психологической глубины лежат на картинах «Фантазии Фарятьева», «Отпуск в сентябре», «Одинокий голос человека».
На «Ленфильме» творили Григорий Козинцев, Иосиф Хейфиц, Сергей Юткевич, Сергей Эйзенштейн, Евгений Замятин, Дмитрий Шостакович, Николай Акимов, Юрий Тынянов, Вера Панова, Вениамин Каверин. Студийные коридоры помнят Виктора Некрасова, Владимира Максимова, Иосифа Бродского, Михаила Шемякина. Здесь снимались Владимир Гардин, Мария Бабанова, Павел Кадочников, Борис Ливанов, Николай Черкасов, Лжейн Фонда, Ава Гарднер, Ванесса Редгрейв, Франко Неро, Микеле Плачидо, Сандрин Боннэр, Уильям Херт, Марина Влади, и другие.
Отличительной чертой теперь уже «петербургской школы кино» остается следование в русле европейской художественной традиции, символом которой всегда являлся наш город. Ленфильмовским картинам чужды конъюнктура и суетное стремление любыми средствами добиться коммерческого успеха.
Поиски новых путей в искусстве, культура изображения, высокий профессионализм – присущи и новой генерации режиссеров «Ленфильма» -Дмитрию Месхиеву, Олегу Ковалову, Александру Сухочеву, Сергею Сельянову, Александру Рогожкину, Лидии Бобровой, Евгению Иванову, Ирине Евтеевой и другим.[6]
«Мосфильм» – одна из крупнейших кинокомпаний мира. Была создана в ноябре 1920 года на базе двух национализированных кинофабрик А. А. Ханжонкова и И. Н. Ермольева. Своё нынешнее название получила в 1935 году.[9]
Эмблемой киностудии «Мосфильм» является скульптура «Рабочий и Колхозница» скульптора Веры Мухиной. Скульптура впервые появилась в качестве экранной марки «Мосфильма» в 1947 году в фильме «Весна» режиссёра Григория Александрова.
«Мосфильм» – ведущее предприятие киноиндустрии России, на котором осуществляется производство практически всей отечественной кино-, теле- и видеопродукции. Производственная мощность студии – более ста картин в год. «Мосфильм» производит, прокатывает и реализует кино-теле- и видеопродукцию, а также оказывает услуги по всему циклу кинопроизводства – от литературного сценария до готовой фильмокопии.
Большинство фильмов создается на студиях, которые находятся на «Мосфильме». Их возглавляют ведущие кинематографисты России: В.Ю. Абдрашитов, С.С. Говорухин, Г.Н. Данелия, С.С. Дружинина, С.Н. Колосов, В.В. Меньшов, В.Н. Наумов, Г.А. Панфилов, С.А. Соловьев, А.И. Сурикова, В.К. Черных, А.А. Эшпай и другие.
«Мосфильм» – единственная студия, которая сохранила свой фильмофонд и за счет собственных средств проводит огромную работу по реставрации фильмов золотой коллекции студии.
«Мосфильм» активно участвует в фестивалях российского кино во многих странах мира, проводит ретроспективы и кинопоказы как в России, так и за рубежом.[5]
На «Мосфильме» работает более 1200 человек – это отраслеобразующее предприятие в системе российской кинематографии.
Преодолев кризис 90-х годов, студия не только сохранила традиции и кинематографические профессии, но стала высокорентабельным предприятием, увеличив свою доходность за последние восемь лет более чем в 10 раз.[5]
История киностудии имени Горького начинается с товарищества «Русь», основанное в 1915 году костромским купцом-старовером Михаилом Семеновичем Трофимовым. В 1916 году он поставил в Москве на Бутырской улице деревянный павильон и начал регулярное кинопроизводство.
За годы существования киностудии было создано более 1000 фильмов, ориентированных на самые различные категории отечественных кинозрителей.[9]
Среди них фильмы, которые лидировали в отечественном прокате:
·«Тихий Дон» Сергея Герасимова 1957г. – 47 млн. зрителей;
·«Офицеры» Владимира Рогового 1971г. – 53,4 млн. зрителей;
·«А зори здесь тихие» С. Ростоцкого 1973г. – 66 млн. зрителей,
·самый кассовый за всю историю советского, постсоветского и российского кинематографа фильм Бориса Дурова «Пираты ХХ века» 1979 г. – 98 млн. зрителей.
На киностудии им. М.Горького был произведен самый популярный за всю историю отечественного телевизионного кино сериал «Семнадцать мгновений весны» (Юлиан Семенов и Татьяна Лиознова, 1973 г.), а также многие другие известные фильмы, такие как «Мне двадцать лет» Марлена Хуциева, «Три тополя на Плющихе» Татьяны Лиозновой, «Комиссар» Александра Аскольдова, «Печки-лавочки» Василия Шукшина и др.
В разное время на студии работали такие прославленные режиссеры как – Я. Протазанов, В. Легошин, И. Анненский, М. Донской, Л. Кулешов, С. Юткевич, Л. Луков, С. Герасимов, М. Хуциев, В. Шукшин и др.[7]
Киностудия одна из первых освоила технику дублирования фильмов и более полувека занимает в этом виде работ лидирующее положение в стране.
.2 Российские «независимые» кинокомпании в конце ХХ века
Независимое российское кино – этим термином обозначают часть российской киноиндустрии, существующую вне крупных кинокомпаний.
Несмотря на то, что кинематограф Советского Союза оставался государственным вплоть до перестройки, уже в начале 1980-х, на закате брежневской эпохи, появляется то, что можно назвать независимым кино.[9]
Александр Сокуров одним из первых доказал, что даже в недрах советской системы можно сделать что-то, если очень захотеть, и если вокруг тебя единомышленники. Его полнометражный фильм «Одинокий голос человека» (1978), родившийся из курсовой студенческой работы, открыл новые горизонты в киноискусстве.
Последователь Сокурова Игорь Алимпиев развил возможности авторской документалистики, создав собственный стиль игрового черно-белого кино в фильме «Панцирь» (1990).
Пионером независимого российского кино следует признать Сергея Сельянова, который вместе с другим молодым режиссером Николаем Макаровым, в 1988 году «подпольным» образом снял философскую ленту «День ангела» по сценарию Михаила Коновальчука. Сегодня Сельянов на своей студии СТВ реализует самые амбициозные некоммерческие проекты, среди которых – фильмы Алексея Балабанова, Олега Ковалова и других.
В начале 90-х годов в Москве и Петербурге появляются группы молодых кинематографистов, по своему развивающие традиции русского киноавангарда Дзиги Вертова, Льва Кулешова, Фэксов – братья Алейниковы, Борис Юхананов, Дебил Кондратьев, а также Евгений Юфит, положивший начало «некрореализму» – целому направлению в российском киноандерграунде.[4]
Грузин Алекс Цабадзе («Пятно»), казах Рашид Нугманов («Йа-хха», «Игла»), латыш Юрис Подниекс («Легко ли быть молодым?»), русский Олег Тепцов («Господин оформитель», «Посвященный») своими смелыми новаторскими фильмами во многом способствовали развитию гласности и пробили брешь в бастионе официального кино.
Возникло понятие «параллельное кино», объединившее молодых актеров, авторов, режиссеров и критиков – Сергея Добротворского (скончался в 1997), Максима Пежемского, Константина Мурзенко из группы «Че-паев», анимацию Сергея Бугаева – «Африки», Виктора Тихомирова («Митьки») и Инала Савченко («Новые Художники»), идущих как бы параллельным, но своим путем в кинематографе.
Сегодня российский кинематограф переживает самый тяжелый в своей истории кризис, обусловленный общей экономической ситуацией, конкуренцией европейского и американского коммерческого кино, видео и телевидения. Но в заброшенных квартирах, мансардных ателье, призрачных гаражах молодые энтузиасты не прекращают дерзкие эксперименты, колдуют над кусочками пленки, пробиваются на телевидение – словом, не перестают искать новые пути в киноискусстве конца ХХ-го века.[4]
Не смотря на то, что термины «суперстудия» и «независимая кинокомпания» уместнее применять к зарубежному кино, в нашей стране так же существуют крупные компании, которые ежегодно выпускают множество отечественных фильмов. Среди самых известных и успешных такие, как «Ленфильм», киностудия имени Горького, «Мосфильм». Эти студии ведут свою историю с начала XX века, в трудные времена для нашей страны, когда цензура не пропускала интересные и «неправильные» с политической точки зрения фильмы. Это и стало поводом для появления отечественных «независимых» кинокомпаний и режиссеров.
Заключение
В итоге можно сформулировать следующие выводы:
·Современный мир кинематографа и его экономика практически полностью захвачены и подвластны так называемым мейджорам – крупнейшим суперстудиям, контролирующим рынок кино. Они снимают фильмы с многомиллионными бюджетами и не имеют конкурентов по количеству снимаемых в год картин и числу областей, в которые они переносят свои лучшие фильмы и их главных героев.
·Суперстудии наполнили киноиндустрию капиталом и привнесли в нее современный бизнес-менеджмент. Родовая черта мощной киноиндустрии сегодня – финансовое и организационное переплетение центров кинопроизводства и гигантов промышленного бизнеса.
·Существуют и противоположности суперстудий – независимые кинокомпании, которые снимают такое же качественное кино, но с гораздо меньшим бюджетом. Фильмы «независимых» отличаются тонкостью мысли, зачастую переходя грани дозволенного в искусстве, но являются не менее популярными среди современных зрителей и ценителей кинематографа.
·В настоящее время выделяют 8 киностудий, ведущих долгую и захватывающую историю на рынке фильмопроизводства: 20th Century Fox, Paramount Pictures, Warner Brothers, Columbia Pictures, Metro-Goldwyn-Mayer, United Artists, Universal Pictures, Walt Disney Production.
·Однако умение снимать нестандартные и интересные фильмы, сохраняя пристальное внимание и интерес зрителя, демонстрируют независимые кинокомпании. Не затрачивая огромных средств на съемку и производство кинокартин, они имеют стабильную прибыль и никогда не стоят в тени своих главных конкурентов в лице суперстудий.
·Применять термины «суперстудия» и «независимая кинокомпания» уместнее к зарубежному кино, а в первую очередь к американскому. Но, не смотря на это, в нашей стране так же существуют крупные компании, которые ежегодно выпускают множество отечественных фильмов. Среди самых известных и успешных такие, как «Ленфильм», киностудия имени Горького, «Мосфильм».
Список литературы
1.И. Е. Кокарев. Кино как бизнес и политика. Издательство: Аспект Пресс, 2009 г.
.С.И. Фрейлих. Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского, М., 2002.
.Е.Н. Карцева Голливуд: контрасты 70-х. Кинематограф и общественная жизнь США, М., 1987.
.#”justify”>.#”justify”>.#”justify”>.#”justify”>.#”justify”>.#”justify”>.http://www.kinopoisk.ru