- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 419,76 Кб
Проблема сохранения видов и жанров шорского фольклора в этнокультурном центре (на примере этнокультурного центра ‘Аба-Тура’)
Курсовая работа
Проблема сохранения видов и жанров шорского фольклора в этнокультурном центре (на примере этнокультурного центра "Аба-Тура")
Оглавление
Введение
1. Традиционная культура шорцев в историческом аспекте
1.1 Мифологические истоки шорцев
1.2 Народное песенное и инструментальное творчество шорцев
. Шорский фольклор в этнокультурных центрах
.1 Изучение современного шорского фольклора в учреждениях культуры
.2 Развитие направлений в шорском этнокультурном центре "Аба-тура"
Заключение
Список литературы
Приложение
культура шорский фольклор этнокультурный
Введение
Шорцы – малочисленный коренной народ Южной Сибири, проживающий на юге Кемеровской области, в Новокузнецком и Таштагольском районах. По данным Всероссийской переписи 2002 года составляет 13975 человек. Подавляющее большинство их (более 70%) – горожане, и это не может не сказываться на уровне сохранности отдельных элементов этнической культуры шорцев [см.: 12, с. 2].
В настоящее время этническое развитие шорцев представляет собой сложный клубок проблем, которые показывают взаимосвязь социальных, экономических, политических и культурных процессов, протекающих внутри российского государства в целом и определяющих интересы представителей коренных этносов.
Народное художественное творчество определяется острой необходимостью сохранения и развития. Многие виды и жанры находятся на грани вымирания. Каждая национальная группа, какой бы малочисленной она не была, имеет конституционное право на существование и развитие. В настоящее время стала очень актуальна тема сохранения традиционной культуры малочисленных народов России, поскольку традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.
В русле народной культуры складываются представления человека о мире, система образов и языка, верования, знания и умения, обычаи, формы трудовой и празднично-обрядовой жизни, система фольклора.
На основе традиционности закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества. Регулируются нормы социальных отношений (семейные, общинные, трудовые, межпоколенные, половозрастные). Принимают упорядоченный характер многообразные отношения и связи этнической целостности с окружающим миром.
Сохраняя до наших дней свое основополагающее значение, традиционная народная культура содержит в себе важнейшие свойства и качества этнического, в которых находит выражение исторический путь каждого народа. Отечественный опыт свидетельствует, что забвение народных традиций, их утрата грозит распадом этнокультурных связей (в первую очередь – межпоколенных). Потерей национального иммунитета, образованием чуждых природе этноса аномалий в жизни общества. И именно поэтому создаются организации по восстановлению традиций коренного населения. Создаются краеведческие музеи, танцевальные ансамбли, археологические кружки, в школах изучается традиционная культура своего народа, возрождается язык, проходят различные семинары, конференции. А большую роль в сохранении традиционной культуры играют этнокультурные центры.
Исходя из сказанного, особое значение приобретает положительный социокультурный опыт этнокультурных центров.
Итак, актуальность темы курсовой работы определяется, исключительной ролью этнокультурных центров как "очагов" сохранения традиционной культуры народов в современных условиях глобализации и информационной революции. Во вторых большим интересом к народному художественному творчеству, как со стороны исследователей, так и со стороны самых широких слоев населения.
В-третьих, необходимостью возрождения и развития традиционной шорской культуры, находящейся сегодня на грани исчезновения.
Самообращение к проблеме сохранения и возрождения народного художественного творчества шорцев средствами этнокультурных центров свидетельствует о новизне данного исследования.
Объектом нашего исследования является виды и жанры народного художественного творчества. Предмет исследования – сохранение и возрождение народного художественного творчества шорцев в этнокультурном центре.
Цель исследования – выявление проблем сохранения видов и жанров шорского фольклора в этнокультурных центрах (на примере Центра шорской культуры "Аба- Тура" г. Новокузнецка).
Реализация поставленной цели связана с выполнением следующих задач:
) проанализировать научную литературу по теме исследования;
) рассмотреть традиционную культуру шорского народа;
) выявить развитие направлений в шорском этнокультурном центре "Аба – Тура"
1. Традиционная культура шорцев в историческом аспекте
.1 Мифологические истоки шорцев
Горная Шория является частью Южной Сибири, родиной шорцев, издавна отнесённых к "лесным народам". Шорцы – это народ, проживающий на юге Кемеровской области в горно-таёжной местности.
В прошлом образ жизни населения Горной Шории определялся географическими, климатическими и природными условиями. Основная территория расселения – бассейн среднего течения р. Томь и ее притоков Кондома и Мра-Су – Таштагольский, Новокузнецкий и Междуреченский р-ны, гг. Мыски, Междуреченск, Таштагол, Новокузнецк, Кемерово.
В 17-18 веках русские называли Шорцев "кузнецкими татарами "кондомскими и мрасскими татарами", абинцами. Сами себя они называли по именам родов (Карга, Кый, Кобый и др.), волостей и управ (Таяш-Чоны – Таяшская волость) или рек (Мрас-кижи – мрасские люди, Кондум-чоны – кондомский народ), за пределами территории проживания – аба-кижи (аба – род, кижи – люди), чыш-кижи (люди тайги). Алтайцы и хакасы называли их по имени рода Шор. Это название широко распространилось, и было введено как официальное в 20 веке.
До 19 века одним из основных занятий Шорцев были выплавка и ковка железа, особенно развитая на севере. Они платили дань железными изделиями тюркским каганам, обменивали их у кочевников на скот, войлок, с 18 века сбывали железные изделия русским купцам. Русские называли их "кузнецкими людьми", их землю – "Кузнецкая земля". К концу 18 века, с ослаблением связей с кочевниками и усилением контактов с русскими, изделия шорского кузнечества не выдерживали конкуренции с привозными русскими изделиями, и кузнечество постепенно стало исчезать, основным занятием стала охота.
Верующие шорцы официально считались православными христианами (и носили русские, т.е. христианские имена), но наряду с православием у них прочно сохранялись традиционные верования: культы духов (хозяев) природы – гор, рек, промысловый культ, почитание верховных божеств – Ульгеня и Эрлика, родовых и личных покровителей. Сохраняли свое значение в жизни шорцев шаманы (камы), была развита мифология [см.:14, с. 4-10].
Согласно традиционному мировоззрению кузнецких татар-шорцев, мир разделен на три сферы: небесная земля Ульген-чер (земля Ульгеня) – небо; средняя земля – орты чер или бистын чер – наша земля; земля злых духов – айна чер – подземный мир.
Во владениях высшего божества Ульгеня имеется 9 небес. На первом, самом нижнем небе кошкан помещается молния сарыджы – плеть для бело-сивого коня Ульгеня, гром – удары этой плетью. В середине первого неба санчи живет его хозяин, у которого свой дом, жена, дети. Второе небо называется кок кур – синий пояс, где помещается синяя часть радуги тенгри челизе. Третье – кызыл кур (красный пояс), четвертое – кыр кур (серый пояс), пятое – кектамош кур (голубой пояс), а шестое – кызыл тенгри (красное небо), там живут красные женщины. На седьмом небе находятся луна и звезды, на восьмом – солнце, на девятом живет Ульгень – доброе верховное божество.
Ульгень вместе со своим братом Эрликом, который в мифологии шорцев олицетворял злое начало, сотворили мир и человека. Согласно легенде, Ульгень сотворил солнце, луну, звезды, ровную землю и на ней реки. Эрлик, злое божество, поставил на земле горы. Затем Ульгень создал птиц и зверей, потом человека, но душу его, как ни старался, создать не мог.
Он позвал Эрлика и попросил помочь, на что тот ответил согласием, но поставил условие, что созданная душа будет принадлежать ему, а телом пусть владеет Ульгень.
Поэтому кузнецкие татары верили тому, что Ульгень и Эрлик равны между собой и их власть над человеком одинакова. Счастье, здоровье, богатство – это воля двоих, а не одного существа. Даже очевидное зло: болезни, несчастья – определяются обоими началами.
Согласно легендам, Эрлик по воле Ульгеня был изгнан с поверхности земли в подземный мир, где он властвует. В подчинении Эрика находятся его помощники Айна. Это злые духи, которые забирают душу человека, чем причиняют ему болезнь и смерть. В нижнем мире находится загробный мир, где обитают души умерших людей кермесы, служащие, как и Айна, Эрлику.
Человек обитает на средней земле в соседстве с многочисленными духами – хозяевами мест: тайги, гор, рек, озер. Причем эти духи обычно представляются антропоморфными существами, почти ничем не отличающимися от людей по образу жизни. Наибольшим почитанием у шорцев пользовались духи гор – Таг – ээзи и духи воды – Суг – ээзи. Эти духи представлялись в образе мужчин-охотников или нагих женщин с длинными распущенными волосами. Водный дух часто виделся в образе рогатого черного человека [ см.:16].
Таг – ээзи считался не только хозяином горы, но и хозяином тайги со всеми ее обитателями. Звери и птицы воспринимались как его подданные. Линьку зверей кузнецкие татары считали как бы уплатой дани своему хозяину.
Жизнь любого человека, по воззрениям кузнецких татар – шорцев полностью зависела от этих окружающих духов и божеств, всех трех миров.
Сам человек лишь в немногих случаях непосредственно общался с духами, например, при "кормлении" духа огня, жертвоприношении духам – хозяевам во время промыслов и некоторым домашним духам-покровителям. Чаще же общение с духами и божествами происходило через посредника-шамана, особого избранника среди живущих на земле людей.
1.2 Народное песенное и инструментальное творчество шорцев
Музыкальная культура шорцев заключает в себе черты, присущие музыке народов Севера, Сибири, Алтая. Средней Азии. Поволжья и Приморья.
Шорские народные песни дают четкое деление на жанры: частушки, шуточные и плясовые, колыбельные песни, плачи, протяжные лирические песни. Деление это не случайно, о чем свидетельствует национальная музыкальная терминология, соответствующая основным жанрам шорского песенного народного творчества.
Частушки (так – пак) представляют ранний вид скорых лирических песен. Широко распространен в музыке многих, в том числе тюркских народов. Основу их составляет четырех строчная стихотворная строфа.
Шорские частушки разнообразны по содержанию. В них поется о шорских юношах и девушках, о любви и браке, семье и родственных отношениях, ревности, разлуке и измене. Яркую характеристику получает шорский юноша в частушке " Ак цветотын аразында" (Среди белых цветов), в которой он сравнивается с голубым цветом.
Приведем ее текст:
Среди белых цветов
Голубой цветок заметен.
Среди многих людей
Мой брат заметен
Много точных и красивых слов сказано в шорских частушках и одевушках-шорках. Так, в частушке "Каш пашинде табылга" (На пригорке кустарники), девушка сравнивается с кустарниками на вершине горы.
Вот ее текст:
На пригорке кустарники,
Маленькие, еще не выросли.
Я полюбил девчонку,
Маленькая, еще не выросла
Шорские протяжные песни наполнены любовью к родному краю, природе Горной Шорни, близким родственникам, чувством тоски и грусти шорца, оказавшегося за пределами своей родины, родного очага. В них отражена тяжелая жизнь шорца-охотника, задавленного непосильной данью, стремящегося к свободе от социального гнета. Главная тема коротких песенок – любовь и дружба, тоска и разлука, несчастная любовь. В плясовых высмеивается лень, склонность к обжорству и т. д. Это и жанр социальной сатиры, клеймящий жадность купцов-ростовщиков и их стяжательство. В народных песнях поется о мифических богатырях, а конкретных жителях Горной Шории.
В лирических песнях получила отражение прекрасная природа Горной Шории, для которой характерно сочетание горного и речного ландшафтов. "Горный" пейзаж присутствует в песне "Кобыргай черде чортаргай" ( Чтобы вдоль по склону рысью скакать).
Вот ее текст:
Чтобы в доль по склону рысью скакать,
С широкими копытами нужен конь.
Чтобы ходить по селам,
Гнездо ястреба – птицы – на вершине твердой скалы.
Мною любимая девушка – в твердых руках отца [см.: 10, с. 9-15].
У народов тайги песенное творчество весьма своеобразно. Здесь каждый человек имеет свою собственную, раз навсегда установленную мелодию, слова же песни импровизируются. У шорского народа есть певцы, обладающие даром своеобразного горлового пения. Кай – это особый вид горлового пения, исполнение эпических сказаний под аккомпанемент кай-комуса, двухструнного музыкального инструмента. Отсюда название певца, владеющего такой способностью "Кайчи".
Мелодика "Кая" – это художественное средство эмоционального выражения. В шорском "кае" различается три стиля, восходящие к трём разным сказительским школам. Он состоит из двух видов: двухголосного и одноголосного горлового пения. Во время первого, один певец поёт двумя голосами без слов (у тувинцев четыре стиля, у алтайцев – три – четыре). Особенность второго вида состоит в сольном исполнении произведений с произнесением слов в сопровождении игры самого певца на музыкальном инструменте (на комусе у шорских Кайчи, на семиструнном чатхане – у хакасских хайджи, на топшуре – у алтайских Кайчи).
Для шорской разновидности "кая" нехарактерно двухголосное пение. В горловом пении бесконечное множество мелодичных оттенков, а в игре на музыкальном инструменте (одноголосное горловое пение всегда идёт под аккомпанемент) отмечено до сорока наигрышей [см.: 9, с. 9].
Наибольшим почитанием у шорцев пользовались "Таг -ээзи" – духи гор и "Суг- ээзи" – духи воды. П. Н. Амзоров говорил: "Кай – ээзи" сердится, когда во время "Кая" люди спят. "Кай" надо слушать внимательно, а кайчи не должен сокращать текст исполняемой песни о богатырях".
С.С. Торбоков – кайчи, знаменитый шорский поэт – говорил о магическом действии кая на "хозяев гор".
Кайчи пел, чтобы своим пением зачаровать "хозяина" горы. Легенды и предания о "Кай – ээзи" были своеобразным выражением нравственного кодекса и эстетических взглядов народа. Нельзя лгать, путать строки, а слушателям не позволялось во время исполнения кая сквернословить, шуметь, мешать пению. Кайчи знали произведения других жанров, но славу им приносили именно кай. Послушать кайчи собирались люди из самых дальних улусов. Причём певцу отводилось самое почётное место среди слушателей.
Кайчи (тот, кто исполняет эпос горловым пением – кай, аккомпанируя себе на музыкальном инструменте, чередуя пение с пересказом пропетого), либо нывакчы (нижне-мрасский говормрасск. диалекта), шöрчöкчи (кондомский диалект), нарпахчы (верхне-мрасский говор мрасск. диалекта), что означает сказитель, исполняющий героический эпос. Хороший нывакчы, исполняющий сказание в стихотворной форме в течение 3-5 часов (известны случаи, когда одно сказание могло исполняться таким образом в течение 3 ночей, т.е. 15-18 часов), порой ни в чем не уступал великим Кайчы. Сказитель устраивался удобнее на табурете, так, чтобы он мог видеть всю аудиторию. Возле него ставили таз или ведро для отхаркивания слюны, а на колени клали полотенце – вытирать пот и рот после отхаркивания. Начав исполнение на кай комусе, Кайчы обычно некоторое время играл потихоньку, как бы пробуя себя и свой инструмент, пробовал отдельные звуки кая и затем переходил к исполнению. Наблюдатели неоднократно отмечали, что через несколько минут сказитель преображался, его голос начинал звучать в полную силу и слушатели вполголоса восторженно замечали: "Кай кирбисти!" (‘кай вошел!’).
Такого рода начало сказывания и комментарии слушателей наводят на мысль о том, что и шорские сказители, начало сказывания посвящали призыванию своих духов помощников – Тöс.
Шорские также как и хакасские сказители-кайчы обычно исполняли и исполняют сказания, используя довольно необычную в тюрко-монгольском мире форму: сначала Кайчы исполняет небольшой отрывок горловым пением, аккомпанируя себе на двуструнном кай – комусе или семиструнном чадыгане а затем "пересказывает" содержание пропетого.
Что касается кай- комуса, то он имеет овальную форму корпуса с длинным грифом и ладками на нём и две струны. (Приложение 2) Инструмент этот обычно украшается рисунками и имеет различные строи в зависимости от размера корпуса и длины струн. Изготавливают его сами сказители-кайчы. [см.: 10, с. 8]
Комус – изготовляется обычно из тала или кедра. Он имеет две струны из конского волоса. Дека комуса обычно делается из деревянной пластинки. Шорцы, живущие в Хакассии, часто обтягивают комус кожей. В местах соприкосновения с русской культурой появился новый музыкальный инструмент типа русской балалайки. Исполнитель держит комус на коленях и ударяет по струнам плектром. Инструмент применяется также для исполнения прелюдий и интерлюдий к отделам сказания.
Рассматривая этнохудожественную культуру шорского народа можно сделать вывод, что шорский фольклор – почти единственное средоточие духовной культуры народа, утратившего в древности письменность и не имевшего до недавнего времени. И, тем не менее, народ на протяжении веков не утратил полностью свою самобытную культуру. Сохраняя до наших дней свое основополагающее значение, традиционная народная культура содержит в себе важнейшие свойства и качества этнического.
В которых находит выражение исторический путь каждого народа. Народ, который не бережет свои традиции, практически как дерево без корней.
2. Шорский фольклор в этнокультурных центрах
2.1 Изучение современного шорского фольклора в учреждениях культуры
Как и любой другой народ, шорцы хотят сохраниться как этнос, сохранить свою самобытную культуру, язык, традиции и обычаи. Когда в конце 80-х – 90-х годов ХХ века на волне демократических веяний начиналось шорское общественное движение за возрождение народа, масштаб проблем был другой, он был меньше. В 1990 году лучшие представители создали общественно-политическую организацию – Ассоциацию шорского народа, чтобы донести до власти отчаяние шорского народа.
Через 20 лет с момента начала шорского общественного движения за возрождение народа, приходиться констатировать, что шорцы как народ вымирают. Шорский язык исчезает, молодежь родной язык не знает, читать шорские книги некому, наступает спад активной деятельности шорцев.
Основой всех разнообразных направлений, видов и форм культуры современного общества является традиционная народная культура, в ее русле складываются представления человека о мире и самом себе, о системе образов и языка, народные знания и умения, обычаи и нравы, формы празднично-обрядовой жизни.
В связи с этим, выдвигается ряд задач по возрождению народных традиций, важная часть которых ставится перед учреждениями культуры.
Культурная жизнь шорцев очень насыщена, например, в городе Междуреченске работает пять ансамблей: фольклорный ансамбль "Ойун" (игра) и хореографический ансамбль "Чайанар" в ДК имени Ленина, детский ансамбль "Чедыген" (созвездие большой медведицы) в центре детского творчества, "Чаш Канат" (молодые крылья) в клубе поселка Камешок и ансамбль "Сынрачак" в школе поселка Ортон (руководитель В.Н.Мухудинова ).
По инициативе фольклорного ансамбля "Ойун" проводятся различные культурные мероприятия: музыкальные вечера для шорской молодежи, конкурс "Краса шории" в ДК имени Ленина. Все эти мероприятия охватывают большое количество людей, и молодежь, и взрослых.
Ансамбль "Ойун" был создан в 1986 году. Долгое время он был единственным ансамблем в городе. Первым организатором был Валерий Владимирович Топаков. Более двадцати юношей и девушек пришло в ансамбль. Пришлось все начинать с нуля. За 50 лет после ликвидации Горно-Шорского национального района, шорцы забыли, что когда-то были шорские песни, танцы, обычаи и традиции. Каждый из участников помогал в собирании шорского фольклора.
Собираться на репетиции начинали в доме Клары Кискоровой в поселке Чебалсу, в сентябре 1986 года после встречи с председателем комитета культуры Н. И. Жванко, которая поддержала идею создания ансамбля, в ДК имени Ленина.
Первое их выступление прошло в декабре 1986 года на новогоднем шорском вечере, который они сами подготовили и провели. На этом вечере многие впервые жизни услышали шорские песни, частушки и сделали для себя открытие. Что у шорцев тоже есть своя культура, некоторые плакали.
В настоящее время ансамблем руководит Елена Анатольевна Сунчугашева. Она сделала многое для ансамбля и в плане роста мастерства исполнения, и в плане постоянного обновления репертуара. Раньше ансамбль исполнял песни под баян, сейчас – под аккомпанемент шорских инстументов: комус , бубен, темир – комус. [см.: 13, с. 19-21]
Процесс возрождения шорского народа начался в годы перестройки: в 1989 году, когда была открыта кафедра шорского языка в Новокузнецком пединституте. Стали выходить книги на шорском языке, создаваться фольклорные ансамбли, проводиться традиционные шорские праздники: Пайрамы, Чыл Пажи, детские фестивали "Элим", Краса Шории, спартакиады по национальным видам спорта. В детских садах открывались группы по изучению шорского языка, а в школах стали проводится дополнительные занятия по изучению шорского языка, культуры, традиций и обычаев шорского народа.
Это нашло свое отражение в идеи создания в 1998 году в МОУ ДОД "Центр детского творчества" города Междуреченска, Кемеровской области детского объединения национальной культуры шорского народа "Чедыген".
Главной целью создания детского ансамбля было приобщение детей к шорской культуре, воспитание любви к родине, своему народу.
В центр детского творчества вот уже 10 лет съезжаются фольклорные ансамбли, творческие коллективы образовательных учреждений городов Мыски, Междуреченска, Новокузнецка, детские коллективы дворцов культуры города. Конкурсы, фестивали, праздники проходят в течение всего учебного года.
На празднике "День шорской культуры" дети знакомятся с национальным наследием шорского народа, через оформленные выставочные экспозиции декоративно-прикладного, изобразительного творчества, представление национальных блюд. На сцене центра детского творчества выступают детские национальные коллективы, в исполнении сказителей звучат национальные мелодии горлового пения.
В конкурсе "Кен кысчагаш" (в переводе Хорошая девочка) принимают участие девочки 13-16 лет. Для участия в конкурсе каждой участнице необходимо подготовить национальный наряд и прическу, продемонстрировать головной убор в сочетании с национальным шабуром, (верхняя одежда) представить отрывок из национального эпоса (героического сказания), исполнить песню.
Фестиваль детского художественного творчества "Чылтыс" (пер. Звезда) объединяет различные номинации художественно-исполнительского творчества: вокальные национальные ансамбли, солисты, инструментальные ансамбли, хореография, декоративно-прикладное и изобразительное творчество.
Детский конкурс "Кун кузези" (Огоньки) направлен на приобщение детей к народному творчеству, выявление одаренных детей в возрасте 9-12лет. Дети представляют детские национальные костюмы, шорский фольклор (исполняют песни, танцы, играют на национальном инструменте (кай-комусе).
Осуществляемая в центре детского творчества работа по реализации национально-регионального компонента направленного на сохранение и развитие культуры шорского народа представляет собой целостный образовательно-воспитательный и творческий процесс.
Способствует осмыслению проблемы сохранения культуры шорского народа, проживающего на территории Междуреченска, Кемеровской области.
Муниципальное автономное учреждение культуры Дворец культуры "Строитель" в городе Новокузнецке создан в целях удовлетворения общественных потребностей в сохранении и развитии народной традиционной культуры, поддержки любительского художественного творчества, другой самодеятельной творческой инициативы и социально-культурной активности населения, организации его досуга и отдыха.
В настоящее время во Дворце культуры "Строитель" работает 90 клубных формирований, включающих в себя 42 формирования самодеятельного народного творчества и 48 досуговых формирований (клубов, объединений по интересам).
Так же фольклор изучается Новокузнецкой городской общественной организацией "Шория", которая была учреждена собранием общества коренного населения шорцев 21 января 1990 года в г. Новокузнецке. Основателем и духовным отцом, ключевой фигурой шорского общественного движения является А.И. Чудояков (1928-1994) [см.: 9, с.28].
Территория деятельности организации "Шория" – город Новокузнецк, п. Абагур-Лесной. НГОО "Шория" объединяет разные социальные группы: интеллигенцию, служащих, рабочих, студентов и пенсионеров, детей. Проводятся мероприятия, в которых принимают участие семьями, родами. Главная задача организации – сохранение и возрождение обычаев и традиций, самобытной культуры шорского народа.
С 1990 года приоритетным направлением в работе общества "Шория" была и остается забота о молодежи Кузбасской государственной педагогической академии. Кафедра шорского языка и литературы НГПИ (ныне КузГПА) была открыта 7 декабря 1989 г. на базе "научно-методического центра по изучению проблем национального языка шорцев".
Этот центр (и в дальнейшем – кафедру шорского языка и литературы) основал доцент кафедры литературы НГПИ Андрей Ильич Чудояков. В центре внимания не только организация совместных праздников, но и финансовая поддержка научных изысканий, издательской деятельности кафедры.
А также в январе 1989 года в ДК шахты Распадской в городе Междуреченске состоялось первое городское собрание шорцев, организованное горисполкомом. На повестке дня стояла информация о постановлении областного совета депутатов " О неотложных мерах по улучшению благосостояния коренного населения – шорцев". После чего в 1990 году было создано общество коренного населения "Алтын Шор" ("Золотая Шория"), представителем был избран Чудояков Александр Яковлевич. На протяжение 20 лет эта организация внесла большой вклад в развитие шорской культуры. [см.: 7, с.11-12].
Один из любительских объединений во Дворце культуры "Строитель" является Центр шорской культуры "Аба Тура". О нем подробнее в следующем параграфе.
Хочется отметить, что на сегодняшний день перед учреждениями культуры районов области стоят такие основные задачи в данном направлении: изучение фольклорных материалов и местных традиций, комплексное и системное обучение детей фольклору.
Поиск новых эффективных по привлечению всех категорий населения к изучению традиционной народной культуры. Именно от приобщения к народному и эмоциональному богатству, исторической и нравственной памяти шорского народа, душевности, опыту отношения к общепринятым ценностям, труду и его результатам, зависит нравственное и духовное воспитание подрастающего поколения.
2.2 Развитие направлений в шорском этнокультурном центре "Аба-тура"
Центр Шорской культуры " Аба тура" создан 1 ноября 1999 года. У истоков создания центра стояла новокузнецкая городская организация "Шория", руководителем была Тенешева (Башева) Ольга Николаевна на протяжении 11 лет. Была утверждена ставка при городском Дворце культуры "Строитель". Очень долго стремились к его созданию НГОО " Шория, только через 7 лет удалось создать культурный центр, для шорского населения.
Центр занимается проблемами изучения, сохранения, реконструкции и развития культуры коренного народа Кузбасса с использованием инновационных технологий, концертная, культурно-просветительская деятельность.
Согласно общему положению (приложение 1), основной целью деятельности центра является возрождение, сохранение и развитие шорской культуры, реконструкция народных праздников, фольклора. Изучение истории, языка, народной художественной культуры. Формирование художественной самодеятельности народного творчества, любительских клубов по интересам. Разработка инновационных технологий по шорской народной культуре.
Организация культурно – просветительской деятельности в Центре "Аба – Тура"
1.Художественная самодеятельность. Вокально – инструментальный ансамбль "Ак кун"(" светлое солнце")- существует с 2000 года.
Цель: формирование способностей к полноценному воспитанию музыкальных фольклорных произведений (народная песня, игра на музыкальных инструментах, народная хореография)
2.Клубные формирования.)Литературный клуб "Ольгудек"("Богатырь") – создан в 2001г.
Цель: изучение шорской литературы.
· Декоративно – прикладной клуб "Алтын Тана" ("Золотая Пуговица") – создан 2006г.
Цель: изучение народных промыслов, развитие декоративного – прикладного искусства.
· Молодежный клуб "Тегри" ("Небо") – создан в 2000г.
Цель: организация содержательного досуга для молодежи, тематических программ.
· Спортивный клуб " Тебир узы" ("Железный кузнец") – образован в 2000г.
Цель: пропаганда здорового образа жизни, национальных видов спорта, подготовка к Спартакиаде коренных малочисленных народов Кузбасса.
· Клуб любителей шорского языка "Шор – тили" (" Шорский язык")- образован в 2006г.
Цель: сохранение шорского языка, создание условий для его развития.
3.Культурные мероприятия, направленные на реконструкцию народных праздников, пропаганду шорской народной художественной культуры.
Календарные праздники
– Чыл Пажи (Голова года) – шорский новый год, проводится в день весеннего равноденствия 22 марта.
Шачыг – ритуально – обрядовые действия, совершаемые весной и осенью на священных местах шорского народа.
Семейные праздники, обряды
(свадьбы, именины, встреча гостей, рождение ребенка и мн. др.)
Пайрам – празднуется после завершения весенних полевых работ в июне месяце, в программе национальные виды состязаний (куреш – борьба, конные скачки, стрельба из лука и т.д.), выступление шорских самодеятельных коллективов, ярмарки – выставки и пр.
Тематические программы.
– " Моя вечная земля" познавательные программы для всех возрастных групп, с концертом, с элементами театрализации, народными играми, занимательными лекциями по истории, культуры шорского народа.
"Пайрам – пиичик" ( Праздник букваря) – театрализованная программа для детей на шорском и русском языках, проводится ежегодно с 2004г.
Культурно – познавательная программы, календарные мероприятия (новый год, день молодежи, праздник осени, и т.д)
Детско – юношеский национальный конкурс "ЧУК" по шорскому языку, культуре, истории.
• концертная деятельность
• экспедиции, организация встреч с интересными людьми, занятия актива.
• методическая деятельность.
• разработка инновационных технологий.
• выпуск методической литературы и др.
• организация конференций, семинаров, лекций по народной художественной культуре.
Таким образом, эти центры нацелены на погружение в национальную среду. Для современного поколения необходимо знать, кто их предки, как они жили, каковы были традиции, язык, обычаи. Очень важно вовлечь детей в активное изучение родного края, его культуру, традиции своего и других народов, сформировавших региональное своеобразие культурны.
Заключение
Шорский фольклор – почти единственное средоточие духовной культуры народа, утратившего в древности письменность и не имевшего до недавнего времени. И, тем не менее, народ на протяжении веков не утратил полностью свою самобытную культуру.
Сохраняя до наших дней свое основополагающее значение, традиционная народная культура содержит в себе важнейшие свойства и качества этнического, в которых находит выражение исторический путь каждого народа. Люди стали задумываться о том, что мы теряем генетическую память, исчезают духовные ориентиры, связь с прошлым. Поэтому необходимо стремиться к возрождению обычаев, традиций и обрядов, чтобы сохранить их для будущих поколений.
Исходя из истории изучения шорского фольклора, можно сказать, что в настоящее время сохранение традиционной культуры малочисленных народов России, интересует многих людей. Ими создаются различные виды организаций, где главной задачей является то, что бы погрузить современное поколение в национальную среду. Что бы они знали кто их предки, как они жили, каковы были традиции, язык, обычаи.
Проблема сохранения видов и жанров шорского фольклора в настоящее время возможно в том, что история прошлого оставила свой след когда шорский народ в 1937 году был подвергнут политическим репрессиям, в результате чего был ликвидирован Горно-Шорский национальный район. Именно с этого периода появился запрет на преподавание родного языка (были закрыты национальные школы, уничтожены учебники и книги на шорском языке).
Все это привело к тому, что в настоящее время лишь в глухих деревнях можно встретить тех редких людей, которые все-таки сумели сохранить остатки древнейших знаний.
С этого момента можно сказать, что основной проблемой сохранения видов и жанров шорского фольклора в учреждениях культуры, как мы считаем, является отсутствие большего объема литературы. Именно от приобщения к народному и эмоциональному богатству, исторической и нравственной памяти шорского народа, душевности, опыту отношения к общепринятым ценностям, труду и его результатам, зависит нравственное и духовное воспитание подрастающего поколения.
Список литературы
1. Арбочакова. Л. Н. Алып кускун. Шорское героическое сказание [Текст] / Л.Н. Арбочакова – Новосибирск: ЗАО ИПП "Офсет",2011. – 133 с.
2. Арбочакова Л.М. Текстология шорского героического эпоса [Текст] / Л.М. Арбочакова – Новосибирск, 2011. – 160 с.
. Дыренкова Н.П. Шорский фольклор [Текст] / Н.П. Дыренкова – М – Л., 1940.- 445 с.
. Кимеев В.М. Шорцы. Кто они? [Текст] / В.М. Кимеев – Кемерово. Кн. Изд-во, 1989. – 189 с.
. Косточаков Г.В. Духовная шория. Шорский фольклор в записях и из архива профессора А. И .Чудоякова. [ Текст] / Г.В. Косточаков – Кемерово : ИПП "Кузбасс", 2008. – 352 с.
. Курпешко – Танагашева Н.Н, Апонькин Ф.Я Шорско – русский и русско – шорский словарь [Текст] / Н.Н. Курпешко – Танагашева, Ф.Я. Апонькина – Кемерово. Кн. Изд – во, 1993. – 149 с.
. Калюпанов.В.В. Золотая шория [Текст] / В.В. Калюпанов – Кемерово, 1995. – 11-12 с.
. Кацюба Д.В. Устное народное творчество коренных народов Кузбаса – телеутов и шорцев [Текст] / Д.В. Кацюба. – Кемерово: Изд-во облИУУ, 2001. – 198 С.
. Смердов А.И. Ай-Толай [Текст] / А.И. Смердов – Новосибирск, 1948.
. Травина И. Шорские народные сказания, песни и наигрыши [Текст] / И. Травина – Москва , 2009. – 9-15 с.
. Функа. Д.А. Шорский героический эпос. Том 1. [Текст] / Д.А. Функа -Кемерово2010. – 392 с.
. Чульжанова , Л. "Алтын Шор" Золотая Шория [Текст] / Л. Чульжанова. -Междуреченск, 2010. – 4-6 с.
. Чульжанова , Л. "Алтын Шор" Золотая Шория [Текст] / Л. Чульжанова. -Междуреченск, 2010. – 19-21 с.
. Чудояков , А.И. "Шорские сказки, легенды"[Текст] / А.И. Чудояков. –
. Кемерово, ООО РИФ "Весть"2002. – 4 – 10 с.
. Чудояков А.И. Этюды шорского эпоса [Текст] / А.И. Чудояков – Кемерово. Кн. Изд – во, 1995. – 223 с.
. Шорцы. Библиографический указатель. Кемерово , 1991. – 59 с.
16. #”813079.files/image001.gif”>
Участница Ансамбля "ОТ ЭНE" (Мать – Огонь). Айтыс Ниткина играет на национальном инструменте кай-комус.