- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 22,58 kb
Сущность монофизизма
Введение
В современном мире существует очень большое число различных религий, их направлений и течений, деноминаций, сект, племенных культов. Они сильно отличаются, друг от друга по времени, месту и условиям возникновения, по своим догматическим, культовым и организационным особенностям, по численности сторонников и широте распространения. Достаточно сложный конфессиональный состав населения характерен не только для мира в целом, но и для подавляющего числа стран.
Религиозная структура населения оказывает весьма большое влияние на многие стороны жизни той или иной страны. Хотя это влияние проявляется сильнее всего в духовной сфере, общественном и семейном быте, оно заметно сказывается и на многих аспектах материальной культуры, традиционных хозяйственных занятиях, политической ориентации и т.д. Поэтому без знания этой структуры ситуация в каждой отдельной стране не может быть оценена адекватно.
Сам термин «религия» может пониматься как в широком, так и в узком смысле. Религия в широком смысле слова – это важнейший элемент духовной культуры, олицетворяющий отношение людей к божественному, их веру в единого Бога (монотеизм) или несколько божеств (политеизм). Религия в узком смысле этого слова (конкретная религия) – своего рода духовная общность людей, признающая близкие вероучительные положения, имеющая сходную обрядность и не сводимая к более крупным общностям подобного же характера.
Таких конкретных религий сравнительно немного. Это христианство, ислам, буддизм, иудаизм, мандеизм, зороастризм, йезидизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, конфуцианство, даосизм и синтоизм, а также несколько так называемых «новых религий», возникших, в отличие от перечисленных, сравнительно недавно – в XIX-XX.
Термин направления. Это крупные, обычно давно возникшие, имеющие свою четкую специфику ветви основных религий. Так, в христианстве их пять: православие, католицизм, протестантизм, монофизитство, несторианство. В исламе имеются три направления: суннизм, шиизм, хариджизм. Три направления есть и в буддизме: тхеравада, махаяна, ваджраяна. Индуизм также подразделяется на три направления: вишнуизм, шиваизм, шактизм.
1. Монофизизм как одна из ветвей Христианства
1.1 Теологические и географические аспекты христианства как мировой религии
Христианство – крупнейшая по числу последователей мировая религия. Основал его Иисус Христос, по имени которого и была, потом названа эта религия. Время возникновения христианства часто относят к 33г – христианской эры – году распятия Иисуса Христа, а Рождество Христово считается в христианском мире началом летосчисления.
Возникнув в Палестине, христианство стало быстро распространяться, вовлекая в свою орбиту все новые и новые земли. В год распятия Христа первые христиане появились также в Египте, Ливии, Сирии (включая входивший тогда в состав Сирии Ливан), Италии и некоторых других странах. Несколько позже, но тоже в I в., новая религия последовательно распространилась на территории современных Турции, Армении, Судана, Эфиопии, Греции, Кипра, Ирана, Ирака, Индии, Мальты, Хорватии, Югославии, Британии, Испании, Македонии, Албании, Туниса, Франции, Германии, Алжира, Румынии, Шри-Ланки, а также на Аравийском полуострове. В первом же веке апостол Андрей Первозванный проповедовал христианское вероучение на территории современных России и Украины. Во II в. сторонники христианства появились на территории современных Марокко, Болгарии, Португалии, Австрии, Швейцарии и Бельгии, в III в. – на территории современных Венгрии к Грузии, в IV в. – в Ирландии, в VII в. – на территории современных Югославии, Нидерландов, в VIII в. – в Исландии, в IX в. – в Дании, Чехии, Словакии, Швеции и Норвегии, в X в. – в Польше, в XI в. – в Финляндии. С конца XV в. европейские миссионеры начали обращать в христианство население Америки, в XVI в. было христианизировано большинство жителей Филиппин. С XV в. христианские миссионеры пытались обратить в свою веру народы Африки, жившие к югу от Сахары, однако им удалось добиться значительных успехов на этом поприще лишь в XX в. В XVII в. подобная деятельность была начата также и на некоторых островах Океании, но основная часть населения этого региона была обращена в христианство лишь в XIX-XX вв.
Особенно быстро христианство распространялось в первые пять столетий своего существования. Стремительное продвижение этой религии на все новые и новые территории было связано с некоторыми ее характерными чертами. Людей привлекали высокие нравственные идеалы христианства, его обращенность ко всем народам и самым разным социальным слоям. Определенную роль сыграла и заповедованная Иисусом Христом миссионерская деятельность служителей церкви.
Священная книга подавляющего большинства христиан (за исключением некоторых маргинальных групп) – Библия, состоящая из двух частей: Ветхого и Нового Заветов. Впрочем, первая часть принимается представителями различных направлений христиан в разном объеме.
Ветхий Завет (называемый иудаистами Танахом), записанный еврейскими хранителями предания масоретами, состоит изС39 книгу’ (их названия даются в православном и католическом вариантах): Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Книга Иисуса Навина, Книга судей израилевых, Книга Руфи, Первая, Вторая, Третья и Четвертая книги Царств (у католиков соответственно – Первая и Вторая книги Самуила, Первая и Вторая книги Царей), Первая и Вторая книги Паралипоменон (у католиков – Первая и Вторая книги Хроник), Первая книга Ездры, Книга Неемии (у католиков – Вторая книга Ездры), Книга Есфири, Книга Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, Книга Екклезиаста, или Проповедника, Песнь песней Соломона, Книга пророка Исайи, Книга пророка Иеремии, Плач Иеремии, Книга пророка Иезекииля, Книга пророка Даниила, книги 12 так называемых малых пророков (Оссии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии).
В III-II вв. до Р. X. Ветхий Завет был переведен на греческий в связи с массовым переходом на этот язык евреев диаспоры. В этом переводе, который стали называть Септуагинтой (поскольку его осуществили 70 толковников), оказалось на 10 книг больше (очевидно, переводчики работали с какими-то другими, отличными от масоретских рукописей, текстами). Этими книгами были Вторая книга Ездры (у католиков – Третья книга Ездры), Книга Товита, Книга Иудифи, Книга Премудрости Соломона, Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, Книга пророка Варуха, Первая, Вторая и Третья книги Маккавейские. В латинском переводе Библии – Вульгате (конец IV-начало V в.) имеется еще Третья книга Ездры (у католиков она разделена на две части – Четвертую и Пятую книги Ездры), которой нет ни на еврейском, ни на греческом языках. К перечисленным книгам, которые отсутствуют в масоретской Библии, различные направления христианства относятся по-разному. Последователи Римско-католической церкви ввели их в канон, православные, хотя и включили их в Библию, но выделили в качестве неканонических (полезных, назидательных, но не богодухновенных), протестанты же вообще их не признали и в Библию не включили.
Что касается Нового Завета, то он безоговорочно принимается подавляющим большинством христиан (за исключением нескольких достаточно обособленных групп). Новый Завет был написан намного позже Ветхого Завета – в I в. христианской эры учениками Иисуса Христа – апостолами после Его мученической смерти на кресте. В Новом Завете 27 книг. Это четыре Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), Деяния святых апостолов, 21 соборное послание апостолов (Послание Иакова, Первое и Второе послания Петра, Первое, Второе и Третье послания Иоанна, Послание Иуды, 14 посланий апостола Павла: к Римлянам, Первое и Второе к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, Первое и Второе к Фессалоникийцам, Первое и Второе к Тимофею, к Титу, к Филимону, к Евреям), Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис).
Вопреки положению о единой церкви, которое содержится в Никео – Константинопольском символе веры, принимаемом большей частью христиан, в настоящее время христианство не представляет собой единого целого, распадаясь на большое число отдельных направлений, течений и деноминаций. Как мы уже отметили, основных направлений пять: православие, католицизм, протестантизм, монофизитство и несторианство.
Из-за этой дробности дать общую характеристику вероучения, обрядности и организации христианства очень трудно. Тем не менее, есть ряд черт, присущих большинству его направлений и течений. В догматике это, прежде всего вера подавляющего большинства христиан в единого Бога, выступающего в трех лицах: Бога Отца, Бога Сына (Иисуса Христа) и Бога Духа Святого, составляющих Божественную Троицу. По представлению христиан, существуют два принципиально различных бытия: абсолютное, не созданное, или нетварное, и созданное, или тварное. Абсолютное бытие – это Бог. Все же остальное – тварное бытие. Существующий мир был создан Богом из ничего. Христиане считают, что еще до сотворения мира Бог знал о грехопадении человека и о том, что единство человека с Богом будет восстановлено Сыном Божьим – Иисусом Христом. Большинство последователей христианства считают Иисуса Христа Богочеловеком (т.е. имеющим два естества: божественное и человеческое). Важным общепринятым положением христианства является вера в искупительную жертву Иисуса Христа, согласно которой Он сошел на землю, чтобы своей мученической смертью на кресте искупить грехи людей. Христиане верят также в воскресение Христа, вознесение Его на небо и в грядущее второе пришествие для свершения праведного суда над людьми. Для подавляющего большинства направлений христианства характерна, кроме того, вера в бессмертие души и посмертное воздаяние. Большая часть христиан считают, что после второго пришествия Иисуса Христа воскреснут все умершие и после Страшного суда праведники обретут жизнь в раю, а грешники будут преданы вечным мукам в аду.
В краткой форме главные догматы христианства изложены в трех исторических символах (исповеданиях) веры: Апостольском, Никейском (или Никео – Константинопольском) и Афанасьевском. При этом одни христианские конфессии признают в равной мере все три символа, другие отдают предпочтение конкретно какому-то из них, некоторые же протестантские деноминации не придают особого значения ни одному из символов. Древнейший из символов – Апостольский – был впервые сформулирован ранее середины II в. Этот символ считается наиболее авторитетным во многих христианских конфессиях, прежде всего протестантских. В православии Апостольский символ практически вытеснен Никео – Константинопольским (принятым на двух первых вселенских соборах: I Никейском в 325 г. и I Константинопольском в 381 г.), который близок к Апостольскому, но более четко формулирует сущность христианского вероучения. Третий исторический символ веры – Афанасьевский (названный так по имени жившего в конце III-IV вв. александрийского епископа св. Афанасия Великого, которому приписывалось авторство этого символа1) – от двух других отличается строгим догматизмом и краткостью. В нем дана лишь сжатая формулировка двух важнейших положений христианского вероучения: о трех лицах Божества при единстве существа и о двух естествах Иисуса Христа при единстве лица.
В христианской религии существует система этических предписаний, отражающая ее безупречные моральные идеалы. Основные нравственные требования, предъявляемые к христианам, содержались еще в ветхозаветных заповедях Закона Божия, но затем были углублены и расширены в Нагорной проповеди Иисуса Христа в Его девяти) заповедях блаженства. Христос призывал знать ветхозаветные заповеди и следовать им, но при этом учил исполнять эти заповеди еще более совершенно, чем в ветхозаветные времена.
Первые четыре заповеди Закона Божия носят не только этический, но и догматический характер: они посвящены отношению человека к Богу. Шесть других заповедей посвящены любви человека к ближнему. Так, пятая заповедь требует от христиан почитать родителей, молиться за них Богу, оказывать им помощь, особенно в старости. Эта же заповедь обязывает почтительно относиться к духовным отцам, а также ко всем, кто занимает более высокое положение или старше по возрасту.
Шестая заповедь предписывает: «Не убий». Если в Ветхом Завете эта заповедь трактовалась буквально, то Иисус Христос запретил не только физическое отнятие жизни у человека в любых обстоятельствах (кроме, как и в Ветхом Завете, случаев убийства неприятеля на войне за отечество или исполнения смертного приговора преступнику), но и возложил грех убийства даже на того, кто, хотя сам и не убивал, содействовал убийству приказом, советом, пособничеством, согласием или не избавил человека от убийства, будучи в состоянии это сделать. Было запрещено также укрывать или освобождать убийцу, поскольку это может способствовать новым убийствам. Та же заповедь запрещает и считает грехом гнев, ненависть, зависть; ссоры и драки, жестокосердие по отношению к ближнему. Самый же страшный грех, согласно шестой заповеди, это грех самоубийства. В соответствии с шестой заповедью христиане должны также помогать бедным и больным, утешать печальных и несчастных. Со всеми людьми необходимо обращаться кротко и любовно, нужно примиряться с гневающимися, прощать обиды и делать добро даже врагам.
Седьмая заповедь объявляет грехом прелюбодеяние так же, как и беспорядочные половые связи. Этой же заповедью воспрещаются обжорство, пьянство, сквернословие, нескромное поведение.
Восьмая заповедь гласит: «Не укради» и предостерегает верующего от воровства, грабительства, присвоения чужой собственности хитростью и обманом, невыплаты заработанного и получения незаработанного. Эта же заповедь осуждает святотатство, т.е. присвоение и осквернение того, что посвящено Богу и что принадлежит церкви. Чтобы не согрешить против восьмой заповеди, человек должен быть бескорыстным, честным, трудолюбивым, милосердным и правдивым.
В девятой заповеди говорится о греховности лжесвидетельства и любого ложного слова, способного нанести вред ближнему. Недопустима ДЛЯ верующего и всякая ложь вообще, даже если в ней нет намерения причинить зло ближнему, поскольку любая ложь несовместима с любовью к ближнему. Одновременно с этим не следует осуждать и укорять другого человека.
Десятая заповедь запрещает не только делать плохое, но и желать недозволенного и даже в мыслях присваивать себе то, что принадлежит другому. Эта заповедь требует доброжелательно относиться ко всем людям и хранить чистоту сердца.
Заповеди блаженства, провозглашенные Иисусом Христом в Нагорной проповеди, ни в коей мере не нарушают заповедей Закона Божия. Более того, в определенном смысле те и другие заповеди взаимно восполняют друг друга. Если заповеди Закона Божия даны были в ветхозаветные времена, чтобы удержать людей от зла, то заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать, как им еще больше приблизиться к Богу, обрести святость и блаженство, т.е. наивысшее счастье. Новозаветный закон Христа – это закон Божественной любви. Иисус Христос зовет верующих в вечное Царство Божие и указывает пути к нему через выполнение Его заповедей.
В заповедях блаженства Христос призывает к смирению и укрощению гордыни. Верующие обязаны также скорбеть о своих грехах и о несчастьях, постигших ближних, однако эта скорбь должна быть искренней и сопровождаться делами милосердия; печаль же, вызванная неудовлетворением честолюбивых стремлений, греховна. Христианину подобает кротость, ибо она означает спокойствие, полное христианской любви. Иисус Христос также наставляет людей всегда желать правды, стремясь угодить этим Богу: Следует быть и милостивыми, оказывая ближнему всякую помощь и не отвечая злом на зло. Христос объявляет блаженными также чистых сердцем, т.е. тех, кто не только явно не грешит, но даже не допускает греховных мыслей, желаний и чувств. Он учит людей жить со всеми в мире и согласии, стараться примирить враждующих. В заповедях блаженства говорится и о том, что люди, преследуемые за правду, но не изменяющие ей, достигнут Царства Небесного. Блаженными объявляются и гонимые за Христову веру; подвиг, когда человек за веру идет на страдания и даже на смерть, называется мученичеством и является самым высшим.
Большинство христиан признают необходимость совершения таинств – особых священных действий, призванных под видимым знаком дать верующим Божью благодать. Однако в вопросе о числе таинств, их понимании, форме и времени совершения разные направления христианства сильно расходятся, а многие протестантские конфессии вообще отказались от признания таинств, считая их простыми обрядами.
Культовая практика у христиан разных направлений тоже весьма различна. Наиболее торжественно богослужения проводятся в православных и других восточных церквах, а также у католиков. В большинстве протестантских деноминаций богослужебная практика отличается простотой (англичане в этом смысле занимают промежуточное положение).
Разные христианские конфессии существенно различаются и по своей церковной организации. Только Римско-католическая церковь и несторианская Ассирийская церковь Востока едины (каждая в отдельности) в организационном плане, в то время как в православии, и монофизитстве имеется значительное число самостоятельных поместных церквей. Протестантизм же не представляет собой единого целого не только в организационном, но и в доктринальном отношении и распадается на большое число течений (англиканство, лютеранство, кальвинизм, баптизм, методизм, пятидесятничество и др.), которые, в свою очередь, подразделяются на отдельные деноминации и церкви.
Кроме того, в христианстве есть конфессии, которые трудно отнести к какому-либо из пяти основных его направлений.
Символическим знаком христианства, а в определенном смысле и самого Иисуса Христа у большей части христиан является крест, напоминающий верующим о крестной жертве Спасителя, принявшего мученическую смерть, для того чтобы искупить грехи людей.
Формы креста в разных направлениях христианства различны. В православии приняты и восьмиконечные, и шестиконечные, и четырехконечные кресты, старообрядческая ветвь православия признает только восьмиконечный крест, католики и часть протестантов (англичане, лютеране) преимущественно используют четырехконечный крест (другая часть протестантов – кальвинисты, баптисты, пятидесятники и т.д. – вообще не считают крест своим официальным символом).
Крест не сразу стал главным символическим знаком христианства, у ранних христиан в качестве символа некоторое время использовалось изображение рыбы.
Христианство исповедовали в 1996 г. по данным известного английского религиоведа Дэвида Б. Барретта, 1955 млн человек, т.е. 34% всего населения Земли. По численности приверженцев христианство почти вдвое превосходит вторую по влиянию мировую религию – ислам.
Христианство является основной конфессией во всех странах Европы, кроме Албании и европейской части Турции, во всех странах Америки, в Австралии и Океании, во многих государствах Центральной, Восточной и Южной Африки, а также в четырех государствах Азии – в Грузии, Армении, на Кипре и Филиппинах (еще в двух азиатских странах – Ливане и Южной Корее – христиане составляют более трети населения).
Несмотря на то, что раньше христианство считалось преимущественно европейской религией, сейчас наибольшее число христиан сконцентрировано не в Европе, а в Америке – 711 млн. человек в 1996 г. (36% христианского населения земного шара и 90% всех жителей этой части света). По данным на тот же 1996 г., в Европе жило 556 млн. христиан (28% всех приверженцев христианской религии и 70% всего населения данной части света), в Африке – 361 млн. (соответственно 18% и 48%), в Азии – 303 млн. (16% и 9%), в Австралии и Океании – 24 млн.
1.2 Теологические аспекты монофизизма
Монофизитство существенно уступает по своему влиянию таким направлениям христианства, как католицизм, православие и протестантизм. Следует также отметить, что сторонники этого направления отрицательно относятся к закрепившемуся за ними термину «монофизиты» и называют себя либо православными, либо последователями апостольской церкви.
Решая вопрос о природе Иисуса Христа, Евтихий утверждал, что первоначально раздельно существовали два естества: божественное и человеческое, однако при боговоплощении осталась лишь одна – божественная – природа Христа. В остальном догматика монофизитов близка к православной. Правда, они признают лишь три первых вселенских собора: Никейский, Константинопольский и Эфесский, т.е. состоявшиеся до Халкидонского. Обрядность у монофизитов тоже близка православной, отличаясь от нее лишь некоторыми деталями, которые, кстати, заметно разнятся в отдельных монофизитских церквах.
Общая численность сторонников монофизитства составляет в настоящее время 36 млн человек. Основные монофизитские церковные организации – Армянская апостольская церковь, Коптская православная церковь (включая близкую к ней Эфиопскую церковь), Сирийская православная (яковитская) церковь (включая Маланкарскую провинцию Сирийской церкви и Малабарскую сирийскую церковь).
2. Географические аспекты возникновения и распространения монофизизма
.1 Исторические особенности
Монофизитство сформировалось в 433 г. на Ближнем Востоке. Основателем его был архимандрит Евтихий, игумен одного из константинопольских монастырей. Официально монофизитское направление обособилось от ортодоксального христианства в 451 г., после того как на Халкидонском вселенском соборе было осуждено как ересь.
Церковь возглавляется патриархом-католикосом всех армян и Синодом. Численность армяно-григориан составляет около 5 млн человек, из них 2,6 млн живут в Армении, остальные расселены во многих десятках стран – По этнической принадлежности подавляющее большинство армяно-григориан – армяне.
Другая современная монофизитская церковная организация – Коптская православная церковь – была основана еще в I в. по Р. X. После Халкидонского собора Коптская церковь официально перешла к монофизитству.
Совершение таинств у армяно-григориан имеет свои особенности. Например, крещение младенцев совершается как троекратным окроплением, так и троекратным погружением в воду, соборование совершается только над духовными лицами, причем не при жизни, а сразу же после смерти. Для причастия готовится пресный хлеб, вино не разбавляется. Богослужения у армяно-григориан часто совершаются по ночам. Язык их богослужения – грабар (древнеармянский), хотя проповедь читается на новоармянском языке.
Культовая практика в Коптской православной церкви имеет свою специфику. Во время церковной службы весьма часто совершается каждение. Богослужение сопровождается пением и инструментальной музыкой – на флейте и ударных инструментах (треугольниках и тарелках). Литургия совершается в основном на арабском языке. Для Коптской церкви характерно особое почитание Богоматери, которой посвящено 32 праздника в году. Во главе церкви стоит патриарх.
Обрядность в Эфиопской церкви близка к принятой в Коптской церкви. Как и у коптов, у эфиопов очень развито почитание Богородицу в честь которой отмечается в году 33 праздника. Таинства совершается по коптскому чину. Некоторое влияние на Эфиопскую церковь оказал иудаизм.
Церковь возглавляется католикосом-патриархом. Церковные служители в ней делятся на две группы: рукоположенных священников, совершающих таинства (порой они оказываются малограмотными), и начетчиков – дабтара, не имеющих священного сана, но владеющих языком геэз, на котором ведется богослужение. Дабтара ведают чтением молитв, церковным пением и религиозным обучением. Среди священников имеется белое и черное (монашествующее) духовенство.
2.2 Современная география монофизизма
Армянская апостольская церковь – одна из древнейших христианских церквей. Ее основателем считается Григорий Просветитель, который в 301 г. обратил в христианство царя Армении Тиридата III, a с ним и население страны. По имени основателя церкви ее приверженцев обычно называют армяно-григорианами. Армения стала первой страной мира, где христианство было провозглашено государственной религией. Как независимая церковная организация, отвергшая постановления Халкидонского вселенского собора, Армянская апостольская церковь существует с 506 г.
В Египте, по одной из оценок, живет 8 млн сторонников Коптской православной церкви. Небольшое число коптов есть сейчас и в некоторых ДРУГИХ странах: Судане, Ливии, США и т.д.
К Коптской церкви близка другая монофизитская организация – Эфиопская православная церковь. По преданию, христианство появилось на территории Эфиопии в первой половине IV в., укрепило же свои позиции в конце V-начале VI в. Уже в середине V в. эфиопы приняли монофизитскую доктрину.
Общая численность приверженцев Эфиопской православной церкви – 21 млн. человек.
Одной из древних монофизитских церквей является также Сирийская православная (яковитская) церковь, основанная в 543 г., когда монах Яков Барадай был рукоположен в епископы. По его имени сторонников церкви называют яковитами (якобитами).
Яковитская церковь имеет свои особенности культа: крещение в ней совершается обливанием, для причащения используется заквашенный хлеб с добавлением масла и соли, тайная исповедь священнику не практикуется. У яковитов принято единоперстное крестное знамение. В богослужениях используется древняя литургия св. Якова, совершаемая либо на старосирийском, либо на арабском языке. Сирийская православная (яковитская) церковь возглавляется патриархом.
Численность ее последователей составляет приблизительно 200 тыс. человек. Самые значительные их группы сосредоточены в Сирии (более -100 тыс. человек), США (50 тыс.), Ираке, Турции и Ливане. По этнической принадлежности они арабы.
Яковитская форма монофизитства представлена также в Индии, в датате Керала, Сирийской церковью (ее Маланкарской провинцией) и независимой от сирийского яковитского руководства Малабарской сирийской церковью. Численность сторонников двух этих организаций – 1,7 млн. человек. По этнической принадлежности они малаяли.
3. Монофизизм как основа религиозного туризма
христианство монофизизм туризм география
Общее число монофиситов в современном мире – около 36 млн человек. Его исповедуют большинство армян, проживающих как в Армении, так и за ее пределами. В Эфиопии оно наряду с исламом является самой влиятельной деноминацией, его исповедуют большая часть представителей народов амхара и тиграи. Монофиситами является часть жителей Египта, Сирии и других арабских стран, представители народа малаяли, проживающего в индийском штате Керала.
Святые места на территории современного Израиля
Центрами привлечения паломников-христиан на Святой земле являются Иерусалим, Вифлеем, Назарет и Вифания. Вифлеем находится в нескольких километрах южнее Иерусалима, Вифания – восточнее. Назарет расположен в 100 км к северу от Иерусалима, недалеко от знаменитого Галилейского моря. Паломники на Святую землю обычно вначале направляются в Вифлеем, где посещают храм Рождества Христова. В стене храма находится ниша, выложенная мрамором, в ней стоят ясли, в которых, по преданию, лежал младенец Иисус. В Вифании для посещения туристов открыты фундамент дома и надгробная плита могилы Лазаря, воскрешенного Иисусом Христом. Лазарь почитается как христианами, так и мусульманами. Духовная значимость паломничества в Назарет заключается в посещении того места, где будущий Спаситель рода человеческого рос и где позже Он усмирил воды Галилейского моря и нашел себе учеников среди рыбаков.
Но, безусловно, ведущим центром привлечения паломников и экскурсантов является Иерусалим. В Иерусалиме имеется ряд объектов огромного значения. Гефсиманский сад был свидетелем душевных мук Иисуса Христа, когда Он молился Отцу, чтобы его миновала чаша сия. Здесь же Иисуса схватили. В Гефсиманском саду стоят восемь старых оливковых деревьев, которые уже росли, как говорят, во времена Иисуса. Здесь же имеется базилика Страстей Господних, внутри которой – Скала Страстей Господних. По преданию именно здесь молился Иисус, паломники простираются ниц перед этой скалой. В Иерусалиме находится римско-католический монастырь сестер Сиона. В этом монастыре хранится каменный помост, на котором стоял сам Спаситель. Экскурсанты с интересом смотрят на эти известняковые и гранитные плиты. Они потрескались от времени, с желобами и выщерблинами, следами колес колесниц, столбов, около которых дежурили римские легионеры.
Путь скорби. Как хорошо известно, Иисус нес свой крест от места судилища к Голгофе – месту распятия. На Пути скорби (католическом Крестном пути), которым следуют тысячи паломников, – 14 остановок, сам он не очень большой. Иерусалим во времена владычества арабов, крестоносцев, турок перестраивался. Трудно сказать, насколько соответствует изначальному нынешний Путь скорби. Во время туристского сезона паломники проходят каждую пятницу по этому пути. Но особенно замечательна церемония в страстную пятницу перед Пасхой. Паломники собираются у церкви св. Анны и начинают шествие. Один из паломников несет простой деревянный крест. Перечислим остановки на Пути скорби:
- Иисус приговорен к смерти.
- Иисус берет свой крест.
- Спаситель падает в первый раз.
- Иисус встречает свою Мать.
- Симон Киринейский помогает Иисусу нести свой крест.
- Вероника утирает платком лик Христа.
- Иисус падает во второй раз.
- Спаситель проповедует женщинам Иерусалима.
- Иисус падает в третий раз.
- С Христа снимают одежды.
- Пригвождение к кресту.
- Иисус Христос умирает на кресте.
- Тело Спасителя снимают с креста.
- Тело Господа Нашего Иисуса Христа кладут во гроб.
На каждой из 14 остановок паломники останавливаются для молитв и размышлений. На территории бывшей римской Претории Понтий Пилат судил Христа. Здесь находится первая остановка на Крестном пути согласно францисканской традиции. На территории римской Претории расположены часовня Темницы Христовой и церковь Обряжения в багряницу, принадлежащие Греческой православной церкви. Рядом находится францисканский монастырь. На месте третьей остановки располагается польская католическая часовня. В районе четвертой остановки стоит армянская часовня Мучений Богоматери. На девятой остановке стоят коптский монастырь и патриархия. Были названы далеко не все культовые сооружения христианских конфессий, находящиеся в Иерусалиме.
В конце Крестного пути находится храм Гроба Господня. Это уникальнейшее сооружение стоит в том месте, где имели место события, связанные с распятием, погребением и воскресением Иисуса Христа. Храм Гроба Господня включает около сорока различных зданий. В храме находятся гора Голгофа и пещера Гроба Господня. Разными частями храма (приделами, капеллами, альковами) владеют представители разных христианских конфессий и церквей: православные, католики, копты, сирийцы, эфиопы, армяне. Храм разрушался, восстанавливался и перестраивался. Храм Гроба Господня в его нынешнем виде включает три основных сооружения: храм на Голгофе, часовню Гроба Господня и храм Воскресения.
Взору паломников и экскурсантов, сразу после того, как они вошли в храм, предстанет «камень миропомазания». На этом месте Иосиф и Никодим помазали смирной и алоэ тело Христа. За камнем находится стена Воскресенского собора – своеобразного внутреннего храма в составе храма Гроба Господня. Справа от камня находится вход на Голгофу. Слева расположена ротонда центрального здания храма. В центре ротонды находится часовня Гроба Господня – самое священное место в храме. Именно в этом месте Иисус был погребен перед тем, как воскреснуть. Часовня перекрывает пещеру, где находился гроб. Ложа Гроба Господня («ла-вица святая») служит престолом для совершения литургии. На Голгофу – вторую святыню – ведут 18 ступеней крутой лестницы прямо из храма. На Голгофе имеются православный храм и католическая капелла, разделенные лишь сквозной аркой.
В храме Гроба Господня есть армянская капелла, посвященная святым Константину и Елене, армянская часовня Разделения риз, на месте которой римские воины по жребию разыгрывали одежды распятого Христа, гробница Иосифа Аримафейского, принадлежащая Эфиопской церкви, придел Поругания и Тернового венца, часовни Пригвождения к кресту и Распятия, пещера Адама и др. Часть построек храма принадлежит францисканскому монастырю.
С юго-востока к храму примыкает Русское Александровское подворье (подворье св. Александра Невского). Оно находится на месте бывших Судных врат, через которые заключенных выводили из города на казнь.
Храм Гроба Господня посещают христиане всех конфессий. Здесь ежедневно проводятся богослужения католиков, православных, монофиситов и коптов. В последние годы Святая земля стала ареной сильно обострившегося арабо-израильского конфликта. В Иерусалиме и других местах регулярно происходят теракты и вооруженные столкновения. В церкви Рождества Христова в Вифлееме весной 2002 г. укрывались палестинские боевики, при этом самому зданию был причинен ущерб. Эти события привели к резкому сокращению числа туристских поездок на Святую землю.
Святые места на территории современного Египта
В Египте большинство населения исповедует ислам. Здесь проживают также копты. Синайский п-ов очень важен для православных христиан. Он был одним из мест, где возникали первые христианские монастыри. Одним из основных религиозных центров Синая является монастырь св. вмч. Екатерины (230 км в глубь Синайского п-ова от Шарм Эль Шейха), в котором находятся ее мощи. Этот монастырь важен также в том отношении, что он остался в руках православных во время нашествий арабов, крестоносцев, турок (в отличие, например, от храма св. Софии в Константинополе). Монастырь является центром привлечения не только паломников, но и богословов, а также научных туристов религиозной тематики – здесь сохранились традиции христианского образования, древнейшие рукописи Библии в большой библиотеке, древнейшие иконы. Монастырь св. Екатерины был богословским и миссионерским центром христианского Востока.
В долине Фаран, упоминаемой в книге Бытие, находится греческий женский монастырь. Паломники, прибывающие на Синай, совершают ночное восхождение на вершину горы Синай, где встречают рассвет. Здесь находятся храм Пресвятой Троицы (где паломники присутствуют на литургии), храм пророков Елисея и Илии, пещера и колодец Илии Пророка. Путь с горы вниз весьма труден – 3750 ступеней. В долине Леджа находится монастырь Сорока Синайских мучеников. На Синае паломники также посещают гору св. Екатерины (по благословению), пещеру св. Иоанна Лествичника, храм Иоанна Крестителя, скит монастыря Галактиона и Епистимии.
Заключение
При исследовании религиозной ситуации возникает вопрос: а какой же может стать общая конфессиональная картина в не столь отдаленном будущем, произойдут ли в ней какие-либо существенные изменения?
Поскольку религиозная ситуация теснейшим образом связана с ситуацией политической, социальной, культурной, самими по себе трудно предсказуемыми, прогнозировать динамику конфессиональной структуры – задача весьма и весьма сложная. Например, изменения в соотношении между верующей и неверующей частями населения мира будут в сильной степени зависеть от того, произойдет ли либерализация систем в тех странах, где атеизм долгие годы был и все еще остался, несмотря на декларируемую свободу совести, по сути дела, государственной идеологией.
Поэтому к любым прогнозируемым изменениям в религиозной сфере нужно относиться очень осторожно, помня, что это всего лишь более или менее вероятные прикидки, основывающиеся на некоторых тенденциях, характерных для сегодняшней ситуации (которые затем могут и измениться).
Наиболее аргументированные расчеты будущей динамики численности последователей разных религий дает специалист по конфессиональной статистике Дэвид Б. Барретт.
Так, он прогнозирует, что за 30-летний период – с 1995 г. по 2025 г. численность христиан возрастет с 1928 млн. до 3051 млн. (т.е. на 58%), численность мусульман – с 1100 млн. до 1710 млн. (на 55%), индуистов – с 781 млн. до 1089 млн. (на 40%), буддистов – с 324 млн. до 453 млн. (на 40%), сторонников «новых религий» – с 121 млн. до 217 млн. (на 78%), сикхов – с 19 млн. до 28 млн. (на 48%), иудаистов – с 14 млн. до 15 млн. (на 7%). Согласно прогнозам Д.Б1 Баррета, несколько увеличивается в абсолютных цифрах и число неверующих (вместе с обычно отдельно исчисляемыми активными атеистами, к которым в этих подсчетах относят главным образом членов компартий) – с 1061 млн. до 1521 млн. рост на 43%). А вот последователей родоплеменных культов станет заметно меньше 77 млн. вместо 112 млн. (уменьшение на 31%). Если учитывать, что рост всего населения мира за указанный 30-летний период составит, по оценке Статистического управления ООН, 48%, то можно предположить, что только три религиозные группы увеличат свою долю в общем населении мира – христиане (с 34% до 36%), мусульмане (с 19% до 20%) и адепты «новых религий» (с 2% до 3%). Все остальные основные религиозные группы, согласно прогнозу, несколько снизят свою долю в населении мира: индуисты – с 14% до 12%, буддисты – с 6% до 5%, сторонники родоплеменных верований – с 2% до 1% и т.д.
Как видим, христиане, в последние годы уступавшие мусульманам по темпам роста, в предстоящее 30-летие, согласно прогнозу, дадут больший прирост, чем мусульмане, не только в абсолютных цифрах, но и в процентах. По-видимому, это связано с тремя главными обстоятельствами: во-первых, с резкой интенсификацией деятельности христианских миссионеров (прежде всего в Черной Африке), во-вторых, с очень высоким естественным приростом (из-за высокой рождаемости и относительно низкой смертности), который наблюдается в одном из главных районов современного сосредоточения христиан – Латинской Америке, и, в-третьих, с тем, что сохраняется большой ресурс прироста в посткоммунистических странах, где после десятилетий гонений на религию многие отошли от веры и теперь, в условиях свободы, возвращаются к ней вновь.
Еще более быстрыми темпами, чем численность христиан, будет расти число приверженцев «новых религий», сосредоточенных, в первую очередь, в Японии и ряде других азиатских государств, что, вероятно, может быть объяснено духовными исканиями, характерными для некоторых групп населения этих стран.
Снижение в ближайшие 30 лет темпа роста численности индуистов будет обусловлено, по-видимому, не столько обращением их в другие религии, сколько активными мерами по планированию семьи в Индии, где слишком большое «давление населения на площадь» заставляет искать пути снижения рождаемости.
Вполне понятно сильное уменьшение язычников, сконцентрированных, как известно, в основном в Африке. Причинами этого, вероятно, станут очень активная миссионерская деятельность на Черном континенте, о которой говорилось выше, и, возможно, сильное замедление, а может быть, и полное прекращение естественного прироста в связи с катастрофическим распространением во многих африканских странах СПИДа (некоторые демографы даже утверждают, что Африка в XXI в. может превратиться в «гигантский морг»).
Прогнозируемое снижение доли неверующих, по-видимому, может быть обусловлено, прежде всего продолжающимся увеличением влияния религии в посткоммунистических государствах.
Список литературы
1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1990.
2.Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. М., 1991.
3.Зеньковский СЛ. Русское старообрядчество: Духовные движения семнадцатого века. М., 1995.
.Огицкий Д.П., Козлов М. Православие и западное христианство. М., 1995.
.Переломов JI.C. Слово Конфуция. М., 1992.
.Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. I-II. М., 1992.
.Поспеловский Д.В. Православная церковь в истории Руси, России и СССР. М., 1996.
.Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995.
.Религиозные объединения в современной России. М., 1996.
.Религиозные объединения Российской Федерации: Справочник. М., 1996.
.Религиозные организации России (Справочник). М., 1994.
.Русская православная церковь в советское время (1917-1991). 14. Тальберг И. История христианской церкви. М., Нью-Йорк, 1991.
- Токарев СЛ. Ранние формы религии. М., 1990.
- Хопко Ф. Основы православия. Минск, 1991.
- Христианство: Энциклопедический словарь в 3 т. Т. 1-3. М., 1993-1995.
- Цыпин В. История Русской православной церкви. 1917-1990. М., 1994.