- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 3,15 Мб
Технологические особенности выполнения натюрморта в графике
Содержание
Введение
1. Графика как вид изобразительного искусства
1.1 История развития графики
1.2 Виды графики
1.3 Элементы изобразительного языка графики
1.4 Графические материалы
1.5 Натюрморт
2. Технология выполнения творческой композиции
2.1 Этапы выполнения практической курсовой работы
Заключение
Список информационных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Введение
Для выполнения курсовой работы выбрана композиция натюрморт на фоне пейзажа. Данный вид искусства всегда актуален и отличается непредсказуемостью, оригинальностью и разнообразием своих решений.
Мир вещей в натюрморте всегда призван раскрыть их объективное своеобразие, неповторимые качества, красоту. На сегодняшний день графика является универсальным видом изобразительного искусства, использующимся при оформлении полиграфической продукции, наружной рекламы, а также изображения на одежде и рисунки мультипликационных фильмов.
Как будущего педагога изобразительного искусства, очень заинтересовал этот вид искусства. Больше всего меня увлекло разнообразие линий, которое позволяет передать не только внешние очертания, но и самую суть изображаемого. Характер линии, т.е. ее плавность или угловатость, мягкость или твердость, отрывистость или непрерывность, толстая она или тонкая, сухая или жирная, используется для воспроизведения очертания предметов, фактуры, характера человека – для отражения действительности. Пятновая графика не менее, а, может быть, даже более условна, чем линейная. Она двухмерна. Она не имеет глубины и не пытается ее создать. Изобразительные возможности плоскости выявляются здесь в полной мере. Здесь работает на изображение плоскость и только плоскость. Сочетание различных по конфигурации пятне – плоскостей определяет изобразительные формы. Натюрморт больше чем какой-либо другой жанр ускользает от словесных описаний. Натюрморт надо внимательно смотреть, разглядывать, погружаться в него, так как он учит постигать живопись, любоваться его красотой, силой, глубиной – только так постигается истинное содержание любой картины, ее образ.
В натюрморте живописец обращается к миру неодушевленных вещей, выделяя их из всего богатства окружающего мира.
Натюрморт отличается особыми принципами построения композиции при всем различии исторических и индивидуальных форм этого жанра на разных этапах его развития. Предметы здесь взяты обычно вблизи, так что взгляд может их как бы ощущать, оценить в первую очередь их собственно материальные качества – их тяжесть, пластику форм, рельеф и фактуру поверхности, детали, а также их взаимодействие со средой – их жизнь в среде.
Объект: графика как вид в изобразительного искусства
Предмет: технология выполнение натюрморта в графике (тушь)
Цель: Изучение технологии и выполнение натюрморта в графике
Задачи:
изучить и проанализировать литературу по данному вопросу;
изучить технологии различных видов графики;
выполнить этапы ведущей работы и образец в графике.
Методы исследования:
анализ литературы;
анализ иллюстративного материала;
выполнение поисковых эскизов.
1. Графика как вид изобразительного искусства 1.1 История развития графики
История графики как вида искусств насчитывает уже несколько тысяч лет [1]. Графика – самое древнее из всех изобразительных искусств. Первые графические изображения возникли на самых ранних стадиях развития человеческого общества – в эпоху неолита и в бронзовом веке. В наскальных изображениях и античной вазописи изображались линии и силуэты, являющиеся одним из самых древних видов графических работ рисунком.
Ещё до того, как древний человек обратился к опытам в скульптуре и живописи, он создал первые рисунки, положившие начало искусству графики. Эти дошедшие до нас изображения обычно выцарапаны на скалах, на стенах пещер, на костяных пластинках. Такие изображения сохранились на предметах быта, на оружии [6]. Рисунки эти не только фиксировали какие-либо события, окружающий мир, но долгое время служили средством общения между людьми, заменяя собой письменность. Так, с помощью различных изображений первобытный человек излагал свою мысль. В такого рода рисунках (криптограммах) содержались определённые понятия и повествования. Постепенно, с развитием речи, такие рисунки стали обозначать не только фразы, но отдельные слоги, звуки. Начертание их менялось, пока не приняло вид знакомых нам букв [10]. Длительное время графические изображения почти не имели самостоятельного значения и являлись украшением тех или иных предметов.
С появлением письменности графика стала шире применятся в рукописных книгах, пергаментах, грамотах для украшения и разъяснения текста. Да и само создание шрифтов – большое искусство. Достаточно посмотреть, например, на древнеславянские рукописи, чтобы понять, что над ними трудились настоящие художники [16]. Искусство рукописи, или каллиграфии, получило необычайно широкое развитие в Китае. Способов размножения графических изображений человек долгое время не знал, и все произведения создавались в единственном экземпляре. Огромный вклад в развитие графики внесли Альберт Дюрер, Франсиско Гойя, Гюстав Доре, Китагава Утамаро, Хиросиге Андо, Хокусай Кацусика. Поэтому так важно знать культуру графики, ее выразительные средства и способы их использования в целях сохранения древних традиций, а так же для создания художественного шедевра, аналогов которого нет в мире. 1.2 Виды графики
Графика (от гр. grapho – пишу, рисую) – вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюра на дереве (ксилография), гравюру на металле (офорт) (, литографию, линогравюру, гравюру на картоне (Приложение А, рисунок А.2) и др. [17].
Рисунок относится к уникальной графике потому, что каждый рисунок является единственным в своем роде. Произведения печатной графики могут воспроизводится (тиражироваться) во многих равноценных экземплярах – эстампах [4].
Каждый оттиск является оригиналом, а не копией произведения.
Рисунок является основной всех видов графики и других видов изобразительного искусства. Как правило, графическое изображение выполняется на листе бумаги. Художнику порой достаточно очень простых средств – графитного карандаша или шариковой ручки, чтобы выполнить графический рисунок. В других случаях он используется для создания своих произведений сложные приспособления: печатный станок, литографические камни, резцы (штихели) для линолеума или дерева и многое другое. Термин "графика" первоначально употребляется применительно только к письму и каллиграфии. Искусство шрифта с давних времен было связано с графикой. Новое значение и понимание она получила в конце XIX – в начале XX вв., когда графика определилась как самостоятельный вид искусства. Язык графики и главные его выразительные средства – это линия, штрих, контур, пятно и тон. Активно участвует в создании общего впечатления от произведения графики белый лист бумаги. Добиться выразительного рисунка можно даже при использовании только черного цвета. Именно поэтому графику часто называют искусством черного и белого. Однако это не исключает применение в графике цвета [20].
Границы между графикой и живописью очень подвижны, например, технику акварели, пастели, а иногда и гуаши относят то в один, то в другой вид искусства, в зависимости от того, в какой степени используют цвет, что преобладает в произведении – линии или пятно, какого его назначение.
Одним из отличительных признаков графики является особое отношение изображаемого предмета к пространству. Чистый белый фон листа, не занятый изображениями, и даже проступающий под красочным слоем фона бумаги условно воспринимаются как пространство. Особенно наглядно можно увидеть в книжной графике, когда изображение, помещенное на чистую страницу, воспринимается расположенным в пространстве интерьера, улицы, пейзажа в соответствии с текстом, анне на снежном поле [14].
Художественно – выразительные достоинства графики заключают ее в лаконизме, емкости образов, концентрации строгом отборе графических средств. Некоторая недосказанность условное обозначение предмета, как бы намек на него, составляют особую ценность графического изображения, они рассчитаны на активную работу воображения зрителя.
В этой связи не только тщательно прорисованные графические листы, но и беглые наброски, зарисовки с натуры, эскизы композиции имеют самостоятельную художественную ценность [8].
Графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт (Приложение А, рисунок А.9), исторический жанр и др.) и практически неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира.
По назначению различаются станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная графика и плакат.
Произведения станковой графики можно увидеть на выставках. Это как правило, рисунки, имеющие самостоятельное значение, а также печатная графика. Графические листы легко переносимы, они могут быть предназначены не только для выставки, но и для украшения интерьеров жилых и общественных зданий. Специфическими видами являются в станковой графике – лубок, а в газетно-журнальной – карикатура.
Художественное оформление газет и журналов строится на основе связи с текстом, так же как и в книжной графике, и выдерживается в едином стиле в рамках одного типа издания.
Важнейшей областью является книжная графика. В древних рукописных книгах рисунки выполнялись и раскрашивались вручную. Они назывались миниатюрами. Книжная графика не просто часть издательского дела или средство для передачи знаний, она является частью культуры [5]. 1.3 Элементы изобразительного языка графики
Линия как средство передачи изображения появилась в начале зарождения рисунка. Она является основным графическим элементом. С помощью линии определяются границы форм, плоскостей. Лини служит границей, отделяющей, изображающую форму от окружающего его пространства. Но линия служит границей, отделяющей изображаемую форму от окружающего ее пространства. Но линия служит не только изображению, но и выражению. Она выявляет не только границы форм, но и чувств, переживания художника. Линия считается самым специфичным графическим способом изображения и выражения [2].
эскиз натюрморт графика композиция
Если мы соединим две точки и пойдем по этому отрезку, мы получим линию, которая может продолжаться до бесконечности. Линия приобрела все качества точки и штриха, но стала более осмысленной. Она имеет различные характеристики, типы: тонкая, прямая, толстая, кривая, изящная, волнистая, стремительная, резкая, легкая, воздушная. Выражение мудрецов "Все течет, все изменяется" – в полной мере можно отнести к поведению линии.
Роль линейных изображений в истории трудно переоценить. Само же понимание в культуры графической линии, теоретическое осознание и обоснование этого произошли лишь на рубеже XIX-XX веков, вместе с признанием графики как особого вида изобразительного искусства. С этого времени начинаются теория графики как самостоятельного вида искусства, где линия отведено значительное место.
Высочайшей культурой графической линии обладал выдающийся художник XX века П. Пикассо. Из русских мастеров графики, прекрасно владеющих линией, можно назвать Н.В. Кузьмина, А.М. Лаптева, В.М. Копашевича, Т.А. Мавринец, В.Д. Григорьева. Линейный способ (Приложение А рисунок А.5) изображения и сегодня является активной формой работы в искусстве, входит в различные методики обучения рисунку в учебных заведениях.
Линейная графика – чрезвычайно сложная изобразительная техника, так как минимум средств не означает отказа от максимума выразительности. При всей условности линейной графики выразительность и жизненность являются необходимыми качествами [18].
Штрих – это еще одно средство графического изображения, укороченная линия, которая может быть совсем короткой, тонкой, едва заметной или плотной и широкой. В зависимости от силы нажима карандаша или пера с тушью штрих может быть темным, светлым, мягким или жестким. Штрих, как и точка, способен выполнять несколько функций. Штрих (Приложение А, рисунок А.5) в изображениях всегда соседствует с линией и редко применяется самостоятельно. Изображения, где доминирует штрих называются штрихованием. Если линия признана главным образом, определять границы форм, то задача штриха – передача тона, фактуры, объема и "движения" формы. Линия тоже в определенной степени может выражать объем и "движение" формы, но не так убедительно, как штрих. Чтобы освежить применение штриха в творчестве художников, достаточно назвать эти имена: Рембрандт, А. Ватто, А. Дюрер, В. Ван-Гог, Н.С. Самокиш, г. Дюре, М.А. Врубель.
Штрих (Приложение А, рисунок А.4) лепит форму предметов, как бы высекая ее из фона; его используют в светотеневом рисунке для выявления формы и объема предмета и передачи светлотных отношений. Перекрещивающиеся в разных направлениях или расположенные рядом штрихи создают штриховое тональное пятно, чем чаще и гуще положены штрихи, тем более проявляется сила тона. Это говорит о богатстве возможностей штриха и о разнообразии приемов его использования. Разными штрихами и разными соотношениями в их тональности можно передать ощущения многоцветности, не смотря только на черный и белый цвет [7].
Точечные изображения строятся на основе точек разной величины, но одинаковой конфигурации. Как правило, это свет от точечного прикосновения пером, кистью и другими художественными инструментами к поверхности.
В изобразительном искусстве использование точки как средства художественного выражения не имеет такого распространения, как использование линии, пятна или штриха. Однако это не означает, что точечное изображение вообще редкое явление. Трудоемкость нанесения точек (Приложение А, рисунок А.9) на поверхность без особых специальных приспособлений действительно сужает границы их применения, но особое, ни с чем на сравнимая точечная фактура всегда притягивала мастеров графики.
В наиболее чистом виде использование точки можно увидеть в офорте. Смена тональностей в изображении достигается за счет различной величины, плотностей расположения и формы точек. Техники работы точками (Приложение А, рисунок А.3) имеют в своем активе великолепные образы, представляющие интерес не только доя современных мастеров офорта, но и для всех художников, использующих графические приемы.
В настоящее время точечная техника широко применяется в графике как при комбинации техника, так и в чистом виде. В искусстве точка широко используется венграми и поляками. Прекрасные примеры есть в графике Дьюлы Левиуса, использующей точку в основном для передачи объема с определенной фактурой. Думается, что ближайшее десятилетие даст нам еще более интересные работы с использованием точки, так как число художников – графиков, работающих в этой технике, растет [13].
В пятновой графике основным изобразительным элементом являются черные и белые пятна. В крайнем выражении пятновая графика приходит к искусству силуэта – черный силуэт на белом фоне или белый силуэт на черном фоне. Пятновая графика не менее, а, может быть, даже более условна, чем линейная. Она двухмерна. Она не имеет глубины и не пытается ее создать. Изобразительные возможности плоскости выявляются здесь в полной мере. Здесь работает на изображение плоскость и только плоскость. Сочетание различных по конфигурации пятне – плоскостей определяет изобразительные формы.
Художественный язык черно-белый пятновой графики строже, сдержаннее, чем язык других графических техник. Однако условность и лаконичность средств выражения никогда не являлись препятствием для художника, не мешали ему добиваться острого ощущения жизни и художественной правды.
Если мы говорим, что черно-белую графику иногда называют искусством черного и белого, то пятновое графическое исполнение наиболее полно соответствует этому. Центральной фигурой среди художников в совершенстве владевших искусством пятновой черно-белой графики, является Феликс Валлотон. "Он отбрасывает линии, уничтожает контуры, игнорирует действительные очертания фигур, сливая их в белые и черные плоскости" [19].
Черное пятно (Приложение А, рисунок А.6) при кажущейся не пластичности и малооперативности выражения может выявлять бесконечное разнообразие состояний. Искусство силуэта имеет древнюю историю и восходит к профильным фигурам на сосудах Древней Греции. Наивысший подъем интереса к искусств силуэта, среди художников, относится к концу XIX – начало XX века. В этот период плодотворно занимались силуэтными изображениями в графике.
Техникой работы в пятновой графике и силуэте, непроста. Только развитое чувство острого видения натуры может дать хороший результат [3]. 1.4 Графические материалы
Графические материалы принято разделять на "сухие" и "мокрые" (разводятся водой). Использование различных материалов и техник открывает перед художником неожиданные возможности в передаче фактуры объекта, его характера, собственного отношения к нему.
Чрезвычайно полезна работа над рисунком в технике "отмывка". Отмывкой называется акварельная работа одним цветом по сырому (тушь, соус, акварель). При длительной работе в этой технике целесообразно сначала легкими штрихами карандаша нанести основное построение рисунка. После чего, начиная с самых светлых мест, постепенно нагружать рисунок, усиливая тон. Но эту технику можно очень успешно применять и в быстрых набросках одной кистью без первоначального рисунка карандашом. Такая работа развивает способность видеть общую форму, чувство тона, отбирать нужные моменты из жизни, что очень важно для серьезной творческой работы.
В процессе работы весьма полезно чередовать различные техники. Долговременные рисунки разбавлять быстрыми зарисовками, карандашную технику – отмывкой либо техникой угля, что развивает скорость рисования, чувство пространства, а также художественный вкус [9].
Пастель (pastello происходит от итал. pasta – тесто или паста). Пастелью называют художественные материалы для рисования. Пастель выпускается в виде цветных мелков или карандашей без оправы, имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением. Пастельные мелки спрессованы из тонко размолотой смеси, в которую входили три ингредиента: красящий пигмент, минеральный наполнитель (мел или особый сорт глины) и связующее (в большинстве случаев – гуммиарабик). Пастель имеет более тысячи шестисот оттенков. Пастель применяется и в графике и в живописи. Пастель часто называют живописным рисунком. Она действительно прошла долгий путь от рисунка тремя цветами до полноценной живописной техники, популярной в эпоху барокко и столь любимой импрессионистами. Сегодня в распоряжении пастелистов сотни цветов и оттенков, позволяющих создавать удивительно проникновенные произведения в различных жанрах.век – расцвет пастели. Пастель становится самостоятельной техникой и получает особую популярность во Франции, где её использовали такие известные художники, как Буше, Латур, Шарден, Грёз, Лиотар, Делакруа. Выдающимся пастелистом была итальянская художница Розальба Каррьера. Затем классицизм решительно отвергает пастель, как технику слишком нежную, бледную и лишенную решительности линий.
Сангина (фр. sanguine от лат. sanguis) – материал для рисования, изготовляемый преимущественно в виде палочек из каолина и оксидов железа. Цветовая гамма сангины колеблется от коричневого до близкого к красному. С её помощью хорошо передаются тона обнажённого человеческого тела, поэтому выполненные сангиной портреты выглядят очень естественно. Во время работы сангину можно смачивать и тем самым разнообразить толщину и плотность штриха, а неудачные линии легко удалять. Сангина хороша при технике "гризайль" (выполнение работы в различных оттенках одного цвета).
Техника рисунка с натуры с помощью сангины известна начиная с эпохи Возрождения. В это время в Европе употреблялась натуральная сангина минерального происхождения ("красный мел"). Современная сангина – искусственная.
Сангина – палочки из очищенной глины-каолина со специальными добавками, дающие разнообразные красно-коричневые оттенки. Пастель – цветные палочки мела.
Уголь в искусстве, материал для рисования. Изготовляется из подвергнутых обжигу тонких веток или обструганных палочек липы, ивы и др. деревьев. В 19 в. получил распространение твёрдый "прессованный уголь" (из угольного порошка, с добавлением растит, клея). Широко употребляемый для создания самостоятельных рисунков и подготовительных набросков, уголь как материал привлекает художников бархатистостью фактуры штриха, возможностью сочетать линию и тональные эффекты в едином художественном решении.
Фломастер (слово происходит от торговой марки "Flo-Master") – инструмент для письма и рисования при помощи краски, стекающей из резервуара к наконечнику из пористого материала (нейлон или войлок). В Европу был привезён из Японии немецкой фирмой "Edding" в 1960 году. 17 марта 1960 года в Японии поступили в продажу разноцветные фломастеры. Фломастерами называют несколько видов пишущих принадлежностей: перманентные маркеры, смывающиеся маркеры для досок, текстовыделители, капиллярные ручки и, собственно, фломастеры. Различаются они составом красящего вещества, формой и назначением. Не существует общего термина для обозначения фломастера, в разных странах для этого часто используются имена брендов [15].
Карандаш (от тюркских "karadaš" карандаш) – чёрный камень – инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля, графита, сухих красок и т.п.) применяемый для письма, рисования, черчения. Часто, в целях удобства, пишущий стержень карандаша вставляется в специальную оправу.
Черный и коричневые карандаши (из набора цветных карандашей) – обладают большим диапазоном тона. Пригодны как для линейных, так и для тоновых композиций.
Тушь черная (нем. Tusche) – краска, приготовленная из сажи. Тушь бывает жидкая, концентрированная и сухая в виде палочек или плиток. Черная тушь высокого качества имеет густой черный цвет, легко сходит с пера или с рейсфедера. Существует также так называемая цветная тушь (особая разновидность жидких красок) употребляется крайне редко.
Акварель – графический материал, особенностью и достоинством которого являются прозрачность, чистота и насыщенность цвета. Акварелью можно работать как по сухой, так и по сырой бумаге. Прием "по сырому” дает интересные и неожиданные фактурные эффекты.
Гуашь, темпера – кроющие краски. При работе этими материалами необходимо помнить об их особенностях. Гуаши свойственно сильное высветление, создающее сложность в подборе тона. Темпера интенсивнее гуаши, дает матовую бархатистую поверхность, после высыхания не растворяется водой. При работе гуашью и темперой рекомендуется избегать многократного наложения одного слоя краски на другой, так как при высыхании краска растрескивается и осыпается [11]. 1.5 Натюрморт
Натюрморт – один из жанров изобразительного искусства, главным образом – живописи. В натюрморте изображаются только обиходные, т.е. повседневные, обыденные вещи, неодушевленные предметы. Это может быть различная снедь, т.е. пища, посуда, книги, статуэтки и т.п. Все живое, естественное, природное становится в натюрморте неодушевленным, мертвым (франц. "натуре морте" – букв. "мертвая натура") и приравнивается к вещам. Так, чтобы стать предметом натюрморта плоды и фрукты должны быть сорваны, звери и птицы – убиты, рыбы, морские животные – выловлены, цветы – срезаны. Вещи в натюрморте целенаправленно сгруппированы в единой среде, образуя мир искусственной реальности, в той или иной степени преображенной человеком. Художник не изображает вещи "с натуры", как они расположены в интерьере, а предварительно компанует их в соответствии со смысловой и художественной задачей.
В натюрморте вещи показаны в неподвижном состоянии, они пребывают в условном вневременном пространстве. Вещи даны как бы крупным планом, они увидены вблизи и рассмотрены в деталях. Композиция укрупняет малую "величину" вещей в натюрморте, вырывает их из обычного функционального контекста. Будучи произвольно, сознательно скомпонованный, натюрморт всегда содержит в себе некое сообщение, тайное письмо (криптограмму). Вещи превращаются в символы. Значения этих символов, содержание сообщений отличается большим разнообразием, но чаще всего носит мировоззренческий и даже философский характер [16].
2. Технология выполнения творческой композиции 2.1 Этапы выполнения практической курсовой работы
Первоначально изучена литература и прослежено развитие графики в истории. Изучена технология и последовательность ее выполнения. Изучены основные виды линейных графических форм.
После изучения технологии выбран процесс работы в технике графика. Выполнены небольшие композиционные поиски на изучение и совершенствования графических возможностей.
Затем был выполнен поисковый вариант натюрморта с использованием различных графических приемов.
Выбран материал и средства выполнения работы. Утверждены элементы изобразительного языка графики: линия (ломанная волнистая), пятно (цельная дробная).
На основе проделанной работы определена техника выполнения итогового варианта.
Определен формат для творческой композиции: 420*560. Инструментами и материалами для выполнения работы является простой карандаш, перо, кисти беличьи № 1, 4, 8, 12; черная тушь.
Этапы выполнения итоговой работы.
. Композиционное размещение
Композиция – это размещение рисунка на изобразительной плоскости так, чтобы весь лист был равномерно заполнен.
.1 Определить величину пятна будущего изображения на формате
1.2 Определить характер пятна будущего изображения
2. Линейное, сквозное объемно-пространственное построение натюрморта
Построение рекомендуется начинать с проведения вертикальной линии, на которую нужно отложить пропорциональный отрезок, равный высоте. Затем в нижней части осевой линии, наметим точку, через которую проведем большую ось основания, проходящую всегда перпендикулярно относительно вертикальной оси и горизонтально относительно линии горизонта. Проверяя вертикальные линии в рисунке, сравнивая их с вертикальной стороной листа бумаги, то же можно сказать и про горизонтальные линии.
Тональный разбор
Нанесение светотени для выявления объема.
Прорисовка предметов
Обобщение и завершение работы – соблюдение верных тональных отношений.
Оформление паспарту, размещение в раму
Паспарту́ – кусок картона <#”813512.files/image001.gif”>
Рисунок А.1 Тушь Рисунок А.2 Гравюра
Рисунок А.3 Точка, гелевая ручка Рисунок А.4 Точка и штрих
Рисунок А.5 Линия. Штрих Рисунок А.6 Тон, пятно.
Гелевая черная ручка
Рисунок А.7 Тушь
Рисунок А.8 Линия как средство выразительности
Рисунок А.9
Рисунок точкой (форма, светотень). Уголь
Приложение Б
Практическая работа над разработками натюрморта
Рисунок Б.1 Основные виды линейных графических форм
Рисунок Б.2 Композиционные поиски
Приложение В
Поэтапное выполнение практической курсовой работы
Рисунок В.1 Композиционное размещение
Рисунок В.2 Линейное, сквозное объемно – пространственное построение форм
Рисунок В3. Тональный раз бор
Рисунок В.4 Прорисовка предметов.
Рисунок В.5 Итоговая работа