- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 2,04 Мб
Технологический процесс выполнения фотосъемки рекламного проекта
Оглавление
Введение
1. Описание фотосъемки рекламного проекта
1.1 Особенности рекламной съемки
1.2 Фотоаппаратура и фотооборудование. Приемы работы
2. Технология фотосъемочного процесса
2.1 Технологическая последовательность выполнения фотосъемки для рекламного проекта
2.2 Выбор точки фотосъемки
2.3 Выбор композиционного решения фотосъемки для рекламного проекта
2.4 Схема освещения фотосъемки
3. Технология автоматизированной обработки фотоматериалов и вывод на печать
3.1 Виды и устройства автоматизированной обработки фотоматериалов
3.2 Цветокоррекция
3.3 Коррекция фона
4. Экономическая часть
4.1 Расчёт нормы времени на оказание фото услуги фотосъемки рекламного проекта
4.2 Выбор оборудования фотосалона и расчёт годовых амортизационных отчислений
4.3 Расчет амортизационных отчислений на одну фото услугу
4.4 Расчёт количества и стоимость материалов фото услуги фотосъемка рекламного проекта
4.5 Расчёт себестоимости цены фото услуги – фотосъемка рекламного проекта
5. Безопасные условия труда
Заключение
Библиографический список
Введение
Люди давно стремились найти способ получения изображений, который не требовал бы долгого и утомительного труда художника. Фотографический метод возник в начале XIX века. Официальной датой изобретения фотографии является 7 января 1839 года, когда способ практического получения изображения на солях серебра, открытый французом Луи Жаком Дагерром, был обнародован на заседании Французской Академии наук.
Фотография – получение и сохранение статичного изображения на светочувствительном материале (фотоплёнке или фотографической матрице) при помощи фотокамеры.
В переводе с греческого языка слово фотография означает "светопись". Фотография – была открыта не сразу и не одним человеком. В это изобретение вложен труд ученых многих поколений разных стран мира.
В фотографии утвердились следующие жанры: пейзаж, натюрморт, портрет, жанровая фотография, репродукция, фоторепортаж, панорамная фотография, архитектурная фотография, рекламная фотография.
Рекламная фотография – это пик владения фотоискусством. Ведь это жанр собирает в себе ряд других жанров фотографии – натюрморт, портрет, фэшн, гламур и ню. Главное отличие рекламной фотографии в том, что она говорит нам только о качестве какого-либо товара. Так, портрет в рекламе – это образ пользователя продукта: идеальный потенциальный потребитель либо мифический образ-приманка.
Рекламная фотография должна продемонстрировать удовольствие от потребления и вызвать желание приобретения той или иной вещи. При этом рекламное изображение должно быть убедительным.
Рекламная фотография, за редким исключением, является постановочной. Каждый сюжет тщательно продумывается, для того чтобы в результате обратить на себя внимание определенной группы потребителей.
Реклама и не должна показывать настоящую жизнь, ее цель показывать будущую счастливую жизнь после приобретения продукта: купите – и всё изменится.
Назначение рекламы состоит в том, чтобы информировать население о потребительских свойствах товаров, их качестве и достоинствах (добротности, полезности, аппетитности), а также о различных видах услуг с целью их популяризации и создания спроса. Это задачи так называемой торговой и бытовой рекламы.
Распространением сведений о всевозможном технологическом оборудовании и сырье для народного хозяйства занимается промышленная реклама. Она стимулирует общественную потребность и спрос, ее цель – реализация товара.
Коммерческая фотография используется в рекламных макетах, наружной рекламе, корпоративной и представительской продукции, каталогах, календарях, буклетах, оформлениях музыкальной и видеопродукции, оформлениях интернет ресурсах.
Активное использование фотографии в рекламных целях начинается с конца 20-х годов XX века. Издательства и рекламные агентства открывают у себя отделы "рекламного искусства", специализирующиеся на фотографии. Художники-фотографы того времени, принадлежащие к различным авангардным течениям, приходят в мир коммерции.
До сих пор многих известных фотографов привлекает процесс решения рекламной задачи и перспектива общественного внимания и признания. Фотограф и фирма-производитель вступают в отношения подтверждения взаимного престижа.
В целом качественная коммерческая фотография – это произведение искусства на заказ. Если раньше она казалась ремеслом, то сейчас рекламная фотография может участвовать в международных фестивалях рекламы.
Цель работы: Описание технологического процесса фотосъемки рекламного проекта.
Для реализации цели работы сформированы следующие задачи:
1) Выявить особенности рекламной съемки.
2) Обосновать выбор фотоаппаратуры и фотооборудования.
3) Описать приемы работы для выполнения рекламной фотосъемки.
4) Описать технологический процесс.
) Сформировать комплект фотографий.
) Рассчитать себестоимость услуг фотографа.
фотосъемка рекламный фотоматериал освещение
1. Описание фотосъемки рекламного проекта 1.1 Особенности рекламной съемки
Документальность фотографии, доверие к ней как к достоверному источнику делают фотографию в рекламе незаменимой. И, пожалуй, главное преимущество фотографии в рекламе состоит в том, что с ее помощью можно передать то, для чего пришлось бы исписать не один лист бумаги. В современном мире, перегруженном информацией, у людей вырабатывается целая система защиты сознания, отсеивающая малозначимую для них информацию, поэтому, чтобы информация достигла своей цели – сознания потребителя, изображение должно вызывать у человека эмоциональный отклик. В общем и в целом задача фотографии в рекламе – дать как можно больше информации о товаре или услуге, причем донести ее в приятной и интересной форме.
Рекламная фотография занимает прочное место в общей системе существующих средств и методов изобразительной рекламы. Она включает в себя не только портреты и натюрморты, но и изображение товаров, что находит свое применение в упаковке, этикетке и рекламной полиграфической продукции.
Рекламную съемку можно разделить на три вида.
Самый популярный вид – каталожная (товарная) фотосъемка. Приоритеты в подобной съемке принадлежат правильной передаче цвета, фактуры и пропорций. Товарная фотосъемка используется в изготовлении рабочих каталогов и демонстрационных материалов, предназначенных для массового распространения (выставки, торговые точки).
Имиджевая фотосъемка предполагает реализацию определенной концепции слайдов, различных креативных решений.
Основной акцент делается на престижности товара, передаче ее качества и стилевой идеи. С этой целью могут применяться необычные точки съемки или использоваться специальные объективы, по иному отражающие пространство. Имиджевые слайды размещаются преимущественно на обложках каталогов, в наружной и журнальной рекламе.
Третий вид фотосъемки ориентирован на создание "слайдов-настроение", которые не только грамотно представляют товар, но и создают соответствующее настроение, атмосферу и стиль.
Основная особенность, которая отличает рекламную фотографию от других направлений фотоискусства, такова: все должно быть предсказуемо.
Фотохудожник имеет право на эксперимент, а перед рекламным фотографом стоит четко намеченная цель, сформулированная заказчиком или рекламным агентством.
Его работа при этом является элементом технологической цепочки, а мастерство исполнителя определяется способностью выполнить поставленную задачу на максимально возможном уровне качества.
Фотореклама привлекает внимание, прежде всего, своей зрелищностью, а затем уже передает наблюдателю свою информативную часть. Профессионально созданная рекламная фотография обязательно привлечет внимание не только целевой "аудитории", но и людей незаинтересованных, однако способных стать потенциальными клиентами услуги или покупателями рекламируемого товара.
Основная задача рекламной фотосъемки – показать рекламируемые объекты в наиболее выгодном ракурсе, либо воспроизвести изображение объекта съемки, как можно более приближенное к натуральному. В итоге рекламная фотография должна понравиться зрителю (потенциальному покупателю).
Стильная рекламная фотография – это не только профессиональная аппаратура, грамотно выставленный свет и высокое качество изображений, но еще и творческая идея фотографа. И чем, не стандартней будет креативный подход мастера, создающего рекламные фото, тем эффективнее будет отдача от рекламы в целом, поскольку необычное привлекает внимание и запоминается намного лучше, чем надоевшие, привычные образы.
Главной целью рекламного фотографа является поиск ярких решений, новаторских подходов, а также быстро, качественно и с максимальной точностью воплотить созданный агентством образ. Рекламная фотография должна обязательно влиять на того, кому адресован снимок, вызывать нужные эмоции и ощущения. Обращаясь за помощью к профессиональному фотографу, вы можете не беспокоится за уникальность и рекламный смысл фотографии, рекламный фотограф сделает притягивающие и останавливающие взгляд снимки высочайшего качества.
В понятие "Рекламная фотография" входит несколько жанров и направлений фотосъемки:
) Рекламная фотосъемка для каталогов.
) Рекламная фотосъемка интерьеров и дизайнерских решений.
) Рекламная фотография для календарей, визиток, логотипов.
) Рекламная фотография презентаций – промышленная съемка, корпоративная фотосъемка.
Рекламная фотография с присутствием людей бывает разного типа: это может быть реклама продукта или услуги, предвыборный плакат, афиша концерта, спектакля или кинофильма. То есть человек может представлять собой как пользователя, так и непосредственно сам объект привлечения внимания.
Человек на рекламном плакате должен быть счастливым и идеальным, всегда с лучезарной улыбкой, поэтому необходимо ретушировать все недостатки, особенно сильно проявляющиеся на крупном плане и большом масштабе изображения.
Первоначально образы людей бывали в основном двух типов (если не брать социальную рекламу): одни радостно довольные ("слуги вещи") и другие – своим шикарным видом, показывающие достоинство и престижность продукта ("хозяева вещи"). Первые обычно рекламировали полезные предметы, упрощающие быт (дарят свободное время), а вторые – достаточно бесполезные, как раз для свободного времени или просто для шика. Со временем все усложняется.
Задачей рекламного изображения человека является не только привлекать внимание, но и не отвлекать от рекламируемого предмета, он должен гармонично входить с ним во взаимодействие, чтобы образы было нельзя отделить друг от друга. 1.2 Фотоаппаратура и фотооборудование. Приемы работы
На сегодняшний день перед фотографом стоит огромный выбор фотоаппаратуры и фотооборудования. Начиная от аналоговых технологий, заканчивая современными цифровыми. И в зависимости от поставленных задач фотограф выбирает нужную фототехнику. С современным темпом жизни от аппаратуры требуется высокая производительность и удобство в получении готовых снимков.
Для фотосъемки рекламы требуется камера с высокой разрешающей способностью, что бы была возможность напечатать снимок в большом размере без потери качества.
Наиболее известные общедоступные фирмы, выпускающие профессиональные зеркальные фотокамеры: Nikon, Canon, Pentax, Leica.
Остановим внимание на фотокамере Nikon D-90
Модель Nikon D90 выполнена в солидном корпусе из высококачественного пластика на алюминиевом шасси. Корпус камеры не имеет подвижек и люфтов и отличается прочностью и надежностью. Прорезиненные вставки на поверхности корпуса предупреждают выскальзывание камеры из рук и обеспечивают необходимую стабильность даже при работе с тяжелыми длиннофокусными объективами.
Система управления выстроена по фирменному принципу Nikon и удобно скомпонована. Доступ к самым необходимым режимам и функциям вынесен на отдельные кнопки, что повышает оперативность работы фотографа. Настройка различных параметров производится при помощи двух управляющих дисков, а навигация по меню и переключение снимков в режиме воспроизведения происходят посредством четырехпозиционного джойстика справа от ЖК-дисплея. Основной монитор камеры изготовлен из низкотемпературного поликристаллического кремния и весьма удобен в использовании. Он имеет диагональ 3”, разрешение VGA (920000 пикс.), угол обзора 170 градусов и охватывает 100% кадра. При желании, яркость монитора можно настроить. На верхней панели расположен второй монохромный информационный дисплей, отображающий текущие установки.
Поле зрения большого и светлого видоискателя D90 составляет 96%. На матовом стекле видоискателя видны зоны фокусировки, а под матовым стеклом расположен еще один информационный дисплей. Видоискатель имеет диоптрийную коррекцию и способен отображать сетку, которая позволяет с большим удобством и качеством осуществлять архитектурную и макросъемку. Затвор камеры по заявлению производителя гарантированно отрабатывает 100000 рабочих циклов. На практике эта величина больше в 2 или даже 3 раза. Запись изображений осуществляется на карты памяти формата SD/SDHC.
Для формирования изображения Nikon D90 использует CMOS-датчик с разрешением 12,9 млн пикс. (эффективных 12,3), который позволяет получать снимки максимальным размером 4288×2848 точек. Изображение может сохраняться в форматах NEF или JPEG. Датчик имеет функцию очистки от пыли, которая подкрепляется возможностью программного исправления "пылевых" дефектов изображения.
В стандартном режиме светочувствительность изменяется в диапазоне ISO 200-3200, при необходимости фотограф может устанавливать значения ISO 100 и 6400. Изображения, сделанные с выдержкой более 8 сек. и/или на светочувствительности более чем ISO 800, подвергаются дополнительной обработке с целью коррекции цветовых шумов.
Модель Nikon D90 совместима с любыми объективами Nikon, однако наиболее эффективно работает с оптикой серий DX, G и D – объективы других серий могут накладывать ограничения на работу систем экспонометрии или автофокусировки. При подборе объективов следует учитывать, что матрица камеры меньше обычного кадра 35-мм пленки. Вследствие этого поле зрение используемых с камерой объективов сокращается в полтора раза, что на практике выглядит как соответствующее увеличение фокусного расстояния.
Максимальная скорость серийной съемки для камеры составляет 4,5 кадра/сек. Модель оснащена системой автоматической фокусировки с 11 датчиками фокусировки, центральный из которых имеет крестообразную форму. Диапазон работы автофокуса при различном освещении колеблется от – 1 EV до +19 EV (ISO 100). Имеется возможность работы как в однокадровом так и непрерывном режиме фокусировки (приоритет фокуса или приоритет спуска), причем, анализируя параметры снимаемой сцены, камера способна самостоятельно переключаться в режим следящего 3D-автофокуса.
Измерение экспозиции происходит при полностью открытой диафрагме по 420 зонам – это означает максимальную точность и достоверность тоновоспроизведения. В списке режимов измерения экспозиции имеются следующие пункты:
) 3D цветовой матричный замер (объективы типов G и D);
) цветовой матричный замер (прочие объективы с микропроцессором);
) цветовой матричный замер (доступен с объективами без микропроцессора, если в настройках фотокамеры указаны параметры объектива)
) центрально-взвешенный замер (75% измерений по кругу диаметром 6, 8, 10 мм в центре кадра или взвешенное усреднение по всей области кадра)
) точечный замер (измерение с помощью круга диаметром 3,5 мм, примерно 2,5% от площади кадра) в центре выбранной зоны фокусировки или в центральной зоне фокусировки, если установлен объектив без микропроцессора.
Полученные в результате автофокусировки и экспозамера данные учитываются системой выбора сюжета. Настройка баланса белого возможна в автоматическом режиме, по одной из предустановок с возможностью тонкой настройки или путем установки цветовой температуры в числовом выражении. Предусмотрен режим брекетинга баланса белого.
Набор режимов отработки экспозиции достаточно традиционен. Здесь имеется полностью автоматический режим и автоматический режим без вспышки, несколько сюжетных программ (Портрет, Пейзаж, Спорт, Макро, Ночной портрет), творческие автоматические и полуавтоматические режимы (программный автоматический с гибкой программой; автоматический с приоритетом выдержки; автоматический с приоритетом диафрагмы; ручной). Фотограф имеет возможность внести экспопоправку или воспользоваться брекетингом. Особые режимы позволяют перед съемкой настраивать такие параметры изображения, как резкость, контраст, яркость, насыщенность и цветовой баланс. Весьма велик и список режимов послесъемочной обработки, который включает, в числе прочих, активную функцию D-Lighting, позволяющую увеличить детализацию изображения "в тенях" при съемке высококонтрастных сюжетов.
В связи с вышеперечисленным фотокамера Nikon D90 является хорошим сочетанием качества и цены.
Важнейшим фотографическим инструментом является объектив фотоаппарата, и от того, насколько успешно фотограф подберет этот инструмент, зависит точность реализации поставленной задачи, комфортность работы, широта возможностей применения техники, и, в конечном итоге, творческое развитие самого фотографа. Объектив фотоаппарата является главной частью фотокамеры и представляет собой собирающую лучи оптическую систему, предназначенную для получения действительного оптического изображения предметов окружающего мира.
Формирование кадра в фотоаппарате начинается при прохождении света сквозь объектив. Основная задача объектива – создание светового изображения, максимально точно передающего образ реального объекта.
Изображение главным образом формируется объективом, и никакое количество мегапикселов матрицы не в состоянии компенсировать "грехи" посредственной оптики. Все искажения (аберрации), вносимые линзами, будут отчетливо видны на фотографии. Поэтому основное внимание следует уделить именно объективу.
Современные объективы фотоаппарата, в своем подавляющем большинстве, состоят из нескольких линз, изготовленных из различных сортов оптического стекла и соединенных между собой с помощью металлической оправы. Объектив фотоаппарата – сложный и точный оптический прибор. От качества его изготовления в значительной степени зависит разрешающая способность объектива и четкость создаваемого им оптического изображения, а следовательно, и качество фотоснимков.
Объективы фотоаппарата различаются по сложности: в самых простых фотоаппаратах объективы состоят из 1-3 линз, в фотоаппаратах высокого класса число линз в одном объективе может доходить до 10-14. В зависимости от типа и назначения объективы фотоаппарата различаются между собой по следующим параметрам:
) Светосила (число диафрагмы) – это величина, показывающая, какое количество света проходит через объектив. Она равна отношению диаметра отверстия объектива к фокусному расстоянию и указывается такими цифрами: 2; 5,6; 8 и т.д. Объектив с диафрагмой 2 светосильнее, чем с диафрагмой 8. Часто диафрагму пишут не как число, а как дробь с буквой f (например f/4).
Надпись 2,7-4,9/6,7-8,8 означает, что при фокусном расстоянии 2,7 светосила будет 6,7, а при 4,9 – 8,8. Здесь значения 2,7 и 4,9 – это истинное фокусное расстояние для цифровой камеры.
В эквиваленте на пленочный это записывается так: 35-90/4,0-5,6. На объективах обычно пишутся значения фокусного расстояния и светосилы, например 50/2,7.
Чем больше светосила, тем более короткой может быть выдержка. Это особенно важно, в тех случаях когда требуется снять движущийся объект без "смазанности" снимка. Кроме того, хорошая светосила нужна при съемках в условиях плохой освещенности.
) Фокусное расстояние объектива характеризует охват снимаемого пространства камерой. При фокусном расстоянии 50 мм охват пространства близок к естественному восприятию глазом.
) Угол изображения, характеризующее совместно с фокусным расстоянием размер создаваемого объективом изображения.
Все выпускаемые оптико-механической промышленностью объективы фотоаппарата могут быть разделены на две группы: основные, или "штатные", которыми фотоаппараты комплектуются при выпуске с завода, и сменные объективы, на которые может быть заменен основной объектив, если такая замена предусмотрена конструкцией фотоаппарата. Сменные объективы фотоаппарата отличаются от основных чаще всего фокусным расстоянием, а иногда и светосилой.
В большинстве случаев основной объектив фотоаппарата является объективом общего назначения: его угол изображения близок к углу зрения человеческого глаза и потому создаваемое им оптическое изображение воспринимается как наиболее естественное, привычное нашему зрению по углу охвата окружающего нас пространства и по относительным размерам изображаемых предметов.
Съемный объектив фотоаппарата в связи с иным фокусным расстоянием и углами изображения создает изображение окружающих предметов в масштабе, который отличается от создаваемых нормальными объективами. Поэтому сменные объективы фотоаппарата могут быть использованы при съемке удаленных предметов в крупном масштабе или для широкого охвата окружающего пространства.
Каждый объектив фотоаппарата, независимо от его назначения, имеет следующие конструктивные элементы: линзы, изготовленные из оптического стекла, металлическую оправу и диафрагму. Система линз (или линз и сферических зеркал в зеркально-линзовых объективах) представляет собой положительную, то есть собирающую оптическую систему.
Для того чтобы создаваемое оптическое изображение было ярким и четким, взаимное положение линз в объективе фотоаппарата должно быть выдержано с очень высокой точностью, доходящей до тысячных долей миллиметра. Это достигается креплением линз в металлической оправе, обеспечивающей необходимое расстояние между ними и их соосность, а также защищающей линзы от механических и климатических воздействий.
В зависимости от конструктивных особенностей объектив фотоаппарата имеет ряд дополнительных элементов, позволяющих производить перемещение линз по отношению к негативному материалу, то есть фокусировать объектив. Иногда объектив фотоаппарата позволяет внутри него менять взаимное положение групп линз, что дает возможность изменять фокусное расстояние.
Конструкция оправ подавляющего большинства объективов фотоаппарата предусматривает возможность ручного или автоматического управления работой диафрагмы. Если же в объектив фотоаппарата встроен центральный затвор, то корпус затвора одновременно является и оправой объектива, а на его внешнюю поверхность выведены органы управления работой механизма затвора.
Диафрагма – устройство, позволяющее изменить количество световых лучей, проходящих через объектив фотоаппарата, и регулировать яркость создаваемого объективом оптического изображения. Однако главным назначением диафрагмы следует считать регулировку глубины резко изображаемого пространства. В подавляющем большинстве объектив фотоаппарата имеет ирисовую диафрагма. Такая диафрагма состоит из нескольких тонких почерненных металлических лепестков серповидной конфигурации, установленных по окружности между линзами объектива фотоаппарата. С помощью специального кольца все лепестки (ламели) диафрагмы могут одновременно поворачиваться, вдвигаясь в пространство между линзами или выходя из него. Поскольку при этом лепестки частично перекрывают друг друга, оставшееся в центре свободное пространство имеет форму круга (или многоугольника) и может по своим размерам плавно изменяться от максимального, соответствующего диаметру рядом расположенных линз, до минимального, определяемого конструкцией и оптической схемой объектива. Обычно на управляющее перемещением ламелей кольцо наноситься градуировка, которая представляет собой ряд чисел, характеризующих величину относительного отверстия объектива фотоаппарата. Это дает возможность устанавливать требуемое значение диафрагмы.
Все объективы фотоаппарата можно классифицировать по фокусному расстоянию и углу изображения.
Основная характеристика объектива фотоаппарата – фокусное расстояние, в зависимости от которого объективы делятся на две большие группы: дискретные (имеют только одно фокусное расстояние, например, 24 мм, 50 мм, 200 мм и т.д.) и трансфокаторы, в просторечии "зумы" (имеют диапазон фокусных расстояний: 28 – 70 мм, 70 – 200 мм, 28 – 300 мм). Преимущество дискретных объективов в малом весе и компактности, в большей светосиле, в более высоком качестве картинки при прочих равных условиях. Преимущество трансфокаторов – универсальность – один зум способен заменить несколько дискретных объективов – и оперативность, с которой возможна быстрая смена угла съемки.
Величина угла изображения объектива фотоаппарата определяет его назначение. Всю оптику можно разбить на несколько групп:
) широкоугольники (фокусное расстояние от 12 до 35 мм),
) стандартные (фокусное расстояние от 40 до 50 мм),
) портретные (фокусное расстояние от 80 до 135 мм),
) телеобъективы (фокусное расстояние от 200 мм и более).
Также существуют объективы фотоаппарата специального назначения: макро, фиш-ай, тилт, шифт.
Применение объективов фотоаппарата различных групп не строго определено. С изменением фокусного расстояния изменяется прежде всего перспектива изображения. Так что каждый фотограф решает самостоятельно, какую перспективу задать, строя кадр.
Объектив фотокамеры содержит хрупкие стеклянные линзы и высокоточную механику, весьма чувствительные к вибрации и ударам: линзы могут сдвинуться либо треснуть, механические узлы также могут повредиться. Кроме того, на объектив отрицательно влияют высокая влажность и резкие перепады температуры. Особую осторожность следует соблюдать с передней линзой объектива. Ее необходимо крайне тщательно оберегать от контакта с любыми предметами, способными испачкать либо поцарапать поверхность, От чистоты линзы напрямую зависит качество изображения на снимках, его резкость. Пыль можно удалить с поверхности линзы потоком воздуха из специальной груши или баллончика со сжатым воздухом. Отпечатки пальцев можно стереть чистой мягкой тканью, а при более сильных загрязнениях может потребоваться специальная жидкость для чистки оптики.
Из всего многообразия предлагаемых объективов остановим свое внимание на объективе Tamron 18-270mm F/3.5-6.3 Di II VC PZD
Компания TAMRON на протяжении длительного времени является одним из лидеров в разработке и производстве универсальных объективов с большим диапазоном фокусных расстояний, выпуская по-настоящему инновационную и передовую продукцию. Не стал исключением и TAMRON AF 18-270mm F/3.5-6.3 Di II VC PZD.
Объектив имеет 15-ти кратный зум. Это является на сегодняшний день, абсолютным рекордом, среди объективов для цифровых зеркальных камер.
В качестве привода автофокуса впервые был применен новый тип пьезоэлектрического двигателя (PZD). В отличие от кольцевых пьезодвигателей, привод PZD обладает заметно меньшими размерами, при сохранении высокой скорости работы, плавности хода и низкого уровня шума. Так, что объектив AF 18-270mm F/3.5-6.3 Di II VC PZD можно без проблем использовать в любых ситуациях требующих высокой скорости фокусировки и соблюдения тишины.
Объектив оборудован 7-лепестковой диафрагмой почти правильной круглой формы, которая позволяет красиво размывать области, находящиеся вне зоны фокуса. Оптическая схема объектива включает 16 элементов в 13 группах.
Благодаря использованию в оптической схеме высококачественных асферических линз и элементов LD (с низкой дисперсией) объектив получился очень компактным, с минимальными аберрациями по всему диапазону фокусных расстояний.
Благодаря системе внутренней фокусировки передняя линза объектива в процессе работы не вращается, что упрощает использование светофильтров. Минимальная дистанция фокусировки для модели составляет 49 см.
Компактные размеры, небольшой вес и быстрый автофокус, делают объектив TAMRON AF 18-270mm F/3.5-6.3 Di II VC PZD идеальным инструментом для различных видов и условий фотосъемки.
Что бы у рекламируемого объекта был вид, соответствующий творческому замыслу, фотографу понадобится фотовспышка.
Фотовспышка это лампа, с помощью которой осуществляется мгновенное освещение объекта съемки при фотографировании.
Фотовспышка в нужный момент даёт дополнительный источник направленного света, что позволяет добиться желаемого результата на снимке, сделать его более ярким, живым.
Фотовспышка как единое целое работает с камерой, обеспечивая необходимый угол рассеивания света и автоматический замер экспозиции. Фотовспышка обладает цветовой температурой импульса, эквивалентной дневному освещению.
Современная электронная фотовспышка достаточно "умна" для того, чтобы с высокой точностью определить мощность импульса и подобрать правильные значения выдержки и диафрагмы. Фотовспышка имеет продолжительность одного импульса, которая равняется тысячным долям секунды. Фотовспышка работает синхронно с фотоаппаратом, а это означает, что импульс производится именно в тот момент, когда кадровое окно фотоаппарата открыто полностью. Синхронизация может быть трех двух видов:
) X-синхронизация,
) высокоскоростная синхронизация,
) медленная синхронизация.
Х-синхронизация – это синхронизация фотовспышки на кратчайшей выдержке, при которой затвор "успевает" полностью открыться. Для наиболее продвинутых моделей фотовспышки это значение составляет 1/250 сек. В случае, если пользователь установит выдержку короче, чем X-синхронизация, некоторая часть кадра в момент импульса фотовспышки будет перекрыта шторками затвора, а, следовательно, не получит должную экспозицию. Правда, при использовании современных автоматических камер такая ситуация крайне маловероятна.
Высокоскоростная синхронизация фотовспышки предусмотрена для работы с короткими выдержками. При работе в этом режиме фотовспышка дробит импульс: лампа излучает импульсы небольшой мощности, но достаточно высокой (в зависимости от ширины щели затвора) частоты. Таким образом, даже если затвор и не открывается целиком, площадь светочувствительного элемента засвечивается последовательно, полоса за полосой.
Фотовспышка может быть синхронизирована и с длинными выдержками – это необходимо, чтобы подсветить объекты переднего плана, одновременно используя длинную выдержку для проработки фона. Такой режим, называемый "медленной" синхронизацией или "ночной съемкой", позволяет получить эффектные портреты на фоне ночного города. Однако хорошую резкость сделанных на длинных выдержках снимков обеспечит только наличие штатива, или, по крайней мере, неподвижного упора.
Согласование угла рассеивания света с углом поля зрения объектива современная фотовспышка осуществляет автоматически. Фотовспышка имеет головку, где находится подвижный моторизированный рефлектор. Он регулирует угол рассеяния света и мощность импульса. Фотовспышка, предназначенная для работы со сверхширокоугольными объективами (14мм), использует встроенные, или прилагаемые в комплекте, рассеиватели.
Внешняя фотовспышка для облегчения фокусировки камеры в темноте почти всегда имеет инфракрасную лампу подсветки, которая проецирует малозаметный луч в направлении объекта съемки. Мощность лампы подсветки зависит от мощности фотовспышки, а угол охвата – от того, какое количество фокусировочных точек она покрывает.
Если фотовспышка вынесена в сторону с помощью системы кабелей или управляется по беспроводной связи, перед съемкой фотографу необходимо оценить распределение "светов" и "теней". Особенно важно это для объектов со сложной поверхностью.
Проще всего это можно сделать в режиме моделирующего или пилотного света, при работе в котором фотовспышка с высокой частотой излучает импульсы в течение времени, как правило, вполне достаточного, чтобы можно было оценить световой рисунок для последующей коррекции положения источника света.
Фотовспышка может работать в стробоскопическом режиме, предусматривающем серию импульсов, которые необходимы для того, чтобы показать фазы движения перемещающегося объекта. Количество импульсов для фотовспышки и их частота подбираются опытным путем в соответствии со скоростью и амплитудой движения объекта. Необходимо учитывать и яркость фона – если он слишком светел, движущийся объект может просто слиться с ним в единое целое.
Фотовспышка может управляться дистанционно с помощью беспроводного управления, что дает фотографу уникальные творческие преимущества. В этом режиме отсутствует необходимость использовать громоздкие кабели. Управляет всей системой процессор камеры, который дает сигнал о прекращении горения, когда датчик зафиксирует правильно экспонированный сюжет.
Из всего многообразия фотовспышек, предлагаемых разными производителями (Nissin, Nikon, Metz, Canon, Sunpak, Olympus и др.), рассмотрим фотовспышку Nikon SB-900.
Профессиональная i-TTL вспышка совместима с зеркальными фотокамерами Nikon форматов FX и DX. Включает систему креативного освещения Nikon и предлагает широкий набор возможностей для съемки. Имеются три шаблона освещения, обеспечивающие полное управление зоной охвата: центрально-взвешенный, равномерный и стандартный. Набор усовершенствованных функций включает цепь усилителя для высокоскоростной перезарядки с использованием батарей типа "AA" и встроенную систему термальной защиты.
Электронная система построена на основе автоматического биполярного транзистора с изолированным затвором (IGBT – Insulated Gate Bipolar Transistor) и последовательной схемы. Ведущее число при температуре в 20°C равняется 34 м/115,5 футов (при ISO 100) и 48 м/157,5 футов (при ISO 200).
Угол рассеивания света регулируется автоматически в соответствии с размером матрицы и угла зрения объектива. Вспышка Nikon SB-900 позволяет делать снимки с расстояния от 0.6 м до 20 м, в зависимости от настроек вспышки и камеры (режим вспышки, размера области кадра, положение зума, значения ISO и диафрагмы).
Режимы вспышки включают в себя: "Режим TTL", "Автоматический режим с приоритетом диафрагмы", "Режим автоматической съёмки без TTL", "Ручной режим вспышки с приоритетом расстояния", "Ручной режим вспышки" и "Режим многократной вспышки".
Дополнительные функции: "Пробное срабатывание", "Тестирующие предвспышки", "Вспомогательная подсветка автофокуса" и "Моделирующий свет".
Также вспышка оборудована усовершенствованной беспроводной системой управления. К тому же теперь можно снимать с несколькими вспышками беспроводного типа SU-4.
Из режимов синхронизации с камерами присутствуют следующие: "Медленная синхронизация", "Подавление эффекта "красных глаз" в режиме медленной синхронизации", "Синхронизация по задней шторке", а также "Синхронизация по задней шторке в режиме медленной синхронизации".
Вспышка также поддерживает функцию "Автоматической высокоскоростной синхронизации FP" и функцию "Блокировки мощности".
Головка вспышки способна наклоняться вниз на 7 градусов и вверх – на 90, фиксируясь в положениях – 7°, 0°, 45°, 60°, 75°, 90°. В горизонтальной плоскости, угол поворота составляет 180 градусов (0°, 30°, 60°, 90°, 120°, 150°, 180°).
Питание вспышки включается с помощью специального выключателя. Также поддерживается функция ожидания. Источниками питания служат две стандартные батареи формата АА. При готовности вспышки к работе, загорается задний индикатор, а передний начинает мигать. Если же эти индикатора начинают мигать оба, то это означает, что освещения недостаточно или оно неправильное для определения правильной экспозиции. Подобный эффект присутствует в режиме i-TTL, автоматическом режиме с приоритетом диафрагмы, автоматическом режиме вспышки без TTL и в ручном режиме вспышки с приоритетом расстояния. Если использовать полную мощность вспышки, то длительность импульса составляет 1/880 сек. Надёжное крепление вспышки к камере осуществляется при помощи фиксатора ножки крепления, предотвращающего случайное отсоединение.
Вспышка SB-900 является универсальным средством для любых фотографов, она способна работать практически в любых условиях съёмки и вполне сможет обеспечить качественное освещение для фотоснимков. Благодаря возможности встроенного дистанционного управления, вспышку можно использовать как источник основного света или дополнительного.
Данный набор фототехники идеально подойдет для любого вида фотосъемки.
2. Технология фотосъемочного процесса 2.1 Технологическая последовательность выполнения фотосъемки для рекламного проекта
Под понятием "создание рекламы" подразумевается творческий процесс создания рекламного проекта. Последовательность выполнения – это основной показатель данной работы, выполняемой по следующему алгоритму:
) Поиск идеи. Заключается в том, что необходимо собрать как можно более полную информацию о компании, ее продукции, целевой аудитории. Затем как можно точнее и детальнее ставится задача преподнесения товара. Она позволяет направить творческий процесс в нужное русло и избежать лишних затрат времени. Созданная идея должна подходить к сформулированным задачам и удовлетворять их.
) Формулирование уникального торгового предложения. На этом этапе окончательно формируется, дополняется и усовершенствуется идея с помощью определенных модификаций и комбинаций.
) Выбор места и времени съемки. Для съемок лучше всего подойдет специально оборудованная фотостудия, но можно ограничиться просторной светлой комнатой. О времени проведения фотосъемки и о сроках выполнения рекламного проекта нужно заранее договориться с заказчиком.
) Подготовка к съемке. За несколько дней до съемки составляем обоснованный список необходимого фотооборудования и нужного инвентаря для реализации проекта. За день до съемки обязательно проверяем работоспособность всей аппаратуры. Необходимо заранее очистить карту памяти и зарядить батарейный блок. В намеченный день съемки, с заведомо готовой идеей и видением примерного образа будущей рекламной фотографии, выполняем установку необходимых объектов в выбранной точке и создание атмосферы будущей рекламной фотографии. Выбираем наиболее выгодный ракурс съемки, согласно идеи, при котором раскроются все положительные черты объекта предоставленного для рекламы. Далее выставляем светотеневой рисунок, используя для этого осветительное оборудование.
) Настройка фотоаппарата и выбор параметров.
Настраиваем фотокамеру путем выполнения действий:
А) Устанавливаем на камере ручной режим "М"
Б) Выставляем светочувствительность ISO (рекомендуется выбирать минимальное значение)
В) Корректируем баланс белого с учетом источника света, охватывающего подготовленное место для съемки
Г) Производим настройку экспозиционной пары (выдержкадиафрагма), путем предварительного экспозамера.
После выполненных действий по подготовки к съемке, делаем пробный снимок для проверки правильности настроек оборудования и светотеневого рисунка на установленных объектов в выбранной точке согласно идеи будущей рекламной фотографии.
) Компоновка кадра и съемка. Проверив пробный снимок, если результат соответствует задуманной идеи с учетом правильно выполненного процесса подготовки к съемке, выполняем следующие действия:
А) Через окно видоискателя определяем границы будущего кадра;
Б) Производим компоновку кадра соблюдая правила "третей" и композиции;
В) Плавно нажимаем кнопку спуска затвора.
) Просмотр результатов и подготовка к печати. Серия отснятых кадров переносится на ПК. Производится выбор оптимального кадра для последующего выявления недостатков. Если таковые имеются, производится пересъемка серии кадров до достижения желаемого результата с учетом выявленных недостатков. После проделанной работы, получив подходящий кадр, производим обработку через ПО (программно обеспечение) для профессиональной обработки фотографий. Путем коррекции кадра в профессиональном ПО, доводим снимок до соответствия с идеей рекламного проекта, с дополнением ранее оговоренной информацией (размещение знаков, логотипов и другой рекламируемой информации) если таковая имеется.
По истечению срока изготовления рекламной фотографии, предоставляем заказчику электронный вариант проделанной работы, для одобрения либо корректировок. После полного одобрения заказчиком, выводим фотографию на печать требуемого формата бумаги. Либо отдаем готовый электронный вариант в распоряжение заказчика. 2.2 Выбор точки фотосъемки
Точка съемки в фотографии – это место, в котором находится камера во время съемки. Как и для любой точки пространства, ее положение должно определяться тремя координатами. Для фотосъемки это расстояние до снимаемого объекта, угол, под которым производится съемка и высота.
Нормальной считается высота, когда оптическая ось съемки перпендикулярна плоскости того предмета, изображение которого надо получить. Говоря простым языком – фотографирование без наклона камеры. Чаще всего оно делается с уровня человеческих глаз и приводит к тому, что кадр выходит таким, как его видит наблюдатель.
Не меньшее значение имеет и расстояние от камеры до фотографируемого предмета. Именно оно определяет, какой кусок пространства поместится в кадр. Если нужно показать общий план, то точка съемки должна находиться достаточно далеко, чтобы в кадр могло войти как можно больше объектов.
Крупные планы и лучше всего снимать с небольшого расстояния. Это особенно важно, когда используются режимы съемки с полностью открытой диафрагмой (с целью уменьшения глубины резкости).
Близкое расстояние и соответственно малая ГРИП позволяет выделить главные элементы кадра или предметы, на которые нужно обратить внимание. То же самое относится и к средним планам, когда нужно отделить основные объекты от окружающего их фона. То есть "заставить" зрителя посмотреть на снимаемую сцену глазами фотографа, сконцентрировать его внимание на главных героях и отвлечь от событий, происходящих на заднем плане.
Сильное приближение, то есть очень короткое расстояние до предмета, применяют при фрагментарной съемке, если требуется показать только определенную часть или область объекта.
Регулировка этих параметров позволяет добиться нужного уровня искажения пространства (как минимизировать, так и увеличить искажение в зависимости от задумки фотографа). Кроме того тут нужно учитывать тип используемого объектива (фишай, портретник, телеобъектив, макрообъектив и т.п.), так как у каждого есть свои особенности и своя степень искажения, а смещение объектива на пару десятков сантиметров позволяет добиться уже иной картинки.
Выбор точки фотосъемки зависит от предполагаемого сюжета и стиля кадра. С точки зрения положения фотоаппарата можно выделить 3 типа точек фотосъемки:
) Фотосъемка с верхней точки. Чем острее угол наклона фотоаппарата относительно объекта фотосъемки, тем меньше его искажение. Выбор такого вида фотосъемки вызывает визуальное искажение объекта на фотографии – чем выше находится объектив, чем тупее угол наклона фотокамеры относительно объекта, тем больше искажение.
) фронтальная фотосъемка – когда объектив фотоаппарата находится под прямым углом относительно объекта фотосъемки. Выбор данной точки фотосъемки в большей степени позволяет минимизировать искажение пространства.
) фотосъемка с нижней точки. Чем острее угол наклона фотоаппарата относительно объекта фотосъемки, тем больше его искажение. Такой тип фотосъемки зачастую позволяет внести больше динамики в кадр. Однако стоит аккуратно использовать его при съемке портретов, особенно лицевых, если только искажение не входит в изначальную задумку фотографа.
Правильно выбранная точка съемки способна обогатить и усилить фотоизображение, неудачная – может испортить даже самый интересный сюжет. 2.3 Выбор композиционного решения фотосъемки для рекламного проекта
Рекламная фотосъёмка это узкоспециализированный, достаточно сложный вид фотографии. Для создания высококачественных рекламных фотоснимков необходимо учитывать множество факторов, иметь опыт, как в самой фотографии, так и в области полиграфии и дизайна, необходимо знание основ композиции потому, что кроме самой фотографии предполагается размещение знаков, логотипов и другой рекламируемой информации.
В первую очередь необходима общая рекламная концепция, без которой фотосессия превратится в простое создание красивых картинок, которым не найдётся места в рекламе. Под концепцией подразумевается полное представление о последующем использовании фотоматериалов, о стилистических и композиционных особенностях будущей рекламы, о цветовой и тональной гамме общей рекламной компании. Фотограф должен быть осведомлён о технологиях производства планируемой рекламной продукции. Все эти факторы помогут получить серию фотографий отвечающим поставленным задачам, способных повысить привлекательность рекламируемых товаров и услуг.
Так же следует особое внимание обратить на композицию. В переводе с латинского слова "композиция" означает составление, соединение, связь. В фотографии под композицией понимается выбор объектов съемки, гармоничное объединение отдельных элементов снимка в единое художественное целое.
К основным элементам композиции относятся также и такие факторы, как освещение, расположение смыслового и зрительного центров снимка, использование тональной перспективы – все они способствуют раскрытию содержания снимка.
Линейный рисунок фотоснимка обусловливается расстоянием от аппарата до объекта съемки, высотой и направлением съемки, крупностью плана и другими факторами. При одном положении фотоаппарата получают правильное выражение геометрические размеры и плохо или совсем не передается объемность объекта, а при другом достигается хорошая передача всех трех его измерений: ширины, высоты и длины. В фотографии наибольшее распространение при всех видах художественной съемки получила фотосъемка под углом к объекту.
Форма фотопроизведения для рекламы заметно отличается от обычной, преследующей чисто художественные цели. Здесь все: максимальная четкость линий, насыщенность цвета и цветовых контрастов – нацелено на показ вещи с наиболее привлекательной стороне.
Четкую задачу на выполнение фотоснимка: характер колористического решения, крупность первого и остальных планов изображения, направленность линейного строя, контраст цветовых пятен, ритмика и перспектива – заранее определяет автор рекламного плаката – художник-оформитель. Свобода импровизация ограничивается рамками заданной темы, и это всегда должен учитывать фотограф. Цвет в рекламном фотоснимке должен концентрировать, развивать "образ вещи" за счет насыщенных по цвету пятен и принимать во внимание недопустимость значительных падающих теней.
Чем дальше от зрителя предполагается поместить объект рекламы, тем насыщеннее должны быть ее цвета и контрасты между ними. В композиции, воспринимаемой с близкого расстояния, насыщенность цвета следует понижать, а контрастность уменьшать. Контуры цветовых пятен должны быть, насколько возможно, четкими, а фактура предмета, если она не выражает положительного качества предмета, – предпочтительнее гладкая.
При решении цветной композиции необходимо учитывать условия освещенности. Для теплых цветов выгоднее освещение лампами накаливания, для холодных – люминесцентными лампами белого цвета. Перегрузка формами или цветом нарушает ясность восприятия сюжета, выраженность мысли, идеи композиционного решения.
Проблема стиля рекламного снимка ограничена двумя направлениями – реалистическим, основанным на правдивом изображении реальной вещи, и экспрессивным – динамичным, контрастным и цветонасыщенным. Другие методы, как бы привлекательны они ни были, не в силах выполнить поставленную перед рекламой задачу.
В рекламе используются снимки различных жанров: пейзаж, интерьер, портрет, натюрморт. В одном случае сюжет служит фоном для показа рекламируемых изделий (например, автомобиль на фоне пейзажа) в другом случае объекты рекламы могут быть частью композиции (мебель в интерьере), в третьем случае рекламируемые изделия составляют самостоятельный жанр (натюрморт как убранство стола, натюрморт из продуктов питания). 2.4 Схема освещения фотосъемки
Основным выразительным средством при фотографировании объектов является свет. От участия фотографа в управлении световым потоком напрямую зависит его участие в самой съемке. Режиссура внутрикадрового пространства и толкование авторских акцентов, интерпретация образа модели или объекта – все это можно делать посредством света.
Каждый источник освещения в студии имеет свое название в зависимости от его расположения в студии, назначения и силы воздействия на снимаемый объект.
Можно выделить пять основных видов освещения снимаемых объектов (рисунок 1).
Рисунок 1 – расположение источников света
Рисующий свет. Его располагают в ближнем секторе перед объектом, но помещают выше оси объектива фотоаппарата. Первостепенная задача рисующего света осветить самые главные элементы, подчеркнуть объем и формы снимаемого объекта или модели. Конкуренция других видов света недопустима – они могут только дополнять рисующее освещение. Проще говоря, рисующий свет можно назвать главным. В случае, если источник рисующего света расположен ниже оптической оси объектива, его нужно включить в кадр.
Однако у рисующего света есть целый ряд своих недостатков, поскольку это всего лишь одиночный источник света.
Рисующий свет не позволяют должным образом освещать фон. Фон остается контрастным по причине разницы в освещении самого объекта и фона. Освещение получается только частичным: объект освещается наполовину – сторона, которой объект повернут к источнику освещения.
Заполняющий свет. Этот вид света еще принято называть выравнивающим. Он равномерно смягчает густоты теней и невыразительное освещение без тени делает более приятным. Устанавливая такое освещение, нужно следить, чтобы в кадр не попадали дополнительные тени. Благодаря заполняющему свету все пространство съемки освещается мягким приятным светом, однако как таковых художественных задач не выполняет. Отлично подходит для имитации света небосвода.
Моделирующий свет. Располагают эти элементы освещения по оси рисующего света со стороны, противоположной модели. Свет падает непосредственно на модель. Способствует "отрыву" модели от фона, но при этом не обладает фактурами и четкостью рисунков, что позволяет не конкурировать с рисующим освещением. Неправильная установка моделирующего света нарушает цветовую палитру. В частности, речь идет об излишней яркости. В случае, если фотографу непонятны основные принципы использования и задачи моделирующего света, то от него лучше отказаться. При попадании этого типа света на переднюю линзу, снижается контрастность и появляются блики.
Фоновый свет. Данный тип света устанавливается перед фоном для его полноценного освещения. Это позволяет сделать фон максимально ровным, без перепадов и создает тональный баланс. При съемке черно-белых фотографий лучше использовать пастельных цветов тона. Для достаточной размытости фона в объективе необходимо отодвинуть модель от фона на необходимое расстояние. В случае, Если используется одиночный источник освещения, который направлен вдоль фона, возможны переходы света от темного к светлому.
Контровой свет. Данный вид света скользит в сторону объектива. Место его – вдали от модели. С его помощью выявляются фактуры, создаются блики. Одно из свойств контрового света – приближение света к монохромной гамме.
Для полноценной работы с любыми источниками света, следует запомнить два основных правила:
) Каждый из перечисленных источников света принято устанавливать отдельно.
) Контроль над освещением устанавливается только посредством видоискателя камеры.
Световых схем освещения существует великое множество. Но изучать их всех нет надобности, так как, зная свойства света и особенности визуального восприятия изображения, можно из имеющихся средств и оборудования, а также исходя из местных условий, осветить снимаемый объект так, как это необходимо.
Суть поиска решения по освещению объекта состоит в поиске компромисса между прорисовкой контура объекта и его деталей, и достижении приемлемого уровня контрастности для конкретного снимка, чтобы на нем прорисовались все мелкие детали.
Человек воспринимает любое изображение, начиная с его контура, а лишь затем обращает внимание на фактуру. Поэтому при фотосъемке в любых условиях необходимо первым делом выделить при помощи света контур объекта или какую либо его линию. То есть на месте линии контура должен быть максимальный для данного снимка контраст полутонов или полное их отсутствие. Чем меньше полутонов в изображении, чем дальше они стоят друг от друга, тем больше контраст.
Следующий этап состоит в работе непосредственно с контрастом, тенями и фактурой объекта. Если фотография делается в низком ключе, то тут достаточно одного направленного источника света. Единственное, что можно добавить при помощи узконаправленного источника жесткого света, это световой акцент.
Также сразу выставляется и используется в случае необходимости контровой и фоновой свет.
Встречный свет, создающий при любых схемах освещения световой контур объекта, является одним из главных в построении композиции, так как формирует "линию силы" на снимке, очерчивая контур объекта фотосъемки.
Объект хорошо будет виден на снимке, когда он изображается светлым на темном фоне, или темным на светлом фоне. Для этого подбирается фоновое освещение. Фактура и линии контура также хорошо передаются в том случае, если фон имеет промежуточную яркость, то есть если он светлее темных участков объекта и темнее светлых участков. Иногда светлый объект отделяется от светлого фона теневым контуром, или темный объект отделяется от темного фона светлым контуром.
Для реализации фотоснимка рекламного проекта, с учетом идеи, выставляем следующую схему освещения (рисунок 2):
Рисунок 2 – схема освещения
В этой схеме освещения используется один источник рисующего света. Этого вполне достаточно, что бы выделить объект съемки и придать нужную атмосферу фотографии.
3. Технология автоматизированной обработки фотоматериалов и вывод на печать 3.1 Виды и устройства автоматизированной обработки фотоматериалов
В настоящий момент современная цифровая фотография позволила устранить многие экологические и социальные риски, связанные с традиционными способами обработки фотопленки с использованием химических веществ и образованием сточных вод. Однако даже на фоне стремительного развития цифровой фотографии традиционные технологии, основанные на использовании
светочувствительного химического соединения (галогенид серебра), продолжают применяться для получения снимков более высокого качества.
Цифровая обработка и печать фотографий может осуществляться различными методами, каждый из которых помогает сократить до минимума количество используемой воды и отказаться от использования химических веществ:
) Лазерная печать. Изначально созданные для получения черно-белых отпечатков, лазерные технологии сейчас позволяют печатать цветные изображения. Процесс представляет собой притягивание порошка тонера на предварительно заряженную поверхность с изображением, а затем перенос его на бумагу.
) Термовосковая печать. Этот процесс основан на нагреве цветной восковой пластины и наложении ее на поверхность бумаги.
) Струйная печать. Для данного метода используются картриджи с жидкими чернилами, которые переносятся на бумагу под воздействием высокой температуры или давления.
Под процессом традиционной фотообработки понимается набор процедур, позволяющий преобразовать латентное (скрытое) изображение, получаемое на фотографической пленке под воздействием света, в воспринимаемое человеческим глазом постоянное изображение.
) Создание изображения (этап 1). Создание латентного изображения на пленке требует использования галогенидов серебра, частицы которых под воздействием света, проникающего через объектив фотоаппарата, вступают в химическую реакцию.
) Обработка (этап 2). При обработке негатив последовательно погружается в кюветы с химическими веществами для проявки и фиксации изображения.
) Печать (этап 3). При создании фотографических отпечатков негатив используется для получения позитивного изображения на светочувствительной бумаге.
Этапы 2 и 3 (обработка негатива и получение отпечатков) требуют использования химических веществ, которые могут быть классифицированы как опасные. Как правило, в данном процессе используются следующие вещества: проявитель для преобразования экспонированных галогенидов серебра в черное металлическое серебро, отбеливающий раствор для прекращения проявки, и фиксирующий раствор на основе тиосульфата аммония для растворения остатков галогенидов серебра на пленке.
Технологии цифровой обработки и печати фотографий не предполагают использования химических реагентов и не требуют воды для промывки. Это помогает исключить из процесса сточные воды и большую часть загрязнителей (за исключением чернил и использованных картриджей) и позволяет избежать использования технологий восстановления серебра, связанных с традиционными методами фотообработки. Таким образом, данный способ позволяет до минимального уровня сократить негативное экологическое и социальное воздействие, сопряженное с потенциальными рисками.
3.2 Цветокоррекция
Цветокоррекция – внесение изменений в цвет оригинала. Основная причина, по которой приходится выполнять коррекцию цвета, следующая: человеческий глаз имеет способность адаптироваться к силе и спектральным характеристикам освещения таким образом, что сохраняется восприятие цвета предметов. В большинстве случаев независимо от спектрального состава освещения, камера же фиксирует световое излучение без адаптации и, при просмотре в других условиях, фотографии иногда сильно отличаются от того, что видели, когда фотографировали. Для устранения этой проблемы в фотографии используются алгоритмы выбора и настройки баланса белого. Эти алгоритмы уже можно назвать цветокоррекцией. Другие причины применения цветокоррекции: недостаточный или избыточный контраст изображения, вуаль, выцветание изображения. Также необходимо отметить цветокоррекцию с целью внесения гармонии между фотоизображениями и дизайном публикации либо содержанием материалов, подобную процессу фотопечати в фотографическом искусстве. Как и любой другой метод, цветокоррекцию можно применить как инструмент реализации творческого замысла или пожеланий заказчика.
Цифровое изображение всегда представлено в какой-то цветовой модели (Red Green Blue, Lab, и др.), подразумевающей несколько (три, как правило) характеристик для каждой точки изображения (пикселя). Характеристики всех точек изображения называют каналами. Например, в модели RGB каждый пиксел характеризуется значением яркости красной, зелёной и синей составляющих его цвета. Соответственно, в изображении можно выделять каналы красного, зелёного и синего цветов. Функции могут быть заданы как независимые для каждого канала, так и более сложные – например, "Смешение каналов" (Channel Mixer).
Приступим к цветокоррекции снимка, предназначенного для рекламы. Для начала произведем объективную оценку имеющегося снимка.
У данного снимка есть недостаток цветопередачи: излишне желтый тон.
Есть очень простой и быстрый способ это исправить. Он подходит для многих фотографий, у которых нет острых проблем. Смысл его в том, что на изображении определяется три основных оттенка – черный, белый и нейтральный серый (т.е. серый от смешивания белого и черного)
) Открываем файл с фотографией в Photoshop
) Создаем копию слоя с изображением. (рисунок 3, 4,5)
Рисунок 3 – меню
Кликаем правой кнопкой мыши по ФОНУ на вкладке СЛОИ в открывшемся меню нажимаем СОЗДАТЬ ДУБЛИКАТ СЛОЯ (рисунок 3).
Рисунок 4 – диалоговое окно
В открывшемся диалоговом окне нажимаем кнопку OK (рисунок 4).
Рисунок 5 – копия фона
Получили копию фона (рисунок 5).
) Далее переключаемся в меню Info (рисунок 6)
Рисунок 6 – панель "Info"
На панели "Info" отображаются значения цвета под курсором и (в зависимости от используемого инструмента) другая полезная информация. При использовании любого диалогового окна коррекции цвета на панели "Info" отображаются значения цвета до и после коррекции для пикселов под курсором и под цветовыми эталонами.
) Создаем корректирующий слой Levels (рисунок 7)
Рисунок 7 – создание корректирующего слоя Levels
) Теперь основную работу берут на себя пипетки, первая – черна, вторая – серая, третья – белая. (рисунок 8).
Рисунок 8 – пипетки для цветокоррекции
) Берем черную пипетку и начинаем водить по тем участкам изображения, которые по нашему мнению должны быть черными, при эти следим за панелью Info, обращая внимание на отображаемые там проценты, чем выше проценты, тем ближе к черному. Найдя такой участок на фотографии, кликам по нему. Черный цвет на изображении определен. (рисунок 9)
Рисунок 9 – определение черного цвета фотографии
) Теперь белый. Берем белую, т.е. третью пипетку и, следя за панелью Info, выискиваем самый светлый участок изображения, проценты должны быть близки к нулю. Когда предположительно белый участок найден, кликаем по нему. Белый определен (рисунок 10).
Рисунок 10 – определение белого цвета фотографии
) Далее самый интересный момент, это определение нейтрального серого. Берем серую, вторую пипетку. Здесь нужно подумать, какой же участок изображения действительно серый. (рисунок 11)
Рисунок 11 – определение серого участка фотографии
В результате этих не сложных манипуляций изображение становится более контрастным и ясным. 3.3 Коррекция фона
К коррекции фона можно отнести любое видоизменение оригинала снимка. В основном производят удаление нежелательных объектов, исправление дефектов изображения. Так же фон можно дополнить разными эффектами.
Оценив снимок, для придания более "живого" и "рекламного" вида над чашкой кофе следует сделать пар. Для этого воспользуемся программой Photoshop.
) Открываем файл в программе.
) Активируем инструмент Область прямоугольного выделения (Rectangular Marquee Tool) клавишей М, ставим радиус растушевки на 25 px (рисунок 15), и создаем область выделения вокруг объекта (рисунок 11).
Рисунок 11 – область ввода значения радиуса растушевки
Рисунок 12 – создание области выделения вокруг объекта
) Создаем новый слой Слой > Новый > Слой (Layer > New > Layer).
Будем работать в этом слое. Установим цветом переднего плана умеренно-серый, а цветом заднего плана – белый. Оставляя слой активным, зайдем в Фильтр >Рендеринг > Облака (Filter > Render > Clouds). Основа под пар готова (рисунок 13).
Рисунок 13 – основа под пар над чашкой
) Теперь сделаем так, чтобы пар смотрелся более реалистично. Зайдем в Фильтр > Размытие > Размытие в движении (Filter > Blur > Motion Blur).
Поставим следующие настройки: угол: – 90, смещение: 160 пикселов (рисунок 14).
Рисунок 14 – настройки фильтра "размытие в движении"
) Так как пар реагирует на любое движение воздуха, воссоздадим этот эффект с помощью еще одного фильтра. Зайдем в Фильтр > Искажение > Волна (Filter > Distort > Wave) и поиграем с настройками (рисунок 15).
Рисунок 15 – настройки фильтра "волна"
) Теперь пар выглядит гораздо реалистичнее. Последним штрихом изменим режим наложения слоя на Жесткий свет (Hard Light) (рисунок 16) и уменьшим Прозрачность (Opacity) до 90% (рисунок 17).
Результат этих действий можно увидеть в ПРИЛОЖЕНИИ А.
Рисунок 16 – изменение режима наложения слоя
Рисунок 17 – изменение прозрачности
4. Экономическая часть
Целью экономической части письменной экзаменационной работы является:
) Расчёт затрат (себестоимости) на выполнение фото услуги;
) Определение цены услуги.
В состав себестоимости входят: заработная плата персонала, стоимость основных материалов, часть стоимости оборудования, инструмента, хозяйственного инвентаря, которые используются для оказания услуг многократно.
Экономическая часть в своей основе включает расчёты:
) Расчёт нормы времени на оказание фотоуслуги
) Выбор оборудования салона и расчёт годовых амортизационных отчислений
) Расчёт количества и стоимости материалов
) Расчёт цены фотоуслуги 4.1 Расчёт нормы времени на оказание фото услуги фотосъемки рекламного проекта
Норма времени включает:
Оперативное время на операцию.
Т. оп. ═ 120 минут
Подготовительно заключительное время.
Т. пз. (подготовительно заключительное), которое определяется по нормативу 8% от оперативного времени по формуле:
Определяем норму времени для отдыха и личных надобностей, которые составляют 5% от оперативного времени по формуле:
Определяем норму времени на оказание фото услуги фотосъемки рекламного проекта по формуле:
Т. вр. = Т. оп. + Т. пз. + Т. отд. (час.).
+10+6=136 (мин.) или 2,29 часа
Полученные данные заносим в таблицу расчёт нормы времени на выполнение услуги создания рекламного проекта.
Таблица. Расчёт нормы времени на выполнение услуги создания рекламного проекта.
Наименование работы | Т. оп | Т. пз | Т. отд | Т. вр |
1) Подготовка оборудования к работе | 30 | 2,5 | 1,5 | 34 |
2) Замер экспозиции (тестовый снимок) | 10 | 0,8 | 0,5 | 11,3 |
3) Работа с моделями | 50 | 4 | 2,5 | 56,5 |
4) Обработка на ПК | 30 | 2,5 | 1,5 | 34 |
5) Итого | 120 (мин.) | 10 (мин.) | 6 (мин.) | 136 (мин.) |
4.2 Выбор оборудования фотосалона и расчёт годовых амортизационных отчислений
Потребность на основное и вспомогательное оборудование рассчитывается на основе технологического процесса, оказания услуги фотосъемки рекламного проекта. При оказании данной услуги необходимо следующее основное и вспомогательное оборудование: фотоаппарат – NIKON D-90, объектив – Tamron 18-270 mm, вспышка – NIKON sb-900, ноутбук – ASUS, флеш – карта Kingmax.
Стоимость оборудования и амортизационных отчислений на основное и вспомогательное оборудование для услуги "создание рекламного проекта" представлена в таблице стоимость основного вспомогательного оборудования.
Наименование оборудования | Тип марки | Срок эксплуатации | Цена за 1шт. (руб.) | Количество штук | Стоимость (руб.) | |
Основное оборудование | ||||||
1. Фотоаппарат | NIKON D-90 | 5 лет | 48000 | 1 | 48000 | |
2. Объектив | Tamron 18-270 mm | 3 года | 18000 | 1 | 18000 | |
3. Флеш-карта | Kingmax | 1 год | 670 | 1 | 670 | |
Вспомогательное оборудование | ||||||
1. Ноутбук | ASUS | 4 года | 23800 | 1 | 23800 | |
2. Вспышка | NIKON sb-900 | 3 года | 16900 | 1 | 16900 | |
Итого | 107370 | |||||
Определяем годовые амортизационные отчисления на основное и вспомогательное оборудование, которые фиксируем в таблице определение годовых амортизационных отчислений.
Определяем годовые амортизационные отчисления на основное и вспомогательного оборудования фото студии "Обскура", для этого необходимо рассчитать:
норму амортизации основных средств Na по формуле:
годовые амортизационные отчисления Аг. по формуле:
Таблица. Определение годовых амортизационных отчислений
Наименование оборудования | Стоимость (руб.) | Срок эксплуатации | Норма амортизации Na =100% срок эксплуатации | Амортизационное отчисление (руб.) |
Основное оборудование | ||||
1. Фотоаппарат | 48000 | 5 лет | 20 | 9600 |
2. Объектив | 18000 | 3 года | 33,33 | 6000 |
3. Флеш-карта | 670 | 1 год | 100 | 670 |
Вспомогательное оборудование | ||||
1. Ноутбук | 23800 | 4 года | 25 | 5950 |
2. Вспышка | 16900 | 3 года | 33,33 | 5633 |
Итог | 27853 |
4.3 Расчет амортизационных отчислений на одну фото услугу
При расчете амортизационных отчислений на одну фото услугу необходимо:
) Определить время работы салона.
Продолжительность работы салона определяется по существующему факту деятельности конкретного предприятия, определяем с 10-00 до 19-00 часов ежедневно, с понедельника по субботу. В выходные дни – воскресенье и праздничные дни утверждены постановлением правительства РФ.
Салон работает 6 дней в неделю, 26 дней в месяц.
) Определяем фронт времени работы салона в месяц
по формуле:
F. м. = 9 часов * 26 дней = 234 (час)
) Определяем фонд времени работы салона в год
по формуле:
F. г. = F. м. * 12 = (час)
F. г. =234*12=2808 (час.)
) Определяем амортизационные отчисления на 1 час работы салона.
по формуле:
А. ч. = А /F. г. = (руб.), А. ч. = 27853/2808=9,92 (руб.)
) Определяем амортизационные отчисления на одну услугу (фотосъемка рекламного проекта)
по формуле:
А. у. = А. ч. * Н. вр. = (руб.)
А. у. = 9,92*2,26=22,42 (руб.) 4.4 Расчёт количества и стоимость материалов фото услуги фотосъемка рекламного проекта
Расчёт количества и стоимость материалов фото услуги приводим в таблице расчёт количества и стоимость материала фото услуги.
Таблица. Расчёт количества и стоимость материала фото услуги
Наименование | Тип или марка | Необходимое количество | Количество в упаковке | Цена упаковки | Сумма в руб. |
1. фотобумага | Lomond | 2 | 20 | 110 | 11 |
2. картридж | 1 | 1 | 500 | 500 | |
Итого | 511 |
4.5 Расчёт себестоимости цены фото услуги – фотосъемка рекламного проекта
Таблица. Расчёт себестоимости цены фото услуги – фотосъемка рекламного проекта.
Статья расходов | Расчёт | Стоимость (руб) |
1. стоимость материалов | Итог таб.4 | 511 |
2. расчёт основной заработной платы с учётом районного коэффициента | З. о. = ставка * норма времени * 1,15 64*2,26 *1,15=166,34 | 166,34 |
3. расчёт дополнительной заработной платы
норма% – 10%
З. д. = 10*166,34/100=16,6316,63 |
| |
4. статья расходов единый социальный налог | ЕСН = 26% * (З. о. +З. д.) / 100% ЕСН=26* (166,34+16,63) /100=47,57 | 47,57 |
5. амортизация | А. у. | 22,42 |
6. прочие расходы | 30% * З. о. 100% 30%*166,34/ 100 %=49,90 | 49,90 |
7. Итого прямых затрат | П. з. = (все пункты сложить) 511+166,34+16,63+47,57+22,42+49,90=813,86 | 813,86 |
8. накладные расходы (управленческие) | 40% от прямых затрат 813,86/100*40=325,54 | 325,54 |
9. общая производственная себестоимость | П. с. = (7+8) пункты П. с. =813,86+325,54=1139,4 | 1139,4 |
10. прибыль | 5% от П. с. 1139,4/100*5=56,97 | 56,97 |
11. цена услуги | Ц. у. = П.9+П.10 Ц. у. =1139,4+56,97=1196,37 | 1196,37 |
12. Отпускная цена | Ц. отп. = П.11+НДС (18%) Ц. отп=1196,37+215,34=1411,71 | 1411,71 |
Амортизационные отчисления на основное и вспомогательное оборудование и материалы на одну услугу составило 22 рубля 42 копейки. При этом заложенная прибыль на одну услугу равна 56 рублей 97 копеек
Себестоимость цены фото услуги – создания рекламного проекта равна 1411 рублей 71 копеек, что соответствует требованиям подобной услуги.
5. Безопасные условия труда
Пожарная безопасность
Территория и служебные помещения должны содержатся в чистоте и порядке, производственные отходы, легко воспламеняемые отходы (материалы) необходимо систематически удалять в контейнеры находящиеся на специально отведённых местах
Проезды, подъезды на территории предприятия к пожарным гидрантам, первичным средством пожаротушения, лестницам, зданиям, загораживать не допускается.
Запрещается в лестничных клетках здания устраивать кладовые, загромождать их и хранить в них сгораемые материалы.
Запрещается без наряда допуска применение открытого огня для отогревания замороженных труб, водяного отопления, электрогазосварочных работ.
В подвале не допускается хранение баллонов с газом под давлением, красок и других горючих материалов.
Курение разрешается только в специально отведенных местах оборудованных урнами для окурков с надписью: "место для курения".
Пользоваться различными электроприборами в кабинетах, служебных помещениях (кроме специально отведенных целей) не допускается.
По окончанию работы должен проводится осмотр кабинетов, в служебных помещениях с отключением электроприборов освещения и включение системы обнаружения и тушения пожара.
За системой электросети должен быть установлен постоянный надзор.
Применение некалиброванных плавких вставок для защиты электросети временное подключение нескольких мощных электропотребителей в одну электророзетку.
Во всех служебных комнатах у телефонов городской АТС, необходимо иметь таблички пожарной охраны. На складах должны соблюдаться правила совместного хранения материальных ценностей в зависимости от их свойств, кислород и масло взрывоопасно.
Расстояние от светильников до материальных ценностей должно быть 0.5 м, оборудованный специальным колпаком.
Средства пожаротушения
Пожарный инвентарь и оборудование должны содержатся в исправленном состоянии, находится на видных местах и иметь свободный доступ.
Для размещения первичных средств пожаротушения должны быть оборудованы пожарные щиты.
Действия работников при возникновении пожара: необходимо сообщить об этом в пожарную охрану, указать адрес и место пожара. Принять меры для обеспечения безопасности эвакуации людей.
Инструкция для лиц, занятых на работах с машинами ручными, электрическими.
Перед началом работы необходимо: проверить исправность эл. инструментов и всех его деталей, получить задание у зав. хозяйством, убедиться в отсутствии повреждений изоляции токопроводящего кабеля, водопитающих проводов и ручек инструментов, проверить надежность работы эл. выключателя (устанавливать выключатель на подвижных проводах запрещается), проверить наличие и исправность штепсельных соединений и исправность заземляющего устройства. О выявленных недостатках сообщить мастеру.
Во время работы необходимо: инструмент переносить следует за корпус, а не за провод, или за рабочую часть.
Соблюдать все требования инструкции по эксплуатации машины, бережно обращаться с ней, не подвергать машину ударам, перегрузкам, воздействию грязи. Машины, не защищенные от воздействия влаги, не должны подвергаться воздействию капель и брызг воды или другой жидкости.
Подключение вспомогательного оборудования, трансформаторов сети и отсоединения его производить только эл. тех. персоналом.
В случае внезапной остановки машины, вследствие исчезновения напряжения сети, ее следует отключить.
Машину отключать от сети штепсельной вилкой: при смене рабочего инструмента, при переносе машины с одного рабочего место на другое, при перерыве в работе, по окончании работы.
По окончании работы необходимо: привести в порядок рабочее место, о всех недостатках, замечаниях при работе сообщить мастеру, снять спецодежду, вымыть руки, лицо.
Требования безопасности перед началом работы.
Перед началом работы необходимо произвести внешний осмотр. Проверить правильность подключения электрооборудования в сеть. Протереть специальной салфеткой поверхность экрана.
Последовательность включения ПК: включить блок питания, включить периферийное устройство (принтер, сканер), включить системный блок. О всех неисправностях ПК докладывать специалисту гр. АСЦ.
Оператору запрещается приступать к работе при: обнаружении неисправности оборудования; отсутствии защитного заземления ПК; нарушении гигиенически нормального размещении ПК.
Требования безопасности во время работы.
Оператор во время работы обязан: выполнять только ту работу, которая ему была поручена, и по которой он был проинструктирован. В течении всего рабочего дня держать в порядке и чистоте рабочее место. Держать открытыми все вентиляционные отверстия устройств. Мышь применять только при наличии специального коврика. Выполнение санитарных норм и соблюдение режимов работы и отдыха (продолжительность обеденного перерыва определяется действиями законодательными и правилами внутреннего распорядка ЮУрГУ). Соблюдать, установленное режимом времени, перерывы в работе и выполнение в физкультпаузах упражнения для глаз, шеи, рук, туловища, ног. Соблюдать расстояние от глаз до экрана 68 см.
Оператору во время работы запрещается: касаться одновременно монитора и клавиатуры; прикасаться к задней панели процессора; производить отключение питания во время выполнения активной задачи; производить частые переключения питания; допускать попадание влаги на поверхность системного блока, монитора, клавиатуры; производить самостоятельное вскрытие и ремонт оборудования; превышать величину количества обрабатываемых символов свыше 30000 за 4 ч.; при включении, выключении электрооборудования необходимо браться за вилку шнура питания.
Примечания по использованию фотоаппарата:
Старайтесь не подвергать фотоаппарат воздействию воды. Попадание воды внутрь фотоаппарата может привести к его неисправности.
Не направляйте фотоаппарат на солнце или другой яркий свет. Это может привести к неисправности фотоаппарата.
Не используйте фотоаппарат вблизи источников излучения или генераторов сильных волн.
Если произойдет конденсация влаги, удалите ее перед использованием фотоаппарата.
Не трясите фотоаппарат и не стучите по нему. Помимо неисправности, возможно, не удастся выполнить запись изображений. Более того, это может привести к непригодности носителя информации или повреждению данных.
Не подвергайте фотоаппарат воздействию таких химических веществ, как растворитель, бензин, спирт, одноразовые салфетки, средство от насекомых, солнцезащитный крем.
А также:
При съемке важно всегда осматриваться, чтобы не споткнуться, не упасть, не разбить фотоаппаратуру, и не покалечить находящихся поблизости людей.
При фотосъемке старайтесь не создавать конфликтов с людьми, это может отрицательно сказаться на вашем здоровье и целостности фотоаппаратуры.
Заключение
На сегодняшний день рекламная фотосъемка является наиболее востребованной на рынке предлагаемых фото услуг, потому что реклама – двигатель торговли.
Современный рекламный процесс не может быть представлен без профессиональной рекламной фотосъемки, конечный результат которой используется и для создания многочисленной печатной и наружной рекламы, а также и для разработки актуального на сегодняшний день web-сайта. Конечный продукт рекламной съемки является основополагающей линией во всей дальнейшей рекламной кампании, становится имиджевой основой для данного бренда или продукта. Именно поэтому только профессионально проведенная рекламная фотосъемка способна сделать результатом этого многоступенчатого процесса во всех смыслах живую фотографию, которая послужит самостоятельно значимым произведением современного фотоискусства.
В процессе выполнения работы была поставлена цель реализации описания процесса фотосъемки рекламного проекта.
Для реализации задач в соответствии с темой выполненного описания были выявлены особенности рекламной съемки, обоснован выбор фотоаппаратуры и фотооборудования, выявлены приемы работы и технологический процесс выполнения фотосъемки, рассчитана себестоимость услуги.
Приведенное нами экономическое обоснование этого процесса демонстрирует его рентабельность.
Для привлечения потребителей к рекламной продукции фотографы делают товар более желаемым, чем он есть на самом деле.
По факту, это не является обманом потребителя, так как товар, представленный на фотоснимке, по составу полностью совпадает с оригинальным. Яркие цвета, правильно подобранный ракурс и четко настроенный свет придают товару совершенно иной вид, который вызывает у потребителя непреодолимое желание обладать им.
В дальнейшем заниматься рекламной фотосъемкой полезно не только для совершенствования профессиональных навыков, но и выгодно в целях получения дохода.
Библиографический список
1. Айсманн К., Дугган Ш., Грей Т. "Цифровая фотография. Искусство фотосъемки и обработки изображений", М., 2005
. Данилова Т., "Фотография. Камера. Композиция. Кадр.", С/Пб.: Питер, 2005
. Соловьева Н.М. "Фотоаппаратура и ее эксплуатация", М.: Дрофа, 2009
. Барг П. "Цифровая фотография", М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005
. Белов Л. Фотосалон на дому. Серия "Супер!", Ростов-н/Д: Феникс, 2005
. Волкова Е. "Художественная обработка фотографий в photoshop", М.: Питер, 2005
. Грир Ф. "Лучшие фотографы мира рассказы о них и об их произведениях.", М.: АРТ-РОДНИК, 2005
. Молочков В. "Цифровое фото на 100%", М.: Питер, 2006
. Стори Д. "Цифровая фотография. трюки", М.: Питер, 2005
. Томас Б. "Photoshop для фотографов", М.: АРТ-РОДНИК, 2005
. Фрост Л. "Творческая фотография идеи, сюжеты, техники съемки", М.: АРТ-РОДНИК, 2005
. Головко Б. "Теория и практика фоторекламы", СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2005
. Литвинов Н. "Новый способ освоить Adobe Photoshop CS для обработки цифровых фотографий и др. изображений", М.: 25 КАДР, 2005
. Справочник фото-кинолюбителя.М., "Искусство", 1964,470 с.
. Цыганова М.Н. Общая фотография и специальные виды фотографии. М.: "Госгеолтехиздат", 1963, 364 с.
. Келби, Скот. Справочник по обработке фотографий в Photoshop.: Пер с англ. – М.: Издательский дом "Вильямс", 2003
. Неблит К. Общий курс фотографии. М., изд-во "Огонек", 1930
. Фрост, Ли. Творческая фотография: идеи, сюжеты, техники съемки. – АРТ-РОДНИК, Москва, 2003г.
. Хеджоу Д. Как сделать фотографии высшего качества: Практическое руководство /Пер. с англ. /, Хеджоу Д. – М.: "Омега", 2004. – 160 с.: ил.