- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 88,73 Кб
Технологии организации шоу-программ в учреждениях развлекательной сферы
КУРСОВАЯ РАБОТА
Шоу-программа: технология организации
Тема: «Технологии организации шоу-программ в учреждениях развлекательной сферы»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем, что шоу-программа – это один из главных элементов любой организации праздников, подчеркивающий торжественность и великолепие праздника. Организаторы программ развлекательного характера дарят себе, детям, друзьям или коллегам незабываемые впечатления с помощью артистов. Шоу-программы должны быть согласованы со сценарием, в котором официальная часть плавно переходит в легкое веселье развлекательной программы, а официально-солидный тон – в непринужденную дружескую атмосферу. На всем протяжении праздника вы услышите поздравления от любимых артистов, талантливых музыкантов, конферансье с чувством юмора и такта.
Современного зрителя сейчас трудно чем-либо удивить, в связи с использованием последних достижений научно-технического прогресса в представлениях (свет, звук, лазер, пиротехника и т.п. и т.д.), но порой эти достижения используются настолько непродуманно и не к месту, что теряется эффектность действа.
Шоу-программа может быть наполнена выступлениями танцевальных коллективов, артистов оригинального жанра, цирковыми номерами, выступлениями фокусников, магов и дрессированных животных. В последнее время шоу-программы стали неотъемлемой частью почти любого мероприятия: будь то пышная презентация или корпоративная вечеринка. Однако надо сказать, что зачастую эти программы отличаются стандартностью и предсказуемостью.
Объектом исследования являются шоу-программы в развлекательной сфере, предметом – технология организации шоу-программ.
Цель курсовой работы является описание технологии организации шоу-программ в учреждениях развлекательной сферы.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
– изучение научной литературы по теме курсовой работы;
– изучить история развития шоу-бизнеса в России;
– изучение практического опыта организации шоу-программ;
– представить краткую характеристику организации;
– раскрыть концептуальные аспекты шоу-программы на примере лазерного шоу;
– описать материально-техническое обеспечение лазерной шоу-программы.
Структура курсовой работы логична, состоит из введения, теоретической главы «Шоу-программы в развлекательной сфере», в которой раскрывается понятие «шоу программы» и кратко описываются технологии создания шоу-программ, особенности российского шоу-бизнеса; во второй главе, практической, дается краткая характеристика организации «ЛазерМИКС», специализирующая на проведении мероприятий в г. Улан-Удэ, которая практикуется в том числе и на проведении развлекательных шоу-программ и проведении лазерных шоу, анализируется практические аспекты разработки и реализации шоу-программы на примере организации «Лазерного шоу»; в заключение анализируется изученный и полученный на практике материал и делаются выводы, в списке литературы обозначаются источники, которые использовались и были изучены в процессе написания данной работе.
1. ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ШОУ-ПРОГРАММ
1.1 Особенности российского шоу-бизнеса
Шоу-бизнес (showbusiness) – коммерческая деятельность в сфере развлекательных зрелищ. В узком смысле слова шоу-бизнесом называют исполнение музыкальных номеров, рассчитанных на массовую аудиторию. Однако в более широком смысле слова к шоу-бизнесу относят не только музыкальную эстраду, но и многие другие близкие к ней по функциональному назначению виды деятельности: киноиндустрию, зрелищные спортивные состязания, развлекательные телепередачи, конкурсы красоты и даже музыкальное радиовещание.
Главным механизмом, диктующим «правила игры» в шоу-бизнесе, является рынок. Иначе говоря, объект искусства выступает как товар, а воспринимающий его субъект – как потребитель. Восприятие искусства превращается в товарно-денежный обмен, регулятором и стимулятором которого служат реклама и PR.
В XX в. шоу-бизнес решительно потеснил более элитарные виды искусства. Создалась ситуация, когда даже "высокое" искусство вынуждено использовать опыт шоу-бизнеса: вряд ли какое-либо явление культуры, художественное событие, произведение искусства и т.д. будет замечено общественностью и получит признание, если оно не обретет форму шоу. По мнению многих деятелей от искусства, успешно встроившихся в эту систему, рыночные отношения – единственный способ «спасти» культуру.
Отрицательные издержки подобного подхода видны уже сегодня. Особенно очевидны эти процессы в классических видах искусства. Круг широко известных его деятелей составляют теперь не мастера, творящие для знатоков и ценителей, а те, кто получил одобрение в коллективном сознании, кто обозначил своё творчество как товарный бренд. Успех артиста оказывается обеспечен не столько его талантом и мастерством, сколько соответствием виртуальным культурным ценностям, к достоинствам самого искусства часто не имеющим никакого отношения.
Что касается российского шоу-бизнеса, чтобы лучше понять его специфику, стоит провести сравнение той ситуации, которая существует сейчас, и той, что имело место ранее.
В СССР организация зрелищных мероприятий, как и всех других видов производства, находилась под строгим государственным контролем. Например, Госконцерт организовывал концерты по всей стране, от больших городов до колхозов. Требования к исполнительскому мастерству были довольно велики, но оплата артистам мало зависела от степени их популярности. Серьезным шагом вперед стало принятие в 1993 г. Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», который стал регламентировать «правила игры» в российском шоу-бизнесе.
Это позволило государству отказаться от непосредственного контроля шоу-бизнеса, позволяя ему развиваться самостоятельно, опираясь на мировые тенденции, решения, продиктованные продюсерскими и звукозаписывающими компаниями, и вкусами публики. Именно аудитория сейчас является ключевым элементом коммуникации, она формирует рейтинги популярности, которые напрямую связаны со степенью востребованности конкретного исполнителя с и уровнем его доходов.
Шоу-бизнес в России 1990-х отличался многими своеобразными, не слишком приглядными особенностями. Не редким подходом был следующий: продюсер записывал фонограмму, исполненную человеком, который обладал хорошим голосом, однако, по причинам внешнего порядка не мог появиться перед зрителями. Затем продюсер находил «лицо» для этого голоса, и начинался период интенсивной «раскрутки». Далее начинались гастроли по стране. При этом доход шел, конечно же, в карман продюсеров, «звезда» же могла рассчитывать лишь на небольшой гонорар. Не слишком приглядная ситуация с этической и экономической точки зрения, что уж говорить по психологические проблемы такой «звезды», которая после сотни концертов начинала верить, что это ее собственный голос. Помимо этого острыми проблемами постсоветского шоу-бизнеса были низкий профессионализм исполнителей, абсолютное доминирование продюсера над артистом, чрезмерно высокая роль СМИ и т.д. В наше время аудитория уделяет достаточно большое внимание качеству продукции и добросовестности участников данного процесса. Благодаря повышению уровня «грамотности» публики и улучшению ее вкуса, различного рода подлоги и неэтичное поведение воспринимаются очень остро и резко негативно. А активное участие СМИ в жизни представителей российской эстрады делает фактически невозможным утаивание информации. Таким образом, требования аудитории и влияние средств массовой информации стали залогом того, что представители шоу-бизнеса стали работать на улучшение качества.
Шоу-бизнес, как и любой другой бизнес, ориентированный на конкретных потребителей, ни от чего не зависит так сильно, как от покупательной способности в стране. Это было особенно хорошо заметно после дефолта 1998 г. Тогда количество гастролей артистов с Запада сократилось почти до нуля, а число звукозаписывающих фирм упало в 3 раза. В началеXXI в. шоу-бизнес вновь стал расти, развиваясь благодаря росту покупательной способности населения и совершенствованию российских законов в сфере защиты авторских прав. В настоящее время из-за нового экономического кризиса вновь наблюдается сокращение потребительской активности, которое не может не сказываться на шоу-бизнесе. Те люди, которые прежде ходили на все интересные им концерты, покупали альбомы, теперь значительно ограничат свой выбор. Именно поэтому в современных условиях так важно добиться формирования такого имиджа, который не сможет оставить аудиторию равнодушной, и продвигать его таким образом, чтобы этот исполнитель был востребован, несмотря на объективные показатели внешней среды.
Еще одной особенностью российского шоу-бизнеса является то, что он развивается в строгом соответствии с законами рыночной экономики. Мелкие компании либо исчезают, либо скупаются более крупными. Крупные игроки, в свою очередь, все плотнее занимают рыночные ниши, не оставляя свободного места новичкам. Таким образом, можно говорить о том, что работающий с определенными компаниями исполнитель имеет значительно больше шансов на успех, нежели тот, кто решит добиться чего-то своими силами или при поддержке менее авторитетных компаний.
Основной проблемой для российского шоу-бизнеса (как и для мирового) остаются «пираты», тиражирующие аудио- и видео-записи с нарушением авторских прав. По оценкам Международной ассоциации производителей фонограмм, в конце 1990-х – начале 2000-х в России доля пиратской продукции на аудиорынке составляла 60-75%, на рынке видеофильмов – до 85%. Из-за большого количества пиратских копий тиражи лицензионных компакт-дисков и кассет остаются не слишком большими. В постсоветской России очень немногие записи продаются в количестве более 100 тыс. копий – такой показатель считается плохим даже в европейских странах, население которых значительно меньше, чем в нашей стране. Если на Западе главный доход музыкантам дает продажа альбомов, то у нас из-за пиратства эти доходы мизерны. Таким образом, деньги зарабатываются в основном посредством гастролей.
Итак, что же все-таки нужно для того, чтобы альбомы и гастроли вообще появились? Конечно, важная роль в этом производстве отводится автору или исполнителю, что придает этой индустрии высокую степень персонализации. Однако роль других участников этого бизнеса настолько велика, что без них культурное явление не состоится. Отношения в среде шоу-бизнеса складываются из взаимодействия нескольких элементов коммуникации, которые, фактически, в равной степени влияют на карьеру труженика сцены.
Ключевой фигурой в организации шоу-бизнеса является продюсер. Теперь попробуем разобраться, что же все-таки представляет и себя российский продюсер. Надо сказать, что понятие продюсер в нашей стране не имеет ничего общего с пониманием слова продюсер в шоу-бизнесе, которое было создано на Западе. В действительности слово produce было создано от понятия кинопроизводитель, т.е. человек, занимающийся производством фильмов. И впоследствии на Западе все проекты, связанные с музыкой, имели продюсеров, и продюсером стал называться тот человек, который был производителем музыкального материала. Российский же продюсер, как правило, опосредованно влияет на музыкальный материал, он работает именно с проектом: занимается имиджем звезды и ее раскруткой. Он создает некий товар, как говорят на Западе, продукт, который можно продавать. Именно продюсер как предприниматель ищет новые идеи и средства их воплощения. От истоков до финала создания продукта он отвечает за всю творческую и производственную деятельность: формирует бюджет предстоящего проекта, подбирает и нанимает творческий и исполнительский персонал, обеспечивает график работ в рамках установленного бюджета, разрабатывает рекламную стратегию, осуществляет прокат, дистрибьюцию и др. Естественно, что производство любого проекта невозможно без определенного конкретного разделения труда. Следовательно, под руководством продюсера создается штатный персонал. Поэтому принято различать: финансовый блок, организацинно-правовой блок, творческо-управленческий блок, PR-блок и т.д. На самом деле, то, что делает российский продюсер, на Западе делается менеджментом, т.е. персональным менеджером. Сделать исполнителя известным – это огромная работа, включающая в себя полный промоушн, PR-работу, съемку клипов, раскрутку их на телевизионных каналах, участие или неучастие в крупных фестивалях, занятие той или иной позиции (или незанятие). На решение этих вопросов уходит в среднем год-полтора. Только через этот срок, как правило, начинает поступать чистая прибыль.
Говоря о финансировании проектов, необходимо ввести еще два важных понятия или элемента: меценат и спонсор. Как правило, меценатство применимо к уже раскрученным проектам. Меценатство – это благотворительность в сфере искусства. Меценаты – преимущественно частные лица, жертвующие свои средства безвозмездно, не требуя их возврата, удовлетворяясь, как правило, моральной компенсацией, как то: абонементом на все концерты «звезды», фотографиями в журналах, участием этой "звезды" во всех днях рождения и банкетах семьи мецената и т.д. Второй вариант – это спонсоры.
По содержанию процесс спонсоринга представляет собой подбор или организацию события, ведение или контроль процесса, гарантированное осуществление проекта и учет интересов спонсора. Спонсорство – это целевые субсидии для достижения взаимных целей, то есть взаимовыгодное сотрудничество, реализация совместных проектов. Такой вариант финансирования, что естественно, более распространен.
Следующим звеном коммуникации являются средства массовой информации. Они играют очень важную роль в раскрутке будущей «звезды», и принимают непосредственное участие в ее жизни на протяжении всей карьеры (если таковая все же сложится). Если обратиться к началу 90-х, то можно сказать, что именно в то время развился институт взяточничества и протекционизма. Проплаченные эфиры превратились в традицию, и получение прав на ротацию попало в прямую зависимость от наличия связей на радио и телевидении. Но людям приходилось принимать то, что им предлагали, потому что налицо было отсутствие выбора. Кроме того, что предлагалось на радио и ТВ, слушать было нечего. Именно поэтому продюсеры могли быть уверены в успехе, что исключало всякий риск и конкурентность. Однако к концу девяностых ситуация изменилась коренным образом. Стали появляться независимые СМИ, которые стали отбирать материал, для ротации исходя из соображений качества и перспективности, а не связей и кошельков (например, радио «Максимум»). Эта станция набрала популярность за счет объективного подхода к качеству музыки и, соответственно, обрела приятный слуху плей-лист, а вскоре сделала вполне удачную попытку проверить свое влияние – организовала стадионный фестиваль «Максидром» (с тех пор он проходит ежегодно), который мало того, что стал аншлаговым, еще и достоверно тестировал всех претендующих на успех музыкантов. Кстати, вышеупомянутый фестиваль дохода принимающим в нем участие музыкантам не приносит. Играют на нем ради престижа. Приглашение на «Максидром» означает, что исполнитель в этом году – «звезда». Окончательно ситуация переломилась с появлением специализированных музыкальных каналов (MTV, а потом Муз-ТВ), которые поставили точку на методах и реалиях советской раскрутки и стали внедрять западные PR-методики в российский музыкальный бизнес. Создатель и идеолог телеканала MTV, Борис Зосимов получил заранее привлекательный бренд, аудитория которого была заведомо внушительна. А условия западных владельцев торговой марки MTV были очень жестокими. Оказалось, что эфирное время на МТV нисколько не стоит, что в чарт может попасть любая группа, которая принесла клип. Так было с «Запрещенными барабанщиками» и их «убитым негром». Неполиткорректная песня стала мегахитом только потому, что программный отдел MTV решил рискнуть и поставил никому не известную группу в ротацию. Через пару недель песню распевали даже далекие от молодежного музыкального телевидения таксисты.
Таким образом, главным правилом шоу-бизнеса стало умение оказаться в нужное время в нужном месте с подходящим продуктом (а лучше в нескольких местах сразу), после чего ждать реакции публики и действовать дальше.
Что касается прессы (имеется в виду желтая пресса, ведь именно она освещает деятельность «звезд»), то реальность такова, что для нее гораздо выгоднее скандалы, неприятные для исполнителя сплетни и другая негативно окрашенная информация. Создание хорошей репутации в прессе – чрезвычайно трудоемкий и, как правило, дорогостоящий процесс. Способы и особенности взаимодействия с прессой и другими СМИ выбираются исходя из специфики самого исполнителя, направления его творчества и его имиджа, поэтому говорить о них более конкретно не представляется возможным. Важно то, что СМИ имеют огромное, если не решающее, влияние на умы обывателя. Она формирует вкусы и предпочтения обывателей, создает общественное мнение фактически с нуля. Так что, несомненно, эти взаимоотношения требуют тонкого подхода, который, как правило, специально вырабатывается продюсером исполнителя, его специалистом по PR, имиджмейкером и пресс-аташе.
И, наконец, ключевым элементом коммуникации является аудитория. Это, несомненно, самый главный элемент шоу-бизнеса, так при отсутствии аудитории не имеет смысла наличие исполнителя, продюсера и других фигур. Однако о специфике и характеристиках аудитории речь пойдет в следующей главе.
Основная задача имиджа исполнителя – это трансляция нужной информации всем участникам процесса коммуникации. По сути своей, имидж можно рассматривать, как один из элементов диалога между исполнителем и спонсорами, исполнителем и СМИ, исполнителем и аудиторией и т.д. Исходя из поставленных целей, к каждому из элементов коммуникации должен быть найден свой подход.
Основной целью любого исполнителя является приобретение популярности у аудитории. Способы воздействия на аудиторию сугубо ограничены, по сути, их всего два: непосредственно музыкальный продукт и сам образ исполнителя, его имидж. Установив, какими потребностями обладает аудитория и какие требования она выдвигает к исполнителю, работающему «на нее», мы можем формировать определенный имидж «звезды». Однако доносить подобную информацию до аудитории только напрямую, путем концертов и выступлений, невозможно. Каналом данной основной коммуникации являются средства массовой информации. Исходя из того, что написано выше, можно говорить о том, что СМИ – это не просто канал, а канал, обладающий собственным «голосом», видением и интерпретацией информации. Он, несомненно, оказывает решающее влияние на формирование имиджа исполнителя в глазах публики, на оценку, которую тот получит. Именно поэтому средства массовой информации являются такой же целевой аудиторией, как и общественность, непосредственно на которую нацелено творчество «звезды». К СМИ необходим свой, особый подход, подразумевающий профессиональный разговор, который не имеет ничего лишнего, в котором все системно и подчинено единой цели. Непрофессиональный же разговор в данном случае может иметь много случайных продолжений, которые могут повлечь за собой негативные последствия. Продюсер и остальной менеджмент исполнителя в данном случае является тем источником, который анализирует эти две основные целевые аудитории и решает, каким именно образом будет протекать коммуникация.
Подводя итоги всему, что сказано выше, надо отметить, что в случае российского шоу-бизнеса надо учитывать следующие особенности:
– Продюсер – это главная фигура, участвующая в формировании исполнителя и его дальнейшем продвижении. Однако роль продюсера четко не определена: он может быть и менеджером, и концертным директором, и человеком, который решает все вопросы, и пиарщиком, и имиджмейкером. Именно поэтому, при создании имиджа будущей звезды и разработке стратегии ее продвижения независимым специалистом, следует тщательно согласовывать действия и видение этого специалиста и самого продюсера.
– На Западе доход артиста в основном составляет продажа альбомов. В нашей же стране доходы от альбомов довольно малы, особенно та их часть, которая достаётся непосредственно артисту. Во многом это связано с возможностью свободного доступа к музыкальным записям в Интернете, где любой пользователь совершенно бесплатно может скачать любую понравившуюся композицию. На данный момент, в связи с высокой степенью интернетизации населения, эта проблема стоит даже острее, чем пиратство. Несмотря на то, что над этой ситуацией ломают голову юристы и законодатели, все попытки каким-то образом повлиять на проблему остаются безрезультатны. Поэтому при создании имиджа исполнителя и разработке стратегии его продвижения необходимо уделять очень большое внимание именно той его части, которая связана с гастролями и концертами.
– Следующим важным моментом является то, что на Западе давно отработана система отношений в шоу-бизнесе: каждый специалист является узким специалистом и профессионалом в своём деле. У нас же зачастую люди берутся за все сразу, и о каком-то делегировании полномочий речь идет далеко не всегда.
– Еще одной специфичной чертой коммуникаций в российском шоу-бизнесе является то, что в России нет никаких законодательных норм, законов, правил, юридической защищенности: ни между коллективом и продюсерскими центрами и рекорд-компанией, ни между продюсером и музыкантами. Таким образом, для звезды выиграть процесс против продюсерской компании практически невозможно. Подтверждения этому встречаются на каждом шагу, особенно часто речь идет о тяжбах за имя (бренд) звезды, которые, как правило, решаются не в пользу исполнителей.
– В результате недостаточного уровня технического оснащения теряется дополнительный способ связи исполнителя и аудитории. На Западе распространена практика трансляции концертов в Интернете в режиме реального времени. В России же эта практика пока не нашла своего применения.
Таким образом, российский шоу-бизнес характеризуется рядом специфических особенностей, которые нужно учитывать при работе в шоу-бизнесе в целом.
1.2 Структура и постановка шоу-программ
Самым популярным жанром праздничной эстрадой является шоу. В переводе с английского ШОУ – это: показ, демонстрация; зрелище, спектакль; показная пышность, парадность.
Шоу – это эстрадное зрелище, оно предполагает разнообразие составляющих его номеров – произведений: недаром на многих языках искусство эстрады называют «варьете» (от франц. – разнообразие). Причем разнообразие эстрадного целого определяется несходством, как актерских индивидуальностей, так и видов творчества: тут и словесные жанры, и инструментальная музыка, и вокальное искусство, и хореография.
Ванченко Т.П. в своём научном исследовании «Технология моделирования культурных программ на TV: современное состояние и перспективы», даёт следующие характеристики понятию «шоу»:
– «Шоу» – это система специфических выразительных средств, характеризующихся особым типом зрелищности, переводящим психологическое состояние зрителей на другой эмоциональный уровень через аттракционность воздействия и программность построения (в противовес сюжетности);
– Шоу – некоторое организованное действо, направленное на восприятие кем-либо; имеет следующие характеристики: массовость участников и зрителей, товарность представляемого продукта и особый тип зрелищности.
– Зритель, приходя на шоу – программу, где доминирует развлекательная направленность, намеревается получить разрядку, отдохнуть, обрести хорошее настроение, причем, не затрачивая чрезмерных усилий на восприятие, ведь эстрада – искусство «легких жанров», ей характерно облегченность процесса восприятия. Этому должны способствовать все компоненты шоу. Одним из таких компонентов является особая структура программы, система построения которой полностью отвечает потребности зрителя в ярком, праздничном, разнообразном зрелище.
Ванченко Т.П. выделяет пять основных видов шоу: ток-шоу (разговорное шоу), документальное шоу, шоу-театр, музыкально-развлекательное шоу, шоу-игру.
Шоу – программам свойственна масштабность, как правило, они проходят в крупных концертных залах. Это значит, что основная часть шоу должна строиться на выступлениях первоклассных исполнителей, так называемых «звезд», чей творческий уровень высок, и чьи выступления собирают большое число зрителей. В этом одна из главных особенностей шоу.
Шоу, как правило, не может обойтись бес шоумена. В переводе с английского это – «хозяин цирка, аттракциона и т. п. ; балаганщик; специалист по организации публичных зрелищ» Шоумен – это не просто ведущий – диктор или же ведущий – комментатор. Вартанов А. С. отмечает, что шоумен, как и «звезда», должен обладать немалой артистичностью, обаянием, умением весело и непринужденно общаться. Шоумен должен быть личностью, обладать достаточным уровнем интеллекта, находчивости, остроумия, инициативы.
Менеджмент шоу-бизнеса использует множество разнообразных способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить выполнение операций и процедур, необходимых для создания и реализации качественного зрелища, особой услуги, для которой больше других характерны неосязаемость, неотделимость от источника, не сохранность и непостоянство качества.
Важной особенностью управленческих нововведений в шоу-бизнесе стал научно-технический прогресс, превратившийся в важнейшее направление, обеспечивающее необходимые условия для эффективной работы всего механизма шоу-бизнеса. Сегодня система менеджмента шоу-бизнеса – это четко спланированная деятельность определенных лиц, организаций, работающих над созданием особого, можно сказать, «живого» товара. В этом виде предпринимательства сложилось свое разделение труда. Так, например, важная роль в нем отводится авторам или исполнителям. Это придает шоу-бизнесу достаточно высокую степень персонализации. Велика роль продюсера, импресарио, менеджера, промоутера и других участников, без которых шоу-программы не могут состояться.
Ключевой фигурой при постановке и реализации шоу-программы является продюсер – лицо, осуществляющее идейно-художественный и организационно-финансовый контроль над постановкой шоу. При организации крупных шоу-проектов, как правило, помимо главного продюсера, отдельные направления деятельности ведут: исполнительный продюсер – доверенное лицо, осуществляющее художественный и финансовый контроль за постановкой шоу; функциональный продюсер – лицо, отвечающее за конкретные творческо-организационные компоненты; ассоциированный продюсер – партнер, частично финансирующий шоу и принимающий участие в подготовке творческих планов главного продюсера; линейный продюсер – лицо, отвечающее за технологический процесс и наиболее сложные этапы процесса постановки шоу.
В постановке шоу-программы иногда участвуют «независимый продюсер» – лицо, создающее продукт самостоятельно, без участия крупных компаний, а также «формирующий продюсер», выступающий в качестве режиссера-сопостановщика шоу-программы, формирующий идею или сценарий шоу.
Деятельность продюсера представляет собой симбиоз искусства и бизнеса. Продюсер должен обладать повышенной чувствительностью к конъюнктуре этого особого рынка и иметь, как говорится, деловую хватку для реализации задуманного. Профессиональный продюсер должен уметь выбрать идею, тему шоу; обеспечить финансирование шоу-программы; преобразовать идею в сценарий; знать нюансы авторского права; отвечать за историческую и фактическую достоверность сценария (для шоу на историческую тему); составлять бизнес-план и рассчитывать творческо-производственные показатели; определять стратегию маркетинга; создать творческую группу; организовать постановочный проект; контролировать текущий материал; разбираться в технологии постановок; организовать продвижение своего продукта; анализировать итоги постановки, оценивать вторичные рынки сбыта.
Конечно, в зависимости от сложности постановочного процесса организационная структура по реализации шоу-программ может быть весьма разнообразной. В российском шоу-бизнесе используется наиболее простой вариант (рис. 1).
Рис. 1. – Организационная структура творческо-производственного процесса
Все сотрудники, задействованные в подобной структуре, делятся на творческий и менеджерский состав. К творческому составу относятся главный режиссер, режиссер-постановщик; редактор; балетмейстер-постановщик; композитор; художник-постановщик; художник по костюмам, художник по свету; звукорежиссер, стилист и некоторые другие сотрудники. Собственно менеджерский состав, как правило, включает директора шоу-программы, главного администратора, PR-менеджера и коммерческого директора. Технология постановки шоу-программы состоит из ряда этапов.
Первый – подготовительный этап – начинается с разработки идеи шоу-программы и формирования ее бюджета. На этом этапе принятая идея воплощается в сценарий; осуществляется подбор исполнителей; разрабатываются и утверждаются эскизы декораций и костюмов; подбирается музыкальное сопровождение; осуществляются некоторые другие виды деятельности творческого и финансового характер.
После утверждения всего предложенного творческим составом начинается второй этап – технологии постановки шоу-программы. Для него характерно производство декораций, реквизитов, костюмов, музыкального и пиротехнического сопровождения, технического оборудования, рекламных буклетов и других средств для PR-компаний.
Третий этап постановки шоу-программы связан с монтажом декораций, технического оборудования. После монтажа оборудования осуществляется генеральная репетиция, или, как говорят специалисты, генеральный прогон.
Четвертый этап – это сама премьера шоу-программы. Однако следует иметь в виду, что это лишь общая схема формирования такого специфического продукта, как шоу-программа, каждая область зрелищного ряда имеет свои особенности и индивидуальную технологию постановки.
2.1. Краткая характеристика организации «ЛазерМИКС», г. Улан-Удэ
«ЛазерМИКС», г. Улан-Удэ – это услуги профессионалов и организации праздников на достойном уровне, будь то семейное торжество, детский праздник или корпоратив крупной компании. В процессе изучения разнообразных предложений на рынке праздничных услуг «ЛазерМИКС» предлагает услуги по организации разноплановых праздников и мероприятий оказывают как специализированные агентства, так и индивидуальные менеджеры.
Специализированные event-агентства, как правило, не учитывают PR – и маркетинговой составляющей. PR-агентства и рекламные агентства полного цикла – так как основой бизнеса является предоставление PR-услуг – зачастую не охватывают «душевного аспекта»: корпоративного духа компании, индивидуальных особенностей события и гибкого творческого подхода к организации. «ЛазерМИКС» знает, что далеко не все компании одинаковы в своих праздничных ожиданиях. В любом случае, удовольствие от праздника должны получить и хозяева мероприятия и его гости – и пусть каждый будет счастлив по-своему.
Индивидуальные event-менеджеры в основном работают с ограниченным числом проектов, а соответственно и с более «дешевыми» подрядчиками, что незамедлительно сказывается на качестве, ценовой политике, также в процессе работы с частником могут возникнуть проблемы с безналичным расчетом и отчетностью.
«ЛазерМИКС» создает праздники с 2010 года. Среди их работ – крупные корпоративные мероприятия <http://www.ncagency.ru/index.php?m=513>, уютные частные вечеринки <http://www.ncagency.ru/index.php?m=513>, семейные торжества и многие другие праздники, каждый из которых создавался индивидуально.
Конкурентные преимущества:
– собственные технологии подготовки и проведения мероприятий;
– знание региональной специфики (цены, сроки, графики работы, скорость обслуживания – это опыт);
– международные стандарты (официальные мероприятия на высоком уровне);
– умение работать в сжатые сроки;
– наличие собственных баз данных артистов и подрядчиков (и специальные условия сотрудничества);
– соотнесение с маркетинговой и PR-программами развития компании;
– консалтинг и планирование мероприятий;
– разработка идеи, планирование, написание сценария, бюджетирование (путь от авторской идеи – до точной расчетной сметы на бумаге);
– организация мероприятия, мониторинг, техническое обеспечение (сопровождение на всех этапах);
– отчетность (строго).
Эксклюзивные сценарии и режиссура: для праздника фирма придумывает сценарии <http://www.ncagency.ru/index.php?m=481>: от оригинальной идеи до развернутого действия на несколько часов, или интерактивной программы на несколько дней. На праздник они приглашают артистов разнообразных жанров и стилей. Роскошные карнавальные и театральные костюмы <http://www.ncagency.ru/index.php?m=548> и соответствующее сценарию оформление <http://www.ncagency.ru/index.php?m=506> создадут гостям и участникам мероприятия особенное настроение и делает праздник ярким и запоминающимся.
Места для проведения любого мероприятия на самый взыскательный вкус:
– современные развлекательные комплексы
– стильные клубы
– самые неожиданные сценические площадки и помещения
«ЛазерМИКС» помогает отправлять гостей в увлекательное путешествие как в любой уголок мира, так и в другую эпоху – весь антураж будет соответствовать креативной идее.
Помощь в организации и проведении фестивалей, конференций, семинаров, тренингов, выставок:
– творческое и нестандартное решение психологических задач, привлечение психологов-консультантов для работы с группами и коллективами по выработке совместимости;
– профессиональное техническое обеспечение <http://www.ncagency.ru/index.php?m=510> мероприятий – свет, звук, видео, фото;
– индивидуальный подход к оформлению событий, авторский дизайн, декорации и флористика <http://www.ncagency.ru/index.php?m=547>;
– предоставление в аренду различных тентовых модульных конструкций <http://www.ncagency.ru/index.php?m=549>
– кейтеринг <http://www.ncagency.ru/index.php?m=494>, выездное ресторанное обслуживание с высокими стандартами качества;
– аренда транспорта, организация экскурсионных программ;
– Создать условия для неформального общения всех сотрудников между собой, в том числе способствовать поддержанию позитивных отношений между сотрудниками различных управленческих уровней (начальник – подчиненный);
– Наладить взаимодействие между «старичками» и «новичками», а также между разными подразделениями компании;
– Раскрыть командный дух, попытаться его максимально развить в неформальной обстановке;
– В случае если в компании сформировались «противоборствующие лагеря», снять конфликтную напряженность между ними и примирить их.
Развлекательные программы. Менеджеры предложат и составят развлекательную программу для мероприятия на самый взыскательный вкус.
По возможности, предоставят демонстрационные материалы коллективов. Если Вы решите пригласить «Звезду», они обеспечат технический и бытовой райдер. Для выступления артистов специалисты построят сцену, и обеспечат профессиональным звуковым и световым оборудованием.
– Классические музыкальные коллективы
– Джазовые коллективы
– Фольклорные коллективы
– Вокальные коллективы
– Танцевальные коллективы и пары
– Детские коллективы
– Популярные теле- и радио-ведущие
– Коллективы и артисты оригинальных жанров
– Цирковые артисты и коллективы
– Театральные студии
– Профессиональные актеры, ведущие и конферансье
– Этнические коллективы
– Шоу-программы
– Лазерные шоу
– Феерия огня и пиротехническое шоу
– Салют бабочек
Мы подробнее рассмотрим организацию шоу программы на примере лазерных шоу.
2.2 Технология организации шоу-программы на примере лазерного шоу
Компания «ЛазерМИКС» представляет в новый вид услуг в сфере культурно-массовой и досуговой деятельности. Это лазерное шоу для массовых мероприятий, праздников, концертов, рекламных акций, торжеств и прочее.
Организация лазерного шоу начинается с творческой части. Художественно-постановочная группа компании «ЛазерМИКС» связывается с режиссером мероприятия. Внимательно обсуждаются все детали сценария, принимаются во внимание все пожелания заказчика по работе лазера, в том числе к визуальному анимационному ряду.
Для плодотворной работы художника необходимо как можно раньше получить варианты фонограмм и общий сценарий предстоящего мероприятия (при отсутствии фонограмм, обширная фонотека позволяет выбрать музыкальный пролог или эпилог мероприятия). Также для работы художнику-аниматору требуются распечатки или эскизы логотипов/товарных знаков, утвержденных рисунков персонажей шоу.
Следующий этап: художник-аниматор предлагает первый вариант эскизной раскадровки, идеи динамического монтажа, фазы движений объектов. Музыкальные фрагменты принимаются в формате MP3, WAV на CD носителях.
Создание полностью смонтированного лазерно-музыкального клипа продолжительностью всего 1 минута – это кропотливая студийная работа, занимающая в зависимости от сложности – от нескольких дней до нескольких недель, поэтому график предстоящих работ формируется на 2-3 месяца вперед.
В наличии имеется стандартный комплект лазеров: RGB (цветной) и два GREEN (зеленые), проекционные сетки различного размера, отражающие зеркала, зеркальные шары и прочее.
Организация может подготовить и продемонстрировать любое анимационное шоу с лучевой поддержкой по сценарию клиента или собственному сценарию.
Варианты использования лазеров:
№ | Вид мероприятия | Наименование | Место проведения | Комплект лазеров |
1 | Массовые мероприятия | День города, района, села, календарные и государственные праздники. | Улица | |
2 | Концертные программы, приемы, торжественные собрания | День города, района, села, календарные и государственные праздники. | Помещение | RGB+2 GREEN. Анимация с лучевым шоу. Световая декорация. |
3 | Корпоративные праздники, торжества | Профессиональные праздники, свадьбы, юбилеи, дни рождения и т.п. | Небольшие залы, рестораны, кафе и т.п. | 2 GREEN. Лучевое шоу. Световая декорация. |
4 | Молодежные мероприятия | Концерты, дискотеки и т.п. | Клубы, концертные залы. | RGB+2 GREEN. Анимация с лучевым шоу. |
5 | Рекламные акции | Выставки, презентации и т.п. | Выставочные помещения т.п. | RGB+2 GREEN. Анимация с лучевым шоу. |
Прайс-лист
Прайс-лист на аренду оборудования и работу персонала для проведения лазерного шоу.
№ | Наименование | Описание | Аренда, стоимость (руб.) |
1 | LCP RGB-5 | Цветной лазер проектор 5 ватт: 1500мВт/650nm+500мВт/473nm+5Вт/532nm, питание 230В/3 А, аналоговая и TTL модуляция, 16,8 мил.цветов, охлаждение воздушное. | 60 000 |
2 | LCP MX-5 | Одноцветный лазер проектор 5 ватт: 5 Вт/532nm, питание 230В/5 А, аналоговая и TTL модуляция, охлаждение воздушное. | 45 000 |
3 | Lasershow | Программное обеспечение шоу. | Включено. |
4 | 6х4 | Экран просветный прямой для проекции. | 8 000 |
5 | Зеркальный шар | Дополнительный эффект, размер заркала 5х5 мм, питание 220В/0,5А. | 1 000 |
6 | Выносное зеркало | Дополнительный эффект с точной подстройкой для построения пространственныхобьектов. | 1 000 |
7 | Лазерная анимация | Программирование 1 минуты лазерной анимации. | 3 500 |
8 | Фонограмма | Подготовка 1 мин фонограммы для анимации и шоу. | 1 500 |
9 | Полный комплект | Цветной лазер проектор 5 ватт – 1 шт. Одноцветный лазер проектор 5 ватт – 2 шт. Программное обеспечение шоу. Экран просветный прямой для проекции. | 150 000 |
Предлагаются спецификации оборудования, сгруппированные по типам лазерных шоу. Они различаются по формату, месту проведения, количеству человек, стоимости проведения и по набору оборудования. Прокатные комплекты оснащены автоматическими экранами для получения полноценной анимационной картины в рамках планируемых декораций.
Легкая (-30 кг) ажурная ферма закрепляется обычно на штанкете или световой конструкции. Для появления экрана достаточно 3-4сек, с такой же скоростью он может исчезнуть после окончания очередного анимационного номера. Типичные размеры экрана, которые мы используем – 3×4 м², 6×8 м², 9х9 м², 10х12 м².
Никогда не бывает проблем с размещением в пространстве сцены сканерных головок. Они компактны, незаметны, могут легко вписаться в любую сложную композицию сцены, и соединены с лазерной системой и пультом световолоконной линией связи (до 50 м).
Компания «ЛазерМИКС» обладает уникальными вращающимися лазерными сканерами PinScan с DMX-управлением по двум координатам, благодаря чему становится возможным создать в процессе концерта удивительные лазерные эффекты и изображения в любом месте (задник, декорации, пространство зала и т.д.)
Оптика, световоды и управляющие системы производства Германии. Все оборудование размещается в специальных кофрах для сохранности при перевозках. В комплекте оборудования: системы зеркал, дымовые машины, сценические вентиляторы, мото-экраны.
Оборудование для лазерных шоу: LSS Standart.
Формат мероприятий:
¾ концерты эстрадных исполнителей;
¾ шоу балетов;
¾ проведение корпоративных вечеринок;
¾ празднование юбилеев концернов фирм, организаций;
¾ презентаций торговых марок и товаров;
¾ празднование свадеб и дней рождения.
Место проведения – концертные залы, киноконцертные комплексы, театры, универсальные спортивные арены, цирки, клубы и дискотеки, рестораны и прочие крытые помещения.
Аудитория – от 100 до 2000 человек.
Возможности лазерной аппаратуры – поддержка артистов лазерными эффектами; лазерная анимация под синхронизированный звуковой ряд.
Оборудование для лазерных шоу: LSS Standart PLUS
Формат мероприятий – концерты суперзвезд театра и эстрады, поддержка театрализованных и культурно-массовых мероприятий, проведение фестивалей, дней культуры государств и республик, празднование юбилеев и проведение презентаций торговых марок и товаров.
Место проведения – крупные концертные залы и киноконцертные комплексы, универсальные спортивные арены и выставочные залы, прочие крытые помещения с большой площадью и вместимостью.
Аудитория – от 1000 до 10000 человек.
Возможности лазерной аппаратуры – поддержка артистов лазерными эффектами, лазерная анимация под музыку, создание лучевых эффектов в ночном небе.
Оборудование для лазерных шоу: LSS SUPER BIG
Формат мероприятий – проведение дней городов, крупных концертов и фестивалей, национальных рок фестивалей, проведение и поддержка торжеств в связи с открытием и закрытием крупных международных культурно – массовых мероприятий.
Место проведения – крупные спортивные сооружения, открытые площади и стадионы, открытые пространства на природе.
Аудитория – от 5000 до 10000 человек.
Возможности лазерной аппаратуры – лазерное оформление сцены, поддержка артистов, лазерная анимация под музыку (звуковой ряд). Создание в ночном небе лазерных лучевых эффектов.
Оборудование для лазерных шоу: Мега-сфера
Мега-сфера – это шар диаметром 5 метров. Является уникальным оборудованием.
Оборудование представляет из себя 2-х метровую в диаметре специально разработанную ферму на которой могут быть расположены:
– 3 видеопроектора – 4100 лм каждый;
– 3 световых прибора Martin-250;
– мощный стробоскоп;
– лазерная головка PinScan с возможностью вращения 360ºх270º и мощностью лазера до 20 Вт.
Все оборудование монтируется на ферме, после чего надевается специальная многослойная оболочка, которая надувается специальным образом.
Ферма, оболочка и оборудование превращаются в единое целое – шар – внутри которого расположены приборы.
Мега-сфера – прекрасное пространство для отображения видеорекламы, надписей «гобо», световых и всевозможных лазерных эффектов.
В зависимости от необходимости решения режиссером тех или иных задач, комплект аппаратуры, размещенной внутри Мега-сферы может также меняться. Мега-сфера – уникальный прибор с круговым обзором. С помощью нее может осуществляться прямаятрасляция концертов, предвыборных кампаний для массового зрителя. Мега-сфера – прекрасный инструмент украшения любого праздника, все зависит только от фантазии режиссера.
Формат мероприятий – концерты эстрадных исполнителей, поддержка театрализованных и культурно-массовых мероприятий, шоу балетов.проведение корпоративных вечеринок, празднование юбилеев концернов, фирм, организаций, презентаций торговых марок и товаров. проведение предвыборных компаний, рекламных акций.
Место проведения – концертные залы, киноконцертные комплексы, театры, универсальные спортивные арены, цирки, клубы и дискотеки, открытые пространства, стадионы, площади.
Аудитория – от 100 до 4000 человек.
Возможности лазерной аппаратуры – обеспечение пространства для размещения лазерной анимации под синхронизированный звуковой ряд, трансляции прямого телевизионного эфира, видеоинформации, рекламы на поверхность сферы, создание дискотечных и других эффектов.
Компания «ЛазерМИКС» имеет необходимый пакет документов, подтверждающий соответствие оказываемых услуг и оборудования нормам и требованиям безопасности. В компании работают только квалифицированные и аттестованные специалисты, имеющие допуск к работе с электрооборудованием.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современные условия требуют научно-обоснованных подходов ко всем вопросам жизни, в том числе и к вопросам социально-культурной сферы. Не смотря на события последних десятилетий, наше государство сохранило свои высокие культурные и нравственные традиции, основополагающими ценностями которых являются: тесная взаимосвязь личности, общества и государства, духовность, стремление к воплощению добра и справедливости, свободы и порядка.
В ходе проведения теоретического исследования были сделаны следующие выводы.
Российский шоу-бизнес характеризуется рядом специфических особенностей, которые нужно учитывать при работе в шоу-бизнесе в целом. Компании, предоставляемые услуги в этой сфере на региональном уровне должны учитывать эти особенности.
В последнее время шоу-программы стали неотъемлемой частью почти любого мероприятия: будь то пышная презентация или корпоративная вечеринка. Однако надо сказать, что зачастую эти программы отличаются стандартностью и предсказуемостью.
Технология постановки шоу-программы состоит из ряда этапов.
Первый – подготовительный этап – начинается с разработки идеи шоу-программы и формирования ее бюджета. На этом этапе принятая идея воплощается в сценарий; осуществляется подбор исполнителей; разрабатываются и утверждаются эскизы декораций и костюмов; подбирается музыкальное сопровождение; осуществляются некоторые другие виды деятельности творческого и финансового характер.
После утверждения всего предложенного творческим составом начинается второй этап – технологии постановки шоу-программы. Для него характерно производство декораций, реквизитов, костюмов, музыкального и пиротехнического сопровождения, технического оборудования, рекламных буклетов и других средств для PR-компаний.
Третий этап постановки шоу-программы связан с монтажом декораций, технического оборудования. После монтажа оборудования осуществляется генеральная репетиция, или, как говорят специалисты, генеральный прогон.
Четвертый этап – это сама премьера шоу-программы. Однако следует иметь в виду, что это лишь общая схема формирования такого специфического продукта, как шоу-программа, каждая область зрелищного ряда имеет свои особенности и индивидуальную технологию постановки.
ООО «ЛаМИКСзер» с 2010 года принимает участие в шоу-программах в сотрудничестве с ведущими концертными и праздничными фирмами Улан-Удэ.
Лазерное шоу – это великолепное по зрелищности и оригинальное по исполнению представление. Концерт или дискотека open-air, корпоративное мероприятие или частная вечеринка, свадьба или юбилей – лазерное шоу сделает потрясающе ярким и незабываемым любой праздник. Завораживающее действо, которое интригует даже самого искушенного зрителя. Тут действительно есть, чему поразиться. Изящная геометрия лазерного луча создает красочные и выразительные картины на любых поверхностях: на специальных экранах, на дыме, на водной глади, на снегу и т.д.
Компания «ЛазерМИКС» имеет необходимый пакет документов, подтверждающий соответствие оказываемых услуг и оборудования нормам и требованиям безопасности. В компании работают только квалифицированные и аттестованные специалисты, имеющие допуск к работе с электрооборудованием.
Шоу-программа, созданная из самых разных выразительных средств (изображения, слова, музыки и т.д), способна обладать целостностью, гармоничностью частей, пронизанных единым авторским началом.
бизнес лазерный шоу аудитория
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1 Ванченко, Т.В. Шоу-программа как форма праздника. Вестник МГУКИ, 2006,№ 5. 0,6 п.л.
2 Ванченко, Т.П. Моделирование шоу-программ на телевидении» М:МГУКИ,2011. 5 п. л. (монография)
3 Гольдберг, Э. Особенности русского шоу-бизнеса // Неон. – 2001. – №1. – С. 27
4 Жарков, А.Д. Технологии культурно-досуговой деятельности. -М.: МГУКИ, 2000.
Жданова, Е.И. Менеджмент шоу – бизнеса. – М.: МГУК. 2007.
Жданова, Е.И. Основы промоутерской деятельности в музыкальном шоу-бизнесе: учеб.пособие. – М.: МГУКИ, 2002.
Жданова, Е.И. Управление и экономика шоу-бизнеса. – М.: Финансы и статистика, 2003.
Закон «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.)
Колиберда, Е.Г. Связи с общественностью. – М.: Логос, 2003.- с157.
Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. / Пер. с англ. 2-е изд. – М., Спб., Киев, 1999. Красильников, Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования / Ю.Д. Красильников. М.: МГИК, 2009.
Кругосвет [Электрон.ресурс]. Режим доступа: www.krugosvet.ru
Кузнецова, И.В. Промоушн в сфере шоу – бизнеса // Диалог культур: история, современные проблемы и перспективы: материалы Всерос. науч. – практ. конф. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 2001. – С. 44-47.
Лаборатория рекламы, маркетинга и PR [Электрон.ресурс]. Режим доступа: www.advlab.ru
14 Лобков, Д. Как заработать в шоу-бизнесе. М.: НТ Пресс, 2007.
15 Лурье, А.С. Управление концертным делом. М.: Литера-М, 2008.
16 Маркетинг: учебник, практикум и учеб. -метод. комплекс по маркетингу /Р.Б. Ноздрёва [и др.. -М.: Юрист, 2010.
17 Национальная Федерация Производителей Фонограмм [Электрон.ресурс]. Режим доступа: www.nfpf.org <http://www.nfpf.org>
Новаторов, В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере / В.Е. Новаторов. Омск, 2000.
Новикова, Г.Н. Режиссура концертно-зрелищных программ: метод, указания и программа курса.-М.: МГУК, 1999.
Осинцева, В.М. Предложение культурной услуги на рынке индустрии развлечений // Диалог культур: история, современные проблемы и перспективы. -Тюмень: ТГУ, 2001.
22 Соколов, К. Долгосрочное планирование в сфере культуры. М., 2007.
23 Столяров, И.А. Управление культурой. М.: Экономика, 2004.
Тульчинский, Г.Л., Герасимов, С.В., Лохина, Т.Е. Менеджмент специальных событий в сфере культуры: Учеб. пособие. 1-е изд. М.: изд-во «Планета музыки», 2009.
Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб.: Лань, 2008.
Фадин, А.В. Сфера культуры: проблемы управления. М., 2005.