- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 32,12 Кб
Технология разработки сценария вечера-чествования передовиков производства, посвящённого Дню работников леса
УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»
Факультет заочного обучения
Кафедра педагогики социально-культурной деятельности
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ СЦЕНАРИЯ ВЕЧЕРА-ЧЕСТВОВАНИЯ ПЕРЕДОВИК ПРОИЗВОДСТВА, ПОСВЯЩЁННОГО ДНЮ РАБОТНИКА ЛЕСА
Выполнил Бондаренко А.С.
Научный руководитель Гуд Н.И.
Минск 2015
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы вечера-чествования передовиков производства
.1 Традиции и новации проведения вечера-чествования передовиков производства
.2 Социально-психологические особенности рабочей группы
Глава 2. Влияние вечера-чествования передовиков производства на развитие корпоративной культуры
.1 Тенденции проведения вечера-чествования передовиков производства, посвящённого профессиональному празднику
.2 Разработка сценария вечера-чествования передовиков производства, посвящённого Дня работников леса
.3 Режиссёрско-постановочный план вечера-чествования передовиков производства ОАО «Гомельдрев» «Однажды в Малиновке», посвящённого Дня работников леса
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В современном мире, когда очень часто проявляются негативные моменты глобализации финансовых рынков, у каждого руководителя организации любой формы собственности одной из задач повышения качества труда своих работников стоят методы идеологической и культурной мотивации. Огромное количество форм, которое может применяться для мотивации работников, на данный момент слились в несколько уже традиционных, но оправданных. Так, на данный момент в Беларуси широко практикуется 4 формы проведения корпоративных мероприятий, направленных на поддержание корпоративного духа организации: награждение передовиков производства, совместные праздники по праздничным датам (корпоративы), совместное организованное посещение культурно-досуговых учреждений, совместные организованные туристические поездки. Все выше перечисленные формы СКД оправдали своё назначение в повышении корпоративной культуры и мотивации работников. Тема идеологической и культурной мотивации работников особенно актуальна в наше время: у работника есть выбор на какую работу пойти, финансовое положение не всегда позволяет стимулировать работников материально, да и развивать и культурно просвещать народ необходимо во все времена. Поэтому большинство предприятий активно внедряют культурно-просветительские мероприятия в повседневную жизнь своих коллективов. Степень разработки этой проблемы оставляет желать лучшего. Конечно, существуют статьи и отдельные главы в печатных СМИ, как статья «Культура и Бизнес» в журнале «Арт менеджер» №1 2002г., и авторы учебных пособий Т.Г.Киселёва и Ю.Г.Красильников вскользь обращались к этой теме в издании «Основы социально-культурной деятельности» (Москва, МГУК, 2004г.), но всё же теоритические основы СКД в условиях производства услуг не разработаны в должной степени [15,11].
Цель курсовой работы: теоретически обосновать и разработать сценарий вечера-чествования передовиков производства, посвящённого Дню работников леса и внедрить его на мероприятии для работников ОАО «Гомельдрев».
Задачи:
) раскрыть теоретические основы сценарно-режиссерских аспектов создания сценариев для проведения профессиональных праздников, в частности Дня работников леса;
) проанализировать практический опыт учреждений культуры в проведении вечеров-чествований, посвящённых профессиональным праздникам;
) разработать сценарий вечера-чествования передовиков производства ОАО «Гомельдрев», посвящённого Дню работников леса;
Объект исследования: организация досуга работников одного предприятия для культурной и идеологической мотивации самих работников.
Предмет исследования: процесс подготовки и проведения вечера чествования работников, посвящённого Дня работников леса.
Методы исследования, применяющиеся в работе: теоритические (анализ), эмпирические (наблюдение, эксперимент).
База исследования – Государственное учреждение «Дворец культуры «Белицкий», г.Гомель, ул.Севастопольская д.61а.
Глава 1. Теоритические основы вечера-чествования передовиков производства
.1 Традиции и новации проведения вечера-чествования передовиков производства
Еще в древности у людей появилась потребность выражать признательность коллектива отдельным его членам за отличия перед ним. В античную эпоху уже существовала стройная система воинских наград, коллективных и индивидуальных. Так, к коллективным знакам отличия в Древнем Риме относились: триумф – торжественный парад армии после выдающейся, «действительной» победы (victoria justa), и малый триумф – «овация» (ovatio). Награды – венки и короны – получали и все воины отличившегося подразделения, и отдельные особо храбрые легионеры. Носили их на одежде. Существовали и иные виды знаков отличия – почетное копье с боевым наконечником или без него, золотые и серебряные запястья, цепочки, носившиеся на шее. Особой наградой, являвшейся первоначально знаком занимаемой должности, были так называемые фалеры (phalerae) – почетные воинские нагрудные металлические украшения, обычно круглой формы в виде крупных медальонов, с изображением головы Медузы Горгоны или Марса, либо звериных морд, обычно львиных. Фалеры изготавливались из серебра или бронзы, часто позолоченной, и, как правило, укреплялись на груди легионеров и их командиров – легатов. Так же назывались и подобного рода знаки отличия, укреплявшиеся на груди или на лбу лошадей и боевых слонов. Название «фалеры» дало имя и вспомогательной исторической дисциплине, изучающей историю орденов, наградных медалей и знаков отличия, – фалеристике. Термин «фалеристика» как название исторической дисциплины, сравнительно молодой – он введен в научный обиход в 1937 году чехословацким коллекционером орденов и теоретиком Олдржихом Пильцем и затем получил распространение в специальной литературе различных стран. В средние века в Европе появился новый вид знаков отличия, получивший со временем название «орден», от латинского слова «ордо» – «организация», «отряд». В эпоху крестовых походов на Востоке возникали полувоенные-полумонашеские организации – ордена, члены которых наряду с благотворительностью активно участвовали в сражениях с «неверными». Позднее, когда после крестовых походов довольно многочисленные ордена оказались в Европе, они, считавшие военное дело своей основной профессией, стали искать покровительства европейских монархов, отдавая свой меч на службу одному из них. Члены ордена продолжали носить особую одежду, основным элементом которой был нашитый на нее крест определенной формы. Постепенно крест стал металлическим, как правило, богато украшенным знаком, носившимся на ленте или на цепи, а рядом появилась звезда, первоначально также нашивавшаяся на одежду, а уже в XIX столетии ставшая металлической. Образовалось понятие «знаки ордена», включавшие в себя крест (собственно знак) и звезду. Лицо, вступавшее в орден, получало право носить знаки этого ордена.
В России первый орден появился в самом конце XVIII века. Но до этого отечественная наградная система прошла долгий и довольно сложный путь развития. Первое известие о выдаче особого знака отличия, предназначенного для ношения награжденным, содержится в русских летописях и относится еще к 1100 году. В рассказе об отражении набега половцев на Киев при Владимире Мономахе упоминается Александр Попович – будущий герой русских былин Алеша Попович, отличившийся в битве и награжденный за это самим князем Владимиром золотой гривной – массивным золотым обручем, носившимся на шее. В дальнейшем на Руси постепенно создается сложная система пожалований и наград за отличия военные и гражданские перед государством и лично государем. Уже по крайней мере в 30-е гг. XVII века на части жалуемых предметов появляются надписи, рассказывающие о том, кто, когда и за что получил награду. С XV века известны случаи изготовления и выдачи особых наградных знаков – «золотых» различного, в зависимости от заслуг и положения награждаемого, размера и веса. Постепенно получение награды в виде «золотого» становится все более символическим актом, когда материальное содержание предмета оказывается для награжденного неизмеримо меньше морального значения его получения.
Первое по времени известное нам награждение «золотыми» за военные отличия относится к 1469 году, когда русский экспедиционный отряд, названный в источниках «Устюжской судовой ратью», за трудный поход по Волге к Казани и успешное возвращение в Нижний Новгород был отмечен «дважды по денге золотой», то есть получил символическую награду в виде двух золотых монет, возможно, с особыми изображениями и надписями.
В дальнейшем на протяжении более чем двух столетий отмечено множество награждений за боевые подвиги «золотыми». Так, командиры войска Ермака за отличия в Сибирской военной экспедиции против Ку-чума были отмечены «золотыми», а рядовые казаки – деньгами и сукнами. Другой известный землепроходец, Ерофей Хабаров, за поход на реку Амур получил в награду «золотой» в 10 «угорских» (весом в 10 венгерских золотых дукатов), а его подчиненным было послано 200 золотых копеек и 700 серебряных позолоченных. Иногда награждения «золотыми» – прообразами будущих медалей и орденов – носили массовый характер. Так, в связи с воссоединением в 1654 году Украины с Россией в войска Богдана Хмельницкого было послано более 70 тысяч таких знаков отличия различного достоинства. Сам гетман был удостоен наградой в 10 «золотых», его сын Юрий – в 4 «золотых», а войсковой писарь Иван Выговский получил медаль в 6 «золотых». Еще более массовыми были награждения за Крымские походы 1687 и 1689 гг. За первый из них главнокомандующий князь Василий Голицын получил массивный «золотой» на золотой же цепи. Остальные участники похода 1687 года должны были получить награды достоинством от 10 «золотых» до серебряной золоченой копейки. Всего число представленных к награждениям составляло не менее 90 тысяч человек. За второй, впрочем еще менее удачный, Крымский поход В. Голицын получил награду в 100 золотых. В Оружейной палате хранится золотая медаль, украшенная изумрудами и рубинами, на изящной золотой цепи, принадлежавшая некогда В. Голицыну. Несомненно, – это знак отличия за первый Крымский поход 1687 года.
Именно с момента появления первых наград не земле традиция чествовать передовиков производства (службы и др.) появляется в социуме. Широкое распространение на территории Российской империи и Восточной Беларуси (современной территории) с 17 по начало 20 веков получило дарение земель, поселений вместе с жителями, присвоение магдебургского права (права на самоуправление города) и др. Примером такого поощрения может служить в частности дарственная от Екатерины 2 графу Румянцеву-Задунайскому на местечко Гомель Могилёвского уезда за особые заслуги в военной службе Российской империи [1,4].
После революции, советские власти широко начали применять в поощрении работников и учреждений медали, звания, переходящие знамя и другие формы. В советские времена для каждого учреждения и организации было почётно носить звание «Ордена красного знамени» и пр. Основной задачей такого поощрения была идеологическая мотивация работников.
Испокон веков, люди праздновали различные события, отмечая знаменательные даты шумными гуляниями и застольями. Шли годы.. Неизменным оставалось лишь ожидание праздников, затерявшихся где-то посреди серых будней. Течение времени оставляло отпечатки на традициях празднования, но данные изменения оказывались не существенными. Ничто не могло оказать такого влияния на традиции и обычаи какого-либо праздника, как сама причина его возникновения.
Наследием далекого прошлого стали всеми любимые и известные праздники: Новый Год, 23 февраля, 8 марта. Каждый из нас имеет общее представление о данных праздниках, в то время как их история таит в себе много интересного. Напротив, нам известен такой не менее замечательный, но для многих таинственный праздник, как Старый Новый Год, появившийся сравнительно недавно. История возникновения этого праздника не менее увлекательна, а в чем-то даже уникальна. История этих и других популярных праздников требует изучения, ведь праздник состоит именно из традиций и обычаев, знание которых непременно положительно скажется на подготовке к торжеству. Зная все тонкости происхождения того или иного праздника, каждый из нас сможет совершенно по-новому подойти к празднованию.
Ни для кого не секрет, что для празднования, необходимо знать как минимум основные причины возникновения праздника. Чтобы окунуться в атмосферу торжества с головой, необходимо углубиться в более мелкие детали. В подобных случаях к нам на помощь приходит история праздников, освещающая причины возникновения, территориальные обычаи и многие другие, не менее важные аспекты праздников. Именно благодаря сохраненным до наших дней традициям празднования, мы имеем счастье лицезреть всеми любимые красные дни в календаре такими, какими они были сотни и даже тысячи лет тому назад. Люди, как и прежде, словно дети ждут праздники, предвкушая наступление этого события, ожидая чуда.
Несмотря на то, что многие праздники не утратили своей исторической основы, а наоборот, максимально точно сохранили обычаи и традиции былых времен, время внесло свои коррективы в календарь праздников. Государство из года в год вносит изменения в современный календарь праздников, придавая определенный статус некогда обыкновенным дням, а также переименовывая всеми любимые торжественные даты. Данный процесс бесконечен: какие-то знаменательные даты забываются, на смену им появляются новые официальные праздники. К слову об официальных праздниках, стоит отметить то, что помимо официальных существуют довольно популярные неофициальные праздники, такие как всемирный день шоколада, день объятий или даже всемирный день яйца. Список неофициальных праздников огромен, ежегодно появляется множество новых знаменательных дат. Как правило, неофициальные праздники возникают в различного рода общественных организациях, но существуют и "спонтанные" праздники, возникающие в обществе без какой-либо веской причины. Тем не менее, такие дни также популярны, хотя и в более узких кругах [13,5].
В современной время, когда глобализация и информирование людей распространено очень широко при помощи СМИ (периодические издания, интернет), требования к уровню проведения различных социально-культурных мероприятий повышаются очень быстро.
В плане проведения именно самих мероприятий награждения передовиков особой «революции» не произошло в концепции проведения. Ранее были распространены формы награждения такие, как торжественное собрание, приём, банкет, торжественный концерт и др. В современном мире формы таких мероприятий стали продолжением ранее практиковавшихся, особенно популярно стало смешение различных форм (торжественный приём, праздничный концерт и банкет), которые объединяются одной формой – вечер чествования.
Рассмотрим частный вопрос возникновения профессионального праздника, тема которого разрабатывается в данной работе.
Профессиональный праздник работников леса полностью называется Днем работников леса и лесоперерабатывающей промышленности и отмечается ежегодно в сентябре.
Практически третью часть площади суши на земле занимают леса, их общая площадь – 38000000 км². Половина лесной зоны на свете – это тропические леса. Четверть всех лесов располагается в северном полушарии. Поэтому лес можно смело назвать нашим самым значимым природным богатством. Кроме того, лес – это залог экологической стабильности, основа экономики и важная часть народного хозяйства страны. И, конечно же, заботливое сохранение, рациональное использование и приумножение этого национального сокровища – задача не только работников леса, но и общества в целом. Заботливые и мудрые хозяева лесных угодий отмечают свой профессиональный праздник каждое третье воскресенье сентября. Благодаря их труду преумножаются лесные богатства страны, и ведется их рациональное использование.
Первое «Лесное законодательство» в Беларуси было принято еще в Советском Союзе 18 сентября 1977 года. Этот документ, по сути, явился признанием того, что как бы ни были велики природные ресурсы страны, они не являются безграничными, а значит, должны сохраняться и находиться под охраной государства. Через три года, в октябре 1980 года был учрежден и День работников леса, которые вошел в реестр памятных и праздничных дней в нашей стране. Так все работники леса и лесной промышленности приобрели собственный профессиональный праздник [17].
.2 Социально-психологические особенности рабочей группы
Трудовой коллектив – группа людей, объединенных одной трудовой и профессиональной деятельностью, местом работы или принадлежностью к одному предприятию, учреждению, организации. От состава коллектива зависит трудовой процесс, статусные характеристики группы в целом, условия труда (как психологические, так и профессиональные). Трудовой коллектив устанавливает внутригрупповые нормы, ценности и продуцирует определенную культуру.
Под трудовым коллективом понимается профессиональная группа людей, работающих на одном предприятии или в организации. Коллектив состоит из всего штатного состава организации и включает как управленческий состав, так и рядовых сотрудников. Коллектив подразделяется на небольшие коллективы внутри предприятия – коллективы отделений, подразделений и т. д. Формирование комфортных психологических условий и привязанности к предприятию зависит от того, насколько коллектив сплочен и не противодействуют ли друг другу малые коллективы. Корпоративность в коллективе является одним из важнейших условий успешного функционирования предприятия.
Трудовой коллектив выполняет две основные взаимосвязанные между собой функции: экономическую и социальную.
Экономическая функция заключается в том, что коллектив осуществляет совместную трудовую деятельность в организации, в результате которой создаются ценности. Экономическая функция является ведущей функцией в трудовом коллективе.
Социальная функция направлена на то, чтобы удовлетворить социальные потребности всех членов трудового коллектива, которые выражаются в возможности трудиться, получать материальное благо, признании себя среди коллег, самореализации, использовании своего права на отдых и отпуск, образовании, пользовании культурными ценностями и многом другом [6,7,8,9].
Психологические особенности трудовой деятельности. В практической трудовой деятельности человек проходит несколько психологических этапов: профессиональный выбор, профессиональная адаптация и самоидентификация, формирование собственного пространства на рабочем месте, налаживание отношений с коллективом и другие. Каждый период имеет свои особенности, и задача организационного психолога – снизить негативные моменты в трудовой деятельности каждого индивида, мотивировать и заинтересовать трудом, сформировать положительные аттитюды в отношении к процессу труда и организации в целом. Приходя на предприятие, человек начинает формировать свой собственный круг общения, корректировать психологические установки по отношению к коллективу, исходя из опыта общения с членами коллектива, формирует собственное мнение и отношение к организации. Адаптируясь, сотрудник входит в определенный режим, и основной психологической проблемой в устоявшемся коллективе являются производственные конфликты, от решения которых зависит качество труда, психологическое состояние работников, особенности трудовой деятельности. Под особенностями трудовой деятельности подразумеваются не только конфликт и адаптация, но и мотивация труда и формирование профессиональной идентификации и корпоративности. Во многом эти процессы зависят от условий труда, состава коллектива, личностных особенностей работника.
Характер труда человека. Существует несколько критериев, влияющих на понимание необходимости трудовой деятельности работником, которые характеризуют трудовые процессы на производстве:
.целенаправленный характер работы;
.соответствие работы субъективным требованиям и потребностям работника;
.осязаемый результат работы;
.надежное подкрепление (материальное, моральное, психологическое);
.оптимальная нагрузка, сложность и интенсивность труда;
.завершенность работы.
Индивидуальный стиль трудовой деятельности [10]. Трудовая деятельность может быть оценена по нескольким критериям – эффективности, скорости производства, вовлеченности и заинтересованности работника, психологическому соответствию, индивидуальным характеристикам работника, трудовой мотивации каждого индивида. Трудовая деятельность как таковая предполагает вклад каждого работника в процесс производства, и для повышения эффективности производства, а значит, и рентабельности, необходимо учитывать ожидания каждого работника как в отношении рабочего плана, так и финансового вознаграждения, отдачи, реакции на инициативы работника. Стимулирование работника – необходимый шаг в развитии производства, роста его престижа и соответствия современным требованиям рынка [6,7,8,9].
Вложенный труд. Вложенный труд – психологический феномен, состоящий в особо бережном отношении субъекта труда к моральному, физическому и материальному вкладу в трудовой процесс и потребности признания вклада значимым со стороны других субъектов труда. При отсутствии признания или недостаточной оценке вложенного труда у личности падает производительность труда, пропадает мотивация и заинтересованность в продолжении деятельности на определенном уровне, творческая активность.
Групповая динамика. На протяжении рабочей деятельности в коллективе или профессиональной группе можно проследить несколько этапов группового взаимодействия – групповую динамику: стадия интеграции, стадия конфронтации, стадия ассимиляции.
Приходя в новый коллектив, человек начинает формировать новое социальное окружение, в том числе и изменять существующее на новом рабочем месте. На стадии интеграции в новое общество человек пытается проявить лучшие качества и присматривается к каждому члену рабочего коллектива, анализирует основные характеристики рабочего места и коллектива [6,7,8,9]
Производя изменения на рабочем месте, человек неизменно приобретает некоторое количество отрицательных оценок и тем самым провоцирует некий конфронтационный круг. Спустя некоторое время этот круг может распадаться сам собой либо перерасти в стойкое неприятие, если новому работнику неприемлемы нормы, правила и ценности данного круга. Если же, спустя определенный период времени, человек примет ценности трудового общества либо сможет корректировать их в соответствии со своими нормами и ценностями, группы могут прийти к консенсусу, и человек благополучно ассимилирует в рабочий коллектив на равных с остальными правах [10].
Понятие корпорации. Корпорация – объединение на базе определенных профессиональных интересов и профессиональной идентификации. Базируется на понятии корпоративности, что понимается как идентификация с определенной группой, функционирование в ее интересах и соблюдение и поддержание ее статусных характеристик, норм и ценностей. Корпорация – большая организация, включающая множество мелких (например, сеть Макдональдс или Майкрософт), или абстрагированная от понятия «организация» общность, например, медики или военные, химики или математики.
Корпоративность. Под корпоративностью понимается общность, поддержка профессиональным сообществом интересов каждого члена сообщества, работа над повышением профессионального статуса предприятия или группы, деятельность в ее интересах.
Корпоративность предполагает наличие норм, ценностей, традиций данной группы людей.
Производственная этика. Под этикой понимается, в широком смысле слова, совокупность универсальных нравственно-психологических и моральных норм поведения. Этика производственных отношений основана на общих правилах поведения людей в процессе совместной трудовой деятельности. Этические нормы накапливаются и трансформируются с учетом требований рынка труда, соблюдения законодательства государства, моральных требований и ответственного отношения к трудовому процессу и коллегам по работе. Соблюдение этики производства повышает самооценку каждого работника и статус предприятия в целом, делает брэнд предприятия уважаемым и способствует приобретению постоянных клиентов и партнеров.
Профессиональная позиция – система отношений, роль и место специалиста в области его профессиональной деятельности. Профессиональная позиция включает установки личности, систему его ориентации на рынке труда, внутренние ожидания и оценку собственных возможностей как профессионала, понимание своего предназначения. Основа профессиональной позиции – cтатус учебного заведения, личностные характеристики и система ценностей индивида, его профессиональные интересы и приоритеты.
Потребности и способности в производственном коллективе. Профессиональное общество накладывает определенные требования на работника и коллектив в целом.
Зачастую групповые методы работы предпочтительнее индивидуальных, что накладывает отпечаток на психологические характеристики коллектива в целом – требуются умение слушать других, толерантное отношение к другим, умение решать конфликтные ситуации, принимать точку зрения других и многое другое. В первую очередь, потребности коллектива должны быть выше потребностей каждого отдельного работника, но и забывать об индивидуальных потребностях тоже не следует [6,7,8,9].
Способности в групповом взаимодействии также претерпевают трансформацию, что проявляется как приспособление к групповым методам работы, умение осознать себя как лидера в группе или признание лидерства другого члена группы. В зависимости от психологического склада работника, его способностей, можно выделить лидеров, аутсайдеров и промежуточную комфортную группу. В каждом из этих типов способности человека проявляются достаточно ярко – это либо умение управлять людьми и организовывать работу, либо исполнять указания лидера, либо быть лидером в какой-то узкой области, например, узкоспециальном математическом моделировании производственного цикла. По мере адаптации человека в трудовом коллективе работник адаптирует среду с учетом собственных интересов, склонностей. Задача управленческого персонала – не ограничивать работника, а способствовать его личностному росту, творческому подходу к работе, что имеет влияние на заинтересованность трудом, финансовую и психологическую отдачу, формирование новых идей и совершенствование способов производства. Развитие потребностей субъекта труда напрямую зависит от его статусных характеристик на производстве и от нужд производственного процесса в целом. Формирование корпоративности, включение работника в производственную среду дают возможность каждому работнику вносить коррективы в условия труда, производственный процесс, совершенствуя производство в целом и поднимая статус бренда организации.
Деятельность в рамках профессиональной идентификации характеризуется высокой степенью освоения предмета труда и основана на частом повторении определенных действий. Можно выделить перцептивные, интеллектуальные и двигательные навыки. В зависимости от условий труда, трудовой мотивации и физического состояния субъекта труда могут переходить в автоматизм [6,7,8,9,10].
чествование передовик сценарий режиссерский
Глава 2. Влияние вечера-чествования передовиков производства на развитие корпоративной культуры организации
.1 Тенденции проведения вечера-чествования передовиков производства, посвящённого профессиональному празднику
Не секрет, что основной задачей корпоративной культуры является повышение результатов производительности труда методом финансовой, идеологической и культурной мотиваций. Огромное количество успешных компаний уделяют особое внимание формам культурной и идеологической мотивации своего персонала в виду ограничения финансовой стороны этого вопроса. Огромное количество форм, которое может применяться для мотивации работников, на данный момент слились в несколько уже традиционных, но оправданных. Так, проанализировав практический опыт учреждений культуры государственной формы собственности г.Гомель, можно сказать, что широко практикуется только 4 формы проведения корпоративных мероприятий, направленных на поддержание корпоративного духа организации: награждение передовиков производства, совместные праздники по праздничным датам (корпоративы), совместное организованное посещение культурно-досуговых учреждений, совместные организованные туристические поездки. Все выше перечисленные формы СКД оправдали своё назначение в повышении корпоративной культуры и мотивации работников. Согласно устному опросу руководителей предприятий и их заместителей по идеологической работе я сделал вывод:
·Награждение передовиков производства – это мероприятие, которое способствует в первую очередь повышению уровня труда молодых специалистов, которые «окрылённые» идеей получения наград и преференций ставят перед собой самоцель в достижении высоких показателей в труде, что повлечёт его награждение (материальное или нет) со стороны руководства. Но данная форма недолговечна и подходит только для больших предприятий с численностью не менее 500 человек, т.к. передовики остаются одни и те же, а молодёжь достигнув показателей и наград единожды, прекращает (в 75%) сремиться к ним повторно.
·Совместные праздники (корпоративы), посещение культурно-досуговых учреждений и совместные туристические поездки объединены одной целью – раскрепостить, сплотить коллектив, познакомить работников друг с другом поближе, что позволяет увеличить дух коллективизма, который является неотъемлемой частью корпоративной культуры и влияет на производительность труда. Эти формы работы в условиях современного мира работают хорошо только в малых, в основном непроизводственных компаниях. Так в частности вряд ли Администрация и работники управленческого аппарата организации захотят принять участие в корпоративе, или туристической поездке совместно с рабочими (уборщиками и другим обслуживающим персоналом). Обычно в этих случаях и происходит «классовое деление» коллектива.
Но несмотря на все плюсы и минусы указанных выше форм корпоративного досуга, результаты проведения мероприятий, как позитивные, так и негативные, проявляются в работе организации моментально, буквально на следующий день после проведения. И эти результаты вносят свои положительные корректировки в корпоративную культуру.
Глобализация рынка работ и услуг, спрос на виды услуг в наше время положили начало новому сектору бизнес-идей и предприятий, как праздничные агентства. В наше время организация и проведение любых мероприятий и торжеств редко обходится без привлечения таких организаций предпринимательской формы собственности. Но не все организации и предприятия в виду сложившейся финансовой ситуации могут позволить себе услуги таких агентств. Практически на каждом предприятии есть человек, который несёт ответственность за идеологическую, кадровую и бутовую подоплёку работы организации и проведение социально-культурных мероприятий лежит в его сфере обязанностей. Зачастую эта работа ограничивается формальной покупкой каких-либо билетов на мероприятия и абонементов в спортивные секции. Но знающие руководители, которые понимают значимость корпоративной культуры в производительности труда, создают и активно поддерживают творческие инициативы своих работников. Так, сейчас активно зарождаются следующие инновационные формы СКД, способствующие повышению корпоративной культуры:
·Создание клубов любительского творчества работников
·Создание коллективов и клубных формирований для работников
·Проведение торжественных мероприятий на рабочих местах, с участием самих же работников организации
·Проведение «закрытых» заказных концертов и мероприятий только для работников организации
·Проведение различных смотров и конкурсов среди работников
·Выпуск газет организации с новостями о работе и социальной сфере
·Поздравления работников с праздниками на рабочих местах (агитбригада) и т.д.
Самую большую отдачу в плане развития корпоративной культуры дают проведение конкуров среди работников, желательно не связанных с основной деятельностью организации (кулинарные конкурсы, конкурсы декоративно-прикладного мастерства, творческие и др.) и традиционные поздравления работников на месте работы с праздниками. Так в пример последнего хочется привести пример гомельского ОАО «Коминтерн». Ежегодно в канун 13 января, или как говорят в народе «Старого Нового года», в каждый производственный цех предприятия на все смены приходит агитбригада в творческой заготовкой на 5-10 минут. За это время проводятся и игры, конкурсы между работниками (прямо на рабочих местах), исполняются песни и юмористические театральные постановки. За один день агитбригадой проводится не менее 15 выступлений на разных сменах и в разных цехах. Все поздравления имеют большой резонанс среди работников соответственно активно повышают жизненную позицию работников и мотивируют их на трудовые свершения.
Все инновационные формы СКД могут адаптироваться и использоваться в любой организации, нужна только заинтересованность в развитии корпоративной культуры со стороны управленческого персонала.
Как никогда модно и актуально стало проведение заказных концертов и мероприятий с участием профессиональных артистов. Организовать такие мероприятия могут и Аппарат Управления организации и подрядная организация – праздничное агентство или государственное учреждение культуры.
.2 Разработка сценария вечера-чествования передовиков производства, посвящённого Дню работников леса
Любое массовое зрелище или камерная программа, эстрадное представление или отдельный номер начинаются с творческого замысла, в котором в образной художественной форме находят отражение глубоко осмысленные автором (сценаристом, режиссером, исполнителем) отдельные факты или целые явления социальной и частной жизни человека и общества. На значимость работы над замыслом указывал великий немецкий поэт и философ Иоганн-Вольфганг Гете, отметивший, что в любом произведении искусства, великом или малом, все до последних мелочей зависит от замысла".
Именно замысел становится движущей пружиной в отборе фактов, событий, выразительных средств, он несет в себе логику сценария будущего шоу, отдельного номера. Здесь должны быть отчетливо видны как общий смысл – тема, идея, содержание, форма, то есть каркас сценария, так и его отдельные структурные составляющие – действующие лица, события, конфликт, строгая логичность композиционного построения. Зачастую замысел понимается в двух смыслах во-первых, "как задуманный план действий или деятельности, намерение" и, во-вторых, как "идея, основная мысль художественного произведения". Если в первом случае понятие "замысел" трактуется широко, применительно к социально-бытовым процессам, к примеру, "хранить свои замыслы в тайне – старинная полководческая традиция", "Он понял ее замыслы" и т.п., то во втором случае понятие "замысел" тесно связано с творческим процессом работы над каким-либо произведением художника, поэта, писателя, музыканта, драматурга, сценариста.
В другом источнике замысел определяется, как "нечто задуманное, замышленное, как цель работы, деятельности" и как "задуманное автором построение произведения художественного или научного" . Известный ученый и режиссер И.Г. Шароев вкладывает в понятие "замысел" генеральную тему , а А.И. Чечетин, рассуждая о "замысле", связывает его "с тончайшим видом человеческой деятельности – творческим процессом [5], действенным воссозданием жизни, то есть слиянием темы и драматического действия. Однако эти определения не дают полного представления о замысле культурно-досуговой программы, который вбирает в себя и творческий процесс, включая разработку темы и идеи как основной мысли, так и реализацию ее в конкретных художественных формах. Таким образом, замысел представляет собой задуманное автором (сценаристом, режиссером) построение программы, включающий в себя разработку основной мысли (темы, идеи) и элементы творческого процесса ее воплощения. Сценарист культурно-досуговой программы в процессе работы над замыслом посредством художественных образов, типичных обстоятельств воспроизводит доступными ему средствами реальную жизнь в своем воображении и фантазии, воплощая ее в новую сценическую форму, которая, в свою очередь, через материализованную авторскую мысль воздействует на восприятие зрителей и уже опосредованно влияет на реальный мир. Подчеркивая решающее значение замысла в творческом процессе создания сценария, его нередко сравнивают с архитектурным проектом в строительстве, в котором предусматривается целостный образ всего сооружения и соотношение его отдельных частей, расчеты его "несущих" конструкций. В основе сценарного замысла культурно-досуговой программы прежде всего лежит правильное определение темы, то есть тот круг вопросов, о чем автор хочет поведать, рассказать зрителю. Работая над замыслом культурно-досуговой программы, из всего многообразия окружавших автора жизненных явлений и всего многообразия свойств каждого из них он выбирает лишь некоторые. Этот выбор определяется тем, что сценарист считает наиболее интересным и важным, те жизненные явления, которые наиболее адекватно отражают его мировоззрение, те явления и связи, которые он считает наиболее важными и характерными. Поэтому выбор явления, отображение связей, в которые они вступают с другими явлениями, глубоко личностны и индивидуальны, они зависят от оценки автора, его мировоззренческой позиции. Однако, изображая ту или иную сторону жизни, тот или иной человеческий характер, сценарист заставляет своих героев действовать так, чтобы в их поступках выявились черты наиболее существенные и важные. Через тему автор доносит главную мысль сценария до зрителей, поднимая целый ряд вопросов, волнующих аудиторию, отвечающих ее интересам, поскольку сценарий культурно-досуговой программы не пишется абстрактно, а всегда рассчитан на определенную конкретную аудиторию. Автор обычно знакомится с рейтингом популярности тех или иных программ, изучает ее культурные запросы и интересы, возрастные, образовательные, профессиональные особенности аудитории. Вечные темы смысла жизни и смерти, любви и ненависти, войны и мира, власти и капитала и т.д. становятся основой творческого замысла сценаристов, а раскрытие их носит глубоко индивидуализированный, авторский характер. Определенность и ясность выбранной темы культурно-досуговой программы неразрывно связаны с идеей, постановкой проблемы, требующей ответа на вопрос "что я хочу сказать зрителям?", "к каким обобщениям он придет, побывав на предполагаемой программе? какое отношение у него (зрителя) сформируется от увиденного и услышанного?, то есть, ради чего и с какой целью раскрывается автором тема и каково будет ее воздействие на зрителя? Тема и идея составляют идейно-тематический план замысла культурно-досуговой программы. Это тот стержень, который крепко держит основной смысл сценария культурно-досуговой программы в одном русле, не давая ему растворяться в побочных темах и проблемах, а, наоборот, соединяя их в единое целое, углубляя основную тему и идею, усиливая впечатление при восприятии. Следующая важная конструктивная деталь замысла – содержание и форма. Идейно-тематический план цепко держит фантазию и воображение автора, направляя творческий поиск содержательного материала по заданному маршруту. Просмотр концертных номеров художественной самодеятельности или профессиональных артистов, увиденный спектакль, танцевальная сюита, услышанная музыка, прочитанная книга – все оказывает влияние на отбор содержания. Авторская мысль ищет наиболее выразительные жанры литературы и искусства, документальные материалы, способные адекватно отразить идейно-тематическую направленность будущей программы. Выбранная форма предстоящей культурно-досуговой программы активно влияет на отбор содержания, а содержание, в свою очередь, формирует, как бы лепит форму. Ответ на вопрос, в какой форме будет написан сценарий, не менее важен, чем вопрос о том, каково содержание, то есть основная сущность будущей программы. Работа над содержанием и формой часто идет одновременно. Форма – это способ существования содержания. Поиск известной личности, изучение ее творческой биографии, личное знакомство с ней, окружающими ее людьми – все это может служить своеобразным импульсом к выбору формы. И, наоборот, выбранная форма, ее жанровая окраска заставляют автора сценария более требовательно подходить к отбору содержания, помогают сценаристу наиболее полно раскрыть идею с чувством меры, вкуса и избежать эклектики. Многообразие форм культурно-досуговых программ театрализованные представления, праздники, гала-концерты и просто разнообразные концерты, литературно-музыкальные композиции, игровые и конкурсные программы, ток-шоу и т.п. диктует и свои законы в выборе соответствующего драматургического решения. Например, литературно-музыкальная композиция предполагает включение в канву сценария произведений художественной литературы – поэзии, прозы, публицистики, документальных материалов, инструментальной музыки, хорового и сольного пения, взаимодополняющих и усиливающих восприятие друг Друга. Тогда как гала-концерт раскрывает содержание через отдельные эстрадные номера, являющимися основными конструктивными составляющими, несущими основной смысл концерта. Активно развивающиеся формы авторских программ развлекательных ток-шоу, к примеру, таких как телевизионные программы "Угадай мелодию", "Я сама", предполагают каркасную разработку формы, рассчитанной на конкретного ведущего – автора программы, а строгая периодичность выпуска формирует свою аудиторию и позволяет системно воздействовать на развитие культурных интересов зрителей. Замысел программы требует однажды выбранную форму использовать наиболее полно уже не через поиск выразительных средств или обновление самой формы, а через поиск неординарного содержания, участников – героев программы, разработку "острых" вопросов, умелого и убедительного комментария к ним Личность ведущего, способная импровизировать, становится важным условием успеха, создавая неповторимый имидж подобных программ.
Характер сценария культурно-досуговой программы предполагает, что автор выступает не только в качестве сценариста, но и режиссера-постановщика предстоящей программы и работа над его замыслом соединяет в себе литературную и режиссерскую линии.. Автор мыслит образными категориями, он как бы "прокручивает" в мыслях зримые образы, ориентируясь на привлечение различных служб, предполагая решение организационных вопросов. Свойственные различным формам культурно-досуговых программ яркая образность, зрелищность стимулируют эмоции, эстетические переживания, способствуют возникновению коллективных эмоций, организуют общение зрителей между собой и участниками программы. Организация общения людей разных по возрасту, образованию, интересам является важным инструментом воспитательного воздействия на аудиторию. Решая задачу вовлечения зрителей в процесс общения, сценарист уже на этапе работы над замыслом внутренним взором видит реакцию зрителей на программу в целом и отдельные ее эпизоды или номера и программирует реакцию зрителей. Путем использования специальных приемов, активизирующих участие зрителей в программе, автор моделирует дальнейшее развитие действия в сценарии. А если в структуру сценария по замыслу вошли комплексы разнообразных культурно-досуговых программ, шествие, театрализованное представление, встречи, ярмарки, игрища, кинопоказы, конкурсные состязания, то все их многообразие предполагает точный расчет, прогнозирование активной деятельности зрителей. Сценарист уже на уровне замысла ставит зрителей в условия активной духовной деятельности, максимального самовыражения, расширения границ и возможностей для общения. Сценарий культурно-досуговой программы не всегда легко можно записать. Часто режиссерский замысел, фантазия опережают возможности литературной записи, поэтому уточнение, изменение, шлифовка сценария происходят на всем протяжении работы над программой – от замысла до воплощения на сцене. Но порой и прекрасно сделанная программа теряет свою неповторимость, снижает впечатление при неумелой записи ее на листе бумаги. В зависимости от сценарной обработки содержательного материала предполагаются и различные уровни сценарной записи. Среди них можно выделить сценарный план – набросок композиционного построения сценария с разработанной темой, идеей, педагогическими задачами, характеристикой аудитории; либретто – более развернутое, чем сценарный план, краткое содержание театрально-музыкально-вокального произведения; литературный сценарий – подробная литературная разработка идейно-тематического замысла с полным текстом, описанием действующих лиц, музыкальным оформлением, использованием технических служб, режиссерский сценарий – развернутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки, конкретным использованием технических служб, расписанной светозвуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен, исполнителей, литературных текстов и организационных моментов.
В процессе работы над замыслом культурно-досуговой программы можно проследить и вычленить следующие этапы:
. Отклик на "социальный заказ" общества, сбор и поиск материала
. План творческой деятельности Определение тематической основы будущего сценария, изучение предполагаемой аудитории, постановка педагогических задач.
. Кристаллизация плана, обрастание содержательным материалом, поиск дополнительных фактов, уточнение событий, явлений, поиск реальных героев и работа с ними и над документами.
. Творческие импровизации и вариации при отборе художественного материала.
Выбор формы, обоснование конфликта, поиск сюжета или сюжетного хода, образной выразительности.
. Работа над композицией сценария, отбор приемов активизации зрителей, постановка и поиск решения организационных вопросов.
. Доработка и реализация замысла в одной из форм сценарной записи. Окончательный отбор выразительных и изобразительных средств для воплощения замысла.
Для мероприятий культурных детских программ и концертов необходимо очень серьезно подходить к подбору литературного материала. В нем не должно быть сложных фраз, слов, научной терминологии, иначе дети не поймут смысла и драматургии сценария. Так же нужно включать в сценарий игровые моменты, детские и тематические стихи, поговорки, цитаты из известных произведений, как поэтических, так и прозаических. Материал можно брать из книг по организации досуга и культурных мероприятий, книг по проведению праздников, стихи, прозаические произведения. Немаловажную роль играет музыкальное оформление мероприятия, так как оно оказывает свое эстетическое влияние на зрителей в аудитории. В сценарии так же необходимо это учитывать и указывать, находить подходящую к драматургии музыку, которая ярко отражала ее [1,2,3,4,5].
Разработка сценария вечера-чествования, посвящённого Дня работников леса.
Тема: День работников леса. Подведение итогов работы за год.
Идея: Да здравствуют люди, песен достойные
Цель: Создать праздничную атмосферу для гостей праздника. Наградить в торжественной обстановке передовиков производства.
После определения темы, идеи и цели проведения мероприятия, необходимо подобрать необходимую литературу. В первую очередь рекомендуется изучить вопросы об истории создания предприятия, аспектах его работы, узнать административный аппарат организации. По форме проведения предлагается применить следующую компоновку:
.Экспозиция
·Афиши, растяжки, баннеры и плакаты
·Живая музыка
.Сценография
.Театрализованное представление
.Торжественная часть
·Поздравления официальных лиц и гостей
·Награждение победителей
.Концертная программа
.Финал
Исходя из этой компоновки в проведении мероприятия определяются 4 основных части:
Экспозиция – украшение залов учреждения, сценография, работа коллективов до начала проведения мероприятия.
Стилизованное театрализованное представление – очень модная тенденция последнего времени. Театрализация по хронометражу должна рассчитываться не более чем на 20 минут и должна быть ярким и запоминающимся открытием праздника. В разработке «Однажды в Малиновке» взяты образы из фильма «Свадьба в Малиновке», обозначены местность современными названиями поселений. Само театрализованное представление не привязано идейно и тематически к торжественной части и финалу и является самостоятельным полноправным представлением с завязкой, кульминацией, развязкой и финалом.
Торжественная часть – это часть с работой классических ведущих в стиле конферанса с поздравлениями приглашённых гостей и официальных лиц, награждением передовиков производства, которые построены блоками до 20 награждений и после каждого блока исполняется музыкальный номер, являясь связующим звеном между торжественными блоками награждения.
Концертная программа – завершающая часть мероприятия, которая не должны содержать большого количества текста ведущих и может не привязываться идейно и тематически к основной теме мероприятия.
Также можно применить и следующую идею при воплощении сценария:
В части театрализации при вручении директору хлеба-соли этот момент можно заменить на выход цыганского театра с песней «Заздравная» с бокалами, а как продолжение идейной целостной композиции всю концертную программу по продолжительности не более 40 минут может дать этот ансамбль в цыганском стиле.
Финал мероприятия не должен идти в разрез с торжественной частью и концертной программой (по стилю ведения и исполнения).
Сценарная разработка торжественного мероприятия чествования передовиков производства «Однажды в Малиновке».
Предложенная форма компоновки блоков проведения мероприятия является наиболее актуальной и действенной в современное время.
.3 Режиссёрско-постановочный план вечера-чествования передовиков производства ОАО «Гомельдрев» «Однажды в Малиновке», посвящённого Дню работников леса
Работа с художником по сцене.
В первую очередь, после того, как художнику-декоратору будет поставлена задача по проведению мероприятия, объявлена тема, режиссёрский замысел, идея и концепция проведения мероприятия, режиссёр-постановщик должен разъяснить художнику декорации сцены. Декорации сцены должны отвечать следующим требованиям:
·Мобильность,
·Креативность,
·Доступность в читаемости,
·Универсальность,
Мобильность декорации заключается в лёгкости монтажа, с возможностью демонтажа во время мероприятия. Креативность в декорациях отражается необычном прочтении основных декораций (по сценарию) плетня, кустов и прочей атрибутики. Доступность и читаемость – любой зритель, даже с минимальной фантазией должен с первого взгляда определить по декорациям условное место действия (деревня), характер предстоящей театрализованной постановки. Универсальность декораций должна заключаться в оформлении сцены не только для театрализованной части, но и для оформления выступления артистов в эстрадном жанре (цыганского ансамбль, как вариант концертной программы).
Работа со звукооператором. При работе со звукооператором режиссёру-постановщику необходимо уже заранее знать в первую очередь музыку, необходимую для театрализованной части. Сложность в подготовке музыки для сценария «Однажды в Малиновке» заключается в том, чтобы найти необходимые музыкальные композиции, звучавшие в самом фильме. В моём случае эту музыку записывали с самого фильма. Фонограммы (как для театрализованной части, так и концертной программы) рекомендуется заранее записать в порядке их воспроизведения на носитель (диск, или мини-диск), либо составить плей-лист на компьютере согласно программе.
Работа со светотехником. Одна из самых главных ролей в постановке мероприятия, особенно прологовой театрализованной части, лежит на светотехнике. Рассмотрим работу с позиции полной укомплектованности сцены современным световым оборудованием. В первую очередь перечислим основные моменты света в театрализованной части. Здесь употребляется в основном статичный свет, отдельно освещающий мизансцены: левый край авансцены и основной сцены, центральную часть, правый край авансцены и основной сцены – желательно предусмотреть возможность освещения участков сцены отдельно и независимо, а также возможность освещения не только белым цветом, но и другими цветами. Для качественной постановки применяется принцип написания сцен света с использование светового пульта, либо интегрированного в световую систему компьютера. Динамичный свет будет употребляться в основном в эстрадных номерах и концертной программе. Для звукооператора и светотехника необходимо составить технический план проведения мероприятия и снабдить работников сценарием с необходимыми пометками и коррективами.
Работа балетмейстера. Основной упор в работе балетмейстера должен заключаться постановке театрализованной части: выходы и уходы персонифицированных образов. Постановка с танцев, подтанцовок и массовых сцен этой части. Технический регламент сцены. Генеральный занавес, тканевые карманы, задник сцены, 4 микрофона на стойках, 2 радиомикрофона, усилитель, колонки мощностью не менее 1,5Квт, предусилитель, цифровая обработка голоса, микшерный пульт, ноутбук (компьютер, проигрыватель дисков), световые приборы статики (желательно светодиодные), световые приборы динамики с интеллектуальным управлением (типа «голова»), световой пульт с функцией записи световых сцен.
Основные этапы проведения мероприятия (технический план).
МизансценаТехникаЗвукСветОткрытиеЗанавесВступление из к/ф «Свадьба в Малиновке»Освещён генеральный занавесВыход персонифицированных образов Деда и Яшки-артиллериста, первая сценаМикрофоны на стойках для подзвучкиНет, либо шум лесаАвансцена, интенсивность средняя, цвет зелёный и белыйВыход персонифицированных образов Трындычихи и Гапуси, вторая сценаМикрофоны на стойках для подзвучкиВначале шум и ругань, во время текста звуков нет.Средняя часть сцены, цвет белый, интенсивность средняяМассовая сцена с танцем «Вашу ручку, фрау мадам»Микрофоны на стойках для подзвучкиНет, во время танца музыкальный трек с песнейВся сцена, цвет белый, интенсивность яркаяОсновная частьМикрофоны на стойках для подзвучки, радиомикрофоны для ведущихФанфары, музыка во время представлений (подложка) и награждений.Вся сцена, цвет белый, интенсивность яркаяКонцертные номера и концертная программаМикрофоны на стойках для подзвучки, радиомикрофоны для солистовМузыка и фонограммы, согласно концертной программеСвет по сценам с применение динамических приборов с управлениемФиналМикрофоны на стойках для подзвучки, радиомикрофоны для ведущих, занавесФанфары, музыка из открытия вечера-чествованияВся сцена, цвет белый, интенсивность яркая.
Заключение
Культурная и идеологическая мотивация работника – это должна быть одна из первостепенных целей при работе у руководителя организации. Одной из форм такой мотивации является чествование и награждение передовиков производства, посвящённого профессиональным праздникам. Форма чествования, как оценки труда работника или служащего, зародилась очень давно. С веяньем моды и политических глобальных процессов, глобализации рынка информированности, формы чествования видоизменялись. На сегодняшний момент вечер-чествование – это одна из самых удачных форм проведения досуга с целью повышения корпоративного уровня и производительности труда, идеологической и культурной мотивации рабочего коллектива.
Каждой организации, каждому руководителю необходимо разработать свой план по повышению корпоративной культуры в целом, и в этом всецело могут помочь формы социально-культурной деятельности. При помощи этих форм могут решиться следующие задачи:
.Повышение корпоративной культуры, путём идеологической и социальной мотивации работников;
.Получение доверия со стороны персонала к руководящему аппарату;
.Привлечение новых работников и их долговременное закрепление в трудовом коллективе;
.Всестороннее культурное развитие личности индивида, путём вовлечения в социальную и культурную активность социума и др.
В структуре мероприятия должны быть следующие элементы: экспозиция с тематическими элементами, посвящёнными тематике праздника, торжественное открытие, либо театрализованный пролог, основная часть с награждением работников, концертная программа, финал (закрытие).
При проведении таких мероприятий необходимо учитывать история становления организации, трудовой и человеческий потенциал, финансовое состояние и другие немаловажные аспекты.
Лучше всего, когда вечера-чествования проводятся в профессиональных учреждениях культуры, либо организаторами мероприятия выступает праздничное агентство – в этом случае гарантированы положительные эмоции от проведения мероприятия. Концепция самого вечера зависит от желания заказчиков, их финансовой состоятельности, ну и уровня организации. При организации особенно необходимо учесть психологические и социальные аспекты рабочей группы, не перегружать лишними словами ведущих ход мероприятия. Самое главное помнить, что мероприятие проводится в рабочий день, после работы и основной задачей его является рекреация и анимация (восстановление душевных и физических сил средствами СКД). Главная сверхзадача работников культурной сферы при проведении таких мероприятий – дарить радость каждому из людей вне зависимости от его классовой принадлежности.
При работе с теоритическими аспектами возникновения наград и чествования лучших в работе, я столкнулся с тем, что традиции вечеров-чествований заложены очень давно, но ввиду современных культурных веяний мы не обращаемся к нашей истории, а придумываем «велосипед» заново. Может быть стоит лишь обратиться к традициям, перевести их в современное русло – и тогда получится совершенно новая форма, не похожая на другие.
При анализе опыта работы учреждений культуры в организации и проведении таких мероприятий, выяснилась одна закономерность: в основном глядя на уровень проведения прошлых мероприятий, организаторы и режиссёры просто боятся применять инновационные подходы к организации, мотивируя это тем, что «просто не поймут», но учитывая свой собственный опыт в организации, я с уверенностью могу утверждать – любая организация готова к креативным подходам, нужно лишь правильно заинтересовать. Не надо бояться эксперимента, ведь одна и та же идея через два или три раза надоест и заказчик перейдёт к другому исполнителю.
При экспериментальном внедрении новых форм проведения вечера-чествования путём устного опроса посетителей мероприятия было выяснено, что большая торжественная экспозиция протяжённостью по времени 60 минут: «нравится» – 71% респондентов, «не нравится» – 10% респондентов, своё безразличие высказали 19% респондентов. При проведении самого мероприятия эксперимент с внедрением в торжественную программу театрализованного пролога понравился 85% респондентов, не понравился 5% респондентов, посчитали, что пролог затянут 10% респондентов. Подводя итог эксперимента по внедрению новых форм в проведении вечера-чествования передовиков производства, можно сделать вывод, что торжественная экспозиция, по форме проходящая как самостоятельное мероприятие, введение в торжественную программу юмористического театрализованного пролога и другие инновационные моменты в сценарной разработке оказались востребованными в сфере организации мероприятий, посвящённых профессиональным праздникам.
Самое главное при проведении мероприятий, посвящённых профессиональным праздникам – не бояться экспериментов. Нужно вводить новые формы и жанры, не бояться применять театрализованные прологи и яркие экспозиции, которые иногда по форме произведения уже сами по себе напоминаю отдельное мероприятие. При выборе концепции проведения праздника в первую очередь нужно обратиться к финансовой стороне вопроса. И исходя из ответа организации и присоединяя концепцию и замысел, рождается форма проведения. Пусть это будет небольшое, но грамотно поставленное мероприятие, ведь самая главная задача при проведении профессионального праздника – дать рабочему человеку понять, что его труд необходим нашей стране.
Список использованной литературы
1.Генкин Д.М. Массовые праздники/ Генкин Д.М. – М.,1975 г.
.Черкашенинов Л.Ф. Вопросы подготовки режиссеров массовых праздников и концертно-зрелищных программ в институтах искусств и культуры/ Черкашенинов Л.Ф. – Барнаул, 2002 г
.Марков О.И. Сценарно-режиссёрские основы художественно-педагогической деятельности клуба/ Марков О.И. – М., 1988 г.
.Андрейчук Н.М. Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников/ Андрейчук Н.М. – Барнаул, 2005 г.
5.Шароев И.Г. Методика создания сценария для культурно-досуговой программы/ Шароев И.Г. – М.: Просвещение.- 2001 г.
6.Емельянов Е.Н. Психология бизнеса/ Емельянов Е.Н. Поварницына Е.Е – М.: АРМАДА, 1998.
.Иванов М.А. Организация как Ваш инструмент/ Иванов М.А., Шустерман Д.М.. – М.: Альпина Паблишер, 2003.
.Майерс Дэвид Социальная психология / перев.с англ. – СПб.: Питер Ком, 1998.
.Управление персоналом//современная российская практика. – СПб.: Питер, 2003.
.Хант Дейон Управление людьми в компании / пер. с англ. – М.: Олимп-Бизнес, 1999.
.Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности / Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников. – М.: МГУК, 2004. – 136 с.
.Конев, В.А. Культура и Интернет / В.А.Конев // ART-менеджер – 2002. – №1. – С.12 -14.
13.Красильников, Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: учеб. пособие / Ю.Д.Красильников. – М., 1995. – 74 с.
.Кротова, Ю.Н. Педагогика досуга в англоязычных странах: учеб. пособие / Ю.Н.Кротова. – СПб., 1994. – 78 с.
.Культура и бизнес // ART-менеджер. – 2002. – № 1. С. 23-26.
.Кузьмин Е.Н. Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры: сб. материалов / сост.: Е.Н.Кузьмин, В.Р.Фирсов. – М.: Либерия, 2002. – 240 с.
.Официальный сайт министерства лесного хозяйства Республики Беларусь// режим доступа: http||www.miles.gov.by|istoriya