- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 6,18 Кб
Телесно-ориентированная психотехника актера
Реферат
Телесно-ориентированная психотехника актера
1.Телесно-ориентированная терапия
актерский телесный психотерапия
Телесно-ориентированная психотерапия является одним из основных направлений современной практической психологии, ее называют также «соматической психологией». Это синтетический метод «исцеления души через работу с телом», с запечатленными в теле переживаниями и проблемами человека.
Особенность телесно-ориентированной психотерапии в целостном подходе к человеку – личность рассматривается как единое целое. Личность = Тело + Разум + Душа.
Тело помнит все: в нем запечатлеваются все наши чувства, переживания, важные события, негативный жизненный опыт, причем с самого момента появления тела, когда о сознании и сознательной памяти еще не идет и речи… Таким образом, через тело можно работать с эмоциями, сферой отношений, самопринятием и т.д.
Тело является фундаментальной ценностью человека и имеет первостепенную значимость в жизненных процессах.
Эмоционально значимые переживания «врастают в память тела» и фиксируются в нем. Тело, запечатлевая маски и роли, избранные как способ защиты от тяжелых переживаний, обретает «мышечный панцирь», узлы и зоны хронических напряжений и зажимов. Они блокируют жизненную энергию, эмоции, силы, способности; ограничивают подвижность и ресурсы жизненности тела; снижают качество жизни и полноценность самой личности; ведут к заболеваниям и старению.
Подавляя опасные либо негативные чувства и переживания тела, человек приходит к внутренним конфликтам, когда эмоции «отсекаются» от движения и восприятия, действия – от мышления и чувств, понимание – от поведения. Таким образом, травмы и разочарования, накапливаясь, влекут за собой разлад между чувствами, разумом и телом, потерю контакта с частями души и тела, с чувственной реальностью мира. Человек утрачивает ощущение внутренней целостности, мир в душе, свежесть восприятия и уже не может по-детски любоваться цветком и ценить простые радости жизни. В итоге с возрастом человек все сильнее чувствует трагичность существования, погружается в страдания либо в «оценочное переживание жизни», что подменяет ему радость подлинно чувственного восприятия и переживания реальности. Человек начинает ощущать, что он не целостен, что он потерял контакт с собой или его не удовлетворяет качество этого контакта. Психологически потеря контакта с собой тождественна потере контакта с телом.
Развивая способность осознавать свою телесно-чувственную природу, – строя таким образом мост между мыслями, действиями и эмоциями, – телесная терапия запускает процесс их осознания и трансформации, их соединения в единое целое, что позволяет найти внутренние ресурсы для необходимых изменений. Психологическая зрелость личности формируется в процессе освобождения жизни тела, развития осмысленного диалога с собственными чувствами и разумом. Телесно-чувственное осознавание является ключом к поиску жизненных смыслов, к обретению себя, к полноценной самореализации.
Мир телесности не определяется какими-либо историческими, культурными, национальными особенностями, которые ставят границы между людьми. На уровне тела, то есть базовых морфологических, биологических свойств нашей природы, все люди едины и подобны друг другу. Телесность нельзя сводить к индивидуальному уровню человеческого существа, скорее это способ выражения принадлежности и отношения человека к миру.
Телесность выражает внутреннюю сущность человеческого естества, воплощает способ его бытия в настоящем времени, и контакт с телом необходим человеку для осознания и освоения собственной природы.
Методы телесной терапии являются мощными психотерапевтическими инструментами, которые используются с целью вызвать эмоциональную разрядку и радикальные изменения в организме человека, в его чувствах и психике в целом.
Преимущество телесно-ориентированной психотерапии в том, что тело – это кратчайшая дорога к бессознательному, и значит, к истокам проблем. Вместе с тем работа с телом направлена не только на решение психологических проблем, но и на общее оздоровление организма. Телесно-ориентированная терапия не подвергается цензуре сознание, а значит, действует быстрее и эффективнее «вербальных» техник.
2.Телесно-ориентированные психотехники актера
Одним из уникальных видов телесно-ориентированных тренингов является тренинг «Телесно-ориентированная психотехника актера», разработанный на основе принципов обучения актерскому мастерству в рамках школ К.С. Станиславского и М.А. Чехова. Данный тренинг может использоваться как инструмент для сбора богатого информацией материала для последующей или параллельно проводимой групповой и индивидуальной терапии, а также для проведения тренингов общения, для улучшения самочувствия при межличностном взаимодействии.
Ситуации, предлагаемые в этом тренинге, во многом искусственные, но они дают навык расшифровки невербального языка, дают тем самым новый опыт общения. Навык приобретается путем освоения упражнений по следующим направлениям (темам):
) Освобождение от мышечных напряжений (от так называемых «зажимов»). Освобождение от телесных зажимов, согласно теоретическим положениям телесно – ориентированной психотерапии, это один из косвенных путей к освобождению от зажимов психологических, так как телесные порождаются психическими. Упражнения этой темы даются в начале любого занятия, это так называемые «разогревающие процедуры».
) Внимание. В этой теме содержатся упражнения на сосредоточение внимания (на «здесь и теперь»), переключение внимания, привлечение внимания к себе и т.д.
) Собственно общение и взаимодействие с проработкой невербальных средств общения (интонаций, мимики, движений и т.п.) и его содержания (контекста, подтекста, атмосферы).
) Кульминация цикла занятий – взаимодействие в хэппининге – импровизации.
Основной целью тренинга является улучшение психологического самочувствия за счет осознания языка тела. Достижению этой цели способствует последовательное решение следующих задач:
нахождение и снятие собственных зажимов,
изучение невербальных компонентов общения,
осознание языка собственного тела;
осознание языка тела окружающих.
В данном виде тренинга активно используются следующие основные понятия: действие, конфликт, зажим, атмосфера, действие с определенной окраской, психологический жест, импровизация.
·Действие – волевой акт, направленный на достижение какой-либо цели. Разница целей (их столкновение) ведет к возникновению конфликта, внутреннего или внешнего.
·Зажим – состояние напряжения какой-либо части тела (либо тела целиком), которое в своей крайней степени может привести к двигательному или эмоциональному ступору. Телесные зажимы являются следствием неразрешенных конфликтов, сохраняются длительное время, чаще всего остаются неосознанными, могут описываться человеком как усталость, тяжесть, недомогание или отрицаться совсем.
·Атмосфера. Контекст общения, общее «настроение» ситуации, ее психологическое содержание, то, что возникает из эмоционального отношения к ситуации, к происходящему, к другим в целом. «Жизнь полна атмосфер, мы не живем в пустом пространстве» (М. Чехов). Атмосфера и субъективные чувства человека – явления самостоятельные: личное чувство может быть созвучно атмосфере либо чуждо ей.
·Действия с определенной окраской. В нем проявляется некоторый душевный оттенок действия. Окраска действия пробуждает целый комплекс индивидуальных чувств.
·Психологический жест. Духовное содержание частных движений. Душевный жест имеет общий характер, совершается невидимо в душевной сфере, служит прообразом физических жестов – частных, видимых, характерных для каждого отдельного человека. «В них (в психологических жестах) невидимо жестикулирует наша душа» (М. Чехов). Невидимый психологический жест можно сделать видимым.
Занятия проводятся с группой от 8 до 20 человек. Продолжительность занятий 2-2,5 часа. Участникам предлагается приносить на занятия удобную, мягкую обувь и не стесняющую движения одежду. Каждое занятие начинается с так называемых «разогревающих» процедур, продолжительность которых – не менее 30 минут. Далее, как правило, идут упражнения на «собирание внимания». Далее – в зависимости от этапов прохождения тренинга.
Список литературы
1.В.Б. Березкина-Орлова, М.А. Баскакова Телесно-ориентированная психотехника актера://royallib.ru/read/berezkinaorlova_vb/telesno_orientirovannaya_psihotehnika_aktera.html#0
.Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике (под редакцией В. Баскакова). М., 1997. 2-ое издание
3.Психотерапевтическая энциклопедия (под редакцией Б. Карвасарского). СПб., 1998
.Сергеева Л.С. Телесно-ориентированная психотерапия. СПб. 2000