- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 29,95 Кб
Тенденции современного фестивального движения народного художественного творчества
Курсовая работа
по дисциплине «Социально-культурная деятельность»
Тенденции современного фестивального движения народного художественного творчества
г. Иркутск 2012
Тема: Тенденции современного фестивального движения НХТ
Объект исследования: Фестивальное движение.
Предмет исследования: Организация фестивалей.
Цель – обоснование модели разработки социально-культурного проекта фольклорного фестиваля.
Задачи:
. Изучить литературу по теме исследования;
. проанализировать фестиваль как особую художественную форму организации музыкальной жизни;
. выявить основные организационные этапы подготовки и проведения фестиваля как социального – культурного проекта
. Изучить фольклорное фестивальное движение иркутской области.
. Изучить опыт организации фольклорного фестиваля.
Методы исследования: Теоретические и экспериментальные: изучение и анализ литературы, наблюдение , изучение документов и анализ результатов деятельности.
План
Введение
Глава 1. Понятие «фестиваль».
.1Общее понятие о фестивале
.2Виды и классификация фестивалей
.3История возникновения фестивалей
Глава 2. Фестиваль как особая художественная форма
2.1Этапы организации
.2Фестивальное движение Иркутской области
2.3Современные принципы мирового фестивального движения
.4Художественная концепция фестивалей
.5Положение о проведении областного фестиваля
ГЛАВА 3. Проектирование фольклорного фестиваля «Родники»
Заключение
Приложение
Введение
Проведение больших и малых фестивалей исполнительских искусств в последние десять лет прочно вошло в повседневный обиход современной художественной жизни Российской Федерации, что актуализировало формирование новых моделей их проведения, финансирования, механизмов взаимодействия с органами управления культурой, потенциальными спонсорами и средствами массовой информации. Можно также наблюдать процесс формирования неповторимой фестивальной аудитории, в состав которой входят слушатели с высокой степенью избирательности.
Проведение фестивалей имеет огромное значение для сохранения единого культурного пространства страны в условиях массового сокращения гастрольной деятельности в нашей стране. Для сельских музыкальных коллективов, учреждений дополнительного образования, в том числе и для музыкальных школ – это в настоящее время едва ли не единственная возможность выступить за пределами своего города, района, села.
Организационно-художественные формы проведения фестивалей исполнительских искусств в Российской Федерации продолжают находиться в процессе формирования. Постоянно изменяющиеся социально-экономические условия функционирования театров и концертных организаций, периодически возникающий кризис бюджетного финансирования отрасли культуры являются факторами, существенно сдерживающими развитие фестивалей. Многое в этой области держится на самоотверженном энтузиазме и авторитете их конкретных организаторов, хотя хочется верить, что по мере стабилизации экономики нашей страны фестивальная деятельность прочно займет достойное место в приоритетах общегосударственной и региональной культурной политики.
Фестиваль как организационно-художественная форма получил распространение в области зрелищных искусств – театра, музыки, цирка, кинематографа и даже телевидения. В данной работе я ограничился рассмотрением фестивальной деятельности применительно к сфере исполнительских искусств, в частности, речь пойдет об опыте проектирования фольклорного фестиваля «Родники».
Глава 1. Понятие «фестиваль»
.1 Общее понятие о фестивале
фестиваль художественный областной фольклорный
Фестиваль – массовое празднество, показ достижений профессионального и самодеятельного художественного творчества. Еще определение этого термина дает словарь русского языка С.И.Ожегова: «Фестиваль – широкая общественная, праздничная встреча, сопровождаемая смотром достижений каких-нибудь видов искусств». Безусловно, это определение несет в себе отпечаток понимания значения фестиваля, прежде всего, как общественно-политической, а не художественной акции, характерной для культурной политики советского времени. Попробуем более внимательно рассмотреть особенности фестиваля как формы организации художественной жизни в области исполнительских искусств. Любой, даже самый продолжительный фестиваль, имеет четкие календарные сроки его проведения. Фестивальные мероприятия проводятся в единстве заранее установленного пространства страны, региона, города, концертного или театрального зала. Фестиваль как культурная акция предполагает наличие своей аудитории, на которую ориентирована его художественная концепция.
Фестиваль как явление художественной жизни отличается особой атмосферой праздника, ориентацией на показ лучших художественных коллективов и исполнителей, оригинальностью репертуарного предложения, отличного от репертуара стационарных коллективов. Основная задача фестиваля – внести свежую струю в культурную жизнь страны, региона, города, создать максимально широкое поле притяжения как для профессионалов в области театра и музыки, так и для рядовых зрителей и слушателей.
Учитывая перечисленные выше особенности, представляется возможным ввести следующее рабочее определение фестиваля как организационно-художественной формы: фестиваль представляет собой серию музыкальных концертов, подчиненных сквозной художественной идее или концепции, локализованных в ограниченный календарный период в определенном географическом и культурном пространстве .
Внимательный анализ организационных форм античного театра позволяет сделать предположение, что фестивальный принцип широко применялся в древнегреческом театре. Античность не знала стационарного, постоянно действующего театра. Театральные представления в древней Греции проводились один раз в году в период Дионисийских празднеств. В древнем Риме они проводились в ходе сатурналий. Античная трагедия, составлявшая основу театральных представлений, подчинялась общей религиозно-художественной идее и была локализована в едином времени и пространстве.
Эта традиция получила свое развитие и в главенствующих театрализованных формах средневековья – мистериях и карнавалах. Мистерии – театрализованные действия на евангельские сюжеты разыгрывались только в периоды религиозных праздников и также подчинялись строгим религиозным канонам. Карнавалы, по определению М.М.Бахтина, были формой народной смеховой культуры, где доминировали театрализация, смена масок, костюмов. Карнавалы представляли собой как бы антитезу мистериям, когда один раз в году можно сбросить с себя благочестие и окунуться в празднество плоти и низменных страстей, осмеивая все авторитеты, включая церковные. И мистерия и карнавал, будучи антиподами по своей сущности, разительно отличались от повседневности и не были столь регламентированы в отличие от других форм средневекового искусства, таких, как книжная миниатюра, иконопись или рыцарские романы.
Секуляризация повседневной жизни, появление нового буржуазного сословия, бурное развитие искусств в эпоху Ренессанса привели к профессионализации творческой деятельности не только в области литературы, изобразительных и пластических искусств, но в театре и музыке. Появляются стационарные и передвижные театры, потребность в зрелищных развлечениях формирует их в сферу профессиональной деятельности. Возможно, именно это и обусловило постепенное умирание синкретических театральных форм средневековой культуры. А вместе с ними прервалась и традиция фестиваля как формы организации художественной жизни .
Возрождение фестиваля как явления культурной жизни произошло на рубеже XIX и XX столетий. Явилось это следствием появления новой городской культуры, развитие которой стали определять средства массовой коммуникации – газеты, журналы, радио, звукозапись, кино, а в послевоенный период телевидение. Бурное развитие новых информационных технологий радикальным образом отразилось на организационных формах функционирования исполнительских искусств. Благодаря радио, телевидению, грамзаписи стремительными темпами происходила интернационализация международного артистического рынка. Формируется новый тип аудитории исполнительских искусств, обладающий высокими критериями избирательности и значительно большей степенью информированности о художественных процессах. Гастроли лучших театральных, музыкальных коллективов, солистов-инструменталистов, вокалистов становятся практически повседневным явлением.
Возрождение фестиваля с подчеркнуто праздничной ритуальной атмосферой, желанием сделать каждый спектакль или концерт уникальным событием, выходящим за рамки привычной художественной практики, отвечало новой общественной потребности в обновлении коммуникативных процессов.
1.2 Виды и классификация фестивалей
Фестиваль массовое празднество, включающий показ достижений в области музыки, театра, кино, эстрады. Фестивали различают по продолжительности (от нескольких дней до полу года) и содержанию.
Виды фестивалей:
Монографические (посвящены музыке одного композитора)
Тематические (посвящены определенному Жанру, эпохе или стилю)
Фестивали исполнительского творчества.
Фестивали организует государство. И местными властями, филармониями и муз. Обществами, в католических странах фирмами и частными лицами. Проводятся фестивали регулярно (раз в два или три четыре года, а также в связи с особо торжественными событиями).
Нередко в рамках фестиваля проводятся международные конкурсы. В России с первых лет проводятся конкурсы с1928 г. в Ленинграде ежегодно проводятся фестивали, а с 1980 г.- фестивали фильмов. Всероссийские фестивали включают в себя конкурсные мероприятия, но не ограничиваются ими. И представляют собой массовые общественные компании по пропаганде и развитию российского самодеятельного искусства.
Многогранность этого социокультурного явления даёт основания рассматривать его в одном блоке с такими формами, как праздник, конкурс, олимпиада, представление. И во всех случаях мы будем близки к истине, поскольку компоненты названных форм бывают представлены на фестивале, причем в самых неожиданных сочетаниях и пропорциях.
По своим масштабам и географии фестивали бывают:
Всемирные, Международные, Республиканские, Областные (краевые), районные, региональные. Фестивали, которые проводятся регулярно (каждый год), повторяющиеся через год, имеют свою эмблему и символику. В связи с его проведением издаются тематические плакаты, изготавливаются и продаются значки, сувениры. Участникам и победителям вручаются дипломы, грамоты, ценные призы. Фестиваль – стимулирующее средство для организации самодеятельного художественного творчества и его пропаганды.
Фестивали и их основные формы: Дни культуры районов и области; Праздники малых деревень; Жанровые фестивали и конкурсы; Благотворительные акции; Обменные концерты; Гастроли лучших самодеятельных коллективов по районам и регионам.
К единовременным культурным акциям относятся ежегодные фестивальные программы «Культурная столица Европы». Принимают участие в этих программах города, находящиеся на территории стран, входящих в Совет Европы, комитет, по культуре которого ежегодно выделяет на их проведение грант в размере порядка 280 млн. долларов США. Если фестиваль проводится в стране, входящей в состав Европейского экономического сообщества, то фестивальная дирекция получает дополнительные субсидии и от этой международной политической и экономической организации.
Практика фестивалей искусств – единовременных акций сохранилась как часть более крупных общественно-политических программ, например, дней культуры породненных городов. Подобного рода мероприятия проводятся исключительно на некоммерческой основе. Исполнительские коллективы и отдельные солисты принимают участие в них либо безвозмездно, либо на условиях незначительного гонорара, а основная часть организационных расходов оплачивается из средств региональных и местных бюджетов. Для проведения фестивалей единовременных акций нет необходимости создавать постоянно действующую дирекцию. Как правило, в таких случаях учреждается общественный совет из представителей местной администрации, органов управления культуры, местных политиков, деятелей искусств и т.д., а исполнительные функции на ограниченный период времени передаются одной из организаций, принимающей непосредственное участие в данном проекте.
Практика фестивалей – единовременных акций в течение многих лет широко использовалась в культурной жизни нашей страны. Традиционными были дни культуры союзных и автономных республик, проводившиеся в Москве, Ленинграде и других городах. Наряду с большими многожанровыми фестивалями при содействии органов управления культурой и творческих союзов проводились многочисленные театральные фестивали, фестивали классической и народной музыки и танца, они в немалой степени способствовали поддержанию культурного пространства страны и создавали условия для плодотворного профессионального общения работников творческих организаций.
По продолжительности проведения фестивали можно разделить на краткосрочные (от нескольких дней до двух недель), среднесрочные (от двух недель до одного месяца) и долгосрочные (от одного месяца до года). Следует учитывать, что далеко не всегда продолжительность фестиваля напрямую связана с величиной затрат на его проведение и его авторитетом в культурном сообществе. Дополнительной, но не менее важной характеристикой фестиваля является его статус в культурной жизни. С этой точки зрения, можно выделить международные, национальные и региональные фестивали. Различия между ними, на первый взгляд, могут носить достаточно условный характер, поскольку в любом из перечисленных выше фестивалей может принимать участие интернациональный состав исполнителей. Различия будут наблюдаться в уровне престижа фестиваля в сознании публики, профессиональных исполнителей и их менеджеров, его значении в системе приоритетов международного театрального и концертного рынка, источниках субсидирования его деятельности и финансовых возможностях оплачивать участие известных исполнителей.
Подавляющее большинство фестивалей в европейских странах существует на постоянной основе. Их деятельность финансируется за счет субсидий правительства, органов местного самоуправления, корпоративных спонсоров и меценатов. В отдельных случаях субсидии на проведение крупных культурных акций общеевропейского значения выделяют уже упоминавшиеся Совет Европы и Европейское экономическое сообщество. Без таких субсидий фестивальная деятельность осуществлялась бы в значительно более скромных масштабах, так как на условиях самоокупаемости она практически не представляется возможной.
Сроки проведения любого фестиваля за редким исключением ограничены четкими временными рамками. Более того, если устроители фестиваля претендуют на то, чтобы он стал регулярно повторяющейся акцией, то они стараются сохранить период проведения фестиваля неизменным на протяжении многих лет.
Такое положение диктуется требованиями международного исполнительского рынка. В практике проведения крупных фестивальных мероприятий, которая сложилась в ведущих европейских странах в послевоенный период, стало очевидно, что успех фестиваля практически невозможно обеспечить только за счет национальных музыкальных и театральных коллективов и исполнителей. Поэтому ставка, как правило, делается на участие известных зарубежных исполнителей, в том числе и звезд первой величины. Стремление пригласить ведущие коллективы и исполнителей диктует руководству фестивалей необходимость планирования программы как минимум за полтора-два года, что значительно легче осуществить при неизменных сроках проведения фестиваля. К тому же между ведущими европейскими фестивалями существует своеобразная корпоративная солидарность. Календарные сроки проведения ведущих европейских фестивалей находятся в одном временном интервале (например, июль-август или август-сентябрь), что позволяет планировать так называемые «фестивальные гастроли» известных коллективов и исполнителей. Такой вид гастрольно-концертной деятельности выгоден всем. В рамках одного фестиваля практически невозможно провести более двух-трех концертов одного исполнителя, тогда как с помощью фестивальных гастролей их агенты получают возможность заблаговременно планировать гастрольные выступления в ведущих театральных и концертных залах Европы, а дирекции фестивалей могут значительно сократить издержки по их организации, прежде всего в части транспортных расходов.
Место проведения фестиваля также играет важную роль в формировании художественной концепции, привлекательного образа в сознании слушателей, зрителей и даже маркетинговой стратегии. Один из самых популярных в мире джазовых фестивалей в Монтре (Швейцария) проводится ежегодно в июле на берегу Женевского озера на специально оборудованной летней сценической площадке в пятнадцати километрах от города. Любители джазовой музыки, среди которых велико число поклонников именно этого фестиваля, живут в кемпингах и специально организованных стоянках для автокараванов (автомобилей с прицепами в виде домика). Незначительные затраты посетителей фестивальных концертов на проживание и демократичность формы его проведения, а также относительная дешевизна билетов привлекают к нему молодежь и представителей среднего класса практически из всех европейских стран. Приглашенные музыканты, в том числе и звезды первой величины, живут практически в тех же условиях, что и их благодарные слушатели. И одной из самых привлекательных особенностей фестиваля в Монтре являются джем-сейшны с участием ведущих джазовых музыкантов мира, которые проводятся ежедневно бесплатно после окончания вечернего концерта для всех желающих в импровизированном музыкальном баре. В основе концепции фестиваля – сочетание музыки и отдыха в условиях прекрасного природного ландшафта.
Большую популярность в последние годы получил летний оперный фестиваль в финском городе Савонлинна. Любителей оперного искусства из Финляндии и других северных стран привлекают оперные постановки ведущих европейских театров, исполняемые на открытом воздухе в декорациях на фоне старинного замка. Фестиваль в Савонлинне может быть отнесен к категории демократичных фестивалей, так как его дирекция придерживается ориентации на умеренный уровень цен. Аналогичные оперные фестивали на открытом воздухе проводятся в Афинах, Каире, Римини.
Невозможно представить всемирно известный Вагнеровский оперный фестиваль без великолепного Байретского театра, выстроенного на рубеже 1870-х годов в соответствии с авторской концепцией самого композитора. Каждый концерт или спектакль фестиваля в городе Зальцбурге пронизан духом Моцартовской музыки: от эмблемы города, на которой изображено здание мемориального музея композитора, до его многочисленных графических изображений на кафе и кондитерских, коробках конфет, бутылках вина и ликеров. За право использования символики фестиваля все предприятия сферы обслуживания – гостиницы, рестораны, музыкальные и сувенирные магазины – отчисляют проценты его дирекции.
Фестивали в Байрете и Зальцбурге, в отличие от демократичных Монтре и Савонлинны, ориентированы на представителей элиты, то есть людей с очень высоким уровнем дохода. Представителю среднего класса со стабильным уровнем доходов вряд ли по карману оплачивать пребывание в Зальцбурге в период фестиваля из расчета примерно 220-280 американских долларов в сутки за гостиницу и 200-350 долларов за приобретение одного билета на спектакли или концерты.
Однако фестивали, подобные Зальцбургу и Байрету, скорее составляют исключение, нежели правило. Большинство фестивалей в своей маркетинговой политике ориентируется, прежде всего, на зрителей и слушателей – представителей среднего класса, благодаря которым и заполняются зрительные залы.
Фестиваль (от французского festival – празднество, от латинского festivus – весёлый, праздничный) – массовое празднество, включающее показ достижений в области музыки, театра, кино и эстрады. Первоначально возникли музыкальные фестивали (Великобритания, начало XVIII века), в XX веке получили распространение международные фестивали. Большое значение в борьбе за мир имеют Всемирные фестивали молодёжи и студентов.
Музыкальный фестиваль – циклы концертов и спектаклей, объединённые общим названием, единой программой и проходящие в особо торжественной обстановке. Музыкальные фестивали различны по продолжительности (от нескольких дней до полугода) и содержанию. Существуют Музыкальные фестивали монографические (посвящённые музыке одного композитора), тематические (посвященные определённому жанру, эпохе или стилистическому направлению), исполнительского искусства и другие.
Фестивали организуются государственными и местными властями, филармониями и музыкальными обществами, а также фирмами и частными лицами. Музыкальные фестивали проводятся регулярно (ежегодно, раз в 2-4 года) или в связи с какими-либо торжественными событиями. Устраиваются обычно в городах, славящихся музыкальными традициями, либо связанных с жизнью и деятельностью крупных музыкантов.
Музыкальный фестиваль зародился в Великобритании (Лондон, 1709) и сначала были связаны с церковной музыкой. Со второй половины XVIII века проводились во многих странах центральной Европы, преимущественно в Германии. Распространение получил Музыкальный фестиваль в XX веке, особенно с середины 40-х годов. Наиболее крупные из них способствуют пропаганде музыкального искусства, развитию культурных связей между народами. Наиболее известные Музыкальные фестивали – Зальцбургский фестиваль, «Венские музыкальные недели» (Австрия), Глайндборнский и Эдинбургский Музыкальный фестиваль (Великобритания), «Будапештские музыкальные недели» (Венгрия), «Берлинские фестивальные дни», Датский королевский Музыкальный фестиваль. Не менее известны – «Флорентийский музыкальный май», «Фестиваль двух миров» (Италия), Нидерландский Музыкальный фестиваль, «Варшавская осень» (Польша). А также Фестиваль имени Дж. Энеску (Румыния), «Неделя Сибелиуса» (Финляндия), Безансонский фестиваль (Франция), «Пражская весна», «Братиславские музыкальные празднества» (Чехословакия), «Международная фестивальная неделя» (Швейцария), «Дубровницкие летние игры», «Охридское лето» (Югославия).
В 60 – 70-х годах стали популярными фестивали эстрадного искусства и песни, особенно в Европе, где их насчитывается более 150.
В СССР первые Музыкальные фестивали устраивались в Ленинграде (30-е годы). Большое распространение Музыкальный фестиваль получил с конца 50-х годов. В 1957 были организованы фестивали советской музыки в Латвии, Литве, Эстонии. 1962 – первый в СССР Всесоюзный фестиваль современной музыки в г. Горьком. 1964 – Музыкальный фестиваль «Московские звёзды» и «Русская зима» в Москве, «Белые ночи» в Ленинграде, а также Музыкальный фестиваль общесоюзного, республиканского и местного масштабов.
Глава 2. Фестиваль как особая художественная форма
2.1Этапы организации
Организация – учредители фестиваля «Родники» – должны принять соответствующее постановление об их проведений. Для подготовки и проведения фестиваля создаются оргкомитеты с участием представителей, учреждений культуры и искусства, высшего и среднего специального звена, телевидения, радиовещания и печати, творческих союзов и обществ. Оргкомитеты разрабатывают и осуществляют практические мероприятия по проведению Всесоюзного фестиваля, создают секции по жанрам искусств, определяют лауреатов местных фестивалей, устанавливают формы их поощрения, представляют кандидатов на последующие туры и итоговые отчеты вышестоящему оргкомитету.
Оргкомитет утверждает условия участия коллективов и отдельных исполнителей в показательных выступлениях по различным жанрам искусств, !!!!в заключительном празднике фестиваля, утверждает составы жюри и выставочных комитетов выставок!!!!. Оргкомитет образует секции комитета для организационно творческого руководства проведением конкурсов по соответствующим жанрам искусства. Для организации показательных выступлений по жанрам искусств в столицах и заключительного праздника фестиваля создается дирекция. Оргкомитет издает информационные и инструктивные материалы.
Для проведения в рамках фестиваля конкурсов по различным видам и жанрам искусства создаются жюри и выставочные комитеты.
фестиваль проходит в три тура. Первый тур проводится на метах. Второй тур – в областных и краевых центрах; столицах республик. Третий тур – в столицах республик и по зонам РФ. После завершения третьего тура проводятся показательные выступления лауреатов, а также заключительный праздник фестиваля. Во время праздника проходят: концерт лауреатов фестиваля, выставки, концерт жюри.
Для проведения фестиваля, смотра, конкурса художественной самодеятельности разрабатывается Положение. Оно включает задачи фестиваля (конкурса, смотра), порядок проведения (в этом разделе указываются участники, виды искусства, среди которых проводятся смотр, конкурс), основные его этапы и мероприятия, критерии оценок, органы руководства, поощрение победителей.
Оргкомитет разрабатывает общие рекомендации по проведению фестиваля (смотра, конкурса). Рекомендации для отдельных видов и жанров художественной самодеятельности разрабатываются соответствующими творческими секциями оргкомитета.
2.2Фестивальное движение иркутской области
В Иркутской области около 4000 самодеятельных творческих коллективов, 261 из них имеет звание «Народный». Соответствуя статусу, они периодически выступают на региональных и всероссийских мероприятиях, но вместе встречаются крайне редко, так как многие работают обособленно в отдаленных территориях области. Фестивали – это прекрасная возможность коллективам иркутской области увидеть друг друга, сравнить уровень, поделиться опытом, показать себя.
Примеры фестивалей иркутской области:
Фестиваль самодеятельного художественного творчества работников образования Иркутской области:
Областной фестиваль самодеятельного художественного творчества работников образования Иркутской области посвящен 75-летию образования Иркутской области. Задачи фестиваля: развитие культурных традиций; повышение исполнительского мастерства; создание благоприятной среды для творческого общения и обмен опытом; раскрытие творческого потенциала.
Областной фестиваль народного творчества «Байкальские родники»:
В областном фестивале народного творчества «Байкальские родники» участвуют коллективы со званием «Народный» и «Образцовый». Это академические и народные хоры, вокальные и фольклорные ансамбли, духовые оркестры и ансамбли народных инструментов, ансамбли песни и танца, хореографические коллективы, театры мод, цирковые студии. На фестивале представлены народные и образцовые коллективы городов Иркутска, Усолья-Сибирского, Тулуна, Нижнеудинска, Черемхово, Свирска, поселка Усть-Орда, Белореченского и других территорий региона.
Фестиваль – «Не стареют душой ветераны»:
Областной фестиваль-смотр любительских объединений, клубов по интересам и творческих коллективов (хоровых, вокальных, фольклорных, конкурс чтецов (приложение № 1), выставка мастеров декоративно-прикладного творчества, самодеятельных художников (приложение № 2) «Не стареют душой ветераны» проводится в рамках празднования 75-летия Иркутской области. Задачи: – повышение эффективности совместной деятельности учреждений культуры и общественных ветеранских формирований в деле патриотического воспитания и трансляции духовно-нравственного опыта и культурных традиций современного российского общества; создание благоприятных условий для деятельности творческих объединений людей старшего поколения, обогащение репертуара коллективов, повышение исполнительного уровня.
Областной фестиваль «Сияние России»
Областной фестиваль Дни русской духовности и культуры «Сияние России» за несколько лет своего шествия по Приангарью стал поистине народным любимым иркутянами и их гостями праздником.
Открывается фестиваль, как и в прошлые годы, Крестным ходом от Богоявленского храма, явив нашему взору работу мастеров – яркие и праздничные краски росписи. И колокольный звон. Он возвестил городу: праздник ступил на его землю. И начались праздничные мероприятия, посвященные народному творчеству Приангарья «Сияй, моя Россия!»
Надолго запомниться иркутянам состоявшийся прямо на площади яркий веселый праздник «Русский костюм». В нем приняли участие лучшие фольклорные и хореографические области. Свое искусство показывали фольклорные ансамбли «Чароит» из пос. Кундуй Куйтунского района, «Куртинка» и «Полянка» Ангарской детской школы искусств №2, хореографический ансамбль «Узорочье» Главного управления образования области и многие другие.
Удалую задорную пляску сменял душевный девичий хоровод, за распевной русской народной песней взрывалась озорством звонкая частушка… Столько неповторимого творчества, артистизма, неподдельной радости дарили участники праздника тем, кто пришел в то утро. Но главное, что поражало и радовало взор, это костюмы на артистах. Яркие, неповторимые, изготовленные с безграничной фантазией мастеров и в то же время со знанием богатейших традиций национальной одежды, они блистали, переливались радугой цветов на солнце и так выразительно дополняли красоту песни, танца. Невольно каждый, кто присутствовал, придвигался поближе к сцене, чтобы лучше разглядеть удивительную красоту костюмов.
В краеведческом музее, что в Спасской церкви была развернута Областная выставка «Русский костюм». Там ждали своих зрителей русские народные одежды России и Сибири в том числе. Здесь были показаны изделия старых мастеров, которые хранятся в фондах Иркутского краеведческого музея. Кроме того, представлены были изделия из частных коллекций иркутян, работы современных мастеров. Свои великолепные работы показали мастера творческого объединения «Оникс» и творческой мастерской «Берестень».
Лучшие мастера в этот день были награждены дипломами, грамотами, получили памятные подарки.
Первый день фестиваля «Сияние России» закончился большим концертом Омского народного хора.
Содержательным был второй день – 8 октября. Его программа прошла под общим названием «Духовное возрождение молодежи – основа будущего России». Открылась программа научно – практической конференции «Патриотизм. Духовность. Нравственность.»
Интересный концерт – встреча с иркутскими писателями и поэтами состоялся в дни фестиваля в Органном зале Областной филармонии. Называлась встреча «Иркутские писатели на рубеже нового века».
2.3Современные принципы мирового фестивального движения
Большинство из ныне известных и популярных фестивалей появилось в 1950-е годы. Их развитие и постоянно увеличивающийся объем деятельности связаны не только с обновлением видов зрелищного общения в структуре современной городской культуры, но и с глобальными политическими изменениями. В это время в международных документах и в практической политике формируется и утверждается концепция единого европейского пространства, в котором каждая страна, сохраняя исторически сложившиеся политические институты, национальную и культурную самобытность, является частью общего межгосударственного пространства. Наряду с формированием нового международного политического порядка это привело и к складыванию общеевропейского культурного пространства, в котором сеть крупнейших международных фестивалей играет важную интегрирующую роль в качестве престижного поля для международного артистического обмена, демонстрации лучших достижений национальных культур.
Временные характеристики каждого фестиваля определяют его статус в ряду других событий культурной жизни города, региона, страны проведения, взаимодействие с региональной и местной экономикой и культурной инфраструктурой, объемы и источники финансирования, численность постоянно действующей дирекции и уровень административных расходов т. п.
Фестиваль может функционировать и как единовременная и как систематически повторяемая культурная акция. Практика фестивалей исполнительских искусств как единовременных акций в последние годы не имеет широкого распространения в Европе. Как правило, это культурные акции, посвященные юбилеям деятелей искусств и историческим датам. Так во многих странах мира состоялись фестивали музыки Д.Д.Шостаковича, посвященные семидесятилетию композитора. Примером такого рода фестиваля может служить и серия юбилейных концертов в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, художественным руководителем которой стал выдающийся музыкант и многолетний друг композитора М.Л.Растропович.
В культурных практиках современной Европы можно встретить еще одну форму фестиваля – единовременной культурной акции. Это фестивальные проекты, организуемые международными культурными институтами ЮНЕСКО, Международным институтом театра, Международной ассоциацией детских театров, Европейской ассоциацией новой музыки и другими. Такие фестивальные проекты не имеют четкой периодичности проведения, их организаторы стремятся каждый последующий фестиваль провести в одной из стран – членов международных институтов.
Финансирование такого рода проектов, как правило, ориентировано на следующие источники: – гранты культурных комиссий международных политических институтов, таких, как Совет Европы, Европейское экономическое сообщество, ЮНЕСКО, гранты самих международных культурных организаций и средства их национальных комитетов.
Большинство фестивалей, проводимых международными культурными институтами и организациями, так или иначе, связано с экспериментальными и новыми формами художественной деятельности. Эти фестивальные проекты можно отнести к категории некоммерческих, так как в их программных установках преобладает ориентация на профессиональное художественное сознание художника или искушенного ценителя новых эстетических концепций.
Спектакли и концерты таких фестивалей привлекают, прежде всего, художественную интеллигенцию, для которой они становятся важной формой профессионального общения и, конечно же, представителей около художественной богемы .
2.4 Художественная концепция фестивалей
Художественную концепцию имеет каждый фестиваль. Она представляет собой не сумму неких абстрактных эстетических, социальных, экономических установок, а модель устойчивой, систематически направленной практической репертуарной политики и ориентации на определенные категории зрителей и слушателей, которые определяют статус данного фестиваля в ряду других. Художественная концепция формируется с учетом всех многообразных пространственно-временных характеристик фестиваля, традиций и уже существующих форм и направлений художественной жизни.
Художественная концепция реализуется в видовой, жанровой и тематической направленности каждого фестиваля. По видовой направленности в области исполнительских искусств различают музыкальные, театральные и многопрофильные фестивали. Первые две группы включают все историческое многообразие музыкальных и театральных жанров и форм, хотя внутри группы возможна более узкая специализация.
По видовой принадлежности уже упоминавшийся Зальцбургский международный фестиваль должен быть отнесен к категории музыкальных, но его программа включает произведения оперного искусства, кантатно-ораториальные жанры, концерты инструменталистов, симфонические произведения и т.п. Аналогичная ситуация характеризует фестиваль в Монтре, который ежегодно представляет своим участникам все многообразие жанров и направлений классического и современного джаза. К этой же категории фестивалей можно отнести юбилейную серию концертов в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, в которой были исполнены произведения Д.Д.Шостаковича различных жанров от квартетной и инструментальной музыки до эпических симфонических полотен.
В качестве примеров моножанровых фестивалей можно привести ежегодную серию квартетных концертов в немецком городе Эрлангене и многочисленные оперные фестивали, среди которых есть такие всемирно известные, как Байретский, Венский и Афинский.
Существует большое число моножанровых театральных фестивалей. Так, Международная ассоциация детских театров ежегодно в разных странах проводит свой фестиваль драматического искусства. Аналогичный фестиваль один раз в четыре года проводит Международная ассоциация театров марионеток. В апреле 1997 года в Санкт-Петербурге был проведен международный фестиваль моноспектаклей «Монокль» с участием исполнителей из России, стран Балтии, Германии и Скандинавских стран.
Тематическая направленность как инструмент репертуарной политики
Тематическая направленность является гибким инструментом репертуарной политики каждого фестиваля. Она может сохраняться как стратегическая ориентация его деятельности. Так, небольшое число известных детских фестивалей сохраняет свою жанровую направленность на протяжении многих лет. Исполнение произведений современных композиторов остается неизменной программной установкой для двенадцати фестивалей современной музыки, объединенных с 1991 года в Европейскую ассоциацию.
К категории тематических можно отнести и Шекспировский театральный фестиваль, в рамках которого ведущие драматические театры мира представляют на родине великого драматурга свою интерпретацию его произведений. Подлинной сенсацией Шекспировского фестиваля 1985 года стала постановка «Ричарда III» в исполнении Тбилисского театра драмы имени Руставели. Шекспировский фестиваль еще в 1947 году открыл такого выдающегося режиссера, как Питер Брук, который в последствие в течение двенадцати лет был его художественным руководителем.
Вместе с тем, тематическая направленность может устанавливаться на одну серию фестивальных концертов. В 1992 году Эдинбургский международный фестиваль был посвящен испано-язычной культуре. Для участия в нем были приглашены национальные балеты Испании и Мексики, исполнители музыки фламенко, Испанский королевский симфонический оркестр, хор города Толедо, драматический театр «Ел Гардо» из Барселоны. Художественная концепция фестиваля может быть реализована в выборе репертуара. В 1990 году на фестивале в Байрете были исполнены все четыре части «Кольца Нибелунгов», в 1993 году в Амстердаме было представлено оперное искусство М.П.Мусоргского. В том же году в Бирмингеме силами заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии в рамках фестиваля, посвященного столетию со дня смерти П.И.Чайковского, были исполнены все его симфонические произведения и инструментальные концерты. Тематическая направленность фестиваля позволяет дополнять каждый из фестивалей различными выставочными мероприятиями, семинарами, конференциями, творческими лабораториями и т. п., что способствует расширению и укреплению культурных связей между странами, регионами, городами. В этот процесс вовлечены не только люди творческих профессий, но и национальные, местные политики и представители широкой общественности.
Известно, что в 1993 году спектакли и концерты Международного фестиваля в Эдинбурге посетили 492 тыс. зрителей и слушателей, при том, что в городе в тот момент проживали около 500 тыс. человек. Совершенно очевидно, что обеспечить такую высокую посещаемость только за счет местного населения практически невозможно.
По данным исследования университета Квин Маргарет, среди посетителей фестиваля жители Эдинбурга составляли только 21%. Около 26% посещений приходилось на жителей других городов Шотландии, а 54% – на организованных и индивидуальных туристов.
Такое статистическое распределение является следствием систематической маркетинговой политики самого фестиваля и принципиальной позиции органов местного самоуправления на создание максимально привлекательных условий для развития туристического бизнеса в Шотландии. Престижный Эдинбургский музыкальный фестиваль, привлекающий ценителей искусств не только из Англии, стран континентальной Европы, но и туристов из стран Азии, США, Австралии, Латинской Америки, в этой модели играет важную роль.
Смысл концепции культурного туризма в отношении крупных международных фестивалей сводится к следующим принципиальным положениям, формирующим национальную и региональную культурную политику:
Финансирование учреждений культуры и искусства, работ по сохранению и реставрации многочисленных архитектурных и исторических памятников, крупных фестивальных проектов способствует созданию благоприятного образа страны, региона, города как объекта интереса туристов.
Развитие национальной и местной индустрии туризма является важным стимулом повышения деловой активности в таких смежных секторах экономики, как гостиничный бизнес, общественное питание, сфера услуг, общественный транспорт. Чем более высокими будут темпы их экономического роста, тем более значительные суммы будут поступать в виде налогов в государственный и местные бюджеты.
На период проведения фестиваля население Эдинбурга удваивается. Рестораны, кафе, закусочные продлевают время своей работы, стоимость проживания в гостиницах и пансионах также существенно возрастает. Нехватка автобусов компенсируется за счет разрешения работать на местном рынке транспортным фирмам из других городов. Многократно увеличивается оборот магазинов, торгующих сувенирами и изделиями местных художественных промыслов.
Развитие культурного туризма помогает местным властям эффективно решать такую болезненную проблему, как занятость населения. Ежегодно Эдинбургский фестиваль на период своей работы предоставляет дополнительно более 400 рабочих мест. Еще большее количество рабочих мест создается в отраслях, обслуживающих многочисленных туристов.
2.5 Положение о проведении Областного фестиваля
Положение о проведении Областного фестиваля народного творчества
«Байкальские родники», посвященного 75-летию Иркутской области
Учредители и организаторы:
Министерство культуры и архивов Иркутской области, ГБУК «Иркутский областной Дом народного творчества», отдел по культуре Ангарского МО, департамент культуры и молодежной политики МО города Братска, управление по развитию культурной сферы и библиотечного обслуживания Зиминского городского МО.
Цель:
Сохранение и развитие народного самодеятельного художественного творчества и создание условий для реализации творческого потенциала населения Иркутской области.
Задачи:
выявление талантливых коллективов, исполнителей самодеятельного народного художественного творчества;
повышение профессионального уровня и исполнительского мастерства творческих коллективов;
популяризация традиционных форм народного художественного творчества;
Порядок организации и проведения фестиваля
Фестиваль проводится в II этапа. Первый этап пройдет в трех территориях:
-17 марта 2012 года – г. Братск
-15 апреля 2012 года – г. Зима
-22 апреля 2012 года – г. Ангарск
Второй этап – Заключительный концерт Областного фестиваля народного творчества «Байкальские родники», посвященный 75-летию Иркутской области в г. Иркутске (сентябрь 2012 года).
Условия участия:
В Областном фестивале народного творчества «Байкальские родники» участвуют только коллективы, имеющие звание «Народный», «Образцовый», кроме детских творческих коллективов (до 14 лет): академические и народные хоры, вокальные и фольклорные ансамбли, духовые оркестры и ансамбли народных инструментов, ансамбли песни и танца, хореографические коллективы, декоративно-прикладное искусство и народные ремесла (принимают участие народные коллективы и базовые центры по народным ремеслам Иркутской области).
Для участия в фестивале до 1 марта 2012 года направляются: анкета-заявка и программа выступления ( два разнохарактерных номера) по адресу: 664025 г. Иркутск, ул. Свердлова, 18 «А» ГБУК «Иркутский областной Дом народного творчества», отдел народного творчества или по факсу 8(3952) 33-04-25. По прибытии на фестиваль руководители коллективов должны представить Оргкомитету Приказ или копию Приказа о подтверждении звания «Народный» и «Образцовый».По итогам 1 этапа участникам будут вручены дипломы и грамоты по номинациям: академические и народные хоры, вокальные и фольклорные ансамбли, духовые оркестры и ансамбли народных инструментов, ансамбли песни и танца, хореографические коллективы, декоративно-прикладное искусство и народные ремесла. Лучшие коллективы Областного фестиваля народного творчества «Байкальские родники» примут участие в Заключительном концерте, посвященном 75-летию Иркутской области в рамках «Дней русской духовности и культуры «Сияние России» в сентябре 2012 года в г. Иркутске. Итоги фестиваля будут опубликованы на сайте ГБУК «Иркутский областной Дом народного творчества». Участники заключительного концерта будут награждены дипломами, сувенирными призами по номинациям: академические и народные хоры, вокальные и фольклорные ансамбли, духовые оркестры и ансамбли народных инструментов, ансамбли песни и танца, хореографические коллективы, декоративно-прикладное искусство и народные ремесла.
Командировочные расходы за счет направляющей стороны.
Контакты организаторов: 664025, г. Иркутск, ГБУК «Иркутский областной Дом народного творчества», тел.: 8(3952) 24-26-92; факс: 8(3952) 33-04-25 E-mail: ocnt@hotbox.ru с пометкой «Байкальские родники». Заведующая отделом народного творчества – Евгения Валентиновна Кожевникова, ведущий методист по хоровому жанру – Елена Анатольевна Баруткина
ЗАЯВКА
Территория___________________________________________________
Ведомственная принадлежность_________________________________
Название коллектива__________________________________________
Тип коллектива________________________________________________
ФИО руководителя____________________________________________
Концертная программа (название произведений, жанр), два номера: __________________________________________________________________
Полный адрес коллектива, телефон______________________________
Дата: Подпись руководителя:
Глава 3. Проектирование фольклорного фестиваля «Родники»
Как уже говорилось выше, в данной главе мы постарались рассмотреть возможность применения методики проектирования на примере подготовки и проведения фольклорного фестиваля «Родники», который уже традиционно проводится на базе областного дома творчества «Дружба» города Пенза.
3.1 Общая характеристика проекта
Существует целый ряд форм и способов освоения фольклорных традиций, постижения и проникновения в сущность народной культуры, пропаганды и популяризации ее лучших образцов. Одной из таких форм является областной фольклорный фестиваль.
Основными целями фольклорного фестиваля являются, во-первых, представление народных песенно-хореографических традиций в их локальном своеобразии, и, во-вторых, ориентация творческих коллективов на местный фольклорно-этнографический материал.
По справедливому утверждению одного из ведущих отечественных исследователей фольклора Б. Н. Путилова, нет просто русской народной песни или просто испанского или молдавского танца, общенациональные особенности любого произведения фольклора преломляются сквозь призму конкретных и специфических областных особенностей.
Международный фольклорный фестиваль — это фестиваль с давними, сформированными и устоявшимися традициями. Он неизменно собирает фольклорные коллективы из разных стран, поддерживая, таким образом, их творческий потенциал. На нем решаются задачи популяризации и пропаганды фольклорных традиций, представления их широкому кругу слушателей, любителей и ценителей народного искусства.
Конечно же, при проведении будущих международных фестивалей многолетний опыт должен учитываться. Но, вместе с тем, должны учитываться и особенности современного этапа развития фольклорного движения, исходящие из состояния народных традиций. Специфика современного этапа обращения художественной практики к фольклору состоит в том, что к настоящему времени, вместе с уходом из жизни последних носителей народной традиции, исчезает и тот тип фольклорных коллективов, которые принято называть этнографическими (аутентичными). Новое поколение участников этих коллективов владеет лишь малой частью собственной традиции и зачастую ориентируется на так называемый общерусский репертуар, авторскую песню и т. п. При этом происходит утрата качеств и исполнительских особенностей коллектива этнографического типа. Формально называясь коллективами фольклорными, фактически они этому статусу не соответствуют.
Фольклорные образцы пытаются реконструировать и ввести в культурный оборот коллективы, вторичные по отношению к самой традиции — молодежные и детские фольклорные ансамбли, которые возникают и функционируют как внутри традиции, так и вне ее, в условиях современного города или поселка. Но оторванность многих вторичных коллективов и в пространстве, и во времени от подлинной народной традиции, отсутствие теоретических знаний и практического опыта работы над освоением фольклорного материала зачастую приводят к нарушениям в воссоздании фольклорных образцов, и, как следствие, к профанации и вульгаризации национального культурного наследия.
Такое положение вызывает необходимость постановки перед организаторами и участниками будущих фестивалей новых задач, определяемых общей целью восстановления народных традиций в их местной специфике и локальном своеобразии. В этой связи особое значение приобретает и сама форма проведения фестиваля, как мероприятия, имеющего многофункциональный характер и обеспечивающего творческое взаимодействие коллективов разных исполнительских уровней.
В сложившихся условиях региональный фольклорный фестиваль, помимо своих ставших уже традиционными задач художественно-творческого и культурно-просветительского плана, должен решать и проблемы адекватного отражения в художественной практике самодеятельных коллективов региональной культурной традиции. В рамках фестиваля эта задача может быть решена через представление коллективами концертных (конкурсных) программ, демонстрирующих широкой аудитории образцы местных фольклорных традиций, а специалистам — степень владения коллективов этими традициями и уровень их исполнительского мастерства. Разумеется, основным критерием оценки при проведении конкурсного просмотра должна быть достоверность воссоздаваемого материала, определяющая, в том числе и исполнительские качества коллективов.
Эта форма позволит специалистам в области фольклора выработать и уже здесь, на фестивале, предложить руководителям коллективов конкретные рекомендации по совершенствованию их работы.
Через специальные формы обмена коллективов опытом освоения народных песенных и хореографических традиций на фестивале должны решаться и задачи учебно-методического плана. Такими формами могут быть творческие лаборатории, конференция, неформальное творческое общение — гулянья, молодежные и детские вечерины. Творческий обмен позволит руководителям коллективов восполнить недостаток методических знаний и практических навыков по работе с источниками, по реконструкции исполнительского стиля и манеры пения, по освоению местных диалектов.
Целенаправленному методическому обмену коллективов опытом поможет их дифференциация на две основные категории — Мастера и Ученики. К категории Мастера следует отнести, в первую очередь, этнографические коллективы, то есть коллективы, которые в качестве ведущих исполнителей включают в себя непосредственных носителей конкретной (локальной) фольклорной традиции, и репертуар которых полностью состоит из образцов этой традиции. Этнографические коллективы, в силу их особого положения по отношению к вторичным коллективам, включаются в фестиваль лишь в качестве почетных участников, а их концертные выступления должны носить представительский характер без какой бы то ни было ориентации на конкурс.
Помимо собственно этнографических коллективов, к категории Мастера могут быть отнесены молодежные и детские любительские коллективы, ориентирующиеся в своей деятельности на традицию, использующие в своей работе только аутентичные образцы фольклора и уже утвердившие свой статус фольклорного коллектива на российском или областном уровне.
Для проведения творческих лабораторий и показательных выступлений на площадках города представляется необходимым приглашение нескольких профессиональных фольклорных коллективов, в репертуар которых входят образцы песенно-хореографического фольклора Пензенской области. Их участие в фестивале обозначит тот исполнительский уровень, к которому должны стремиться любительские фольклорные ансамбли.
Коллективы, не отвечающие условиям, предъявляемым к фольклорному коллективу (в первую очередь, опора на аутентичные фольклорные образцы и воссоздание конкретной фольклорной традиции), могут быть отнесены к категории Ученики. В рамках творческих лабораторий участники этих коллективов смогут познакомиться с методами работы по освоению фольклорного материала и исполнительскими принципами и приемами Мастеров, определить свои приоритеты и возможности творческого роста.
Как показывает практика, фестивальные формы творческого общения не только помогают установить творческие связи между коллективами, но и переводят их деятельность по освоению фольклорных традиций на качественно более высокий уровень, обеспечивают более глубокое понимание значения своей работы, и, как правило, инициируют создание новых фольклорных коллективов
Определить перспективы и сформулировать цели и задачи следующего этапа работы по возвращению в жизнь культурных традиций поможет заключительная информационно-практическая конференция, на которой участники фестиваля смогут представить свою не демонстрационную деятельность, высказать и поставить на общее обсуждение возникающие перед ними проблемы, обозначить свою позицию в общем, русле направления, обращенного в сферу традиционной культуры.
Органичное сочетание в рамках фестиваля художественно-творческих, учебно-методических и просветительских задач позволит, не разрушая праздничности этого действа, реально включить его в контекст серьезнейшей и трудной работы по восстановлению культурных региональных традиций. Одним из условий выбора фестиваля, было проведенное социологическое исследование, результаты которого показали заинтересованность жителей области и работников социально-культурной сферы в подобном виде деятельности.
Таким образом, был задуман проект фольклорного фестиваля.
Региональные фольклорные фестивали должны помочь в решении проблем, связанных с освоением самодеятельными фольклорными коллективами местных фольклорных традиций. Ссылаясь на опыт зарубежных коллег в проведении фольклорных фестивалей, он замечает, что такой фестиваль не был бы замкнут стенами домов культуры, но захватил бы весь город или все село. Фестиваль был бы обращен и к огромной аудитории зрителей и слушателей, и к работникам культуры и искусства, к деятелям художественной критики и к фольклористам. Он мог бы сопровождаться и чисто деловым симпозиумом по проблемам сохранения и развития фольклорных традиций, и включать выставку произведений народного прикладного искусства, и многое другое. Региональный характер фестивалей придал бы им единство и интерес с точки зрения культурно-этнографической
Проект "Родники".
Задачи проекта: обогащение художественной жизни области; создание условий для творческого общения и признания фольклорных коллективов города и области; развитие межрегиональных культурных контактов и связей;
Форма реализации: ежегодный фольклорный фестиваль.
Мероприятия по реализации проекта: разработка Положения о фестивале; учреждение целевого фонда "Родники" и формирование бюджета проекта; разработка символики фестиваля; рекламно-информационное обеспечение фестиваля; организация на базе фестиваля Центра Фольклора в рамках реализации областной целевой программы развития культуры села.
Заключение
В настоящее время в России, как и в мире в целом фестивальное движение развивается и расширяется. Фестиваль становится частью жизни не только столиц, но и малых городов и поселков. Как одна из форм культурной деятельности, фестивали выявляют таланты и дают возможность творческого роста в условиях наиболее благоприятного профессионального общения, формируют культурный образ территории и делают ее видимой, оказывают позитивное влияние на экономику и объединяют различные социальные группы для участия в культурной жизни местного сообщества. Музыкальным фестивалем может похвастаться практически каждый город в практически любой стране. Люди любят петь независимо от места жительства, языка и климата. В Европе музыкальные фестивали – это явление совершенно обычное. Бесконечное количество музыкальных фестивалей добавляет радости в палитру обычной жизни европейцев. Фестивальная и конкурсная жизнь народного искусства и творчества продолжается. Она не угасает, а наоборот развивается еще сильнее. Формы ее выражения многолики и неповторимы. Каждая из них имеет свое право на существование хотя бы потому, что преследует одну и ту же цель – продлить жизнь народных традиций, помочь людям достичь совершенства в овладении любимым видом искусства, поддержать в них интерес к творчеству! Организация фестивалей имеет огромное значение для сохранения единого культурного пространства страны. Для коллективов художественной самодеятельности клубных учреждений, учреждений дополнительного образования, в том числе и для музыкальных школ – это в настоящее время едва ли не единственная возможность выступить за пределами своего города, района, села.
Список используемой литературы
1.Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия
.Бердяев Н.А. О культуре // Философия творчества, культуры и искусства. Том I, М., 1994.
3.<#”justify”>4.Учебный терминологический словарь. «Народная художественная культура» сост. Ершова Т.М. 2-е издание. Чел. -2005.
.Дуликов В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере: учебное пособие.
.irkocc.ru
7.www.ruplace.ru <#”justify”>Приложение
Живая Русь.- Фестиваль народного творчества в Тверской обл.
В музее Тверской обл. и г. Торжок проводится VI Фестиваль народного творчества «Живая Русь». Организаторы фестиваля: ТРОО «Историко-этнографический центр», Всероссийский историко-этнографический музей, НП «Детская студия по развитию творчества Кино и Телевидения».
Цель фестиваля: Развитие творческого сотрудничества коллективов занимающихся традиционной народной культурой, неформальное общение и объединение единомышленников обеспокоенных сохранением национальной культуры, патриотическое воспитание молодёжи.
Основные направления Фестиваля:
Фольклорное.
Народные промыслы и ремёсла.
Народные игры и потехи, состязательная культура.
Историко-этнографическая кинематография.
Историческая реконструкция.
В программе Фестиваля:
Показ кино-видео материалов по теме: «традиционная народная культура России».
Мастер-классы и творческие лаборатории по фольклору, этнографии, народным ремёслам; танцу и пляске, народной музыке.
Практические семинары по русской боевой состязательной традиции и народным играм;
Выступления фольклорных, военно-исторических коллективов.
Продажа изделий народных промыслов, литературы, аудио и видео материалов по традиционной народной культуре.
Проведение гуляний, игрищ и вечорок, песни у костра.
Научно-практическая конференция.
Проживание: палаточный лагерь на территории музея Василёво. (Палатка, спальник – свои. Брать кружку, ложку, миску.) и г. Торжок (экспедиционная база ВИЭМ, 2-х ярусные кровати). Питание: все скидываются на общий котёл (примерно по 200 р.), готовка на костре желающими дежурными на всех по очереди. Всё остальное бесплатно.
Приглашаются творческие коллективы, фольклористы, этнографы, историки и все желающие. Присылайте свои предложения: кто, что может показать, с чем выступить, чему может научить других.