- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 2,79 Мб
Теоретическое представление об архитектуре Древнего мира в творчестве М. Витрувия
"Теоретическое представление об архитектуре Древнего мира в творчестве Витрувия"
древнеримский архитектор механик
Введение
Витрувий – римский архитектор и инженер второй половины I в. до н. э., чей вклад в развитие архитектуры Древнего мира невозможно переоценить.
Известен как автор «Десяти книг об архитектуре» – единственного полностью дошедшего до наших дней античного архитектурного трактата. В своём трактате Витрувий рассматривал градостроительные, инженерно-технические и художественные вопросы, обобщал теоретический и практический опыт, накопленный зодчеством эллинистических Греции и Рима.
Сегодня этот литературный памятник может показаться утратившим всякую практическую ценность. Во времена Витрувия техника была куда проще, а знания окружающего мира порой ошибочны – так люди думали, что Земля – центр Вселенной, а Солнце, как и другие планеты, вращается вокруг Земли.
Однако если посмотреть на практические результаты, которых удалось достичь Римской империи, даже имея столь ошибочные представления и примитивную технику, то приходится признать, что было в древнем научном воззрении нечто, что человечество утратило со временем, слишком полагаясь на машины, а не на свой ум. Практическая мудрость и культура, которой обладали древние зодчие, позволила создать цивилизацию, до сих пор вызывающую удивление и восхищение, как материальными, так и интеллектуальными достижениями.
Большую ценность имеют изложенные Витрувием представления о единстве технических, функциональных, и эстетических аспектов архитектуры, требование «прочности, пользы и красоты» сооружений. По мнению Витрувия, архитектор должен был опираться не только технические науки, но и на философию и искусство. Это может показаться странным, но многие успешные современные архитекторы также прибегают к философскому обоснованию своих идей.
Витрувий не получил популярности и признания при жизни. Однако впоследствии его труды сыграли важную роль. Почти забытый в средние века, трактат Витрувия с 15 в. внимательно изучался и переводился на многие языки и сыграл в 17-18 вв. большую роль в выработке канонических форм архитектурного ордера.
Витрувий был первым, кто описал принципы архитектуры. Их было шесть: систематичность, расположение, соразмерность, симметрия, декорации, экономичность.
В основе взглядов Витрувия лежало представление об универсальном объективном значении числовых закономерностей и пропорциональных отношений в строении Вселенной <#”699777.files/image001.gif”>
Рис.
Марк Витрувий Поллион (лат.MarcusVitruviusPollio; I век до н. э.) – римский архитектор и механик, учёный-энциклопедист. На данный момент точно известна только фамилия выдающегося архитектора Древности – Vitruvius. Имя «Марк» и прозвище «Поллион» являются вероятными, поскольку источником большей части биографических сведений служат труды самого Витрувия. С уверенность можно сказать лишь то, что он жил и работал во второй половине I века до нашей эры. Предположительно, родился как свободный римский гражданин, получил архитектурное образование. При Юлии Цезаре, во время гражданской войны, принимал участие в постройке военных машин. Позднее, будучи военным инженером, самостоятельно занимался разработкой и созданием баллист и других осадных орудий. Больше теоретик, чем практик, он имеет всего несколько воплощенных проектов, среди них наиболее значимыми являются базилика в Фано и конструкции римского акведука.
Из жизни зодчего известно мало. Даже его имя устанавливается достаточно условно. В рукописных копиях его трактата и у античных авторов сохранилось только его родовое имя Витрувий; семейное имя – Поллион – устанавливается менее достоверно; личное же имя – Марк – является лишь догадкой издателей эпохи Возрождения. Жил в Риме, вероятно, служил в армиях Помпея и Юлия Цезаря военным инженером, а при Октавиане Августе – гражданских инженером. Знание греческого языка позволило ему использовать литературу по строительному и инженерному делу, в том числе по военной технике. Сам Витрувий сообщает, что воздвиг в Колонии Фано на Адриатике не большую базилику. Под старость скромный зодчий добился пенсии от Августа (через его сестру Октавию), что дало ему возможность написать трактат «Десять книг об архитектуре», переживший века.
Вся жизнь Витрувия бала подготовкой к созданию «своего старательно обдуманного сочинения об архитектуре», ибо «наука архитектора основана на многих отраслях знания и на разнообразных сведениях. Эта наука образуется из практики и теории». В сочинении Витрувия разбираются градостроительные, инженерно-технические и художественные вопросы, обобщен теоретический и практический опыт, накопленный эллинистической Грецией и Римом.
2.Особенности архитектуры Древнего мира
Древнейшее искусство проектирования и возведение зданий, каковым является архитектура, началось тогда, когда появился человек. Исторически принято вести отчет с архитектуры Древнего Египта, в который выделяют три основных периода: Древнее, Среднее и Новое царство. Хотя известны строения из глинобитных стен до Древнего царства.
Важное значение в развитии архитектуры сыграла Древняя Греция. Для древнегреческой архитектуры характерны три периода: архаический, классический и эллинистический. Во времена архаического периода (8-5 в.в. до н.э.) возводились различные здания и сооружения (театры, стадионы, школы, храмы). Но самые выдающиеся постройки в Греции характерны для классического периода (5-4 в.в. до н.э.). Главное сооружение – Афинский акрополь, в который входят храм Парфенон, храмы Аптерос и Эрехтейон.
К достижениям древнегреческой архитектуры относят здания на основе стоечно-балочной конструкции колоннады классического ордера. Для Древней Греции характерны три ордера: дорический, ионический и коринфский.
Данная архитектура, как и древнегреческая, использовала ордерную систему, состоящую из пяти ордеров: тосканского, дорического, ионического, коринфского и композитного. Египетская, греческая и римская архитектуры уникальны. Некоторые творения того времени невозможно воссоздать, даже используя современные технологические возможности. Эти великие государства стояли у истоков искусства проектирования и возведения зданий.
3.Древнеримские правила архитектуры от Витрувия
Одна из старейших книг по архитектуре принадлежит перу римского архитектора Витрувия и была написана приблизительно в первой половине I века до н. э.. Книга "10 книг об архитектуре" – это энциклопедия градостроительства и культуры Древнего Рима. Автор систематизирует разрозненные сведения об архитектуре, сводит вместе свои знания и многочисленные греческие источники, которые не сохранились.
Книга является единственным сохранившимся античным трактатом о строительстве и механике. Ветрувий писал её на протяжении многих лет, вероятно, до 33 г. до н. э., а издал приблизительно в 25-23 гг. до н. э. Отдельные книги трактата: I – область знаний и умений архитектора, планирование городов; II – строительные материалы, их свойства и применение; III и IV – принципы строительства храмов, их архитектоника и пропорции; V – проектирование общественных зданий, в том числе базилик, бань, театров; VI – принципы частного строительства; VII – внутренний декор; VIII – строительство водопроводов; IX – геометрия, метрология, астрономия; X – машины, применяемые на войне и в мирной жизни. Каждая книга представляет собой отдельное целое, предваренное предисловием, в котором излагается содержание предшествующих книг и намечается содержание будущих. Не сохранились помещенные автором в тексте рисунки, планы и иллюстрации, что во многих случаях затрудняет его понимание.
Именно с наукой использования ума для решения любой проблемы и знакомит эта книга, оставаясь актуальной несмотря на канувшие в лету века. Эта прагматичная философия выражается в простых принципах и легендах, которые приводит Витрувий, адресуя свою работу не только современникам, но и потомкам.
4.Личность архитектора
Архитектура у Витрувия начинается с личности архитектора
Требования, которые выдвигает Витрувий в адрес архитектора, поистине удивительны. Особенно впечатляет список тех наук, знатоком которых он должен быть. Витрувий указывает, что архитектор должен разбираться в географии, климате, людях, ему необходимо быть не просто одаренным, но и трудолюбивым, прилежным в науке, потому что ни дарование без науки, ни наука без дарования не в состоянии создать совершенного художника. Он "должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком, изучить геометрию, всесторонне знать историю, внимательно слушать философов, быть знакомым с музыкой, иметь понятие о медицине, знать решения юристов и обладать сведениями в астрономии и в небесных законах". И все эти знания нужны по причине их практической ценности, а не для того только, чтобы уметь вести беседы на любую тему. Впрочем, и последнее бывает полезно, пишет автор, например, когда архитектору приходится общаться с заказчиком.
Ценность знаний и мудрости Витрувий иллюстрирует такой историей.
"Когда последователь Сократа, философ Аристипп, выброшенный после кораблекрушения на берег острова Родоса, заметил вычерченные там геометрические фигуры, он, говорят, воскликнул, обращаясь к своим спутникам: «Не отчаивайтесь! Я вижу следы людей». С этими словами он направился в город Родос и вошел прямо в гимнасий, где за свои философические рассуждения был награжден такими дарами, что не только себя самого обеспечил, но и тем, кто был вместе с ним, раздобыл и одежду и все прочее, необходимое для удовлетворения жизненных потребностей. Когда же его спутники захотели вернуться на родину и спросили его, не желает ли он что-нибудь передать домой, то он поручил им сказать следующее: «Надо снабжать детей таким имуществом и давать им на дорогу то, что может выплыть вместе с ними даже после кораблекрушения".Пропорции в архитектуре следуют пропорциям тела человека.
На рис. Витрувианский человек в изображении Леонардо да Винчи
Рис.
Витрувий тут же уточняет, что кроме технических знаний еще важнее врожденное качество архитектора. "Дело в том, что глаз не всегда дает верное впечатление, но очень часто обманывает душу в ее суждениях. Так, например на декорациях кажутся выпуклыми выступы колонны, выносы мутулов и фигуры статуй, хотя самая картина, без сомнения, совершенно плоская. Подобным же образом хотя корабельные весла под водою и прямы, однако глазу они кажутся надломленными, и до того места, где их части соприкасаются с поверхностью воды, они представляются, как они и есть, прямыми, но там, где они погружены в воду, они отбрасывают от своих тел текучие образы, всплывающие через прозрачную и редкую от природы среду к самой поверхности воды; и эти движущиеся там образы действуют на глаз так, что весла кажутся надломленными.
Итак, если истинное может казаться ложным и некоторые вещи глазам представляются иными, чем на самом деле, я полагаю, не может быть сомнения, что по природным условиям местности или по необходимости следует делать известные сокращения или добавления, но так, чтобы не оставалось ничего желать в этих зданиях. А это достигается врожденною проницательностью, а не только знаниями".
О крайне важной роли архитектора во времена Витрувия можно судить по такой легенде.
"Был родосский архитектор Диогнет, которому ежегодно из государственной казны выплачивалось почетное жалованье за его превосходное искусство. В это время некий архитектор из Арада, по имени Каллий, приехал в Родос, прочел лекцию и показал модель стены с установленным на ней вращающимся краном, которым он захватил гелеполь ("градобратель", машина для взятия городов), приближавшийся к укреплениям, и перетащил его по сю сторону стены. Родосцы, увидав эту модель и придя в восторг, отняли у Диогнета назначенное ему ежегодное содержание и передали эту честь Каллию.
Тем временем царь Деметрий, которого ради упорства его духа назвали Полиоркетом, подготовляя поход на Родос, взял с собой знаменитого афинского архитектора Эпимаха. Этот построил с величайшими затратами, старанием и огромным трудом гелеполь, высота которого была сто тридцать пять футов (около 40 м), а ширина шестьдесят футов. Он защитил его шерстью и сырыми кожами так, что он мог выносить удар выпущенного из баллисты камня весом в триста шестьдесят фунтов, а самая машина весила триста шестьдесят тысяч фунтов. Когда же родосцы потребовали от Каллия, чтобы он изготовил машину против этого гелеполя, для переноски его, согласно данному им обещанию, внутрь стен, он сказал, что это невозможно.
По некоторым моделям видно, что исполнимое в малых размерах неисполнимо тем же способом в больших. Из-за этого-то родосцы, таким же образом ошибившись в расчете, нанесли несправедливое оскорбление Диогнету.
И вот, увидев, что враги упорно их осаждают, что приготовлена машина для взятия города, что им угрожает рабство и опустошение государства, они упали к ногам Диогнета, умоляя его помочь родине.
Тот сначала отказался это сделать, но, после того как благородные девушки и юноши пришли молить его вместе со жрецами, он дал обещание, под тем условием, что, если ему удастся захватить эту машину, она будет его. Когда это было принято, он в том месте, куда должна была подойти машина, пробил стену и приказал всем гражданам вместе и каждому в отдельности выливать за стену в эту брешь и в выходящие к ней канавы сколько у каждого найдется воды, нечистот и помоев. После того как ночью туда было вылито множество воды, помоев и нечистот, на следующий день, прежде чем приближающийся гелеполь подошел к стене, он застрял в образовавшейся мокрой луже и не мог быть сдвинут ни вперед, ни назад. Поэтому Деметрий, увидев, что он посрамлен мудростью Диогнета, ушел вместе со своим флотом.
5.Как строить города
Основная задача архитектора – строить города. А город начинается с места и это место нужно уметь выбрать правильно, в соответствии с природными условиями.
Итак, я полагаю, надо снова припомнить старинное правило. А именно: наши предки, принося в жертву, при постройке городов или военных постов, пасшихся в этой местности овец, рассматривали их печень, и если в первый раз она оказывалась синеватой и больной, то приносили в жертву других, для выяснения, страдает ли скот от болезни или от дурного пастбища. И где после повторных наблюдений они удостоверялись, что печень животных здорова и не страдает от воды и пастбища, там они строили укрепления. Если же они находили печень больной, то заключали отсюда, что и для людей будут вредоносны и вода и пища, происходящие из этой местности, и потому уходили оттуда и переселялись в другие области, ища прежде всего здоровых условий жизни".
Кроме здоровой среды, так же важно и экономика места, которая так же вытекает из природы. Об этом еще одна поучительная история.
"Архитектор Динократ, полагаясь на свои замыслы и мастерство, отправился, в царствование Александра, из Македонии в ставку добиваться царского благоволения. Со своей родины он захватил с собой письма от друзей и близких к высшим начальникам и вельможам, чтобы облегчить себе к ним доступ, и, будучи вежливо ими принят, попросил их как можно, скорее быть представленным Александру. Они ему это обещали, но медлили, дожидаясь удобного случая. Тогда Динократ, подозревая, что над ним издеваются, решил постоять за себя сам. А был он высокого роста, красив лицом и очень статен и виден собою. И вот, рассчитывая на эти природные данные, он разделся на постоялом дворе, натерся маслом, на голову надел тополевый венок, на левое плечо накинул львиную шкуру и, держа в правой руке палицу, явился перед судилище царя, разбиравшего тяжбу.
Витрувий описал шесть основополагающих принципов архитектуры:
1. Ordinatio (систематичность, порядок, ордер) – описаны общие принципы архитектуры, основы формирования объема (quantitas), основы пропорций, основы соотношений размеров (modulus). Здесь приведена знаменитаятриада Витрувия: три качества, которыми обязательно должна обладать архитектура: firmitas (прочность конструкции), utilitas (польза), venustas (красота).
2. Dispositio (расположение, основа) – описаны основы организации пространства, основы проекта и отображение их в трех основных чертежах: ichnografia (план этажа), ortografia (чертеж) и skenografia (перспективный вид).
. Eurythmia – определяет красивые пропорции, изучается композиция.
. Symmetria – под этой категорией скрывается сильный антропоморфизм. Акцентируется модуль, основанный на частях человеческого тела (нос, голова).
. Decor – эта категория не ограничивается только декорацией и описывает ордерную систематичность.
. Distributio – категория описывает способ использования объекта экономически.
Заключение
Древнеримскому архитектору Витрувию принадлежит всемирно известный афоризм: "Архитектура – это прочность, польза и красота". Смысл этой фразы и воплощает в себе собственные представления архитектора на дело всей его жизни в целом.
Витрувий первый из теоретиков архитектуры высказал теорию о возникновении архитектуры. Он поставил проблему золотой середины между теорией и практикой, описал основные понятия эстетики, описал соответствие масштабов здания масштабу человека. Это теория более-менее удержалась до XIX века.
Он не пользовался большой популярностью при жизни. Его труды получают широкую известность лишь в Средние века, существует более 80 средневековых манускриптов с текстом трактата на различных языках. Наибольшую популярность Витрувий приобрел в эпоху Возрождения.
Список литературы
.Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник /Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.
.Боголюбов А. Н. Математики. Механики. Биографический справочник. – Киев: Наукова думка, 1983. – 639 с.
.Веселовский И. Н. Очерки по истории теоретической механики. – М.: Высшая школа, 1974. – 287 с.
.Лебедева Г. С. Новейший комментарий к трактату Витрувия «Десять книг об архитектуре». – М.: УРСС, 2003. – 160 стр. – 650 экз.
.Лебедева Г. С. Новейший комментарий к трактату Витрувия «Десять книг об архитектуре». – М.: УРСС, 2003. – 160 стр. – 650 экз.
.Михайлов Б. П. Витрувий и Эллада: Основы античной теории архитектуры. – М.: Стройиздат, 1967. – 280 с.
.Михайлов Б.П. Витрувий и Эллада, М., 1967 (Рус.)
.Моисеев Н. Д. Очерки истории развития механики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1961. – 478 с.
.Рожанская М. М. Механика на средневековом Востоке. – М.: Наука, 1976. – 324 с.
.Украинская советская энциклопедия. В 12-ти томах / Под ред. М. Бажана. – 2-е изд. – К. : Гл. редакция УСЭ, 1974-1985. , Том 2., К., 1978, с. 327