- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 21,47 Кб
Теория искусства в византийском периоде
Содержание
Введение
. Теория искусства в византийском периоде 4-15 вв.
.1 Памятники христианского искусства Византии
.2 Византийская иконография
.3 Выдающиеся мыслители Византии
Заключение
Список литературы
Введение
Целью данной работы является изучение и анализ теории искусства в византийском периоде.
В истории мировой культуры византийской цивилизации принадлежит особое и, бесспорно, выдающееся место. Византия дала средневековому миру высокие образцы литературы и искусства, которые отличало не только благородное изящество форм, но и глубина философско-религиозной мысли, образное видение мира, утонченность эстетического мышления. По уровню развития образованности, по напряженности духовной жизни, по силе выразительности и глубокой одухотворенности изобразительного искусства Византия многие века опережала страны средневековой Европы. Более 500 лет прошло с той поры, как Византийская империя – в прошлом могущественное средневековое государство – ушла с исторической арены. Но след, оставленный Византией в истории человечества, столь глубок, что и по сей день память о ней живет не только на страницах исторических сочинений, но и в произведениях ее материальной и духовной культуры.
До сих пор ученые многих стран пристально вглядываются в произведения византийских художников и мозаичистов, ищут и открывают новые шедевры во дворцах и храмах, с трепетом склоняются над изысканными творениями византийских ювелиров и эмальеров, над извлеченными из земли византийскими золотыми монетами, углубляются в чтение греческих манускриптов. Они неустанно собирают все, что может воскресить перед современным человечеством этот вечно живой мир византийской цивилизации. В теории византийского искусства остается еще немало спорных и малоизученных вопросов, их решение – дело будущего. Многочисленные и разнообразные исследования советских и зарубежных византинистов, появившиеся за последние годы, убеждают в поступательном развитии византиноведческой науки, в частности в сфере изучения византийской культуры, искусства.
И вряд ли сейчас кто-либо будет возрождать теорию о застойности, неподвижности византийского искусства, консерватизме и даже отсталости по сравнению с блестящим искусством античности. Теперь достаточно очевидно, что византийское искусство – это закономерный этап поступательного развития мировой культуры, этап, отличавшийся специфическими, неповторимыми типологическими особенностями.
Актуальность данной темы обусловлена определенным интересом к трудам выдающихся мыслителей Византии по теории искусства.
Среди основных задач можно выделить следующие:
Проанализировать памятники христианского искусства Византии;
Изучить деятельность выдающихся мыслителей Византии по теории искусства.
В качестве теоретической базы были использованы работы Н. Покровского, З. Удальцовой и других авторов. Данные работы позволили дать более качественную оценку в области теории искусства в византийском периоде.
1. Теория искусства в византийском периоде 4-15 вв.
.1 Памятники христианского искусства Византии
Основанная на развалинах древнеэллинской цивилизации, Византия, особенно на первых порах своего существования, сохраняла предания и наклонности, отличавшие древних эллинов. Эллинская цивилизация еще не утратила вполне своего значения даже и в первые века христианства, она была значительною силою, оцененною по достоинству христианами. Задача христианской Византии в данном случае сводилась к тому, чтобы претворить эти научные и художественные останки в достояние христианства, воспользоваться ими для целей христианской науки и искусства. Начиная с апостола Павла, мы действительно видим в христианстве целый ряд просвещенных писателей и отцов Церкви, которые пользовались плодами эллинской цивилизации в деле раскрытия и утверждения христианских идей; таковы Иустин Мученик, Климент Александрийский, Ориген, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Афанасий Великий. Показателями живучести древней науки служат и существовавшие все еще философские школы, которые пробуждали мысль и вызывали ее на работу, и еретические общества и секты, как результат энергической, хотя бы и ложно направленной, деятельности ума, – словом, всюду пробивалась еще интеллектуальная жизнь, полная разнообразия и интереса, а задатки ее положены были в предшествовавшей цивилизации.[5;70]
Но и эллинское искусство не может быть признано единственным источником искусства византийского. Разноплеменность состава империи влекла за собою эклектизм в области искусства; как византийская наука восприняла немало пришлых элементов из отдаленного Востока, Сирии, Армении, Египта, Индии, так и литература и искусство. Следы восточной культуры обнаружились и в христианских сектах, и в древних сказаниях, и в церемониалах, и в орнаментике. Византийцы следовали этому последнему пути и часто брали образцы, уже давно принятые на Востоке; отсюда встречаются у них те замысловатые плетения, те причудливые цветы и фантастические животные, какие столь обычны в памятниках Индии и Персии". В византийской жизни влияние Востока обнаруживается в привязанности к сложному и блестящему церемониалу, многочисленные образцы которого описаны впоследствии Константином Порфирородным, а также в блеске и роскоши одежд и вообще всей обстановки. В связи с этою наклонностью стоит любовь византийцев к пышным мозаикам и употреблению драгоценных материалов – золота, серебра, слоновой кости – в художественном производстве.
Само собою понятно, что механическое заимствование и случайная комбинация готовых элементов, хотя бы вполне совершенных, не могли создать нового искусства и возвысить славу Византии. Обильный приток готовых художественных форм был сплавлен в художественном горниле Византии, сырой материал переработан, и из сплава разнородных элементов под влиянием организующего гения явилось новое искусство, столь же оригинальное, сколько оригинальна и сама византийская жизнь во всех ее многосторонних проявлениях. Без природной наклонности к искусству, без таланта и знания, без обширного запаса художественных сил не могло явиться столь совершенное искусство, каково искусство Византии. Под влиянием названных условий искусство Византии уже с самых первых шагов своего бытия должно было мало-помалу уклоняться от искусства древнехристианского, хотя и не могло вдруг порвать с ним всякую связь. Наивный лепет древнехристианского символизма начинает уступать место историческому воззрению, высший идеал искусства полагается не в прелести и грациозности формы, но в достоинстве внутреннего выражения; искусство должно выражать христианские идеи, и соответственно их высокому значению оно должно отличаться возвышенным характером: и типы и композиции должны находиться в полном согласии с христианскою догмою; отсюда некоторые специалисты называют византийское искусство "догматическим".
Прежде всего, вырабатывает византийское искусство определенный тип Спасителя. "Художественный стиль, – приводим соображения Бэйе, – до IV в. отличался близостью к природе, простотою и непринужденностью положений; с IV в. эти прелестные качества начинают исчезать; искусство признает неуместною эту простоту и избегает ее, как не соответствующую достоинству священных изображений. Изображение Иисуса Христа, не отделяющегося от окружающей Его толпы, смешивающегося с нею, считается слишком вульгарным, низменным. Он есть Царь, и искусство должно выразить это. Писатели византийской эпохи дают пример материальных сближений между Царством Божественным и царством человеческим. Евсевий в Похвальном Слове императору Константину представляет Бога, Царя Небесного, в идеализированном образе царя земного. "Небо служит Ему Престолом, земля подножием, небесные воинства окружают Его, небесные силы дориносят Его; они видят в Нем своего Главу, Учителя, Царя". Точно так же и христианское искусство отселе усвояет Иисусу Христу блестящие одежды, величественный и внушительный вид; голову Его украшают особенным крестообразным с драгоценными камнями нимбом. Христос не смешивается с толпою; Он должен быть всегда легко узнаваем по Своим отличительным признакам. Его настоящее место на троне, на троне византийском, блестящем золотом и драгоценными камнями. Он спокоен, бесстрастен, господствует над всем миром и благословляет его царским жестом. Но этому Монарху нужен придворный штат, и вот художник изображает ангелов, которые напоминают человечество, но не принадлежат к нему, и которые составляют посредство между Небом и Землею. Для того чтобы образовать этот тип ангелов, он заимствует некоторые атрибуты у языческих гениев, у Виктории, но его создание отличается истинною оригинальностью. Византийский ангел своим правильным красивым лицом, длинными волосами, украшенными тороками, белыми одеждами, иератическою позою производит на душу сильное впечатление. Здесь можно, кстати, констатировать, насколько тесна связь между искусством и религиозною литературою. В эпоху создания этого нового типа распространились сочинения, приписываемые Дионисию Ареопагиту, где точно указана небесная иерархия". [5; 71]
Византийское искусство выработало также и величавый тип Богоматери, удержанный повсюду в средние века, а на православном востоке отчасти до настоящего времени. Богоматерь – Царица неба и земли, хотя и не имеет на главе царской короны; Её красота – красота выражения высокого духа; трон царский – Её обычное место; роскошные, украшенные драгоценными украшениями одежды обычного византийского покроя, багряные царские туфли составляют обычную принадлежность этого типа. Создание типов и композиций на темы Ветхого и Нового Заветов, истории Церкви, композиций нравоучительных и догматических, – огромнейшая заслуга византийских художников. В целой обширной истории искусств Востока и Запада невозможно указать ни другой эпохи, ни искусства какой-либо другой нации, которые бы могли стать рядом с Византиею по отношению к широте художественных задач и многосложной работе их выполнения. И это не только по отношению к созданию типов и композиций, но и по отношению к технике: здесь мы видим блестящую мозаику, изящную миниатюру, скульптуру в широком значении этого слова.
.2 Византийская иконография
Переходя к обозрению памятников византийской иконографии и искусства, мы, прежде всего, должны остановиться на мозаиках Равенны. Нигде, даже в самом Риме, обильно снабженном памятниками восточного искусства, нельзя найти такого богатства и полноты мозаических произведений, как в Равенне: в равеннских мозаиках дан обильный материал для характеристики этого искусства в течение целых двух столетий; здесь возможно проследить и постепенный переход в искусстве от периода древнехристианского к византийскому (V в.), и полный расцвет византийской мозаики в VI в.
Равенна, незначительный городок Римской империи в начале V в., вследствие движения к Риму варваров стала императорскою резиденциею. Здесь жили императоры Гонорий, Плакидий, Валентиниан III и его мать Галла Плакидия, Ромул Август, Одоакр и Теодорих Остготский, а затем, благодаря завоеваниям Велизария, Равенна вошла в состав Византийской империи. Но уже и ранее того, на первых же порах своего возвышения, Равенна стояла близко к Византии: епископы Равенны уже давно тяготели к Востоку, а во времена Теодориха уже окреп Равеннский экзархат. Вместе с экзархами и весь церковный клир и монашество стояли на стороне Византии. Церковный обряд здесь был греческий, а отсюда легко понять, почему и произведения тогдашнего равеннского искусства имели византийский характер: помимо высоких преимуществ Византии в этом отношении и ее громкой славы повсюду, к этому именно искусству склоняло Равенну и конфессиональное родство. Своим политическим и культурным возвышением Равенна обязана главным образом Галле Плакидий, Теодориху и Юстиниану. Вместе с тем каждое из этих царствований подарило нам памятники мозаик, по которым возможно судить о направлении равеннского искусства в V и VI вв. и о степени его близости к искусству византийскому.
Ко времени Галлы Плакидий относятся мозаики католического баптистерия. Мозаики эти исполнены по распоряжению епископа Равеннского Неона (425-430 гг.), как это видно из эпиграммы Агнелла, автора сочинения о жизни Равеннских епископов. Содержание мозаик определяется назначением самого здания: здание это – крещальня, с необходимым для крещения бассейном посредине, отсюда и мозаики его представляют лиц и события, имеющие близкое отношение к этому таинству. В круглом медальоне купола над центром крещального резервуара помещено прекрасное мозаическое изображение Крещения Спасителя в Иордане. Иисус Христос обнаженный стоит в воде; с правой стороны Его на береговой скале – Иоанн Креститель; правая рука его простерта над главою Спасителя, в левой он держит Крест – символ христианства. Сверху, над главою Иисуса Христа, парит голубь, символ Святого Духа. С левой стороны выступает из воды бородатый муж, олицетворяющий Иордан, с надписью "IORD…", с тростником в левой руке и с покрывалом. Все указанные три фигуры отличаются полною художественностью, натуральною постановкою и изяществом моделировки и контуров.
Но античный характер фигур Спасителя и Иоанна Крестителя носит на себе уже некоторый отпечаток христианского идеального воззрения того времени. Длинные волосы их локонами падают на плечи, подбородки и щеки обрамлены бородами, выражение лиц спокойное, величественное и серьезное.
Более важное значение в истории византийского искусства и иконографии имеют мозаики равеннской церкви Св. Аполлинария Нового (построена при императоре Теодорихе и в 553-556 гг. передана православным). Составляя работу мастеров, отчасти времени Теодориха, отчасти Юстиниана, мозаики эти своею численностью превосходят все, что мы имели в этом роде от предшествовавшего времени: они тянутся по обеим сторонам среднего нефа и представляют 26 изображений из библейской истории и 32 фигуры святых между окнами и поверх окон. Ряд изображений начинается у входной двери с левой стороны, тянется затем по алтарной стене и по правой стороне нефа. Выбор изображений показывает, что мозаичист имел в виду представить могущество и славу Иисуса Христа, а потому избирал из Евангельской истории те события, которые ближе подходили к его цели, и располагал их не в хронологическом порядке, но опять сообразно с намеченною им идей. Содержание изображений составляют: учение Иисуса Христа, Его чудеса, отдельные события из истории Его страданий и Воскресения. В частности, в порядке размещения изображений мы видим здесь исцеление расслабленного, исцеление бесноватого, исцеление второго расслабленного, отделение овец от козлищ, лепту вдовицы, мытаря и фарисея, Воскрешение Лазаря, беседу с самарянкою, беседу с грешницею, исцеление двух слепых, чудесный лов рыбы, насыщение народа и собрание остатков (хлеба и рыбы). Компоновка иконографических сюжетов, типы и одежды, особенно моложавый тип Спасителя в тунике, указывают еще на живучесть первоначальных преданий христианского искусства. Следующий отдел, заключающий в себе изображение событий Страдания и Воскресения Иисуса Христа, представляет более самобытных христианских черт, чем первый: тип Спасителя – мужественный, почти все фигуры бородатые в величавых позах, с сосредоточенным выражением в лице. Явление это не есть следствие разновременного происхождения тех и других мозаик, так как история искусства представляет немало примеров, где те и другие формы и типы стоят рядом на одном и том же памятнике и относятся к одному и тому же времени. Это явление переходной эпохи: типы и сюжеты первых веков христианства еще не изгладились из памяти художников, в то же время народилось немало и новых, получивших свое начало не в античном искусстве, но уже на самобытной почве христианства. [5; 74]
Указанные памятники равеннских мозаик дают еще понять, что здесь характер византийского искусства и иконографии не вполне установился, и среди многочисленных признаков, несомненно, византийского характера по местам проглядывают черты, почти сполна перенесенные сюда из искусства первоначального христианства. К VI столетию период такого колебания проходит, и нормы, отличающие византийское искусство от древнехристианского и всякого другого, устанавливаются полнее и определеннее.
1.3 Выдающиеся мыслители Византии
В XI-XII вв. в византийской культуре происходят серьезные мировоззренческие сдвиги. Рост провинциальных городов, подъем ремесла и торговли, кристаллизация политического и интеллектуального самосознания горожан, феодальная консолидация господствующего класса при сохранении централизованного государства, сближение с Западом при Комнинах не могли не отразиться и на культуре. Значительное накопление позитивных знаний, медленный, но неуклонный рост естественных наук, расширение представлений человека о Земле и Вселенной, потребности мореплавания, торговли, дипломатии, юриспруденции, развитие культурного общения со странами Европы и арабским миром – все это приводит к обогащению византийской культуры и крупным переменам в мировоззрении византийского общества. Это было время подъема научных знаний и зарождения рационализма в философской мысли византийского общества.
Рационалистические тенденции у византийских философов и богословов, так же как и у западноевропейских схоластов XI-XII вв., проявлялись, прежде всего, в стремлении сочетать веру с разумом, а порою и поставить разум выше веры. Важнейшей предпосылкой развития рационализма в Византии был новый этап возрождения античной культуры, осмысление античного наследия как единой, целостной философско-эстетической системы. Византийские мыслители XI-XII вв. воспринимают от античных философов уважение к разуму; на смену слепой вере, основанной на авторитете, приходит исследование причинности явлений в природе и обществе. Но в отличие от западноевропейской схоластики византийская философия XI-XII вв. строилась на основе античных философских учений разных школ, а не только на трудах Аристотеля, как это было па Западе. Выразителями рационалистических веяний в византийской философии были Михаил Пселл, Иоанн Итал и их последователи.
Михаил Пселл (1018 – после 1096/97), один из самых выдающихся византийских историков, философов, риторов, политический деятель.
Родился в Константинополе, в крещении получил имя Константин; принадлежал к обедневшей родовитой семье. В пять лет начал посещать школу, в 10-летнем возрасте знал наизусть Гомера и мог его комментировать. Мать настояла, чтобы юноша продолжил изучение наук, когда отец хотел отдать его в обучение какому-нибудь ремеслу. Через некоторое время Пселл был вынужден оставить обучение в Константинополе и в 16 лет устроился чиновником в провинцию. Вскоре родители Пселла ушли в монастырь, и деньги, оставшиеся после них, позволили ему продолжить образование у лучших преподавателей Константинополя (среди которых – Никита Византиец, Иоанн Мавропод), среди его соучеников – будущий император Константин X Дука и будущий патриарх Константинопольский Иоанн Ксифилин. Получив юридическое образование, занялся адвокатской деятельностью. Его коллега Константин Ликуд, член Сената, рекомендовал Пселла императору Михаилу V на должность секретаря дворцового архива. При императоре Михаиле был назначен уже на должность личного его секретаря. искусство византия христианский рационализм
При Константине IX Мономахе, Пселл был главным инициатором открытия высшей школы в Константинополе (1045), сам стал его блестящим преподавателем и лектором, занятия которого посещали слушатели как из Аравии и Персии, так и с латинского Запада. Отношение к ученому царя и царицы граничило с преклонением. Монарх называл Пселла "ипотитом философов", позволял ему садиться на трон, сам же – у его подножия – записывал слова ученого. Константин IX назначил Пселла на должность протосикрития (министр иностранных дел).
Когда церковная комиссия подвергла испытанию Пселла, преподававшего философию Платона, преклонявшегося перед ним и заподозренного в уклонении в ересь, философ был полностью оправдан. Усиление его влияния при дворе вызывало зависть и интриги, отражавшиеся на друзьях ученого,- избегая этого Иоанн Ксифелин и некоторые его друзья удалились в монастырь. Через некоторое время за ними последовал и Пселл, но вскоре вновь был призван ко двору: вдовствующая императрица Феодора пригласила его вернуться в Константинополь, стать наставником ее сына и ее личным советником в деле управления государством.
При константинопольском дворе Пселл продолжал оставаться на самых высоких должностях: при Феодоре (1054-56), Михаиле VI Стратиоте, Исааке Комнине, Константине Дуке, при Евдокии и Романе IV Диогене и в начале царствования Михаила VII, своего прежнего ученика. В эти годы он по-прежнему много писал, его деятельность охватывала все возможные отрасли знания: богословие, философию, медицину, естественные науки, музыку, математику, ораторское искусство, поэзию. Анна Комнина писала о нем: "Этот знаменитый Пселл был первым философом своего века". Сам же Михаил Пселл писал: "Я называю философами не тех, кто исследует сущность вещей и ищет основы мира, пренебрегая своим спасением, но – тех, кто презрел мир и живет вместе с теми, которые стали выше его". [8; 134]
Главным произведением Пселла считается его "Хронография", ее оригинальность – в мемуарном характере исторических описаний; писатель с гордостью отмечает, что достоинство его книги в том, что он ничего не утаил из того, что помнил. "Хронография" охватывает период в сто лет (976-1075), продолжая "Историю" Льва Диакона, и заканчивается царствованием Михаила VII Дуки. Это совершенно новое явление в византийской историко-мемуарной литературе, "Хронография" Михаила Пселла. В этом сочинении освещены 100 лет византийской истории – от смерти императора Иоанна Цимисхия в 976 г. до правления Михаила VII Дуки (1071-1077). Это произведение поражает реализмом житейских деталей в сочетании с высокой риторической техникой и гармонией литературного языка. Пселл, по мнению специалистов, возрождает в византийской прозе аттическое чувство ритма, огромное разнообразие изобразительных средств – метафор, гипербол, сравнений, но за риторической патетикой в его прозе бьется пульс реальной жизни, возникает картина высокого психологического накала, борения человеческих чувств, столкновения характеров.
Здесь впервые появляется свободный от штампов, раскованный и живой образ человека. Вместо величавого псевдоантичного героя или абстрактной аллегории той или иной добродетели в книге Пселла живут, борются, страдают, любят живые люди с их страстями и пороками, высокими чувствами и низменными побуждениями" перед читателем проходит целая галерея порочных императоров, их жен и любовниц, мрачных временщиков, придворных интриганов, суровых полководцев. Пселл любит живописать драматические сцены убийств и заговоров, столкновения сильных характеров, сложные психологические коллизии. Оценки его всегда образны и ярки, но крайне субъективны, окрашены политическими пристрастиями, часто проникнуты иронией и злой насмешкой над ничтожными правителями империи и их клевретами. Пселл – большой мастер портрета, ценит во внешнем облике человека красоту, гармонию, соразмерность, но выше ставит душевную чистоту и благородство.
Пселл всегда стремился к созерцательной жизни, к занятиям науками и спекулятивной философией, но не меньше и к политической активности, участию в придворных интригах, в ожесточенной борьбе различных партий. Он хочет жить и творить в тишине, в кругу близких и верных друзей, но не может оторваться от кипения политических страстей, от постоянных идейных споров и столкновений противоборствующих философско-религиозных течений. Эта раздвоенность ярко проступает в его обширной переписке с друзьями, учениками, идейными противниками. В огромном эпистолярном наследии Пселла с необычайной четкостью запечатлелась личность писателя, его скептический ум, склонность к иронии и желчной насмешке, образность мышления и меткость характеристик. Но в этом мизантропе живет поэтическая душа, прославляющая искреннюю дружбу, любовь к ближним, доброту к больным и убогим, испытывающая сладостное умиление от красот природы или искусно написанного пейзажа.
Таким образом, Пселл, один из крупнейших византийских эрудитов своего времени. Блестяще образованный и исключительно одаренный человек, Пселл сочетал занятия наукой и литературой с активной государственной деятельностью. Он прошел трудный жизненный путь, Достигал блестящих успехов при дворе, был советником нескольких императоров, но пережил и опалу, временное удаление в монастырь, затем новое возвращение к политической деятельности. Литературное и научное наследие Пселла огромно; он был ученым нового типа, энциклопедистом, интересующимся всем многообразием мира. Сохранились его сочинения по богословию, праву, медицине, музыке, астрономии, филологии и истории; он пробовал свои силы и на поэтическом поприще. Знаток античной философии, Пселл увлекался Платоном и неоплатониками. Одним из первых среди византийских философов он стал защищать идеи рационализма, отстаивал право человека на научное познание мира, исходя из того, что человеческий разум способен постигнуть истину самостоятельно, с помощью собственной логики. Но научные изыскания и логические построения применялись им лишь к явлениям видимого мира, к природе и отнюдь не распространялись на богословские проблемы. Он признавал, что, кроме познания, основанного на доказательствах и разуме, существует высшая мудрость, которая открывается в вере. Рационалистические идеи сочетались у Пселла с теологическим мировоззрением, а порою даже с мистикой и суевериями. Михаил Пселл много комментировал античных философов, а также создал философский трактат "Логика", где в сжатой форме изложил основы этой науки. "Логика" Пселла имела распространение как в Византии, так и на Западе.
Много дальше по пути рационализма пошел последователь и преемник Михаила Пселла Иоанн Итал (р. в 1025 г.). Итал, бесспорно, одна из самых выдающихся и колоритных фигур среди византийских мыслителей XI в. Итальянец по рождению, еще юношей он бежал вместе с отцом из Италии, выучил в Византии греческий язык, получил классическое образование и стал преподавателем философии в Константинопольском университете. После отставки Михаила Пселла с поста руководителя философского факультета – "ипата философов" Итал занял эту должность. Он не очень был силен в риторике и грамматике, зато великолепно знал Платона и Аристотеля, отлично владел диалектикой. Натура неукротимая, яростный спорщик с темпераментом бойца, Иоанн Итал бескомпромиссно отстаивал свои идеи. Он видел в светской науке не только средство умственного формирования человека, но признавал за ней право на самостоятельное постижение истины, причем не только в сфере природы, как учил Пселл, но и сверхчувственного бытия. Византийский философ под влиянием Платона признавал вечность как идей, так и материи. Материя, по его мнению, сама создает свои формы под воздействием идей, Иоанн Итал отрицал чудеса, бессмертие души, учил, что люди воскреснут не в том облике, каким они обладали при жизни. В его философских трудах явственно звучат ноты скептицизма и отрицания всесилия церковной догмы.
Философская система Иоанна Итала – новое явление в развитии философско-богословской мысли Византии. Он первый смело и решительно попытался трактовать теологические проблемы с позиций разума, противопоставить вере, основанной на авторитете и традиции, принципы разума и логики. Совершенно ясно, что церковь не могла допустить такого вольнодумства; в 1082 г. против Иоанна Итала был возбужден процесс, он был обвинен в ереси, его осудили и предали анафеме. Дальнейшая судьба его неизвестна.
Однако семена рационализма и свободомыслия, посеянные Иоанном Италом, дали новые всходы. Вслед за ним выступили его ученики. Евстратий Никейский, талантливый философ, отстаивал примат логики над богословской традицией, отрицал божественность Христа, подчеркивая его человеческую природу. Поклонник античной философии, Евстратий создал комментарии к Аристотелю, которые были переведены на латинский язык и использовались схоластами Запада, в том числе Фомой Аквинским. Монах Нил Калабрийский пошел вслед за Евстратием в отрицании божественной природы Христа. Другой ученик Итала – Сотирих Пантевген, образованный богослов, поддержал эти рационалистические идеи, он утверждал, что евхаристия – это не реальное пресуществление хлеба и вина в плоть и кровь Христа, а лишь религиозный обряд, напоминающий о тайной вечере. Михаил Глика (Сикидит) (XII в.) – один из самых ярых защитников рационализма – отрицал воскресение во плоти, нетленность даров евхаристии. Судьба Михаила Глики особенно трагична: по доносу он был брошен в тюрьму, ослеплен и пострижен в монахи. В заточении он написал "Тюремные стихи", где оплакивал свою горькую судьбу:
Душа, утешься! Пусть тебя страданье не осилит!
И в малодушье не впадай врагам твоим на радость.
Ты разве, сердце, не клялось, душа, ты не хвалилась,
Что с испытанием любым готов я повстречаться!
Томясь в страшной темнице, поэт не теряет веры в светлое будущее:
Лишь не гляди на то, что есть, смотри на то, что будет,
И ты природу всех вещей на опыте познаешь…
Где льется горьких слез поток, где буря бед бушует,
Там может человек узреть сияющее счастье.
Все эти представители рационализма и религиозного свободомыслия были осуждены церковью, а их труды преданы сожжению. [8; 136]
Философские идеи Михаила Пселла, Иоанна Итала и их последователей перекликаются с философско-религиозными построениями Росцеллина и Петра Абеляра (XII в.) на Западе. Рационалистические идеи византийской философии XI-XII вв. оказали заметное влияние на развитие западноевропейской схоластики. Деятельность этих мыслителей – эмансипация философии от богословия, объяснение церковных догматов с помощью логических категорий,- по существу, прокладывала путь идеям Ренессанса. Это был закономерный этап развития философии, который означал движение мысли от схоластики к Возрождению. И пусть эти мыслители потерпели поражение, и пусть еще потребуется много времени, чтобы их идеи возродились с новой силой, но, бесспорно, борьба рационализма против церковной идеологии в XI-XII вв. подготовила почву для появления гуманистических идей в Византии в XIII – первой половине XV в.
Заключение
Проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что рационалистические тенденции у византийских философов и богословов, так же как и у западноевропейских схоластов XI-XII вв., проявлялись, прежде всего, в стремлении сочетать веру с разумом, а порою и поставить разум выше веры. Важнейшей предпосылкой развития рационализма в Византии был новый этап возрождения античной культуры, осмысление античного наследия как единой, целостной философско-эстетической системы. Византийские мыслители XI-XII вв. воспринимают от античных философов уважение к разуму; на смену слепой вере, основанной на авторитете, приходит исследование причинности явлений в природе и обществе. Но в отличие от западноевропейской схоластики византийская философия XI-XII вв. строилась на основе античных философских учений разных школ, а не только на трудах Аристотеля, как это было па Западе. Выразителями рационалистических веяний в византийской философии были Михаил Пселл, Иоанн Итал и их последователи.
Следует заметить, что философские идеи Михаила Пселла, Иоанна Итала и их последователей перекликаются с философско-религиозными построениями Росцеллина и Петра Абеляра (XII в.) на Западе. Рационалистические идеи византийской философии XI-XII вв. оказали заметное влияние на развитие западноевропейской схоластики. Деятельность этих мыслителей – эмансипация философии от богословия, объяснение церковных догматов с помощью логических категорий,- по существу, прокладывала путь идеям Ренессанса. Это был закономерный этап развития философии, который означал движение мысли от схоластики к Возрождению. И пусть эти мыслители потерпели поражение, и пусть еще потребуется много времени, чтобы их идеи возродились с новой силой, бесспорно, борьба рационализма против церковной идеологии в XI-XII вв. подготовила почву для появления гуманистических идей в Византии в дальнейшем.
Таким образом, византийская цивилизация оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие культур многих стран, средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры был весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, народы Закавказья, Северного Кавказа и Крыма – все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью. Наиболее интенсивно византийское культурное влияние, естественно, сказывалось в странах, где утвердилось православие, связанное прочными нитями с константинопольской церковью. Византийское влияние сказывалось в области религии и философии, общественной мысли и космологии, письменности и образования, политических идей и права, оно проникало во все сферы искусства – в литературу и зодчество, живопись и музыку. Через Византию античное и эллинистическое культурное наследие, духовные ценности, созданные не только в самой Греции, но и в Египте и Сирии, Палестине и Италии, передавались другим народам. Влияние византийской культуры в средние века во многом являлось продолжением распространения тысячелетних культурных традиций греко-римского и восточноэллинистического мира в страны Юго-Восточной и Восточной Европы. Восприятие элементов византийской цивилизации в Болгарии и Сербии, Грузии и Армении, в Древней Руси способствовало дальнейшему прогрессивному развитию их культур. Со стороны правящих классов перечисленных стран это было обращением к самым высоким образцам, наиболее изысканным духовным ценностям, созданным средневековой Европой. Как правило, степень эффективности проникновения византийского влияния зависела не только от активности Византийского государства и православной церкви, но и от уровня развития дохристианской народной культуры. Чем выше был уровень самобытной местной культуры, чем более прочно сохранились в ней локальные традиции и элементы народного творчества, тем ограниченнее было воздействие византийской цивилизации. Еще важнее то, что перенесенные на чужеземную почву иноязычных местных культур духовные ценности, созданные Византией, как правило, подвергались здесь глубокой трансформации, начинали как бы новую жизнь, приобретали совсем иные черты под воздействием национальных творческих начал. Итак, культуре Византии по праву принадлежит видное место в развитии Европы. Культурное влияние Византии, как известно, пережило саму империю. Поэтому византийская цивилизация, византийское искусство, а особенно, теория искусства в трудах выдающихся мыслителей Византии, вызывает живой интерес у людей современной эпохи.
Список литературы
1.Арутюнян А. Россия и Ренессанс: История русской культуры (было ли в России Возрождение?; О влиянии Византии на русскую культуру) // Обществ, науки и современность. – 2011. – №3. – С. 89-101
2.Бэкхарст Д. О живом и мертвом в философии Э.В. Ильенкова: Эстетика Ильенкова // Вопросы философии. – 2014. – №5. – С. 170-180
.Зотов В.Д. Византийское наследство России: Религиозное, культурное, идейно-политическое воздействие Византии на Русь и Россию // Соц.-гуманит. знания. – 2012. – №4. – С. 260-280
.Исьянова Л.А. Ф. Лосев: созвучное сокровенному: Эстетическое учение о сущности и специфике искусства // Педагогика. – 2013. – №5. – С. 92-98
.Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства. – СПб: Лига Плюс, 2010. – 412 с.
.Руссо Ж.-Ж. Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов? //Антология культурологической мысли. – 2014. – 234 с.
.Тэн И. Философия искусства. – М.: Знание, 2012. – 435 с.
.Удальцова З.В. Византийская культура.- М.: Наука, 2008. – 288 с.
.Хвостова К.В. Византийская цивилизация // Вопросы истории. – 2015. – №9. – С. 32-4