- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 29,41 Кб
Региональные особенности глиняной игрушки
Курсовая работа
На тему: Региональные особенности глиняной игрушки
Содержание
Вступление
. История создания глиняной игрушки
. Особенности глиняной игрушки в разных регионах
Заключение
Используемая литература
Вступление
Многие сегодня пытаются найти истоки своей культуры, свои корни в надежде обрести будущее, сохранив при этом свое национальное достоинство. Духовное возрождение народного искусства поможет нам на этом нелегком пути (народный мастер Н. Фролова).
Особое место среди изделий из глины занимают игрушки. Глиняные игрушки на Руси известны с глубокой древности (самые ранние игрушки в Х-ХI вв. были найдены на территории древних русских городов – Киева, Новгорода, Москвы, Коломны, Радонежа), когда наши далёкие предки поклонялись языческим богам. Особым почитанием пользовались богиня домашнего очага Рожаница, которую изображали крепкой и здоровой женщиной, и бог Солнца Ярило – двух или трёхглавым конём, с символом солнца на груди (круг с лучами). Поклонение божественным силам природы было связано с пожеланием благополучия и хорошего урожая. Нужного бога лепили из глины, а чтобы боги поняли, чего от них хотят, рядом с ними изображали то, о чём просят. Поэтому Рожаницу лепили с домашними животными, а если молили её о ребёнке, то делали фигурку с младенцем на руках. Любимым образом была и птица Сирин, которая воплощала собой кормительницу рода, женское начало природы. На смену языческой вере пришло христианство, но по традиции женщины продолжали лепить из глины фигурки языческих богов а, чтоб церковь не запретила этого делать, их стали называть игрушками.
С потерей первоначального смысла ритуальных фигурок одновременно менялся и их облик. Так, например, в ХХ столетии богиня Рожаница стала барыней с зонтиком, дамой с собачкой, нянькой, водоноской. Птица Сирин превратилась в райскую птицу, божью посланницу. Сюжеты игрушек того времени: кони, медведи, птицы-свистульки и др. животные, а также мужские и женские фигурки. Со временем изменялись и совершенствовались приемы изготовления игрушек, но сохранялись и развивались местные художественные традиции, которые заложили основу промысловых центров изготовления игрушек. Мастерство передавалось по семейной традиции из поколения в поколение. От новых мастеров не требовалось заново создавать образ, а лишь улучшить традиционные формы игрушек, сделать их занимательнее, не отступая от принятых норм. В дореволюционной России сложилось несколько промысловых центров изготовления игрушек и многие из них, к счастью, сохранились. Так, в Архангельской области славятся каргопольские игрушки, в Кировской – дымковские, в Тульской – филимоновские, в Калужской – хлудневские и т.д. Все они имеют характерные отличительные особенности, что связано с культурой и местными традициями тех мест, где зарождался промысел.
1. История создания глиняной игрушки
Игрушка – одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества.
Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Вероятно, это культовые предметы. Находили глиняную игрушку в раскопках X-XVII вв. (Москва, Рязань) – свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью.
Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в "Москве на торгу". Игрушечное производство в XVII-XVIII вв. достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью. В книге расходов императрицы Екатерины I за 1721 г. указано: "Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне – три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами. За всё заплачено 4 рубля 9 алтын две деньги".
В XVIII-XIX вв. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди.
Уникальный очаг народного творчества, типичное явление народной культуры – деревня Хлуднево Думиничского района Калужской области. Хлудневская игрушка – свидетельство неугасающей народной традиции, в основе которой лежит близость человека с природой. Кроме гончарного промысла здесь был и другой – женский, "бабий" промысел – изготовление глиняной игрушки. Местные глинистые почвы давали плохой урожай, и развитие побочного крестьянского промысла было необходимо. Этим промыслом и стало гончарное ремесло и изготовление игрушек. Мягкий, пластичный материал (глина) шёл не только на изготовление посуды. Во всех местностях, где занимались гончарным ремеслом, лепили небольшие погремушки (грематушки) фигурки- свистульки, Особенной любовью пользовались свистульки, которым можно было придать любой зрительный образ и к тому же использовать, как своеобразный музыкальный инструмент.
Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время – большей частью зимой и весной до покосов.
Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной чёткостью в пластическом и цветовом отношениях, наивная (в самом высоком смысле этого слова) глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.
Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины. Эта глина используется для филимоновских игрушек. За иссиня-черный цвет ее прозвали синикой. А вообще игрушки лепят из той глины, какая есть в данной местности.
. Особенности глиняной игрушки в разных регионах
. Дымковская игрушка
Самой большой известностью и любовью в нашей стране пользуются дымковские (вятские) глиняные игрушки. Этот промысел возник в селе Дымково, расположенного недалеко от города Кирова, где отличные залежи глины и песка. Промысел развивался от примитивных простых игрушек и свистулек к декоративной скульптуре, многофигурным сложным жанровым композициям на темы городской жизни с элементами архитектуры (домики, карусели) и пейзажа. В ассортименте игрушек, кроме женских фигурок – модниц, барынь, кормилиц (они же со временем обновлялись в образах воспитательниц в детском саду, учительниц, колхозниц и т.д.), красавцы индюки, кони, козлы и олени, различные жанровые сценки, хороводы, музыканты и др. скульптурные композиции. Происхождение промысла связывалось с майским народным праздником "свистунья" (прежнее название – «свистопляска»), когда по всей округе раздавались трели и свист ярких, веселых глиняных свистулек, которых в качестве товара к ярмарке грудами готовили дымковские игрушечницы. Эта игрушка отличается особым стилем и колоритом, она красочна и богата деталями, всяческими украшениями, отличается теплотой и естественностью форм. Так, например, женские фигурки в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, (няньки, кормилицы, барыни, водоноски) отличаются выразительными деталями: нарядные прически, роскошные головные уборы, оборки на рукавах, передниках, пелеринки, муфты, зонтики, сумочки и др. характерные детали. Традиционные в дымковской игрушке всадники, петухи и другие скульптурки расписываются ярко и фантастично: индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога. У разнообразных свистулек (всадники, птички, кони с одной, двумя и тремя головами, козлы, бараны, фигурки военных и т.д.) лепят более тщательно только верхнюю переднюю часть фигуры. Во всех этих наивных и красочных образах воплощены присущие русскому народу черты – простодушие, удаль, оптимизм и склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности.
Праздничный облик игрушек создается росписью по меловому белому фону, в основе росписи – геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги. Игрушки покрывали ослепительно белым слоем мела, разведенного на снятом молоке, а затем по этой побелке сухими анилиновыми красками растертыми на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом, выполняли яркую многоцветную роспись (4-8 цветов). В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце и др. краски. В прошлом кисточка была самодельной из продернутого холщового лоскута, намотанного на палочку, пятна наносили торцом ровно срезанного прутика, теперь употребляют колонковые или хорьковые кисти.
Яркая и своеобразная роспись представляет собой крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки, фигуры животных. Цвета росписи сочетаются по принципу контраста и взаимного дополнения; многоцветие подчеркнуто присутствием белого и черного цветов и дополнено блестящими квадратиками сусального золота (теперь-медный поташ), наклеенными на головные уборы и воротники дам, эполеты и кокарды военных, пышные хвосты индюков и т.д. В росписи игрушек используются яркие цвета: синяя, красная, желтая краска дополнялись кусочками золотой и серебряной потали.
Современная дымковская игрушка отличается особой пластикой, разнообразием форм и сюжетов, росписью. Значение дымковской игрушки давно уже не игровое. Это – народная декоративная скульптура, которая прекрасно вписывается в современный интерьер и не просто его украшает, а всегда несет активный положительный эмоциональный заряд, обеспечивая ее высокую популярность и не только в России.
. Филимоновская игрушка
Необычайно красочна и фантастична народная глиняная игрушка из села Филимоново Тульской области (д. Филимоново Одоевского района). Филимоновские игрушки лепные (лепятся целиком из одного куска глины), традиционной формы, почти всегда со свистком (даже крупных размеров «бабы» держат под рукой птичку-свистульку), высота игрушек в основном колеблется от 5 до 20 см (отдельные выставочные экспонаты достигают 40 см). Сюжеты этих игрушек не так разнообразны, как дымковских, и ассортимент их довольно узок: женская фигура («баба», «барыня»), мужская фигура («солдат», «всадник»), медведь, баран, конь, олень, петух, собака, корова. В некоторых возможно есть влияние дымковской игрушки (доярка, всадник, например), но ряд сюжетов сугубо филимоновские: собака с зеркалом, солдат с гусем, «любота» (возлюбленные). Фигурки – свистульки имеют очень обобщенные, условные формы, просты по силуэту, отсутствуют мелкие детали и украшения, а отличительной особенностью этих необыкновенных игрушек является то, что все они как будто тянутся вверх своими длинными шеями. Это объясняется пластическими свойствами материала – местной жирной глины «синики», требующей многократного заглаживания в процессе лепки; но в этом же их своеобразная привлекательность и неповторимость. При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная, очень яркая роспись с характерными ритмичными полосками. Сказочные кони с чрезмерно длинной шеей, фантастические коровушки, стройные барыни с уточками в руках, танцующие пары украшены простым традиционным орнаментом, но поражают фейерверком разнообразных ярких солнечных красок. Они очень декоративны в своем монументальном лаконизме и жизнерадостны благодаря солнечной росписи, состоящей из малиновых и зеленых или фиолетовых полос по желтому фону, всевозможные узоры хорошо подчеркивают объем и сочетаются с вытянутыми формами игрушек. Современная филимоновская игрушка, подобно дымковской, востребована, являясь широко распространенным предметом коллекционирования и декоративного украшения.
. Каргопольская игрушка
Центром промысла северной игрушки Каргопольского района Архангельской области (Панфиловская волость Каргопольского уезда, Олонецкая губерния) была д. Гринево, где проживали мастера И.В. Дружинин и У.И. Бабкина. Игрушки каргопольских мастеров в большинстве своем были одиночными фигурками – женские фигуры, изображения животных, а самыми распространенными были свистульки – утушки. Фигуры людей по-крестьянски мощные, коренастые, а также стоящие подобно людям, на двух ногах олени, медведи, птицы – то ли сказочные персонажи, то ли изображения ряженых. Много женских фигур с ребенком на руках, с корзиной, с птицей, т.е. занятых хозяйственными заботами. На них одеты нарядные народные костюмы – широкие юбки, пышные сарафаны, разнообразные головные уборы, кофты с крупными налепными пуговицами. Обобщенность форм, четкий выразительный силуэт, крупная лаконичная роспись делают их монументальными, несмотря на небольшие размеры (10-15 см). Все образы полны большой жизненной силы и внутренней значительности, выглядят непринужденными и самоуверенными.
В ХХ веке промысел почти угас, но благодаря усилиям потомственного гончара Дружинина И.В. в 30-е годы прошлого столетия промысел возродился, игрушки попали в различные музеи. Классическая каргопольская игрушка в Санкт-Петербурге была представлена на выставке в Русском музее в работах легендарного мастера глиняной игрушки Ульяны Ивановны Бабкиной, перенявшей мастерство от своих родителей. Мне довелось получить большое удовольствие – посмотреть эти работы и заочно познакомиться с народной мастерицей, бабушкой Ульяной, которая лепила с шутками – прибаутками, разговаривала со своими игрушками и сочиняла сказки, одушевляла глиняные фигурки и сама радовалась им. После обилия виденных нами ярких и современных игрушек, эти не удивляли своей красотой, но притягивали своей непосредственностью и теплотой, воспоминаниями из детства – в них столько сказки, добра и уюта вместе с глубоким мастерством, что невозможно остаться равнодушным. Это характерные массивные фигурки коньков, мужичков с окладистой бородой, крестьянок; варьируются сказочные образы Полкана (кентавра) и птицы Сирин. Тематика игрушек разнообразна: это и постоянные персонажи для народной игрушки: конь, баран, олень, и более сложные групповыекомпозиции- катание на санках, танцующая пара и другие образы.
Для каргопольских игрушек характерна упрощенная форма, монументальность, обобщающая передача образа, добродушный юмор, чувство материала. Основа фигур белая, т.е. красочная роспись наносится по предварительно выбеленной поверхности фигур. В цветовой гамме глиняной игрушки Каргополя преобладают зеленый, голубой, красный, черные цвета.
Ранее использовались самодельные краски: мел, сажа, синька, а то и скобленая ржавчина, но они быстро стирались, поэтому красили лишь её "фасад" и наводили простой узор: точки, черточки, кресты, круги с крестом внутри, либо вписанные один в другой концентрические окружности с синей точкой в центре. Расписывалась игрушка по-разному: в мягких, приглушенных тонах, роспись узоров из вытянутых колец, крестов, гребешков коричневой, зеленовато-голубой, черной, красной красками, или – охрой и серебряной красками по черному фону. Белый цвет "сияющий белизной" сравнивался со светом, но не отраженным, а излучаемым изнутри, а потому забеленные юбки "бобок", символизирующие землю, плодородие, воспринимались как светоносные, лучезарные. Красный, "жаркий" цвет символизировал не только солнце, но и небесный огонь: солнце есть круг, наполненный огнем. Когда мастер считал нужным выделить какую-нибудь скульптурную деталь, он сознательно использовал блеклую окраску. Обычны краски в тройном соседстве – черная, красная, серебрянная. В сочетании черной с белой, а также с малиновой получилась новая яркая и радостная гамма. Как правило, рубашки у мужчин и кофты у женщин – зеленые, а брюки и юбки черные, иногда – красные.
Современные мастера используют при росписи темперу или гуашь на клею, но орнамент по традиции остается прежним – простой, стилизованный, напоминающий северную вышивку. Все детали имеют символическое значение: квадраты, треугольники, ромбы в разном расположении и сочетании означают то твердь земную, то небесную, символизируют распаханные и засеянные поля, заливные луга и даже указывают на сезоны, как считают некоторые специалисты. Геометрический белый или черный орнамент из кругов, прямых и косых крестов, полос, штрихов, овалов похож на древние солярные знаки. Круги, кольца и крестообразны изображения – это знаки солнца: круговые изображения символизировали дневной и годичный бег солнца вокруг «Матери сырой Земли», а крест напоминал, что светит оно на четыре «сторонушки» и все времена года зависят от него.
С культом солнца в славянской мифологии связывают коня и уточку: утром огнегривый конь возводил солнце на небосвод, а уточка прятала его на ночь в воду. Было еще представление о весеннем солнце в образе красивого юноши на белом коне – Яриле или по другим источникам Полкан – богатыре, полного сил и здоровья, который помогал людям хлеб растить и землю от врагов оберегать. Существовал обычай: на Ярилин день сажали на коня разъезжать по полям молодого, красивого юношу, чтобы хлеба были урожайными. Знаки плодородия земли – смыкающиеся скобки и дуги символизировали зерна и пашню. Глиняная баба в старинном наряде являла собой образ мира, а каргопольские глиняные фигурки женщин с двумя птицами в руках. напоминают хорошо известный сюжет по старинной северо-русской вышивке, где в центре сложной композиции на тему «встреча весны» находится изображение богини урожая и благополучия обязательно с двумя птицами в руках.
В руках женских фигуроки дети, блюда с яствами или птицы. "Тетерка" – это жертвенная птица, образец земного огня и небесного солнца, а птицы всегда считались в народе предвестницами тепла и весны, они щебетом своим прогоняли с земли силы тьмы, несли свет и радость на счастье людям. Именно поэтому большинство глиняных русских игрушек, тесно связанные с весенними обрядами, воспроизводило изображения птиц и делалось со свистком – "голосом". Разнообразны и необычны наряды Каргопольских барынь: у одной – в широкополой шляпе и горжетке на руках птица, сложенная крендельком; у другой – шляпа, украшенная птицей, это – целое гнездо; третья – в шляпе, похожей на цилиндр, держит на руках не только птицу, но и собаку. Есть барыня с ребенком, с корзинкой, с медвежонком, с вазой.
О роскошных шляпах простых северных баб мастерица Дружинина говорила: "Если лепят их с птицами- "тетерками", то "накладывают" на голову только широкую шляпу, которую расписывают, словно солнце: верх покрасят оранжево-красным, а на полях наведут полоски – лучи" (женское изображение с головой, увенчанной "солнцем" – Пятницы, встречается и в местной "досельной" вышивке, и в ткачестве, сохранивших древние славянские образы). По народным поверьям, от Пятницы зависели обильные роды земли, она покровительствовала женскому рукоделию и супружеству, к ней деревенские девушки, в традиционных обрядах, обращались с мольбами о женихе. С детства воспитывали уважение к "матери сырой земли", в образе этой незатейливой игрушки.
Крестьянки и мужские фигуры изображались в повседневном труде: женщины несут корзину или блюдо с пирогами, нянчат детей, прядут, стирают белье, а мужчины – пахари, охотники, кузнецы, сеятели, кузнецы. Даже животные работают – козлы едут на санях, медведи работают в кузнице и др. Есть сюжеты на праздничную тему – бражники в лодке, гармонисты в лодке и в кресле, бородатый старик играет на балалайке, танцующая «кадриль» пара и стоящий в стороне гармонист. Фигурки лепились упрощенно, чтоб выделить главное, налепных деталей мало. Например, руки у женщин полукруглые, иногда сливаются с телом или положены на бедра, протянуты на встречу или воздеты к небу, они выполнены схематично и кисти рук непроработаны детально и даже не подчеркнуты орнаментально, их украшают лишь несколько поперечных мазков, и часто окрашены в зеленым или буро-красным цветом. Лицо тоже чаще является условным отображением, часто обнажена грудь, на шее у баб нарисованы бусы или мониста с подвесками подобие лучей. В убранстве юбки подчеркнут передник с плотным орнаментом.
Скульптурки животных лепятся обычно из одного куска глины. Коня отличают широко расставленные конические столбики ног, крутой изгиб сильной шеи, мощная грудь, маленькая голова со стоящими ушками. У лошади в упряжке есть уздечка и сбруя, а если она на воле, то на ее боках большие буро-красные круги и кресты (такая же роспись у коровы, оленя и спинах птиц), грива лошади пишется росчерком красных и черных линий, хвост – черными. Корову отличает широкая грудь, толстая шея, вытянутая морда и серповидные рожки, лося – крепкая шея, небольшая голова (морда вытянута вперед, рот приоткрыт) и ветвистые рога с небольшими ушками, оленя – ветвистые рога с небольшими выступами – отростками (олень в старославянской мифологии был олицетворением неба). В каргопольских игрушках мастеров нашего времени, сохраняются ли традиционные предпочтения и каргопольские сюжеты, или появляются многофигурные современные композиции в особом исполнении, в игрушках по-прежнему остается тепло, уют и естественность, что подтверждает силу русского народного искусства.
Эта глиняная игрушка создавалась в Курской области. Ее персонажи олицетворяют героев русских сказок, которые обладают способностью перевоплощаться, оборачиваясь то волком, то медведем, то птицей. В древнерусских весенних и летних магических обрядах, связанных с культом солнца, принимал участие всадник – мужчина, одетый в женское платье (это – оборотень, перевертыш), а у знаменитого «збручского идола» четыре лица, обращенные к четырем сторонам света. Все эти черты в какой-то степени отражены в игрушках – скульптурах народного мастера из Курской области (автора «Перевертыша»), представленного на фото.
. Плешковская игрушка
Плешковский промысел зародился в д. Плешково (Ливенский район Орловской области) в 17 веке и стал одним из древнейших промыслов центра России. По преданию вокруг деревни стояли леса, а в этом месте из-за скудости земли образовалась плешь – плешина, оттого и название осталось – Плешково. Глина в этих местах замечательная: сверху – желтая, поглубже – серая, а еще поглубже – белая с искорками блестящих вкраплений слюды, легкая в работе, розовая после обжига изделий. Исстари лепили плешковцы на гончарном круге посуду: кубаны для молока и кваса, а для души и для продажи на ярмарке изготавливали игрушки – свистульки. Посуду делали, что звон, – вспоминают старожилы, «а детям на потеху да себе на радость делали свистульки с чистыми звонкими трелями». Расписывают игрушку в две краски: красную – зеленую, красную – синюю, поверхность изделии покрывают круглыми и овальными пятнами.
История сохранила имена самобытных игрушечниц Ольги Даниловны Малютиной, Александры Михайловны Иваниловой. Продолжают традиции плешковского промысла ученики А.М. Иваниловой народные мастера Александр Викторович Фролов, Наталья Николаевна Фролова и их дети. Работы этих мастеров можно увидеть в музеях, на выставках народного искусства, на фестивалях и фольклорных праздниках. Мастера из поколения в поколение лепят завещанную им предками форму, лишь слегка видоизменяя ее, наделяя новым смыслом. Плешковская миниатюра является патриархальной, самобытной, так как ей удалось сохранить удивительную простоту и монументальную форму.
. Чернышенская игрушка
Деревня Чернышено расположена не далеко от города Новосиля (одного из древнейших на Орловской земле) – один из загадочных и малоизвестных игрушечных центров в России. Долго считалось, что промысел в Чернышено прекратил свое существование в 30-х гг. двадцатого века, в действительности игрушки в деревне Чернышено лепили вплоть до конца 50-х гг. Живописная деревенька издавна славилась своими мастерицами – игрушечницами из крепостных. По сложившейся традиции промысел был женским, а поскольку крестьянка ничего не получала на свои расходы от мужа, то пользовалась вырученными средствами от продажи молочных продуктов, пряжи, холста и игрушек на весенних ярмарках и во время праздников.
Глина в этих местах необычная – вязкая, ее заготавливали впрок весной и хранили в погребе или в др. холодных местах. Готовые игрушки сушили на верхушках печей и обжигали в общем горне. Раскрашивали их минеральными и анилиновыми красками птичьим пером.
Сюжеты чернышенских игрушек традиционны и связаны с верованиями и обрядами, они носили в себе знаки тотемов и богов. Часто изображались в виде новосильских крестьян, коньков, птиц. Образ кукушки связан с обычаями и поверьями предков: кукушка – "божья" птица, вещая – предвещала сроки жизни и смерти, а также судьбу человека и природных явлений. Кукушка представляла собой птичий образ женского божества, наделенного тайной силой пророчества (культ бога Рода), что оказало влияние на роспись остальных игрушек, напоминающую ее оперение, – коньков – свистунъков, коровок, барашков, всадников, кукол – все они также обильно украшены чередующимися полосками. Формы коньков – свистуньков (так называли всех животных) весьма условные: приземистые, неуклюжий вытянутый корпус, маленькие ножки – бугорки, вытянутые шеи и крошечные упрощенные головки, скорее напоминающие доисторических динозавров. Особенно хороши чернышенские куклы-барыни, кормилки, их головные уборы и роспись одежды напоминает костюмы конца XIX начала XX вв.
Лучшие мастерицы чернышевской игрушки: Чумичева П.П, Фомина МЛ., Клинина П.П., Аленкина Т.П., в послевоенное время – Афанасова А.Х. и Шеляева ЕД.
Возрождением чернышенского промысла занималась народный мастер Фролова Наталья Николаева и ее дочь Аня.
. Абашевская игрушка
Абашевская игрушкародом из приволжских селений (с. Абашево Беднодемьяновского района Пензенской области, ранее Наровчатского уезда Пензенской губернии), где в 1930-е г. была организована гончарная артель. В артели изготавливали абашевскую утварь. Посуду делали для себя и на продажу, поэтому она была известна далеко за пределами села, но еще большая известность выпала на долю абашевских свистулек.
В Абашеве игрушечным промыслом занимались мужчины. Известные мастера абашевской игрушки: семейная династия Зоткиных и Краюшкиных, В.В. Челышев, И.И. Зюзенков и др. Отличительной особенностью абашевской игрушки является роспись. Раньше абашевцы окрашивали свои изделия луковым взваром, отчего они становились золотисто-коричневыми. Золотили кусочками сусального золота. А теперь основа изделия покрывается яркими масляными красками (используют красный, синий, зеленый, голубой и черный цвет), а затем дополняется серебряной или золотой «оживкой», которая придает игрушкам эффектный, индивидуальный характер. Бронзовым порошком, разведенным на лаке золотят у свистулек прежде всего рога, уши, круглые прилепы, оборки и ожерелья, на ножках делают золотые копытца. Та часть свистульки, которую берут в рот для того, чтобы посвистеть, не окрашена и имеет естественный розоватый свет обожженной глины. Некоторые изделия с вдавленными насечками покрываются зеленой или коричневой поливой (глазурованные и с холодной росписью). Нередко эмоциональная сила игрушки подчеркнута одним цветом, излюбленным – красным.
В лепке используются особые скульптурные приемы: животные имеют сказочный облик (небольших или довольно крупных размеров всадники, олени, львы, петухи, утки, коровы, бараны, козлы и др.) или сатирический характер (городовой со взятками, городовой на свинье и т.п.). Сохранились игрушки с применением кукольных штампов для оттиска лиц (барыня с уткой-свистулькой), фигурки одеты в замысловатые шляпы с полями, кроме насечек и дырочек, узором служат крупные налепные пуговицы, эполеты и т.д.
У самого известного мастера абашевских игрушечников Василия Зоткина в игрушках обилие вариантов небольшого круга одних и тех же тем и сюжетов (домашние животные, офицеры, барыни-«дуры»). Свистульку "птичку-бабочку" сделал Тимофей Зоткин. На голове у птицы корона, шею охватывает ожерелье, а грудь вся в пышных перьях. Сама птица красная, а перышки, ожерелье и оборка по краю крыла у нее золотые и на короне золотой кружочек. У свистульки "петух-разбойник" вид воинственный. Он весь подался вперед, подбоченясь одним крылом, а в другом держит пистолет. Окрашена свистулька синей и красной краской. Среди свистулек Зоткина есть свистулька "курица с цыплятами", где к курице по обе стороны прилеплено по цыпленку. У свистульки "курица-модница" вместо хохолка модная прическа, как шляпка пирожком. У "утки-торговки" с птицей под крылом на голове платок с кистями.
Среди абашевских свистулек своей величавой статью выделяются олени, коровы, бараны, козлы. У них необычны огромные золоченые рога словно вырастающие из прямой шеи. Могучие, туго закрученные у баранов и изогнутые навстречу друг другу у коров, слегка расходящиеся и устремленные пиками ввысь у козлов, причудливо ветвистые у оленей. А под рогами овальные ушки. На шее-колонне то кружочки, словно пуговки, в один ряд, то косые насечки в виде елочки, то ожерелье, спускающееся на грудь. У свистульки "собака со щенком" шею собаки всеми четырьмя лапами плотно охватывает щенок, он тянется к морде собаки. У свистульки "сеятель" (в Абашеве ее называют "севец") бородатый мужчина держит лукошко с зерном. В старину люди считали, что свист ветер призывает, а тот дождь с собой несет. Дождь будет – урожай будет! Урожай будет- радость будет! Об этом игрушка глиняная поет в лице бородатого сеятеля, который засевает поле. горстями разбрасывая зерно из лукошка. В прежних и современных абашевских игрушках к традиционной форме присоединяется «обереговая» функция, сильнее утрирована массивность фигур, длинные шеи и мощные рога, короткие ноги. Некоторые фигурки окрашены несколькими яркими цветами, например, красный козел с зеленой шеей и серебряной (алюминиевой) головой или олень с зеленой передней и с синей задней половиной, красной головой и бронзовыми рогами; при всей резкости и пестроте в них есть поразительная сила самоутверждения. Традиционный размер абашевской игрушки – в ладонь. Абашевские гончарные игрушки характеризуются пластической выразительностью, лаконизмом скульптурного языка, образностью. Свистулька ли повлияла на на абашевскую фигурную посуду или посуда на свистульку, только те же бараны, козлы, петухи отображаются в гончарном производстве в форме затейливых сосудов: "кувшин-петух", "чайник-баран".
. Воронежская игрушка
Воронежские игрушки – барышни в обычных нарядах, в «рогатых» головных уборах и кокошниках, волхвы на трехглавом коне, обереги. Особенных барышень отличают ни на какие другие стили и промыслы не похожие головные уборы, условно называемые капорами, со спирально закрученными концами. В росписи игрушек используются яркие краски, условные изображения спирали, как символ жизненной силы, плодородия, союза земли и воды, а также солярные знаки солнца и воды. Воронежские игрушки лепят из белой глины, обжигают, а затем расписывают полупрозрачными красками, точками и кружками, прямыми и пересекающимися линиями, большими крестами. Женские фигурки изображались словно древние изваяния: высокие, столбообразные, с маленькими головками и глубокими дырочками глаз, как на представленном фото.
. Ковровская игрушка
Ковровская игрушка родилась во Владимирской области (Ковровский уезд) на берегах реки Клязьмы, богатой месторождениями уникального природного материала – красной и голубой глины, где широко развивался гончарный промысел. Наряду с глиняной посудой мастера изготавливали традиционные фигурки – свистульки животных, птиц и зверей. Изделия мастеров-игрушечников отображали простолюдинов и многообразные сценки их русского быта, а также персонажи русских сказок.
. Хлудневская игрушка
Хлудневские игрушки представляют собой многофигурные композиции, состоящие из нескольких элементов, которые лепятся отдельно, а затем присоединяются друг к другу, вырастая из единого ствола, олицетворяя сильное, плодоносное «древо жизни». Скульптурные композиции: «петушки – соловьи», коники, медведи, собаки и др. зверюшки, человечки, цветы и листья древоподобны, так как наполнены прорастающими ветками, цветущими ягодами и птицами. Свистульки напоминают сказочные существа, где есть ветви с гнездами, сучками и дуплами, откуда выглядывают зверюшки или птички. В хлудневских куклах ярко читаются детали калужского народного костюма, так как используется типичное цветосочетание красного, малинового, зеленого цвета. Глина после обжига приобретает белый или розовый цвет. Почти все хлудневские игрушки – свистульки снабжены свистком с несколькими отверстиями. Спрятан он, то в хвосте коня, то представляет собой сучок, на котором примостилась кукушка или гнездо птенцов, а иногда он нелепо примазан торчком к колоколу юбки куклы или к шинели солдата. Кроме свистулек, у хлудневских мастериц есть грематушки – полый цилиндр с глиняными шариками внутри или грематушка сделана в виде куклы, в колоколе юбки которой замурованы небольшие глиняные камешки, которые после обжига, превращаются в звонкие шарики. Есть небольшие игрушки-свистульки (около 7-8 см), имеющие устойчивую традиционную форму – коленообразное изогнутое тулово свистка, в одном конце которого – отверстие для свистка, а на другом – одна или несколько глиняных фигурок. Обычно это птичка – соловей, а вернее кукушка – самый распространённый мотив хлудневской пластики, или же голова солдатика, всадника или лошадки, курочка, кавалер с барышней.
Искусство хлудневских игрушечниц, как и всё народное творчество, анонимно и потому у каждой мастерицы собственные изделия особенные. Так, у Тасенковой Ксении Алексеевны «бабы», «всадники», свистки средних пропорций, грубоватой лепки, двухцветной раскраски с полосками. У Манушичевой Елены Дмитриевны – небольшие сюжетные композиции – «бабы-грематухи», «собаки», свистки с лепкой основательной, скульптурной, с расписью в один-два цвета, иногда украшены точками по контуру.
У Трифоновой Аграфены Фёдоровны – многофигурные композиции: «баба с близнецами», «лиса с петухом», «лиса с лисятами», «медведь с медвежатами»; у нее же впервые появилось знаменитое хлудневское «дерево». Роспись хлудневской игрушки близка к росписифилимоновской <#”justify”>Раскраска – в основном вертикальные и горизонтальные линии (знаки воды и дождя), розетки, кресты, мазки, точки (вертикальные синие и красные полосы изображают засеянное поле, вертикальная зигзагообразная лента – дождь, крест – солнце – солярный знак и точки зелёные – колоса, зерна и травы), причем расписывали обычно не всю игрушку, а отдельные её детали: хохолки, крылья, рога, уши, хвосты, часть туловища.
В прошлом цвет был и мягче по сочетаниям, узор крупнее и проще, лепка небрежнее и энергичнее, темпераментнее (улыбчивость, добродушие передавались от мастериц к их творениям). В отделке и в лепке игрушек со временем тоже происходят изменения: если раньше мастерицы "делали всё сопелки" да "грематушки", то теперь стали лепить деревья, высоких барынь, крупных петухов, лодки, однако, и по сей день хлудневская игрушка сохраняет самое ценное своё качество, запечатленное в пластике – восприятие крестьянским художником жизни и природы как единого неделимого мира.
. Жбанниковская (Городецкая) игрушка
Промысел Жбанниковской игрушки возник в начале XX в в деревнях Жбанниково, Рыжухино, Ромпино и др. Городецкого района Нижегородской области, центром изготовления глиняных игрушек традиционно считается деревня Жбанниково. Местная глиняная свистулька «дудка» получила известность в 1930-е гг., а имя мастера Лариона Трифоновича Потатуева неотделимо от городецкой глиняной свистульки. Причудливое, яркое сочетание красок в росписи Жбанниковской игрушки создается использованием темной эмалевой краски – красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего цвета в качестве фона для тулова игрушки, по которому наносятся пятна светлых тонов. Отдельные детали фигур (рога, уши, копытца, конец хвостика – свистка, у птиц – гребешки) "серебрятся" алюминиевым порошком, после чего тычком наносится несколько пятен эмалевой краской другого цвета (красные пятна по желтому фону, молочно-белые по красному и т.д.). Иногда расписывают эти игрушки «под Хохлому». Главная особенность Жбанниковских фигурок в том, что основательное туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трех ногах-основах.
В Городце на Волге – известном центре деревянной «городецкой» резьбы, глиняные игрушки создавались мастерами с выдумкой – фантазией и безукоризненым вкусом – всевозможные лошадки, барыньки, петушки – свистушки, а также более сложные работы: копилки в виде домиков-башенок, веселых котов или рыб – русалок. Вот как описывает происхождение сюжетов земляк городецкой игрушки Расторгуев Евгений Анатольевич: «Сюжеты беру из своего городецкого детства, когда по нашим зеленым улицам водили медведей, которые «ломалим комедию», показывая, как баба ходит за водой или как парень ухаживает за молодкой. На ярмарках были борцы – бахвалы, вызывающие из толпы любителей померяться силой. свистуны – зазывалы весело гудели на разные лады, играли гармошки: маленькие тальянки и ливенки, миниатюрные. со спичечный коробок, гармошки-пищалки и басовитые баяны. В небе кучились белые «скульптурные» облака, плотные, точно круглые хлеба, или звонкие горшки и плошки из той же керамической глины»
. Сапожковская игрушка
Сапожковская игрушка из деревни Александра-Прасковьинка Сапожковского района Рязанской области относится к произведениям глиняной игрушки из многих малых центров средней России. В народе деревню до сих пор называют Глинки – в прошлом она широко славилась своими гончарными изделиями, которые продавались на базарах и ярмарках и бытовали по всей территории Рязанской губернии, а особенно в Сапожковском уезде. Гончарный промысел был одним из самых крупных в РСФСР по количеству производимой продукции и числу занятых мастеров. Лепка глиняной игрушки сопутствовала производству гончарной посуды. Потомственные игрушечницы Марфа Ивановна и Анна Николаевна Сычевы, Бородулина Ольга Ивановна, Анастасия Ивановна Жутова, Анна Алексеевна Силкина,Тимофей Андреевич Кондратов создавали небольшие компактные фигурки с традиционными для крестьянского творчества характером лепки и набором сюжетов: маленькие свистульки – "улютки" в виде птичек с едва намеченными формами; всадники с туловом-цилиндром, словно вырастающим из спины коня и сливающимся с ним; женские фигурки в колоколообразных юбках и крестьянских кокошниках, с натуралистически выполненной грудью, фигура солдата отличается от женского образа наличием гармони на месте груди. Формам игрушек придавалось больше значения, чем цвету. В росписи мастера помимо полосатой применяют традиционную крестьянскую поливу зеленого цвета. Все сапожковские игрушки монументальные и статичные, с нерасчлененной формой, приземистых пропорций; в них нет той легкости и устремленности ввысь, как в филимоновских творениях, хотя игрушки этих центров иногда путают из-за похожей росписи в виде горизонтальных цветных полос. Однако, глина здесь другая и не дает таких возмжностей пластики, да и в сапожсковой росписи нет филимоновского изящества. Самая пластичная фигурка в Александра-Прасковьинке – это птица-"улютка" и наиболее выигрышно смотрятся игрушки с зеленой поливой.
. Кожлянская игрушка
Кожлянская игрушка зародилась в д. Кожля Курской области. Мастерицы кожлянской игрушки – Валентина Венедиктовна Ковкина, однофамилица ее – Ульяна Ковкина и Ольга Дериглазова. Их отличие от других глиняных игрушек в том, что это, прежде всего, игрушка – свистулька. Лепили её с музыкальной части из Дроняевской синей глины. После обжига глина изменяет цвет на белый и, если Дымковскую игрушку мастера подбеливают, подкрашивают, то Кожлянскую – нет. Ещё одна отличительная черта игрушки из Кожли – на ней нет налепов, то есть отдельно сделанных деталей, прилепленных на игрушку. Фигурки игрушек разнообразны – это барыни всадники на конях и множество зверюшек. Весной игрушками-свистульками прогоняли зиму и закликали солнышко. Традиционно Кожлянскую игрушку расписывали фиолетовым, красным, жёлтым, зелёным цветом.
. Романовская игрушка
В с. Романово (близ Липецка) на берегу реки Воронеж родилась романовская игрушка. По историческим сведениям в XVI веке близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище острог, и селение стало называться городом Романов. В XVIII веке город был преобразован в село Романово (ныне Ленино). Местность была богата залежами разнообразной глины (белой, чёрной, красной и жёлтой), которая использовалась для изготовления посуды: горшков, крынок, мисок, ложек и др. Романовская посуда ценилась: ее охотно покупали в городе и окрестных деревнях, торговали ею на базарах и ярмарках в селе Боринское или уездном городе Липецке.
Для души мастера лепили и глиняные игрушки, в основном со свистками – свистульки (наиболее ранние датируются концом ХIХ века). Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими». Для их изготовления использовали чёрную глину – наиболее прочную и послушную в руках. Обжигали игрушки в горнах.
Для романовской игрушки характерен интерес к жанровым композициям и, если композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских губерниях, то есть сюжет, который принадлежит только романовской игрушке – запряжка в один конь. Это самая раритетная композиция. В типичных сюжетах русского народного искусства катанье в санях отображает праздничные гуляния, а в романовской – военный с дамой и сани с запряжкой в один конь. Фигурки соединены в композицию на узком длинном основании, сама форма которого напоминает полозья и символизирует быстрый бег саней. Впечатление лёгкости создает и красивый цвет бледно-жёлтой поливы. Композиция лаконична и проста по исполнению. С помощью налепов, дырочек, насечек, защипов и элементов гравировки мастерами переданы необходимые детали лиц, одежды и причудливых головных уборов. Мастера по традиции изображали людей в анфас, а зверей – в профиль: конь красив по силуэту; седоки же в санях явно рассчитаны на фронтальную точку зрения. Романовская игрушка имеет цвет солнца, просвечивающего сквозь осенние листья, и оттого создаётся впечатление лёгкости, «глиняная» тяжеловесность уравновешена мягкостью и округлостью объёмов, нарядным декором и раскраски в два-три цвета.
Интересен образ птиц и животных в игрушках. Особенность их декора – ритмичный орнамент из глубоких, как бы рубленых борозд, ложащийся то поперечными штрихами на большие рога коровы, то косыми полосками на бороду козла. Фантастическое зрелище – липецкие глиняные птицы. Они совершенно непохожи на скромные свистульки, театрально богаты в своих нарядах и пышном оперении, которое полукружьями расстилается по земле. Зачастую значительны по размерам: их длинное туловище лежит на земле, опираясь спереди на две короткие толстые ноги, а массивная шея несёт небольшую голову, иногда увенчанную высоким гребнем у курицы или украшенную челкой у утки.
Традиционный образ Берегини в романовской игрушке наделен чертами местного колорита: женская фигура – романушка одета в народный романовский костюм: красная кофта, яркая юбка, пестрые разноцветные атласные ленты, ряды блестящих бус. В Липецке сохранилось выражение «как романушка», то есть безвкусно, пёстро одета.
Среди «романушек» есть традиционный силуэт Сирина – птицы счастья. Образ Сирина восходит к древнегреческим сиренам, полуптица-полуженщина, которая зачаровывает людей своим пением. По славянской мифологии, чудесная птица является лишь счастливым людям, и только они могут услышать её прекрасное пение.
Еще среди «романушек» ещё множество разнообразных образов: царственные индюки, петухи с гребнем-полусолнцем, быки с тонкими полосками «инея», утки с целым ожерельем утят, танцующие медведи, всадники-«казаки» и другие сюжетные сценки. В романовской игрушке насчитывается всего более сорока сюжетов: от самого простого свисточка – летящего жаворонка, до композиции – тройки. Часто мастера лепили романовские образы домашних животных: уток, коров, баранов и коз.
год для романовской игрушки стал судьбоносным. На московской IX Всероссийской выставке народных художественных промыслов России «Ладья-2010» игрушка покорила своим изяществом и певческим голосом Москву и нашла своих почитателей. Мастера «Дома романовской игрушки» представили огромных размеров изделия из глины – «Романушку», «Петуха» и «Индюка». Все работы были заявлены в книгу рекордов Гиннеса. На Родине игрушки проходят традиционные фестивали романушки. Романовская игрушка пользуется неизменной популярностью как в России, так и за рубежом.
. Вельская (Сомовская) игрушка
Вельские игрушки создавались в деревне Сомово близ Верховажья, бывшей одним из центров гончарного производства. Его мастерами были братья Александр и Павел Житнухины – авторы многочисленных глиняных свистулек. Свистульки Житнухиных миниатюрны, их формы обтекаемы и компактны. Сюжеты игрушек традиционны – это коньки, всадники, звери, птицы. Игрушки в д. Сомово не просто сопутствовали гончарству, как в большинстве промыслов, а служили своеобразной рекламой горшечникам. Ребятишки бегали по базару, извещая свистом о приезде гончаров, созывая покупателей керамики на ярмарках в Вельске и Верховажье. В отличие от других центров глиняной игрушки сомовские мастера в своих фигурках не столько фантазировали, сколько воспроизводили знакомые образы домашних зверей и птиц: важного петуха, бодливую корову, крутого барана, неуклюжего медведя. Как и посуда, свистульки покрыты отливающей блеском зеленой или коричневой глазурью.
Заключение
Все эти игрушки – чудо творчества. И радуют они не только детей, но и взрослых, ибо напоминают об общечеловеческих ценностях, красоте, и дарят настоящую радость. Бабы, барыньки с косами и убранными головками, различными украшениями и всем облачением, исполненным большого смысла, который для современного человека растерялся на дорогах времени. Не просто глиняная игрушка, а целый образ народа, времени, глубинная мудрость перед нами в этой глиняной бабе с младенцем на руках.
Скромный ракурс – всего несколько цветов, штрихов, точек – народное искусство удивительно точно и лаконично в своих приемах, немногословно. Народная простота и правда – в непритязательных свистульках, птичках, поросятах. Держишь в руках такую игрушку и думаешь: как легко мы поддались на яркий, пустой чужеземный китч, променяли живую душу на машинную, разучились видеть в малом великое, в простоте – мудрость. Несмотря на то, что современная народная игрушка уже не отвечает своим первоначальным функциям, исчезла из игры детей, она остается ярким явлением декоративно-прикладного искусства, как общепризнанный сувенир и поныне служит украшением современного интерьера.
гончарный глиняный игрушка скульптурный
Используемая литература
1. И.Я. Богуславская. Русская глиняная игрушка. – Ленинград: Искусство, 1975
. А.Б. Салтыков. О художественном развитии дымковской игрушки. – В кн.: Самое близкое искусство. – М., 1969.
. А. Фрумкин Игрушки – скульптуры. //Декоративное искусство, 1973
. И.Я. Богуславская. //Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея //Художник РСФСР, 1984 г.
5. Колобкова И.А. Абашевская глиняная игрушка. История промысла – Богуславская И.Я. Народное искусство.
. Уткин П.И. Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – Москва «Высшая школа» 1992 г.