- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 10,49 Кб
Термин ‘воипостасное’ в христологии: история употребления и богословское значение
Санкт-Петербургская православная духовная академия
заочное отделение семинарии
РЕФЕРАТ
Тема: «Термин «воипостасное» в христологии: история употребления и богословское значение»
Выполнил: Игорь Андреев
Студент 2 курса семинарии
Проверил: ________________
Санкт-Петербург
Содержание
I.Введение. Значение термина, основные задачи и цели реферата..Терминология, ее проблематика и осмысление..История появления термина, его христология и богословское значение..Заключение: подведение итогов проведенного исследования.
I.Введение. Значение термина, основные задачи и цели реферата
Данный реферат написан в рамках предмета «Догматическое богословие». Предметом рассмотрения данного реферата является слово – термин: «воипостасное». Мы видим, что данный термин состоит из двух элементов: слова «ипостасное», то есть нечто принадлежащее «ипостаси» и приставки «во». Слово ипостась является очень знакомым и имеет довольно частое употребление в догматах христианства, а вот термин воипостасное встречается гораздо реже и его значение анализируется гораздо реже. Нам известно, в целом, что Христос до и после Своего «воплощения» обладает Ипостасью Бога – Второго Лица Пресвятой Троицы, Единой и Нераздельной. Вопрос заключается в том, как мыслить о Божественном Единстве по «Сущности» и как идентифицировать отдельное «Лицо» (Лице, Ипостась). Целью данного реферата является более конкретное и подробное рассмотрение и осмысление: значения изучаемого термина, его появления в христианском богословии и его значение в христологическом аспекте.
Обращаясь к словарю «Г. Дьяченко» мы можем найти следующие значения интересующих нас, по теме реферата, слов. Слово ипостась имеет значение – «лице» (в церковном смысле) или «существо»; а слово «ипостасный» имеет значение прилагательного – «личный». Надо отметить, что интересующее нас слово воипостасный в данном словаре не обнаружено. Проводя дальнейшее исследование мы находим, что слово воипостасный означает: «ипостась принявший или «олицетворившийся».
И если начать осмыслять значение слова воипостасный, то понятно, что тут необходим тщательный подход и осмысление. Особенно если принять во внимание, что в некоторых случаях, в древних христианских текстах, термины ипостась и сущность были синонимичны. Логично думать, что рассматриваемый термин – означающий ипостась принявший, имеет прямое отношение к теме «воплощения» (Иисуса Христа – Второго Лица Пресвятой Троицы), при этом сразу вспоминается и понятие о «естествах» («природах»). Рассматривая представленные термины можно отметить, что они часто встречаются вместе, особенно когда рассматривается учение о Пресвятой Троице или в христологии. Поэтому начнем исследование темы реферата с отдельного рассмотрения терминов: сущность, лицо, ипостась, естество.
.Терминология, ее проблематика и осмысление
Если говорить отдельно о Сущности (Божественной), то: нам известно из Священного Писания (Божественного Откровения) о существовании Божием, где Бог сообщает о Себе: «Я есмь Сущий» – дословный перевод на русский – Я есть Тот Кто есть (Исх. 3, 14). Мы знаем, что Бог существует и един по сущности – Троица Единосущная и Нераздельная. «Под Сущностью всегда понимается непостижимая и несообщимая глубина Божества, а Природа – более широкое понятие, включающее в себя Сущность, Волю и Энергию Бога». Здесь хочется отметить, что мы можем лишь отчасти познать Природу Бога, но Сущность Его при этом для нас остается всегда непостижимой.
Если говорить отдельно о Лице (Одном из Лиц Пресвятой Троицы), то мы знаем, что Бог «Личен» и явлен нам в трех Лицах, при этом все Лица имеют одинаковое Божественное достоинство. Сын Божий обладает Лицом («Личностью», «Ипостасью»). Если немного отвлеченно говорить о сущности и личности, то христианское учение гласит, что именно «личное бытие» является высшим бытием (тут интересно отметить, что «неличное бытие» например, в своей низшей форме является только вещью). Личность же всегда оригинальна и несет свою особую «печать». Личность может соединяться с другими личностями, например для взаимного восполнения. Таким образом, муж и жена, например, любовию соединяются в одно существо – супругов, семью. В первохристианский период часто вкладывали в один и тот же термин разное содержание. В греческом языке понятие существо выражалось одним термином, а понятие лицо выражалось уже разными словами. Одним и тем же термином ипостась могли обозначать и Лицо Пресвятой Троицы и Существо. И для облегчения взаимопонимания, по предложению (предположительно) св. Афанасия, под словом ипостась было определено понимать лицо и это слово стало обозначать собою – личность. Дополнительно отметим, что греческие отцы, в первых веках нашей эры, сумели преобразовать «свой язык» и создали «новый» «богословский язык», необходимый для точного выражения христианских истин.
В истории богословия и в Священном Писании, в первохристианские времена, понятию ипостась придавались различные значения, и в богословии оно могло означать: 1) реальное бытие или существование, обладающее некоторой степенью постоянства; 2) индивидуальное бытие, обладающее некоторой степенью целостности; 3) личное, персональное бытие, в рамках терминологии, отождествляющей понятия ὑπόστασις и πρόσωπον. Слово ипостасный (греч. ἐνυπόστατον) означает: 1) состояние реального бытия, 2) состояние индивидуального бытия или бытия «самого по себе», 3) состояние личного бытия. Эти три уровня понимания отражают богословское развитие понятия ипостась, и каждый новый уровень предполагает и включает в себя предыдущие. Богословское же значение термина ипостась непосредственно зависит от содержания, вкладываемого в это понятие. Если говорить о Божественных Ипостасях Пресвятой Троицы, то важно внимательно рассмотреть следующую цитату: «Говорим же, что каждое из всех трех Лиц имеет совершенную Ипостась, для того что бы нам не понять совершенной Природы за одну – сложенную из трех несовершенных, но за единую простую Сущность в трех совершенных Ипостасях, которые выше и впереди совершенства. … Но невозможно, чтобы произошло сложение из совершенных Ипостасей. Посему и не говорим о виде из Ипостасей, но – в Ипостасях. … И опять, говорим, что три Ипостаси находятся – одна в другой…». Говоря о термине ипостась с точки зрения христологии необходимо так же отметить, что в Лице Сына Божия: «Само слово Божие для плоти сделалось Ипостасью. Ибо божественное Слово соединилось не с такою плотию, которая прежде сама по себе существовала, но, вселившись в утробе святой Девы, Оно в Своей Ипостаси неописуемо восприняло Себе от чистых кровей Приснодевы плоть, одушевленную душею, одаренную разумом, и умом, взяв Себе начатки человеческого смешения, Само Слово сделавшись для плоти Ипостасью. … Почему и говорим не о человеке, обоготворенном, а о Боге – вочеловечившемся».
Рассматривая понятие о Божественном «Естестве» мы знаем, что во Втором Лице Пресвятой Троицы – Иисусе Христе, при Воплощении, соединились два естества, Совершенный Бог сделался совершенным человеком и при этом, не изменился относительно своей природы, соединившись с плотию ипостасно, но неслитно, неизменно (непреложно), нераздельно и неразлучно. Сущность плоти не изменила природы Божества, а Божественная и человеческая природы не сделались одной сложной (сложенной) Божественной природой. В Иисусе Христе присутствуют два естества и две «воли» (Божественная и человеческая).
Заметим, что рассматривая разные термины по отдельности, много раз они сообщают нам, как бы об одном и том же, но все вышесказанное необходимо для того, чтобы последовательно прийти к пониманию и осмыслению слова – термина воипостасное. Конкретно термина воипостасное не было, но значение, которое мы сегодня вкладываем в этот термин, уже было отдельно обозначенным (другими словами, но которые в другом контексте могли иметь и другое значение). Христологически именно Воплощение Христа и является базовым понятием к раскрытию значения и осмыслению термина воипостасный. Божество, воплотившись, соединилось с человеком в одной из своих ипостасей, и Бог при этом принял образ в виде «чужой» человеческой сущности – «обожая» ее при этом. Конечно, мы можем понять Божественнее устройство только отчасти и осмыслить это только в мере явленной нам Божественным Откровением.
Если рассматривать термин воипостасное с исторической точки зрения, то он появился в процессе богословского осмысления христианских истин открытых Божественным Откровением. Можно увидеть, что в лексиконе античных писателей слова воипостасное не было, а вот слово ипостась (ипостасный) использовалось активно. Так, например, Ориген говорил об «ипостасном Слове» (ἐνυπόστατος λόγος), которое так же часто встречается и у св. Отцов, и церковных писателей в первые христианские века. Термин ипостасный (ἐνυπόστατος) применялся не только в отношении Сына, но также Отца, Св. Духа и всех вместе Лиц Пресвятой Троицы, где основное значение слова, в данных случаях было как: «ипостасный» или «существующий как ипостась». Слово же – «Единосущная» (Троица) указывает на одну природу, а также означает: ипостасного Отца (ἐνυπόστατον τὸν πατέρα), ипостасного Сына (ἐνυπόστατον τὸν υἱὸν) и ипостасного Духа Святого (ἐνυπόστατον τὸ πνεῦμα τὸ ἅγιον). Ориген понятию ἐνυπόστατος придавал значение – как реально существующий; так же это слово понимали и другие авторы того времени (Василий Великий, Григорий Нисский и др.). У древних греков слову «личность» эквивалента не было, а термин ипостась обозначал то, что обладало реальным существованием. Термин ἐνυπόστατος относился не только к Лицам Пресвятой Троицы, но и был как синоним ипостасного, к человеку.
Один из авторитетнейших отцов нашей Церкви – Святитель Василий Великий в своих творениях различает понятия: сущность и ипостась, как общее и частное; где сущность – общее, а ипостась – частное («таким образом и Ипостаси исповедуются, и благочестивый догмат единоначалия не падает»). Во времена «христологических споров» (о двух природах во Христе) появилась необходимость более глубокого осмысления таинства воплощения Христа и применение, в соответствии с этим, «триадологической терминологии каппадокийцев». Важно понимать, что ипостась отличается от сущности: ипостась – это частное бытие и вместе с общим (сущим) оно имеет свое собственное бытие.
Только благодаря терминологическим нововведениям в богословии, в VI веке, в христологии и появился новый термин – воипостасное. Известно, что этот термин часто встречается в трудах Леонтия Византийского, который предположительно жил в Константинополе в Шестом веке. В его трудах прослеживается мысль: что природа не существует без ипостаси (не бывает «безипостасной природы»), но природа не обязательно должна получить свое реальное бытие в своей собственной ипостаси – природа может обрести реальное бытие в индивидуализации другой природы. Вот, к примеру: человек это единая ипостась, состоящая из двух индивидуализированных природ (души и тела), которые, по сути своей, ипостасями не являются, так как существуют строго в составе единой человеческой ипостаси.. В трактате «Против несториан и евтихиан» (Леонтия Византийского) так же говорится о различии терминов: ипостась и воипостасное, что это не одно и то же. Ипостась обозначает кого-то конкретно, а воипостасное – определенную сущность. Вместе со значением слова воипостасное, как «реально существующее», Леонтий Византийский допускает в термине его значение и как – «существующее в чем-либо» (ὑποστῆναι ἐν), как и Человечество Христа существующее в Логосе (ὑποστῆναι ἐν τῷ Λόγῳ); где одна Ипостась сформирована из двух Природ: Божественной и человеческой.
Леонтий Иерусалимский в своих трудах показывает, что «общая сущность» может быть конкретизирована в частном бытии. Он употребляет два слова: «самоипостасный» (ἰδιοϋπόστατος) и «иноипостасный» (τεροϋπόστατος). Первое слово обозначает – сущность в своей собственной ипостаси, а второе – сущность получающая бытие в другой («чужой») ипостаси. Говоря о природах во Христе, он тоже применяет два слова: «со-ипостасный» (συνυπόστατος) и «со-воипостасный» (συνενυπόστατος). Эти слова – термина говорят, что Христос имеет два реальных и конкретных природных бытия в единой ипостаси Бога Слова.
В православном богословии термин воипостасное может иногда звучать как «воипостазирование» или как воипостасность человеческой природы во Христе. Под воипостазированием, к примеру, понимается восприятие Второй Ипостасью Пресвятой Троицы (Христом) человеческого естества, принятие тварной человеческой природы нетварной Божественной Личностью (Ипостасью) Единородного Сына Божьего. Присутствие в единстве Божественной Личности – Иисусе Христе двух природ (Божественной и человеческой) и означает воипостазирование человеческой природы. Во Христе имеется вся полнота человеческого естества, но вместо человеческой личности Личность (Ипостась) Единородного Сына Божьего; акцентируем, что: «человечество Спасителя получает свое бытие не в человеческой ипостаси, как в случае каждого из нас, а в Ипостаси Второго Лица Пресвятой Троицы, является воипостазированным в Ипостаси Слова»; Он Ипостась Слова, общая, неотделимая от Его Божественной природы и человеческой. Термин воипостасное имеет очевидное христологическое приложение, во Христе, где соединены два естества «по образу» соединения души и тела в человеке и где человечество во Христе мыслиться как воипостасное. При этом важно отметить один очень важный догматический нюанс, отмеченный авторитетным источником – Св. Иоанном Дамаскиным, что: «человечество Спасителя не предсуществовало моменту Воплощения. … Следовательно, одновременно с тем, как образовалась плоть, она уже была Плотью Бога Слова. По сему мы и говорим не о человеке Божественном, но о Боге вочеловечившемся».
На вышеприведенных примерах достаточно ясно и понятно показаны различия между словами сущность и ипостась и раскрыто особое значение, формирование и появление термина воипостасное..Заключение: подведение итогов проведенного исследования
терминология воипостасное богословский христианский
В заключении подведем итог. Первоначальное значение древнего слова ἐνυπόστατον (ипостасный) было – «реально существующее» (нечто ипостасное), в смысле противоположном «несуществующему» (которое обозначалось словом – ἀνυπόστατον). Позже, слово ἐνυπόστατον получило дополнительный оттенок реального конкретного бытия в определенной ипостаси. Сущность проявляет свое бытие в конкретной ипостаси, и при этом она (сущность) может получить свое конкретное бытие в другой ипостаси (как человеческая природа во Христе). Человеческое естество Христа (именно – человеческое естество) не имело собственной ипостаси, но приобрело конкретное и реальное существование при воплощении. Ипостасной называется природа, воспринятая другой ипостасью и в ней получившая свое бытие. Термин воипостасное означает по своей сути, что: Человеческая Природа Христа, Второго Лица Пресвятой Троицы (Троицы Единой и Нераздельной), получила конкретное бытие (при воплощении), стала ипостасной в Ипостаси Бога Слова. Здесь и раскрывается значение слова воипостасный (воипостасное), как: ипостась принявший или олицетворившийся. Человечество Спасителя получает свое бытие не в человеческой ипостаси, как в случае каждого из нас, а в Ипостаси Второго Лица Превятой Троицы – является воипостазированным в Ипостаси Слова.
С развитием христианского богословия развивается и богословская терминология, необходимая для правильного понимания и осмысления, по мере возможности, Божественного Откровения. Нам известно, что в первые христианские века, когда Церковь «фиксировала» свое учение для «мира», то постоянно сталкивалась с вызовами времени, одними из которых были ереси. В борьбе с ересями проявлялась насущная потребность в богословском осмыслении христианских истин и формирование точных догматов. «Вселенские Соборы», сыграли важную и ключевую роль в формировании и развитии богословия. Итогом деятельности православных богословов середины VI века, стало то, что в решениях V Вселенского Собора (553 г.), окончательно утверждено признание во Христе двух совершенных и различных естеств: Божественного и человеческого, а наряду с этим исповедуется вера в единое Лице Спасителя, поскольку два естества соединены в единую Ипостась Бога Слова.
Определения Соборов, необходимость в точном недвусмысленном выражении христианского вероучения и борьба с ересями, привели к насущной необходимости введения в христианское богословие новых терминов. Каждое слово имеет свой определенный смысл и индивидуальное значение и подводя итог проведенного исследования термина – воипостасное, можно с уверенностью отметить, что только в христологии, с воплощением Второго Лица Пресвятой Троицы – принявшим человеческое естество, раскрывается глубокое богословское значение изучаемого в нашем реферате термина.
Список литературы
Источники:
.Библия – «Российское Библейское Общество», М. 2000, 1337 с.
2.Творения Святого Иоанна Дамаскина: Точное изложение православной веры. – Репр. изд. в переводе А. Бронзова С.-Пб. 1894 год. / «ЛОДЬЯ», 1998, 465 с.
.Творения Святителя Василия Великого, ч.3. – Печатается по изд. 1846 г., тип. «Августа Семена», М. / Изд. «Паломник», М., 1993, 496 с.
Словари и справочные издания:
.Протоиерей Г. Дьяченко: Полный Церковно – Славянский Словарь. – Репр. воспроизведение изд. 1900 г. / «Отчий Дом», м., 2004, 1120 с.
.«Православная энциклопедия». [Электронный ресурс]. – #”justify”>.«Полный церковно-славянский словарь». [Электронный ресурс]. – #”justify”>.«Богословие.Ru». [Электронный ресурс]. – #”justify”>Исследования:
.Иерей Олег Давыденков: Догматическое Богословие. Курс лекций. Части: 1, 2 и 3. – М., 1997, 159 с., 292 с.
.Архимандриты: Алипий и Исайя: Догматическое Богословие. Курс лекций. – «Свято-Троицкая Сергиевая Лавра», 2002, 288 с.
.Епископ Александр Семенов-Тян-Шанский: «Православный катихизис». – Секретариат Татьяны Горичевой, Кенигсберг, D – 6700 LU – Ruchheim, 174 с.