- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 22,75 Кб
Творческие индустрии как новое явление современного мегаполиса (на примере г. Перми)
Введение
Актуальность. Творческие индустрии сегодня являются одним из ключевых инструментов развития любого города. Творческие индустрии на сегодняшний день – это новый вид предпринимательской активности, и одновременно один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. Развитие творческих индустрий способствует регенерации городской среды. Творческие индустрии включают в себя музыку, изобразительные и исполнительские искусства, кино, моду, ремесла, литературу и издательское дело, рекламу, дизайн, архитектурное проектирование, интернет и мультимедиа. Опасность духовно-нравственной деградации общества, утраты культурной самобытности, уникальности отдельных культур (национальных, региональных), вызывает к жизни новые идеалы в воспитании молодежи. Современным идеалом становится «человек культуры», то есть личность, способная к освоению, сохранению и созиданию культуры. Необходимо внедрять в развитие культуры города различные массовые мероприятия, направленные на воспитание личности. Носителями культуры являются люди. Регулирование культурной деятельности зависит от политического и экономического уклада государства и принятой им государственной политики в области культуры. В последнее десятилетие ХХ – начала ХХI в. культура России функционировала в условиях формирующегося демократического правового государства. Творческие индустрии соединяют бизнес-навыки, техническое изобретательство и культурные практики, основой которых является творческая, интеллектуально насыщенная деятельность. Актуальность изучения развития творческих индустрий подразумевается развитием всех процессов постиндустриального общества, но, вместе с тем, сопряжена с рядом трудностей: закрытость некоторых производств, рассосредоточенность, медленное развитие производства в России, отсутствие необходимой литературы по этой теме.
Возникает противоречие между актуальностью исследования творческих индустрий современного мегаполиса и отсутствие достаточного количества таких работ.
Проблема заключается в ответе на вопросы: что представляют собой творческие, креативные индустрии, каковы их этапы возникновения и развития, какова специфика развития творческих индустрий в России и в г. Перми?
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы побудили нас выбрать в качестве темы исследования: «Творческие индустрии как новое явление современного мегаполиса».
Объект исследования: современный мегаполис как часть постиндустриального общества.
Предмет: творческие индустрии, их зарождение и развитие.
Цель работы: исследовать основные направления творческих индустрий в России и за рубежом.
Задачи:
исследовать понятие творческих индустрий;
рассмотреть развитие творческих индустрий в мире;
выявить направления развития творческих индустрий;
рассмотреть перспективы развития творческих индустрий в России.
1. Творческие индустрии: сущность, история развития
Началом творческой экономики как теоретически осмысляемого явления принято считать ноябрь 1998 года, когда в документе Департамента культуры, медиа и спорта правительства Великобритании было сформулировано понятие творческих индустрий: «Творческие индустрии – это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности». [8, с. 9] Данное определение явилось результатом переосмысления и расширения понятия «культурные индустрии», дискуссии о котором продолжались еще многое время.
Словосочетание «творческие индустрии» неслучайно употребляется во множественном числе. Это не единая отрасль. Отрасли культурных индустрий (архитектура, мода, изобразительное искусство, кинематограф, издательское дело и т. д.) имеют разные возможности зарабатывать деньги, разную экономическую логику и динамику развития.
С точки зрения форм бизнеса, творческие индустрии основаны на приоритете малых и средних предприятий, производящих творческие продукты и услуги. В то же время, это местные производства, ориентированные на поиск выхода на глобальные рынки в условиях постиндустриальной экономики.
Если охватывать всю историческую перспективу, можно выделить следующие периоды развития творческих индустрий:
до второй половины XIX века – доиндустриальное распространение продуктов культуры: копирование художественных образцов, переписывание рукописей, ремесленное воспроизведение предметов прикладного искусства и т.д., в XV веке появилась первая культурная индустрия – книгопечатание.
Вторая половина XIX века- 1960-е годы – вторжение в культуру новых технических средств, возникновение новых искусств, индустриализация и массовизация культурного потребления, вызвавшие появление негативного понятия «культурная индустрия» (введенного Максом Хоркхаймером и Теодором Адорно); сближение культуры и коммерции в это время воспринимается интеллектуальной элитой как утрата статуса культуры.
конец 1960-х годов – середина 1990-х годов – тесное взаимопроникновение экономики и культуры на основе демократизации и "омоложения" культуры; перелом в позиции элиты (обозначенный появлением контркультурных молодежных движений, студенческой революцией в Европе 1968 году, Вудстокским фестивалем 1969 года и другими событиями); практическое и теоретическое оформление культурных индустрий;
вторая половина 1990 -х – 2000-е годы – культурные индустрии осмысляются как ядро сектора творческих индустрий, последние признаются приоритетным сектором экономики в развитых странах. Можно сказать, что после 2000 года начался новый период, когда творческие индустрии стали восприниматься как ключевой сектор новой экономики – экономики творчества. [8, с. 23]
В 1970 -е годы понятие «культурные индустрии» вошло в широкий обиход и стало обозначать все отрасли экономики, которые производят и распространяют товары и услуги в сфере культуры, а именно: литературу, книгоиздание, музыку, исполнительство, звукозапись, театр, кино, телевидение и т.д.
Философы и социологи М. Хоркхаймер и Т. Адорно, говоря о понятии культурной индустрии, практически не делили ее на отдельные секторы, рассматривая явление как единое целое. Кинематограф и радио они выделяли в качестве наиболее современных и удобных для анализа образцов культурной индустрии.
На рубеже 1970-1980-х годов в Европе делались попытки систематизации сферы культурных индустрий. Здесь особое место занимают работы французского исследователя, профессора коммуникационных наук университета Стендаль – Гренобль Бернара Мьежа.
Мьеж классифицировал культурные индустрии в зависимости от того, как они создают меновую стоимость. Он разделял физические объекты, которые несут культурное содержание и продаются отдельным лицам персонально: книги, кассеты, диски и т.д. и производство теле- и радиопрограмм, которые предоставляются пользователям бесплатно и зарабатывают деньги на рекламе и привлечении спонсоров. Для этой группы культурных индустрий характерно значительное вмешательство государства. В некоторых случаях государство изымает эти виды культурных индустрий из независимого бизнес – сектора и делает их общественным сервисом, финансируя за счет налогов. Особняком в этой группе стоят те программы, которые распространяются индивидуальным подписчикам (например, кабельное или спутниковое телевидение). В большинстве стран телевидение и радио, с точки зрения ведения бизнеса, являются смешанным сектором, включающим и государственную, и общественную собственность. В этой классификации газеты и журналы занимают промежуточную позицию – каждый экземпляр оплачивается, но реклама также является источником дохода. В отдельную группу Мьеж выделял формы, связанные с публичным исполнением. Музыка, театр и в особенности кино – успех этих предприятий культурных индустрий напрямую зависит от стоимости входного билета и количества просмотров.
Мьеж также начал исследовать различные секторы культурных индустрий в соответствии с видами материалов и инструментов, которые они используют.
Первый сектор – это культурные индустрии, которые предполагают большую включенность технологий, высокую технологическую интенсивность и уровень капитализации. Это видеозапись, телевидение, кинематограф и т.д. Создание продукта в этих секторах невозможно без высокотехнологического оборудования. Производители этого высокотехнологического оборудования – быстроразвивающиеся бизнесы, имеющие тенденцию быть подконтрольными нескольким крупным транснациональным корпорациям, таким как Sony, Kodak, Philips и другие.
Второй сектор – это продукты, в основе которых лежит ремесленная или художественная база – вклад человека, творческого работника. Для этого сектора характерен низкий уровень капитализации, и эти предприятия, как правило, не связаны с массовым производством. Ценность продуктов этих предприятий заключается в их раритетности. Это, например, изобразительное искусство. В цену продукта изначально заложена его уникальность. Если говорить о роли государства в этих предприятиях, то она присутствует, но в косвенной форме. Государство вовлечено во многие из этих сфер через общественные субсидии художникам и культурным организациям, заказы на образовательные материалы (книги, фильмы, видео и т. д.). [8. c. 56]
Исследователи 1980-х годов (Б. Мьеж, Дж. Майреско и др.) сделали акцент на понятии культурной индустрии и обратили внимание на то, что данное понятие охватывает совершенно разные сферы производства культурных продуктов, которые создают стоимость непохожими способами и имеют различные способы управления, различный уровень спроса, капитализации, корпоративного и государственного контроля. Ученые, попытались проследить, как они взаимодействуют с государством, выходят на свободный рынок, взаимодействуют с потребителем, и стало ясно, что нужно говорить о множестве культурных индустрий.
Каждое десятилетие второй половины XX века приносило новые формы деятельности, которые можно относить к культурным индустриям (телевидение, грамзапись, видео, компьютерный дизайн и т. д.). Это было связано с появлением технических новинок, но самым важным являлось подключение все большего числа людей в создание культурных продуктов, проектов, востребованность творческого труда на потребительских рынках.
В 1997 году в Великобритании была создана новая структура – Группа по решению задач творческих индустрий. В Состав группы вошли чиновники, деятели культуры и представители бизнеса (среди которых Ричард Брэнсон – основатель и владелец холдинга Virgin Group, объединяющего более 350 компаний, Пол Смит – один из самых известных дизайнеров мужской одежды и др.). Программа ее работы была представлена в подготовленном Департаментом культуры, медиа и спорта Документе по картированию творческих индустрий, а общие принципы новой политики Крис Смит описал в одновременно вошедшей книге «Творческая Британия». В «Документе по картированию творческих индустрий» были проанализированы 13 субсекторов: реклама, художественный и антикварный рынок, архитектура, ремесла и прикладное искусство, дизайн, мода, кино и видео, музыка, исполнительские искусства (драматический и музыкальный театр, современный танец, различные шоу), литература и книгоиздание, программное обеспечение, мультимедиа и интерактивные компьютерные программы (офисные, обучающие, игровые и т. д.), телевидение и радио. По каждому субсектору приводилась основная статистическая информация: размер рынка, его финансовая емкость, структура, количество занятых, динамика развития на протяжении 1990 – х годов и потенциал роста, влияние на развитие экономики и социальной сферы. Кроме того, были выделены основные проблемы и актуальные задачи каждого сектора.
С 1998 года развитие творческих индустрий является приоритетом британской национальной политики, а также, в большинстве случаев, – политики муниципального уровня. За последние годы эта концепция (и соответствующая практика) распространилась очень широко во всем мире и является сегодня одной из самых популярных инновационных идей, имеющих отношение, как к культуре, так и к экономике.
Недолго просуществовавшее понятие «творческий» вышло за рамки сектора. В 2000 году в Англии появилась книга специалиста по городскому развитию Чарлза Лэндри «Творческий город». В ней пропагандировалось объединение творческих ресурсов людей и сообществ для формирования экономически и социально благополучной городской среды.
В этом же году в американском журнале Business Week впервые было введено в оборот понятие «творческая экономика». А уже в 2001 году выходит книга британца Джона Хокинса «Творческая экономика», в которой экономический успех связывается с предложением новых идей.
Вслед за Британией – пионером и лидером продвижения творческих индустрий – оригинальные программы и проекты появились в странах Европы, Юго-Восточной Азии, северной и латинской Америки, Восточной Европы.
С начала 2000-х годов развитие творческих индустрий в разных странах возрастало. Страны, в которых зарождались творческие индустрии, опирались на определение, сформулированное Департаментом культуры, медиа и спорта правительства Великобритании. В работе Елены Зеленцовой «Креативные индустрии. Зарубежный опыт прикладных исследований», зафиксированы несколько определений творческих индустрий, принятых в разных странах. Так, например, в Гонконге, в понятие творческих индустрий включены азартные игры, образование, спорт, туризм и консалтинговые услуги. Определение, принятое в Финляндии, включает парки аттракционов и рекреационную деятельность. Таким образом, каждом конкретном случае определение творческих индустрий «заточено» под местных политиков и бизнесменов.
Также Зеленцова в своей работе обращает особое внимание на разработку методик картирования в других странах на на основе британских технологий. «Картирование территорий – это составление карты культурных и творческих ресурсов территории для оценки потенциала творческого сектора, определения его возможностей и потребностей. На его основе формируются стратегия развития творческих индустрий и культурная политика на данной территории». Картирование может осуществляться как для творческих индустрий в целом, так и для отдельных секторов (например, только музыка и музыкальное продюсирование и т. д.).
Целый ряд исследовательских групп и институций Великобритании, Германии и других стран работали над созданием собственных методик картирования. Если анализировать эти подходы в целом, то наиболее показательной является методика, разработанная британским агентством «EUCLID». В данную методику включены четыре стадии:
. Зарождение идей – создание культурных замыслов и проектов;
. Производство – создание пригодных для коммерческой реализации продуктов;
. Распространение – циркуляция продуктов путем трансляций, записей, кинопоказов и т. д.;
. Потребление – получение определенного опыта конечным пользователем.
На стадии зарождения идей рассматриваются:
материальные (осязаемые) культурные предметы или продукты – чертежи, проекты, песни, рассказы, картины, игры, танцы, сценарии, одежда, украшения и другие рукотворные объекты;
нематериальные (неосязаемые) культурные идеи и концепции – стиль, мода, репутация, брэнд, характер, узор, цветовая гамма, сценарии и т. д.
На стадии производства происходит трансформация «сырого» культурного материала в рыночные продукты:
допускающие массовое воспроизводство – фильмы, телепередачи, книги, записи, компакт-диски и т.д.;
создаваемые однократно – картины, театральные представления, дизайнерская одежда и другие предметы, веб-сайты и т. д.
В России с 2003 года осуществляется совместная программа Совета Европы, Министерства культуры РФ и Института культурной политики (ИКП). Она называется «План действий для России». Один из двух составляющих эту программу пилотных проектов посвящен развитию творческих индустрий в России. Продвигать эту идею ИКП уже два года помогают британские агентства Euclid и Comedia. В феврале 2004 года, при участии ИКП, был создан Координационный совет по развитию творческих индустрий в России. [13, с. 15]
Творческие индустрии позволяют широко посмотреть на все процессы, происходящие в современном мире. Сектор творческих индустрий обладает множеством характеристик, которые легко вписывается в формирующуюся структуру глобализационных взаимосвязей между странами, регионами и городами. Творческие индустрии адекватно описывают изменения, происходящие в настоящее время в культуре, экономике, городах и интеллектуальных поисках.
Таким образом, изучая развитие и историю развития торческих индустрий, можно сделать следующие выводы: «творческие индустрии» тесно связаны с понятием «культурные индустрии», в понятие которых входят следующие составляющие: архитектура, мода, изобразительное искусство, кинематограф, издательское дело и т. д. К 1970 – м годам понятие «культурные индустрии» стало обозначать все отрасли экономики, которые производят и распространяют товары и услуги в сфере культуры, а именно: литературу, книгоиздание, музыку, исполнительство, звукозапись, театр, кино, телевидение и т.д. Специалистами в области творческих индустрий были философы и социологи М. Хоркхаймер и Т. Адорно, также не малый вклад в развитие творческих индустрий вложил французский исследователь, профессор коммуникационных наук университета Стендаль – Гренобль Бернар Мьеж. Понятие «творческие индустрии», сформулированное Великобританией актуально на сегодняшний день
2. Развитие творческих индустрий в России
Развитие творческих индустрий зародилось в Великобритании, в 1988 году. Остальные страны мира в направлении развития творческих индустрий стали работать с начала 2000-х годов как на региональном, так и на государственном уровне. Страны, в которых зарождались творческие индустрии, опирались на определение, сформулированное Департаментом культуры, медиа и спорта правительства Великобритании.
На сегодняшний день в России существуют различные творческие индустрии, хотя именно так мы совсем недавно стали их так называть. Давно в нашей стране существуют радио и телевидение, кинопроизводство, интернет – компании, дома моды, дизайнерские агентства и т. д. Крупные корпорации порождают множество более мелких производителей, которые выполняют по их заказу разнообразную творческую работу.
Развитие творческих индустрий тесно связано с вопросами поддержки малого и среднего бизнеса. Основным торможением развития творческих отраслей экономики в России является отсутствие настоящей свободы предпринимательства. Идеология творческих индустрий должна найти поддержку в среде бизнеса, а также у организаций, занимающихся поддержкой предпринимательства.
При рассмотрении творческих индустрий в России мы сталкиваемся с рядом проблем, связанных с экономической, культурной, политической сферами, но также и с пониманием творческих индустрий. Главная трудность заключается в дефиците статистической информации. Официальная статистика в России сгруппирована по стандартной индустриальной классификации с низким уровнем разбивки на категории, ориентированной, прежде всего, на выпуск продукции в промышленном секторе, добычу и переработку сырья. Собрать информацию по творческим секторам достаточно сложно. Производственный сектор культуры как отрасли не выделен в отдельную категорию, и данные по большинству кодов экономической деятельности, относящихся к творческим индустриям, аккумулируются в разделе «Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги». Поэтому для получения данных необходимы официальные запросы в различные ведомства и обработка большого объема статистической информации.
Экономика России в большей с степени сегодня ориентируется на сырьевую отрасль, что создает структурные барьеры для прихода творческих индустрий как сектора экономики в Россию. Творческим индустриям необходим стимул для развития, в особенности финансовый и налоговый, что также создает проблемы для корректировки стратегии социально-экономического развития.
Среди других экономических проблем, препятствующих развитию творческого сектора экономики, необходимо отметить следующие: проблема понимания роли территорий в системе экономики и распределения труда, проблема качества жизни, мобильности и адаптивности людей, проблема продвижения новой продукции и услуг, а также отсутствие творческих сетей и творческих кластеров. В отличие от ведущих стран западного мира Россия еще не стала на путь постиндустриальной экономики в полной мере.
По мнению зарубежных исследователей и аналитиков творческих индустрий, российская экономика обладает потенциалом роста и, соответственно, существуют огромные возможности для творческих индустрий.
Также Россия сталкивается с политическими ограничениями. Творческие индустрии как самостоятельная сфера развития экономики не стала одним из приоритетных в развитии и не нашла поддержки политики на государственном уровне для развития сфер культуры и экономики. Творческие индустрии в России пока не стали отдельным сектором экономики, как в других странах мира. Это связано, прежде всего, с тем, что творческие индустрии слабо актуализированы в публичном дискурсе не только политики, но и общества в целом. Отсутствие политики как таковой не означает отсутствие заинтересованности отдельных участников рынка, в том числе поддержка идеи творческой экономики идет пока только снизу – со стороны общественных организаций и бизнеса. При этом для бизнеса финансовые инвестиции в культуру в большей степени ориентирована на сохранение культурного наследия и традиционных культурных ценностей.
Следующими трудностями в развитии творческих индустрий являются теоретические и практические ограничения. Россия пока отстает от ведущих стран мира в плане теоретической разработки и специалистов и консультантов, экспертов, так как область обладает достаточно высокой степенью специфичности, хотя и сопряжена с разного рода профессиями и специализациями в сфере культуры, менеджмента, экономики и права. Важным моментом является и обучение новых специалистов, причем данная проблема сопряжена и с проблемой зарождения творческого класса и идентификации с ним.
К социально-экономическим трудностям относятся следующие составляющие:
негативное воздействие слабой экономики, а именно дефицит инвестиций;
высокие социальные взносы, которые налагают большую нагрузку на бизнес при привлечении сотрудников. Когда речь идет о деятельности творческих компаний, то данный пункт очень важен, т.к. в компаниях такого рода человеческие ресурсы могут быть на порядок более значимы, чем, например, покупка оборудования;
отсутствие честной конкуренции;
теневая экономика, а именно ведение бизнеса без уплаты налогов и т.п.;
«молодость рынков». Российские рынки строятся по типу зарубежных моделей, образцов. Соответственно, заказчик имеет примитивное представление о творческом производстве, что сказывается на его ожиданиях и уровне оплаты творческого труда;
неразвитое профессиональное образование и дефицит кадров. При наличии большого количества образовательных предложений, особенно – в секторе рекламы, комплексное практико-ориентированное образование в сфере творческих индустрий получить можно только в Москве и Санкт-Петербурге. На это указывают результаты почти всех экспертных интервью;
И, наконец, трудности возникают в культурных ограничениях. В России до сих пор существует проблема одностороннего понимания культуры и традиционный взгляд на культуру связан с понятием «культурное наследие».
В России, как отмечает Елена Зеленцова в статье «Культурные индустрии. Зарубежный опыт прикладных исследований», в продвижении творческих индустрий стали два центра: Центр развития творческих индустрий в Санкт-Петербурге, созданный в 2001 году, и Институт культурной политики в Москве, где с 2003 года в рамках соглашения с Министерством культуры Российской Федерации и Советом Европы развивался проект, направленный на внедрение технологий креативных индустрий в регионах. Обе организации работают в тесном сотрудничестве с международными организациями, в контакте с европейскими экспертами, также с британскими агентствами.
Творческие индустрии в России еще не стали отдельным сектором экономики, как в других странах мира. Это связано с тем, что творческие индустрии слабо актуализированы в публичном дискурсе не только политики, но и общества в целом. Отсутствие политики как таковой не означает отсутствие заинтересованности отдельных участников рынка, в том числе поддержка идеи творческой экономики идет пока только снизу – со
стороны общественных организаций и бизнеса. При этом для бизнеса финансовые инвестиции в культуру в большей степени ориентирована на сохранение культурного наследия и традиционных культурных ценностей.
Однако в последние годы наблюдается широкий интерес к теме творческих индустрий в России, в особенности на региональном и муниципальном уровнях власти. Выше было сказано, что центром развития творческих индустрий стали два постиндустриальных города – Москва и Санкт – Петербург, соответственно и предприятия творческих индустрий сконцентрированы преимущественно именно в данных городах, в меньшей степени – в других региональных центрах. Но на основе программы Московского института культурной политики и его партнеров, развитие творческих индустрий осуществлялось в провинциальных городах, таких как Архангельск, Петрозаводск, Тольятти, Сургут и т. д. Это было обусловлено тем, что мировая политика поддержки творческих индустрий обычно реализуется на региональном или местном уровне. В то же время, на российском опыте стало очевидно, что без федеральной поддержки креативные индустрии, как инновационный сектор в культуре и экономике, могут надолго остаться маргинальными.
Представители городских администраций заинтересованы в формировании эффективной культурной политики, позволяющей обеспечить их гармоничные взаимоотношения с горожанами и подержание высокого уровня социального благополучия. Политика властных структур в области культурного развития представляет направления политики государства (органов местного управления), связанной с проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества.
Сегодня важно постоянно доказывать значимость творческих индустрий в контексте культуры, обосновывать их актуальность и экономическую, социальную эффективность организуемых мероприятий. Творческие организации переходят от пассивной, обособленной позиции к роли полноправного партнера государственных институтов.
Первое агентство творческих индустрий было создано в Москве в 2004 году – агентство «Творческие индустрии», в задачи которого входят реализация проектов творческой экономки, а также привлечение бизнеса в творческую сферу, а также формирование сектора творческих индустрий в России. В Санкт-Петербурге при поддержке программы Европейского союза TASIS был создан «Центр развития творческих индустрий».
В России, с 2003 года насчитывается более двух десятков семинаров и круглых столов, поддержано ряд проектов. Несколько семинаров, проведенных британскими экспертами из агентства EUCLID, были посвящены технологиям картирования. На основе этих методик в Архангельске и Петрозаводске были проведены исследования по оценке потенциала предприятий креативных индустрий города. Также в рамках программы «Творческие индустрии» в 2003-2008 годах была проведена работа по исследованию российской модели «творческого кластера». Небольшие специализированные независимые производители часто располагаются вблизи друг от друга и образуют «кластеры». В зарубежной практике такие объединения-«кластеры» часто обосновываются на территории заброшенных фабрик или заводов, обновляя и давая новую жизнь «отработанным» индустриальным пространствам. Такое объединение предприятий творческих индустрий способствует экономическому росту, улучшает имидж территории, помогает решать проблемы трудоустройства. Сегодня в Москве действует, по крайней мере, пять творческих кластеров. В 2006 году Институтом культурной политики совместно с Международным университетом в Москве было проведено исследование, посвященное столичным креативным кластерам.
Проекты Института культурной политики, осуществляемые в российских регионах, помогли внедрить в умы идею развития творческих индустрий. Там, где проводились дискуссии и семинары с участием экспертов Совета Европы, удалось преодолеть глубоко ускоренное в российском сознании представление о невозможности соединить культуру и коммерцию, которое разделяют у нас не только люди творческих профессий, но и власти. Таким образом, в 2004 году в Архангельской области представители Комитета по культуре и Комитета по экономическому развитию впервые попробовали сообща обсудить проблемы региона – и быстро выяснили, что у них может быть общая повестка дня. В 2005 году Министерство культуры Карелии решило объявить специальную программу поддержки творческих индустрий в республике.
С каждым годом развитие творческих индустрий в России возрастало и к 2005 году, в Москве появился первый настоящий творческий кластер. Это Центр дизайна ARTPLAY. Здесь находятся уже несколько десятков творческих компаний – в большей степени, дизайнеры и архитекторы, – а также кафе, ресторан, выставочный зал и прочая инфраструктура, необходимая для того, чтобы кластер был не только производственной площадкой, но и клубом, и публичным местом.
Также существуют и другие проекты такого рода, такие как: «Арт-Стрелка», «Фабрика», который обещает стать самым крупным творческим кластером в Москве.
За последние годы, как отмечают авторы книги «Творческие индустрии: теории и практики» Елена Зеленцова и Николай Гладких появился ряд исследований российской ситуации в области развития творческих индустрий, реализован ряд проектов. Появились оригинальные российские публикации, посвященные развитию творческих индустрий в России, в частности издания института политики в серии «Культурные стратегии: экспертный клуб» (Новые форматы партнерства, 2003; Творческие индустрии в России, 2004; Творческие индустрии: модель для сборки, 2005). Появились исследования, посвященные творческому освоению бывших промышленных пространств в Москве и городах Российской Федерации (Зеленцова, Гладких, Пушкина, 2008). В рамках конференций и форумов начали обсуждать вопросы, связанные с развитием творческих индустрий (2004, 2005 и 2006 – Международный форум «Культура плюс», Москва; 2008 -Международная конференция «Фабрики воображения», Москва и др.). [8, с.142]
В России творческие индустрии существуют сегодня изолированно, разрозненно и не складываются в единый сектор творческой экономики. При этом интегральное восприятие этого сектора отсутствует не только на политическом уровне – федеральном, региональном или муниципальном. Сами творческие предприниматели тоже не ощущают себя частью единой творческой сферы. В России творческие индустрии пока не объединили креативную экономику и культурную политику. Комплексное восприятие ареала творческих индустрий отсутствует и на муниципальном уровне. Инициатива в отношении формирования благоприятного культурного облика города переходит к сфере предпринимательства.
Есть риск, что политика поддержки творческих индустрий в России не будет проводиться на федеральном уровне. Тогда, возможно, свою роль сыграют региональные или муниципальные власти или бизнес. В любом случае, роль властей здесь подсобная, хотя и важная. Их задача – создать благоприятные условия, а развитие самих творческих индустрий – дело независимых людей и организаций. Неважно, коммерческих или не коммерческих.
Изучая материал по развитию творческих индустрий, мы пришли к выводу, что Россия не первая страна, которая стала поддерживать творческие индустрии. В отличие от других стран, в России творческие индустрии зародились гораздо позднее. Их развитие в нашей стране сталкивается с рядом проблем: политическими ограничениями, практическими, теоретическими, социально -экономическими, культурными. К сожалению, творческие индустрии в России не стали отдельным сектором экономики, как в других странах мира. Связано это с тем, что творческие индустрии слабо актуализированы в публичном дискурсе не только политики, но и общества в целом.
3. Развитие творческих индустрии в городе Перми
творческий индустрия пермский культура
В России за 1990-е годы ХХ века изменилось отношение к искусству и культуре. После распада СССР и появления нового молодого государства стали возможны ранее запрещенные формы художественного творчества. Демократизация и либерализация общества позволила развиваться искусству не только в русле одной принятой государством идеологии. Появилась возможность для развития и поддержки самобытных талантливых авторов со всей страны, деятельность которых стала видна на общероссийском уровне.
Экономический и политический кризис в стране вначале 1990-х повлиял на все сферы жизни общества. В провинции социальные противоречия этого периода были не менее болезненны. Тревожным оказалось положение в сфере культуры. Самый низкий уровень заработной платы в стране и в городе отмечается в 1990-е именно у работников культуры и просвещения. Одна из наиболее острых проблем пермской культуры – отсутствие материальной базы. Также вопрос о помещении для новых творческих коллективов, творческих и авторских мастерских решается очень медленно.
Пермская культура, как и в советские времена, зависит от работы государственных структур, созданных при местных органах власти – при администрации Пермской области – Департамент искусства и культуры, при городской администрации – Комитет по культуре и искусству. Культура напрямую зависит от государственного попечительства и финансирования.
Город Пермь является одним из крупных городов России. В нашем городе живет немало талантливых творческих людей: поэтов, музыкантов, художников, режиссеров и т.д. На сегодняшний день городская среда ведет активную деятельность в развитии творческих индустрий. С каждым годом развитие культурных мероприятий на площадках города возрастает. Появляются различного рода проекты, фестивали, различные мероприятия и т. д., направленные на развитие культурного человека. Но, с возникновением культурного развития возникает и ряд проблем, связанных с ограничениями площадок для выступлений. Многие талантливые люди не находят площадки для своей самореализации, не имеют возможности представить продукт своей творческой деятельности широкой пермской публике.
В 2006 году Пермь получила статус «Культурной столицы Поволжья». В рамках программы «Пермь – культурная столица Поволжья 2006» был проведен ряд мероприятий, которые показали, что Пермский край обладает высоким культурным потенциалом. В рамках программы «Пермь – культурная столица Поволжья 2006» было проведено более тридцати различных проектов. Среди них есть уже традиционные (Арт-салон, в выставочном центре «Пермская ярмарка», международный фестиваль документального кино «Флаэртиана», фестиваль рок-музыки « Rock – Line », международный джазовый фестиваль и др.), а также осуществляются и новые для города проекты, такие как форум пермской скульптуры, акция «Картина в витрине» (выставки художников), фестиваль перформанса «СКВЕР», бьеннале «Архитектурная весна-2006», и многие другие. Конкурс «Пермь – Культурная столица Поволжья – 2006» ориентирован на поддержку и демонстрацию лучших инновационных проектов в сфере культуры, объединение усилий по созданию единого культурного пространства и развитию социокультурных коммуникаций в г. Перми, Пермском крае и Приволжском федеральном округе. Целью данного проекта является выявление творческих инициатив и значимых проектов для развития культуры на территории города Перми; Установление и развитие партнерских отношений между различными организациями в целях совершенствования социо-культурного пространства города Перми.
Россия активно сотрудничает с различными странами, обмениваясь культурным опытом. В 2010 году был реализован международный сетевой проект «Европейские акценты в Перми», нацеленный на проведение одноименного фестиваля и создание эффективного и устойчивого партнерства между деятелями культуры, менеджерами культуры и учреждениями культуры из Перми и европейских городов, в том числе Дуйсбурга (Германия) и Печа (Венгрия).
Также, в 2010 году состоялся фестиваль «День Европы», нацеленный на укрепление культурных связей Пермского края с европейскими странами.
С 2010 года информационное обеспечение Перми как культурной столицы Европы уже сейчас осуществляет четырехъязычный интернет-портал о культурной жизни региона «OpenPerm». Портал формирует образ Пермского края как динамичной и конкурентоспособной территории, открытой для осуществления совместных с европейскими странами программ в области культуры и социальной политики.
С 2010 года в городе Перми проводится фестиваль «Живая Пермь, придуманный Маратом Гельманом, нынешним директором Пермского музея современного искусства. Данный проект объединяет музыку, театр, кино, изобразительное искусство, поэзию, прозу и другие проекты в новых направлениях современного искусства, на стыке жанров. Мероприятия проводятся как на традиционных площадках города, так и в самых неожиданных местах.
С 2011 года ежегодно проводится фестиваль «Белые Ночи в Перми» – это двадцать шесть дней фестивалей, выставок, спектаклей, танцевальных постановок, мастер-классов и форумов, семинаров и лекций для жителей и гостей города любого возраста. Целью проведения Фестиваля является содействие созданию благоприятной среды для проживания, пребывания на территории г. Перми и Пермского края и самореализации личности.
Не так давно, в нашей стране стартовала программа, которая посвящена какой – то определенной стране.
Основной задачей Пермского края является важность получения статуса Культурной столицы Европы. Россия ведет активную деятельность в экономической, политической, информационной, и, конечно, же культурной сфере.
Не так давно в России существует программа – Международный фонд «Планета людей». Планета людей» – это плод многолетней деятельности по продвижению творческого опыта известных европейских и мировых исполнителей, педагогов, художников, театральных педагогов на территории Пермского края. Основными задачами программы являются: рост взаимопонимания и взаимоуважения между народами; противодействие расовое, этническое, религиозное, политический экстремизм в любой форме; развитию миротворческих процессов; устранению двойных стандартов в международной политике; воспитанию новых поколений в духе демократических ценностей и гражданской активности. По всей России в течение года проходят десятки мероприятий по культурной и экономической тематике – музыкальные и танцевальные представления, фотовыставки и выставки картин, показы фильмов, семинары и круглые столы по вопросам внутренней и внешней политики обеих стран.
год является годом Германии в России. Проект носит объединенное название – «Германия и Россия – вместе строим будущее» – это более тысячи мероприятий в области образования, науки, искусства, культуры, политики, гражданского общества и экономики. На территории города Перми были проведены мастер-классы полюбившего Пермь всей душой композитора Грегора Дю Букле и показ оперы «Китаянка», представление кукольного театра oNи поэтическое ателье Норы Гомрингер, шоу театра Renegadaи выставка Паулы Модерзон-Беккер, творческая лаборатория Катрин Кацубко и музыкальный фестиваль «Свадебный полет», а также были проведены мастер классы аккордеонистки Катрин Пфайфер и т.д.
Перечисленные проекты и еще целый ряд других – реальные достижения новой культурной политики, заметные далеко за пределами края. Российские и зарубежные СМИ не только систематически пишут о культурных событиях, происходящих в городе, но и рассматривают «пермское чудо» как целостное явление. Можно констатировать, что на уровне СМИ «пермский прорыв» культуры в экономику уже осуществлен – культурная жизнь региона стала предметом внимания экономических и общественно-политических СМИ.
Подводя итог, можно сделать следующий вывод: культурная жизнь города Перми с каждым годом насыщается все большим количеством проектов, различных мероприятий, фестивалей, проводимых на различных площадках города Перми. Это повышает культурный имидж нашего города и приобщает молодежь к культурному отдыху. В дальнейшем город Пермь обогатится еще большими культурными проектами, и нынешняя молодежь будет осуществлять, и принимать активное участие в реализации и участии культурных индустрий города Перми.
Заключение
Изучение литературы дает основание сделать следующие выводы:
Культурные индустрии – это все отрасли экономики, которые производят и распространяют товары и услуги в сфере культуры, а именно: литературу, книгоиздание, музыку, исполнительство, звукозапись, театр, кино, телевидение.
В Великобритании (1997) в понятие «творческие индустрии» входило 13 субсекторов: реклама, художественный и антикварный рынок, архитектура, ремесла и прикладное искусство, дизайн, мода, кино и видео, музыка, исполнительские искусства (драматический и музыкальный театр, современный танец, различные шоу), литература и книгоиздание, программное обеспечение, мультимедиа и интерактивные компьютерные программы (офисные, обучающие, игровые и т. д.), телевидение и радио.
В Гонконге (2000-е), в понятие творческих индустрий включены азартные игры, образование, спорт, туризм и консалтинговые услуги. В Финляндии включает парки аттракционов и рекреационную деятельность. Творческие индустрии позволяют широко посмотреть на все процессы, происходящие в современном мире. Творческие индустрии адекватно описывают изменения, происходящие в настоящее время в культуре, экономике, городах и интеллектуальных поисках. В России – радио и телевидение, кинопроизводство, интернет – компании, дома моды, дизайнерские агентства
В 2006 году Пермь получила статус «Культурной столицы Поволжья». Воплотились в жизнь большое количество творческих проектов. Например: Арт-салон, в выставочном центре «Пермская ярмарка», международный фестиваль документального кино «Флаэртиана», фестиваль рок-музыки « Rock – Line », международный джазовый фестиваль. В 2010 году был реализован международный сетевой проект «Европейские акценты в Перми», нацеленный на проведение одноименного фестиваля и создание эффективного и устойчивого партнерства между деятелями культуры, менеджерами культуры и учреждениями культуры из Перми и европейских городов, в том числе Дуйсбурга (Германия) и Печа (Венгрия). С 2010 года в городе Перми проводится фестиваль «Живая Пермь. С 2011 года ежегодно проводится фестиваль «Белые Ночи в Перми» – это двадцать шесть дней фестивалей, выставок, спектаклей, танцевальных постановок, мастер-классов и форумов, семинаров и лекций для жителей и гостей города любого возраста. На территории города Перми были проведены мастер-классы полюбившего Пермь всей душой композитора Грегора Дю Букле и показ оперы «Китаянка», представление кукольного театра oNи поэтическое ателье Норы Гомрингер, шоу театра Renegadaи выставка Паулы Модерзон-Беккер, творческая лаборатория Катрин Кацубко и музыкальный фестиваль «Свадебный полет», а также были проведены мастер классы аккордеонистки Катрин Пфайфер.
Мы считаем, что культурная жизнь в дальнейшем обогатится еще большими культурными проектами, и нынешняя молодежь будет осуществлять и принимать активное участие в реализации и участии культурных индустрий города Перми.
Список литературы
1.Браун Дж. Культурные индустрии. Выявление культурных ресурсов территории / Презентация на семинаре «Культурные индустрии. Выявление культурных ресурсов территории». 14-18 июля 2003 года.
.Гнедовский М. Творческие индустрии: политический вызов для России [Электронный ресурс] // www.strana-oz.ru
.Гнедовский М., Зеленцова Е. Культура в России: государственный проект или гражданские инициативы?
.Гнедовский В. Современные проблемы развития постиндустриального общества в городах США и Европы [Электронный ресурс] // www.archipelag.ru
5.Зеленцова Е. Культурные индустрии. Зарубежный опыт прикладных исследований [Электронный ресурс] // www.mista.in.ua <#”justify”>16.ОКоннор Дж. Культурная политика как влияние: Экспорт идеи «творческих индустрий» в Санкт-Петербург // Творческие индустрии в России. Культурные стратегии: Экспертный клуб. Вып. 3. М.: Институт культурной политики, 2004. С. 12-34.
.Хлопина О. Трансформация культурной политики Европы в конце XX столетия // Культурная политика: проблемы теории и практики. – Спб.: Дмитрий Буланин, 2009. – С. 13-53.