- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 10,57 Кб
Творчество Барлаха как явление культуры
Введение
В немецкой художественной культуре XX века фигура Эрнста Барлаха (1870-1938) – писателя, скульптора и художника – высится особняком. Сочетание разных дарований – к пластическим искусствам и к искусству словесному – явление не исключительное, хоть и не частое. Но дело не только в самих талантах, которыми природа наделила художника, а в постоянстве их действия: на протяжении всей своей жизни Барлах с равным одушевлением работал как в мастерской, резцом, карандашом и углем, так и за письменным столом в кабинете. Монументальная, декоративная и станковая скульптура, станковая и книжная графика, драматургия и проза – перечисление говорит само за себя. Мироощущение, поэтика, стиль Барлаха, нашедшие свое выражение в несходных видах творчества, испытав вначале влияние тех направлений, что определяли культурную жизнь конца XIX-начала XX столетий, обрели очень скоро самостоятельность и цельность. Ныне, окидывая взглядом наследие Барлаха, видишь его как особый и единый творческий мир, в котором многообразно, в пластике и слове, преломляется и отражается современная художнику действительность и его размышления о непреходящих ценностях человечества.
Творчество Барлаха как явление культуры уникально. Вместе с тем, биография его, путь, пройденный им в жизни и в искусстве, очень характерны для немецкой интеллигенции, оказавшейся в водовороте событий первой половины XX века. Мировая война, остановленная на полпути Ноябрьская революция, Веймарская республика, утверждение фашистской диктатуры – на долю Барлаха и его современников пришлась, пожалуй, одна из самых тяжких эпох в истории их родины, эпоха поворотов и перемен, восстаний и войн, тщетных надежд и отчаяния. Каждое наступающее десятилетие приносило новые вопросы и требовало немедленного их разрешения. Как и многие другие, Барлах пережил краткое увлечение победами Германии в первой мировой войне, но вскоре перешел на позиции убежденного пацифиста. В это время его графика приобретает отчетливую публицистическую окраску. Его подробный дневник военного времени впоследствии был опубликован – это яркий, богатый фактами и точный документ эпохи.
Творчество Барлаха как явление культуры
БАРЛАХ, ЭРНСТ ГЕНРИХ (Barlach, Ernst Heinrich) (1870-1938), немецкий скульптор, график и писатель; родился 2 января 1870 в Веделе (Хольштайн). Свою художественную деятельность начал как скульптор, и именно эта сторона его творчества получила наибольшую известность. Он написал несколько драматических произведений мистико-философского характера, опубликованных с авторскими иллюстрациями. Одна из иллюстраций – гравюра Потоп (1924) – была отмечена премией Клейста.
Барлах создавал свои скульптурные произведения преимущественно из дерева. В 1906 он побывал в России, где на него произвела сильное впечатление крестьянская резьба по дереву. По возвращении он стал делать в основном фигурки крестьян в экспрессивных позах. Скульптор использовал особый прием: он изображал своих персонажей облаченными в длинные одежды, которые придавали их фигурам монолитность и напоминали драпировки готической скульптуры. Однако сильно упрощенная обработка поверхностей и геометрически стилизованные складки выдают их современное происхождение. Среди работ Барлаха значительное место занимают небольшие статуэтки, в том числе фарфоровые. Скульптор создавал и монументальные памятники и композиции, из которых наиболее известен состоящий из нескольких деревянных фигур Памятник павшим в Магдебургском соборе (1930). После прихода к власти фашистов Барлах подвергался преследованиям. Его произведения, показанные в 1937 на выставке «Дегенеративное искусство», были изъяты из музеев, а памятники сняты. Умер Барлах в Ростоке 24 октября 1938.
Биография
Эрнст Барлах родился 2 января 1870 года на севере Германии в небольшом провинциальном городке Веделе (Гольштиния) в семье уездного врача. Эрнст был старшим из четырех сыновей в семье и не единственным профессионалом-художником в семейной хронике Барлахов. Отец рано умер, оставив довольно большую семью почти без средств. Любовь к искусству заставила Барлаха преодолеть многие трудности, чтобы поступить учиться сначала в Художественно-промышленное училище в Гамбурге (1888-1891), затем в Дрезденскую академию художеств (1891-1895).
Начинающему скульптору пришлось испытать на себе тяжесть академической профессиональной выучки. Немецкая художественная школа не зря славилась ежедневным изнурительным тренажом. Особенно трудно приходилось Эрнсту в Гамбурге. Здесь он совмещал посещение скульптурного класса с вечерней работой в мастерской преподавателя – местного скульптора Рихарда Типе.
В конце девяностых годов Эрнст дважды совершает поездки в Париж. Правда, первое знакомство Барлаха с Парижем не произвело на него впечатления. «Более того, – пишет Ю.П. Маркин, – он резко отрицательно воспринял при очном знакомстве именно естественность, физиологический натурализм импрессионистического ощущения природы, против чего программно восставала его душа символиста».
год Барлах в основном проводит в Фридрихроде, испытывая проблемы и творческие, и финансовые. Его выручает Карл Гарберс, предлагающий ему работу в Париже в качестве помощника по заказу гамбургского магистрата.
Год самостоятельной работы в Париже познакомил художника с европейским искусством и его проблемами, укрепил волю в решении искать собственный путь в искусстве, но в 1898-1902 годах он безуспешно пытается добиться признания в Гамбурге и Берлине.
В 1902 году Барлах заканчивает надгробие Мёллер-Ярке. Это сложное, многочастное произведение, стоящее отдельно в ряду ранних его работ. «Молодой скульптор остановился на традиционном мемориальном решении в виде архитектурной стелы, имитирующей преддверие склепа, – пишет Ю.П. Маркин, – перед которым он по традиции поместил объемную фигуру плакальщицы – прием, найденный Кановой веком раньше».
Из Берлина Барлах возвращается в родной Ведель с ощущением полной неудовлетворенности шестилетней самостоятельной практикой. Скульптору уже за тридцать, а он пока не может похвастать большими успехами.
Наконец тяжелый творческий кризис, наступивший в 1906 году, заставил его совершить двухмесячную поездку по югу России, в места, где работал в то время брат художника.
В России Барлах в зримом образе ощутил то, что давно волновало его душу и занимало его философски настроенный ум, – судьбу страдающего человека. В толпах разоренных крестьян, выброшенных кулаками-хозяевами на просторы русских дорог просить подаяние, Барлах углядел не столько социальную трагедию, сколько трагедию человеческого бытия горькую жизнь покинутых и отверженных людей. Вернувшись на родину, художник нашел для своего нового понимания человека адекватный по силе выразительности образный язык не только в графике и скульптуре, но и в первой своей литературной драме «Мертвый день». Многосторонне одаренный, с этих пор он проявил себя и в изобразительном искусстве, и в литературе как художник-новатор, близкий по своей творческой манере экспрессионизму.
Отклик на новую манеру Барлаха последовал быстро. «Всех переполошил только Барлах двумя терракотами русских нищих, – писал К. Шефлер в обзоре весеннего Сецессиона 1907 года. – Сильный талант… известный небольшому кругу людей. Еще не было повода говорить о нем, ибо одно лишь трудолюбие и противоречивость поисков не позволяли пока создать что-либо зрелое. В этих фигурах сказалось потрясение художника своим материалом, человеческое переживание одновременно вылилось в художественное переживание формы. Социальная характеристика тоже присутствует здесь». В поддержку работ Барлаха выступил также известный скульптор-анималист А. Гауль. В том же 1907 году на Немецкой национальной художественной выставке в Дюссельдорфе фигурировали «Нищенка с чашкой» и «Слепой нищий».
В дальнейшем Барлах не раз перефразировал образные и композиционные приемы из произведений 1906-1908 годов «Лежащий мужик» (1908) узнается в «Отдыхающем страннике» (1910), «Нищая на корточках» (1907) – в «Экстатирующей» (1920), «Сидящая женщина» (1907) – в «Сидящей старухе» (1933). Женский тип, найденный в России, с определенностью ощущается в некоторых собирательных образах конца десятых – тридцатых годов в «Зябнущей девушке» (1917), «Закутанной нищей» (1919), «Степнячке» (1921), «Плачущей» (1923), «Мерзнущей старухе» (1937), «Годе 1937-м» (1936).
Пребывание в Италии (1909) завершило его профессиональное формирование скульптора-практика, хорошо знакомого с капризами и радостями своего трудного ремесла.
С 1910 года Барлах жил и работал в Гюстрове, здесь начался расцвет его таланта, и здесь же он испытал жестокое разочарование. «В Гюстрове великолепная деревянная пластика и каменная тоже», – объяснял скульптор одну из причин своего выбора.
Первая мировая война потрясла Барлаха. Сам он по состоянию здоровья не подлежал мобилизации. Но каждая встреча с инвалидом войны повергала его в отчаяние. «Невозможно от них отвлечься! Трехногий бедняга надвигается на тебя с вопросом «Каково пришлось бы тебе на моем месте» Мы должны оказаться состоятельными по отношению к ним, к их жестам, которые ужаснее пафоса нищеты или разбойничьего свиста…» В стремлении оказать хоть какую-то действенную помощь людям Барлах даже поступает работать в гюстровский сиротский приют.
После того как в 1919 году Барлаха избирают членом Прусской академии художеств и приглашают переехать в Берлин. Ему предлагают стать профессором в академических мастерских. В 1925 году художник избирается в почетные члены Мюнхенской академии художеств.
Барлах отвергает все лестные приглашения, отказываясь покинуть полюбившийся ему Гюстров. Лишь несколько человек имеют доступ в его мастерскую, самые верные его друзья учитель Фридрих Шульт, скульпторы Бернгард и Марга Бемер, коллекционер Курт Драгендорф.
В двадцатых годах Барлах создал ряд программных произведений, так или иначе связанных с евангельскими темами надгробие матери, «Отдых» (1924, дерево и бронза), рельеф «Апостол» (1925, дерево), «Смерть» (или «Группа из трех фигур», 1925, бронза), «Встреча» (1926, дерево и бронза), а также знаменитые памятники для Киля (1921), Гюстрова (1927) и Магдебурга (1929).
В 1929 году, когда был установлен памятник в Магдебургском соборе, вокруг него сразу началась жестокая борьба. Фашисты не могли сразу же вышвырнуть его вон – для этого Барлах был слишком прославлен.
Началась самая трудная и мрачная пора жизни Барлаха. Его скульптуры выбрасывали из музеев, ему запрещали участвовать в международных выставках. Гюстровскому памятнику была предназначена самая зловещая для скульптора судьба – его переплавили на снаряды.
В 1938 году запретом была прервана последняя работа мастера – крещальная купель для церкви Иоанна в Хамме (Вестфалия), уже опробованная в гипсе в двух вариантах. Запретив работать Барлаху, фашисты надеялись принудить его к эмиграции. Однако скульптор отказался «Я – немец и останусь в Германии».
октября 1938 года Барлах умер от инфаркта в частной клинике в Ростоке и был похоронен в городке Ратцебург.
Духоборец в церкви святого Николая – одна из важнейших работ мастера
писатель скульптор художник барлах
Церковь св.Николая на Старом рынке является главным собором города Киль и старейшим зданием в городе. Храм святого Николая был построен около 1242 – это около 800 лет назад! Здание неоднократно менялось за это время. Уже через сотню лет здание решили расширить, и по примеру церкви св.Петра в Любеке к нему пристроили большой зал для церковного хора. В 1877-1884 был выложен новый неоготический фасад. Во время Второй мировой войны здание было сильно повреждено и его перестроили в 1950 по проекту архитектора Герхарда Langmaack, используя современные технологии, такие как бетонные опоры и стальные плиты. Оригинальные своды решили не восстанавливать и построили более простую крышу. В 1965 году мастером Дитлефом Kleuker был построен современный орган с тремя клавиатурами и 45 регистрами, 3288 трубами и пластиковыми клапанами. В 1986 провели внутренний ремонт под руководством Петра Kahlcke.
Духоборец (Der Geistkämpfer) – одна из самых известных скульптур в Киле, представляет собой ангела, стоящего на волке. Сначала безымянной скульптуре жители города дали название, с которым сам автор и согласился. Создателем ее был экспрессионист Эрнст Барлах, для которого это была одна из первых крупных работ (1928). Надо отметить, что как раз перед этим Эрнст побывал в России, страшно впечатлился и даже написал автобиографическую книгу "Русский дневник". "Россия открыла мне своё лицо" – так писал Барлах в своей впервые опубликованной в 1928 году биографии. Видимо, в России ничего хорошего он не увидел, потому что темой его скульптур русского цикла были нищета, голод и угнетение, но благодаря этому циклу Эрнст приобрел известность. К сожалению, при национал-социализме Барлах был вынужден прекратить публичную деятельность. Его начали травить, а творчество было объявлено "вырожденным искусством". Его работы были изъяты из музеев, церквей и вообще общественных мест. Уже после войны город смог вернуть обратно скульптуру, и в 1954 году она снова заняла свое место у Церкви св. Николая.
Скульптурные произведения
·Нищенка с чашкой (1906 <#”justify”>Литературные произведения
·Русский дневник (1906 <#”justify”>Оценка деятельности
Бертольт Брехт <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%82_%D0%91%D1%80%D0%B5%D1%85%D1%82> причислил Барлаха к числу величайших скульпторов, которые когда-либо работали в Германии. Брехт так расценивал работы Барлаха: «Красота без приукрашивания. Величие без морализирования. Гармония без лоска. Жизненная сила без жестокости».
Генрих Манн <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D1%80%D0%B8%D1%85_%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%BD> в своём письме обращался к нему, как мастеру, честному как в своих сочинениях, так и произведениях, человеку с Большой Буквы, который зорко видит, глубоко мыслит и, наконец, учит думать.
Барлах оставил также ряд литературных сочинений. Его драма «Мертвый день» получила высокую оценку Томаса Манна <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%BD,_%D0%A2%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%81>.
В 1998 году <http://ru.wikipedia.org/wiki/1998_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> к югу от Гюстрова сооружено музейное здание, где хранится около 2000 набросков, рукописей и около 400 скульптур Барлаха.