- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 13,53 Кб
Творчество Эль Греко и маньеризм второй половины XVI в.
Министерство образования и науки Российской Федерации.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
Профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»
ИНСТИТУТ БИЗНЕС-КОМУНИКАЦИЙ.
КАФЕДРА ИСТОРИИ И ТЕОРИИ
ДИЗАЙНА И МЕДИА-КОММУНИКАЦИЙ
Курсовая работа
ТЕМА: Творчество Эль Греко и маньеризм второй половины XVI в.
Санкт-Петербург
Введение
На данный момент, в связи с развитием прогресса, многое в мире искусства открывается заново. За прошлый век множество казусов было исправлено – будь то отсутствие автора, или же ошибочность его.
Маньеризм – как завершение эпохи Возрождения, безусловно, является, и будет оставаться еще долго интересным предметом для изучения, с каждым новым исследованием на эту тему открывается больше и больше перекрещивающихся линий, тайных смыслов и под смыслов. Выпускается большое количество альбомов с картинами художника, как и сборников работ в стиле маньеризм. Большая часть трудов и исследований, конечно, находится в сборниках. Так же в журналах за последнее время встречаются интересные статьи по теме. Моей же задачей является проанализировать творчество Эль Греко в период маньеризма второй половины 16 в. Если рассматривать в общих чертах маньеризм (итал. Manierismo – вычурность, манерничанье от maniera – прием, способ) – название, условно обозначающее кризисные стилистические тенденции, а так же определенный этап в развитии европейского, главным образом итальянского, искусства середины и конца 16в. Этот этап отражал кризис художественных идеалов эпохи Итальянского Возрождения. Искусство Маньеризма в целом характеризуется превалированием формы над содержанием.
Изысканная техника, виртуозность манеры, демонстрация мастерства не соответствует скудости замысла, вторичности и подражательности идей. В Маньеризме заметна усталость стиля, исчерпанность его жизненных источников. В Испании одним из самых значительных художников стал Эль Греко, настоящее имя Доме́никос Теотоко́пулос, (греч. Δομήνικος Θεοτοκόπουλος; 1541 <#”justify”>эль греко маньеризм художник
Глава 1. Критский период (до 1567)
Греческое искусство первой половины 16 века набирало былую популярность. Античные формы, страсть изучать и детализировать человеческое тело, идеализировать образы, все эти традиции, прерванные периодом средневековья, вновь вернулись в Итальянском Возрождении, которое постепенно захватывало Европу. В это время начинает обучаться живописи греческий художник Доменико Теотокопули.
Происхождение художника остается загадкой по сей день, нет никаких сведений о его родителях, однако художник родился приблизительно в 1541 г. в Канди (теперь это город Ираклион), столице средиземноморского острова Крит, расположенного к югу от материковой Греции, входившего в те времена в венецианские владения Точная дата его рождения неизвестна, сам художник сообщил в 1606 году о своем шестидесятипятилетии.
Первое художественное образование художник получил у себя на родине, острове Крит, у иконописцев, приверженцев старой византийской манеры письма. Возможно, его учителем был известный критский иконописец Михаил Дамаскинос. Доменико Теотокопули писал в традиционных православных канонах, не смотря на то, что он, как и его семья, были приверженцами римской католической школы. Этот стиль письма стал одной из многих составляющий особенной манеры письма Эль Греко, в местных иконописных мастерских молодой художник научился особой технике письма – многослойную, с прослойками белил, благодаря чему его картины приобретали особенную цветовую насыщенность и наполненность светом.
Первые 25 лет своей жизни, художник работал на родине, одна из немногих сохранившихся работ этого периода – икона «Успение Богородицы» (ок. 1560-1567) из церкви Успения о. Сирос (Эгейское море). Икона написана в соответствии со строгими канонами православной церкви, в желто-красно-золотых тонах. Многофигурная композиция на золотом фоне состоит из двух частей – земного и небесного мира. Внизу, на земле, апостолы и ученики окружают гроб с бездыханной Богоматерью. К Марии склоняется Христос, прикасается к ее груди, словно пробуждая к вечной жизни. В верхнем мире Марию возносят ангелы и архангелы, в отдалении святые на облаках со стороны наблюдают за событием. Картина была приписана художнику после того, как в 1983 году, с помощью рентгенограммы была обнаружена его подпись «Доменикос делал» (в другом переводе – «рука Доменикоса».
В период учебы на Крите или же в первые годы переселения в Венецию, художник создает полотно «Положение Христа во гроб». В этой работе Эль Греко уже значительно отклоняется от византийских традиций, заметно влияние итальянского маньеризма. От золотых тонов, византийских канонов не остается практически ничего, эту работу художник исполняет в более близкой ему гамме.
Глава 2. Учеба в Венеции (1567-1570)
Во второй половине 16 века, Венеция – последний итальянский город сохранивший республиканский строй. Здесь сохраняется свободомыслие, терпимость и толерантность, многие творческие натуры переезжают именно сюда. Около 1567-1568 года и Эль Греко переезжает в Венецию и остается там, вероятно, до 1570 года. В этот период венецианская школа живописи была величественна и находилась в своем апогее. Состоявшемуся иконописцу в византийском стиле пришлось осваивать натуралистистическую живописную манеру венецианской школы. Эль Греко пережил коренной перелом, с поразительной быстротой осваивал манеру письма, цветопередачу, особенности работы с масляными красками, приемы передачи формы и пространства. Возможно, он был учеником или последователем Тициана, также испытал сильное влияние творчества Тинторетто, и отчасти Якобо Бассано. Позже он посетил Парму, познакомился и высоко оценил творчество Корреджо.
В этот время Эль Греко пишет ряд полотен «Христос исцеляет слепого». Известны три работы художника, посвящённые этой теме, которых отличает лишь не большое количество деталей. Дрезденская версия, самая ранняя из них, не подписана автором. Она более свободная в композиционном плане, более простая по замыслу, на переднем плане художник поместил жанровые лейтмотивы – собаку, мешок, кувшин – которые в последующих версиях исключил. На картине персонажи придвинуты ближе к переднему плану, усложненная перспектива архитектурных элементов, прослеживается влияние маньеристических приемов, особенно в фигуре юноши в левой части картины, повернутого спиной и указывающего рукой на небо. Это произведение было создано под влиянием Венецианской живописной школы, в XVII веке авторство приписывали Паоло Веронезе, позже Джакопа Базано.
В Пармской галерее хранится наименее известная версия «Исцеления слепого», написанная маслом на холсте. Вероятно, она была написана художником к концу его пребывания в Венеции. Это наименьшая по размеру картина из всех трех «Исцелений», холст по краям был обрезан, линия обрезки прошла по крайней справа фигуре. По сравнению с дрезденской версией, в Пармская композиции фигуры скомпонованы свободнее.
Третья, самая большая из сохранившихся картин «Христос исцеляет слепого», хранится в Нью-Йорке в музее Метрополитен. В этом незаконченном произведении явственно прослеживается влияние Венецианской школы. На дальнем плане художник так тонко изобразил две фигуры, сидящие тротуаре, что через слой краски просвечивают плитки тротуара. Предполагают, что крайняя слева фигура, обращенная лицом к зрителю – это автопортрет молодого Эль Греко. В XVII в. это произведение находилось в коллекции семьи Фарнезе. До сих пор неизвестна точная дата ее создания; долгое время считалось, что она была написана мастером в начале его непродолжительного пребывания в Риме. Однако сейчас предполагают, что он писал ее в Венеции, затем перевез в Рим. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что она была создана в промежутке между дрезденской и Пармской картинами. Эта работа ранее приписывалось Тиноретто, позже Веронезе. В Мадриде хранится ее копия XVII века.
Затем мастер пишет Моденский триптих (ок. 1567-68) Небольшой сборный алтарный образ с подвешенными на петлях боковыми панелями, расписанный с двух сторон, типичен для Крита XVI века, но его обрамление ближе к Итальянскому Ренессансу. Возможно, его заказчиком выступал представитель критско-венецианского семейства. Боковые створки триптиха открываются по очереди; он проводит зрителя от грехопадения человека до оправдания через Христа.
На передней стороне помещены сцены (слева направо): «Поклонение пастухов» <#”justify”>Глава 4. Жизнь и творчество в Испании (1575-1614)
Окончательное формирование художника произошло в Испании. В это время, придворное искусство короля, больше вдохновленное искусством Высокого Возрождения, преимущественно римской школой, оттесняет маньеризм. Однако Эль Греко поступает на службу при дворе.
В Испании художник пишет самые зрелые и шедевральные полотна. Одно из таких «Эсполио» (1577 -1579), алтарное полотно, которое становится осью архитектурного пространства одного из испанских соборов.
Огромное, вытянутое в высоту полотно «Крещение Христа» (1596-1600) так же является алтарным изображением. В этом полотне мастер приходит к новой трактовке движения, он принимает его не как передачу размещения тел в пространстве, а как возникновение, становление и исчезновение. Мастер достигает апогея духовности, пронизывая каждый сантиметр полотна глубоким смыслом: утонченность изломанных линий, сбитые пропорции в сочетании с яркими цветами и то и дело вспыхивающими точками света, все это производит впечатление искренности.
В этот период художник пишет полотно «Апостолы Петр и Павел» Полотно написано в традиционной манере автора, Петр, будучи одним из ближайших учеников Христа, не отличался силой духа и твердостью решений, мастер точно передал его характер. Голова Петра написана одними лессировками без белил, от чего получаются призрачные полутени, которые создают атмосферу усталости таинственности и мрачности.
Петр изображен безжизненным и слабым, в серо-бежевых тонах, лицо выглядит болезненно серым, даже зеленоватым, возможно тому виной неудачное освещение полотна. Голова его устало опущена, а взгляд всматривается в даль.
За его левым плечом колонна, которая делит пространство полотна на две не равные части. Часть, на которой изображен Петр (меньшая треть), отходит на задний план, что символизирует борьбу характеров Петра и Павла, когда же центральное место в световом и смысловом балансе занимает изображение апостола Павла. Цепляет внимание, красный, переходящая от ярко-красного в кроваво-красный а за тем в бордо, местами выполненный одними лессировками, для того что бы создать игру светотеней, тяжелый плащ именно он является главным цветовым пятном полотна.
Из за смещения цветового баланса, все окружающее кажется еще более тусклым и серым, чем является на самом деле.
Общий темный фон полотна оптически выдвигает персонажей на передний план.
На склоне лет художника не покидала мысль о близкой смерти, и отпечаток этих личных переживаний лежит на его работах. Но звучание их гораздо шире. Эль Греко как бы подводит здесь итог своим творческим исканиям, раздумьям о жизни, своему восприятию мира.
Последние произведения мастера – вершина его творческих поисков. Удлиненные фигуры изгибаются и мерцают подобно языкам пламени, свободные от земного притяжения; в этих образах Эль Греко сумел выразить идею духовного растворения человека в Боге. Сюжеты его произведений, проникнутых глубоким религиозным чувством, варьировались мало, но оттенки их интерпретации менялись вместе с изменением стиля мастера.
Заключение
В эволюции колорита Эль Греко краски теряют свою материальность, становятся легкими и прозрачными, а их цветовое звучание – все более холодным. Не менее разнообразны композиционные приемы Эль Греко, которые менялись им в зависимости от назначения картины, от ее масштабов, формата, иконографических мотивов и изобразительных факторов. Одной из особенностей языка Эль Греко является своеобразная метафоричность, уподобление одних явлений и предметов другим. То, что изображает мастер – фигуры, одежда, облака, разнообразные предметы,- не всегда похоже на привычное. Передача пространства, освещения, движения, ритмики форм и интервалов между ними – все это обладает особой силой выразительности. Поэтому описание картин Эль Греко требует языка сложных и богатых сравнений, что в некоторых случаях может быть удачным, а нередко ведет к чисто субъективной трактовке. Однако, как бы ни были сложны для восприятия создания Эль Греко, они не производят впечатления зашифрованных ребусов. Образная ассоциативность его живописи вырастает на почве поэтического вымысла и творческого преображения реальности и не имеет ничего общего с той нарочитой алогичностью болезненного сознания, которую иногда стремятся ему приписать.
В своей необычной манере письма, Эль Греко оставил далеко позади Испанских маньеристов. Мастер не имел учеников или последователей и его гений был позабыт почти на 300 лет.
Список литературы.
1.Василенко Н.В. Эль Греко / Олма Медиа Групп /2011
2.Весянин И. Эль Греко /Амфора/ 2011
.Винниченко Т. Эль Греко.Чужеземец //Личности 2012 №49
.Каптерева Т.П. Эль Греко / Геларт/ 2008
.Краткая художественная энциклопедия. Искусство стран и народов мира. Том 2./ГНИ «Советская энциклопедия»/1965
.Персианова О.М. Эрмитаж /Советский художник /1969
.Такач М.Х. Живопись Маньеризма /перевод Цоболь А./Corvinа/1975
.История искусства зарубежных стран, том 2. Под.ред. Доброклонского М.В. и Нессельштраус Ц.Г. /изд. Академии художеств/1963.