- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 15,67 Кб
История и теория религии
Введение
Религия (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов и сверхъестественного мира.
С точки зрения философии, религия относится к категориям духовной культуры человечества. Это форма общественного сознания, т.е. отображения мира в сознании человечества. Религия – общий родник самых глубоких и жизненно важных смыслов общественного сознания: если язык – это универсальная оболочка общественного сознания, то религия, точнее, мифолого-религиозное сознание человечества – это общий родник самых глубоких и жизненно важных смыслов общественного сознания. Из мифолого-религиозного сознания развилось все содержание человеческой культуры, постепенно приобретавшее семиотически различные формы общественного сознания.
Религия является предметом специальной науки – религиоведения. Религиоведение – это наука, занимающаяся изучением религий.
В религиоведении выделяют два основных раздела – теоретический и исторический. Теоретическое религиоведение включает философские, социологические и психологические проблемы изучения религии. Оно выявляет в религии общее, существенное, необходимое и отказывается от единичного, случайного, исторически конкретного. Историческое религиоведение – это история религии. История религии изучает историю возникновения и эволюцию отдельных религий во всем многообразии их особенностей, в их хронологической последовательности.
Цель данной работы: изучить религию как социальное явление; дать характеристику христианству: происхождение и его идейные истоки.
Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка используемых источников.
. Религия как социальное явление
1.1 Определение и сущность религии
христианство религия общество
Изучение феномена религии является важным фактором в развитии духовной культуры личности.
Религия – (от латинского – благочестие, набожность, святыня, предмет культа – мироощущение и мировоззрение, соответствующее поведение и специфические действия (культовые), которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов, нечто «священного», то есть той или иной разновидности сверхъестественного.
Религия – социальное явление, так как религиозные представления никогда не ограничиваются сферой индивидуальных переживаний и каких-либо действий, они всегда имеют выражение в определенных фактах общественного порядка.
Религия является отношением человека к воображаемому сверхъестественному миру, но в этом отношении человек не противостоит сверхъестественному миру как изолированный индивид.
Религия, являясь идеологизированной, не сводится лишь к одним мыслительным процессам, совершающимся в голове человека. Она охватывает достаточно широкие сферы деятельности, отражая и порождая характерные формы общественных отношений
Объектом изучения со стороны представителей философского знания религия стала очень рано. В современном религиоведении можно выделить четыре основных подхода к объяснению сущности религии: объективно-идеалистический, субъективно-идеалистический, натуралистический, марксистский.
Объективно-идеалистический подход – философская основа теологии (система обоснования и защиты, религиозных учений о Боге). Исходной посылкой теологов и объективных идеалистов при раскрытии сущности религии выступает бездоказательное признание ими сверхъестественного источника: Бога, «мирового духа», «абсолюта» и т.д. Сущность религии представители данного подхода выводят из наличия в мире сверхъестественного. Человек как Божье творение, наделён стремлением к слиянию с Богом, человеческая душа постоянно ищет поклонения. Из этого следует и существование религии. Постулирование сверхъестественного источника религии сводит вопрос о сущности религии к вопросу о сущности Бога.
Обоснование религии фактически переходит в обоснование Бога, при этом существует две тенденции – рационалистическая и иррационалистическая. Философы-идеалисты выступают за использование разума при обосновании бытия Бога. Существует несколько типов доказательства бытия Бога. Известны пять доказательств бытия Бога, представленные средневековым философом Фомой Аквинским. Иррационалистическое обоснование веры в Бога строится на постулировании слепой веры. Именно в акте веры рождается возможность познания слова Божьего. Сама вера понимается не как субъективное состояние человека, а как нечто исходящее от Бога, дарованное человеку через процесс откровения. Вера представляет собой милостливое обращение Бога к человеку.
Субъективно-идеалистическая концепция религии, не отрицая естественного происхождения последней, основное звено религиозной проблемы перенесла в сферу сознания отдельного индивида. Прослеживается тенденция рассматривать религию как индивидуально-психологический феномен, как определенное состояние человеческого сознания, человеческих переживаний. Итак, религию следует рассматривать как порождение индивидуального сознания, как стихийно возникающие субъективные переживания человека.
Что касается натуралистического подхода, то существует несколько вариантов. Наибольшей популярностью пользуется точка зрения Э. Фромма, который объясняет потребность человека в религии прежде всего расколом между телом и душой ело человека – часть природы, а его ум возвышается над природой Разум является благословением человека, так и его проклятием С одной стороны, человек не может жить, не пытаясь решить проблему раскола между душой и телом, но с другой – подобное решение невозможно. Благодаря этому у человека и рождается потребность в вере и религии. С помощью религии человек пытается достичь гармонии между телом и душой.
Русский философ XX в. А.Ф. Лосев определял религию как «субстанционное самоутверждение личности в вечности». Это значит, что каждый человек от рождения и по своей природе, утверждая себя в мире, должен соотнести свое крошечное «я» с огромным и бесконечным миром. Мыслящий человек всегда ощущает, что в этом мире существует нечто постоянное, неизменное, вечное и святое. Иначе жизнь превращается в бессмыслицу, в абсурд. И пусть не каждый из нас в суете жизни постоянно держит это в уме, но момент, пусть короткий, но очень важный, когда и вы задумываетесь о смысле бытия и о своем месте в мире, обязательно придет.
С начала ХIХ в. можно вести речь о возникновении специализированной истории религии, которая стала строиться не на умозрительных рассуждениях, а на изучении конкретных фактов и их последующем обобщении в виде гипотезы или теории.
.2 Как и когда возникла религия?
Этим вопросом были озадачены ещё философы Древней Греции. Так, Критий (V в. до н.э.) считал, что было время, когда жизнь человека подчинялась лишь грубой силе. Затем в обществе возникли карательные законы против преступников, но они совершили насилие тайно. Тогда один изобретательный человек стал уверять, что существует божество, которое всё видит, всё слышит и за всем наблюдает. Так и возникла религия.
Ксенофан из ионийского Колофона (род. ок. 570 г. до н.э.), объяснял, что боги общепринятой религии как бы «списаны» людьми с самих себя и отличаются от них не качественно, а количественно: «если бы животные имели руки и умели изображать Богов, последние имели бы формы животных; так, эфиопы, будучи черными и широконосыми, изображают богов черноволосыми и с приплюснутыми носами, фракийцы – рыжими и голубоглазыми…». Настоящий же Бог – «высшее меж богов и людей, ни фигурой, ни мыслями на людей не похоже». Бог – всемогущая сила, всё видящая, слышащая и движущая.
Продик (учитель спора; род. в Кеосе ок. 470-460 г. до. н.э.) полагал, что боги – это олицетворение полезного и выгодного: «Солнце, Луну, реки, источники и вообще всё полезное для нашей жизни древние наименовали богами за пользу, получаемую от них, как, например, египтяне Нил».
Серьёзные научные попытки истолковать проблему возникновения религии пришлись на 2 половину XIX века. К этому времени был собран богатый материал по мифологии, фольклору (народным песням, сказаниям, былинам), языкознанию, археологии, психологии, социологии.
В ходе исследований было установлено, что монотеизм не является исходным пунктом религиозной истории, а возникает на определённом этапе её развития. Была выдвинута гипотеза существования «дорелигиозного периода» в жизни человечества, соответствовавшая тому этапу развития человека, когда он ещё не был способен создавать какие-либо абстракции, в том числе – религиозные. На сегодняшний день эта гипотеза ни подтверждена, ни опровергнута.
В настоящее время исследователи религии утверждают, что простейшие религиозные верования существовали уже 40 тыс. лет назад, т.е. во время появление человека разумного (homo sapiens), отличавшегося от своих предшественников тем, что он был человеком, способным к анализу конкретной ситуации, к созданию общих понятий и высокого уровня абстракций.
О существовании религиозных верований свидетельствуют практика первобытных захоронений, произведения пещерной живописи, различные скульптуры и древние сооружения.
Таким образом, современный человек окружён большим количеством разнообразных верований. Понимать их, знать их историю важно не только для собственного образования, но и для того, чтобы быть терпимым, толерантным человеком. Ведь от этого зависит наше отношение к другим людям, людям с иными верой и культурой.
. Христианство
2.1 Происхождение христианства и его идейные истоки
Христианство возникло в I в. н.э. в восточных провинциях Римской империи. Возникновение христианства было вызвано рядом социально-экономических и духовно-религиозных причин.
К I в. н.э. рабовладельческий способ производства стал изживать себя и некогда могущественная Римская империя вступила в фазу социально-экономического кризиса. Этот кризис до предела обострил все социально-экономические отношения и отразился на всех сферах общественной жизни, в том числе и духовной. Следствием кризиса было резкое ухудшение положения всех слоев римского общества и прежде всего рабов, которые оставались самым бесправным классом римского государства.
Рабы, являвшиеся основными производителями материальных благ общества, во всем зависели от прихоти и воли рабовладельцев. Это явилось источником внутреннего протеста рабов. Однако обрести реальную свободу рабу было чрезвычайно сложно, что заставляло огромные массы рабов ждать иррационального освобождения от социального угнетения и неравенства.
Рабовладельческий способ производства мог успешно развиваться только за счет непрерывного притока новых рабов, что заставляло римское государство вести постоянные войны с соседями. Вся тяжесть войны ложилась на плечи свободных граждан, которые вынуждены были годами находиться на войне вдали от семей и родных очагов. Их мысли все чаще обращались к традиционным языческим богам, но они казалось забыли о своем народе.
Культ богатства и власти в могучей Римской империи побуждает у рабовладельцев жажду легкой наживы и толкает их на поиски престижной карьеры. Интриги и заговоры, сопровождающиеся убийствами и казнями, стали обычными явлениями общественной жизни. В этой ситуации представитель господствующего класса ощущал постоянное давление неведовомого рока, неуверенность и страх за свою свободу. Таким образом, рабы ждали свободы, свободные – мира и благоденствия, рабовладельцы – политической и экономической стабильности. Однако реальная жизнь противоречила всем ожиданиям.
Особенно тяжелым было положение провинций. Власть держащие и религия уже не отвечали потребностям всех слоев общества. Авторитет античных богов был значительно подорван в общественном сознании их социальным бессилием. К тому же многие из рабов не считали официально признанных государством богов своими и придерживались национальных религий.
Таким образом, в пределах Римской империи созрела объективная необходимость в новой религии, способной удовлетворить духовно-религиозные потребности широких слоев общества. Не случайно именно в это время широко распространяются различные мессианские идеи и настроения, связывающие выход из всеобъемлющего кризиса с пришествием божественного спасителя.
На формирование христианской идеологии существенное влияние оказала философия стоицизма, наиболее ярко выраженная в учении римского мыслителя Сенеки (ок. 5 в до н.э., – 65 г.н.э.). Центральное место в учении Сенеки занимают положения о бренности земной жизни, о блаженстве праведников после смерти, о покорности судьбе и т.д. Сенека первым из философов провозгласил революционную для своего времени идею равенства всех людей перед лицом судьбы.
Основные черты сходства между стоицизмом и христианством можно свести к следующему:
. Строго выраженный монотеизм в понимании Бога как создателя мира, правителя и стража вселенной с представлением о промысле Божьем, от которого зависит как направление судеб мира, так и руководство поведением людей, воспитание в них добра и истин.
. Идея всеобщей общины. (Прообраз вселенской церкви).
. Различие природы тела и духа, представление о бренности, порочности тела и нетленности, бессмертии человеческого духа; представление о том, что тело есть темница, бремя и наказание духа; представление о том, что смерть есть освобождение, переход духа к вечному существованию.
. Идея святости, присущая духу праведника.
. Общий практический совет: уйти от политики, от мирской суеты, отдаться самосовершенствованию и созерцательной жизни.
. Представление о равенстве людей и признание за всеми одинакового человеческого достоинства независимо от звания и социального положения.
Не трудно заметить, что теологические, а во многом и социально-политические, взгляды Сенеки предвосхитили ряд основных положений христианской идеологии. Однако следует отметить, что философия Сенеки выражала интересы высших слоев римского общества, в то время как первоначальное христианство искало сторонников среди общественных низов. Это коренное различие заставляло идеологов первоначального христианства переработать многие из положений стоицизма в соответствии с чаяниями их среды.
В первые века новой эры во всем средиземноморье особым успехом пользовался культ египетских богов Исиды и Осириса. Согласно легенде Осирис был убит своим братом Сетом. Его тело было расчленено на 14 кусков и разбросано по всем странам мира. Богиня Исида с младенцем Гором странствует по свету, собирая части тела супруга. После чего Осирис воскресает и становится главой царства мертвых, а Сет побежден и наказан Гором. К этой легенде восходит культ умирающего и воскресающего Бога. В течение столетий образ Осириса все больше приобретал социальные черты. Все чаще его смерть толковалась как искупление грехов человечества, а воскрешение – как залог грядущего блаженства верующих. В этой интерпретации выраженные в мифе об Осирисе идеи становятся наиболее близкими к христианскому пониманию Бога.
Не менее популярным в то время был культ иранского бога Митры. Согласно религиозным представлениям древних иранцев в мире постоянно идет борьба между добрым богом огня и света Ормуздом и злым богом тьмы Ариманом. Помощником Ормузда был его сын, дух света и справедливости Митра. Сражаясь с Ариманом, Митра должен спуститься на землю, победить силы зла и установить здесь тысячелетнее царство Божие.
Можно выделить наиболее общие черты митризма и христианства:
. Вера в бессмертие души, загробную жизнь с раем и адом, в воскресение и Страшный суд.
. Ритуалы. Крещение с купелью, использование священной воды.
. Праздники. Празднование воскресения.
. Символы. Символы Митры: лев, бык и орел (В христианстве эти символы обозначают евангелистов: Марка, Луку и Иоанна).
Наиболее существенное влияние на формирование христианства оказал иудаизм. Достаточно сказать, что христианство зародилось в этнической среде иудеев диаспоры в первые десятилетия нашей эры, и первые христиане во многом оставались иудаистами. Но вскоре большинству их пришлось покинуть эту страну и, христианство получает распространение среди евреев диаспоры и вскоре находит себе приверженцев из числа, так называемых, язычников, то есть – не иудеев. Следует сказать, что священные книги древних иудеев составили значительную часть христианской Библии и получили название Ветхого завета. Среди еврейского населения диаспоры закономерно развивался процесс взаимодействия и слияние эллинистической и иудейской культур, сыгравший важную роль в возникновении и первоначальном развитии христианства.
Крупнейшим представителем так называемого «иудейского эллинизма» был Филон Александрийский (ок. 25 г.до н.э. – 50 г.н.э.). Филон подверг философской обработке наивный монотеизм Иудейской религии, очистив его от остатков многобожия, и теоретически обосновав идею единого Бога. В основе его учения лежит представление о всемогущем и совершенном божестве отличающимся по своему существу от недостойного его низменного материального мира. При этом между Богом и греховным материальным миром является посредник – исходящий от Бога Логос. Являясь божественным разумом, Логос вместе с тем и Бог и Сын Божий. По мнению Филона, Логос, является мессией, то есть божественным спасителем, искупителем грехов человека перед Богом.
Близки к христианству и представления Филона о человеке. Согласно его учению, цель человека состоит в очищении бессмертной души от низменной материи тела путем искреннего раскаяния, смирения, презрения к земным благам и самоотречения. Итогом этому должно стать мистическое соединение души человека с абсолютным совершенством Бога.
Из сказанного видно, что христианство заимствовало многие положения из других религий и философских учений. Но в тоже время христианство несло новые элементы, отличавшие его от прочих религий древности и обеспечивавших ему победу и массовое распространение среди широких слоев населения. К числу таких новых элементов относятся:
. На первых порах своего существования христианство отказалось от сложной обрядности.
. Христианство решительно отвергло какие-либо этнические различия в области веры. Его проповедь была направлена ко всем народам.
. Христианство отвергало все социальные перегородки в вопросах веры.
. Христианство, выросшее в условиях разложения рабовладельческого строя, резко осудило античные порядки как «языческие». Благодаря этому оно пережило крушение рабовладельческой формации и выработало социальный иммунитет, позволяющий в последствии успешно существовать в условиях любой социальной формации.
В настоящее время христианство распадается на три основных направления: православие (ортодоксальная ветвь), католицизм, протестантизм. Часть из них сложилась в глубокой древности – периоде раннего христианства, а часть сравнительно недавно. Выделяют три крупных раскола христианства, в результате которых образовались его основные направления. Первый их них произошёл с I по VII вв., когда от главного течения в раннем христианстве откололись течения ариан, несториан, монофизитов и монофелитов. Второй крупный раскол произошёл в результате разделения христианства на православие (ортодоксия) и католицизм в XI в. И третий раскол произошёл в итоге Реформации в странах Западной Европы, когда из католицизма отпочковался протестантизм.
.2 Христианство в России
Проникновение христианства в Киевскую Русь началось еще в IX веке. Известно, что до крещения в Киеве был построен христианский храм во имя пророка Ильи. Достоверно известно и то, что бабушка князя Владимира, княгиня Ольга, приняла православие, однако ее сын и наследник князь Святослав не признавал христианство и оставался язычником. Его же сын князь Владимир Святославович долгое время был язычником, но после неудачной попытки реформировать языческий пантеон склонился на сторону православия. В 988 году произошло историческое крещение Руси. Князь Владимир крестился со своей дружиной по православному обряду и предписал принятие православия всем жителям Руси. Однако процесс христианизации занял несколько столетий. Долгое время на Руси сохранялось двоеверие, когда народные массы признавали христианство и то же время придерживались языческих обрядов. Приняв христианство от Византии, русская церковь долгое время зависела от константинопольских патриархов, которые назначали митрополитов и вмешивались в ее внутренние дела. Такое положение не устраивало ни русское духовенство, ни княжескую власть. В 1448 году Великий князь Василий, воспользовавшись кризисом в Византийской империи, созвал собор, провозгласивший самостоятельность русской православной церкви. В 1589 году по инициативе царя Федора Иоановича был созван собор, на котором, с согласия восточных патриархов главе Русской православной церкви был присвоен титул патриарха. Имя первого патриарха Иов. Созданный Московский патриархат занял пятое место в перечне поместных православных церквей. Эти фактом завершился процесс становления самостоятельной Русской православной церкви.
В XVII веке во время правления царя Алексея Михайловича патриарх Никон провел ряд реформ, одобренных собором и поддержанных царем. Эти реформы были вызваны необходимостью исправить некоторые неточности и разногласия богослужебных книг, а также свести к единообразию церковную обрядность. Внешне эти нововведения выражались в следующем:
была сокращена церковная служба,
отменены земные поклоны,
введено почитание наряду с 8 конечным, 6 и 4 конечного креста,
взамен двоеперстного крестного знамени стало – троеперстие,
вместо слова «Исус» стали писать «Иисус».
Церковная реформа стала поворотом для раскола Русской православной церкви и возникновения религиозного направления, известного под названием «старообрядчество». Последователи старообрядчества резко отвергали никоновские нововведения и объявили о своей приверженности «старой вере». Московские Поместные соборы 1656 и 1667 годов предали проклятию старообрядцев и отлучили их от церкви. В 1721 году Петр I провел новую церковную реформу. Он ликвидировал патриаршество и учредил во главе церкви Святейший правительствующий синод – коллегиальный орган, которым руководил обер-прокурор (государственный чиновник, назначаемый царем). Таким образом, церковь вошла в структуру государственного аппарата. Помимо религиозных функций ей вменялись и функции государственной власти: запись актов гражданского состояния, руководство начальным образованием, наблюдение за политической благонадежностью граждан и т.д. На Поместном соборе в ноябре 1917 года Святейший правительствующий синод был упразднен и восстановлено патриаршество. Новым патриархом стал бывший московский митрополит Тихон (Белавин В.И.). До революции 1917 года Русская православная церковь имела свыше 70 тыс. храмов, 1025 монастырей, 57 семинарий, 4 духовные академии. Духовенство насчитывало 120 тыс. человек, а количество монахов и монахинь превышало 90 тыс. человек. В процессе революционных событий резко изменился социальный статус Русской православной церкви. В 1918 году Советское правительство издает декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Применительно к Русской православной церкви это означало, что она лишилась прежней правительственной поддержки, перестала быть государственной церковью и, наряду с другими религиозными объединениями страны, становилась чисто общественной организацией, не пользующейся никакими льготами и преимуществами.
В настоящее время Русская православная церковь самое большое религиозное объединение на территории нашей страны. За последнее время ей переданы многие храмы и монастырские помещения. Церковь издает периодическую литературу, занимается благотворительной и религиозно-просветительской деятельностью. Главой Русской православной церкви является патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Заключение
Итак, мы познакомились с тем, что такое религия и как она возникла.
Религия – явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории. В настоящее время учёные насчитывают около 5 тысяч религий. Верования, обычаи и обряды настолько различаются между собой, что дать одно единственное определение, которое соответствовало всем им, не возможно.
Религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (Культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, то есть той или иной разновидности сверхъестественного.
Религия – это особая форма осознания мира, основанная на вере в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Основные широко распространенные религии, которые исповедуют большинство людей по всему миру: христианство, буддизм, ислам, индуизм, иудаизм. Самая распространенная из всех мировых религий – христианство. В настоящее время его исповедует около 1,5 млрд. человек. Христианству исторически принадлежит практически все народы Европы, Америки, Австралии, а также население некоторых стран Африки и Азии.
В форме православия христианство является традиционной религией большинства народов Российской Федерации.
Список используемых источников
1.Аникин Д.А. История религии: конспект лекций / Д.А. Аникин. – М.: Высшее образование, 2008 – 192 с.
2.Зеленков М.Ю. Мировые религии: история и современность: учеб. пособие / М.Ю Зеленков. – М.: МИИТ, 2008. – 252 с.
.Носов С.К. История и теория религии: учебно-методический комплекс / С.К. Носов. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008. – 137 с.
.Основы религиоведения. Учебное издание / под ред. И.Н. Яблокова. – М.: Высш. шк., 2005. – 508 с.
.Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций / Радугин А.А. – М.: Центр, 2001. – 240 с.
.Резник Е.В. Религии мира. Православие / Е.В. Резник, Ю.Ю. Чудина. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 192 с.