- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 23,79 Кб
Творчество П.П. Кончаловского в трудах отечественных искусствоведов
Творчество П.П. Кончаловского в трудах отечественных искусствоведов
(курсовая работа)
Оглавление
Введение
Глава 1. Роль натюрморта в творчестве П.П. Кончаловского
1.1Развитие натюрморта в первой половине XX века
1.2Творческий метод Петра Петровича Кончаловского
Глава 2. Творчество Петра Петровича Кончаловского в трудах советских искусствоведов
.1 Творческий метод П.П. Кончаловского в художественной критике I половине XX века
.2 Художественное наследие П.П. Кончаловского в трудах отечественных искусствоведов II половины XX века
Заключение
Список иллюстраций
Иллюстрации
Список литературы и источников
Введение
кончаловский натюрморт художественный критика
Актуальность темы. Мир натюрморта – это мир искусственной реальности, в той или иной мере преображенной человеком. В натюрморте предметы вырваны из естественных природных или функциональных связей и представляют собой результат человеческой активности, поэтому всякий натюрморт содержит в себе некоторое сообщение.
Натюрморт – не только художественная задача, но и целое мировоззрение. Натюрморт известен нам обычно в периоде своего наибольшего расцвета, но имеет и свою долгую, предварительную историю. Жанр натюрморт нашел свое отражение в творчестве талантливого советского художника Петра Петровича Кончаловского. В нем П.П. Кончаловский достиг вершин этого жанра. Мир природы и вещей, отражает сложный путь роста и развития самого художника, его мировоззрения и мастерства. Художник владел даром устанавливать живую связь человека с окружающей его обстановкой и миром природы. В натюрмортах мастера чувствуется присутствие человека.
Обзор литературы. «Малому жанру» станковой живописи натюрморту посвящены следующие издания: в 1971 году была опубликована книга «Натюрморт в русской и советской живописи» [4; 90]. Данная книга повествует о мастерах натюрморта русской и советской живописи.
В 2002 году вышла книга В.М. Обухова «История жанров. Натюрморт» [3; 215]. Книга раскрывает историю развития натюрморта в русской живописи XX века. Большое внимание уделяется понятию «натюрморт». Говорится о том, что вполне самостоятельное изображение вещей появляется в Западной Европе во второй половине XVI столетия, когда предметное окружение человека обретает самостоятельное значение, а быт, частный и общественный, начинает восприниматься все более и более позитивно. Главный акцент делается на развитии натюрморта в русской живописи, повествуется о «взлетах» и «падениях» данного жанра.
В 2005 году опубликована книга Б.Р. Виппера «Проблема и развитие натюрморта» [2; 384]. Книга известного российского искусствоведа Б.Р. Виппера увидела свет в 1922 году, и по сей день пользуется заслуженным вниманием специалистов, несмотря на то, что с тех пор ни разу не переиздавалась. В данном труде подробно изучается история термина «натюрморт» и исследуется «предварительная история натюрморта», направляясь от эпохи барокко не по течению истории, а вспять. Натюрморт рассматривается автором не только как художественное явление, но как мировоззрение, связанное с развитием культуры от древнейших времен до XX века. Настоящее издание богато иллюстрировано и дополнено вступительной статьей доктора искусствоведения С.М. Даниэля.
Таким образом, специальных изданий посвященных «малому жанру» натюрморту мало. Наиболее содержательными публикациями являются труды В.М. Обухова и Б.Р. Виппера.
Цель курсовой работы: Определить основные тенденции в раскрытии творческого метода П.П. Кончаловского в отечественном искусствознании.
Задачи. В ходе данной курсовой работы необходимо решить ряд задач: 1) Проследить развитие жанра натюрморта в I половине XX века. 2) Выявить специфику творческого метода П.П. Кончаловского. 3) Проследить особенности творческого метода в художественной критике I половины XX века. 4) Выявить специфику исследования натюрморта П.П. Кончаловского во II половине XX века.
Объект исследования. Творческое наследие П.П. Кончаловского.
Предмет исследования. Особенности рассмотрения натюрмортов П.П. Кончаловского в отечественном искусствоведении XX века.
Методология. Методологическую основу работы составили ведущие труды исследователей натюрморта – В.М. Обухова «История жанров. Натюрморт» и Б.Р. Виппера «Проблема и развитие натюрморта».
Методы исследования – исторический, биографический, сравнения, формального анализа.
Источники. Прямыми источниками курсовой работы являются произведения П.П. Кончаловского и труды о художнике.
Жизни и творчеству П.П. Кончаловского посвящены следующие публикации: в 1936 году вышла книга В.А. Никольского «Петр Петрович Кончаловский» [19; 150]. Эта книга не претендует на значение обычной искусствоведческой монографии, потому что развитые искусствоведческие анализы и оценки заменены здесь мимолетными комплиментами, дополнениями и высказываниями самого художника.
В 1950 году вышла небольшая монография «Петр Петрович Кончаловский. Избранные произведения» [12; 30]. Автором вступительной статьи является М.В. Бабенчиков. Монография посвящена творчеству П.П. Кончаловского. К ней прилагаются репродукции десяти произведений художника и перечень этих иллюстраций.
В 1956 году был издан каталог «П.П. Кончаловский. Выставка произведений» [7; 40]. Вступительная статья (в каталоге) Н. Соколовой посвящена последней шестнадцатой персональной выставке П.П. Кончаловского.
В 1958 году вышла книга А.В. Винера «Материалы и техника живописи советских мастеров» [5; 72-85], где описывается техника масляной и станковой живописи П.П. Кончаловского, а также применяемых мастером материалов.
В 1961 году была издана книга «П.П. Кончаловский. Избранные произведения» [16; 11]. Книга содержит вступительную статью М.Л. Неймана и десять иллюстраций избранных произведений живописца.
В 1964 году вышла в свет книга «П.П. Кончаловский. Художественное наследие» [15; 544]. Книга посвящена художественному наследию Кончаловского. Ряд серьезных вопросов, глубоко важных для понимания большого и сложного пути художника, освящен в статье А.Д. Чегодаева. Композиционно книга делится на следующие части: 1) Кончаловский об искусстве, 2) Современники о П.П. Кончаловском, 3) Список произведений, 4) Альбом репродукций.
В 1967 году вышла монография о жизни и творчестве П.П. Кончаловского, автор М.Л. Нейман [18; 328]. В книгу помещены сведения о жизни и деятельности художника, прилагается список основных его работ и свыше трехсот репродукций, в том числе сорок восемь цветных.
В 1968 году вышел каталог «Выставка произведений П.П. Кончаловского» [8; 70]. Каталог содержит: статью В.С. Кеменова «Утверждение жизни»; А.В. Луначарского «Выставка картин Кончаловского»; П.П. Кончаловского «Автобиографический очерк» и иллюстрации.
В 1973 году издана книга «П.П. Кончаловский. Мастера мировой живописи» [17; 80]. В этом издании В.С. Кеменов подробно освещает творчество П.П. Кончаловского.
В следующем 1974 году вышел «Альбом. П.П. Кончаловский» [14; 28]. Автор составитель И.М. Егоров. Альбом составлен на материалах собрания одного из крупных музеев, Государственной Третьяковской галереи. Задача серии состоит в том, чтобы показать творчество мастера в двух аспектах: образного восприятия окружающего мира и его живописной трактовки.
В этом же году была опубликована небольшая монография «П.П. Кончаловский. Краски земли» [13; 15]. Автор вступительной статьи А. Корзухин. В книге содержатся репродукции нескольких произведений художника и составлены основные даты жизни и деятельности П.П. Кончаловского.
В 1976 году вышел каталог «П.П. Кончаловский. К столетию со дня рождения» [10$ 87]. Каталог включает в себя: автобиографический очерк П.П. Кончаловского; вступительную статью В.С. Кеменова; перечень произведений живописи, акварели, театрально-декорационных произведений; репродукции работ.
Через год был выпущен каталог «П.П. Кончаловский в Абрамцеве» [9; 25]. Каталог включает все живописные и графические произведения, созданные П.П. Кончаловским в Абрамцеве. Составитель каталога и автор вступительной статьи – старший научный сотрудник музея-усадьбы «Абрамцево» Н.Е. Мидлер.
В книге Н. Кончаловской «Дар бесценный» [11; 400]. 1978 года, есть описание внешнего облика П.П. Кончаловского при первой встрече В.И. Сурикова с будущим мастером.
Есть издания, посвященные произведениям П.П. Кончаловского, выполненных в жанре натюрморта. В 1979 году была издана книга «Рассказы о картинах. Живопись» [20; 128]. В книге дан стилистический анализ произведения П.П. Кончаловского «Натюрморт» 1920 года. Автор стилистического анализа Т.М. Степанская.
В 1982 году был опубликован «Стилистический анализ натюрмортов П.П. Кончаловского» [22; 10]. Два натюрморта художника из собрания музея ГХМАК – «Натюрморт с луком» (1920) и «Натюрморт с цветами» (1928) в списке основных произведений. Активность формы, цвета, динамичность и напряжение натюрмортов были новыми чертами, привнесенными тем временем.
В 1998 году опубликована книга Т.М. Степанской «Служили отечеству на Алтае» [21; 136]. В данную книгу включен стилистический анализ Т.М. Степанской, произведения П.П. Кончаловского «Натюрморт с луком» (1920).
В энциклопедии натюрморта 2002 года [23; 341] освящается жизнь и творчество П.П. Кончаловского.
Данная курсовая работа состоит из введения, основной части и заключения, научного аппарата: списка иллюстраций, иллюстраций, списка литературы и источников.
Глава 1. Роль натюрморта в творчестве П.П. Кончаловского
1.1Развитие натюрморта в первой половине XX века
Натюрморт принято считать «малым жанром» станковой живописи. В натюрморте почти отсутствует развитый сюжет и его главные «персонажи» – самые обыкновенные вещи, застылые, неподвижные, нередко не слишком красивые. Они могут быть и созданиями рук человеческих, и порождениями природных стихий. Но практически всегда это – «мертвая натура» (именно так переводится с французского языка слово «натюрморт») [3; 5]. Натюрморт – жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в единую группу. В натюрморте изображаются предметы обихода, труда, творчества, цветы и плоды, битая дичь, выловленная рыба, входящие в созданный художником контекст [1; 536]. «Натюрморт – это одна из острых бесед живописца с натурой, – писал художник мыслитель К. Петров-Водкин. – В нем сюжет и психологизм не загораживают определения предмета в пространстве». Оставаясь наедине с предметным миром, живописец взглядом и мыслью погружается порой в самые его глубины; процесс изображения вещи становится одновременно и процессом изучения, познания.
В конце XIX столетия французский живописец Поль Сезанн выразил собственные замыслы именно в натюрморте. Предмет был для Сезанна тем, чего ему недоставало в человеке, – безмолвным объектом эксперимента. Ему хотелось, чтобы в его живописи и человек, и деревья, и небо, и вода сделались предметами, то есть натюрмортом. Сезанн пытался понимать всю природу «предметно», уже для него природа давала не событие, не переживание. Она была для него не героем, а живописным предметом, основой зрительного явления [2; 58]. Идеи П.Сезанна и его посмертная слава достигли России уже во второй половине 1900-х годов. Среди первых его последователей были энергичные, деятельные, ярко одаренные живописцы П.Кончаловский, И.Машков, А.Лентулов, Р.Фальк, В.Рождественский, А.Куприн, которые в 1910 году организовали выставку с названием «Бубновый валет». В творчестве мастеров «Бубнового валета» натюрморт – наиглавнейший жанр. Именно в этом кругу натюрморт качественно изменяется, обновляется, достигает вершины своего развития.
Натюрморты бубновалетцев могут показаться очень схожими между собой: контуры изображенных ими предметов упрощены, а иногда и огрублены. В то же время живописное поле всегда единородно: и на переднем, и на заднем планах краски кладутся плотно, звучно, ярко. Зачастую используя одинаковые приемы, эти мастера живописи оставались убежденными индивидуалистами.
Бубновалетцы не только включали в живописные композиции изображения любимых ими расписных подносов. Очень часто весь образный строй картин оживлен и одушевлен стихией народного искусства. Натюрморт уподобляется изукрашенной уличным художником вывеске: изображенные вещи выстраиваются в ряд или выкладываются в круг, демонстрируются – во всей красе публике.
Впрочем, зрелищность присуща не только бубновалетцам. Она – главное качество натюрмортов А.Головина и Н.Сапунова. Оба художника сформировались в артистическом кругу, прославились оформлением спектаклей. В работах А.Головина предметы воспринимаются как персонажи некоего праздничного детства. Мир, в котором они живут, не совсем настоящий, вымышленный и прекрасный. В созданиях Н.Сапунова оживают мертвые бумажные цветы, рисунки на вазах и фарфоровые дамы в шляпах.
«Потусторонней» жизнью живут вещи в натюрмортах П.Кузнецова, он создает мир не только прекрасный, но и бесконечно далекий от нас. В этом «прекрасном далеке» вещь превращается в прозрачную оболочку сущности, она приобщена к вечности [3; 29].
В годы революции натюрморт не только продолжал существовать и развиваться, но и стал, чуть ли не самым популярным жанром станковой живописи. Он становится философским дневником революции. В нем воплощается не сколько быт, сколько бытие времени социального перелома. Частым предметом изображения, например, становится, селедка, многократно упоминаемая и в литературных созданиях.
Жестко, правдиво, честно воссоздавая бытовую скудность и неустроенность, К.Петров-Водкин и Д.Штеренберг, И.Машков и П.Кончаловский размышляли о сущностных силах общества, природы, космоса.
В годы революции, когда казалось, что весь мир будет отстроен заново, создание образа мыслилось как стройка, как конструирование. Натюрморты превращались в комбинации изобразительных элементов. Однако были художники, которым пафос «конструктивистской» живописи казался выдуманным. В нем жил «дух» революции, но нередко отсутствовала «душа» автора. Это такие живописцы как А.Лентулов и А.Куприн.
В натюрмортах рубежа 1910-1920-х годов еще нет оптимизма, но язык становится все более доверительным и понятным. Растет интерес к натуре, к ее бесконечно огромным пластическим богатствам. Изобразительные формы обретают живописную плоть, насыщаются живыми наблюдениями – они перестают быть конструкциями и превращаются в своего рода организмы. Живые, полновесные формы, став жизнеподобными, остаются пластически выразительными, чувственно осязаемыми. Однако, на переломе 1920-1930-х годов, все чаще начинают возникать произведения иного склада: парадные натюрморты, внешне красивые, нарядные, подчеркнуто эффектные. Парадные натюрморты, должны были наглядно демонстрировать, какой сытой и благоустроенной стала (будто бы) в эту пору жизнь советских людей. Их авторами иногда были мастера живописи: П.кузнецов, М.Сарьян… Но идея изобилия и богатства получала не качественное, а количественное выражение: изображалось великое множество фруктов, овощей и прочих «продуктов питания». Когда вещей много, они начинают теснить друг друга, обезличиваются [3; 33]. Полной противоположностью парадным натюрмортам стали камерные изображения вещей. Эти работы – словно беглые записи тех впечатлений и мыслей, которым все реже находилось место в официально поощряемом искусстве. Камерные натюрморты, прежде всего, правдивы и искренни. Во многих натюрмортах этого времени развертываются некие действия, происходят события, кипят человеческие страсти. Прежде всего, в работах Ю.Пименова, наполняющие их вещи повествуют о радостях и скорбях невидимых нам людей. Натюрморты Пименова – артистичные, живописные, в них словно сквозит память об импрессионизме.
Камерные натюрморты Р.Фалька, А.Осмеркина, П.Кончаловского не были в такой же мере сюжетными, как пименовские. Зато нередко они психологически утонченнее, лиричнее, задушевнее.
По мере того как утверждался «государственный социализм», постепенно возрождалась иерархия жанров. В моду быстро вошли тематические картины, портреты вождей, которые потеснили парадный натюрморт. В военные и в первые послевоенные годы натюрморт продолжал развиваться, хотя переживал не лучшие свои времена. По прежнему остались верны ему постаревшие сезаннисты – бывшие «бубновые валеты»: П.Кончаловский, А.Осмеркин, Р.Фальк… Именно живописцы старшего поколения стали хранителями традиций «малого жанра», его духовных богатств [3; 34]. Таким образом, на рубеже XIX-XX столетий в русском и зарубежном искусстве натюрморт сформировался как самостоятельный жанр. В 1900-х годах к натюрморту обратилось множество художников самых разных направлений. Среди них, русские художники: П.В.Кузнецов, К.С.Петров-Водкин, Р.Р.Фальк, П.П.Кончаловский и другие сделали натюрморт равноправным среди других жанров живописи XX века.
Советское искусство было богато талантами с первых лет, и среди них П.П.Кончаловский – один из ярчайших представителей. Кончаловский не принадлежал к числу художников, чьи произведения отражали все новое, что возникало и складывалось в жизни страны. Но мы находим новое в его мировосприятие, в его вольном стиле, в его чувстве прекрасного.
1.2Творческий метод Петра Петровича Кончаловского
Петр Петрович Кончаловский – живописец праздника жизни, художник большой многогранной культуры, тонкий знаток поэзии, музыки, изобразительного искусства разных стран. Кончаловский отлично пел и играл на гитаре, мог наизусть цитировать в подлиннике стихи любимых поэтов на разных языках, которыми он свободно владел. Художник обладал огромной работоспособностью и самодисциплиной, он работал много, но легко и радостно. За шестьдесят лет творчества им создано свыше пяти тысяч произведений. Любовь к жизни, к искусству сливались в нем в единое гармоническое целое и создавали источник его душевной чистоты и неиссякаемой творческой силы. Формирование Кончаловского началось на рубеже двух веков. Он принадлежал к русским художникам послепередвижнического поколения. Юность Кончаловского проходила в тесном общении с В.А. Серовым, К.А. Коровиным, М.А. Врубелем, С.Т. Коненковым [17; 31]. В 1900-е годы, в период начавшегося разбора в искусстве, Кончаловский подолгу жил в Западной Европе. Импрессионисты, Ван – Гог, фовисты, Сезанн и даже кубизм – со всеми этими явлениями так или иначе соприкасался Кончаловский на протяжении своего творческого пути, вырабатывал к ним то или иное отношение. Но художник обладал на редкость здоровым эстетическим чувством, он искренне любил реальный мир, природу, людей, он по-настоящему верил в могущество живописи как великого искусства, способного запечатлеть красоту зримого мира. Это здоровое эстетическое чувство любви к реальности связано с национальными традициями русской школы живописи, с искусством Александра Иванова и Василия Ивановича Сурикова, на дочери которого, Ольге Васильевне, Кончаловский был женат. Художник работал, прежде всего, в следующих жанрах: портрете, пейзаже, натюрморте [17; 31].
В 1910 году Кончаловский вместе с Суриковым совершают поездку в Испанию, где они знакомятся с полотнами Тициана, Веронезе, Тинторетто, Эль Греко и Веласкеса. Их потрясает и захватывает величие и совершенство классического искусства. Поездка в Испанию многое дала Кончаловскому, его пленили южная роскошная природа, архитектура, песни и танцы, своеобразие народного быта. С большим запасом впечатлений Кончаловский вернулся в Россию. И вскоре написал одну из замечательных работ – портрет Г.Б. Якулова (1910). Г.Б. Якулов, армянский художник был личностью яркой, оригинальной, что чувствовалось и в неправильных чертах его живого, выразительного лица. Яркие цвета, обнаженная «построенность» композиции и ритма кривых линий в этом портрете не самоцель: все здесь оправдано содержанием и служит смелой характеристике Якулова. Типичная для раннего кубизма черта, как геометризация объемов, была воспринята Кончаловским по-своему: не как первый этап разрушения реалистической изобразительности, а просто как технический прием, помогающий художнику схватить основную конструкцию изображаемого предмета и перенести ее на плоскость в сферических линейных или кубических формах. Таковы, например рисунки «Хотьково» (1911), «Кассис» (1913), «Натурщица» (1917).
Стремление Кончаловского спорить с самой жизнью проявилось, когда художник под влиянием старых сиенских фресок писал в 1912 году свой «Семейный портрет». В произведении объемные формы людей и предметов были упрощены, чтобы подчеркнуть их «вещность». С этого времени Кончаловского увлекла задача создать реальную живопись, чтобы в нее «врастали» настоящие предметы. Для него не подлежало сомнению, что предмет должен быть написан объемным и настолько похожим, что разница между живой натурой и ее изображением даже не сразу замечается; в этом сила «реальной живописи», способной «спорить с действительностью». Он стремился утвердить реальную живопись и выработать для нее такие художественные средства изображения, которые позволили бы автору, воспроизводить действительности во всем ее богатстве и бесконечном многообразии ее материальных форм [17; 37].
В решении сложных задач Кончаловский искал «большой стиль» и постоянно опирался на традиции классического искусства. Он стремился достичь «непосредственной простоты подхода к природе», считал особенно ценным, когда ему «удается схватить первоначальное, свежее впечатление от натуры». Опираясь на это впечатление, Кончаловский преодолевал сезанновскую рассудочность и отвлеченность цвета в изображении предметов, использовал многообразие мазка, все более передавал цветом не только объемность форм, но и их конкретную фактуру.
В 30-е годы искусство Кончаловского обрело всю полноту зрелого и ясного мастерства, направленного на выражение целостного и убежденного художественного мировоззрения. В этот период окончательно определились главные темы художника – портрет, пейзаж, натюрморт, – в которых опыт 20-х годов развился широко и свободно. В 30-е годы возникли знаменитые «букеты» Кончаловского, ставшие не только одним их его любимых занятий, но и одними из лучших созданий русского и советского натюрморта [15; 7]. В своих изумительных «Сиренях», например, Кончаловский любовно разбирает мазками чуть ли не каждый лепесток соцветия и в то же время не впадает в мелочную сухость, а отлично передает структуру и фактурные особенности тяжелой грозди сирени. Он, как никто другой, умеет «компоновать», то есть распределять на холсте формы и краски так, чтобы все было охвачено единым ритмом, стремилось к единой цели [17; 42]. Цветы и пейзажи увлекают художника возможностью передать не просто красоту их форм, строения и красок, но и их живую жизнь. Естественно, что такая задача повлекла за собой дальнейшее углубление его реализма.
В натюрмортах и пейзажах Кончаловский все тоньше и совершеннее передает не только столь важный для него «порядок цветовых и объемных отношений», но и живую плоть природы во всем ее красочном и фактурном многообразии, оставшиеся за пределами метода Поля Сезанна.
Прославился Кончаловский и своими портретами, он создал галерею образов современников. К портрету у художника было особое отношение, он считал образным такое искусство, в котором «психология сполна растворяется в форме». Мастер с помощью лаконичных штрихов достигал разительного сходства в лицах и фигурах с изображаемыми персонажами. В таких портретах, как: «Автопортрет с женой» (1923), «Катенька у окна» (1935), «Андрон с собакой» (1949), – а также ряде портретов деятелей культуры и искусства, которые художник чаще писал, начиная с 30-х годов.
Кончаловский не стремился в портретах к острому серовскому психологизму, начиная с 1930-х годов в его портретных работах все же усиливается интерес художника к духовной жизни своих персонажей, к своеобразию их индивидуальностей [17; 47]. В природу таланта художника, входила любовь к декоративности. В станковых произведениях – картинах, портретах – он старался сдерживать себя либо подбирал подходящие сюжеты. Но Кончаловский находит верный выход – он непосредственно обращается к декоративным задачам, где условность и повышенная яркость цветового строя совершенно закономерны. Так появились очень красивые панно «Золотой век» (1946) и «Полотер» (1946).
Любовь к декоративности проявилась в работах Кончаловского для театра, где на основе личных впечатлений и знания природы, архитектуры, костюмов, быта, искусства разных стран воссоздавал жизненно правдивую обстановку для того или иного драматургического произведения. В своих декорациях художник применял принципы «реальной живописи», отвергая модный в то время конструктивизм. Особого расцвета декорационное мастерство Кончаловского достигло в работах для советских театров («Хозяйка гостиницы» Гольдони, 1932; оперы «Четыре деспота» В. Феррари, 1934; «Камерон» Бизе, 1945 и другие).
Путь П.П. Кончаловского – путь исканий. Об этом свидетельствуют и развитие его взглядов на искусство и те изменения в его творчестве, которые совершились, когда он от импрессионистов обратился к П. Сезанну, а от Сезанна к Тициану и Рембрандту. При этом, он отстаивал, разрабатывал и утверждал подлинные, пластически живописные принципы реалистической станковой картины, которая утверждает жизнь и веру в гармонически развитого человека. Он и сам был таким человеком, с душой, открытой к восприятию красоты природы.
Глава 2. Творчество Петра Петровича Кончаловского в трудах советских искусствоведов
.1 Творческий метод П.П. Кончаловского в художественной критике I половине XX века
Одной из основных черт тоталитарного режима был всеохватывающий партийно-государственный контроль над духовной жизнью общества с целью внедрения в массовое сознание единой идеологии, оправдывающей и обосновывающей все деяния режима. Для осуществления данной задачи требовалось приспособить для идеологической обработки населения все имеющиеся средства воздействия на сознание людей: школу, литературу, искусство, средства массовой информации и даже науку [6; 186].
В период с 1920-х по 1950-е годы государственный контроль охватил не только творчество, но и исследования в области искусства.
При жизни П.П. Кончаловского (о его жизни и творчестве) были опубликованы следующие издания: в 1926 году в газете «Известия» [15; 3] была напечатана статья А.В. Луначарского о выставке картин и рисунков П.П. Кончаловского 1926 года. А.В. Луначарский был известным писателем, критиком и искусствоведом. Выставка произведений П.П. Кончаловского 1926 года представляет исключительный интерес. Общее впечатление от выставки, прежде всего, необычайно оптимистическое и радостное. Все – деревья, скалы, здания, люди – не только реально существуют, но и утверждают себя и предаются своему бытию. А.В. Луначарский писал: «Давно уже я не видел такого радостного искусства. Оно особенно поражает после впечатлений от искусства Европы, где радостного очень мало» [15; 3]. Первый интересный синтез, которого достиг Кончаловский – стройный рисунок и чисто живописные приемы без тени графики. Второй синтез в соединении импрессионистского моментализма с монументализмом. Третий синтез лежит в плоскости поэтического творчества мастера. Все его картины поэтичны, в них масса настроения. А.В. Луначарский писал: «В общем и целом Кончаловский богатырски растет на наших глазах и скоро окажется одним из сильнейших художников в мире в нашу эпоху» [15; 3].
В 1933 году в журнале «Новый мир» [15; 15] была опубликована статья А.В. Луначарского о выставке произведений П.П. Кончаловского 1933 года. Выставка обнимает продукцию художника за значительный период времени – около трех лет. А.В. Луначарский писал: «Сам художник говорил мне, что имеется немало картин и этюдов, сделанных за это время, но не попавших на выставку» [15; 15]. Средоточием всей выставки является портрет А.С. Пушкина. Это – большое произведение. В нем П.П. Кончаловский выразился очень полно. Художник не может не чувствовать близости и родственности своей этому великому поэту, у которого музыкальный мажор играл исключительную роль [15; 15].
В 1936 году вышла книга В.А. Никольского «Петр Петрович Кончаловский» [19; 150]. В данной книге видное место занимают высказывания самого художника о своих взглядах на искусство, о творческих своих методах и приемах, о достоинствах и недостатках своих произведений. Но эти высказывания соединены здесь с изложением фактов из биографии художника и в целом дают очерк истории творческой жизни Кончаловского. В этом и заключается новизна книги. Книга раскрывает творческий метод художника с такой полнотой, с какою он едва ли мог бы быть раскрыт в монографии обычного типа, где первое место и слово отдается искусствоведу, а не самому художнику. Художественный путь и опыт Кончаловского освещены здесь достаточно полно, и творческие процессы одного из крупнейших мастеров советского искусства представляются довольно ясными [19; 6].
В 1950 году вышла небольшая монография «Петр Петрович Кончаловский. Избранные произведения» [12; 30]. Автором вступительной статьи является М.В. Бабенчиков. Творчество Кончаловского, выражающее собой взгляды и мысли советского человека, является олицетворением красочного, радостного восприятия мира. В лучших из живописных произведений П.П. Кончаловского, правдиво и красочно отражающих советскую действительность, всегда сказывается единство его жизни и творчества. Общение с крупнейшими мастерами русского искусства (В.И. Суриковым, К.А. Коровиным и М.А. Врубелем) и посещение Кончаловским вечерних классов Строгановского художественно-промышленного училища еще больше укрепили его интерес к искусству. Был в Париже, вернулся в Россию и поступил в Академию художеств в Санкт – Петербурге [12; 8].
Выступив в 1907 году на конкурсе и получив звание художника, Кончаловский с 1909 года начал ежегодно участвовать на крупнейших выставках того времени в Москве и Ленинграде – «Товарищества художников», «Нового общества художников», «Мира искусства», «Бубнового валета» и других. Ранние годы творческой жизни Кончаловского совпали с периодом, когда в известных кругах русской интеллигенции господствовало увлечение западноевропейским искусством. Сезанну, Матиссу, Моне и ряду других молодых живописцев. С наступлением советской эпохи Кончаловский с большим интересом обратился к чудесной красоте русского пейзажа, к прославлению природного богатства родной земли.
В 1922 году Третьяковская галерея устраивает первую персональную выставку произведений П.П. Кончаловского. С каждым годом мастер утверждался на позициях реализма [12; 10].
Натюрморт, начиная с 30-х годов, становится одним из самых любимых жанров художника. Поскольку в натюрморте, он видит не изображение мертвой природы, а живописное воплощение радостного изобилия, зеленой красоты – «торжества жизни».
-е – 40-е годы оказались особенно благотворными для развития творчества художника. Кончаловский пишет золотые осени, снежные зимы, цветущие фруктовые сады Крыма, изумрудную жизнь кавказских долин.
В 1922 году мастеру было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств. В 1943 году Кончаловский удостоен звания лауреата Сталинской премии. В 1946 году звание Народного художника РСФСР [12; 14].
Таким образом, прижизненных изданий о жизни и творчестве П.П. Кончаловского было мало. В большинстве своем это статьи и небольшие монографии.
2.2 Художественное наследие П.П. Кончаловского в трудах отечественных искусствоведов II половины XX века
Первое послесталинское десятилетие было ознаменовано серьезными переменами в духовной жизни. Известный советский писатель И. Эренбург назвал этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской «зимы» [6; 273].
В это время появляется больше изданий, посвященных жизни и творчеству П.П. Кончаловского.
В 1956 году был издан каталог «П.П. Кончаловский. Выставка произведений» [7; 40]. Вступительная статья (в каталоге) Н. Соколовой посвящена памяти П.П. Кончаловского. «Выставка произведений замечательного советского художника Кончаловского, открытая в залах Академии художеств СССР, – его шестнадцатая по счету персональная выставка оказалась последней» [7; 6].
Через два года вышла книга А.В. Виннера «Материалы и техника живописи советских мастеров» [5; 72-85], где описывается техника масляной и станковой живописи двенадцати советских мастеров, в том числе П.П. Кончаловского. Превосходный колорист, отлично владеющий материалом и благодаря этому с необычайной тонкостью передающий наблюдаемые им в природе сложные цвета, Кончаловский внес большой и существенный вклад в нашу живопись. Жизнерадостный, крепко связанный с природой, художник стремился показать в своих полотнах все то прекрасное, что окружает человека в жизни [5; 73].
В 1961 году была издана книга «П.П. Кончаловский. Избранные произведения» [16; 11]. Вступительная статья М.Л. Неймана. Своеобразие творчества Кончаловского, его великолепный талант ни в чем не проявился так прямо, как в ощущении красочного богатства мира, в способности художника радоваться цвету и вызывать своими картинами яркое чувство жизни. Натюрморты мастера оставляют впечатление полнокровного и щедрого изображения жизни. В пейзажах Кончаловского отчетливо выступают национально-русские черты. Как портретиста художника отличает жадный интерес к людям, в которых он стремится раскрыть самые благородные качества человеческой натуры [16; 3-5].
В 1964 году издана книга «П.П. Кончаловский. Художественное наследие» [15; 554]. Книга посвящена художественному наследию Кончаловского. Впервые художественное наследие мастера в этом большом труде показано столь развернуто и полно. В книгу вошло большое количество цветных и тоновых репродукций с наиболее интересных произведений художника в области живописи, графики и театрально-декорационного искусства, дан список его работ всех жанров с перечнем выставок. Включен ряд текстовых материалов – высказывания об искусстве самого Кончаловского, воспоминания и очерки о нем его современников – верного спутника жизни О.В. Кончаловской, А.В. Луначарского, В.В. Иванова, К.М. Симонова, Н.И. Соколовой – также дает многое для правильного понимания сложного творческого пути живописца. Ряд серьезных вопросов, глубоко важных для понимания большого и сложного пути художника, освещен в статье А.Д. Чегодаева. Чегодаев пишет: «Все искусство Кончаловского со всеми исканиями и открытиями, заблуждениями, неудачами кажется прославлением и возвеличиванием человеческого труда и творчество на благо и на радость людям» [15; 7].
В1967 году вышла монография о жизни и творчестве П.П. Кончаловского, автор М.Л. Нейман [18; 328]. Кончаловский был необыкновенно плодовит. Он писал много, решал разные задачи. Пейзаж, натюрморт, жанровая картина, театральные декорации, – это созданного им за несколько лет кому-нибудь другому могло хватить на всю жизнь [18; 4].
В 1968 году вышел каталог «Выставка произведений П.П. Кончаловского» [8; 70]. Каталог содержит: статью В.С. Кеменова «Утверждение жизни»; А.В. Луначарского «Выставка картин Кончаловского»; П.П. Кончаловского «Автобиографический очерк и иллюстрации».
В 1973 году издана книга «П.П. Кончаловский. Мастера мировой живописи» [17; 80]. В этом издании В.С. Кеменов очень подробно освещает творчество П.П. Кончаловского.
В следующем 1974 году вышел «Альбом. П.П. Кончаловский» [14; 28]. Автор – составитель И.М. Егоров. Данный альбом знакомит читателя с произведениями крупнейшего мастера советской живописи П.П. Кончаловским. Воспроизведенные полотна из собрания Государственной Третьяковской галереи позволяют проследить становление и развитие художника, понять и оценить красоту и своеобразие его живописного языка.
В этом же году была издана небольшая монография «П.П. Кончаловский. Краски земли» [13; 15]. Автор вступительной статьи А. Корзухин. Имя П.П. Кончаловского вызывает в нашей памяти образ уверенного в своих силах и жизнерадостного мастера – живописца, страстно увлеченного красочной стихией окружающего мира. Его творческий путь, отмеченный созданием многих тысяч произведений, над которыми он работал около шестидесяти лет, представляется нам сейчас необыкновенно гармоничным и внутренне законченным [13; 3].
В 1976 году вышел каталог «П.П. Кончаловский. К столетию со дня рождения» [10; 87]. Каталог включает: автобиографический очерк П.П. Кончаловского; вступительную статью В.С. Кеменова; перечень произведений живописи, акварели, театрально-декорационных произведений; репродукции работ.
Через год был выпущен каталог «П.П. Кончаловский в Абрамцеве» [9; 25]. Составитель каталога и автор вступительной статьи – старший научный сотрудник музея-усадьбы «Абрамцево» Н.Е. Мидлер. Каталог включает все живописные и графические произведения, созданные П.П. Кончаловским в Абрамцеве. П.П. Кончаловский работал в Абрамцеве в 1909, 1911, 1920 и 1921 годах как художник и организатор музея. 1909 год – год первого приезда в Абрамцево – знаменует начало осознанного поиска собственного пути в искусстве. Второй абрамцевский цикл более обширный, чем первый, возникает в 1911 году. Внимание мастера привлекает народное искусство. Живопись становится сочнее, полихромнее, сложнее, но при этом гармоничная. Следующий приезд в Абрамцево Кончаловский совершил в 1920 году. Он приходит к мысли о необходимости по-новому решить задачу построения пейзажа. В живописи 1920-21 годов живописец применяет приемы рисования кистю, соединяя оба начала – живописное и графическое [9; 6].
В книге Н. Кончаловской «Дар бесценный» [11; 400] 1978 года, есть описание внешнего облика П.П. Кончаловского при первой встрече В.И. Сурикова с будущим мастером. «Младший П.П. Кончаловский был ростом выше отца, широкоплечий, с большими руками и ногами. Темные волосы были коротко подстрижены. На матовом лице серые небольшие глаза смотрели серьезно и внимательно. Крупный рот, крупный прямой нос, красивый лоб – все говорило о незаурядности, но когда он улыбался с закрытым ртом, застенчиво и молчаливо, это лицо становилось восхитительным, оно словно освещалось изнутри каким-то радостным дружелюбием» [11; 246-250].
Существуют издания, посвященные излюбленному жанру П.П. Кончаловского – натюрморту. В 1979 году была издана книга «Рассказы о картинах. Живопись» [20; 128]. Сборник включает очерки о восемнадцати живописных произведениях. Подбор работ для сборника еще раз убеждает в том, что образ человека всегда был и есть главным предметом творческого внимания мастеров искусства. В сборнике дан стилистический анализ произведения П.П. Кончаловского «Натюрморт» 1920 года. Автор стилистического анализа Т.М. Степанская. «Первое впечатление от «Натюрморта» 1920 года у большинства зрителей связано с удивлением перед открытием, как красивы самые обыденные вещи: лук, картофель, чаша, глиняный кувшин, фарфоровая посуда, ткани. Такое превращение будничного в чудесное не случайно. Оно обусловлено материализованным в живописи праздничным мироощущением автора…» [20; 80-84].
В 1982 году был опубликован «Стилистический анализ натюрмортов П.П. Кончаловского» [22; 10]. Два натюрморта П.П. Кончаловского из собрания музея ГХМАК – «Натюрморт с луком» (1920) и «Натюрморт с цветами» (1928) в списке основных произведений, составленном Фроловой в 1964 году. В обоих натюрмортах можно увидеть стремление к передаче красоты, богатства предметного и живого мира. Характерна активность цвета, острота композиции, многообразие фактуры, особый праздничный и жизнеутверждающий пафос.
В 1998 году опубликована книга Т.М. Степанской «Служили отечеству на Алтае» [21; 136]. Книга содержит материалы о профессиональной художественной интеллигенции, работавшей на Алтае в XVIII – нач.XX веков, в том числе сюда включен стилистический анализ Т.М. Степанской, натюрморта П.П. Кончаловского «Натюрморт с луком» (1920).
В энциклопедии натюрморта 2002 года [23; 341] освящается жизнь и творчество П.П. Кончаловского.
В целом, жизни и творчеству Петра Петровича Кончаловского посвящено достаточно много исследований и перечисленные выше издания далеко не все.
Заключение
Советское искусство было богато талантами с первых лет, и среди них известный живописец Петр Петрович Кончаловский – один из ярчайших представителей. П.П. Кончаловский не принадлежал к числу художников, чьи произведения отражали все новое, что возникало и складывалось в жизни страны. Но мы находим новое в его мировосприятии, в его вольном стиле, в его чувстве прекрасного.
Путь П.П. Кончаловского – путь исканий. Об этом свидетельствуют и развитие его взглядов на искусство и те изменения в его творчестве, которые совершились, когда он от импрессионистов обратился к П. Сезанну, а от Сезанна к Тициану и Рембрандту. При этом он отстаивал, разрабатывал и утверждал подлинные, пластически живописные принципы реалистической станковой картины, которая утверждает жизнь и веру в гармонически развитого человека.
Всю жизнь любимым жанром П.П. Кончаловского был натюрморт. Поскольку в натюрморте художник видит не изображение мертвой природы, а живописное воплощение радостного изобилия, земной красоты – «торжества жизни».
В лучших из живописных произведений мастера, правдиво и красочно отражающих советскую действительность, всегда сказывается единство его жизни и творчества. За шестьдесят лет творчества им создано свыше пяти тысяч произведений. Любовь к жизни, любовь к искусству сливались в нем в единое гармоническое целое и создавали источник его душевной чистоты и неиссякаемой силы.
Прижизненных публикаций о жизни и творчестве Петра Петровича Кончаловского было достаточно мало. В основном это статьи о персональных выставках художника и небольшие монографии. Известны статьи А.В. Луначарского о выставке картин и рисунков П.П. Кончаловского 1926 и 1933 годов. А.В. Луначарский подчеркивал профессиональный рост мастера и считал его одним их сильнейших художников в мире в свою эпоху.
В монографиях о П.П. Кончаловском повествуется о жизни и творчестве художника, раскрывается творческий метод мастера.
Только после смерти Кончаловского стало создаваться больше публикаций. Были опубликованы многочисленные монографии, статьи, альбомы, воспоминания и живописце. Меняется и характер содержания изданий. Подробно рассматривается техника живописи мастера, иллюстрируются многочисленные произведения, составляются каталоги. Отдельные публикации посвящаются произведениям П.П. Кончаловского, выполненных в жанре натюрморта.
В целом, жизни и творчеству Кончаловского посвящено достаточно много изданий. Все же наиболее содержательные исследования были сделаны во II половине XX века, то есть уже после смерти художника.
Список иллюстраций
1.П.П. Кончаловский. Автопортрет // опубл. в кн. Кеменова В.С. П.П.Кончаловский. Мастера мировой живописи. – Спб.: Аврора, 1973 – с.30-51:ил.
2.П.П. Кончаловский. Портрет А.С. Пушкина // опубл. в кн. Кеменова В.С. П.П. Кончаловский. Мастера мировой живописи. – Спб.: Аврора, 1973 – с. 30-51: ил.
.П.П. Кончаловский. Портрет Г.Б. Якулова // опубл. в кн. Краски земли. Альбом репродукций. – М.: Советский художник, 1974 – 3с.: ил.
. П.П. Кончаловский. Семейный портрет // опубл. в кн. П.П. Кончаловский. Избранные произведения. – М.: Советский художник, 1950 – 30с.: ил.
.П.П. Кончаловский. Сирень (1933) // опубл. в кн. П.П. Кончаловский. Альбом репродукций. – М.: Изобразительное искусство, 1974 – 28с.: ил.
.П.П. Кончаловский. Сирень (1955) // опубл. в кн. П.П. Кончаловский. Избранные произведения. – М.: Советский художник, 1961 – 11с.: ил.
Список литературы и источников
1. Кантор А.М. Аполлон. – М.: Эллис Лак, 1997 – с.536-537.
. Виппер Б.Р. Проблема и развитие натюрморта. – Спб.: Азбука-классика, 2005 – 384с.: ил.
3.Обухов В.М. История жанров. Натюрморт. – М.: Аст-Пресс, 2002 – 215с.: ил.
4.Пушкарев В.А., Пружан И.Н. Натюрморт в русской и советской живописи. – Спб.: Советский художник, 1971 – 90с.
Источники:
.Виннер А.В. Материалы и техника живописи советских мастеров. – М.: Советский художник, 1958 – с.72-85.
6.Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XX век. – М.: Просвещение, 2000 – 336с.: ил.
.Каталог. Выставка произведений П.П. Кончаловского. – М., 1956 – 40с.: ил.
.Каталог. Выставка произведений П.П. Кончаловского. – М., 1968 – 70с.: ил.
.Каталог. П.П. Кончаловский в Абрамцеве. – М.: Советский художник, 1977 – 25с.:ил.
. Каталог. П.П. Кончаловский. К столетию со дня рождения. – М.: Советский художник, 1976 – 87с.: ил.
. Кончаловская Н. Дар бесценный. – М.: Красноярское, 1978 – с.246-250.
. Кончаловский П.П. Избранные произведения. – М.: Советский художник, 1950 – 30с.: ил.
. Кончаловский П.П. Краски земли. Альбом репродукций. – М.: Советский художник, 1974 – 3с.: ил.
. Кончаловский П.П. Альбом репродукций. – М.: Изобразительное искусство, 1974 – 28с.: ил.
. Кончаловский П.П. Избранные произведения. – М.: Советский художник, 1961 – 11с.: ил.
. Кеменов В.С. П.П. Кончаловский. Мастера мировой живописи. – Спб.: Аврора, 1973 – с.30-51: ил.
. Нейман М.Л. П.П. Кончаловский. – М.: Советский художник, 1967 – 328с.: ил.
. Никольский В.А. П.П. Кончаловский. – М.: Всекохудожник, 1936 – 150с.: ил.
. Рассказы о картинах. Живопись. – Б.: ГХМАК, 1979 – с.80-84: ил.
. Степанская Т.М. Служили отечеству на Алтае. – Б.: Пикет, 1998 – 136с.: ил.
. Стилистический анализ натюрмортов П.П. Кончаловского из собрания ГХМАК. – Б., 1982 – 10с.: ил.
. Энциклопедия натюрморта. – М.: Олма-пресс, 2002 – с341: ил.