- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 25,45 Кб
Возрождение казачества Юга России
Содержание
Введение
Глава 1. Предпосылки возрождения казачества
.1 От расказачивания к возрождению казачества
.2 Процесс возрождения казачества: основные этапы
Глава 2. Современное казачье движение на Юге России
.1 Возрождение казачьей культуры Юга России как системного явления
.2 Казачество Юга России как общинная территориальная самоорганизация
Заключение
Список литературы
Введение
казачество культура россия
Актуальность исследования обусловлена той значимостью, которую российское казачество играло и продолжает играть в политических и социокультурных процессах страны.
На рубеже XX-XXI веков Россия переживает один из самых сложных за всю ее историю этапов своего существования. Реформы, затронувшие все сферы жизни российского государства и общества, проводятся до сего времени с большими издержками. В наибольшей степени пострадали фундаментальные основы российской государственности – экономика, наука, культура, оборона, безопасность и идеология. Происходящие в стране изменения и преобразования поставили перед обществом ряд вопросов по поиску ресурсов развития и укрепления российской государственности. Одним из таких ресурсов, до сего времени в полной мере не использованным, является российское казачество.
Интерес к казачеству определяется целым рядом факторов. Это и сложный, порой драматический процесс казачьего возрождения, во многом трагическое состояние традиционной культуры казачества. Это и изменение геополитического положения России, обострение межнациональных конфликтов и криминогенной обстановки в стране, трудности, которые переживают сегодня вооруженные силы и др. Все это превращает процесс возрождения казачества в государственно-необходимое мероприятие.
Степень разработанности проблемы. Процесс возрождения казачества в современной России рассматривались С.А. Беловым, О.Н. Борисовой, В.О. Галуевой, В.Д. Граждан, С.И. Ивановым, И.А. Кутузовым, А.Н. Ларионовым, С.Н. Лукаш, С.Н. Макаренко, Г.О. Мациевским, Г.Г. Небратенко, А.А. Озеровым, А.П. Скорик, В.Г. Смольковым, Ю.А. Сошиным, Л.Г. Ходовым, Я.А. Ястребовым и др. Вопросы возрождения культуры казаков разрабатывались Н.А. Бодневой, С.С. Коваль, С.Н. Кононовой, А.Н. Малукало, О.В. Рвачевой, М.А. Рыбловой, Г.Н. Сараевой и др.
Объектом исследования является процесс возрождения казачества Юга России. Предмет исследования – историческое развертывание процесса возрождения казачества Юга России начиная с конца 1980-х гг. и до настоящего времени.
Целью исследования стало выявление особенностей возрождения казачества Юга России.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
·рассмотреть предысторию возрождения казачества;
·выявить факторы, способствовавшие началу возрождения казачества Юга России;
·охарактеризовать этапы возрождения казачества Юга России;
·проанализировать условия возрождения казачьей культуры Юга России как системного явления;
·исследовать современное казачество Юга России как общинную территориальную самоорганизацию;
·определить факторы, которые будут способствовать дальнейшему возрождению казачества Юга России.
Хронологические рамки исследования: с конца 1980-х гг. до настоящего времени.
Методологическая основа исследования. В качестве методологической основы исследования был избран системный подход как наиболее полно отвечающий целям и задачам исследования. В работе также используется такой метод конкретно-исторических и культурологических исследований как диахронический анализ, позволяющий проследить развитие культуры современных казачьих сообществ Юга России в хронологической последовательности. Широко применялся в исследовании и ретроспективный метод. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Предпосылки возрождения казачества
.1 От расказачивания к возрождению казачества
Казаки́ (коза́ки) – субэтническая группа преимущественно восточных славян, проживающая в южных степях Восточной Европы, в частности, России и Казахстана, а ранее – и Украины. История казачества уходит вглубь веков. Судьба его была и великой, и трагичной. Многие историки, писатели, сами казаки задавались вопросами о происхождении казачества, о том, что же есть казачество как феномен мировой истории?
Как представляется, казачество следует рассматривать как военное сообщество – полиэтническую социальную общность, сформировавшуюся в приграничной территории – фронтире, отличительной особенностью которой является военное ремесло как основное занятие. М.А. Рыблова пишет: «Дикое Поле мы рассматриваем как территорию фронтира, полагая, что фактор фронтира вообще оказывается определяющим в ранней истории казачества. Современные исследователи определяют фронтиры как территории, находящиеся вне юрисдикции покинутых беглецами обществ, дающих возможность выбора: что сохранить из предшествующего социального опыта, а что искоренить и забыть. Фронтиры оказываются своего рода "инкубаторами" для новых сообществ из-за отсутствия возможности (или желания) точно воспроизводить все формы социальной жизни метрополии…».
Само слово "казак" является полисемантическим, что объясняется особенностями истории казачьих сообществ евразийских степных просторов. В различные эпохи под этим словом "скрывались" различные по этническому составу, структуре и занятиям сообщества, которых объединяла война, военное дело как основа жизнедеятельности. С лингвистической точки зрения слово "казак" скорее всего тюркского происхождения, обозначающее вооруженного стража-охранника границы, удальца-наездника.
Отважные пионеры российских окраин и бесстрашные воины, зачинатели бунтов и разбойники, рыцари православия и безбожники – все это о казаках. Ими восхищался Наполеон, и боялись немцы, о них складывались легенды и их ненавидели те, по ком прошлась казачья нагайка.
Исторически казачество было одной из наиболее передовых частей русского народа. Казачество внесло огромный в укрепление и развитие России, как сильной и могущественной державы. Так, Л.Н. Толстой писал, что "казаками построена Россия", и с этим трудно не согласиться. Заслуги казачества в деле создания России и защите ее интересов признаны всеми. За время своей многовековой истории казачество выработало свой особый жизненный уклад, свое мировоззрение и культурную самобытность.
Уникальность российского казачества обуславливается уникальностью исторического пути России. До начала XX в. в стране были огромные территории, требующие колонизации, что выступало своеобразным "гарантом" существования казачества, наиболее приспособленного для решения колонизационных задач. С другой стороны, в стране, отягощенной феодальными пережитками, с режимом, опирающимся на довольно узкую социальную базу, казачество как опора самодержавия было "обречено" на "поддержку" со стороны правительства и "защиту" от размывания как военного сословия.
Общая численность казачества в 1917 г. составляла не менее 4,4 миллиона человек (по некоторым данным, 6-7 миллионов). В строю при этом было несколько больше 300 тысяч казаков. Общая же численность населения Российской империи накануне революции оценивалась в 166 миллионов человек, а Императорской армии – в 10-12 миллионов человек. Из общей численности казаков Донское войско насчитывало более 2,5 млн. казаков, Кубанское – 1,4 млн., Терское – 250 тыс.. (По современным оценкам казачество как особая этническая группа русского народа составляет около 3-4 миллионов граждан России).
После Октябрьской революции 1917 г. казачьи войска были расформированы, так как они по большей части приняли сторону белого движения. В годы гражданской войны казачье население подверглось массовым репрессиям в процессе, согласно формулировке директивы ЦК от 24 января 1919 г., беспощадного массового террора по отношению к верхам казачества «путём поголовного их истребления». Таким образом, после Октября 1917 г. (вернее, после гражданской войны) на длительный период казаки, казалось бы, были преданы забвению. Но уже в годы Великой Отечественной войны казачьи части ярко проявили себя. Однако вскоре казачество действительно почти на 30 лет было "забыто" в СССР.
В 50-70-е гг. XX в. в Советском Союзе о казачестве практически не вспоминали. Власти считали, что казаки полностью слились с другими народами Советского Союза в «единую историческую общность – советский народ». Только ансамбли песни и танца, существовавшие в областях бывших казачьих войск, напоминали о якобы безвозвратно ушедшем в прошлое казачестве. Но у казаков и их потомков, несмотря на пережитые ими трагедии XX в., сохранилась историческая и этническая (народная) память. Они знали, помнили и гордились тем, что они казаки. Поэтому, когда в ходе «перестройки» во второй половине 1980-х гг. стали ослабевать существующие в СССР политические и иные запреты и ограничения, в различных районах страны не только заговорили о казачестве, но и стали возрождать первые казачьи общественные организации. В конце 1980-х гг. снизу по инициативе самих казаков начался процесс возрождения казачества.
В этот же период органы власти России уделяют внимание реабилитации репрессированного российского казачества, подвергшегося массовому красному террору, в ходе которого репрессии проводились в форме расказачивания. Еще Декларацией Верховного Совета СССР от 14.11.1989 «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав» было закреплено право российского казачества на реабилитацию.
В 1987-1989 гг. во многих казачьих областях стали возникать различные кружки и общества по изучению истории и культуры казачества, военно-исторические клубы, проходили казачьи фольклорные праздники и фестивали. Многие казаки вспомнили о своем казачьем происхождении. Число участников казачьего движения стало расти. Казачьи организации стали создаваться в городах, станицах и хуторах. Наиболее активно процесс возрождения казачества проходил на Дону, в Ростовской и Волгоградской областях, на Кубани, в Краснодарском крае, на Тереке, в Ставрополье и северокавказских республиках. На станичных кругах из числа наиболее уважаемых казаков стали избираться станичные атаманы и правления.
Итак, после распада Советского Союза началось систематическое восстановление казачества. В конце 1980-х гг. мы стали свидетелями неоднозначного и противоречивого процесса возрождения казачьих сообществ. Сперва процесс возрождения казачества носил стихийный и неорганизованный характер, но вскоре он стал приобретать продуманные формы и направления.
1.2 Процесс возрождения казачества: основные этапы
Развитие казачьего движения за последние двадцать лет можно разделить на два периода.
Сначала, в первой половине 1990-х гг. было массовое движение снизу. Тогда широкие массы видели в казачьем движении значимую духовную и социальную основу, способную дать людям нравственные и ценностные ориентиры, призванные преодолеть духовную и социальную дезориентацию и способные стать альтернативой индивидуалистическому аморализму "постперестройки". Начавшийся в то время стихийный процесс возрождения казачества характеризовался массовым энтузиазмом и широкой поддержкой населения. Но стихийное казачье движение с самого начала было спонтанным и противоречивым явлением, никаких четких общепонятных идей и духовных ориентиров оно не имело и не выработало. Это движение ничего российскому обществу не дало, так как было замкнуто в себе.
Почти сразу же после возникновения широкого движения началось превращение казачьих организаций в формальные, подконтрольные властям структуры, с неясными целями и задачами. В результате начиная с середины 1990-х гг. авторитет казачества в обществе начал падать, нарастали процессы самозамкнутости казачьего движения, его клановости и формализации. Не будет преувеличением сказать, что в этот период шла ликвидация казачества как особой исторически сложившейся социальной и этнокультурной общности и подмены ее более удобным властям формализованным суррогатом. Велась сознательная и планомерная политика по лишению казачества широкой опоры в обществе и недопущению процессов социальной самоорганизации в нем на основе идей "казачьего возрождения".
Ещё в 1994 г. был принят первый "ельцинский" закон о казачестве, направленный на то, чтобы взять под контроль стихийный процесс народного движения за возрождения казачества. Однако данный закон совершенно не определил функции казачьих организаций, правовая база для казачьего движении определена не была. Не давалось четкого определения понятия "казачество", не фиксировалась его этнокультурная самобытность, отчего затруднялось предоставление каких либо прав и компенсаций предусмотренным законодательством о репрессированных народах. И начиная с 1995 г., казачье движение оказалось расколото на две группировки: "реестровых" – изъявивших желание служить государству, и "общественников" – сохраняющих независимость от государства.
Тем не менее, Закон 1994 г. дал казачьему движению некоторое госфинансирование и льготы, что позволило многим, удобным властям людям, надев живописные казачьи костюмы с серебряными погонами занять места в новообразованных "казачье-бюрократических" структурах. Тут же началась разного рода внутренняя борьба за близость к власти и финансам. В середине 1990-х гг. было сделано все возможное, чтобы превратить казачье движение в закрытую, малопонятную для общества и подконтрольную властям аморфную организацию. Всё это серьезно дискредитировало казачье движение в глазах российского общества. Уже вскоре после начала процесса стихийного возрождения многие (особенно образованная и интеллектуальная часть) из казачьего движения стали уходить. Однако здоровое духовное и культурное ядро в казачьем движении, хотя, подчас, и вытесненное на его периферию, существовало все эти годы. Оно-то и спасло казачье движение от развала. Это ядро – русское офицерство. Подвижники и энтузиасты, отставные и действующие офицеры, казаки по происхождению, искренне болели душой и за казачью идею, сохраняли духовную и интеллектуальную основу казачьего движения.
Второй этап возрождения казачества имеет место с середины 2000-х гг. по настоящее время. Однако на этом этапе политика государства в отношении возрождения казачества была крайне непоследовательна: в принятом уже в 2005 г. Федеральном законе «О государственной службе российского казачества» под казачеством понимаются только «граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ» (которые суть «добровольные объединения граждан в форме некоммерческой организации»). Признание казачества субэтносом как раз накануне принятия этого закона оказалось как бы забыто. 3 июля 2008 г. Президентом РФ была принята новая «Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества». Однако и там речь идёт в основном о создании «условий для возрождения государственной службы российского казачества». Не говорится ни о возрождении национальных традиций казачества, ни о национальном принципе отбора в казачьи войска, не говоря уж о территориальной реабилитации.
В целом, возникшее в конце 1980-х годов движение за возрождение казачества, ставит, говоря откровенно, недостижимые цели, действуя испытанным большевистским методом «проб и ошибок». Ему не достает глубины в осознании процесса возрождения. Современные казачьи атаманы и рядовые казаки должны понять, что возрождение донского казачества сегодня невозможно осуществить, вернув его к тому же виду, какой оно имело в досоветский период. А если учесть, что за несколько веков своего существования казачество претерпело существенные социокультурные изменения, то ныне нужно четко установить, какие традиции, какое культурное наследие будут привнесены в современную жизнь населения бывшей Области Войска Донского.
Главная трудность процесса возрождения связана с утратой той совокупности различных знаковых систем, которая обуславливала наличие культурного центра и самостоятельных образований внутри него (например, урюпинское, хоперское, вешенское и т.д. казачество). Сохранившееся различие казачьих культур Юга России неизбежно приводит не к возрождению исключительно донского казачества, а к объединению возрожденческих инициатив целого региона – Дон, Кубань, Терек.
Но если для Дона Новочеркасск по-прежнему в общественном мнении остается культурно-исторической столицей казачества, то этого нельзя сказать о Тереке и Кубани, где существует проблема исторического центра в силу тех или иных причин. Казачье движение, начавшееся как стремление к культурному возрождению Области Войска Донского, естественно, принимает вид движения за восстановление транспериферийности, без чего невозможна ее культурная целостность.
Данная тенденция в процессе возрождения, как показывает практика, несет с собой опасность замыкания инициативы на политических целях. В последнее время казачье движение порою приобретает лишь форму борьбы за власть. Появляется реальная опасность того, что оно станет чисто политическим движением. Тревожную тенденцию отхода нового казачества от идеи культурного возрождения подтверждает сосредоточение внимания на восстановлении атрибутивной знаковой системы, имеющей военно-политическое содержание – форма, шашки, нагайки, знаки различия и т. д.
Если эта тенденция сохранится, и в казачьем движении не будут развиваться собственно культурные начинания, то к Новочеркасску не вернется роль культурной столицы, ибо в этом случае Ростов-на-Дону, как административный центр, неизбежно останется сосредоточием политической жизни Дона.
Глава 2. Современное казачье движение на Юге России
.1 Возрождение казачьей культуры Юга России как системного явления
Сейчас, когда прошла эйфория первых казачьих съездов и праздников и можно спокойно и взвешенно взглянуть на результаты двадцатилетнего развития этого процесса, оказывается, что вынутых из старинных сундуков боевых наград прадедов, амуниции и пошива формы явно недостаточно. Сформировать то или иное казачье войско оказалось намного проще, чем осуществить подлинное духовное возрождение. Произошло это во многом потому, что не все руководители казачьего движения достаточно ясно представляли себе сложность и уникальность этого явления в российской и мировой истории и культуре. Ряд казачеств России – донское, кубанское, уральское, терское и др. создали во многом своеобразную культуру, традиционно отличавшуюся высокой духовностью и оказались в своем развитии в ХIХ – начале ХХ в. на стадии субэтносов русского народа. Поэтому основу своеобразия казаков России составляет не наличие тех или иных организационных структур, а традиционная культура, обладающая этнической спецификой.
Казачья культура – это сложнейшее системное явление, весьма самобытное. М.А. Рыблова пишет: «Понятно, что на «сквозняке» Дикого поля удерживались лишь определенные категории населения, обладающие своеобразными культурными стереотипами».
Все блоки и компоненты казачьей культуры взаимосвязаны друг с другом. Этнокультурная, историческая память связана с материальной культурой, топонимикой, фольклором и т.д.; традиционная одежда – с верованиями, обычаями, самосознанием и т.д.; игры – с праздниками, традиционной системой ценностей и др. Невозможно в отдельности возрождать что-либо одно, например, только песенный фольклор.
В настоящее время имеется много народных ансамблей сохраняющих культурные традиции казачества. "Казачий курень", "Донцы", "Лазоревый цветок", "Вольная станица" исполняют казачьи песни и танцы не только на родине, но и гастролируют по всему миру. Они добились всеобщего уважения. Эти ансамбли часто бывают с гастролями в Волгограде. На каждый концерт казаков приходит много людей разных возрастов. Концерты проходят под сопровождение оркестра народных инструментов. Однако некоторые песни казаки исполняют без музыкального сопровождения. Казачья песня – многоголосая, распевная, сопровождается притопыванием, прихлопыванием, присвистом.
На концертах исполняются народные казачьи танцы. Мастерство исполнителей потрясает. Артисты одеты в народные казачьи костюмы: форменные чекмени, кафтаны из синего сукна, шаровары с алыми лампасами, высокие сапоги, фуражки, папахи. На поясной портупее висят шашки. Женщины на голову повязывают цветастые платки. Костюмы состоят из широких длинных юбок и тонких кофт. Все концерты представляют собой яркое красочное зрелище и надолго запоминаются.
Вот уже 18 лет в Волгограде работает "Государственный Донской казачий театр". Он возрождает национальные традиции донского казачества, песенное, танцевальное и театральное наследие. Одно из самых удивительных явлений фольклора донского казачества – народная драма. Спектакль " Я пришел дать вам волю " по одноименной повести В. Шукшина передает дух казачьей вольности, извечное стремление народа к свободе и справедливости. Степан Разин предстает перед зрителями властным и грозным борцом за национальные интересы донского казачества. В репертуаре театра такие спектакли: "Груня – атаман разбойников", "Хуторяне", "Кондрат Булавин", "Чубатые ребяты, или как казачки казаков уму-разуму учили", "Едут, едут по Берлину наши казаки". Эти спектакли созданы для самой широкой публики и охватывают всю историю донских казаков и современные проблемы возрождения донского казачества.
Увлечение историей казачества приобретает массовый характер, люди посещают не только концерты и спектакли, но и являются посетителями музеев и выставок. Конец Х1Х столетия был ознаменован в Новочеркасске торжественным открытием 22 ноября 1899 г. Донского музея. До сих пор он является основным музеем по донскому казачеству. Естественно, что музей во главе с директорм С.А. Сединко активно откликнулся на проблемы возрождения казачества. В музее чаще стали проводиться чисто "казачьи" мероприятия. Среди них можно назвать выставки, посвященные дворянскому казачьему роду Миллеров, участию казаков в Первой мировой войне, "Атаманский портрет ХVIII – ХХ вв." и др. Сотрудники музея подготовили сборник статей "Краеведческие записки" (вып.1-й) по казачьей тематике. В периодической печати стали чаще появляться статьи сотрудников музея на казачьи темы: И. Потапова, Л. Крайсветной, Г. Аликиной и др. Музей дает многочисленные консультации для организаций и населения по истории края и казачества, родословным и многим другим вопросам.
Прекрасные казачьи музеи существуют также в Хоперском округе и в г. Серафимовиче. Там можно глубже познакомиться с национальной одеждой, предметами быта.
Октябрь 1989 г. – создание в Ростове-на-Дону добровольного общества – литературного товарищества "Шолоховский круг" (ок. 40 литераторов, журналистов, издательских работников). Впоследствии "Шолоховский круг" вошел во "Вседонской казачий круг".
В декабре 2009 г. Краснодаре прошло выездное заседание комиссии по организации государственной поддержки и развитию самобытной казачьей культуры, казачьих художественных коллективов и детского творчества. Эта комиссия работает в Совете по делам казачества при президенте РФ. В краевом центре собрались министры культуры, казачьи атаманы, руководители творческих коллективов из нескольких регионов, сотрудники Российского фонда культуры. Гости побывали в детской школе народного искусства и на концерте Государственного академического Кубанского казачьего хора, который усилиями его руководителя народного артиста России и Украины Виктора Захарченко и его сподвижников из чисто концертного коллектива превратился в Центр народной культуры Краснодарского края. Здесь работают не только артисты, но и ученые, занимающиеся исследовательской работой в сфере фольклора и этнографии, организаторы фестивалей и праздников, педагоги.
А затем на заседании комиссии, которое провел ее председатель заместитель министра культуры РФ Андрей Бусыгин, кубанцы поделились с коллегами опытом своей работы. Шел разговор и о том, как государство может поддержать этот уникальный творческий коллектив (Кубанский казачий хор готовится отметить свой 200-летний юбилей) и всю казачью культуру страны.
На художественных выставках можно увидеть картины новочеркасских, ростовских, шахтинских, азовских, волгодонских, каменских и др. художников, посвященных Донскому казачеству и истории родного края.
Художник и искусствовед В.И. Кулишов в своей книге «В низовьях Дона» выступает как историк и краевед. Своим трудом автор приглашает читателя к путешествию по донской земле. Знакомит с богатейшим историческим прошлым и современностью древнего степного края его достопримечательностями, природой, поэтическими легендами. Книга рассказывает о казаках с их своеобразным бытом и укладом жизни. Самые крупные главы книги рассказывают о двух столицах Войска Донского станице Старочеркасской («Разжалованный город») и Новочеркасске.
В 1993 г. был восстановлен памятник М.И. Платову, а через 2 года возродился памятник Бакланову.
Творчество новочеркасской художницы Давыдовой Татьяны опирается на духовные традиции казачества. Все травы и цветы Донской земли переплелись ярким узором в её полотнах. Благодаря участию в археологических раскопках и работе в Музее истории Донского казачества, Давыдовой были созданы картины – «Донская вольница», «Битва», «Дикое поле», «Бирючий кут». Большое внимание Татьяна уделяет в своем творчестве декоративно-прикладному искусству. Инкрустированные и украшенные ювелирными камнями доски экспортировались на международной выставке «История казачества в творчестве донских мастеров», посвященной 100-летию Новочеркасского музея истории Донского казачества.
В 2003 г. Клуб художников открыл в Новочеркасске выставку в честь 250-летия со дня рождения прославленного героя Отечественной войны 1812 г. Атамана Войска Донского Платова. Она так и называлась «Славим Платова – героя», и получила статус областной, т.к. в ней участвовали со своими произведениями художники почти всех городов области.
Когда только возникло движение возрождения казачества, сразу возникло тесное сотрудничество между казаками и художниками Новочеркасского клуба. По просьбе казаков художники клуба изготавливали вывески станиц, правлений, а также участвовали в оформлении интерьеров, изготовлении казачьей геральдики и атрибутики, писали портреты прославленных донских атаманов по заказу казаков.
Атаман Всевеликого Войска Донского генерал В.П. Водолацкий на внеочередном Круге войсковых казачьих обществ Юга России в городе Пятигорске 30 апреля 2010 г. подчеркнул в своем выступлении: «Я не открою великой тайны, если скажу, что основная масса российского казачества сосредоточена именно здесь, на юге. Удельный вес Донского, Кубанского и Терского казачьих Войск, намного превышает все другие казачьи организации. Так было всегда. И именно на нас всегда равнялись и равняются сегодня казаки не только в России, но и во всём мире». Далее атаман выделил ряд проблем: «Средний возраст в казачьих обществах приближается к шестидесяти годам. А молодёжь проходит мимо. Неинтересно им, молодым, с бронзовыми, застывшими во вчерашнем дне атаманами. Молодежи нужно движение. Нужно проводить летние православные казачьи лагеря, организовывать поисковые отряды и экспедиции, спортивные соревнования, поездки в другие Войска, фестивали, концерты. Причём организовывать так, чтобы было интересно молодёжи. А чтобы молодым было интересно, именно молодых и нужно привлекать для этой работы. Нужно заниматься воспитанием не отдельных казачат, нужно заниматься воспитанием целого поколения! У нас есть кадетские корпуса и казачьи профессиональные училища. Казачьи школы, классы и даже детские сады. Но их катастрофически мало! Если мы сосредоточимся только на том, что имеем, мы потеряем поколение».
Во Всевеликом Войске Донском создается целостная система военно-патриотического казачьего образования, позволяющая воспитать настоящих сынов и дочерей своего Донского края. Центральной, стержневой идеей работы с казачьей молодежью является идея патриотизма и служения Отечеству.
Сегодня на территории Войска Донского существует не имеющая мировых аналогов система казачьего образования, включающая в себя:
свыше 100 образовательных учреждений, реализующих региональный казачий компонент государственного образовательного стандарта общего образования (более 20 тыс. учащихся);
8 казачьих молодежных центров военно-патриотического воспитания (более 2000 тыс. обучающихся);
50 казачьих спортивных клубов (более 2000 ребят);
казачье молодежное движение «Донцы».
Гордостью донского казачества являются казачьи кадетские корпуса – 6 в Ростовской области и 2 в Волгоградской – это более 1500 воспитанников, которые являются кадровым резервом для Российской Армии и государственной службы.
Основой основ казачьего менталитета является донская культура – это пласт культуры России, требующий тщательного изучения и обобщения. Сегодня Всевеликое Войско Донское активно работает и сотрудничает с 107 взрослыми и 42 детскими казачьими самодеятельными коллективами, которые являются носителями нашей казачьей культуры, достойно храня вековые традиции казачьего народа. Сохранение и развитие самобытной, неповторимой культуры донских казаков, воспитание у молодого поколения восприятия богатейшего наследия Дона – все это является одной из основных задач Всевеликого Войска Донского.
В заключение отметим, что если в прошлом существовал естественный механизм воспроизводства культуры, важную роль в реализации которого играли семья, станичная община, казачье войско, то сегодня этот механизм утрачен. Остается один путь – просвещение и обучение детей и взрослых.
.2 Казачество Юга России как общинная территориальная самоорганизация
Казачество в России имеет будущее именно как союз низовой общинной территориальной самоорганизации духовно свободных людей. Но при этом неизбежны и полемика, и борьба взглядов. Но эта полемика не должна становиться деструктивной и приводить к внутреннему расколу. А преодолеть процессы саморазрушения можно только с помощью государства. Реальной консолидации и организации в казачьем движении (как и в обществе в целом) вне государственно-административного контроля нет и не может быть.
Вне государства казачье движение существовать не сможет, и все попытки создать особый "казачий социум" невозможны далее хуторов или станиц, да и только в тех редких местностях, где сохраняется живая традиция и "казачий дух". В современной России казакам остается только надеяться, что власть, хотя бы из своих прагматических соображений, будет реально поддерживать казачье движение.
Одна из главных и основных функций реальной господдержки казачества – приведение казачьего движения в нормальное, четкое и прозрачное правовое поле. Чтобы сдвинуть работу по возрождению казачества с мертвой точки, в феврале 2009 г. глава государства создал своим указом Совет по делам казачества. Данный орган согласно тексту документа является совещательным и консультативным и должен содействовать реализации государственной политики в отношении российского казачества.«Казаки всегда играли важную роль в становлении нашей государственности: служили государству верой и правдой, открывали Сибирь, Дальний Восток, закладывали новые города, развивали экономику нашей большой страны, – заявил глава государства, принимая атаманов. – В наши дни традиции казачества возрождаются. Самих казачьих объединений становится существенно больше, и, наверное, определенную роль в этом играет и создание нормативно-правовой базы, посвященной казачеству».
Сегодня, отметил Президент РФ, государство тем более заинтересовано в реализации потенциала казачества. В первую очередь в таком непростом деле, как работа с молодежью, важно воспитание в новом поколении военно-патриотических настроений. Это вдвойне актуально в период, когда Россия переживает экономический кризис, который неизбежно накладывает отпечаток на настроение молодежи. "В этом смысле работа с молодежью остается одним из приоритетов вашей деятельности, и в этом плане мы на вас очень рассчитываем", – заявил глава государства.
В Совете 13 профильных комиссий, каждую из которых возглавляет заместитель министра заинтересованного ведомства. Например, министерства культуры, сельского хозяйства. Есть 7 окружных комиссий – по количеству федеральных округов и 80 рабочих групп в субъектах, где компактно проживает казачье население. Разумеется, во все комиссии и группы Совета входят атаманы и священнослужители. Работает этот орган по принципу казачьей демократии: у каждого участника – равноправный голос.
Создание такого Совета – свидетельство того, что государство наконец всерьез обратило внимание на казачество. А изданные указы Президента РФ ставят точку на той странице недавней истории, когда казаков считали самозванцами и "ряжеными". И дело здесь не только во внешнем эффекте. Форма, знамена, гербы и удостоверения позволят четко определить количество казаков, провести, так сказать, инвентаризацию войск. Свои звания и регалии эти люди получат законно, а не по собственному капризу. Например, генеральское звание атаману может присвоить только президент, полковничье – полдпред президента, остальные звездочки и "лычки" имеют право присваивать атаманы. И все это будет фиксироваться в документе единого образца – удостоверении казака. Удостоверение будет похоже на военный билет, в который занесут все этапы прохождения казачьей службы.
Следует отметить, что гербы, знамена, нашивки разрабатывали в президентском геральдическом Совете. Разумеется, были учтены все исторические традиции и особенности каждого казачьего войска. Строевые смотры войск пройдут до конца 2010 г. Что важно, новые регалии, обмундирование и экипировка – за счет самих казаков, которые изъявили желание числиться в реестровом войске.
И теперь, когда все казаки и их общества будут надлежащим образом оформлены и зарегистрированы, начнется серьезная работа. С ними будут заключать договора государственные учреждения. Например, по охране общественного порядка или защите экологии, продвигать различные экономические, культурные или образовательные проекты. Вот только один пример. В России уже работают 24 казачьих кадетских корпуса, более 1000 казачьих классов, где учатся свыше 40 тысяч воспитанников. Президент РФ утвердил переходящее знамя для лучшего корпуса и три гранта: за 1-е место – 3 миллиона рублей, за 2-е – 2 миллиона, за 3-е – 1 миллион рублей.
Будет реанимирована и идея казачьих частей в составе Российской армии. То есть в эти воинские части станут набирать призывников, а со временем – и офицеров из какого-то одного казачьего войска. Понятно, что подчиняться они будут министерству обороны и служить по российским уставам. Но воспитываться – в лучших казачьих воинских традициях.
Сразу четыре указа, касающихся казачества, подписал Президент РФ в феврале 2010 г.. Отныне войсковые знамена, гербы, форма, звания, знаки различия и даже казачьи удостоверения будут единого образца, причем на вполне законных основаниях. Эти документы – очередной шаг к объединению казачества. Концепция позволит в течение короткого времени навести порядок в форме реестровых казаков. У каждого войска появятся свои геральдические знаки.
Движение за возрождение казачества затрагивает различные сферы жизнедеятельности общества – управление, образование, культуру, охрана правопорядка и многие другие. Эта деятельность возложена на Управление идеологии Всевеликого Войска Донского. Основная цель, стоящая ныне перед Управлением Идеологии – это создание единого информационного поля о деятельности всех структур и подразделений Всевеликого Войска Донского, формирование информационных каналов взаимодействия и сотрудничества со всеми казаками России. Уже сегодня Управлением Идеологии выпускается десять номеров газеты «Донские Войсковые Ведомости», два номера журнала «Батюшка Дон», работает и регулярно обновляется Интернет-сайт «Всевеликое Войско Донское», снимаются видео фильмы о казачестве, печатаются книги по казачьей тематике, идет активная работа со средствами массовой информации. Иными словами – заложен прочный фундамент информационного обеспечения процесса возрождения современного донского казачества.
Правовое обеспечение деятельности Всевеликого Войска Донского осуществляется юридической службой Войска. Основными направлениями деятельности юридической службы являются правовое обеспечение деятельности Войскового Атамана по реализации его полномочий, проверка соответствия требованиям действующего законодательства и правилам юридической техники, визирование проектов приказов Войскового Атамана, а также договоров и соглашений, заключаемых Войсковым Атаманом и атаманами окружных и городских казачьих обществ.
Сегодня Войсковое казачье общество Всевеликое Войско Донское представляет собой разветвленную централизованную структуру, объединившую все группы населения, превосходящую какие-либо общественно-политические движения на территории Южного Федерального округа. Все это позволяет считать казачье движение на Дону крупнейшим политическим и этно-социальным фактором на Юге России.
Заключение
Казачество сегодня в большей степени нуждается не в возврате к сословному статусу, в котором оно пребывало накануне Революции 1917 г., а в возрождении в новом качестве, с функциями ориентированными на потребности современного российского государства и общества. Однако ролевая деятельность казаков в настоящее время (на этапе строительства нового российского государства и общества) должна быть согласована с его исторически сложившимися и традиционными для казачества представлениями о его месте и роли в системе общественных и государственных отношений России.
Казачье движение должно быть прозрачным в правовом и моральном отношении, тогда оно сможет стать катализатором процессов духовного и нравственного возрождения общества и преодоления нравственной катастрофы, вызванной насаждением чуждой России идеологии либерального (и аморального) индивидуализма. Но чтобы эта первая, необходимейшая в современной России, функция смогла заработать, необходимо создание правовых оснований для существования казачества (причем не только на Юге, но и по всей России) как движения низовой социальной самоорганизации. Необходимо правовое поле, в котором вообще была бы возможной самоорганизация и успешное функционирование казачьих общин. Прежде чем обеспечивать правовой контроль деятельности казачества, надо эту деятельность обеспечить, сделать в принципе возможной.
Проблемы современной России сейчас слишком глубоки и казачье движение тут может помочь лишь частично. Проблемы казачьего населения и казачьих организаций есть отражение всех глубинных российских проблем. Для возрождения казачества необходимо возрождение особой социально-культурной среды в котором новое казачество сможет существовать.
Казачье движение не должно замыкаться только на несении государственной службы. Деятельность казачьих обществ целесообразно развивать по нескольким направлениям, оно должно быть постепенно интегрировано в основные сферы жизнедеятельности государства и общества, в первую очередь в области политики, экономики, идеологии, культуры, науки, обеспечения государственной, общественной, военной безопасности и правопорядка, охраны экологии и т.д.
Подлинная культура, а не ее сценический эрзац, пусть даже прекрасно выполненный, теснейшим образом связана с жизненным укладом. Существовать естественным образом и выполнять свои функции она может лишь в определенной социально-экономической среде. Поэтому так необходимо восстановить основные принципы социально-экономических отношений в среде казачества ХIХ – ХХ в., возродить, а не декларировать станичное самоуправление, вернуть земли и угодья станицам, а не колхозам, акционерным обществам и другим новообразованиям. Поэтому так необходимо изучение исторического опыта казачьего самоуправления, землепользования, традиций взаимоотношений с природой и обществом. Делом первостепенной важности является изучение состава традиционной культуры, всех ее блоков и подсистем.
Пока что политика государства в отношении казачества недостаточно эффективна, что не позволяет в полной мере использовать имеющийся у него потенциал в укреплении и развитии российской государственности, обеспечении национальной безопасности России. Эффективной деятельности государственных органов, в частности, препятствуют: слабая проработка вопросов организации, стратегии и тактики их взаимодействия с казачьими организациями; пробелы в законодательстве и нормативной правовой базе. Позитивное решение вопросов, связанных с организационным, правовым, политическим и иным обеспечением взаимодействия органов государства с казачеством позволит в полной мере использовать потенциал казачьего движения в государственном строительстве, укреплении и развитии российской государственности, обеспечении национальной безопасности страны.
Список литературы
1.Федеральный закон от 05.12.2005 № 154-ФЗ (ред. от 03.06.2009) "О государственной службе российского казачества" // Парламентская газета. – 09.12.2005; 09.06.2009.
2.Указ Президента Российской Федерации от 9 февраля 2010 г. N 168 "Об учреждении гербов и знамен войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации".
.Указ Президента Российской Федерации от 9 февраля 2010 г. N 169 "О чинах членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации".
.Указ Президента Российской Федерации от 9 февраля 2010 гю N 170 "Об удостоверении казака, выдаваемом членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации".
.Указ Президента Российской Федерации от 9 февраля 2010 г. N 171 "О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации".
.Белов С. Вертикаль казачьей демократии // Российская газета. – 2009. – 13 марта.
.Боднева Н.А. Функциональные детерминанты семьи социокультурной системы казачества Юга России // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Естественные науки. 2006. № 16. С. 10-13.
.Борисова О.Н. Современная Россия и казачество: идеология возрождения // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2009. № 6. С. 37-40.
.Галуева В.О. Правовое положение казачества на рубеже веков (XX – XXI век) // Пробелы в Российском законодательстве. 2009. № 3. С. 33-35.
.Граждан В.Д. Казаки и проблема казачьей республики // Власть. 2008. № 4. С. 52-55.
.Граждан В. Охранно-воинское дело: потенциал казачества // Государственная служба. 2008. № 6. С. 48-53.
.Иванов С. Трагедия казачества // Спецназ России. – 2007. – № 8. – С. 5-7.
.Казачество // ru.wikipedia.org›Казачество.
.Коваль С.С. Культурная коммуникация и ее роль в процессах сохранения и изучения женской казачьей субкультуры в музеях Северного Кавказа и Дона // Вопросы культурологии. 2007. № 12. С. 60-63.
.Кононова С.Н. Формирование гражданской позиции подрастающего поколения на примере традиций казачества в современных исследованиях по педагогике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 69. С. 412-415.
.Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества от 3 июля 2008 г. // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 9. С. 7-10.
.Кутузов И.А. Возрождение казачества: от ролевой игры к государственной функции // Экономические стратегии. 2006. № 7. С. 48-53.
.Ларионов А.Н. Экономические основы существования Войска Донского // Экономический вестник Ростовского государственного университета (TERRA ECONOMICUS). 2007. № 2. С. 100-109.
.Лукаш С.Н. Педагогика казачества: традиции и современность // Педагогические науки. 2008. № 4. С. 30-32.
.Макаренко С.Н. Проблемы правового статуса донского казачества // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2004. № 1. С. 140; № 8. С. 202.
21.Малукало А.Н. Казачество России как социокультурный феномен // www.cossackdom.com <http://www.cossackdom.com>.
.Малыхин К.Г. История Донского края: Учебное пособие. М.; Ростов н/Д, 2006. 256 с .
.Мациевский Г.О. Основные этапы реализации государственной политики по возрождению современного российского казачества // Федерализм. 2009. № 3. С. 163-180.
.Начало встречи с атаманами войсковых казачьих обществ; 12 марта 2009 г., Московская область, Горки // www.kremlin.ru›Выступления и стенограммы›3410/print.
.Небратенко Г.Г. Государственная правовая политика в отношении российского казачества // Философия права. 2009. № 1. С. 111-114.
.Обращение чрезвычайного круга Казачьих Войск Юга России к Президенту Российской Федерации. 02.05.2010 // www.russiancossacks.ru <http://www.russiancossacks.ru>.
.Озеров А.А. Правовая фиксация казачьего возрождения // Юристъ – Правоведъ. 2006. № 2. С. 35-39.
.Озеров А.А. Технологии социального конструирования адаптации казачьих обществ в общественно-правовом поле Юга России: методологический аспект // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 5. С. 135-139.
.Рвачева О.В. Казачьи организации Волгоградской области в конце XX – начале XXI века // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2008. № 1. С. 43-50.
.Рыблова, М.А. Вольные братства донских казаков: стратегия жизни в «Диком поле» // Сборник тезисов докладов, представленных на ежегодную научную конференцию «Мужское в традиционном и современном обществе» (16-18 апреля 2003 г.; организована РНИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева МК РФ и РАН совместно с Институтом этнологии и антропологии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая). – М.: Институт этнологии и антропологии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая, 2003.
.Рыблова М.А. Донское братство: казачьи сообщества на Дону в XVI – первой трети XIX в. / М.А. Рыблова. – Волгоград, 2006. – 342 с.
.Рыблова М.А. "Казакование" как народный ответ реформам и кризисам // http://mncipi.narod.ru/n038.htm.
.Рыблова М.А. Казачий атаман: статус, функции и атрибуты // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2006. № 11. С. 83-95.
.Рыблова М.А. Казачьи братства на Дону // www.istrodina.com/rodina_articul.php.
.Сараева Г.Н. Духовно-нравственные традиции быта казачества // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 1. С. 61-64.
.Скорик А.П. Казачья корпорация на Дону как современный социальный проект // Клио. 2006. № 1. С. 167-176.
.Сопов А.В. Проблема этнического происхождения казачества и ее современное прочтение // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2008. № 4. С. 66-85.
.Сошин Ю. Казачество и современная Россия // pravaya.ru›Правый взгляд›11963 (23.04.2007).
.Тезисы выступления Атамана Всевеликого Войска Донского казачьего генерала В.П. Водолацкого на внеочередном Круге войсковых казачьих обществ Юга России в городе Пятигорске 30 апреля 2010 г. // www.russiancossacks.ru.
.Тюменцев И.О., Рыблова М.A., Рвачева О.B. Региональная научно-практическая конференция "Казачество Юга России в процессах становления и развития российской государственности" // Вестник Южного научного центра РАН. 2007. Т. 3. № 3. С. 113-115.
.Ходов Л.Г. Возрождение казачества как одна из предпосылок великодержавия России // Философия хозяйства. 2006. № 1. С. 127-137.