- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 40,42 Кб
Юбилей как культурно-социальный феномен
Содержание
Введение
1.Историко-культурные особенности праздника
1.1 Происхождение праздника
.2 Становление и развитие праздника
.3 Современное состояние праздника
.4 Перспективы праздничной ситуации
.Ценностно-смысловая структура праздника
2.1 Формы и содержание праздников
.2 Событие как основа праздничной коммуникации
.3 Герои и персонажи праздничного действия
.4 Выразительные средства праздника
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Актуальность исследования состоит в том, что человек начиная со своего рождения делить свою жизнь на будние дни, выходные и праздники. Каждому хочется, чтобы праздников было как можно больше, при этом его могут сдерживать от них же финансовые возможности, а также время, которое в достаточное мере мы затрачиваем на их проведение.
Если совместить красные даты всех народов, то практически каждый день превращается в праздник. Поэтому ограничиваться относительно даты, не стоит, поскольку праздник это порыв фантазии, который можно использовать в любой день.
Сложно определить период, когда в жизни народа не существовало праздников. Скорее всего, истоки праздника начинаются с ритуальных плясок вокруг костра. Ведь со времен существования язычества, человек никогда не упускал возможности поплясать, попеть или устроить игры. К праздникам относили и поклонение Богам, и жертвоприношение, и ритуальные танцы.
Праздники способны объединять людей в группы и наоборот – разбивать на общности в соответствии с национальностью, государством, религией и т.д. Праздник, как социальное событие, формирует определенные правила и способы поведения, создает ценности.
Любой праздник имеет свои традиции и обычаи, заложенные еще в глубокой древности. Если раньше праздники носили только характер традиции, то позже они стали официальными, а еще позднее – регламентированными.
Стоит отметить, что насыщенные разными торжественными мероприятиями, проблема праздников и юбилеев в частности стала очень актуальной. Празднование юбилеев является ключом к осознанию духовных устремлений и идеологии времени. В настоящее время юбилеи начинают основательно воздействовать на культурную компоненту страны, духовное положение сообщества, наметить характер развития культуры. Юбилей в наше время прекратили являться лишь данью памяти и предлогом для празднований, однако стал достаточно сильным культурным катализатором, влияющим на положение исторической памяти народа.
В настоящее время проблематика исследования теории праздника преодолевает рамки этнографических, историко-культурных, культурно-антропологических разработок, поэтому данная тема является весьма актуальной и требует дальнейшей разработки.
Объект исследования – юбилей как культурно-социальный феномен.
Предмет исследования – исторические, историко-культурные, социокультурные процессы, вызванные юбилейными событиями.
Цель исследования состоит в изучении историко-культурных особенностей юбилейного торжества.
В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
изучить историко-культурные особенности праздника;
рассмотреть происхождение праздника;
охарактеризовать становление и развитие праздника;
описать современное состояние праздника;
изучить перспективы праздничной ситуации;
рассмотреть ценностно-смысловую структуру праздника;
изучить формы и содержание праздника;
описать событие как основу праздничных коммуникаций;
изучить героев и персонажи праздничного действия;
рассмотреть выразительные средства праздников.
В качестве методов исследования применялись социально-философский, исторический, системный, функционалистский, междисциплинарный подходы.
юбилей праздник событие культурный
1.Историко-культурные особенности праздника
.1 Происхождение праздника
Праздники – это самые радостные, всеми любимые мероприятия, направленные на поднятие настроения, развлечение людей. Праздник нельзя назвать только лишь календарным событием, потому что он происходит только там, где его ждут и создают. Праздник, своего рода, противоположность обыденности, скучным будням.
Исторические истоки праздника уходят в глубокую старину, они плотно переплетены с мистическими обрядами, работой людей, мировосприятием, образом жизни, ценностными ориентациями. Издревле имелась общечеловеческая необходимость в праздниках, которая давала возможность выполнить важнейшие общественные функции: компенсаторную, эстетическую, морально облагораживающую. Праздник выступал как инструмент духовного единения, общественного самовыражения и приобретения свободы, раскрепощения, снятия тяжести ежедневных хлопот и тревог.
Как бы глубоко ни погружались мы в историю, нам не удастся отыскать такое время, в котором не было бы праздников. Начиная от танцев возле костра по случаю успешной охоты и заканчивая Святками, Масленицей, Пасхой, Купальной неделей и иными календарными пиршествами сегодняшних дней. С первобытного периода и языческого осмысления природы и места и роли в ней народа не упускал возможности попеть, поплясать, поиграть. Восхваляли богов, поклонялись идолам, пытались умилостивить их жертвоприношениям, песнями, плясками, забавами. Данная база доживших до наших дней обычаев и ритуалов достаточно узнаваема, если изучать историю формирования и развития цивилизации.
Торжества могут влиять на коллектив, общество, создают прочные стереотипы поведения, присущие этим публичным отношениям нормы нравственности и ценностные ориентации.
Торжество постоянно создает оптимистичную жизнеутверждающую атмосферу; его содержательная сторона различается выраженно-духовной направленностью. В нем довольно ощутима многолетняя последовательность духовных ценностей.
С развитием цивилизации праздники становились публичными, а с утверждением государственности как формы и средства управления обществом ещё и регламентированными. Этот же инструмент использован и религией. Причем и религиозные деятели, и государственные весьма взыскательно наблюдали за тем, чтобы празднества разного масштаба и содержания не пересекали официально установленных рамок. Данная система жива и сейчас.
Большую роль в торжествах получает его эстетическая основа: чувственно-эмоциональная насыщенность содержания, яркость, экспрессивность, алогизм, зрелищность, составляющие карнавальности, театрализация. Все эти свойства роднят праздник с художеством, однако не отождествляются с ним. Торжество является пограничной зоной между настоящей жизнью и художественным творением.
Типология празднеств многообразна: народные (национальные), церковные, общегосударственные, профессиональные, семейные и др. Народным торжествам присуща естественность, неотъемлемость, самостийность. Общегосударственные торжества различает высочайший уровень протокольной регламентированности, выраженный идеологический вектор. Церковные празднества являются отображением той либо другой формы верований. Наблюдается определенное сходство народных и церковных празднеств, т.к. в этнонациональных культурах вероисповедание выступает одной из главных форм ценностной ориентации. Однако, народные торжества могут не ограничиваться религиозными, т.к. включают в себя и часть светской культуры (карнавальная субкультура в рамках средневековья). Имеется вероятность в перспективе перевоплощения общегосударственных праздничных мероприятий в народные.
Когда же разговор идет о семейных торжествах, официальная регламентация утрачивает свою довлеющую силу. В семье действуют свои регламенты и существуют собственные праздники. Не является лишним заявить, что без торжеств жизнь семьи невозможна.
Само понятие праздник превращается в зависимости от положения любой семьи, ей духовных, религиозных, политических ориентаций, образовательного и материального цензов.
Семейные торжества чрезвычайно многообразны, ведь у каждой семьи свои традиции, нормы, свои условия в определении значимости различных событий. Однако, при всем при этом семейные праздники следует поделить на общечеловеческие, общенациональные, общегосударственные и лично-семейные. К общечеловеческим праздникам относятся появление детей, свадьба, дни рождения, именины, годовщины супружества, юбилеи и т.д.
В настоящее время в нашей жизни почти все поменялось. Однако влечение людей к торжествам, намерение по-особенному отпраздновать различные значимые события в своей жизни.
Торжественное мероприятие отражает общественные противоречия, к примеру, ущемление демократических форм жизни граждан, пренебрежение к национальным традициям, разрушение идеалов, политизация духовной жизни, разрыв между официальной идеологией и т.д. Эти противоречия обретают своё воплощение в комическом аспекте торжественных мероприятий, в его шутливых и сатирических формах. Праздник является древнейшей и многообещающей моделью культуры народов.
1.2 Становление и развитие праздника
Юбилей – праздник, отмечаемый абсолютно всеми жителями нашей необъятной Родины, независимо от пола, расы и возраста. Несмотря на огромную популярность этого замечательного праздника, многие из нас и не догадываются о происхождении этого праздника. В то же время, стоит отметить, что традиции и обычаи данного торжества имеют занимательную и интересную историю возникновения.
Традиция празднования юбилея сформировалась тогда, когда люди стали отмечать круглые даты дней рождений и важных событий с большим размахом, чем обычные праздники. Со временем юбилеи превратились в торжественное мероприятие, которое подводило какие-то итоги, позволяло вспомнить прошедшие годы и оценить, насколько они были продуктивными.
Самой известной юбилейной датой является пятидесятилетие, которому уделяется такое внимание не по воле случая, а по причине эзотерического магического смысла этого числа для древних народов.
Считается, что собственно слово «юбилей» произошло от еврейского слова «йобель», что означает «год свободы», в котором рабы становились свободными, а заложенное имущество возвращалось хозяевам. Данный закон был введен пророком Моисеем для всех евреев. Этот примечательный год наступал в год после 7 седьмиц (после 7 семилетий). По всей видимости, причиной такого отношения к цифре 7 была мистическая сила, которой, по поверью, она обладала, поэтому вполне логично, что после 7 семилетий наступал год всепрощения.
С латинского это слово переводится, как «юбилейный год». Юбилей – это празднование 25‑, 50- и 100‑летнего дня рождения или деятельности человека. Так сложилось исторически. А на самом деле в наше время любую «круглую», т. е. заканчивающуюся на «5» или на «0», дату называют юбилеем. Начиная с 5‑летнего дня рождения ребенка, все такие годы празднуют как юбилейные. В чем причина такого выделения «особых» дат? Видимо, в любви всех людей к праздникам.
Все круглое в жизни человека с древнейших времен считалось особенным, тесно связанным с природными и космическимим силами. Даже еще до того, как выяснилось, что Земля имеет круглую форму, язычники почитали солнце, приносившее им тепло и свет. Самые разные ритуалы были посвящены этому круглому светилу – зажигали и скатывали с гор деревянные колеса или обручи, девушки плели круглые венки, а пояс, имеющий форму окружности, считался оберегом у многих народов. Против злых сил люди проводили вокруг себя магический круг. Даже хоровод, принятый не только у славян, имеет ритуальное значение.
Так же обстоит дело и с «круглыми» датами. Они требуют к себе особенно трепетного отношения, так как знаменуют в жизни человека особую дату, определенную веху в жизни. Юбилей обычно празднуют более широко, чем ежегодные дни рождения, с приглашением большего числа гостей и оригинальной развлекательной программой.
Все круглое в жизни человека с древнейших времен считалось особенным, тесно связанным с природными и космическими силами. Даже еще до того, как выяснилось, что земля имеет круглую форму, язычники почитали солнце, приносящее им тепло и свет. Самые разные ритуалы были посвящены этому круглому светилу – зажигались и скатывались с гор деревянные колеса или обручи, девушки плели круглые венки, а пояс, имеющий форму окружности, считался оберегом у многих народов. Против злых сил люди проводили вокруг себя магический круг. Даже танец хоровод, принятый не только у славян, имеет ритуальное значение.
Так же обстоит дело и с «круглыми» датами. Они требуют к себе особенно трепетного отношения, так как знаменуют в жизни человека особую дату, определенную веху жизни. Юбилей обычно празднуется более широко, чем ежегодные дни рождения, с приглашением большего числа гостей и оригинальной развлекательной программой.
На юбилее большое значение имеют тосты. Традиция произношения тостов пришла к нам из Древнего Рима, когда любившие пиры римляне произносили свои пожелания и поздравления, держа в руках поджаренный тост, кусочек жареного хлеба. Тосты создают настроение – они могут быть как поздравительными, так и в форме анекдота или притчи.
Без праздников наша жизнь была бы неполной, наверное поэтому традиция праздновать юбилеи особенно пышно, прижилась в наши дни. При этом подарки придают празднику особенный статус, создают праздничную атмосферу.
.3 Современное состояние праздника
Юбилей – это важный праздник в жизни многих людей. В этот торжественный день, как правило, за одним столом собираются все поколения семьи, а также друзья и коллеги.
В современном смысле юбилей обычно празднуется по следующим поводам: день рождения, день свадьбы, основание фирмы, годовщина начала трудовой деятельности. Юбиляр организует по этим поводам торжество и получает от приглашённых поздравления и подарки.
В наше же время праздничная индустрия достигла процветания за счет того, что появились многочисленные заведения, технологии, посредством которых любое событие можно превратить в сказку. Если в прошлом люди отмечали праздники дома, то сегодня этот вариант считается устаревшим. Люди в основном стремятся отметить юбилей в ресторанах, клубах и даже в совершенно необычных местах (например, полет на воздушных шарах и т.д.).
Основными проблемами отрасли по-прежнему является низкий порог входа на рынок и большое количество «халтурных» предложений крайне низкого качества. Столкнувшись однажды с подобными услугами, клиенты обжигаются и впоследствии вообще предпочитают не обращаться к профессиональным компаниям, специализирующимся на проведении торжеств. Решением в данном случае, на наш взгляд, является добровольная сертификация деятельности профильных предприятий, а именно вступление праздничных агентств в различные ассоциации и объединения. Основной задачей этого некоммерческого объединения является не только поддержание должного уровня сервиса, предоставляемого членами ассоциации, но и защита прав компаний, артистов и регулирование профильного рынка в целом.
Стоит отметить, что 21 апреля 2009 г. в Министерстве юстиции РФ была зарегистрирована некоммерческая организация Национальная Ассоциация Организаторов Мероприятий (НАОМ). Ассоциация начала свою деятельность с консолидации ведущих участников московского рынка организации мероприятий: «Корпорация Алеф», «Арт-Шоу Центр», Агентство праздников и событий «КнязевЪ», Агентство «Праздник», «Рекламная группа «Сектор», Brand Icon, Агентство «Event Factory», Агентство «IQ-Pro». Президентом Ассоциации является Борис Краснов – сценограф, продюсер, президент компании «Краснов дизайн».
Национальная Ассоциация Организаторов Мероприятий (НАОМ) призвана объединить компании, основной специализацией которых является организация специальных событий: event-агентства, продюсерские центры, концертные агентства, выставочные компании, организаторов конференций и семинаров, компании, предоставляющие специализированные услуги в event-отрасли,- с целью создания площадки для общения лидеров рынка, стремящихся повлиять на ситуацию в отрасли.
Кроме того, в работе по организации и проведению праздничных мероприятий, в т.ч. и юбилеев, необходимо участие профессиональных ведущих, аниматоров, музыкантов, актеров и т.д. Получить образование в праздничной сфере можно, поступив в институт культуры или на режиссерский факультет театрального училища. Однако существует серьезная проблема с преподавательским составом в таких учебных учреждениях. К сожалению, праздникам там обучают педагоги, которые сами устраивали их очень давно и не имеют представления о том, какова конъюнктура на сегодняшнем рынке праздничных услуг: каковы новейшие тенденции в организации частных и корпоративных мероприятий, чего хотят клиенты и за что платят. Увы, слишком неподготовленными к реалиям живого рынка приходят к нам выпускники институтов культуры. Именно это привело к тому, что я и еще целый ряд владельцев крупных праздничных агентств открыли различные курсы и тренинги по подготовке кадров для своего бизнеса. Спрос на обучение весьма активный и год от года возрастает.
Сама индустрия праздников, как молодая отрасль на российском рынке, в своем развитии преодолевает ряд трудностей: несовершенство законодательства, несоблюдение авторских прав, тендерные игры, недобросовестность подрядчиков, недостаточная компетентность сотрудников многих компаний, берущихся за организацию мероприятий и многое другое. Все эти вопросы еще предстоит решить игрокам рынка праздничной индустрии.
В целом основной тенденцией данного направления бизнеса в России на сегодняшний день является снижение расходов на организацию праздничных мероприятий. Постепенно проведение тендеров на организацию корпоративов в России стало нормой. При этом большинство компаний стремится не отдавать праздники на 100% «откуп» агентствам, а предпочитает брать часть организации на себя, опять же в целях экономии средств.
Праздничная индустрия ещё не достигла зарубежного уровня развития данного рынка. Однако, большинству российских клиентов просто не с чем сравнивать, поэтому даже мероприятие, организованное по минимальным стандартам, но проведённое, как говорится, «без сучка и задоринки», воспринимается как норма. Это является проблемой отрасли. Тем не менее, рынок продолжает развиваться, крупные праздничные агентства, стремящиеся к предоставлению высокого уровня сервиса, набираются опыта. И выход на международный уровень качества праздников, осуществляемых на заказ, является, на наш взгляд, всего лишь вопросом времени. При организации концертов и корпоративов на сегодняшний день применяется широкий ряд различной дорогостоящей техники для создания качественного и зрелищного шоу.
При выборе оборудования всё зависит от бюджета каждого конкретного мероприятия. Востребованным является, прежде всего, звуковая, световая техника, а также сценическое оборудование – это основа любого мероприятия. Кроме того, большой популярностью пользуется светодиодная сетка, однако она представляет собой чрезвычайно дорогую технику, и поэтому используются чаще всего во время крупных муниципальных праздников, по крайней мере, в Самаре.
В данное время у рынка по организации праздников назрела потребность в специализированном Интернет-портале, предоставляющем профессионалам отрасли услуги по поиску в обширной базе техники, сдаваемой в аренду для проведения праздников и корпоративов, а также занимающемся освещением данного направления бизнеса, как в России, так и за рубежом. При этом важным условием является правдивость публикуемой там информации, так как на сегодняшний день нередко наблюдается ситуация, когда не владеющими никаким оборудованием фирмы, в надежде получить прибыль, выступают в роли посредников. Однако, необходимо понимать, что главное желание любого клиента – это получение. Для того чтобы предоставить клиентам качественную услугу по приемлемой цене и в максимально короткие сроки необходимо быть профессионалом в своей отрасли. В то время как на сегодняшний день на данном рынке далеко не редки ситуации, когда в роли посредников выступают абсолютно не подготовленные люди, не имеющие не только представления о специфике данной деятельности, но и необходимой информации о существующих площадках, а также их особенностях. Участие подобных с позволения сказать «посредников» в заключении сделок негативно сказывается на развитии отрасли организации мероприятий, и даже может поставить под угрозу проведение праздника.
.4 Перспективы праздничной ситуации
В России индустрия праздников перешла от этапа зарождения к этапу прочного становления и активного развития: она становится все более популярной и востребованной. Многие компании стали все чаще обращаться к праздничным агентствам, чтобы увеличить количество продаж и показать себя во всей красе перед потребителями, все меньше люди жалеют средства на проведение частных праздников, будь то свадьба или юбилей.
Сейчас на рынке выживают и крепнут те агентства, которые занимаются исключительно свадьбами или только корпоративными праздниками. Многостаночников, которые сегодня выполняют заказ на детский праздник, а завтра устраивают свадьбу, а через неделю будут делать событие городского масштаба – можно встретить в небольших провинциальных городах. Им там иначе не выжить, т.к. общее число мероприятий в таких городах, увы, не позволяет нормально зарабатывать и развиваться. Но в крупных городах уже бурными темпами идет развитие специализированных агентств несколько лет.
Еще есть возможность для выживания и устойчивого развития у тех праздничных агентств, которые укрупняются, например, как моё агентство, которое теперь уже представляет собою довольно большой праздничных холдинг из нескольких специализированных агентств с довольно четким централизованным управлением. Такие холдинги имеют возможность охватить обширную долю праздничного рынка и таким образом получать заказы от различных категорий частных и корпоративных клиентов.
В настоящее время на рынке индустрии праздников быстрыми темпами идет специализация. Все компании праздничной индустрии на сегодняшний момент можно условно разделить на четыре основных сегмента:
.Универсальные компании, оказывающие услуги по организации различных мероприятий, т.е. так называемые агентства полного цикла (не путать с агентствами, которые делают мероприятия «под ключ»). Подобные агентства обычно у себя на сайтах или в презентациях в разделе «Услуги» пишут: «Организация корпоративных мероприятий. Организация деловых мероприятий. Частные мероприятия» и т.д.
.Узкоспециализированные компании, которые занимаются организацией мероприятий в какой-то одной сфере. Например, существуют компании, занимающиеся организацией деловых мероприятий или свадеб (деление по формату мероприятий), или работают только с FMCG-сектором (по целевой аудитории). Такие компании выбирают точную направленность своей деятельности и прорабатывают только выбранную сферу.
3.Отдельно следует сказать, что немалую нишу занимают также те компании, которые специализируются на некоторых event-услугах, но в определенный момент начинают брать на себя роль полноценной компании по организации мероприятий. Например, некоторые кейтеринговые компании зачастую кроме питания предлагают площадки и выступление «звезд».
.Также не стоит забывать, что среди организаторов мероприятий есть так называемые фрилансеры, которые с удовольствием организуют для вас мероприятие любой сложности. Они тоже занимают некий процент праздничного рынка.
У каждого «вида» организатора есть свои плюсы и минусы. Универсальные компании хороши тем, что у клиента могут быть разного рода мероприятия (от корпоративного Нового Года до ежегодного Форума), и ему, конечно же, удобнее заказывать все мероприятия у одного и того же подрядчика.
Узкоспециализированные агентства зачастую выбирают себе определенную сферу деятельности и достигают в ней серьезных высот, тем более выделиться в качестве «узкого» специалиста значительно проще, нежели в качестве специалиста «широкого профиля».
Фрилансеры всегда будут держаться за клиента как никто другой, они максимально клиентоориентированы, поскольку зачастую определенный клиент – это единственный источник их дохода.
Эксперты надеются, что в обозримом будущем проблема кадрового дефицита праздничной отрасли будет снята с повестки дня, но для этого необходимо активное участие всех заинтересованных сторон – от самих будущих профессионалов и их потенциальных работодателей, до основного звена в этой цепочке – заказчиков. Только совместными усилиями можно добиться того, чтобы данная отрасль в нашей стране стала высоко прибыльным, эффективным и успешным сегментом современной экономики.
Постоянно повышая профессиональный уровень работников можно достичь высокого уровня всей праздничной отрасли. В идеале, в каждом регионе должны быть как минимум курсы по подготовке event-менеджеров, но гораздо лучше – образовательные блоки и программы, обучающие всем деталям отрасли применительно к каждому субъекту Федерации в отдельности. Именно поэтому Национальная Ассоциация Организаторов Мероприятий старается как можно плотнее работать с региональными агентствами и всеми, кто заинтересован в повышении профессионализма кадров event-сферы. Также для улучшения кадровой ситуации в отрасли крайне важно, чтобы наши специалисты могли обмениваться опытом с зарубежными коллегами, ездить на стажировки и реализовывать проекты совместно. Такую задачу ставит перед собой Национальная Ассоциация Организаторов Мероприятий.
Рассматривая дальнейшие перспективы развития праздничной индустрии, эксперты говорят, что наиболее популярными темами специальных мероприятий будут экстримальные виды спорта, зрелищные единоборства и фестивальные шоу на открытом воздухе. Эти виды активности лучше всего отражают темы, интересующие современных людей. С другой стороны, уменьшится количество мероприятий, не предполагающих активность аудитории. Рост индустрии продолжится с еще большим количеством специализированных праздничных агентств.
Наведение порядка в индустрии праздника приведет к закономерным последствиям. Нерентабельные и некреативные агентства будут вытеснены наиболее крупными игроками. Рано или поздно сценарии будут охраняться авторскими правами, что сделает креатив каждого праздничного агентства его защищенным ноу-хау. Фантазия и оригинальность будут еще больше подниматься в цене. Конкуренция открытых технологий позволит стабилизировать положение компаний на данном рынке и начать развиваться в нормальном, цивилизованном русле.
2.Ценностно-смысловая структура праздника
.1 Формы и содержание праздников
Праздник – это выражение мироощущения человека отличное от социально-ролевого восприятия человека. Праздник самый яркий феномен культуры который концентрирует или вбирает в себя высшие человеческие чувства. Утверждает жизненные идеалы, следовательно любому празднику присуща выделенность из будничного потока человека. Праздник всегда состоит оппозиции к будням, реальности, однообразию и обыденности жизненных перспектив человека.
Праздник – день торжества, установленный в честь или память кого-нибудь или чего-нибудь, выходной, не рабочий день, день радости, торжества по какому-нибудь поводу, день игр, развлечений. Праздник можно рассматривать как акт художественной коммуникации, как синтез форм, средств и методов. В празднике сливаются, взаимоусиливая и взаимодополняя друг друга художественные и нехудожественные элементы, профессиональное и самодеятельное искусство, спортивные игры и хореография, музыка и живопись, искусство мультипликации и воинский ритуал, цирк и народный танец.
Формы проведения праздничного мероприятия выбираются в зависимости от его темы и содержания. Однако зачастую рассматриваются такие как:
. Конкурсы – соревнования, имеющие целью отобрать лучших из числа его участников. К данной группе относятся все виды состязаний между командами, в ходе которых выявляется фаворит. Конкурсы могут быть на различные темы, а также могут соединить в себе такие формы, как: викторина, спортивное либо интеллектуальное состязание и т. д.
. Викторина – игра в ответы на вопросы, связанные какой-нибудь одной темой.
. Спортивно-театральные этюды- упражнения в спортивном и театральном мастерстве.
. Спортивные торжества. К ним относятся спартакиада, спортландия, соревнования команд по подвижным играм, различные эстафеты.
. Карнавал (бал-маскарад). Карнавал в исконном значении этого слова, как народное процессия с уличным маскарадом. Здесь он совмещается по значению с балом-маскарадом – балом, на который являются в масках, характерных костюмах. Чаще всего бал-маскарад проводят на Новый год, Хеллоуин. Можно также обыграть данную тему на юбилеях – провести костюмированное шоу в каком-либо стиле.
. Миниатюра – представление репризы в небольшой форме.
. Литературно-музыкальная композиция – зрелищное мероприятие в виде концерта, где перемежаются литературные и музыкальные выступления.
. Фестиваль – публичное празднество, сопровождающееся показом, просмотром различных видов искусства. Основной целью фестиваля является не только выявление победителя, но и предоставление шанса участникам показать свои таланты в той либо другой области.
. КВН – организация по увлечениям. В этом случае в клубе принимают участие несколько команд, которые соревнуются в остроумии.
Не считая перечисленных выше форм, настоящим праздником могут быть проведение различных тематических вечеров, банкетов, пикников, фуршетов и т.д. Основным здесь является подход к подготовке мероприятия творчески и внесении в каждое торжество искры креатива и ощущения радости.
Юбилей – годовщина какого-либо знаменательного события, жизни или деятельности какого-либо лица, обычно исчисляемая в крупных и круглых числах. Юбилей – это не просто праздник. Это подведение жизненных итогов. И, несомненно, у каждого человека есть несколько дат – жизненных рубежей, которые должны оставить отпечаток в его душе, а торжества, связанные с ними – неизгладимые воспоминания.
Особенными во многих странах считаются юбилейные даты — 10, 30, 50 лет. Часто особым образом отмечают 1 год, 18 лет и 21 год. В нашей стране такими датами являются 18, 30, 50, 60 лет. Каждая из них знаменует собой определённый виток на жизненном пути человека: 18 – совершеннолетие, 30 – подведение первых итогов, 50 – главный Юбилей, 60 – подведение всех итогов и достижений.
Есть ещё одна группа юбилеев – это свадебные юбилеи. Здесь существует целая классификация, согласно которой практически каждый год (особенно в первые десятилетия совместной жизни) считается юбилейным. 1 год – ситцевая свадьба, 2 года – бумажная, 3 – кожаная, 5 – деревянная, 6 – чугунная, 7 – медная, 8 – жестяная, 9 – фаянсовая, 10 – розовея, 15 – стеклянная, 20 – фарфоровая, 25 – серебряная, 30 – жемчужная, 35 – полотняная, 40 – рубиновая, 45 – сапфировая, 50 – золотая.55 – изумрудная, 60 – бриллиантовая. 65 – железная и 70 лет – коронная. Семейные юилеи обычно справляются в форме банкета, пикника, фуршета и т.д.
Юбилей фирмы зачастую является одним из важнейших корпоративных праздников, поскольку он наитеснейшим образом связан с каждым сотрудником от самого главного начальника до последнего подчиненного. Поэтому и мероприятие по этому поводу должно быть соответствующим. В данном случае можно использовать такие формы проведения праздников, как развлечения, театрализованные представления, тематические музыкальные вечера, концерт, банкет, фуршет.
Люди относятся к юбилеям неоднозначно. Одни смотрят на них с большой долей скептицизма и предпочитают забывать о них, не выносить свой возраст или сроки совместной жизни на показ. Другие, напротив, видят в празднование юбилея очередную жизненную цель, а сам юбилей рассматривают как начало новой, ещё неизвестной жизни.
2.2 Событие как основа праздничной коммуникации
Праздник как феномен культуры выполняет ее основные функции – в том числе и коммуникативную. Несмотря на существование науки о праздниках (эортологии), единого подхода к описанию и определению праздника пока нет, поэтому следует опираться на перевод терминов, обозначающих праздник (с древнееврейского, греческого, латинского, немецкого, французского, английского языков); статьи в толковых словарях и энциклопедиях; определения в интересах конкретных областей исследования: как социальных и гуманитарных наук (в т.ч. коммуникации), так и практической организации праздника (с творческой и организационной
точки зрения – в т. ч. специалистов по коммуникации).
.Соотнесем существенные элементы классической модели коммуникации с характерными чертами праздника:
.В праздничную коммуникацию вовлечено множество знаковых и символических систем (они служат специфическими языками коммуникации в процессе кодирования и декодировании праздничного сообщения) – место, момент времени, убранство, застолье, ритуалы, игра, ряжение и т.д.
.Социальная функция праздника является его коммуникативной целью.
.Субъекты праздничной коммуникации – не только непосредственные
участники праздника, но и природа и человек, божественное и земное и т.д.
.Праздничное действо наделено глубоким мистическим смыслом, связь церемонии и игры, развлечения аккумулирует и проявляет яркие и, возможно ранее скрытые, эмоции.
.Пространство праздника одновременно служит контекстом и средой
коммуникации.
На сегодняшний день создание праздников становится профессиональной деятельностью, бизнесом, основанным на технологии влияния на групповое и индивидуальное сознание посредством сильных эмоций и совместного переживания радости – события, где каждый находит и поэтому преумножает смысл. Праздник можно рассматривать как вариант социально-коммуникативной технологии со всеми присущими ей характеристиками. Ведь празднование значимых событий (например, юбилея компании) является мощным инструментом и основой праздничной коммуникации, расширению связей с общественностью. Стратегия коммуникации, опирающаяся на какое-либо событие из жизни компании, задуманное и осуществленное ею называется событийной коммуникацией.
Сама идея создания события в целях привлечения массового интереса появилась тысячелетия назад – еще римские правители обнаружили два важнейших рычага управления: хлеб и зрелища. А технологический прием, называемый «организованное событие», обладающий сильным эмоциональным воздействием на целевую аудиторию, сохранил свою актуальность. В истории немало примеров того, как технология событийной коммуникации служила политическим целям.
Современные эксперты предпочитают толковать событийную коммуникацию в самом широком смысле, относя к ее формам самые различные события – и «подлинные» (или «естественные») и «специальные» (или искусственные).
К «подлинным» событиям относятся реально происходящие. Например, выпуск новинки (от товара до услуги), достижение высоких качественных и пр. стандартов; открытие нового производства; юбилей, награждение; в крупных компаниях – серьезные изменения в управлении и т.д.
В качестве «искусственных» событий можно предложить конференции, Дни открытых дверей, передачу пожертвований в благотворительные фонды, конкурсы и соревнования и т.д.
Идеи событийных коммуникаций, как правило, достаточно эффектны и эксклюзивны. Организованное событие должно быть, прежде всего, оригинально по замыслу и исполнению; отвечать ожиданиям, интересам и предпочтениям публики и, разумеется, соответствовать образу компании. Можно сделать вывод, что корпоративные коммуникации развиваются по пути событийной инженерии под воздействием императивов общественных ценностей, характерных для будущей экономической культуры и социального диалога.
В качестве примера можно привести праднование десятилетнего юбилея компании ТТК-Самара, которая специализируется на предоставлении телекоммуникационных услуг. ТТК-Самара активно содействует формированию инфокоммуникационного пространства на территории Приволжского федерального округа, внедряя новые технологии и обеспечивая тем самым комплексные решения телекоммуникационных задач своих клиентов.
За прошедшие 10 лет ТТК-Самара вошел в число наиболее быстро развивающихся операторов связи в Поволжском регионе, предоставляющих все современные телекоммуникационные услуги. С момента основания компания занимается строительством и эксплуатацией волоконно-оптической мультисервисной сети, и на сегодняшний день имеет статус единственного партнера филиала ОАО «РЖД» – Куйбышевской железной дороги по эксплуатации линий связи. С 2001 года ТТК-Самара осуществляет коммерческую деятельность, предоставляя услуги операторам связи и корпоративным клиентам, с 2008 года – работает на розничном рынке связи региона. На протяжении всех 10 лет ТТК-Самара принимает активное участие в общественной и социальной жизни региона.
Мероприятие состоялось в отель «Холидей Инн» и широко освещалось в прессе. Сценарий юбилея компании ТТК-Самара представлен в приложении 1.
Стоит указать, что в ходе празднования юбилея компании ТТК-Самара были особо отмечены и выделены сотрудники данной организации, что позволило значительно поднять корпоративный дух, сплотить команду, принять в коллектив новых сотрудников и наградить за трудовые заслуги передовиков. Так, в ходе мероприятия 87 сотрудников ТТК-Самара отмечены почетными грамотами и благодарственными письмами, и награждены ценными подарками от президента ТТК, генерального директора ТТК-Самара, руководства Куйбышевской железной дороги и Самарской Губернской Думы за личный вклад в развитие компании и регионального телекоммуникационного рынка в целом. Среди них специалисты ТТК-Самара, стоявшие у истоков ее основания: главный бухгалтер, начальник отдела по работе с персоналом, начальник отдела экономики и реестра, главный метролог и другие.
Кроме того, празднование юбилея компании заметно подняло авторитет ТТК-Самара в глазах партнеров и клиентов и сделало хорошую рекламу, вызывает заинтересованность у представителей СМИ. Так, гостями на праздновании юбилея компании были представители акционеров – Куйбышевской железной дороги и компании ТТК, органов власти и муниципального управления, крупнейшие Интернет-провайдеры, ведущие операторы сотовой связи, финансовые институты и структурные подразделения, а также клиенты и партнеры из разных регионов зоны ответственности ТТК-Самара.
Местом для проведения корпоративного праздника был выбран арендованный банкетный зал в отеле «Холидей Инн». Данное помещение было красиво украшено профессиональными декораторами различными фигурами и гирляндами из воздушных шаров, тканями, подсветкой, живыми цветами. Также была организована в праздничном зале выставка фотографий, на которых была представлена продукция фирмы, важные моменты из жизни сотрудников и трудового процесса. Снимки были помещены в рамки, сделаны к фотографиям соответственные официальные или юмористические подписи. На всеобщее обозрение трудового коллектива можно были вынесены награды фирмы, дипломы, газетные и журнальные публикации о работе компании или её сотрудниках.
Юбилей фирмы включал официальную часть, на которой руководители ТТК-Самара подготовили небольшой интересный рассказ о том, как создавалась фирма, и какие этапы она прошла. Главная цель данного рассказа состояла в том, чтобы объединить коллектив, создать корпоративный дух и повысить настроение.
После торжественной официальной части были торжественно вручены присутствующим памятные подарки в честь десятилетия компании, на которых были изображены логотип компании и круглая дата. Также во время празднования юбилея фирмы были награждены грамотами, дипломами, кубками и денежными премиями лучшие сотрудники предприятия. В этой же части празднования юбилея фирмы произошло посвящение новичков в сотрудники фирмы – такое мероприятие способствует формированию корпоративного духа и помогает новичкам быстрее влиться в трудовой коллектив. Данное посвящение было проведено в шуточной игровой форме, что помогло в дальнейшем новым сотрудникам раскрепоститься.
Был устроен аукцион памятных дат и предложено присутствующим назвать важные даты в жизни фирмы. Участник (или команда), правильно назвавший событие, получает призовой бал. Побеждает тот, у кого таких балов окажется наибольше. Данный конкурс прошел достаточно оживленно и увлекательно, т.к. при этом для наглядности использовались фотографии, слайды или видеохроника исторических событий.
Также был организован конкурс ответов и вопросов, который, к тому же, проверил смекалку и сообразительность сотрудников. Участникам конкурса было предложено ответить на вопросы такого типа: «Что делать, когда вы проиграли заработную плату своих подчиненных или деньги на подарок юбиляру в казино?», «Что делать, если вас охрана случайно заперла в офисе на ночь, а телефон не работает?», «Что делать, если ребенок разрисовал часть доклада или презентации, которые утром необходимо представить руководству фирмы или клиентам?», «Что делать, если рядом с вами в лифте застрял генеральный директор фирмы?» и т.п.
Довольно увлекательным конкурсом может оказать игра под названием «Счет в банке». Для этого была использована прозрачная стеклянная банка с запечатанной крышкой и отверстием, в которое во время вечера сотрудники фирмы бросают мелкие купюры и металлические монеты (чем больше – тем лучше). Суть конкурса состоит в том, что его участники визуально изучают содержимое банки и пытаются подсчитать или угадать сумму денег в ней. После того, как каждый из игроков назовет предположительное число, ведущий открывает банку, извлекает деньги и подсчитывает их. Побеждает тот участник, который дал абсолютно правильный (или наиболее точный ответ).
Также была весело обыграна сценка из фильма «Служебный роман», где главная героиня называет все неприятные эпитеты, которыми ее наградили на фирме, а главный герой пытается опровергать их соответственными антонимами. Паре игроков (желательно противоположного пола) надо в быстром темпе смягчить неприятные эпитеты (злой, скупой, хитрый) на более приятные (добрый, щедрый, бесхитростный). Проигрывает тот участник, который не успевает за предложенным темпом или повторяется.
Яркими и запоминающимися были выступления артистов различного жанра (фокусников, акробатов, пародистов), танцевальных коллективов (шоу восточных танцев, цыганских танцев, латинских, карнавальных и т.д.), певцов, сведодиодное шоу, шоу ростовых кукол, шоу мыльных пузырей, караоке шоу, шоколадные фонтаны, шоу двойников, лазерное шоу, запуск салюта и светящихся воздушных шаров в честь компании. Развлекательная программа с участием артистов на протяжении праздника не оставила равнодушным никого из гостей.
В завершение вечера, всех гостей ждал праздничный торт с логотипом компании, который торжественно разрезали руководители ТТК-Самара и поблагодарили всех за искренние поздравления в адрес компании. Благодаря позитивному и дружественному настроению гостей и организаторов праздник подарил всем уверенность в том, что впереди у компании ТТК-Самара – новые цели и задачи, новые достижения и победы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что событие является основой праздничной коммуникации. Например, юбилей позволил объединить и сплотить коллектив предприятия, укрепил корпоративный дух, повысил творческий потенциал работников, а также повысил престиж компании в глазах партнеров и клиентов, позволил заявить о своих успехах и достижениях.
.3 Герои и персонажи праздничного действия
Персонаж – действующее лицо спектакля, кинофильма, книги, игры, праздника и т. п. Персонажем является любое лицо, персона, личность, или сущность, которые существуют в произведении искусства. Персонажи могут быть полностью вымышленными или основанными на реальной, исторической основе. Персонажами могут быть люди, животные, сверхъестественное, мифическое, божественное или персонификации от абстракции.
Под персонажем подчас понимается лишь второстепенное лицо. В этом осмыслении термин персонаж соотносится с суженным значением термина герой – центральным лицом или одним из центральных лиц произведения. На этой почве сложилось и выражение «эпизодический персонаж».
Самым главным героем на праздновании юбилея и любого другого праздника является ведущий вечера. Ведущий корпоративов и праздников проводит игровые программы, занимательные конкурсы и лотереи. Опытный ведущий чувствует общее настроение проводимого мероприятия, и легко овладевает вниманием гостей.
Главный профессиональный навык ведущего заключается в умении «зажечь» аудиторию с помощью искрометного чувства юмора, таланта оратора, находчивости, харизмы, обаяния, яркой индивидуальности и, безусловно, профессиональных навыков, например, таких как вокал, умение играть на различных музыкальных инструментах, импровизация, элементы актерского мастерства, пародии, фокусы, создание различных шоу (танцевальных, светодиодных, лазерных и т.д.). По своей сути идеальный ведущий – это сценарист, актер, режиссер, шоумен, певец, музыкант, танцор в одном лице. Кроме этого в арсенале ведущего должен быть реквизит, необходимый для проведения различных конкурсов (парики, маски, очки, бороды, аква-грим, шляпы и т.д.), а также различные костюмы для конкурсов с переодеваниями.
Диджей на праздник – это тот человек, который отлично разбирается в музыки, знает все современные тенденции и старается их реализовать в своих программах. Как правило, тот, кто заказал диджея, должен заранее согласовать весь сценарий праздника, а сам диджей должен подобрать такую музыку, которая бы соответствовала требованиям и при этом была интересна, весела и развлекательна. Диджей на праздник – это не просто специалист в мире музыки, который должен подобрать уникальное музыкальное сопровождение, но и психолог, который способен прочувствовать настроение всех присутствующих, если нужно – развеселить их, или же наоборот – навеять большей романтики. К тому же, диджей в отличие от тамады, обеспечивает праздник световыми спецэффектами, создавая невероятно веселую и зажигательную обстановку. Например, это может быть лазерная установка, страбоскоп, световая иллюминация, дымовая машина, машина для пускания мыльных пузырей, конфетти-пушка и т.д.
Аниматор – это артист, изображающий каких-либо персонажей на различных мероприятиях. Выполняет задачи сопровождения гостей и их развлечения. Главная задача аниматора – постоянный подогрев интереса к происходящему действию. Основными образами аниматоров бывают клоуны, персонажи известных мультипликационных и художественных фильмов, разбойники, пираты и т. п.
В основном аниматоры работают в сфере рекламы и развлечений. Аниматоры участвуют в различных праздниках: корпоративных вечерах, юбилеях фирм, детских мероприятиях и т. д. Очень востребованы аниматоры и в промоакциях: лотереях, презентациях, рекламных акциях, а также в туристическом бизнесе, на отечественных и зарубежных турбазах и курортах. Здесь обязанности аниматора особенно разнообразны: от проведения различных шоу, вечеров и дискотек до организации спортивных занятий (аэробика, плавание, футбол и т. д.).
В нашем случае на юбилее компании ТТК-Самара аниматоры были в образе Фей хорошего настроения, живых скульптур и также был актер, наряженный в костюм ростовой куклы Медведя, который встречал гостей в холле отеля и показывал им историю компании в фотогалерее.
Также в праздновании юбилея принимали участие звезды российской эстрады – Стас Пьеха и Группа «Рефлекс». Выступление данных артистов наполнило зал позитивом и веселым настроением. Звезды исполнили свои известные хиты и новые песни, что очень порадовало зрителей.
Не оставило равнодушным на празднике зажигательное выступление шоу-балета «Риа Бразилия». Очаровательные девушки с великолепной пластикой и очень красочные костюмы, молниеносная смена номеров в жанре варьете и бразильского карнавала. Все это произвело на собравшихся неизгладимое впечатление.
Также стоит особо отметить завораживающий восточные танцы известной танцовщицы Джуны. Яркие костюмы и оригинальные танцевальные номера с канделябром, с кинжалами, с тростью, с платком, с саблей стали настоящим украшением праздника.
Настоящим подарком для гостей было выступление знаменитого ансамбля русской и цыганской и казачьей песни «Русский стиль». Артисты, наряженные в колоритные, яркие цыганские одежды, исполняли старинные романсы, русские, казачьи и цыганские песни. Артисты также играли на музыкальных инструментах: баяне, гитаре, скрипке, бубне. Глубокий, душевный, сильный голос вокалистки ансамбля в сочетании с ее артистизмом и мастерством никого не оставили равнодушными.
И под финал праздника Верка Сердюлька окончательно зажгла танцпол. Все пустились в пляс и уже не могли остановиться. Верка сердюлька является двойником известного всем Андря Данилко и его образа Верки Сердючки. Непревзойденный двойник знаменитой Верки Сердючки подтверждает тот факт, что копия может быть не хуже, а даже лучше оригинала. Внешнее и голосовое сходство киевского актера пародийного жанра с самой популярной «Веркой» на нашей эстраде поразительно. В программу артиста входит: песни, шутки, поздравления, конкурсы, тосты, необходимые реквизиты, костюмы на каждый музыкальный номер.
В завершение вечера было выступление светодиодного и лазерного шоу профессиональных артистов театра огня «Адреналин». Световое шоу «Адреналин» – это абсолютно новое слово на рынке шоу-программ. Единственное профессиональное светодиодное шоу в Самаре. Яркие светящиеся в ультрафиолете футуристические костюмы, а так же сияющие инструменты (уникальный шоу-реквизит с вмонтированным ультра ярким источником света) произвели впечатление на всех зрителей явились изящным штрихом финала вечера.
2.4 Выразительные средства праздника
Выразительное средство представляет собой инструмент воздействия на массу. Режиссер пользуется различными средствами. Силин выделил три группы выразительных средств:
традиционные (так как используются в режиссуре с давнего времени): слово, музыка, свет, хореография, пластика, изобразительное искусство, киноискусство, цирк, декоративные средства (живопись, скульптура, архитектура, художественное и документальное кино).
специфические выразительные средства: использование воды, огня, пиротехники, лазера, достижений науки и техники, использование животных и птиц, использование элементов спорта.
иносказательные средства: символ, метафора, аллегория.
Символ – определенный знак, понятный всем, многозначная форма, которая кроме собственного первоначального значения исторически стала означать и иные явления (алтарь – престол, потом символ близости к богу).
Метафора – в основе принцип сравнения на основании общего признака. Существует три типа метафор: метафора сравнения – прямое сопоставление; метафора загадка – в которых объект замещен другим объектом; метафоры, в которых объекту приписываются средства других предметов. Бывают метафоры оформления, метафоры пантомимы, метафоры мизансцены, метафоры в актерской игре.
Аллегория – иносказание, изображение отвлеченной идеи посредством конкретного отчетливо представляемого образа. В режиссуре предполагает двуплановость. Первый план – художественный образ. Второй – иносказательный, определяемый знанием ситуации, исторической обстановкой.
В руках режиссера праздничного мероприятия, в т.ч. и юбилея имеются следующие средства: актерское мастерство, мизансцена, темпо-ритм, атмосфера, композиция, звуко-музыкальное и световое оформление.
Актерское мастерство – это искусство перевоплощения, которое постигается путем обучения и кропотливой работы по развитию актёрских навыков и умений. Актерское искусство помогает создавать сценические образы (роли) в театральные и другие зрелищные представления. Рабочие инструменты актера – это его психофизические данные: тело; пластика; моторика; голосовые данные (дикция, связки, дыхательный аппарат); музыкальный слух; чувство ритма; эмоциональность; наблюдательность; память; воображение; эрудиция; скорость реакции и т.д. Актёр также прибегает к помощи грима, костюма, маски и т.д.
Мизансцена – расположение на сцене действующих лиц, декораций. Одно из важнейших средств образного выявления внутреннего содержания пьесы, мизансцена представляет собой существенный компонент режиссёрского замысла праздника. Основные мизансцены бывают следующих видов: плоскотные, симметричные, ассиметричные, фронтальные и диагональные, хаотические и ритмические, круговые, спиральные, полуциркульные, шахматные, оригинальные, переходные и др.
Темпо-ритм (степень скорости исполняемого действия, ритм – интенсивность, размеренность совершаемого действия). Темпо-ритм праздника – это динамическая характеристика его пластической композиции. Ритм и темп связаны между собой, поскольку характеризуют одну элементную единицу действия, взятого на протяжении одной элементной единицы сценического времени. Ритм определяет собой темп, но изменения темпа (при сохранении структуры ритмической единицы) влекут за собой изменения в характере ритма. Поэтому оба явления практически существуют одновременно, составляя вместе единое понятие темпо – ритма.
Атмосфера (музыка, метроном, чувства, эмоции). Атмосфера – это эмоциональная окраска, непременно присутствующая в решении каждого момента спектакля. Верно найденная атмосфера и точно решенные средства ее выражения в спектакле – всегда плод соединения творческих усилий режиссера, актера и художника. Атмосфера должна выразить всё: идею спектакля, ритмы сценической жизни, образы героев, их взаимоотношения. Создание сценической атмосферы помогает добиться стилевого единства. Атмосфера наряду с другими выразительными средствами способствует созданию целостного образа спектакля.
Композиция – это явление считается актуальным для всех видов искусств. Под ней понимают – соответствие долей художественного творения. Драматургическая композиция может быть определена как метод, который помогает упорядочивать драматическое произведение, как организация действия в пространстве и во времени. Определений может быть много, но в них мы встречаем два различных по своей сути подхода. Один рассматривает соответствие долей литературного текста, другой – непосредственно склад событий, действий персонажей.
Звуко-музыкальное оформление является одним из самых эффективных выразительных средств праздника. От подобранной музыкальной композиции в той либо другой зоне праздничного мероприятия напрямую зависит атмосфера, темпо-ритм и оригинальность торжества в целом. В работе по музыкальному оформлению праздника следует обозначить последующие этапы: режиссерский замысел музыкального оформления; творение уникальной музыки либо отбор готовых музыкальных номеров; репетиционная работа по введению музыки в спектакль; управление музыкой во время спектакля.
Световое оформление – одно из главных художественно-постановочных средств праздника. Свет способствует воспроизведению пространства и обстановки действа, перспективы, формированию необходимого настроения и т. д. Огромную роль в оформлении праздника имеет световая проекция. С её помощью формируются разные динамичные проекционные эффекты (облака, волны, дождь, падающий снег, пламя, взрывы, вспышки, летающие птицы, самолеты, плывущие корабли и пр.) либо статичные изображения (т.н. светопроекционные декорации). Применение световой проекции очень расширяет роль света на празднике и обогащает его художественные способности. Порой используется еще и кинопроекция.
Заключение
В заключение вышеизложенного можно сказать, что праздник делает нашу жизнь более веселой, яркой, событие, которое наполнило нас чувством гордости и радости. Т.е. этот миг должен приносить удовольствие всем, друзьям, родным, близким.
Торжественные события могут быть связаны как с исторической датой, так и происходящими моментами нашей жизни в данный момент. Как правило, праздники не обходятся без подарков, пожеланий и игр.
Как ни странно, но корни праздника тесно переплетаются с магией и ритуалами. Праздники появились достаточно давно, еще в древности, и выполняли несколько основных функций – эстетическую, нравственную, развлекательную. Праздник играл роль расслабляющего катализатора, который сменяет серые будни и позволяет почувствовать свободу и раскрепощение.
В ходе исследования нами были исследованы историко-культурные особенности юбилейного торжества. Юбилей – это торжественное событие, оканчивающиеся круглой датой, на цифры «0» и «5». Обычно повод для Юбилея служат такие праздники как: день рождения, дата свадьбы, годовщина начала трудовой деятельности, годовщина образования чего либо.
В качестве примера проведения юбилея нами было изучено проведение десятилетнего торжества ТТК-Самара. Празднование корпоративного юбилея помогает укреплению корпоративного духа, единству и стабильности компании. Кроме того, данное торжественное мероприятие широко освещается в СМИ, что способствует созданию положительного образа фирмы и дополнительной рекламе. Юбилей компании – это хороший повод оглянуться на сделанное, подвести итоги, озвучить планы на будущее, отметить заслуги лучших сотрудников, закрепить партнерские и деловые связи.
Список использованной литературы
Бахтина Н. История возникновения праздников. М.: Эксмо, 2010. – 152 с.
Болотов Г.П. Сценарии спортивно-театрализованных праздников. Книга 1. М.: Школьная Пресса, 2009. – 159 с.
Брусов С.В. Специфика социальных технологий и их использование в сфере культуры и досуга. М.: Юнити-Дана, 2011. – 250 с.
Бутаев О. 1000 шпаргалок для тамады на свадьбы, юбилеи и корпоративные вечеринки. М.: Велби, 2012. – 352 с.
Воробьева И. В. Социально-культурная деятельность : учеб.-метод. комплекс. Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – 106 с.
Горшков А. Настольная книга супертамады. Свадьба, юбилей, корпоративная вечеринка, выпускной вечер. М.: Центрполиграф, 2013. – 320 с.
Жаркова Л.С. Организация деятельности учреждений культуры: Учебник. – М.: МГУКИ, 2010. – 175 с.
Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. М.: Просвещение, 2009. – 125 с.
Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М.: МГУКИ, 2010. – 320 с.
Культурно-досуговая деятельность: Учебник /Под науч. ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. – М.: МГУК, 2012. – 254 с.
Куропаткаина М.В. Свадьбы, праздники, дни рождения, юбилеи. М.: Книга по Требованию, 2010. – 189 с.
Кугач А., Тутыгина С. Празднуем круглую дату. Юбилеи и годовщины свадьбы. М.: Академия Развития, 2011. – 192 с.
Литовкин Е.В. Социально-культурная деятельность в контексте современного исторического знания // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2013. ‑ № 1. – С. 102-113.
Рафеенко В.В. Как стать душой компании. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 448 с.
Строков К.А. Современные технологии подготовки специалистов художественно-творческого профиля к этнокультурной деятельности: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ТТУ им. Г.Р. Державина, 2010. – 78 с.
Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / под ред. Е. И. Григорьевой. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина 2012. – 504 с.
Тульчинский, Г. Л. Менеджмент специальных событий в сфере культуры: учеб. пособие. СПб.: Планета музыки, 2010. – 384 с.
Туманов И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. М.: Эксмо, 2011. – 186 с.
Филипп Стил. Праздники. М.: АСТ, Астрель, 2012. – 48 с.
Черняк Ю.М. Режиссура праздников и зрелищ. М.: ТетраСистемс, 2009. – 356 с.
Шароев А.Г. Режиссура эстрады и театрализованных представлений. М.: Омега-Л, 2009. – 136.
Приложение 1
Сценарий празднования юбилея ТТК-Самара
Гостей на площадке у отеля встречают стильные персонажи праздника – милые и добродушные Феи хорошего настроения. Они дарят гостям сувенир праздника – памятный значок с логотипом компании, которые прикалываются на лацкан костюма. Играет музыка. Вход на аллею, ведущую к месту проведения банкета, перекрыт занавесом из цветных гелиевых шаров, на котором читается латинская цифра «X». Гостей, подошедших к завесе из шаров, встречает ведущий праздника. Он говорит приветственные слова, и предоставляет слово для торжественного открытия праздника руководителям компании. После нескольких торжественных слов каждому из приглашенных, руководители фирмы разрезают символическую красную ленточку, завеса взмывает в небо, открыв путь в мир торжества веселых эмоций. Все выпивают по бокалу шампанского. Празднование юбилея организации начинается.
Шуточная анкета «Фирменное настроение». На корпоративном празднике хорошо представить итоги работы фирмы. Успехи в бизнесе лучше кратко демонстрировать наглядными диаграммами, говоря больше о положительных, радостных моментах. Отчетом о внутренних делах фирмы (шуточным, но заставляющем задуматься руководство) будет демонстрация общих результатов анкетирования всех сотрудников. Проводить анкетирование желательно за одну-две недели до начала корпоративного праздника. Анкетирование должно быть анонимным.
Что на работе для Вас важнее всего? – Деньги; Улыбка начальника; Интернет; Фото на доске почета; Карьерная лестница; Возможность стать лучше; Корпоративные праздники, подарки и премии.
Ваше отношение к руководству фирмы? – Безразличное; Почтительное; Уважительное, но от критики недостатков не откажусь; Основанное на страхе потерять работу;
А кто у нас директор? Какая фраза точнее всего характеризует Ваше пребывание в стенах фирмы? – Тише едешь, дальше будешь; Моя хата с краю; «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…»; И швец, и жнец, и на дуде игрец; «Делай деньги. Делай деньги – остальное все дре-бе-бе-день»; «Главное не человек, а его карьера».
Среднестатистический «Портрет фирмы». Еще одно шуточное изучение «лица фирмы». За неделю до начала корпоративного праздника каждый сотрудник выполняет следующие задания.
Задание 1. Заполните анкету: ваш рост; вес; возраст; количество детей; сколько раз вы вступали в брак; сколько комнат в квартире, в которой вы живете; сколько лет (месяцев) вы работаете в нашей организации; размер Вашей заработной платы.
Задание 2. Нарисуйте свой портрет, используя следующие геометрические фигуры: треугольник; квадрат; круг; зигзаг.
Задание 3. Напишите короткий (не более 50 слов) рассказ о себе.
Листки с выполненными заданиями обрабатываются и оформляются следующим образом: подсчитываются средние данные роста, веса, комнат в квартире и т.д.; подсчитывается процентное соотношение всех геометрических фигур во всех рисунках; рисуется усредненный портрет сотрудника из фигур в соответствии с полученным соотношением фигур.
Например, если соотношение фигур получилось следующим: 70% – треугольников, 20% – квадратов, и 10% кругов, обобщенная фигура может выглядеть так:
Рядом с фигурой с одной стороны пишутся полученные усредненные параметры роста, веса и т.д. С другой стороны дается расшифровка значений всех геометрических фигур и вывод для общего портрета. Краткая психологическая характеристика основных форм личности.
Треугольник. Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в нем свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Они – энергичные, сильные личности.
Квадрат. Если вашей основной фигурой оказался Квадрат, то вы – неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющие добиваться завершения работ – вот основные качества истинных Квадратов.
Круг. Круг – это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован, прежде всего, в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга – люди. Круг – самая доброжелательная из всех пяти форм.
Зигзаг. Эта фигура символизирует креативность, творчество хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если вы твердо выбрали Зигзаг в качестве основной формы, то вы, скорее всего истенный мыслитель, инакомыслящий.
Обобщенный портрет «лица фирмы». В общей фигуре получилось 70% – треугольников, 20% – квадратов и 10% – кругов. Это значит, что в нашем коллективе большинство – это сильные, энергичные люди. Однако беда в том, что «сильные личности» могут соперничать и конкурировать между собой. Дорогие Круги, вся надежда на Вас! Хоть вы и в меньшинстве не дайте взыграть честолюбивым амбициям большинства! Вы способны «склеивать» и стабилизировать любые конфликтные бреши в нашем коллективе, а трудолюбивые Квадраты все «разложат по полочкам» и идеально организуют нашу жизнь!
Аллея славы. Воспоминания и планы на будущее. Взору вступившим на ковровую дорожку участникам торжества, открывается аллея, превращенная в галерею, символизирующую трудовой, пятнадцатилетний путь ТТК-Самара. По обеим сторонам дорожки колышутся на невидимых лесках гелиевые шары, отмеряющих трудовые дни, недели и месяцы. Расставленные горящие факелы как вехи, отмеряющие года. По бокам аллеи стоят живые скульптуры. У них в руках гигантские сачки, которыми они ловят ветер. Они осыпают гостей серпантиновыми лентами и конфетти, пускают мыльные пузыри различного размера (в т.ч. и гигантские). Танцуют, улыбаются и создают атмосферу праздника. Ведущий просит остановиться процессию, чтобы фотограф и видео-оператор смогли запечатлеть всех вместе на память в окружении с фантастическими скульптурами. По завершении съемки, оживленно обмениваясь впечатлениями и с хорошим настроением, гости и сотрудники компании заходят в холл, где их встречает ростовая кукла Медведь в майке с логотипом фирмы. Медведь предлагает гостям ознакомиться с историей фирмы.
На стене в холле собрана выставка фотографий сотрудников, продукции фирмы, важных моментов из жизни фирмы. Такой галереей можно занять целую стену зала или холл. Также на всеобщее обозрение вывешены дипломы, награды фирмы и газетные публикации, имеющие отношение к истории фирмы. Завершив переход, вступают идут в зал, где и рассаживаются за роскошно накрытыми банкетными столами.
Официальная часть «От имени и по поручению». Короткий интересный рассказ об основании фирмы или возникновении вида деятельности, являющегося основным для данной организации. Рассказ может включать короткие смешные истории, рассказанные сторожилами организации.
Вручение памятных подарков. После поздравительных речей всем присутствующим вручаются подарки, а лучшим специалистам – грамоты, дипломы, кубки, денежные призы и т.д.
Музыкальное поздравление от звезды российской эстрады – Стас Пьеха (2-3 песни).
Банкет.
Аукцион памятных дат. Ведущий корпоративного праздника предлагает присутствующим перечислять памятные в жизни фирмы события. Тот участник (команда), который называет очередное событие, получает призовое очко. Для наглядности гостям показываются фотографии, видеохроники или слайды. После этого подводятся итоги конкурсов, и победители получают призы.
Выступление звезд российской эстрады – группа «Рефлекс» (2-3 песни).
«Фирменное блюдо». Изюминкой банкета может стать специальное «фирменное блюдо» (любое блюдо или напиток, каким-либо образом связанное с деятельностью фирмы). Можно заранее объявить конкурс между сотрудниками на фирменное блюдо. Например – Фирменный салат: Плавленый сыр «Дружба» (способствует сплочению коллектива) нужно мелко натереть и смешать с чесноком (защищает от вредных клиентов). Орехами (стимулируют деятельность мозга), лимонным соком (освежает восприятие информации). Добавленная в салат морковь поможет восстановить зрение, утраченное за компьютером. Салат вызовет дополнительные приятные эмоции, если добавить в него побольше зелени.
Выступление шоу-балета «Риа Бразилия».
Посвящение в сотрудники фирмы. Еще одно мероприятие, способствующие формированию корпоративного духа – традиционное ежегодное посвящение в сотрудники фирмы тех, кто недавно поступил на работу в эту организацию. Посвящение состоит из трех этапов – испытание деловых способностей, клятвы верности организации и вручения шуточных свидетельств о принятии в штат.
.Испытание деловых способностей. Всем сотрудникам, поступившим на работу в течение последнего года, предлагается пройти испытания. Победители каждого испытания могут награждаться призами.
Текст из слов. Каждый участник получает газету, лист бумаги, ножницы и клеящий карандаш. Задача участников – вырезать из газеты слова и составить ин них текст по образцу. В качестве образца можно взять рекламу данной фирмы или фразу из фирменного буклета.
Супер-работник. Участников просят переписать небольшой текст, одновременно с этим отвечаю (по очереди) на вопросы ведущего. Вопросы могут быть анкетного характера (фамилия, имя, отчество, дата рождения и т.п.). Тот участник, который, несмотря на помехи, успеет переписать за время конкурса больше слов текста без ошибок, получает приз.
Что делать, если… Участникам предлагаются затруднительные ситуации, связанные с их работой, в которых им необходимо найти оригинальный выход.
Примеры ситуаций: Что делать, если вы проиграли зарплату своих подчиненных или общественные деньги в казино? Что делать, если вас случайно заперли в офисе поздно вечером? Что делать, если ваша собака съела важную отчетность, которую вы должны утром представить директору? Что делать, если вы застряли в лифте с генеральным директором вашей фирмы? Что делать, если вы случайно опрокинули чашку кофе на стол директора с важными бумагами?
.Фирменная «Клятва». После испытаний участники получают листки с шуточной клятвой на верность фирме. Пример клятвы: «Клянусь пред Богом богов – Зевсом, его женой Герой, Богом торговли Гермесом и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующие обязательства:
Почитать научившего меня искусству менеджмента наравне с родителем и полученные знания безвозмездно передавать другим.
Воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости клиенту, направлять режим работы к выгоде фирмы сообразно с моими силами и моим разумением.
Чисто и непорочно проводить свою жизнь и свое искусство.
В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы фирмы, будучи далек от всего намеренного, несправедливого и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами.
Что бы я ни увидел или услышал касательно жизни людской и дел фирмы из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи коммерческой тайной.
Я не дам никому просимого у меня пагубного средства для дел фирмы и не покажу пути для подобного замысла.
.Вручение свидетельства. После произнесения клятвы новые сотрудники получают удостоверения (свидетельства), что они действительно являются сотрудниками данной организации, Всем сотрудникам можно приколоть значки с эмблемой фирмы (лучшие всего, если это сделает сам директор компании) и вручит сувениры (блокноты, ручки календари) с символикой фирмы. В качестве подарка на посвящение можно заказать для каждого нового сотрудника визитные карточки с его именем и координатами.
Выступление восточной танцовщицы Джуны.
Музыкальная пауза. Гости и сотрудники выходят танцевать.
Счет в банке. Конкурс можно проводить как среди руководства фирмы, так и между всеми желающими. Для конкурса необходима стеклянная банка, наполненная металлическими и бумажными деньгами и запечатанная (чтобы у участников не возникало соблазна открыть банку, можно запечатать ее консервной крышкой). Участники по очереди изучают содержимое банки, стараясь посчитать или угадать сумму денег, которые в ней находятся. После того как каждый желающий назвал свой вариант суммы, банка раскрывается и содержащиеся в ней деньги пересчитываются. Участник, давший абсолютно правильный или наиболее точный (в зависимости от начальных условий конкурса) ответ, получает приз.
Выступление ансамбля русской и цыганской и казачьей песни «Русский стиль»
Комплименты-антонимы. Основой для этой игры послужила сцена из замечательного фильма «Служебный роман». Героиня, которую играет Алиса Фрейндлих, перечисляет все неприятные эпитеты, которыми ее наградил в начале истории герой Мягкова. Он пытается опровергать ее, подбирая антонимы – комплементы к каждому названному ей слову (не всегда удачно).
Паре игроков, желательно разного пола, предлагается повторить эту сцену. Один из участников в быстром темпе называет различные неприятные эпитеты (злой, хитрый, жадный). Другой игрок пытается придумать к каждому этому эпитету приятные антонимы (добрый, бесхитростный, щедрый). Если второй игрок ошибется или допустит слишком большую паузу в игре, он проигрывает и участники меняются ролями.
Выступление светодиодного и лазерного шоу театра огня «Адреналин».
Торжественное внесение огромного юбилейного торта с логотипом компании и свечами, который торжественно разрезали руководители ТТК-Самара и поблагодарили всех за искренние поздравления в адрес компании.
Свободная танцевальная часть.
И под финал праздника выступление Верки Сердюлька, чтобы окончательно зажечь зал. А затем гости приглашаются на улицу для торжественного запуска светящихся воздушных шаров и салюта в честь юбилея компании. Звучат фанфары. На экране начинается обратный отчет, звучит залп и вспыхивают пиротехническими огнями гигантские латинские цифры «X». Пиротехник поджигает факелы и вот уже вся цифра полыхает огнем – гигантским факелом. Ведущий юморит по поводу происходящего: «С каким огоньком надо работать, все эти 10 лет, чтобы все так быстро сгорело». Звучат 10 залпов, через каждые 10 секунд.
Окончание вечера.
Руководство благодарит всех присутствующих за поздравления и приглашает на последний танец в честь окончания вечера. Танец танцуется с зажженными свечами. В зале приглушается свет. Включается лазер, дым-машина и машина мыльных пузырей. По окончании музыки все гости расходятся.