- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 21,01 kb
В тени пирамид и храмов
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №57 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла"
В тени пирамид и храмов
Исполнитель:
Семенов Михаил Дмитриевич
ученик 11 класса "А"
Руководитель:
Родюкова Ольга Викторовна
учитель МХК
Новоуральский городской округ 2011
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПИРАМИДЫ
.1Пирамиды в Египте
.2Пирамиды в Мезоамерике
.3Сходства и различия в архитектуре пирамид
ГЛАВА II. ХРАМОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ
.1 Храмовые комплексы в Египте
.2 Храмовые комплексы в Южной Америке
.3 Сходства и различия в архитектуре храмов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
"Ещё задолго до того, как появились античные шедевры … человечество восхищалось прекрасными образцами, созданными другими людьми и другими цивилизациями. Сооружения древнего Египта на много веков старше греческих…
Глядя на величественные руины этих совершенных творений искусства, соединявших величие масс с изяществом и точностью деталей, можно представить себе, какое восхищение они вызывали у греков…" (Любимов, с. 9)
Так в статье "Вариации прекрасного" писал великий французский живописец Эжен Делакруа. Но тогда еще не знали о существовании древних цивилизаций Южной Америки, культура которых не менее восхитительна, чем египетская.
Пирамиды – самые грандиозные сооружения, воздвигнутые человечеством за всю историю существования, затерявшуюся во мраке времён. По всей Земле, как будто по единому плану и точнейшим расчётам, практически одновременно, были сооружены грандиозные строения пирамид и храмов, призванные обеспечить существование будущих цивилизаций.
Места нахождения пирамид и храмов издавна являлись местами рождения и существования наиболее великих Божественных культов Земли. Во все века люди преклонялись перед пирамидами, особая энергетика мест их расположения привлекала людей, мистические культы, проводимые в пирамидах, делали эти места священными.
Пирамиды Древнего Египта и Мезоамерики в своих идеальных формах и кристаллической ясности стояли на переходе из одного мира в другой. Об ориентации пирамид на небесные светила свидетельствует направление их по сторонам света, хотя компас ещё не был известен.
Местом поклонения великим Богам в Древних цивилизациях Египта и Месоамерики были храмы. Храмы различались по устройству и оформлению, но назначение было одинаковым – поклонение богам.
Сегодня в различной литературе, с экранов телевизоров много рассказывают о загадках, которые таят пирамиды и храмы Египта и Месоамерики. Нам стало интересно, чем похожи и различны две древние и таинственные культуры, существовавшие примерно в одно время.
Цель данной работы: сравнить архитектурные сооружения Месоамерики и Древнего Египта.
Задачи:
.Описать и проанализировать архитектуру пирамид Месоамерики и Древнего Египта.
.Описать и проанализировать архитектуру храмовых комплексов Мезоамерики и Древнего Египта.
.Сравнить пирамиды и храмовые комплексы.
Методы:
·Сбор, анализ и систематизация литературы по данной теме;
·Составление электронного представления работы;
·Составление Web-сайта "В тени пирамид и храмов …"
В основе данной работы лежит исследование Мануэля Галича "История доколумбовой Америки", в которой анализируется развитие архитектуры Древней Южной Америки, даётся описание наиболее известных пирамид и храмов древнейшей цивилизации.
В исследовании Л. Любимого "Искусство древнего мира" в увлекательной форме рассказывается об истории искусства древнего мира (Египет) во всём многообразии различных художественных памятников, созданных зодчими, скульпторами, живописцами, резчиками по камню, ювелирами. В анализе произведений искусств раскрывается непреходящая художественная ценность наследия далёких эпох.
ГЛАВА I. ПИРАМИДЫ
1.1Пирамиды в Египте
Северная Африка почти непригодна для жизни, но именно здесь возникла одна из величайших цивилизаций в истории человечества – египетская. Основой этой цивилизации был Нил, несущий свои воды от Эфиопского нагорья и Центральной Африки к Средиземному морю. Благодаря великой реке Египет ещё в III тысячелетии до н. э. превратился в процветающее государство Восточного Средиземноморья и оставался таковым вплоть до римского завоевания в 30 г. до н. э.
Тёплый климат Египта и плодородная почва долины Нила предопределили бурное развитие земледелия. Особенности культуры и мировоззрения египтян во многом обязаны Нилу. Их картина мира, в отличие от большинства других народов, была ориентирована не на север, а на юг, к истокам реки.
Не меньшие различия и строгая иерархия сохранялись в Египте и после смерти человека, ведь смерть представлялась египтянам продолжением земного существования. Умерший человек, считали они, имеет те же потребности и желания, что и живущий. Гробницу, "дом вечности", обустраивали так, чтобы там всего оказалось в достатке. Для будущего воскрешения человека было необходимо сохранить его тело, т. е. мумифицировать.
Общение живых с покойными происходило не только во время жертвоприношений и молитв, но и в виде письменных обращений к умершим с различными жалобами и просьбами. Возможность вмешательства мертвых в дела живых считалась делом обыденным. Существовала твердая вера в то, что умерший может помочь в несчастье или навлечь бедствия. Покойных просили выиграть судебное дело, исцелить больного, даровать потомство. Последнее было особенно важно для поддержания заупокойного культа. Человек желал после смерти сохранить возможность бывать на земле и находиться среди людей. Специальные тексты должны были способствовать ему в этом и обеспечить "выход днем" из гробницы.
Об отношении египтян к смерти многое мог рассказать Праздник долины. В этот день родственники приходили к гробнице и торжественно поминали покойного. Египтяне не считали смерть событием "окончательным" и на празднестве веселились.
Из гробниц рядовых жителей, вельмож и сановников возникали целые "города мёртвых" – некрополи. Приблизительно в XXX веке до н. э. фараоном I династии Нармером, или Менесом, были объединены в единое государство Северный и Южный Египет со столицей в Мемфисе. Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считается сыном бога Ра, продиктовало и основной тип архитектурного сооружения – гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности. Первоначально захоронения производились в гробницах, состоящих из подземной части, где стоял саркофаг с мумией, и массивной надземной постройки – мастабы, что на арабском означает "скамья", "лавка". Прямоугольные в плане, мастабы напоминали жилой дом усопшего. Они имели слегка наклонные стены, сплошной карниз на крыше. С восточной стороны находилась ложная дверь, в нише которой приносились жертвы.
Сначала мастабы делались монолитными, своеобразными надгробиями, затем появились "пустые" мастабы. В подобной гробнице помещения повторяли те, которые находились в доме покойного, т. е. комнаты членов его семьи. Как простые мастабы напоминали дома рядовых граждан, так и гробницы фараонов были копиями их дворцов.
В мастаба оставляли изделия бытового и культового назначения, сосуды с зерном, изделия из золота, серебра, драгоценных камней, слоновой кости, черного эбенового дерева, фигурки ушебти.
Одной из основных задач при постройке гробниц фараонов являлась задача произвести впечатление подавляющей мощи и величия. Но увеличение надземной части мастабы не давало нужного эффекта. Этот эффект был получен, когда смогли увеличить надземную часть здания в высоту по диагонали. Так возникли знаменитые египетские пирамиды.
Пирамиды являются "визитной карточкой" Египта. Их сохранилось около сотни больших и маленьких, ступенчатых и с гладкими боками, дошедших до нас почти в неизменном виде и больше похожих на бесформенную груду камней. Они расположены вдоль левого, западного берега Нила небольшими группами, неподалеку от того места, где в эпоху Древнего царства находилась столица страны – Мемфис.
Первой пирамидой была Ступенчатая пирамида фараона Джосера в Саккаре, фараона III династии. Она состояла из семи ступеней, каждая последующая из которых была меньше предыдущей. Вход в пирамиду располагался с северной стороны. Под основанием в скалистом грунте были высечены подземные кулуары и шахта, на дне которой помещалась погребальная камера с мумией фараона.
Египетские некрополи всегда располагались на западном берегу Нила, который египтяне отдали "вечности", на границе орошаемых земель и мертвой Ливийской пустыни, на границе жизни и смерти.
Фараоны IV династии избрали для своих погребений место недалеко от Саккары, на окраине Каира, на кромке пустынного плато Гиза, нависшего над зеленой долиной Нила. Там были возведены три великие классические пирамиды фараонов Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура), сложенные из гигантских блоков известняка, средним весом 2,5 тонны и держащиеся силой собственной тяжести.
Каждая пирамида является частью архитектурного ансамбля, включающего маленькие пирамидки цариц и заупокойный храм, примыкавший к пирамиде с восточной стороны. Заупокойный храм соединялся крытым каменным проходом с нижним заупокойным храмом в долине, строившимся там, куда доходили воды нильских разливов. Являясь входом ко всему комплексу, храм был богато декорирован изнутри четырёхгранными гранитными колоннами по центру и многочисленными статуями фараона вдоль стен.
Нередко рядом с нижним заупокойным храмом помещали сфинкса, воплощавшего в себе сверхчеловеческую сущность фараона и охраняющего вход в царство мёртвых.
Так же, близ верхних заупокойных храмов оставляли солнечную лодку, чтобы воскресший фараон смог поплыть по небу в его восточную часть к богу Ра.
.2 Пирамиды в Мезоамерике
В другой стороне света, на другом континенте существовала цивилизация такая же грандиозная и величественная как Египет, создавшая не менее грандиозные и внушительные по своим размерам пирамиды, – это Латино- и Мезоамериканские цивилизации.
Древнейшая и самая развитая цивилизация американского континента возникла в Мезоамерике – на огромном перешейке, связывающем Америку Северную и Южную. В течение веков здесь, на территории нынешних Мексики, Гватемалы, Гондураса, Сальвадора, сменяли друг друга народы и государства, наследуя, немалые достижения друг друга. Высокая культура индейцев Мезоамерики просуществовала более двух с половиной тысяч лет, породив выдающиеся памятники искусства и письменности, оставив богатую память о себе.
В отличие от других земель Америки в Южной Мексике примерно в одно и то же время появились все три основных признака цивилизации. Начали возводиться города, возникли письменность и первые памятники монументального искусства – пирамиды, храмы. Произошло это около 1200 г. до н. э. на южном побережье Мексиканского залива.
У народов этого времени уже существовали сложные погребальные обряды, о чем свидетельствуют дошедшие до наших дней захоронения. Случалось, что погребение сопровождалось и человеческими жертвоприношениями.
Известно индейцам было и искусство мумификации. Во всяком случае, индейцы народностей Южной Америки еще за две тысячи лет до появления первых мумий в Древнем Египте овладели искусством мумификации, хотя и отличным от древнеегипетского.
Для древней архитектуры Центральной Америки были характерны два типа сооружений: первый из них относится к пирамидам, а второй – к храмам. Первый представляет собой ступенчатую пирамиду с усеченной вершиной, на которой находился небольшой храм с одним или двумя внутренними помещениями. От подножия пирамиды к двери храма обычно шла длинная широкая лестница. У больших пирамид такие лестницы располагались по всем четырем сторонам. Лестницы эти тянулись непрерывно от основания к вершине, либо (если уступы пирамиды были немногочисленными и очень высокими) они велись с уступа на уступ. По форме такой тип пирамидальных сооружений был наиболее близок к вавилонскому зиккурату.
Характерным образцом строения первого типа может служить Храм Солнца в городе майя Паленке, построенный во второй половине VII в. н. э. Он воздвигнут на невысокой пирамиде, сложенной из пяти уступов-этажей. Сам храм, расположенный на усеченной верхушке пирамиды, представляет собой продолговатое небольших размеров здание со средней продольной стеной. К торцовым стенам примыкают два узких отрезка фасадной стены, а между ними находятся еще два прямоугольных столба. Таким образом, из первого, выходящего на фасад помещения, образовано нечто вроде портика. Продольная стена прорезана тремя дверьми, во втором помещении в центре находилось маленькое святилище, перекрытое бревенчатым накатом. На задней стене его помещен барельеф, изображающий маску бога солнца, подвешенную на двух скрещенных копьях, около которой в позе поклонения находятся две человеческие фигуры.
На плоской крыше храма возвышался кровельный гребень, достигавший здесь, как и в других постройках, майя, значительной высоты. Он не имел никакого конструктивного значения и служил лишь для увеличения общей высоты здания. Гребень этот, состоящий из двух сходящихся наверху под острым углом стен с многочисленными окноподобными отверстиями, был покрыт богатым геометрическим орнаментом, в центре которого находилось изображение мифологического фантастического существа.
Уравновешенность частей, простота и благородство очертаний, сдержанное употребление орнамента делают Храм Солнца одним из наиболее выразительных и впечатляющих памятников архитектуры майя. Другие храмы Паленке близки по плану Храму Солнца и отличаются от него лишь незначительными деталями и более богатой орнаментацией фасадов.
Пирамида Луны – второе по размеру строение после пирамиды Солнца в городе Теотиуакан. Одно из самых больших зданий в Месоамерике. Расположена в северной части города Теотиуакан, своими контурами повторяет Серро-Гордо. С некоторых индейских наречий название переводилось как "защитный камень" или "мать". Под пирамидой Луны расположено ещё одно строение, которое старше Пирамиды Солнца (существовавшего уже до 200 года н. э.).
На полуострове Юкатан находится ещё один из известнейших комплексов храмов и пирамид Чичен-Ица. Пирамида Кукулькана из этого комплекса – или пирамида "пернатого змея", высотой 25 метров имеет 9 уровней, в основании пирамиды лежит квадрат со стороной 55,5 метров, по её сторонам поднимаются четыре широких лестницы, каждая из которых имеет по 91 ступени.
Если число ступеней лестницы умножить на число лестниц и рассматривать платформу на вершине пирамиды, на которой стоит храм, как ещё одну ступеньку, получается число дней в году (91 x 4 + 1 = 365). Пирамида выстроена и ориентирована таким образом, что в дни весеннего и осеннего равноденствия игра тени и света создает иллюзию вползающей по северной лестнице пирамиды гигантской змеи. Ученые сделали заключение, что в основу пирамиды был положен принцип календаря, и пирамида имела астрономическое значение.
Пирамида Чолула (построенная примерно VI в.н.э.) в Мексике – пирамида времён тольтеков. Длина основания – 440 метров, высота – 77 метров, объём – свыше 3 млн. кубических метров. Пирамида Хеопса по объёму меньше на 900 кубических метров. По предположению ученых мексиканской пирамиде около 6 веков.
.3 Сходства и различия в архитектуре пирамид Древнего Египта и Мезоамерики
Назначение пирамид в Мезоамерике отличалось от назначения пирамид в Древнем Египте. В Америке пирамиды являлись главным центром в общественной жизни города и его жителей. Пирамида в Мезоамерике была культовым зданием, местом поклонения богу, жертвоприношений ему, в отдельных случаях местом массовых захоронений и специальным местом наблюдения за небом. В Египте же пирамиды были усыпальницами для правителей фараонов, размещались далеко от города, на другом берегу реки Нил, и не являлись центром общественной жизни города и его жителей.
Пирамиды в Америке отличаются от пирамид в Древнем Египте и количеством ярусов. Так как в Египте в основном были распространены одноярусные пирамиды, а в Америке многоярусные, содержащие от трех до пяти и более ярусов. Строительным материалом, как в Египте, так и Месоамерике служил камень.
В Египте пирамиды практически не украшались снаружи, в отличие от пирамид Мезоамерики. Там украшением служили настенные узоры, окраска пирамид в красный и зелёный цвета.
Пирамиды в Египте и в Мезоамерике были строго ориентированы по сторонам света.
ГЛАВА II. ХРАМОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ
.1 Храмовые комплексы в Египте
Пирамиды имели огромное культовое значение, но не меньшим значением обладали и храмовые комплексы.
Наземные храмы представляли собой вытянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли в виде пилона, с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. К наружной стороне пилона прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски. Вход вёл в открытый, обнесенный колоннадой двор, заканчивающийся портиком, построенным немного выше уровня двора. В центре двора находился жертвенный камень. За портиком располагался гипостиль, а за ним, в глубине храма – молельня, состоящая из нескольких помещений: в центральном на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога, в остальных двух – статуи богини-жены и статуи бога-сына. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которого дверные проемы вели в дополнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища для статуй, комнаты для специальных ритуалов.
К подобному типу храмов относятся оба храма Амона в Фивах – Карнакский и Луксорский.
Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву "Т". Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером храма такого типа, может служить храм Рамзеса II в Абу-Симбеле. Ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма и Малого. Большой был посвящён фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху. Малый воздвигли в честь богини Хатор, образ которой совпадал с образом жены Рамзеса II Нефертари.
В эпоху Нового царства храмовая архитектура поражает своей пышностью и грандиозностью. Отныне дом бога состоит из нескольких пилонов, открытых (перистильных) и крытых (гипостильных) колонных дворов и залов, построенных на одной прямой, завершающейся святилищем. Храм был частью священной территории, к ней относились колодец, небольшое священное озеро, кельи жрецов, комнаты прислуги, конторы писцов и складские помещения. В поздний период сюда добавился и так называемый Дом рождений – "маммиси". Все эти постройки были обнесены высокой кирпичной стеной с несколькими воротами. Если храм находился у реки, тогда к нему проводили от Нила канал и строили маленькую пристань. Отсюда начинался и здесь заканчивался путь священной ладьи со статуей бога. Во многих случаях к храму вела дорога со сфинксами. Планировка и композиция храмов служила интересам и потребностям литургии, последовательному совершению религиозных обрядов. Можно смело сказать, что эти египетские храмы были воплощением теологии в камне.
Древние египтяне считали храм местом земного пребывания бога. Здесь приносили жертвы богам, здесь жрецы просили богов защитить страну и народ. Храм имел и чисто символическое значение, являясь уменьшенной моделью Вселенной. Потолок храма символизировал небесный свод, он был украшен изображениями звёзд и созвездий, ладьи Солнца, вокруг которой были изображены уреи (солнечные змеи) или огромные небесные грифы. В нижней части стены у пола храма были изображены растения, в первую очередь лотос, он возвышался над первобытным болотом и символизировал плодородие земли. Между "небом" и "землёй" египтяне покрывали стены барельефными картинами. На них изображались сцены ритуальных церемоний и обрядов. Мощные колонны, поддерживавшие свод храма, символизировали четыре столпа, на которых покоится небо. Форма этих опор напоминала стебли растений: папирус означал ежедневное обновление, лотос символизировал мир, рождённый из воды, само понятие "рождения". Эта космическая символика получила широкое распространение в позднюю эпоху.
К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания – солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с вызолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья. Обелиск символизировал священный камень Бен-Бен, на который по преданию взошло солнце, родившееся из бездны. Как и пирамиды, солнечный храм соединялся крытыми переходами с воротами в долине.
Существенным нововведением архитектуры нового царства явилось отделение гробницы от заупокойного храма. Первым фараоном, нарушившим традицию, стал Тутмос I, решивший захоронить свое тело не в пышной гробнице заупокойного храма, а в высеченной, в отдаленном ущелье гробницы, в так называемой "Долине Царей".
Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Она построила свой храм рядом с храмом фараона Ментухотепа II. Ее храм превосходил храм Ментухотепа и размером, и богатством декора. Он представлял собой сочетание трех поставленных друг на друга кубов. Оформление фасадов строилось на чередовании горизонталей террас с вертикалями колоннад. В нижнем ярусе помещался портик, занимающий всю длину восточной стены и разделенный посередине пандусом. На вторую террасу вела лестница, визуально являющаяся продолжением пандуса. Храм великолепно сочетался с местностью, сверкая белыми колоннами на коричневом фоне огромных скал.
После прихода к власти Эхнатона ведется строительство храмов посвящённых Атону. Храмы, как и раньше, были ориентированы с запада на восток, а их территория обнесена стенами. Вход оформляли в виде невысокого пилона с мачтами. Однако, поскольку новый культ совершался под открытым небом, храмы Атона не имели характерных колонных залов. Пилоны чередовались с огромными открытыми дворами, заполненными бесчисленными жертвенниками. Построены они были из кирпича, поэтому, до наших дней не сохранились.
.2 Храмовые комплексы в Южной Америке
В Южной Америке тоже существовали храмовые комплексы, а точнее даже целые города наполнявшиеся жителями на время праздников и жертвоприношений. Эти города были главными центрами древних государств.
Древнейшие обитатели долины Мехико – тольтеки – создали во II – VIII вв. из своего центрального поселения Теотихуакана грандиозный архитектурный ансамбль, распадающийся на ряд отдельных групп. Все основные здания Теотихуакана были расположены вдоль прямой магистрали, тянувшейся с севера на юг на 2 км. У северной части ее расположена Пирамида Луны, по обеим сторонам которой находились выступы в виде террас. Высота усеченной вершины пирамиды, на которой некогда находился храм, равна 42 м. С южной стороны пирамиды был расположен просторный прямоугольный двор; с него широкая лестница поднималась на вершину пирамиды.
Как уже было сказано в первой главе (гл.I, п.1.2) для древней архитектуры Центральной Америки были характерны два типа сооружений.
Второй тип сооружений представлял собой узкое, вытянутое в длину здание, делившееся внутри на несколько помещений. Постройки этого рода обычно также находились на искусственно поднятых площадках, но высота их была по сравнению с высотой пирамид ничтожной. Эти постройки (условно называемые "дворцами") являлись, по всей видимости, жилищами знати и жрецов.
Образцом сооружений второго типа может служить "дворец" в том же Паленке. Он представляет собой целую группу зданий, расположенную вокруг двух больших и двух малых дворов. Каждое здание продолговатой формы, со средней сплошной продольной стеной, делящей помещение на две параллельно расположенные узкие комнаты, перекрытые ложными сводами. Наружные стены, прорезанные рядом дверных проемов, образуют систему многоугольных столбов, покрытых, так же как и в храмах, рельефами из стука. Вся группа зданий расположена на громадной платформе. По краю ее находилась стена, прерывавшаяся для двух широких входных лестниц, ведших на большие дворы.
Еще одним не менее грандиозным архитектурным памятником был храм, выстроенный тольтеками в городе Чолула. Он по праву может считаться самым большим архитектурным сооружением древности на американских континентах.
Архитектура ольмеков (живших на территории современных мексиканских штатов Вера Крус и Табаско) принципиально мало чем отличалась от архитектуры майя и тольтеков, но уступала ей по размерам и прочности своих сооружений. В этой стране, почти лишенной строительного камня, храмы, пирамиды, лестницы и платформы воздвигались из земли и щебня и покрывались толстым слоем стука. Естественно, что пирамиды дошли до нас в разрушенном состоянии.
Своеобразный по архитектурному оформлению храм был выстроен народностью тотонаков в Тахине. Составленный из семи крупных уступов храм имел на своей вершине небольшое однокомнатное святилище. На лицевой стороне находилась широкая монументальная лестница. Все уступы храма были декорированы квадратными нишами, имитирующими дверные проемы. В этих нишах некогда находились маленькие статуи божеств. Благодаря небольшим размерам этих статуй, увеличивающим относительные масштабы уступа, у зрителя издали создавалось впечатление гигантского семиэтажного здания, хотя в действительности размеры храма невелики.
Наверное, самой известной из культур Центральной и Южной Америки является цивилизация майя. Огромное количество памятников, относящихся к этой, довольно изолированной и мирной цивилизации, разбросаны в бескрайних лесах полуострова Юкатан. Лишь небольшая часть памятников этой загадочной культуры тщательно обследована учеными. Самым большим городом культуры майя был Тикаль. Там было обнаружено 8 огромных пирамид-храмов и около 80 менее значительных памятников: дворцов, общественных и жилых построек. Существует мнение, что "священные города" майя заселялись людьми только на время религиозных праздников, а остальное время они жили в глинобитных и деревянных домах за пределами города. Тикаль занимал площадь около 16 кв. км, там было около 3000 построек, а население составляло от 10 до 45 тысяч человек. В центре города, как обычно, располагался большой открытый двор, с каждой стороны которого стояли ступенчатые пирамиды с храмами на вершинах. Высота этих пирамид – около 47 метров. В храмах было 3 помещения, а над перекрытием возвышались так называемые каменные "гребешки" – характерное завершение пирамид майя, имеющее своими истоками деревянную жилую архитектуру. Все постройки майя возводились на высоких глиняных платформах, даже жилые дома. Платформы пирамид делали их зрительно еще выше. Самая большая из пирамид Тикаля достигает 70 метров в высоту и имеет очень крутые лестницы, по которым религиозные процессии поднимались в храм.
Крупнейший из городов Доколумбовой Америки – Теотиуакан – располагался на центральном плато в 40 км от Мехико. Название города переводится как "родина богов". Считалось, что именно здесь родились Солнце и Луна. Теотиуакан стал эталоном для других городов майя и ацтеков. До сих пор неизвестно, кто построил этот город, скорее всего, ацтеки. Так же неясно, кем и почему в VII веке нашей эры Теотиуакан был разрушен и сожжен. Расположенный на площади в 21 кв. км, с населением около 100 000 жителей, город имел очень жесткую регулярную планировку, ориентированную по сторонам света. Улицы в городе были прямые, как стрела, и пересекались под прямым углом, для чего пришлось даже изменить русло реки с помощью обводного канала. Центральной осью города была абсолютно прямая улица шириной 40 метров и длиной более 2 км, которая называлась "Дорога мертвых". По ее сторонам располагались многочисленные храмы и дворцы. Самые главные пирамиды Теотиуакана – это Пирамида Солнца и Пирамида Луны. Пирамида Солнца когда-то была самым главным храмом города. Ее высота изначально составляла 65 метров. Это – пятиступенчатая пирамида с основанием 667 х 685 метров, общий объем которой составляет около 1 млн. кубометров земли, камней и сырцового кирпича. В отличие от других пирамид Центральной Америки, она была построена очень быстро. На самой вершине пирамиды находился небольшой храм, который, как и у греков, считался жилищем божества. К нему вела крутая лестница, по которой поднимались ритуальные процессии для совершения обряда кровавого человеческого жертвоприношения. А снизу на процессию взирала огромная толпа. На северном конце "Дороги мертвых" находилась шестиступенчатая Пирамида Луны. Она была немного ниже Пирамиды Солнца. Ее высота составляла 46 метров, вершину тоже венчал храм, к которому вели широкие лестницы для процессий. Древние ацтеки придавали большой ритуальный смысл самому процессу восхождения на пирамиду. Ступени к храму считались ступенями к небу. В центре города располагался целый комплекс храмовых построек известной нам уже формы ступенчатой пирамиды со знаменитым храмом – Пирамидой Кецалькоатля. Украшенная многочисленными рельефными изображениями бога – Пернатого Змея со сверкающими глазами из обсидиана, пирамида производит жутковатое впечатление даже на современного человека, несмотря на свою относительно небольшую высоту – всего около 21 метра. Раньше храм, как вероятно и остальные храмы, был оштукатурен и раскрашен яркими красками.
Столицей другого индейского племени – тольтеков – был город Тула. Тольтеки владели Мексикой с X по XII века, после чего их цивилизация тоже погибла. Главным божеством в Туле был Кецалькоатль. Изображение этого Пернатого Змея – символа Утренней Звезды, некогда покинувшего Мексику, встречается в постройках Тулы постоянно: он обвивает колонны, мрачно и строго смотрит на нас с рельефов. В Туле сохранилась 40-метровая Стена Змей, на которой изображены страшные змеи, заглатывающие человеческие скелеты. Кецалькоатлю посвящен главный храм города, на верхней ступени которого стоят каменные исполины – воины со знаком Пернатого Змея на груди, в головных уборах из перьев, некогда застывшие под тяжестью перекрытия храма. Их высота 4,6 метра, и они являются символическим изображением Кецалькоатля в образе Утренней Звезды. Мрачное впечатление рождается и от других таких же отрешенных изображений на рельефах различных построек Тулы. У подножия храма достойным внимания является также "колонный зал" – крытое помещение для общественных собраний. И, конечно, в Туле были площадки для игры в каучуковый мяч, что составляло часть религиозного ритуала тольтеков.
Аналогичные постройки можно обнаружить и в другом центре тольтеков – городе Чичен-Ица, который до X века был одним из важнейших центров культуры майя, а затем его захватили тольтеки. Самой знаменитой постройкой Чичен-Ицы является пирамида, посвященная Кукулькану, известная также как Большой храм или "Кастильо". На гранях этой девятиступенчатой пирамиды, символизирующей времена года, расположены огромные крутые лестницы, насчитывающие по 91 ступени каждая. Ступени лестниц символизируют календарь: времена года, месяцы и дни. Лестницы очень точно сориентированы по сторонам света, что имело особое значение в дни астрономических праздников. В дни весеннего и осеннего равноденствия лучи солнца так освещают каменные рельефы храма, что кажется, будто Пернатый Змей оживает, начинает извиваться и выползать из своего укрытия. В Чичен-Ице тоже была площадка для игры в мяч, самая большая во всей Мексике. Ее размеры 83 х 27 метров. С двух сторон она замыкалась стенами, а еще с двух – храмами. Возможно, что целью игры было попасть мячом в каменное кольцо в верхней части стены. Игра в мяч была не просто спортивным состязанием. Многие археологические открытия указывают на то, что она явно была связана с человеческими жертвоприношениями. На стенах, огораживающих площадку, рельефно изображены обезглавленные люди. Вокруг площадки расположились 3 платформы: платформа "Венеры" (Кецалькоатля) с гробницей Чак-Мооля, платформа Орла и Ягуара с храмом Ягуара, а также платформа Черепов. Огромные статуи Чак-Мооля изображают его полулежащим, с блюдом для жертвоприношений на животе.
.3 Сходства и различия в архитектуре храмов Древнего Египта и Месоамерики
Древние египтяне считали храм местом земного пребывания бога. Здесь приносили жертвы богам, и здесь же жрецы просили богов защитить страну и народ. Храм имел и чисто символическое значение, являясь уменьшенной моделью Вселенной.
В Америке храмы тоже считались местом земного пребывания бога, но храмы были и общественным и экономическим центром города в них проводились праздники и размещались торговые площадки.
Храмы Египта представляли собой вытянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли в виде пилона, с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. К наружной стороне пилона прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски.
Храмы Америки представляли собой ступенчатую пирамиду, украшенную настенными узорами и рисунками жертвоприношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пирамиды всегда были величественным сооружением человечества и где бы они ни находились они, всегда вселяли трепет в сердца видевших их людей. Египетские пирамиды были величественными гробницами древних правителей и их семей. Назывались они по разному – Горизонт Ра, Удовлетворение Ра и т.п. На специально сооруженной обширной террасе возвышался на огромном пьедестале высокий обелиск. Перед обелиском стоял огромный жертвенник. Обелиск, жертвенник и часть окружающего пространства были обнесены стеной, покрытой внутри и снаружи разнообразными изображениями. За этой стеной располагались различные служебные помещения. Предметом культа был сам обелиск, олицетворявший солнце. В период Нового царства появляется новый вид храма. В плане он имел вытянутый прямоугольник.
Пирамиды существовали по всему миру, но не менее монументальные, чем в Египте были только в Южной Америке и Мезоамерике.
Величественные размеры заставляют задуматься о народе построивших их. Пирамиды Америки были устроены сложнее египетских, потому что это были целые города из пирамид, воздвигнутые в диких и труднопроходимых лесах реки Амазонки. Эти города имели специально построенные водные каналы, достигавшие размеров в несколько десятков километров, что характеризует их как одних из наиболее развитых строителей древности.
Пирамиды и храмы Древнего Египта совершенно не похожи на храмы Древней Южной Америки, потому что в Америке храм был частью повседневной жизни людей, центром города, а в Древнем Египте храмы и пирамиды были расположены вне города и существовали только как культовое место (храм) или гробница (пирамиды).
архитектура пирамида храмовый мезоамерика
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1)Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. СПб. "Икар", 1996 г.
)Всеобщая история искусств. Т 1, 2. М. "Искусство", 1956 г.
)Ацтеки: Империя крови и величия М. "Терра", 1997 г.
)Любимов Л. Искусство древнего мира. М. "Просвещение", 1980 г.
)Галич М.. История доколумбовых цивилизаций. М. "Мысль", 1990 г.
)Соди Д. Великие культуры Месоамерики. М. "Знание", 1985 г.
)Шпаковский В.О. Индейцы. www.Mesoamerica.narod.ru
8)www.Mezoamerika.ru
9)www.Drevnijmir.ru
10)www.The-indians.narod2.ru