- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 17,91 Кб
Вязание как отрасль декоративно-прикладного искусства
Введение
Декоративно-прикладное искусство уходит своими корнями в глубь веков. Человек создавал эстетически ценные предметы на всем протяжении своего развития, отражая в них материальные и духовные интересы, поэтому произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от того времени, когда они были созданы. В основном своем значении термин «декоративно-прикладное искусство» обозначает оформление бытовых предметов, окружающих человека всю жизнь: мебели, ткани, оружия, посуды, украшений, одежды – т.е. всего того, что образует среду, с которой он ежедневно соприкасается. Все вещи, которыми пользуется человек, должны быть не только удобны и практичны, но и красивы.
Одним из действенных средств развития признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры.
По мнению автора, выбранная тема никогда не потеряет своей актуальности.
Цель курсового проекта: изучение декоративно-прикладного искусства, в частности – вязания.
Задачи включают:
.Изучить историю выбранного объекта
.Узнать о значении вязания в русском народном творчестве.
.Рассмотреть различные техники вязания
Объектом курсового проекта является декоративно-прикладное искусство.
Предмет курсового проекта: вязание как отрасль декоративно-прикладного искусства.
1. Задачи и принципы декоративного прикладного искусства
.1 Исторические закономерности развития декоративно прикладного искусства
Декоративное искусство прошло огромный путь развития – от элементарных украшений первобытными людьми различных орудий, глиняной посуды, одежды до сложного комплекса многочисленных изделий в современном интерьере, городе. Развитие это шло в нескольких направлениях, или срезах [4; 15]. Одним из них выступает жанровое развитие декоративного искусства. Декоративное творчество захватывает в свою орбиту постепенно все более широкий круг объектов окружения и сегодня стало едва ли не универсальным. Новые жанры возникали и возникают в нем не только при втягивании в сферу декоративного творчества новых явлений, например кораблестроения в Х – XI веках, книгопечатания в XIV-XV веках, садово-паркового дела в XVI-XVII веках и т.д. Они появляются также в силу развития технологий декоративной обработки материалов. Так, в XVII-XVIII веках возникает европейское производство фарфоровой посуды, вскоре давшее толчок развитию мелкой декоративной пластики. В XIX веке зарождается и результате прогресса в металлургии и металлообработке жанр станковой художественной чеканки. На жанровое развитие декоративного искусства существенное влияние оказывает социальное развитие общества, неуклонно ведущее к демократизации жизни, вовлечению в активную деятельность все больших слоев общества. В частности, с переходом от рабовладельческой общественно-экономической формации к феодальной начинается развитие собственно народного декоративного творчества и его своеобразных жанров, зачастую неповторимых у разных народов: расшитых или вышитых полотенец, глиняной игрушки, резной декорировки фасадов изб, ковроделия и др. В современную эпоху декоративное творчество ознаменовалось еще большим развитием самодеятельного начала, в том числе самодеятельности у детей и школьников. Оно прочно проникло в общественный быт, производственный и учебный процессы, став их необходимым элементом в виде стенгазет, досок объявлений, пригласительных билетов, плакатов, наглядных учебных пособий. Особенностью развития декоративного искусства, связанной со спецификой его эстетической функции служить художественному обогащению обстановки жизни, является то, что его жанры, однажды появившись, уже не умирают. Некоторые из них на время, иногда значительное, как бы забывались [6; 27]. Строгой классификации жанров декоративного искусства нет. Принято их различать по признакам материала, техники исполнения и типам назначения. В настоящее время существуют следующие основные жанры декоративного искусства: оформление интерьеров (бытовых, общественных, производственных, учебных), оформление музеев, выставок и выставочных территорий, садово-парковое искусство, оформление улиц, в том числе вечернее, в праздники и т.п., театрально-декорационное искусство, одежда, декоративные бытовые изделия и украшения, сувениры и значки, игрушки, малые графические, формы, декоративный плакат и стенгазета, станковая чеканка, монументальные виды чеканки, живописи и графики (входят в оформление интерьеров, территорий, улицы), гобелен, художественная мебель, ювелирное искусство и др. [5; 49].
В декоративном творчестве своеобразные черты художественного стиля наиболее ярко обнаруживаются в организации и оформлении интерьеров, уличных и садово-парковых ансамблей, то есть в специфических для той или иной эпохи принципах, приемах и средствах комплексного решения декоративной среды. Ведущая роль этих жанров в стилевом развитии всего декоративного искусства объясняется тем, что импульсы стилевого развития исходят от архитектуры, с которой эти жанры связаны самым тесным образом. Стили в архитектуре в своих основных чертах почти сразу находят отклик и поддержку, развитие в декоративном творчестве. Поэтому периодизация стилей последнего в основном совпадает со стилевой периодизацией истории архитектуры. Однако, изучая историю декоративно-прикладного искусства, нужно учитывать, что наблюдались отдельные периоды, когда этот вид искусства играл сравнительно с архитектурой более важную роль в создании художественного образа интерьера. Это относится, в частности, к современному интерьеру жилых и общественных зданий. Их архитектурно-строительная основа отличается конструктивным рационализмом, одной из причин чего являются жесткие экономические нормативы массового строительства [5; 56].
С развитием декоративно прикладного искусства так же меняются темы, мотивы и сюжеты произведений, в том числе орнаментации. Их изменение происходит в прямой связи с появлением в декоративном искусстве новых жанров и сменой стилей. В тематике декоративного искусства всегда находили и будут находить отображение преимущественно такие темы и мотивы, которые связаны с хозяйственно-производственной и общественной деятельностью людей. В памятниках искусства кочевых племен мы видим почти исключительно изображения животных, на которых были сосредоточены интересы и помыслы человека. В тематике декоративного творчества оседлых земледельческих народностей решительно преобладает растительный мир и разнообразная, порой космологическая, символика, связанная с основными циклами жизни природы и сельскохозяйственной деятельности. В последующие столетия тематическая структура декоративного искусства значительно усложнилась. Но в ней все равно довольно четко прослеживается, пусть часто и не прямое, воздействие главных интересов повседневной жизни людей. Некоторые специфические национальные мотивы сохраняются, особенно в народном творчестве, вплетаясь в композиции общеевропейского типа [4; 83].
Сегодня в декоративном искусстве также находят широкую разработку темы и сюжеты современной хозяйственно-производственной и общественной деятельности людей, например такие, как индустриальное производство, научные исследования, освоение космоса, борьба за мир, забота о сохранении памятников старины и др. Главным образом это относится к изобразительным жанрам декоративного искусства: монументальной живописи, графике, станковой чеканке. Но и в орнаментальных его жанрах легко прослеживается влияние современного уклада жизни, косвенно выражающееся в лаконизме, точности и нетрадиционности ритмов, цветовых сочетаний, фактур, силуэта и в других композиционных качествах произведений [6; 49].
Тесная связь народного прикладного искусства со всем бытом людей, его условиями и традициями определила в нем черты правдивости и эмоциональной непосредственности. Так, не случайна графичность монохромной, скупой на цвет мезеньской росписи, зародившейся на Севере страны. Закономерно и постоянное стремление народов солнечной Средней Азии к яркой многоцветной палитре и в керамике, и в ковроделии, и в мозаике. Народы часто заимствовали друг у друга технику выполнения, рецепты отделки изделий и даже их форму. Но каждый раз, попав в новые условия, заимствованные элементы подвергались переработке в духе национальных традиций или приобретали новое звучание благодаря своеобразной национальной основе изделий [2; 117].
Вообще разнообразие промыслов необычайно. Они появляются, по сути дела, там, где в наличии имеется какой-то свободный материал и, конечно, определенная художественная идея. В разных городах страны организуются выставки народного творчества. Огромная роль в пополнении кадров мастеров художественных промыслов принадлежит современной школе и детским дошкольным учреждениям, плодотворно работающим в ней художникам-преподавателям, многие из которых сами являются энтузиастами декоративно-прикладного творчества на основе народных традиций [2; 121].
1.2 Виды и классификация декоративно прикладного искусства
Виды искусства – это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения [4; 91]. Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора. Художник-прикладник выражает мировосприятие современников, свои эстетические воззрения, эмоциональный настрой, не прибегая в декоре к натуральному изображению предметов. Занятия с учащимися строятся на основе развития у них понимания органического сочетания декора с формой, материалом, назначением вещи.
Батик – холодный батик, горячий батик.
Гобелен.
Нитяная графика.
Художественная резьба – резьба по камню, резьба по дереву, резьба по кости.
Керамика.
Вышивка – древнерусское лицевое шитье.
Вязание – вязание крючком, вязание спицами.
Макраме.
Ковроделие – ворсовый ковёр, безворсовый ковёр.
Ювелирное искусство.
Художественная обработка кожи.
Художественная обработка металла – христианская оловянная миниатюра, художественная ковка, художественное литье из благородных металлов, бронзы и латуни, художественное литье из чугуна.
Пирография (выжигание по дереву, коже, ткани и т.д.)
Работа со стеклом – витраж, витражная роспись, мозаика.
1.3 Виды композиций в декоративно прикладном искусстве
Общие композиционные законы изобразительного искусства действуют и в декоративно-прикладном искусстве, которое разумеется, имеет свою специфику и вытекающие из нее особенности композиции [3; 36].
Первая и главная особенность декоративно-прикладного искусства содержится в самом названии – это искусство носит прикладной характер. В отличие от станковых произведений произведения декоративно-прикладного искусства, как правило, не утрачивают связи с утилитарной функцией и полностью выявляют свое художественно-образное содержание лишь во взаимодействии с окружающей обстановкой (взаимосвязь изделия с интерьером, одного предмета с другим или с другими, например, скульптура в интерьере, посуда в сервизе и т.д.).
Материальная основа декоративно-прикладного искусства (ткань, металл, дерево и т.д.) накладывает отпечаток и на композицию. В нее часто включаются орнамент, различного рода узоры на тканях, в кружевах, на подносах, ложках, игрушках. В орнаментике может быть использован любой предмет в упрощенном, нередко плоскостном виде. Условность в декоративно-прикладном искусстве проявляется и в трактовке цвета. Допускается покрытие цветом без светотени, бликов, рефлексов. Кроме того, цветовая условность связана с мерой насыщенности и количеством красок, ярких, интенсивных или же, напротив, блеклых (многие произведения декоративно-прикладного искусства характеризуются сочетанием насыщенных цветов). Естественно, упрощенность рисунка и декоративность цвета влияют на характер композиции. Как это проявляется конкретно, показывают произведения декоративно-прикладного искусства, выполненные в различных материалах [3; 78]. Прежде всего следует сказать о разделении предметов декоративно-прикладного искусства на две относительно самостоятельные группы без строго очерченных границ между ними.
К первой группе относятся такие предметы обихода, как мебель, утварь, одежда. Художественное начало здесь прямо связано с целесообразностью и выразительностью формы предмета.
Предметы преимущественно декоративного назначения, относящиеся ко второй группе, допускают гораздо более широкое и свободное использование композиционных средств.
К промежуточным между декоративно-прикладным и станковым формам относятся мозаика, панно, гобелен, плафон, декоративные статуи, которые тесно увязаны с архитектурной средой, но могут рассматриваться и как самостоятельные художественные произведения [1; 19].
Особенности композиции декоративно-прикладного искусства во многом обусловлены техническими и художественными возможностями материала. Следовательно, особенность композиции в декоративно-прикладном искусстве обусловливается органической связью свойств материала, назначения предмета, его декора и формы. При этом форма предмета как бы воспроизводит естественную пластику куска дерева и в то же время учитывает целевое назначение вещи. Композиция декора (будь это роспись или резьба, как правило, орнаментального характера) проявляет себя либо через ясное выделение центра среди периферийных элементов, либо через ритмичное чередование элементов узора в виде фриза, либо через сплошное покрытие поверхности при свободной игре пятен или размещении элементов узора. Анализируя особенности композиции в декоративно-прикладном искусстве, мы постоянно сталкиваемся с действием композиционных законов целостности, контрастов форм и цветотоновых отношений, движения как фактора выразительности линий и объемов, новизны мотивов [1; 32]. Настоящее произведение декоративно-прикладного искусства создается присущими этому искусству средствами, включая и средства композиции.
1.4 Основные эстетические проблемы декоративно-прикладного творчества
декоративный прикладной вязание искусство
Сегодня обществом все более отчетливо стала осознаваться необходимость внедрения духовных культурных ценностей в социальную образовательную и личностную практику, при этом осуществляя воспитательную функцию в процессе становления и развития личности. Важным фактором духовного, эмоционального, художественного развития учащихся сегодня непосредственно является их эстетическое воспитание, которое можно определить как формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. В педагогической деятельности эстетическое воспитание пронизывает все сферы жизнедеятельности школьников: и глубину его мышления, и тонкость чувств, и характер избирательности, и способность к художественному творчеству. Основной ролью целенаправленного эстетического воздействия на личность учащегося становится сегодня искусство, прежде всего народное искусство, так как в нем концентрируется и материализуется эстетическое отношение к национальному своеобразию предметного мира. Народное декоративно-прикладное искусство обладает огромным нравственно-эстетическим творческим потенциалом, в нем наиболее ярко проявляется живая душа народа, исторически сложившиеся традиционные особенности, художественные критерии и оценочные категории. К тому же народное творчество по своей наглядно-образной специфике зачастую доступнее восприятию ребенка. Лаконичное и понятное по своим изобразительным средствам, оно воспитывает художественный вкус, развивает чувство прекрасного. Декоративно-прикладное искусство до сих пор не нашло достойного места в учебных программах учителя дисциплин изобразительного цикла, недостаточно используется его творческий потенциал в эстетическом воспитании школьников [2; 217]. Необходим поиска наиболее эффективных путей, форм и методов преодоления и корректировки недостаточной степени приобщения учащихся к национальной художественной культуре, а также созданием необходимых педагогических условий разработки содержания и обоснования методики эстетического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства как важного фактора интенсивного развития личности, самообогащения его внутренних резервов. Эстетическое воспитание учащихся является важной задачей современной школы [2; 220]. Оно направлено на формирование целостной творческой личности, охватывая в своем процессе интеллектуальную, эмоциональную, волевую, ценностно-ориентационную ее стороны. В педагогическом процессе эстетическое воспитание пронизывает все сферы жизнедеятельности школьников: и глубину его мышления, и тонкость чувств, и характер избирательности, и установки. Эстетическое воспитание развивает творческие способности человека, учит его относиться к миру с гуманистических позиций. Во всем этом источник и актуальности, и грядущего расширения сферы и значения эстетического воспитания. Изобразительное, декоративно-прикладное искусство являются неоспоримо важными компонентами общей системы художественно-эстетического образования, способствующими эффективному приобщению учащихся к национальной художественной культуре. В художественно-эстетическом воспитании учащихся изучение традиционного декоративно-прикладного искусства не следует рассматривать как нечто застывшее, догматическое, необходимо связать этот процесс с требованиями и эстетическими запросами времени, воспитывать у них правильное мироощущение в познании национальной культуры, развивать изобразительные художественно-творческие способности.
1.5 Современное состояние декоративно прикладного творчества
Сегодня очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников [1; 87].
Проанализировав главу можно сказать, что народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Дымковские игрушки, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски, берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.
2. Вязание как отрасль декоративно-прикладного искусства
.1 Исторические объекты развития вязания спицами
Вязание на спицах – одна из областей традиционного народного искусства, которая исторически приобрела промысловое значение и развивается в наши дни. Это несложный и очень увлекательный вид рукоделия. До нас дошли экземпляры вещей, связанных в IV-V веках нашей эры. В одной из гробниц Древнего Египта был найден детский носок довольно сложного исполнения: большой палец отделён от остальных для того, чтобы было удобно протянуть ремешок сандалии. В Перу примерно в тот же период был связан пояс с великолепным орнаментом колибри. Судя по сохранившимся портретам средних веков, английские и французские короли предпочитали шитым чулкам вязаные, которые подчёркивали достоинство форм ног [6; 82].
Вязание на спицах всегда главным образом применялось для изготовления чулок. Вязаные чулки и носки из овечьей шерсти домашнего прядения – непременная принадлежность русской крестьянской одежды. Обычно они бывают одноцветными и художественного значения не имеют. Но в некоторых районах праздничные вязаные изделия привлекают внимание нарядными орнаментами. Их изготовляли на Севере и в районах Рязанской, Пензенской, Тульской и других губерний. Особенно выделяются русские посёлки по рекам Мезени и Пинеге. Орнаментальное вязание наиболее распространено у финно-угорских народов, в том числе у коми, от которых это искусство могло прийти к русским, живущим по соседству [5; 147].
Прежде вязали из неокрашенной шерсти натуральных расцветок, сочетая обычно белую с коричневой или чёрной. С конца XIX века стала применяться окрашенная шерсть разнообразных типов. Как правило, каждое цветовое решение в узоре гармонично и в этом проявляется большая народная культура. Существуют изделия с крупным орнаментом, фигуры которого (разные ромбические формы сложного силуэта) нередко делятся цветом на части – полосы. Крупные рисунки сдержанных и светлых тонов выполняются в Лешуконском районе, по реке Мезени. Полосатые, многоцветные – в Карпогорском районе, по реке Пинеге. Цветочные мотивы характерны для ярких вязаных сапожек, которые выделывали в конце XIX – начале XX века в Арзамасе близ Нижегородской губернии. Помимо чулок в быту популярностью пользовались вязаные джемпера, жакеты, шали, перчатки и т.д.». «Совершенно уникальное, оригинальное развитие получило ручное узорное вязание в знаменитом промысле оренбургских пуховых платков. Ими занимаются с XVIII века женщины в южных и восточных районах Оренбургской области, вдоль рек Урала, Сакмары и Ори. Суровый климат и специфические особенности местности обусловили успешное развитие здесь исключительной породы коз, обладающих лёгким, тёплым, длинноволокнистым пухом, какого нет ни у одной другой породы [5; 156].
Промысел узорного пуховязания родился в среде уральских казаков, поселившихся в этих местах в XVII веке. Прежде калмыки и казахи использовали козий пух – вязали шарфы и телогрейки, но искусства узорного вязания у них не существовало. Установлено что основателем промысла был географ и историк П.И. Рычков, который проявил в этом вопросе большую инициативу. Его жена в течении многих лет приучала местное население к пуховязанию, собирая казачек у себя в доме в селе Спасском Бугульминского уезда [5; 171]. В промысле постоянно изготовляют платки дух видов: пушистые, более плотные, из серого пуха и тонкие, шелковистые, ажурные – из белого. «Паутинки» вызывают издавна особый восторг своей лёгкостью и красотой узлов, высочайшим мастерством исполнения. Такой платок весил всего 70 граммов и был размером 2х2 метра. Искусство вязания оренбургских платков передаётся из поколения в поколение, а теперь ему обучают и на уроках труда в ряде средних школ Оренбургской области. Творчество вязальщиц сочетает большое профессиональное исполнительское мастерство знание традиционных узоров и свободную импровизацию. Спрос на оренбургские платки постоянно превышает возможности производства. Уникальные шали, платки, палантины неизменно с успехом демонстрируются на художественных выставках.
2.2 Современное состояние вязания
В настоящее время, когда трикотаж во всех его видах, в том числе ручное вязание, получил самое широкое бытование и в городе, и в деревне, традиции народного узорного вязания приобретают особенно актуальное и перспективное значение. В наше время вяжут разнообразные современные предметы модной женской, мужской и спортивной одежды и дополнений к костюму: головные уборы, женские сумки, шарфы (Приложение 1). Вязаные панно, подушки, скатерти, салфетки, прихватки служат прекрасными деталями, придающими своеобразие интерьеру квартиры (Приложение 2). Чем можно объяснить все растущую популярность этого не очень скорого, даже кропотливого дела в наш торопливый век? Наверное тем, что вязание даёт целительные минуты, часы покоя среди ежедневной суеты, неотложных дел и вместе с тем приучает к сосредоточенности, тщательности выполнения начатого дела.
Развитие промышленности трикотажного производства достигло высокого уровня в настоящее время. Фабрики по изготовлению вязаной одежды снабжены лучшим вязальным оборудованием. Выпускаемые вещи практичны, красивы и пользуются спросом среди людей.
2.3 Виды вязания спицами
Простые узоры спицами.
К простым узорам мы относим плоские вязки, состоящие только из лицевых и изнаночных петель.
Платочная вязка в два цвета. Можно выполнить платочную вязку в два цвета, провязывая каждым цветом по два ряда [7; 9]. Получится полосатый узор, но он будет выглядеть по-разному с лицевой и изнаночной сторон.
Чулочная вязка. Это очень популярная и простая вязка. [7; 12]
Все нечетные ряды провязываем лицевыми петлями, все четные – изнаночными.
Резинка 1х1. Количество петель кратное 2
ряд – *1 лиц, 1 изн *
ряд – по рисунку (над лицевыми петлями провязываем лицевые, над изнаночными – изнаночные)
Путанка 1х1. Рисунок с двух сторон выглядит одинаково. Количество петель кратное 2.
ряд – *1 лиц, 1 изн *
ряд и все последующие вяжутся обратно рисунку-то есть над лицевыми петлями провязываем изнаночные, а над изнаночными – лицевые.
Во многих вязаных изделиях, таких как свитера, варежки, носки и др. используют всевозможные вязаные резинки. Резинки бывают продольные и поперечные, эластичные и декоративные, выполненные при помощи различных приемов вязания. Простые резинки, состоящие только из лицевых и изнаночных петель, обозначаются цифрами, показывающими количество петель, чередующихся в рапорте. например, 2х2 или 3х1 (первая цифра – лицевые петли, вторая – изнаночные). Фасонные более сложные резинки обычно имеют свое название.
Простая резинка 2х2. Количество петель кратное 2.
ряд – 1 кром * 2 лиц, 2 изн * 1 кром
ряд и все последующие вяжутся по рисунку – над лицевыми петлями провязываем лицевые, над изнаночными – изнаночные
Аналогично вяжутся и другие простые резинки.
Поперечная резинка.
ряд – *лицевые петли*
ряд – *изнаночные петли*
ряд – *лицевые петли*
ряд – *лицевые петли*
ряд – *изнаночные петли*
ряд – *лицевые петли*
ряд – повторить с первого ряда.
Английская резинка.
Эта вязка прекрасно подходит для вязания шарфов и шапок, а также теплых свитеров.
Количество петель кратное 2.
ряд – 1 кром * 1 лиц, 1 изн * 1 кром
ряд – 1 кром * 1 лиц, 1 накид, изнаночную петлю снимите без провязывания* 1 кром
ряд – повторить с 1 ряда.
Польская резинка.
Польская резинка по способу вязки похожа на резинку 2х2, а по рельефу немного напоминает английскую резинку.
Количество петель кратное 4 плюс кромочные. Первые два ряда свяжите резинкой2х2.
ряд – снимите кромочную и определите центральную петлю первого рапорта – это лицевая петля, слева от которой стоит изнаночная. Это петля, которая будет вязаться только лицевыми петлями. Ее и следующую за ней изнаночную провяжите по отдельности лицевыми, следующие две петли – изнаночными. Так до конца ряда чередуйте 2 лиц, 2 изн.
ряд – определите центральную петлю и вяжите также как 3 ряд.
Через несколько рядов центральная петля каждого рапорта начнет выделяться.
Сложная резинка.
Эта резинка похожа на предыдущую – «польскую резинку», но рапорт шире, он состоит не из четырех петель, а из 6. Эта резинка хорошо подходит для вязания шарфов, шапок и теплого зимнего трикотажа. Количество петель кратное 6 плюс 2 кромочные
ряд – * 2 лиц, 2 изн, 1 лиц, 1 изн *
ряд – 1 изн * 2 лиц, 1 изн, 1 лиц, 2 изн* повторять рапорт между звездочками
ряд – повторить с 1 ряда.
Пышная резинка.
Эта вязка прекрасно подходит для вязания шарфов и шапок. Этой вязкой также можно связать свитер-шарф. Расход пряжи в два раза больше, чем на простую вязаную резинку 1х1
Количество петель кратное 2. Первые два ряда – резинка 1х1
Во всех последующих рядах изнаночные петли вяжите изнаночными, а при вывязывании лицевой петли спицу введите в петлю рядом ниже и вытяните новую петлю, сбросив при этом верхнюю.
Французская или фигурная резинка «змейка».
Количество петель кратное 3 + 2 для симметрии.
ряд – * 2 лиц, 1 изн*
ряд – 1 кром * 1 лиц, 1 накид, изнаночную петлю снимите без провязывания* 1 кром
ряд – повторить с 1 ряда.
Косая резинка.
Количество петель кратное 3.
ряд – 1 кром * 2 лиц, 1 изн * 1 кром
ряд и все четные вяжутся по рисунку
ряд – 1 кром * 1 лиц, 1 изн, 1 лиц * 1 кром
ряд – 1 кром * 2 изн, 1 лиц * 1 кром
ряд – 1 кром * 1 изн, 1 лиц, 1 изн* 1 кром
ряд – повторить с первого ряда
Узоры
Узоры, связанные на спицах всегда привлекали рукодельниц. Ведь невозможно вообразить то количество переплетений, которое получается при вязании спицами всего-навсего из двух петель – лицевой и изнаночной.
Вязаное полотно может быть гладким или структурированным, детали могут быть плоскими и трубчатыми, иметь четкую геометрическую форму или приобретать причудливые очертания. Для вязания применяются схемы с общими условными обозначениями. (Приложение 4). Схемы всегда читают снизу вверх. Ряды читают попеременно сначала справа налево, затем слева направо, или соответственно ориентируясь на номер ряда. Круговые ряды всегда читают справа налево. Раппорт или соответственно раппорты повторяют в ширину. В высоту повторяют ряды так, как указано в инструкции рядом со схемой. Если на схеме не приведены кромочные петли, то для выполнения края «узелками» или «цепочкой» их нужно набрать дополнительно. Если на сетке схемы выделены толстые вертикальные линии, то между ними находится раппорт, который следует повторять. Петли вне линий являются крайними для соответствующего узора, их нужно вязать только в начале и конце ряда [7; 44].
2.4 Особенности технологии выполнения вязания спицами
Для вязания используются спицы разных номеров – от 1 до 10. Их подбирают так, чтобы нить была в 1,5 – 2 раза тоньше. Вещи с ажурными
рисунками вяжут спицами больших размеров, а для изготовления лёгких изделий, резинок, отделочных планок берут тонкие спицы. Спицы бывают металлические, пластмассовые, костяные, деревянные. Концы спиц не должны быть острыми, чтобы не рвали нить и не кололи пальцы, или тупыми – ими трудно вязать. Для изделий без шва необходимы кольцевые спицы, соединённые эластичным тросиком [7; 28]. Так же в работе понадобятся большие булавки для собирания петель; большая швейная игла для сшивания деталей изделия. Материал может быть различным – шерстяные, хлопчатобумажные, шёлковые, синтетические и смешанные нитки
Можно соединить две или несколько гармонирующих по цвету нитей.
Вязание начинается с набора петель. Количество петель, набранных для детали изделия, зависит от плотности вязания. Опытные вязальщицы знают несколько видов набора петель, но существуют два более простых и распространённых способа – набор из 2-х нитей и 1-ой нити. Чтобы научиться вязать следует освоить вывязывание двух петель – лицевой и изнаночной. Все остальные виды петель в основном представляют собой варианты этих двух. При различных комбинациях только лицевых и изнаночных петель можно получить множество рисунков для вязания шарфов, свитеров, платьев.
Во второй главе была выяснена история развития вязания, актуальность вязания на сегодняшний день, его современное состояния, разнообразные виды вязания на спицах, особенности технологии выполнения, приведены наглядные примеры вязания на спицах, разнообразие в выполнении узоров, приведена схема для изготовления сложных узоров.
Заключение
декоративный прикладной вязание искусство
Ручное вязание на спицах – один из древнейших и интереснейших видов декоративно-прикладного искусства. В последние годы оно получило большое распространение, и это не случайно. Из клубка ниток можно сделать множество видов красивой и удобной одежды, преимущество которой бесспорно: она легка и удобна в носке, используется во все сезоны года. Вязаные изделия не только красивы и изящны – они позволяют каждой женщине проявить вкус и фантазию. Вязаные вещи должны соответствовать моде, внешним данным человека. Подбор цвета нитей, выбор или создание узора, фасона и отделки изделия – все это воспитывает чувство гармонии, красок, творческое отношение к любимому занятию, приносит радость., что новые вязаные вещи могут рождаться из старых, выгоревших, вышедших из моды. Надоевшую кофточку можно распустить и превратить в клубок нитей, которые можно освежить или перекрасить. А затем из нескольких разноцветных клубков можно связать совершенно новое, модное платье, яркий свитер и даже костюм.
Список литературы
1.Амирова Э.К. Искусство. Издательство Академия, 2006 г. – 133 с.
2.Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях. Издательство Феникс. Ростов – на – Дону, 2002 г. – 326 с.
3.Назарова К.Н., Ордынская Т.Н. Русский сувенир. Издательство Реклама, М – 1973 г. – 289 с.
.Рондели Л.Д. Народно декоративно-прикладное искусство. Издательство Просвещение. М., 1984 г. – 144 с.
5.Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. Высшая школа. М., 1992 г. – 257 с.
.Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. Издательство Просвещение. М., 2003 г. – 176 с.
.Юдина Е.Н., Евтушенко М.А. Для тех, кто вяжет. Издательство Астрель, Москва, 2005 г. – 83 с.