- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 50,93 kb
Виноградная лоза – декоративный растительный мотив народного орнамента
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
ГОУ СПО РОССИЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Специальность 070802 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Междисциплинарная курсовая работа
по дисциплинам "Исполнительское мастерство" и "Народный орнамент"
Виноградная лоза – декоративный растительный мотив народного орнамента
Студент II курса группа 21 нпс
Балакинов Виктор Николаевич
Руководитель:
Костина Валентина Николаевна
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Виноградная лоза распространенный мотив растительного орнамента
1.1 Мотивы виноградной лозы
1.2 Виноградная лоза в убранстве церквей. Виноградная лоза на кресте
1.3 Изделия из металла с мотивом виноградной лозы
1.4 Виноградная лоза в вышивке
1.5 Виноградная лоза в резьбе и росписи по дереву
1.6 Виноградная лоза в геральдике
1.7 Виноградная лоза в дизайне
1.8 Мотив виноградной лозы на фарфоре и керамике
ГЛАВА 2. Проектирование и выполнение композиции с символом виноградной лозы
2.1 Построение композиции
2.2 Материалы и инструменты, необходимые для росписи
2.3 Технология и порядок выполнения изделия и таблица браков
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Объектом данной работы является изображение растительного орнамента.
Предметом исследования является особенность развития, отличительные особенности в использовании изображения мотива виноградной лозы в декоративно-прикладном искусстве.
Целью представленной работы является изучение растительного орнамента и изображение мотива виноградной лозы. Создание на основе этого индивидуального проекта росписи.
Для достижения целей курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить источники информации.
2. Собрать иллюстративный материал.
3. Изучить собранный материал.
4. Выявить особенности данной темы.
5. Разработать варианты композиции.
6. Создать индивидуальный проект росписи.
7. Определить технологическую последовательность выполнения; материалы и инструменты, возможные дефекты росписи.
8. Выполнить изделие в материале – роспись декоративной вазочки.
Курсовая работа состоит из 2 глав, параграфов, введения, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА РАСПРОСТРАНЕННЫЙ МОТИВ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРНАМЕНТА
1.1 МОТИВЫ ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЫ
Орнамент (от лат. ornamentum — украшение) — узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов:
Геометрический орнамент может состоять из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др. Сложные орнаменты типа меандр, встречающиеся в искусстве Древней Греции, также можно отнести к геометрическому орнаменту.
Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т. п. (лотоса, папируса, пальмы и др.). Наиболее часто встречающийся у всех народов мотив "Дерево жизни", который может изображаться и как цветущий куст, и более декоративно обобщенно, является растительным орнаментом.
Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных. Иногда подобный орнамент называют звериным стилем. Декоративные изображения птиц и рыб также относятся к этому виду орнамента.
Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека.
Нередки в орнаментах сложные комбинации мотивов разных видов, например геометрических и растительных
Растительный орнамент самый распространенный орнамент после геометрического. Появление растительного орнамента исследователи относят к искусству Древнего Египта, но необходимо отметить, что самые древнейшие растительные элементы орнаментики были геометризированны. Для растительного орнамента характерны свои излюбленные мотивы, причем последние различны в разных странах, в разные времена. При создании такого рода орнамента все народы вдохновлялись местной флорой, заимствуя из неё относительно немногочисленные мотивы. Растительный орнамент использует многочисленные формы растений: листья, цветы, плоды, взятые вместе или по отдельности. Это художественная переработка разнообразных форм растительного мира. При стилизации усиливаются соответственно характеру растения все типические особенности его, и удаляется или ослабляется частное или случайное. Часто эти изменения настолько значительны, что первоначальный материал преображается до неузнаваемости. К наиболее распространенным растительным формам, с древнейших времен, относятся: акант, лотос, папирус, пальмы, хмель, лавр, виноградная лоза, плющ, дуб.
Чудодейственными свойствами наделяют виноград многочисленные любители, как самих ягод, так и прекрасных вин, которые из них получают. Но не только гурманы отдают должное этим сочным, солнечным ягодам, дарящим вкусовые наслаждение. Художники и дизайнеры часто вплетают мотивы из гроздьев и листьев винограда в свои произведения.
Виноград, Виноградная лоза – гроздья и ветви пользовались особым почитанием в античности и в средние века. Символ плодородия и жизни. Древа Жизни, а в некоторых традициях – Древо Познания. Иногда посвящается умирающим богам. Лоза с гроздьями винограда символизирует плодородие и страсть, дикая лоза – лживость и вероломство. В буддизме сплетенная лоза алчности и желания должна быть подрезана под самый корень. В христианстве Христос – истинная лоза, а последователи – ветви ее (Ев. от Иоанна, 15). Также она символизирует церковь и верующих. Изображенная как Древо Жизни с голубями, отдыхающими на его ветвях, виноградная лоза символизирует души, отдыхающие во Христе, и духовное плодородие. Лоза с колосьями хлеба символизирует евхаристию. В Египте виноградная лоза посвящена Озирису. В греко-римской традиции это дерево преимущественно считается символом Диониса (Бахуса), а также посвящено Аполлону. У евреев виноградная лоза символизирует народ Израиля как божьих избранников, а изображенная вместе с фиговым деревом – мир и изобилие. В шумеро-семитской мифологии посвящена Таммузу и Баалу и является атрибутом богини вина Гештинанны.
Мощный побег виноградной лозы всегда остается для человека примером неукротимой силы жизни. Растительные узоры, по старой русской номенклатуре травы, с незапамятных времен украшали глиняную посуду, рельефную поверхность изразца, складывались в орнамент росписи стен или узора ткани. Это происходило и по-прежнему происходит во всем мире. География не имеет значения. На Руси, например, мастера-травщики всегда легко объединяли родные яблочки, ягодки, листки, древки или кудрины с иноземным акантом, лотосом, пальметтой, виноградной лозой, усиком вьющегося плюща или душистого горошка, шишечкой хмеля.
В основе травки лежит плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки. Они по всей длине могут быть густо усеяны большими или малыми завитками, похожими на узкие листочки. Иногда листочки группируются вокруг небольших стебельков, иногда густо покрывают стебель, перемежаясь с тонкими короткими штрихами. Движение отдельных стебельков и листьев всегда подчинено плавному, но неукротимо мощному движению стебля.
Побег виноградной лозы – символ вечного возрождения живой природы – не теряет своей древней магической силы в декорах и орнаментах любой стилевой эпохи.
Неукротимо стремящийся в бесконечность виноградный усик чувствует себя комфортно и в покоях роскошного терема в традиционном русском духе, и в ампирной гостиной, а в современном интерьере он элегантно смягчит расчетливую сдержанность минимализма.
1.2 ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА В УБРАНСТВЕ ЦЕРКВЕЙ
Растительный мотив в церковном орнаменте изображает линию жизни, продолжающей образ Процветшего Креста Евхаристический образ лозы, олицетворяющей Кровь Жизнодавца, и хлебные колосья – источник образа хлеба, Его бессмертного Тела, – все это также запечатляется в стенных украшениях храма либо в резных венцах, озаряющих святые иконы. Растительный орнамент в украшении церквей можно увидеть в различных проявлениях: на иконах, на иконостасе, в наружной росписи храмов, на изразцах, виноградная лоза на наличниках. Богатым обрамлением наличников особенно отличаются Строгановские храмы.
Спас Лоза Истинная — редкий иконографический тип, изображающий Христа в соответствии с евангельскими словами: "Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь" (Ин.15:1), "Аз есмь лоза, вы же гроздие" (Ин.15:5). В ранних вариантах (XV век) Христос окружён лозой, в ветвях которой изображены Богородица, Иоанн Предтеча и апостолы (то есть евангельская фраза передаётся буквально). В более поздних (XVII—XVIII века) вариантах усиливается евхаристическое содержание, на лозе, вырастающей в руках или из прободённого ребра Спасителя, виноградная гроздь, которую Христос отжимает в потир. Из символико-аллегорической композиция превращается в дидактически-назидательную. В греческом варианте икона подписывается "Αμπελος", что, собственно и означает "виноградная лоза".
Сиропитательный дом купчихи Елизаветы Меведниковой
Открытый в Иркутске в 1838 г., он был первым в Сибири женским учебным заведением. Совет сиропитательного дома принял решение о заложении в центре главного его корпуса церкви во имя Пресвятые Богородицы всех скорбящих Радость. Почти 30 лет шел сбор средств на строительство церкви, которая была заложена 19 апреля 1890 г., а 15 марта 1892 г. освящена. Двухъярусный, редкий по красоте иконостас, отделявший алтарь от храма, вызывал восхищение своим декоративным убранством. Центральная часть его с царскими вратами и двумя боковыми проемами была выдвинута вперед. Пространственное решение иконостаса и величественность архитектурных форм его центра подчеркивали два клироса, оформляющие амвон. Деревянная основа иконостаса была декорирована пышной, с высоким рельефом резьбой. Виноградные лозы и гроздья, стебли и листья, крутые завитки, переплетаясь между собой, украшали кронштейны, карнизы, тяги, закомары, капители колонн, царские врата иконостаса и рамы икон, расположенных в его проемах.
Золоченое дерево резной части подчеркивало редкое по белизне фарфоровое украшение иконостаса, выполненное мастерами фарфорово-фаянсовой фабрики Переваловых.
Уникальна и удивительна по своим художественным качествам фарфоровая часть иконостаса: колонны и диски, декоративные элементы в виде треугольных деталей, "кокошники" отмечены сложным рельефным орнаментом с изысканным колоритом.
Величественный образ прекрасного иконостаса, сотворенный вдохновением и талантом мастеров прошлого, и сегодня поражает своей красотой. Качество исполнения, высокая эстетическая ценность делают иконостас ярким явлением в художественной жизни Сибири конца XIX века, явлением, в котором соединились стили разных исторических эпох и народов.
Внутреннее убранство Казанской церкви
Пятикупольный, трехпридельный храм, покрытый красной глазурованной черепицей, привезенной из Германии. Барабан центральной и малых глав украшен орнаменты из майолики. Сама кирпичная кладка служит важным декоративным элементом в общем "узоре" здания. Три портала были декорированы резьбой, выполненной по бетону с использованием мозаичных вставок. Здесь можно увидеть символические изображения евангелистов, виноградной лозы, птиц.
Виноградная лоза на кресте
Процветший Крест – это одно из древнейших изображений Креста, пришедшее к нам из древней Византии. Самым главным отличием Его являются две ветви с цветами, исходящие из основания Креста – они символизируют собой Воскресение. С типом процветшего креста связана история его Животворящего Древа. По преданию, дерево, послужившее материалом для Креста, выросло из адамова венка, который тот сплел перед смертью. Прутья для венка принес Адаму его сын Сиф, получивший их от райского Древа, из-за которого, в свое время, праотец был изгнан за стены Эдемского сада. После кончины Адама венок на его могиле пророс и превратился в могучее дерево. Через много лет бревно, вытесанное из него, попало к царю Соломону, не знавшему, куда применить его в строящемся Иерусалимском Храме. Царица Савская предсказала Соломону, что на этом брусе будет казнен его потомок — обещанный Мессия израильского народа. Испугавшись, царь велел утопить бревно в Силоамской купели, где оно пролежало до дней Христа. Придумывая мучительную казнь для Спасителя, иудеи достали отяжелевшее от времени Древо и заставили Иисуса тащить его на вершину Голгофы (Христос не раз в изнеможении падал под его тяжестью). После того, как стало известно, что Спаситель воскрес, Древо глубоко зарыли, чтобы не дать верующим поклоняться ему. В царствовании Константина, первого христианского императора, его мать св. Елена предприняла настоящее расследование для того, чтобы обнаружить святыню. После долгих поисков и допросов, один из иудеев признался, где они закопали Крест Господень. Но на указанном месте вместо одного были обнаружены сразу три креста (ведь рядом со Спасителем казнили еще двух разбойников): крест распятия и страстей Господних, процветший крест — Древо Жизни, крест воскресшего Спасителя.
Меровингское искусство
В Англии, Ирландии и Скандинавии, куда почти не дошла римская цивилизация, в VII—VIII вв. все еще преобладали варварские традиции и верования. Североевропейский орнамент состоял из спиралей, плетенок, узлов, образующих бесконечное кружево линий. Среди узоров возникали очертания зверей и птиц, фигурки людей и демонов. По представлениям варваров, обладая магическими свойствами, эти узоры защищали человека от нечистой силы. Такие орнаменты часто встречаются на рукоятях мечей, а также на страницах древних ирландских рукописей. На севере Европы было также развито искусство резьбы по камню. Надписями и различными изображениями украшали большие каменные кресты, которые устанавливали, чаще всего, на перепутьях. Для украшения крестов поначалу использовался орнамент из виноградных лоз, позднее в резьбе стали преобладать стилизованные изображения животных и птиц, вплетенные в замысловатые узоры.
1.3 ИЗДЕЛИЯ ИЗ МЕТАЛЛА С МОТИВОМ ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЫ
Ковка — механическая обработка металла, при которой нагретый металл уплотняется, сращивается и получает форму при помощи молота и наковальни. Ковка бывает ручная и механическая, отличающаяся только размерами выделываемых вещей. Сначала предмету дают только приблизительные размеры (заготовка болванок), а точные размеры он принимает в окончательной отделке.
Конец XIX — начало XX веков художественной жизни Москвы время своеобразное, сложное и противоречивое. В этот период с одной стороны продолжали издаваться произведения художественного металла в духе историзма (эклектики); с другой стороны уже в 90-х годах передовые художники Европы, которым перепевы старого надоели до оскомины, начинают энергичные поиски новых путей, новых форм. Эклектическому реставраторству они противопоставляют культ машины, техники, современных материалов.
Уникальна с точки зрения кузнечного мастерства мемориальная кованая ограда у захоронения Н. Л. Тарасова, выполненная по эскизам скульптора Н. А. Андреева. Следует отметить редкую графичность решения. Целостность и законченность композиций из металла в начале XX века, несомненно, идет от высокой культуры графики, которая в это время проявилась во многих видах искусства — гравюра, книжной графике, театральных декорациях, тканях. В этот период работали такие признанные мастера графического искусства, как Остроумова-Лебедева, Добужинский, Бакст, Бенуа. Многие художники работали как театральные декораторы. Именно графическими образами навеяно решение ранней работы Н. А. Андреева, тесно связанного в этот период, как и меценат Н. Л. Тарасов, с коллективом Московского Художественного театра.
Высокая кованая ограда из девяти прясел, очень легкая и ажурная, начинается от двух створок, как бы ворот, на которых даны профильные очертания иконописных фигур. "По своему почти ренессансному совершенству они заставляют вспомнить рублевские образы. Далее повторяются дважды идентичные мотивы: виноградные лозы с гроздьями, павлины, яблоки, олени. С противоположной стороны от входа изображено райское дерево, обвитое змеем, вверху — агнец. Всю эту композицию окружает солярный знак". Нетрудно угадать основную мысль замысла — попытку отобразить своеобразные райские кущи, в которые попадает душа согласно христианской религии. Решетка отличается высоким мастерством исполнения. Кузнецы с удивительной точностью воспроизвели рисунок Андреева, воплотив в металле легчайшие движения его пера.
Большим спросом изделия из кованого железа пользовались в эпоху готики. Например, часто ими украшалась мебель. Один из самых совершенных образцов готической эпохи — кованый декор дверей собора Парижской богоматери (вязь из виноградных листьев). Фигурные оковки дверей из церкви французского города Ганна можно увидеть в лондонском музее Виктории и Альберта, подобную же работу — в церкви св. Елизаветы в Марбурге (ФРГ). А в Англии сохранились ограда гробницы Элеоноры Кастильской в церкви Вестминстерского аббатства (одиннадцать панно, различные мотивы на тему виноградной лозы), ограда хора в Кентерберийском соборе. Много интересных решеток церквей в испанской провинции Каталония. В Руанском музее (Франция) имеется богатейшая коллекция ключей, дверных молотков и замков той эпохи.
Также довольно много изделий изображающих виноградную лозу изготовлено методами литья, тиснения и монтировки с последующей доделкой (гравировкой и др.).
Литьё — получение изделий (отливок) путем заливки в литейную форму обычно расплавленных материалов (металлов, горных пород, пластмасс, резиновой смеси и др.), которые после затвердевания в результате остывания или вулканизации приобретают конфигурацию внутренней полости формы. Для получения металлических отливок применяют более 50 способов литья: в песчаные формы, в кокиль, по выплавляемым моделям, центробежное, под давлением и др.
Тиснение — получение изображения давлением нагретой формы на переплетенную крышку, бумагу или картон; выполняется на позолотном прессе. Различают плоскоуглубленное и рельефное тиснение, которые могут быть бескрасочными и красочными (изображение образуется с помощью специальной красочной или металлизированной фольги, остающейся в углублениях).
Монтировка — сборка изделия из частей, различающихся по материалу или технике изготовления.
Гравировка — форма декорирования, в которой линии или точки вдавливаются в твёрдую поверхность, такую как металл или стекло, с помощью либо инструмента с алмазным наконечником, либо вращающегося абразивного колеса, либо воздействия кислотой.
Имя "Мастерских Комаи" широко известно в кругах коллекционеров японского антиквариата. Во всем разнообразии их изделий нуномэдзоган, выполненных на основе стали с использованием золота, серебра, меди, а также сплава сякудо виден неповторимый авторский стиль, который невозможно перепутать. Он состоит в нанесении на изделия (шкатулки, блюда, чаши, пагоды и т.п.) золотого рисунка в форме виноградной лозы. Сам авторский рисунок представляет собой яркую картинку по мотивам какой-либо легенды или исторического события, а вокруг нее стилизованный фон.
В 1841 г. мастер Комаи Отодзиро основал в Киото "Мастерские Комаи". Широко известными они стали в 1903 г. С этого времени до I Мировой Войны "Мастерские Комаи" регулярно принимали участие в международных выставках. До начала I Мировой Войны киотосский дилер Икеда Сэйсукэ способствовал распространению изделий и популярности мастерских, представляя их на выставках внутри и за пределами страны, хотя известно что в 1873 г. сам мастер Комаи Отодзиро уже продавал свои изделия иностранным туристам в Кобе. Мастерские Комаи были не совсем обычными мастерскими, так как полностью состояли из очень талантливых и именитых мастеров.
Произведения прикладного искусства, веками собиравшиеся в Троице-Сергиевом монастыре, имеют особую научную ценность, так как они представлены прекрасными образцами в непрерывной хронологической последовательности от XIII до XVIII в.
Ранним образцом московского искусства гравировки на металле лицевых изображений является прекрасно исполненная композиция поясного деисуса на потире (чаше для причастия) первой половины XIV в. вклада большого знатока и собирателя древнерусского прикладного искусства боярина Дмитрия Ивановича Годунова в конце XVI в. Изображение помещено на наружной стороне серебряной чаши, просвечиваемой через обрамляющую ее хрустальную чашу. Гравировка и здесь дает лишь основные контуры, без мелочной проработки деталей изображений. Скупыми средствами плавной линии мастер сумел передать большую выразительность фигур и лиризм сцены. Особенно хороша фигура архангела Михаила с легким наклоном кудрявой головы и красивыми изгибами складок одежд. Это как бы предшественник „ангела в круге" на миниатюре из знаменитого Евангелия начала XV в. (вклад боярина Богдана Матвеевича Хитрово). На поддоне чаши выгравирован орнамент в виде виноградной лозы с крупными листьями и гроздьями плодов. Сама чаша отличается некоторым техническим несовершенством — ее поддон слишком тонок и гибок, крепления металлических тяг, соединяющих верхний ободок со стояном, сделаны еще довольно примитивно, с помощью металлических штырей. Вмонтированная в потир хрустальная чаша, по-видимому, нерусской работы и была лишь приспособлена мастером, так как ее ручка не связана с назначением предмета.
1.4 ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА В ВЫШИВКЕ
Вышивка — искусство создания изображения, орнамента, декора на ткани с помощью нитей, бисера, жемчуга. Вышивка может производится по шелковой, хлопчатобумажной и шерстяной ткани, по бархату и парче. Существуют различные техники вышивки: крестом, гладью, петельным, стебельчатым или тамбурным швом, мережкой.
В экспозиции музея училища N 23 Барнаула представлены три текстильных экспоната с изображением мотива виноградной лозы. Это рушники, изготовленные в конце XIX в. Сейчас невозможно определить, были ли они изготовлены на территории Алтайского края, или принесены переселенцами из европейской части России. Мотив виноградной лозы не встречается в декоративно- прикладном искусстве коренного населения Сибири до начала XVIII в. До 60-х гг. XIX в. заселение Сибири шло преимущественно выходцами из северных губерний России. Для северорусской традиции этот мотив также не характерен. После 1865 г. на территорию Алтайского края начинается массовое переселение крестьян из южнорусских и украинских губерний. Они приносят с собой новые орнаментальные мотивы. Растительные элементы декора встречаются в восточнославянской вышивке начиная с XV в. (Богуславская, 1961), причем наиболее пышное развитие "цветочных" форм характерно для Украины. В России же ведущими мотивами были разнообразные деревья от самых простых до очень усложненныхВ народном искусстве XIX в. появляется значительное число растительных мотивов, изображаемых реалистически (василек, вьюнок, мальва, виноград, роза и многое другое). У русских растительные мотивы менее распространены, более стилизованы, причем часто используются не как самоцель (что характерно для украинцев), а для обрамления основного сюжета. Так, например, в резьбе по кости, в росписи и резьбе русских прялок и деревянной утвари растительные мотивы чаще всего обрамляют бытовые сценки из крестьянского быта.
На первом экспонате, который представляет собой домотканый рушник, вытканно изображение виноградной лозы. Узор представлен двумя орнаментальными полосами шириной 12 см каждая, расположенными по краям полотенца. В основе композиции стелющаяся ветвь винограда. В верхней части композиции четко просматриваются два целых виноградных листа с усиками. Нижняя часть состоит из чередования половинчатых виноградных листьев с крупными гроздьями ягод. Декоративный орнамент полос находится в одной цветовой гамме с основным полем изделия. Рисунок имеет ярко выраженную реалистическую форму и является полностью самостоятельным.
Следующий рушник так же имеет домотканую основу, но мотив виноградной лозы не выткан, а вышит. Ширина вышивки 47 см. Орнаментальная композиция делится на три части по вертикали. В верхней части композиции находится растительный орнамент: цветы лилии, кувшинки, камыш. Нижнюю часть композиции составляют пять кругов с вписанными в них листьями барбариса. Мотив виноградной лозы расположен в средней части композиционного рисунка и состоит из чередования листьев и ягод. Изображение виноградной лозы в данной вышивке стилизовано, чем очевидно и объясняется отсутствие усиков. Вышивка выполнена в технике "простой крест" красными и черными хлопчатобумажными нитками. Красный цвет является преобладающим, им выполнены листья и ягоды. Черный цвет использован для передачи стебля. Рисунок лозы, хотя и является частью композиции, носит самостоятельный законченный характер.
Третьим экспонатом, в декоративном оформлении которого использован мотив виноградной лозы, является рушник, сшитый из фабричного белого ситца. Орнаментальная полоса шириной 10 см, отделена от основного полотна вязаной вставкой. Виноградная лоза занимает все поле композиции без каких-либо дополнительных декоративных элементов. Изображение лозы передано определенным сочетанием и расположением листьев и ягод. Вышивка выполнена в технике "простой крест" хлопчатобумажными нитками трех цветов. Серым цветом изображена плеть, от нее вверх и вниз тянутся зеленые листья и красные ягоды. Мотив лозы отличается сильной стилизацией.
Один и тот же мотив виноградной лозы среди экспонатов коллекции музея выполнен в разной технике, с разной степенью стилизации, в составе сложной композиции и как самостоятельный орнамент. Разная техника исполнения и разные приемы передачи этого мотива позволяют сделать предположение о различной этнокультурной принадлежности создателей этих рушников. Точную этническую принадлежность данных рушников определить сложно. После реформы 1865 г. на территории Алтая осело много переселенцев из центральных и южных губерний России, с Украины и из Белоруссии. В результате длительного совместного проживания на небольшой территории этих родственных восточнославянских народов произошло смешение традиционных приемов декоративно-прикладного искусства. Данная работа нацелена на определение направления дальнейшего исследования и на постановку проблемы выделения различных этнокультурных компонентов и их атрибутацию среди экспонатов коллекции музея.
Вышивка гладью — вид вышивки, в которой стежки наносятся на ткань, заполняя полностью гладь полотна. В этой технике применяются различные виды швов и приёмов.
Отделанные кружевом и вышивкой, платочки приобрели всеевропейскую популярность – спрос на эти изысканные мелочи был очень высок. В контексте культуры XVII века надушенный кружевной платочек стал синонимом аристократизма, богатства и хорошего вкуса. А поскольку кружево чаще носили мужчины, то и платок во время празднеств и торжеств, придворные франты держали в руках ничуть не реже, чем дамы. В XVIII столетии платки в соответствии со стилем рококо начинают вышивать гладью.
Нежные белые, кремовые, чуть сероватые платочки, словно осколки огромного зеркала, отражали элементы декора мебели, росписи по фарфору, узоры обивочных тканей – все было выполнено в едином стиле. Вышивали на тонких тканях: кисее, муслине, батисте, газе. Эффект светотени, переход от выпуклых швов гладью (где использовались хлопковые или льняные нитки различной толщины) к сквозным швам (ажуры и стяги) создавал иллюзию трепетной подвижности гирлянд из виноградных лоз, переплетенных цветов и листьев, рокайльных завитков. До первой четверти XIX века мотив аллегорий, изображения птиц и зверей, а также "китайские" и "восточные" мотивы остаются главными в узорах декоративных платочков.
1.5 ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА В РЕЗЬБЕ И РОСПИСИ ПО ДЕРЕВУ
Резьба – вид декоративного искусства; способ художественной обработки дерева, камня, кости, терракоты, лака и других материалов путем вырезания. Резьба используется для украшения предметов быта, отделки зданий, создания произведения миниатюрной пластики.
Различают объемную, высокорельефную, плоскорельефную, выемчатую, контурную, сквозную и накладную резьбу.
Термином "объёмная резьба" определяется обычно мелкая трёхмерная скульптура. Объёмная обработка предусматривает создание пластически цельного произведения с разнообразными пластически-осязательными эффектами.
Для высокорельефной резьбы характерно сильное углубление фона, позволяющее достигать многоплановости композиции, выпуклости форм изображений, резкости и силы световых контрастов.
Плоскорельефная резьба даёт невысокий рельеф, носящий обычно силуэтный характер. Рельеф часто обрабатывается дополнительными порезками, моделирующими изображение. Разновидностью плоскорельефной резьбы является т. н. заоваленная резьба, в которой края вырезанного рисунка слегка закругляют ("заоваливают"), что позволяет достигать мягкости и сочности форм рельефа, а фон либо углубляют слабо, либо не углубляют вовсе.
Выемчатая (углублённая) резьба представлена двумя основными техниками – трёхгранно-выемчатой и скобчатой. Для трёхгранно-выемчатой резьбы характерен геометрический узор, для скобчатой – ногтевидные и лунообразные элементы орнамента. Декоративная выразительность выемчатой резьбы основана на сочетании графической чёткости орнаментальных форм с живописностью создаваемой ими светотеневой игры.
Контурная резьба – это резьба углублённых линий, декоративный ритм которых четко прослеживается на глади фона.
При накладной резьбе вырезанный рисунок накладывается на гладкую поверхность, что позволяет получать ровный фон без трудоёмкой его выборки.
Если говорить об этом методе обработки дерева, то вторая треть XIX в. дала необыкновенное множество примеров искусного оформления художественных рам, изготовленных методом резьбы. Именно к этому периоду можно отнести появление золоченых резных рам с декоративным убранством в виде виноградной лозы. Подобные рамы привлекают особое внимание зарубежных специалистов, так как традиционный для русского декоративно-прикладного искусства мотив виноградной лозы практически не встречается в орнаментах западноевропейских картинных рам.
В Италии XVI века был сделан стул из цельного дерева с резной спинкой, свадебный ларь, поставец венецианской работы, алтарь. Для изготовления этой мебели применялся орех коричневого тона, характерный для Италии материал, позволяющий мастеру достичь большого художественного эффекта. Мотивы резьбы были почерпнуты из наследия античного искусства. В свадебном ларе, очевидно, флорентийской работы, удивляет редкое единство формы и орнамента в виде виноградной лозы, которое отличало мастеров-мебельщиков Италии XVI – начала XVII века.
Мебель этой эпохи в своей конструктивной логике подобна архитектурным сооружениям. Алтарь решён в виде портала с колоннами, перевитыми виноградной лозой, с подиумом в нише для фигуры Богоматери — эти элементы архитектуры чрезвычайно характерны для мебели XVI-XVII веков. Особенно это ощущается в корпусной мебели, сделанной на юге Германии. Шкаф превращается в подобие двухэтажного здания, каждый этаж-ярус которого разделяется карнизом. Ярусы оформляются колоннами или пилястрами. Створки шкафов напоминают порталы или окна, увенчанные наличниками или фронтонами. Все эти архитектурные детали укрепляются при помощи клея и являются ещё, по сути, декорацией, скрывающей конструкцию шкафа, составленного из двух сундуков. Это впечатление усиливают и откидные сундучные ручки в виде виноградных лоз, на его боковых фасадах. Именно так сконструирован шкаф, украшенный капом (нарост на дереве, дефект древесины, дающий богатую красивую фактуру). Шкафы обязательно снабжались полками, и одежда в них хранилась в сложенном виде. Они могли служить также для хранения различной утвари.
Хохломская роспись по дереву, русский народный художественный промысел. Возник во 2-й половине XVII в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области – центр сбыта изделий хохломской росписи в XVIII – начале XX вв. Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях – алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне – синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи. Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. Распространены типы росписи – "верховая" (красным и чёрным на золотистом фоне) и "под фон" (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне). Датированные изделия с росписью "под фон", относящиеся к середине XIX века, почти единичны. В Нижегородском краеведческом музее находится дуга, помеченная 1857 годом. Ее роспись имеет композицию, широко распространенную при декорировании таких видов изделий: парные геральдические золотые львы у основания и розетка наверху у отверстия для прикрепления колокольчика. Основная часть поверхности дуги украшена орнаментом, напоминающим рисунки узорных тканей с золотистыми листьями и гроздьями винограда. Роспись исполнена рукой опытного орнаменталиста. Тщательно и тонко выписаны замысловатые изгибы виноградных лоз. И хотя роспись интересна своей затейливостью, однако в ней нет той смелости и свободы письма, которую мы особенно ценим в Хохломе. На более поздних дугах орнамент "под фон" исполняется уже в более непринужденной манере.
1.6 ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА В ГЕРАЛЬДИКЕ
Геральдика – учение о гербах, о правилах их составления и использования. Теоретическая и практическая геральдика систематизирует и приводит к единым смысловым и эстетическим канонам всю национально-государственную символику. Неразрывность понятий национальная и государственная проистекает из определения нации как народа, создавшего зависящую от него форму власти и имеющего в своем распоряжении собственную территорию, границы которой в той или иной мере признаются и уважаются другими нациями. Сохранение неизменных и признанных мировым сообществом смысловых связей между знаковыми звеньями при обретении этими звеньями национальной художественной формы позволяет рассматривать геральдику в качестве одной из знаковых систем конкретного народа, организованного в национальное государство.
Герб города Ташкент (1909 г.)
Описание: В золотом щите лазуревый волнообразный пояс, сопровождаемый, вверху и внизу, двумя зелеными опрокинутыми виноградными листьями. Щит увенчан золотою башенною о трех зубцах короною и окружен двумя золотыми виноградными лозами, соединенными Александровскою лентою.
Герб города Самарканд (1910 г.)
Описание: В лазуревом щите серебряный волнообразный столб, сопровождаемый по бокам двумя золотыми ветвями тутового дерева. В серебряной дамасцированной главе щита знак тамги (печати) Тамерлана, то есть три черных сдвинутых кольца. Щит украшен золотою башенною короною о пяти зубцах и окружен двумя золотыми виноградными лозами, соединенными Александровскою лентою.
Герб города Ужгород
Описание: В синем поле изображено, как из земли вырастают три золотые виноградные лозы, пересекающие друг друга, с тремя листьями и двумя кистями винограда на них.
Герб города Кутаиси (1870 г.)
Описание: В зеленом щите золотое руно, повешенное на ленте цветов Российской Империи. Щит увенчан золотою башенною, о трех зубцах короною, и окружен двумя виноградными лозами, соединенными Александровскою лентою.
Герб города Изюм (1781 г.)
Описание: "В золотом поле три виноградные лозы с плодами, показывающие самое именование сего города и что плод сей в окрестностях сего города родится".
Герб города Белгород-Днестровский
Описание: В червленом поле золотая виноградная лоза на подпорке, вырастающая из зеленой оконечности.
Герб города Инкерман
Описание: Красно-синий щит пересекают два узких шиповидных серебряных пояса. Поверх всего распятый на золотом якоре Святой мученик Климент в серебряном облачении с золотым нимбом. Щит увенчан золотой городской короной и украшен виноградной лозой с зелеными листьями и гроздьями винограда. Снизу щит украшен красной, подбитой золотом лентой с надписью "ИНКЕРМАН". Символика герба отражает древнюю историю города. Распятие над серебряными волнами повествует о мученической судьбе одного из величайших проповедников христианства Святого Климента, сосланного согласно преданию в инкерманские каменоломни в I в. н. э. За свои проповеди по приказу Римского императора Трояна Святой Климент был привязан к якорю и утоплен в море. Во имя Святого, одинаково почитаемого как восточным, так западным христианским миром в Инкермане был основан и ныне возрожден Свято-Климентовский монастырь. Виноградная лоза символизирует виноделие, издавна процветающее на земле Инкермана. Инкерманский завод марочных вин, славящийся своим искусством превращать перебродивший сок солнечной ягоды в непревзойденный напиток, достойно продолжает славные традиции крымских виноделов. Красный цвет символизирует мужество, самоотверженность, жизнеутверждающую силу, подвиг. Синий цвет отражает красоту, величие, искренность и славу. Белый цвет символизирует мудрость, чистоту и веру.
1.7 ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА В ДИЗАЙНЕ
Стиль французского королевского двора эпохи Людовика XV. Стиль изысканный и утончённый. Излюбленный мотив – рокайль (по-французски "rocaille" означает раковина или завиток). Популярны цветочные мотивы. Для стиля рококо характерен мелкий цветочный узор и нежные пастельные цвета. Начинается увлечение фарфором и китайщиной (шинуазри). В это время устанавливается оживленная торговля со странами Дальнего Востока. На европейский рынок попадают изделия из лака, фарфора, шелка, что формирует вкус к экзотике. Товар этот дорог и доступен немногим, но пользуется большим спросом. Это приводит к появлению дешевых подделок лаковых изделий и бело-синего китайского фарфора династии Мин в европейских странах. Вначале они достаточно близки к восточным прототипам, но постепенно все больше отходят от оригинала и создают стиль шинуазри.
Для декора рококо характерны текучие асимметричные изгибы, намеренно антиклассичные, вдохновленные китайскими и индийскими первоисточниками. Так называемые "причудливые" узоры сочетают необычные изображения удлиненных бутонов, зонтиков и насекомых. Китайские элементы в виде фигурок и зданий фигурируют в рисунках тканей этого периода. Декораторы отходят от узоров, плотно заполняющих всю поверхность. Большая часть фона обычно не украшается, рисунок становится как бы прозрачным, живописно и часто асимметрично покрывающим ткань. Модным мотивом становятся цветущие китайские деревья, хрупкие стволы которых украшают ленточки в постоянном движении и цветочные охапки, падающие на них. Появление этих связок вызвано влиянием художника и декоратора стиля рококо Жана-Батиста Пиллемана. Он напечатал более двухсот гравюр, иллюстрировавших китайские орнаменты, в частности цветы в китайском стиле, которые служили для печатных шелков и ситцев. Цветочные мотивы развиваются в сторону натурализма, соединяют разнообразные цветки, виноградные лозы, деревья, вазы, шелковые ленты или сцены с фигурами. К концу периода рококо "индийский" мотив вводит из расписных и печатных хлопковых тканей рисунки лепестков цветов, обрамленных папоротником, узор индийского "древа жизни".
Изображение виноградной лозы с гроздьями винограда часто использовалось в древней Корее в декоре мебели, одежды и кухонной утвари потому, что виноград символизирует плодородие и изобилие, а лоза – долгую жизнь. В керамике и других изделиях эпохи Корё (918-1368), популярен мотив детей, играющих среди виноградных гроздьев. Впервые образ винограда появился в корейском искусстве во времена Объединенного Силла (668 – 935), предположительно под влиянием китайских мастеров эпохи Тан, которые тесно общались с западными странами.
Этот стиль, вдохновленный средним классом, был рожден в Австрии в период между Венским Конгрессом (1815 г.), перечертившим карту Европы на консервативных принципах, и революцией 1848 года. Внезапно Вена становится ведущим городом в Европе, также в области моды и искусства. Стиль "Biedermeier" выражает образ жизни среднего класса той эпохи. Ему не свойственен героизм и монументальность, напротив — безопасность, интимность и комфорт. Бедермейер характеризует умеренность, функциональность и чрезвычайная простота, подходящие для маленьких зданий без показной роскоши. Интерьер украшен изящно расцвеченными и скомпонованными обоями. Окна оформлены легкими муслиновыми занавесками и более тяжелыми занавесами с бахромой кисточками по краям. Большие ковры создают цветовые пятна, цветы используются всюду: в тканях, картинах и аксессуарах. Мебель характеризована геометрическими формами и изогнутыми линиями, компактными размерами, удобством, элегантностью, упрощенным декором. Дизайн демонстрирует свободу воображения. Наиболее популярна древесина местных пород: вишня, клен, береза, грецкий орех и плодовые. Светлые поверхности украшены черным деревом, цветной древесиной. Наиболее типичные мотивы — маленькие пальмы, рога изобилия, усики виноградной лозы, цветы и крылья. В меблировке этого периода преобладают: диван, обычно прямоугольный с прямыми или саблевидными ножками или прочной подставкой с двумя спиральными ножками. Появляются различные модели стульев с изогнутыми или ажурными спинками с маленькими колоннами. Другой типичный элемент — маленькие стеклянные серванты для демонстрации безделушек, сувениров и фарфора. Столы маленькие, легкие, простые в передвижении. Этот стиль был очень популярен в северной Европе. Он оказал сильное влияние на мебель Скандинавии и России.
Стиль Возрождения – жизнеутверждающий стиль. Здесь нет места мистическим порывам души! Ренессанс – синоним духа свободы и веры в безграничные возможности человека. Он поражает своей красотой и пышностью, любовью к природе и миру, в центре которого стоит человек. Большие пространства, высокие потолки, закругленные своды, отделка резным деревом, самоценность и относительная независимость каждой отдельной детали, из которых набирается целое. Главные цвета – синий, алый, желтый и коричневый. Много декора – скульптуры, бюсты, рельефы, роспись с эффектом объема, деревянная резьба, растительный орнамент, бархат и шелк, большие вазы с цветами, картины и зеркала в массивных рамах. Оформляя дом в этом стиле, не забудьте про фарфор, венецианское стекло, декоративные ткани. Мебель, используемая в стиле Ренессанс, немного тяжеловесна, грубовата по форме, что компенсируется богатством мозаичных композиций из тонко напиленных пластинок черного дерева и слоновой кости, которыми украшены крышки небольших столов, дверки, ящички и шкатулки. Мотивы мозаичных орнаментов – это вьющиеся усики, виноградная лоза, стилизованные листья, гирлянды, венки, а также музыкальные инструменты, пейзажи, натюрморты и архитектурные виды.
Разнообразно в 1907-1912 гг. были оформлены интерьеры усадебного комплекса "Голубая роза". В сюжетике внутренних росписей, как и снаружи, преобладали цветы, растения и фрукты, иногда в античной трактовке, лишь в гостиной шел фигуративный фриз — женщины в длинных одеждах несли блюда с фруктами на вытянутых руках. Одну из основополагающих тенденций в искусстве эпохи символизма к формированию полноценной художественной среды, в которой нет незначительных деталей, обнаруживали и другие элементы внутреннего декора. Кайму занавесей в главной гостиной украшали аппликации по рисункам Кузнецова, стекла дверей и окон, стены многих комнат и даже туалета были расписаны орнаментами.
Декоративно богатым было и оформление второго сооружения усадьбы — дома садовника, расположенного к западу от дома и соединенного с оранжереей. На его аттике располагались барельефы А.Т.Матвеева, а высокую печную трубу обвивала полихромная майоликовая виноградная лоза, усыпанная гроздьями нежно-розовых плодов его же работы. Кроме того, стены оранжереи, опоры садовых скамеек, парапеты садовых лестниц были украшены многочисленными орнаментальными изразцами, исполненными в мастерской Ваулино, главным образом, по рисункам или моделям М. А. Врубеля.
Павильон 13 "Здоровье" (1939) – построен как павильон Армянской ССР. Своды арок украшает лепной орнамент в виде виноградной лозы, оконные рамы заполнены витражами с узорами из золоченых виноградных лоз и плодов. В настоящее время в павильоне можно найти широкий ассортимент лекарственных препаратов и медицинских средств, для поддержания здоровья человека.
1.8 МОТИВ ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЫ НА ФАРФОРЕ И КЕРАМИКЕ
Керамика (греческое — гончарное искусство, от слова keramos — глина) — это изделия, которые производятся путем спекания глин и смесей глин с минеральными добавками. Керамика распространена в быту (посуда, фигурки из керамики, вазы, картины), она применяется в строительстве, в искусстве. Можно выделить основные виды керамики: терракота, майолика, фаянс, фарфор.
Терракота (от итал. terra — земля, глина и cotta — обожжённая) — керамические неглазурованные изделия из цветной глины с пористым строением. Применяется в художественных, бытовых и строительных целях. Из терракоты изготавливается посуда, вазы, скульптура, игрушки, изразцы, черепица, облицовочные плитки и архитектурные детали.
Майолика (от итал. Maiolica — Мальорка) — разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины с использованием расписной глазури. В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения.
Фаянс (фр. faience, от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс), керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники, унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Для изготовления фаянса применяются те же материалы, что и для производства фарфора (меняется лишь соотношение компонентов), и сходная технология (различия в режиме обжига).
История керамики разнообразная и очень интересная. Когда человек научился обрабатывать глину, он начал изготавливать посуду. Все керамические изделия делаются из глины, но из разных сортов глины, с различными добавками, поэтому они выглядят такими разными. С самых древнейших времен человек изготавливает изделия из керамики, произведения искусства, посуду. В развитии художественной керамики было сделано много замечательных открытий. Люди экспериментировали с сортами глин и примесей, с приемами формовки и обжига, украшения изделий. В стремлении получить тонкую, красивую, прочную керамику, производители из разных стран делали похожие изобретения.
Керамическое искусство Кореи ведет свое начало от неолита. Особенно большие успехи были сделаны в период трех государств. До нас дошли многие керамические изделия государства Силла – это предшественники знаменитого голубовато-зеленого селадона, глазурованной керамики. Техника изготовления селадона и белого фарфора была заимствована из Китая и достигла небывалого расцвета в XI в. при династии Корё. Гончарные мастерские и печи для обжига и сушки находились под контролем королевского двора; проводились опыты по освоению технологии разных школ китайской керамики. Постепенно керамика Корё избавилась от китайского влияния и обрела свои самобытные черты. При производстве селадоновых изделий стали применять различные техники: наносили рисунок, инкрустировали белой или черной пастой на вырезанном на глине рисунке, делали подглазурную роспись, при которой рисунок наносили на поверхность окислом железа и обжигали вместе с глазурью, применяли технику пунчхон, допускавшую использование инкрустации и штамповки.
В период Чосон стали особенно популярны изделия из фарфора. Первоначально они были гладкими и без узора. В середине ХV в. был открыт способ производства и стал выпускаться в больших количествах белый фарфор с подглазурным узором. Такую подглазурную роспись стали наносить с помощью синего кобальта, а также окислами меди и железа. Излюбленные мотивы росписи корейского белого фарфора – это дерево сливы с сидящими на нем птицами, виноградная лоза с гроздьями, сосны, бамбук и орхидеи, а также пейзажи. Позднее появляются стилизованные изображения десяти предметов, являющихся символами долголетия – сипчансэн, а также волн, рыб, драконов, облаков и т.п. Фарфор периода Чосон отличается ослепительной белизной, изяществом формы и особой плотностью черепка.
Ича́н-Кала́ (узб. Ichan Qa’la) имя, которым принято называть сохранившийся до наших дней внутренний город древней Хивы (в Узбекистане), знаменитой своей архитектурой и историей. Возводимые в течение столетий (самые древние памятники архитектуры относятся к XIV веку) крепостные сооружения и дворцы, мечети и медресе, мавзолеи и минареты, караван-сараи и бани превратили Ичан-Калу в своеобразный город-памятник, город заповедник которым он стал официально с 1968 года.
Майоликовая облицовка Хивы имеет собственный стиль, выполнена в основном в приглушенных тонах от темно синего до голубого и белого, иногда со штрихами коричневого цвета. Только один из традиционных геометрических узоров Бухары и Самарканда – пятиконечные звезды в пятиугольнике – использовались в Хиве. В Хивинских узорах чаще всего присутствуют растительные мотивы – вьющаяся виноградная лоза и листья.
Зеленые фарфоровые блюда и тарелки были чрезвычайно популярны в Англии и Франции в XIX веке, они производятся и сейчас. Чаще всего в мотиве присутствуют листья и виноградная лоза, однако встречаются и другие растения.
С давних пор Ростов Великий известен как город русской старины. Дух давно прошедших лет хранят в себе его стройные величавые храмы, памятники живописи и прикладного искусства. Среди произведений декоративно-прикладного искусства, хранящихся в Ростово-Ярославском музее-заповеднике, видное место занимает художественный фарфор. Среди изделий завода Корниловых встречается не только отдельная посуда, но и сервизы. Чайный сервиз, относящийся к третьей четверти 19 века: форма предметов очень сложна, мелкие детали выполнены в виде виноградных лоз и кореньев.
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ С СИМВОЛОМ ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЫ
2.1 ПОСТРОЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ
Решение взять тему виноградной лозы взято из-за наиболее широкого распространения, разновидностей стилистического изображения мотива и его древнейшей истории.
Для разработки эскиза было подобрано и изучено множество решений исполнения мотива виноградной лозы в различных материалах. После изучения было принято решение создать наиболее эстетичный и лаконичный в исполнении эскиз. Также решено отказаться от изображения ягод и гроздьев винограда вместе с лозой потому, что на сегодня подобные исполнения являются из раздела клише.
При довольно строгих требованиях современности в декоративно-прикладном искусстве – сохранено первичное виденье природных особенностей, стилистики и особенности данного орнамента.
2.2 МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РОСПИСИ
1. Чистое изделие
2. Образец, с которого снимается калька.
3. Игла для прокалывания кальки.
4. Калька.
5. Припорох и припорох.
6. Стеклянная палитра для разведения красок.
7. Скипидарница и маслёнка для скипидарного масла.
8. Шпатель.
9. Чистая техническая салфетка.
10. Поролон для выполнения крытья.
11. Кисть для керамических красок № 2.
12. Кисть пестрёнка для работы с препаратом жидкого золота.
2.3 ТЕХНОЛОГИЯ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ
После окончательного решенного варианта композиции, начата работа в материале. Изначально снята и проколота калька с образца. Затем подобраны краски и выполнены красочные пробы. После подбора красок, были выполнены элементы "листья" методом крытья, поролоном, смесью 109(ярко-зелёная) и 876(болотная) в соотношении 1:1. Также выполнен элемент "ветка", кистью № 2, краской 823(светло-коричневая) и утемнена для придания рельефа 97(коричневая). После изделие подписано и подготовлено к обжигу и поставлено в муфельную печь. После обжига выполнена доделка изделия препаратом жидкого золота. Выполнение производится кистью пестрёнкой для жидкого золота. Прорисовываются прожилки на элементе "листья", рельеф на "ветке" и побеги виноградной лозы. А также орнамент на горлышке изделия и в завершении отводки по верху орнамента и по краю горлышка изделия. Изделие подготовлено к обжигу и поставлено в муфельную печь.
№ п/п | Вид Брака | Причина возникновения брака | Способ устранения брака | Приме-чания | |
до обжига | после обжига | ||||
1. | Изменение тона краски. Элемент "листья" и "ветка" | 1.1 Загрязнение красок при нанесении их на изделие. Использование кистей, палитр и других принадлежностей, загрязнённых какой-либо краской. | Стереть. При переходе в использовании с одной краски на другую – тщательно промыть инструменты и другие приспособления. | Неустраним | |
1.2 Несоответствие режима обжига. Обжиг должен проходить в окислительной среде, так как в восстановительной среде красящие окислы восстанавливаются и краски изменяют свой первоначальный цвет или вообще обесцвечиваются.. | Неустраним | ||||
1.3 Несоответствие составов глазури и красок, вызывающее растворение красок при обжиге с образованием слабо окрашенных или совершенно бесцветных силикатов. | Неустраним | ||||
1.4 Высокая температура обжига, вызывающая разрушение отдельных красителей с изменение цвета или растворение красителя в расплавленном флюсе с образованием слабо окрашенных или совершенно бесцветных силикатов. | Неустраним | ||||
2. | Сухость краски. Элемент "листья" и "ветка" | 2.1 Нанесение краски излишне тонким слоем. | Стереть. Нанести краску на изделие достаточным слоем. | Нанести повторно слой краски. | |
2.2 Недостаточное содержание скипидарного масла. | Стереть. Добавить в краску скипидарное масло и выполнить работу заново. | Нанести слой краски снова с добавлением скипидарного масла. | |||
2.3 Недостаточное содержание флюса в краске. | Стереть. Добавить в краску флюс. | Неустраним | |||
2.4 Низкая температура обжига, вследствии чего флюс не может полностью расплавится и придать краске необходимый блеск. | Обжечь изделие повторно. | ||||
2.5 Воздействие паров муфеля на краски, из-за плохой просушки муфеля или попадания в него дымовых газов через трещины в стенках муфеля. | Возможен повторный обжиг изделия. | ||||
3. | Потёки. Элемент "листья" и "ветка" | 3.1 Излишне большое количество в краске скипидара и масел. | Стереть. Добавить в краску сухой краски или приготовить краску заново и выполнить работу повторно. | Неустраним | |
4. Элемент "листья" и "ветка" | 4.1 Нанесение слишком толстого слоя красок. | Стереть. Нанести краску на поверхность равномерным и менее плотным слоем. | Неустраним | ||
4.2 Избыток или несоответствие содержащихся в краске флюсов. | Неустраним | ||||
5. | Вскипание или вспучивание красок. Элемент "листья" и "ветка" | 5.1 Нанесение толстого слоя красок. | Стереть. Нанести краску на поверхность равномерным и менее плотным слоем. | Неустраним | |
5.2 Быстрый подъём температуры при обжиге, в процессе которого происходит выгорание органических соединений, с образованием большого количества газообразных продуктов. | Неустраним | ||||
6. | Недожёг. Элемент "листья" и "ветка" | 6.1 Низкая температура обжига. | Обжечь изделие повторно с соблюдением температурных режимов. | ||
6.2 Недостаточная продолжительность обжига. | Обжечь изделие повторно с учётом необходимой продолжительности обжига. | ||||
7. | Помарки и царапины на поверхности изделия. | 7.1 Небрежность живописца при работе с изделием. | Стереть. Нанести рисунок заново. | Неустраним | |
7.2 Недостаточная подсушка изделия перед транспортировкой. | Соблюдать аккуратность. | Неустраним | |||
7.3 Небрежное отношение с изделием транспортировке и других операциях. | Соблюдать аккуратность. | Неустраним | |||
8. | Несоответствие образцу. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Объектом данной работы являлось изображение растительного орнамента.
Предметом исследования — особенность развития, отличительные особенности и использование мотивов виноградной лозы в декоративно-прикладном искусстве.
В ходе проделанной работы задачи были выполнены, благодаря этому цель курсовой работы была достигнута.
В соответствующих разделах курсовой работы дана полная информация на поставленные вопросы и определённые задачи:
Была сформирована цель курсовой работы — изучение растительного орнамента и изображение мотива виноградной лозы, создание на этой основе индивидуального проекта росписи.
Были выявлены источники информации, изучены основные сведения и изобразительные мотивы темы. Благодаря чему было принято решение отказаться от изображения ягод и гроздьев винограда. На сегодняшнее время создано множество изображений виноградной лозы, и большинство из них нарисовано с гроздьями или ягодами винограда. Причём подобный вариант настолько часто встречается, что приобретает статус клише.
Разработаны варианты композиции создан индивидуальный проект росписи.
Определена технологическая последовательность выполнения; материалы и инструменты, возможные дефекты росписи.
Выполнена роспись декоративной вазочки – виноградная лоза.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
геральдика. Ру
farfor-vip.ru
rostmuseum.ru
wikipedia.org
kunstkamera.ru
rus-expo.com
archi.ru
ujutportal.com
salon.by
gift-gallery.ru
japproart.ru
protoart.ru
lejardin.ru
artclassic.edu.ru
troitsa-horoshevo.ru
orthodoxy.ru
vsp.ru
artprojekt.ru
silaev-ag.ru
artgorizont.com
artantique.ru
ceramics.ru