- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 4,73 Мб
Витражная роспись по стеклу
Введение
Каждый день нашей жизни мы сталкиваемся со стеклом: дома, на работе, в магазине. Но мало кто задумывался над тем, как появился столь обыденный для нас предмет.
Роспись стекла это невероятно прекрасное искусство, оно давит нашей душе положительное, словно из цветных стеклышек восприятие мира.
Витраж (фр. vitre – оконное стекло, от лат. vitrum – стекло) – произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
С давних пор витраж использовался в храмах.
В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент.
В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, и в так называемых окнах «розах». В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле, применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу.
В России витражи существовали ещё в XII веке, однако они не были характерным элементом убранства интерьеров русских домов.
Они поражали своим величием и насыщенностью. Стоит заметить, что витраж для людей в те времена играл, также сильную идеологическую роль.
Рис.
Рис.
Сейчас же роспись стекла и витраж распространились и доступны каждому, множество талантливых художников работают в этой сфере.
Например – работы Оксаны Васильевой не могут не склонить нас к рассмотрению этих возвышенных и в то же время очеровательных произведений:
Рис.
Флористика нежно переплетается с архитектурными мотивами . Краски яркие насыщенные. В произведениях Оксаны Васильевой также присутствуют и сказочные мотивы смотрите в приложении №1.
Однако же вернемся к корням этого вида искусства – в 1820-е годы увлечение в России рыцарскими романами и подражания в зодчестве готической средневековой архитектуре сформировали в России моду на витражи. Их называли тогда «транспарантными картинами» (от французского transparent – прозрачный). В России не было практики изготовления разноцветных стекол для окон. В Западной Европе в это время витражное искусство находилось в стадии становления после долгого периода забвения, который привел к потере многих секретов ремесла. Мастера придворных стекольных предприятий разных стран Европы работали над восстановлением старых и поиском новых рецептов окраски стекол, разрабатывали составы для росписи, совершенствовали технику соединения стекол между собой. В этот «восстановительный период» Европа ещё не могла поставлять витражи на внешний рынок. Поэтому для украшения зданий России из-за границы привозили не работы мастеров XIX века, а старинные средневековые произведения. Так, в окна здания Царскосельского Арсенала, предназначенного для хранения коллекции оружия Николая I, были вставлены витражи XV-XVII веков, в том числе немецкие и швейцарские. Вот примеры витражей XV-XVII веков:
Рис.
Витражи эти расположены на втором этаже Эрмитажа.
Также смотрите продолжение в приложении №2.
Раз мы начали вести речь о Эрмитаже, значит стоит вести речь о витражах Санкт-Петербурга:
Николай I проявлял к транспарантным картинам большой интерес и желал распространить их в России, прежде всего в столице империи –
С.-Петербурге. В первую очередь витражи появились в императорских дворцах. Так как российские придворные заводы в этот период ещё не были в состоянии производить подобные изделия, они отбирались из музейных коллекций, например из собрания древних готических стекол, хранившихся в Эрмитаже. Витражи в этот период стали главным элементом, формировавшим «готический стиль» русского интерьера – той изюминкой, благодаря которой на любом помещении появлялся налет европейского средневековья. Стоимость «готических окон» в то время была невероятно высока. На всероссийской мануфактурной выставке 1839 года «картина в 61 стекло» завода М. Ф. Орлова вызвала восторженные отзывы как «изящнейшее изображение» и была оценена в 6 тысяч рублей. Мало кто мог себе позволить приобрести такие дорогие вещи. Так как витражи в это время вызывали в Петербурге повышенный интерес публики, на них приезжают смотреть как на чудо.
Владельцы частных стекольных заводов пытались изготавливать витражи. Результат, как правило, не оправдывал вложенных усилий. Незнание рецептов керамических красок, технологии обжига, дороговизна импортных материалов, отсутствие необходимого оборудования сводили все старания на нет: либо опыты были неудачными, либо стоимость стеклянных картин оказывалась чрезмерно высокой, и дело не приносило выгоды. Опыты предпринимались на заводах М. Ф. Орлова, Н. А. Бахметева, Мальцовых, П. М. Воробъева. Результаты их деятельности до нас не дошли.
И тут же в мое сознание влетает желание рассказать о – имитации витражей:
Пока одни бились над секретами изготовления витражей, другие осваивали рынок, выпуская на него «подделки»: расписывали оконные стекла недолговечными масляными красками, или клеили на окна бумагу с рисунками и тем имитировали разноцветные витражи. Императорский стеклянный завод по воле Николая I также оказался вовлечен в процесс освоения нового для России ремесла. На этом придворном предприятии первоначально изготавливали одноцветные стеклянные пластины без росписи. Поэтому витражи этого завода первоначально представляли собой набор однотонных стекол, образующих в оконном переплете простой геометрический узор. Так, в церкви Св. Александра Невского в Александрии (1831-1833); проект К. Ф. Шинкеля; арх. А. Менелас, И. Шарлемань), первые разноцветные розы над порталами были сделаны в 1833 году и напоминали калейдоскопическую мозаику. Такие примитивные витражи были распространены в русских интерьерах на протяжении всего XIX века, однако, они мало походили на своих прародителей – тысячецветные окна в каменном кружеве готических соборов.
История витража богата, история витража увлекательна, она насыщенна и миллионы лет назад стекло образовалось из раскаленной лавы вулкана, вырвавшейся на поверхность. Такое стекло получило название «обсидиан» и было очень темным и мутным, Человеком стекло было получено гораздо позже и, если верить легенде, совершенно случайно: однажды финикийский торговый корабль, застигнутый сильной бурей, вынужден был бросить якорь в небольшой бухте. Усталые и озябшие моряки вышли на берег и стали искать, где бы развести костер, чтобы сварить себе похлебку и согреться. Берег был песчаный, и нигде не было видно камней, на которые можно было бы поставить котел. Тогда одному из моряков пришло в голову: нельзя ли вытащить из трюма корабля глыбы соды, которую везли на продажу, и на эти глыбы поставить котел?
Рис.
Соду в те времена применяли при стирке белья, а также она нужна была суконщикам для смягчения шерсти. Так вот, на эти-то содовые глыбы и поставили финикийские моряки котел с водой. Костер получился на редкость удачный. Моряки сытно поели и легли спать. Утром, собираясь в путь, один из них разбросал тлеющие остатки костра. Вдруг он заметил в золе какие-то блестящие кусочки. Они не были похожи ни на дерево, ни на металл, ни на глину, ни на камень. Таких странных светлых кусочков не видел до тех пор ни один финикиянин. Это новое загадочное вещество и было стеклом: сплавом берегового песка с содой.
Эта замечательная легенда была прочитана мной еще в раннем детстве, возможно именно она и сыграла свою ключевую роль в выборе профессии и желании создать дипломную работу «Сотворение мира», которая переливается на солнце многочисленными оттенками благодаря соединению красок со стеклом. Волшебство искрящегося, переливающегося стекла манит и завораживает из поколения в поколения. Волшебство росписи по стеклу – бесценно.
Мои картины «Сотворение Мира» или «Выше неба» это одна из категорий эстетики, характеризующая прекрасное в искусстве росписи по стеклу.
Это возвышенное
Возвышенное у Бёрка к примеру – это то, что «так или иначе способно вызывать представление о страдании или опасности, то есть всё, что так или иначе ужасно».
В статье «О Лаокооне» (1798) Гёте утверждает мысль о том, что содержанием произведения искусства должен стать предмет изображения в наивысший момент своего развития, способный вознести дух человека над ограниченностью действительности.
Аналитика прекрасного и возвышенного представлена у Канта в «Критике способности суждения» (1790). Сущность возвышенного содержится в его величии. Чувство возвышенного – это чувство удовольствия, связанного со страхом. Миру интересно возвышенное. Возвышенное не отемлимая часть мира.
1. Художественно-образное решение дипломной работы «Сотворение Мира»
Дипломную работу «Сотворение мира» или же второе название «Выше неба»
Я сделала соединив библейские догмы и сакральную символику.
Изначально картин было семь как и семь дней, но вынуждена была урезать две из-за приказа руководителей диплома. Но в любом случае и в пяти этих картинах смысл распознан.
Итак :
Картина первая:
Рис.
Как и первый день библии. Первая земля, над землей первейший земной свет…
По библии:
«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля была пуста и безлика, тьма была над бездной, и Дух Божий парил над водами.
Бог сказал: «Да будет свет», – и появился свет. Бог увидел, что свет хорош, и отделил его от тьмы. Бог назвал свет днем, а тьму – ночью. Был вечер, и было утро – день первый».
Картина вторая, как по второму библейскому дню, вода земная и вода небесная.
Из библии:
«И сказал Бог: «Да будет свод между водами, чтобы отделить воду от воды». Бог создал свод и отделил воду под сводом от воды над ним, и стало так.
Рис. Бог назвал свод небом. Был вечер, и было утро – день второй.
И сказал Бог: «Да соберутся вместе воды под небом, и да появится суша», и стало так. Бог назвал сушу землей, а собранные воды назвал морями и Бог увидел, что это хорошо.
Рис.
«Да произведет земля растительность: растения с их семенами и различные виды деревьев на земле, которые приносят плод с семенем внутри», – сказал Бог, и стало так. 12 Земля произвела растительность: разные виды растений, приносящих семя, и все виды деревьев, приносящих плод с семенем внутри. И Бог увидел, что это хорошо. 13 Был вечер, и было утро – день третий.»
И Бог сказал: «Да будут светила на небесном своде, чтобы отделять день от ночи, и пусть они служат знаками, чтобы различать времена, дни, и годы, 15 и пусть они будут светильниками на небесном своде, чтобы светить на землю». И стало так. Бог создал два великих светила – большое светило, чтобы управлять днем, и малое светило, чтобы управлять ночью, а также Он создал звезды. Бог поместил их на небесном своде, чтобы они светили на землю, управляли днем и ночью и отделяли свет от тьмы. Бог увидел, что это хорошо. Был вечер, и было утро – день четвертый.
«
Рис.
Эта картина не вошла в дипломный проект, здесь она в качестве дополнения. Символ четвертого дня на картине шестого дня (Адам Ева и тварей земных и водных)
Рис.
Бог сказал: «Да наполнится вода живностью, и да полетят над землей по небосводу птицы». Бог создал огромных морских чудищ, разные виды движущейся живности, кишащей в воде, и разные виды крылатых птиц. И увидел Бог, что это хорошо. Бог благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте воды в морях, и пусть птицы множатся на земле».
.
Рис.
Эта картина тоже здесь в качестве дополнения.
Был вечер, и было утро – день пятый . И сказал Бог: «Да произведет земля разные виды живности: скот, пресмыкающихся и диких зверей», и стало так. Бог создал разные виды диких зверей, и скота, и все виды пресмыкающихся. И увидел Он, что это хорошо.
Потом Бог сказал: «Создадим человека – Наш образ и Наше подобие, – пусть он царствует над рыбами морскими и птицами небесными, над скотом, над всей землей и над всеми пресмыкающимися».
Так Бог сотворил человека по образу Своему, по образу Божьему Он сотворил его; мужчину и женщину Он сотворил их.
Бог благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь; наполняйте землю и владейте ею. Царствуйте над рыбами морскими, и птицами небесными, и над всеми пресмыкающимися».
Затем Бог сказал: «Я даю вам все растения с семенами по всей земле и все деревья, дающие плод с семенем внутри; они будут вам в пропитание. И всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всем пресмыкающимся – всем, в ком дышит жизнь – Я даю в пищу всякую зелень». И стало так.
Бог посмотрел на все, что Он создал, и все было очень хорошо. Был вечер, и было утро – день шестой. Адам и Ева
Рис. Вот повествование о небе и земле, когда они были сотворены.
Когда Господь Бог создавал землю и небо, на земле тогда еще не было ни кустарника полевого, ни полевой травы, потому что Господь Бог не посылал на землю дождя, и не было человека, чтобы обрабатывать почву, только поток поднимался из земли и орошал всю ее поверхность, – тогда Господь Бог создал человека из земного праха и вдунул ему в ноздри дыхание жизни, и человек стал живым существом.
Рис.
И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.
И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал».
Картина последняя – олицетворяет благословение и одухотворенность земной материи. Картина также олицетворение ангелов на земле.
Рис.
Она самая крупная и самая внушительная.
В этой главе изложено описание создание мира по библейским дням к картинам серии «Сотворение мира» – создание света, земной тверди, воды небесной и воды земной, одухотворенность материи и всего живого.
1.1 Сакральные символы в дипломной серии работ «Сотворение мира»
декоративный витраж стекло
Сакральная геометрия (от лат. sacralis – священный, обладающий святостью, признаваемый божественным) – совокупность религиозных и/или мифологических представлений о формах и пространстве мира, его гармонии, упорядоченности, пропорциональности, как геометрия форм, лежащих в основе жизни.
Сакральная геометрия – часть мифологического и религиозного мировоззрения, результат мистического опыта. Сакральная геометрия применялась во все времена и во всех мировых религиях, в музыке, искусстве, в архитектуре храмов и алтарей, в живописи и иконографии – как божественная пропорциональность, в геометрической интерпретации космоса – как формы упорядоченности Вселенной (в противоположность хаосу). В серии моего дипломного проекта явно прослеживается сакральная символика треугольника.
Она является неотъемлемой частью.
Треугольник – триединая природа Вселенной – небо, земля, человек. Треугольник один из наиболее мощных и универсальных символов. Первая из плоских фигур в Сакральной Геометрии и, пожалуй, одна из самых значимых. Треугольник является первой космической формой, появившейся из хаоса, который предшествовал творению.
Рис.
В различных древних культурах этой форме придавалось большое значение. В древности с этой формой связывалось происхождение млечного пути и трех звезд – Денеб, Вега и Альтаир, которые формируют на небе треугольник. В халдейской (приложение №3) религии равносторонний треугольник символизировал Свет Жизни. В школе Пифагора эта форма означала свет, являлась символом здоровья и мудрости. В древнем Египте треугольник был символом прекрасной и плодородной земли. В индуизме треугольник вершиной вниз представлял символ женской энергии (Шакти). Принцип Шакти связан с водой и силами подземного царства. Треугольник вершиной вверх – мужской принцип (Шива). Шива символизирует огонь и небесные силы. При совмещении двух треугольников образуется 6-ти конечная звезда, что означает объединение мужского и женского начал (Шива – Шакти), победу духа над материей. В древней Европе треугольник вершиной вверх означал язык пламени, мужской огонь, а вершиной вниз – воду, что сбегает с горных вершин к Земле.
В нумерологии треугольник представлен числом три.
Символическое значение треугольника в сакральной геометрии:
триединство,
рождение – жизнь – смерть,
тело – ум – душа,
отец – мать – дитя,
небо – земля – нижний мир,
Солнце: жизнь – тепло – свет.
Короткие летние ночи … На светлом сумеречном небе первыми появляются три яркие звезды – Вега из созвездия Лира, Денеб из Лебедя и
Альтаир из Орла.
ТРИ ЗВЕЗДЫ: ДЕНЕБ, ВЕГА, АЛЬТАИР
Рис.
С начала времен люди не могут отвести в летние ночи глаз от неба.
Символы и магические рассуждения еще и из-за этого становятся неотемлимой людской часть. С трилистником неразрывно связан символ триквер (Triquerta) или триединство – это очень древний символ, который использовали многие народы Европы. Латинское обозначение символа, произошедшее от слов tri- («три») и quetrus («угольный»), в оригинале означало просто треугольник и использовалось для обозначения различных треугольных форм.
Треугольник также связана с клевером
Триквер использовался еще в бронзовом веке народами северной Европы. Этот символ изображал положение солнца на небосводе, три угла символа соответствовали восходу, зениту и закату. Так же этот символ представляет жизнь, смерть и возвращение к жизни как бесконечный цикл, как и три силы природы: земля, воздух и вода. Три круга, как составляющие одного из варианта знака, символизируют женский элемент и элемент плодородия. Многие религии используют цифру «три» как священную или божественную. Символ трех перекрещивающихся листов был найден 5000 лет назад в культуре индейцев, его значение стало известно с VIII века. Когда этот символ располагался внутри круга, он становится языческим магическим знаком бесконечности, олицетворяющим тройную богиню. Три силы, изначально являются истоком, как магии, так и развития самой личности. Три круга символизируют женский элемент и элемент плодородия. Смысл Трилистника – соединить несовместимое.
Рис.
Также триугольник символизирует троицу :
Троицы символы: трон, книга и голубь (сила, интеллект, любовь); три переплетенные рыбы или три рыбы с одной головой; три орла или льва; три солнца; треугольник с глазом внутри или тремя звездами; три состыкованных треугольника; три наложенных друг на друга круга или арки внутри круга;
Рис.
трилистник или крест из трех листьев.
У египтян: Отец, Мать, Сын; Озирис, Изида, Гор.
Треугольник находится в круге, что указывает не только на триединство Божие, но и на его вечность
В греко-римской культуре: Зевс, Посейдон, Гадес; Юпитер, Нептун, Плутон; Небо, Океан, Подземный мир.
Ранний символ Троицы
В шумеро-семитской традиции: Ану, Эа, Бел; Син, Шамаш, Иштар; Ашшур, Ану, Хоа. В Троице «две трети суть Бог, одна треть есть Человек» (Гильгамеш).
В Каббале первоначальная троица включала мужское начало, женское начало и объединяющий разум.
В индуизме Троица – это Тримурти, а также триединый Брахман, АУМ, неуничтожимое Слово.
У скандинавов и тевтонов: Один, Тор, Фригг; Бодан (Вотан), Донар, Фрейя.
Среди перечисленных троиц кельтов следует упомянуть трех Бригитт (три в одном).
У буддистов Триратна: Будда, Дхарма, Сангха; Будды, Сыновья Будд и Дхармакая.
В христианстве Троица – это Отец, Сын и Дух Святой или Мария, Иосиф и Иисус.
Рис.
Термин появился в конце II веке, позже учение о Троице было развито в III веке (Ориген) и вызвало острую дискуссию в христианской церкви (так называемые тринитарные споры).
Рис.
Догмат о Троице закреплен на 1-м (325 год) и 2-м (381 год) вселенских соборах; однако его отрицали многие секты, например антитринитарии.
Символами Троицы являются рука (символ Отца), ягненок (символ Сына) и голубь (символ Святого Духа). Кроме того, одним из древнейших символов
Троицы является равносторонний треугольник. Этот символ показывает, что Отец, Сын и Святой Дух равны и составляют одну божественную сущность.
Рис.
Шесть символов Троицы
В некоторых из них символ Христа соединен с треугольником, символом Бога-Отца. В последнем знаке три круга означают
Шесть символов Троицытриединство, каждый круг независим и совершенен сам в себе.
Популярным абстрактным изображением, которое часто вырезали на дереве или изображали на витражах в позднее средневековье, был Svutum Fidel – Герб Троицы, в котором утверждается принцип единства и вместе с тем индивидуальности каждого элемента Троицы. На нем написано: «Отец – не Сын, Сын – не Дух Святой, Дух Святой – не Отец; Отец – это Бог, Сын – это Бог, Святой Дух – это Бог».
Рис.
1.2 Пульс жизни в дипломной работе «Сотворения Мира»
Пульс жизни в дипломной работе «Сотворения Мира» или «Выше неба»
Сквозь всю серию работ прослеживается «пульс» – разделения из фольги, символизирующий динамическое соотношение библейских дней сотворения мира, с быстротой дней земных, намекающее зрителю на динамику протекающего времени.
Рис.
Время же в свою очередь форма протекания физических и психических процессов, условие возможности изменения. Одно из основных понятий философии и физики, условная сравнительная мера движения материи, динамика, а также одна из координат пространства-времени, вдоль которой протянуты мировые линии физических тел.
В философии – это необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении – из прошлого, через настоящее в будущее), внутри которого происходят все существующие в бытии процессы, являющиеся фактами. Тем не менее, существуют теории с симметричным временем, например, теория .
Прежде всего, время характеризуется своей однонаправленностью. Также время определяется в некой системе отсчёта, которая может быть как неравномерная (процесс вращения Земли вокруг Солнца или человеческий пульс), так и равномерная. Равномерная эталонная система отсчёта выбирается «по определению», ранее, например, её связывали с движением тел Солнечной системы (эфемеридное время).
Большинство современных учёных полагают, что различие между прошлым и будущим является принципиальным. Согласно современному уровню развития науки, информация переносится из прошлого в будущее, но не наоборот. Второе начало термодинамики указывает также на неубывание энтропии в будущем для изолированной системы.
Впрочем, некоторые учёные думают немного иначе. Стивен Хокинг в своей книге «Краткая история времени» оспаривает утверждение, что для физических законов существует различие между направлением «вперёд» и «назад» во времени. Хокинг обосновывает это тем, что передача информации возможна только в том же направлении во времени, в котором возрастает общая энтропия Вселенной. Таким образом, Второй закон термодинамики является тривиальным, так как энтропия растёт со временем, потому что мы измеряем время в том направлении, в котором растёт энтропия.
Энтропи́я (от др.-греч. ἐντροπία – поворот, превращение) – определяющая меру необратимого рассеивания энергии. В теории информации энтропия – это мера неопределённости какого-либо опыта (испытания), который может иметь разные исходы, а значит, и количество информации,энтропия означает меру неупорядоченности системы; чем меньше элементы системы подчинены какому-либо порядку, тем выше энтропия.
Единственность прошлого времени считается весьма правдоподобной.
Также существует космологическое направление времени, где начало времени – Большой взрыв, а течение времени зависит от расширения Вселенной.
Поскольку состояния всего нашего мира зависят от времени, то и состояние какой-либо системы тоже может зависеть от времени, как обычно и происходит. Однако в некоторых исключительных случаях зависимость какой-либо величины от времени может оказаться пренебрежимо слабой, так что с высокой точностью можно считать эту характеристику независящей от времени. Если такие величины описывают динамику какой-либо системы, то они называются сохраняющимися величинами, или интегралами движения. Например, в классической механике полная энергия, полный импульс и полный момент импульса изолированной системы являются интегралами движения.
Одним из первых философов, которые начали размышлять о природе времени, был Платон. Время (греч. χρόνος) он характеризует в своем трактате Тимей как «движущееся подобие вечности». Оно является характеристикой несовершенного динамического мира, где нет блага, но есть лишь стремление им обладать. Время, таким образом, обнаруживает момент неполноты и ущербности (никогда нет времени). Вечность (греч. αἰών), напротив, является характеристикой статического мира богов. Аристотель развил это понимание времени, определив его как «меру движения». Такое толкование было закреплено в его «Физике», и оно заложило основу естественнонаучного понимания времени.
В начале Средневековья Августин развивает концепцию субъективного времени, где оно становится психическим феноменом смены восприятий (растяжением души – лат. distentio animi). Августин различает три части времени: настоящее, прошлое и будущее. Прошлое дано в памяти, а будущее в ожидании (в том числе в страхе или в надежде). Августин отмечает такой аспект времени, как необратимость, поскольку оно наполняется свершающимися событиями (время проходит). Помимо души человека, время обнаруживает себя в человеческой истории, где оно линейно.
В дальнейшем оба толкования времени развиваются параллельно. Естественнонаучное понимание времени углубляет Исаак Ньютон, введя концепцию «абсолютного времени», которое течет совершенно равномерно и не имеет ни начала, ни конца. Готфрид Лейбниц следует за Августином, усматривая во времени способ созерцания предметов внутри монады. За Лейбницом следует Иммануил Кант, которому принадлежит определение времени как «априорной формы созерцания явлений». Однако как естественнонаучная, так и субъективная концепции времени обнаруживают в себе нечто общее, а именно момент смены состояний, ибо если ничего не изменяется, то и время никак себя не обнаруживает. А. Бергсон в этой связи отрицает «отдельное» существование времени и предметов, утверждая реальность «длительности». Время является одной из форм проявления длительности в нашем представлении. Познание времени доступно лишь интуиции. А. Бергсон: «Ведь наша длительность не является сменяющими друг друга моментами: тогда постоянно существовало бы только настоящее, не было бы ни продолжения прошлого в настоящем, ни эволюции, ни конкретной длительности. Длительность – это непрерывное развитие прошлого, вбирающего в себя будущее и разбухающего по мере движения вперед.»
Схожие представления развиваются в столь различных философских направлениях, как Диалектический материализм (время как форма существования материи) и в феноменологии. Время уже отождествляется с бытием (например, в работе Хайдеггера «Бытие и время», 1927) и его противоположностью уже становится не вечность, но небытие. Онтологизация времени приводит к его осознанию как экзистенциального феномена.
Время зависит от движения, можно сказать от пульса жизни.
Символизация пульсации жизненного времени – деление фольгой на моих картинах.
2. Технологический процесс создания дипломного проекта «Сотворение Мира»
«Сотворение мира» это дипломный проект состоящий изначально из семи картин, в последующем урезанный до пяти, по приказу руководителей проекта, картины на стекле (роспись по стеклу) .
Четыре квадратные рамы и одна пятая-доминантная прямоугольная.
Стекло использовано тонкое. Рамы четырех картин выкрашены в черный цвет акриловым болончиком. Пятую раму не выкрашивала она изначально золотая широкая и большая. Первая картина была выполнена лаковыми красками, без акриловых введений.
Рис. Витражный лак Marabu "Glas Art", 15 мл, карминовый красный
Рис.
Им были сделаны горы (земля), с дополнением краски Marabu для витража "Glas", 15 мл, темный ультрамарин, Marabu для витража "Glas", 15 мл, черный, белый такой же марки и такого же размера, желтый, белый с блестками, светло коричневый, изумрудный зеленый. Выполнено с эффектом заливки, но первоначально был использован контур.
Рис.
Рис.
А потом приклеивалась фольга, как разделительный элемент картины на две части. Белая лаковая краска является доминантным элементом в первой картине. Она обогащает композицию, притягивает взор зрителя из-за контраста с ультрамарином, красной и черной.
Картина вторая
Рис.
Картина вторая выполнена при помощи не только лаковых красок она выполнена еще и при помощи красок: акриловых и витражных на водной основе:
Рис.
Акриловые краски на водной основе английской фирмы Daler Rowney System 3 производятся с 1987 года и с тех пор успешно используются в работах на бумаге, холсте, дереве, стекле и различных неровных поверхностях (при предварительной подготовке.
Универсальные краски серии System 3 сочетают великолепные художественные качества и невысокую цену. Используя только высококачественные пигменты в производстве красок, достигнуты самые лучшие художественные показатели среди акриловых красок. Краски обладают улучшенной светостойкостью (кроме флуоресцентных), высокой прочностью и разносимостью.
После высыхания на краске создается нерастворимая пленка. Быстрое высыхание позволяют художнику работать быстро, накладывая несколько слоев краски. Краски прекрасно смешиваются между собой, разбавляются водой для создания более бледного оттенка, могут использоваться прямо из банки или тюбика. Палитра насчитывает 60 оттенков, краски выпускаются в тубах объемом 75 мл и 150 мл, и банках 250 мл и 500 мл.
Ну может и поэтом белила я выбрала этой фирмы, а может просто под руку подвернулись, кто знает, не особо помню. Однако они хороши.
«Вода небесная» в картине второй была выполнена при помощи акриловых красок а вода земная при помощи лаковых.
Это дало ощущения туманности и влажности этой туманности( мое личное мнение).
В третьей картине в первой части использовано больше контура чем заливки
Рис.
Заливка первого разделения фольги произведена при помощи акриловых красок. Второе разделение выполнено лаковыми – вода, небо – акриловыми.
Акриловые также и контуры как пример : Daler Rowney. Краска акриловая "System 3". 75 мл. Первая изображенная краска это Daler Rowney, но и остальные также использовались.
Рис.
Акриловые краски – воднодисперсные краски на основе полиакрилатов (преимущественно полимеров метил-, этил- и бутилакрилатов), а также их сополимеров в качестве пленкообразователей.
Акриловые краски, подобно другим воднодисперсным краскам, могут быть разбавлены водой, при разбавлении могут колероваться водными пигментными пастами, но после высыхания становятся стойкими к воздействию воды.
В СССР и странах СНГ обозначение акриловых красок различных марок имеет вид ВД-АК-[индекс],
где ВД – воднодисперсионная (краска), АК – акриловая, [индекс] – номер лакокрасочной продукции.
Акриловые краски при высыхании становятся темнее. Они могут использоваться также как альтернатива масляной краске с применяемыми широко известными техниками. Высыхают очень быстро – в этом их преимущество перед другими красками. Наносить можно как в очень жидком, разбавленном состоянии (разбавляется водой), так и в пастообразном состоянии, сгущаемым специальными сгустителями, используемыми художниками, при этом акрил не образует трещин, в отличие от масляных красок. Кладётся краска ровной плёнкой, немного блестит, не требует закрепления закрепителями и лаками, имеет свойство образовывать плёнку, смываемую после высыхания только специальными растворителями.
Акриловые краски и лаки можно использовать на любой нежирной основе типа стекло, дерево, металл, полотно, холст и тому подобное. Свежая акриловая краска без труда удаляется с предметов водой, но при засыхании требует специальных растворителей.
В зависимости от степени разведения водой или используемых наполнителей (гелей, паст, замазок, клеёв) законченная акриловая картина может быть похожа на акварельные или масляные.
В четвертой картине использованы подобные методики написания, такими же красками, то есть материал для четвертой картины описан выше.
Только контур использован еще и золотистого цвета.серия «Vitrail» также применялась в небольшом количестве краска для стекла и металла. Блестящая гладкая прозрачная краска для стекла и металла имитирующая витраж. Высокая светостойкость. Яркий и интенсивный цвет. Сушить на воздухе: сухая для прикасания через 1 час, сухая полностью через 8 часов. Огнеопасная. Содержит бутанон-оксим (butanone-oxime)
Если краска загустевает, разбавляла уайт-спиритом без запаха производство Pebeo или др. Также в качестве разбавителя можно использовать ацетон или обычный растворитель купленный в строительном или авто магазине(вариант студенческий).
Рис.
И этот что на картинке также чудесно взаимодействовал с моими картинами.
Картина пятая – основная. Картина пятая «благостная» представляет собой взаимодействие только лаковых красок для росписи по секлу.
В середине треугольника золотая краска фирмы Idea Vetro
Живопись на стекле тонкая и эфемерная, как само стекло. В свое время это было очень эксклюзивное искусство пользоваться краской Idea Vetro , но с созданием синтетических смол живопись витражными красками стала популярной. Воздушно получается рисовать красками Idea Vetro по поверхности стекла. Краска идея для стекла универсальна, и может применяться с различными материалами группы Idea Medium. Прозрачные цвета, готовые к использованию требует некоторых навыков и опыта для достижения наилучших результатов. В тоже время ими легко работать, они быстро сохнут. Производство: Maimeri, Италия произвело на мои картины воздушное впечатление.
Рис.
Рис.
Первоночальный вид моего диплома. Материалы. Контурное наложение без заливки.
.
Рис.
Рамы к четырем картинам были сделаны при помощи разбрызгивающего баллончика с акриловой краской
Рис.
2.1 Защита дипломного проекта «Сотворение Мира» или «Выше неба в Санк-Петербурге в Галерее мастер
декабря я выставила «Создание Мира» в «Галереи Мастер» но картин было семь. А здесь их пять.
Выставочная площадка «Галерея «Мастер» является домом Международного фонда поддержки культуры «МАСТЕР КЛАСС». Фонд провел десятки выставок и фестивалей, выступил организатором интереснейших культурных акций. Президентом проекта является директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, куратором – кинорежиссер Сергей Говорухин, художественным руководителем – Тамара Семенова.
Благодаря поддержке Фонда множество молодых талантливых художников и дизайнеров, литераторов и музыкантов смогли донести свое творчество до петербуржцев и гостей города, стать известными и знаменитыми.
В галерее «Мастер» проходят выставки живописи, фотографии и скульптуры, музыкальные программы, семинары и кинолектории.
Рис.
«Вы когда – нибудь видели Питер, залитый радужным спектром преломленного вдохновения и сияющий всевозможной палитрой гипнотического свечения? Что кроется в толще небес, там, за пределами источника света, озаряющего планету? Эти ответы рождаются в поиске пытливого взора молодой крымской художницы и выплескиваются причудливой магией красок ее творений. Глубина космоса, философия пирамидальности и,
завораживающий фонтаном событий, город плавно перетекают в пространстве выставки, чтобы окунуть нас в абсолют внутренних высот восприятия».
На выставке было много приглашенных гостей, более 70 человек разных поколений, нравов и социального статуса. На выставке выступали поэты и поэтессы от Питерского уличного андеграунда до Стефании Даниловой.
Художественная выставка в «Галереи Мастер» для меня феерверк социокультурной жизни. Если вдуматься, выставка – это удивительно сложная модель взаимодействия произведения искусства и воспринимающей аудитории. Помимо самих произведений человек воспринимает еще и пространство, где они расположены, композицию, а также зрителей, которые невольно тоже оказываются фактическим объектом восприятия индивида на выставке.
Я хорошо представляю себе общий круг эстетических и организационно-практических проблем, связанных с экспозиционной деятельностью.
Если рассматривать выставку как форму взаимодействия объекта демонстрации и воспринимающих субъектов, то окажется, что это очень непростой симбиоз разных принципов.
Произведения живописи (скульптуры, дизайна и прочего) здесь подвергается театрализации. Ведь в отличие от постоянной музейной экспозиции, которую можно смотреть на протяжении длительного времени, практически без ограничительного последнего рубежа, – выставка предполагает определенный интервал времени («цикл жизни» выставки). Конечно, он не такой краткий, как несколько часов спектакля. Но в сравнении с жизнью музея, устремленной в бесконечность, выставка – почти спектакль, у которого обязательно есть начало и конец, временная завершенность. Приходя на выставку Моя выставка «Сотворение мира» или «выше неба» человек переживает сам факт синхронности своего восприятия периоду целенаправленной презентации того или иного ансамбля произведений.
Поэтому, если говорить о психологических особенностях восприятия выставки, то вся суть здесь – в эмоциональной готовности охватить вниманием и «переварить» всю экспозицию в целом. Присутствует внутренний сюжет, формально мотивирующий селекцию и объединение конкретных произведений в единую экспозицию.
В советское время устраивались большие выставки по типу «Художники СССР – к 40-летию Октября» или «Ленину посвящается». Такие выставки собирали часто очень разные по жанрам, темам, стилистике, авторам произведения. А внутренним сюжетом было состояние официального искусства к данному времени, необходимость государства держать руку на пульсе официального искусства и поддерживать в нем ощущение его актуальности, художественной востребованности.
Не менее важная психологическая составляющая – моя выставка есть событие современной культурной жизни. Ее я готовила, назначала в определенные сроки с 10 декабря 2014 до 20декабря 2014.
Каждая выставка в потенциале – факт и способ актуализации того или иного культурного явления или тех составляющих контекста, в котором данное явление существует. Актуализации может подвергаться нечто, не обязательно совпадающее с самими «выставленными» произведениями и их авторами. Подлинный центральный предмет выставки может располагаться где-то за пределами впрямую указанных тем и смыслов.
Пространство экспозиции обнаруживает сходство с городской улицей.
Оно предоставляет воспринимающему слишком много свободы, по сравнению с большинством других зрелищ. Зритель на выставке может и даже должен свободно перемещаться, сам выбирая траекторию движения, пункты и протяженность «остановок», будучи более или менее избирательным, готовым несколько раз возвращаться к одному и тому же месту или что-то пропускать. Так и в городе – можно сотни раз проходить мимо одного и того же дома, но никогда в него не заходить. Можно двигаться от пункта А в пункт В разными путями. На выставке, конечно, можно просто пройти от начала экспозиции до конца, честно постояв возле каждой картины или чего-то другого. Но можно постоянно выбирать – как распорядиться теми богатыми возможностями перемещения, какие предоставляет композиция произведений в пространстве. Эта свобода подразумевает активизацию личной воли к моделированию принципов своего восприятия, взаимодействия с объектами внимания. Очевидно, что эта свобода дается людям не «от бога» и не с рождения, а является результатом предшествующего опыта общения с искусством и целенаправленного художественного воспитания.
Заключение
Эстетическая ценность дипломной работы «Сотворение Мира» – сложное и многогранное социокультурное явление, существенно и разносторонне влияющее, хоть и как капля в море, на художественную жизнь современного общества.Можно наблюдать формирования новой модели художественного сознания общества, взаимодействие культуры прошлого и настоящего.
Высшей формой эстетического отношения человека к действительности является искусство. Искусство росписи по стеклу играет свою удивительную роль в нашем мироздании.
В самом доле, понятие «искусство росписи по стеклу « обнимает очень сложную форму общественного сознания.
Самое слово «искусство» имеет в современных языках порой очень различный смысл. В. Даль так разъяснял в свое время значение этого русского слова: «…Знанье, уменье, развитая навыком или учением способность; отвлеченно: ветвь или часть людского образования, просвещения; наука, знание, прилагаемое к делу; рукоделье, ремесло, мастерство, требующее большого уменья и вкуса… Изящные искусства, все художества. Искусство также противополагается природе и тогда означает всякое дело рук человеческих».
Искусство других языках: в латинском «Ars», французском «L’arl», в украинском «Мистецтво», и английском «viking», в немецком «Kunst», в чешском «Umeni», – все они означают и «искусство» и «умение».
Диплом «Сотворение Мира» уже занимает одно из мест в духовной жизни некоторых людей, является неотъемлемой частью их воспоминаний. После того как мои знакомые были на моей выставки у них появилось желание приобщиться к созданию витража, у людей возник интерес. А после шампанского которое активно разливал мой менеджер Антон Кит у людей настоятельной потребностью, возникло желание немедленно приобщиться в той или иной форме к художественному творчеству.
Этот всеобщий интерес к искусству не связан с профессиональными или иными различиями между людьми. Таким образом, искусство представляет собой универсальную, общечеловеческую форму деятельности и имеет какое-то огромное жизненное значение в общественном развитии
Искусство нужно всем: оно способно равно волновать и рабочего, и ученого, и тракториста, и математика, и летчика, и… художника. Общение с художественными произведениями есть общественная потребность. Эта потребность иногда ограничивается или стимулируется определенными социальными условиями, но не зависит от специальности и общественного положения того или иного человека.
Роспись по стеклу стоит пропагандировать как вид декаротивно прикладного искусства, стоит через этот вид искусства демонстрировать свои душевные стремления и чувствительную сторону бытия.
Список использованных источников
1. Яглова Н. Т. Витраж // Русское декоративное искусство. Т.3. – М., 1965.
. Лясковская О. А. Французская готика XII-XIV веков: Архитектура. Скульптура. Витраж. – М., Искусство, 1973. – 144 с.; 173 илл. (Из истории мирового искусства)
. Гусева Е. Н., Гончарова Н. М., Лебедев В. Н., Хвалов С. А. Витражи В. Д. Сверчкова в конференц-зале Академии художеств. Находки и открытия // 240 лет Музею Академии Художеств. Научная конференция 11-12 мая 1999. Краткое содержание докладов. – СПб., 1999. – С.32-36.
. Волобаева Т. В. Петербургский витраж эпохи модерна: эстетика, производство, памятники // 100 лет петербургскому модерну. – СПб., 2000. – С. 187-204.
. Иванов Е. Ю. Каталог-путеводитель по витражам Санкт-Петербурга. – СПб., 2001.
. Княжицкая Т. В. Витражи Петербурга. – СПб., 2006.
. Рагин В., Хиггинс М. Искусство витража. От истоков к современности. – М., 2006.
. Аль Нуман Л., Глазков А. Витраж в архитектуре. – М., 2006.
. Шамбадаль П. Развитие и приложение понятия энтропии. – М.: Наука, 1967. – 280 с.
. Мартин Н., Ингленд Дж. Математическая теория энтропии. – М.: Мир, 1988. – 350 с.
. Хинчин А. Я. Понятие энтропии в теории вероятностей // Успехи математических наук. – 1953. – В. 3(55). – Т. 8. – С. 3-20.
. Гленсдорф П., Пригожин И. Термодинамическая теория структуры, устойчивости и флуктуаций. – М., 1973.
. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. – М., 1986.
. Брюллюэн Л. Наука и теория информации. – М., 1960.
. Винер Н. Кибернетика и общество. – М., 1958.
. Время, системы измерения // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890-1907.
. Хапаева Д. Время собственное (Время в культуре XX-XXI вв.) // Хапаева Д. Герцоги республики в эпоху переводов: Гуманитарные науки и революция понятий. – М.: Новое литературное обозрение, 2005. – С. 204−215.
Приложение 1
Рис.
Рис.
Рис.
Приложение 2
Рис.
Рис.
Приложение 3
Халдеи (вавилонское Kaldu, ивр. ëÇÌùÀÒãÄÌéí – Касдим , греч. Χαλδαίοι) – семитические племена, обитавшие на юге Месопотамии, в области устьев рек Тигра и Евфрата на северо-западном берегу Персидского залива в первой половине 1-го тысячелетия. Вели борьбу с Ассирией за обладание Вавилоном. В 626-536 гг. в Вавилоне правила халдейская династия, основавшая Нововавилонское царство.
Говорили на арамейском языке. Халдеями называли колдунов, магов, волхвов, гадателей, астрологов. По одной из версий, халдеями-магами были волхвы, пришедшие поклониться родившемуся Иисусу.
Халдея (Chaldea) на территории современного Ирака
Впервые халдеи упоминаются в 878 г. до н. э. в анналах ассирийского царя Ашшурназирпала II. Они жили на берегу Персидского залива, в районе болот и озер вдоль нижнего течения Тигра и Евфрата . Известны шесть халдейских племен (бит). В IX в. до н. э. халдеи прочно заняли южную часть Вавилонии и постепенно продвигались на север, одновременно воспринимая древнюю вавилонскую культуру и религию. Все халдейские племена вели полукочевой образ жизни и занимались скотоводством (Иов. 1:17), рыболовством, а также земледелием. Они жили родами, под управлением своих вождей, известных из клинописных источников:
Бит-Якин (пограничное с Эламом племя),
Бит-Дакури (самое крупное племя),
Бит-Амукани,
Бит-Адини,
Бит-Шилини и Бит-Ша’алли,
которые стремились сохранить независимость как друг от друга, так и от ассирийцев, пытавшихся овладеть Южной Вавилонией, которую касситы называли Кардуниаш («страна Карду», то есть халдеев), а ассирийцы – страна Kaldu.
Ассирийский царь Салманасар III в 851 году до н. э. принудил халдейских князей Бит-Дакури, Бит-Амукани и Бит-Якин к выплате дани. Вели с ними войны цари Ассирии Шамши-Адад V и Адад-нирари III 803 до н. э., 796 до н. э. и 785 до н. э., принудив всех халдейских князей Приморья к выплате дани.
В 744 до н. э. ассирийский царь Тиглатпаласар III (745 до н. э. – 727 до н. э.) вторгся в Вавилонию и нанес поражение союзным ей халдейским племенам на территории от Сиппара до болот Персидского залива, принял титул «царь Шумера и Аккада». Вавилонии пришлось признать над собой власть Ассирии. Жреческие круги, чиновники и купцы вавилонских городов постепенно превратились в прочную опору ассирийского господства, а инициатива в борьбе за независимость страны перешла к халдеям и низам городского населения. В 732 до н. э. прекращение вавилонской династии послужило сигналом к борьбе между Ассирией, халдеями и Эламом за вавилонское наследство.
1.