- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 21,22 Кб
Влияние ислама на развитие благотворительности
Содержание
Введение
Глава I. Общая характеристика влияния ислама на развитие благотворительности
.1 Основные направления благотворительности по мусульманским канонам
.2 Нормативно-правовые основы деятельности исламских благотворительных организаций
.3 Функционирование благотворительных организаций на примере Фонда Махмуда
Глава II. Зарубежный опыт деятельности исламских благотворительных организаций
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В данной работе рассматривается влияние ислама на организацию благотворительности. Сама формулировка темы предопределяет сложный и междисциплинарный характер работы: она имеет отношение не только к организации социальной работы, но и к социологии, истории, культурологии, религиоведению, гражданскому и даже международному праву.
В странах, где население (или его значительная часть) исповедует ислам, существует большое количество исламских организаций, различающихся по целям, структуре, составу, сферам и формам деятельности. Исламские организации разделяются на межгосударственные, неправительственные, общественно-религиозные, благотворительные и гуманитарные, фундаменталистские и экстремистские группировки. К сожалению, в настоящее время СМИ (и российские, и зарубежные) не делают между ними различий, относя все исламские организации в той или иной степени к двум последним категориям.
В связи с этим актуальность темы исследования определена необходимостью определения характера влияния ислама на благотворительную деятельность. Исламские благотворительные организации действуют под влиянием двух факторов – религиозного и гражданско-правового (так как они являются некоммерческими организациями, правовой статус которых установлен гражданским законодательством).
Цель данной работы состоит в общей характеристике деятельности исламских благотворительных организаций. Главная трудность при этом – в выборе практических примеров. Исламские и вообще религиозно-благотворительные организации не существуют обособленно от «светских» дел и редко ограничиваются деятельностью в одном регионе. С другой стороны, благотворительную деятельность осуществляют не только специальные благотворительные организации (в частности, в Татарстане этим занимается непосредственно республиканское Духовное управление, но его задачи и деятельность намного обширнее, чем организация благотворительности). Необходимость подобрать именно пример по Республике Дагестан и именно связанный с деятельностью благотворительной организации (а не централизованного управления) привела к выбору в пользу Фонда Махмуда, но это не столько религиозная, сколько религиозно-культурная благотворительная организация.
Задачи работы в соответствии с её целью и междисциплинарным характером поставлены следующие:
1.определение основных направлений благотворительности с позиций ислама как религии и как образа жизни (в работе даётся именно такой подход к исламу)
2.установление нормативно-правовой базы деятельности благотворительных (в том числе и религиозных) организаций в РФ
.анализ зарубежного опыта благотворительной деятельности исламских организаций (в непростых условиях при проводимой США политикой «двойных стандартов», особенно неприкрыто проявляющейся после событий 11 сентября 2001 года).
Работа состоит из двух глав, причём все задачи, кроме анализа зарубежного опыта, а также практические примеры, сведены в первую главу. Вторая глава посвящена исключительно зарубежному опыту деятельности исламских благотворительных организаций, причём указывается на достаточно развитую систему их деятельности (в противоположность Дагестану и другим субъектам РФ).
Глава I. Общая характеристика влияния ислама на развитие благотворительности
.1 Основные направления благотворительности по мусульманским канонам
Ислам – это не только религия, но и образ жизни почти 2 млрд. человек. Будучи универсальной категорией, он традиционно выполняет роль регулятора, в том числе и сферы хозяйственных отношений.
Напомним, что исламская благотворительность проявляется в четырех направлениях.
Первое, заключается в оказании добровольной безвозмездной помощи в виде различных даров, милостыней, пожертвований.
Вторым направлением работы является добровольная беспроцентная выплата долга нуждающимся в нем.
Третье – это обязательная выплата закята (определенного процента годового дохода при определенных обстоятельствах).
Наконец, четвертое – вакф, вечное пожертвование, которое является самым лучшим видом благотворительности в исламе, т.к. польза от доходов использования такого имущества будет постоянна и долговременна (в Иране, Саудовской Аравии и других государствах существуют специальные ведомства, управляющие этим имуществом).
Ислам, как видим, различает благотворительность, которую человек творит по велению сердца, и обязательную благотворительность, которая предписывается каждому мусульманину, имеющему определенный минимум дохода – упомянутый выше «закят». Это юридически регулируемая практика милостыни, один из «столпов ислама». По сути «закят» представляет собой налог на некоторые виды имущества и богатство. Собранные средства идут на поддержку всех нуждающихся, в том числе больных и бедных, должников, путников, военнопленных. Идея этого «налога» заключается в том, что с его помощью «очищаются» собственность и богатство того, кто его платит.
Монотеистические религии проводят идею о том, что все земные блага мы получаем от Всевышнего «взаймы», и потому должны употребить свое богатство как его «добрые управители», а не собственники в полном смысле этого слова. Не удивительно поэтому, что Коран уподобляет «закят» ссуде, выдаваемой Всевышнему, за которую он отплатит сторицей. Всевышний наделил свои создания собственностью и богатством, в частности для того, чтобы они были возвращены ему деяниями, которые поддерживают общину мусульман. В Коране чаще всего говорится вместе и о «закяте», и о спонтанной благотворительности:
Не в том лежит благочестивость,
Чтоб на восток ль запад лик свой обратить,
А благочестье в том,
Чтобы уверовать в Аллаха
…И из любви к нему добром своим делиться
И с тем, кто близок по крови,
И с сиротой, и с нищим,
И с путником, и с теми, кто взывает,
И дать рабам на откуп,
И по часам молитвы совершать,
Платить закят,
Скрепленный договор исполнить.
Таков лик праведных – предавшихся Аллаху!
(Коран, сура 2, 177)
Интересно, что в Коране благотворительность вытекает из желания возвратить Всевышнему часть полученных от него благ в знак благодарности, а потому Коран призывает делиться с ближними именно тем, что дорого вам самим: «И никаким путем вам благочестия не обрести, пока вы милостью не будете давать того, что дорого и любо вам самим; и что бы вы из благ своих не издержали, Господь поистине об этом знает» (Коран, сура 3, 92).
Краткий разговор о закяте позволил нам понять, что благотворительность и щедрость – один из центральных моментов в исламской системе ценностей. Доказательством важной роли благотворительности и щедрости в Исламе служит хотя бы тот факт, что эта тема красной нитью проходит через целый ряд аятов Корана, в которых о благотворительности и щедрости зачастую упоминается одновременно с обязанностью соблюдения Салята. Ислам устанавливает целый ряд событий, сопровождаемых совершением актов благотворительности, как-то: во время празднования обоих Идов, если нет возможности соблюдать пост во время Рамадана по причине беременности, кормления ребенка, хронической болезни или пожилого возраста, в качестве прощения долга и освобождения пленных и т.д. Такой постоянный акцент роли благотворительности в Исламе не позволяет мусульманину забыть о нуждах своих менее удачливых братьев и сестер и заставляет воспринимать их как свои собственные.
Но благотворительность в Исламе представляет собой не просто помощь нуждающимся, скорее под ней понимается все, что человек может совершить во благо другим людям. Хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) гласит, что даже такие, казалось бы, «мелочи», как уборка колючек с дороги и улыбка своему брату тоже являют собой истинные благотворительные дела. А щедрость в расходовании и отдаче средств должна проявляться не только по отношению к бедным, но и по отношению к членам своей семьи, к родственникам, друзьям, соседям, гостям и даже незнакомцам. Хорошими вещами мусульманин должен делиться, а не хранить их для себя. Щедрость и гостеприимство являются, таким образом, качествами, особо ценимыми мусульманами всего мира.
Ввиду запрета на процент в исламе обязательная благотворительность играет свою роль в инвестиционном процессе. Этот инструмент противодействует накопительским устремлениям богатой части населения, поскольку состоятельные граждане таким образом отдают свои деньги на общественно полезные нужды, а не сберегают их, дабы получить процент. Использование средств закята для финансирования общественных и частных проектов способствует процветанию промышленности и торговли, развитию экономики.
Следует сказать, что обязательное 2,5-процентное отчисление на благотворительность – это лишь минимум, поскольку физические лица или организации могут вносить и больше. Такие сверхминимальные взносы в фонд закята повышают его возможности в распределении средств. Средства от сбора закята направляют на разрешение общественных проблем, таких как нищета, голод, неграмотность и т.п.
Важным преимуществом финансовой системы, основанной на участии в прибылях или убытках, является ее направленность на реальный сектор экономики. Эта система не только справедлива, но и способствует развитию заинтересованности в получении высоких доходов у всех участников процесса.
.2 Нормативно-правовые основы деятельности исламских благотворительных организаций
В Российской Федерации исламские благотворительные организации действуют в соответствии с гражданским законодательством о некоммерческих организациях. Характерные особенности правового статуса благотворительных организаций урегулированы ст.ст. 49, 50, 116-123, 291, 968 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) а также актами специального законодательства о некоммерческих организациях, к числу которых относятся Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г.; Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г.; Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 и другие нормативные правовые акты.
В приведенных статьях ГК РФ содержатся, во-первых, нормы, устанавливающие основные различия между коммерческими и некоммерческими организациями, во-вторых, нормы, определяющие особенности некоторых организационно-правовых форм некоммерческих организаций.
Среди актов специального законодательства общее значение для всех организационно-правовых форм благотворительных организаций имеют Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных ст. 2 Закона целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Таким образом, благотворительным статусом может обладать лишь некоммерческая организация. В силу п. 1 ст. 50 ГК РФ некоммерческой является организация, не преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками либо членами.
Приведенные определения позволяют выделить следующие характерные признаки благотворительных организаций: во-первых, для указанных организаций извлечение прибыли не составляет основной цели деятельности; во-вторых, полученная благотворительными организациями прибыль не распределяется между их участниками (членами); в-третьих, благотворительные организации создаются для реализации целей, предусмотренных ст. 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»; в-четвертых, указанные цели реализуются путем осуществления благотворительной деятельности.
Предусмотренный ст. 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» примерный перечень основных целей деятельности благотворительных организаций включает в себя цели социальной поддержки и защиты граждан, содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан; улучшения морально-психологического состояния граждан и иные, перечисленные в данной статье общеполезные цели. Основные цели деятельности некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций конкретизируются в нормах специального законодательства применительно к отдельным организационно-правовым формам указанных организаций. Например, автономные некоммерческие организации создаются в целях предоставления услуг в области образования, науки, здравоохранения, права и иных подобных услуг (п. 1 ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
Некоммерческий характер основных целей деятельности некоммерческих организаций обуславливает возможность их создания без государственной регистрации в качестве юридического лица. Так, не обязательно наличие прав юридического лица для общественных объединений (ст. 3 Федерального закона «Об общественных объединениях»). В силу п. 1 ст. 2 ГК РФ незарегистрированная в качестве юридического лица некоммерческая организация не является участником гражданско-правовых отношений. Все юридически значимые действия в интересах такой организации осуществляют ее участники (члены) от собственного имени.
В силу ст. 7 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций. Организационно-правовые формы благотворительных организаций предусмотрены, прежде всего, ГК РФ. Однако, некоторые организационно-правовые формы не указаны в ГК РФ. К их числу относятся, в частности, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации (ст.ст. 8, 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
По смыслу ст. 7 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» организационно-правовые формы для благотворительных организаций должны предусматриваться федеральными законами. Не всегда нормы федерального законодательства содержат прямые указания на этот счет. Так, например, в федеральных законах не говорится о возможности наделения благотворительным статусом религиозных организаций. Тем не менее, нормативные правовые акты субъектов РФ, например, ч. 1 ст. 6 Закон г. Москвы «О благотворительной деятельности» от 05.07.95, предусматривают такую возможность. Представляется, что в данном случае региональный законодатель воспользовался положением п. 1 ст. 18 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.97, согласно которому религиозные opraнизации вправе осуществлять благотворительную деятельность.
Важной особенностью некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций является отсутствие в ГК РФ, а также в Федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», четкого перечня их организационно-правовых форм. Действительно, в соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» требование о создании юридических лиц исключительно в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены главой 4 ГК РФ, распространяется лишь на коммерческие организации. Между тем, исчерпывающий перечень организационно-правовых форм некоммерческих (благотворительных) организаций не установлен.
Согласно ст. 8 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» учредителями благотворительной организации в зависимости от ее формы могут выступать физические и (или) юридические лица. При этом Закон устанавливает дополнительные требования к субъектному составу учредителей благотворительных организаций. Во-первых, учредителями благотворительной организации не могут выступать органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения. Во-вторых, учредителями благотворительных учреждений могут быть исключительно благотворительные организации (ст. 7 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»)
Закон не определяет количество учредителей благотворительной организации, допуская, тем самым, создание ее одним учредителем.
Благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о финансово-хозяйственной деятельности, персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации и иные, указанные в п. 2 ст. 19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» сведения.
Согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ некоммерческие (благотворительные) организации, в отличие от большинства коммерческих организаций, имеют специальную правоспособность, суть которой заключается в возможности некоммерческих организаций иметь лишь те гражданские права, которые соответствуют определенным учредительными документами целям деятельности некоммерческих организаций, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Специальная правоспособность некоммерческих (благотворительных) организаций налагает определенные ограничения на осуществляемую ими предпринимательскую деятельность. Действительно, в силу п. 3 ст. 50 ГК РФ, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Поскольку некоммерческие (благотворительные) организации ограничены в осуществлении приносящей доходы деятельности, закон устанавливает дополнительные источники формирования их имущества, не характерные для хозяйственных обществ и товариществ. Потребность в дополнительных источниках финансирования деятельности некоммерческих (благотворительных) организаций связана также с тем, что, по общему правилу, в составе их имущества отсутствует складочный капитал, образуемый за счет взносов участников (членов). С учетом этих обстоятельств закон предусматривает в качестве дополнительного источника формирования имущества некоммерческих (благотворительных) организаций денежные и иные пожертвования граждан и юридических лиц (п. 1 ст. 582 ГК РФ). В отношении исламских благотворительных организаций этот источник формирования их имущества является основным.
Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. В том случае, если пожертвование является целевым (то есть предназначенным для использования по определенному жертвователем назначению), некоммерческая (благотворительная) организация должна вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества (п. 3 ст. 582 ГК РФ). При этом для благотворительной организации исключена возможность капитализации денежных пожертвований. Действительно, если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80 процентов благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой (п. 4 ст. 16 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»). В силу п. 3 ст. 17 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» на финансирование благотворительных программ (включая расходы на их материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ, и другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ) должно быть использовано не менее 80 процентов поступивших за финансовый год доходов.При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в сроки, установленные этими программами.
1.3.Функционирование благотворительных организаций на примере Фонда Махмуда
В настоящее время в Российской Федерации, где не менее 20 млн. граждан исповедуют ислам (населения ряда исламских государств меньше!) и, в частности, в Республике Дагестан, следует отметить слабую развитость деятельности исламских благотворительных организаций, уступающую зарубежной практике (об этом говорится ниже). В качестве примера можно привести деятельность Фонда Махмуда.
Благотворительный Фонд имени Махмуда из Кахабросо действует в Дагестане с 1992 года. Фонд занимается популяризацией творчества аварских поэтов, писателей, художников и другой творческой интеллигенции, оказывает помощь начинающей одаренной молодежи Дагестана, развитию духовно-нравственной личности в соответствии с канонами ислама и традициями и обычаями Дагестана.
Фонд самостоятельно осуществляет культурно-просветительскую и благотворительную деятельность на основе самофинансирования за счет литературно издательской деятельности, за счет взносов и пожертвований спонсоров, организаций, отдельных граждан и других источников доходов, не противоречащих закону. Фонд осуществляет все виды деятельности, предусмотренные уставом и не запрещенные законом а именно:
выявляет, поддерживает ценные инициативы граждан, трудовых коллективов, творческих и научных организаций, связанных с вопросами истории, языка, литературы, культуры, охраны национального достояния, укрепления межнациональных связей и сближения народов Дагестана;
способствует расширению и углублению изучения и популяризации духовного наследия Дагестанского народа;
пропагандирует достижения Дагестанской культуры в горном крае и за рубежом;
содействует изданию произведений старинных и начинающих авторов;
способствует росту культуры народа, его национального самосознания сохранению самобытности культуры;
обогащению содержания и развития национальных традиций, обрядов, обычаев, развитию народных промыслов и ремесел горцев;
содействует и активно участвует в организации юбилеев, творческих вечеров и других массовых мероприятий, установлении памятников и мемориальных досок выдающимся деятелям Дагестанской литературы и культуры;
участвует в оказании материальной помощи нуждающимся участникам войн, инвалидам, малоимущим, детсадам, писателям, деятелям культуры, начинающим поэтам и писателям в издании их произведений.
Таким образом, в деятельности Фонда Махмуда неразрывно переплелись религиозное и традиционалистское начала. Фонд взаимодействует с Всероссийской исламской благотворительной ассоциацией «Единство», Всероссийским исламским движением «Нур», Международным фондом имени Шамиля.
Представители Фонда Махмуда приняли участие на состоявшемся в Казани в бизнес-клубе Торгово-промышленной палаты РТ Всероссийском научном семинаре «Ислам и благотворительность». На нём происходил обмен опытом, затрагивались вопросы меценатства в исламе. По мнению участников семинара, в современном обществе сохранилась только самая примитивная форма благотворительности – подаяние, которую на тюркских языках именуют «садака» или «хэер». Предлагалось использовать опыт волонтерской помощи, распространенной в ряде западных стран.
Один из организаторов семинара – Радик Салихов рассказал об уникальном опыте благотворительной структуры «Общество пособия бедным мусульманам города Казани». Фактически это была первый в Российской Федерации и в мире негосударственный мусульманский собес, который охватывал своей помощью до 17 процентов нуждающегося населения Казани. Общество действовало исключительно на пожертвование предпринимателей города, среди которых были не только татары, но и русские. В функции «мусульманского собеса» входило трудоустройство, помощь погорельцам и голодающим, выделение средств для возвращения мигрантов, которые не сумели найти свое место в городе, похороны неимущих верующих. «Общество пособия бедным мусульманам» владело собственной богадельней, приютом, мужским и женским татаро-русским училищем. Представители Фонда Махмуда проявили особый интерес к деятельности этой благотворительной структуры.
Несмотря на всё это, приходится в очередной раз говорить о крайней неразвитости организации благотворительности на территории Российской Федерации и Дагестана и обращаться к зарубежному опыту.
Глава II. Зарубежный опыт деятельности исламских благотворительных организаций
Многие мусульманские страны не жалеют средств для пропаганды ислама, религиозно-просветительской и благотворительной деятельности. Наибольшую активность в этой сфере проявляют такие страны, как Саудовская Аравия, Кувейт, Ливия, Египет, Иран, ОАЭ и Турция.
Среди мусульманских стран первым ступил на стезю благотворительности Кувейт. В этой стране создана целая система правительственных и частных благотворительных и миссионерских организаций. Их объединяет главная цель-ознакомление немусульман с основными положениями Корана и Сунны. Достижению данной цели служат несколько крупных проектов – «Забота о проповедниках», «Строительство мечетей», «Высвобождение имамов» (для службы в мечетях), «Строительство центров по изучению Корана», «Распространение Корана». На средства кувейтских благотворительных организаций по всему миру было построено две с половиной тысячи мечетей, 750 школ и училищ, 675 исламских центров, 235 больниц и здравпунктов, 126 приютов для сирот, распространено 9,6 миллиона экземпляров Корана, организовано бурение около четырех тысяч колодцев и водяных скважин.
Получили известность и признание десятки кувейтских благотворительных организаций, таких как Всеобщая организация по делам несовершеннолетних (создана в 1938 году), Кувейтский фонд арабского экономического развития (1961), Государственная организация Юга и Арабского залива (1966), Комитет исламского мира (1981), Фонд закята (1982), Общество социальной реформы и действующий от его имени в других странах Комитет исламского призыва (1984), Комитет благотворительной помощи (1986), Комитет мусульман, Комитет возрождения исламского наследия (1981), Всемирная исламская благотворительная организация (ВИБО). Наиболее крупной среди них является правительственная благотворительная организация Фонд закята («Бейт аз-закят»). Она израсходовала на финансирование различных проектов за рубежом 17,3 миллиона кувейтских динаров, а на поставки продовольствия – 2,3 миллиона кувейтских динаров. Помощь от нее получили Египет, Нигерия, Буркина-Фасо, Мали, Сенегал, Уганда, Чад, Ливан, Бахрейн, Пакистан, Индия, Шри-Ланка, Бангладеш, Индонезия, Филиппины, Сирия, Марокко, Сомали, Иордания. С 1983 года Фонд закята приступил к реализации международного благотворительного проекта «Попечитель сирот» в сотрудничестве с 40 государствами и 100 исламскими обществами. На попечительство, охватившее более 50 тысяч сирот, было израсходовано более 25 миллионов кувейтских динаров.
На средства Комитета исламского призыва осуществлялось обучение 24,5 тысячи учащихся, оплачена работа 938 преподавателей, 69 проповедников и имамов, построено девять поликлиник, 48 медпунктов и 16 центров скорой помощи..
Усилиями Комитета возрождения исламского наследия было построено 4 667 мечетей стоимостью 18 тысяч кувейтских динаров каждая и 349 исламских центров (каждый из них включает мечеть, медпункт, библиотеку, школу, магазин, иногда колодец) в Индии, Кении, Бангладеш, Таиланде и других странах.
Во всем мусульманском мире большую известность приобрела Всемирная исламская благотворительная организация, созданная в 1986 году в соответствии с указом эмира Кувейта. Она имеет статус частной структуры. К ее созданию причастен известный религиозный деятель Йусуф аль-Карадави, призвавший представителей исламских банков собрать один миллиард долларов для бедняков-мусульман всего мира.
За первые три года своего существования ВИБО выделила более миллиона кувейтских динаров на строительство 60 мечетей, 16 школ и училищ, 17 медицинских пунктов и другие цели. С 1983 года при ней действует Комитет мусульман Азии, собирающий пожертвования, распределяющий помощь и направляющий средства другим благотворительным организациям Азиатского континента.
Одной из самых многочисленных и авторитетных организаций выступает Ал-Харамейн (при переводе с арабского языка означает Две святыни), являющаяся одной из наиболее крупных и влиятельных саудовских неправительственных исламских организаций, созданной в Саудовской Аравии в 1992 году.
Организация имеет тесные контакты и координирует свою деятельность с такими крупными исламскими структурами, как Всемирная лига исламской молодежи, Международная исламская организация спасения, а также с правительственными учреждениями, в частности, министерством по делам ислама. Министр этого ведомства Салех Абдель Азиз Аль-Шейх является главным куратором организации. Ее председатель – шейх Акиль Абдель Азиз Аль-Акиль.
Штаб-квартира организации находится в г. Эр-Рияде, региональные отделения расположены почти во всех провинциях КСА. В настоящее время, за рубежом Харамейн представлен 21 бюро (Азербайджан, Грузия, Бангладеш, Йемен, Сомали, Кения, Албания, Босния и Герцеговина, США, Канада и т.д.) и 10 полномочными представителями (Казахстан, Китай, Бельгия, Германия, Ливан, Иордания, Палестина и т.д.), организуют работу на территории более чем 50 стран.
Наибольшую активность благотворительный фонд осуществляет в Пакистане. Бюро организации в Исламабаде возглавляет Насер Мухаммед Аль-Гилян. Ежемесячный бюджет представительства составляет 150 тыс. сауд. риалов (40 тыс.долл.).
Одним из главных направлений деятельности Ал-Харамейн в Пакистане является воспитание сирот, в основном это дети погибших во время афганской войны: саудовская делегация во главе с заместителем председателя М.Аль-Кады провела инспекцию и посетила ряд подшефных сиротских домов, расположенных в городах Пешавар (Центр Джаъафар бен Абу Талиб и Центр Абу Ханифа) и Дир Газихан (Центр Омар бен Ясир), в которых находится 730 подопечных – мальчиков.
Большие финансовые возможности и широкий международный размах отличает благотворительные организации Саудовской Аравии, прежде всего Лигу исламского мира (ЛИМ), имеющую разветвленную сеть своих представительств по всему миру. Кроме нее получили известность Генеральная администрация исламских исследований и фетв, Исламский всемирный благотворительный комитет, Общество благочестия и щедрости, Всемирный совет мечетей, Благотворительная организация «Читай!», Фонд исламской солидарности. Высокую репутацию заслужили исмаилитские фонды имама Ага-Хана благодаря реализации программ здравоохранения, образования, жилищного строительства, помощи беженцам и др. В частности, на средства фондов Ага-Хана построено 200 лечебных заведений в Индии, Пакистане, Кении, Сирии, Танзании, Бангладеш, оказывается помощь 50 тысячам учащимся, учреждено пять тысяч стипендий студентам. Гуманитарная помощь, оказываемая фондами Ага-Хана, предоставляется в тесном взаимодействии со специализированными организациями ООН – ЮНЕСКО, ИНИСЕФ и др.
Отметим, что в последние годы во всем мире наблюдается настороженное отношение к деятельности исламских благотворительных фондов. Оснований для беспокойства немало: не секрет, что международная благотворительная помощь превратилась в легальный канал материальной поддержки террористических группировок. Накоплено достаточно фактов, свидетельствующих о направлении финансовых потоков через эти фонды на нужды радикальных исламских группировок, в том числе на Северном Кавказе. Например, саудовская благотворительная организация Двух Святынь («Аль-Харамейн»; встречается и другое ее название – «Благотворительная организация двух Священных городов») в апреле 2000 года была обвинена одной американской телекомпанией, подготовившей документальную передачу вместе с газетой «Нью-Йорк таймс» в сотрудничестве с международным терроризмом.
Исламским благотворительным фондам в последнее время уделяется особое внимание. После терактов 11 сентября западные спецслужбы установили, что некоторые, на первый взгляд, вполне солидные благотворительные фонды были связаны с террористическими организациями, занимались их финансированием, а также отмыванием денег для терроризма. «Известия» уже не раз обращались к этой теме. Об Islamic Relief Worldwide партнеры, в том числе крупнейшая британская благотворительная организация Oxfam, отзываются как о «хорошем» фонде. О том, как работают исламские благотворительные организации, с главой Islamic Relief Worldwide Основатель этой организации Хани Эль Банна приехал в Англию в 1978 году как врач для подготовки докторской степени. Историю создания своей организации он рассказывает так: «В 1983 году был очень сильный голод в Африке. Я в это время занимался исследованиями на медицинском факультете Бирмингемского университета, и меня пригласили на конференцию в Судане. Находясь в Судане, я побывал в лагерях беженцев. И был потрясен тем, что увидел: дети и женщины умирали от голода. На обратном пути в Британию я остановился в Каире, где живет моя семья, и поговорил со своими родственниками. Каждый из них дал кто 10 фунтов, кто 20, в результате я собрал в своей семье около полутора тысяч египетских фунтов. Но лучшим пожертвованием были 20 пенсов. Мне дал их 11-летний мальчик, это были деньги, которые он получил на конфеты. Вернувшись в Бирмингем, я рассказал о голоде в Африке моему другу, и мы решили открыть банковский счет, подать заявку на регистрацию благотворительной организации и начать собирать деньги для Африки. Так в 1984 году началась наша деятельность»
Несмотря на то, что данная организация не включена властями США и Великобритании в число «подозрительных», обвинения в адрес её руководителя в помощи властям Палестинской автономии выдвигались, на что он резонно возразил: «И у нас есть партнеры в Палестине, которые собирают для нас данные. Потом мы проводим оценку, чтобы выявить беднейшие семьи. Мы работаем с маленькими палестинскими организациями, чтобы наша помощь доходила до самых бедных. При этом мы не вмешиваемся в политику и никого ни с кем не сравниваем.
У нас два представительства – в Газе и в Палестине. И оба они занимаются тем, что закупают продовольствие и раздают нуждающимся. Никто из наших работников не связан с властями».
Корреспондент «Известий» Н. Бабасян во время беседы с основателем организации задала следующий вопрос: «Стало ли вашей организации тяжелее работать после 11 сентября? За прошедшее после этого время была приостановлена деятельность двух исламских благотворительных организаций в Америке и одной в Великобритании».
Эль Банна: «11 сентября стало трагедией для всех. Но после этих событий СМИ начали атаку на мусульманские благотворительные организации. Тем не менее, наша организация после 11 сентября получила широкое признание. Британское правительство даже решило, что наши представители должны быть экспертами в парламентском комитете, который дает рекомендации по поводу политики Великобритании в Афганистане. Кроме того, нас посетил принц Уэльский. Это были большие мероприятия в рамках Золотого юбилея королевы, и мы были приглашены выступить на торжествах в Сент-Джеймском дворце».
В отношении подобных обвинений (в том числе и «отмывания денег») данная организация возражает: давайте беспристрастно посмотрим на все благотворительные организации, вне зависимости от того, какие они – католические, мусульманские или индуистские. Надо четко понять, как зарабатываются их деньги и как они тратятся. Если в системе есть дыры, правительство должно по пунктам указать на них. Случаи мошенничества бывают в любом бизнесе. Правительство любой страны должно найти способ прекратить подобную деятельность, в какой сфере она ни происходила бы (кстати, первое такое обвинение и первое ответное возражение относятся к лету 2002 года, когда в США возник скандал в связи с массовыми приписками в крупнейших корпорациях).
Государственные структуры Великобритании не только дают благотворительным организациям деньги, но и посылают группы специалистов, которые наблюдают, как тратятся деньги. Они действуют в британских посольствах по всему миру и подчиняются Министерству международного развития.
По утверждению секретаря посольства Великобритании в России М. Харриса, деятельность благотворительных организаций в Англии и Уэльсе контролируется Комиссией по благотворительности. Главная задача этой структуры – обеспечить, чтобы благотворительные организации действовали в интересах общества, а не властей или бизнеса. Субсидирование гуманитарной помощи в чрезвычайных ситуациях осуществляет британское правительство через Министерство международного развития. Благотворительные организации и другие структуры (такие, как академические институты или компании), зарегистрированные в Соединенном Королевстве или в других странах, могут получать от министерства финансирование на эти цели. В число финансируемых министерством могут входить также межправительственные структуры и подразделения ООН, а также Красного Креста и Полумесяца.
исламский мусульманский благотворительный
Заключение
Выводы по работе сводятся к следующему:
.Исламская благотворительность проявляется в четырех направлениях: оказание добровольной безвозмездной помощи в виде различных даров, милостыней, пожертвований, добровольная беспроцентная выплата долга нуждающимся в нем, это обязательная выплата закята (определенного процента годового дохода при определенных обстоятельствах), вакф, вечное пожертвование, которое признаётся самым лучшим видом благотворительности в исламе. Как видим, одни виды благотворительности носят добровольный, а другие – обязательный характер. Они вполне совместимы с нормами законодательства РФ о деятельности некоммерческих, в том числе благотворительных организаций.
.Система благотворительной деятельности исламских организаций в РФ и РД развита слабо и носит нерегулярный характер. Из четырёх перечисленных форм благотворительности на массовом уровне присутствует только первая (подаяние). В ряде случаев организацией благотворительности занимаются не специализированные организации, а централизованные объединения (в частности, в лице духовных управлений субъектов РФ, функции которых намного обширнее, а следовательно, организация благотворительной деятельности – только часть их работы, и притом не главная). В то же время для Дагестана полезным представляется перенять опыт Духовного управления Татарстана по созданию Казанского «Общества пособия бедным» как не имеющей пока аналогов благотворительной структуры. Возможным выступает и использование опыта волонтерской помощи, распространенной в ряде западных стран.
Одновременно полезным представляется использование зарубежного опыта в целом, где создана целая система государственных и частных благотворительных организаций.
Список использованной литературы
1.Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) М.: Инфра-М, 2004 – 512 с.
2.Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. (с изменениями и дополнениями)
.Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995г. (с изменениями и дополнениями)
.Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. (с изменениями и дополнениями)
.Ан-Наим А. На пути к исламской реформации. – М.: «Фонд А. Д. Сахарова», 1997-С. 156.
.Гражданское право /под ред. А.П. Сергеева и Ю.К.Толстого. М.: Проспект, 2004 – 784 с.
.Гражданское право /под ред. Е.А.Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2004 – 734 с.
.Джалолиддин Саид Ахмад Исламская благотворительная организация Ал-Харамейн
.Донцов В. Е. Современные исламские движения и организации на Ближнем Востоке в системе международных отношений. М., 2001
.Исламский Шариат. Киев: Библиотека «Самопознание», 2004 – 80 с.
.Коваль Т. Б. Личность и собственность М.:2003 – 96 с.
.Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая /под ред. проф. Т.Е.Абовой и А.Ю.Кабалкина – М.: Юрайт-Издат, 2004 – 484 с.
.Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации //под ред. Садикова О.Н. – М., Юристъ, 2002 – 616 с.
.Малушков В. Г., Хромова К. А.. Поиски путей реформации в Исламе: опыт Ирана/АН СССР. Ин-т философии.- М.: Наука, -1991.- 125 c.
.Мухаммад Али Аль-Хашими, Личность мусульманина. – М.: Российский фонд «Ибрагим бин Абдулазиз Аль Ибрагим».-1997.-78 c.
.Поляков К. И. Арабские страны и ислам в России. М., 2001
.Полонская Л. Р. Современные мусульманские идейные течения. Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. Сборник статей./ Под редакцией Ионова А. И. – М.: Наука. -1985 г. – С 6 – 26.
.Саййид Муджтаба Рукни Мусави Лари. Западная цивилизация глазами мусульманина. – Баку: – 1994. – с.160
.Сюкияйнен Л. Р. Концепция халифата и современное государственно-правовое развитие зарубежного Востока. Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. Сборник статей./ Под редакцией Ионова А. И. – М.: «Наука», – 1985 г. – С 139- 160.
.Сюкияйнен Л. Р. Шариат и мусульманско-правовая культура/Ин-т государства и права РАН.- М.,1997.- 44с.
.Шабанов Ф. Ш., Алиев Р. Я. Некоторые положения ханифитской юриспруденции. Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. Сборник статей./ Под редакцией Ионова А. И. -М.: Наука, – 1985. – 160 – 172 с.