- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 80,42 Кб
Влияние ритуала на отношение к объекту
Курсовая работа
Влияние ритуала на отношение к объекту
Содержание
Введение. Анализ изучения ритуала в работах отечественных и зарубежных авторов
.1 Понятие ритуала
.2 Соотношение ритуала с другими формами символического поведения
.3 Функции ритуала. Исследование влияния ритуала на отношение к объекту
.1 Цель, задачи, гипотезы исследования
.2 Описание выборки
.3 Материалы исследования
.4 Описание эксперимента
.5 Обработка полученных данных
.6 Анализ полученных результатов
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Повседневная жизнь человека наполнена символами, которые напоминают ему о чём-либо, так или иначе, воздействуют на него. Символом может быть не только объект или слово, но и человеческое действие. В истории культуры выработано немало форм символической деятельности, но наиболее последовательной из них является ритуал. По общему мнению, ритуал – это определенный набор и порядок действий, совершаемых человеком или группой и при этом имеющих для исполнителей определенный смысл.
В настоящее время изучением ритуала занимаются этнографы, социологи, историки, филологи, философы, психологи и психиатры. Все они рассматривают ритуал как одну из форм культурной деятельности человека.
Феномен ритуала рассматривался с разных позиций: как явления социальной, политической и биологической жизни, а так же связывали с религией и религиозным сознанием (У. Робертсон-Смит, Б. Малиновский, Э. Дюркгейм). В каждой позиции выделялись свои, определенные черты и направления рассматриваемых понятий. Например, у философов ритуал выступают как единая основа, из которых произрастает вся духовная практика. В свою очередь, социологи и этнографы рассматривали ритуал традиционной культуры и ритуал современной социальной группы; где в первом случае ритуал составлял основу поведения и сознания человека, а во втором ритуализация поведения на короткий промежуток времени, где сознание или вовсе не вовлечено в этот процесс, или частично включалось в него для отработки некоторых комплексов. Этнологи выделяли религиозно – символический и предметный аспекты ритуала, и на первый план вышли проблемы коммуникации и социализации как функций ритуального действа, поиски ритуального языка и стиля.
Цели ритуалов различны, они включают выражения согласия с религиозными установлениями и идеалами, удовлетворение духовных и эмоциональных потребностей участников, демонстрацию уважения или подчинения, подтверждение принятия кого-либо в члены группы, достижение общественного согласия или, иногда, просто для получения удовольствия от ритуала как такового.
Неоднозначность представлений о явлении ритуала и его влияние на нашу жизнь, побудили меня к проведению исследования в данном направлении и попытке на практике проследить особенности и закономерности влияния ритуала.
Цель и задачи исследования: выявление особенностей и закономерностей влияния ритуала на отношение к объектам. Попытаться систематизировать представления о понимании и функциях ритуала, а так же провести ритуал и последить, каким образом он может повлиять на восприятие объекта.
I. Анализ изучения ритуала в работах отечественных и зарубежных авторов
1.1 Понятие ритуала
В настоящее время не существует четкого и однозначного определения понятия ритуал. Многие авторы дают свои определения и за годы исследования определение и представление о том, что такое ритуал, существенно изменились. Причем, расходятся они не только в том, как понимать ритуал, но и что называть ритуалом, т.е. какие факты считать ритуальными.
В современном энциклопедическом словаре понятие «ритуал», рассматривается как вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, кодифицированная система действий (в том числе речевых), служащих для выражения определённых социальных и культурных взаимоотношений (признания каких-либо ценностей или авторитетов, поддержания социально-нормативной системы и т. п.).
В толковом словаре Д.Н.Ушакова ритуал трактуется как установленный порядок обрядовых действий при совершении какого-нибудь религиозного акта. Существуют определенные правила поведения в конкретных ситуациях, которыми человек должен соответствовать, даже не смотря на внутреннее состояние души.
Толковый словарь С.Ю.Ожегова и Н.В.Шведова определяет ритуал как установленный порядок действий при совершении церковного таинства.
Самые первые исследователи ритуала напрямую связывали этот феномен с религией и религиозным сознанием. Так, У. Робертсон-Смит однозначно определял ритуал как религиозную практику; Б.Малиновский связывал ритуал с потребностью человека в чудесах, проистекающей из ощущения своей ограниченности, и формулировал его как традиционно разыгрываемое чудо; Э. Дюркгейм рассматривал ритуалы как правила поведения, которое предписывают, как человек должен себя вести в присутствии священных объектов.
Однако, ряд исследователей склонны были рассматривать ритуал как явление социально-политической жизни. Так например А. Р. Радклифф – Браун утверждал, что объектами, которым придается ритуальная ценность, являются предметы, социально значимые для мирских, практических, целей, и что обычно ритуальной ценностью – обладают предметы роскоши. А. ван Геннеп и М. Мосс определяли ритуал как комплекс обрядов, обеспечивающих возрождение космоса, переход от хаоса к порядку. Смена порядка осуществляется при перемене времен года, при последовательных переходах от одного возраста к другому и при перемещениях в социальном пространстве.
Со второй половины двадцатого столетия для этнологов стали очевидны религиозно – символический и предметный аспекты ритуала. На первый план вышли проблемы коммуникации и социализации как функций ритуального действа, поиски ритуального языка и стиля.
Так, например, Р.Фирт понимает под ритуалом определенные установленные действия, которые совершаются с целью повлиять на действительность, имеют символический неэмпирический характер и, как правило, социально санкционированы.
По определению Виктора Тэрнера ритуал- «стереотипная последовательность действий, которые охватывают жесты, слова и объекты, исполняются на специально подготовленном месте и предназначаются для воздействия на сверхъестественные силы или существа и в интересах и целях исполнителей». (Тэрнер В. Символ и ритуал. М. 1983. С. 32). Тэрнер подчеркивает коммуникативную природу ритуала. Есть священные адресаты и есть заинтересованные исполнители ритуала – отправители сообщения, задача исполнителей – понудить (испросить, заставить, умилостивить, убедить) некую сакральную силу совершить нужное коллективу действие: подать удачу в охоте, забрать болезнь и прочее.
Р. и К. Берндты определяют ритуал как обряд, магический или религиозный, который является стилизованным и символическим действием, причем действие это исполняется для достижения определенных целей в земной или загробной жизни. В определении В.Фукса, ритуал – это социально регулируемая, коллективно осуществляемая последовательность действий, которые не порождают новой предметности и не изменяют ситуацию в физическом смысле, а перерабатывают символы и ведут к символическому изменению ситуации. Как бы резюмируя эти точки зрения, Дж. и А.Тодорсоны дают два определения ритуала. По их мнению, это:
. культурно стандартизованный набор действий символического содержания, совершаемый в ситуациях, предписываемых традиций;
. символическое поведение, повторяющееся в определенные периоды времени, выражающее в стилизованной явной форме определенные ценности или проблемы группы (или индивидуума).
Таким образом, с точки зрения социологов и этнографов, существует ритуал традиционной культуры и ритуал современной социальной группы. Причем в первом случае ритуал составляет основу поведения и сознания человека, а во втором ритуализация поведения возможна лишь на короткий промежуток времени, и сознание либо вовсе не вовлечено в этот процесс, либо частично включалось в него для отработки некоторых комплексов. Ритуализация помогает человеку органично существовать внутри своей родной культуры, встраиваться в систему социальных отношений культуры. Через ритуал постигаются тайны социальных иерархий и субкультур.
И если социологи особенно настаивают на коммуникативной и социализирующей функции ритуала, на его непосредственной связи с жизнью человеческого общества, то семиотики, напротив, склонны понимать ритуал как текст и как явление, скорее порожденное мыслью человека, нежели его непосредственным социальным опытом.
Работы российских и зарубежных структуралистов и семиотиков играют особую роль в развитии исследований ритуала. Они рассматривали это явление культуры в аспекте структурной лингвистики и семиотической теории символа.
В.Я. Пропп в книге «Русские аграрные праздники» составляет полный реестр ритуальных действий и событий восточнославянского аграрного календаря. Он пытаясь определить природу каждого обряда на основе анализа постоянных элементов его структуры. Ритуал для него связан, прежде всего, с предварением события, с его магическим вызыванием и поэтому обращен в будущее. А К. Леви-Стросс рассуждает о ритуале следующим образом: «ритуал не есть реакция на жизнь. Он есть реакция на то, что из жизни сделала мысль. Он не соответствует непосредственно ни миру, ни опыту мира; он соответствует лишь тому образу, в котором человек мыслит мир».
В исследованиях В.Н. Топорова ритуал является сводом правил организации сакрализованного мира; он восстанавливает, обновляет и усиливает все, что к концу цикла приходит в упадок, убывает и стирается из памяти. Топоров пишет о возможном ритуальном происхождении человеческого языка и о его связи с символическими средствами коммуникации у животных, «имея при этом в виду, что именно ритуал был основой, где происходило становление языка как некоей знаковой системы, в которой предполагается связь означаемого и означающего, выраженная в звуках. Многое, видимо, свидетельствует о том, что ритуал древнее языка, предшествует ему и во многих важных чертах предопределяет его».(Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику. М., 1988, стр.15, 21)
А.К. Байбурин изучает ритуал как символическую форму поведения, имеющую свою грамматику, синтаксис и лексику, т.е. представляющую собой особый текст. Для него «ритуал является высшей формой и наиболее последовательным воплощением символичности. В ритуале конструируется особого рода реальность – семиотический двойник того, что было «в первый раз» и что подтвердило свою высшую целесообразность уже самим фактом существования и продолжения жизни. Ритуальная реальность с точки зрения архаического сознания – это подлинная, единственно истинная реальность. Ритуал как бы высвечивает те стороны вещей, действий, явлений, которые в обыденной жизни затемнены, не видны, но на самом деле определяют их суть и назначение.
В настоящее время изучением ритуала занимаются этнографы, социологи, историки, филологи, философы, психологи и психиатры. Все они рассматривают ритуал как одну из форм культурной деятельности человека.
Обобщая выше приведенные определения, можно сказать, что ритуал – это выстраивание событий жизни в определенном порядке и забота о том, чтобы укоренный порядок не нарушался, так как есть внутреннее ощущение правильности этого, которое заключается в том, что действия, как внешние жесты, так и душевные движения, должны максимально соответствовать внешней ситуации и внутренним побуждениям.
1.2 Соотношение ритуала с другими формами символического поведения
Для лучшего понимания особенностей ритуала необходимо провести его сравнение с другими формами символического поведения.
Когда речь заходит о ритуале, очень часто его коррелятом считается обычай. Можно предположить, что эти две формы покрывают всю сферу регламентированного поведения. Однако, по мнению Байбурина ритуал и обычай – вовсе не синонимы, а «крайние точки на шкале символических форм поведения». Между ритуалом и обычаем располагались переходные формы поведения, различавшиеся степенью ритуализации (Левинтон, 1988, с. 53).
Байбурин считает, что каждый из них ориентирован на свой уровень жизни человека: «Не вполне корректной представляется широко распространенная схема, согласно которой ритуал рассматривается в качестве “особой разновидности обычая” (Левкович, 1976, с. 229; Сарингулян, 1978, с. 71, и др.). К такому выводу, пожалуй, можно прийти только в том случае, если под обычаем понимать любое регламентированное поведение. Коль скоро это не так (обычай регламентирует только повседневное поведение, оставляя “неподконтрольным” ритуальное поведение), следует согласиться с тем, что ритуал и обычай являются различными феноменами.». (Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993, стр.18-25). Обычай регламентирует повседневную жизнь, ритуал же – символическую область поведения, касающуюся выживания и благополучия всего коллектива. И вырождение ритуала происходит именно тогда, когда он начинает подстраиваться под быт.
При изучении символических форм поведения является довольно неоднозначным и вопрос о соотношении игры и ритуала. Отсутствие четких представлений о природе этих явлений, приводит к расширению сферы игры за счет ритуальных форм поведения.
Близость игры и ритуала отмечалась многими исследователями. Весьма распространена точка зрения, согласно которой игра генетически восходит к ритуалу. Однако если эта эволюционная концепция и справедлива, то только в отношении определенных игр, но не игры вообще. Игра – столь же необходимая для нормального функционирования общества форма поведения, как и ритуал. Она, скорее, предшествует ритуалу как имитация событий, которые затем могут приобрести сакральный смысл. Сфера игры могла пополняться из ритуального фонда культуры, но в любом случае ритуал – отнюдь не единственный источник игры. (Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993, стр.18-25).
Говоря об отличии игры и ритуала, Байбурин отмечает так называемый эффект двойной реальности. Считается, что ритуал и игра обладают условностью особого рода, когда мир воспринимается одновременно и как реальный, и как условный. Однако такая позиция поверхностна и неприменима по отношению к ритуалу: «Изнутри (а ритуал не предполагает иной точки зрения) существует лишь одна, специфическая ритуальная реальность; хотя бы потому, что альтернативного поведения в данной ситуации не бывает». (Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993, стр.18-25).
Еще одна сфера, активно пополнявшаяся за счет элементов поведения, имевших ритуальное происхождение, – этикет. Как и в случае с игрой, понятия “этикет” и “ритуал” нередко смешиваются и используются как синонимичные. Видимо, основная причина смешения указанных понятий заключается в том, что, повседневное поведение также ритуализовано. Именно этим объясняются трудности в определении начала и конца некоторых ритуалов.
Ритуал и этикет имеют черты сходства, и все же можно выделить ряд признаков, по которым ритуал и этикет существенно различаются.
Прежде всего следует указать на основное отличие, заключающееся, в том, что ритуал всегда связан с некоторым изменением, переходом, преобразованием, в то время как этикет призван выявить и утвердить уже существующие социальные отношения, реальную (на данный момент) биосоциальную иерархию участников этикетной ситуации. Из этого основного отличия следует ряд более частных. Ритуал всегда событие, некоторый отмеченный период в жизни коллектива. В ритуале человек ведет себя с учетом того, что за ним наблюдают некие высшие силы, более того – это действие, стремящееся обеспечить максимальное участие этих сил. Этикет же регламентирует норму, устойчивость, равновесие социальных отношений в промежутках между ритуалами. Следовательно, этикет и ритуал взаимодополняют друг друга, и тем самым обеспечивают непрерывность развертывания общего сценария жизни.
1.3 Функции ритуала
В качестве основы при рассмотрении функций ритуала, мы используем функциональную теорию Дюркгейма. Это не только одна из ранних попыток обзора функций, но и наиболее удачная. В данной работе они заимствованы и приведены в виде цитаты из стать Байбурина А.К. Ритуал в традиционной культуре.
По мнению Байбурина А.К. «проблема функций ритуала решается в зависимости от того, как понимается связь между ритуалом и повседневной жизнью. В одном случае предполагается, что ритуал есть явление, производное от быта. Эта точка зрения весьма распространена. Именно для нее характерно понимание ритуала как разновидности обычая. В другом случае утверждается противоположное влияние ритуала на быт. Ритуал понимается как некий механизм, регулирующий или санкционирующий явления повседневной жизни» (Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993, стр.30-33)
Одним из первых, кто занимался разработкой функций ритуала был Э.Дюркгейм. Изучение “негативного культа” (табу, запреты) и “позитивного” (жертва, имитативные обряды и др.), по его словам, обнаружило, что ритуалы имеют ряд жизненно важных функций, среди которых обращают на себя внимание четыре основные.
Функция социализации индивида (дисциплинирующая, подготовительная). Ритуал готовит индивида к социальной жизни, воспитывая в нем необходимые качества, без которых невозможна его жизнь в обществе. Главные из них – самоконтроль, самоотречение, подчинение требованиям коллектива. На выработку этих качеств направлен негативный культ с его запретами и предписаниями. И лишь после этого человек готов к восприятию позитивного культа, открывающего дорогу к высшим ценностям бытия.
Интегрирующая (связующая) функция. Заключается в том, что с помощью ритуалов коллектив периодически обновляет и утверждает себя, свое единство. Ритуал необходим для осознания солидарности, взаимосвязанности членов коллектива. Поскольку социальное объединение является необходимым условием жизни людей, постольку оно требует постоянного переутверждения. Именно в ритуале люди в полной мере осознают свое единство, ими владеют общие чувства и настроения – то, что отсутствует в повседневной жизни, причем в ритуале люди общаются не только друг с другом, но и восстанавливается связь между предками и потомками, прошлым и настоящим. В постдюркгеймовской традиции эта функция разделилась на две связанных, но относительно самостоятельных – функцию социальной интеграции и коммуникативную функцию.
Воспроизводящая функция. ритуала, по мнению Дюркгейма, направлена на обновление и поддержание традиций, норм, ценностей коллектива. Только в том случае, если социальный опыт постоянно актуализируется, коллектив может выжить. В достижении этой цели ритуал играет исключительную роль. Собственно, ритуалы для того и исполняются, чтобы восстановить прошлое и сделать его настоящим. С помощью ритуала коллектив периодически обновляет свои переживания, свою веру и в конечном счете – свою социальную сущность.
И, наконец, Дюркгейм одним из первых указал на психотерапевтический эффект ритуала. Кроме перечисленных задач, ритуал служит для создания условий психологического комфорта социального бытия (“эйфории” в терминах Дюркгейма). Эта функция приобретает особое значение в тех случаях, когда коллектив сталкивается с кризисными ситуациями (стихийные бедствия, смерть членов коллектива и т. п.). Под угрозой оказывается единство коллектива, его нормальное функционирование. Коллектив стремится каким-то образом компенсировать утрату и тем самым сохранить смысл своего существования. Эту компенсаторную роль в традиционном обществе успешно выполнял ритуал. С его помощью достигается чувство сопереживания, солидарности, что хотя бы частично помогает облегчить тяжесть потери. Аналогичные соображения неоднократно высказывали Бр. Малиновский и другие исследователи.
По мнению Дюркгейма, четыре выделенные им функции в своей совокупности необходимы для обеспечения такого психологического настроя, следствием которого является единство коллектива – необходимое условие его сохранения во времени.
В дальнейшем выделенные Дюркгеймом функции лишь уточнялись и развивались. Но ни одна из них не была оспорена. Так, например, отмечались такие функции, как внесение порядка в беспорядок, поддержание существующих норм и ценностей (Hocart, 1936; Томсон, 1959; Левкович, 1976, и др.). В конечном счете каждый ритуал ориентирован на продолжение во времени жизни коллектива (Иванов, Топоров, 1970). Отмечаются и другие функции ритуалов: адаптация к внешней среде (R. Rappaport, A. J. Derey, P. R. Gould, R. Thornton, A. Vaida); обмен различного рода ценностями (М. Mauss, C.Levi-Strauss, P. Ekeh, E. Hagen, M. Sarmela); культовое узаконение мифов (общее положение ритуалистического направления); символическое выражение определенных чувств (A. Radcliff-Brown); шаблонизация внешних форм поведения (R. R. Marett). (Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993, стр.30-33)
Эмоциональная сторона ритуала вообще представляется чрезвычайно важной. Не случайно этологи и психологи связывают возникновение ритуализации с реакцией на ситуацию неопределенности, порождающую страх, тревогу, неуверенность. В ритуалах снимается эмоциональное напряжение, агрессия.
В этологии (К. Лоренц) и этологической антропологии (И. Эйбл-Эйбесфельдт) анализ ритуала и процесса ритуализации – одно из важнейших направлений исследований. Здесь ритуалы рассматриваются как модели поведения, выполняющие главным образом коммуникативную функцию, а также функции контроля агрессивности, консолидации групп, формирования системы культурных символов. Так по мнению К. Лоренца ритуал имеет культовое происхождение и выполняет 3 функции: 1) запрет борьбы между членами группы 2) удержание их в замкнутом сообществе 3) ограничение данного сообщества от других групп.
Детально функции ритуалов исследовал И. Эйбл-Эйбесфельдт, ученик К. Лоренца. Им было выделено следующие 4 функции:
Первая функция – сплочение, создание дружеских уз, сотрудничество. Ритуалы этого типа состоят из различных видов: ухаживания, встречи, приветствия, обмен подарками. Особо ученый выделял ритуалы синхронизации, способствующие формированию ритмических гармонических движений и навыка коллективных действий. Сплоченность достигается также ритуалами, выражающими общезначимые интересы или объединяющими в группу. Обмен подарками – наиболее простой способ установления дружеских связей как внутри общности, так и вне ее. И. Эйбл-Эйбесфельдт отводил значительную роль отношениям типа "дай – возьми" не только на ранних этапах развития общества, но и в первые годы жизни ребенка. Обмен игрушками между детьми или просьба ребенка, обращенная к родителям, дать ему ту или иную вещь – это попытка увязать диалог в форме, подобной той, которую мы встречаем в ритуале обмена подарками.
Сотрудничество, сплоченность, способность образовывать дружеские узы – важнейшие качества, необходимые для функционирования общества на любой ступени его развития.
Вторая функция ритуалов – культурная (социальная) система торможения агрессивности. Агрессивное поведение человека ограничивается специфическими культурными моделями, дающими возможность контролировать его и трансформировать в недеструктивные формы. Для этого в обществе были выработаны правила поединков и других форм агрессивного социального взаимодействия с целью предотвратить убийства людей внутри общности. "Интрагрупповая агрессия, – пишет И. Эйбл-Эйбесфельдт, – часто приводит к установлению иерархического устройства, которое дает преимущество не только тем, кто занимал высшие ранги, но и всей группе". Борьба за высокие места в иерархической системе стала приобретать более ритуализованный характер, лидеров в группах "начали выбирать не только за их силу, агрессивность, но и в соответствии с социальными способностями, такими, как умение установить мир, организовать деятельность". Все большую роль стали играть обряды, дающие возможность в ритуализованной форме проигрывать ситуацию, будущие действия и тем самым готовиться к ним. Этот вид ритуалов преобразовывает деструктивные импульсы, дает им выйти в культурно-приемлемой форме. Автор высказывает мнение, что многообразные ритуализованные игры способствуют уменьшению агрессивности, и наоборот.
Следующая функция ритуалов направлена на сдерживание, успокоение в межиндивидуальных отношениях, нейтрализации межличностной агрессии. Основную нагрузку в выполнении этой функции несут невербальные формы коммуникации: доброжелательное выражение лица, улыбка и т. д.
Четвертая функция ритуалов связана со стремлением человека победить страх перед непознанными, необъяснимыми явлениями окружающего мира. Те или иные явления объясняются вмешательством сверхъестественных сил, злых духов и т. д. Например, если человек заболел, то, значит, в него вселился злой дух. Для его изгнания используются разнообразные ритуалы, в результате чего достигается пограничное состояние психики – транс, экстаз и т. д. Этот тип ритуалов близок по своему содержанию и функциональному назначению религиозным ритуалам традиционных обществ, изучаемых антропологами и религиоведами.
Кроме четырех вышеперечисленных функций ритуалов, И. Эйбл-Эйбесфельдт рассмотрел еще одно их важное назначение – поддержание организованности, "сохранение дисциплины", по его терминологии (военный ритуал, гражданские обряды, отражающие социальный строй: авторитарный, демократический и т. д.).
Количество выделяемых функций, приписываемых ритуалу разными авторами, очень велико. Однако понятно, что список остается неполон. Это свидетельствует о том, что ритуал действительно полифункционален и допускает различные истолкования. Однако существует и иная точка зрения – нефункциональная концепция ритуала.
Данная концепция возникла как реакция на тэйлоровское и фрэзеровское понимание ритуала как своего рода протонауки. Противники такого понимания отвергают “практический” подход к ритуалу. Р. Ферс и многие его последователи считают, что основным качеством ритуала является его выразительность и по своей природе он ближе к поэзии, искусству, нежели к науке, во всяком случае в ее современном понимании (Firth, 1964, р. 238). С этой точки зрения ритуал, как и искусство, является своеобразным языком, способом выражения каких-то идей, и главный вопрос для исследователя – “каких?” (Beattie, 1966, р. 65).
Таким образом, резюмируя основные направления в изучении функциональной направленности ритуалов, можно выделить следующие основные функции:
1. Мировоззренческая функция, которая реализуется благодаря наличию определенного типа взглядов на божество, человека, общество, природу, выраженного в ритуале. Посредством ритуала объясняются основы миропонимания, принятые в том или ином обществе а так же мирочувствование – эмоциональное принятие или непринятие предлагаемых норм в свершении ритуала. Здесь же закладываются понятия, направленные на различение священных вещей и обыденных, формируется соответственное к ним отношение.
. Коммуникативная функция. Ритуал – это своеобразный канал общения, верующих друг с другом, либо верующих с высшими силами (Богом, ангелами, душами умерших, святыми и др.), которые выступают в качестве посредников общения между людьми.
. Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок стереотипов, традиций, набора действий осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением лиц, участвующих в обряде или ритуале.
. Интегрирующе-дезинтегрирующая функция. Совместные обряды, в том числе в таких жизненных ситуациях, как рождение, брак, смерть, укрепляют чувство групповой солидарности. И, напротив, факт сплоченности одной группы, следующей канонам какой-либо религии, и совершающими согласно ей ритуалы может вызвать конфликт со сторонниками других религий или с обществом, в котором существуют иные социальные порядки.
. Культуротранслирующая функция указывает на принадлежность обряда и ритуала к традиционной культуре общества. Традиция, являясь устойчивым элементом в культуре, через обряд передает такие нормы жизни человека, которые направлены на сами основы его существования. Каждый раз, следуя принятым обрядам и установленным ритуалам, человек как бы заново соприкасается с моментом создания мира, прослеживает его развитие, соотносит себя с ним, и благодаря этому становится возможным соединение и совпадение космического, земного и человеческого ритмов.
II. Исследование влияния ритуала на отношение к объекту
2.1 Цель, задачи, гипотезы исследования
Исследование было направленно на выявление влияния проведения ритуального действия на восприятие вкусовых качеств чая (т.е. каким образом проведение ритуала скажется на вкусе чая).
Цель: выявление особенностей и закономерностей влияния ритуала на отношение к объектам.
Таким образом, на пути к поставленной цели, выдвинуты следующие задачи:
· Определить функциях ритуала;
· провести ритуал чайной церемонии;
· проследить, каким образом ритуал может повлиять на восприятие испытуемыми объекта.
Гипотеза 1: Проведение ритуала «чайной церемонии» будет оказывать влияние на изменение восприятия вкусовых качеств чая испытуемыми
2.2 Описание выборки
Выборка состояла из 10 человек, возраст которых варьировал от 19 до 23 лет. Важным качеством испытуемых явилось отсутствие особых вкусовых установок или знаний относительно чайной церемонии и непосредственно сортов чая.
2.3 Материалы исследования
В качестве стимульного материала, в исследовании использовался индийский чай черный байховый (Greenfield classic breakfast). А так же для проведения чайной церемонии чайный фарфоровый сервиз, и 5 обычных чайных чашек для нейтральной сери исследования.
2.4 Описание эксперимента
Исследование проводилось в два этапа:
этап исследования был направлен на выявление семантических кодов объекта для последующего составления семантического дифференциала.
Для этого участникам эксперимента предлагалось охарактеризовать предложенный им чай(черный), который они описывали не менее чем 10 прилагательными. На основании полученного результата была составлена следующая униполярная шкала семантического дифференциала:
Крепкий;
ароматный;
терпкий;
вкусный;
горячий;
нежный;
бодрящий;
успокаивающий;
горький;
сладкий.
которую предлагалось оценивать по семибальной системе от -3 до +3.
2этап исследования состоял из двух серий.
В первой серии участники эксперимента с помощью семантического дифференциала должны были оценить предложенный им чай в привычной обстановке. Во второй серии эксперимента чай преподносился особым образом, с проведением ритуала. Перерыв между сериями составил одну неделю.
Ритуал представлял собой пошаговый процесс заваривания и распития чая (чайная церемония). «Настоящая чайная церемония должна включать в себя, в первую очередь, высококачественный чай и хорошую мягкую воду, изысканную чайную утварь, чайного мастера, знающего как со всем этим работать, и, конечно же, особый настрой на восприятие тонких ощущений, в обычном состоянии не замечаемых.»
Чай заваривался следующим образом:
. Кипячение воды. Снять с огня воду необходимо, когда на поверхности появляются и лопаются большие пузыри (вторая стадия кипения воды).
. Подогрев заварочного чайника. Один или два раза чайник наполняется кипятком, после чего вода выливается, и чайник необходимо протереть сухим полотенцем. Затем его наполняют сухим чаем.
. Заваривание чая. В чайник заливается кипящая вода, после чего его необходимо укутать полотенцем и взбалтывать, раскачивая чайник из стороны в сторону.
. Готовый чай разливается в фарфоровую посуду и предлагается гостям.
После проведения каждой из серий испытуемых просили заполнить шкалу семантического дифференциала, составленную на первом этапе исследования.
Для чистоты эксперимента было сформировано 2 группы испытуемых (по пять человек). Первая группа проходила исследование в вышеизложенном порядке, вторая, соответственно, в обратном порядке, т.е. сначала оценивался чай после проведения ритуала, а в следующий раз в обычной обстановке. Так же, испытуемым не предлагался к чаю сахар и какие-либо угощения, чтобы не вносить постороннего фактора влияющего на восприятие вкусовых качеств чая.
2.5 Обработка полученных данных
ритуал символический поведение чай
В ходе проведения исследования были получены результаты приведенные в приложении. На их основании были выведены следующие средние значения:
Среднее(б/р) | среднее(р) | ||
1 | Крепкий | 0,8 | 0,8 |
2 | ароматный | 0,6 | 1 |
3 | терпкий | 1,2 | 0,5 |
4 | вкусный | 0,1 | 2,3 |
5 | горячий | 2,4 | 2,6 |
6 | нежный | -1 | 1,3 |
7 | бодрящий | 0,8 | 0,7 |
8 | успокаивающий | -0,4 | 1,7 |
9 | горький | 0,5 | -0,4 |
10 | сладкий | -1 | 0,5 |
Выявление значимости различий между первой серией эксперимента (без ритуала) и второй серией (с проведением ритуала) проводилась с помощью Т – критерия Вилкоксона.
Среднее(б/р) | Среднее(р) | Т | уровень значимости | |
Крепкий | 0,8 | 0,8 | 7,500000 | 1,000000 |
Ароматный | 0,6 | 1 | 8,500000 | 0,352543 |
терпкий | 1,2 | 0,5 | 10,50000 | 0,155133 |
вкусный | 0,1 | 2,3 | 0,00 | 0,005062 |
горячий | 2,4 | 2,6 | 2,500000 | 0,361311 |
нежный | -1 | 1,3 | 0,00 | 0,011719 |
бодрящий | 0,8 | 0,7 | 16,50000 | 0,833635 |
успокаивающий | -0,4 | 1,7 | 1,500000 | 0,020863 |
горький | 0,5 | -0,4 | 6,500000 | 0,204895 |
сладкий | -1 | 0,5 | 5,000000 | 0,038153 |
2.6 Анализ полученных результатов
Как наиболее значимые факторы можно выделить: вкусный, нежный, успокаивающий, сладкий.
Гистограмма 1. «Гистограмма распределения средних значений в сериях с проведением ритуала(р) и без(б/р)»
Гистограмма наглядно показывает, различия между результатами в первой и второй сериях. Так, отчетливо видно, как изменились оценки по шкалам вкусный, нежный, успокаивающий и сладкий.
Значимость фактора «успокаивающий» свидетельствует о создании ритуалом более комфортной и расслабляющей обстановки. Этот факт подтверждает, теорию о том, что ритуал может снимать эмоциональное напряжение дискомфорт. А значимость различий по шкале «вкусный», «нежный» и «сладкий» говорит о том, что возможно проведение чайной церемонии, в свою очередь, помогло настроиться участникам эксперимента на более чуткое и тонкое восприятие вкусовых качеств чая. Видимо, то что во второй серии эксперимента, испытуемые чувствовали себя более комфортно поспособствовало созданию у них нужного настроя.
Не исключено, что особенности заваривания чая могли действительно повлиять на физическое изменение вкусовых качеств чая. Так, например считается что фарфоровая посуда лучше сохраняет вкусовые качества чая.
Выделенные факторы в ходе обработки полученных данных, подтверждают гипотезу о том что, проведение ритуала «чайной церемонии» будет оказывать влияние на изменение восприятия вкусовых качеств чая испытуемыми. Таким образом, можно считать гипотезу подтвержденной.
Выводы
На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
. Проведение ритуала способно изменить восприятие чая в пользу таких свойств как вкус, нежность напитка, а так же сделать его более успокаивающим и сладким.
. Ритуал действительно способен оказать изменение на восприятие испытуемыми объекта.
. Ритуал помогает создавать необходимый настрой и состояние, что в свою очередь усиливает восприятие испытуемыми объекта и помогает управлять впечатлениями испытуемых.
Таким образом, заявленная в начале исследования гипотеза полностью подтвердилась.
Заключение
Данная работа демонстрирует важность и актуальность изучения ритуала, его особенностей, функций, а так же закономерностей влияния на человека.
В данной работе, сделана попытка ответить лишь на некоторые вопросы, которые позволили приблизиться к пониманию изучаемого явления. Однако еще очень большой объем работы предстоит для дальнейшего изучения.
На основании проделанной работы можно сделать выводы, что ритуал, облает исключительной важностью в воздействии и по силе влияния на человека. Однако полученные результаты в проведенном исследовании, наводят на предположение о том, что существуют разные уровни представленности этого явления. Возможно в дальнейшем, будет необходимо уделить особое внимание изучению более сложных закономерностей влияния ритуала, связанных с его функциями.
Подтверждение заявленной гипотезы говорит в пользу того, что исследование можно считать удавшимся. Результаты проделанной работы и выводы, сделанные на ее основании, послужат базой для дальнейшего исследования представленной темы.
Список литературы
1. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. Наука, 1999 г.
2. Байбурин А.К., Топорков А.Д. У истоков этикета: Этнографические очерки. Л., 1990 Белик А.А. Бергер Я.М. Культурология. Учебное пособие. 1999
. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993
4. Гараджа Виктор Иванович «Социология религии». 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005.
5. Джемс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993.
6. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа и Е.Д. Руткевич. М., 1996. С. 438-441, 469-471.
7. Забияко А. П. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. / Под редакцией В. С. Стёпина. М.: Мысль. 2001.
8. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983.
. Лич Э. Культура и коммуникация. Логика взаимосвязи символов. М., 2001.
. Лоренц К. Обратная сторона зеркала. М.,1947
11. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: человек – текст – семиосфера – история. М., 1996,
12. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998.
13. Мягков И.Ф., Щербатых Ю.В., Кравцова М.С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности //“Психологический журнал”, Т,17, №6, 1996, С.119-122. <http://www.no-stress.ru/articles/religion/religen.html>
. Отто Р. Священное. Издательство Санкт-Петербургского университета., 2008.
15. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. СПБ., 2005
. Пивоваров В.Р. Религиозность: опыт и проблемы изучения. Йошкар-Ола, 1976. С. 218.
17. Пивоваров Д.В. Онтология религии – СПб. : Владимир Даль, 2009. – 505 с.
18. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. М.,1995
. Рэдклифф-Браун А. Структура и функции в примитивном обществе. М., 2001. Гл. 7, 8.
20. Сертакова И.Н. Социальные функции обряда и ритуала <http://analiculturolog.ru/old/index.php?module=subjects&func=viewpage&pageid=98>. 2006
21. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып. 2. Метод цветовых выборов. М., 1990.
. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
. Толковый словарь Д.Н.Ушакова. М., 1995; М., 2000.
24. Толковый словарь С.Ю.Ожегова и Н.В.Шведова. Издательство "Азъ", 1992.
. Топоров В. Н. О ритуале: Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988.
26. Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.
. Тэрнер В. Символ и ритуал. М. 1983
. Угринович Д. М. Психология религии. М., 1986. С. 7-26.
. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1986.
. Эйбл-Эйбесфельдт И. Общественное пространство и его социальная роль // Культуры 1983. №1.
. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.
32. Элиаде М. Священное и мирское/ Пер. с фр., предисл. и коммент. Н.К. Гарбовского. – М.: Изд-во МГУ, 1994.
. Юнг К.Г. Психология и религия //Архетип и символ. М., 1991.
34. Яблоков И. Н. Социология религии. М., 1979. С. 67-98.
Приложение
Данные полученные в результате проведения первой серии эксперимента (без проведения ритуала):
Группа №1
Исп1.1 | Исп2.1 | Исп3.1 | Исп4.1 | Исп5.1 | |
Крепкий | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 |
ароматный | 2 | -1 | 1 | 0 | 0 |
терпкий | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 |
вкусный | 1 | -1 | 0 | 1 | -2 |
горячий | 1 | 3 | 3 | 3 | 2 |
нежный | 0 | -2 | -1 | -1 | -3 |
бодрящий | 2 | -2 | 2 | 2 | -2 |
успокаивающий | 1 | -3 | -1 | -1 | 2 |
горький | 1 | 0 | 0 | 2 | 2 |
сладкий | -2 | 0 | 0 | -3 | -3 |
Группа №2
Исп1.2 | Исп2.2 | Исп3.2 | Исп4.2 | Исп5.2 | |
Крепкий | 0 | 2 | 0 | 1 | |
ароматный | 0 | 1 | 1 | 0 | 2 |
терпкий | 0 | 2 | 0 | 1 | 2 |
вкусный | 1 | 1 | 1 | -1 | 0 |
горячий | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 |
нежный | -2 | -1 | 1 | -1 | 0 |
бодрящий | 1 | 0 | 2 | 2 | 1 |
успокаивающий | -1 | 2 | -1 | -2 | 0 |
горький | 1 | 0 | 0 | -2 | 1 |
сладкий | -2 | 1 | -2 | 1 | 0 |
Данные полученные в результате проведения второй серии эксперимента (с проведением ритуала):
Группа№1
Исп1.1 | Исп2.1 | Исп3.1 | Исп4.1 | Исп5.1 | |
Крепкий | 2 | 0 | -1 | 1 | 1 |
ароматный | 2 | 1 | 0 | 0 | 1 |
терпкий | 2 | 1 | 0 | 1 | -1 |
вкусный | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 |
горячий | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 |
нежный | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 |
бодрящий | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 |
успокаивающий | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 |
горький | 1 | -1 | 0 | -1 | -2 |
сладкий | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 |
Группа№2
Исп1.2 | Исп2.2 | Исп3.2 | Исп4.2 | Исп5.2 | |
Крепкий | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 |
ароматный | 2 | 1 | 2 | 1 | 0 |
терпкий | 2 | 0 | -1 | 0 | 1 |
вкусный | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 |
горячий | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 |
нежный | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 |
бодрящий | 0 | 0 | 1 | -1 | 2 |
успокаивающий | 2 | 1 | 2 | 1 | 0 |
горький | -2 | 0 | 1 | 1 | -1 |
сладкий | 1 | 1 | 0 | -1 | 1 |