- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 1,91 Мб
Разработка декоративного элемента интерьера детской комнаты. Батик
Содержание
Введение
Глава 1. Обоснование дизайнерских решений
1.1 Обзор научно-технической литературы по теме проекта
1.2 Существующие методы решения аналогичных задач в практике дизайна
1.3 Выработка методики решения поставленной задачи
Глава 2. Разработка дизайн-проекта
2.1 Анализ конкретного объекта исследования
2.1.1 Ознакомление с техническими требованиями
2.1.2 Изучение особенностей объекта проектирования
2.2 Выбор и обоснование
2.2.1 Стиля
2.2.2 Цветового решения
2.2.3 Композиционного решения
2.2.4 Исполнение отдельных элементов объекта дизайна
Глава 3. Проектирование оформительских работ
3.1 Этапы оформления и отделки объекта
3.2 Выбор материала для оформления объектов
Глава 4. Технико-экономические расчеты
4.1 На основные материалы
Глава 5. Мероприятия по охране окружающей среды и техники безопасности
Заключение
Список источников и литературы
Приложения
Введение
Выбранной темой дипломного проекта является "Разработка декоративного элемента интерьера детской комнаты. Батик".
Цель работы: выполнить дизайн – проект в соответствии с современными требованиями дизайнерской деятельности и выпускной квалификации.
Данная тема актуальна в наше время, так как всё чаще "батик" используется в различных интерьерах. Современная промышленность выпускает огромное количество разнообразных средств и красок, позволяющих работать в различных техниках (холодного, горячего батика, нанесение рисунка специальным маркером и так далее) и на различных тканях (шелк, хлопок). С помощью батика можно создавать неповторимые, поистине уникальные вещи, которые украсят дом, не потребовав больших материальных затрат.
Наиболее характерная особенность батика – так называемое резервирование, т.е. нанесение определенного состава на ткань с целью сохранить и выделить цвета узора или фона. Иметь у себя в доме такие вещи очень престижно. Изделия, выполненные в технике "батик", являются авторскими, уникальными работами. Для выполнения столь сложной творческой работы, требуются художественные навыки и умения.
Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств – акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани. Батик – уникален, он удивляет своей непредсказуемостью результата и поиском новых возможностей в технике исполнения картин, оформления интерьеров, декоративные панно, драпировки, исполненные в технике "батик", весьма украшают жилое пространство дома.
декоративный интерьер детский дизайн
Глава 1. Обоснование дизайнерских решений 1.1 Обзор научно-технической литературы по теме проекта
Искусство росписи ткани с помощью резервирования зародилось свыше 2000 лет назад.
Наиболее ранние сведения об окраске тканей в мировой литературе относятся к I веку н.э. Плиний Старший дал в одной из своих книг описание способа окраски, который применялся в Египте: "В Египте окрашивают одежды удивительным способом: после того, как белое полотнище расчертят, его пропитывают не красками, но поглощающими краски веществами; когда это сделано, на полотнище не видно ничего, но, погрузив его в котел с горячей краской, в надлежащее время вынимают окрашенным". Описание очень похоже на современные определения батика.
Родиной батика, искусства росписи тканей, считается Юго-Восточная Азия. К нам батик пришел из Индонезии ("анбатик" – рисовать, писать). При изготовлении батика, кроме красителей, использовались специальные составы – резервы, позволяющие сохранять окраску того или иного фрагмента ткани при дальнейшем крашении. Основой для росписи служили хлопковые ткани ручной выделки. Ткань вымачивали, отбеливали, кипятили для придания однородности и необходимой плотности. После этого начинался процесс росписи: нанесение горячего воска, крашение, сушка. Эти действия повторялись столько раз, сколько различных цветов было в создаваемом рисунке.
Рецепт изготовления красок, равно как и узоры росписи, принадлежали каждой семье и тщательно охранялись. Сюжеты для росписи использовались самые разные: от абстрактных рисунков до сложнейших орнаментов.
В Индии этот способ окраски ткани носил название "бандхана" и "лахерия". Китайцы подарили миру шелк и как следствие, – способ его окраски. Техника "лацзе" (узоры воском) очень похожа на батик. На шелк наносили рисунок расплавленным воском, после чего ткань окрашивали. Когда воск удаляли, на его месте оставались участки неокрашенной ткани. В Японии, куда батик попал из Индии или Китая, он назывался "рокэти". Такие ткани использовались для изготовления кимоно. В начале XVII века, благодаря предприимчивым голландцам, батик попал в Европу, европейцы модернизировали это искусство, превратив его в полупромышленный способ окраски тканей. В середине XIX века окраска тканей в технике батика была вытеснена английской ситцевой набойкой, и батик становится уделом кустарей-ремесленников.
Но в начале XX века батик снова вошел в моду в Европе, Англии и Америке. Произошло это благодаря энтузиазму небольшого числа художников, которые, очарованные батиком, отправлялись в далекие страны и изучали у индийских и индонезийских мастеров уникальную технику батика. Таким образом, уже к середине прошлого столетия техника батика насчитывала большую армию своих почитателей и последователей по всему миру. Расписывать батик становится не только модным, но и престижным. При этом техника практически не меняется, а переносится в другие страны и культуры. Батик имеет в основном утилитарный характер.
Существует несколько техник батика, каждый различен по степени сложности, эффекту получаемого изображения и материалам и приемам, которые используются для росписи ткани.
Самая древняя техника батика – горячий батик (Приложение рис.1). Так прозвали его неспроста. Дело в том, что работа ведется с расплавленным на огне (и поэтому горячим по температуре) воском (чаще всего), парафином, стеарином или их смесью. Их быстренько, чтоб не успели застыть во время "пути", наносят на ткань при помощи особой кисти из щетины. Обычные кисти для батика тут не годятся. Есть такое специальное приспособление для нанесения контура из расплавленного воска, называется оно чантинг. Места, которые покрыты воском, краска не затрагивает. Можно достичь великолепных эффектов "лепки цветов", сочетая прокрашенные и непрокрашенные места полотна. Кроме того, в горячем батике красиво создаются некоторые эффекты, например, эффект "кракле" или "кракелюр".
Холодный батик – его изобрели уже гораздо позже, с развитием химической промышленности, упросив работу тех, кто любит батик, но кому кажется чрезвычайно сложным работа с воском, вытравливание его с готового изделия и прочие премудрости (Прил. рис.2).
Узелковым батиком называется древний вид оформления ткани. Смысл его прост – на ткани завязываются узлы (беспорядочно или с соблюдением некого рисунка) при помощи нити (Прил. рис.3).
Свободная роспись – такая техника батика особенно проявляет талант художника, здесь нельзя создать рисунок по готовому шаблону. Создается индивидуальная неповторимость произведения. В основном свободную роспись практикуют с помощью анилиновых красителей или масляными красками со специальными растворителями. Можно ставить различный эксперименты, добавляя где-то резерв или солевой эффект, или используя спиртосодержащие вещества для увлажнения ткани.
Роспись по-сырому – разновидность свободной росписи. У работ, выполненный "по-сырому" необычно красивый эффект плавного перетекания краски одной в другую, что создает иллюзию воздушности. Есть несколько видом этой техники.
Техника "шибори" – часто ее называют узелковым батиком. Все же в технике "шибори" есть несколько отличий. Ткань здесь складывается определенным образом, часто по готовому решению. Это древняя японская технология, перекликающаяся с любимой японцами техником оригами.
Несмотря на все эти техники батика, существует множество дополнительных эффектов, используя которые можно добавить работе выразительности и своеобразия, например солевой эффект "кракелюр" использование мочевины (карбамид) произвольно разбрасывается по непросохшему красочному слою. После высыхания в местах контакта остаются светлые с разводами места. Карбамид продаётся, как удобрение для комнатных растений или необычный эффект от спирта. 1.2 Существующие методы решения аналогичных задач в практике дизайна
Интерьерные решения из батика могут быть как исключительно декоративными, так и функционально полезными. Так в технике батик могут быть изготовлены картины, панно, портьеры, покрывала, ширмы, перегородки, торшеры и многое другое. Батик в интерьере вносит неповторимый колорит и подчеркивает индивидуальность хозяев жилья.
Необычно и привлекательно выглядит интерьер, к которому приложилась рука человеческая. Особенно, если рука эта талантливая и креативная, способная подарить всю радость творчества от батика. Допустим за окошком идет дождь, а как приятно будет укутаться в любимое одеяло. Или посмотреть на картину, расписанную яркими красками. Или, проснувшись ранним утром, рассматривать как солнечные лучи пробиваются сквозь шторы в комнату, наполняя её ярким светом. И эти все приятные ощущения благодаря батику.
Некоторые способы применения батика в интерьере. Чаще всего это, конечно же, панно или картины-батик (Рис.1).
Каждый владелец квартиры делает ремонт исходя из своего собственного вкуса, своих эстетических предпочтений, под свою натуру. Исходя из этого, подбирается и мебель, и формируется интерьер. Поэтому и не удивительно, что после такого ремонта чувствуется эмоциональный подъем, заряд энергии, воодушевления и удовлетворенности. Тем более, если вещи сделаны своими собственными руками. Правильное и грамотное расположение "батика" не перетягивает на себя внимание, не становится центральным местом в комнате, а делает ее особенной и индивидуальной. "Батик" способен сделать помещение оригинальным и экстравагантным.
"Батик" используют для оформления интерьеров любых комнат. Это позволяет сделать широкое предложение различных тематик, цветовых гамм и типу ткани. В офисных интерьерах получили распространение большие картины и панно. В домашнем интерьере используют уникальные покрывала и постельные принадлежности.
Для продления жизни "батика" следует защищать его от воздействия прямых солнечных лучей. Хороший эффект и впечатление создает подсветка непосредственно полотна панно или картины. Тематику "батика", его цвет и рисунок каждый определяет для себя самостоятельно. Средства, вложенные на оформление интерьера в технике "батик" обязательно окупятся хорошим настроением и эмоциональной отдачей.
Главная задачасостоит не в том, чтобы создать совершенный во всех отношениях вариант, а получить интерьер квартиры, который соответствует своему хозяину, в какой-то степени "дополняет" его. И, как бы банально это не звучало, наибольшую эмоциональную отдачу получаешь от вещей, выбранных, а еще лучше, сделанных своими руками. Один маленький нюанс: эта вещи должны иметь "положительную" историю и являться предметом гордости.
Батик в интерьере легок и ненавязчив, как пёрышко. 1.3 Выработка методики решения поставленной задачи
На дизайнерское решение влияют многие факторы, это непосредственное пространство – его измерения и конструкция, цвет, стиль, время.
Батик абсолютно непредсказуем. Никогда не знаешь наверняка, какой именно получится работа. Крошечной частички более яркой краски достаточно, чтобы картинка стала другой, не такой, какой ее ожидаешь увидеть. Миллиметр влево – миллиметр вправо, – и вышло все совсем по-другому. В батике более чем где-либо, невозможно создать идентичную работу. Батик отметает всякие повторения. Каждый раз это новая работа, новый образ, новый взгляд на мир.
Существует несколько техник батика, каждый различен по степени сложности, эффекту получаемого изображения и материалам и приемам, которые используются для росписи ткани.
В наше время батик занимает достойное место среди других видов декоративного искусства. В считанные минуты на ткани появляются линии, образы, элементы. Краска, растекаясь и сплетая разноликие линии в причудливые образы, через считанные секунды удивляет своим результатом.
Существует несколько техник батика, каждый различен по степени сложности, эффекту получаемого изображения и материалам и приемам, которые используются для росписи ткани.
Декоративный элемент интерьера детской комнаты выполнен в холодном батике на шёлковой ткани.
Шелк – тончайшее природное протеиновое волокнообладающее уникальными свойствами абсорбировать влагу и регулировать температуру. Шелк – единственный природный материал, который поддерживает идеальный микроклимат в зависимости от температуры окружающей среды. В комнате панно будет казаться лёгким, а не утяжеляющим интерьер. Одно из свойств шёлка блеск, поэтому разнообразие ярких красок и оттенков будет красиво играть как при солнечном свете так и при искусственном освещении. (искусственный шёлк)
Так как в завершении панно будет дополнено акриловыми красками, блёстками и глитеромэто лишь подчеркнёт его достоинство и улучшит его визуальное восприятие
Рассмотрены существующие методы решения аналогичных задач для создания работ в технике "холодный батик". Изучена история возникновения "батика", а так же материалы, которые предназначены для его выполнения. Данная тема актуальна в наше время так как такой элемент декора как панно является индивидуальным и неповторимым, даже профессионал в этой сфере не сможет создать две абсолютно одинаковых картины. Так, как изменив малейший, оттенок работа уже будет выглядеть по – другому. Такая работа принесёт, в интерьер комнаты частичку тепла и уюта.
Глава 2. Разработка дизайн-проекта 2.1 Анализ конкретного объекта исследования 2.1.1 Ознакомление с техническими требованиями
Интерьер это замкнутое пространство, отгороженное от всего мира которое живёт по своим законам и не похоже на всё то, что находится за его приделами. Декоративный элемент должен гармонировать со всем интерьером.
Перед началом работы необходимо ознакомиться с техническими требованиями к комнате: планировка помещения, микро климат (температура, влажность), освещение. А так же, с требованиями к материалам из которых будет выполнено панно: качество ткани, красок, резерву и другим используемым материалам.
Во время работы в технике батика желательно носить старую одежду, которую будет не жалко испачкать красками.
Чтобы создать декоративный элемент нужно продумать каждую деталь, очень важно качественное крепление панно на стене. Его расположение не должно мешать другим объектам интерьера и в то же время обращать на себя внимание.
Окно комнаты пяти этажного панельного дома выходит на южную сторону, панно будет располагаться справа от него, таким образом, оно является естественным источником света.
Холодный батик в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, хотя возможно использовать и другие ткани. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами – стеклянными трубочками с резервуаром, либо используются резервы в тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком.
Разработка декоративного панно батиком выполняется на следующих стадиях:
. Формирование дизайнерского решения, учитывая значимость эргономики помещения.
. Поисковые эскизы – предварительные наброски задуманного изделия.
. Рабочий эскиз – выбор наилучшего эскиза и дальнейшая его разработка; определяя стиль, подходящий стилю интерьера.
. Поэтапное выполнение задуманной работы, соблюдая все аспекты и нюансы выбранной техники – "холодный батик".
. Завершающий этап – оформление готовой работы. 2.1.2 Изучение особенностей объекта проектирования
Объектом проектирования является трехсоставное декоративное панно "батик" в интерьере комнаты. Площадь комнаты составляет – 17 кв. м. Высота потолка 2.5 м. Комната предназначена для девочки 12-и лет. Для данного помещения создается зона с необходимым набором мебели: диван раскладной, мебельная стенка, компьютерный стол, стул, компьютер, напольный горшок с цветком, панно, прикроватная тумбочка, а также разработка подходящей системы освещения и цветового решения.
Стены оклеены шумоизолирующими и виниловыми обоями персикового цвета. Помещение необходимо обыграть, что сделает его уютным, комфортным и функциональным. Осуществить это можно с помощью зонирования комнаты на зону отдыха и рабочую зону.
Главный акцентв данном проекте ставится на панно "батик", состоящее из 3х частей. Центральное – главное, размером 100 х70 см и 2 крайних размерами 100 х 40 см. Планировка комнаты позволяет рассмотреть панно с любого ракурса. Дизайн интерьера комнаты должен полностью соответствовать внутреннему настроению и состоянию ребенка, который будет там жить. В комнате присутствует два источника освещения естественный и искусственный. Естественный от окна, искусственные потолочная люстра холодного дневного света, настольная лампа и настенные светильники тёплого света. В зависимости от источника освещения в разное время суток картина будет выглядеть по-разному. 2.2 Выбор и обоснование 2.2.1 Стиля
Интерьер комнаты выполнен в стиле – контемпорари. Контемпорари – стиль интерьера, в котором трудно распознать ту или иную стилистику.
Контемпорари (от англ. contemporary – современный), как понятие стиля интерьера относят ко всему новому в сегодняшнем дизайне, что не вписывается в жесткое определение хай-тека или минимализма
Интерьеры в стиле контемпорари нельзя отнести и к традиционным стилям, цитирующим исторические эпохи, но при этом они соответствуют современным требованиям комфорта, простоты, функциональности и доступности. Итальянцы называют его "модерно" за приверженность к новым идеям и технологиям.
Контемпорари – стиль массовый и доступный. Он подойдет всем, кто предпочитает простоту, удобство, практичность и любит менять обстановку полностью или частично каждые 5 – 7 лет. Он близок и понятен большинству, достаточно прост в исполнении. Основной принцип контемпорари – удобство, простота, функциональность и доступность, легкость компоновки, взаимозаменяемость предметов интерьера, пропорциональные линии, элементы различных этнических и классических форм.
Своеобразие контемпорари в том, что он, как правило, проявлялся в интерьере спонтанно, а не в результате продуманной дизайнерской идеи. Отсюда его эклектичность и "живучесть".
Панно разработано в стиле холодного батика, чёткое изображение лошадей переходит в абстрактные формы и узоры. Создаётся выражение стихийности художественного творчества в динамике пятен или объёмов. 2.2.2 Цветового решения
Цвет наиболее важный элемент интерьера. Именно он бросается в глаза и остается в памяти. Цвет является некой визитной карточкой, обуславливающей не только атмосферу в помещении, но и основную стилистику. Восприятие цвета и само понятие цвета представляют собой чрезвычайно сложное явление.
Цветовое окружение способно формировать у человека определенное эмоциональное и психическое состояние. Тот, кому доводилось искать нужное сочетание красок под лампами дневного света или кто видел свое отражение в зеркале лифта, знает, что источник света может радикально менять некоторые цвета. То, что воспринимается как лишенный цвета дневной свет, в действительности делится на цвета спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. В широком смысле они делятся на теплые цвета (красный, оранжевый и желтый) и холодные цвета (зеленый, голубой и синий). Оттенки фиолетового цвета, являющегося сочетанием красного и голубого, могут быть теплее или холоднее в зависимости от пропорции красного или голубого. Розовато-лиловый и сиреневый цвета относятся, скорее, к холодным, а темно-бордовый и пурпурны – к теплым цветам. Использование темных и светлых тонов создает впечатление объемных изображений.
Кроме того, цвета могут быть доминирующими или отступающими, другими словами, одни цвета привлекают к себе больше внимания, другие меньше. Кроме того, цвета могут быть доминирующими или отступающими, другими словами, одни цвета привлекают к себе больше внимания, другие меньше.
Колорит интерьера создан в тёплой гамме. В основе интерьера лежит персиковый цвет. Персиковый цвет – диапазон оттенков оранжевого цвета, которыми описывается цвет персиков. Цвет теплоты, блаженства, накала, но в тоже время – мягкого блеска заходящего солнца. Он всегда радует глаз и способствует хорошему настроению. Практически всегда имеет благотворное влияние, т.к. показывает радостные стороны жизни.
Выбирая цвета для панно, нужно учитывать его будущее визуальное восприятие. Палитра теплых красок – красных, оранжевых и желтых – создаст радостное впечатление. Холодные голубые, зеленые и синие цвета являются отступающими. Если речь идет о сочетании светлых и темных цветов, следует помнить, что темные участки будут казаться выступающими на фоне более светлого цвета.
Сочетание цвета и стиля является важным моментом при выборе цвета палитры будущего панно, чтобы в результате не создалось впечатления несовместимости. Придется подумать о тех предметах, которые будут окружать работу. Она все равно не должна выбиваться из уже существующей в комнате цветовой гаммы. В противном случае возникнет ощущение, что панно не на своем месте.
Изучив мебель, стены и ткани в комнате, можно сказать, оформлена ли комната в единой цветовой гамме панно будет сочетаться с этой гаммой, если использовать некоторые из имеющихся цветов в одном предмете.
Данный дипломный проект выполнен в ярких цветах и придает интерьеру свежесть и красоту. 2.2.3 Композиционного решения
Понятие композиция представляет собой выбор и размещение на поверхности выразительных средств и отношений между элементами. Интерьер – это всегда композиция из текстур и материалов. От того, насколько она гармонична, зависит впечатление в целом и красота отдельных элементов.
Художественные качества интерьера зависят непосредственно от целостного подхода и согласованности всех элементов между собой.
Мастерство композиции заключается в умении организовать отдельные разрозненные предметы в единое целое. Такое единство при восприятии интерьера достигается продуманным расположением предметов с учетом их формы, размеров, цвета, фактуры поверхности, а также особых законов композиции.
Симметрия и асимметрия – важнейшие характеристики совершенства и красоты окружающих нас форм. При решении интерьера жилых помещений, размещении элементов мебели симметричная и асимметричная их компоновка на плоскости или в пространстве позволяет подчеркнуть важность одних пространств и второстепенность других. Симметричные решения оправданы, когда в композиции используются две равнозначные группы элементов – один главный и несколько второстепенных. Художественные качества интерьера зависят непосредственно от целостного подхода и согласованности всех элементов между собой.
Так как предназначением данной комнаты является отдых и сон ребёнка, композиционным центром интерьера служит мебель (диван) напротив которого будет располагаться, панно соответственно оно будет попадаться в поле зрения и привлекать внимание. Панно оживит и преобразует интерьер.
Батик великолепно вписывается в интерьер и представляет собой самостоятельное художественное произведение, которое используется в оформлении интерьера и успешно выполняет декоративную функцию.
Цель росписи (созданного панно) дополнить пространство, привнести свежести и яркости в интерьер. В эмоциональном смысле – он создает уют, формирует настроение
Композиционном центром являются изображение стилизованных декоративных лошадей, переходящих во множество линий и узоров. Линии от центра переходят на боковые части панно.
Лошадь символизирует интеллект, мудрость, ум, рассудок, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту мысли, бег времени, энергию развития молодого организма. Она обладает инстинктивной чуткой звериной натурой, магическими силами обожествления и символизирует ветер и морские волны.
В 12 лет ребёнок начинает быстро развивается. Панно подобного рода может помочь моральному и духовному росту, развить интерес к искусству видение цвета, абстрактное и креативное мышление или просто поднять настроение что очень важно в этом возрасте. Дети очень впечатлительны, впитывают все окружающее как губка. Если детская комната будет унылая и тусклая, то начнутся проблемы психологии, которые могут оставить неизгладимый след на всю оставшуюся жизнь. Именно ткань для интерьера способна воплотить любые творческие идеи. Легкие эластичные пластичные ткани расписанные по вашему желанию создают контраст между тяжелой и холодной мебелью придавая обстановке мягкость и комфорт. 2.2.4 Исполнение отдельных элементов объекта дизайна
Основным декоративнымэлементом в интерьере дипломного проекта является панно в стиле холодный батик. Был рассмотрен вариант декорирования в технике холодный батик, с использованием вспомогательных средств таких как – акриловые краски, контуры по ткани, блёстки, глитер.
В интерьере комнаты пол покрыт ламинатом Praktik (Германия), коллекция Elegant дуб натуральный, декор: 3-полосный, класс: 32,размеры: 1215 х 193 х 8 мм., срок эксплуатации – 15 лет; стены оклеены звукоизолирующими виниловыми обоями персикового цвета, стенка фирмы "Комплекс мебель"цвет: бук бавария; компьютерный стол и прикроватная тумбочка фирмы "Славмебель" сделана из светлого бука; диван – кровать "Глория" оранжевого цвета (Рис.2), габариты (ДxГлxВ, см): 200x105x85. Спальное место (ДхШ, см): (200х160) Наполнитель: Пружинный блок; компьютерный стул – красный Ажур-97 черный пластик (Рис.3) Эргономичное компьютерное кресло современного дизайна. Регулировка высоты (газлифт).
Пружинно-винтовой механизм качания спинки с регулировкой под вес.
Эргономичная спинка (сетка), сидение ткань. Окно оформленолегкимтюлемплиссе фабрики Metaphores, который делает окно еще более открытым и воздушным и плотными портьерами из ткани Z+R на люверсах. Напротив дивана в рамках размещены панно в технике батик в деревянных (сосновых) рамах, окрашенных универсальной акриловой краской фиолетового цвета с золотистыми переливами; в конечном итоге обработанные водостойким прозрачным лаком-спреем.
При разработке панно проведён анализ помещения и необходимого оборудования для изготовления декоративного элемента интерьера в технике "батик". Учтены технические требования и особенности объекта проектирования. Исходя из изученной информации данных выбрано стилевое, композиционное и цветовое решения. На панно изображены стилизованные лошади, переходящие во множество линий и узоров. Линии от центра переходят на боковые части панно. Правая половина центрального панно и прилегающая к нему боковаявыполнены в разнообразии фиолетово – синей палитры с множеством их оттенков и дополнена яркими акцентами (Рис…. Левая половина и прилегающая к ней часть выполнены красно – жёлтой палитре (Рис. Также с яркими акцентами.
Глава 3. Проектирование оформительских работ 3.1 Этапы оформления и отделки объекта
Холодный батик – одна из разновидностей батика. Оборудование помещения для занятия росписью по ткани для начало выполнения работы нужно подготовить рабочее место в хорошо проветриваемом не пыльном помещении, также важно освещение. Источники света должны быть размещены слева и спереди чтобы падающие тени не создавали помех для работы. Рабочее место нужно накрыть картоном или бумагой во – избежании не желательных пятен краски или резервирующего состава. Рабочая поверхность должна быть достаточно большой чтобы на ней было удобно разместить раму с натянутой тканью а также необходимые материалы.
Для росписи панно потребуется:
шелковая ткань
парозакрепляемые красители (в данном случае используем красители "Гамма")
резервирующий состав (прозрачный) и стеклянная трубка с резервуаром
растворитель для промывания трубки
кисти круглые колонковые №2, 3, 5, 6, 9
калька и маркер для эскиза
простой карандаш №8В для перевода эскиза на ткань
палитра для смешивания красителей и получения нужных оттенков
две емкости с водой, одна для промывки кистей, другая, в ней должен быть раствор соды (13 чайной ложки на стакан воды), для разведения красителей, чтобы получить светлые оттенки
кнопки для крепления ткани к раме и булавки швейные для прикрепления кальки с эскизом к ткани
мягкие тканевые салфетки (для удаления капель краски, для протирания работы, для работы с отбеливателем), предпочтительны именно салфетки (а проще говоря, тряпки) из ткани, так как бумажные салфетки очень сильно крошатся и лохматятся, протирать работу ими сложно.
На месте не должно быть ничего лишнего, все необходимое для работы должно находиться в непосредственной близости от работающего.
Предметы которые берутся левой рукой должны находиться слева, а те что берутся правой рукой справа. Рабочее место не должно загромождаться
Приступая к росписи, необходимо приготовить краски разной насыщенности. В работе используются растяжки цвета, переходы от одного цвета к другому, акварельную технику. Начинать следует со светлых участков, постепенно переходя к более темным. По окончании работы оставить ее до полного высыхания.
Для окончательной отделки изделия необходимо закрепить краски на ткани. Профессиональные красители закрепляются паром. 3.2 Выбор материала для оформления объектов
В отличие от горячего, в холодном батике используется в основном натуральный шелк, но первые опыты можно делать и на тонкой хлопчатобумажной ткани.
В холодном батике используется прозрачный резервный состав, растворимый в бензине. Импортные контурные составы могут быть окрашены в различные цвета.
Для нанесения резерва нужна специальная стеклянная трубочка с загнутым носиком и шаровидным расширением для запаса резерва.
Существуют краски, которые специально предназначены для росписи тканей. Как правило, в магазинах большой выбор импортных красок, они могут различаться по способу закрепления (паром или утюгом) и по способу разбавления (водой или спиртом). Для данной работы были выбраны отечественные краскифирмы "Гамма". Они разбавляются водой и фиксируются паром.
Для оформления использовались контуры "Decola"белый, перламутровый, бронзовый с блестками, желтый перламутровый многоцветный с блестками, фиолетовый перламутровый, чёрный, а так же золотистые блёстки.
На данном этапе работы определены этапы оформления и отделки объекта, выбраны материалы для их оформления. При выборе материалов во внимания принято качество, надёжность соответствие современным требованиям.
Глава 4. Технико-экономические расчеты 4.1 На основные материалы
Цель экономического обоснования – обосновать дизайн – проект с экономической точки зрения. Для этого:
) определить трудоёмкость изготовки проекта;
) затраты на оплату труда;
) материальные затраты;
) прочие затраты;
) определить себестоимость;
) обосновать цену проекта.
Обоснование трудоёмкости процесса разработки дизайн – проекта.
Норма времени, охватывает работы, по следующим стадиям разработки проекта:
) формирование дизайнерского задания;
) формирование замысла;
) рабочий эскиз;
) внедрение эскиза в проект.
Таблица 1.
Стадии разработки | Затраты времени | Примечания |
1. Формирование дизайнерского задания | 1 час | Ознакомление с требованиями |
2. Формирование замысла | 2 часа | Ознакомление с существующими методами решения аналогичных задач |
3. Поисковые эскизы | 5 часов | Предложения по дизайн – проекту |
4. Рабочий эскиз | 3 часа | Выбор наилучшего эскиза из предложенных и дальнейшая его разработка |
5. Внедрение эскиза в проект | 21 дней (168 часов) | Разработка проекта |
Определение общей трудоёмкости: T = ∑ Т дней x 8 часов (рабочий день).
Т = 1+2+5+3+168 =179 часов
N чел = Т / Ф пол = 179/100 = 1 чел.
Затраты на оплату труда:
) Основная заработная плата: ЗП осн = Сч x Т руб., где Сч – часовая тарифная ставка.
час – 57,00 рублей
,00 рублей х 179 часов = 10203,00 рублей
) Дополнительная заработная плата (25 % от основной заработной платы):
,00 руб. х 0,25 =2550,75 руб.
Таблица 2.
Затраты на отделочные материалы
Наименование | Единица измерения | Количество | Стоимость за единицу, руб. | Стоимость, руб. |
Подрамник | шт. | 1 | 350,00 | 350,00 |
Ватман | шт. | 1 | 12,00 | 12,00 |
Кнопки | шт. | 100 | 15,00 | 15,00 |
Карандаш | шт. | 1 | 14,00 | 14,00 |
Ластик | шт. | 1 | 8,00 | 8,00 |
Искусственный шёлк | метр | 2 | 300,00 | 300,00 |
Набор красок для батика "Гамма" | шт. | 1 | 410,00 | |
Кисти | шт. | 6 | 70,00 | 420,00 |
Резиновые перчатки | шт. | 2 | 12,00 | 24,00 |
Глитер | шт. | 2 | 35,00 | 70,00 |
Контуры | шт. | 8 | 70,00 | 560,00 |
Лак – спрей Универсальный прозрачный | шт. | 1 | 97,00 | 97,00 |
Акрил | шт. | 1 | 48,00 | 48,00 |
Скобы для сшивателя | упаковка | 1 | 23,00 | 23,00 |
Сшиватель мебельный | шт. | 1 | 240,00 | 240,00 |
Клей по дереву | шт. | 1 | 90,00 | 90,00 |
Рейки деревянные | шт. | 8 | 30,00 | 240,00 |
Штапики деревянные | шт. | 8 | 20,00 | 160,00 |
Клей супер момент | шт. | 12 | 14,00 | 168,00 |
Сода | шт. | 1 | 15,00 | 15,00 |
Соль | шт. | 1 | 8,00 | |
Растворитель | шт. | 1 | 65,00 | 65,00 |
Итого: | 3007,00 |
Таблица 3. Калькуляции себестоимости проекта
Статьи затрат | Сумма |
1. Материальные затраты | 3007,00руб. |
2. Основная заработная плата дизайнера | 57,00 руб. x 179 часов = 10203,00 руб. |
3. Дополнительная заработная плата дизайнера (10 % от основной заработной платы) | 10203,00 руб. x 0,1 = 1020,30 руб. |
4. Страховые взносы | (10203,00 +1020,30) x30%x 0,01=3815,922руб. |
5. Общепроизводственные расходы (35% от основной заработной платы) | 10203,00x 0,35% = 3571.05руб. |
6. Общехозяйственные расходы (50% от основной заработной платы) | 10203,00x 0,5% = 5101.5руб. |
7. Производственная себестоимость | 3007,00+10203,00+1020,30+3815,92+3571.05+5101.5=25800,77 руб. |
8. Коммерческие расходы (5% от производственных) | 25800,77x 0,05 = 1290,03 руб. |
9. Полная себестоимость (производственная + коммерческая) | 25800,77+ 1290,03= 27090,80 руб. |
Таблица 4.
Обоснование цены проекта
Прибыль (20%) | 27090,80 x 0,2 = 5418,16 руб. |
Оптовая цена без НДС | 27090,80 +5418,16 = 32508,96 руб. |
НДС (18%) | 32508,96x 0,18 = 5851,61 руб. |
Оптовая цена с НДС (отпускная) | 32508,96 + 5851,61 = 38360,57руб. |
Вывод.
На основании производимых расходов полная себестоимость проекта 38360,57 руб., в том числе затраты на отделочные материалы 3007,00 руб.
Цена проекта определена из себестоимости и минимального уровня рентабельности, поскольку данный дизайн – проект предназначен для обычной квартиры с учётом нашего не богатого региона.
Снижение затрат можно произвести за счёт снижения общепроизводственных и общехозяйственных работ.
Глава 5. Мероприятия по охране окружающей среды и техники безопасности
Во время выполнения работ, связанных с подготовкой материала к росписи и крашению, необходимо соблюдать правила техники безопасности:
Быть крайне осторожными и аккуратными с воспламеняющимися, ядовитыми и сильнодействующими веществами и помнить, что все химические вещества и красители ядовиты.
На рабочем месте должны находится только нужные для работы красители и химические препараты. Посуда с химическими веществами и красителями должна быть плотно закрыта. На ней должны быть этикетки с разборчивым их названием. Не рекомендуется брать препараты руками, пробовать их на вкус.
Изготовление красильных, химических растворов необходимо делать при открытых окнах или в помещениях с вытяжным шкафом.
Некоторые вещества при смешивании вступают между собой в реакцию, выделяя большое количество теплоты, вследствие чего возможен пожар.
Необходимо очень осторожно обращаться с кислотами и особенно с их концентрированными растворами, так как они раздражают слизистые оболочки, могут привести к сильным ожогам кожи. Хранить их надо в плотно закрытой стеклянной посуде, в случае попадания кислоты на кожу необходимо сразу же промыть ее сначала водой, а потом слабым раствором соды. Во время приготовления кислотных растворов нужно помнить, что кислоту нужно вливать в воду, а не наоборот.
Необходимо быть очень осторожным во время изготовления резервных растворов для холодного и горячего батика. Компоненты этих смесей (резиновый клей, парафин, не говоря уже о бензине) являются сильно воспламеняющимися и взрывчатыми веществами, а пары парафина очень вредны. Резервные смеси необходимо варить на закрытом огне в хорошо проветриваемом помещении, при этом нельзя нагибаться над посудой, вдыхать выделяемые пары.
Заключение
Целью данной дипломной работы являлось создание дизайн-проекта декоративного элемента интерьера детской комнаты. Панно в технике батик как нельзя лучше подходит для украшения интерьера детской комнаты.
В ходе работы рассмотрены методы решения аналогичных задач, изучена научно – техническая литература по теме проекта, выбран стиль и цветовое решение композиции.
Выполнение работы, началось с анализа конкретного объекта исследования. Проведено ознакомление техническими требованиями, изучены особенности данного помещения. Последующим этапом работы стал выбор и обоснование стилевого, цветового и композиционного решений.
Технико – экономические показатели включают в себя результаты экономических расчётов, касающихся отделочных материалов необходимых для декоративного оформления объекта, а также расчётов на виды работ.
Рассмотрены мероприятия по охране окружающей среды и технике безопасности.
Список источников и литературы
1. Терешина Г. – "Батик своими руками" Изд.: М., 2007 г.;
2. Робинсон Р. – "Искусство батика. Техники и образцы" Изд.: М., 2007 г.;
. Кастль-Брайтнер К. – "Текстильный дизайн. Современная роспись по ткани" Изд.: М., 2008 г.;
. Моргадес К. – "Роспись по шелку для начинающих" Изд.: М., 2008 г.;
. Терешина Г. – "Батик своими руками" Изд.: М., 2007 г.;
. Эм А. – "Батик" Изд.: М., 2008 г.
. Скребцова Т.О., Дальниченко Л.А. Шелковые картины в технике холодного батика. Ростов на Дону.: Феникс, 2007.
. Горячева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2007.
. Шитье и рукоделие. Энциклопедия. – М.: Просвещение, 1994.
. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей.
. Давыдова Ю. Роспись по шёлку.
. Давыдов С. Батик: техника, приемы. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008.
. Гусакова М.А. Аппликация: учебное пособие.2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1982.
. Костикова И.Ю. Школа лоскутной техники. – М: Культура и традиции, 1998.
. Муханова И.Ю. Лоскутные узоры. Новые возможности. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001.
. Устин В.Б. Композиция в дизайне, Москва, Изд. Астрель, 2005
. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция, М., Владос, 2004
. Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование, М., Изд. Архитектура-С, 2004
. Арнхейм Р.Л. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
. Гадамер Г. – Г. Актуальность прекрасного.М., Искусство, 1991
23. #”582490.files/image001.gif”>
Рис.2
Рис.3
Поисковые эскизы
Этапы выполнения работы