- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 12,54 kb
Воинская слава России
Воинская слава России
Митрополит Питирим (Нечаев)
Говоря о духовном наследии нации, невозможно пройти мимо темы воинской доблести, воинской славы. Историю государств заполняют описания войн; они являются наиболее заметными вехами в памяти человечества. Развитие военной техники — одно из главных направлений технического прогресса, в литературе и искусстве война также оказывается одной из наиболее распространенных тем. И это не случайно. Война резко меняет жизнь человека, ставя перед ним глубокие вопросы о смысле жизни, призывая одних к подвигу самопожертвования, других — к подвигу сочувствия. “Война учит нас проверять нашу жизнь, ее достоинство, ее качество, ее верность, ее правоту — поставляя ее перед необходимостью защищать дело ее до конца… Она указывает нам путь героя и требует, чтобы этот путь стал общим, универсальным, и этим она дает разрешение основной жизненной проблемы”. (И.А. Ильин, “Духовный смысл войны”)
В трагической военной тематике строится эпос каждого народа. Эпос определяет тип национального героя. Памятники русского героического эпоса — былины— повествуют о богатырях, защитниках русской земли. Любимый герой былин — всем известный могучий и добродушный Илья Муромец. В русских святцах есть святой с тем же именем, мощи его почивают в Киево-Печерской лавре. Однако среди былинных персонажей есть еще один, который, пожалуй, в большей степени олицетворяет народную воинскую доблесть. Это Микула Селянинович, пахарь, тесно связанный с землей, легко несущий “тягу земную”, которую не в силах поднять “профессиональный” воин — великан Святогор. Пахарь, ставший воином — это символ русской воинской славы. Былины отчасти отражают подлинное устройство армии в Древней Руси. Славяне не были воинственным народом: основу их жизненного цикла составляла работа. В мирное время для их защиты было достаточно княжеской дружины, насчитывавшей всего несколько сотен человек. Но в моменты серьезной опасности по призыву князя поднималось народное ополчение. Крестьяне оставляли привычный сельский труд и становились на защиту своей земли.
Переход к регулярному войску в России совершился только в петровское время. Тогда сложилась рекрутская система военной повинности. Срок службы сперва был пожизненным, но постепенно сократился в конце XVIII в. — до 25 лет, потом до 20 и к 1874 г. до 7 лет. В 1874 г. была введена всеобщая воинская повинность. Но в основе оставался все тот же принцип: в армию, как правило, попадали не искатели наживы, а люди, силою внешних обстоятельств вырванные из мирной трудовой жизни, принявшие защиту Отечества как свой долг и свою судьбу. Может быть, поэтому одной из незыблемых отличительных особенностей русского солдата оставалось его миролюбие.
По степени оснащенности военной техникой российская армия, как правило, отставала от своих западных соперников. И так было не потому, что русские были неспособны к военному искусству и созданию новых видов вооружения, но потому, что развитие военной техники не считалось делом первой необходимости. В ряде случаев именно техническая отсталость армии приводила к поражению России — например, в Крымскую кампанию 1853 – 1856 гг. Силу русской армии составляли, с одной стороны, боевой дух солдат, их готовность к самопожертвованию, и, с другой — ответственность полководца. Успешность войн, которые в разное время вела Россия, в значительной мере определялась тем, насколько та или иная война осознавалась армией и всем обществом как справедливая. Когда враг угрожал родной земле, воля к победе охватывала все русское общество — эти моменты высшего национального подъема именовались отечественными войнами: “Народная война есть совокупное духовное напряжение всей нации, направленное к победе над тою силою, которая стала на пути духовного роста народа” (И.А.Ильин. Духовный смысл войны).
Был и еще один тип войн, вызывавший подъем духа во всем русском обществе: это были войны освободительные. Так, в русско-турецкой войне 1877- 87 гг. Россия осознавала себя защитницей Болгарии. Первая мировая война 1914 г. поначалу ощущалась как справедливая, поскольку Россия выступила на защиту подвергшейся нападению Сербии.
Война обостряет религиозное чувство человека. Действительно — “в страданиях мудреет человечество” —как писал И.А. Ильин. Даже те, кто на словах исповедует атеизм, в минуту опасности хотя бы в глубине души обращаются к Богу. И те, кто в Великую Отечественную шел в бой со словами “за Родину, за Сталина”, на самом деле были совсем недалеки от христианского мироощущения. Готовность жертвовать своей жизнью, защищая других — это именно то, о чем говорится в Евангелии: “Нет больше той любви, если кто положит душу свою за друзей своих” (Ин. 13, 15)
Есть некое сходство в призвании военного и священника — не случайно и о том, и о другом говорится, что они “служат”, в то время как другие социальные структуры “работают”. И для священника, и для военного особенно важна “наука жертвовать собой”. В чине крещения, в первой молитве, приступающего к Таинству, как и монаха называют “воином Христовым”. Христиане в целом, и особенно монахи, в каком-то смысле принадлежат к той же категории, что и воины: это люди, отдавшие себя в подчинение ради высшей цели.
Герои и полководцы, сочетавшие воинскую доблесть и православную веру, входят в ряд святых подвижников Русской Православной Церкви. Это святые князья-защитники земли русской Довмонт Псковский, Александр Невский, Димитрий Донской. Глубоким благочестием отличался великий русский полководец А.В. Суворов, погребенный в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. В 2001 г. к лику святых был причислен флотоводец адмирал Ф.Ф. Ушаков, герой войны за освобождение Греции от турецкого ига.
Военная и духовная история Россия неразделимы. Естественно, что в минуту опасности человек обращается к Богу, Божией Матери, святым. История России знает множество случаев чудесного избавления по молитвам. Почитание многих списков икон Богоматери началось именно с момента Ее помощи во время нападения врагов. Неоднократно являла свое заступничество Владимирская икона Божией Матери. Чествование ее совершается несколько раз в год: 21 мая (13 июня) — в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.); 23 июня (6 июля) — от нашествия хана Ахмата в 1480 г.); 26 августа (8 сентября) — от нашествия Тамерлана в 1395 г. Донская икона была принесена донскими казаками, прибывшими на помощь Димитрию Донскому. Казанская икона Божией Матери сопутствовала ополчению Минина и Пожарского в 1912 г., Смоленская — М.И. Кутузову. Казанская икона была и в личном обиходе маршала Г.К. Жукова Этот список можно продолжить.
Каменные храмы и монастыри и чисто физически служили надежной защитой от врагов. Известно, что новгородцы, шедшие в бой “за Святую Софию, за дом Пресвятой Богородицы” при нападении врагов могли укрыться за ее каменными стенами. Неоднократно набеги врагов выдерживал Псково-Печерский монастырь, окруженный мощными крепостными стенами. Монастыри-крепости — Донской, Данилов, Симонов, Новоспасский, Андроников и Новодевичий — полукольцом окружали Москву, защищая ее с юга, откуда чаще всего городу грозило нападение врагов. В войну 1612 г. длительную осаду выдержала Троице-Сергиева Лавра. Тогда же осаде подверглись и другие монастыри, в частности — Иосифо-Волоцкий.
Характерная особенность христианского отношения к воинской доблести может быть выражена словами псалма: “Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу” (Пс. 113, 9). Увековечивалась память не столько о людях, пусть даже показавших чудеса храбрости на поле сражения, сколько о знаках Божией милости, явленных в даровании победы. Поэтому в Древней Руси фактически единственным способом запечатления памяти о победе было строительство храмов или часовен. Они обычно освящались в честь церковного праздника, в день которого совершилась та или иная решающая битва, или в честь святого, которому особенно усердно молились и чьей помощи приписывали победу. Так, в память о Куликовской битве, которая произошла 8 (21) сентября в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, супруга святого князя Димитрия Донского, святая княгиня Евдокия, построила церковь Рождества Богородицы в Кремле (впоследствии переименованную в церковь Воскрешения Лазаря). В честь того же события была построена церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове. В ней до сих пор находятся могилы иноков-воинов прпп. Александра (Пересвета) и Родиона (Осляби), участвовавших по благословению преподобного игумена Сергия Радонежского в Куликовской битве и павших за Отечество. В память Куликовской битвы установлено поминовение усопших в Димитриевскую родительскую субботу — 40-й день после Куликовской битвы (перед 26 октября — 8 ноября — днем памяти святого Димитрия Солунского, небесного покровителя князя Димитрия Донского).
Московский Сретенский монастырь был поставлен в честь установления в Москве уже упомянутого праздника Сретения иконы Божией Матери Владимирской 26 августа (8 сентября) 1395 г.. Поводом к основанию Новодевичьего монастыря с соборной церковью в честь Смоленской иконы Божией Матери (1524 г.) было возвращение России Смоленска из польско-литовской оккупации в 1514 г. В 1555 – 1561 гг. как памятник покорения Казанского и Астраханского ханств (1554 – 1556 гг.) был построен собор Покрова Божией Матери на Рву, более известный как “собор Василия Блаженного”. Донской монастырь был основан в память избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591 г. Казанский собор на Красной площади был построен в 20 – 30 гг. XVI в. князем Дмитрием Пожарским. В нем была помещена главная святыня ополчения Минина и Пожарского — Казанская икона Божией Матери. Этот храм можно рассматривать как памятник войне 1612 г. и национально-патриотическую святыню.
В Петербурге также есть немало храмов, если не прямо, то косвенно являющихся памятниками российской воинской славы. Так, монастырь в честь святого Александра Невского (впоследствии — Александро-Невская лавра) был построен, как считалось, на том самом месте, где в 1240 г. в Невской битве святой князь одержал победу над шведами. Во вновь построенный монастырь из Владимира были перенесены его святые мощи. Благоверный князь Александр Невский считается покровителем Санкт-Петербурга, поэтому в городе есть несколько храмов, построенных в его честь. Памяти его победы над шведами посвящена также церковь святого Александра Невского в Усть-Ижоре (1830-е гг). В ознаменование победы русского флота в Чесменской бухте (1770 г.) в 1777 – 1780 г. построена церковь Рождества Иоанна Предтечи, входящая в комплекс Чесменского дворца. Петербургский Казанский собор, законченный в 1811 г., хотя и не был в собственном смысле памятником победы в Отечественной войне 1812 г., однако судьба его оказалась тесно связанной с этим событием. В августе 1812 г. в соборе состоялся торжественный молебен, после которого М.И. Кутузов отправился в действующую армию, а в 1813 г. полководец был в нем же похоронен. В соборе хранились многочисленные военные трофеи.
В Москве в память войны 1812 г. был воздвигнут храм Христа Спасителя (заложен в 1839, освящен в 1889 г.), а также не дошедшие до нас часовни святых Александра Невского и Николая Чудотворца. В память Бородинского сражения вдова погибшего в нем генерала А. А.Тучкова, М. М. Тучкова, основала Спасо-Бородинский монастырь и, приняв монашеский постриг с именем Мария, стала его первой игуменьей. Монастырь был утвержден в 1838 г. На Бородинском поле находятся и многочисленные часовни-обелиски, поставленные в память погибших воинов. В XIX в.
В 30-е гг. XIX в. В Петербурге в бывшей слободе Измайловского полка, за Фонтанкой, построен Свято-Троицкий собор, на стенах которого висели мемориальные доски с высеченными именами погибших офицеров этого полка. В 1886 г. перед собором был воздвигнут памятник Славы в память подвигов русских солдат в русско-турецкой войне (снесенный после революции). В Москве в 1877 – 1887 гг. поставлена часовня-памятник героям Плевны на Новой площади. В память освобождения славян от турецкого ига была также построена часовня Александра Невского на нынешней Манежной площади (не дошедшая до нас). В 1903 – 1913 гг. в Кронштадте — колыбели русского флота — как памятник “чинам морского ведомства, погибшим при исполнении служебного долга, а также способствовавшим развитию русского флота” был построен Морской собор. Перед ним в 1913 г. был установлен памятник адмиралу С.О. Макарову. Великолепным памятником морякам, погибшим в русско-японской войне, был “Спас-на-водах”, построенный в традициях владимирского зодчества XIIв. В 1922 г. он был разрушен.
В Петербурге в начале XX в. был создан своеобразный Суворовский музей. Основой его стала деревянная церковь святого князя Александра Невского, построенная Суворовым в селе Кончаковском и перевезенная в Петербург в год столетия его кончины. Церковь была заключена в каменный футляр, а рядом выстроено помещение музея. После революции музей был закрыт. Сам Суворов погребен в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры.
Музеи боевой славы — явление в России достаточно позднее. В начале XX в. именно оно получает распространение. К этому времени относится основание двух замечательных музеев подобного рода: в Москве — Бородинской панорамы, а в Севастополе — панорамы обороны Севастополя в Крымскую кампанию 1854 – 56 гг.
Памятники выдающимся военачальникам — также сравнительно недавняя традиция, появившаяся под влиянием Запада. Одними из первых можно считать памятник А.В. Суворову в Петербурге (1801 г.) и памятник Минину и Пожарскому в Москве (184 – 1818 гг.). В Советское время именно эти, лишенные религиозного содержания, традиции получают наибольшее распространение. После Великой Отечественной войны монументы погибшим воинам и музеи боевой славы создаются во множестве. С точки зрения художественной ценности и смыслового наполнения далеко не все они равноценны, но все они служили благородной цели: сохранению памяти о великом прошлом.
Из наиболее значительных памятников подобного рода следует назвать памятник советскому воину-освободителю в Берлине, в Трептов-парке, созданный 1946 – 47 гг., Е.В. Вучетичем и Я. Б. Белопольским. Эти же авторы возглавили творческий коллектив, создавший монументальный памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (1963 – 1967 гг.). Характерно, что многие скульптурные группы пластически повторяют веками использованные композиции цикла оплакивания Христа.
Большой известностью пользуется мемориал Пискаревского кладбища в Петербурге, где установлена скульптура “Родина-Мать” арх. А.В. Васильева и Е.А. Левинсона. На рубежах обороны Ленинграда в 1962 – 67 гг. был создан “Зеленый пояс славы”, включающий около 60 памятников и мемориальных ансамблей. В Москве и Московской области наиболее известны такие мемориалы как могила Неизвестного Солдата у кремлевской стены; памятник героям-панфиловцам у разъезда Дубосеково и др. В Бресте — музей обороны Брестской крепости и памятник в часть освобождения Бреста (1965 г.) в Курске — Военно-исторический музей Курской битвы; в Севастополе — мемориал на Малаховом кургане.
В последние годы возрождается древняя традиция строительства храмов-памятников воинской славы. Примером может служить строительство в Москве храма святого великомученика Георгия Победоносца в честь 50-летия Победы на Поклонной горе и возведение в 1999 –2000 г. храма в память битвы на Курской дуге. Церковью установлено поминовение усопших в день Победы 9 мая.
Список литературы
1. Булгаков С.Н. Война и русское самосознание. М., 1915
2. Ильин И.А. Духовный смысл войны. М., 1915.
3. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою. Лондон, 1975.
4. Полководцы, военачальники и военные деятели России в “Военной энциклопедии” И.Д. Сытина. тт. 1 – 2. СПб., 1995
5. Русские святые воины. М., 2000.
6. Трубецкой Е.Н. Война и мировая задача России. М., 1915.
7. Христолюбивое воинство. Православные традиции русской армии. М., 1995.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/