- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 13,97 Кб
Возможно ли употребление алкоголя в христианстве
Львовская Богословская Семинария
Письменная работа
Возможно ли употребление алкоголя в христианстве
Студента I курса
Новосильного Е.А.
Преподаватель:
Попудник Василий Васильевич
Львов – 2011
Содержание
Вступление
. Вино – изготовление и применение
.1 Христианская позиция умеренности в употреблении
. Вино в стихах Ветхого Завета
.1 Еврейские слова, обозначающие продукты виноградной лозы
.2 Осуждение пьянства в Ветхом Завете
. Вино в Новом Завете
.1 Вино в тексте оригинала Нового Завета
.2 Новое вино и новые мехи
.3 Канское чудо
.4 Человек, который любит пить вино
.5 Вечеря Господня
.6 Немного вина для желудка
Выводы
Список использованной литературы
Вступление
Есть лишь немного проблем, которые были бы столь разрушительны и пагубны для нашего общества в целом, – как употребление алкогольных напитков. Вопрос о употреблении алкоголя был и остается спорным на протяжении всей истории человечества.
По мере того, как наркотики, к которым относится и алкоголь, "завоёвывали мир", становились всё более очевидными отрицательные последствия их употребления. В результате в отношении к алкоголю появились два противоположных взаимоисключающих подхода:
) полный запрет (как это имеет место в отношении алкоголя в индуизме, буддизме, исламе);
) допустимость употребления, но с ограничениями разной степени – от жёстких до либерально-попустительских.
Такая политика свидетельствует о том, что у разных народов и цивилизаций нет единого понимания проблемы употребления этого вещества.
Американская статистика говорит о том, что каждая 3-я или 4-я семья страдает от последствий употребления алкоголя. На постсоветском пространстве эта проблема безусловно намного серьезнее. Мы с трудом сможем найти семьи, в которых кто-то из ближайших родственников в той или иной мере не страдает от последствий алкогольной чумы. К таким последствиям относятся заторможенное развитие детей, развод, жестокость и насилие в семье, преступления, болезни и конечно смерть.
Учитывая неоднозначность данного вопроса и различные взгляды на него даже в Церковной традиции, богословии и в Церковной морали, данная работа преследует цель, рассмотрев различные аспекты проблемы, прийти к выводу о приемлемости или неприемлемости употребления алкоголя в христианстве.
1. Вино – изготовление и применение
Слово "вино" упомянуто в Библии в нескольких местах, но не всегда ясно можно определить, является ли употребленное слово алкогольным напитком или нет. Уже в ранние века люди привыкли выдавливать сок из винограда для незамедлительного употребления. Пример тому в Быт. 40:11: "И чаша фараонова в руке у меня. Я взял ягод, выжал их в чашу фараонову, и подал чашу в руку фараонову".
Чтобы воспрепятствовать брожению сока и превращению в алкоголь, для того чтобы оно не становилось кислым, не плесневело, не бродило, – виноторговцы употребляли множество сохраняющих веществ, таких как соль, морская вода, ароматические смолы, мраморную крошку, известь, окуривание серой и добавляя дробленый ирис. Одним из них является метод приготовления густого сиропа путем кипячения, охлаждения, фильтрации и повторного нагрева.
Для приготовления алкогольного напитка виноград отжимался в хорошо проветриваемом месте, и сок пропускался через различные каменные сосуды. В соке появлялись споры дрожжей, что свидетельствовало о начале ферментации. В наши дни вино производится подобным же образом.
Вино производится путем частичного или полного брожения сахара, содержащегося во фруктовом соке. Основную роль в процессе брожения играют дрожжи. Под микроскопом дрожжевые клетки выглядят как грибообразные растительные организмы, часто встречающиеся в природе. Эти дрожжевые клетки вырабатывают энзимную систему, называемую "зимас", которая расщепляет сахар на алкоголь и СО2. Дрожжевые споры, находясь как в воздухе, так и в самом плоде, автоматически начинают бродить во время контакта с растворенным фруктовым сахаром; достаточно лишь раздавить плод, чтобы дрожжевые споры вступили в контакт с соком. Количество алкоголя в вине обычно от 6 до 15 процентов, и количество произведенного алкоголя зависит от того, когда процесс ферментации был остановлен или завершился. Количество доступного для ферментации фруктового сахара, тем самым, очень важно. При идеальных условиях максимальное количество произведенного во время брожения алкоголя может достичь 20%. Этот предел не может быть увеличен, так как дрожжевые клетки не выдерживают при более высокой концентрации алкоголя.
Некоторые говорят, что в древние времена люди не знали, как предохранить сок от брожения. Они утверждают, что все вина, таким образом, были алкогольными. В действительности, существуют доказательства древних писателей, поддерживающие мнение, что на самом деле обычно люди пили безалкогольные вина и иногда их называли лучшими винами. В своем достоверно подтвержденном "Библейском комментарии трезвости", авторы Ф.Р. Лиис (Ph.D) и Досон Бернс (MA) цитируют Аристотеля, Геродота, Иосифа, Плиния, Коллумелла и других греческих и римских авторов. В этой книге описано по меньшей мере 5 методов сохранения плодов и предотвращения фруктового сока от брожения. Как было упомянуто ранее, одним из методов было добавление химических веществ, таких как сера. Другим – удаление воды из загустевшего фруктового сока и обращение его в сироп. Дрожжевые клетки не выживают при концентрации сахара, превышающей 32%, и, таким образом, брожение прекращается. Все, что нужно было, что бы получить не забродивший виноградный сок – разбавить сироп водой.
.1 Христианская позиция умеренности в употреблении
Часто можно услышать рассуждения о умеренном употреблении алкоголя. Но тогда нам нужно определиться, является ли алкоголь наркотиком. Слабым, но наркотиком, от которого наступает привыкание и зависимость на химическом, психологическом и духовном уровне. А, по отношению к наркотическим веществам, умеренность является первым шагом к неумеренности. Кроме того, даже умеренное употребление алкоголя уменьшает нашу способность к суждению и самообладанию.
2. Вино в стихах Ветхого Завета
.1 Еврейские слова, обозначающие продукты виноградной лозы
Изучение текста на иврите показывает, что одно русское слово "вино" было использовано для перевода нескольких дюжин еврейских и арамейских слов, имеющих различные значения. "Вино" может означать плод для вина, такой как виноград, изюм; жидкости – густые, разбавленные или кипящие; напитки – алкогольные или безалкогольные; вина – кислые, сладкие или уксус.
Мы обнаруживаем слово "новое вино" (Ис. 65:8), что есть "тирош", в то время, как "крепкий напиток" называется "шекар", а вино – "йяйн" (Ис. 5:11). Таким образом, невозможно ссылаться на библейские тексты в русской версии перевода, говорящие о "вине", не принимая во внимание специфику еврейского слова, контекст, людей, которые имели к этому отношение и конкретный период времени, когда это было написано. Даже тогда, принятие решения о точном значении и подходящем переводе не всегда возможно. Более того, важно заметить, что невозможно сделать точного сравнения между современными алкогольными напитками и напитками, употреблявшимися в старину, так как отделение алкоголя от вина путем дистилляции стало применяться только, приблизительно, в 1000 г. от Р.Х. Постепенно, его стали употреблять как ликер, но укрепление вин путем добавления в них чистого спирта не практиковалось до 18 века. Как уже упоминалось, естественное брожение не превышает 14 процентов, в то время как в современных напитках концентрация алкоголя может достигать 50 процентов.
В иврите нет специального слова, всегда обозначающего забродившее вино. Но где вино названо "благословением", ничто не указывает в контексте на алкогольное содержание. Слово "йяйн" использовано в значении благословения лишь дважды и связано с другими плодами полей – зерном и оливками, в то время как слово "тирош" в этом смысле использовано 11 раз, (т.е. Иер. 31:12), в связи с пищей – около тридцати раз.
.2 Осуждение пьянства в Ветхом Завете
Пьянство, со всеми его последствиями, постоянно с отвращением описывается в Ветхом Завете. "Вино – глумливо, сикера буйна" (Пр. 20:1). Божественное не благоволение зачастую ассоциировалось с крепкими напитками и последствиями их применения и явно разоблачалось пророками. (Смотри также Ис. 5:11-12; 22:13; 28:1,7-8;56:12; Иоиль 1:5; Ам. 6:6).
Ханаан был сельскохозяйственной страной, основной продукцией которой было зерно, оливки и виноград, и сам Израиль часто приводится как символ виноградника Божия:
"Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его…" Ис. 5:7
Поэтому неудивительно, что мы находим символизм виноградной лозы, вплетенный во многие из наиболее любимых и духовных отрывков из Ветхого и Нового Заветов. "Я лоза, а вы – ветви" – это глубоко удовлетворяющая аллегория для тех, чьи жизни "сокрыты во Христе". Иногда считают, что поэтому вино (алкоголь) должно рассматриваться как один из даров Бога человеку. Но в то время как правда то, что Бог дал виноградную лозу и ее душистый плод в пользование людям, так правда и то, что это были сами люди, а не Бог, которые взяли целительный сок и сделали из него неполезные напитки, оказывающие сильное воздействие на сознание и организм человека.
"…потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его…" Быт. 8:21
3. Вино в Новом Завете
В Новом Завете все, что относится к опьяняющим напиткам, в большинстве случаев связано с теми группами людей, которые были обращены в христианство в районах Средней Азии, Греции и Рима. Это было во времена, когда моральный уровень был низок, а снисхождение к употреблению алкогольных напитков чрезмерным.
.1 Вино в тексте оригинала Нового Завета
В Евангелии есть только два конкретных упоминания горячительных напитков. Первое, весьма знаменательное. Оно находится в первой главе Евангелия от Луки, в комментарии, данном Захарией, о предстоящем рождении предвестника Мессии.
"Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится…" Лук. 1:15
Обращения в Посланиях к пьяницам многочисленны и точны. Павел был Апостолом для язычников, и часто ему приходилось сталкиваться с чрезмерным употреблением алкоголя даже в среде молодых христианских собраний, где новообращенные были либо евреи, жившие в нееврейской среде, либо язычники, выросшие в язычестве.
Павел в ряде случаев должен был упрекать своих слушателей определенным образом: "Будем вести себя благочинно… не предаваясь ни пированиям и пьянству" (Рим. 13:13).
Среди обвинений, которые исключат человека из Царства Божия, предупреждает он, есть пьянство: "Не обманывайтесь … пьяницы… Царства Божия не наследуют" (1-е Кор. 6:9-10).
И вновь он указывает нужное направление ефесянам: "И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом." (Еф. 5:18). Галатам также необходимо было предупреждение о тех, кто пребывает в "пьянстве, бесчинстве и тому подобном… никогда не наследуют Царства Божия". Гал. 5:21
.2 Новое вино и новые мехи
Существует множество высказываний в Евангелии, где природа напитка, алкогольный он или безалкогольный, недостаточно ясна (Мат. 9:17, Мр. 2:22, Лук. 5:37-38).
"Не вливают также вина молодого в мехи ветхие: а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают; но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое." Мат. 9:17
Обычное объяснение этой притчи следующее: новые мехи используются для того, чтобы оказать сопротивление растущему давлению газа, образующегося в процессе брожения, но в этом случае это не сочетается с фактами. Для возникновения брожения виноград помещается в открытые бочки на воздухе, как это делается и сегодня. Сила, освобожденная из виноградного сока громадна, поскольку сок раздавленных ягод состоит на одну пятую из глюкозы. Во время процесса ферментации объем жидкости увеличивается в 47 раз из-за диоксида углерода, который, при сжатии, вызывает давление равное 34,3 атм. Это эквивалентно 500 lbs на кв. дюйм (34,5 кг/см2). Если вино в начальный период брожения залить в мехи, будь то из свиной или бычьей кожи, то оно прорвет их, даже если они новые и крепкие. Этот факт был хорошо известен на протяжении веков в Палестине!
"Вот, утроба моя, как вино неоткрытое: она готова прорваться подобно новым мехам". Иов 32:19
Сухие мехи, используемые во времена нашего Господа, прекрасно служили для предотвращения брожения. Благодаря швам, хорошо смазанным дегтем, чтобы исключить попадание внутрь воздуха вместе с дрожжевыми спорами, брожение не могло произойти. Было крайне необходимо использовать новую, идеально чистую кожу, так как любой осадок, прилепившийся ко внутренней стороне старой кожи, вскоре приводит к уровню брожения, достаточному, чтобы уничтожить "молодое вино" и прорвать мехи.
"Новое вино" – это перевод греческого "ойнос неон", что является эквивалентом древнееврейского "тирош" и означает свежий виноградный сок. Все это было хорошо известно слушателям Иисуса, поэтому было понятно, что когда Он говорил: "Новые мехи для нового вина", Его беспокоило не качество вина, а необходимость сохранить Его новое учение от разлагающих ферментов консерватизма и самоправедности фарисеев. "Новые мехи" – это новое отношение, требуемое для "нового вина" Евангелия.
.3 Канское чудо
Первое чудо, записанное только Иоанном – это превращение воды в вино на свадьбе в Кане (Ин. 2:1-11). Там не говорилось о природе вина, а греческое слово "ойнос", которое использовалось здесь, может означать либо алкогольное, либо безалкогольное вино. В Септуагинте (LXX) оба слова "йайн" и "тирош" обозначаются как "ойнос" (вино), это же продолжается и в Новом Завете, написанном по-гречески и в позднейших переводах на русский язык. "Хорошее вино", которое Иисус сделал в Кане /Иоан. 2:10/, было "хорошим" не из-за высокого содержания в нем алкоголя, а потому, что это был свежий непереброженный виноградный сок. Это подтверждается внешними и внутренними соображениями. Внешние доказательства – свидетельства современников, таких писателей того времени, как Плиний и Плутарх. Они называют "хорошими" те вина, которые не опьяняют.
Ведь не мог же Он желать того, чтобы мужчины, женщины и дети, собравшиеся на брачный пир в Кане, напились допьяна! Ведь в таком случае Он был бы морально ответственным за продолжительное их опьянение. Поддержка Священного Писания и моральная последовательность требуют, чтобы "хорошее вино", воспроизведенное Христом было свежим, непереброженным виноградным соком. Это поддерживается прилагательным, употребленным для описания этого вина. Этим прилагательным является слово "калос" – которое означает "нравственно превосходный", вместо "агатос", что означает просто "хороший".
Иисус не был аскетом; Он пришел, чтобы человек мог получить жизнь с избытком. Он хотел принять участие в свадебном пире, сделать его еще веселее, но невозможно принять то, что Он, который пришел, чтобы исполнить всю правду, превратил воду в 470 литров алкогольного вина, которое несомненно несет крушение семей, разрушенные жизни, нескончаемую нищету. Возможно, объяснение может быть найдено в том, что "лучшее вино", согласно Плинию, это вино с наименьшим содержанием ферментов или плесени.
Наш Господь пришел исполнить, а не нарушить пророков (Мтф. 5:17). Иначе Он противоречил бы суровому предупреждению пророка Аввакума:
"Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным" (Авв. 2:15)
.4 Человек, который любит пить вино
Матфей и Лука отмечают, что враги Иисуса называли Его "человеком, который любит пить вино".
"Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: "вот человек, который любит есть и пить вино…" Мф. 11:19, Лк. 7:34
Но не было приведено никаких улик, чтобы подтвердить обвинения. Его также ложно обвиняли в богохульстве и угрозах разрушить храм. Иоанн, будучи Назарянином, воздерживался от любого вида продуктов из винограда (Чис. 6:2-3). Иисус не был обязан этого делать, но вывод, что Он употреблял крепкие напитки, в целом безоснователен. Его враги критиковали Иоанна Крестителя за аскетизм, они также критиковали Иисуса. В одном случае, когда Иисусу предложили крепкий напиток, Он отказался (Мр. 15:23). У богатых женщин Иерусалима был обычай подносить преступникам, прямо перед распятием, глоток вина, смешанного с мирром или другим наркотиком. Но хотя Иисус был томим жаждой и измучен болью, когда Ему предложили наркотическое вино, Он отказался. Искупитель должен был осушить чашу страданий и Он желал сделать это во всей полноте силы Своего разума, а не притуплять ее наркотическими напитками.
.5 Вечеря Господня
"И взяв чашу, благодарив, подал им; и пили из нее все. И сказал им… Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием" Мр. 14:23-25; Мф. 26:27-29; Лк. 22:17-18; 1-е Кор. 11:25.
Наиболее противоречивое употребление слова "вино" в Новом Завете концентрируется в деталях, использованных нашим Господом в Его наставлениях при Последней Вечерне. Павел и три Евангелиста соглашаются, говоря: "Он принял чашу", в то же время евангелисты добавляют следующие слова "плода виноградной лозы".
Мы видели, что для "плода виноградной лозы" в Ветхом Завете употребляется обычно слово "тирош", что означает свежевыдавленный виноградный сок. В современном языке слово "вино" обозначает прежде всего "алкогольное вино". Причина этого в том, что виноград в основном использовался для производства алкогольных напитков.
Вряд ли кто-нибудь будет думать о яблочном или грушевом вине, когда говорится о плодах яблоневого или грушевого дерева, хотя оно тоже может быть произведено процессом брожения.
Пасха бывает спустя шесть месяцев после сбора урожая, что дает основание утверждать, что "чаша", которую принял Господь, должна быть забродившей и, поэтому, алкогольной. Но как уже говорилось, было известно множество способов предотвратить брожение и, поэтому, эти аргументы не имеют силу. Более того, виноград может храниться более года путем подвешивания в подвалах и пещерах Палестины, в которых сотообразные известняковые камни служат идеальными холодильными камерами. Арабы до сих пор пользуются этим, что описано Ниебуром в его книге "Путешествие по Аравии". Было, безусловно, легко приобрести свежесохраненный виноград во времена Иисуса.
Определенно, очень важным является то, что слово "вино" (ойнос) употребляется не один раз Евангелистами или Павлом при описании вечери. Наш Господь принял обычную пищу обычных людей – хлеб и плод винограда; освятил их, употребляя их как символ Его жизни и смерти, отданных за все человечество. Иисус сказал:
"Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь, пребывает во Мне, и Я в нем" Ин. 6:56
.6 Немного вина для желудка
"Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов" 1-е Тим 5:23
Слово, использованное здесь, в греческом оригинале – "ойнос", и может означать забродивший и не забродивший виноградный сок.
Способность виноградного сока снимать боль была хорошо известным фактом в Палестине того времени, и это также использовалось для избавления от желудочных проблем. По этой причине, Павел рекомендует использовать виноградный сок Тимофею. Афиний (280 г. от Р.Х.) сообщает о значении "вина" при проблемах с желудком. Он дает рецепт: "Пусть пьет глюкоз, или подогретый или смешанный с водой, особенно тот, называемый "протропос", так как это очень хорошо для желудка". Сейчас множеством медицинских экспериментов установлено, что алкоголь только увеличивает проблемы желудка. Хотя алкоголь и содержит калории, он не содержит белков, минералов или витаминов и может нанести серьезный ущерб важным тканям мозга, печени и других органов тела.
"Состояние сильного алкогольного опьянения постоянно разрушает до 7 миллионов клеток мозга взрослого человека".
Проф. Д-р Густав Шимерт (Кардиологический журнал, 1984)
"Алкоголь всегда разрушает клетки мозга даже при приеме в малых дозах".
Д-р А. Сикуэра (Журнал мед. новостей, 1984)
Выводы
В результате данного исследования можно сказать определяющих слово "вино", в греческом – "ойнос" и в еврейском "яин" – употребляются исторически, указывая на виноградный сок – переброженный или неброженный. Эта значительная находка дискредитировала претензию, что Библия знает только переброженное вино, которое она одобряет, если употреблять умеренно. А истина заключается в том, что Библия знает оба рода вина: переброженное, которое она не одобряет, и непереброженный виноградный сок, употребление которого она одобряет.
Цена употребления алкоголя для человечества чрезвычайно велика. И эта цена уплачивается всеми нами в показателях боли, несчастья, насилия, в злоупотреблениях по отношению детей и супругов, в разводах, преступлениях, болезни и смерти.
Рассуждая о употреблении вина и вообще алкоголя в христианстве нельзя не учитывать слов апостола Павла в 1Кор. 6:10, о том что пьяницы царства Божьего не наследуют. Т.е. употребление алкоголя – это не просто вопрос здоровья, нравственный или богословский, а это вопрос вечного спасения, ради которого Христос пришел в этот мир, был распят, пролил кровь, и таким образом совершил искупление людей. Мы видим из Писания, что планка требований и моральных норм Нового Завета поднята гораздо выше, чем это было предписано в Ветхом.
Задумывались ли вы, почему в Ветхом Завете существовал строгий запрет для священников пить вино и крепкие напитки, когда они входили в присутствие Божье? (см. Лев. 10:9,10; Иез.44:21) Само Писание поясняет нам: "… чтобы не умереть… чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого". Сегодня, верующие во Христа есть цари и священники Богу нашему (1 Петр.2:9,10; Отк. 1:6).
На основании данного исследования можно сделать вывод, что Бог не одобряет употребления алкоголя ни в Ветхом ни тем более Новом Завете. И не просто не одобряет но говорит о полном воздержании.
Список использованной литературы
1. Керр А. Эдит – "Алкоголь и Писание" ("Alcohol and the Scriptures"), Temperance Committee of the Presbyterian Church of Victoria, Мельбурн (1966) [Цыт. 19.11.11 Доступный с: <www.cai.org/ru/izuchenie-biblii/chto-bibliya-govorit-ob-alkogole>]
. Баккиоки Самуэль – "Вино в Библии" [Цыт. 19.11.11 Доступный с: <vladivostokasd.narod.ru/books/books.html>]
3. Тичоут П. Роберт – " Вино – настоятельное библейское повеление – полное воздержание" [Цыт. 19.11.11 Доступный с: vladivostokasd.narod.ru/books/books.html>]
. Баркли Уильям – Толкование 1-го послания Тимофею. [Цыт. 18.11.11 Доступный с: <http://library.e-aaa.info/>]