- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 2,37 Мб
‘Всадница’. Карл Павлович Брюллов
Российская Академия Художеств
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина
Факультет теории и истории искусств
Кафедра русского (зарубежного) искусства
Курсовая работа
«Всадница». Карл Павлович Брюллов
Санкт-Петербург 2011
Содержание
Введение
Глава 1. «Всадница». История создания
Глава 2. Карл Павлович Брюллов. Жизнь и творчество
Глава 3. «Всадница». Художественный анализ картины
Заключение
Список литературы
Список иллюстраций
Введение
«Русский живописец Карл Брюллов написал портрет в настоящую величину, изображающий девушку на лошади и девочку, которая на нее смотрит. Сколько помним, мы до сих пор не видели конного портрета, задуманного и исполненного с таким искусством… Этот портрет выказывает нам живописца, который высказывается сразу, и что еще важнее – гениального живописца». Такой и другие, не менее лестные, отзывы появлялись в итальянских газетах в 1832 году. Интерес и восхищение любителей искусства вызвала картина «Всадница. Портрет Амацилии и Джованины Пачини, воспитанниц графини Ю. П. Самойловой».
Вообще литература о Карле Павловиче Брюллове и его работах разнообразна и чрезвычайно обширна: статьи, воспоминания современников, переписка, рассуждения об искусстве. Отношение к его творчеству разное. Еще при жизни этого, без сомнения, великого мастера в русской и итальянской прессе появляется ряд статей, преимущественно восторженных. Но тон некоторых статей резко меняется после смерти художника. Объяснить это можно тем, что в 1860-е года, с ростом демократического движения, перед русским искусством встают новые цели и задачи.
Смена точек зрения в критике ярко видна на примере В.В. Стасова. Находясь в Риме в то время, когда умер Брюллов, Стасов, исследует его работы, оставшиеся миру произведения, после смерти их автора. И пишет в 1852 году статью, в весьма высоких, хвалебных тонах. По прошествии всего нескольких лет Стасов развенчивает своего недавнего кумира, уничтожая все его творчество именем другого художника. Эта статья называется «О значении Брюллова и Иванова в русском искусстве». И.С. Тургенев выбирает тот же путь уничтожения Брюллова именем Иванова в статье «Литературные и житейские воспоминания». В самом начале 1860-х споры вокруг имени художника немного стихают, чтобы возобновиться с новой силой в самом конце века, когда готовились и проводились мероприятия в память столетия со дня рождения Брюллова.
Со стороны А.Н. Бенуа значимость творчества Брюллова почти безоговорочно отрицается. А художники Н.Н. Ге и И.Е Репин, напротив, ставят его произведения и вклад в искусство очень высоко. Репин в речи на торжествах 12 декабря 1899 года называет Брюллова «лучшим после Рафаэля рисовальщиком», «величайшим художником за последние 300 лет…» (Леонтьева Г. К. Карл Павлович Брюллов – Л.: Художник РСФСР, 1986).
Несмотря на все распри и споры вокруг имени Карла Павловича, он был и останется одним из величайших художников нашей страны, совершивший необычайный вклад в развитие художественной культуры. Как справедливо пишет Г.И. Пикулева «Карл Павлович Брюллов – один из крупнейших и талантливейших русских художников, при жизни получивший широкую популярность на родине и в Европе. Брюллов отличается широтой творческого кругозора. В равной мере его можно назвать историческим живописцем, жанристом, монументалистом, мастером религиозной живописи, акварелистом и великолепным портретистом. Брюллов владел так же техникой гравирования и лепкой. И во всех областях сказалось неистощимое богатство его творческой фантазии. Огромна роль Брюллова-профессора, воспитавшего целую плеяду известных русских художников» (Пикулева Г. И. Галерея гениев: Брюллов – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.). По мнению Г.К. Леонтьевой, «Подлинно глубокий анализ, систематизацию, объективную оценку творчество Брюллова получает в работах советских искусствоведов. Первый опыт проблемной монографии был осуществлен в 1940 году О.А. Лясковской. Наиболее обстоятельной по сей день остается книга Э.Н. Ацаркиной «Карл Павлович Брюллов», снабженная научным аппаратом и включающая наиболее полный каталог работ художника» (Леонтьева Г. К. /Карл Павлович Брюллов/ Л.: Художник РСФСР, 1986).
Глава 1. «Всадница». История создания
«Всадница» – картина русского художника Карла Брюллова, написана в 1832 году, когда Карл Павлович Брюллов жил в Милане, на севере Италии. Близкий друг художника, состоятельная аристократка, графиня Юлия Самойлова заказала молодому мастеру портрет своих воспитанниц. Это были дочь и юная родственница умершего композитора Джузеппе Пачини. Того самого Пачини, чья опера «Последний день Помпеи» натолкнула Брюллова на тему знаменитой в будущем картины. Живописец писал двух сестер на вилле под Миланом. Впервые была выставлена в 1832 г. в Милане, в галерее Брера. И тогда на нее было очень много откликов, которые собрал, перевел один из верных учеников Брюллова художник Михаил Железнов. Полотно находилось в собрании графини, которое было распродано в 1872 году, незадолго до смерти разорившейся Самойловой.
В 1896 году «Всадница» была приобретена для галереи П.М. Третьякова. Где находится и по сей день. Сначала предполагалось, что на картине изображена сама графиня, возможно так считалось из-за надписи на ошейнике одной из собак, в правом нижнем углу полотна, на нем стоит фамилия «Samoylova». (см. ил.1)
Ил.1
Но если сравнить картину с более поздними произведениями Брюллова «Портрет графини Ю.П. Самойловой с воспитанницей Джованниной и арапчонком» и «Портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией», видно, что это не так. На картине изображены две воспитанницы графини Самойловой Джованина и Амацилия Пачини. Амацилии Пачини была дочерью итальянского композитора, друга Ю. Самойловой Джованни Пачини. О Джованине известно мало. Существует версия, что её настоящее имя Джованнине Кармине Бертолотти и она является дочерью Клементины Перри, сестры второго мужа Самойловой. Художник назвал свою работу «Жованин на лошади».
Картина заинтересовывает мастерством исполнения и нетривиальным сюжетом. Так как перед художником стояла сложная задача, гармонично изобразить молодую девушку, сидящую на великолепном скакуне, при этот не создав пафосный парадный портрет. Скромную воспитанницу графини Ю.Самойловой – Джованину, художник осмелился изобразить так, как до него изображали только титулованных особ или прославленных полководцев.
Задумав написать «Всадницу», Брюллов поставил перед собой задачу создать большой конный портрет. В нем он использовал мотив прогулки, позволившей передать фигуру в движении.
Глава 2. Карл Павлович Брюллов. Жизнь и творчество
Карл Па́влович Брюлло́в (12 (23) декабря 1799, Санкт-Петербург – 11 (23) июня 1852, Манциана, Италия) – великий русский художник, живописец, монументалист, акварелист, рисовальщик, представитель академизма, Член Миланской и Пармской академий, Академии Святого Луки в Риме, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств, почетный вольный сообщник Парижской академии искусств. Брат Александра Брюллова, архитектора, представителя стиля романтизм.
Карл Брюллов родился в семье академика, резчика по дереву и гравёра французского происхождения Павла Ивановича Брюлло (Brulleau, 1760-1833) и его супруги Марии Ивановны Шредер (Schroeder), имевшей немецкие корни. С 1809 по 1821 год занимался живописью в Академии художеств в Петербурге, был учеником Андрея Ивановича Иванова. Блестящий студент, получил золотую медаль по классу исторической живописи. К 1820 году относится его первая известная работа «Нарцисс». (см. ил.2)
Творчество Карла Павловича Брюллова отличается содержательностью идейно-художественных задач, подлинным артистизмом. Уже в ранние годы ему были присущи серьезные творческие искания.
Оканчивая в 1821 году Академию художеств, Брюллов восемь раз перерабатывал свою программу на Большую золотую медаль – "Явление Аврааму трех ангелов у дуба мамврийского". На следующий год он уехал для усовершенствования в Италию.
Ил.2
В созданных им здесь портретах и картинах сказалось стремление передать красоту жизни и преодолеть усвоенную в Академии художеств условность живописно-пластической формы. Под жарким римским солнцем были написаны такие картины как «Итальянское утро» (1823) и «Итальянский полдень» (1827) (см.ил.3), а так же, после трех лет кропотливой работы, знаменитая работа «Последний день Помпеи» (1830-33) (см. ил.4).
Ил.3 Ил.4
Стремясь к большим историческим темам, в 1830 году, побывав на месте раскопок древнеримского города, разрушенного извержением Везувия, Брюллов начинает работу над картиной "Последний день Помпеи". Многофигурное трагическое полотно становится в ряд характерных для романтизма «картин-катастроф». Картина "Последний день Помпеи" Брюллова (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее) производит сенсацию как в России (где о ней восторженно пишут А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.И.Герцен и другие писатели), так и за рубежом, где это произведение живописца приветствуют как первый большой международный успех русской живописной школы.
На родину в 1835 художник возвращается уже как живой классик. Посетив по пути Грецию и Турцию, Брюллов создает целый ряд поэтических образов Восточного Средиземноморья. Обратившись по предложению императора Николая I к русской истории, Брюллов пишет "Осаду Пскова Стефаном Баторием" (1836-1843, Третьяковская галерея), не сумев, однако же, добиться (несмотря на ряд ярких живописных находок в эскизах) эпической цельности своего итальянского шедевра. По возвращении в Россию важную сферу творчества Брюллова стали составлять монументально-оформительские проекты, где ему удалось органически сочетать таланты декоратора и драматурга (эскизы росписей Пулковской обсерватории, 1839-1845; этюды и наброски ангелов и святых для Исаакиевского собора).
Полным хозяином своих образов Брюллов выступает в портретах. Даже в вещах выполненный на заказ (вроде портрета "Графини Юлии Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Паччини" (см. ил.5), около 1842, Русский музей) феерическая пышность колорита и мизансцен выглядит в первую очередь как триумф искусства. Брюллов написал много превосходных портретов; ими он оказался ближе всего реалистическому вкусу второй половины XIX века. Большие парадные, импозантные, "сюжетные" портреты светских красавиц – явление в своем роде единственное и больше уже не повторявшееся в русском искусстве. Они нравятся нам по-другому, чем в те времена: мы не воспринимаем их слишком всерьез, в их роскошности есть что-то наивное, но тем-то они и привлекательны. Еще более непринужденны, психологически-задушевны по краскам и светотени образы людей искусства (поэта Н.В.Кукольника, 1836; скульптора И.П.Витали, 1837; баснописца И.А.Крылова, (см. ил.6) 1839; писателя и критика А.Н.Струговщикова, 1840; все работы в Третьяковской галерее), в том числе известный меланхолический автопортрет (1848, там же). Все более слабея от болезни, с 1849 года Брюллов живет на острове Мадейра, а с 1850 – в Италии. Умер Карл Брюллов 23 июня 1852 года в местечке Мандзиана, близ Рима.
Ил.5 Ил.6
Глава 3. «Всадница». Художественный анализ картины
картина всадница брюллов портрет
В последние годы первого пребывания в Италии, в 1832 К.Брюллов написал знаменитую "Всадницу" (см. ил.7), грациозно сидящую на великолепном скакуне.
В центре работы молодая девушка, вернувшаяся с утренней прогулки. Всадница на всем скаку останавливает разгоряченного коня. Уверенная ловкость амазонки вызывает неподдельное восхищение у подбежавшей к балкону маленькой девочки, как бы призывая зрителя разделить ее восторг.
Возбуждение передается лохматой собаке ожесточенно лающей на вздыбленного коня. Взволнован и пейзаж с накренившимися от пробежавшего ветра стволами деревьев. Тревожно по небу бегут перистые облака, беспокойными пятнами ложатся на землю пробивающиеся сквозь густую листву лучи заходящего солнца.
Изображая юную девушку – Джованину и ее маленькую приятельницу – Амацилию Пачини, Брюллов создал вдохновенное полотно, воспевающее радость жизни. Очарование «Всадницы» в непосредственности того оживления, которым проникнута вся сцена, в смелости композиционного решения, в красоте предгрозового пейзажа, в блеске палитры, поражающей богатством оттенков.
Ил.7
Общий силуэт всадницы и коня образует подобие треугольника – устойчивую, издавна любимую форму построения парадного портрета. Так решали многие композиции Тициан, Веласкес, Рубенс, Ван Дейк. Под кистью Брюллова старая композиционная схема истолковывается по-новому. Художник вводит в картину фигуру ребенка. Маленькая девочка, услышав топот коня, стремительно выбежала на балкон и протянула руку через решетку. И восторг, и боязнь за наездницу выражает ее лицо (см.ил.8). Нота живого, непосредственного чувства умеряет холодную величавость портрета, придает ему непосредственность и человечность. Девочка, несравненно живее, чем всадница, удачно вписывается в работу, передает настроение искреннего детского восторга, легкости восприятия мира и лишает портрет пафосности и серьезности, которая обычно исходит от величественных конных портретов других художников той эпохи.
Ил.8
Восторженные итальянцы сравнили Брюллова с Рубенсом и Ван Дейком, писали, что никогда прежде не видали конного портрета, задуманного и исполненного с таким искусством. Это преувеличение – от необычности брюлловского создания. Конный портрет всегда был парадным. Он неизбежно таил в себе скрытый смысл: всадник, оседлавший и подчинивший себе горячего скакуна, – человек властвующий. Здесь не полководец, ведущий армию в сражение, не завоеватель, вступающий в захваченную столицу, не монарх, венчаемый на царство, – девушка вернулась домой с прогулки.
В этой работе Брюллов окончательно соединяет парадный портрет и бытовую сцену. Он сам назвал работу "Жованин на лошади", но для всех это "Всадница". "Жованин на лошади" немного рассказывает о самой "Жованин" – Джованине; маленькая Амацилия – восхищение, порыв, прелесть детства.
Брюллов писал картину с чувством полноты и радости бытия, любуясь красотой и живописностью мира, с тем чувством, которое жило в нем, и которое он нашел в этих девочках, Джованине и Амацилии.
В большом полотне Брюллов сумел органически увязать декоративность решения с правдивостью непосредственного наблюдения. «Всадница» по праву может быть названа образцом портрета-картины в искусстве первой половины XIX века. В этом своеобразии творческого замысла нельзя не видеть выражение смелой воли художника, нарушающего установленные традиции. Самый облик юной всадницы приобрел некоторую условную обобщенность.
Экспонированный в 1832 году в Риме портрет Джованины вызвал оживленный обмен мнений. Вот что говорилось, например, в одной из опубликованных тогда газетных статей: "Русский живописец Карл Брюллов написал портрет в натуральную величину девушки на коне и другой девочки, которая на нее смотрит. Мы не припоминаем, чтобы видели до этого конный портрет, задуманный и исполненный с таким мастерством. Конь… прекрасно нарисованный и поставленный, движется, горячится, фыркает, ржет. Девушка, которая сидит на нем, это летящий ангелочек. Художник преодолел все трудности как подлинный мастер: его кисть скользит свободно, плавно, без запинок, без напряжения; умело, с пониманием большого художника, распределяя свет, он знает, как его ослабить или усилить. Этот портрет выявляет в нем многообещающего живописца и, что еще важнее, живописца отмеченного гением".
По справедливому мнению поэта Алексея Константиновича Толстого, Блюллов считался «лучшим живописцем в Риме». (Пикулева Г. И. /Галерея гениев: Брюллов/ – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.)
В появившейся в том же году статье, приписываемой Амбриозоди, говорилось: «Если что-нибудь может показаться невероятным, так это то, что прекрасная наездница или не замечает бешеность движений лошади, или, от излишней уверенности в себе, совсем не затягивает узды и не нагибается к ней, как, быть может, было бы нужно».
«Упущение» Брюллова, замеченное современниками, находило отчасти объяснение в тех задачах, которые он ставил в этот период перед искусством большого портрета-картины. Создателя «Всадницы» можно было бы заподозрить в неумении передать экспрессию лица, если бы не образ маленькой девочки, в порыве восторга прильнувшей к решетке балкона. На ее остреньком личике так жива игра чувств, что сразу отпадают сомнения в блестящих дарованиях Брюллова-портретиста. К началу 1830-х годов Брюллов занял одно из ведущих мест в русском и западноевропейском искусстве. Его слава выдающегося мастера портрета была закреплена «Всадницей».
Без сомнения «Всадница» это успех. Она произвела фурор среди современников. О ней говорили, писали, ее обсуждали, вокруг нее ходили слухи, версии и предположения по поводу личности изображенной. Это было безоговорочное попадание «в десятку».
"Всадница" была приобретена для галереи П.М. Третьякова в 1893 году в Париже, как портрет Ю.П.Самойловой. Считалось, что это она изображена в роли всадницы.
Позже было доказано, что это та самая картина, которую художник в списке своих работ назвал "Жованин на лошади", и что на ней изображены две воспитанницы Самойловой – Джованнина и Амацилия. Установить это помогло сопоставление изображенных на "Всаднице" девочек с ними же на других брюлловских полотнах.
Если видно, если взглянуть на датируемый 1834 годом "Портрет графини Ю.П. Самойловой с воспитанницей Джованниной и арапчонком" и "Портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией "(см. ил. 5), начатый в 1839 году во время их приезда в Петербург.
Повод ошибаться в том, кто представлен в образе всадницы, дал сам художник. Хотя девушка и выглядит моложе Самойловой, которой в 1832 году было около тридцати лет, но кажется старше девушки-подростка, какой Джованнина изображена рядом с графиней на брюлловском портрете 1834 года. Кстати, это не единственное недоразумение, связанное с определением героини "Всадницы".
В 1975 году знаменитый оперный театр "Ла Скала" выпустил книгу, посвященную выдающимся певцам, чьи голоса звучали с его сцены. "Всадницу", представили как "Романтический портрет Малибран" из Театрального музея "Ла Скала". Имя Марии Фелиситы Малибран-Гарсия, сестры Полины Виардо, принадлежит одной из самых ярких легенд в истории оперного искусства. Виртуозно владея дивным голосом, обладая горячим темпераментом и даром актерского перевоплощения в сочетании с соответствовавшей романтическому канону женской красоты внешностью – стройной фигурой, бледным лицом под иссиня-черными волосами и большими сверкающими глазами, она, казалось, была создана для воплощения на сцене героинь музыкальных драм.
Директор Театрального музея профессор Джанпьеро Тинтори сказал: "Понимаю, что вас смущает. Когда, приехав в Москву, я посетил Третьяковскую галерею, то понял, что светловолосая всадница (в жизни Джованнина была рыженькой) не может изображать жгучую брюнетку Малибран. Я говорил об этом тем, кто подбирал для книги иллюстрации, но они лишь добавили к слову "портрет" эпитет "романтический", то есть представили картину как некую фантазию на тему увлечения певицы верховой ездой".
Картина наполнена эмоциями и движением. Счастливая молодая девушка, возбужденная прогулкой, скачкой, ветром в лицо, круто осадила коня, маленькая подруга восторженно выбежала навстречу – и ей тут же передалось, многократно усилившись в ней, возбуждение всадницы; вороной конь косит глазом, храпит, пытается подняться на дыбы; чувствуя настроение хозяев, волнуются собаки; ветер гнет верхушки деревьев; бегут по небу облака: все возбуждено, взволновано, встревожено, но это радостное возбуждение, радостная взволнованность счастливых людей.
Джованина Паччини на портрете кисти Карла Брюллова показана в модном, богатом и элегантном костюме всадницы, парчовой блузе с пышными до локтя и узкими до запястья рукавами, кружевным воротником, длинной, ниже пят, юбке, что отражает достаток и изысканный вкус ее владелицы. Аккуратно завитые локоны, мягкие черты лица, лишь слегка повернутого вбок, контрастируют с движением, наполнившим всю картину. Легкое облачко вуали, потянувшееся за ветром. Лицо только что вернувшейся наездницы достаточно спокойно, но не лишено удовольствия от поездки. (см. ил. 9) Она держится надменно и величественно, словно храбрый полководец на поле брани.
Ил. 9
Поднятые в беге передние ноги лошади, как бы готовые к прыжку задние; почти слышится ржание лошади и испуганный лай собаки справа. Невозмутимость столь хрупкой девушки поражает, она без тени усилия или страха сдерживает пыл резвого коня, пышущего здоровьем силой и мощью. Солнце играет на мышцах его черного атласного тела. Раздутые ноздри, открытая пасть выказывают все нетерпение, все сопротивление встающего на дыбы коня. Лошадь горячится, но всадница сидит прямо и гордо, уверенная в себе. Вся его мощь полностью подчинена юной наезднице, невозмутимо сидящей на его спине.
Привлеченная топотом копыт и ржанием лошади выскочившая из дома маленькая девочка слева тоже вся в движении – согнутая в колене правая нога, схватившиеся за решетку парапета руки. Даже статичность арки входа, парапета и пьедестала, в который вмонтирован парапет, нарушена изображением вылетевших из-под ног лошади кусков земли, прилипших к пьедесталу. Вся эта жанровая картина как бы подчеркивает бурлящий эмоциями внутренний мир всадницы, но, скованная условностями дворянский приличий, она не проявляет этого в выражении лица.
Дикая сила, покоряющаяся хрупкой красоте, нежность и утонченность, главенствующая над мощью, является одним из излюбленных мотивов романтизма, вершиной которого стало творчество Брюллова.
Вся поза девушки преисполнена изяществом и легкостью. Кажется, что она даже не сидит в седле, а парит над ним, как легкое, почти невесомое бело-голубое облако. Плавный изгиб руки, покатые плечи, тонкая шея придают нежность, плавность фигуре. Складки платья и развивающаяся вуаль только усиливают эффект.
Положение головы и античное спокойствие на фарфоровом лице старшей из сестер Пачини контрастирует с композицией всей картины, наполненной движением и эмоциями. Итальянский идеализированный тип внешности считался совершенным во времена Брюллова. Что не удивительно, ибо сугубо реалистичный образ не всегда дает тот налет романтизма, так полюбившийся современникам Карла Павловича.
Сегодня, глядя на это произведение, понимаешь, как был прав итальянский ценитель искусства, назвавший молодого Карла Брюллова гениальным художником только за один этот портрет. Мастер смело сочетает теплые, нежные тона розового платья девочки с вороной сталью бархатисто-черной шерсти скакуна и белое светящееся одеяние всадницы. Брюллов дает сложную гармонию розово-красных, синевато-черных и белых оттенков. Поражают контрасты цветовых решений, в которых красный цвет сочетается с коричнево-бежевым, темно-коричневый, почти черный – с голубовато-лунным, свинцово-серый – с желто-голубым, бело-розовый – с иссиня-черным, а черный – с желтым.
Живописец как бы намеренно выбирает не сближенные, а контрастные, особенно сложные в живописи, сочетания. Зато каждый тон разработан мастером виртуозно, во множестве тончайших градаций. Живописный слой нигде не перегружен, и это усиливает звучание краски на светлом грунте. Брюллов добился здесь особой тональной гармонии. Небрежных, вяло написанных мест в портрете почти нет. Школа Академии художеств наложила свой отпечаток на картину: анатомически точно изображены фигуры девочки, собак и особенно лошади.
Так же умело используется сочетание фактур и свет. Графичные, угловатые складки сияющей бликами ткани рядом с мягкостью шерсти животных. Светом художник определяет основное действо и главных персонажей картины. Здесь ярким утренним светом, на фоне темного сада и монументальных каменных плит, выхвачены фигуры сестер, животные чуть менее освещены. На ломаных изгибах одежды свет лежит такими же яркими изломами, словно осколки разбитого зеркала. А на самом движущемся объекте – коне, напротив более рассеянный свет. Утреннее солнце играет на его напряженных мышцах, ложась на края плавных, а не рубленных как на платье, изгибов груди, ног и шеи, подчеркивая их округлость и позволяя зрителю увидеть и почувствовать их перекаты и движение.
В работе чувствуется пространство, перспектива. Изображенный на холсте лохматый пес помогает создать впечатление того, что в картине пространство развертывается не только в глубину, но существует и перед персонажами. Ощущение глубины усиливается еще и благодаря свету, пробивающемуся где-то в дали, сквозь деревья густого сада.
Заключение
Брюллов зорок и наблюдателен в изучении действительности. Все его работы отличаются яркостью и звонкостью колорита, придающего праздничное настроение любому событию. Этим работам также присуща непременная красота изображаемых людей, которой обязательно сопутствует и красота их чувств, поступков, движений.
При написании знаменитой « Амазонки» не только портретные задачи интересовали художника. «Если не увидеть красоту в предмете и не запечатлеть эту красоту, то вовсе нет смысла предаваться искусству»,- считал Брюллов. Именно эта мысль стала основной темой «Всадницы». Художник построил на полотне свой, отчасти идеальный мир. Главным в этом мире были чувство радости бытия, ощущение прелести детства, счастья юности, которые переполняли Брюллова и которыми он наделил своих героинь. Они изображены с такой силой лирических чувств, что ситуация, быть может, повседневная, предстала поэтически преображенной. Картина пронизана бурным движением, наполнена феерией красок.
Карл Павлович достиг поставленной перед самим собой задачи, к тому же «Всадница» принесла ему успех и признание, как у себя на Родине, так и заграницей.
Когда была создана «Всадница», Карлу Брюллову исполнилось тридцать три года. Впереди был триумф «Помпеи», серия знаменитых портретов современников, дружба с Пушкиным, Глинкой. Впереди была целая жизнь…
Под влиянием творчества Брюллова в России сложилась большая группа его последователей, которые по-разному использовали его художественные принципы: одни отдали предпочтение красочности общего живописного решения, другие глубокому проникновению в человеческий характер, отмечающему лучшие творения великого мастера.
В наше время картины Брюллова признаны, как ценное художественное наследие. Они учат нас пониманию красоты, радости и горя, счастья и неизбежности. Их можно назвать абсолютной истиной. Они не лгут, не притворяются, их персонажи наивны, чисты и недостижимо прекрасны. На них можно смотреть бесконечно, видеть все новое и новое, но нам никогда не суждено понять душу человека, написавшего эти полотна. Человека, жившего в неспокойное время, и без того несовершенного мира, но изображавшего столь прекрасные и совершенные образы.
Список литературы
1. Алленова О., Аленов М. /Карл Брюллов/ М.: Белый город, 2000.
2. Долгополов И. /Рассказы о художниках. Том 2/ М.: Изобразительное искусство, 1983.
. Леонтьева Г. К. /Карл Павлович Брюллов/ Л.: Художник РСФСР, 1986
. Леонтьева Г. К. /Карл Брюллов/ М.: ТЕРРА, 1997
. Пикулева Г. И. /Галерея гениев: Брюллов/ – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.
. Порудоминский В. И. /Жизнь замечательных людей: Брюллов / Молодая гвардия, 1979.
. Столбова Е. /Летопись жизни и творчества Карла Брюллова / Карл Павлович Брюллов. Palace Editions, 1999.
. Интернет ресурс свободная энциклопедия «Википедия»
Список иллюстраций
Ил. 1: К.П. Брюллов. «Всадница» фрагмент (1832) Масло.
Ил. 2: К.П. Брюллов. «Нарцисс, смотрящийся в воду» (1820) Масло.
Ил. 3: К.П. Брюллов. «Итальянский полдень» (1827) Масло.
Ил. 4: К.П. Брюллов. «Последний день Помпеи» (1830-33) Масло.
Ил. 5: К.П. Брюллов. Портрет «Графини Юлии Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Паччини» (около 1842) Масло.
Ил. 6: К.П. Брюллов. Портрет баснописца И.А.Крылова (1839) Масло.
Ил. 7: К.П. Брюллов. «Всадница» (1832) Масло.
Ил. 8: К.П. Брюллов. «Всадница» фрагмент (1832) Масло.
Ил. 9: К.П. Брюллов. «Всадница» фрагмент (1832) Масло.